Грех чревоугодия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

О страсти чревоугодия

Босх. Страсть чревоугодия

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений – как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело – коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Читайте также:  Царь Ирод: биография, происхождение и история царствования

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

4 опасности греха

Я сотни раз проповедовал эту истину окружающим, и тысячи раз себе самому: невозможно грешить без последствий. Не таким Бог создал этот мир. Не таким Бог создал свой народ. Иисус в полной мере заплатил за грех христиан, однако это не значит, что у нас нет причины опасаться немедленных последствий. Ниже, опираясь на размышления моего любимого автора, я привожу 4 серьезных опасности, которые таит в себе любой грех.

Опасность ожесточиться

Первая опасность – это опасность ожесточиться. Дело в том, что грех делает вас нечувствительным к Божьей любви и милости. На самом деле, главная цель любого греха, – неважно, насколько маленьким он нам кажется, – полностью ожесточить вас против Бога. Джон Оуэн предупреждает, что вы должны «быть бдительны, использовать все средства, анализировать ваши искушения, внимательно наблюдать; грех таит в себе предательство, обман, который обычно приводит к ожесточению ваших сердец и ослаблению страха Божия». Каждый грех подталкивает вас к полному и окончательному ожесточению сердца. Дело в том, что грех всегда опережает вас на несколько шагов. «Достаточно ли просто заставить сердце трепетать при мысли о том, что оно может прийти в то состояние, когда оно с пренебрежением будет относиться ко греху? Вместе с этим придет и пренебрежение к благодати, милости, крови Христовой, закону, раю и аду. Будьте бдительны! Именно это (ваш грех) и приведет к тому, что сердце ваше ожесточится, голос совести утихнет, разум затуманится, чувства притупятся и сама душа впадет в обольщение».

Опасность Божьего наказания

Вторая опасность – это опасность Божьего наказания. Ваш грех может привести к тому, что Богу придется каким-то образом вас наказать, несмотря на то, что он продолжает прощать вас. «И хотя Бог не покинет вас окончательно из-за той мерзости, что скрывает ваше сердце, однако Он придет к вам с розгой; и хотя Он милует и прощает, Он воздаст вам за ваши помыслы». Бог как любящий Отец, порой наказывает вас для вашего же блага. Ваша любовь к вашим детям порой заставляет вас наказывать их за их грехи, и это также справедливо в отношении Божьей любви к вам. Грех, который вам хочется совершить, может навлечь на вас исправительное наказание.

Опасность потерять мир и силу

Третья опасность состоит в том, что грех может лишить вас духовного мира и силы. Ваш грех может привести к длительным последствиям, которые будут проявляться в течение всей жизни. «Возможно, пройдет немного времени, и вы больше не увидите лица Божьего, обращенного к вам с миром. Возможно уже завтра вы не сможете молиться, читать, слушать или нести служение с бодростью, жизнерадостностью и рвением; и может статься, вы до конца жизни будете лишены покоя…» И все это может произойти потому, что вы выбираете согрешить и несете на себе бремя последствий. Сознательно ли, по небрежности ли вы грешите, – это не может остаться без последствий.

Опасность вечной погибели

Самая большая опасность из всех заключается в следующем: если вы продолжаете грешить, то это может указывать на то, что вы вовсе не спасены, а, следовательно, находитесь под гневом Божьим. «Связь между пребываением во грехе и вечной погибелью выражается в том, что хотя Бог и спасает некоторых от пребывания во грехе и, следовательно, от вечной погибели, однако Он не спасает никого, кто продолжает грешить; поэтому пока кто-либо находится под непреодолимой властью греха, он находится под угрозой гибели и вечной разлуки с Богом». Несмотря на то, что грех, и даже серьезный грех, не обязательно говорит о том, что вы не спасены, если вы продолжаете пребывать во грехе и не пытаетесь с ним бороться – это должно стать для вас серьезным предупреждением. Если вы продолжаете грешить, не желая раскаяться, то этим вы доказываете, что вы не спасены и после смерти вас ждет вечное Божье осуждение.

Что означает грех чревоугодия и как с ним бороться: советы святых отцов

Что значит чревоугодие

Какой бы ни была пища, Церковь никогда не называет ее греховной. Грехом является неправильное отношение к ней: обжорство, создание культа еды, алкоголизм. Если человек придерживается здорового рациона, регулярно постится и соблюдает разумные ограничения, такое поведение только поощряется.

Священники не зря считают, что совместная трапеза после богослужений укрепляет дух. После Воскрешения Христа последователи Мессии каждый вечер собирались за столом, вспоминая Спасителя, а также размышляя о том, чему Он учил.

Четкое определение чревоугодию дал апостол Павел. Он говорил, что обжоры забывают о Боге, поклоняясь своему животу. Вознеся на первое место свои низменные желания, они совсем перестают заботиться о душе. При этом греховным считается:

  • переедание;
  • чрезмерное употребление алкоголя;
  • сокрытие принятия пищи;
  • нарушение говенья;
  • злоупотребление кондитерскими изделиями.

Православие не запрещает пить вино, однако его количество не должно превышать допустимых норм. Небольшое количество спиртного напитка полезно для пищеварения и настроения, а вот чрезмерные излияния практически всегда влекут за собой непотребное поведение.

Христианство делит грех обжорства на два вида:

  • чревобесие – характеризуется беспорядочным употреблением пищи только ради того, чтобы «набить живот»;
  • гортанобесие – непомерная любовь к кулинарным изыскам, возведение еды в культ, гурманство.

Проявление греха

Все страсти взаимосвязаны, и чревоугодие не исключение. Практически всегда оно идет бок о бок с гневом, который обжоры заедают вкусной пищей, замыкая тем самым порочный круг. Люди, любящие поесть, бывают скупы, так как боятся остаться без еды. Они начинают бесконтрольно накапливать продукты, иногда даже доедать за кем-то, что влечет за собой постоянный стыд. Самобичевание приводит к тому, что чревоугодники начинают есть втайне, стараясь не попасться кому-либо на глаза.

Грех проявляется следующим образом:

  • нарушение режима питания;
  • регулярное переедание;
  • количество пищи становится важнее ее качества;
  • быстрое заглатывание еды;
  • привычка есть перед телевизором или компьютером;
  • поздние ужины или слишком ранние завтраки;
  • сокрытие своей слабости от окружающих.

Человек, страдающий гортанобесием, может потратить последние деньги на изысканные продукты или дорогой ужин в ресторане.

Возможные последствия для души и тела

Официальная медицина полностью поддерживает Церковь в том, что обжорство – это действительно «смертный» грех. Проблемы со здоровьем, возникающие на фоне злоупотребления жирной, сладкой или острой пищей, могут быть серьезными:

  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта.

Без должного лечения и соответствующей диеты все эти диагнозы могут привести к летальному исходу. Также существенно портится качество жизни, ведь человек вынужден постоянно терпеть физические неудобства, связанные с болезнями или излишней массой тела.

Не менее отрицательно чревоугодие влияет и на душу, ведь оно становится препятствием на пути к Богу. Вознеся свой живот на первое место, обжора забывает о духовности, мучается от гласа совести, не может найти успокоения. Внутренний дисбаланс приводит к расколу личности, ее разрушению. Это влечет за собой постоянные неудачи, неурядицы в семейной жизни и карьере.

Ожирение является последствием греха

Чревоугодник не может сконцентрироваться на молитве, так как разум его заполнен мыслями о еде. По этой же причине у него теряются творческие и интеллектуальные способности, развивается комплекс неполноценности. Образумившись, обжора пытается сесть на диету, но лень не позволяет довести начатое дело до конца. Несчастный срывается, начинает себя винить, затем заедает это чувство нездоровой едой и все повторяется.

Видео «Как побороть чревоугодие?»

В этом видеосюжете рассказывается, как бороться с грехом.

Как избавиться от греха чревоугодничества

Святое Писание говорит, что победить свои страсти можно только через молитву и строгий пост. С каждым грехом нужно бороться его противоположностью. Например, алкоголизм лечат трезвостью, распутство – соблюдением чистоты, а обжорство – говеньем.

Принципы достижения победы

В одиночку избавиться от чревоугодия бывает довольно сложно, поэтому священники советуют всем членам семьи соблюдать диету. Чтобы достичь результата, нужно перейти на здоровое питание:

  • минимизировать потребление острого, соленого, пряного;
  • убрать из рациона продукты, содержащие глутамат натрия;
  • отказаться от сахара, заменив его медом или стевией;
  • заместить жирную, жареную пищу постной, приготовленной на пару;
  • включить в рацион больше овощей и фруктов.

Во время трапезы нужно тщательно пережевывать еду, полностью концентрируясь на процессе. Есть нужно только на кухне, вдали от телевизора, ноутбука или книги. Чтобы не съесть лишнего, внимание не должно ни на что отвлекаться.

Добиться успехов поможет грамотно выстроенный режим питания. Основательно поесть можно три раза, а вот в промежутках допускаются перекусы в виде небольшого количества фруктов или орехов. Также необходимо соблюдать церковные посты, а во время трапезы произносить молитвы.

Люди, далекие от Церкви, часто путают пост с обычной диетой. Однако говенье значит не только отказ от животной пищи. Прежде всего человек постится духовно, усмиряя свои страсти путем воздержания. Поэтому просто заменив один продукт другим, невозможно победить чревоугодие.

Постящийся должен больше времени проводить в молитвах, посещать храм, исповедоваться и причащаться. Для грешника это настоящее испытание, но подходить к нему нужно с благодарностью, ведь Всевышний дает достаточно сил, чтобы пройти его. Господь смотрит не на тело, а на душу. Чтобы было легче, можно попросить помощи у священника или найти себе духовного наставника.

Молитва дает силу

Без помощи Небесных Сил борьба с обжорством, как и с другими грехами, обречена на провал. При первой мысли о еде и перед началом трапезы священники наказывают молиться Спасителю или Пресвятой Богородице. Также можно обращаться к разным святым:

  • Иоанну Кронштадтскому;
  • святому Алексию;
  • Игнатию Брянчанинову;
  • Ахиле Печерскому;
  • Матроне Московской;
  • блаженной Ксении Петербургской.
Читайте также:  Гефсиманский сад: история и значение в православии, что такое, место Гефсимании

Молиться можно также в церкви во время воскресной службы. Делать это нужно про себя, не произнося речей вслух. Также хорошо после Литургии причаститься, поставить свечку за здравие, заказать требу.

Чревоугодие – смертный грех, который строго карается Господом Богом. Бороться со страстями всегда сложно, однако не стоит опускать руки. Даже если с первого раза не получилось усмирить свои страсти, нужно продолжать сражение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чревоугодие: что это за грех?

В чем суть греха и почему церковь осуждает любовь к излишествам? Любая ли пища является чревоугодием и как избавиться самому от этого страшного греха?

Человек по природе своей грешен и Бог помогает ему преодолевать трудности, возвращаться на путь истинный. Он прощает его и наставляет. Главным инструментом православных христиан стали заповеди, в них говорится о семи смертных грехах. Их и должны опасаться все миряне.

Священники уверяют, что только святые не совершали ни один из этих грехов. Не стоит стыдиться своих желаний и страстей, но нужно каяться . В этом материале мы разберемся с вами, чем опасен грех чревоугодия, в чем его суть? Развеем миф о том, что христиане могут питаться лишь духовной пищей и ответим на вопрос: «как победить свои страсти».

Что это за грех: пять видов

Паломники, священники и монахи не уделяют пище столь большого внимания, как обычные люди. Для большинства прием пищи – процесс, сопровождающийся беседами, демонстрацией умений и своего положения. Все это мирские грехи , источником которых становится чревоугодие. Священники советуют сдерживать себя в еде, употреблять простую и легкую в готовке пищу. На приготовление блюд не стоит тратить уйму времени и сил.

В православии выделяют три степени сытости. Это воздержание – после еды вы еще хотите есть; довольство – вы испытываете чувство голода ; насыщение и сытость, после которой вы больше не хотите есть, но вам хорошо.

Чревоугодие – одна из страшных человеческих страстей, вынуждающих человека отказываться от веры и насыщать свое чрево все большим количеством еды.

Этот грех означает страсть к вкусной, вредной пище и нарушение великих постов. Опасность этого греха таится в том, что он становится основой для восьми страстей. Его называют «коренным» грехом.

В писаниях выделяют:

  1. объедение;
  2. гортанобесие (погоня за вкусом, замена постных блюд синтетическими веществами);
  3. наркомания;
  4. пьянство;
  5. тайноедение.

Часто нарушающие этот грех поклоняются чувственным и вкусовым удовольствиям. Бороться с ним можно воздержанием .

Какой круг ада уготован чревоугодникам?

В писании говорится, что за нарушение смертных грехов человек попадает в один из кругов Ада. Верующие мечтают избежать такой участи и молят о прощении у Господа, просят его дать им сил бороться с человеческими страстями. Другие пытаются понять, кто будет охранять их «спокойствие» после смерти, на какой круг темной обители они попадут. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)

Ответы на все эти вопросы вы найдете в церковной литературе или «Божественной комедии» Данте. В ней говорится о существовании девяти адовых кругов. Каждый из них посвящен своим «героям», чтобы люди после смерти не передавали друг другу грехи и не склоняли к совершению новых.

Чревоугодники «живут» в третьем круге. На его территории постоянно идет дождь, а души умерших утопают в лужах грязи.

Сторожит их демон Цербер , держащий их под своей лапой. Наказание Господь для них выбрал такое – они гниют под дождем.

Что этот грех означает в православии?

С течением времени монахи, святые и отцы собрали воедино все человеческие страсти и классифицировали их в семь смертных грехов. Существование каждого невозможно в одиночестве. Они взаимосвязаны и один порождает следующий.

Чревоугодие – голова и начало этих грехов. Многие считают употребление пищи – обычным делом, естественной необходимостью. Но это не так. Нельзя переступать грань и поддаваться слабости тела и желаний.

В этом дисбалансе и постоянной борьбе внутри человека виновен Адам, совершивший первородный грех. В православии верят, что тело – лишь инструмент души и чувств, порождающий страсти и желания, заглушая голос сердца.

В писаниях говорится о том, что тело — добрый враг человека и с ним нужно быть осторожным и внимательным. Плоть имеет дьявольское происхождение и совращает мирян своими похотливыми желаниями и просьбами.

Если вы переступаете грань, то ваше тело побеждает дух и это становится началом всех грехов. Древние люди поклонялись плоти, жили ради удовлетворения чрева и желаний тела, поэтому дух не уживался в них и Бог покарал их. Погрязнув в материальности, люди стали поклоняться идолам и следовать строгой идеологии, моде, трендам. Они отказались от веры и покорности, воздержания и смирения.

Страсти охватывают людей и вместо Бога они поклоняются магам и колдунам, экстрасенсам и волшебству. Всемирный потоп нужен был для очищения , душа в людях уже почти погибла. Такого мнения придерживаются большое число священнослужителей.

Сопутствующие грехи

Нарушающие заповедь отказаться от чревоугодия миряне порождают в себе гнев. Полные люди чаще недовольны собой и окружающими , чувствуют недомогания и из-за этого сердятся и ругаются с родными и близкими.

Если человек привык много есть, то он будет бояться остаться без еды. Грешник начинает собирать еду и забивать своей холодильник и кладовые запасами .

Священнослужители выделяют два вида чревоугодничества: чревобесие – постоянное желание есть и гортанобесие – стремление к изысканной пище .

Чревоугодие приводит к скупости. Вы готовы доедать объедки и есть испорченную еду, чтобы не выбросить ее. Такие люди радуются, что у них есть запасы еды и гордятся своей подготовленностью на любой случай. Скупцы не любят приглашать к себе гостей, а ходить к друзьям они не прочь.

Если у вас этот грех соединяется с тщеславием , то вы «играете» в тайноядение. Вы боитесь показать миру, что любите много и вкусно поесть. Если вы употребляете пищу в одиночестве, то готовы съесть полный стол яств, на людях вы ведете себя очень скромно и сдерживаетесь в лакомствах.

Родственными грехами считаются: еда без молитвы ; чрезмерное употребление алкоголя или наркомания; пошлые шутки; ссоры и склоки во время завтрака, обеды или ужина.

Последствия

Священники выделяют два вида последствий: духовные и физические. Человек чувствует недомогание и тяжесть, у него развиваются болезни пищеварительной и нервной системы. Люди, подверженные чревоугодию, чаще впадают в уныние, их посещают грустные мысли. В духовном плане они отдаляются от Бога, перестают молиться и посвящать свое время смирению. Все силы направлены на переработку пищи и мысли о поиске новых блюд и изысков. (см. День государственного флага Российской Федерации)

Видом этого греха является пьянство – опасное в духовном плане. Человек теряет себя, ему тяжело справиться с проблемами в семье, на работе и в общении с друзьями. Он теряет себя, ему тяжело находиться в социуме и мировоззрение заметно меняется. Алкоголь – самая популярная причина совершения страшных преступлений против Господа – это обман, святотатство, богохульство, раздоры и вражда, грабежи, кражи и убийства.

Чревоугодие заставляет разум человека выключиться и действовать по проверенной схеме: добыча и потребление еды.

ВАЖНО! Порой человек может не замечать за собой таких грехов . Он уверен, что уделяет Богу, семье и друзьям достаточно времени. В случае появления сомнений лучше посоветоваться с духовником.

Если вы тратите на еду, ее приготовление и покупку более трех часов в день, то стоит начать беспокоиться. Поводом задуматься является и стремление выпить в любой ситуации и невозможность прожить без «100 грамм» и дня. Другим примером чревоугодие является тайная еда и скрытие своей излишней любви к той или иной пище. Или если после пышного застолья, уходя от гостей, вы чувствуете тяжесть и неприятные ощущения.

В священном писании не зря этот грех упоминается как один из самых вредных. История знает, к чему приводит любовь к изыскам . Умы израильтян были заняты сытной пищей, что, потеряв возможность есть досыта, они начали роптать о том, что жизнь в безбожном Египте была бы лучше. Местный пророк поставил этот грех в один ряд с гордыней и праздностью.

Православные советы для избавления от греха

Христиане всего добиваются смирением, воздержанием и искренней молитвой к Богу. Только так, покаявшись в грехах и страстях , они обретают успокоение и гармонию.

Священники и психологи выделяют духовные и аскетические методы борьбы с чревоугодием.

  1. Молитва и покаяние. Основополагающие советы для победы над чревоугодием. Осознание своей греховности и стремление избавиться от греха – первый шаг к «исцелению». Об этом говорят врачи и святые отцы.
  2. Переключение внимания на труд. Займите себя богоугодными делами, помогайте храму, расположенному неподалеку от вашего дома, общайтесь с нищими и убогими. Займитесь усердной молитвой.
  3. Правильный рацион. Сбалансированное питание – не будет требовать от вас постоянного приема пищи. Посоветуйтесь с медиками и составьте себе диету.
  4. Не переходите на новый режим питание резко. Даже если вы решили изменить свою жизнь в пост, не стоит сразу отказываться от всех лакомств и блюд. Организм не выдержит такой нагрузки и психологически вам будет нелегко. Продумайте постепенное снижение «чревоугодия» и возьмите благословение на такую диету у батюшки.
  5. Ешьте не спеша и не выходите из-за стола до полного насыщения.
  6. Питайтесь по режиму.
  7. Откажитесь в переходный период от лишних застолий и посиделок с друзьями, чтобы справиться с искушением.

Чревоугодие — смертный грех?

Чревоугодие в православии

Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.

Читайте также:  Православие и толерантность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?

Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи

К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.

«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.

Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.

Возможные последствия чревоугодия для души и тела

Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:

  • Ожирения;
  • Диабета;
  • Сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Гастриту.

И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.

Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.

Как избавиться от греха чревоугодия

Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения. Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек. Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.

Читайте также — Зависть — русский грех

Совет от преподобного Амвросия:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Преподобный Лев говорил:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Вы прочитали материал о чревоугодии. Читайте также:

Грех чревоугодия — поклонение собственному желудку

Вкушение пищи — естественный процесс для каждого человека. Но опасность начинается тогда, когда еду превращают в культ. Поглощение больших порций, желание лакомиться, тайноядение и невоздержание перед пищей указывают на грех чревоугодия.

Через вкушение запретного плода в мир вошел грех

Да, кушать — это естественно. Еще первые люди, обитая в Эдемском саду, вкушали плоды. Поразительно, но таким образом они познавали Божий замысел о мире, узнавали, как все устроено. А потом произошла всем известная самая глобальная катастрофа в истории человечества — грехопадение Адама и Евы. Получается, что порок вошел в мир именно через человеческое чрево (а все начиналось с мысли).

Когда Иисус Христос 40 дней молился и постился, то перед ним явился дьявол и пытался искушать его именно едой, мол, если ты Бог, то преврати эти камни в хлеб. Страсть чревоугодия также включена в список семи смертных грехов. Так почему же она настолько опасна?

Каждый человек зависит от еды. Вот только некоторые праведники достигали такого состояния благочестия, что питались только хлебом и водой, да и то раз в неделю. Некоторым еду приносили с небес ангелы. Небесной пищей питалась также и Дева Мария, когда родители отдали ее на служение Богу.

Современному человеку даже слышать такое в диковинку. Кроме того, мирские люди не могут нести таких подвигов, как монашествующие. Да и Бог никому не приказывает поступать именно так. Проблема в другом.

Опасность заключается в том, что человек помрачается: он ест не для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы есть. Это может проявляться по-разному: пристрастие к вкусной еде, неумеренность в пище, лакомство, постоянная забота о том, что приготовить и новенького попробовать. Можно составить целый букет гастрономических пристрастий. Все они свидетельствуют об одном: человек очень зависим.

Чревоугодие чревоугодию рознь

Различают разные виды греха чревоугодия. Если человек поглощает неумеренными порциями — это чревобесие.

Если ему приносит удовольствие именно вкус еды, и он может долго рассказывать, как прекрасны и изысканны блюда каталонской кухни, — он крепко сидит на крючке гортанобесия.

Когда человек притворяется на людях и ест умеренно, зато после возвращения домой «отрывается» наедине — его не отпускает тайноядение.

Если он проснулся с утра и первым делом бежит к холодильнику, независимо от того, пришло ли чувство голода, — это раноядение.

Когда человек впопыхах набивает свой желудок, не пережевывая, лишь бы побыстрее, от этого приходится поглощать большие порции — поспешное ядение.

Иногда проявляется зависимость от конкретных продуктов: есть те, кто не может и дня прожить без мяса, а кто-то — без сладкого.

Часто в одном человеке сфокусированы различные виды страсти чревоугодия. Ему постоянно хочется «пожрать» чего-нибудь вкусненького и побольше. Кстати, славянское «пожирать» означает «приносить жертву». Так кому приносит жертву чревоугодник? Получается, что своему желудку.

Вот как просто, оказывается, от переедания дойти до идолопоклонства. Да и не только. Когда человек пресыщается, он не может нормально молиться. Также у него возникает лень. Помните классику: «поел — можно поспать»?

Более того, чревоугодие, как угождение своему телу, может стать причиной другого смертного порока — блуда, который связан с плотью. Не зря разгульную жизнь часто такой и изображают: лень, пресыщение не только едой, но и алкоголем, сигаретами, наркотиками, блуд.

Поэтому очень важно диагностировать у себя болезнь еще на ранних стадиях и не допустить состояния, когда метастазы пойдут во все органы. Но как это сделать?

Объявляем войну греху чревоугодия

Поскольку эта страсть — дело бесов, то отлично справится всем известный евангельский совет: «Сей род изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17:21)

Каждое принятие пищи нужно начинать с молитвы, ею и заканчивать. Таким образом мы благодарим Господа за то, что он дает нам жизнь и необходимую для ее поддержания пищу. Отцы Церкви также советуют быть очень осторожными во время трапезы.

Желательно не рассеивать ум, можно читать Иисусову молитву. Контролируйте себя и ограничивайте порции, в повседневной жизни довольствуйтесь более скромным столом.

Есть свидетельство о том, как Паисий Святогорец боролся с гортанобесием. Он 18 (!) лет питался капустой. Нам даже тяжело поверить, что такое возможно. Но к чему сомнения, когда человека крепит и питает сам Бог?

Конечно, новоиспеченному христианину точно не стоит брать в пример этого святого и начинать каждый день есть только капусту или морковку, мол, ударим овощами по страсти чревоугодия.

Речь идет о самовоспитании. Надо контролировать свой желудок. Авва Дорофей предлагает это делать так: сначала понять, сколько примерно еды тебе необходимо, чтобы насытится, а потом съесть на четверть меньше. Когда организм привыкнет к такой порции, постепенно переводить на новый режим уменьшения, пока не научишься есть именно столько, сколько нужно для поддержания жизни.

Контролировать себя помогают и посты, которых в православии насчитывается четыре: Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а также постные дни — среда и пятница. Обычно в это время воздерживаются от мясного, молочного, в некоторое время и рыбы. Но суть поста не исчерпывается только этим.

Можно готовить себе салат и с дорогими морепродуктами, объедаться «постными» сладостями и говорить: я пощусь.

Пост как раз и служит для того, чтобы человек обуздал свою плоть: питался умеренно и просто. Тогда его не будут обременять блудные помыслы, легче пойдет молитва.

Но если человек только всматривается в состав продуктов, постоянно раздражается, ходит с «постной» рожей и мнит из себя великого праведника, то толку никакого. Наоборот — это только усугубит проблему.

Еще одним действенным методом борьбы с грехом чревоугодия является смирение.

Вы постоянно смиряете себя, в том числе и пониманием того, что без помощи Божьей вам тяжело справиться с этим недугом. В другом случае есть опасность вместе с якобы избавлением от переедания, заметным похуданием получить звездочку гордости во лбу. А с этим бороться будет еще тяжелее.

Ссылка на основную публикацию