Грех любостяжания в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Грех осуждения

Грех осуждения состоит в том, что человек считает, что осуждаемый им сделал, сказал что-то не Богоугодное . Того, чего бы он сам никогда не сделал, не сказал, не помыслил.

Там, где господствует осуждение и порицание, там нет места искреннему братскому прощению. Ведь цель в перевоспитании заблудшего ближнего не в высмеивании и осуждении, а в спасении его души и направлении её на путь истинный. Говоря “не судите”, Спаситель призывает отказаться от осуждения, порицания и злословия ближних, хотя они и являются грешниками. Потому что применением одной критики в виде осуждения, злословия и осмеяния перевоспитания грешника достичь нельзя.

“Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему” (Лук.17:3)

А перевоспитывать грешника надо так, чтобы избежать суда самому. Потому что согласно закона воздаяния Божьего

“каким судом судите, таким будете судимы” (Мф.7:2)

“Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лук. 6:37)

Запрещая суд в смысле осуждения, порицания и злословия, Иисус Христос не запрещает поступки, связанные с тем, чтобы понять поступки ближнего и исправить его поведение. Но исправлять других людей человек может после того, как исправится сам. Право не на осуждение ближнего, а на обсуждение (анализ) его поступков с целью исправления другого человека предоставлено Спасителем человеку, самому сумевшему прежде всего исправиться. Это и подтверждается словами Спасителя : “вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего” . То есть когда исправишься сам, вынув бревно недостатков из своего глаза, тогда будешь видеть как исправить другого человека, то есть сумеешь вынуть сучек из глаза брата твоего. Наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи.

“Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15)

Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. Именно эту мысль подтверждает, и в таком виде понимает разбираемые слова Спасителя Святой Нил Синайский , написавший:

“Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое желающего исправить”

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие . Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога , — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!

Преподобный Никодим Святогорец пишет: “К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их.

«Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое» (Мф. 12:35)

Напротив, око чистое и бесстрастное бесстрастно взирает и на дела других, а не лукаво.

«Чисто око еже не видети зла» (Авв. 1:13)

Потому, когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность, вознегодуй на самого себя, как на делателя таких дел и в том же повинного, и скажи в сердце своем: «Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более тяжкие прегрешения, дерзну поднять голову, чтоб видеть погрешности других и осуждать их?» Действуя так, ты будешь оружие, которым злой помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя и вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные“.

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании : “Ревность по доме Твоем снедает меня” (Ин 2:17) . Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит». Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: “Нет, Господи , Ты — Единый Судия , Ты — Единый Человеколюбец , никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился:

” Отче , прости им, не ведают, что творят”

Поэтому Православная Церковь учит нас молиться:

” Господи , даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего! “

Священное Писаниие о грехе осуждения

Не судите, да не судимы будете.
Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?
Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучёк из глаза твоего; а вот в твоём глазе бревно?
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего.

Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон.
Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Что такое любостяжание в православии, как побороть этот грех

Любостяжание считается одним из основных пороков, растлевающих человечество. Многие проповеди священников направлены против этого греха, они обличают его, указывая на обширность распространения в современном обществе.

Что это такое

Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.

Происхождение слова

Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».

«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:

  1. Наживать, приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие .
  2. Добиваться, достигать чего-либо (славы).
  3. Доставлять, приносить кому-либо ( уважение ).

Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.

Значение понятия

В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.

Значения слова «любостяжание»:

  • сребролюбие;
  • пристрастие к имуществу;
  • корыстолюбие;
  • страсть к наживе;
  • любовь к деньгам;
  • нездоровое потребительство.

Упоминания в Библии

Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.

Некоторые из них:

  1. Сребролюбие. Всякий, кто является идолопоклонником (любит богатство и видит в нем смысл жизни), «не будет наследником Царства Божия».
  2. Лихоимство, мздоимство. Исходят из сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества развиваются из чувства жадности. Такие люди нечестивы и неправедны.
  3. Алчность. Она способна отнимать жизненные силы у жаждущих «чужого добра».
  4. Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется скудный урожай. От жадности она отличается тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро.
  5. Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание. У всех служителей церкви отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  6. Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
  7. Эгоизм. Чувство «не от мира сего», данное человеку не от Отца.
  8. Ненасытность. Постоянное желание обогащаться Библия называет суетой. Чрезмерная любовь к богатству не приводит к счастью.

В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое. Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым. Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».

Связь с лихоимством

Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).

Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.

Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.

В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.

Почему это — грех

Любостяжание в православии считается идолопоклонством. Деньги и богатство выступают как идолы, а поклонение им и есть грех. Проповедники называют страсть к стяжательству «злой матерью всех зол», они считают это омрачением души. Такие люди не умеют вовремя остановиться, сказать себе «хватит», они не знают границ, рядом с ними не может быть любви. В своей страсти идолопоклонник все дальше уходит от Бога, теряет свое лицо и способствует духовной деградации окружающих.

Как бороться с грехом

Решить проблему позволяет опыт православных святых, которые на практике помогают всем желающим избавиться от порока. Святитель Иоанн Златоуст считает, что самое главное — это захотеть избавления от греха, потому что все зависит от желания человека. Любой порок оставляется с трудом, но осознание ошибочности своего пути может сильно в этом помочь.

Необходимые действия для исцеления:

  1. Осознать, что эта страсть несет душе только разрушение.
  2. Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком.
  3. Просить у Господа милости и сил для оставления греховной страсти.
  4. Исправить свои ошибки и пути.
  5. Вернуть обманом полученные деньги тем, у кого они были взяты.
  6. Молиться о прощении.

Примеры в литературе

В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.

Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

  1. Чичиков, главный герой романа, проворачивал аферу под прикрытием «благих намерений».
  2. Плюшкин собирал все подряд, был жаден по отношению к себе и родным.
  3. Манилов и его супруга отдались чревоугодию, они «прожигали жизнь», интересуясь только негой, телесными удовольствиями и вкусной едой.
  4. Помещица Коробочка вовсе не может говорить и думать ни о чем, кроме возможности что-то получить или продать.

Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.

Читайте также:  Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Видео о толковании понятия в Библии

Данное видео посвящено толкованию смысла понятия «любостяжание».

Что означает грех прелюбодеяния в православии: последствия и искупление

Значение заповеди «Не прелюбодействуй»

Супружеская измена – один из семи смертных грехов, о которых нам говорят Заповеди Господни. Человек, вступающий в безнравственную связь, лишается морали, а значит, перестает быть целостной личностью. Для лучшего понимания приведем несколько примеров:

  • неженатый молодой человек совращает замужнюю женщину;
  • девушка, будучи замужем, изменяет супругу с другим женатым мужчиной;
  • сюда же относятся инцесты, то есть половая связь между кровными родственниками;
  • сексуальные фантазии с участием чужой жены или мужа.

Значение заповеди «Не прелюбодействуй»

Однако здесь есть свои исключения. Так, молодой человек может иметь близость с незамужней девушкой, если они обручены. В противном случае парень обязан сделать ей предложение, а позже сочетаться узами брака. Если греховная связь произошла у женатого мужчины с одинокой женщиной, он должен взять ее к себе, как вторую жену.

Трактуя Заповедь «Не прелюбодействуй», православные священники часто приводят тезисы из Святого Писания:

  • возжелание чужой супруги – уже грех;
  • совершившим прелюбодейство закрыт путь на Небеса;
  • тело человека – храм Божий, а потому его нельзя осквернять безнравственными деяниями;
  • на Божьем Суде каждый христианин будет нести ответ за совершенные грехи;
  • Всевышний благословляет только чистые супружеские связи.

Видео «Блуд и прелюбодеяние в православии»

В этом видеосюжете представлено описание последствий греха.

Греховность прелюбодеяния

Половая связь никогда не запрещалась Церковью, если только она совершалась в законном союзе. Евангелие, наоборот, призывает к регулярной интимной близости, дабы воздержание не привело к ненужным искушениям. Так как брак соединяет супругов духовно, секс является для них ярким переживанием, укрепляющим семью. Однако за пределами супружеского ложа интимные связи становятся грехом. Наслаждение, полученное изменником, считается проявлением слабости духа.

За пределами супружеского ложа интимные связи становятся грехом

Причины

Факторы, подталкивающие человека к прелюбодеянию, описывал еще Авва Исаия. В своем труде «Отечник», изданным во второй половине IV столетия, религиозный писатель называл следующие причины:

  • пустые разговоры сверх меры;
  • честолюбие;
  • привычка долго спать;
  • пристрастие к красивым предметам или одежде.

Последствия и наказание

Согрешивший человек страдает духовно и физически. Грех прелюбодеяния несет за собой страшные последствия:

  • разрушается семья;
  • человек становится узником своих низменных желаний и уподобляется животному;
  • он теряет свой статус, опускается в глазах ближних;
  • до самой смерти грешник обречен вымаливать прощение за свои безнравственные поступки;
  • теряется душевный покой;
  • нередко Господь лишает изменника разума;
  • распутник обрекается на одиночество;
  • появляются болезни, приводящие к ранней смерти;
  • из супружеских отношений уходит любовь, доверие, взаимопонимание;
  • мысли становятся нечистыми, похотливыми;
  • прелюбодей приравнивается к вору, так как крадет семейное счастье.

Безнравственные интимные связи по православным канонам караются отлучением от Церкви сроком на 15 лет. Пока изменник не раскается, ему запрещено проходить Таинство Евхаристии. Прелюбодея покидает Божья благодать, что заставляет страдать его морально и физически. Настоящим наказанием грешник становится сам себе, так как распадается семья, страдает душа, тело, постоянно мучает совесть.

Блуд и прелюбодеяние: отличия

Православие называет блуд меньшим грехом, по сравнению с прелюбодеянием. Церковь описывает его, как регулярное удовлетворение сексуальных желаний, не затрагивающее священный брачный союз, то есть если человек холост и не разрушает чужую семью. Приведем несколько примеров:

  • пристрастие к вульгарной одежде или макияжу;
  • вызывающее, легкомысленное поведение;
  • попытки завладеть вниманием противоположного пола, чтобы удовлетворить свое честолюбие;
  • беспорядочные сексуальные связи со многими партнерами.

Духовный и физический уровни греха

Прелюбодействие – это не просто физический сексуальный контакт. Интим за пределами супружеского ложа, как и нарушение остальных Заповедей Господних, лишает человека Божьей благодати, что приводит к краху нормальной жизни.

Сегодня очень распространены «гражданские браки», когда люди перед заключением супружеского союза какое-то время живут друг с другом, вступая в сексуальную связь. Церковь называет такое поведение блудом, и приводит статистику, где пары, которые не сожительствуют до брака, разводятся реже. Логика здесь следующая: разум, незамутненный физическим желанием, лучше видит все грани личности человека, что позволяет трезво оценить своего партнера.

Часто измена одного из супругов порождает месть второго. Женщины, как правило, быстрее прощают предательство, однако забыть его до конца не могут.

Терзаемые дилеммой: сохранить семью или развестись, жены ищут утешения на стороне. В итоге семья все равно распадается, так как теряется взаимное доверие.

Дети страдают от греха своих родителей не меньше. Мать, погрязшая в переживаниях, уделяет им мало внимания, а отец и вовсе может уйти из семьи. При этом последний нередко забирает ребенка с собой, что еще больше разрушает женщину изнутри.

Грех прелюбодеяния может стать причиной развода

Искупление греха прелюбодеем

Кара за супружескую измену велика, и никто не защищен от нее. Часто наказание за распутство родителей несут их дети, не понимая причин обрушившихся на них несчастий. Чтобы обрести спасение, прежде всего, нужно признаться в совершенном грехе самому собе. Осознав вину, люди обычно ищут успокоение в молитвах. Лучше всего посетить храм и совершить Таинство Исповеди, покаявшись перед Богом. Во время священнодействия человек пересматривает свои ценности, принципы, возвращается на праведный путь. Очистив душу и просветив разум, он начинает видеть ранее незамеченные возможности.

Однако одного посещения церковной службы недостаточно. Священники рекомендуют ходить в храм каждое воскресенье, вносить пожертвования, помогать страждущим, раздавать милостыню. Искупить страшный грех поможет бескорыстная помощь бедным, сиротам или немощным старикам.

Дома нужно наладить семейные отношения, принести искренние извинения. Хорошо увеличить время совместного досуга, уделять больше внимания партнеру, почаще говорить ему ласковые слова, признаваться в любви. Все это должно быть искренним и происходить из чистого сердца.

Священники рекомендуют ходить в храм каждое воскресенье

Молитвы во избежание искушения прелюбодеяния

Дабы избавиться от соблазнов, принято молиться святой Марии Египетской. Преподобную просят помочь усмирить похотливые мысли и укрепить силу духа:

Прелюбодействие не зря относится к числу смертных грехов, ведь супружеская измена способна разрушать судьбы. Дабы не лишиться Божьей благодати, нужно всегда следить за своими мыслями и не давать низменным инстинктам взять над собой верх.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Часть 6. Любодеяние

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?».

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.

Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г.), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.

Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).

И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.

Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

Храни сердце твое

С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.

Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.

Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.

Читайте также:  Апостол Павел о любви: слова святого о браке, божественной и мирской любви, разводах и женщинах, гимн любви святого

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.

И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.

Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.

Горе миру от соблазнов

Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.

В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.

Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.

Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.

В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.

Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.

Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.

В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.

А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».

Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда держать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих.

Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.

Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.

Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Смертные грехи в православии. Список

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

Читайте также:  Православие и заговоры: отношение церкви и мнение священников, отличие от молитв

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость. Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Cмертные грехи в православии: сколько их?

Смертные грехи в православии — что это такое?

В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Читайте также — Зависть — русский грех

Чем мы согрешаем перед Господом?

  • ГОРДОСТЬЮ.
  • НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
  • СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
  • НЕПОКОРСТВОМ.
  • САМООПРАВДАНИЕМ.
  • ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
  • САМОДОВОЛЬСТВОМ.
  • САМОЛЮБИЕМ.
  • САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
  • НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
  • СВОЕНРАВИЕМ.
  • САМОХВАЛЬСТВОМ.
  • САМОУГОДИЕМ.
  • САМОЧИНИЕМ.
  • НАГЛОСТЬЮ.
  • ОСКОРБЛЕНИЕМ.
  • ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
  • СЛАВОЛЮБИЕМ.
  • ВОЗНОШЕНИЕМ.
  • ВЫСОКОМЕРИЕМ.
  • ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
  • ВЫСОКОУМИЕМ.
  • НЕПОСЛУШАНИЕМ.
  • ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
  • ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
  • БОГОХУЛЬСТВОМ.
  • КОЩУНСТВОМ.
  • НЕЧЕСТИЕМ.
  • НЕПРАВОВЕРИЕМ.
  • ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
  • СУЕВЕРИЕМ.
  • НЕПРАВДОЙ.
  • ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
  • НЕПОСТОЯНСТВОМ.
  • ПРЕЛЕСТЬЮ.
  • ЕРЕСЬЮ.
  • ЧАРОДЕЙСТВОМ.
  • ВОЛШЕБСТВОМ.
  • ГАДАНИЕМ.
  • НЕВЕРИЕМ.
  • ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
  • КОМАНДОВАНИЕМ.
  • ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
  • НАДМЕННОСТЬЮ.
  • ТЩЕСЛАВИЕМ.
  • КИЧЕНИЕМ.
  • ЗАВИСТЬЮ.
  • ЗЛОРАДСТВОМ.
  • ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
  • НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
  • ПОРУГАНИЕМ.
  • ПОРИЦАНИЕМ.
  • УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
  • НЕЧУВСТВИЕМ.
  • НЕУВАЖЕНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
  • ЧВАНСТВОМ.
  • ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
  • ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
  • НАУШНИЧЕСТВОМ.
  • УКОРЕНИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСТЬЮ.
  • НЕНАВИСТЬЮ.
  • ДУШЕГУБСТВОМ.
  • ЛЖЕСЛОВИЕМ.
  • ГОРТАННОБЕСИЕМ.
  • ЧРЕВОБЕСИЕМ.
  • ЛЕНОСТЬЮ.
  • НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
  • НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
  • ПЬЯНСТВОМ.
  • СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
  • БЛУДОМ.
  • СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
  • ПУСТОСЛОВИЕМ.
  • НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСТЛЕНИЕМ.
  • СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
  • РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
  • РАЗВРАТОМ.
  • РАСПУТСТВОМ.
  • РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
  • НАСИЛИЕМ.
  • МУЖЕЛОЖСТВОМ.
  • СКОТОЛОЖСТВОМ.
  • ОТВЕРЖЕНИЕМ.
  • НЕВЕЖЕСТВОМ.
  • НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
  • НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
  • НЕВИДЕНИЕМ.
  • ХВАСТОВСТВОМ.
  • ПРИТВОРСТВОМ.
  • ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
  • НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
  • МНОГОЯДЕНИЕМ.
  • ЧРЕВОУГОДИЕМ.
  • ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
  • КРОВОПРОЛИТИЕМ.
  • КОВАРСТВОМ.
  • КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
  • КЛЕВЕТОЙ.
  • ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
  • ЛИЦЕМЕРИЕМ.
  • ЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
  • ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ЛЕСТЬЮ.
  • УНЫНИЕМ.
  • РОПОТОМ.
  • ПЕЧАЛЬЮ.
  • БЕСПОКОЙСТВОМ.
  • БОЯЗНЬЮ.
  • МАЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
  • МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
  • КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
  • СКОПОТВОРСТВОМ.
  • РАБОЛЕПСТВОМ.
  • НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
  • УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
  • БЕССЕРДЕЧИЕМ.
  • РВЕНИЕМ.
  • ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
  • ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
  • ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
  • ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
  • ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
  • БОЖБОЙ.
  • СКУПОСТЬЮ.
  • ЖАДНОСТЬЮ.
  • ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
  • МЗДОИМСТВОМ.
  • ЛИХОИМСТВОМ.
  • СВЯТОТАТСТВОМ.
  • ВОРОВСТВОМ.
  • ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
  • КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
  • РАЗБОЕМ.
  • ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
  • ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ГНЕВОМ.
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БУЕСЛОВИЕМ.
  • НЕГОДОВАНИЕМ.
  • НЕРАЗУМИЕМ.
  • НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
  • НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
  • НЕТЕРПЕНИЕМ.
  • СВАРЛИВОСТЬЮ.
  • ОСУЖДЕНИЕМ.
  • ПЕРЕСУДАМИ.
  • ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
  • СПОРАМИ.
  • ЛЮБОПРЕНИЕМ.
  • ПОНОШЕНИЕМ.
  • СРАМОСЛОВИЕМ.
  • ССОРАМИ.
  • РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
  • ДЕРЗОСТЬЮ.
  • БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
  • ЗЛОРЕЧИЕМ.
  • ЗЛОСЛОВИЕМ.
  • ЯРОСТЬЮ.
  • НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
  • НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • ОБМАНОМ.
  • ПЛЕНЕНИЕМ.
  • ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
  • ДВОЕДУШИЕМ.
  • ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
  • ЗЛОБОЙ.
  • ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
  • ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
  • НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
  • ВРАЖДОЙ.
  • ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
  • ПОБОЯМИ.
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
  • ПРОКЛЯТИЕМ.
  • ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
  • ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
  • НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БЕСЧУСТВИЕМ.
  • УЯЗВЛЕНИЕМ.
  • ДОСАЖДЕНИЕМ.

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.

Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:

Ссылка на основную публикацию