Грех злословия: значение в православии, примеры, борьба и избавление, причины и опасность, молитвы

Грех злословия: значение в православии, примеры, борьба и избавление, причины и опасность, молитвы

Дидахе. Учение Господа, переданное народам через 12 апостолов.

«3. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй.

4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти.

5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела».

Из приведённой цитаты видно, что злословие, в том смысле, о котором шла речь в Докладе «Как говорить правду», здесь особо не выделяется. Мы же его выделяем по той причине, что этот грех опасен тем, что у него есть множество «веских» оправданий. У отцов удалось обнаружить многочисленные тексты, которые можно было бы классифицировать следующим образом:

1) Краткие речения, высказывания, состоящие из одного или нескольких предложений.

Эти изречения могут быть объединены под нашей темой, но могут входить в состав подборок на другие темы, тогда это будут:

2) более подробные тексты, часто именуемые как слово или поучение;

2. Об изначальном назначении языка и дара слова

«Первоначальный язык существовал прежде сотворения жены, не требуя много времени и труда для своего составления и образования, как дарование языков апостолам. Человек получил его вместе с бытием; может быть, усовершенствовал его знание в общении с Творцом, излил в звуки и дополнил от себя, тоже по внушению Бога, предопределившего человека для общежития.

Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного и выше луны и солнца. Слово соединило людей в общества, создало города и царства. В слове живет и движется знание, мудрость, закон.

Словом образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое». Филарет, митрополит Московский.

«Господь дал человеку два уха и один язык, чтобы он в два раза больше слушал, чем говорил; а мы, по болезни нашего ума, в 20 раз больше пустословим, чем слушаем».

“Из-за слов змея Ева была изгнана из рая – таково и злоречие о ближнем. Оно губит душу слушающего, губит и душу говорящего”. Авва Агафон.

3. Определения

С этим ещё труднее, т.к. у святых отцов нет единой терминологии. Злословие может именоваться и осуждением, и пустословием, и т.д., т.е. понятие «злословие» чаще всего включает в себя все виды грехов уст. Или же наоборот, злословие в нашем смысле, объединяет такие грехи уст, которые чаще всего выглядят довольно безобидно, сами по себе не являются очевидным злом, откровенной ложью, обманом, лжесвидетельством, клеветой и др. Именно осуждение чаще всего оправдывается желанием добра осуждаемому и содержанием правды. Какие ещё «святоотеческие» грехи уст можно сюда отнести? Пустословие, сплетни (которые остаются сплетнями и в Новом Завете), укорение (ну, что же ты!). похвала.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. «Авва Ор говорил: Злословие есть смерть души».

«Гибельное злословие — это злой дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него, и всегда имей мир с братом твоим». Св. Ерм.

«Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою». Прп. Ефрем Сирин.

«Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг. причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты». Прп. Иоанн Лествичник.

4. Об опасности злословия

«Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не позволяют ей видеть свет Божий».

«Старайся забыть известные тебе недостатки и погрешности брата, да не отверзнутся уста твои, чтобы сказать о них братии; этим ты нанесешь тяжкую рану своей душе». Прп. Антоний Великий.

3. «Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление /Богом/, как злословие или осуждение или уничижение ближнего».

4. «Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал или разгневался или впал в блуд или сделал что-либо подобное. /Злословие/». Авва Дорофей. Как возрастать духовно. Наставления преподобного аввы Дорофея на каждый день недели. Понедельник.

«Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу». Прп. Ефрем Сирин.

«Злословие может заступить место убийства, язык — послужит вместо меча». Прп. Ефрем Сирин.

«. Рассказы, выводящие наружу чужие грехи и раскрывающие нечистую жизнь, оскорбляют и возмущают душу тех, кто их слышит». Свт. Иоанн Златоуст.

«. Кто произносит постыдные слова, тот не себя только срамит, но распространяет великую заразу и между ближними и обращающимися с ним». Свт. Иоанн Златоуст.

«. Говоря худо о брате, ты источаешь из уст своих грязь. клевещешь на того, кто составляет один из членов Христовых. поедаешь собственную плоть свою. страшный тот и нелицеприятный суд делаешь для себя еще более строгим. стрела твоя убивает не пораженного ею, но тебя, пустившего ее». Свт. Иоанн Златоуст.

«. Не говори о другом худо, чтобы не обесчестить и себя; не сплетай тины с грязью и мусором, а плети венки из роз, фиалок и прочих цветов; не износи навоза из уст, подобно жукам, а таковы те, которые говорят худо о других». Свт. Иоанн Златоуст.

Наверняка все знают и помнят, что, когда Златоуст был чтецом, он дал обет молчания, т.е. употребления дара слова только в богослужебных целях. Возможно, это одна из причин, по которой он и получил прозвание Златоуста («Молчание – золото»).

«15. Как возношение и без другой страсти сильно погубит человека; так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сие осужден был.

16. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания (Пс. 63, 7)». Прп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 10, О злословии и клевете).

5. Причины злословия

«1. Никто из богомудрствующих, как я думаю, не будет противоречить тому, что от ненависти и памятозлобия рождается злословие. И так оно после своих родоначальников по порядку мною и предлагается.

10. Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстью недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.

11. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое». Прп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 10, О злословии и клевете).

«Воздержание языка показывает истинного подвижника. Необузданный язык служит признаком отсутствия добродетели». Прп. авва Исаия.

У людей праздных, преданных рассеянности и суетным удовольствиям, трудно даже уловить определенную тему в разговоре.

6. Как бороться

В «Древнем Патерике» читаем: Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!». И помысл его успокаивался.

«Воздерживайтесь. от ругательства и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют. ». Сщмч. Киприан Карфагенский.

«Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения». Прп. Ефрем Сирин.

«Смотрите, братия мои, да не будут слышимы у вас злословия и укоризны; но вместо них возносите хвалу и славословие Богу». Прп. Ефрем Сирин.

«4. Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: „оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.

5. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.

7. Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: „перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?» Ты сделаешь, таким образом, два добра, и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лук. 6, 37)». Прп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 10, О злословии и клевете).

«Неправедные уста заграждаются молитвою. ». Прп. Исаак Сирин.

«Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий». Прп. Исаак Сирин.

«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, «язык. – неудержимое зло» (Иак. 3:8), – говорит апостол. И хотя имеет две ограды – зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. 6, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять». Свт. Тихон Задонский.

«Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». Авва Виссарион.

«Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем» (82, 337). «Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить». Прп. Пимен Великий.

«Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?» Прп. Сисой Великий.

«Если при тебе брат будет клеветать на брата, не скажи и ты: «Да, так и есть», но или молчи, или скажи: «Брат! я сам грешный и не могу судить другого». Так спасешь и себя, и душу говорящего с тобой от осуждения». Из жития старцев.

Можно вспомнить случай из жизни прп. Силуана Афонского.

7. Современные отцы

Священномученик Сергий Мечёв. Из «Пятой проповеди Воскресенья вечера 3-й недели Великого Поста».

Кающемуся, родные мои, не сродно судить и празднословить. Кающийся должен быть по возможности безмолвным, чтобы в покаянии совершать свое спасение. А мы постоянно празднословим, постоянно судим и пересуживаем других, постоянно творим зло своим языком. Этим мы приносим зло и нам самим, злословящим, и тем, кто слушает наше злословие. И Святые Отцы указывают на то, что наш язык — малый член, но творит большое зло, воспламеняя круг жизни. Как удобно он вооружает одного против другого. И наше нерадение о нашем слове является орудием убийства. Святый Антоний Великий прямо говорит: «Кто принимает человека злословящего или клеветника, тот сообщается с убийцей». Видите, клеветник и убийца, по словам Святого Отца, одно и то же. «Удаляйтесь клеветника, кто бы он ни был, и не стыдитесь удаляться от него». «Безопаснее жить со змеей, чем с клеветником», — говорят Святые Отцы. И Иоанн Лествичник запрещает оказывать уважение таким людям. «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем. Этим уврачуешь и себя, и ближнего». Но вы можете сказать, родные, что здесь дело идет о клевете. А вот если слышишь, что о человеке говорят скверно, и то, что говорят, может быть правдой, как тогда быть? Так как мы падки, родные, на злословие, то лучше нам не слушать таких разговоров. Ведь мы можем передать тому, о ком говорили: «Вот о тебе то-то и то-то говорят», или будем об этом рассуждать с одним, другим, третьим и т.д. Когда же начинаешь останавливать говорящего, он оправдывается обыкновенно тем, что ведь слышал это собственными ушами. А что же получается? Злословящий впадает в гордость. Нет, родные, не так должно поступать христианину, если бы даже он сам присутствовал при том или ином гадком поступке. Не распространять должно чужой грех, а покрывать своей любовью.

А вот мы с величайшей готовностью и радостью расскажем все злое, все скверное про человека, а если уж что сами слышали, так начинаем возражать, когда нас останавливают, начинаем уязвлять друг друга, и делаем, как говорят Святые Отцы, дело скорпионов и змий своим языком.

А мы во имя кажущейся нам правды делаем постоянно зло. Всякое общество больше всего страдает от злоречия и осуждения, передаваемого на все лады.

Вот когда мы каемся, давайте, родные мои, займемся своим языком, вступим с ним в настоящую борьбу, и это нам очень много даст. Если мы не будем говорить зло о другом, а вместо этого будем за него молиться, если будем помнить, что одним своим словом мы можем подточить целое здание отношений между людьми, тогда мы поймем, почему Ефрем Сирин в своей молитве просит, чтобы Господь не дал ему празднословия. А мы даже в храме до начала службы устраиваем, если не «стенные», то «слуховые газеты» и этим начинаем в храме самое скверное дело. Мы, родные мои, этим разлагаем Церковь, мы являемся настоящими Ее разрушителями, а также разрушителями своего и чужого устроения.

Отец Сергий Желудков (7.07.1909 — 30.01.1984) умел не только говорить и писать, но и молчать, когда это нужно.

«Безусловно грехом осуждения является злословие, пустое «перемывание косточек» своего соседа, сослуживца и прочих, не приносящее никому никаких плодов. Это грех, который следует приносить на исповедь. Спасает от осуждения только одно средство: уклоняться от празднословия. Отец Сергий Желудков обычно приходил побеседовать на разные темы, которые его волновали, но как только разговор переходил на конкретного человека, сразу поднимался, говорил: «Ну, мне пора» — и надевал своё тяжёлое пальто. Надо учиться молчать, когда сказать нечего».

Прот. Павел Адельгейм.

«Чёрное следует называть чёрным, а белое белым. Грех осуждения начинается со злословия, а завершается приговором, который мы дерзаем привести в исполнение, распуская руки. Наша нравственная обязанность «свидетельствовать о зле» в себе и ближнем, но не выносить ему приговор и не приводить в исполнение».

Средством борьбы со злословием может быть Священное писание и молитва. В молитве человек старается подбирать те слова, которые угодны Богу. Есть в этой области и проблемы.

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский):

«Древние святые отцы, великие творцы умного делания, писали о молитве Иисусовой много. Но они начинают с описания высоких степеней созерцательной молитвы, пишут о молитве умно-сердечной самодвижной, опуская предыдущие начальные уровни. Только редкие из них касаются молитвы умно-сердечной деятельной и сопровождающих ее мечтательных искушений. При этом все отцы пишут кратко и прикровенно, и вот по какой причине.

Когда святые отцы писали об Иисусовой молитве, тогда опытно знающих делателей было много и не было нужды подробно описывать начальные стадии, так как было кому наставить. Кроме того, прочесть писания мог и неподготовленный человек, а пользу извлечь мог лишь готовый. Потому отцы писали кратко и прикровенно. Готовый и в кратком описании поймет нужное, а неготовый не повредит разума своего. Не все понимают, что молитва духовная начинает действовать в человеке только после того, как он приступает ко всецелому исполнению воли Божьей. До этих пор молитва бывает лишь деятельной. Горько ошибается тот, кто принимает ее за духовную. Если неоконченное еще делание плотского ума принимается за духовное, то это есть прельщение и горе».

Многие отцы перепрыгивают одну очень важную ступеньку – сначала идет деятельная молитва: поклоны, жизнь по заповедям, по послушанию. Для того чтобы молитва была угодной Богу, нужно очищать свою деятельную сторону – делать добро, исправлять жизнь, подчинять себя заповедям – это тоже подготовительная ступенька для молитвы – это важно, потому что невозможно совершать грехи и молится в надежде на то, что Бог услышит. Словесная молитва обозначается, а потом сразу идет умная, сердечная. Словесная сторона у отцов не проговаривается, не прописывается. Не потому что они про неё не знают, а именно потому, что в их время это само собой разумелось и многим было известно.

Опыт словесной молитвы отсутствует по той же причине. Мы потеряли этот важный блок. Даже если человек старается держать свою жизнь в рамках приличия, читает молитвослов, даже молится, ходит на литургию, причащается, при этом он не пытается наладить свою речь в повседневной жизни. Т.е. человек не очищает свою речь. Он очищает жизнь, а речь оставляет на том же уровне, объясняя это так: «мы же не можем за всеми словами следить». Да, не можем, но наша повседневная речь нам может сообщать важную информацию о нашем духовном состоянии, которую нельзя не учитывать, если мы хотим возрастать в молитве, вере и жизни.

Не хватает именно словесной молитвы. Что делать в области словесной для того, чтобы эту ступеньку не проскакивать, а полноценно пройти? Вот это задача!

Читайте также:  Почему и зачем служители тушат свечи в храме? Ответы священника

Выводы

Как говорить правду?

«Если хочешь говорить о согрешении брата, говори бесстрастно – или чтобы исправить его, или чтобы доставить пользу другим. В противном случае и говоря без этих оснований, ты не избежишь наказания Божия: сам непременно впадешь в те же или еще худшие согрешения, будешь лишен Божией помощи и посрамишься, обличаемый другими». Изречения безымянных старцев.

«Если наш внутренний человек трезвится, это трезвение хранит и внешнего человека.

Если же мы не имеем внутреннего трезвения (умной молитвы), то постараемся хотя бы наблюдать за языком нашим».

Источник: Изречения безымянных старцев.

Злословие

Злосло́вие — неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения; злая, пристрастная, оскорбительная оценка Бога, ангелов или людей (в том числе: их мыслей, желаний, действий, поступков и пр.), обществ, сообществ, наций, стран и народов.

В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова:
— власфимия (βλασφημία) (см. Еф.4:31 ; Кол.3:8 и 2Тим.3:2 ) – в отношении к людям: явное злословие, прямая клевета, желание уязвить, поношение; в отношении к Богу: богохульство, кощунство (ц.-сл. хула),
— лидория (λοιδορία) (см. 1Кор.5:11, 6:10 ) – словесное оскорбление: брань, поношение, порицание (ц.-сл. досадители);
— псифиризмос (ψιθυρισμός) (см. Рим.1:30 ; 2Кор.12:20 ) – тайное злословие: плетение интриг, клеветническое нашептывание, тайное наушничество (ц.-сл. шептания).

Преподобный Авва Дорофей: «Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Лк. 6:42 ), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение — бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех.

Чем богоугодное порицание отличается от злословия?

Богоугодным порицанием может считаться лишь то, которое вписывается в рамки Божьего закона, соответствует нормам Добра, направлено во благо.

Грубость нравственной оценки как таковой не может рассматриваться априори как грех злословия.

Так, во времена Ветхого Завета пророк Исаия, обличая своих соплеменников во зле, применил довольно резкое по содержанию выражение: «князья Содомские», «народ Гоморрский» ( Ис.1:10 )

В свою очередь Предтеча Господень применил в отношении шедших к нему фарисеев и саддукеев не менее хлёсткое выражение: «порождения ехиднины» ( Мф.3:7 ).

В принципе, оба названных выражения, в случае их применения другими людьми, в других обстоятельствах, можно было бы обозначить как крайне грубые (ср.: «аналогичные» им по значению русские выражения (приводим их в варианте, адаптированном под формат богословской статьи): «князья Содомские» ( Ис.1:10 ) — мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации, «порождения ехидны» ( Мф.3:7 ) — собачьи дети).

Со стороны обличаемых беззаконников такого рода порицания нередко воспринимались как оскорбительные. Но вправе ли мы оценивать их как грех злословия? Очевидно, что нет.

Почему? Потому что, во-первых, даже и будучи резкими по форме, эти слова соответствовали степени греховности грешников; во-вторых, потому что они были высказаны не по пристрастию или гордыне, не по ненависти или злобе, но с благой, возвышенной целью: побудить нечестивцев одуматься, прийти к покаянию, обратиться ко Господу, изменить поведение, жизнь.

Злословие же подразумевает иные мотивы. Достаточно часто причиной злословия служит заносчивость и гордыня. В этом случае человек хулит ближних, ставя себя выше них, и даже противопоставляя себя (мол, то ли дело он, ведь он — не такой, как они).

Довольно часто причиной злословия выступает страсть к сквернословию сквернословию вообще, а нередко — греховная «любовь» к сплетням, ведь по сути, обвиняя того или иного человека сверх надлежащей меры, злословящий приписывает ему нечто лишнее, и, следовательно, клевещет на него.

Особенно сильно злословие сближается с клеветой в тех случаях, когда бывает направлено против Бога или Его святых, ибо Господа совершенно не за что хулить, а святые (живущие земной жизнью) хотя и грешат, всё же, как правило, значительно меньше тех, кто их злодейски ругает.

Характерным примером может служить злословие Христа. Вспомним, что многие иудеи обзывали Его и обманщиком, и самозванцем, и даже богохульником, тогда как Он не имел с обвинениями ничего общего.

Нередко мотивом злословия служит личная неприязнь, зависть или ненависть, что противоречит заповеди о Любови к ближнему. Отсюда и строгость суда Божьей Правды: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ).

Грех злословия: значение в православии, примеры, борьба и избавление, причины и опасность, молитвы

В чем же опасность злословия? И что предпринять тому, кто стал жертвой злых языков? Стоит ли доказывать что они не правы, ответить обидчикам тем же? И что может повлечь такая «борьба за правду»? Ответы пастырей Русской Православной Церкви на эти вопросы.

По словам Протоиерея Олега Стеняева — злословие является проклятием другого человека. В (Еф. 4:29) сказано:

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); а также: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16), где переносчик — этот тот кто разносит слухи и сплетни.

Молитва за человека является противоположностью злословию. И помимо этого, молится необходимо не только за своих, а и за чужих. А то некоторые в наше время, как говорит Протоиерей Олег Стеняев не считают нужным не только общаться, а и молиться за еретиков и язычников. По его мнению это может иметь связь с весенним обострением.

Как писал Святитель Иоанн Златоуст:

«Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Согласно Протоиерею Павлу Гумерову: Он услышал голос Христа:

«Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

В речи своей он приводит древний пример, наглядно демонстрирующий и грех злословия и кару за него, согласно которой человек лишится благодати Божией, если будет осуждать другого или злословить на него. Сподвижником и современником Иоанна Лествичника Преподобным Иоанном Савваитским был поведан интересный случай. Из монастыря по соседству к преподобному Иоанну Савваитскому пришел однажды брат-инок. Когда Преподобный спросил, как жизнь отцов в монастыре, в особенности у одного известного своей ленью и грешностью, то в ответ услышал, что тот нисколечко не поменялся. Тогда Преподобный Иоан осудил лентяя и грешника. После было ему видение, в котором он увидел крест и распятого на нем Спасителя Иисуса Христа. От восторга Иоанн пошел к нему с радостью, чтобы ему поклониться, но услышал обращение Иисуса Христа к паре ангелов «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». После этого в страхе очнувшись от этого видения, Преподобный Иоанн понял, что страшно согрешил и в этом сне его лишили мантии. Мантия олицетворяла покров Божьей Благодати, которой и лишился Иоанн. Семь долгих лет после данного случая в молитвах провел Иоанн, в строгом посте, для того чтобы вернуть потерянную им благодать. Вот с какой ответственностью люди относились к своим словам и деяниям.

Осуждая, человек предвосхищает суд Божий. Хотя, совершенно не зная ничего об человеке или только часть прошлого, его отдельные слова и лишь малую часть деяний. Что в душе человека неизвестно нам и что ждет его в будущем, каковы будут его поступки. Может его ждет духовное изменение, раскаяние и он будет подвижником, такое тоже случается. А нам нужно сразу же осудить, высмеять. Только Господь единственный знает прошлое и будущее каждого из нас, все заболевания, всю родню до самого первого человека Адама, прегрешения и заслуги, поэтому только он может возвестить Свой суд каждому из нас. Но пока человека не настигнет смерть, Господь не открывается в этом, по причине «в чем застану, в том и сужу». Когда человек впадает в злословние но предается огромной гордыне.

Грех осуждения очень часто встречается в Евангелии. Вспоминем:

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22)».

Помимо этого не стоит забывать о том, что за какие грехи мы осуждаем человека, то вскоре такие грехи постигнут и нас.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

По словам Священника Валерия Духанина

Тот, кто злословит другого, духом своим становится близким к демонам.

Грехами диавола является клевета со злословием. Даже термин и имя «диавол» в переводе означает «клеветник». Именно поэтому злословие о другом человеке делает тебя ближе к демону по духу.

От самого сердца идут наши слова. Испорченным сердцем, изворотливым и ядовитым, подобно змее, можно воссоздать злые, лукавые и коварные слова. Счастья у такого человека-клеветника не будет, видя блага ближнего своего он лишается покоя и злоба в его сердце множится. Появляется злословие и клевета, которые в конечном итоге бумерангом возвращаются к клеветнику.

Многие Святые страдали от злословия. К примеру, именно злословие и клевета стали причиной изгнания Святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые являлись самыми выдающимися Святителями, которые занимали кафедру в Константинополе. Святой Григорий был обвинен в незаконном захвате Константинопольской кафедры, несмотря на то, что благодаря его проповеди православным христианам вернули город ариане, в руках которых и был город. Святой Иоанн Златоуст пострадал из-за множества ложных обвинений. У императора Аркадия, правившего в то время была супруга с именем Евдоксия, которая люто его ненавидела. Иоанн Златоуст тогда решил для блага народа покинуть город сам, чтобы не наступила смута. И тогда в городе случилось землетрясение, нанесшее урон покоям Евдоксии. Испугавшись она просила вернуть Иоанна обратно. Когда Святой был изгнан во второй раз, то жена императора скончалась при родах.

Преподобный Макарий Великий был оговорен также людьми, утверждавшими что после насилия девица заняла от него ребенка. Преподобный Макарий принял данное поношение и его избили, заклеймив нехорошей молвой по селу. Ему пришлось содержать сию девицу вплоть до времени рождения, когда из-за страшных мучений она призналась, сто Преподобный макарий был оклеветан.

Каждого клеветника и злословца ждет справедливое наказание за их грех. Большинство не понимает, что свершив сей грех причиняют огромный вред именно себе. Их душа не будет с Иисусом Христом, так как она находится на противоположной стороне от Царства Христова. Как свет и тьма противоположны, здоровье и болезнь, смирение и злоба.

Хотя по совету святых отцов как клевету, так и злословие надо воспринимать в качестве лекарства от грехов, некой епитимией. Ее нужно нести, дабы искупить какие-то свои существующие грехи. Именно это является причиной того, что на клеветников своих нельзя затаить обиду или свершить зло в отместку.

Даже Сам Господь Иисус Христос испытал страдания от клеветы, так как они со злословием являются оружием сатаны. И это оружие было направлено в период евангельских времен против нашего Спасителя Иисуса, а после Него на того, кто ему служит. Другими словами, каждый верующий человек должен испытать такие страдания. Христос относился спокойно к злословию, никогда не разбирая клевету и доказывая правду. Ни одно данное дьявольское искушение не породило в Его душе и каплю возмущения.

Священнику Валерию Духанину по нраву наставление от преподобного Максима Исповедника, совет которого был прост, не допускать уныния, а проводить время в молитве. «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Данное выражение обозначает, что всегда вылезет наружу пустота и несостоятельность злословия и клеветы. Тот кто пострадал от клеветы станет крепок духом и примет венец Господа и воспринимает с Христом одну участь.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

Согласно мнению Священника Димитрия Шишкина грех злословия и клеветы страшен тем, что мы по своей воле сочетаемся со злом, становясь его участниками. Мы являем таким образом омрачение своих помыслов осуждением, враждой и злобой, а также своего ума. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Поэтому когда человек злословит, то лишается благодати Бога, потому что словесный дар говорит о том, что наше призвание нести благую весть, а не осуждать кого-то, клеветать и злословить. Не забывайте, что Господь наш является Богом-Словом. Второй ипостасью Святой Троицы и словесным даром в нас, как дар Божий, который человек должен всегда сохранять и преумножать, доставляя великое внимание этому и благоговение.

Сквернословие и злословие — это значит, что человек противится замыслу Самого Бога в вопросе «словесности» человечества

По словам священника Валерия Духанина люди могут и пустословить, но те, кто сквернословит и злословит явно противятся Божьему замыслу про словесность человека, а значит и его воле. Бесовские силы действуют, желая осквернять и извращать все то, что свято и чисто. Поэтому попрание дара «словесности», вложенного в нас Богом грех великий. Абсолютный контроль языка своего от злословия и осуждения ближнего является очень трудной задачей. Поэтому необходимо постоянно держать в своей голове, к примеру, как требование для неукоснительного исполнения. Блюсти потребно не только чистоту ума, а и чистоту своей речи. Данное условие приоритетно для жизни христианина. Помните об этом всегда и показывайте себя, как добрые служители Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

Мнение священника Игоря Сильченкова сводится к данному изречению. Насколько страшным может быть грех злословия можно убедится из огромного количества примеров из истории человечества. Он предлагает вспомнить яркий пример, известный каждому в России, – это клевета о семье Романовых.

Страшно то, что клеветнический и злословный грех ведут прямой дорогой к ненависти и уводят в совершенно противоположную сторону от Любви. При ненависти человек мучительно страдает и душа его болеет. Именно ненависть способна разрушить личность человека, его семью, работу и даже целый народ. То есть, если злословить на мужа своего, жену свою или же своих детей — их ты будет видеть только в негативном свете и ты не сможешь быть рядом сними в мире, любви и спокойствии. В семью придет ругань, осуждение и даже ненависть. А это путь только к распаду семьи. От такого исхода событий только один вариант избавления — необходимо постоянное покаяние, часто исповедоваться в грехе своем против своих ближних. И еще причащаться Телом и Кровью Христовой для исцеления души своей от всей черноты и ненависти и возвращения Любви и Света в семью. Все вышесказанное, по мнению священника Игоря Сильченкова, относится и к злословию и клевете на коллег своих по работе и других местах.

Злословие по отношению к своей стране, своим властям, своему народу и другим народам приводит к тяжким последствиям. История человечества это показывает. Но, уроки прошлого помнятся нами не всегда, а некоторые их и вовсе не знают.

История Родины нашей усеяна темными трагическими пятнами клеветы народа на правителей своих. Когда люди поддавались греху возникала страшная смута, гражданская война. Ненависть народа к власти, междоусобные войны стали причиной прихода на нашу землю иноплеменников, разорявших Святую Русь. Это и время Смуты и Октябрьский переворот и т. д.

Врагам народа и страны на руку злословие народное на власть — народ разделяется этим, ослабляя государство

Политики и военные чины прекрасно знают, что незачем терять своих солдат на поле боя, чтобы уничтожить народ и страну нужно спровоцировать раскол внутри нее, столкнуть братьев и сестер лбами, усилив острые негативные моменты, посеять семя недовольства властью и всячески его поддерживать. И после, когда из-за этого народ страны сам себя ослабит, уничтожая друг друга, ослабнет и страна. Тогда-то враг с легкостью придет и разграбит бессильный и слабый народ. Евангелие тоже говорит об этом:

«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25).

Посему любыми способами избегайте злословия на власть, не верить клевете о ней, не осуждая ее. Помните, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). А также:

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Единство народа должно выражаться в служении Богу, Церкви, а также своей Родной земле. Каждый из нас должен быть умелым в своем деле, а дела других предоставить на суд Божий. Тогда исчезнут споры, раздоры, плохие настроения. У нас появятся силы для труда праведного на благо спасения души своей, чтобы стяжать благодать Святого Духа и прийти к жизни вечной в Небесном Царствии.

Читайте также:  Общение с Богом: как и где правильно поговорить с Господом, правила и особенности

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

А вот что по данному вопросу думает Священник Максим Горожанкин. Сказано:

«Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35).

Из сего следует, что наше осуждение кого-то, сплетни о ближнем указывают на заражение души нашей пороком. И что мы сами очень далеки от идеала.

В современном обществе происходит провокация людей для свершения греха злословия и осуждения. К примеру, ток-шоу, показывающиеся по телевидению, есть ни что иное, как своеобразные упражнения, тренировки по злословию. Возникает привычка, что представляет огромную опасность. После чего добрые поступки и слова у человека просто постепенно исчезают. Огромную сложность представляет перестройка человека на добро, он попросту не видит добрых людей вокруг себя, говоря и думая обо всех плохо.

У Святителя Николая Сербского есть такая притча:

«Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать»

. Эта притча представляет собой ярчайшую демонстрацию злословия о ближних, которух по сути совсем не знаем.

Многочисленные исторические факты говорят о страшных последствиях клеветы. Вспомните трагедию, развернувшуюся в начале XX века. Злословие на царскую семью Романовых, на все существующее тогда правительство обернулось горем. Конечно, те, кого оклеветали безупречными и безгрешными не были, но революция принесла еще более тягостное положение всей земле Русской. Что говорить о тяжких 30-х годах, о ГУЛАГе, расстрелах огромного количества людей за одну только веру. Многие миряне и люди из духовенства понесли страдания и даже смерть. Чудовищным поступком является придание смерти человека за то, что в нем есть вера в Господа. Или за найденные у него дома не те книги, которые читать было надо. А ведь началом всему этому послужила клевета и злословие на царскую власть. Народ видел только плохое в государе-императоре, не замечая хороших сторон. Уничтожив монархию несовершенную и негодную по чьему-то мнению, с чем столкнулся народ? С властью новой большевиков, обернувшейся именно для народа массовыми трагедиями. Это всегда должно оставаться в памяти, когда грех злословия одолевает. Очень легко управлять страной, при этом уютно устроившись на диване.

Человек должен прилагать все усилия, чтобы не злословить о ближнем и молится о них. Это правильное христианское поведение. Просите у Господа Бога сил не только себе, а и ближнему, о ком возникли плохие мысли. Молитва Господу об исправлении себя и ближнего принесет добро.

Чем страшен грех злословия?

Отвечают пастыри

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

О грехе осуждения очень много говорится в Евангелии. Вспомним: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22).

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

А каково было преподобному Макарию Великому, которого оговорили, что якобы он причинил насилие девице и она зачала? Преподобный Макарий понес это поношение, был подвергнут избиению, в селе прошла о нем нехорошая молва. Он вынужден был содержать девицу до самых родов, когда она испытала страшные муки и призналась, что святой Макарий не виноват.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

От клеветы пострадал Сам Господь Иисус Христос. Клевета и злословие – это оружие сатаны, направленное в евангельские времена против Спасителя, а потом и против каждого Его служителя. Значит, каждый из нас должен тоже страдать от этого. Христос не отвечал на злословие, не входил в разбор клеветы, и ни одно такое искушение не зацепило Его душу даже малым помыслом возмущения.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

Грех уныния — причины, признаки, борьба

Уныние это грех

Уныние это расслабление как тела, так и души. Этот грех заставляет человека опустить руки, потерять всякое желание что-либо делать, утратить надежду.

Преподобный Амвросий Оптинский описывает это так: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает» (“Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского”, часть 2).

Депрессия — синоним уныния

Нередко уныние называют “полуденным бесом”, проводя параллель с 90 псалмом (Пс. 90:7) из-за того, что уныние чаще всего настигает людей в полдень. По наблюдениям старцев, в это время монахов, которые просыпаются очень рано, посещает сонливость и суетные мысли.

Читайте также:  Православие и внематочная беременность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Почему уныние считается смертным грехом? Дело в том, что оно действует в связке с гордостью. Унывающий человек обычно перекладывает ответственность за неудачи с себя на других людей, обстоятельства, судьбу. Пытается назначить виноватым в неприятностях кого угодно, но не себя. Это — одно из проявлений гордости. Из-за этого уныние представляет большую опасность даже для самых ревностных христиан.

Даже среди неверующих людей уныние считается весьма опасным недугом. Распространённое в наши дни явление — депрессия — является его светским обозначением и прямым проявлением. Для лечения депрессии используют помощь психологов и различные препараты. Христиане тоже борются с проявлениями уныния. Только вместо психологов — священники и духовники, а вместо лекарств — молитва и труд.

Проявления уныния

Уныние это один из видов неверия. Человек разочаровывается в Боге, начинает отчаиваться.

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся», — так описывает причины появления уныния преподобный Амвросий Оптинский (Полное собрание сочинений преподобного Амвросия Оптинского).

Уныние, как и любой смертный грех, многогранно. Оно может подступить к человеку с любой стороны. Чаще всего именно уныние становится первой страстью на пути духовного взросления. Оно отвлекает от молитвы, посылает суетные мысли, заставляет сомневаться даже в Том, кто незыблем и вечен — в Боге. Особенно сильно уныние действует в одиночестве. Одинокий человек куда легче поддаётся скуке, унынию и отчаянию. Именно поэтому начинающим инокам советуют проживать в общежитии. Молитвенный подвиг в одиночестве — это удел опытных монахов.

Проявления уныния в духовной жизни разделяют на три категории:

— охлаждение к молитве, сомнения в её действенности;

— леность, полное нежелание вести духовную борьбу со своими страстями и недостатками;

— стремление заниматься чем угодно — даже совершать внешние добрые дела, но не совершенствоваться в своей внутренней жизни.

Маловерие — симптом уныния

Одним из опаснейших проявлений уныния считается охлаждение к Господу. Человек забывает всё то добро, что Он сделал ему, забывает всю помощь, которую получил. Мы начинаем роптать или сомневаться в вере. Это ведёт к неизбежной гибели души, к потере Бога.

Тем не менее, через искушения, подобные унынию, необходимо пройти православному христианину. Они позволяют человеку преодолеть свои слабости, увидеть свои пороки и начать борьбу с ними.

Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием”, — так пишет о неизбежности искушения унынием Амвросий Оптинский (“Симфония по творениям преподобных оптинских старцев”, Т. II).

Последствия уныния

Как и за любой совершённый грех, за потакание любой страсти, за уныние человек наказывает себя сам. Он становится вялым и слабым, не способным сосредоточиться и сконцентрироваться как в молитве, так и в повседневных или рабочих делах. Унывающий человек своими руками разрушает достигнутое и в мирской, и в духовной жизни. Не исправляются недочёты в работе, портятся отношения в семье, забрасываются полезные привычки, появляются пропуски в ежедневной молитве, посещения церкви становятся всё реже и реже.

Самое страшное наказание, которое может навлечь на себя унывающий человек, это потеря Бога в душе. Своим унынием человек не просто теряет Господа, он отталкивает Его, заполняя сердце саможалением, отчаянием, ропотом и неверием.

Как бороться с унынием

Бороться с унынием помогает воля человека, его способность заставлять себя делать то, чего не хочется. И главное условие в этой борьбе — постоянство. Необходимо постоянно заставлять себя придерживаться привычного распорядка дня, нагружать себя работой. При этом не отдаляться от друзей и родственников, не зацикливаться на предмете уныния. Одним из лучших решений в этой ситуации является изматывающий физический труд.

Другое оружие, которым нужно бороться с любым грехом и в особенности с унынием, это молитва. Молясь, мы и разумом, и душой устремляемся к Богу, Единственному, кто может помочь нам победить грех.

“Говорят: нет охоты, так не молись — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится (Мф. 11:12), без самопринуждения к добру не спасёшься.” — пишет в своём дневнике святой Иоанн Кронштадский (“Моя жизнь во Христе”, Т. 1, запись 601).

Действительно, если уныние побеждает тебя, отвлекает от молитвы, мешает сосредоточиться, то бросить молитву — значит поддаться греху. Молитва приводит душу в сосредоточенное состояние и помогает победить страсть.

В состоянии уныния следует читать 26, 36, 39, 53, 101 псалмы. Также полезны молитвы об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского или святого Дмитрия Ростовского.

Молитва об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Молитва из творения святого Дмитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Семь фактов о злословии

Жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Дьявола все это ужасно потешало. Все ученики тролля – у него была своя школа – рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.

– Теперь только, – говорили они, – можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете.

Г. Х. Андерсен. Снежная королева

Вместо пролога

Вообще-то, это должен был быть эпилог. Через много дней после сдачи этого текста в редакцию я невольно провела один социальный эксперимент.

В оживленной дискуссии в социальной сети, вяло споря с хорошо знакомым в реале человеком с довольно-таки охранительными взглядами (вялопотому что человек я аполитичный, по политическим и идеологическим вопросам допускаю любые мнения, кроме откровенно людоедских, типа «всех убить», а по социальным дискутирую только там, где понимаю хоть что-нибудь), я на очередную резкость не в мой, правда, адрес процитировала апостола Павла: «Злоречивые Царствия Божия не наследуют».

Реакция не замедлила себя ждать. Мне намекнули, что я ничего не понимаю в церковной жизни, потому что многие святые позволяли себе резкие высказывания. Меня прямо обвинили в том, что я его, человека, из Православной Церкви выгоняю. Мне в итоге даже заявили, что такие вещи надо обсуждать с духовником, а не в интернете.

Кончилось дело расфрендом, в связи с чем я была чрезвычайно расстроеначеловек-то, повторюсь, лично знакомый, не виртуальный приятель.

Но несколько дней спустя диалог повторился.

Человек уже совершенно либеральных и, как это часто бывает, «библейско-центричных» взглядов прошелся по своему невидимому оппоненту очень нехорошим словом. Я повторила фразу апостола. Человек явно обиделся: спросил меня, не стала ли я его виртуальным духовником, заметил, что как-то я уж очень легко рассуждаю о наследовании кем-либо Царствия Небесного (как будто эту фразу я из головы вытащила), а в конце концов саркастично поблагодарил за знакомство его с Писаниемчто бы он без меня делал.

Из обоих этих диалогов я сделала два вывода. Первыйотносительно себячто я, пожалуй, неправа, и поучать надо меньше. А вот второйотносительно других: что напоминание о таком, казалось бы, безобидном грехе, как злословие выводит из себя гораздо сильнее, чем о каком бы то ни было ином.

Трудно себе представить чревоугодника, который бы начал доказывать право на чревоугодие Писанием и Преданием. Блудник может потребовать пересмотреть Писание в угоду времени (да и тоесли он совсем уж модернист), но в принципе понимает, что с точки зрения классического понимания этого грехаэто все-таки именно грех. Убийца (например, женщина, совершившая аборт), будет искать оправдание в обстоятельствах своей жизнино не в Писании.

И только злоречивый настойчиво доказывает, что его грех освящен традицией, агиографией и чуть ли не «Добротолюбием»…

Что же на самом деле церковная традиция говорит о злословии?

1. Апостол Иаков: «Языкнеудержимое зло»

Апостол Павел призывает держать злой язык за зубами: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4:29). А в другом месте, тоже хорошо известном, вообще ставит злословящих в один ряд с тягчайшими грешниками: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1.Кор.6:9–10).

Апостол неумолим. Пьяницы, воры, грабители, блудники всех видов, разрушители брака, а с ними и обычные болтуны-сплетники, любители почесать языком о чужих грехах стройными рядами и колоннами проходят мимо Царствия Небесного.

Апостол Иаков, брат Господень

Другой апостол говорит, что слова – дурной язык – оскверняют все тело, они ядовиты. Диагноз остроязычному человечеству апостол Иаков, брат Господень, выставляет неутешительный: «Язык укротить никто из людей не может: этонеудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:8).

Яд этот не только смертносен, но и весьма сладок. Как же приятно посплетничать, поязвить, пообсуждать чужие грехи! За этим наслаждением стоит психология фарисея: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что я не таков, как другие люди!»

2. Книга Левит: «Не ходи переносчиком в народе твоем»

Запрет на злословие – изобретение не новозаветное. В книге Левит именем Господним запрещается разносить сплетни: «Не ходи переносчиком в народе твоем… Я Господь» (Лев.19:15). В иудаизме – и ветхозаветном, и средневековом, и современном – грех злословия, лашон а-ра, считается одним из наиболее тяжелых, причем грешником становится не только тот, кто распространил порочащий слух, но и тот, кто ему поверил. Средневековый иудейский философ Моисей Маймонид (Рамбам) в книге «Законы поведения» писал: «Троих убивает лашон а-ра – говорящего, верящего и того, о ком говорят. И верящего – еще больше чем говорящего».

Ну, хорошо, могут заметить скептики, иудейская манера цепляться к словам и оцеживать комаров еще из обличений Спасителем фарисеев известна – а при чем же тут христианство? Мы же не просто гадости говорим, мы о ближнем заботимся. О его исправлении. Мы же не такие, как эти фарисеи.

Скептики ошибутся, и дело даже не в том, что ни одного окруженного такой «заботой» ближнего сплетни еще не исправили. Дело в том, что христианская аскетика столь же прямолинейна. Иоанн Лествичник запрещает осуждать грешника, даже если он совершает грех на смертном одре и, вроде бы, не стремится к покаянию: «Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца».

3. Вместо злословиямолитва

Тем, кто оправдывает свое злословие попечением о несчастном падающем ближнем, святой рекомендует помолиться о грешнике. Тайно помолиться. «Сей образ любви приятен Богу». Ну а грех следует приписывать не человеку, а искушающему его бесу.

«Не будем не только негодовать, но и осуждать хулителей, безбожников, гонителей и подобных им людей, – вторит древним отцам святой XX века преподобный Порфирий Кавсокаливит, одновременно обличая стандартную отговорку, будто отцы учат об отношении к ближним, а не к настоящим врагам. – Будем ненавидеть их слова, их зло, но человека, который сказал это, не будем ненавидеть, даже возмущаться на него. Помолимся о нем. Христианин имеет любовь и благородство и ведет себя соответствующим образом».

Другой подвижник древности, авва Дорофей, тоже ничуть не противоречит иудейской традиции и призывает не только не верить наговору на ближнего, но еще и покрывать его явные грехи. Когда святому Аммону сообщили, что у некого брата в келье – женщина, преподобный отец пришел с обвиняющими в келью уличенного брата, сел на кадку, под которой, как он догадался, женщина была спрятана, и предложил обыскать помещение.

Никакой женщины благочестивые монахи не нашли и удалились смущенными. А вот согрешивший или, по крайней мере, собиравшийся согрешить брат – покаялся, пристыженный кротостью аввы, а вовсе не обличением братии.

4. Злословиеисчадие ненависти

«Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты», – снова Лествица. Жуткая вещь: если сущность Бога есть любовь (тот же святой Иоанн в последнем тридцатом слове своей Лествицы напомнит, что Сам Господь ею именуется), то выходит, злословие, истребляющее кровь любви, есть самое настоящее богоборчество. Разумеется, богоборцу в Царствии Божьем делать нечего.

Преподобный Иоанн Лествичник

Почему такое гневное обличение – исчадие ненависти? Казалось бы, многие ли злословят с ненавистью? Чаще – просто ворчат. Если и ненавидят, то уж совсем неприятных людей: тех, кто развязывает и оправдывает войны и убийства, взяточников, грабителей, злостных нарушителей и разрушителей порядка и покоя других людей – сознательных вредителей, короче говоря.

Если внимательно читать то же слово о злословии из Лествицы, найдем интересную мысль: слова Писания «не судите да не судимы будете» следует понимать как предостережение – за что осуждаешь, в то сам и впадаешь. Ничего удивительного – духовная жизнь подобна бумерангу.

5. Авва Дорофей о пристрастном Суде Божьем

Авва Дорофей дает другое объяснение на простом примере. Двух девочек, сестер-близнецов, купили на невольничьем рынке две женщины: благочестивая «святая дева», воспитавшая девочку как родное дитя и добрую христианку, и блудница, воспитавшая свою рабыню соответствующе своему образу жизни. Вопрос: будет ли Бог одинаково судить этих девочек, если они согрешат?

Для автора «Душеполезных поучений» этот вопрос риторический: «Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?»

Вывод: судить других нельзя, потому что мы не знаем мотивов поступков и поведения, личного «бэкграунда», а следовательно – не знаем и судов Божьих. Потому что Бог будет судить каждого по-Своему. Так что опять возвращаемся к богоборчеству: осудил – попытался присвоить себе функцию Бога.

6. Победить злословие: не видеть зла

«Будете как боги», – старая, чуть-чуть моложе мира уловка лукавого. Ну да, а еще познаете добро и зло, научитесь их различать.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Диавол – клеветник (так это слово и переводится), он соврал. Во-первых, все равно не научитесь. Во-вторых, Бог не различает добра и зла – Он просто не причастен ко злу. И в-третьих, как раз причастность к Богу делает нечувствительным ко злу.

«В Духе Божием человек не видит зла, и естественно оправдывает все поступки других людей. Все без исключения! Христос «посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), – учит преподобный Порфирий Кавсокаливит. – Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла!»

7. Не разъединить грехом, а объединить любовью

Злословие в любом его виде – если и не сознательная клевета (то есть ложь, то есть прямое потомство диавола), в конечном итоге – это желание увидеть зло в другом, рассмотреть его и обсудить, поставить себя над (ключевой предлог: не «вне», а «над», то есть — гордыня) этим злом. И это тоже – богоборчество, потому что Бог пришел соединять людей в Себе, а злословящий стремится разъединить – грехом.

Авва Дорофей свое поучение против злословия и осуждения заканчивает красивой иллюстрацией. Мир – это бесконечный круг. В центре его – Бог. К Центру стекаются радиусы – жизни человеческие. Чем дальше от Центра – тем дальше и друг от друга.

«Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Ссылка на основную публикацию