Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Как подготовиться к первой исповеди?

Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

Исповедь в церкви

Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

Как подготовиться к первой исповеди и причастию

  • Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
  • Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

  • Говорить только о грехах, причем собственных.

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

  • Не выдумывать особого языка.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

  • Говорить о серьезном, а не мелочах.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

Читайте также — Фрагмент общей исповеди

  • Начать менять жизнь еще до исповеди.

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

  • Быть в мире со всеми.

«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью Как подготовиться к первой исповеди?

Читайте также:

    • Почему каяться стыдно, а грешить – нет?
    • Слово исповеди
    • Первая исповедь

Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить

Многих новоначальных прихожан, приобщающихся к православию, волнуют вопросы правильного поведения в Храме на исповеди.

Рассмотрим:

  • Как подходить к батюшке.
  • С каких слов начать исповедь.
  • Какими словами закончить покаянную речь.
  • Может ли отказать священник в исповеди прихожанину, и по каким причинам.

Предложенная статья ознакомит читателя с некоторыми правилами поведения в церкви и прольет свет на наиболее часто задаваемые вопросы об исповеди и причастии.

Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

  • Подумайте о прегрешениях.
  • Примиритесь с близкими.
  • Простите обиды.
  • Попросите прощения.

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

  • С какими словами правильно подойти к архиерею.
  • Что говорить на исповеди.
  • Какие вопросы задает священник и др.

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.
Читайте также:  Клирик: кто такой в православной церкви, значение и обязанности, деятельность, как стать

С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить

Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.

Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.

Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.

Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.

Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.

Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.

Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.

Пример исповедальной речи

Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.

Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.

Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.

Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.

Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:

Группы греховНазваниеОписание
Против БогаХула на БогаНедовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других
КощунствоНасмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает
КлятвопреступленияДающий клятвы согрешает пред Богом
Недержание словаЛюбое данное слово или обет должны исполняться
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душеВ молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухамЭто мерзость пред Господом
Против ближнегоНеуважение к родителям, старшимНесоблюдение заповеди, данной Богом
Причинение обиды, осквернение ближнегоОбижая ближнего, наносится вред собственной душе
КлеветаЛожь наносит непоправимый вред
Ненависть, издевательство, унижениеПриравнивается к человекоубийству
ЗлопамятствоСвидетельствует о себялюбии, высокомерии
ОсуждениеКто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом
Против себяЛень, празднословиеРазвращает душу
ЛожьСмертный грех
ЛестьТо же, что и ложь
Нетерпение, маловериеСлабая вера
Отчаянье, мысли о самоубийствеПриравнивается к убийству

Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.

Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.

Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.

Какие вопросы задает батюшка

В помощь кающемуся, батюшка задает наводящие вопросы:

  • В каких делах согрешил.
  • Обидел ли кого.
  • Всех ли простил.
  • Какие помыслы терзают душу.

Иногда священник проводит обряд группового исповедания, от трех и более человек.

Такое таинство совершается при:

  • Большом стечении желающих принять участие в покаянии.
  • Подготовке к крещению ребенка.
  • Перед венчанием.

В таких случаях все желающие выстраиваются перед батюшкой, который, обращаясь к присутствующим, говорит, чтобы каждый произносил собственные грехи и читает разрешительную молитву.

Может ли отказать священник исповедовать, и не допустить к причастию

Священник вправе отказать в исповедании, но только если человек некрещеный. Во всех других ситуациях подобный поступок не допускается.

Если Бог привел человека в церковь, служитель не имеет права отказать в таинстве.

Иногда, если человек пришел на исповедь в неурочное время, а священнослужитель очень занят различными требами, они договариваются о времени проведения таинства.

Эти вынужденные меры направлены на исцеление души, и должны приниматься с благодарностью.

Настоящая молитва, совершаемая с верой, творит чудеса, исцеляя души и тела. Приучите себя к ежедневной молитве, беседуйте с Богом, и он прибудет в вас.

Полезное видео




Подготовка к Исповеди

Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед Таинством Покаяния.

В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов — не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с Богом, восстанавливает себя как члена Церкви.

Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

От Таинства Покаяния следует отличать:
— доверительную духовную беседу со священником;
— покаянную беседу перед Таинством Крещения (не является обязательной).

Где и когда можно исповедоваться?

Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в храме в определённое расписанием время или по договорённости со священником. Исповедующийся должен быть крещёным.

На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.

Как готовиться к Исповеди?

При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила.

Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
— Сосредоточиться на покаянных молитвах.
— Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
— По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
— Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
— При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

Рекомендации исповедующемуся:

— Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
— В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов».
— Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
— Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
— Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил блудом (прелюбодеянием, содомским грехом).
— При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
— При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с молитвой «Господи, даруй мне зрети моя согрешения».

Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

Да, это возможно, но прочитать грехи следует самостоятельно, а не отдавать записку для прощения священнику.

Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

Следует сравнивать себя в первую очередь со святыми, тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
Чистая совесть — признак короткой памяти…

Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед Богом при свидетельстве священника, это состояние души, ненавидящей грех и избегающей его.
Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в добродетелях. Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации духовной жизни.
Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести добродетели. Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

Епископ Тихон (Шевкунов): «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит аскетика.

У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.

Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: «Зеница ока».

Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.

Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
Священник Филипп

Как правильно исповедоваться и подготовиться к исповеди

Исповедь — это одно из важнейших церковных таинств, во время которого христиане совершают покаяние в своих грехах. Исповедь проходит в присутствии священника, однако, все прегрешения при этом разрешаются самим Богом.

Исповедь имеет огромное значение для любого православного христианина, поскольку покаяние и искупление грехов являются делом всей его жизни. Без нее миряне не допускаются к Таинству Евхаристии (причастию) и не могут вкусить Святых Даров.

Что такое исповедь и для чего она нужна

Святые Отцы учат, что грех — это главная преграда между человеком и Богом. И эта преграда настолько огромна, что люди не способны преодолеть ее своими силами. Справиться с ней можно лишь с Божией помощью, но для этого человеку нужно сперва признать свой грех и покаяться в нем.

Именно для избавления от греха и существует Таинство исповеди. Когда наш организм заражен опасным вирусом, мы обычно идем в больницу за лекарством. Однако грех — это такой же смертельный вирус, только поражающий не тело, а душу. И чтобы излечиться от него, человеку требуется помощь церкви.

Таинство покаяния часто сравнивают с крещением. Во время крещения новообращенных христианин избавляется от первородного греха, доставшегося от наших прародителей — Адама и Евы. Исповедь же помогает разрешиться от тех грехов, которые были совершены уже после крещения и самим человеком лично.

Обычно для христианина покаяние состоит из трех этапов:

  1. Покаяться сразу, после прегрешения.
  2. Попросить у Бога прощения вечером, перед отходом ко сну.
  3. Сходить на исповедь, во время которой Господь окончательно разрешит этот грех.

Также можно исповедоваться, если на душе тяжело или мучает совесть. И здесь Таинство покаяния играет роль скорой помощи, поскольку помогает избавиться от страданий, причиняемых грехом, и вернуть утраченное душевное здоровье.

Очень важно научиться просить прощения у тех, кого мы обидел. Но еще важнее — это покаяние перед Богом, поскольку перед Ним у нас грехов гораздо больше, чем перед любым из людей.

Читайте также:  Потеря близкого человека: советы священников и церкви как пережить и смириться

Многие спрашивают, зачем нужно ходить в церковь и исповедоваться в присутствии священника. Разве не достаточно того, что мы просим у Бога прощения, что нас мучает совесть, и мы раскаиваемся в содеянном?

Нет, недостаточно. Обычно священники дают такое объяснение: если человек, например, испачкался, он не станет чистым лишь из-за того, что осознал свою грязь и устыдился ее. Для очищения ему нужен какой-нибудь внешний источник воды, в котором он сможет помыться. Роль такого источника для христианина как раз и играет Святая Церковь.

Однако важно помнить, что исповедь — это не только раскаяние и освобождение от греха. Это еще и твердая решимость больше не повторять греховных поступков и привести свою жизнь в реальное соответствие с христианским учением.

Как проходит таинство

В отличие от других таинств, исповедь не требует соблюдения большого числа обрядов. Для ее проведения не нужны ни длительные посты, ни какие-то специальные условия, ни определенные дни. Таинство покаяния может совершаться всегда и везде: для нее необходимо лишь полное раскаяние и присутствие священника. Исповедоваться может любой член Православной Церкви от 7 лет и старше.

В самом храме это таинство может совершаться в разные часы:

  • После вечернего богослужения.
  • Утром, непосредственно перед литургией.
  • Во время самой литургии, перед причастием.

Если в церкви слишком много народа, можно договориться со священником и на другое время. Исповедь начинается с иерейской молитвы и обращения к кающемуся («Се чадо, Христос…»). Затем священник накрывает голову кающегося епитрахилью (необязательно), спрашивает, как его зовут и что он хочет исповедовать.

Во время исповеди батюшка может задавать уточняющие вопросы, давать наставления или советы. В некоторых случаях он накладывает епитимию, то есть предписывает совершить определенные действия, направленные на искупление греха. Например, если кающийся что-то украл, его могут попросить вернуть украденное или компенсировать ущерб. Впрочем, епитимию назначают достаточно редко.

Когда исповедь заканчивается, священник возлагает человеку на голову край епитрахили и произносит разрешительную молитву. После этого прихожанин целует Евангелие и крест, которые лежат на аналое, и просит у батюшки благословения.

Исповедоваться нужно хотя бы перед каждым причастием. А воцерковленный христианин должен причащаться от одного раза в день до одного раза в три недели. Максимум для количества исповедей не установлен.

Как подготовиться к Таинству покаяния

Подготовка к исповеди сводится к тщательному анализу всех своих поступков, слов и мыслей. Однако их нужно рассматривать не с точки зрения человека, а с точки зрения Божиих заповедей.

Такой самоанализ требует от человека предельной честности с самим собой. Правдиво оценивая свои дела, христианин должен отбросить гордыню и ложный стыд, поскольку эти недостатки заставляют нас умалчивать о своих грехах и даже их оправдывать.

Подготовка к покаянию требует правильного настроя. Нужно не просто механически вспоминать повседневные грехи, а всей душой стремиться к тому, чтобы они остались позади. Также желательно предварительно помириться с теми, перед кем мы согрешили, и попросить у них прощения.

Чтобы не запамятовать о своих грехах, их можно записать на листочек. Не нужно создавать подробный бюрократический отчет — достаточно будет лишь примерной «шпаргалки». Она поможет быстро освежить память перед исповедью и ничего не забыть.

Если вы боитесь упустить что-то важное, воспользуйтесь специальными перечнями грехов для исповеди. В православии они играют роль своеобразных «чек-листов» и позволяют заметить то, на что мы по какой-то причине не обратили внимания. Это Почаевский Листок, помогающий вспомнить грехи на исповеди, перечни для женщин, мужчин, детей и подростков.

Однако на самой исповеди никакими списками и текстами пользоваться не стоит. Говорить лучше своими словами и от чистого сердца, а чтение по бумажке может превратить таинство в пустую формальность.

Еще один способ вспомнить забытые грехи — это рассмотреть их по видам:

  • Грехи против Бога: неверие, маловерие, гордыня, нарушение заповедей, упоминание Господа всуе, обращение к экстрасенсам, непосещение церкви и тому подобное.
  • Грехи против ближнего: воровство, клевета, сплетни, обиды и предательства.
  • Грехи против самого себя: чревоугодие, пьянство, блудный грех, курение, уныние и другие деяния, разрушающие тело и душу.

Часто христиане вспоминают лишь о том, что произошло после последней исповеди. Но к этому обязательно нужно добавить те поступки, о которых мы прошлый раз умолчали из-за стыда или по забывчивости. Также на исповеди можно рассказать о тех прегрешениях, в которых в прошлый раз мы исповедались без должного раскаяния.

Некоторые спрашивают: а допустимо ли исповедание одного и того же греха повторно? В принципе, подобное допускается, поскольку память о прошлых грехах укрепляет человека в смирении. Однако делать это вовсе не обязательно, если покаяние было по-настоящему искренним.

О времени Таинства покаяния лучше узнать заранее. Если желающих исповедаться в этот день будет много, лучше договориться со священником об отдельной встрече.

Вечером накануне исповеди принято читать покаянный канон.

Как подготовиться к самой первой исповеди

Самая первая исповедь в жизни христианина называется генеральной. Готовиться к ней нужно особенно тщательно, поскольку именно она смывает с нашей души самую застарелую и въевшуюся грязь. На ней принято вспоминать все свои грехи, и не только взрослые, но и детские (начиная с шестилетнего возраста).

Перед такой исповедью желательно ознакомиться с христианской литературой на эту тему. Но прежде чем покупать книги или скачивать их из интернета, обязательно стоит посоветоваться со своим духовником. Дело в том, что некоторые книги о покаянии могут оказаться слишком сложными для мирянина, а некоторые имеют сомнительное происхождение и написаны сектантами.

Если у вас есть друзья и родственники, которые уже давно посещают церковь, то попросите их поделиться своим опытом. Во-первых, они объяснят вам важные нюансы построения исповеди, а во-вторых, помогут немного успокоиться.

Если ваша церковь большая и на воскресную службу собирается много народа, в ней может проводиться общая исповедь. В этом случае священник просто перечисляет основные грехи, а прихожане повторяют за ним. Но такая краткая форма исповеди не подходит для первого раза, поэтому лучше посетить храм в будний день, когда в нем обычно мало людей.

Непосредственно перед таинством нужно обязательно сказать священнику, что вы впервые на исповеди. В этом случае он будет вам подсказывать и направлять исповедь в «нужное русло», а потом расскажет, что делать дальше.

Как правильно исповедоваться

Главное правило исповеди звучит так: все действия должны быть максимально искренними. Во время таинства нужно всеми силами избегать формализма, чтобы не превратить его в ритуал «для галочки». Здесь важнее чистосердечность, а не следование внешним предписаниям.

Одеваться на исповедь нужно так же, как и для обычного посещения церкви. Мужчине следует надеть длинные штаны и рубашку, закрывающую локти. Женщине — длинную юбку и одежду, закрывающую плечи и зону декольте. Отправляясь в церковь, нельзя пользоваться косметикой, особенно губной помадой. На голове у женщины обязательно должен быть платок.

Придя в храм, нужно встать в очередь на исповедь. При этом необходимо держаться на некотором расстоянии от остальных, чтобы никому не мешать и не слышать чужих покаянных слов.

Дождавшись своей очереди, надо подойти к аналою (столику, где лежат крест и Евангелие) и склонить голову. Встать на колени тоже можно, но это совсем необязательно. Помните, что коленопреклоненная молитва отменяется в воскресные дни, в великие праздники и в период от Пасхи до Троицы.

На исповеди принято говорить не только об отдельных греховных поступках, но и о свойственных человеку пагубных страстях. Например, если кающемуся свойственно Сребролюбие, то грехами для него будут конкретные проявления жадности или скупости.

Если вы незнакомы с церковными названиями грехов и страстей, то просто перескажите все своими словами. Называть нужно только само прегрешение, кратко и без лишних подробностей. Если понадобится, священник сам все уточнит.

Если Господь увидит искреннее покаяние, то простит все грехи, даже те, о которых мы сами забыли. Однако сознательно утаивать прегрешения нельзя, ибо в этом случае никакого прощения не будет.

Как именно рассказывать о своих грехах? Вот несколько рекомендаций, которые обычно дают священники:

  • Не подходите к исповеди формально. Это не обряд «перечисление грехов»: здесь важнее искреннее покаяние.
  • Избегайте «заготовок», то есть заранее заученных фраз и выражений. Самые лучшие слова — это те, что идут от чистого сердца.
  • Не оправдывайтесь и не перекладывайте свои грехи на других, ибо в этом случае пропадает смысл самого покаяния.
  • Не стоит просто рассказывать о своей жизни. Цель исповеди не излить душу, а избавиться от бремени греха.
  • Плакать во время исповеди — нормально, но не нужно делать этого специально и напоказ.

И главное: необходимо помнить, что на самом деле все грехи исповедуются перед Богом. Священник лишь выполняет обязанность свидетеля и ходатая перед Ним.

Во время исповедования священник иногда может что-то спрашивать или уточнять. В этом случае нужно просто спокойно ответить на все вопросы. И наоборот, если что-то из наставлений батюшки осталось непонятным, то попросите его объяснить.

После того как священник выслушал исповедь и убедился в искренности человека, он накрывает его голову краем епитрахили и читает разрешительную молитву. После нее нужно перекреститься и поцеловать крест и Евангелие.

Сразу после исповеди у батюшки берут благословение. Для этого складывают руки ладонями вверх и правую ладонь кладут на левую. Затем нужно склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник сотворит благословляющий знак и возложит свою ладонь на сложенные руки. К руке священник следует приложиться устами как к образу благословляющей десницы Господней.

Если вы планируете причаститься, на это тоже следует взять благословение. Можно просто спросить: «Батюшка, благословляете причаститься?». В этом случае священник может уточнить о соблюдении постов и молитв, необходимых для Таинства Евхаристии.

Что делать после исповеди

Самое первое, что нужно сделать — это поблагодарить Господа за прощение грехов. К сожалению, некоторые об этом забывают. А ведь это великий дар Его, благодаря которому человеческая душа очищается от скверны.

Также нужно принять твердое решение изменить свою жизнь. Недостаточно просто исповедать грех перед Богом: нужно стараться больше никогда не повторять подобного впредь. Важно помнить, что для христианина покаяние и борьба с грехом — это работа всей жизни, которая никогда не заканчивается.

При искреннем покаянии на исповеди прощаются все прегрешения. Но это вовсе не означает, что о них сразу же можно забыть. Нет, о совершенных ранее грехах следует помнить всегда, ибо это необходимо нам для смирения и для защиты от возможных падений в будущем.

Если исповедоваться достаточно регулярно, то со временем становится трудно вспоминать свои прегрешения. Но это не значит, что их нет: они просто начинают «прятаться» от нас. В этом случае можно попросить Господа, чтобы он даровал нам видение собственных грехов.

Подготовка к исповеди — правила и советы

Исповедь — что это

Таинство Исповеди, или Покаяния, является одним из семи Таинств Церкви. Каждое Таинство есть великая милость Господа. И чем чаще человек, исповедующий православное христианство, прибегает к Таинству Исповеди, тем ближе он становится к Богу, тем чище становится его душа. Но подготовка к исповеди требует рассудительности.

Для того, чтобы подготовиться к исповеди человеку, делающему первые шаги в православии, необходимо взглянуть со стороны на свою жизнь. Начать полезно с чтения Евангелия, с одной – двух глав, внимательно обдумывая прочитанное. Исповедь – встреча со Христом, всепрощающим и любящим каждого из нас. Чтение Евангелия – это в какой-то мере способ познакомиться с Христом.

Для чего нужно исповедоваться

Современный уклад жизни светского человека не предусматривает заботы о состоянии души. Основная цель существования это потребление. Но потребление дает лишь краткую радость при приобретении, не более того. Рано или поздно каждый из нас просто захочет стать счастливым, обрести мир в душе. А это возможно лишь тогда, когда человек будет жить в согласии со своей совестью – с Богом. И Господь каждого из нас ждет:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Эта встреча со Христом всегда радостна и каждый православный христианин может подтвердить эту простую истину.

При чтении Евангелия у вас могут возникнуть вопросы, не бойтесь задавать их священнику. На первой исповеди всегда много вопросов, ведь так много нужно будет познать, многое открыть для себя. И это всегда приносит радость и легкость человеческой душе, ведь тем самым мы познаем самого Бога.

Подготовка к исповеди нуждается в понимании, какие поступки лежат тяжким грузом на душе. Первая исповедь – это в первую очередь беседа со священником, беседа честная и открытая. Через священника мы сможем получить отпущение грехов, и это великая милость каждому из нас. Главное условие – это покаяние, желание изменить свою жизнь и начать жить по-новому – со Христом.

Подготовка к исповеди

Что нужно сделать перед исповедью? Исследовать свою жизнь, найти те поступки, от которых есть потребность очиститься через это великое Таинство. Также полезно проанализировать свою жизнь через соблюдение заповедей Божьих. К ним относятся десять заповедей Ветхого Завета и девять заповедей Нового Завета (заповеди Блаженства). Полезно будет прочитать памятку для исповеди святого Иоанна Кронштадтского и другие творения святых отцов, которые можно найти в любом Храме.

Святой Иоанн Кронштадтский: «Сказал Господу грехи с сокрушением сердца — и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах — и нет их».

Христианское понимание исповеди и покаяния выражено в притче, однажды рассказанной преподобным Паисием Святогорцем. Однажды к старцу пришли несколько монахов из скита великомученика Пантелеимона.Они спросили его:

Читайте также:  Храм, собор, церковь и монастырь: разница и отличия, особенности и нюансы каждого

– Старче, объясни нам, что такое покаяние?

Старец Паисий долго говорил с ними. Но они так и не могли уразуметь, в чем же все-таки суть покаяния. Тогда старец сказал так:

– Благословенные отцы, представьте себе: маленькому мальчику запретили брать без разрешения конфеты. А он, когда остался один, взял конфету и съел. После этого он приходит к отцу и говорит: «Отче, прости меня, я съел конфету». Отец, конечно, огорчается, но вместе с тем и радуется, гладит его по голове и говорит: «Ничего, сынок, прощаю тебя». Но мальчик не бежит играть, но говорит отцу: «Нет, отче, прости меня – я съел конфету. Но я не хотел этого делать». В ответ отец еще сильнее его гладит, прижимает его голову к себе и говорит: «Прощаю тебя, дорогой мой, больше так никогда не делай».

Но в ответ сын прижимается к отцу и кричит: «Отче, я съел конфету, я больше никогда не буду так делать!» А скажите, братья, что делает отец? Тогда отец берет его на руки, обнимает, целует и говорит: «Сынок мой, как я люблю тебя!»

Вот так, благословенные отцы, это и есть покаяние. И вот так в покаянии действует Господь.

Использование заповедей Ветхого Завета

Подготовка к исповеди невозможна без анализа своей жизни по основным нравственным принципам. Рассмотрим в качестве примера те грехопадения, которые происходят при отступлении от седьмой заповеди Ветхого Завета: «не прелюбодействуй».

В этой заповеди Бог дает человеку понять, что прелюбодеяние – это тяжкий грех. Человек становится целостным и полноценным в браке. Семья является для человека домашней Церковью, в которой муж – священник, жена – дьякон, а дети – народ Божий. Семья для человека это не просто собрание людей, это его плоть и кровь. Преступление этой заповеди нарушает целостность семьи, разрушает душу человека.

Помимо этого к грехам против этой заповеди можно отнести: внебрачное сожительство, легкомысленное отношение с лицами другого пола, осквернение души нечистыми и развратными мыслями, вожделениями, прикосновениями. Также душу оскверняют грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, пьянство. Все перечисленное является преступлением против данной заповеди. Важно проанализировать свою жизнь перед первой исповедью по седьмой заповеди. Ведь многие оступаются в этой страсти в то время, когда были еще далеки от Церкви.

Важно при этом понимать, что всякого согрешение, которое имело место в нашей жизни, может быть очищено в Таинстве Исповеди. У Господа есть власть отменить любой грех, сделать так, как будто его и не было. На Его милость и нужно надеяться.

Применение Евангельских заповедей блаженства

Заповеди блаженства изложены в Святом Евангелии – это те заповеди, которые дал нам сам Иисус Христос. Соблюдая эти заповеди, даже проявляя стремление к их исполнению, мы приближаемся к Богу. Господь учил нас, что проявляя милость к ближним, мы можем достичь и милости Бога к нам. Об этом говорит нам пятая заповедь блаженства: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Лучшим примером проявления милости является жизнь Иисуса Христа. В этой заповеди Господь призывает нас стремиться к тому, чтобы мы подражали Его поступкам, которые Он нам явил при жизни. Итак, Бог призывал нас накормить алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого, принять в дом странника, посетить больного в больнице и узника в тюрьме. При этом Господь свидетельствует нам:

«так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Конечно, сложно сразу исполнить все эти заветы Бога. Но каждому под силу проявлять стремление хотя бы в малом. Вы тем самым оказываете милость самому Богу, а это всегда радостно, всегда приносит мир душе.

Исповедь как стремление освободиться от страстей

Святые отцы выделяют восемь главных страстей (своего рода духовных болезней), которые могут проявляться в человеческой душе. Обратимся в качестве примера к страсти уныния и ее проявлениям к жизни человека. Уныние – это следствие жизни без Бога, ведь без Бога в жизни человека не может быть и настоящей радости. Отсюда – депрессия, вечное недовольство собой, окружающими и жизнью в целом, потеря смысла жизни.

Итак, уныние это следствие ряда грехопадений. Какие же грехи приводят к унынию? Согласно святителю Игнатию (Брянчанинову), в первую очередь – это лень ко всякому доброму делу. Также невнимание и поспешность в молитве, неблагоговение к Церкви, святым иконам и православной вере в целом. К унынию приводит праздность, излишнее успокоение сном, празднословие, шутки и кощунство.

Но избавиться от уныния возможно через исповедание своих грехов. Покаяние называют вторым крещением. Если крещение избавляет нас от власти первородного греха, то покаяние омывает от наших грехов, совершенных уже после крещения. Итак, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех и исповедовать его священнику.

Как правило, православные христиане, готовясь к исповеди, приготовляют себя к Таинству Причастия постом и молитвой. Но к Таинству Исповеди можно прибегать и без последующего Причастия. Главное, чтобы человек ощущал необходимость исповедовать свои грехи. В таком случае подготовка к исповеди по церковному уставу не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила. Нужны только вера и покаяние. Исповедоваться можно хоть каждый день, в этом нас никто не ограничивает. Однако важно понимать, что именно в Таинстве Причастия Господь дает нам силы на то, чтобы исправить свою жизнь.

Без исповеди нет Причастия – священники не допустят вас до этого Таинства, если вы не исповедовались. Но исповедь всегда должна сопровождаться покаянием. То есть осознанием своих грехов и твердой решимостью на исправление своей жизни с помощью Божией. Итак, Таинство Исповеди – это таинство примирения человека с Богом, очищения его от греха и воссоединения с Церковью Христовой.

Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Листок для подготовки к исповеди

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро­детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд­ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не­хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не­движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо­гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни­щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из­лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво­боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При­своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от­мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри­стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду­шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре­станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш­ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш­нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде­ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про­чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе­ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият­ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете­ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры­тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра­чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз­вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни – причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

– Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты – сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

– Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Ссылка на основную публикацию