Испытание души после смерти: мытарства по дням, помощь умершему и действия живых

Какие испытания проходит душа после смерти

Дo poждeния Xpиcтa и Eгo иcкyпитeльнoй жepтвы вce души после смерти ждaл aд, и лишь пpopoки и пpaвeдники мoгли paccчитывaть нa шeoл — мecтo cтpaннoe, тёмнoe, кoтopoe, кaк виднo из пpитчи o Лaзape, былo oтдeлeнo oт aдa пpoпacтью и oтличaлocь тeм, чтo в дyшax тeплилacь нaдeждa нa вмeшaтeльcтвo Бoгa.

Poждeниe Cпacитeля и Eгo жepтвa измeнили миp дo нeyзнaвaeмocти: Oн cпycтилcя в aд, вывeл oттyдa вcex пpaвeдникoв и pacкaявшиxcя и paзpyшил eгo вpaтa. Ho чтo жe пpoиcxoдит c дyшoй ceйчac, пocлe eвaнгeльcкиx coбытий? И глaвнoe, ктo мoжeт paccкaзaть живым o тoм, чтo пpoиcxoдит тaм?

Oпыт Фeoдopы

Пpaвocлaвнaя тpaдиция oпиpaeтcя в этoм нa paccкaз yчeникa пpп. Bacилия, Гpигopия, кoтopый xoтeл yзнaть, кyдa пoпaлa дyшa yмepшeй Фeoдopы. Пo мoлитвaм cтapцa Гocпoдь oткpыл eмy этy тaйнy: явившaяcя Григорию вo cнe Фeoдopa paccкaзaлa, чтo cлyчилocь c нeй пocлe cмepти («Paccкaз блaжeннoй Фeoдopы o мытapcтвax» из «Жития cвятыx. Cвятитeль Димитpий Pocтoвcкий. Житиe пpeпoдoбнoгo oтцa нaшeгo Bacилия Hoвoгo»).

Oнa oткpылa Гpигopию cтpaшныe вeщи: cнaчaлa к yмиpaющeй явилиcь бecы – «Я oтвopaчивaлa глaзa, чтoбы нe видeть иx yжacныx лиц, нo oни были вeздe и oтoвcюдy нecлиcь иx гoлoca», зaтeм y кpoвaти пoявилиcь двa aнгeлa-юноши и oтoгнaли бecoв, пoтoм появилась «львом pыкaющaя» cмepть, кoтopaя нaпoилa eё гopьким нaпиткoм, пocлe чeгo дyшa пoкинyлa бpeннyю oбoлoчкy.

Eё тyт жe oкpyжили дeмoны, зaчитывaя вce гpexи жeнщины, нa чтo aнгeлы возражали, чтo противопоставят грехам eё дoбpыe дeлa. Этoт cпop пpepвaл святой Bacилий, кoтopый пpикaзaл aнгeлaм oтнecти дyшy мoнaxини в «yгoтoвaнный мнe Бoгoм дoм и пoceлить eё тaм».

И те пoнecли дyшy Фeoдopы нa вocтoк, пoднимaя eё к нeбесам. Здесь душу ждaли 20 вoздyшныx мытapcтв, в кaждoм из кoтopыx лeгиoн бecoв пpeдъявлял oбвинeния в пpaзднocлoвии, кoщyнcтвe, бpaни, вo лжи и нeиcпoлнeнии oбeтoв, в клeвeтe, ocyждeнии и тaк дaлee, вплoть дo блyдa и yбийcтв.

Ecли дyшa нe coвepшaлa гpexoв, oнa пpoxoдилa мытapcтвo бecпpeпятcтвeннo, ecли жe былa пoвиннa, тo aнгeлы выкyпaли несчастную eё жe дoбpыми поступками или дeлaми святого Bacилия. Maлo-пoмaлy Фeoдopa пpoшлa мытapcтвa и вoшлa чepeз вpaтa в paй, гдe oкaзaлacь y Пpecтoлa Бoжия: «. и тoгдa я пoнялa, чтo пpишлa нa мecтo пoкoя чepeз copoк днeй пocлe paзлyчeния oт тeлa».

Пaмять — пpocвeтляeтcя, a дyшy xoчeт yлoвить дьявoл

O тoм жe caмoм твepдил cвящeнник Дaниил Cыcoeв в «Инcтpyкция для бeccмepтныx». Oн oбpaщaл внимaниe нa подготовление пpaвocлaвнoгo к cмepти. Акцент делался нa тo, чтo, yзнaв o смерти, нeoбxoдимo «кoнвepтиpoвaть» «зeмнyю» вaлютy в нeбecнyю и, paздaвaя дeньги знaкoмым и мoнacтыpям, пpocить вcex o мoлитвe, кoтopaя пoмoжeт пpoйти мытapcтвa.

Также нужно чaщe пpичaщaтьcя и иcпoвeдoвaтьcя; пo cвидeтeльcтвaм cвятыx oтцoв, дyшa чeлoвeкa, кoтopoгo в дeнь cмepти пpичacтили Cвятыx Taйн, пpoxoдит вoздyшныe испытания бecпpeпятcтвeннo.

Ecли нeт вoзмoжнocти иcпoвeдoвaтьcя пepeд cмepтью, мoжнo нaпиcaть нa лиcткe cвoи гpexи и пoпpocить дpyзeй пepeдaть cвящeнникy, oн oтпycтит иx и пocлe cмepти. Oтец Дaниил yтoчняeт, чтo дyшa тpи дня пocлe cмepти нaxoдитcя нa Зeмлe; имeннo в эти дни дyшa пoлyчaeт вoзмoжнocть пepeмeщaтьcя, кyдa пoжeлaeт: кaк бы нe cтpaдaлa oнa пpи paзлyчeнии c тeлoм, cpaзy пocлe oнa oщyщaeт лёгкocть и paдocть.

Даниил Сысоев peкoмeндoвaл нe тepятьcя, a пoceтить Гpoб Гocпoдeнь, ecли тaкoй вoзмoжнocти нe былo пpи жизни, и пpиcyтcтвoвaть в цepкви нa oтпeвaнии.

Имeннo в эти дни дyшy ждyт дeмoнcкиe лoвyшки: лукавый мoжeт явитьcя eй в oбликe cияющeгo aнгeлa, чтoбы нe oбмaнyтьcя, нyжнo непрестанно молиться. Возможны лoвyшки и ocнoвaнныe нa гpexax: чpeвoyгoдник мoжeт yвидeть oгpoмныe cтoлы c яcтвами, а когда нaчнёт ecть, забудет о молитве, то бyдeт пoймaн бecaми.

По версии Сысоева, нa тpeтий дeнь дyшy вcтpeчaют aнгeлы — Xpaнитeль и Пpoвoдник, они coпpoвoждaют её чepeз мытapcтвa. Oт тoгo, кaк жил чeлoвeк, к чeмy cтpeмилcя, бyдeт зaвиceть дaльнeйшaя cyдьбa: гpeшник oтпpaвитcя в aд, a пpaвeдник или пpocтo пoмилoвaнный Бoгoм чeлoвeк вoзнecётcя в рай.

Oтец Дaниил предлагает нa мытapcтвax, нe пepecтaвaя, мoлитьcя Бoгy, нaдeятьcя нa нeгo и пpocить o зacтyпничecтвe Бoгopoдицy, c бecaми нe paзгoвapивaть, в cпopы нe вcтyпaть и пoвтopять пpo ceбя: «Гocпoди, пpocти мeня, нa кpoв Tвoй нaдeюcь, Гocпoди, нa Tвoю нaдeждy, нa Teбя нaдeюcь, Гocпoди».

Cвятaя Пepпeтyя oпиcывaлa лecтницy в paй тaк: oнa yвидeлa cтyпeни oт зeмли дo нeбa, пo кpaям eё были ocтpыe нoжи, a вмecтo пepвoй cтyпeньки – бecнyющийcя дpaкoн. Чтoбы взoйти нa лecтницy, нyжнo былo пepeкpecтить дpaкoнa, и тoгдa oн зaтиxaл.

A кaк жe тoннeль?

B зaпaднoм пocтxpиcтиaнcкoм миpe cтaли пoпyляpны paccкaзы людeй, пepeжившиx клиничecкyю cмepть, o cвeтящиxcя тoннeляx, чyвcтвe paйcкoгo блaжeнcтвa, вcтpeчe c poдcтвeнникaми и o пpeкpacнoм мecтe, кoтopoe ждёт вcякoгo чeлoвeкa, в кoгo бы oн ни вepил.

Aмepикaнcкий пpaвocлaвный бoгocлoв oтец Cepaфим Poyз в paбoтe «Дyшa пocлe cмepти» paзвeнчивaeт этoт миф, нaзывaя eгo «мaccoвым нaвaждeниeм», тeм caмым caтaнинcким «yлoвлeниeм дyш», кoтopoe пpизвaнo oтвepнyть нac oт Xpиcтa. Вeдь зaчeм cтaнoвитьcя лyчшe, зaчeм дeлaть дoбpыe дeлa, ecли и тaк пoпaдeшь тyдa, гдe «cвeт»?

Пoдытoживaя oпыт cвятыx, oтец Poyз cчитaл, чтo мытapcтвa дyшa пpoxoдит c тpeтьeгo пo дeвятый дeнь, a дo 40-гo дня смотрит на paй и aд, и eщё нe извecтнa cyдьбa eё.

Пpeподобный Maкapий Aлeкcaндpийcкий yкaзывaл, чтo пoминoвeниe yмepшeгo нa 9-й дeнь cвязaнo c тeм, чтo 9 днeй дyшe пoкaзывaют кpacoты paя, a зaтeм, дo 40-гo дня — дeмoнcтpиpyют eй aд. Ha 40-й жe дeнь Xpиcтoc вepшит cyд, oпpeдeляя мecтo нaxoждeния дyши дo дня Cтpaшнoгo Cyдa.

Список 20 мытарств души по дням после смерти

Практически каждое религиозное течение предлагает собственный вариант существования после окончания земного пути. Стоит сказать, многие религии сходятся в различных деталях. В православной традиции рассматриваются мытарства души после смерти, то есть некие испытания, которые предстоит пройти каждой личности в мире ином.

Посмертное бытие души

На самом деле говорить о каком-то ином мире довольно странно, так как православному человеку, да и вообще любому верующему существование после окончания бытия телесного не представляется чем-то другим.

Эти миры на самом деле нераздельны, и в православии земной путь вообще воспринимается просто как подготовка к дальнейшему вечному существованию.

Именно этой подготовкой верующий и занимается на протяжении своего бытия, в зависимости от грамотности этой подготовки то или иное мытарство будет или не будет влиять на его судьбу.

Это интересно! Что означают 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов

Для христианина выбор этой дальнейшей судьбы вполне понятен и очевиден. Основной целью является избежать ада, то есть душевных страданий на протяжении огромного количества времени до окончания времен.

Существование в аду намного тяжелее, чем просто какие-то телесные страдания, оно представляет собой именно страдания оболочки нетелесной и поэтому действуют на самую суть, способны погубить человека в подлинном смысле этого слова.

Рассматриваемая тема невероятно трудна, никто не снял видео в другом мире, не принес инструкции или описания, которые были бы понятны всем и каждому.

В нынешние времена люди имеют доступ к самым разным учениям и описаниям опыта души, освободившейся от тела.

Но не следует распыляться для изучения каждой концепции, лучше сконцентрироваться на чем-то одном, в частности на православном взгляде.

Такой вариант целесообразнее, так как глубокое понимание открывает сокрытые от поверхностного взгляда грани.

Важно! Что считается смертным грехом в православии: список

Не зря верующие так заботятся о том, чтобы избегать грехов, и некоторые грехи называют смертными, ведь они несут гибель совсем не для тела, но именно для души и обрекают на адское существование.

Итак, целью для православного является райское существование. Именно поэтому следует вести себя благочестиво, будучи в теле, а также знать, как душа проходит мытарства, дабы дополнительно обеспечить себе гарантию вознесения на Небо.

В какой-то степени эти знания возможно назвать даже практическим, чем-то наподобие инструкции, которой нужно следовать, чтобы обеспечить искомый результат.

Можно ли избежать мытарств?

Если обратиться к канонической новозаветной литературе, то там не предоставляется подобных советов умершему и различных описаний посмертного опыта. С высокой вероятностью этот факт объясняется концентрацией на основном и наиболее существенном.

Вероятно, Христос мог бы в подробностях излагать эти учения, рассказывать людям о природе души и давать подобные уроки, но посчитал наиболее нужным говорить о нравственном аспекте, а прямых взаимоотношениях человека с Господом.

Как подтверждено на практике, именно вариант чистой и искренней веры является самым действенным и универсальным. Тому человеку, который следует Новому Завету, по сути, и не особенно требуется заботиться о чем-то другом, изучать список мытарств и готовиться к этому дополнительно.

Вполне хватает только веры, и живущий по учению Христа человек обладает своеобразной гарантией. Эту гарантию Спасения оставил сам Христос, предложив самый универсальный и действенный метод.

Учение про мытарства души после смерти является более поздним. Этот факт не является причиной, чтобы его отвергать. Различные откровения, полученные святыми, с намного большей вероятностью являются достоверными, чем наоборот, они как бы дополняют общее учение, данное Христом.

Обратите внимание! Характерным является изначальное значение слова сатан, от которого идет и Сатана – препятствие, преграда.
Дьявол, лишившийся даже надежды на Царствие Небесное, теперь строит людям различные преграды к раю, непрестанно препятствует верующим достигнуть Небес.
Также и другие падшие ангелы (бесы), которые ему служат, устраивают такие вот «таможенные посты», дабы снова и снова препятствовать и мешать православной душе.

Значение мытарств

В переводе слово означает «таможенный пост», и во многом такой перевод отображает суть данного феномена. Сюда только следует добавить значение «испытание» для лучшего понимания.

Как известно, дьявол и его слуги хотят обрести власть над людьми, и для этого используют различные искушения и пороки.

Такое намерение остается всегда, для этого они действуют в мире, а также устраивают так, чтобы православной душе требовалось пройти ряд испытаний в процессе вознесения к раю.

Основной целью дьявола и бесов всегда остается увлечение наибольшего количества людей в ад.

На самом деле все эти испытания, равно как определенная власть дьявола в мире, устроены по допущению Господа. Только так есть возможность действительно отделить подлинно верующих от лицемеров и тех, кто не стремится к раю на самом деле. Когда говорилось про Царство Божие, которое берется силой, речь велась именно об усилиях, которые прилагает верующий непрерывно.

Рассмотрим ситуацию схематично, для более емкого понимания:

  • Сатане дана определенная власть над миром, он искушает людей всяческими способами;
  • души нехристиан сразу после того, как оставляют тело, подхватываются бесами и отправляются в ад;
  • душа православного подхватывается двумя ангелами и ведется к раю, но по дороге идет через 20 мытарств души после смерти (подробнее о каждом далее), где своеобразными судьями выступают бесы, которые и при жизни занимались искушениями в разных областях.

Подобный вариант предполагает, что такое устройство мироздания допускает к раю только самые чистые православные души.

Только личность, которая всегда остается преданной Господу, может обрести Небеса.

Конечно, для православного в конечном итоге в этом никакой особой трудности, ведь земной путь православного и посвящен активной борьбе с собственными грезами и пороками, то есть, по сути, с бесовскими искушениями.

Соответственно, далее, когда начинает «судить» каждый «специализированный» бес, православный легко может дать ответ о том, как противодействовал ему, не поддавался искушениям. Таким образом, вознесенными становятся души, которые имеют своеобразный «иммунитет» от бесов и просто по своей сути не могут поддаваться грехам, страстям и порокам.

Обратите внимание! Образ прижизненной подготовки к мытарствам и дальнейшего противодействия бесам используется во многих книгах, созданных святыми православными подвижниками.
Наиболее известной «инструкцией» о том, как помочь себе в подобном деле, является Лествица Иоанна.

Существуют и другие так называемые лествицы, которые составлялись другими подвижниками и описывали процесс постепенного возвышения души. Подобная проделанная «работа» в процессе земного пути позволяет душе православного после смерти не испытывать существенных трудностей со стремящимися утащить во ад бесами.

Список мытарств

Однозначным является факт, в котором сходятся все православные авторы, – различные мытарства проходит душа после смерти, но касательно количества таковых мнения могут немного различаться.

Хотя на этом тоже не следует зацикливаться в частностях, лучше стремится к пониманию сути.

Ситуация тут немного похожа на концепцию смертных грехов, которых у некоторых авторов 7, у других – 8.

Названия могут немного отличаться, однако суть у всех одна, просто идентичные по смыслу понятия называются разными словами. Также и в этой теме, нужно искать смысл, облеченный в слова.

Итак, наиболее часто идет речь о следующих «таможенных постах»:

  • празднословие – проще говоря, склонность к чрезмерной болтовне;
  • ложь – искажение истины, обман других и ложные свидетельства о разном;
  • осуждение – стремление судить других;
  • чревоугодие – плотские удовольствия, в частности от еды, алкоголя и других субстанций;
  • лень – отсутствие труда, во всех смыслах;
  • воровство – присвоение чужого;
  • сребролюбие и скупость – страсть к деньгам;
  • лихоимство – использование своего положения, к примеру, взяточничество;
  • обман в делах – использование знаний и положения во вред другим;
  • зависть – страсть к чужому имуществу, достижениям;
  • гордость – возвышение над другими;
  • гнев;
  • запоминание зла;
  • убийство;
  • чародейство и призывание бесов;
  • блуд – развращенность во всех смыслах;
  • прелюбодеяние;
  • содомия;
  • ересь – распространение ложного учения, искажение истинного учения;
  • жестокосердие.

Если опираться на откровения, которые были даны ангелом Макарию Александрийскому, то именно 40 дней после того, как оставляет тело, православная душа определяется с дальнейшим своим существованием.

Краткая схема такова:

  • до третьего дня она обитает там, где привыкла, при надзоре ангела, далее возносится к Господу;
  • отправляется в Царство Небесное, которое рассматривает до девятого дня;
  • отправляется в ад до сорокового дня.

Такое распределение по дням позволяет душе увидеть различные миры и раскаиваться или радоваться своему земному пути.

После этого совершается суд, который и представляет собой мытарства, то есть если душа жаждет оказаться в раю, то отвечает по различным пунктам земных грехов. При отсутствии таковых проходит все этапы и оказывается в раю.

Полезное видео

Подведем итоги

Службы в православных церквях по дням созданы для того, чтобы укрепить душу на этом суде и помочь преодолеть испытания. Они также являются своеобразным ходатайством живущих за умершего.

Когда близкие собираются на поминках, они молятся за умершего человека и как бы свидетельствуют о его праведности и заслуженном положении в раю.

Мытарства, которые человеческая душа проходит после смерти

Православие даёт нам не только надежду на жизнь вечную, но и, приподнимая покров тайны, показывает, что происходит за гранью жизни и смерти. Традиция говорит нам, что после отделения от бренного тела, душа претерпевает испытания, называемые мытарствами. В чём смысл этих испытаний? Душа должна явить, что она приобрела в краткой земной жизни. Какие добродетели? Какие пороки?

Читайте также:  Воцерковление в православии: что это такое, кто такой воцерковленный человек, ответы и советы священников

Испытания души

Испытания души на добро и зло — не симметричны. Три дня душа пребывает у гроба, привыкая к своему новому существованию. Ей надо научиться существовать в новом, непривычном для неё мире, видеть не глазами, слышать не ушами. Становится ясным то, что в телесном существовании виделось, как некая смутная картина через закопчённое стекло.

С третьего по девятый день душа созерцает райские кущи, проходя испытание благодатью и пробу на добродетели. С 9 по 40 — видит картины адских мучений и испытывается на грехи и страсти.

Но что означает испытание добром или злом? Познание на земле опосредованно и рассудочно. Есть предмет или объект познания, познающий субъект и процесс познания, всегда неполный, поскольку, как бы ни тщился субъект, он не сможет исчерпать познаваемое.

Но душа, освобождённая от телесной оболочки, познаёт совершенно по-другому — соединяясь с познаваемым, становясь его частью. Душе, если её сущность не слишком искажена, затемнена свободой проявления и страстями, свойственно стремление к обожению, слиянию с высшей сущностью, коей является Бог.

Однако Бог, как неоднократно подчёркивали Отцы православной Церкви — за пределами тварного мира. В этом мире присутствуют его благие энергии, проявляющиеся в форме добродетелей.

Итак, первые шесть дней, по числу дней Творения, душа соприкасается со Славой Божией, ища соединения с благими энергиями, из которых главнейшими являются три: Вера, Надежда и Любовь.

  • Соединение с энергией Веры проявляется в глубоком личном переживании Бога, как источника спасения и вечной жизни. Это та самая Вера, о которой сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдёт и ничего не будет невозможного для вас».
  • Энергия Надежды есть утверждение бытия человеческого в Бытии Божественном, упование воскресения из мёртвых и жизни будущего века, построенного на энергии Любви. А ведь сказано: «Бог есть Любовь».

Но вопрос в том, что первоначальная чистая природа души окажется настолько искажена, что её слияние с энергиями добродетелей окажется затруднённым либо невозможным.

С 9 по 40 день, согласно традиции, душа проходит по мытарствам — испытывается греховными страстями: гневом, чревоугодием, празднословием. Поддавшаяся этим страстям душа обречена на мучения, которые сама себе и уготовила. Ведь если на Земле страсти на какое-то время можно утолить, а их огонь ослабить, то за пределами краткой человеческой жизни нет опоры для страстей. И горящая ими душа испепеляет себя сама. В этом, а не в лубочных картинках с чертями у кипящих котлов смысл адских мук.

После 40 дня душа отправляется на поклонение Богу и там по итогам испытаний, определяется место, где она будет находиться вплоть до Страшного суда — в аду или в раю.

Итак, через какие мытарства проходит душа после смерти?

  1. Слово. Словом можно врачевать и калечить. Слово — одно из начал мира. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И грехи словесные — не пустяк. Не только празднословие и пустословие, но и непристойности, подстрекательство, хамство, кощунство.
  2. Ложь. Многочисленны прегрешения, связанные с ложью. Но наиболее отвратительны среди них лжесвидетельство и клятвопреступление.
  3. Клевета — ложь, возведённая в степень.
  4. Чревоугодие — любое угождение низменной страсти. Не только неумеренная еда, но и пьянство, курение табака, употребление наркотиков.
  5. Лень, проявлениями которой являются халтура, безделье и тунеядство.
  6. Воровство — группа грехов, объединённых присвоением чужого. Это может быть кража или мошенничество, а также присвоение или использование краденого.
  7. Скупость, жадность и накопительство. В особенности грешны те, кто давал деньги под проценты. Впрочем, и те, кто не подавал милостыни нищим. Взяточники — тоже в этой категории.
  8. Лихоимство, вымогательство, грабёж и разбой.
  9. Обман. В том числе обвес, подкуп и суд неправедный.
  10. Зависть, желание чужих благ.
  11. Гордость, чванство, высокомерие.
  12. Гнев, мстительность, злопамятство.
  13. Ненависть.
  14. Убийство, в том числе в помыслах, словом, нерожденного (аборт).
  15. Волхвование. Гадание, ворожба, обращения к экстрасенсам, вызывание душ умерших, в общем, всякое гнусное колдовство.
  16. Любодеяние — отлично от прелюбодеяния. К любодеянию относятся любые развратные проявления, включая просмотр порнографии и рукоблудие. А также сожительство вне брака, эротические фантазии и прочие излишества.
  17. Прелюбодеяние, иначе говоря, супружеская измена.
  18. Содомский грех — противоестественные связи.
  19. Ересь. Как искажение веры, так и неверие вообще.
  20. Немилосердие. Жестокость и бесчувствие к ближним и дальним.

Этот список достаточно исчерпывающе описывает все качества души искажённой, души отошедшей от Бога. Но в душе тварной уже в момент сотворения заложено стремление к обожению, возврату к своему источнику. И чем дальше отходит душа от этой своей природы, тем больше страдает.

Понимать ли буквально?

Существует несколько взглядов на посмертное существование души. Согласно одному, все детальные описания блаженств праведников и мучений грешников надо понимать буквально. Согласно другому — эти описания являются иносказательными. Иносказание здесь необходимо потому, что человек, находящийся в эпицентре земной жизни, где телесное превалирует над духовным в ощущениях, не способен представить себе мир, в коем существует душа и способы её взаимодействия с этим видом. Для того, чтобы осознать необходимость земного поиска путей к Спасению, человеку показывают грубые, телесные картины адских мучений.

Опасность такого подхода проявляется в опрощении. Под воздействием лукавых мудрствований сакральное редуцируется до смешного — Бога, в виде лысого старика в простыне, праведников, развлекающихся песнопениями в раю, и ада, больше напоминающего баню с пивом и раками.

Между тем, излишне приземлённая, детализированная картина посмертного существования, противоречит мистической традиции восточного христианства.

Эта традиция в полной мере выражена уже в трудах Дионисия Ареопагита, которые включают важнейшие постулаты Восточной Церкви.

В частности, различение богословия катафотического (положительного) и апофатического (отрицательного). Катафотическое богословие даёт нам некий набор знаний о Боге — знаний явно недостаточных и несовершенных, поскольку Бог вне всего сущего. Апофатический путь — путь отрицания всего, что имеет объектную природу, и, следовательно, не является богом. Исчерпав всё пределы познаваемого, мы приходим туда, где возможности разума исчерпаны. И именно там, в мистической тьме и скрыт Тот, кто является Причиной Бытия.

По существу, единственные положительные утверждения, которые даёт нам этот подход, это «Бог есть» и «Бог благ», что, в сущности, и означает знаменитое «Бог есть Любовь».

Понимая, что Бог выше возможностей познания, мы должны понимать, что все наши воззрения на существование души, Вечную Жизнь, Воскресение из мёртвых — имеют символьный характер. Это указатели на то, что выше нашего понимания.

В этом смысле мытарства души — глубоко символический акт. Его смысл в том, насколько далека бессмертная душа от своего бессмертного источника, к чему больше она прилежит — к сакральному или греховному. В первом случае, душа соединяется с Богом, во втором, с производными центробежных сил отпадения от Бога, материализованными в виде демонических духов.

Взгляд христианский и буддистский

Любопытно сравнение понимания мытарств души в православной традиции и, к примеру, в «Тибетской книге мёртвых». В обоих случаях душа проходит испытание. В обоих случаях, препятствием к успешному прохождению этого экзамена являются терзающие душу страсти. В тибетском варианте они создают некую иллюзорную реальность, которая является источником страданий. Чем более подвержена душа воздействию страстей, тем более искажается реальность.

Поскольку в буддизме поддерживается идея бесконечных перерождений, то в зависимости от степени замутненности возможно новое рождение в мире небожителей, людей, животных, голодных духов или обитателей ада.

При всех различиях православия и буддизма, мы видим здесь многочисленные параллели. И прежде всего, важнейшую: душа умершего человека испытывается на приобретённые во время земной жизни качества, которые могут либо приблизить её к изначальной реальности, либо отдалить от неё.

Бог или Пустота — две разные вещи

Впрочем, так ли уж они различны? Мистическая тьма Дионисия Ареопагита и Шуньята Нагарджуны — не есть ли это одно и то же, только лишь понимаемое по-разному в разных культурах? Кстати, если обратиться к святоотеческим истокам, то мы найдём там потрясающие откровения. К примеру, преподобный Антоний Великий отмечал, что Бог не только благ, но и неизменен и бесстрастен. Как же бесстрастие сочетается с благостностью?

Преподобный Антоний поясняет, что слова о том что Бог радуется за добрых и отвращается злых не следует понимать буквально. На самом деле Всевышний вовсе не радуется и не сердится — ведь он выше страстей. Так что же происходит? Бог есть абсолютное благо и добро, поэтому когда мы добры, поясняет Антоний, мы вступаем в общение с Богом по сходству, когда мы злы, то отвращаемся от Него по несходству. Будучи добродетельны, мы соединяемся с божественными энергиями, пронизывающими всё сущее. Не будучи добродетельными, соединяемся с демонами-мучителями.

Это рассуждение полностью соответствует аналогичному рассуждению последователей Дао, о том, что только следование принципам Дао является правильным. В каком, однако, смысле правильном? Правильном — значит, спасительном.

Возвращаясь к демонам-мучителям, с которыми соединяется неправедная душа, мы ничего не можем сказать об их природе, вплоть до того, являются ли они одушевлёнными созданиями, или просто некими процессами отпадения от изначальной природы Бога. Но если признавать, что к страданию приводит нарушение гармонии между Вечным и тварным, то само по себе страдание души — уже свидетельство отпадения её от Бога. Вернуть же душевное равновесие могут раскаяние и покаяние в грехах.

Помощь живых

Могут ли живущие помочь умершему пройти мытарства? В определённом смысле да. Умерший человек уже не может покаяться в совершённых грехах и душе остаётся только сожалеть о неправильно прожитых годах. Но родные и близкие могут выступить ходатаями об умершем, молясь за него. Как уже говорилось, мытарства души после смерти делятся на три этапа:

  • Пребывание души у гроба — 1–3 дни.
  • Испытание добродетелями — 3–9 дни.
  • Испытание пороками — 9–40 дни.

От этих дат идут традиции поминовения на 9 и 40 день. В каждый из этих периодов родные умершего могут избрать молитву, наиболее соответствующую нынешнему состоянию души усопшего. Есть молитва за новопреставленного, молитвы за упокой души усопшего на 9 и на 40 дней. Чем горячее обращения близких к Богу, тем менее погибла душа. Ведь за плохого и злого человека не будут искренне просить.

И, конечно, особенно велико влияние молитв об усопшем служителей церкви. Надо только понимать, что панихида по умершему не дань моде, и некрещёному человеку отпевание помочь не сможет. Поэтому в любом случае, человек должен при жизни позаботиться о том, что ждёт его за гранью жизни и смерти и помогать себе сам: осознанно принять крещение.

В своё время обер-прокурор Святейшего Синода знаменитый Константин Победоносцев писал, что ни у одного народа, кроме русского, погребальный обряд не выработан с такой глубиной и виртуозностью. Это свидетельствует об особом отношении народа русского к таинству смерти и вечной жизни. Сегодня после долгого периода забвения истоков, мы можем вновь обратиться к ним.

Мытарства души после смерти — куда попадают и где находятся души усопших

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти — испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств», под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, — до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти — сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Первым мытарством идет празднословие — слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым — ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое — чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое — леность, праздность. Шестое — воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое — сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое — лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое — обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое — зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое — гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое — гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое — злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым — чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души. Шестнадцатое — блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый — проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама — с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое — ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание — немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Читайте также:  Даниловское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний — «по ту сторону», а загробный — «за гробом».

В христианской традиции мытарства происходят на третий день после смерти, длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай — сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы — та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать на девятый день после смерти (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней — общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад — Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя, место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище — место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры. В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук. Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс вновь прийти в земную жизнь и просуществовать ее достойно участи праведника или грешника: всё зависит от того, какой урок извлекла душа из прежней жизни и из видений Ада и Рая.

Все испытания, тяжести и горечи в мире представляются подготовкой к Небесному Царству. Первостепенными задачами всякого верующего и православного человека оказываются работа над собой, соблюдение заповедей, усердие и прилежность в творении добрых дел. Кротость, смирение и молитвы помогут преодолеть двадцать мытарств и войти в ворота Рая.

“КАК МОЖНО ОБЛЕГЧИТЬ МЫТАРСТВА ДУШИ УСОПШЕГО ЧЕЛОВЕКА?” и другие вопросы о жизни души после смерти тела

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Время от времени мне приходят письма от читателей моих книг или журнала с разными вопросами. Не так давно я получил письмо от человека зрелого возраста, который потерял свою любимую жену. Мне кажется, его вопросы и мои ответы на них будут интересны многим людям, в особенности тем, кто недавно пережил боль утраты любимого человека.

«Как можно облегчить мытарства души усопшего человека?”

Мытарства — пребывание в междумирье — удел очень немногих душ (в основном, это души самоубийц, тех, кто по каким-то субъективным причинам ушел с плана земли раньше предусмотренного Программой жизни срока). Поэтому, уверяю Вас, душа Вашей супруги никак не затеряется в междумирье, а, пройдя разные очистительные миры-фильтры (приблизительно на 3-й, 9-й и 40-й дни), поднимется в слой (мир) надземного мира, где приблизительно после 40-го дня после земной «смерти» ее будет ожидать Суд.

Суд — это сравнение энергонакоплений души, которые она набрала за прошедшую земную жизнь, с теми показателями, которые были ей запланированы по Программе жизни. Это оценка самой душой, ее совестью, своей жизни, поступков, слов и мыслей, которые душа, будучи в оболочке земного тела, совершила.

Высшие Души оценивают «урожай» собранных душой энергий или количество энергий не собранных (по Плану, Программе жизни прошедшего воплощения), а также смотрят на то, как сама душа оценивает свою жизнь и поступки. Затем они выносят решение, исходя из потребностей и плана развития этой души, куда ее направить — снова в воплощение на Землю, или — «домой», на космическую «родину» души.

(Все души имеют свою космическую родину — одну из планет нашей Вселенной. Космических цивилизаций очень много. Космической родиной славян, русских, белорусов, украинцев является Внеземная Цивилизация Десса. Она находится в материальном мире нашей Вселенной, только в более высокочастотном, менее плотном, чем наш, земной мир. По этой причине люди живут там по 10000 лет и более. Вернувшись на свою космическую родину, душа получает свое родное тело (которое во время путешествия на Землю находится в состоянии искусственного сна).

На Дессе люди имеют точно такое же человеческое биологическое тело, только чуть более совершенное (ввиду другой окружающей среды — она там более высокочастотна, поэтому и биологический состав тела немного не такой, как у нас на Земле).

Зачем более совершенные души покидают свои более совершенные тела на Дессе и инкарнируются в менее совершенные по качеству и продолжительности жизни земные тела? Чтобы продлить свою жизнь в своем десситском теле до бесконечности. Дело в том, что со временем тело десситов начинает стареть. Виной этому процессу — как обнаружили десситские ученые — империл (низкочастотная разрушительная энергия, которую собирает за время жизни душа). Так вот: если этот империл очистить из души, то она сможет еще очень долго находится в том же теле и быть «вечно молодой». Для этого тело погружают в искусственный сон, а часть души (триатом) со всем империлом отправляют (опускают в более низкие материальные миры) в надземный мир, чтобы потом отправить этот триатом (или душу) в земное воплощение (биологическое тело новорожденного человека).

Через энное количество лет, проведенных на Земле, после смерти земного тела триатом покинет тело и начнет свое восхождение в более высокочастотные надземные миры (каждый такой мир — это своеобразный фильтр, где душа будет избавляться от временных своих слоев). Наконец, добравшись до самого высокочастотного надземного мира, душа (триатом) пройдет сначала Суд, а затем и Чистилище.

Чистилище — это что-то вроде рентген-кабинета, в котором машины в автоматическом режиме очистят душу от империла. После этого чистенькая душа (триатом) полетит домой, снова войдет в состав своей души и тело будет выведено из искусственного сна. Все — земная командировка для этой души (человека) будет закончена.

Отныне душа (человек, дессит) снова может жить ближайшую тысячу или более лет у себя на Дессе, имея молодое и здоровое тело. А когда через какое-то время душа снова соберет большое количество империла, то душу опять отправят в земную командировку — инкарнацию, чтобы сбросить там (через посмертное прохождение через Чистилище) весь империл.

Необходимость инкарнаций десситских душ именно на Землю необходим потому, что только там есть особый очистительный фильтр (чистилище). Он есть, вероятно, и на некоторых других планетах Вселенной, но Земля находится ближе всего к Дессе и не требует огромных энергетических трат для путешествия к ней.

Как помочь душе, пока она еще не прошла Суд? Помочь можно только одним — энергией. Потому что все в мироздании есть энергия. Для этого нужно просто мысленно про себя посылать этой душе свою любовь, добрые слова, слова благодарности, душевную теплоту и мысленно укутывать ею образ любимого человека. Вся эта энергия обязательно дойдет до адресата и поможет душе (у которой благодаря этому будет больше сил и энергии) поскорее подняться в более высокие миры и предстать перед Судом.

Можно молиться и просить у Высших (у Бога, у Ангелов-хранителей…) помощи для ушедшего человека (души). Можно заказать в церкви (а лучше в трех разных церквях) сорокоуст (священник будет поминать имя умершего человека в специальной молитве сорок дней подряд…). Но самая лучшая и эффективная помощь, на мой взгляд, — это все-таки личный мысленный посыл энергии любимому человеку. Энергию душе дают слова любви, признательности, благодарности ей за подаренную нам радость, счастье, заботу, ласку, внимание, время и жизнь… Это — гарантированная и самая мощная энергетическая помощь душе.

Единственное, чего нельзя делать — это плакать, горевать по душе, упрекать себя (что «не сберег!») или ее (что «оставила меня одного!» и т.д.). Почему нельзя? Потому что тем самым мы посылаем душе не высокочастотные, положительные (укрепляющие мощь) энергии любви, а низкочастотные, отрицательные (отнимающие силы) энергии страха, горя, печали. А душа, получая негативные энергии с плана земли, не захочет подниматься вверх, куда она должна подниматься, а будет все время отвлекаться вниз, на Землю, на энергии боли тех родных и близких, кого она оставила (и будет также сама горевать и сострадать оставшимся). А значит, ее подъем в более высокие миры может быть затянут на неопределенное время.

Ни самой душе, ни тем, кто будет стонать и плакать по ней на Земле, это, как Вы понимаете, не на пользу. Лучшее и самое мудрое поведение — это постоянные слова благодарности и любви, которые нам следует говорить (мысленно и вслух) о человеке, который ушел от нас. Это — лучшее, что мы можем сделать для наших любимых, которые уже выполнили свою Программу жизни и покинули свои земные тела.

Делать это следует не только на протяжении 40 дней после ухода человека (но это — самые важные для помощи душе дни), но также и на протяжении всего года (очистка особо загрязненных империлом душ порой занимает именно столько времени; после года душа, очистившись, как правило, уже уходит с надземного мира на космическую родину или, оставаясь в надземном мире и готовясь к новому воплощению, уже не нуждается в нашей энергетической подпитке).

«Как чувствует себя душа в потустороннем мире?»

Как чувствует себя человек после бани? «Как будто заново родился». Душа на протяжении всей своей земной жизни носит на себе много одежек, самая тяжелая из которых — физическое тело. Освобождаясь от него, душа чувствует облегчение. Представьте себе: Вы целый день, с момента подъема с кровати и до самой поздней ночи носили тяжеленный, до пят, овчинный кожух. Носили-носили, пыхтели-потели, а потом вдруг резко сняли его с себя. Как Вы себя после этого будете чуствовать? Наверное, Вы почувствуете себя более легким и свободным. Вот тоже самое чувствует и наша душа, освободившись от тела. Она становится легкой и буквально крылатой, способной перемещаться в пространстве и летать над Землей.

Наше физическое тело — одна из наиболее совершенных форм получения нужных душе энергий (мудрости, информации, опыта) во всех материальных мирах. Тело является самой плотной оболочкой души. Сама душа или, точнее, человек по конструкции напоминает матрешку, состоящую из семи тел (или слоев, или «матрешек»): дух (матрица), будхиальный слой, каузальный слой, ментальный, астральный, эфирный и материальный слой (физическое тело).

Тело, а также остальные три внешних слоя души — эфирный, астральный и ментальный — являются временными слоями, и которые отпадают от души на 1-й, 3-й, 9-й и 40-й дни после «смерти» человека. За время своей земной жизни душа во всех этих временных слоях накапливает (делая тот или иной выбор и получая соответствующие жизненные уроки) энергии разных качественных и количественных характеристик.

Эти энергии и есть то, ради чего душа приходит на Землю. Это и есть тот «мед», который она здесь собирает. В этом «меде» — весь смысл любой жизни, частной и общей эволюции, суть которой — повышение каждой душой, каждой жизнью своего энергетического потенциала (то есть, повышение своего сознания или Разума).

После смерти человека вся информация с временных слоев поочередно перезаписывается, переходит с одного слоя на другой (никакая важная и нужная информация (читай: энергия), собранная душой за земную жизнь, не будет потеряна!): с тела она записывается на эфирный слой, с эфирного слоя — на астральный, с астрального — на ментальный, и наконец — с ментального вся информация переписывается на постоянный (каузальный) слой души. Это происходит к 40-му дню после смерти тела. Таким образом, душа предстает перед Судом уже со всеми собранными энергиями (всей информацией) за последнюю земную жизнь.

Читайте также:  Возраст Христа: что значит 33 года для мужчин и женщин в православии

С каждым потерянным временным слоем (материальным, эфирным, астральным и ментальным) душа чувствует себя все легче и воздушнее. Поэтому, если говорить об «ощущениях» души после смерти, то они, в основном, положительные.

«Встречаются ли (после смерти) души родственников?»

Чаще всего нет (потому что эти души уже могут быть как на своей космической родине, так и в воплощении). Если же душа, поднимающаяся после земной смерти в высшие околоземные миры, черезчур привязана к своим родным (умершим ранее) людям и при этом у нее не хватает собственной энергии для быстрого подъема и освобождения от временных тел-слоев, то ей на помощь посылают голограммную оболочку (фантом) этих родственников. Душа будет думать, что общается со своими ранее умершими родственниками, но это будут не реальные души, а их голографические копии, фантомы, которые исчезнут, как только они окажут необходимую душе моральную поддержку и помощь.

Люди часто думают, что наши земные родственники остаются родственниками и в другом, «потустороннем мире». Иногда это так, но часто — нет. Людей собирают в земные семьи не потому, что они родственники и в том мире, а потому, что это необходимо для выполнения текущей задачи, которая поставлена перед душой, для прохождения определенных уроков и сбора душой определенного качества энергии.

Все души, вне зависимости от мира, в котором они обитают, должны развиваться, накапливать энергии в свою матрицу. Эти накапливания у каждой души вовсе не хаотичны и спонтанны (как может показаться), а плановы: у каждой души есть Определители, Учредители и Управители — высшие Сути (высокоразвитые Души, давно поднявшиеся в энергетический, нематериальный мир и связанные с нами матричным родством), которые составляют для каждой своей души Программы жизни — жизненные условия, ситуации и уроки, проходя через которые, душа собирает нужные энергии (нужные как для самой души, ее развития, так и для высших миров — потому что всякая душа, кроме сбора энергий для себя, всегда отдает часть собранной, произведенной энергии высшим мирам).

Люди слишком привязываются друг другу, живя здесь на Земле, и надеются, что и в том мире они встретятся со всеми своими родственниками. К сожалению, это не так. У каждой души — свой эволюционный путь: у кого-то он более медленный, у кого-то — более быстрый. Кому-то нужно набрать одни энергии, кому-то — чуть другие… Это значит, что сегодня мы живем рядом с одними людьми, а через сто, тысячу или десять тысяч лет будем жить в окружении (семье) других людей.

Чем выше поднимается душа в своем развитии, тем меньше у нее остается родственников с одной стороны, а с другой — тем больше у нее становится друзей — душ, резонансных с ней по вибрациям. В самых высоких, райских мирах (матрице Творца) — все души живут рядом с теми, «кто понимает тебя и без слов». Там все и друзья, и родственники (потому что все мы являемся частицами единого Организма — частицами сознания Высшего Разума).

«Верно ли, что души при клинической смерти не хотят возвращаться за Землю?»

Многие не хотят, потому что видят, насколько более красивы, гармоничны и совершенны те миры, которые существуют выше мира земного. Некоторые хотят, потому что видят миры, которые ниже земного. А некоторые хотят вернуться потому, что чувствуют себя ответственными за своих родных и ближних, хотят вернуть свои долги или исполнить то, что запланировали в жизни.

«Душа усопшего может воплотиться в нового человека на земле. Значит, она уже перестанет быть моей душой или нет?»

Душа может воплощаться во многие человеческие тела и собирать через них разный опыт, разную энергию. При этом душа меняет внешние оболочки, но не меняется ее основа, ее суть.

Все наши инкарнации, все наши земные личности — это частные опыты нашей души. Все эти опыты душа сохраняет в себе. Вы в одной жизни могли быть, скажем, Юлием Цезарем, в другой — писателем Михаилом Лермонтовым, в третьей — актером Олегом Далем. В том мире ваша душа будет осознавать себя не Цезарем, Лермонтовым или Далем, а Личностью, имевшей опыты жизни в телах этих земных личностей. Это будет душа, накопившая в себя опыт этих земных личностей.

Душа меняет земные тела, как одежки, как очередную форму прохождения уроков в земном классе. Так, в одной земной жизни вы можете иметь опыт сына, опыт мужа, опыт отца, опыт деда или прадеда — это все разные опыты одной земной личности. Так и разные земные личности — это разные биологические формы проявления одной и той же души.

Все земные личности являются частицами, частным опытом нашей истинной Личности. Мы — не смертные земные, материальные тела, мы — безсмертный дух, матрица. Поэтому не следует ассоциировать себя, свою личность только с земной нашей личностью, сегодня живущей на Земле. Наша нынешняя жизнь — это текущий частный опыт нашей подлинной Личности.

Мытарства после смерти

Посмертные испытания души

Понимание посмертной жизни души очень важно для каждого верующего религиозного человека. Ответив на вопрос, что нас ждет после смерти, что такое душа, мы понимаем, что такое человек и как нужно жить, чтобы не погибнуть для вечности.

Конечно, понятие рая и ада, порядка попадания в них в разных религиях отличаются. Однако существуют проверенные ответы на эти вопросы, данные святыми людьми, имевшими благодать и пребывающими сейчас рядом с Господом на Небесах. Православная Церковь имеет тысячелетний опыт понимания душ человеческих и их излечения от пороков и скверны.

Что происходит сразу после смерти

Опыт Церкви, свидетельство людей, вернувшихся после смерти к жизни, говорит, что человек, умирая, видит свое тело как бы со стороны, видит свет или коридор, по которому он выходит из материального мира в нематериальный. Крещеный верующий человек будет сопровождаться Ангелом-Хранителем, который оберегает его с момента Крещения. Это небесный покровитель, приставленный Богом нам; своими молитвами на земле вы помогаете ему, придаете сил.

После смерти от нас останется душа — некий двигатель жизни человека. С появлением души тело обретает жизнь, через душу мы познаем и понимаем окружающий мир, испытываем эмоции. Душа уходит из тела человека в небесные, нематериальные обители. Ученые говорят, что тело человека после смерти легчает на несколько грамм, поэтому идут споры, нет ли у души даже материальной природы.
Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников. По словам Священного предания, Ангелы — личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения. Еще до начала сотворения Земли Богом Ангелы имели свободную волю. Часть их вместе с Люцифером хотела встать выше Бога, возгордившись, другие Ангелы выбрали сторону добра. С тех пор ни светлые Ангелы, ни павшие ангелы (аггелы, бесы, дьяволы во главе с Люцифером, то есть сатаной) не меняют своей воли и делают, соответственно, только добрые и только злые дела.

Мы можем просить помощи у Ангела и после смерти. Ангел будет сопровождать душу человека в мытарствах. В первые же сутки человек проходит испытания, на которых темные духи, бесы, показывают человеку, какие грехи он совершил и в каких не раскаялся. Грехи можно смыть лишь при жизни искренним покаянием в Таинстве Исповеди.

Увидев свои грехи, человек не попадет сразу в рай или ад. О нем должно состояться временное Божие решение — где он будет пребывать до Страшного суда, и в это время ему могут помочь молитвы живых людей. Человек увидит Престол Божий и Господа во время этого решения.

Затем Ангел-Хранитель сопровождает человека, показывая ему райские обители до 9 дня после смерти. Потом человек путешествует по обителям ада до 40 дней и наконец остается в обители, которую отвел ему Господь.

Как помочь человеку пройти мытарства и помочь в жизни после смерти

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»

Священник читает записки, поданные на молебен об умерших, ежедневно после утренней службы, перед Распятием, которое напоминает нам: Христос умер и воскрес, чтобы после смерти нас ждала жизнь вечная с Ним.

Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.

Грехи, за которые наказывают на мытарствах

О мытарствах мы знаем из Жития преподобного Василия Нового от женщины Феодоры, блаженной, вернувшийся к жизни после смерти. Православная Церковь говорит, что прохождения этих испытаний не миновать.

Однако современный святой, Паисий Святогорец пишет, что Ангелы с любовью проводят истинных детей Божиим через мытарства. Важно не только не грешить на земле, но суметь искренне покаяться, а также жить со смирением и любовью к людям. Мытарства — лишь завершающая часть невидимой битвы, которую человек ведет с темными духами на протяжении жизни.

Бесы показывают нам наши грехи, преступление Заповедей Божиих. В Житии Василия Нового перечислено 20 мытарств, которые являются частично испытанием смертных грехов, то есть за них — более серьезное наказание, частично — мытарства грехов не смертных.

    1. Мытарство празднословия, на котором мы даем ответ за пустые обсуждения, разговоры и болтовню.
    2. Мытарство лжи, обмана, неисполненных обещаний, произнесения имени Божьего всуе — «к слову».
    3. Мытарство осуждения, клеветы, насмешек над людьми — этими грехами мы как бы присваиваем право Самого Бога судить других.
    4. Мытарство чревоугодия — постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее, обжорство (употребление большего количества пищи, чем нужно), несоблюдение постов.
    5. Мытарство лени — а также праздность, празднословие (пустая болтовня), в том числе пустое времяпрепровождение, постоянное «зависание» в социальных сетях. Все это крадет время нашей жизни, в которое мы можем расти духовно и душевно. Здесь накалываются и работники, которые брали плату, но не трудились, и те, кто ленился ходить на богослужения, а во время служб скучали и не молились.
    6. Мытарство воровства.
    7. Мытарство сребролюбия и скупости, то есть чрезмерной жадности вплоть до нежелания помочь близкому человеку, истратив деньги. Это алчность, обожание денег, мошенничество, скупость, которые несут очерствение души, нежелание помощь бедным людям, ущерб состоянию духовному.
    8. Мытарство лихоимства, то есть обмана по деньгам при продаже, мошенничества, коррупции.
    9. Мытарство неправды, то есть совершенных несправедливостей, например, судьями, осудившими невинных из-за денег, а также невыплаты награды за труд, неправедного занижения оплаты.
    10. Мытарство гордости и тщеславия. Они отличаются тем, что гордыня (гордость в превосходной степени) имеет цель поставить себя вперед каждого, считать себя самого лучше всех — и неважно, что подумают о тебе. При этом человек забывает, что в первую очередь его жизнь зависит от Бога и много он совершает именно благодаря Богу. А тщеславие, напротив, заставляет «казаться, а не быть» — важнее всего, как увидят человека окружающие (пусть бедного, но с айфоном — тот самый случай тщеславия).
    11. Мытарство зависти и ревности. Это недовольство своим статусом, сожаление о чужих радостях имеет основанием недовольство «распределением благ в мире» и Самим Богом. Нужно понять, что каждый должен сравнивать себя не с другими, а с самим собой, использовать собственные таланты и благодарить Бога за все. Ревность не по разуму также грех, ведь мы часто завидуем обычной жизни без нас наших супругов или любимых, не даем им свободы, считая своей собственностью — хотя их жизнь принадлежит и им, и Богу, а не нам.
    12. Мытарство гнева — а также злоба, месть, то есть разрушительные для отношений, для других людей вещи. Они порождают преступление заповеди — убийство.
    13. С ним связано мытарство злопомнения, то есть гнева затаившегося, съедающего изнутри.
    14. Мытарство убийства. Заповедь «не убий» запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Здесь же наказываются грехи ударов человека.
    15. Мытарство чародейства, то есть занятия экстрасенсорикой, «духовным» целительством. Единственная духовная лечебница — Церковь и Ее Таинства.

Мытарство блуда и прелюбодеяния — это половые отношения до брака и измена в браке. То есть разница в том, что блуд совершает одинокий человек, а прелюбодеяние — состоящий в браке. Также к блудным грехам причисляется рукоблудие (онанизм), Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальных материалов, когда невозможно следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать — вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.

    1. Мытарство содомских грехов, то есть половых извращений, кровосмешения.
    2. Мытарство ересей — отступления от Православной веры.
    3. Мытарство немилосердия, жестокости — отказа помогать нуждающимся.

Каждый грех может быть очищен до нашей смерти. Успейте покаяться и приступить к Таинству Исповеди, которое ежедневно и еженедельно проводится в каждой православной церкви.
Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко, по приведенным нами в перечне смертных грехов названиям.
Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме. На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).
Да хранит вас Бог от греха и неправды!


Ссылка на основную публикацию