Каин и Авель: кто такие и за что Каин убил Авеля, история, родители и легенда братьев

Каин и Авель – история первых людей, рожденных на Земле.

Кто такие Каин и Авель?

В Авраамических религиях Каин и Авель – сыновья Адама и Евы, родившиеся после изгнания прародителей из Эдема. Как и завещал Бог, Каин и Авель трудились на земле и питались плодами своих нелегких трудов. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом.

История про Авеля и Каина ― это история первого убийства на Земле. Земля в то время была еще совсем юной, однако уже претерпела на себе влияние первородного греха Адама и Евы. Каин был первым человеком, родившимся на молодой Земле, Авель – первым умершим человеком.

История Каина и Авеля рассказывается в Книге Бытия, в четвертой главе. Прочесть или послушать главу о Каине и Авеле Вы можете, перейдя по ссылке:

Имена Каин и Авель: значение.

Имя Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что значит «создавать / производить на свет», либо от корня КИНА, что означает «зависть». В пользу первой версии говорят строки Библии, в которых Ева говорит о Каине «произвела я человека». Имя Каин стало нарицательным. Сегодня так принято называть злобного и завистливого человека, способного на подлость.

Имя Авель (Хевель), вероятно, восходит к еврейскому слову «хевель» — дыхание. Однако многие современные ученые говорят о том, что имя Авель произошло от аккадского «аблу», что означает сын.

За что Каин убил Авеля?

Каин-земледелец и Авель-скотовод приносили плоды трудов своих в жертву Богу. Бог благосклонно принимал жертву Авеля, так как приносилась она с чистым сердцем. Жертва Каина была отвергнута, так как Каин приносил жертву лишь по привычке, без любви к Богу. Из зависти и гнева Каин убивает Авеля, совершая тем самым первое преступление на юной Земле.

История Каина после братоубийства.

После убийства Каин пытался скрыть свой грех перед Богом. Когда Бог спросил у Каина, где его брат, тот ответил, что не знает, так как не является сторожем брату своему. Считается, что Бог задал этот вопрос Каину в надежде исповедать грех его, однако Каин не проявил желания раскаяться.

Каин и Авель. Житников Михаил.

После убийства Каин был проклят Богом от земли той, на которую пролилась кровь Авеля. По слову Божьему, земля не будет давать силы Каину. И должен он стать изгнанником и скитальцем на земле. И выслан был Каин в землю Нод.

Каин взывает к Богу, говоря, что наказание его больше, чем он сможет снести, и что всякий, кто встретит его, сможет убить его.

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Он также основал город и назвал его в честь сына своего ЕНОХ. Кем была жена Каина? В Библии об этом упоминаний нет, однако существует два мнения, и оба основаны на «Книге Юбилеев»:

  • Женой Каина была его сестра Аван;
  • Женой Каина была Сава.

Каиново колено насчитывает 7 поколений. Считается, что род Каина не спасся во времена Великого Потопа. В апокрифической книге Еноха написано, что душа Авеля стала во главе мучеников и преследовала потомков Каина.

«Это дyх, котоpый вышел из Авеля, yбитого своим бpатом Каином; и он жалyется на него, пока семя его (Каина) не бyдет изглажено с лица земли и из семени людей не бyдет yничтожено его семя».

История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.

Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, — Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.

История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.

Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.

Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.

Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:

  • История Исава и Иакова;
  • История Иосифа и одиннадцати братьев его;
  • История Давида и его старших братьев и пр.

История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.

Нисходит Каин, хворост свой держа

Существует интересная трактовка истории об Авеле и Каине, согласно которой данная история объясняет источник всяких войн. Как получается, что братья по крови, поклоняющиеся одному Богу, становятся смертельными врагами? По словам автора теории, к войнам, в том числе и религиозным, приводит не разница в догматах или ритуалах, а «притязания на равенство» или «отрицание иерархии» (Источник: Meditations on the Tarot: A journey into Christian Hermeticism, translated by Robert Powell).

История Каина и Авеля — смысл библейского сюжета

Авель и Каин

На протяжении многих тысячелетий сюжет о взаимоотношениях двух братьев волновал умы людей. Библейская история Каина и Авеля остаётся актуальной даже спустя тысячелетия, открывая тайны о человеческой природе.

Авель и Каин были старшими детьми Адама и Евы – первых людей, созданных Богом и потерявших возможность пребывания с Ним в результате грехопадения. Каин был первенцем, его имя происходит от древнееврейского слова «создавать» или «приобретать». Вероятно, это имя было дано Каину как первому человеку, рождённому женщиной.

Согласно преданию, Ева надеялась, что первый сын будет обещанным Искупителем её с Адамом первородного греха. Однако с рождением Каина стало очевидно, что эта надежда не сбылась. И она дала второму сыну имя Авель. Оно переводится как «плач» или «уничижение» и отражает всю горечь переживаний Евы.

История Каина и Авеля — за что брат убил брата

Из Библии известно, что Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. У них был обычай приношения жертвы Богу как выражения любви и благодарности Ему. Однажды вновь пришло время принести Богу плоды своих трудов. Каин возложил на жертвенник часть урожая, а Авель принёс лучших овец. Но жертва Каина не была принята Всевышним. На приношение Авеля с неба сошел божественный огонь, что означало угодность жертвы Богу. С дарами же Каина ничего не случилось. В порыве ревности и зависти Каин заманил младшего брата в поле и убил его.

Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления:

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).

Последствия первого убийства в истории

Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.

Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:

«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)

Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.

Образ Каина в Библии

Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.

В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что

“дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).

Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.

Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.

Библейский образ Авеля

Авель рассматривается в христианстве не только как первая жертва убийства в истории, но и как первый страстотерпец за правду и веру. Христос упоминал Авеля, когда обличал фарисеев, говоря, что с них взыщется от крови праведного Авеля до Захарии (Мф. 23:25). Принесший праведную жертву, невинно убитый пастырь Авель считается прообразом Христа – тоже безвинно убиенного доброго пастыря для всех христиан, принесшего себя в жертву ради человечества. Об этом говорит святой Ефрем Сирин в “Беседах на Евангелие от Иоанна”:

“Возбудив к себе зависть добродетелью, он (Авель) смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков” (т. 4, стр. 354).

Если кровь Авеля взывала к искуплению, то кровь Христа совершает это искупление. Каин же является предшественником всех гонителей правды.

Ветхозаветная история Каина и Авеля показывает нам два противоположных пути, по которым волен пойти человек, – служения Богу, правде и служения греху, дьяволу. Каин и Авель – это не отвлечённые персонажи далёких времён. Они являются наглядными и актуальными выражениями тех черт, которые есть в каждом человеке.

Почему Каин убил Авеля. Что произошло

Ещё с пионерского советского детства у меня на слуху было об убийстве какого-то Авеля каким-то Каином. Но задаваться этим вопросом в том возрасте и в то время я, естественно, не стал. Уже в пору юности я услышал замечательную фразу «Я не сторож брату своему». Эта фраза сверкнула в голове, но так и осталась где-то в глубинах моего подсознания. Не знаю почему, но к христианству я испытывал некое, мягко говоря, неприятие, но стремление прочитать Библию было. И вот тут вопрос, какую Бибилию? Как оказалось есть две Библии «Ветхий завет» и «Новый завет». «Новый завет» меня не цеплял, а вот «Ветхий завет»… «Ветхий завет» уже манил к себе только тем, что он – «Ветхий». Мне казалось, раз «Ветхий», значит древний, старый, а старина меня всегда притягивала.

И вот когда уже в зрелом возрасте я прочитал эту книгу, я ужаснулся – что же это за религия такая, которая начинается с убийства. Поскольку есть у меня в характере некая дотошность, то просто так оставить вопрос без ответа я не мог. Вот только вопрос в том, где было искать ответ на этот вопрос. А вопрос такой – действительно ли Каин убийца в общепринятом смысле этого слова? В тех источниках, которые мне попадались именно так этот вопрос и трактовался – да, убийца.

Меня это поставило просто в тупик. Интуитивно я чувствовал, что здесь что-то не так – одно из двух или что-то переписчики в своё время напутали, или толкование церковниками Библии неверно. Прочитав ещё раз внимательно это место в Библии, я понял, что наиболее вероятно последнее. И вот тут, призвав на помощь свой житейский опыт, а так же опыт сельского труженика и логику, я получил свой вариант понимания Библии, который тут и излагаю.

Бедный, мудрый, трудолюбивый Каин. Говоря современным языком его просто «подставили». Точнее сказать его поставили в такие условия, когда обида переросла в злость, злость породила слепую ярость, слепая ярость подтолкнула к преступлению. История двух братьев Каина и Авеля это яркий пример того, как родителям не следует воспитывать своих детей, особенно, если их в семье двое и более. Но давайте по порядку и с начала. С самого начала.

А в самом начале был Человек, не имеющий достаточного жизненного опыта. Опыт первого Человека характеризовался определенным, мягко говоря, количеством шишек, ссадин и царапин. Первое его занятие в этом Мире, чтобы выжить, было собирательство и охота. Постепенно охота сменилась скотоводством, а собирательство земледелием. И вот тут произошло разделение между людьми. Если скотоводство не предполагает особенно больших собственных физических затрат человека, то земледелие, это каждодневный и далеко не легкий труд. Вот, что такое скотоводство? Съела скотинка травку на одном месте, скотовод перегнал ее на другое и всё. Другое дело земледел. Гордым и ленивым на земле делать нечего, поскольку постоянно Земле-Матушке кланяться приходиться – и вспаши, и засей, и убери, и сохрани, и… но пора бы уже подходить поближе к Библии и к первым братьям:
«… и был Авель пастырь; а Каин был земледелец». (Бытие 4:2)

Тут мы опять сделаем небольшое отступление и попробуем разобраться в том, о чем НЕ говорит нам Библия. А не говорит нам Библия о том, чем занимался Адам после изгнания оного из Рая Эдемского. Давайте вспомним коротенько, откуда и, вообще, зачем появился этот Адам. Господу Богу из всех мест на Земле, которую он сам же и сотворил, больше всего понравилось только одно – Эдем. Остальные места тоже вроде как бы неплохие, но вот это – это получилось как раз то, что надо. Ну, а в хорошем месте и сад хороший не грех заложить – надо же где-то отдыхать после дел праведных. Не век же по небесам носиться. Правда, получилось так, что сад Райский хоть и вышел куда как на славу, да вот ковыряться в нём Господу Богу одному вроде как-то и тяжеловато, и скучновато. Да и по чину ли?

Читайте также:  Молебен: что это, какие бывают, как правильно, где, кому и когда заказывать молебен в церкви

Короче – нужен раб, бестолковый, но работящий (шутка). Слепил такового. Жизнь вдохнул. Человеком сделал. И полегчало. Сам-то Творец, конечно, на покой на заслуженный удалился, а Адама за садом вроде как приглядывать оставил. Но смекнул старец, хоть Адам и хорош работничек, но и ему одному скучновато. Женщину ему сделал. Сразу немного повеселей стало. С женщинами и так-то скучать не приходится, а тут ещё и Змей им веселья подкинул. И события стали разворачиваться с быстротой молнии. Змей «подставляет» «сладкую парочку». На очной ставке Адам «переводит стрелки» на жену свою. Та, разумеется, как и все женщины идёт в «отказ» и «валит» всё на Змея. По концовке Змею пожизненно… на брюхе ползать, а «сладкую парочку» по-быстрому этапом на Восток. Впоследствии, как мы знаем по истории, это стало обычным делом, особенно для России. Вот такая предыстория.

Сама же история заключается в следующем:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть».
(Бытие 2:16)
Тут, я думаю, всё понятно – до изгнания Адам занимался собирательством. Хотя в полной мере этот термин здесь вряд ли подходит. Ну, сами посудите, о каком собирательстве может идти речь, когда всё есть и в любое время. Ни скот пасти, ни землю пахать Адам, естественно, не умел. И вот изгнание… Что делать? – Хороший вопрос. В Райском-то саду он не более чем сторож был. Да даже и не сторож, а так, смотритель ботанического сада. Кто ничего делать не умеет, тот ничего и не делает и, хотя Библия напрямую нам об этом не говорит, но вот только теперь, после изгнания, Адам и стал заниматься по-настоящему собирательством.

Интересные вещи в семьях порой происходят. Каин оказался неизвестно в кого на редкость трудолюбивым, с пытливым умом новатора. Он не пошёл по стопам отца, то есть не стал собирателем. Однажды заронив зерно, Каин увлёкся земледелием. Мы не будем здесь лишний раз с Вами говорить о том, что труд земледельца хоть и тяжкий, но по-своему интересный. Мы не будем говорить о том, как приятно выдернуть из грядки морковку, которую ты сам же и посадил, или убрать богатый урожай зерновых, или… да что там. Просто приятно. Но это потом. А сначала труд в поте лица своего. И Каин выбрал этот путь, этот далеко непонятный для своих родителей образ жизни. И когда он в радости своей принёс первые плоды труда своего от Земли-Матушки, что дала ему эти плоды за его старания, его… отвергли!

Младший же брат его Авель оказался не столь трудолюбивым, но весьма хитрым и в, какой-то степени, ленивым. Заниматься собирательством, то есть выискивать всякие корешки, да ягодки по примеру своих родителей ему было лень. Ковыряться в земле по примеру своего старшего брата, ему было противно. Сидеть дома целыми днями – скучно и Авель увлёкся охотой. Но ходить по лесу, ноги ломать, тоже удовольствие не из приятных. Приручив однажды диких коз и овец, Авель стал скотоводом. И дома не сидишь, и в земле не ковыряешься, и при деле находишься. Надо полагать, родители снисходительно отнеслись к занятиям своих детей. Старший, хотя и занимался земледелием, но это первоначально носило скорее экспериментальный характер. Не один год ушёл у Каина, чтобы из дикого зерна получить культуру. Поэтому, занимаясь своим делом, он продолжал помогать родителям и по дому и в собирательстве.

О чём думал Каин, когда пытался получить из дикого ячменя культурный злак? Наверное, о том, что вот, очень скоро он получит богатый урожай и его семье не надо будет довольствоваться случайным собирательством. Всё, что необходимо семье они смогут выращивать рядом с домом и в необходимом количестве. Авель же, как и большинство младших детей в семьях, был баловень. В домашних делах участия не принимал, собирательством не занимался, а целые дни проводил на пастбище со своей скотиной.

И вот, в один прекрасный день, случайно или нарочно, но именно тогда, когда Каин принёс свои плоды чтобы показать отцу пришёл и Авель со своими «скотскими» показателями:
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Бытие 4:3-5)

Я не случайно оговорился, сказав, что братья пришли к отцу своему, в то время как в Библии сказано к Господу. Это ещё один абсурд и, как следствие, неверного толкования Библии церковниками. Фактически напрямую с Богом общался только один Адам. Бог создал первых людей, благословил их на размножение и всё – дальше ребята как-нибудь сами, сами. Но поскольку Адам на Земле был ПЕРВЫМ после Бога, то и обращение к нему со стороны его семейства было соответствующее – Господин, Господь. Это обращение сохранилось и по сию пору – господа, господин, госпожа. Но мы же не подразумеваем при этом, что те к кому мы так обращаемся, есть Боги… Если же взять за основу общепринятое у церковников понятие, что братья обратились именно к Творцу, то последующее обращение Бога к Каину звучит просто глупо:
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Бытие 4:9)

Ну, надо же! Это что же это за Бог тогда такой вездесущий, который абсолютно не имеет понятия, что у него творится на Земле? А ведь церковники талдычат, что «Бог вездесущ». Везде сущ, а в это момент оказался не сущ? Чушь какая-то. Ладно, включаем логику. Если Господь Бог вездесущ и всё знает, но в данный момент был абсолютно без понятия, где Авель, значит, к Каину обращался с вопросом не Бог. А кто? Ответ понятен, – его отец Адам.

Если кому-то моё толкование показалось недостаточно убедительным, то обратимся к другому фрагменту из Библии, где Ева восклицает по поводу рождения третьего сына Сифа:
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Лихо закручено. Если я вообще хоть что-то понимаю в деторождении, то, тот кто «познал» жену свою, того и семя. Правда бывают случаи, когда муж «познаёт» жену свою, а дети все в соседа. Значит что? А значит то, что семя положил не муж. Если же в библейском случае Адам познаёт жену свою, а Бог положил семя, то, простите меня, нечто скабрезное на ум приходит… Вот только не надо меня сейчас обвинять в богохульстве. Я хоть и не христианин, но Библию чту и почитаю. Да и отношение у меня к Всевышнему нормальное. Просто, как говориться, на основании вышеизложенного, данное место в Библии следует понимать так – не к Богу обратились братья с жертвоприношениями, как трактуют церковники, а к отцу своему Адаму пришли с подарками. И вот здесь надо бы уточнить, кто и что принёс.

Логично предположить что Каин принёс первую испеченную на углях лепёшку. А что же принёс Авель? В Библии сказано: «…от первородных стада своего и от тука их». По смыслу получается, что Авель принёс козлёнка или ягнёнка от скотинки первый раз родившей. Теперь, что значит «От тука их»? Тук – это жир, сало. Тучный – значит жирный, сальный. Значит, козлёнок или ягнёнок были от самых упитанных самок стада. Теперь вопрос, в каком виде был принесён подарок? Церковники считают, что братья принесли жертву Богу. А любая жертва, и телесная в том числе, подвергается сжиганию, дабы с дымом жертвенного огня быстрее достичь Бога. Получается, что Авель принёс Адаму в качестве показателя трудов своих, первый в Мире шашлык.

И вот тут отец обласкивает Авеля, а Каина отвергает. Так оно и понятно – тот, кто хоть раз обонял запах приготовленной на костре или углях баранины, тот сможет понять Адама. Огорчению Каина нет предела. Отцу бы как-то исправить свою оплошность, успокоить и ободрить старшего сына своего, так нет же, он начинает «докучать его моралью строгой»:
« Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Бытие 4:7)

Да, на первый взгляд отец вроде бы и прав, – если делаешь добро, то делай его. Народная мудрость так и гласит – «от добра – добра не ищут». Смысл сей фразы совсем не тот, как считают многие, мол, сделаешь человеку добро, а он тебе гадость в ответ. Вот и получается вроде как от добра – добра не ищут. Нет, нет и нет! Так толковать могут только люди сами в мыслях и делах своих далеко не безгрешные. По-настоящему доброе дело подразумевает бескорыстный поступок. БЕСКОРЫСТНЫЙ. Что означает – без корысти, то есть без жадности. Сделал добро – и не жди ничего взамен или в ответ. Вот и получается: от добра – добра не ищут.

Это пытался объяснить и Адам сыну своему старшему. Но ко времени ли? И разговор о том, что надо уметь владеть своими эмоциями, тоже правилен. Но ко времени ли? Одно дело говорить правильно, другое – поступать так. Какое право имеет отец бездумно, безответственно спровоцировав ситуацию, говорить при этом красивые слова?! Ясно, что подобные слова в подобной ситуации могут привести совершенно к непредсказуемым последствиям. И привели. Каин в сердцах высказывает Авелю всё, что о нём думает:
«И сказал Каин Авелю, брату своему». (Бытие 4:8)

Что сказал в ответ Авель можно только догадываться. Вряд ли это были слова примирения. Как же, ведь он любимчик родителей своих. В семье только и слышно – Авель, Авель. А кто такой Каин?… Так, червяк земляной. Постоянные насмешки, полное непонимание, нарочитое возвышение младшего брата над старшим, последняя выходка отца (иначе это и не назовёшь) и последний разговор с братом. Всё это привело к тому, что и случилось – Каин убивает Авеля:
« …И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». (Бытие 4:8)

Я читал комментарии по этому поводу и не где-нибудь, а у самого Иосифа Флавия. Там говорилось, будто бы Каин нарочно заманил Авеля, чтобы убить его. Какая чушь! Перемудрил философ. Очевидно, с его лёгкой руки, а скорее с лёгкого языка данное событие и утвердилось в той трактовке, которая довлеет на большинство людей и поныне: Каин – братоубийца. Но, прочтите ещё раз, и вы сами сможете убедиться в том, что здесь нет даже и намёка на столь извращенно-примитивное толкование. Достаточно хотя бы ещё раз вспомнить, кем были Каин и Авель? – Каин был земледелец, а Авель был скотовод. Где они были, когда Каин убил Авеля? Правильно, в поле. В Библии так чёрным по белому и сказано. И Каин, естественно, никуда Авеля не заманивал. Просто, будучи каждый из них по своему делу они встретились в поле – Каин обрабатывал поле, Авель рядом пас свою скотинку.

Вот тут и произошло событие, которое городскому жителю абсолютно неизвестно, но довольно хорошо известно селянам – потрава скотом посевных культур. Нарочно или по недогляду, но стадо Авеля оказалось на поле Каина. Естественная реакция Каина это прогнать скотину со своего поля. Что он и стал делать, кидаясь камнями, комьями земли. Но тут подоспел Авель. Вступаясь за свою скотину, в ярости набросился он на Каина. И тогда ещё Каин уберёгся поднять руку на брата своего, но стал выговаривать ему. Бесполезно. Кому и раньше всё сходило с рук, уверен, что и впредь всё так и будет. Возникла драка. Результат известен…

В довершение логического повествования можно привести то, как сложилась судьба Каина после изгнания. Смерть Авеля была первой смертью, поэтому Каин и не знал толком как себя вести – для первых людей всё было впервые. Вот поэтому когда Адам спросил у Каина, где Авель, Каин и сказал «Разве я сторож брату моему?» Очевидно, что Адам не нашёл что сказать и тогда уже сам господь Бог вмешался в дела людские, указав Каину на тяжесть вины его.

Правда в Библии в главе 4 строфы 9-15 представлены как разговор Каина с Богом, но мы с вами уже разобрались, что строфу 9 следует понимать только как разговор Каина с Адамом. А вот уже строфы 10-15 это уже разговор с Богом. И о чём же был их разговор:
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Понятна первоначальная вспышка гнева Всевышнего и наложение проклятия на Каина. Но вот, что говорит Каин: «наказание мое больше, нежели снести можно…»

И что же Бог? Читайте строфу 15: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро»

Вопрос, стал бы Бог так защищать действительного преступника? Достаточно внимательно вчитаться и вдуматься в эту фразу как становиться понятно – Бог на стороне Каина. Это ещё раз доказывает то, что Каин не есть убийца в общепринятом смысле. Никуда он Авеля не заманивал и специально брата своего не убивал. Всё получилось так, как получилось, точнее в соответствии с нашими рассуждениями. Но и это ещё не всё. Примечательна дальнейшая судьба Каина и его потомства. В той же главе 4:
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа.

Как видим сам Каин построил город и назвал его в честь своего первенца. Один из его потомков, Иавал – отец живущих в шатрах со стадами. Другой, Иувал – отец всех играющих на гуслях и свирели. Третий, Тувалкаин – был ковачом всех орудий из меди и железа. Не слишком ли одарённые потомки у братоубийцы? Можно лишь сказать одно – всё это лишнее подтверждение того, что Каин был далеко не ординарной личностью.

И вот теперь вернёмся к тому, с чего начали, а именно с вопроса – убийца ли Каин в настоящем понимании этого слова? Нет, нет и тысячу раз нет! Мало того, ни Адам, ни Авель не достойны того уважения, которого заслуживает Каин. И по праву.

Ведь это он, Каин, первый пахарь на Земле. Не ему быть проклятым в веках, но быть святым и чтимым земледелами всеми!

В конце несколько слов к родителям. Внимание, любовь и понимание – это не так уж и много для Вас, но как это много для детей Ваших. Если же Вы хотите, чтобы история Каина и Авеля повторилась у Вас в семье, поступайте, так, как поступали родители этих братьев.

Читайте также:  Крашенные яйца на Пасху: история и традиции, значение и обычаи в православии

За что Каин убил Авеля, и как был наказан?

Перелистывая страницы священной Библии, мы узнаем много интересных и загадочных историй. Именно в этой священной книге впервые описывается преступление — братоубийство, которое совершил один из сыновей Адама и Евы. Так за что Каин убил Авеля, и как потом был наказан Господом? Несмотря на то, что на страницах писания этот конфликт изложен очень подробно, существует несколько причин случившегося.

Завязка конфликта

Адам и Ева, вернувшись из рая на обычную землю, были вынуждены начать трудиться, чтобы им было что поесть и во что одеться. У них родились сыновья — Каин и Авель. Каждый из них избрал свой путь. Каин стал заниматься возделыванием земли и выращиванием растений, а Авелю пришлось по душе занятие скотоводством, он стал простым пастухом.

Оба эти человека были набожными, и хотели угодить Богу. Чтобы задобрить Всевышнего и сыскать его благоволение, они приносили ему жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений Каин развел небольшой костер и положил в него вязанку колосьев. Авель же развел другой костер, заколол самого упитанного ягненка и так же положил его на огонь.

Но Бог принял только жертву младшего брата Авеля, так как он был благочестивым и добрым человеком. Он искренне верил в Господа и молился с чистой душой. Старший же брат Каин был не замечен Богом, потому что Всевышний увидел лживость его молитвы и преподношения. Каин приносил жертву лишь потому, что так надо, а не от сердца.

Увидев, что Авель более удачлив, горделивый Каин возмутился таким положением дел. Его переполняли злоба и зависть. Он стал ненавидеть своего родного брата. Господь пытался внушить ему другие мысли и смягчить сердце, но он остался непреклонен. Господь в прямом смысле говорил ему, что человек, затеявший дурное, совершает грех.

Но Каин уже был на пути к братоубийству. Он позвал Авеля в поле и хладнокровно лишил его жизни. Никакие слезы и мольбы жертвы, никакие мысли о том, что он принесет горе своим же родителям, не остановили убийцу.

Расплата за грех

Каин считал, что ни одна живая душа не заметила его гнусного дела, но это было не так. Всевышний видит всё. Обратившись к нему, Господь спросил: «Где брат твой?» На что преступник ответил: «Откуда я знаю, я не сторож брату своему!»

Тогда Бог решил наказать Каина следующим образом:

  • наложить на него проклятие;
  • отправить жить в чужую сторону;
  • ни в одном месте убийца не найдет покоя и умиротворения;
  • каждый час совесть будет мучить его за невинно пролитую кровь;
  • наложил на него специальную метку, чтобы встречные люди знали, кто перед ними, и случайно не убили его.

В этой истории виден глубокий философский смысл. Мы видим причины, которые побудили Каина совершит великий грех, осознаем ответственность за совершенные поступки и понимаем, что за каждое преступление обязательно последует идентичное наказание.

Другие теории убийства

  1. По одной из версий, яблоком раздора стала женщина. Несмотря на то, что Библия говорит только о 4 людях, живших на тот момент, считается, что у братьев были еще сёстры. Одна из них — Аван — нравилась обоим братьям, и они никак не могли поделить ее. Эта теория появилась вследствие того, что именно Каин женился впоследствии на этой женщине, основал новый город и родил сына.
  2. Другая теория считает это убийство непреднамеренным. В исламе говорят о том, что однажды в ярости Каин схватил Авеля за грудки и спросил Господа: «Что мне сделать с ним?» В это время рядом находился дьявол, который прошептал ему: «Убей!» Сам того не желая, брат убил Авеля.
  3. Философ Йосеф Альбо выдвигает свою версию случившегося. Он говорит, что Каин не мог простить Авелю того, что он убивает невинных животных. Из-за этого у них разгорелся скандал, итогом которого стала смерть.
  4. Талмудические книги говорят о том, что между братьями произошла битва, где победителем оказался Авель. Желая отомстить за свое поражение, Каин пошел на убийство.

Но всё же основной версией в духовной литературе считается именно первая. Каин был наделен такими пороками, как злоба, равнодушие, ненависть, гнев и жестокость, поэтому он и совершил убийство кровного брата.

Финал истории

Каин был наказан по своим заслугам. Всю жизнь он жил вдалеке от своих родных, но и там не находил себе покоя. Как только он закрывал глаза, пред ним возникал образ его брата Авеля в луже крови. Совесть мучила его постоянно, он пугался любого шороха. Как только с дерева слетал листочек, Каин в панике бросался бежать.

Тем не менее он продолжил свое любимое дело — обрабатывать землю. Это стало отправной точкой нового поколения земледельцев.

Ева всю оставшуюся жизнь горевала и плакала по убиенному сыну. Вначале никто не осмеливался сказать ей всю правду о сыновьях, но дьявол принес ей эту страшную весть и поведал всё в подробностях. Именно отсюда идет самое тяжелое горе в мире — смерть родного человека. Но Господь всё же сжалился над несчастной матерью и послал ей нового сыночка, которого назвали Сиф, что значит «основание». Это символизирует начало нового мира, в котором не должно быть злости, равнодушия и убийств.

Жизнь человеческая дарована Богом, и никто не вправе отнимать ее у человека.

Независимо от того, за что Каин убил Авеля, имя Каина стало нарицательным. Именно оно обозначает человека — убийцу, подлеца и грешника. Чтобы распознать его, достаточно посмотреть на лицо, поникшее и искаженное злостью. Великим было его преступление и достойным явилось наказание.

История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого

Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство. Сиф (230 год от сотворения мира). Потомки Каина и Сифа

Первый сын Адама был Каин (приобретение), второй – Авель (плач, суета, ничтожество). Каин был земледелец, Авель пас овец.

Однажды Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель – от первородных стада своего. Бог видел, что Авель приносил жертву свою с усердием, с сокрушением сердца, с верою в будущего Искупителя, а Каин без усердия и без благоговения 38 ; потому Бог милостиво принял дар Авеля 39 , а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. И сказал Каин Авелю: «пойдем в поле». И когда они были в поле, Каин восстал на Авеля, брата своего, и убил его 40 . После сего Бог спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет 41 ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» 42 . Бог сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение 43 , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился Бог людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего 44 .

От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни.

Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема 45 .

Вместо Авеля у Адама родился сын Сиф 46 . После Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адам жил на земле 930 лет. От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи (Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной). Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель). Энох всегда помнил, что с ним везде Бог, и благоугождал Богу, потому Бог взял его 47 . Мафусал, сын Эноха, жил 969 лет. Вообще люди жили в это время до 900 лет и более 48 ( Быт. 4, 5 ).

Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) 49 . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег 50 , с отверстием вверху 51 и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых 52 по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского 53 . Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог.

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег 54 . Бог затворил за ними ковчег 55 . В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами 56 . Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним 57 .

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима 58 , дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови 59 . Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет 60 с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. ( Быт. 6, 7, 8, 9, 1 – 17 .)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих

По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы 61 , опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих» 62 . Потом продолжал: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится Бог, будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную Церковь 63 .

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. ( Быт. 9. 18–29; 10 гл.)

Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова) 64 и появление идолопоклонства

Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием 65 . Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар 66 . Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен 67 . Но Бог сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» 68 . И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение) 69 . Так произошли разные народы, говорящие разными языками 70 .

Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада.

От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. ( Быт. 11 гл.)

Святой Златоуст замечает, что Авель принес Богу лучшее из своего стада, а Каин то, что мог получить скорее всего (на Быт. 18, 5 .)

По мнению некоторых святых отцов, Бог послал огонь с неба на жертву Авеля и тем показал, что он милостиво принял жертву его (Ефр. Сир.)

Иисус Христос говорит об Авеле, как первом убитом праведнике и пророке ( Матф. 23,35 .). Гроб Авеля указывают недалеко от Дамаска в Авилинии, близ развалин города Авилы

То есть требует отмщения ( Апок. 6, 9. 10 .)

Полагают, что Каин убил Авеля незадолго до рождения Сифа, когда Адаму было 230 лет жизни (по греческому переводу), когда, следовательно, Адам имел уже много сыновей, дочерей и дальнейших потомков, непоименованных в Библии

Читайте также:  Престол в храме: облачение и устройство, определение и значение

Таким знамением могло быть выражение на лице Каина скорби, ужаса и отчаяния. По переводу семидесяти и славянскому, Бог определил наказание Каину: «стеня и трясыйся будеши на земли» ( Быт. 4, 12 .)

Иудейское предание приписывает Каину изобретение мер и весов (Древн. Иуд. кн. 1; 2, 2)

Ноема (прекрасная) считается изобретательницею женских рукоделий, как-то: пряжи льна, тканья полотен и приготовления женских нарядов

Сиф (основание). Ева назвала его так в надежде, что он будет основанием благочестивого племени

Энох был пророк ( Иуд. 14 .). За свою святость он удостоился, не испытав смерти, перейти в селения блаженных (Начерт. Биб. Ист.). Иудейское предание приписывает Эноху изобретение письмен, науки счисления и астрономии

При суждении о долговечности патриархов рода человеческого нужно иметь в виду, что внешняя природа до потопа была богаче жизненными силами; природа человеческая была менее испорчена; не было многих болезней; люди жили ближе к природе, проще; не употребляли в пишу и питье таких веществ, которые ныне отравляют жизнь людей; не имели таких занятий и таких развлечений, которые сокращают жизнь. Еще и теперь жизнь человеческая достигает до 200 лет, и между африканскими арабами даже нередко. Известно, что некоторые животные, особенно птицы, и теперь живут 300 – 400 лет. Поэтому несомненно, что и люди до потопа в стране своего первоначального происхождения, при образе жизни, сообразно с природою и, главное, при помощи Божией, могли доживать почти до тысячи лет

Адам жил до рождения Сифа 230 лет. Сиф до Еноса – 205 лет, Енос до Каинана – 190 лет, Каинан до Малелеила – 170 лет, Малелеил до Иареда – 165 лет, Иаред до Эноха – 162 года, Энох до Мафусала – 165 лет, Мафусал до Ламеха – 187 лет, Ламех до Ноя – 188 лет; в конце 600 года жизни Ноя начался потоп ( Быт. 5, 3 – 29; 7, 6. 11 .). Следовательно, потоп был в 2262 году от сотворения мира

Ковчег Ноев не был подобен судну, а имел простую правильную фигуру, от которой и получил свое имя (Начерт. Биб. Ист.). Он построен был из дерева гофер, по мнению большей части толковников, из кипариса, который в Вавилонии обыкновенно употреблялся для кораблестроения. Он имел 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Если принять локоть в 10 1/2 вершков, то ковчег в длину был 65 сажень 1 аршин 14 вершков, широтою 10 сажень 2 аршина 13 вершков, высотою 6 сажень 1 аршин 11 вершков. Мерами длины у евреев, как и у других древних народов, служили различные части руки. Эти меры были следующие: перст (digitus, дюйм), то есть широта пальца указательного или большого. (Наш дюйм равняется широте большого пальца). Длань, ладонь, то есть широта ладони, или четырех пальцев. Пядь стопа ноги ( πους , фут), равняющаяся широте трех ладоней, или 12 пальцев, или расстоянию между концом большого и концом среднего пальцев, когда они раздвинуты до возможной степени. (Наш фут равняется широте двенадцати больших пальцев. Локоть, то есть длина передней части руки от локтя до конца среднего пальца. Локоть был народный – 10 1/2 вершков, и священный – 12 1/2 вершков

Отверстие для воздуха и света, в локоть широтою, простиравшееся под крышею во всю длину, или кругом всего ковчега

Чистыми животными здесь называются жертвенные животные, из которых после потопа Ной принес всесожжение Богу ( Быт. 8, 20 .)

Насчитывают до 300 родов животных, которых Ной должен был взять в ковчег

Ной вошел в ковчег в 17 день второго лунного месяца, считая с осеннего равноденствия. Этот день падает на конец нашего ноября (Св. Ист. прот. М. Богословского)

То есть Бог сделал ковчег недоступными и безопасным от воды, людей и зверей

Происхождение всеобщего потопа ученые стараются объяснить: а) перемещением точки равновесия земли; б) замедлением обращения земли около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. На вопрос, откуда взялось столько воды, что она покрыла всю землю, не трудно ответить: а) всеобщий потоп можно представлять перехождением воды с одной половины земного шара на другую; б) до третьего дня творения мира, когда воды еще не были собраны в свои места, вся земля была покрыта водою; в) одна атмосфера может дать воды более, нежели, сколько нужно для потопления всей земли. (Зап. на кн. Быт.)

Ной вошел в ковчег в 600 год своей жизни, в 17 день 2-го месяца, а вышел из него в 601 год, в 27 день 2-го месяца; значит, пробыл в ковчеге один год лунный и 10 дней, или круглый солнечный год

Полагают, что во время потопа от разлива воды по всей земле температура на земном шаре повсюду была почти одинакова

После потопа Бог разрешает людям кроме растений употреблять в пищу животных потому, может быть, что плодотворная сила земли уменьшилась, ослабление человеческого тела потребовало питательнейшей пищи, и люди еще до потопа привыкли употреблять в пишу животных. Бог запретил только есть кровь животных, потому что жизнь животного находится в тесной связи с кровью его, и потому что кровь назначена была для жертвоприношений ( Лев. 17, 11 .)

Договор, обязательство, союз

Так думают святой Иоанн Златоуст, Амвросий, Василий Великий

Ной не проклял Хама, потому что Хам получил благословение Божие по выходе из ковчега, но проклял сына его Ханаана, потому что провидел, что он будет наследником нечестия Хама. У Евреев есть предание, что Ханаан первый увидел наготу Ноя и сказал об этом Хаму

Пророчество Ноя исполнилось со всею точностью. Потомки Сима, Евреи, покорили себе Хананеев, в ветхом завете были хранителями истинного Богопочитания, от них родился по плоти Иисус Христос. Потомки Иафета, Европейцы, распространились по всей земле, вошли в Церковь Христову, господствуют не только над потомками Хама, но и в странах Семитов, преобладают на всем земном шаре, сосредоточивают в себе всю умственную деятельность, все движение к совершенству и управление народами земли. Потомки Хама хотя первые основали знаменитые царства на земле: Вавилон, Египет, Эфиопию, Финикию, Карфаген, но потомки Иафета, греки и римляне, стерли эти царства с лица земли, и теперь Хамиты, несмотря на старания Иафетидов, все еще пребывают в рабстве и нравственном унижении

Через 2 года после потопа родился Арфаксад. Арфаксад жил до рождения Каинана 135 лет, Каинан до Салы – 130 лет, Сала до Евера – 130 лет, Евер до Фалека – 134 года; Фалек (разделение) получил свое имя от того, что во дни его земля разделилась. ( Быт. 11, 10 – 16; 10, 25 .) Иосиф Флавий прямо говорит что Фалек родился во время разделения народов (Древн. Иуд. 1, 6 .). Значит, разделение народов последовало в 2793 г. от сотворения мира или в годы от 2793 г. до 3132 г., в течение которых жил Фалек

Первым и всеобщим языком человеческого рода считают еврейский, не отвергая того, что и он потерпел изменение. Мнение это утверждается на следующих основаниях: из Библии не видно, что предки народа Еврейского принимали участие в столпотворении; еврейский язык более других имеет чистоты, простоты и правильности; из еврейского языка объясняются древнейшие имена людей, народов, стран, языческих божеств и многие другие слова, которые не могут быть объяснены из других языков

Равниною Сеннаар, Месопотамиею (Междуречьем), называлась страна на низовьях Тигра и Евфрата. Равнина эта была чрезвычайно плодородна. Урожай пшеницы доходил здесь до сам 200, сам 300. Будучи бедна строевым лесом, она была богата ивами и пальмами по берегам рек. Плодородие ее зависело от весенних наводнений Тигра и Евфрата. Разлив Тигра иногда превращал равнину в широкое море. Чтобы обезопасить свои жилища от наводнений, жители строили плотины, проводили каналы, рыли бассейны

Главными деятелями в этом предприятии были потомки Хама (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. 1; 4, 2.). Построением каменного города и огромной башни потомки Хама, конечно, хотели обезопасить себя от порабощения другими племенами и господствовать над ними, вопреки воле Божией, определившей им быть рабами.

Это совет трех лиц Святой Троицы (Злат.)

При раскопке развалин Вавилона найдены в огромном кургане Борсиппы развалины Вавилонской башни и найдена надпись, сделанная Навуходоносором, в которой он говорит: «я восстановил башню, которую не мог кончить первый царь. Люди оставили ее, произнося слова в беспорядке. Землетрясение и гром потрясли кирпичи, они обрушились и образовали холмы»

Потомки Иафета двинулись на восток и север Азии, в Индию, преимущественно населили Европу и проникли в Америку. От сыновей Иафета производят: от Гомера – Германцев, от Магога – Скифов, Туранцев; от Мадая – Миаян, от Иавана – Ионян, от Еираса – Фракиян. От внуков Иафета, сыновей Иавана, производясь: от Елисы – Эллинов, от Фасиса – жителей Тартесса в Испании, от Киттима – Македонян и Латинян. Потомки Хама частью остались в средней Азии, а большею частью пошли на юг, основали свои поселения по юго-западному берегу Азии и заняли Африку и восточный берег Средиземного моря. От сыновей Хама производят: от Хуша – Кушитов, Эфиопов, которые населили берега Азии от устьев Инда до каменистой Аравии и Абиссинию; от Мицраима – Египтян, от Фута – Ливийцев, занимавших северный берег Африки; от Ханаана – Хананеев и Финикиян, занявших восточный берег Средиземного моря и прославившихся промышленностью и торговлею. Потомки Сима остались в средней Азии и распространились только на восток, на запад и в Аравию. От сыновей Сима произошли: от Елама – Еламитяне, от Ассура – Ассирияне, от Арфаксада чрез праправнука его Евера – Евреи, а через сына Еверова Иоктана – многие племена южной Аравии; от Арама – Арамеи или Сирияне. В Месопотамии, по рассеянии народов, остались остатки различных племен. Из них особенно сильны были Кушиты и Туранцы. Здесь же обитали и потомки Евера. Над этими племенами воцарился внук Хама, сын Хуша, Ниирод, который прославился звероловством. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне (Ур). ( Быт. 10 гл.)

Каин и Авель: история легендарного братоубийства

Самые известные в христианской религии братья Каин и Авель знакомы каждому человеку. Их история во время прочтения библии заставила меня о многом задуматься. О том, какой урок они преподали человечеству, как повлияло братоубийство на судьбу потомков. В этой статье я расскажу об истории двух братьев и ее различных интерпретациях.

История Каина и Авеля

Наверное, нет человека, который не читал этой библейской истории или не слышал о ней. На всякий случай, напомню, что же произошло между двумя легендарными братьями, и расскажу о подробностях.

Каин и Авель — два брата, дети родоначальников всего населения Земли, сыновья Евы и Адама. Они родились уже после того, как Адам вкусил запретный плод, и Бог изгнал пару из райских садов.

Творец указал своим нагрешившим детям заниматься тяжелым физическим трудом, самим добывать пропитание, заботиться о пище. Каин занимался земледелием, а Авель пас скот на лугах.

Сюжет про Каина и Авеля описывает легендарное братоубийство, совершенное на Земле. Планета тогда была еще молодой, хотя и потерпела множество изменений и ощутила всю негативную мощь первого греха Адама и Евы. Старший брат был первым, кто родился на этой планете, а младший стал первым, кто на ней умер.

Эта история излагается в четвертой главе книги Бытия.

Почему произошло убийство?

Братья были обязаны жертвовать плоды своего труда Богу. Младший брат отдавал эти дары искренне, с чистым сердцем. Он не испытывал жадности и был благодарен Творцу, несмотря на свою тяжелую долю. Поэтому Бог принимал его с благодарностью и даровал ему свою благосклонность.

Старший брат же отдавал плоды своих трудов по обязанности. Он не испытывал любви к Создателю, и его дары были отвергнуты. Полный негодования и зависти, в порыве гнева Каин убил своего младшего брата. Этот поступок стал первым страшным преступлением, осквернившим землю.

После совершенного братоубийства Каин попытался замести следы преступления, он не признавался Богу в содеянном. На вопрос о том, куда пропал Авель, он отвечал, что не следит и не сторожит брата, поэтому не имеет ни малейшего понятия о том, куда он исчез.

Бог надеялся получить исповедь и заставить Каина раскаяться, но тот предпочел скрыть свой грех и желал избежать наказания. За этот чудовищный проступок создатель проклял убийцу, сказав, что больше земля не станет давать ему плодов и сил. Каин был изгнан и обречен на вечные скитания в земле Нод.

С этого момента начался период скитаний и страданий старшего брата, которых он не в силах был вынести. Он взывал к Богу с просьбой, чтобы любой человек, которого он встретит на пути, убил его.

В ответ Бог повелел, чтобы никто не мог убить Каина, дабы не получить месть в семь раз больше, чем заслуживает. Поэтому жизнь старшего брата и далее продолжалась в мучениях и страданиях.

Чем закончились скитания Каина? Вот основные моменты истории, изложенные в Библии:

  • Каин родил сына по имени Енох и стал основателем его рода, а также одноименного города.
  • По поводу жены Каина однозначной информации нет. В разных источниках можно увидеть мнения, что супругой была его сестра, нареченная Аван, либо девушка по имени Сава.
  • Род Каина насчитывает семь колен. Он прекратил свое существования после Всемирного Потопа, в котором потомкам братоубийцы не удалось спастись.

Также указывается, что невинная душа Авеля возглавила орду других мучеников, которые всю жизнь преследовали членов рода старшего брата. Его душа не могла успокоиться, пока род полностью не окажется стерт с лица земли.

Значение имен братьев

Имя Каина символизирует зависть во всех ее проявлениях. В настоящее время оно стало нарицательным, олицетворяющим человека, полного зла, подлости, способного совершить преступление против членов своей семьи.

Авель переводится с еврейского, как дыхание, мощная позитивная жизненная энергия. В других источниках дается перевод с аккадского языка — «сын».

Другие интерпретации

История двух братьев стала известна современному обществу благодаря изучению древнейших рукописей. Самая известная из них вышла предположительно в 250-м году до нашей эры и носит название «Свитки мертвого моря».

В этой и других исторических рукописях Авеля преподносят как первого человека, ставшего жертвой жестокого убийства, мученика, искупившего грех родителей перед Богом. Образ Каина преподносится в виде чудовищного убийцы, олицетворения зла, его первого проявления в человеческом мире.

Есть и другое мнение исследователей: некоторые из них считают, что легенда о двух браться пошла от шумеров, которые писали про конфликт между земледельцами и пастухами. В каббале указано, что старший брат был сыном не Адама, а плодом любви Евы и ангела Самаэля. В других источниках — дьявольским отродьем, которое появилось на свет после прелюбодеяния Евы с самим Сатаной.

Посмотрите видео про библейскую историю двух братьев:

Примечательные факты

Этот библейский сюжет не оставлял в покое исследователей и ученых. Поэтому со временем появилось множество трактовок и интерпретаций первого братоубийства.

Вот самые интересные из них:

  1. В библейских сюжетах история Каина и Авеля не единственная, в которой Бог отдал предпочтение младшему из братьев. Это событие повторялось минимум трижды — с Давидом, Иосифом и Исавом.
  2. Эта история стала архетипичным образцом братоубийства, зависти и предательства. Различные интерпретации можно встретить в художественных произведениях практически в любом виде искусства.
  3. В Средневековье ходила легенда, что Создатель отправил старшего брата в изгнание на Луну, чтобы оттуда он смотрел за земной жизнью, тосковал по ней, но не имел возможности вернуться. Поэтому люди, во время полной луны, могут приглядеться и разглядеть образ старшего брата, угрожающего младшему.

Есть еще одно интересное мнение о том, что грех, совершенный Каином, стал предпосылкой различных войн, причина которых — кровная месть. Автор мнения полагает, что причина раздоров — в неравенстве людей перед Богом и битва за справедливость.

Ссылка на основную публикацию