Как научить ребенка молиться: советы святых отцов и родителей, какие молитвы должен знать ребенок и что нужно знать о молитве

Детские молитвы

Молитва – это диалог верующего с Богом. И один из самых важных аспектов веры. До того, как малыш сам сможет начать читать молитвы, за него их совершают родители и крестные. Когда же ребенок становится осознанным, то уже и сам может приносить свои детские молитвы. И в набожной семье ему это сделать легче, потому что у него постоянно перед глазами есть пример. А с учетом того, что детское восприятие все вбирает в себя, как губка, то проблем с приучением малыша к молитвам быть не может.

Ребенок в истинно верующей семье уже лет с 3-4-х знает про все большие церковные праздники и что такое причастие, исповедь. И, конечно, умеет молиться. Даже еще не научившись читать, но уже умея разговаривать, дитя можно научить совершать утренние и вечерние молитвы, например. Многим малышам это даже интересно, ведь от церкви и от молитв исходит особый свет, который естественен для еще не испорченной детской энергетики. Поэтому обучение происходит легко и без какого-либо принуждения.

Какие молитвы могут читать дети?

Когда малыши подросли, они уже сами могут приносить свои детские молитвы к Богу. Поясняя, для чего они совершаются, можно рассказать им о том, что Всевышний – это бесконечная и любящая сила, которая защищает и помогает жить всему сущему. Начать можно с простых, например, молитв «Отче Наш», а в дальнейшем научить и утренним, перед/после вкушения пищи, вечерним.

Тексты молитв для детей

Ребенок может самостоятельно читать следующие молитвы:

Отче наш

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь

Утренние молитвы

Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Ами́нь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва ко Пресвятой Тро́ице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Символ веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Вечерние

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Детская молитва — как научить ребенка молиться?

Детская молитва — особый опыт в жизни христианина. Чтобы встреча ребенка с Богом состоялась, нужен пример родителей. Именно на маму и папу, которые молятся, постятся, причащаются, и равняются чада. О первом молитвенном опыте, искренности, наивности и первых «уроках» общения с Богом читайте далее.

Первые детские воспоминания

До сих пор помню, как вместе с мамой учила «Отче наш». Тогда почти целый день лил дождь, грохотал гром и блистала молния. А я повторяла слова первой молитвы. До этого слышала ее и в храме, но больше различала только отдельные фразы. Потом мы вместе учили еще «Богородице Дево». А еще мама говорила, что на ночь нужно целовать крестик, и крестила мне подушку.

Однажды вечером я не помолилась. А ночью приснился кошмар — какая-то Баба-Яга пыталась догнать меня. Как сейчас помню: в ужасе проснулась, сердце стучит, а детская молитва так и льется…

Помню, как мама вела меня с братом ко Причастию. Мы тогда еще не то что не осознавали суть Таинства, а даже не понимали, почему нельзя было с утра кушать шоколадные конфеты.

Также хорошо помню, как постилась в первый раз. В памяти не отложилось, сколько мне тогда было лет. Но родители объясняли, что сегодня — праздник усекновения главы Иоанна Крестителя. Помню, как по-детски переживала историю Иоанна Предтечи, а вечером мама с любовью налила мне тарелку грибного супа.

Никогда не забуду, как первый раз исповедовалась. Перед тем бабушке рассказывала, что насчитала у себя семь грехов. Начинались они словами: «Не слушалась маму, не слушалась папу, не слушалась дедушку, не слушалась бабушку», — уже четыре.

Также вспоминается, как тетя подарила детскую Библию. Если раньше мама рассказывала отдельные истории, то теперь я могла читать их сама. На свечном ящике в храме мне очень понравилась обложка книги «Моника, мать блаженного Августина». Помню, как попросила маму ее купить. Да, книга совсем не детская, да и читала я еще плохо, но родители не отказали мне в подарке. Я даже по-своему ее «освоила». Хотя содержания не помню, надо будет в самом деле перечитать. Это была первая духовная книга после Библии.

От первой детской молитвы до чтения правила

Еще очень хорошо помню, как молилась в третьем классе, чтобы хорошо написать все контрольные. История была весьма интересной. Во втором классе нашу школу покинула первая учительница. Начальство решило на ее место поставить… мою маму. Надо сказать, что она никогда не давала поблажек, но почему-то все дети думали, что мне завышают оценки.

В конце года мама на три недели поехала на плановые курсы повышения квалификации. На замену пришла новая учительница. Тогда я очень сильно молилась, чтобы получить хорошие оценки. Ведь если нет, то все подумают, что мама специально завышает мне оценки. А это ведь не так! Мама очень справедливая…

Целых две недели третьеклассница доставала с полки родительский молитвослов и читала уже не совсем детские молитвы, а утреннее и вечернее правила. Без сокращений, как часто сейчас. Господь свидетель, очень мало понимала. Но делала это настолько усердно и благоговейно, с такой верой, что Бог меня услышит! Сейчас я скучаю по этому духовному состоянию… Как и по тому, когда проснулась среди ночи из-за кошмара с Бабой-Ягой.

И Бог действительно меня услышал. Все контрольные — на пятерки, а по математике только в моей работе (точно Ангел-хранитель подсказывал) не нашлось ошибок.

Хорошо помню, как родители поехали в Почаев, а мы с братом долго дожидались их приезда и рассказа о маленькой пещерке, в которой молился святой Иов.

Через несколько лет вместе с папой мы тоже побывали на этом святом месте. Я молилась, чтобы забраться в пещерку и выбраться из нее. А еще два дня по прибытии домой я все равно находилась там.

Возможно, я слишком много времени уделяю детским воспоминаниям. Но этим хотела донести только две мысли:

  • не знаю, каким был бы мой путь к вере, если бы не пример родителей;
  • в детстве молиться получается намного легче и искреннее, грехи не обременяют.

Как научить ребенка молиться?

В детском возрасте родителям важно именно заложить фундамент, показать собственный пример, создать условия для того, чтобы встреча ребенка с Богом состоялась. Если так будет, то даже в тяжелом подростковом возрасте причин для тяжелейшего разрыва с Церковью не найдется.

Как научить ребенка молиться? Тяжело давать какие-то однозначные советы. Есть много нюансов.

  1. Дети должны видеть пример родителей: как они обращаются друг с другом, как вместе молятся, ходят в храм, приступают к Святым Дарам.
  2. Старайтесь регулярно причащать ребенка. Пусть он с раннего возраста получает Благодать, способную восполнить все ваши прорехи в воспитании.
  3. Вечером рассказывайте ребенку не только красивые сказки, но и истории из Библии. Важно говорить с ребенком на том языке восприятия, который ему свойственен в этом возрасте. Большая ошибка родителей, когда они требуют от детей больше, чем те могут понять.
  4. Пытайтесь побудить ребенка выйти на личностные отношения с Богом, а не вызвать у него апатию к длинным богослужениям и непонятным текстам утреннего и вечернего правила.
  5. Рассказывайте ему о мире, о том, как все мудро устроено Богом, что Господь слышит каждого. Подводите его к первым детским молитвам. Пусть сначала это будет самое элементарное «Господи, помилуй».
  6. Скажите ребенку, что Бог его слышит, обязательно расскажите, как Иисус любит детей.
  7. Если в семье кто-то болеет, попросите ребенка помолиться со всеми. В одной семье, где мама тяжело болела, папа вместе с сыном и дочерью дошкольного возраста становились на колени каждое утро и каждый вечер. И в эти моменты женщине становилось легче, боль утихала.
  8. Подарите детям их первые молитвослов и Библию. Им хочется быть похожими на взрослых и молиться не только своими словами, а как мама и папа.
  9. Когда вы с ребенком учите наизусть определенные тексты молитв, обязательно объясняйте их значение. С детства прививайте им осознанность.
  10. Не проявляйте насилия в молитве. Дети должны с раннего возраста усвоить, что Бог есть любовь. Детская молитва должна исходить не из-под палки, а от чистого сердца.
  11. Когда дети уже подрастут и будут более-менее понимать суть молитв, можно подключать их к совместному чтению утреннего и вечернего правила.

Знаю семью, в которой утром и вечером все собираются вместе: папа, мама, два сына. У каждого есть свой молитвослов. Они по очереди читают, потом родители крестят дом на все четыре стороны.

Первый молитвенный опыт остается с человеком на всю жизнь. Крепко заложенный фундамент детской молитвы поможет человеку строить дом отношений с Богом.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ МОЛИТВЕ

нашла на сайте Материнство:
Подобаетъ всегда молитися [Лк. 18, 1]

Завет Спасителя – всегда молиться. Молитва – это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы.
По ритму дыхания судят о здоровье, и как боятся родители, когда дыхание ребенка затрудняется и ему грозит удушье (болезнь «круп»). Но несравненно более мы должны бояться отсутствия или прекращения у детей дыхания духовной жизни – молитвы. Чтобы помешать этому, следует начинать и развивать молитву ребенка с самого раннего младенческого возраста и непрерывно поддерживать и углублять ее.

С первым пробуждением сознания, т. е. в возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге как Источнике жизни, всех благ и добра и начать учить его молиться. Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуждении есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова – хвала Творцу («слава Тебе, Господи, слава Тебе»); первая беседа – молитва – приношение Богу в положенной мере своих славословий и прошений; первое вкушение в течение дня – это причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфора, антидор, артос).
При возрастании ребенка первым его чтением в течение дня должно быть Евангелие и первым посещением в праздник – Божий храм.

Читайте также:  Посты в среду и пятницу: почему нужно поститься в эти дни, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Еще в Ветхом Завете Бог требовал от человека всего первородного – посвящения Ему первенцев и приношения Ему всех начатков [Лев. 2, 12; Исх. 13, 2].

Святой Иероним так пишет к вдове Лидии: «Радость матери-христианки должна состоять в том, чтобы научить свое дитя произносить сладчайшее имя Иисуса в то время, когда и голос его слаб, и язык его еще нем. Помни, что начатки всего исключительно должны принадлежать Господу; поэтому первые мысли, первые слова дитяти должны быть освящены благочестием».

Молитва проявляется у нас в трех формах: в выполнении домашних молитвенных правил, в вознесении к Богу кратких молитв в течение всего дня и в посещении церковного богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо с детства приучать и детей.

Обычно дети начинают учиться молиться с «Богородицы». И это правильно: Матерь Христа – Матерь всего христианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка – «мама» и «папа», так и первые беседы его с Богом должны составляться из «Богородицы» и из «Отче наш». Одновременно следует приучать его молиться за близких.

Вместе с началом молитвы должно учить ребенка крестному знамению. Святой Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками». Когда дети подрастут, необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение было у них широким, неторопливым и делалось тщательно.

С ростом ребенка должно непрерывно расти и его молитвенное правило. Преподобный Серафим учит мирян совершать правило три раза в день – утром, в середине дня и вечером. Для людей, может быть, слишком обремененных трудом и имеющих мало времени, это правило заключает в себя: три раза «Отче наш», три раза «Богородице» и один раз «Верую».

Отроки, вполне овладевшие грамотой, для утра и вечера могут взять установленные Церковью утреннее и вечернее правила, а для середины дня оставить правило преподобного Серафима. Последнее, по указанию Преподобного, должно читаться хотя бы среди дела, на ходу, если невозможно выбрать днем времени для уединения.

Совершение утреннего и вечернего правила потребует от детей при неторопливом чтении около 10-15 минут для каждого правила. Не будет ли это слишком трудно и долго? Выше уже указывалось, что количество молитв надо увеличивать постепенно, по мере роста ребенка.

Искусство воспитания детей (как и перевоспитания взрослых) требует, чтобы усилия в определенном направлении совершались постепенно и вместе с тем непрерывно. Вспомним, с какой постепенностью авва Дорофей приучал своего ученика Досифея к воздержанию в пище. Авва убавлял его порцию очень понемногу и лишь после того, как Досифей привыкал к предыдущему сокращению пищи. Так и в данном случае – постепенный рост молитвенного правила незаметно приучит к нему детей, и оно не будет казаться им длинным.

Вместе с тем, следует предостеречь тех родителей, которые думают, что продолжительности молитвословия не требуется и нужно лишь качество. Святые отцы Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов и др. указывают, что качество нашей молитвы низко и что его надо восполнять количеством, восходя через него к качеству.

Один из святых отцов говорит: «Делайте, делайте внешнее, ибо внешнее принадлежит нам, а внутреннее Богу. А за внешнее Господь даст нам и внутреннее» (т.е. видя наше терпение в совершении длительного правила, Господь даст нам и внимательность в молитве, и теплоту чувства).

При добавлении в правило новых молитв их нужно объяснить. Когда дети подрастут, им следует рассказать историю происхождения молитв, и познакомить с жизнеописанием их авторов.

Читая «Святый Боже», малыши будут слышать песнь ангельских хоров, виденных мальчиком в Константинополе при патриархе Прокле; начиная «Достойно», будут переноситься в убогую афонскую келью, где впервые раздалось начало этой молитвы в устах Архангела Гавриила; читая внимательно прошения в вечернем правиле, они вспомнят о Великом Златоусте и т. д.

В первые века христианства молитва в семье была общей и на нее собирались все члены семьи вместе с домашними слугами. Обычно при этом молитву читал хозяин дома, а все присутствующие тихо за ним повторяли. Нам следует подражать этому обычаю, и вечернее, а если возможно, то и утреннее правила сделать общими для всех членов семьи.

Чтение правила можно поручить подросшим детям, чтобы они принимали в молитве живое участие. Если взрослых детей несколько, то каждый из них читает в очередной для него день. Родители при этом должны научить детей правильному и внятному чтению и следить за тем, чтобы оно было неторопливо.

С отроческого возраста необходимо приучать и к поклонам, поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве: усилиями тела дополняются слабость внимания и нечувствие сердца. Обычай коленопреклонения во время молитвы установлен Самим Господом, Который в Гефсиманском саду «паде на земли, и моляшеся» [Мк. 14, 35]. Поэтому коленопреклонение во время молитвы существует со времен первых христиан.

Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве, приучая детей стоять прямо и со взором, устремленным на иконы. Платье молящихся должно быть также в порядке. Внешняя собранность помогает и внутренней. Древние христиане тщательно подготовляли себя к молитве и считали необходимым мыть перед нею свои руки: они живо переживали чувство, что являются перед лицом Небесного Царя и нельзя предстать перед Ним со следами небрежности и нечистоты как с внутренней, так и с внешней стороны.

Очень хорошо общее правило заканчивать совместным пением таких молитв, как, например, «Заступница усердная», «Под Твою милость», тропарей семейных святых и т. п.

Чтобы оживить усердие детей к молитве, хорошо рассказывать им о тех случаях, когда усердная детская молитва исполнялась Богом, сопровождаясь иногда чудесами. Такой случай был, например, в детстве с преподобным Александром Свирским. Ему, как и преподобному Сергию, не давалась грамота. Это сильно огорчало отрока. Однажды со слезами он молился в храме о раскрытии своего разумения и услышал голос: «Встань, ты получил чего просил». С этого времени он легко стал понимать книжную мудрость.

Помимо утреннего и вечернего правила, детям следует заучить ряд молитв для чтения при различных случаях в течение дня. Сюда относятся молитвы перед едой и после нее, перед учением и после него, перед всяким делом и после него, перед дорогой, благодарение за благодеяния Божии, тропарь своего святого. Старец Амвросий Оптинский советует подросшим детям заучить псалмы «Живый в помощи Вышняго» [Пс. 90] и «Господь просвещение мое» [Пс. 26].

Чтобы приучить ребенка к церковной молитве, необходимо с раннего возраста брать его в церковь на богослужения. Он не будет тяготиться, если привыкнет с детства бывать на них от начала до конца. Для отроков необходимо посещение воскресных и праздничных всенощных и литургий. Христианская семья первых веков молитве посвящала ночи.

Если детям трудно стоять на службе, им надо объяснять, что Господь требует от нас терпения и что «uзкая врата и тэсный путь вводяй въ животъ» [Мф. 7, 14].

Не стоит устранять подросших детей и от ночных богослужений, когда они положены Церковью (например, на Страстной неделе, на Пасху, перед Рождеством).

Хорошо вспомнить при этом случай, который произошел со святым Григорием Нисским, когда тот еще был мальчиком. Все семейство Григория участвовало в торжественном ночном богослужении, устроенном в часовне при их доме в честь перенесения туда мощей «сорока мучеников».
Григорий ушел со службы и уснул в ближайшей беседке, но был разбужен страшным сновидением. Как будто он хочет войти в сад и принять участие в богослужении, однако воины-мученики не пускают его и хотят наказать жезлами. Напуганный мальчик прибежал к урне с мощами и с плачем стал просить у Бога и у мучеников простить его леность.

Придя из церкви, детям надо объяснить то, что они не поняли из слышанного. Мать Задонского затворника Георгия имела обыкновение по возвращении домой из церкви спрашивать сына, какое Евангелие читали за литургией. Она ласкала мальчика, когда видела из его ответов, что он был в церкви внимателен, и слегка наказывала за невнимание.

Кроме праздничных дней, детям надо посещать службы Страстной и Святой недель и богослужения в дни своего Ангела, своего рождения и семейных событий (похорон, крестин и т. п.). Сюда следует добавить посещение церкви перед началом учения, молебнов и т. п. Ребенок должен сродниться с богослужебным кругом и усвоить, что вся его жизнь благословляется, держится и освящается через молитвы Церкви.

Трогательные песнопения и обряды нашей Православной Церкви необычайно живо и на всю жизнь запечатлеваются в детском сердце. Кто не помнит Пасхальной заутрени с ее непередаваемым торжеством – торжеством жизни над смертью; весенних вечеров Вербной субботы, когда улицы полны богомольцами, идущими из церкви с вербами и зажженными свечами; крестных ходов с праздничным перезвоном колоколов; тех моментов богослужения, когда впервые в году запевают: «Христос рождается – славите…» или «Чертог твой вижду Спасе Мой украшенный…» и т. д.

К. П. Победоносцев пишет об этом так: «Счастлив тот, кого с детства добрые и благочестивые родители приучали к храму Божию и ставили посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали ему сокровища на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом».

Нужно позаботиться, чтобы дети понимали песнопения и церковное чтение, и переводить им труднопонимаемые славянские слова и обороты. Со взрослыми детьми следует проводить беседы о значении и порядке церковных богослужений и знакомить с историей их возникновения. Господь учит нас постоянной молитве. «Непрестаннw молитеся…», – пишет и апостол Павел [1 Фес. 5, 17]. «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», – говорит преподобный Исаак Сириянин. Поэтому недостаточно только исполнения домашних правил и посещений богослужений. И себя, и детей мы должны, по заповеди Спасителя, приучать к непрестанной молитве. Как это сделать?

Вот что советует епископ Феофан Затворник: «Надо в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи», кончишь дело – говори: «Слава тебе, Господи» и не языком только, но и чувством… Так и во всяком случае. Или просто почасту повторяй: «Господи, помилуй», «Владычице, Богородице, помилуй мя», «Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня» или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воззвания, всегда стараясь, чтобы они из сердца исходили…»

Епископ Феофан учит нас все дела совершать с мыслью о Боге, с сердечным чувством зависимости от Него и в непрестанной мысленной беседе-молитве о Нем. К привычке постоянно молитвенно обращаться к Богу следует приучать и детей. Так, например, приучена была к этому с детства преподобная Макрина (память 19 июля) – сестра Василия Великого. В ее жизнеописании говорится, что на устах девочки молитвенное пение было во всякое время дня: вставала она с постели или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения и псалмов.

В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва перед всякой едой и после нее, перед началом занятий и после них, перед выходом из дома, перед началом всякого дела и т. п. Следует приучать их к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую сохранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).

Не будем бояться того, что подобные установления будут обременительны для детского возраста. История Церкви дает примеры высокой духовной зрелости уже в раннем возрасте. Такими были, например, преподобный Савва Освященный, основатель Лавры близ Иерусалима, восьми лет покинувший близких, чтобы поступить в монастырь (память 5 декабря), преподобный Феодор Сикеот, десяти лет начавший подвиги строгого поста и ночной молитвы и четырнадцати лет затворившийся в пещере (память 22 апреля). Московский митрополит Петр, двенадцати лет поступивший в монастырь. Отроковица Муза, отказавшаяся в детстве от игр и забав ради Богоугождения (память 16 мая), отроковица Мария – любимица преподобного Серафима, тринадцати лет поступившая в Дивеевскую общину и девятнадцати лет почившая в схиме, и многие другие, включая сюда многочисленный сонм юных мучеников и мучениц в возрасте от семи лет (Василиса, Вера, Надежда, Любовь, Кирик, Урван и др.).

Кто знает, какой путь назначен Богом нашему ребенку? Не будем же мешать ему придти ко Господу как можно ранее: в этом залог его быстрейшего духовного роста. Создадим такие условия, чтобы его сердце с самоro раннего возраста было открыто для Господа, Который говорит нам: «Се, стою при дверехъ и толку: аще кто uслышитъ гласъ мой, и tверзетъ двeри, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со мною» [Откр. 3, 20].

Есть еще совершенная форма непрестанной молитвы, которой занимаются преимущественно иноки. Это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
В первой части «Откровенных рассказов странника» имеется рассказ о том действии, которое оказала Иисусова молитва на одного мальчика. Мальчика вначале принуждали к молитве, но затем он сам стал охотно ею заниматься. Он так привык к ней, что сам искал уединения, чтобы ему не мешали молиться. Молитва в корне изменила характер ребенка: из шаловливого и резвого она сделала его молчаливым и кротким.

Читайте также:  Пост перед причастием: правила и особенности питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост, смысл и традиции

По свидетельству епископа Игнатия Брянчанинова, он уже в отрочестве занимался Иисусовой умной молитвой. Когда ему было 16 лет, она творилась у него уже самодейственно. «Бывало, с вечера, – рассказывал он впоследствии о себе, – ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не прекращая ее, встанешь утром…»

Естественно, что дети не могут приучаться к этой молитве без опытного руководителя. Но если это имеет место и если есть соответствующая склонность у отрока, то нет препятствий для насаждения в нем Духа Святого этим путем, обеспечивающим верное и быстрое достижение цели.

Из книги Н. Пестова “Православное воспитание детей”

Как научить детей молиться?

Вы когда-нибудь вставали на молитву с ребенком? Или он сам пристраивался рядом и пытался перекреститься? Замечательно. Значит, вам не придется его за руку подводить к образам и долго приучать к молитве. Но советы все же не помешают…

Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан. Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.

С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает. Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика). После 5–10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.

Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.

Как всегда в воспитании ребенка, в том числе и молитвенном, Православие предлагает родителям и учителям метод «золотой середины». Нельзя чрезмерно баловать ребенка, потакать его слабостям и зарождающимся страстям, но и не стоит воспитывать дите в излишней строгости и жесткости. Оно может сломаться и озлобиться или отстраниться от навязываемой ему науки. Так, например, случилось с Чеховым. Отец заставлял маленького Антошу петь в церковном хоре, вплоть до порки. В итоге у Антона Павловича сложились довольно непростые отношения с религией. Насилие, как физическое, так и психическое, до добра еще никогда не доводило. Нужно помнить, пожалуй, главную истину педагогики. Ребенок чаще всего воспринимает не то, что мы ему говорим, а то, как мы ведем себя в жизни. И копирует наше поведение. То есть мы видим здесь прямое подтверждение принципа «Вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ). Ребенок меряет нашу веру нашими же делами. И проверяет, насколько они соответствуют словам.

В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия. Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.

Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.

Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.
Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам. Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.

Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно. В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи. Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно. Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.

С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать «Символ веры» по членам, выучить его.

Можно, конечно же, дорогие братья и сестры, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения. Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет. Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.

Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью. Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.

Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда.

Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор. Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше. Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.

Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.

Как учить детей молитве

С молоком матери

— Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?

— Зачатие ребёнка — это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию — тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется — в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении — слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.

После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления — ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке — Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».

После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это — комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час — чтобы грудничок не срыгивал, после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется и аскетичность его поста, и к 7 годам маленький человек уже готов причащаться натощак — ему это не сложно.

Всю жизнь наполнять молитвой

— Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить — каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?

— Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую — Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.

Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.

— Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.

— В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» — помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими — это каноничность даёт сама по себе.

— Если родители не молились с момента зачатия — например, позже воцерковились, — как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?

— И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной — ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.

— Отец Игорь, что вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников — как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.

— Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок. Как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, классный руководитель воцерковлён, в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, — почему нет? А если единомышленников нет — молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.

Укрепить, а не сломать

— С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?

— Вообще, детское правило — самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное — чтобы оно было систематичным и регулярным.

— А что должно его составлять? Какие молитвы?

— Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности — детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста — всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека — маленького или взрослого — невозможно.

Нужно смотреть и на ребёнка — сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут — и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит 10-15 минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.

Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва! — Для нашего блага, спасения важно молиться Богу, Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).

Читайте также:  Мощи Амвросия Оптинского: где находятся и как добраться, история и чудеса

— То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться — нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве — разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать — ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.

— Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?

— Как уже было сказано, задача родителей — найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они — дети, они только становятся на этот путь, наша задача — укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.

Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.

— Чему нужно учить ребёнка кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.

— Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.

Воспитание святых: размышления о детской молитве

Как открыть сердце навстречу Богу, как объяснить детям, что значит молиться и каким образом Господь общается с нами?

Дети – не «будущее Церкви», они – Церковь сегодня и завтра

Много лет назад священник храма, прихожанкой которого я в то время была, попросил меня разработать программу для воскресной школы. Однако мысль о том, чтобы раскрашивать с детьми картинки на религиозные сюжеты или делать поделки, меня совсем не привлекала.

Когда же он сказал, что целью духовного образования является воспитание святых и что «наши труды послужат воспитанию детей в праведности», я задумалась. «Может быть, – продолжил он, – это будут святые, о подвиге которых никто не узнает, а может, если на то будет воля Божия, среди них будет прославленный, почитаемый Церковью подвижник».

Любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку

Стоило мне понять, что любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку, как вся предстоящая работа стала казаться гораздо более интересной.

Изменились и мои представления о родительских обязанностях: прежде всего, я должна помочь своим детям открыть сердце навстречу Богу, помочь им стать ближе к Нему. Не важно, кто мы: родители, бабушки или дедушки, крестные или преподаватели воскресных школ, – любой человек может внести свой вклад в это замечательное дело – воспитание святых, может помочь нашим детям стать священными сосудами, наполненными Духом Святым.

После Крещения в святой Православной Церкви ребенок становится ее полноправным членом, а не младшим членом, который когда-нибудь вырастет в меру христианина. Дети – не «будущее Церкви»; они – Церковь сегодня и завтра, так же, как вы и я. Они уже вступили на свой духовный путь, и мы призваны направлять их на этом пути. По моему убеждению, с детьми необходимо вести содержательный плодотворный разговор, говорить с ними о вере во всей ее полноте. Для этого, прежде всего, надо «замедлить бег» и выслушать их.

Заботиться о самых беззащитных

Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18,5).

Господь не оставляет нас без награды, когда мы принимаем другого человека как своего ближнего, сотворенного по Его образу. Однако дети – это особая категория. Христос просит нас любить нищих, вдов и детей, т.е. просит нас заботиться о самых беззащитных в мире людях. Это естественно, ведь они нуждаются в бóльшей помощи. Однако не потому ли еще, что они не могут отплатить нам за наши труды? Одно дело – оказать услугу кому-то, кто вскоре сможет отблагодарить нас, и совсем другое – с великодушием и любовью принимать тех, кто никак не может поднять наш статус или отплатить за доброту – это и есть подлинная щедрость.

Иногда мы не знаем, что сказать или как завладеть воображением и сердцем детей. Нам остается молиться о вдохновении и вести с ними диалог. Бывает, что даже самые простые идеи тяжело выразить таким образом, чтобы они – дети – смогли извлечь из них пользу. К примеру, как объяснить им, что значит молиться?

Молитва – это общение с Богом

Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве

Можно сказать, что молитва – это общение с Богом. Это детям понятно. Я люблю разговаривать с ребятами о Книге Бытия, об истории сотворения человека. Бог творит человека по образу Своему и затем беседует с ним. Он насаждает прекрасный сад, дабы человек наслаждался видом всевозможных дивных растений и животных. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3,8). Адам и Ева часто гуляли в раю вместе с Богом, наслаждаясь общением с Ним. Это было обычным делом! Молитва как раз дает нам возможность общения с Господом в прекрасном саду. Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве.

Однако молитва – не то же самое, что беседа между людьми. Наши дети знают, что они произносят слова и задают вопросы. Так происходит общение. Однако Бог не отвечает посредством слов. Это может смутить и расстроить детей, так что они совсем забросят молитву, сочтя ее бесполезным занятием.

Образ «мягкого сердца»

Мы должны объяснить детям, каким образом Господь общается с нами. Больше всего мне помогает образ «мягкого сердца»: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (Иез. 36,26). Наши сердца могут быть подобны бесчувственному камню, однако Бог может сделать их мягкими, «плотяными».

Дети с легкостью воспринимают идею того, что у наших душ, как и у наших тел, есть сердце. Это не то сердце, которое бьется и направляет кровь в органы, а сердце, которое болит, когда мы чувствуем себя отвергнутыми или одинокими. Дети понимают, что значит жестокое или мягкое сердце, ведь при общении со сверстниками они замечают всё. Некоторые их ровесники жестокосердны, дразнят других и не сочувствуют тем, кому причинили боль. Другие добросердечны, ранимы и сопереживают тем, кому плохо.

Бог преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными

Сердце можно смягчить. Бог дает нам всё потребное для этого: молитву, пост, богослужения, дела милосердия, служение и учение. Наши сердца преображаются, в том числе благодаря молитве. По мере того как мы всё больше времени проводим, осознавая присутствие Божие, Он преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными».

Можно дать детям кусок глины. Они разомнут ее в своих теплых руках. Сначала глина жесткая и неподатливая, как и наши сердца, однако по мере того как мы разминаем ее, она становится мягкой и пластичной. Теплота Божиего присутствия смягчает наши грубые сердца. Однако стоит нам забросить молитву, как наши сердца, подобно глине, вновь становятся жесткими. Возобновление же молитвы вновь размягчает их.

Когда дети поймут и примут эту аналогию, мы можем объяснить им главное: мягкое сердце любит сильнее, чувствует острее и открывается шире навстречу любви, милосердию и слову Божиим. Если мы хотим гулять вместе с Господом в прекрасном саду, наши сердца должны быть мягкими, способными вместить слово Божие.

Это понятно, потому что Бог есть любовь и потому что мягкое сердце любит сильнее. Христос учит нас любить наших ближних как самих себя, и мягкое сердце способно сопереживать и чувствовать чужую боль как свою. Эта простая идея раскрывает смысл всех таинств и богослужений: мы проводим время в храме пред очами Божиими, дабы наши сердца смягчились, и мы смогли ощущать присутствие Господа и жить в Его любви.

Как научить детей понимать смысл и цель молитвы?

Наша задача – научить детей понимать смысл и цель молитвы и затем предоставить им возможность молиться самим, на собственном опыте почувствовать силу молитвы. Это должно происходить в семье. Преподаватели воскресной школы могут помочь родителям, в том числе практическими советами, в организации семейной молитвы. Многие семьи уже сейчас собираются вместе на совместную вечернюю молитву. Тем не менее не лишними могут оказаться несколько советов относительно того, как приобщить детей к молитве. Даже если в вашей семье уже есть определенная устоявшаяся традиция, возможно, вы захотите чем-то ее обогатить.

Как организовать семейную молитву

Начиная разговор о семейной молитве, необходимо ответить на два вопроса – когда и где.

Когда? Для большинства семей самым разумным вариантом является совместная вечерняя молитва. Одни выбирают время сразу после ужина, другие – перед тем как дети ложатся спать. В такой большой семье, как наша (а у нас дети самых разных возрастов), определить подходящее время для совместной молитвы – задача нелегкая. Мы собираемся вместе для молитвы перед тем, как наш младший ребенок ложится спать, хотя старшие после этого могут бодрствовать еще несколько часов.

Где? Перед домашним иконостасом. Выделение особого небольшого пространства для молитвы – это прекрасная православная традиция. Подобно тому, как Христос готовит селения для нас в обители Своего Отца, мы готовим селение для Него в своем доме! В этом особом пространстве мы размещаем иконы (обязательно Иисуса Христа, Богородицы, а также иконы святых, особо почитаемых в нашей семье). Домашний иконостас можно дополнить столиком или полочкой, где будут находиться свечи, молитвословы и ладан. Многие создают красный угол в спальне родителей, так как это личное, сокровенное пространство. В моем же доме домашний иконостас устроен прямо у входной двери. Мне нравится, что я могу смело заявить: «В этом доме почитают Бога». Кроме того, нашей большой семье необходимо достаточно места, чтобы собрать на молитву пятерых детей и обоих родителей! Мне также нравится мысль о том, что дети могут подойти к иконам в любое время дня и ночи, никого не побеспокоив.

Обычно устройством домашнего иконостаса занимаются родители. Как же можно приобщить к этому делу детей? Было бы прекрасно, если бы дети могли сами выбрать некоторые из икон. Может быть, вы захотите разместить в красном углу иконы их небесных покровителей.

Можно составить список имен болящих, страждущих и усопших о Господе и позволить детям пополнять этот список. Так, когда кто-нибудь из их друзей заболеет или они узнают о чьей-то смерти, все члены семьи смогут вместе помолиться за того, кого ребенок внес в общий список.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о молитвословах. Было бы хорошо иметь достаточно экземпляров для всех, чтобы дети держали книги в руках и следили за текстом. Если ваши дети любят читать, можно выбрать дополнительные молитвы – благодарственные, о болящих или об усопших – и позволить детям выбрать, какую молитву они хотели бы прочесть.

С Божией помощью, со временем и при повторении, наши дети запомнят некоторые из молитв, которые богатая православная традиция предлагает нам в качестве мудрого духовного руководства и воспитания в вере.

Молитвы учат нас правильному отношению к Господу и к жизни

Эти молитвы – не просто слова для общения с Богом. Они учат нас, как надо обращаться к Богу и относиться к трудностям и радостям. Они учат нас правильному отношению к Господу и к жизни, наставляя нас для благой жизни в Божией любви и Его мире. Молитвы, во всем их богатстве содержащиеся в нашем предании, одновременно передают наши мысли Богу и учат нас правильному отношению ко всему, что происходит в нашей жизни. Наша задача – приобщить детей к этому богатству, чтобы они, как и мы, смогли наслаждаться благами молитвы. Будем надеяться, что когда возникнут трудности, наши дети встретят их с молитвой.

Молитва помогает детям стать священными сосудами, наполненными любовью и милосердием Божиими, стать святыми, к чему призывает их Господь. Да послужат наши труды воспитанию праведников!

Ссылка на основную публикацию