Как стать священником: кто может стать батюшкой и где учиться в России и странах СНГ, особенности обучения

Как стать священником? Как стать священником без семинарии

Для некоторых людей служение Богу является главной целью в жизни. Они с радостью готовы отдать всего себя ради достижения глубокой духовности. Именно эти люди чаще всего задаются вопросом: “Как стать священником?” Ведь благодаря этой профессии человек может не только приблизиться к Всевышнему, но и помочь другим увидеть его свет.

Итак, давайте детально разберемся в том, как становятся священниками. Какие навыки для этого необходимы? Кто может претендовать на этот сан? И почему лишь немногие остаются верными Богу до конца своей жизни?

Почему становятся священниками?

Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.

В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.

Требования к будущим священнослужителям

В православии стать священником церкви может только мужчина. Для этого ему необходимо окончить духовную семинарию. Обучение там бесплатное, но каждый желающий туда поступить должен соответствовать следующим требованиям:

  • Во-первых, здесь есть возрастные ограничения. Поступить на очное отделение семинарии могут мужчины от 18 до 35 лет. Заочное отделение поднимает верхний порог до 55 лет, но при этом значительно усложняет сам процесс обучения.
  • Во-вторых, необходимо иметь аттестат, подтверждающий наличие полного среднего образования. Школьные оценки особой роли не играют, однако человек должен уметь грамотно писать и читать.
  • В-третьих, решающим фактором может стать семейное положение мужчины. По православным канонам, священник может жениться только один раз. Поэтому он не может заключать повторные браки, а также брать в жены вдову или разведенную.

Еще одной немаловажной деталью является рекомендательное письмо от приходского священника. В нем наставник отчитывается о достижениях своего подопечного. Например, там может говориться о том, что послушник участвовал во всех службах, пел в хоре, звонил в церковный колокол и так далее.

Предварительная подготовка

Для тех, кто размышляет о том, как стать православным священником, есть маленький совет: начните подготовку к поступлению в семинарию за несколько лет до намеченного срока. Это нужно сделать по следующим причинам.

Как говорилось ранее, от всех абитуриентов требуют наличия рекомендательного письма. Ни один уважающий себя батюшка не даст такой документ первому встречному. Следует быть готовым к тому, что придется доказывать силу своей веры. Для этого необходимо поработать на благо храма, беспрекословно выполняя все указания приходского пастыря.

К тому же, как стать священником, не обладая нужными знаниями? Естественно, многому научат в семинарии. Но человек и сам должен тянуться к свету познания. Для начала необходимо прочитать Ветхий и Новый завет, а также ознакомиться с историей православного мира. Ведь это тот минимум, без которого не может существовать ни один православный человек.

Что ждет на экзаменах?

Духовная семинария во многом похожа на другие образовательные заведения. Экзамены здесь проводятся в конце лета, приблизительно за месяц до начала учебного года. Принимает их специальная комиссия, которая состоит из преподавателей семинарии. Есть письменные и устные экзамены.

Первым делом поступающим задают вопросы, касающиеся историй из Библии. Это помогает понять, насколько хорошо человек ориентируется в Священном Писании. Если ответы их удовлетворяют, то дальше идет еще одна череда вопросов, затрагивающих основные молитвы и псалмы.

Все, кто проходит устную часть, допускаются ко второму экзамену. Здесь нужно будет написать сочинение на предложенную комиссией тему. Чаще всего просят выразить свое отношение к неким библейским событиям. Однако следует быть готовым и к тому, что могут поручить описать историю Русской православной церкви.

Заключительный этап проверки

Следует понимать, что успешная сдача экзаменов не является гарантом поступления в духовную семинарию. Ведь после официальной проверки знаний все абитуриенты проходят заключительное собеседование. На нем старшие священнослужители определяют искренность мотивов студентов и то, насколько они подходят для этой роли. И если кто-то из наставников решит, что их подопечный лукавит сердцем, его сразу же отправят домой.

Обучение в семинарии

Семинария – это тот же университет. Здесь есть множество предметов и преподавателей, которые с радостью расскажут, как стать священником. Естественно, главный упор будет делаться на духовное просвещение. В частности, студентов обучат особенностям проведения таинств, священных обрядов и молебни. Также немало времени будет уделяться старославянскому церковному языку, который у духовенства считается основным.

Следует заметить, что всем студентам предоставляется бесплатное общежитие. Однако жизнь в нем накладывает определенные обязательства. Молодым послушникам необходимо соблюдать строгий режим. Они не могут нарушать его, а уж тем более игнорировать. Также придется забыть о таких вещах, как алкоголь, табак, телевидение и интернет.

Подобные спартанские условия быстро обучат тому, как стать священником. Ведь в будущем человеку придется самостоятельно ограждать себя от всевозможных соблазнов и искушений.

Деление на белое и черное духовенство

На последнем курсе семинарии студент должен сделать самый ответственный выбор. Он обязан определиться, к какому духовенству он будет относиться: к белому или черному. Следует отметить, что в будущем этого решения уже не изменить.

Суть белого духовенства заключается в том, что священник оставляет за собой право жениться. Сделать это он сможет лишь один раз в жизни. При этом существует ряд определенных критериев, которые ограничивают круг его потенциальных партнерш. Но куда важнее то, что белый священник не может продвинуться в сане дальше протоиерея.

Чего нельзя сказать о черном духовенстве – его приверженцы способны дослужиться до звания епископа и выше. Поэтому на этой стадии человеку придется выбирать между возможностью создать семью и высшим духовным саном.

Как стать священником без семинарии?

По правде говоря, получить должность священнослужителя можно и без соответствующего диплома. Для этого нужно, чтобы пастырь провел специальный обряд посвящения. Но для этого необходимо разрешение епископа, который вряд ли даст добро без веской причины на то. К тому же отсутствие духовной семинарии за спиной сильно ограничивает продвижение в сане.

Для общего развития скажем, что подобные посвящения были актуальными во время войны. Когда каждый священник был на вес золота, а времени и возможности их обучать у духовенства попросту не было.

Профессия Православный священник

Как стать священником, где на него учиться, обязанности священнослужителя

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник. Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику “батюшка” или “отец”.

Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно. Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование. Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником, какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника
Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:
Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня – литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.
Частные богослужения – “требы”, так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.

Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре:
✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед – разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения

Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован. Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба. Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.

Какие качества нужны священнику?
В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы:
✎ Доброжелательность
✎ Терпимость
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Умение слушать
✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика)
✎ Умение выступать на публике
✎ Наставничество

Батюшка должен быть и педагогом, и психологом, и просто мудрым человеком. Ему приходится общаться с разными людьми: ведь в церковь приходят, в том числе, люди с ограниченными возможностями и пережившие физические или психологические травмы. К каждому необходимо найти свой подход, уделить время и подобрать успокаивающие слова.

Средняя заработная плата
Зарплата священника зависит от доходов храма, в котором он служит. Средняя зарплата батюшки:
от 25 до 45 тысяч рублей в месяц.
Существенным подспорьем к окладу в храме оказываются требы, которые оплачиваются частными заказчиками.

Как стать священником
В профессии священника есть важные ограничения для принятия сана. Обучаться на священника может:
✎ Мужчина
✎ В возрасте от 18 до 35 лет
✎ Холостой или состоящий в первом браке
✎ С наличием законченного среднего образования
✎ Имеющего рекомендации от служителя церкви
✎ Не имеющий умственных или физических отклонений (считается недопустимым, чтобы батюшка уронил икону во время богослужения)

Где учиться
Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов, требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ.
Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.

Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:
1. Московская духовная академия (МДА)
2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)
3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)
4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова
5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)

Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность “Теология”. Однако православные вузы готовят самых разных специалистов: богословов, религиоведов, преподавателей, экономистов, системных администраторов и специалистов PR-служб.

Читайте также:  Трезвение: святые отцы о добродетеле, значение в православии, виды и средства

Где работать
✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых

Востребованность и преимущества
Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой. Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям.
Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Как стать священником

Что нужно, чтобы стать священником?

Обучение в семинарии является первоначальной задачей для достижения сана. Но поступающий должен подходит по следующим требованиям:

  • мужской пол, возраст от 18 до 35 лет;
  • семейное положение: холост или состоящий в первом браке;
  • наличие законченного среднего образования;
  • рекомендация от служителя церкви.

Помимо стандартных для набора условий имеются требования по начальным знаниям семинариста. Это должно быть умение хорошо излагать свои мысли, уметь передавать библейские рассказы в точности с вложенным смыслом.

При поступлении комиссией также будут проверяться умение читать Псалтырь и вокальные данные для выступления в хоре.

Общая длительность обучения составляет 5 лет. При этом студенты получают стипендию. Иногородним семинаристам предоставляется не только место для проживания, но и питание. Проживание в общежитие предполагает соответствие многим правилам. Например, в ночное время каждый семинарист должен находиться в своей комнате. Кроме того посещения студентов посторонними запрещено. Исключение составляет лишь общение с родными, приехавшими встретиться с будущим священнослужителем.

Сдача экзаменов для поступления в семинарию начинаются с середины августа. Полноценное обучение поступивших осуществляется с 1-го сентября, как и в любом обычном ВУЗе.

После окончания обучения семинаристы отправляются к своему приходу, к которому они будут прикреплены. По мере длительности и исправности службы возможно получение нового сана. Согласно нынешнему званию священнослужитель может или просто присутствовать на таинствах, или проводить их.

Наиболее важным вопросом является семейное положение на момент окончания семинарии. Будущий священнослужитель должен стать монахом, жениться или же отложить принятие сана.

Как стать священником РПЦ

Стать священнослужителем Русской Православной Церкви можно только после обучения в специализированном учебном заведении. К ним относятся университеты, семинарии, институты и академии. Обучение в них сложное и требует полной отдачи и точного соблюдения правил.

После завершения обучения новоиспеченный священнослужитель поступает в один из приходов, закрепленных за отдельным учебным заведением. Затем по мере получения новых санов возможен переход в один из приходов, относящихся к РПЦ .

Расположенные по всему миру церкви и соборы РПЦ принимают только тех священнослужителей, которые имеют высокий сан и за все время своего служения приходу помогли в развитии церкви и наставлении прихожан.

Как стать священником без семинарии (без образования)

Человеку, не имеющему семинарского образования, стать священнослужителем можно только в том случае, если глава его прихода произведет рукоположение. Но данное получение сана практикуется исключительно в немногих церквях, поэтому семинаристское образование является обязательным условием для становления священнослужителем.

Как стать православным священником

Теоретически стать православным священником может любой человек мужского пола, крещенный в православии и получивший соответствующее образование. Практически же к служению надо готовиться с раннего детства. Эта профессия нередко переходит от отца к сыну. Получить первоначальное православное образование можно не только в семье, но и в воскресных школах, которые сейчас открыты при многих храмах.

Получить специальное образование будущий священник может в семинарии или духовном училище, а также – в духовной академии или духовном университете. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан.

Таинство рукоположения

До того, как его принять мужчине приходится сделать еще один жизненно важный выбор: решить будет ли он обзаводиться семьей. Если не мыслит себя без семьи, то жениться, причем по церковному канону, он должен до рукоположения. В этом случае он будет принадлежать к так называемому «белому духовенству». «Черное духовенство» – те, кто принял монашество и отказался от плотских утех, жениться уже не смогут. Однако именно для них открываются все карьерные перспективы. Епископом, архиепископом, митрополитом и патриархом могут стать исключительно представители «черного духовенства».

Как стать католическим священником

Путь в католические священники еще более суров. В католицизме нет «белого духовенства», поэтому, только собираясь вступить на этот путь, надо быть готовым к обету безбрачия. Духовное образование католические священники получают в семинарии, куда могут поступить либо после гимназии, либо после вуза. В первом случае учиться придется 8 лет, во втором – 4 года. После окончания обучения будущему священнику дается полгода испытательного срока на службе в церкви для того, чтобы он окончательно решил, верный ли путь избрал. После окончания этого срока состоится обряд рукоположения в сан.

Как можно убедиться, священничество – это не только выбор профессии, но и выбор всей дальнейшей жизни. Поэтому он требует особой ответственности и зрелости.

Школа послушания, или Где учат на священников?

Те, кто видит свою жизнь в служении высшим силам, оканчивают церковные вузы — духовные академии и семинарии. Впрочем, обучение не обязывает студента в будущем менять повседневную одежду на рясу. Можно стать богословом и заняться наукой. Однако всё же большинство тех, кто переступает порог “воцерковленного вуза”, хотят стать священниками. Лайф решил разобраться, кто хочет отказаться от светского образования и как проходят будни самых послушных студентов. Об этом рассказали представители главных духовных школ России — московской и санкт-петербургской академий.

Церковные вузы принадлежат Русской православной церкви (РПЦ), а не Минобрнауки. Часть учебных заведений — духовные академии и семинарии — готовит церковнослужителей и священников. Другие, “условно светские”, университеты и институты — богословов, религиоведов, юристов и даже “социальных работников” (как, например, Московский православный институт имени Иоанна Богослова).

Фото: © flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

70% студентов духовных академий (могут включать бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и т. д.) или семинарий (бакалавриат, ранее — специалитет) — будущие священники и епископы. Преподавать идут далеко не все. Э ти учебные заведения принимают на обучение не каждого желающего, ряд из них — только мальчиков. Всё зависит от того, есть ли в вузе кафедры или факультеты, на которых девочки могут обучаться, — это иконопись, регентская школа (готовят дирижёров церковных хоров) или школа золотого шитья. Если академия или семинария готовит только церковнослужителей (тех, кто выполняет определённую работу в храме, например, помогает на богослужениях, занимается социальной и миссионерской работой, катехизаторством, но при этом не имеет священного сана) и священников (проводят богослужения, имеют сан), то девочки, соответственно, поступить туда не могут.

Для того чтобы стать семинаристом, требуется не только сдать ЕГЭ по необходимым предметам — это может быть русский язык, история или, например, обществознание, но также и внутренние экзамены вуза: библейская история, основы веры и богослужебный устав. Также студенты должны предъявить рекомендацию в духовную школу от священника своего прихода (это будет гарантом того, что человек в Церковь идёт не “с улицы”), пройти собеседование (в некоторых вузах их несколько) и медицинское освидетельствование.

Фото: © flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

Как рассказал источник из Московской духовной академии, рекомендацию и характеристику не может получить малознакомый приходскому священнику человек: за каждого абитуриента священнослужитель отвечает лично.

— Если вы придёте “с улицы”, то священник скажет: “Походи сначала в церковь, я посмотрю, что ты за человек. Мы будем беседовать, ты исповедуешься, и тогда я пойму, можешь ли ты быть студентом семинарии”.

А медицинское освидетельствование проводится, в том числе, и для того, чтобы убедиться, что никаких внешних изменений тела у абитуриента нет. То есть инвалиду священный сан не принять.

Фото: © flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

— У будущего священника или церковнослужителя не может быть дефектов — это отсутствие каких-либо частей тела, даже пальца. Для Бога все равны, но важно, чтобы в процессе богослужения всё проходило гладко: недопустимо, чтобы из-за проблем со здоровьем уронили икону или свечу, — обратил внимание источник в столичном церковном вузе.

Собеседование будущий служитель Церкви пройти должен обязательно — с ним беседуют и преподаватели, и, как в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), сам ректор.

— У нас абитуриентам нужно пройти три собеседования. Первое проходит с духовником академии. У нас это совершенно замечательный человек, настоятель одного из знаменитейших городских храмов протоиерей Вячеслав Харинов. Он смотрит на нравственную составляющую человека. Второе собеседование — с проректором по воспитательной работе, с проректором по учебной деятельности. Они разбираются в научных интересах абитуриента, расспрашивают о его образовательной мотивации. Третье — пожалуй, самое ответственное — собеседование проводит ректор, архиепископ Петергофский Амвросий. Он может спросить о чём угодно — это прошлая жизнь абитуриента, его планы или мечты, — говорит глава пресс-службы Санкт-Петербургской духовной академии Сергей Маляров .

На протяжении всего периода обучения в духовной школе вне зависимости от того, есть ли в ней кафедры или факультеты для девушек, учащиеся живут на её территории. Уезжать домой можно только на каникулы.

По словам Сергея Малярова, в Санкт-Петербургской академии, например, они проходят летом (д ва месяца), зимой (три недели рождественских каникул), а также ещё неделю после Пасхи.

— На этот период студенты покидают стены учебного заведения, и важно понимать, что за ними никто не следит. У нас действительно все ребята сознательные, никто просто не пойдёт к нам учиться, если он хочет гулять (в плохом смысле этого слова), пить и заниматься другими вещами, неприемлемыми для будущего священника или (если мы говорим о девушках) иконописца, — сказал Маляров.

Студентам, как уверил выпускник столичной духовной школы, почти никогда не ставят плохих оценок: преподаватель “натянет” до тройки.

— Если кто-то и ставит двойки, то только ради того, чтобы учащийся исправился, — пояснил источник в столичной академии. — Однокурсники всегда помогут. А отчисляют за дисциплину. Она в духовных школах строгая: нельзя курить и пить, приходить в стены вуза после 23:00 (время отбоя), пропускать богослужения (которые являются обязательными для всех). Также ребята должны носить форму — пиджак со стойкой.

В Московской духовной школе во время Великого поста, по словам одного из представителей вуза, нужно спрашивать разрешение на выезд в город.

Фото: © flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

— В этот период семинаристы должны больше думать о своей внутренней жизни, о своей душе, а потому наши наставники рекомендуют ограничить выезд из вуза. Однако ребята могут всё же выйти из стен академии, если напишут бумагу, в которой укажут причины и время посещения города, — говорит источник.

Учатся в Московской духовной семинарии с понедельника по субботу. День у студентов начинается в 7 утра. У некоторых подъём раньше, если человек несёт определённое послушание — это может быть пение в хоре, дежурство в столовой, богослужебная практика — помощь священникам, выпечка просфор.

Читайте также:  Мощи Ксении Петербургской: где находятся и как добраться, история, чудеса и помощь, о чем просить и чем помогают

Фото: © flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

В 8 утра общая молитва в столовой (10 минут), затем завтрак.

В 8:30 свободное время до 9:00. Большинство идёт к мощам Сергия Радонежского. Традиционно считается, что он покровитель студентов.

В 9 начинаются занятия — стандартные, как и у светских, пары.

В 13:30 обед. После снова занятия почти до вечера.

Ужин в 8 часов. После него все занимаются, чем хотят.

В 22:00 общая молитва в храме.

В воскресенье обязательная утренняя служба — на неё ходят все. Исключение составляют только те ребята, у которых есть свои особые послушания, они вместо службы идут на работы.

После утренней службы — свободное время почти до самого вечера.

Существует также академический день — один раз в месяц даётся выходной, который выпадает на учебный день, рассказал собеседник из столичной духовной академии.

Фото: © flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

В церковных вузах существует распределение выпускников, в семинариях и духовных академиях оно обязательно.

— Если выяснится, что на Дальнем Востоке или Крайнем Севере не хватает священников, то выпускника туда и отправят. Он может оказаться в любой церкви России, всё зависит от обстоятельств.

Чтобы стать священником (это можно сделать как во время учебы, так и будучи выпускником вуза), нужно принять священный сан.

— Для этого необходимо в первую очередь желание служить Богу именно в этом качестве. Потом нужно окончить, как минимум, бакалавриат (рукополагают после третьего курса бакалавриата в исключительных случаях — при условии безупречной учёбы и прочих показателей у студента) и определиться с семейным положением — жениться либо принять монашеский постриг, — сказал Маляров.

Священник может быть женат, но венчаться с избранницей можно только до принятия сана. О решении вступить в брак учащийся пишет ректору своего вуза, в прошении он рассказывает, что хотел бы сделать супругой определённую “девицу”. После этого глава вуза встречается с будущими молодожёнами: “он разговаривает о серьёзности намерений пары и благословляет их на супружество”.

— 70% браков заключается между студентами церковных вузов. Например, в нашей академии (где учатся и девушки, и молодые люди) чаще всего будущие муж с женой и знакомятся. Студенты постоянно где-то пересекаются, общаются, но нужно понимать, что за каждым действием будет идти более серьёзное: просто так никто ни с кем целоваться не будет. Здесь всё по-другому: если девушка нравится, то она априори рассматривается в качестве будущей супруги, — рассказали в СПбДА. — Конечно, никто не будет отчислять студентов за то, что они, например, поцелуются. Мы понимаем, что все учащиеся преследуют благие намерения и то, что они молодые и влюблённые.

Фото: © flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

Невесты будущих священников должны быть девственницами, это важное условие разрешения на брак. При этом, по заверениям представителя Санкт-Петербургской духовной академии, на “чистоту” никто никого не проверяет.

— Мы же не инквизиция. Всё строится на доверии, на совести каждого человека. Тем более с девушкой, так же как и с семинаристом, прежде чем дать добро на венчание, ректор беседует. Всегда видно, когда невеста искренне относится к избраннику, когда она истинно православная, понимает церковные каноны. Это очень важно — ей быть женой священника, это особая роль, — отметил Маляров.

— У наших преподавателей особенные глаза — им нельзя не верить и им нельзя врать. Они распознают ложь. Мы все им открываемся, и наши будущие жёны тоже, — сказал собеседник из Московской духовной академии. — У нас стены вуза чистые.

После того как женатый студент или выпускник получает священный сан, он снимает своё обручальное кольцо, тем самым показывая, что теперь его главная задача — служение Богу, поделился источник.

При этом священник, имеющий семью, никогда не станет епископом или патриархом.

— Сколько бы времени он ни посвящал Богу, он не сможет не думать и не заботиться о своей семье. Высокий чин в Церкви получают лишь монашествующие, — добавил собеседник. — Если священник не женат, но и монахом становиться не хочет (это предполагает соблюдение очень строгих обетов), то он может стать целибатным священником, то есть неженатым священнослужителем. Но это редкость.

Где учатся на священника

Приходя в церковь, мы можем помолиться Богу, отдохнуть душой и подумать о вечном. Можно спросить мудрого совета у батюшки. Но как становятся священниками, кому это доступно, и где получить необходимое образование, об этом знают не все.

Краткая история

Православие – третье по количеству сторонников направлением христианства (после католицизма и протестантизма), его исповедует свыше 225 миллионов человек во всем мире. С апостольских времен была единая церковь, но в 1054 году произошел Великий раскол, и верующие разделились на католиков и православных.

Впоследствии христианство знавало разные времена, например, в СССР агрессивно пропагандировался атеизм и служителям культа зачастую приходилось проводить обряды тайно, чтобы об этом не узнали власти.

Так, в 30-е годы XX века все семинарии были закрыты, послабления произошли только во время Второй мировой войны, когда руководство страны было вынуждено признать необходимость веры человека в Бога.

Описание профессии

По устоявшейся традиции священство состоит из трех ступеней:

  • Епископ. Это высшая ступень, к которой относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Они назначаются решениями Священного синода, возглавляют епархии и ведут работу, направленную на активизацию церковной деятельности. Лишь епископам доступно таинство священства*, они могут рукополагать пресвитеров.
  • Священник (пресвитер). Вторая степень в иерархии, эти служители могут совершать шесть таинств (за исключением рукоположения в сан). Они обязаны пройти обучение в семинарии или духовной академии, достичь возраста Христа (т. е. тридцатилетия) и не иметь изъянов, препятствующих выполнению своих обязанностей. В русской традиции к пресвитеру обычно обращаются «батюшка».
  • Диакон (дьякон). Низшая ступень в христианстве, представители которой не имеют права совершать богослужения и таинства, но могут оказывать помощь епископам и пресвитерам. Их присутствие необязательно, поэтому они есть далеко не во всех церквях.

*Христианское учение предполагает наличие семи таинств:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • евхаристия (причащение);
  • исповедь (покаяние);
  • венчание (брак);
  • соборование (елеосвящение);
  • священство.

Духовенство подразделяется на черное и белое. К черному относятся монахи и епископы; диаконы и священники могут монашествовать или быть белыми (женатыми) при условии вступления в единственный брак еще до рукоположения.

На каких специальностях лучше учиться

Система православного образования в России разветвлена и имеет ряд уровней:

  • внешкольное (семья, литература, церковные детские сады, радио и телевидение, посещение храмов);
  • начальное (воскресные школы, кружки, общественные богослужения, паломничества, крестные ходы);
  • среднее (духовные училища, гимназии, колледжи, лицеи, пастырские или богословские курсы при вузах).

Учиться на священника можно в высших духовных заведениях: семинариях (квалификация «бакалавр»), академиях и университетах (магистры и аспиранты). В современных духовных семинариях будущие священники проходят обучение по таким основным направлениям:

  • подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания;
  • теология.

Требования к абитуриентам семинарий отличаются от стандартных критериев, которым должны соответствовать поступающие в обычные вузы. В духовные высшие учебные заведения принимаются только крещенные православные мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании средней школы или диплом колледжа (университета) и воцерковленные. Они должны быть холосты или женаты первым браком.

К стандартному набору документов (заявление, паспорт, аттестат или диплом, военный билет, страховой полис) добавляются заверенные архиереями рекомендации местных священников. Абитуриенты могут предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию или написать изложение и пройти тестирование по этим предметам непосредственно в учебном заведении. Кроме того, придется сдать тест по Закону Божьему и пройти устное собеседование. Иногда проводится экзамен по церковнославянскому языку и церковному пению. На заочное обучение принимают без экзаменов и без ограничения по возрасту по рекомендации епархиального архиерея.

Длительность обучения в семинарии составляет 4 года, в некоторых заведениях учащегося принимают на первый курс только после освоения годичной подготовительной программы. В магистратуре учатся 2 года, после чего пишут магистерскую диссертацию. Аспиранты обучаются 3 года в духовных академиях и получают кандидатскую степень, защитив научный труд.

Лучшие вузы для обучения

В структуре Русской православной церкви (РПЦ) действует 55 семинарий, расположенных в России, Украине, Беларуси, Молдове, Латвии, Узбекистане и Казахстане. Учатся семинаристы также в США и Франции.

К самым крупным духовным учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургская духовная семинария. Основана еще в 1721 году по указанию Петра I. В 1918 году она была закрыта, а работа ее возобновилась лишь в 1946 году. Выпускниками этого заведения были многие известные люди, такие как писатель Николай Помяловский, государственный деятель Михаил Сперанский, академик РАН Николай Никольский.
  • Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария. Обучает служителей религиозных организаций. Создана была в 1750 году она по указу императрицы Елизаветы Петровны и является одним из старейших учебных заведений РПЦ. После 80-летнего периода бездействия была воссоздана в 1998 году. Имеет в своем составе две кафедры: богословия и библеистики, а также церковно-исторических и церковно-практических дисциплин.
  • Смоленская православная духовная семинария. Действует с 1728 года (с перерывом на 70 лет в 1918–1988 годах). Из ее стен выходят священнослужители и теологи. У семинаристов есть возможность пройти курс очно или заочно. В наличии вся необходимая инфраструктура: учебный корпус, библиотека, храм, пункт питания и спортивный зал.
  • Московская духовная академия. Ведет обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В ее структуре есть регентское и иконописное отделения. Это учебное заведение выпускает не только батюшек, но и преподавателей церковных вузов, а также ученых – теологов и богословов. Бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре по 7 профилям.

Также духовное образование можно получить в православных университетах:

  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва) на богословском факультете преподают теологию и религиоведение. Кроме того, среди дополнительных образовательных профилей есть преподавание церковнославянского языка, церковная живопись, социальная работа и др. Развита международная деятельность в рамках ряда программ, таких как Erasmus+, стажировки проходят в Милане (Италия), Ноттингеме (Великобритания), Ла-Рош-сюр-Йон (Франция).
  • Московский православный университет святого Иоанна Богослова ведет обучение на трех факультетах: религиоведения, социально-гуманитарном и психологии. Вероучительные и богословские предметы в вузе преподаются выпускниками Московской духовной академии. В университете на высоком уровне находится исследовательская деятельность: действует научная школа христианской психологии, издаются научные журналы «Историческое образование», «Православное образование», «Евразия: духовные традиции народов», налажено международное сотрудничество.

Теологов для культурно-просветительской, духовной, педагогической деятельности готовят также в некоторых светских вузах, например, в Псковском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Обязанности на работе

Основной задачей священника является проведение религиозных обрядов, которые могут быть:

  • общими, проводимыми в храме для всех желающих. Сейчас ограничиваются двумя-тремя службами в день (утреня, вечерня, литургия), хотя в суточный круг может входить до 9 служб. Иногда батюшка служит молебны и панихиды;
  • частными. В таком случае прихожанин обращается к пресвитеру, чтобы тот провел требу по заказу. Обычно это крещение, причащение, освящение жилья или автомобиля. Также нередко заказываются обряды погребения, молитвы или венчания.

Кроме основных, священнослужитель выполняет еще ряд функций. Он исповедует желающих, причащает их, разъясняет церковные учения во время огласительных бесед. Для повышения авторитета веры и привлечения новых прихожан он проводит большую просветительскую работу в виде встреч с людьми, организации деятельности церковного хора, воскресной школы, поддержки паломничеств и крестных ходов.

Читайте также:  Православие и толерантность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Чтобы привлекать молодежь и соответствовать современным тенденциям, многие издают христианские газеты и ведут веб-сайты или блоги соответствующей тематики. Также организовываются массовые мероприятия (выставки, встречи, походы, соревнования) и ведется активная социальная работа, направленная на помощь нуждающимся людям. Не следует забывать и о хозяйственных функциях батюшки: ремонт, строительство и наведение порядка на территории храма.

Кому подходит

Священником может быть глубоко верующий человек, готовый посвятить свою жизнь служению богу и помощи людям. Редко кто приходит на эту стезю из меркантильных побуждений, обычно это происходит по зову сердца. От православного батюшки требуется наличие таких личных качеств:

  • открытость и доброжелательность;
  • принципиальность и честность;
  • умение выслушать любого человека;
  • способность выступать на публике убедительно и аргументировано;
  • эрудиция и эмоциональный интеллект;
  • терпимость и вера.

Есть ряд физических ограничений для кандидатов на рукоположение:

  • не могут быть священнослужителями женщины;
  • ставленник должен быть совершеннолетним, но не старше 75 лет;
  • наличествует перечень недопустимых недугов: серьезные проблемы со слухом, зрением или речью, отсутствие ноги, руки или пальцев на правой руке, пьянство или наркозависимость, психические болезни.

Перечень ограничений социального характера:

  • пребывание во втором браке или женитьба на разведенной женщине, вдове или блуднице;
  • супружеская измена жены или личная;
  • незаконченная армейская служба или занятие государственной должности;
  • незавершенное тюремное заключение;
  • наличие кредитов или долгов;
  • если на момент таинства хиротонии (рукоположения) священник не женат, то он остается холостым на все время служения.

Христианскому священнику нужно обладать жизненной мудростью, а также навыками педагога и психолога. Зачастую приходится общаться с больными, отчаявшимися или агрессивными прихожанами, и для каждого необходимо найти нужные слова поддержки и успокоения. Невозможно просто выполнять функции пресвитера, нужно действительно всем сердцем служить людям.

Сколько получают

Священничество не относится к профессиям в традиционном их понимании, поэтому и фиксированной зарплаты как таковой у культовых служителей нет. Однако, несмотря на то что в Библии сказано, что работа пастыря должна быть безвозмездной, все-таки финансовое вознаграждение батюшки получают. Церковь в России живет на пожертвования благотворителей, средства от оплаты прихожанами проведенных треб и доход от продажи церковного инвентаря (икон, свеч, крестиков). Часть собранных денег идет на нужды храма (ремонты, коммунальные услуги, епархиальный налог, содержание автотранспорта, оплата обслуживающего персонала), а из оставшихся выплачивается вознаграждение пресвитеру.

В небольших приходах сборы невелики, поэтому батюшки часто получают 15–25 тысяч рублей в месяц и вынуждены держать подсобное хозяйство, чтобы прокормиться. В больших храмах столицы и крупных городов, а также в туристических центрах в высокий сезон заработок служителей гораздо выше и может достигать 150–200 тысяч рублей. Правда, и получить место там очень непросто, зачастую требуются связи и деньги.

Как построить карьеру

Учитывая то, что работа священника – это служение, большинство о карьере не особо задумывается. Многим важно, что их уважают люди, прислушиваются к их слову и совету. Но все-таки, зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно получить перевод в более перспективный приход или на преподавательскую работу в духовную семинарию. Если же пресвитер, кроме обычной работы, монашенствует, продолжает обучение, занимается наукой, то он может со временем быть рукоположенным в епископы и стать частью церковной элиты, но дело это непростое.

Перспективы профессии

Если человек не мыслит себя без веры и служения богу, то эта профессия сама его выберет. В современной России после распада СССР продолжается рост интереса к православию, открываются новые храмы, возрождена сеть духовных семинарий и академий. Для них требуются грамотные молодые люди с твердой верой, которые смогут нести слово Божье в массы.

«Мы выпускаем уникальных специалистов»

Интервью с заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ Константином Антоновым

В разгар подачи документов в вузы об особенностях высшего образования в православном университете, возможности получить светское и церковное образование одновременно и укладе жизни студентов ПСТГУ рассказал заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Константин Антонов.

– Константин Михайлович, 20-летие факультета справляете в октябре, а 20-летие университета в ноябре – странная хронология…

– Наш университет вырос из катехизаторских курсов, созданных в начале 1990-х годов известными московскими священниками. Когда эти курсы оформились в Богословский институт, в нем сформировалось два факультета: богословский и миссионерский. Постепенно университет прирастал и другими факультетами – сейчас их всего десять. Расширялся и богословский факультет. Сейчас на нем десять кафедр, из них пять богословских, две философские и две языковые. Мы выпускаем не только теологов, но также религиоведов, философов и филологов, занимающихся изучением древней христианской письменности. Наша кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры основана в 2003 году профессором В.Н. Катасоновым. Первоначально она называлась кафедрой научной апологетики, но затем нам было поручено курировать на факультете направление «Религиоведение», и с 2005 года она носит нынешнее название.

– Для кого в первую очередь создавался православный университет?

– ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. Идея заключалась в том, чтобы воцерковленным людям, заинтересованным в получении высшего гуманитарного образования, такое образование дать и при этом внести в сами эти дисциплины элемент церковности. В 1990-е годы была волна интереса к Православию среди людей высокой культуры и серьезных умственных интересов. И собственно для них все это и создавалось. На всех факультетах мы даем хорошее высшее образование, включающее сильный богословский элемент – и теоретический, и практический. Наша задача в том, чтобы дать Церкви образованных людей, специалистов в разных областях, которые при этом являются церковными людьми, близко знакомы с богословием и разбираются в том, что происходит в Церкви. С другой стороны, на заочном отделении у нас учится много священников, которые в свое время не получили или недополучили семинарское образование. И вот сейчас добирают нужные знания.

– А много ли ваших выпускников потом рукополагаются?

– Богословский факультет, естественно, готовит священников. Например, на направление «Теология» мы берем традиционно только юношей, хотя на других отделениях обучаются и молодые люди, и девушки (на заочное отделение девушки могут поступать и на теологию). Предполагается, что многие теологи станут в дальнейшем священнослужителями. Для этого при богословском факультете существует Богословский институт, который является чисто церковным учреждением. Там те наши студенты, которые хотят рукополагаться, получают необходимые для этого дополнительные знания и умения. В итоге ребята получают сразу два диплома – диплом о высшем образовании теолога и церковный диплом, который дает им возможность рукополагаться. Рукополагаются действительно многие. В порядке хвастовства могу сказать, что среди наших выпускников уже шесть архиереев.

– Как происходит отбор на факультет? Абитуриент должен разбираться в азах богословия и быть воцерковленным, или берете всех желающих?

– Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили воцерковленные люди или, по крайней мере, сочувствующие Церкви, интересующиеся Православием, ищущие. Но бывает, что приходят и случайные люди – тут два варианта: либо человек входит в наш образ жизни, либо выпадает. У нас проводятся регулярные факультетские службы, совместные молитвы в начале и конце каждого занятия; студенты после первого курса едут на летнюю практику в монастырь. Понятно, что те, у кого это вызывает отторжение, сами не останутся. Если же желание принять наш распорядок есть – милости просим. Богословие невозможно изучать абстрактно, здесь нужна практика жизни. Кстати, у нас есть подготовительные курсы, где блок лекций «Введение в вероучение» можно прослушать совершенно бесплатно. Это делается для того, чтобы абитуриент «на берегу» познакомился со спецификой нашего образования и понял, нужно ли ему это.

– Чем отличается образование в ПСТГУ от образования в светских вузах – МГУ или РГГУ – и от образования в семинариях и духовных академиях? К чему вы ближе?

– Семинария специализированно готовит священнослужителей. Отделения или центры религиоведения в светских университетах связаны либо с философией (как в МГУ), либо с историей и социологией религии (как в РГГУ). Наша особенность в тесной связи религиоведения с православным богословием. Уникальность таких специалистов в том, что, с одной стороны, как и религиоведы из МГУ, РГГУ и других светский вузов, они ориентируются в истории религий, а с другой – как и выпускники семинарий и духовных академий, знают теоретическую и практическую сторону богословия. Мы не развиваем специальное православное религиоведение, но мы готовим религиоведов, которые были бы православными церковными людьми, хорошо разбирались бы и теоретически, и практически в православном богословии и ситуации в Русской Церкви. В этом случае наши выпускники смогут выступать как связующее звено между светским религиоведческим сообществом, Церковью, общественными организациями и госструктурами. Надеюсь, наши выпускники, взяв все лучшее из светской и церковной систем образования, помогут преодолеть 20-летнюю конфронтацию богословов и религиоведов.

– Есть ли на факультете система практик?

– Во-первых, практика в монастыре после первого курса. Наши студенты ездили на Валаам, Соловки, в Антониево-Сийский монастырь. Сейчас отправились в Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью. Во-вторых, мы разрабатываем систему «производственных» и исследовательских практик, где студенты могли бы поработать в разных сферах – от госучреждений и социологических исследований до журналистики и преподавания. Сейчас организуем практику по историко-художественному направлению. Планируется, что студенты будут выезжать в разные города, проводить археологические и исторические изыскания, заниматься изучением живописи и зодчества. В-третьих, у нас есть и зарубежные связи. Студенты старших курсов проходят регулярные стажировки в Берлинском университете. Университет тесно сотрудничает с Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), Университетом им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария), Миланским католическим университетом (Италия), Католическим университетом Парижа (Франция), Институтом восточно-христианских исследований (Найменген, Голландия), Патриаршим университетом им. Андрея Первозванного (Грузия), Мюнстерским и Фрайбургским университетами (Германия).

– Где после окончания работают выпускники богословского факультета?

– Наши выпускники могут не только заниматься научной деятельностью и выбрать для себя путь служения, но и работать в государственных, благотворительных, епархиальных структурах, в СМИ, преподавать. Поэтому мы вырабатываем систему практик, которая еще во время обучения позволяет нашим студентам познакомиться с разными направлениями и выбрать дальнейшее направление деятельности. С теологами понятно – это либо наука, либо церковное служение. Многие находят себя в преподавании. Особенно сейчас, в связи с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах, наши выпускники будут тем более востребованы. Студенты уже во время обучения часто работают в православных гимназиях. Некоторые выпускники после окончания остаются преподавать у нас. Кто-то идет в науку, кто-то занимается социологическими исследованиями. Нередко наши выпускники находят себя на государственной службе. Например, недавно профильный комитет Госдумы попросил направить к ним на практику студентов старших курсов. В каждом крупном городе, областном центре и т.п. всегда требуются люди, осуществляющие контакты государства с Русской Православной Церковью. На этой стезе наши выпускники очень востребованы. Они, с одной стороны, разбираются в церковной жизни, а с другой – у них прекрасная гуманитарная, университетская база.

В заключение хочется пожелать всем абитуриентам этого года сознательного и ответственного выбора дальнейшего пути и успехов на нем!

Ссылка на основную публикацию