Кощунство в православии: определение и значение слова, наказание за святотатство

Кощунство

Значение слова святотатство

Примеры употребления слова святотатство в литературе.

Поэтому, когда до него дошел слух, что жене верховного жреца великого древнего храма в Абидосе открылось перед смертью будущее и богиня Хатхор предрекла ее устами, что сын ее станет фараоном, он смертельно перетрусил и призвал к себе самых доверенных лиц из своей охраны: его телохранители были греки и не боялись совершить святотатство, поэтому Авлет приказал им плыть в Абидос, отрубить сыну верховного жреца голову и привезти ему эту голову в корзине.

Затем последовало еще более вызывающее деяние, граничившее со святотатством,— нарушение издревле соблюдаемого арабской амфиктионией мира в священный месяц раджаб.

Святотатство, достойное саксонского короля, милорд Артос, граф Британский!

Леклер, претендующий на имя Бюсси, но, конечно, не осмелившийся бы на подобное святотатство, если бы настоящий Бюсси еще жил на свете.

Там по простору они то рядом гуляют друг с другом, 65 То он за нею идет, иногда впереди выступает, — И, не страшась, за собой созерцает Орфей Эврядику, Но не позволил Лиэй, чтоб осталось без кары злодейство: Он, о кончине скорбя песнопевца его тайнодействий, В роще немедленно всех эдонийских женщин, свершивших 70 То святотатство, к земле прикрепил извилистым корнем.

По возвращении в город Метон обвинил Клеарха в святотатстве и потребовал его казни или изгнания — ведь тот начал сражение вопреки воле богов.

Ни разу не ложился я спать умиротворенный, ибо в конце каждого дня наместо благочестивых молитв я мог только перебирать в памяти намеренно учиненные за этот день святотатства.

Не послужит ли распущенность нашего века достаточным оправданием моего святотатства, если я позволю себе сказать, что нахожу также тягучими диалоги самого Платона?

Все это они подстраивают нарочно, чтобы потом вас же обвинить в святотатстве и грабеже, чтобы ославить вас бунтовщиками и в конце концов повыкинуть все добро из ваших сундуков, а вас самих обезглавить или сжечь на костре.

Да ведь ваше предложение, дорогая миссис Катерпиллер, позвучало для этого человека святотатством!

Впоследствии испанские путешественники, переплыв океан и открыв Новые Земли, где обитала нимфа Америка, также оскорбили бога Солнца, застрелив на охоте посвященных ему птиц, из коих одна провещала человечьим голосом, что за это святотатство Аполлон пошлет им французскую болезнь.

Кир-Кор, не без внутренней борьбы с собой, решился на святотатство: сложил цифры года, в корне переменившего его жизнь, — того страшного года, когда не вернулась из поискового тревера Нина.

Если бы какой-нибудь составитель детских фольклористических сборников дерзнул исковеркать их текст отсебятинами, это было бы сочтено святотатством.

Только жажда богатой добычи поддерживала шведов, однако трепет, с каким польские союзные хоругви подходили к преславной Ясной Горе, как-то передался и им, с той лишь разницей, что поляки трепетали при мысли о святотатстве, а шведы боялись какой-то непостижимой, недоступной их разуму силы, которую они называли общим именем чар.

Возможно, мы его только ради того и придумали, чтобы оправдать и возродить наше бунтарство, чтобы найти для него достойный объект, не дать ему выдохнуться и опошлиться, стимулируя его бодрящим святотатством, которое представляет собой отклик на соблазны и аргументы уныния.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?

Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.

Происхождение и значение слова

Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:

  1. Википедия:
    • глумление по отношению к человеку, заключающееся в высмеивании его дорогих и важных вещей;
    • оскорбление религиозного чувства или святыни.
  2. Современный словарь:
    • оскорбление чувств верующих;
    • надругательство над дорогим и почитаемым предметом для кого-либо.
  3. Новый словарь:
    • оскорбление святыни для верующих.
    • поругание чего-либо почитаемого.
  4. Большая энциклопедия СССР:
    • издевательское отношение к предмету веры;
    • издевательство и насмешки над памятью людей, открытиями науки и искусства, человеческими подвигами, моралью и т. п.
    Толковый словарь русского языка

При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.

Читайте еще о кощунстве:

  • Зоино стояние
  • О фильме «Матильда»
  • О Ванге

Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:

  1. от древнерусского «кощюны» с буквой «Ю» во втором слоге;
  2. от старославянского «кощун», что значит насмешка или грех;
  3. от латинского совмещение слов «sacer» или священный и «legere» или читать.

Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.

Кощунство и богохульство в православии

Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.

А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».

«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.

Как православному человеку реагировать на кощунство?

Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.

Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.

Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.

Такое кощунство может включать:

  • действие против целомудрия;
  • избиение священнослужителя;
  • привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.

Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.

О духовной жизни православного христианина:

  • Страшный Суд
  • Существует ли у человека душа
  • Почему болит душа и хочется плакать

Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.

Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!

Грех кощунства и богохульства

Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.

Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?

На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.

Архиерейский Собор Церкви

То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.

Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.

Наказание

Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).

Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:

  1. Божье наказание — если человек не раскаивается в своем поступке, то Господь допустит в его жизнь наказание за такой грех.
  2. Юридическое или государственное на основе поправки «За оскорбление чувств верующих».
  3. Наказание верующими, на основе законодательства о своих правах и свободах, которые предполагают защиту взглядов человека, в том числе и религиозных, от унижения.

Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.

Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.

Существует две крайности в отношения богохульства:

  1. Безразличие, которое рано или поздно приведет к принятию и повторению этих действий самим верующим;
  2. Человеконенавистничество, когда верующие готовы применять даже силу, чтобы наказать богохульника.

Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.

Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа — когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.

Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.

Проповедь о безумии зла и о Божьем благоволении к человеку

Основа кощунства из 11 букв

О С К В Е Р Н Е Н И Е

  • О — первая буква
  • С — вторая буква
  • К — третья буква
  • В — четвёртая буква
  • Е — пятая буква
  • Р — шестая буква
  • Н — седьмая буква
  • Е — восьмая буква
  • Н — девятая буква
  • И — десятая буква
  • Е — одиннадцатая буква

Что Пётр Столыпин с интересом изучал в Петербургском университете 8 букв

Эмбрион плода 6 букв

осквернение
ср.
1) процесс действия по гл. осквернить, осквернять, оскверниться, оскверняться
2) Результат такого действия.
осквернение
-я; ср.
к осквернить и оскверниться.
Осквернение храма.
Осквернение могил.
Осквернение чьего-л. имени.
основа
I ж.
1) Главная часть какого-либо предмета, служащая его опорой, основанием; остов 1..
отт. Часть предмета, на которой держатся остальные его части или которой они прикрепляются к чему-либо.
2. перен.
Наиболее важная, существенная часть чего-либо, на чём строится что-либо; сущность чего-либо.
II ж.
Нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани.
III ж.
Часть словоформы, остающаяся после отсечения окончания (в лингвистике).
основа
-ы; ж.
см. тж. основный, на основе
1) Опорная часть какого-л. предмета, на который укрепляются остальные его части; каркас, остов.
Металлическая основа байдарки.
Деревянная основа дивана.
Прочная основа здания.
2) То, на чём строится, зиждется, создаётся что-л.; источник; основание.
Заложить основу для взаимовыгодного сотрудничества.
Научная основа исследования.
Фольклорная основа образа.
Основой для сюжета послужило реальное происшествие.
Отношения строятся на экономической основе.
Основа основ чего-л. (самое главное, существенное)
Класть в основу что-л. (делать исходным, основным для чего-л.)
Лежать в основе чего-л. (быть исходным, основным для чего-л.)
Принять проект закона за основу (офиц.; брать в качестве исходного, основного; опираться на что-л.)
3) только мн.: основы, -ов. Начала, устои.
Основы жизни.
Основы нравственности.
Основы семьи.
Подрывать, потрясать основы (выступать против существующего порядка вещей)
4) только мн.: основы, -ов. Исходные, главные положения какой-л. отрасли знаний или направления научной деятельности, теории и т.п.
Изучать, знать основы чего-л.
Закладывать, разрабатывать основы чего-л.
Основы исторической науки.
Основы квантовой теории.
Основы физики.
Начнём с основ.
5) спец. Продольные нити в ткани.
6) грамм. Часть слова, которая заключает в себе его лексическое значение и в которую кроме корня может входить приставка и суффикс.
Основа слова весна «весн-«.
Простая основа.
Производная основа.
Основа глагола.
кощунство
ср.
1) Оскорбление религиозной святыни, религиозного чувства.
2) Поругание, оскорбление чего-либо дорогого, глубоко чтимого, достойного уважения.
кощунство
-а; ср.
1) Оскорбление религиозной святыни.
2) Оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, что свято и дорого кому-л.

Читайте также:  Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

Интересные материалы:

Каждый год в Музее барона Мюнхгаузена (Латвия) отмечается наступление 32 мая, упомянутого в фильме “Тот…

Православные анекдотыПредлагаем вашему вниманию несколько православных анекдотов, нравоучительных историй о нас – православных верующих, нашем…

Помощь в работе и карьереСвятая великомученица почитается православными не только как женщина, принявшая муки ради…

Рассказы о Рождестве для детейРассказы о Рождестве для детей младшего и среднего школьного возраста. Рассказы…

Пастыри о борьбе с кощунством

Каждый день безбожный мир тестирует христиан на твердость духа и верность своим убеждениям. Фильмы «Последнее искушение Христа», «Код да Винчи» и «Последняя гробница Иисуса», концерты каббалистки Мадонны, печально известная панк-выходка в храме Христа Спасителя, визит сатанинской группы «Бегемот» и многое другое. Реалии таковы, что со всем этим приходится сталкиваться чуть ли не каждый день.

Как же реагировать на кощунство? Промолчать в надежде на то, что «само рассосется», что не следует поднимать излишний шум и привлекать внимание к подобным выходкам? В этом случае, действительно, кощунство может пройти незамеченным, а может случиться так, что о нем всё равно станет известно, мы же окажемся предателями веры. Или, наоборот, подключить все доступные связи и средства массовой информации, чтобы открыто противостать кощунникам? В этом случае налицо будет наша борьба, однако и вероятность того, что это создаст дополнительную рекламу безбожникам и их выходкам, также весьма велика. Может быть, есть какой-то третий путь, учитывающий особенности каждого такого случая? Своими мыслями об этой проблеме поделились священники Димитрий Шишкин и Святослав Шевченко, а также диакон Валерий Духанин.

Основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки,
а собственные положительные действия

– Православному человеку всегда больно видеть кощунственные выходки или выпады против Церкви. Ведь всё, что связано с Господом, для нас дорого и сокровенно. Поэтому кощунство – то же самое, как если бы кто-то оскорбил нашу маму. Это одно из самых болевых наших мест. Конечно, очень хочется как-то этому противостоять. Но что мы можем реально сделать? Здесь есть несколько проблем и несколько возможных вариантов.

Во-первых, каждый христианин находится на каком-то конкретном месте, на конкретной работе, погружен в сферу взаимоотношений, где он может четко заявить о своей позиции. Уже миновало время откровенного безбожия, когда люди безнаказанно смеялись над христианскими ценностями, а верующие были вынуждены молчать. Поэтому я считаю, что в случае с известной панк-акцией в храме было принято правильное решение обратиться в суд и добиться соответствующего наказания. Вспомним, что Господь Иисус Христос решительно изгонял из храма тех, кто нарушал святыню храма своим поведением. У нас есть союз православных граждан, который способен выступать с соответствующими заявлениями. Общественное движение способно добиваться многого.

Если Господь дал тебе какие-то полномочия, то ты обязан использовать это для служения Богу

Во-вторых, христианин не должен бояться действовать и в одиночку. Допустим, если ты трудишься в СМИ или в структурах власти, то должен предпринимать усилия к противодействию пропаганде греха. Пусть даже за это придется чем-то поплатиться. Ведь если Господь дал тебе какие-то полномочия, то ты обязан использовать это для служения Богу. Иметь возможность повлиять и не повлиять – это уже согрешить. Если ты учитель в школе, офицер армии или врач городской больницы, то и на этих местах возможно свидетельство веры и разумное противостояние кощунствам. Главное здесь – активность и четко, аргументированно высказанная позиция. Если же всё свидетельство веры сводится к сплетням в узком кругу подружек: «Вон посмотрите, что творится», то мало будет от этого толку.

В-третьих, надо бы трезво понимать, что мы не можем исправить вокруг себя всё совершающееся зло. Не надо изводить себя из-за чьего-то безумия. Как говорил об этом святитель Игнатий (Брянчанинов), не покусись остановить тайну беззакония своею немощной рукой. Греховный мир, естественно, пропагандирует грех. Наивно думать, что всё будет чистым и светлым. Грешить всегда было легче, чем освобождаться от греха. А когда человек лишен чувства святыни, ему ничего не стоит посмеяться над святыней, то есть кощунствовать. Но главная беда наша в том, что мы подчас весьма неумело проповедуем добродетель, не умеем передать это чувство святыни окружающим нас людям. То есть надо стараться делать доступное нам и не впадать в уныние от того, что мы не смогли исправить вокруг себя всё.

Мир всегда будет нести свое, а христианин призван нести свое свидетельство – о Христе. Поэтому всё же самым основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки, а собственные положительные действия, проповедь веры доступными средствами, попытки всё более плотного вхождения в современные СМИ и преображение их изнутри. Ведь исконная причина обсуждаемой нами проблемы – невоцерковленность нашего общества. Человек, живущий искренней верой во Христа, не нуждается в товаре развращенных артистов. Когда никто не обращает на шоу внимание, оно теряет свой смысл. Так что это проблема ценностей общества и значения для него веры во Христа.

Стоит помнить, что совершающий кощунство человек вредит не Богу, а самому себе, лишает себя вечной участи со Христом, и в этом смысле кощунник – самый несчастный человек на свете, в какой-то мере он достоин сожаления.

«Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием»

– Современный мир, действительно, бросает православным христианам вызовы. И здесь важно, на мой взгляд, помнить слова святителя Василия Великого, который недвусмысленно сказал, что кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Такова эволюция греха в поврежденной природе человека. Но по другую сторону от духовной теплохладности находится еще одна крайность – человеконенавистничество, когда верующие готовы даже избивать. Оба пути – тупиковые и никогда не принесут результата.

Наш Спаситель дал нам хороший совет для таких ситуаций: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16). И если попытаться сформулировать рецепт в русле святых отцов, то он будет вот каким: мы должны хорошо продумывать ответные гражданские акции, но планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем. И тогда всё встанет на свои места.

Можно поучиться этому у Самого Христа в тех евангельских эпизодах, когда Его пытались спровоцировать. Ведь Он не всегда молчал. Но Его ответы всегда были мудры и просты – одновременно. Самый яркий пример: «Иисус, видя лукавство их, сказал: …покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 18–21). По сути Господь провел публичную акцию, в которой поставил провокаторов на место. Более того, Его ответы по большей части адресовались не тем, кто Его вопрошал, а окружающим слушателям.

Как информационщик, я бы посоветовал писать спокойные выверенные посты в блогах и соцсетях, оставлять выдержанные комментарии на форумах. В отстаивании позиции подойдут неоскорбительные демотиваторы, подготовленные видеоролики и другой медийный контент. Православной молодежи можно донести свою точку зрения в каком-нибудь добром творческом флешмобе, красочными плакатами, раздачей флайеров и буклетов. Пригодится, мне кажется, в этом деле и добрый юмор. То есть на антикультуру всегда нужно отвечать культурой. И самое главное: активно пользоваться своими демократическими правами: собирать подписи, составлять обращения в учреждения охраны закона и порядка, выступать с законотворческими инициативами.

«Осеним себя крестным знамением и попросим: “Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!”»

– Каждое высказывание Священного Писания имеет исключительную силу и глубину… Мы помним пример Павла Препростого, которого одна только фраза из псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – вдохновила на великие подвижнические труды. Так вот, в Священном Писании мы читаем: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 9: 10)… Тут нам придется остановиться, чтобы по возможности яснее понять, о чем идет речь. Страх Господень – это чувство, отличное от повседневного нашего понимания того, что такое страх. В одной из так называемых «светильничных молитв» есть удивительные слова на церковнославянском языке, которые перевести на современный русский язык практически невозможно. Это обращение к Богу, и звучит оно так: «Возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего Святаго» . Совершенно непонятный «обычному» человеку текст. Как же это можно возвеселиться сердцем для того, чтобы испытать страх? А дело всё в том, что страх Господень – это особенное, ни с чем не сравнимое чувство, в котором присутствует и благоговение перед величием Божиим, и благодарность, и радость от осознания того, что Бог жив и что мир существует по Его неизменным законам. И вот когда человек твердо усваивает себе это понимание – жизнь его становится иной, исполненной премудрости, каким бы простым и безыскусным ни был сам человек. Потому что премудрость Божия проявляется в нашей жизни не тогда, когда мы философствуем и рассуждаем о «высоких материях», а тогда, когда поступаем, живем по-Божески, храня чистоту православной веры.

Если человек удаляется от веры, этот человек попросту глупеет, каким бы умным и образованным он ни был

Но этот закон имеет и обратное действие. Если человек удаляется от веры, не воспринимает со всей серьезностью призыв строить свою жизнь по заповедям Божиим – этот человек попросту глупеет, каким бы умным и образованным он ни был. И глупость эта проявляется, прежде всего, в противлении Богу, и такое противление разрушает жизнь самого человека. А что может быть глупее, чем разрушение собственной жизни? Несомненно, такой человек заслуживает и сострадания, и молитвы о вразумлении, потому что Сам Господь не хочет смерти грешника, «но еже обратитеся ему и жити» (Иез. 18: 32).

Но кроме молитвы существует и дар слова, возможность беседы. Священное Писание предлагает нам говорить с такими людьми, пытаясь их по-доброму вразумить, внушить мысль о необходимости скорейшего примирения с Богом. Но эти увещевания не должны продолжаться до бесконечности. Так, Господь говорит:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

Обличение от Церкви есть последняя мера, дальше уже должен действовать закон

То есть – обличение от Церкви есть последняя мера, так сказать согласительная, а дальше уже должен действовать закон административный или уголовный, смысл которого (если можно так сказать – карантинный) заключается в том, чтобы здоровое большинство оградить от «больного и заразного» в духовном, нравственном отношении меньшинства. Значение действия закона чрезвычайно важно. Но и сам закон должен соизмеряться с Законом Божиим, а иначе он, напротив, может чумного назвать здоровым, а всех остальных – больными и даже еще обязать их к распространению болезнетворных бактерий, с тем чтобы все поскорее и окончательно стали чумными… Звучит как откровенный бред? Совершенно верно! А разве мы не видим всё чаще в последнее время, что откровенный бред становится нормой и даже нормой, закрепленной законодательно? Происходит это именно по причине пренебрежения Законом Божиим, от неверия и отсутствия страха Божия. Но конец всех таких дел известен – это страдание, отчаяние и погибель, если, конечно, человек не одумается и не покается.

Читайте также:  Армянская апостольская церковь: догмы и основные аспекты, отличие от православной

Так что при встрече с любым видом кощунственного безумия первым долгом остановимся и во внешнем, и во внутреннем своем движении, осеним себя неспешно крестным знамением и от всего сердца попросим: «Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!» А уж потом, если это возможно, попытаемся объяснить кощунникам, что они разрушают свою жизнь и служат соблазном для других. А если кощунники нас не поймут – призовем на помощь общественность и Церковь, чтобы и она возвысила голос. Ну а если безумцы и Церкви не послушают – пусть закон пресечет их богохульную деятельность ради сохранения от духовной пагубы всех остальных.

Кощунство и святотатство: значения слов

Что такое кощунство

Это неуважение к:

  1. Храму или реликвии.
  2. Конкретному человеку (священнослужителю или верующему).

Причинение вреда, унижение достоинства, памяти о ком-то считается кощунством.

Когда совершенное преступление носит словесный характер, его называют кощунством, а когда физический — осквернением.

Термин вошел в обиход с тех пор, как начались грабежи усыпальниц. Позже этим считалось даже словесное оскорбление канонов религии.

В большинстве же древних верований есть аналогичное понятие: там оно часто рассматривается как то, что к священным объектам следует относиться с благоговением.

Этимология слова

Сразу несколько языков предлагают нам варианты происхождения слова:

  1. В старославянском языке кощуна обозначала «запретный грех, насмешка».
  2. В болгарском — кощу́н или кощу́ня значит «хитрю, интригую, насмехаюсь».
  3. По-татарски — «костан» — корыстный человек.

Значение понятия

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно. У разных народов имеются свои понятия о ценностях и этических нормах. То, что для одних является святотатственным действием, для других не означает ничего кощунственного. Ведь до сих пор существуют племена каннибалов, чьи религиозные воззрения разительно отличаются от принятых, например, у православных христиан.

Кощунство и святотатство: об общих и отличительных чертах

Чтобы разобраться в том, что значит святотатство, следует обратиться к слову «татьба» — «воровство». Изначально оно считалось преступлением из корыстных побуждений, посягательством на собственность церкви. «Свято-татство» значит «кража святыни».

Сегодня термин почти стал синонимом богохульства.

Однако раньше эти понятия градировались: «церковная татьба» долго считалась обычным корыстным преступлением. Только с 1662 года оно стало рассматриваться и как выступление против религии.

Кощунство же по «Уложению о наказаниях» трактовалось как насмешки над церковными обрядами.

Кто такой кощунник

Значение термина «кощунник» связано с языческим толкованием слова «кощюна», которое означало миф, сказание, легенду.

Кощюна-миф тесно связывался с колдовством, волхованием и загробным «кощьным» миром.

Вспомним образ Кощея Бессмертного, само имя которого указывает на потусторонний мир.

Поскольку кощьный мир являлся обителью языческих богов, то после крещения Руси все связанное с ним приобрело негативный оттенок и кащюнов-сказителей причислили к святотатцам.

Отсюда и определение, данное в толковом словаре Даля:

«. кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его.»

Так, постепенно кощунниками стали звать осквернителей святынь, религиозных учений, насмешников над чувствами верующих.

Библейское значение

Рассуждая о том, кто такой кощунник в Библии, можно опираться на Ветхий и Новый Заветы, где кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель.

Например, Бог карает тех, кто пытается заглянуть в Ковчег Завета или без веского повода прикоснуться к этой святыне.

Библия считает кощунником того, кто пренебрежительно относится к предмету поклонения другого человека. Того, кто распространяет клевету, издевается и насмехается над церковными обрядами.

Современное понятие

Сегодня, аналоги рассматриваемого понятия — надругательство, глумление, осквернение, оскорбление и святотатство.

В наши дни кощунством является:

  • непочтительное отношение к религиозным ритуалам;
  • надругательство над реликвиями;
  • посягательство на личность священнослужителя;
  • похищение святыни или торговля религиозными ценностями с целью личного обогащения.

Классический же пример святотатства, не имеющего отношение к религии, — вандализм в отношении памятников воинской доблести.

Проявление кощунства в религии

В христианском Риме кощунством считались еретические речи, действия, направленные на раскол церкви и преступления против власти, — например, неуплата налогов.

В средневековье понятие означало нанесение повреждений культовым объектам.

В наши дни богохульством и кощунством является:

  • осквернение культовых сооружений;
  • вандализм в отношении религиозных святынь;
  • непристойное поведение в храме;
  • оскорбление личности.

Личностным оскорблением считается любое ущемление прав отправителей культа, святотатство над служителем церкви, надругательство как над его мировоззрением, так и над личностью.

Это может быть сделано двумя способами:

  1. Оскорбление действием священнослужителя или религиозного деятеля.
  2. Нарушением установленных церковью канонов почитания священнослужителя.

Наказания за кощунственное поведение

В современной России наказание за данный вид преступления прописано в статье 148 Уголовного кодекса. Под действие статьи попадают те, кто унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к религиозному сообществу.

Наказания за святотатственное поведение практикуются во многих странах. Наиболее жесткие санкции предусматриваются законами исламских государств.

В ряде других странах также карают за святотатственные действия:

  1. Греческая православная церковь имеет статус государственной, и там есть несколько статей, предусматривающих наказание за кощунственные высказывания или действия.
  2. В Италии с 1999 года богохульство было переквалифицировано из уголовного преступления в административный проступок.
  3. В США нет общего федерального закона для стремящихся кощунствовать, но есть нормативные акты в отдельных штатах. Касаются они норм поведения на религиозных собраниях.

Видео о кощунстве

В этом видео протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о любви к церкви и кощунственных действиях.

Что такое кощунство?

27.03.12, 13:37

Тема кощунств и провокаций, к сожалению, стала в последнее время особо актуальной. Но что такое кощунство, как это объяснить светскому или не очень религиозному человеку? Как христиане должны реагировать на кощунство? Об этом мы спросили религиоведа и преподавателя ПСТГУ диакона Максима Крижевского.

Разграбление Иерусалимского храма римлянами. Триумфальная арка Тита, Рим.
— Даже разрушенный православный храм для христианина все равно остается святыней. В деревнях могут почитать место, где когда-то стоял храм, снесенный в советское время. В чем корень такого отношения?
— Общение человека с Богом происходит не механически, через контакт или присутствие в каком-то месте. Оно происходит в человеческом сознании, в тех или иных формах этого сознания. Храм – это не просто материальная постройка, это комплекс знаков, целый комплекс символических форм. Как вы верно заметили, храм могут снести, но даже его место будет сохранять какую-то символическую нагрузку. Он остается святыней. Любой поступок по отношению к святыне мы можем называть либо благочестием, либо кощунством. Благочестивый поступок отличается от неблагочестивого тем, что он соответствует тем формам, символическому содержанию, которое религиозное сознание приписывает почитаемому объекту. Кощунство – это осознанное, умышленное нарушение норм благочестия, извращенное отношение к святыне.

— Можем ли мы дать феномену кощунства универсальное определение?
— Мне кажется, интересно эта проблема может звучать на языке феноменологии – относительно современного направления в религиоведении. Феноменология исследует формы сознания, не претендуя на характеристику самого объекта. В данном случае не претендуя на изучение сущности Бога, она исследует формы сознания связанные с переживанием религиозного опыта. Вопрос об истинности Его бытия не ставится, но именно это позволяет сделать религиозный опыт объектом научного изучения.

Если смотреть на вопрос с этой точки зрения, то такого универсального определения дать у нас не получится. Христианство никогда строго не фиксировало свои «феноменальные» формы. Это можно проиллюстрировать на примере истории форм святости. Разные виды святости — это формы личного отношения человека и Бога, это формы «обожения», как об этом говорит православная богословская традиция. Но оказывается, что для каждого периода истории, Церковь создает свою форму святости: для какого-то времени было характерно мученичество, для какого-то монашество. Преподобные отшельники уходили от мира, жили в пустыне, в пещерах, и это был радикальный отказ от культуры. Некоторое время спустя появилась такая форма как «святительство». Святитель — это пастырь, богослов – это уже наоборот максимальная интеграция в культуру. Позже в средневековье, особенно на Руси особым подвигом, формой святости, богообщения становится юродство, – по сути, отрицание собственных же, принятых Церковью форм, отрицание собственных символов, правил поведения. Все формы православного религиозного опыта достаточно нелинейны, неоднозначны, если хотите. Эти формы не могут рассматриваться отдельно от конкретного контекста истории культуры.

— Чем юродство в этом случае отличается от политического или художественного акционизма? Юродивые кидались камнями в иконы. Авдей Тер-Огонян, в рамках перфоманса рубил иконы топором. Почему первое не является кощунством, а второе является?
— Отличается изначальной целью, мотивацией, отношением человека к святыне. Юродство в христианской традиции имеет одну немаловажную приставку: «во Христе». Христа ради юродивые если позволяли себе кощунство, они в этом каялись и были готовы претерпеть все наказания, полагающиеся за такое «кощунство». Их же били за юродство! И они не сопротивлялись, не качали права. Смирение и покаяние – вот критерий юродства во Христе в отличие от осознанного, принципиального и публичного кощунства, которым является актуальное искусство. Акционизм и не может быть иным, потому что основная его установка на формализм, а значит на игнорирование любого содержания, любой ценности. Цель юродства – расчистить путь к Богу, а цель провокаторов как раз сбить с этого пути. Внешние формы того и другого отношения к святыне иногда похожи, поэтому мы и говорим, что феноменология не всегда «работает» по отношению к христианству

— Во всех традиционных культурах бывают узаконенные формы кощунства. Даже в церкви, как кажется, есть такие формы. Во всяком случае существует «бурса», всяческие анекдоты, которые рассказывают друг-другу семинаристы…
— И ничего хорошего никому это не приносит. Хотя я сам эти анекдоты люблю и, грешным делом, могу вспомнить… Но кощунство скрытое, латентное, неосознанное оно наносит не меньший вред.

— Но в семинарии человека окружают одни религиозные символы, он изучает богословие, историю церкви. Сами бывшие семинаристы объясняют, что все эти «шутки» — просто здоровая защита, чтобы сохранить собственное живое религиозное чувство.
— Я согласен, это реакция на своеобразную «перегрузку». В этом есть элемент карнавальной культуры, существует такая концепция, согласно которой в любой культуре всегда присутствует диалектика объективной «культуры с большой буквы» и субъективной контркультуры. Традиционно эти две составляющие гармонично сосуществовали. Каким образом? «Большая» культура всегда имела некий предохранительный клапан, позволявший «сбросить пар»: карнавалы, мистерии, сатурналии. Проецируя на христианство эту теорию нужно делать множество оговорок. Мы должны понимать, что в семинарию в идеале должен приходить духовно достаточно зрелый человек, что, правда, бывает сегодня далеко не всегда, а с другой стороны, переутомление – это неотъемлемый элемент нашей аскетической культуры, ведь иногда нужно себя и заставлять, понудить к общению с Богом. Мы не должны становиться угрюмыми людьми, носителями какого-то фальшивого благочестия. Но стоит думать и о тех, кого могут смутить наши шутки, наша разгрузка, релаксация.

— Как светскому человеку, не религиозному объяснить, в чем суть кощунства?
— У любого, даже самого светского человека есть понятия, которые для него сакральны, ну мать, например. Это для него символ, в которым связан целый комплекс ассоциаций. Какое-то вольное обращение с ее образом любой человек воспримет как кощунство, как оскорбление, и это нормально.

— Как должен реагировать христианин на кощунство?
— Если кощунник извиняется – простить, а если не извиняется – терпеть, как сказал протоиерей Сергий Правдолюбов. И ничего в этом страшного нет. Христиане должны быть готовы к подобного рода испытаниям, мы же не прячем Распятие, хотя оно должно ранить наши религиозные чувства. В четверг Страстной седмицы мы специально приходим в храм послушать о страданиях Христа. Потому что это лишний раз обращает наше внимание на нашу собственную падшую природу и способ ее спасения. Ведь то, что никто из нас не оказался там, на амвоне в дурацкой шапочке, это потому что Господь нас уберег! Еще не известно где мы завтра будем. Я думаю, для христианина всегда, даже в такой ситуации должно быть место для прощения и покаяния. Те, кто несет в Церкви иерархическое служение, конечно должны анализировать случаи кощунств, предупреждать их, но с оговоркой: делать это не для того чтобы утолить чувство собственного гнева, а для того чтобы остановить человека, не дать повода его грешной природе совершить кощунство. А ведь мы часто соблазняем нецерковных людей своим поведением провоцируя кощунство.

Что такое кощунство?

— Даже разрушенный православный храм для христианина все равно остается святыней. В деревнях могут почитать место, где когда-то стоял храм, снесенный в советское время. В чем корень такого отношения?
— Общение человека с Богом происходит не механически, через контакт или присутствие в каком-то месте. Оно происходит в человеческом сознании, в тех или иных формах этого сознания. Храм – это не просто материальная постройка, это комплекс знаков, целый комплекс символических форм. Как вы верно заметили, храм могут снести, но даже его место будет сохранять какую-то символическую нагрузку. Он остается святыней. Любой поступок по отношению к святыне мы можем называть либо благочестием, либо кощунством. Благочестивый поступок отличается от неблагочестивого тем, что он соответствует тем формам, символическому содержанию, которое религиозное сознание приписывает почитаемому объекту. Кощунство – это осознанное, умышленное нарушение норм благочестия, извращенное отношение к святыне.

— Можем ли мы дать феномену кощунства универсальное определение?
— Мне кажется, интересно эта проблема может звучать на языке феноменологии – относительно современного направления в религиоведении. Феноменология исследует формы сознания, не претендуя на характеристику самого объекта. В данном случае не претендуя на изучение сущности Бога, она исследует формы сознания связанные с переживанием религиозного опыта. Вопрос об истинности Его бытия не ставится, но именно это позволяет сделать религиозный опыт объектом научного изучения.

Если смотреть на вопрос с этой точки зрения, то такого универсального определения дать у нас не получится. Христианство никогда строго не фиксировало свои «феноменальные» формы. Это можно проиллюстрировать на примере истории форм святости. Разные виды святости — это формы личного отношения человека и Бога, это формы «обожения», как об этом говорит православная богословская традиция. Но оказывается, что для каждого периода истории, Церковь создает свою форму святости: для какого-то времени было характерно мученичество, для какого-то монашество. Преподобные отшельники уходили от мира, жили в пустыне, в пещерах, и это был радикальный отказ от культуры. Некоторое время спустя появилась такая форма как «святительство». Святитель — это пастырь, богослов – это уже наоборот максимальная интеграция в культуру. Позже в средневековье, особенно на Руси особым подвигом, формой святости, богообщения становится юродство, – по сути, отрицание собственных же, принятых Церковью форм, отрицание собственных символов, правил поведения. Все формы православного религиозного опыта достаточно нелинейны, неоднозначны, если хотите. Эти формы не могут рассматриваться отдельно от конкретного контекста истории культуры.

— Чем юродство в этом случае отличается от политического или художественного акционизма? Юродивые кидались камнями в иконы. Авдей Тер-Огонян, в рамках перфоманса рубил иконы топором. Почему первое не является кощунством, а второе является?
— Отличается изначальной целью, мотивацией, отношением человека к святыне. Юродство в христианской традиции имеет одну немаловажную приставку: «во Христе». Христа ради юродивые если позволяли себе кощунство, они в этом каялись и были готовы претерпеть все наказания, полагающиеся за такое «кощунство». Их же били за юродство! И они не сопротивлялись, не качали права. Смирение и покаяние – вот критерий юродства во Христе в отличие от осознанного, принципиального и публичного кощунства, которым является актуальное искусство. Акционизм и не может быть иным, потому что основная его установка на формализм, а значит на игнорирование любого содержания, любой ценности. Цель юродства – расчистить путь к Богу, а цель провокаторов как раз сбить с этого пути. Внешние формы того и другого отношения к святыне иногда похожи, поэтому мы и говорим, что феноменология не всегда «работает» по отношению к христианству

— Во всех традиционных культурах бывают узаконенные формы кощунства. Даже в церкви, как кажется, есть такие формы. Во всяком случае существует «бурса», всяческие анекдоты, которые рассказывают друг-другу семинаристы…
— И ничего хорошего никому это не приносит. Хотя я сам эти анекдоты люблю и, грешным делом, могу вспомнить… Но кощунство скрытое, латентное, неосознанное оно наносит не меньший вред.

— Но в семинарии человека окружают одни религиозные символы, он изучает богословие, историю церкви. Сами бывшие семинаристы объясняют, что все эти «шутки» — просто здоровая защита, чтобы сохранить собственное живое религиозное чувство.
— Я согласен, это реакция на своеобразную «перегрузку». В этом есть элемент карнавальной культуры, существует такая концепция, согласно которой в любой культуре всегда присутствует диалектика объективной «культуры с большой буквы» и субъективной контркультуры. Традиционно эти две составляющие гармонично сосуществовали. Каким образом? «Большая» культура всегда имела некий предохранительный клапан, позволявший «сбросить пар»: карнавалы, мистерии, сатурналии. Проецируя на христианство эту теорию нужно делать множество оговорок. Мы должны понимать, что в семинарию в идеале должен приходить духовно достаточно зрелый человек, что, правда, бывает сегодня далеко не всегда, а с другой стороны, переутомление – это неотъемлемый элемент нашей аскетической культуры, ведь иногда нужно себя и заставлять, понудить к общению с Богом. Мы не должны становиться угрюмыми людьми, носителями какого-то фальшивого благочестия. Но стоит думать и о тех, кого могут смутить наши шутки, наша разгрузка, релаксация.

— Как светскому человеку, не религиозному объяснить, в чем суть кощунства?
— У любого, даже самого светского человека есть понятия, которые для него сакральны, ну мать, например. Это для него символ, в которым связан целый комплекс ассоциаций. Какое-то вольное обращение с ее образом любой человек воспримет как кощунство, как оскорбление, и это нормально.

— Как должен реагировать христианин на кощунство?
— Если кощунник извиняется – простить, а если не извиняется – терпеть, как сказал протоиерей Сергий Правдолюбов. И ничего в этом страшного нет. Христиане должны быть готовы к подобного рода испытаниям, мы же не прячем Распятие, хотя оно должно ранить наши религиозные чувства. В четверг Страстной седмицы мы специально приходим в храм послушать о страданиях Христа. Потому что это лишний раз обращает наше внимание на нашу собственную падшую природу и способ ее спасения. Ведь то, что никто из нас не оказался там, на амвоне в дурацкой шапочке, это потому что Господь нас уберег! Еще не известно где мы завтра будем. Я думаю, для христианина всегда, даже в такой ситуации должно быть место для прощения и покаяния. Те, кто несет в Церкви иерархическое служение, конечно должны анализировать случаи кощунств, предупреждать их, но с оговоркой: делать это не для того чтобы утолить чувство собственного гнева, а для того чтобы остановить человека, не дать повода его грешной природе совершить кощунство. А ведь мы часто соблазняем нецерковных людей своим поведением провоцируя кощунство.

Что такое кощунство, значение слова кощунник

В информации Википедии указано, что слово «кощунство» используется в двух значениях: глумление, нехорошее отношение к человеку, когда высмеивается то, что ему дорого, оскорбление религиозного чувства или святыни. Близким по смыслу словом, которое помогает лучше понять значение «кощунства», является фраза-синоним «надругательство над чем-то».

Откуда произошло слово «кощунство»

Достоверно найти источники образования термина невозможно, но по этому поводу существует несколько гипотез. Первый вариант этимологии слова – это происхождение термина от древнерусского «кощюны» и «кощюнствовать». Эти слова раньше писались через «ю». С течением времени учёные мужи много раз переписывали русский язык, меняя письменное написание термина.

Но также оно могло пойти от старославянского «кощун» – насмешка или запретный грех, интригую, насмехаюсь. Другая гипотеза образования слова заключается в совмещении латинских слов sacer, что переводится как священный и legere – читать. Наиболее часто оно употреблялось в контексте непростительного отношения против религиозных постулатов. Синонимом термина называют «святотатство» и «богохульство».

Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»

У «святотатства» несколько другое происхождение. Употребление этого слова начинается со времён Древнего Рима. В те времена варвары разворовывали могилы и грабили священные храмы. В погоне за материальными благами они не останавливались даже перед глубоко почитаемыми законами морали.

Церковнославянское выражение «татьба» обозначает воровство, преступление, совершённое против собственности церкви. Такое значение слова («свято-татство» – похищать святыню) сохранялось вплоть до 1917 года.

В те времена значения слов святотатство, кощунство, богохульство очень различались:

  1. «Церковная татьба» долго расценивалась как простое корыстное злодеяние. Лишь с 1653 года термин приобрёл несколько другое значение и стал расцениваться как преступление против религии.
  2. Кощунство же изначально расценивалось как явное неуважение к обрядам, правилам, предметам христианства и православной церкви.
  3. Ещё одним синонимом выступает богохульство, но оно рассматривается уже как преступление против самой веры, в то время как кощунство – против обрядов, предметов культа.

Родственные выражения

Слово «кощунство» является существительным и склоняется по падежам. В русском языке есть глагол, обозначающий «совершать кощунство» – кощунствовать. Этот глагол означает оскорблять религиозные чувства верующих людей в православии, насмехаться над тем, что они так глубоко почитают. Прилагательным к слову «кощунство» является выражение «кощунственный». Совершать кощунственные действия или кощунствовать – непочтительно относится к чему-нибудь, что достойно уважения.

Осквернитель, надругатель, насмешник – вот кто такой кощунник, согласно Библии. Кощунник в православии пренебрежительно и саркастически относится к тому, что для другого индивидуума составляет предмет почитания и поклонения. Кощунник – тот, кто грязно отзывается и неуважительно относится к чьим-то религиозным верованиям и святыне. Кто «сеет» клевету, травит издёвки, совершает издевательства, насмешки – тот кощунствует.

Применение слова в различных случаях

Использование анализируемого термина постепенно приобрело большие масштабы. Если изначально слово обозначало совершённое преступление, то во времена Цицерона в понятие «кощунство» входило уже словесное оскорбление.

В других древних религиях есть понятие похожее на кощунство – вид запрета на иное восприятие священных объектов. Предметы культа или обрядов должны рассматриваться только так, как положено, и никак иначе.

Кощунство над личностью

Термин применяется и в отношении служителей церкви, а не только религиозных предметов и веры. Непочтительное отношение выражается в причинении вреда священнослужителю, каком-либо его осквернении словами или действиями, унижающими его честь. Личное кощунство выражается 3 способами:

  • поступок против целомудрия и обета;
  • поднятие руки или избиение религиозного деятеля или священнослужителя;
  • нарушение церковного иммунитета, а именно привлечение служителей церкви к ответственности через гражданский суд не так, как предусмотрено канонами.

Остальные случаи использования выражения

Феодосий, император римского государства, со времён появления христианства представил кощунство не только в отношении церкви, но и самого себя. Святотатством Феодосий называл преступления против императора и уклонение от уплаты налогов.

Во времена Средневековья святотатство обозначает физические действия, направленные против священных объектов. Именно это значение формирует все последующие обозначения термина в католических учениях.

На сегодняшний день в некоторых странах отменены законы против кощунства в силу выражения свободы мнения. Это не касается причинения имущественного вреда, травмы верующим и служителям церкви. Декриминализация не отменяет того факта, что кощунственные акты не одобряются со стороны общественности.

Читайте также:  Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей
Ссылка на основную публикацию