Лилит – первая жена Адама: история и упоминание в Библии

Лилит – первая жена Адама: история и упоминание в Библии

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври , обретшее себе покоища. В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение, имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.

Миф этот абсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворении прародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).

Демон Лилит — первая жена Адама в библейской мифологии

Не каждый из нас знает, что до появления Евы существовала другая женщина. Лилит — первая жена Адама в Бибили, все упоминания о которой были вырезаны из священного текста. По поверьям, Бог создал ее из глины, а не из ребра, то есть изначально Лилит была равной Адаму. Поэтому первая женщина отказалась подчиняться своему мужу, в результате чего она была обречена не на лучшую жизнь. Она покидает рай и становится страшнейшим демоном, потому что была обижена как на Бога, так и на Адама.

Кто такая Лилит: сильный демон и древняя богиня, первая жена Адама, упоминания о которой были удалены из Библии.

Почему упоминаний о Лилит нет в Библии

Кто такая Лилит — по Библии это определить нельзя, так как предания о ней сохранились только в других источниках. Это были книги, которые писались от руки в библейские времена или во времена Иисуса Христа, а также после его смерти. Их не принимала официальная церковь, относилась к ним с подозрением и опаской. Мировые религии не воспринимают факт того, что Лилит вообще существовала, потому что это нарушает общепринятые каноны церкви.

На данный момент наиболее распространена точка зрения о том, что Лилит, жена Адама, существовала в мифологии, но когда Библию собирали как единую книгу из множества написанных в разное время священных действий, предания о ней в канон решили не включать.

Также о Лилит в мифологии старались не упоминать, потому что считали ее представительницей злого духа. Если вы читали Библию, вы могли заметить, что в ней достаточно мало упоминаний об аде, Сатане, и прочих темных силах, а те, что есть, описаны без подробностей. В древности люди верили, что если часто вспоминать имена злых сущеностей, то можно привлечь их внимание. По своему характеру Лилит была очень жестокой, без жалости могла губить представительниц прекрасного пола и не в чем неповинных детей, являлась коварной соблазнительницей представителей мужского пола.

Образ первой женщины особо ярко описывается в иудаизме. Согласно данному учению, эта женщина олицетворяет плохое женское начало, как например, Каин – плохое мужское начало, а Самаэль – плохое божественное. Она может воплотить в себе всех демонов, потому что является их «матерью» и королевой. Религия иудаизм не отвергает каббалу, напротив, считает ее продолжением традиций европейских народов.

Благодаря этому демон Лилит, которую Бог создал из глины, является самым сильным демоном и может запросто уничтожать ангелов. Поэтому в некоторых источниках Лилит — богиня, а не демон.

Адам и Лилит — история совместной жизни

Если обратиться к апокрифу, то можно заметить, что Лилит Бог сотворил одновременно с Адамом. Пользовался он для этой цели обычной глиной, которую смешивал с песком. Поэтому Лилит и Адам были совершенно равными. Но эта женщина была лишь «вещью» в руках мужчины. Долгий период времени они находились рядом друг с другом, но ни к чему хорошему это не привело, и вскоре она покинула рай.

В легенде говорится о том, что изначально она была очень доброй и во всем потакала супругу. Вскоре между ними отношения стали портиться, супруги не могли прийти к компромиссу. Прежде всего, это касалось сексуальной близости. Однажды женщина потребовала от супруга изменить позу во время занятия сексом, на что получила отказ. В результате Адам отправился к Богу и пожаловался на свою жену. Бог начал сильно гневаться на женщину, когда Лилит узнала об этом, сразу же решилась на бегство из рая.

Чтобы уйти незамеченной, ей пришлось обманным путем выбираться из Эдема. Женщина произнесла тайное слово, в результате смогла подняться над водой и полететь из этих мест. Приближаясь к берегам Красного моря, он заметила ангелов, которые двигались за ней и сумели догнать. Они наказали ее за непослушание, но каким образом, до сих пор неизвестно.

По предположениям, Лилит может почувствовать приближающуюся смерть, в основном детскую. Другие сказители считают, что ангелы-преследователи изуродовали ее или же сделали бесплодной. Родить она могла, но только лишь демонов.

На помощь к ней пришел спаситель, им оказался ангел Самаэль, который в дальнейшем получил имя Люцифера или Сатаны. Они смогли объединиться между собой, чтобы достигнуть определенной цели — независимости от Бога.

Эту женщину нередко олицетворяют со змеей, потому что змеи являются обличием дьявола. Но в то же время змеи являются символом мудрости и женской сексуальности. Так ли плоха Лилит, как описывают ее в легендах? Этого мы никогда не узнаем.

В современности некоторые феминистки почитают Лилит как свою богиню.

Почему же Лилит ушла из Рая?

Если обратиться к мифам, то можно прийти к выводу, что первая женщина, которую Бог сотворил из глины, бежала из Рая, потому что была не согласна со многими вещами, особенно с тем, что женщина всегда должна подчиняться мужчине.

Первые упоминания о Лилит относятся к периоду перехода от матриархата к патриархату. В те времена к женщинам изменилось отношения. Они были лишены прав, не принимали участия в голосовании. Основной вид деятельности, разрешенный женщинам — вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, а ведь при матриархате они занимались управлением и решением важных вопросов. Униженная первая женщина в мифологии еще раз доказывает этот факт.

Также существует другая причина, из-за которой Лилит покинула райский уголок. Дело в том, что она отказалась подчиниться Богу, потому что была слишком гордой. Она хорошо относилась к своему супругу, и рассчитывала на то, что он также любит и ценит ее. За свою гордость ее и наказали Бог. После этого женщина потеряла веру в доброе и хорошее, стала хмурой и замкнутой, но точно знала, к чему хочет стремиться.

В скором времени из ребра Адама была создана другая женщина, Ева, которую считают его женой. Эти женщины полная противоположность друг другу. Некоторые исследователи считают, что более грешной из них была Ева. Первая жена Адама, Лилит, добровольно ушла из Рая, ее никто не выгонял. Бог готов был пойти на примирение. Ева же напротив, вкусила запретный плод, за что и была наказана.

Дети Лилит и ее пещера

  • В мифологии нет упоминания о детях, которые могли родиться у Лилит и Адама. Некоторые исследователи предполагают, что все же они были. Дети рождались весьма необычными, напоминали чудовищ или же великанов. Упоминания о них встречаются редко, в основном религии просто не говорят об этом, стараются отвергать этот факт.
  • В легенде говорится, что Лилит, в дальнейшем существовала в двух лицах. С одной стороны, она стала супругой Самаэля, матерью демонов и чудовищ. Она была жестокая и беспощадная, ничто ее не останавливало.
  • По другой версии Лилит предпочитала проводить время в одиночестве в своей пещере, хотя и имела супруга, им был демон Асмодей. Выходила на охоту в ночное время, когда мужчины оставались ночевать в одиночестве. Обращала внимание на представителей сильного пола, делала для них козни, нередко соблазняла своими чарами. Ей подчинялись многие духи, суккубы, инкубы и другие.
  • Даже в современности у некоторых народов существует поверие, что молодым людям нельзя оставаться одним на ночь, потому что может появиться Лилит и причинить вред. В иудаизме если отец планирует провести обрезание своему сыну, то для начала должен молиться о защите от чар Лилит .

Заключение

Этому мифическому образу уделяли большое внимание шумерские народы, которые почитали ее как богиню. Со временем о Лилит в мифологии вообще перестали упоминать. Принято стало считать, что именно Ева была первой и единственной женой Адама.

Ученые находят много источников, в которых упоминается о существовании Лилит. Большинство религий отказываются в это верить, поддерживаются другой точки зрения. Споры идут на протяжении большого периода времени, а многие современные чернокнижники почитают Лилит как темную богиню. Истина, как всегда, где-то рядом, и во что именно верить каждый решает для себя сам.

Видеоролик «Кто такая Лилит — первая жена Адама»

[art_yt > Опубликовано: 2018-04-22 , Изменено: 2018-04-22 , Автор: Анна Сергеева

Лилит. Первая женщина на Земле

Лилит. Первая женщина на Земле

Большинство людей на вопрос «Кто был первой женщиной на Земле?» ответят: «Ева, созданная Богом из ребра Адама». И окажутся неправы – первой женщиной была Лилит.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бытие (1:26-27)

О том, что первых женщин было две, упоминается в мифологиях различных народов. Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос «О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что жила в дупле божественного дерева. Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.

Читайте также:  Православное паломничество: история и традиции, особенности и значение, главные ошибки и основные места

Именно Лилит – имя женщины, которая согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы.
В Ветхом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой.

В семитской мифологии и иудаизме, Лилит — первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар. Испросив у Бога возможность рожать детей без участия мужчины, получила колдовское копьё. Частица тела Лилит, отсеченная этим копьём, становилась человеком. В иудейской мифологии описано, что взамен этого “дара” ангелы ежедневно убивали до 1000 её детей.

“Ибо до Евы была Лилит”, – гласит древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на поэму “Eden Bower”. Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему “glittering sons and radiant daughters” (“сверкающих сыновей и сияющих дочерей”). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал Россетти.

В течение средних веков она изменилась под влиянием слова “лайил”, что на древнееврейском значит “ночь”. Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она – ангел, ведающий рождением людей, иногда повелевает демонами, которые нападают на спящих в одиночку или на бредущих по дорогам путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с черными распущенными волосами.

Самая полная версия про Лилит появляется в одном из известнейших еврейских текстов – алфавите Бен Сира, написанном приблизительно в 700-1000 гг. н. э. человеком по имени Бен-Сира. Это два листа афоризмов и высказываний, 22 из которых написаны на арамейском языке и 22 на иврите. В алфавите Бен Сира описывается первая в истории супружеская измена: Лилит променяла Адама на одного из демонов.

“- После создание Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: “Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). – Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
– Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
– Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
– Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.
– Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.
– Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.»
– Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться”.

Алфавит Бен-Сира (23а-b)

Дальше в книге повествуется, как ангелы продолжали настаивать. Лилит соглашается видеть ежедневную гибель своих детей, лишь бы сохранить независимость. В свою защиту Лилит говорит, что ее предназначение – портить детей – мальчиков на восьмой день после рождения, а девочек на двадцатый. Она клянется не трогать людских младенцев, если те будут снабжены амулетами с именами всех трех ангелов. До сего дня Лилит помнит клятву и не трогает детей, защищенных таким оберегом.

Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев, представители православной церкви полностью отрицают даже предположение о том, что до создания Богом Евы могла существовать ещё какая-то женщина. Алфавит Бен Сира для христиан не имеет никакого значения. По их мнению, этот документ вообще нельзя считать древним текстом. Христианская церковь считает, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.

Иудеи официально признают существование Лилит. Например, воспоминания о ней есть в главной книге Каббалы – Зогар, написанной во 2 веке до н. э. и книге Тора – 6 век до н. э. В еврейской мифологии центральной фигурой является демон Суккуб – душитель новорожденных, это и есть Лилит. Такой она стала после того, как перешла на сторону тёмных сил. Каждая еврейская семья практиковала определенные ритуалы, чтобы защитить своего ребенка от демонической Лилит, которая могла прийти ночью и безжалостно убить дитя. Также демон представлял опасность для подростков, Лилит соблазняла их.

Еврейский миф о Лилит кристаллизуется в источниках времен изгнания. В Талмуде, закрепившем наследие периода еврейской государственности, упоминания о Лилит встречаются как-то рудиментарно. Позднейшее развитие легенда о Лилит получает в «Книге Зоар» (сияние), давшей начало еврейскому мистическому учению Каббала. Заметим, что кодификация Талмуда была завершена около 500 г. н.э. «Алфавит Бен-Сира» написан в эпоху гаонов, где-то в VII -X вв., а «Зоар» появилась в XIII в. Все эти книги написаны за пределами Земли Израиля. Разрушение Иерусалима Навуходонасором, а затем ликвидация еврейской государственности римлянами в 70 г. н.э. выбросили еврейский народ в изгнание, привели к созданию еврейской диаспоры. В течение 2000 лет евреи жили общинами, маргинальными по отношению к социо-экономическим структурам своих стран, к истории, религии, культуре и политике.

«Алфавит Бен-Сиры» не является, разумеется, единственным или даже наиболее авторитетным источником мифа о Лилит. Будучи по форме произведением талмудической литературы, он не был включен в каноны, а лишь в апокрифы – неканонические книги. Некоторые талмудисты даже считали нужным запрещать их чтение. В разные времена «Алфавит» был чрезвычайно популярен у евреев, хотя всегда воспринимался с некоторой опаской. Не удивительно. Книга полна сарказма, написана ядовитым языком, содержит выпады и фрагменты, способные задеть чувства верующих иудеев. Некоторые исследователи считают ее сборником запретных еврейских сказок, другие – полемикой с христианами или караимами. Книга полна скабрезных подробностей. Библейские и талмудические герои представлены в книге карикатурно, часто очень зло. Так, главный герой Бен-Сира зачат в кровосмесительной связи пророка Иеремии со своей дочерью, когда та мылась в бане. Правда, традиционные комментаторы объясняют, что сперма случайно попала к ней, но из самого текста «Алфавита» это понять невозможно. Йегошуа (Иисус Навин) описывается в книге, как жирный клоун, не способный залезть на коня. Царь Давид – злобный лицемер, втайне радующийся смерти своего сына Абессалома, но публично надевающий на себя личину скорби. Все это дает основание Элиэзеру Сэгалю назвать книгу антисемитской сатирой. Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обреги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит».

Первые амулеты против соблазнительницы Лилит историки датируют 8 веком нашей эры. Самые распространенные из них – это изображение ладони с написанными на ней магическими словами. Особенного размаха подобные ритуальные практики приобрели в эпоху средневековья. В средние века, в еврейских семьях юноши, достигшие 13 лет, не имели права ночевать в одиночестве во избежание быть соблазненными Лилит, которой молва приписывала необычайную красоту, наравне с присутствием копыт, перепончатых крыльев и прочих демонических атрибутов.

Поскольку речь идет о мифе, то совершенно не важны все обстоятельства библейской легенды. Не важно, что именно Ева, а не Лилит, ввергла Адама в грех. Не важно, что Ева, а не Лилит, принесла в мир похоть, изменив Адаму со Змеем. Тема сексуальных отношений Евы и Змея разрабатывается во многих источниках. Интересно, что хотя наказаны все участники грехопадения: Адам, Ева, Змей и даже земля, вся ответственность возлагается на Адама, и даже грех зовется «адамов».

Смысл адамова греха в том, что Бог повелел Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Что делает Адам? Он поступает, как и многие мужья после него. На всякий случай он говорит жене неправду, преувеличивает опасность: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Хотя Бог вовсе не запрещал прикасаться к плодам. Ева увидела, что дерево хорошо для пищи и вожделенно, и взяла плодов его. И ничего не случилось! И вот тогда она впала в грех – ела от запретных плодов и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6). Талмудический трактат Берешит Раба подводит итог «Что заставило Еву трогать дерево? – Слова Адама, построившего ограду вокруг слов Бога».

Кстати:
Американские учёные из института популяционной генетики сделали новое открытие. Исследователи пытались выяснить, каким образом гены передаются по материнской линии от поколения к поколению генетических родственников. С помощью компьютерных технологий ученые свели количество родовых линий всех женщин, живущих ныне, к двум материнским кланам, а не к одному, как считалось ранее. Таким образом удалось доказать, что у Адама было две жены – Лилит и Ева, и от них обеих происходит человечество. Хотя ученые других стран достаточно скептически относятся к открытию американцев.

Лилит — первая жена Адама — история и реальность ее существования

Здравствуйте, друзья! Является ли Ева первой женщиной и единственной супругой Адама? Нет. В Библии отсутствуют упоминания, что девушка по имени Лилит – первая жена Адама, однако эта информация встречается в более древних записях.

На Десятом Римском Соборе был утвержден тот вариант Священного Писания, который после получил распространение в мире и стал каноном. В него не вошли многие тексты, в том числе история Лилит.

Возникает вполне закономерный вопрос: если персонаж фигурировал в ранних христианских произведениях, то почему его исключили из Библии?

Дело в том, что история о первой женщине очень неоднозначна, в определенной степени трагична и греховна. Даже имя девушки имеет темную окраску. Ее связывают с истинным злом, потому церковь просто не могла допустить упоминания о ней.

О Лилит, первой жене Адама, рассказывается в некоторых иных традициях. Например, она выступает одним из важных персонажей в Каббале. Однако чаще ее связывают с демонологией, с оккультными учениями и легендами о злых темных силах. Это оправданно за счет той трансформации, которая происходит с персонажем по мере развития его истории.

Стоит ли безоговорочно верить в сказания, изложенные в старинных апокрифах? Каждый решает сам. Но не будет лишним составить представление о том, кем была Лилит, что с ней произошло, как ее описывают в разных традициях.

Кто такая Лилит

Кем является Лилит? На этот вопрос можно дать сразу несколько вариантов ответов. Они переплетаются, пересекаются между собой и позволяют составить точное представление о героине мифов.

  1. Лилит – первая женщина. В отличие от Евы, создал ее Бог с помощью глины и огня. Возможно, огненная стихия и наделила ее сильным и в некоторой степени строптивым характером.
  2. Лилит – первая жена Адама. В одной версии истории они прожили вместе совсем недолго. В иной трактовке говорится, что Лилит была верной, любящей и преданной супругой. Существует и третий взгляд на отношения между Лилит и Адамом. В нем говорится о том, что позднее, когда Еву уже сотворил Бог, первая женщина временами возвращалась к Адаму, вступала с ним в сексуальные отношения.
  3. Лилит – одна их верховных демониц, Царица Темного Мира. Традиционно ее называют супругой Самаэля (Самаила). Это имя фигурирует в разных писаниях и легендах. В классическом понимании Самаэль – прародитель демонов и ангел смерти. Иногда мужем Лилит называют Сатану, Дьявола, Люцифера.
  4. Лилит – мать многочисленных темных сущностей. Лилит породила легионы низших (мелких) демонов. Ее также иногда называют матерью всех ведьм и всех вампиров. В сказаниях встречается предположение, что она родила Каина, оставив его на воспитание Еве и Адаму. В других версиях мифов сказано, что Лилит – супруга Каина, а не его мать.
  5. В таинственной книге «Стучащему, да откроется», чье авторство остается по сей день неизвестным, Лилит представляется как некое густое эфирное или астральное тело нашей планеты.
  6. В различных религиозных традициях персонаж также упоминается, зачастую трактуется как нечто демоническое, связанное с темнотой, ночью, духами и призраками.
Читайте также:  Православный крест: виды и значение, размеры, форма и пропорции

Наиболее известные значения имени:

  • Ночь;
  • Ночная;
  • Темная (черная) женственность;
  • Ночной монстр или ночное существо;
  • В книге Исаии имя используется для обозначения таинственного ночного призрака;
  • В переводе с иврита «lilith» означает «сова», «неясыть», «сыч».

Легенда первой жены

Вслед за первым мужчиной Бог сотворил по образу и подобию своему женщину. Она отличалась красотой, но была упряма, свободолюбива и независима. Женщина получила имя Лилит и стала первой женой Адама. Поселились супруги в Эдеме. И, несмотря на то что почти сразу между ними начали происходить ссоры, долгое время они жили вместе.

Лилит, стараясь контролировать свой взрывной характер, во многом потакала Адаму, подчинялась ему. Она демонстрировала, как могла, свою любовь и к мужу, и к Божественному Творцу. Однако взамен, как ей казалось, не получала ничего.

Постепенно желание быть во всем равной мужчине затмило разум девы. Она потребовала от Адама, чтобы тот считался с ней, советовался, вместе с ней принимал решения. Кроме того, Лилит не желала быть под своим мужем: она хотела заниматься любовью ради удовольствия, а не для продолжения человеческого рода, и при этом быть сверху.

Разозленный и обиженный Адам рассказал обо всем Богу. Творец также резко негативно воспринял такие требования от юной женщины. Тогда Лилит, не желая и дальше оставаться первой женой Адама и жить с ним, произнесла тайное имя Бога – Ягва. В тот же миг за ее спиной выросли огромные крылья. Она оттолкнулась от земли и улетела прочь из рая.

Господь, хоть и был разгневан ее поступком и непослушанием, не желал, чтобы созданная им дева отрекалась от него. Он готов был простить ее и принять обратно. В погоню за беглянкой отправились по воле Бога три ангела: Семангелоф (Semangelof), Сеной (Sanvi) и Сансеной (Savansi).

Божьи посланники нагнали Лилит возле берегов Красного моря. Первоначально они попытались уговорить ее вернуться, извиниться перед мужем и Господом. Но девушка наотрез отказалась от подобного. Тьма, живущая в ней, уже полностью захватила и сердце, и разум. Необратимая трансформация в демона началась.

Несмотря на всю ненависть и злость, что кипели внутри, Лилит, бывшая первая жена Адама, согласилась на «сделку» с ангелами, чтобы те не убили ее. Она заявила, что не сможет причинить вреда тем детям – потомкам Евы и Адама, – которые будут защищены именами ангелов. Не приблизится и к тем, у чьих постелей повесят таблички с ее – Лилит – именами.

Заключив такой договор, Сеной, Сансеной и Семангелоф все равно жестоко покарали демоницу. В мифах изложено три версии наказания:

  1. Каждую ночь в течение вечности у нее будет рождаться и сразу умирать сотня детей;
  2. Демонесса не сможет иметь потомство (кара бесплодием);
  3. Все ее отпрыски будут уродливыми, больными или вовсе родятся демонами.

В старинной легенде не говорится, куда исчезла главная героиня сказания после разговора с божьими посланниками. Дальнейшая ее история уже связана с падшими ангелами, демонами и прародителем всякого зла.

Есть версия, что первая женщина, потеряв свою красоту и обратившись в существо с крыльями, чье тело густо покрыто шерстью, полетела к Самаэлю. Став его возлюбленной супругой, она получила возможность перевоплощаться из демонического существа в прекрасную деву с соблазнительными формами, очень сексуальную и ненасытную.

Часто Лилит описывается как стройная молодая девушка с серыми (голубыми) или зелеными глазами. Волосы у нее длинные, чуть вьющиеся; локоны или черные, или огненно-рыжие. Она не болтлива и часто задумчива.

Ее основные функции:

  • Убийство младенцев; Лилит, потеряв «звание» первой жены Адама, душит детей, щекочет их во сне до смерти или выпивает их кровь; иногда она подменяет человеческих детей на своих отпрысков;
  • Соблазнение одиноких юношей и женатых мужчин; демонесса готова подарить им драгоценные минуты наслаждения, исполнить все сексуальные мечты; она влюбляет их в себя, тем самым разрушая семьи или забирая душу у молодого человека; считается, что от нее пошли все суккубы и инкубы;
  • Порождение детей Тьмы: астральных существ, например, лярв, низших демонов, вампиров, ведьм и так далее.

Распространено мнение, что Лилит – бессмертна. Из-за своей способности к оборотничеству демоница может принимать любое обличие, обращаться и девушкой неземной красоты, и ночным призраком, и монстром или зверем. Она живет среди людей до сих пор. Потому и сейчас большое количество ее детей обитает на Земле.

Лилит – первая жена Адама – не знает ни добра, ни зла. В отличие от Евы, она не вкусила запретный плод в Эдемских садах, ей недоступны великие знания. При этом такая героиня мифов владеет магией, хорошо знакома с различными оккультными учениями. Она умеет путешествовать в различные миры, брезгливо избегая только рая.

Дети Лилит и Адама

В ранних версиях преданий у первого мужчины и Лилит не было детей. Позднее появились предположения, что матерью Каина выступает не Ева, а как раз демоница Лилит, первая жена Адама. Такое предположение условно объясняет, откуда в Каине было много злобы и почему он возжелал убить Авеля.

В литературном произведении, написанном Данте Габриелем Россетти, упоминается, что героиня древних сказаний стала матерью блистательных сыновей и сверкающих дочерей, отцом которых выступал первый мужчина, сотворенный Богом. Однако это лишь художественный текст.

Большая часть потомства Лилит появилась от связей с демонами, а также, как ни странно, с ангелами. Ее потомки свободно существуют в мире смертных людей. Им подвластна магия, они умеют убивать одним лишь взглядом и перевоплощаться в различных существ, легко проходят сквозь любые преграды и владеют пирокинезом.

Меньшая часть детей демонессы появилась от совокупления со смертными мужчинами. Подобные отпрыски отличаются взрывным характером, они самостоятельны с раннего детства, любят свободу. Для них ненавистен дневной свет, а ночами они способны покидать свое физическое тело и путешествовать по тонким мирам.

Есть также версия, что одна из первых дочерей Лилит, которая, как считают некоторые теологи и исследователи, могла носить такое же имя, стала женой Каина.

Про Лилит в разных традициях

С точки зрения Кабаллы, Лилит не столько первая жена Адама. Она представлена в виде демонессы-суккуба. В темные ночи она посещает молодых людей, совокупляется с ними, находясь сверху. При этом способна прийти не только в реальности, но и во сне. Также иногда ее изображают в виде змеи-искусительницы.

В рамках еврейской традиции нередко фигурирует информация, что Лилит – не одна. Есть Старшая, которая является вечной любимой супругой Самаэля. И Младшая – жена демона Асмодея.

В иудейской мифологии описаны способны защиты от демоницы. Кроме табличек с именами ангелов и именами самой Лилит, от ее воздействия уберегает красный цвет. Традиционно красная ниточка на запястье – оберег не просто ото всех несчастий, но и конкретно от демонических чар.

В древние времена, чтобы уберечь новорожденных от ночной гостьи, вокруг колыбелей чертили белым мелом (или насыпали соль) охранный круг. Для мальчиков его сохраняли в течение девяти дней, для девочек – не менее двадцати суток.

В легендах и сказаниях древних шумер присутствует героиня с таким именем. Кто она? Некая Верховная Богиня, которая сочетает в себе добро и зло, тьму и свет. Она выступает покровительницей всех шумер. Когда Богиня плачет, из ее слез появляется новая жизнь. Поцелуи же ее сладки, но способны убить.

На основе Алфавита Бен-Сиры получилось составить список имен, которыми наделено существо. Вот некоторые из них:

  • Аморфо – не имеющая формы, дух;
  • Батна, означает «чрево»;
  • Кле Птуза – похитительница детей;
  • Одем – красный, огненный, краснота;
  • Кходс – умеющая летать, крылатая.

Встречается упоминание о персонаже в Эпосе о Гильгамеше, в арабских фольклорных записях и в сказаниях древних греков. У последних демоница Лилит, первая жена Адама по одной из теорий, фигурирует под именем Ламия.

Ввиду изложенного выше материала, вопрос «почему считают плохой деву, сотворенную из огня и глины?» уже становится не актуальным. А из-за того, что образ героини древних сказаний нашел отражение в демонологии, Лилит в принципе непросто воспринимать как персонажа хоть сколько-нибудь положительного и доброго.

Лилит в демонологии

В учениях, связанных со злыми силами и Тьмой, имя демонессы мелькает очень часто. Она практически не упоминается лишь в сатанинском направлении, созданном Антоном Шандором Ла-Веем.

В остальных демонологических традициях Лилит фигурирует не как первая жена Адама, а как Верховная демонесса, жена Сатаны, мать всех демонов и ночных ведьм. Она – властная и могущественная Царица Тьмы.

Некоторые исследователи полагают, что Лилит уместно вносить в мировой список древних Черных Богинь, в числе которых находятся, к примеру, Хель и Кали.

Демонология также переняла идею о двух существах с таким именем, которая упоминается в Каббале. Такой взгляд на персонажа присутствует в книге «Люциферианское Ведьмовство».

В издании от «Храма Черного Света» жена Сатаны входит в число одиннадцати верховных демонов. Она – прародительница принцессы Нааму. Она носит титул Верховной Царицы Темных Измерений и Княгини Хаоса.

В темных писаниях, созданных последователями и жрецами Храма Лилит, говорится, что демонесса – Мать Жизни и Мать Смерти. Интересно, что эта трактовка очень созвучна с представлением древних шумеров о Лилит первой жене Адама.

В «The Complete Book of Demonolatry» представлена та, что ушла от Бога, в виде наследной принцессы или княгини Ада. Она также входит в число десяти самых могущественных демонов.

В демонологических учениях имя демоницы трактуют как сборное. В нем кроется отсылка к трем шумерским демонам:

Мнение диакона православной церкви о Лилит

Андре́й Вячесла́вович Кура́ев (15 февраля 1963, Москва) — протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве.

Мнение Раввина о Лилит

Спасибо, друзья, за проявленный интерес к материалу, за прочтение статьи. Оставляйте комментарии, делитесь публикацией с друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь обязательно на обновления нашего сайта. Всего вам доброго, до свидания!

История любви Адама и Лилит

Источник мифа о Лилит находится в Библии: в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две разные истории сотворения человека. Сначала Господь создаёт из праха мужчину и женщину. Затем во второй главе рассказывается совершенно другая история о создании Адама из праха, о пребывании в раю, о создании женщины из ребра его.

“После создания Богом первого человеческого существа, Адама, Он сказал: “Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). Он создал женщину, тоже из праха и назвал её Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: “Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: “Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя”. Она отвечала: “Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)”. Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдёт, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь. Адам же вознёс свои молитвы Творцу, говоря: “Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трёх ангелов за ней. Всевышний сказал Адаму: “Если она вернётся, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто её детей будут умирать ежедневно”.

Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха — и тут же затеяла с мужем спор о равенстве.

Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт.

Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Сложно вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.

История любви Адама и Лилит… из разных источников…

“Когда бог создал небо, землю, всех животных и все растения, то взял лежащую под ногами животных глину и словом своим сотворил из него человека.

Сотворил, дабы дивился он величественным деяниям господа и прославлял имя божье. И поселил его в Эдеме. И новосозданный Адам восхитился чудесами божьими. Обозрел он всех животных, всех птиц, все растения, изумился и восславил имя великого мастера. И, ощутив себя одиноким, впал в тоску, в великую тоску. И бог, видя одиночество Адама, сказал сам себе: “Нужно создать для Адама нежную подругу, дабы человек вкушал отрады рая не в одиночестве”. И поймал устремлённое ввысь пламя и из его зыбких, порхающих языков сотворил первую женщину — Лилит.

И, посмотрев на своё создание, восхищённо оказал: “Добра, ибо прекрасна”. И подозвал к себе Адама. Вложил маленькую руку Лилит в ладонь прачеловека и сказал: “Адам, вот тебе подруга, прекрасная Лилит. Отражайтесь в глазах друг у друга, сердцами же любите друг друга. Плодитесь и размножайтесь. Адам, следуй за Лилит во все дни жизни твоей, а ты, Лилит, будь покорна Адаму”. Пристально посмотрела Лилит на Адама и почуяла запах глины. И почувствовала она, что взгляд Адама опустился тяжестью земною на плечи её. И поспешно вырвала она руку из ладони Адама. Так и повелось, что избегала она видеться с Адамом, говорить с ним, любить его.

Читайте также:  Таинство соборования в православии: что это, особенности и правила обряда, как и где проводится, зачем нужно собороваться

Когда в очередной раз он старался угодить ей, он принёс ей в дар драгоценные камни. Лилит очень обрадовалась, перебирала их, а счастливый Адам лежал у её ног.

— Мудра ты, Лилит, бесподобная Лилит, поведай же мне, что за чувство угнездилось в душе моей с того мгновения, когда я впервые увидел тебя? Жажду расточиться у светозарных стоп твоих, жажду лобызать землю, что попираешь ты, жажду обратить солнце венцом для главы твоей и звёздами вымостить стезю твою. Внимала Адаму Лилит, и тихая усмешка мелькала на устах ее.

— Поведай, дивная моя Лилит, что это за чувство, от которого, когда я рядом с тобою, рай становится ещё восхитительнее и жизнь — ещё сладостнее, когда же я вдали от тебя, рай становится пустынным и уродливым, а жизнь — тяжёлою и горькою! Во сне, наяву ли — тобою лишь полны мечты мои. Живёшь ты в сердце моем и в очах моих.

И Лилит отвечала со смехом, но холодно: “Любовь! Адам, это называется любовью”.

— Откуда? Откуда ты знаешь?

— Я давно это знаю, Адам.

Однажды он долго звал и искал её, мучился от тоски и обиды. А когда вновь увидел её, не добился от неё ласк. Она ускользнула.

Потерял терпение Адам и направился к богу — жаловаться.

— Господь мой, что за подругу даровал ты мне? — молвил Адам, сдерживая гнев. — Ни разу не повиновалась она приказу твоему, не подчинилась мне. Соблазняет она меня, распаляет и, оставив неутолённым, скрывается. Сгораю я, когда я вдали от неё, сгораю и рядом с нею. Злой огонь она, язык огня палящего, мучаюсь я, истаиваю…

И призвал Господь Лилит. И, потупив взор свой, стала она пред Господом. И творец пригрозил ей, молвив: “Создал я Адама из земли и тебя — из огня, дабы вы дополняли друг друга. Должна ты любить его и тем паче быть покорна ему, супругу твоему, ибо для него создал я тебя.

Когда же не покоришься ему, знай, что сурова будет кара моя. А теперь отправляйся к Адаму. Таково желание моё”…

Адам ждал её возвращения. Подошёл он и сел рядом с нею, взял со страхом руку её и, сама нежность, еле слышно прошептал:

— Лилит, душа души моей, отчего ты грустна, отчего ты так грустна? Отчего не улыбнёшься ты, моя нежно-прекрасная? Ах, сверкающая подобно солнцу Лилит, отчего ты безмолвствуешь? Или не ведаешь ты, что живу я только любовью твоею? Сожми сердце моё — и выжмешь из него лишь любовь мою к тебе, лишь любовь мою к тебе и ничего более. Любовь моя к тебе объемлет всю вселенную, всю вселенную… И с беспредельным вожделением поцеловал он края кудрей Лилит. Но безмолвна и безучастна была Лилит, и взор недвижных очей её был устремлён вдаль.

Обнял её тонкий стан Адам, поднял её на руки и отнёс в шалаш. Утомлена была Лилит от волнений сердца. Устрашил её недовольный взор Господа. И безропотно возлегла Лилит на цветочном ложе. Положил Адам голову её на колени свои и восторженно, зачарованно взирал на хрустальную наготу Лилит, простёртой на листьях пылающих пурпуром роз. Смежила очи Лилит, и кротка была она и покорна подобно газелям. И была она бледна подобно жемчугу. Адам любовался Лилит и шептал себе:

— Безумно, безумно люблю тело твоё, ибо дивно сотворено тело твоё. Сосуд всех совершенных даров — тело твоё, сад несравненный — тело твоё, сад всех содроганий и желаний огненных. Благоуханнее тело твоё, благоуханнее жасмина и лаванды, нарцисса и гиацинта, всех сладостных благовоний их, тропы райские в мечты погружающих…

И огненными устами лобзал Адам тело Лилит и вдыхал благоуханную свежесть его, и свежее было оно росы на кустах и травы в первые дни творения. И огнепламенными перстами лобзал Адам перси Лилит и, душу свою изливая, говорил:

— Безумно, безумно люблю тебя, Лилит, о ты, чтос овершеннее ангелов.

Смежила очи Лилит, безучастна была она и не внимала Адаму. И забыл сам себя Адам, и ничего более не существовало для него. И были только уста Лилит, что лобызал Адам без насыщения и прекращения; впивая всю сладость Лилит, всю сущность её, не насыщался Адам — и истаяла душа Адама, расточаясь в беспредельности лобзаний…

И внезапно изогнулась Лилит, освободилась от изнурительных, безумных, страстных до крови поцелуев Адама, метнулась прочь из шалаша и скрылась в лабиринтах ночного рая. Адам лишился чувств и так пролежал до рассвета. Когда же пришёл он в себя, то вспомнил, что скрылась Лилит во тьме ночной. И с разбитым сердцем воспрянул Адам. Попытался он вновь разыскать Лилит, ещё раз умолить её, дабы не покидала она его.

И в видениях его Лилит представала ему желанной, ещё более желанной, недоступно желанной. И от видений этих с болью в сердце пробуждался Адам и, как безумный, метался, метался… И достиг он границы рая, по другую же сторону её простиралась земля, пустынная, необитаемая. Очень устал Адам. Присел отдохнуть.

И вдруг, точно во сне, услышал он радостный, светлый смех, подобный зову весны, и от этого смеха пуще забилось сердце его. С упованием устремил он взор туда, откуда доносился смех… И увидел нечто страшное, то, что, подобно чёрной молнии, затемняя и прожигая, до самого дна пронзило душу его.

И увидел он свою Лилит в объятиях сатаны. Адам обезумел от ревности. Обезумел Адам, бродил, не зная покоя, по уединённым уголкам Эдема. Опустел для него Эдем, и пение птиц тяготило его.

И погрузил Бог Адама в сон, и из ребра его создал ему новую подругу — Еву, чтоб по происхождению своему была бы Адаму покорна, могла бы любить только его и умела бы утешать его. И отверз очи свои Адам и увидел рядом с собою новую подругу, не столь совершенную и огненно-прекрасную, как Лилит, но тоже прекрасную.

И подошла Ева к Адаму, и положила голову ему на плечо, и нежно ему улыбнулась, устремляя преданный взор в ответ на грустный, мечтательный взор Адама. Но Адам, сидя рядом с Евой и внемля шелесту розовых кустов, слышал в нем дыхание Лилит. В благоухании роз являлось ему благоухание Лилит, в песнях соловьёв — голос Лилит.

Когда добрая Ева ласкалась к Адаму и чёрными кудрями своими закрывала ему лицо, то видел Адам лишь златоогненные кудри Лилит, закрывавшие весь небосвод. Когда смежал он очи свои, представал ему бесконечно прекрасный образ Лилит: когда взирал он на звезды — в звёздах видел он очи Лилит, в бездонном же солнце — всю Лилит…

“Ева” звучало на устах его, но душа отзывалась: “Лилит”. И когда он тщился забыть о Лилит и обнимал верную Еву, прижимал её к груди и целовал — в те же миги в объятиях своих он видел Лилит, целовал Лилит, ощущал Лилит, только Лилит… И жил Адам, ожидая и вожделея только Лилит, и умер Адам, стеная и мечтая лишь о Лилит”.

Кто такая Лилит — первая жена Адама

До сотворения Евы существовала Лилит — первая жена Адама, согласно древнейшим апокрифам, созданная Богом из глины. Впоследствии женщина ушла из Рая и стала одним из страшнейших демонов, будучи несправедливо обиженной как мужем, так и Создателем.

Упоминания о Лилит — первой жене Адама

Лилит как первая жена Адама впервые упоминается в нескольких христианских апокрифах — книгах, написанных в библейские ветхозаветные времена или при жизни и после смерти Иисуса, которые не принимались официальной церковью в качестве достойных внимания и общепризнанных источников. До сих пор ни иудаизм, ни христианство, ни ислам не считают факт существования Лилит соответствующем канонам веры.

Сущность Лилит активно была задокументирована в ранних семитских мифах, где женщина была покровительницей злых духов ночи. Демон губила женщин и маленьких детей, соблазняла мужчин. Более подробно о силах и статусе написано в статье про демоницу Лилит.

Глубже всего образ первой женщины раскрывается в каббале. Согласно мистическому иудейскому учению, Лилит символизирует негативное женское начало, как Каин — антимужское, а демон Самаэль — антибожественное. Первая жена Адама считается воплощением всех адских демонов и их королевой.

Иудаизм не отвергает каббалу, а считает продолжением религиозной и научной традиции еврейского народа. Первая женщина, созданная из глины, имеет право на существование наряду с другими демонами и ангелами.

Адам и Лилит — история совместной жизни

Лилит, согласно апокрифам, была сотворена Богом вместе с Адамом. Для создания женщин была использована простая глина. По праву сотворения люди были равны, но Бог отдал первую женщину в пользование Адаму. Долгое время пара была вместе: временные рамки пребывания людей в Райском саду не обозначаются в Писании.

Согласно популярной среди феминисток легенде, Лилит была доброй женой и стремилась соответствовать мужу, но ей претила идея неравенства. Основной конфликт у пары возник из-за сексуальных отношений. В один момент жена потребовала при занятии любовью находиться сверху. Адам отказался подчиняться, как Лилит подчинялась ему, и пошел жаловаться Богу.

Узнав о гневе Господа, Лилит решила бежать из Райского сада. Назвав тайное имя Бога, женщина с помощью его силы поднялась над водой и полетела прочь из Эдема. У Красного моря трое посланных ангелов-преследователей смогли настигнуть беглянку. Первая женщина была жестоко наказана, но суть наказания легенды описывают по-разному. Согласно одним мифам, Лилит постоянно чувствует боль сотни умирающих родных детей каждый день, другие гласят, что женщина была изуродована, третьи уверяют, что первая жена Адама просто стала бесплодной и рожала исключительно демонов.

Считается, что спас женщину ангел Самаэль, который стал Люцифером или Сатаной. Их объединяли общие цели и стремления. Образ Лилит часто сопровождается змеями, ведь Змей — одно из обличий дьявола.

Почему ушла первая жена Адама — Лилит (из Библии)

Сотворенная из глины женщина сбежала из-за нежелания мириться с установленным порядком вещей. Крайне интересную параллель притче проводят историки и культурологи. Первые мифы возникли в момент перехода человечества от матриархального строя к патриархальному. Любые попытки женщин заявить о правах тогда воспринимались обществом в штыки. Унижение Лилит и ее первенство в мире явно отсылает исследователей к ранним матриархальным временам.

Другой причиной ухода первой жены была гордыня, которая заключалась в неподчинении Господу. Некоторые каббалисты считают, что женщина действительно любила Адама и хотела лишь проверить, любят ли её муж и Бог. В итоге Лилит оказалась жестоко наказана. Окончательное уничтожение доброго и светлого материнского начала в первой женщине закрепилось созиданием Евы из ребра адамова. Сам факт такого происхождения подразумевал подчинение новой женщины мужу. В итоге Ева и Лилит — антагонистические друг другу образы.

Толкователи считают, что грех первой жены Адама был меньшим, чем грех Евы. Женщина из глины сама ушла из Райского сада, а не была изгнана: Господь был готов простить Лилит, а Ева нарушила волю Создателя, съев запретный плод.

Дети Лилит и пещера

Мифы не сохранили информации о детях Адама и Лилит, хотя сегодня часть теологов уверена в их существовании. Детьми первой пары были хтонические чудовища и великаны — не злая и не добрая сила, исключительно земное творение, возникшее не по воле Господа, а сотворенное самой первой из женщин.

Упоминания о существах встречаются во всех мировых религиях, кроме авраамических. Иудеи, мусульмане и христиане решили убрать из истории информацию о нарушении Божьей Воли первой женщиной.

Согласно легенде, впоследствии демон стала существовать в двух ипостасях: Старшая Лилит была супругой Самаэля и матерью всех демонов, пока Младшая олицетворяла похоть и была спутницей демона Асмодея. Младшая жила в пещере и выходила в мир только ночью, соблазняя случайных путников и мужчин, которые оставались дома одни. Эта ипостась заведовала и сотнями подчиняющихся ей духов — суккубов, инкубов и ночных призраков, которые крали дыхание младенцев.

В ортодоксальных иудейских общинах до сих пор существует традиция, что юношам нельзя ночевать в одиночестве, а отец ребенка в последнюю ночь перед обрезанием обязан читать до рассвета над малышом Тору.

Мифический образ первой жены Адама существовал у разных народов Междуречья. Впоследствии любые упоминания о первой супруге тщательно искоренялись, ведь история Адама и Лилит не соответствовала устоявшимся патриархальным традициям. Сейчас обнаруживают все больше источников, подтверждающих существование и важность по-настоящему первой женщины в истоках христианской, мусульманской и иудейской веры.

Ссылка на основную публикацию