Мир ангельский: что это такое, понятие и значение в православии, когда был создан мир ангелов, иерархия и различия ангелов

Мир ангельский

Еще до сотворения всего видимого мира и человека Бог создал мир невидимый, духовный. В начале сотворил Бог небо (Быт 1, 1). Под небом здесь святые отцы понимают мир небесный, горний, приближенный к Богу и населенный бесплотными духами — Ангелами. Мир духовный закрыт для наших телесных очей. Мы живем в ограниченном трехмерном пространстве, а мир нематериальный, можно сказать, находится в некоем другом измерении, этот мир частично открывается святым подвижникам, которые по своей жизни приблизились к Богу.

Священное Писание говорит о предназначении святых Ангелов: Не все ли суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1, 14). Назначение Ангелов — служить Богу и помогать людям в делах спасения. Священномученик Серафим (Звездинский) пишет о способностях и свойствах Ангелов: «Как духи бесплотные, Ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: Ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока — в другом; ни стен, ни дверей, ни запоров для Ангелов нет. “Они, — учит Григорий Богослов, — свободно ходят окрест великого Престола, потому что суть умы быстродвижные, пламень и Божественные духи, скоропереносящиеся по воздуху”. И дверем затворенным проходят они, и видят сквозь стены, и никакая крепость, самая твердая, высокая и неприступная, не в силах сдержать их полета. На крыльях своих быстролетных неудержимо, свободно носятся Ангелы: пред шумом духа их (см.: Дан 14, 36), как дым, исчезает всякое пространство».

В духовной литературе слова Архангел и Ангел употребляются в двух значениях — частном и общем.

Во-первых, в библейских текстах Ангелы — служебные духи, Божии посланники к людям. Слово ангел с греческого так и переводится — вестник. Слово это относится ко всем Небесным бесплотным Силам. Отсюда выражение — весь ангельский мир. В греческом языке слово архи значит начало. Таким образом, Архангелы — это верховные Ангелы, начальники над всеми Ангелами (см.: Иуда, гл 9; 1 Фес 4, 16). По учению Церкви, Архангелов восемь: Михаил Архистратиг (это имя значит кто как Бог), Гавриил (сила Божия), Рафаил (помощь Божия), Уриил (Бог — свет мой), Селафиил (молитва к Богу), Иеремиил (высота Божия). К Архангелам причисляются еще Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие).

Во-вторых, слова Ангел и Архангел употребляет в своем творении «Небесная иерархия» священномученик Дионисий Ареопагит, но в ином значении — когда говорит о девяти чинах. Согласно святому Дионисию, небесная иерархия имеет три степени, а в каждой степени три чина:

— Серафимы, Херувимы, Престолы;

— Господства, Силы и Власти;

— Начала, Архангелы и Ангелы.

Архангелы, составляющие восьмой чин, являются старшими по отношению к девятому чину — Ангелам.

Некоторые духовные опыты убеждают, что человеку при жизни сопутствуют два Ангела, один из них — Ангел Хранитель. Оба Ангела являются в момент смерти. Ученик преподобного Макария Александрийского (умер в 395 году) рассказывает: «Когда мы шли по пустыне, видел я двух Ангелов, которые сопровождали святого Макария, один — с правой стороны, другой — с левой». В житии преподобного Василия Нового, святого X века, описан опыт прохождения воздушных мытарств святой Феодорой. Она рассказала: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами». В конце XIX века в России был опыт многочасового пребывания души вне тела. К. Икскуль, автор книги «Невероятное для многих, но истинное происшествие» (Троицкий листок № 58. Сергиев Посад, 1910), тоже говорит о двух Ангелах: «Итак, что же дальше было со мною? Доктора вышли из палаты, оба фельдшера стояли и толковали о перипетиях моей болезни и смерти, а старушка-няня (сиделка), повернувшись к иконе, перекрестилась и громко высказала обычное в таких случаях пожелание мне:

— Ну, Царство ему Небесное, вечный покой.

И едва она произнесла эти слова, как подле меня явились два Ангела; в одном из них я почему-то узнал моего Ангела Хранителя, а другой был мне неизвестен».

Кто такой архангел? Ангелы и архангелы – в чем разница? Система ангельской иерархии

Ангельское воинство – опора Создателя. Ангелы и архангелы помогают исполнять божий промысел в мире людей и на небесах. В зависимости от обстоятельств эти невидимые, бестелесные духи могут быть заботливыми и светлыми. Иногда они воинственные и огненные, мудрые и понимающие.

Пытливые умы задают вопросы: зачем Бог создал ангелов, а архангел кто такой? Для истинно верующего ответы на эти вопросы не просто расширяют кругозор, а позволяют укрепить веру, глубже понять ее суть. Ведь ангелы – важная часть христианской культуры. Они помогают верующим в течение жизни, становятся предвестниками великих событий, заботятся о душах после смерти людей.

Предназначение ангелов

Ангелы – духовные, бессмертные, созданные по образу Божьему существа. Все они были сотворены до нашего видимого мира. Слово “ангел” переводится как “посланник, божий вестник”. В этом главная их суть: все, что они делают есть по воле и во славу Бога. А дел у них много:

  1. Восхваление Бога. Не устает ангельский хор прославлять и воспевать величие Создателя.
  2. Указание. Ангелы и архангелы являются, чтобы сказать людям, что надо делать или указать им путь.
  3. Защита людей, народов и церкви от всевозможных напастей и происков злых сил.
  4. Ответ на просьбы и молитвы.
  5. Послание. Через ангелов Бог посылает вести о грядущих событиях.
  6. Забота о душах после смерти мирского тела.
  7. Участие в Судном дне.

Отвечая на вопрос, кто такой архангел, люди часто рисуют в воображении пухлых младенцев с недоразвитыми крылышками или неких голливудских героев в сияющем облачении и с суровыми лицами. Эти навязанные образы имеют мало общего с изображением небесного воинства, на котором настаивают церковь и богословы.

Ангелы не физические, а духовные существа, поэтому остаются невидимыми для людей. Они показываются на глаза человеку лишь тогда, когда это нужно Богу. Ангелы могут принимать любую форму: от огненного вихря до чудесного животного, но, как правило, выбирают человеческий облик и предстают перед людьми в виде взрослого мужчины.

Для внушения трепета и благоговения появление ангела обычно сопровождается дополнительными эффектами: нестерпимым сиянием, громом, небесными звуками. Христианская традиция часто наделяет их величественными крыльями. Однако нужно помнить, что ангелы наделены Творцом достаточным могуществом, чтобы летать и без крыльев. Подобно золотым одеждам они играют роль внешнего атрибута, поражающего воображение верующего.

Ангелы – хранители

Каждого человека бережет и опекает персональный ангел-хранитель. С первого крика и до последнего вздоха небесный помощник остается рядом, готовый откликнуться на молитву или зов. Среди представителей божьего воинства ангелы-хранители находятся ближе всех к людям. Поэтому на них ложится самый тяжкий груз грехов человеческих. Все черные помыслы и грязные дела подопечного известны ангелу. Он беспрестанно оплакивает гибнущую душу и молится о ее спасении.

Святые отцы наставляют помнить, что ангелы-хранители являются близкими и верными друзьями для верующих, их проводниками к Богу. Нужно осознавать постоянное присутствие незримого покровителя, мысленно разговаривать и советоваться с ним. Это не только укрепляет веру, но и позволяет не поддаваться искушению, совершать глубокую молитву, обретать душевный мир, находить ответы на мучающие вопросы. Ангелы – хранители порой защищают целые народы и церкви. Например, архангел Михаил сначала покровительствовал народу еврейскому. Только через некоторое время он стал хранителем христианской церкви. Об этом написано во многих источниках.

Ангельская иерархия

Неисчислимо ангельское множество, деятельность их разнообразна. Поэтому в зависимости от трудов и чинов покровители разделены на три сферы (иерархии). Каждая сфера включает три лика (чины ангелов). Все лики пребывают в полном согласии и строгом подчинении. Наиболее распространена следующая ангельская иерархия:

Мир ангельский: что это такое, понятие и значение в православии, когда был создан мир ангелов, иерархия и различия ангелов

Иерархия Ангелов

О существовании Небесного ангельского мира мы знаем из Священного Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека. Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим.

Читайте также:  Библейские пророчества: предсказания и их исполнения, известные пророки, толкования из Библии

Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью степени благодати.

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена:

Серафимы , Херувимы и Престолы .

Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит “пламенный”.

Херувимы имеют полноту видения и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.


Престолы – эти Ангелы столь возвышенны и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое правосудие.

Ко второму лику относятся ангелы средней иерархии.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти.

Господства – учат земных правителей уму-разуму, а так же справляться с чувствами и вождлениями.

Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека.

Силы- они могут справиться с силами дьявола.

Силы – Ангелы, исполненные Божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса.

Власти – могут творить чудеса и наделять даром ясновидения. Ангелы на картинке наделяют чудесным даром праведника.

Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

Третья, низшая, иерархия включает в себя тоже три чина:

Начала, Архангелы и Ангелы .

Начальства и начала, которые управляют силами природаи физического мира.

Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21).

Архангелы – великие благовестники Таин Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии)светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, -семь. В книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: “Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов” (Тов. 12, 15). И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

1. А рхангел Михаил – первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

2. А рхангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и

3. Архангел Рафаил – изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает “милосердие”, “помощь всем страждущим”.

4. Архангел Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряется огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

5. Архангел Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

6. Архангел Иегудиил – “хвала Божия”. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

7. Архангел Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы.

Ангельский мир

В начале творения, когда ещё не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых Ангелов. Слово «Ангел» означает «вестник». Основное предназначение Ангелов — возвещать людям волю Божию.

Иерархия ангелов — какие бывают и как связаны с человеком

Кто такие ангелы

Ангелы – невидимые нашему глазу бестелесные духи, созданные Богом. Иерархия ангелов не абстрактное понятие – каждый ангел это творение, обладающее неповторимой личностью, свободой, и чувствами. Человеческому разуму сложно познать премудрость Божию. Её проявления в нашей жизни лежат за гранью логики, в пределах веры.

Однако каждому знакомы ситуации, когда мы необъяснимым, поистине чудесным образом избегаем серьезных травм или несчастий. С точки зрения христианства именно в этих ситуациях нас, оберегал Ангел-Хранитель. Также Ангелы могут обращаться к нам посредством голоса совести, оберегая нас от совершения необдуманных поступков.

Старец Ефрем Филофейский: «Если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек — просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чём он просит». А если молитва наша ещё сопровождается слезами и покаянием, тогда Ангел радуется, потому что имеет бόльшее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека».

Ангел («ангелос») в переводе с греческого означает «вестник». То есть Ангел является вестником и исполнителем Божьей воли. Согласно учению Церкви, ангелы являются совершенно бестелесными. Но имеют тела «воздухообразные и огненнообразные», согласно сказанному в Писании (Евр. 1:7) поэтому мы можем изображать их на иконах.

Иерархия ангелов

Какие бывают ангелы? Многообразие ангельского мира не ограничивается лишь Ангелами-Хранителями, заботящимися о спасении отдельных людей. Согласно труду «О небесной иерархии», надписанным именем священномученика Дионисия Ареопагита, иерархия ангелов состоит из девяти ангельских чинов. По данным современной науки, данный труд был написан на рубеже V-VI вв. Таким образом, автор нам неизвестен, иногда его обозначают именем Псевдо-Дионисий.

Иерархия ангелов условно делится на три триады (по нисходящей):

  • Епархия: серафимы, херувимы, престолы;
  • Метархия: господства, силы, власти;
  • (Без названия): начала, архангелы, ангелы.

При этом мы не можем утверждать, исчерпывается ли иерархия ангелов чины теми девятью чинами, которые упомянуты в Священном Писании. Возможно, существуют и другие ангельские лики.

Сам автор «Небесной Иерархии» писал: «Сколько порядков наднебесных сущностей, каковы они и каким образом их иерархии осуществляются, точно знает, я утверждаю, только их Божественное Священноначалие, кроме того, и сами они знают собственные силы и озарения и свое священное и надмирное благочиние».

Дословно слово «иерархия» с греческого переводится как «священноначалие». Оно употреблялось оно святыми отцами только по отношению к «священному чину» — т.е. к ангельскому миру и Церкви.

Девять ангельских чинов

Серафимы

Ангельские чины в православии составляют три степени небесной иерархии. Первая степень состоит из наиболее приближенных к Богу ангелов: Серафимы, Херувимы и Престолы. К высшему ангельскому чину относятся Серафимы, что дословно с древнееврейского переводится как «пламенные». Данный ангельский чин отличается пламенной любовью к Господу – своему Создателю. Они своей любовью побуждают всякое творение любить Своего Творца. Серафимы заботятся о Божьем престоле, постоянно вознося хвалебные гимны Господу.

Первое упоминание о Серафимах в Священном Писании находится в Книге пророка Исайи (Ветхий завет):

«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2-3).

Херувимы

Херувимы обладают обилием премудрости и полнотой знания. Им в наибольшей мере среди сотворенных существ открыта всякая премудрость. Они имеют силу знать и созерцать Бога, а также способность передать Божественное знание. Херувимы занимают особое место в христианском богослужении. Каждую Литургию мы слышим на службе Херувимскую Песнь.

Это особое молитвословие, предваряющее Евхаристический канон: «Иже херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

В переводе на русский: «Мы, таинственно изображающие херувимов, и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне всякое житейское попечение. Чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого (сопровождаемого воинами во славе победной) чинами ангельскими, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Читайте также:  Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

В данной песне Церковь призывает нас уподобиться херувимам и оставить все мысли и заботы о земном. В это время Сын Божий торжественно сопровождается ангелами. «Копьеносимый» образ взят из римского обычая, провозглашая императора, поднимать его торжественно на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Господь грядет невидимо во святой алтарь, чтобы принести Себя на трапезе в Жертву Богу Отцу за грехи человечества.

Херувимская Песнь предваряет главное событие Божественной Литургии — пресуществление, благодатью Святого Духа через молитву священнослужителя, хлеба (просфоры) и вина — в величайшую святыню Православной Церкви – Тело и Кровь Христовы.

Престолы

Престолы – возвышенный ангельский чин, полный благодати (божественной силы). Считается, что Господь через этих Ангелов претворяет свою Божественную волю. Это ангельский чин, полный божественной любви.

Господства, силы, власти

Вторую триаду небесной иерархии составляют: Господства, Силы и Власти. Господства побуждают человеческие души господствовать над своей волей в борьбе с искушениями и злыми духами.

Силы – это Ангелы, через которых Господь творит чудеса на земле. Через них приходит благодать чудотворения святым праведникам, познавшим Бога – тем угодникам Божиим, которые еще при жизни удостоились совершения чудес во Славу Божию.

Власти – ангельский чин, укрощающий бесовскую силу, помогающий в отражении искушений дьявола. Они посланы Богом для укрепления подвижников в их служении Богу. Также на них возложена помощь всякой человеческой душе в борьбе со злом.

Начала, Архангелы, Ангелы

Завершающая триада иерархии ангелов также состоит из трех чинов: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – это ангельский чин, управляющий вселенной, охраняющий страны и народы. Это Ангелы-Хранители целых народов.

Архангелы – этот ангельский чин, который известен каждому христианину. Дословно с древнегреческого это переводится как «главные Ангелы» — преславные вестники Божии, посланные нам для укрепления веры, просвещения и познания воли Господа. Главой ангельского воинства является архангел Михаил — предводитель ангелов в их битве с сатаной. Также архангелы в особенно важных случаях передают людям Божью волю. Так, например, через архангела Гавриила совершилось Благовещение Богородице о Её великой Миссии.

Ангелы являются последним ангельским чином в небесной иерархии. Они даны нам в качестве посланников Господа. Ангелы оберегают людей и помогают в жизни. Тем самым они являются самыми близкими к человеку бесплотными духовными существами.

Преподобный Паисий Святогорец: «Если бы мы видели нашего Ангела Хранителя, насколько он близок к нам, то никогда бы не чувствовали одиночества. И ещё у нас есть друзья: святые, Херувимы и Серафимы, и особенно – Пречистая Богородица».

Связь ангелов с человеческим миром

Православная Церковь учит нас, что при совершении Таинства Крещения каждому из нас посылается свой Ангел-Хранитель. В дальнейшем он который оберегает нас и помогает в деле спасения нашей души. Когда мы творим дела милосердия во имя Христово он искренно сорадуется нам. Когда же мы оступаемся, наш Ангел-Хранитель скорбит о нас и молится Богу о нашем спасении и вразумлении.

Каждому христианину необходимо проявлять стремление к познанию своего Ангела-Хранителя. Ангелы служат Богу и исполняют Его волю в отношении нас. Они слышат наши мысли, поэтому так важно обращаться в молитвах к Ангелу-Хранителю – своему заступнику перед Богом.

Соблюдая заповеди Блаженства, открытые нам Христом и переданные через Евангелия, мы можем достичь ангельского совершенства. Необходимо очистить свое сердце для того, чтобы впустить в него радость от общения с Отцом и вечную любовь к Нему и Его творениям, которой обладают все Ангелы.

Каждому православному христианину знакомо чувство неземной красоты и любви Херувимской песни, которая поется на каждой Литургии. А ведь это лишь слабый отголосок той Любви, которую ангелы обладают к Господу. Мы можем лишь догадываться о небесной красоте и величии тех хвалебных гимнов, которые Ангелы непрестанно возносят Господу.

Несмотря на всю таинственность и кажущуюся недосягаемость духовной реальности, в которой живут ангелы, граница между миром человеческим и ангельским не является непреодолимой. Согласно православному мировоззрению, ангелы и люди способны общаться. Мы всегда можем рассчитывать на помощь ангелов, если следуем Божьей воле.

Православная Жизнь

Об ангельской иерархии – архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе.

– Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?

– В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.

Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», – пишет свт. Иоанн Златоуст.

– Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?

– Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений – не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

– Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?

– Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.

– Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?

– В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.

– Кто такие Ангелы Хранители?

– В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.

Читайте также:  Божественная литургия: что это такое и как она проходит, содержание и последовательность, практика и структура, особенности и сроки богослужебных часов

По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».

Сколько архангелов в православии: их имена и предназначение

Иерархия посланников Божьих

О существовании ангелов знают все миряне, верующие в Бога. Помощники Всевышнего упоминаются в Святом Писании, которое ранжирует их согласно строгой иерархии:

  1. Серафимы. Наивысший чин, престольный. Они стоят у Божьего престола, пламенея от великой любви к Создателю и неся это чувство другим ангелам.
  2. Херувимы. Являются обладателями великой премудрости и ее верными хранителями. Небесные посланники призваны делиться своей мудростью с низшими ликами.
  3. Престолы. На них восседает Сам Господь Бог. Цель этого чина – делиться славой Божьей с остальными иерархиями.
  4. Господства. Символизируют власть Всевышнего. Они верховенствуют над более низкими ликами, управляя ими. Помогают мирянам выбрать правильный путь, учат смирению.
  5. Власти. Это воины, стоящие на защите от дьявольских сил. Их предназначение – оберегать человека от соблазнов, укрепляя его духовную веру.
  6. Силы. Отличаются могуществом и являются проводником Божественной силы. Через них Господь посылает людям знаки, дарует им чудо.
  7. Начала. Их задача – покровительствовать странам и народам, защищать их от дьявольских козней, помогать в трудные минуты.
  8. Архангелы. Защитники райских врат, авангарды ангельского воинства, победители Сатаны. Они несут благую весть пророкам, помогают встать на путь истинный.
  9. Ангелы. Занимают самую низкую ступень иерархии. Святое Писание называет их посредниками между Создателем и человеком.

Ангелы и Архангелы несут вести из Божественного мира

Отличия архангелов от ангелов

В переводе archangel означает «главный посланник Божий». Каждый высший небесный воитель управляет 12 низшими чинами. Он лично получает задание от Всевышнего, а затем поручает выполнение простым воинам, над которыми командует.

Еще одно отличие – у всех защитников райских врат есть имена, а вот низшие лики остаются безымянными. При этом обратиться к главному посланнику Божьему можно только через специальную молитву, а с ангелами разрешено вольное общение.

Видео «Имена и значение архангелов»

В этом видеоролике рассказывается о защитниках райских врат.

Архангелы в православии

Сколько же воинов стоит на защите рая? Каждая система верований имеет свое количество высших небесных защитников. В Коране, Каббале, Завете Левит или других священных книгах можно встретить разные имена: Йофиил, Самуил, Задкиил, Рагуил и т. д. Однако Русская православная церковь выделяет только семь высших ангелов.

Имена архангелов и их предназначение

Михаил

Это командир ангельского воинства, главный архангельский лик. Имя его переводится как «подобный Господу». На святых образах он не зря пишется побеждающим Сатану. Из Евангелия мы можем прочесть, что именно Михаил помог повергнуть злые силы, отправив дьявола навсегда в ад. Также великий воин упоминается в книге Апокалипсиса, где пророчествуется окончательная победа над злом, к которой приведет этот высший чин.

Иконы изображают главного архангела с мечом, копьем и белым знаменем, славящим Господа. Хоругвь является символом искренней веры во Всевышнего, а крест, венчающий оружие, означает борьбу во имя Иисуса Христа ради спасения человечества. Почитают небесного воителя 19 сентября. Миряне просят у него мира, благополучия, мудрости правителя. Часто ему молятся при освящении дома или квартиры.

Гавриил

Через этого архистратига Создатель несет Свою благую весть на землю. Ветхий Завет описывает явление Гавриила Деве Марии, который сообщил ей о скором появлении Сына Божьего. Во времена Моисея именно этот высший ангел открыл пророку тайну праотцев. В Новом Завете описывается снисхождение небесного воителя на землю по поводу рождения Иоанна Крестителя и Богородицы. Посланник Господа предупредил Иосифа о страшных намерениях царя Ирода, а позже оповестил о Воскресении Христовом.

Святые образы изображают Гавриила держащим зеленую веточку, которая символизирует благую весть. Некоторые иконы пишут его с зеркалом, что означает способность воина открывать людям их судьбы. А вот фонарь со свечой – это символ Света, которым Господь освещает путь мирян. Почитают высшего ангела трижды в год: 26 июля, 8 апреля, 21 ноября.

Рафаил

К этому архангелу люди обращаются за исцелением болезней, душевным избавлением, Божьей помощью. Из Ветхого Завета мы можем узнать, что ангельский воитель никогда не оставлял праведника Товия, когда тот нуждался в поддержке. Там же небесный посланник говорит о важности поста и молитвы, наставляет, что нужно быть милосердным, справедливым, делать добрые дела бескорыстно.

Почитается архистратиг 21 ноября. Он является покровителем ученых умов, так как несет светоч разума. Иконы изображают его с огнем в руке, что символизирует пылкую любовь и верность Создателю, которую воитель несет мирянам.

Уриил

Имя этого небесного посланника означает «свет Господень». Он занимается просвещением и возвращает заблудшие души на путь истинный. Упоминания о нем встречаются у Ездры, в Третьей книге, где он является к пророку, чтобы сообщить о скором явлении Иисуса Христа.

Почитают Уриила 21 ноября как светоча и духовного наставника. Его просят очистить душу от скверны, помочь вернуться к Божьему слову. Архистратиг способен открыть истину, возродить веру в Господа, укрепить ее. Он дает силы для борьбы с дьявольскими искушениями, а также греховными помыслами.

Селафиил

Предназначение этого высшего ангела – молиться перед Богом за все человечество. Он является заступником на Небесах, просит у Всевышнего дать праведным мирянам здоровье и спасение. Святое Писание рассказывает нам о Селафииле, который явился Агари, чтобы не дать той вместе с сыном погибнуть в пустыне. Под его предводительством находится множество низших чинов, которые также обращают свои мольбы к Создателю.

Люди взывают к архистратигу, чтобы укрепить дух, отринуть мирские заботы, настроиться на общение с Богом. Образы пишут архангела молящимся, что символизирует непрерывное пребывание в молитве. Таким образом, небесный посланник призывает всех следовать его примеру. Почитают Селафиила 21 ноября.

Иегудиил

Этого ангельского воителя называют покровителем мирян, выбравших своей целью служение Господу. В переводе его имя означает «славящий Бога». Он всячески поддерживает проповедников христианской веры, просит Всевышнего воздать им по заслугам, оберегает паломников и страждущих.

Именно Иегудиил помогал Моисею, ведущему израильтян через пустыню, преодолеть этот тяжелый путь.

Иконы пишут архистратига с золотой короной и плетью. Первая символизирует достойную награду за благочестивые труды, а трехконечный арапник означает справедливую кару за прегрешения. Вспоминают небесного посланника тоже 21 ноября.

Варахиил

Всевышний поставил этого высшего ангела рядом с Собой, чтобы через него передавать людям Свое благословение. Варахиил является защитником правоверных семей, оберегает благочестивых мирян, которые блюдут душевную чистоту и стараются жить по Законам Божьим. Он дает надежду праведным христианам на Царство Небесное, вечную жизнь, воссоединение с Богом.

На иконах архистратига изображают с букетом светлых роз, символизирующих благость, которую Создатель дарует людям. К молящимся, живущим во грехе, небесный посланник глух, а потому перед тем как обращаться к нему, нужно тщательно проанализировать свою жизнь.

Как правильно просить помощи у архангелов

Обращаться к высшим небесным воинам нужно только посредством специальных молитв. Найти их можно в молитвослове или спросить у священнослужителей. Для молитвы лучше всего посетить храм и встать у образа со святым ликом.

Для общения с божественными силами нет строго установленного дня, а потому делать это можно при необходимости. Молиться следует искренне, отринув все посторонние мысли и открыв свое сердце Богу.

Обращаться к высшим небесным воинам нужно посредством молитв

В отличие от других религий, список архистратигов у православия небольшой. Он состоит всего из семи архангелов, однако все они помогают мирянам, являясь посредниками между ними и Всевышним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию