Миропомазание в церкви: особенности, правила и значение обряда, история и смысл, отличие от других православных обрядов

Таинство миропомазания и его значение в духовной жизни

Список ссылок всех БК

В наши дни немногие знают и понимают истинный смысл миропомазания и целей проведения таинства. Однако вот уже пятнадцать столетий Таинство Миропомазания продолжает быть одним из первых по значимости церковных таинств в духовной жизни христианина и совершается единожды в жизни.

Сегодня на женском сайте познакомимся поближе с этим таинством. Ведь это интересно с познавательной стороны и полезно с духовной.

Православная Церковь практикует совершать обряд миропомазания сразу после Крещения. В случае перехода католика в православие, Таинство Миропомазания совершается лишь если над ним не проводился обряд конфирмации.

Смысл и цели проведения Таинства Миропомазания

Миропомазание несет следующую смысловую нагрузку: воплощение Крещения в конкретном человеке – по аналогии с описанном в священных книгах событии, произошедшему в Сионской горнице с апостолами и Богоматерью в момент снисхождения на них Святого Духа.

Физические проявления этих событий различны: две тысячи лет назад сошествие Святого Духа ознаменовалось языками пламени; современный же ритуал проводится помазанием святым миром в форме креста.

Однако для духовного мира этих различий не существует и для истинно верующих Святой Дух заполняет христианина с момента Таинства Миропомазания.

Миропомазание можно рассматривать как Дар нашего Создателя, непосредственное вселение святого Духа в душу человека, а также как пища для духа и ума, способствующая самосовершенствованию.

Как любому существу для его роста и процветания необходима пища физическая, так и для духовного роста новоприобретенного члена церкви необходима благодатная почва. Таинство Миропомазания дает ростки этой Благодати и в дальнейшем только от человека зависит, употребит ли он ее во благо и Славу Божию или же затопчет на корню в угоду человеческим слабостям и недостаткам.

История

Во времена древней Церкви многие обряды и чинопоклонение выглядели и отправлялись совсем не так, как привыкли видеть в наше время. Таинство Миропомазания не является исключением.

Такой обычай сложился в конце 3 и начале 4 веков и состоит он из привычных нам элементов: наложение печати через помазание святым миром с произнесением соответствующих слов, соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось сфрагис — печатью.

Иерусалим Камень Миропомазания

Великая христианская святыня, расположенная в нынешнем израильском Иерусалиме, Храм Гроба Господня, хранит в себе множество драгоценных реликвий. Среди них и Камень Миропомазания.

По преданию, здесь лежало тело распятого Христа после казни. На этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим умастили его благовониями и облачили тело в плащаницу.

Производя эти манипуляции, они преследовали цель как можно дольше сохранить тело Христа от тления с помощью драгоценных веществ, входящих в состав миро.

Эти их действия говорят о том, что они воспринимали Христа, как простое живое существо и отдавали ему дань как великому, но все же человеку.

В наши дни паломники, приходя поклониться подлинным святыням, связанным с именем Христа, обязательно стараются прикоснуться к Камню и положить ненадолго на него личные предметы: крестики, образки, платки и свечи, таким образом благословляя их.

Ранее же существовал обычай возложения на Камень белого полотна, имеющего размеры, повторяющие длину и ширину Камня. Полотно это потом хранилось до конца жизни и служило посмертным покрывалом для паломника.

Обрядовая сторона таинства миропомазания

Кроме духовной, в Таинстве Миропомазания существует и обрядовая, сложившаяся веками, сторона. В процедуру входит освящение миро и собственно помазание.

Правом освящать миро обладают лишь епископы церкви, и разрешено делать это только два раза в год.

Состав миро достаточно сложен. Ветхий Завет хранит состав древнего миро, указанный Моисею Самим Богом.

Конечно, сейчас священный состав изменился и содержит воду, елей, оливковое масло и различные благовонные травы: корень фиалки, пряный, калганный, лепестки розы и фиалки — всего в количестве около сорока веществ, а также розовое, гвоздичное, мускатное масла.

В статье о эфирном масле миро предложена более подробная информация о этом масле. Если интересно, то прошу заходите по ссылке.

Ранее же в России использовалось пятьдесят пять веществ, заготавливаемых в определенное время: на Крестопоклонной седмице Великого Поста. Настоявшаяся в течение нескольких недель смесь в Страстную неделю вываривалась при постоянном чтении Евангелия. В великий Четверг на Божественной Литургии миро освящалось и смешивалось с древним составом, хранящимся на Престоле.

Вот процедура обряда:

  • Само помазание проводится священником или другим духовным лицом.
  • Новокрещенный помазуется миром крестообразно по всему телу: через лоб, уши, руки и ноги. При этом произносятся слова молитвы «…печать дара Духа Святаго».
  • Затем священник вместе с новокрещенным троекратно обходит вокруг купели при пении «…елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
  • Следующим элементом Великого Таинства следует великая ектинья.
  • После этого последовательно идут отпуст, омовение и пострижение волос.

Отличие обряда миропомазания в католицизме

В католической традиции Таинство Миропомазания называется обрядом конфирмации и отличается от христианских традиций временным промежутком, отделяющим его от таинства Крещения.

Совершает обряд епископ. Примечательно, что сразу после Крещения в католичество младенца предварительно благословляют через помазание миром, однако здесь это не считается Таинством и служит только залогом будущего сознательного Миропомазания.

О таинствах. Таинство Миропомазания

Сообщение благодатных даров Святого Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании, первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение) была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром (1 Ин. 3, 20, 27; 1 Кор. 1, 27).

В III и IV веках чин Миропомазания достиг своего полного развития и слагался уже из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром — с произнесением известных слов, руковозложение, — главным образом в Западной Церкви, — соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное знамение называлось печатью в отношении к Миропомазанию.

В IV веке таинство совершалось чрез помазание Миром непосредственно после Крещения (Лаодикийский Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.; Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др.

Обрядовая сторона таинства Миропомазания состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания.

Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом.

В состав Мира, кроме воды, елея и вина, входит в определенных дозах до 30, а иногда и более, различных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на обилие и разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании.

Предварительное приготовление всех благовонных веществ и прочих составляющих — начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. Открытое и торжественное мироварение бывает на Страстной седмице, начиная с Великого Понедельника. Утром этого дня приготовленное вещество мира, равно как и все принадлежности мироварения, архиерей (в Москве патриарх) окропляет святой водою (для этого на месте совершается водоосвящение) и сам возжигает под котлами огонь, который и поддерживается потом во время мироварения священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие.

В Великую Среду в приготовленное миро кладут ароматы. Затем миро разливается в 12 сосудов. В Великий Четверг, пред чтением часов, священнослужители переносят эти сосуды в алтарь и поставляют на приготовленных местах около жертвенника. На жертвеннике же поставляется сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Во время великого входа священники, сослужащие патриарху, предносят пред Дарами сосуды с Миром (освященным и еще не освященным) и поставляют их вокруг престола. Алавастр с преждеосвященным Миром поставляется на престоле. После освящения Святых Даров, после слов: «И да будут милости. », — патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд, читая особую молитву, в которой испрашивает у Господа наития Святого Духа на Миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования.

В следующей молитве патриарх приносит благодарение Богу за освящение Мира. Затем он благословляет еще раз трижды каждый сосуд и закрывает их. Освященное таким образом Миро после литургии переносится в особое хранилище при пении 44-го псалма. Здесь в каждый сосуд освященного Мира вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного Мира, а сам алавастр дополняется вновь освященным Миром. Из Московской Патриархии освященное Миро рассылается епархиальным архиереям.

В приходских храмах полученное от епископа Миро хранится в алтаре на престоле в специальном ящике, называемом мирницей, в которой полагается сосуд со святым Миром, а также сосуд с освященным елеем (с соответствующей надписью: «Святое Миро» и «Святой елей»), ножницы, губка и две кисточки для помазания — одна Миром, другая — елеем.

Помазание Миром совершается священником непосредственно за Крещением. В обрядовой стороне этого священнодействия везде выражается мысль о тесной внутренней связи его с Крещением.1

После молитвы: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю», служащей переходом от совершения таинства Крещения к совершению таинства Миропомазания, священник помазует новокрещенного Миром крестообразно на челе, очах (веках), ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, произнося при каждом помазании слова совершительной молитвы таинства:

«ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ».

Этим видимым действием освящаются невидимо Святым Духом мысли, чувства и все действия жизни человека.

После помазания Миром священник с восприемниками и крещаемым совершают

троекратное хождение вокруг купели со свечами при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

Круг есть символ вечности, поэтому кругообразное обхождение со свечами выражает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, Светом мира (Ин. 8, 12), а также радость новопросвещенного и всей Церкви о совершающемся таинстве духовного рождения нового сына Церкви. (Обхождение начинается с правой стороны — как вокруг храма).

Чтение Апостола и Евангелия. После обхождения вокруг купели и пения прокимна читается Апостол и Евангелие, которые одинаково относятся к крещению и к миропомазанию, указывая на внутреннюю связь между ними.

Читайте также:  Апологеты: понятие и значение в христианстве, задачи, история, особенности

Апостол объясняет цель и плоды крещения как образа погребения и воскресения Господа и начинается словами: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим. 6, 3—11). Евангелие повествует о явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам на Галилейской горе и повелении Его учить «вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мк. 28, 16—20). Это первое из воскресных утренних Евангелий.

После чтения Евангелия бывает ектения: «Помилуй нас, Боже», в которой прилагаются прошения о восприемнике и новопросвещенном, после которой по Уставу положено совершать отпуст.

В самом чинопоследовании таинств Крещения и Миропомазания, на связь их с литургией указывает: начальный возглас крещения «Благословенно Царство», великая (мирная) ектения, пение прокимна, чтение Апостола и Евангелия.

Омовение. В настоящее время, по чиноположению Православной Церкви, после ектении «Помилуй нас, Боже» отпуста не бывает, а священник совершает подряд еще два действия: омовение и пострижение власов.

В древней Церкви эти два действия совершались на восьмой день после крещения и миропомазания. В продолжение предшествовавших семи дней новокрещенные тщательно сохраняли на себе елей и святое Миро, полученные в двух таинствах, и потому не омывались, равно и не снимали белых одежд, полученных в крещении. Все это время они проводили в посте и молитве, удалялись от мирских удовольствий и развлечений. Воспоминание о такой практике древней Церкви сохранилось в нашем Требнике, относящем омовение на восьмой день.

Омовение совершается по следующему чину: священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, соделать его непобедимым подвижником и сподобить его вечной жизни.

Потом «разрешает, — сказано в Требнике, — пояс отрочате и пелены» и, соединив края их, омочает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».

Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:

«Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Как в предыдущих, так и в последующих словах указывается на преемственное совершение таинств, которых удостоился новокрещенный, а именно, слова:

оправдался еси — указывает на прощение грехов;

крестился еси — на освящение души и тела в водах крещения;

просветился — вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;

миропомазался — на таинство Миропомазания;

освятился — относится к таинству Евхаристии, которой сподоблялись новокрещенные в древней Церкви в течение семи дней;

омылся — относится к настоящему обряду омовения.

Пострижение власов совершается вслед за омовением. Оно предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божие на новокрещенного и на главу его, да преуспев в возрасте, «сединами старости славу Богу возслет» и увидит благая Иерусалимова.

Затем крестовидно постригает волосы на голове новокрещенного, произнося:

«Постригается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (певцы — «Аминь»).

Пострижение волос на голове означает подчинение новокрещенного Иисусу Христу и посвящение его на служение Богу.

Пострижение волос на голове совершается обыкновенно в том порядке, в каком благословляется голова: сперва постригается затылок, потом — передняя часть головы, далее правая и левая ее стороны.

За пострижением волос следует краткая ектения: «Помилуй нас, Боже», — о восприемнике и новокрещенном. А затем бывает отпуст с крестом, где обыкновенно поминается святой, в честь которого дано имя крещенному. После отпуста дается крест для целования сперва новокрещенному, потом восприемникам.

Воцерковление есть введение новокрещенного человека в церковное общество и причисление к нему. По своему происхождению воцерковление имеет еще значение дозволения входить в храм.

Чин воцерковления младенца совершается на 40-й день по рождении над уже крещенным младенцем.

Этот чин следует обычно сразу после чтения «Молитв жене родильнице в 40-й день» («сороковой молитвы»). После чтения последней (4-й) молитвы священник, взяв младенца на руки, творит им образ креста, — сперва пред вратами храма (в притворе), — произнося слова:

«Воцерковляется раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Входя в храм, произносит:

«Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему».

Посреди же церкви снова творит образ креста со словами:

«Воцерковляется раб Божий. » и после них говорит:

«Посреде церкве воспоет Тя».

Наконец, перед царскими вратами в третий раз священник, творя младенцем образ креста, произносит те же слова: «Воцерковляется раб Божий». И если младенец мужского пола, то вносит его в алтарь, обнося вокруг престола чрез горнее место, и после поднесения его (приложив) к местным иконам, отдает в руки принесшим его. Если же младенец женского пола, то в алтарь не вносится, а только пред царские врата. Воцерковление священник заключает молитвой Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши. » и отпустом с крестом.

ЧИН ПРИНЯТИЯ В ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ЛЮТЕРАН, КАЛЬВИНИСТОВ и других ПОСРЕДСТВОМ МИРОПОМАЗАНИЯ,

А ТАКЖЕ АРМЯН И КАТОЛИКОВ, НАД КОТОРЫМИ НЕ СОВЕРШЕНО ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Лица указанных вероисповеданий (протестанты, католики, армяне) имеют вообще правильное крещение. Но протестанты (лютеране, кальвинисты и проч.) не признают таинства Миропомазания и не имеют правильного иерархического преемства, которое Православная Церковь признает необходимым условием правильности совершения таинств (Второй Вселенский Собор, Седьмой Вселенский Собор, Шестой Вселенский Собор, 95 пр.); потому все они принимаются в Православную Церковь чрез Миропомазание. Что касается католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание в своих обществах, а потому чрез Миропомазание принимаются только те из них, которые не были миропомазаны в своих обществах.

Чин принятия в Православную Церковь лиц указанных исповеданий состоит из оглашения и самого Миропомазания. Вначале они исповедуются у священника (но разрешительная молитва при этом не читается), затем над ними в притворе храма совершается оглашение: они произносят отрицания от прежних заблуждений. Отрицания произносятся или в общих выражениях, или с особым изложением неправого учения своего вероисповедания.

После совершения отрицания присоединяющийся исповедует догматы православной веры, читает Символ веры и затем вводится священником из притвора в храм со словами: «Вниди в Церковь Божию и отрини вся неправости и заблуждения». В это время поется 66-й псалом. Присоединяемый приводится к аналою, на котором лежит Евангелие; здесь он преклоняет колена пред Евангелием, и священник читает молитву «Господи Боже Вседержителю», в которой молит Господа, чтобы даровано было просвещенному нелицемерно, невозвратно и нелестно соединиться Святой Соборной Церкви.

После молитвы присоединяемый, встав с колен, произносит обещание содержать и исповедовать православную веру до конца жизни целу и невредиму, в уверение чего целует Евангелие и крест. Священник присоединяемому, преклонившему колена, читает разрешительную молитву (особого содержания) и приступает к совершению самого таинства Миропомазания (см. Большой Требник, гл. 106).

После возгласа: «Благословенно Царство» поется «Царю Небесный» и произносится великая ектения с особыми прошениями о благодатных дарах помазания святым Миром.

Вслед за ектенией священник читает молитву: «Благословен еси, Господи» (та же, что и для младенцев пред помазанием Миром) и совершает само помазание по обычному чину. После этого он возлагает крест на миропомазанного и читает молитву «Господи Боже наш», в которой просит:

«Ты, Владыко всех, истинную веру в нем (сподобившемся помазания) соблюди, воспитай его в правде и истине, и всеми даровании украси».

По прочтении молитвы совершается по обычному чину омовение и читается священником тайная молитва (на главопреклонение): «Одеявыйся в Тя, Христа и Бога нашего». После возгласа: «Яко Твое есть еже миловати», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», — с особыми прошениями о новопросвещенном.

И бывает отпуст с крестом.

В случае тяжелой болезни и смертной опасности лица из инославия, изъявившие искреннее желание перейти в Православие, принимаются в Церковь без особого предварительного чина, чрез одно только миропомазание, и притом только на одном челе. При этом священник должен только прочитать над больным следующие две молитвы, положенные в чине присоединения: 1) «Господи Боже Вседержителю, едине Святе и во святых почиваяй» и 2) разрешительную: «Господь и Бог наш Иисус Христос ключи Царствия Небеснаго», и затем после миропомазания приобщает его Святых Таин по обычаю (Указ Святейшего Синода 1800 года от 20 февраля).

Миропомазание — что это за таинство и когда оно совершается

Миропомазание – таинство, которое придает человеку сил и веру в себя, сеет в его душе чистые помыслы и очищает от греховных мыслей. Миропомазание совмещается вместе с обрядом крещения.

Значение обряда миропомазания в православии

В современном мире крещение считается обязательным и порой не все понимают его смысл, в том числе и значение обряда миропомазания, которое тесно связано с крещением. В жизни верующих христиан, миропомазание, было, есть и будет значимым событием в жизни, которое может произойти только дин раз.

Обряд дает человеку печать Святого Духа, с помощью которой он приобщается к вере, к Богу и становится полноправным членом православной церкви, может посещать все богослужения. Миропомазание может проводиться и в случае принятия христианства католиками.

В момент миропомазания, после окончания обряда крещения на человека спускается Святой Дух. В этом человеке полностью воплощается смысл крещения. Таинство неозможно без крещения, и его не может получить человек, который не приобщен к Богу в церкви.

Православные люди воспринимают это таинство как Божий дар, после принятия которого, человек начинает по-другому относиться к жизни и к людям. Он получает дар к самоусовершенствованию, ростки для развития ума, духовности и физической силы. Но после таинства миропомазания, только человек решает, принимать ли данный ему дар и пускать его в доброе дело, либо загубить, пойдя на поводу человеческих слабостей.

Когда происходит обряд миропомазания

Возник обряд в начале четвертого века. Как упоминалось выше, обряд проводится в момент крещения. Сначала человек облачается в чистые одежды, в символ чистоты и благих намерений, после надевается нательный крест. И следующий этап – помазание верующего миром, маслом, которое изготавливается по специальному рецепту и освящается Патриархом.

Со стороны это выглядит как крестообразные мажущие движения. Священник мажет маслом, лоб, глаза, уши и губы. Если это новорожденный ребенок, то грудь, руки и ноги. А изначально процесс выглядел по-другому. На человека во время таинства крещения апостолы накладывали руки, как бы даруя ему нисхождение Божье.

Читайте также:  Развенчание в православии: что это такое, причины и правила процесса, мнение священников

После миропомазания с ребенком нужно совершить обход вокруг купели, против солнца, этот обычай называется «навстречу Христу».

После священнослужитель читает молитвы господу Богу и омывает помазанные маслом части тела.

Совершать обряд миропомазания для новорожденного нужно на отдельной пеленке и в специальной рубашке, которую потом нельзя носить в повседневной жизни. Это связано с тем, что капли масла могут попасть на одежду, они являются частичкой святыни и осквернять их повседневной ноской нельзя. Одежду после крещения хранят в память об этом торжественном и чистом дне.

Чем мажут при Крещении

Во время крещения применяют масло миро. В современное время оно включает в себя около 40 компонентов. Обычно в него входят масла розы, оливы, гвоздики, фиалки, мускатного ореха, елей и другие масла и экстракты.

Их заготавливают в Великий пост, настаивают и варят на Страстной неделе. А в Великий четверг, на вечернем богослужении масло освящают. После этого миро может использоваться во время крещения. Освящать масло можно только два раза в год.

Смесь масел во время освящения должна пройти еще один важный этап. В новое масло должно добавиться небольшое количество миро, из старых запасов престольного алтаря. Это нужно для того, чтобы достичь незримой духовной связи между поколениями, а по маслу миро, можно отследить многих апостолов, которые участвовали в его изготовлении.

Видео: Протоиерей Артемий Владимиров о миропомазании

19. Смысл и значение Таинства Миропомазания

Миропомазание есть Таинство, в котором верующе­му, при помазании тела его священным миром, пода­ются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его в духовной жизни.

Во всех Таинствах подается благодать Святого Духа, но Миропомазание есть Таинство Святого Духа по преимуществу, оно завершает Крещение. Там – духов­ное рождение, здесь – уже духовное мужание. Сотво­рив человека, Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни» (Быт.2,7), а совершив в лице Своего Сына искупление людей, послал им в день Пятидесятницы Святого Духа. Так и после Крещения Дух Святой особым образом посылается человеку через Миропомазание. Таким об­разом, это Таинство является личной Пятидесятницей вступившего в Церковь человека.

Духовная жизнь есть постоянный духовный рост и восхождение. Дух Святой, как Дух премудрости и разу­ма, прежде всего, помогает усвоению учения Церкви. Он же просвещает сердце, т.е. совесть, так как, по словам Апостола: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин.3,20). Освящает Он также чувства и волю, от кото­рых зависят поступки человека.

Миропомазание – это Таинство, в котором дары Святого Духа, укрепляющие человека в духовной христианской жизни, подаются через помазание ми­ром лба, глаз, ноздрей, груди, рук и ног крещаемого. Дух Святой, сходя на верующего, ввиду его чистой и праведной жизни, возжигает в нем стремление к Богу как своему Первообразу. «Цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа» (прп. Серафим Саров­ский). При помазании миром священник каждый раз произносит совершительные слова Таинства: «Печать дара Духа Святаго». Эта печать свидетельствует, что человек стал Божиим. Иногда это священнодействие сравнивают с запечатыванием сосудов с драгоценным миром или вином, так как христианин должен навсегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа. Апостол Павел об этом пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6,19-20).

Совершается это таинство также над лица­ми, ушедшими из еретических обществ и присо­единяющимися к Православной Церкви, являясь одним из способов их присоединения. Совершительные слова таинства «Печать дара Духа Святаго» указывают на его значение и действие. Оно является:

а) завершительным актом присоединения к Церк­ви, утверждением, или печатью присоединения;

б) печатью благодатных сил, даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.

Среди неисчислимых даров Духа Святого наивыс­ший – христианская любовь. Посредством Таинства Ми­ропомазания в душу христианина всевается Божествен­ная любовь и, вместе с нею, «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23), а также множество других плодов Духа Утешителя. О них Церковь просит в молит­ве, с которой начинается Таинство Миропомазания. В этой же молитве Церковь испрашивает для приступив­шего к Таинству возможность причащения Тела и Кро­ви Господней.

В древности новокрещеные и миропомазанные тотчас приступали к святому Причащению на литургии Вели­кой Субботы. На этом основании Апостол и Евангелие Великой Субботы читаются теперь после помазания свя­тым миром. Эти чтения относятся к обоим Таинствам (Рим.6,3-11; Мф.28,16-20).

Завершает Таинство троекратное хождение священ­ника, восприемников и новокрещеного вокруг купели. Круг есть символ вечности, и этот обряд знаменует веч­ную силу совершенного Таинства. В современной прак­тике к Таинству Миропомазания присоединяются омо­вение (от мира) новокрещеного и пострижение его волос, совершавшиеся ранее только через 8 дней. Пер­вый обряд вводит нового христианина в обычную жизнь, напоминая о том великом, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готов­ность принести себя в жертву Богу.

Согласно многим историческим данным, Миропома­зание вначале совершалось через возложение рук епис­копа, а позже, на Востоке, ввиду больших расстояний, епископы стали благословлять масло и передавать его священникам для совершения Таинства. Теперь миро (из оливкового масла с примесью особых ароматов) ос­вящается главами Церквей или собором епископов по особому богослужебному чину в Великий Четверг.

Литература: Митр. Владимир (Сабодан) т. 6, стр. 205; Помазанский стр. 257.

Что такое миропомазание?

Миропомазание – это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни.

Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с Крещением, вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием – Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного особо освящённым ароматическим маслом — миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто…

Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание – древнейшие символы. Печать – это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство. В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников. Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности – Богу, Который стал человеком – Иисусу Христу. Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.

Апостолы передавали верующим Дар Духа Святого через возложение своих рук на голову новокрещенного. Но когда счет верующих пошел на тысячи, ученики Христа физически не могли присутствовать на каждом крещении. Поэтому они стали освящать миро, которое передавалось священникам, и уже они, в свою очередь, совершали Таинство через помазание. В Православной Церкви такой порядок совершения Миропомазания существует по сей день. За три дня до Пасхи, в Великий Четверг, глава Автокефальной (Поместной) Церкви совершает чин мироварения и освящает приготовленное миро. Это благовонное масло, состоящее из более чем 64-х веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и т.д.). Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.

На Руси миро освящали в московском кремлевском Успенском соборе. После упразднения Патриаршества при Петре I местом совершения этого чина, помимо Кремля, стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. Сегодня мироварение совершается в Малом соборе Донского монастыря Москвы, где построена специальная печь. А освящается миро в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. После крещения Иисуса Христа в Иордане Святой Дух сходит на Него в виде голубя. Многие люди недоумевают: если Христос – Бог, зачем Ему надо было креститься и почему на Него сходит Дух? Это тема для отдельного разговора. Здесь же главное, что Священное Писание показывает: Иисус обладал всей полнотою Святого Духа. В Евангелии Спаситель неоднократно говорит о том, что после окончания Его земного служения именно Дух Святой будет сопровождать верующих, учить и вести их к спасению. Дух Святой будет свидетельствовать о Христе не только христианам, но вообще всем людям, независимо от того, как они относятся к личности Христа.

Все эти слова Господа в точности исполнились на пятидесятый день после Его Воскресения. То, что произошло, сразу же стало отмечаться как один из величайших праздников Церкви. Действительно, кто сегодня не слышал о таком христианском празднике как Троица. Но это не просто великий праздник Церкви, это день ее рождения. Именно в этот день исполнилось обещание Господа, и на первых двенадцать учеников Христа сошел Святой Дух.

Церковь существует вот уже 2000 лет. Она прошла через эпоху гонений, эпоху Вселенских Соборов, потрясаемая до самого основания различными ересями. Потом настала эпоха секуляризации и внешней церковности, затем опять гонения… Читая историю Церкви, каждый раз удивляешься тому, как можно пройти через эти испытания и выжить?! Ответ находится в Евангелии: Церковь – это не просто организация людей, объединенных одной верой и управляемая иерархами-чиновниками.

Церковью руководит Святой Дух. Он ведет каждого христианина в отдельности и всю Церковь к спасению. Это точка зрения верующего человека. С ней можно соглашаться или нет, но слова Христа исполнились в точности: Церковь самим фактом своего существования свидетельствует людям о Спасителе мира. Другое дело, что можно верить в Него или отвергать…

Читайте также:  Поминальный стол: что приносят в церковь и что приготовить дома, продукты

Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.

Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей – по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника. Или с Таинством Елеосвящения (Соборование).

Итак, христиане верят, что именно Святой Дух ведет их к спасению. Но возникает вопрос: Церковь называет Иисуса Христа Спасителем, то есть Он уже совершил наше спасение через крестную смерть и Воскресение. Как же можно вести к тому, что уже совершено? И здесь очень ярко проявляется смысл Миропомазания. То, что совершил Христос, не зависело от человека. В Крещении человек умирает и воскресает вместе со Спасителем, освобождается от власти сатаны и приобщается ко всей полноте Церкви, которая является мистическим Телом Христа. Перед христианином открывается путь доселе закрытый – путь спасения от греха и обожения. Но этот путь нужно пройти. И здесь многое зависит от усилий самого человека. Миропомазание дает возможность жить полноценной церковной жизнью, христианину лично подаются дары Святого Духа для духовной жизни, для личного общения с Богом.

Что это за дары? Об этом знает только Бог и человек. Церковь – это живой организм – Тело Христово. Апостол Павел, развивая эту мысль, писал: «Дары различны, но Дух один и тот же… Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество… Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все мы напоены одним Духом» (Первое Послание к Коринфянам, глава 12, стихи 4-13).

Здесь надо оговориться: Апостол писал это в середине первого века по Р.Х., когда дары исцеления и чудотворения действительно были необходимы Церкви для утверждения веры. Но вместо даров пророчества, исцеления, чудотворения можно поставить почти любую современную профессию – смысл апостольского Послания от этого не изменится: если обычная печать, поставленная на чем-то, призвана свидетельствовать о ее владельце, то «печать дара Духа Святого», полученная христианином, должна свидетельствовать о Боге. Церковь должна преображать и изменять мир, а каждый христианин – член Церкви, Тела Христова – на своем месте преображать мир вокруг себя. Жизнь в Церкви – это постоянное возрастание. Здесь нужно постоянное усилие самого человека. Но это усилие останется бесплодным без помощи Божией, которая и дается в Таинстве Миропомазания.

Это Таинство, как и Крещение, неповторимо. После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.

Что такое помазание на царство?

Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром. Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством. С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке.

На Западе существует другая традиция совершения Таинства Миропомазания. У католиков над младенцем совершается Таинство Крещения, затем священник помазывает его миром, а Миропомазание, которое называется Конфирмацией (подтверждение – лат.), совершается уже в сознательном возрасте, после научения истинам веры. Тогда человек приходит к епископу, тот опять помазывает его миром, после чего человек принимает первое причастие. Парадокс в том, что при подобной практике непонятно, что же такое Таинство Крещения. С одной стороны, Крещение – это Таинство вхождения в Церковь, Таинство духовного рождения. Но с другой, получается, что никакого вхождения в Церковь не происходит, потому что до Конфирмации ребенок остается не причащенным. Более того, непонятно, чем помазывают ребенка после Крещения. Если миром, то значит, Таинство Миропомазания совершилось, а если обычным елеем (маслом), то непонятно, зачем освящать его как миро в Великий Четверг.

Сегодня Католическая Церковь старается разрешить эту проблему. Всеобщее распространение получает практика причащения младенцев сразу после Крещения. Но в этом случае становится совершенно непонятым смысл Конфирмации.

В восточной традиции подчеркивается неотрывность Крещения и Миропомазания и Причащения, ведь все эти три Таинства необходимы для полноценного вхождения человека в Церковь. В западной же традиции акцентируется роль епископа как олицетворения Церкви. Епископ лично принимает каждого крещаемого, чтобы было ясно видно, что Крещение и Миропомазание – это не какая-то частная треба, а дело всей Церкви, соединение со всей Церковью.

Но суть от этого не меняется: Святой Дух незримо присутствует и участвует в жизни любого христианина. Он всегда рядом, даже в самые горькие минуты. Если открыть Евангелие, то это можно понять. Сразу же после Своего крещения в Иордане Иисус Духом был отведен в пустыню, где Его ждал сорокадневный пост и искушения от сатаны. Так и наша жизнь. Крещение и Миропомазание – только начало пути, на котором человека могут ждать минуты страшного отчаяния и искушений. Но мы уже не одиноки. Первым этот путь прошел Христос, одержав победу и подарив ее всем нам.

1. Епископ Пантелеймон (Шатов) совершает Таинство Миропомазания во время одной из миссионерских поездок.

Фото Екатерины Степановой.

2. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн миропомазует новокрещенного младенца. Фото игумена Агафангела (Белых).

Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: Таинство и обряд

В Церкви, помимо термина «таинство», используется еще одно важное для нас с вами понятие — «обряд». Слово «обряд» в Православной Церкви обыкновенно используют в двух смыслах. Первое понимание термина «обряд»: обряд — это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы; обряд — это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д.. Второе понимание обряда: обряд — это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихида.

Принято различать три типа существующих обрядов. Первый тип обрядов — это обряды богослужебные. Они — составляющая литургической жизни Церкви. Например, помазание верующих на утрене освященным маслом, освящение артоса — такого рода обряды именуются богослужебными. Второй тип обрядов — это обряды, освящающие житейские нужды человека, например, освящение жилища, всякой вещи. Третий тип — обряды символические, выражающие различные религиозные идеи: например, совершение крестного знамения. Оно — символ Креста Господня и сила, ограждающая нас от бесов. Это обряды, которые служат для нас путем к богообщению.

Почему же Церковь посчитала необходимым выделить из числа существующих в ней богослужебных чинопоследований именно семь Таинств? И чем же эти Таинства принципиальным образом отличаются от тех священнодействий, чинов, что принято именовать обрядами, — например, от молебнов?

В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни в Церкви и, быть может, дарует здоровье; в Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена — он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, мистически делается единой плотью со своей женой в Таинстве Брака. Именно благодаря нашему участию в Таинствах и происходит то, к чему мы призываемся Церковью: освящение, обожение.

Однако следует помнить, что в Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела. По слову святителя Григория Паламы, в Таинствах «не просто природа, а ипостась каждого верующего крестится, живет по Божественным заповедям и причащается боготворящего Хлеба и Чаши» — Евхаристических Даров. Тем самым каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, «биологически», но и преображается ипостасно, личностно — освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе» (ср. 2 Кор. 5, 17) — именно как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Каждое Таинство — есть Таинство, осуществляющееся во Христе. Этому нас научает святой Николай Кавасила, который говорит о том, что в каждом Таинстве мы как бы «приобретаем» одну из сторон жизни Самого воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, приобщаемся к ней; мы начинаем соучаствовать вместе со Христом в какой-то из сторон Его Искупительной Жертвы, Его земного служения. Именно благодаря тому, что, по мысли Кавасилы, «совершаемые Таинства принадлежат Воплощению Господню», принимая участие в Таинствах, мы живем жизнью Христа и «с Ним всегда общи у нас и тело, и кровь, и члены и все подобное». Отныне в наших телах действуют те силы, те Божественные энергии, что были присущи и земному телу ставшего человеком Бога. Силы эти, подобно Божественному солнечному свету, сиянию Солнца Правды — Христа, проникают в нас благодаря Таинствам из горнего мира, вводя в наши тела святые токи своей бессмертной и боготворящей жизни. Как пишет святой Николай Кавасила, «посредством… священных Таинств, как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце Правды и умерщвляет жизнь сообразную с сим миром, и восстанавливает жизнь премирную, и Свет мира (вы помните, так именует Себя Сам Христос — П. М.) побеждает мир, вводя в смертное и изменяющееся тело постоянную и бессмертную жизнь».

Ссылка на основную публикацию