Мощи Александра Невского: где находятся и как добраться, история, о чем просить

Где сейчас находятся нетленные мощи преподобного Александра Свирского?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Свято-Троицкий мужской монастырь, где пребывают мощи преподобного Александра Свирского, является центром паломничества православных христиан уже много десятилетий. Верующие стремятся поклониться нетленным останкам преподобного и своими глазами увидеть чудо мироточения, происходящего от кожных покровов почившего старца. Мощам Александра Свирского почти 5 столетий, но внешний облик святого сохранился настолько хорошо, что с его лица в конце XIX века была написана уникальная икона.

Содержание страницы

История

Смотрите также:

Мощи святого обретали дважды. Первый раз в XV веке. Второй – в XX. Тогда на протяжении шести месяцев останки подвергались тщательному всестороннему изучению: к ним приглашали гистологов, рентгенологов, стоматологов, патологоанатомов, целью работы которых являлось установление подлинности мощей. Наконец, после полугодовой научной экспертизы исследователи пришли к выводу, что перед ними – тело Александра Свирского, монаха и аскета, почившего в 1533 году.

Иконография: Александр Свирский, преподобный. Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 17,9 см. Православный русский святой, прославившийся дивными чудесами, творимыми при жизни и после кончины. Инв. № Ж-1264. © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Первое обретение

Год 1641. Монахи Свирского монастыря разбирают ветхую каменную церковь Преображения Господня, установленную над могилой похороненного здесь старца Александра. Лопата инока, копающего ров, ударяется о что-то твердое, как выясняется впоследствии – крышку гроба. В благоговейном молчании братия выставляют верхнюю доску. В воздухе разливается благоухание, а в гробу взволнованные монахи обнаруживают нетронутого тлением преподобного Александра. Из-под аналава (плата) виднеется клочок бороды. Правая, вытянутая вдоль тела рука, покоится рядом с посохом, а пятка правой ноги, обутой в сандалию, упирается в свод левой ноги.

Полезные материалы

30 августа 1641 года состоялось первое освидетельствование мощей преподобного Александра Свирского. В присутствии четырех настоятелей новгородских монастырей и всего соборного духовенства мощи были осмотрены, в результате чего все «утвердились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра». Через два года мощи были перенесены в заново отстроенную церковь Преображения и положены в позолоченную раку, присланную из Москвы самим государем Михаилом Феодоровичем.

Судьба останков в период гражданской войны

Год 1918. В Свирский монастырь пребывает отряд чекистов под командованием латышского стрелка Августа Вагнера. Им поставлена задача – уничтожить тело преподобного Александра. Любопытно, что официальная компания по вскрытию и изъятию мощей начнется только через три месяца после этого случая. Видимо, судьбой защитника русских царей и молитвенника о их престолонаследии, коим всегда почитался преподобный Александр, интересовались в высших кругах партийного аппарата. Но в тот день службистам не удалось развенчать «культ мертвых тел».

Вскрыв раку с телом преподобного, чекисты остолбенели: сохранность останков Божьего угодника была просто фантастической. Вагнер искал каких-либо научных объяснений данному феномену, и он их нашел. Вот что впоследствии будет написано в отчете 8-го отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезда Советов:

«При приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря в литой раке, весящей более 20 пудов, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла».

Чекисты разграбили монастырь, выпили вино, которое нашли в алтаре, застрелили нескольких человек из числа монашествующей братии, пытавшихся им противодействовать, и ушли. Еще шесть раз монастырь будет подвергаться грабежу со стороны большевиков, но мощи не тронут. Только 20 декабря 1918 года останки преподобного Александра изымут из монастыря и

«в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли»

переправят в опечатанную чекистами часовню в городе Лодейное Поле. Из архивных записей известно, что позже они будут отправлены в Петроград и подвергнуты судмедэкспертизе. Только через 80 лет мощи праведника вернутся в Свирский монастырь.

Второе обретение

Год 1998. В Военно-медицинскую академию им. С.И. Кирова приходят монахи. Они объясняют, что уже много месяцев изучают архивы Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга в поисках какой-либо информации о местопребывании тела преподобного Александра Свирского. Есть данные о том, что мощи могут храниться в запасниках анатомического музея при академии.

Были подняты каталоги, но искомого «экспоната» не нашли. И тут начальник академии Юрий Шевченко вспоминает, что в хранилище трупов, где он недавно был с визитом, его поразило одно обстоятельство: один из трупов странным образом источал благоухание. Уж не те ли это мощи, которые ищут монахи?

Вскоре была собрана экспертная комиссия, в состав которой вошли кандидаты наук и профессора. На протяжении всего исследования специалисты ВМА будут не раз поражены целостностью покровов преподобного. Даже кожа лица выглядела не высохшей и сморщенной, как бывает при мумификации, а гладкой и эластичной.

Вот что отметила в своем докладе антрополог Ю.Д. Беневольская:

«Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела — восковой. <> Голова без волосяного покрова и бороды, несколько развернута левому плечу. Черты лица хорошо сохранились. Рот приоткрыт. <> Крылья носа, его кончик сохранили практически прижизненную конфигурацию, толщину, моделировку.<> Поражает сохранность тела».

Общий изыскательский труд специалистов занял сорок пять страниц печатного текста. В заключительном акте экспертизы говорится:

«мумифицированный труп мужчины, не числящийся в каталогах фундаментального музея кафедры, на основании собранных заключений может быть идентифицирован как мощи святого преподобного Александра Свирского».

Во время подготовки тела к процедуре снятия рентгена сотрудники внезапно обратили внимание на то, что простыня под останками преподобного промокла. Оказалось, что она пропиталась миром, которое стало выделяться из пор кожи и особенно обильно истекать со стоп святого.

23 ноября 1998 г. мощи преподобного Александра были, наконец, перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Свято-Троицкий мужской монастырь

В двухстах шестидесяти километрах от Санкт-Петербурга, почти на границе с Карелией, на берегу Рощинского озера расположился удивительный по красоте мужской монастырь. Когда-то на его месте рос густой непроходимый лес, в котором поселился отшельник из Валаама. Он построил себе скромную келью и жил в безмолвном уединении семь лет, питаясь одними плодами земли. Постепенно к пустыннику стали стекаться люди, искавшие уединения и благочестивого образа жизни. Вокруг скромной хижины постепенно стала выстраиваться обитель.

Однажды, на 23-м году своего поселения в пустыни, монах молился в своей келье. Внезапно он узрел яркий столб света и нисходящих по нему трех Мужей в белоснежном одеянии. Из Их уст инок услышал повеление:

«Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы».

Этим иноком, который удостоился встречи с Пресвятой Троицей, был никто иной, как Александр Свирский.

Позже, на указанном Богом месте, в 1509 году был построен храм во имя Святой Троицы. Этот храм был перестроен в 1791 году и функционирует в составе нынешнего Троицкого монастыря. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь включает в себя два комплекса: Троицкую часть и Преображенскую.

Обители объединяет идущая вдоль озера дорога. В свое время монастырь владел обширными угодьями. В XVIII веке к нему были приписаны 27 монастырей, его именовали Северной Лаврой. Имелись у него также подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Белозерске, Олонце. Однако вскоре расцвет духовно-культурной жизни сменился упадком: обитель стала подвергаться грабежам, санкционированным новой социал-демократической властью, а в 30-х годах в стенах монастыря расположили концентрационно-трудовой лагерь (СвирьЛАГ). Затем, последовательно, детский и инвалидный дома, сельскохозяйственный техникум, и, наконец, психиатрическую больницу, которая была ликвидирована лишь в 2009 году.

На сегодняшний день на территории монастыря являются действующими пять храмов.

Адрес

Монастырь находится в Ленинградской области, Лодейнопольском районе, Янегском сельском поселении, в деревне Старая Слобода. Открыт для посещений с 6.00 до 20.00. В воскресные дни – с 8.00.

Факты чудес

В 1998 году, в конце лета, в храм вошла женщина, несущая на руках девочку. Малышке было пять лет, но ее болезненный вид делал ее младше своего возраста. Мать рассказала, что ее дочь не может ходить с рождения из-за болезни центральной нервной системы. Подойдя к мощам святого Александра Свирского, мать опустила девочку на стеклянную крышку раки. Какое-то время малышка неподвижно лежала на ней, затем мать сняла ее со стекла и посадила на пол, чтобы самой приложиться к мощам. Когда через минуту выпрямилась и огляделась, девочки нигде не было видно. Оказалось, что малышка ушла сама, сумев подняться на чудом окрепнувшие ноги. Через год в монастыре поинтересовались судьбой девочки. Выяснилось, что ребенок может не только ходить, но и бегать.

50-летняя Елена страдала врожденным правосторонним гемипарезом. Это такое неврологическое заболевание, при котором нарушается двигательная активность левой или правой стороны тела. Когда мощи преподобного Александра Свирского пребывали в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, женщина несколько раз приходила на молебны. Во время одного из богослужений она подошла к раке и прикоснулась своей омертвевшей холодной рукой к обнаженной стопе святого. Ее охватило неожиданное и приятное чувство тепла. Дома, во время обеда, она автоматически взяла ложку в правую руку, а затем и стакан. На следующем молебне она горячо благодарила про себя преподобного и обнаружила, что без труда может перекреститься правой рукой. Все это Елена восприняла, как чудо, ведь за семь лет до этого она все делала левой рукой.

Жительница Петербурга 1956 года рождения уверена, что святой помог ей исцелиться от рака. Вот, что написала она в своем письме настоятелю храма:

«в ноябре 1998 г. у меня был обнаружен рак левой молочной железы (была взята пункция, которая показала наличие раковых клеток), была рекомендована срочная операция».

Однако врач, который должен был оперировать, на время уехал из города, и операция была перенесена.

«В этот промежуток времени между постановкой диагноза и операцией я трижды присутствовала на молебнах у раки с мощами преподобного Александра Свирского, прикладываясь к мощам многократно, втирала в больное место маслице с миро, полученное после молебна»,

— пишет петербурженка. После операции пришли результаты гистологического анализа – рака не было.

Когда открывают мощи

Святые мощи преподобного Александра Свирского открываются:

  • 30 апреля – день первого обретения мощей.
  • 12 сентября – день праведной кончины.
  • в день Святой Троицы.
  • на Преображение.

Это значит, что стеклянная крышка над ракой будет открыта, и все верующие смогут приложиться к руке праведника.

Когда игумен Свирского монастыря архимандрит Лукиан вынимал частицы мощей для передачи в другие епархии, то был поражен увиденным.

«Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань. В музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью — похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».

Особенно сильно мироточили мощи в дни совершения Божественных Литургий, когда тело преподобного впервые за долгие годы было внесено под своды храма. Аромат меда, наполнявший церковь, привлек непонятно откуда взявшихся пчел. Они роились вокруг стоп святого и ползали по стеклянной крышке раки. Этот факт даже был заснят операторами НТВ, снимавшими сюжет для канала.

Как добраться из Санкт-Петербурга

  1. На машине. Добраться до монастыря можно на личном транспорте двигаясь по Мурманскому шоссе (М-18) до Лодейного Поля, затем по мосту через Свирь до поворота на обитель (указатель находится на 249-м километре). Еще через пять километров будет поселок Сарая Слобода (Свирское), в котором и расположен монастырь.
  2. На железнодорожном транспорте. На электричке из Санкт-Петербурга с Ладожского вокзала до Лодейного Поля (время в пути примерно 4 часа). Время отправления уточнять в справочной. С ж/д вокзала Лодейного Поля до обители можно добраться на такси или на маршрутном автобусе № 863 или 963.
  3. На автобусе. Прямым рейсом с 1-го автовокзала по маршруту № 863 «С.-Петербург — Свирское — С.-Петербург». Также из Северной столицы в Лодейное Поле или Свирское можно попасть на рейсовом автобусе с автовокзала №2 (время в пути около четырех часов).

Как доехать из Москвы

  1. На машине. Двигаться по Ленинградскому шоссе (Е-105), придерживаясь указателей. Время в пути – 11 часов (без пробок), расстояние – 850 км. Нужно доехать до моста через реку Свирь и дальше до поворота на монастырь (будет указатель), еще примерно 5 км до Свирского (Старая Слобода).
  2. На железнодорожном транспорте. Из Москвы (Ленинградский вокзал) можно доехать поездом до Лодейного Поля. Обитель располагается в 21 км от Лодейного Поля в поселке Свирское (Старая Слобода). Время в пути от 9 до 12 часов. От Лодейного Поля можно сесть на проходящий автобус или маршрутное такси до Свирского.

Судьбы многих людей изменились после соприкосновения с мощами преподобного Александра Свирского.

Благодать, явленная Господом через его нетленную плоть, столь сильна, что не оставляет равнодушными даже людей науки, привыкших полагаться на свои знания и давать всему рациональные объяснения. Показателен в этом отношении пример Юрия Леонидовича Шевченко – генерал-полковника медицинской службы, академика РАМН, а в 1999 – 2004 годах еще и министра здравоохранения России. Именно этот человек, увидев чудо мироточения в рентген-кабинете СМЭС, форсировал процедуру передачи святыни Русской Православной Церкви. В 2009 году Юрий Леонидович принял сан священника. Теперь по будням он оперирует, а по выходным дням служит в основанной им церкви в честь Николая Чудотворца при ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова».

Автор: Галина Бочарова.

Видео

Документальный фильм, рассказывающей об обретении мощей прп. Александра Свирского.

10 главных святынь Петербурга: Куда пойти и кому помолиться

1. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Где: Александро- Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1

Была записана на святой горе Афон . Все дни блокады находилась в Ленинграде – в Князь-Владимирском соборе. В день этой иконы – 22 октября 1941 года в город отправились первые машины с продуктами. Самое название «Скоропослушница» говорит о смысле иконы – «внимающая молитвам скоро». Считается, что она помогает найти правильное решение в растерянности и смятении, выносить и родить здорового ребенка, излечиться от болезней.

2. МОЩИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Рака с мощами Невского. Фото: lavra.spb.ru

Александр Невский считается одним из покровителей Петербурга . Его мощи привезли в молодую столицу еще при Петре I – в 1723 году, и с тех пор они ни разу покидали невские берега. Существует поверие, что пока святыня находится в городе, с ним ничего не случится.

Мощам принято молиться о защите и покровительстве, просить об укреплении веры и даровании мужества. Считается, что мощи особенно помогают в делах военных: благополучном служении и защите Отечества.

Где: Александро-Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1

3. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.

Икона «Всех скорбящих Радость» была написана на кипарисовой доске в середине XVII века. Ее начали славить после чудесного исцеления родной сестры патриарха Иоакима Евфимии. У нее была рана в боку такого размера, «что все внутренности видны», которая зажила после молитвы. Узнав о случившемся, к святыне потянулись немощные, скорбящие и болеющие.

Читайте также:  Парастас: что это в православии и что за служба, сколько длится и когда служится

В молодой Петербург икону привезли из Москвы . В новой столице она стала одной из первых святынь и сначала находилась в храме на Шпалерной улице. В Советские времена ее перенесли в Спасо- Преображенски й собор.

У иконы просят об исцелении, утешении в скорби и обереге в поездках.

4. МОЩИ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Усыпальница Иоанна Кронштадтского. ФОТО: imonspb.ru

Где: Иоанновский женский монастырь, Набережная реки Карповки, 45.

При жизни святой пророк исцелял много больных. И в наши дни к нему идут за избавлением от неизлечимых заболеваний и душевных мук. Считается, что Иоанн Кронштадтский способствует детям в обучении, помогает при наркомании, алкоголизме и других вредных зависимостях. Часто ему молятся о защите семейного очага.

5. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Казанский собор Фото: Тимур ХАНОВ

Где: Казанский собор, Казанская площадь, 2.

Перед этой святыней молятся об исцелении любых телесных недугов, но прежде всего – об избавлении от слепоты и проблем с глазами. Часто икону называют «Путеводительницей». Она направляет на пути к благой цели, помогает принять верное решение в сложной ситуации. Верующие рассказывают, что после молитв этой иконе к ним во сне являлась Богоматерь и советовала, как поступить.

6. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИЛУЮЩАЯ

Где: Храм Смоленской иконы Божией матери, Камская улица, 24.

Перед образом просят о прощении всех грехов, в том числе даже самых страшных – смертных грехов. В православии к ним относятся чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

7. МОЩИ СВЯТОГО ИЛАРИОНА ТРОИЦКОГО

Где: Новодевичий монастырь, Московский проспект, 100.

При жизни архиепископ подвергся гонениям со стороны советской власти. В 1923 году его отправили на Соловки. И даже это тяжелое место он смог наполнить своей любовью и теплотой. Не озлобился, а напротив, относился с милосердием к сокамерникам и даже охранникам. В 1929 году архиепископа повезли по этапу в Среднюю Азию . В дороге он заразился сыпным тифом, был отправлен в Петербург и скончался в больнице имении Гааза . Последними его словами была фраза: «Как хорошо, что теперь мы далеки от…»

Сейчас у святого просят об исцелении от болезней, финансовом благополучии и помощи в сложных жизненных ситуациях.

8. МОГИЛА КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ

Верующие у часовни Ксении Блаженной Фото: Тимур ХАНОВ

Где: Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Васильевский остров, Камская улица, 24.

Ксения Петербургская прославилась еще при жизни. В 26 лет она потеряла мужа, и это стало для нее большим ударом. Все свое имущество и дом Ксения отдала бедным, а сама, облачившись в костюм супруга, бродила по Васильевскому острову. Ночью таскала кирпичи к строящейся церкви на Смоленском кладбище. Милостыню тут же раздавала нуждающимся. Как могла, помогала тем, кто просил о помощи.

Сейчас на месте ее могилки стоит часовня, тропинка к которой протоптана и зимой и летом. Ксению просят о счастливом браке, семейной гармонии, молятся о появлении детей. Есть поверие, что священное масло из часовни обладает силой исцеления.

Верующие часто делятся историями своих чудес, которые свершились благодаря молитвам Ксении Блаженной. Кому-то она помогла излечиться от болезней, кому-то даровала мужа, а кому-то помогла найти достойную работу, или даже решить жилищный вопрос.

9. ИКОНА «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.

Любимая икона Петра I. Ее создал иконописец Сергей Ушаков для царя Алексея Михайловича.

Первый российский император практически не расставался со святыней. Она сопровождала его при закладке Петербурга и во время Полтавской битвы. Отпевали его тоже вместе с этой иконой. Симметричность образа символизирует гармонию и завершенность всего, что создает Бог.

Перед иконой принято просить о милости для себя и близких, укреплении духовных и физических сил, избавлении от болезней, глупых мыслей и жизненных бед.

10. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»

Где: Николо-Богоявленский Морской собор, Никольская площадь, 1/3.

По преданию, икону принесло на паперть во время наводнения 1777 года. Она была украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Долгое время святыня хранилась в церкви святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Когда храм закрылся, ее передали в Морской собор.

Именно перед такой иконой молилась царская семья в Ипатьевском доме накануне расстрела.

Считается, что молитва перед этой иконой помогает защитить от врагов себя и свою семью и исцелиться от болезней.

Умопомрачение

6 декабря – память святого благоверного князя Александра Невского в день его погребения во Владимире в 1263 г. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 г. и тогда же установлено местное празднование. Князь Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. В 1723 г. святые мощи Александра Невского были привезены из Владимира в Шлиссельбург и 30 августа/12 сентября установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 г. 12 мая большевистские власти приступили к вскрытию мощей святого благоверного князя Александра Невского – вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

13 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. 19 января прибывший отряд красногвардейцев арестовал настоятеля и членов Духовного собора и смертельно ранил священномученика протоиерея Петра Скипетрова. Однако свидетели – собравшиеся в Лавре богомольцы – дали красноармейцам отпор и заставили солдат отступить. Для защиты обители было создано Александро-Невское братство, просуществовавшее до его уничтожения ОГПУ в 1932 г. 21 января 1918 г. состоялся общегородской крестный ход в защиту Лавры с участием 250–300 тыс. человек из всех храмов столицы. Особую тревогу советских властей вызвало почти триумфальное посещение Петрограда с 5 по 16 июня 1918 г. Патриархом Тихоном, во время которого Первосвятитель два дня провел в Лавре.

И тем не менее властям удалось провести национализацию имущества обители, после чего ее хозяйственное положение резко ухудшилось. Весной 1918 г. начались захоронения деятелей советской власти на монастырском дворе – это место первоначально называлось Красноармейской, а затем Коммунистической площадкой. Весной и осенью 1919 г. Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался вскрыть раку с мощами святого Александра Невского. В период так называемого «красного террора» 1918–1919 гг. арестам подверглись некоторые насельники Лавры, в том числе наместник архимандрит Виктор (Островидов). На территории Митрополичьего сада планировалось построить первый в Советской России крематорий, но митрополиту Петроградскому и Ладожскому Вениамину (Казанскому) и братии удалось не допустить этого кощунства.

Несмотря на все внешние трудности, обитель продолжала оставаться центром церковной жизни епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался богословский кружок святителя Иоанна Златоуста. После закрытия в 1918 г. Духовной академии и семинарии в Лавре открылось Богословско-пастырское училище, до конца 1920 г. занимавшее бывшее здание семинарии.

Подобная деятельность вызывала все большее раздражение властей. Уже в 1918–1919 гг. часть ценностей из Древлехранилища и ризницы забрали в Музейный фонд, а архивы Лавры передали в ведение Главного управления архивным делом.

12 мая 1922 г. была вскрыта серебряная рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Мощи духовенство в тот момент отстояло – ларец с ними был помещен в алтаре Троицкого собора. Раку же конфисковали, отправив поначалу в Москву на переплавку, чего, к счастью, не случилось. Возможно, сыграла свою роль телеграмма председателю ВЦИК Калинину и супруге Троцкого Седовой: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры», – подписанная директором Эрмитажа Сергеем Тройницким, директором Русского музея Николаем Сычевым, а также художником и искусствоведом Александром Бенуа. Иконостас спасти не удалось, а рака находилась в Концертном зале Эрмитажа, ныне на реставрации.

15 ноября 1922 г. власти изъяли мощи святого Александра Невского из монастыря. На следующий день их отправили в Москву в Наркомюст, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе до его передачи РПЦ в 2000 г.

Летом 1923 г. были закрыты три церкви в Митрополичьем корпусе, все предприятия и жилые помещения Лавры переданы отделу коммунального хозяйства, а осенью прекратила свою деятельность и церковь во имя святого праведного Лазаря на кладбище. С закрытием в 1926 г. церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов.

На начало 1930-х гг. пришелся самый трагичный период в истории Лавры. Были арестованы наиболее активные прихожане и все монахи-иосифляне – сторонники открыто выступившего против Советской власти митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых); прекратились богослужения, были закрыты еще четыре храма обители. В 1932 г. ОГПУ арестовало почти всех оставшихся насельников Лавры, отправив их в лагеря и в ссылку. 23 октября 1933 г. Синод принял постановление о закрытии Лавры, в которой фактически не оставалось монахов, и о преобразовании ее в приход.
Но уже 20 декабря 1933 г. был закрыт и Троицкий собор, а 23 января 1936 г. – последний действующий храм Лавры – церковь во имя Сошествия Святого Духа.

Во время «большого террора» 1937–1938 гг. погибло подавляющее большинство насельников Лавры, множество архиереев. Были расстреляны: священномученики митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Прокопий (Титов), епископ Григорий (Лебедев), архимандрит Лев (Егоров), архидиакон Серафим (Вавилов), а также митрополит Феофан (Туляков), архиепископы Иннокентий (Тихонов), Артемий (Ильинский), епископы Илларион (Бельский), Авраамий (Чурилин), Нектарий (Трезвинский), Сергий (Дружинин), Амвросий (Либин), архимандриты Алексий (Терешихин), Варлаам (Сацердотский), Сергий (Бирюков), Нил (Гончаров) и многие другие.

К 1936 г. все 13 монастырских церквей были ликвидированы, на территории Лавры находилось 17 учреждений. Живопись Троицкого собора передали в музейный фонд, а помещения сдали в аренду под склад универмага «Пассаж».

Закрытие Лаврских храмов привело к уничтожению интерьеров большинства из них. От Тихвинской церкви, переданной отделу связи, после перестройки остались одни стены; почти полностью были уничтожены интерьеры занятой рабочим общежитием Феодоровской церкви; погибли интерьеры, а также почти все захоронения в Исидоровской церкви, приспособленной под гараж.

Ликвидация храмов обители сопровождалась закрытием для захоронений Лаврских кладбищ, их частичным разграблением, уничтожением и постепенной музеефикацией.

Через год после закрытия, в 1935 г., послед¬ней действующей церкви Лавры – Духовской – она была передана организации Ленгорплодоовощ, которая принялась громить подвалы и склепы для размещения там котельной и склада угля. После многочисленных протестов общественности здание через полгода передали аэроклубу ОСОАВИАХИМа, затем – физкультурному обществу «Спартак». Перед войной Духовскую церковь отдали Кировскому заводу «для использования под жилые помещения». От большинства надгробных плит и украшавших их скульптурных памятников к тому времени уже ничего не осталось.

В верхнюю Александро-Невскую церковь Благовещенского храма вселилось отделение геодезических съемок института «Гипрогор». Помещения использовали под склады с устройством междуэтажных перекрытий, множеством перегородок и печей.

Когда в 1931 г. начались работы по спасению отдельных художественных надгробий и деталей памятников с ленинградских кладбищ, в Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Но его открытие, намеченное на 1940 г., так и не состоялось – помешала война.

Как тревога, так за Бога

Именно во время войны началась реставрация Благовещенской усыпальницы. По эскизам художников Н.М. Суетина и А.В. Васильева в ноябре были выполнены два живописных панно, знамена и транспаранты. Было проведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г. находилась рака с мощами Александра Невского. В 1944 г. здесь удалось организовать посвященную князю выставку, которую посетило большое количество воинов и ленинградцев.

В 1948–1949 гг. был освобожден от посторонних учреждений второй этаж Благовещенского храма, проведены ремонтные работы. В 1950 г., впервые за долгие годы, Благовещенскую усыпальницу открыли для свободного посещения.

25 ноября 1950 г. состоялось освящение митрополичьей Крестовой церкви святого благоверного князя Александра Невского в здании Свято-Духовской церкви, переданной 10 января 1949 г. под канцелярию и квартиру Ленинградского митрополита Григория (Чукова).

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957–1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь.

1958–1964 гг. вошли в историю как период жестоких «хрущевских» гонений на Церковь. В Ленинграде власти прежде всего обрушились на епархиальное управление и Лавру. В 1961 г. при митрополите Гурии (Егорове) здание Свято-Духовской церкви повторно отняли у епархии, передав вечерней школе рабочей молодежи. Однако Троицкий собор удалось отстоять в бытность Ленинградским митрополитом владыки Никодима (Ротова).

29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI–XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы.

Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, – священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

31 июля 1995 г. ЦНИИ «Прометей», занимавший почти все здания монастырского каре, передал монастырю помещения на втором этаже Духовского корпуса, где вскоре поселилась немногочисленная братия. 14 сентября состоялось первое монашеское богослужение в Никольской церкви.

После смерти владыки Иоанна (Снычева) Петербургским митрополитом 26 декабря 1995 г. стал Владимир (Котляров).

26 марта 1996 г. состоялось официальное возвращение Лавры РПЦ – был подписан акт приема-передачи всех зданий монастырского каре от «Прометея».

25 октября 1996 г. к исполнению обязанностей наместника приступил архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 апреля 1997 г. Синод утвердил его в этой должности. После назначения архимандрита Назария началось возрождение Лавры в качестве действующего монастыря. В передаваемых Лавре помещениях развернулась масштабная реставрация, началась активная социальная и просветительская работа. 3 ноября 1997 г. на монашеском собрании были избраны члены Духовного собора, в этот же день принят и утвержден митрополитом Владимиром канонический устав монастыря. С этого дня Лавра начала жить полноценной монастырской жизнью.

6 декабря 2016 г.

Раку, а точнее надгробие для мощей святого благоверного князя Александра Невского, весом 1,5 т изготовил по указанию императрицы Елизаветы Петровны скульптор Иоганн-Франц Дункер из первого русского серебра, добытого на Колыванских рудниках. Автором рисунка был Георг Христоф Грот, немецкий живописец, придворный портретист, работавший в пышной барочной манере. Барельефы со сценами из жизни князя, украшающие стенки саркофага, были созданы по эскизам Якоба Штелина, состоявшего в это время библиотекарем при дворе великого князя наследника престола Петра Федоровича.

Гробница состоит из нескольких предметов. Это сама рака, или саркофаг, пятиярусная пирамида, малые пирамиды с воинскими трофеями и чеканные изображения событий из жизни Александра Невского: победа над шведами при Неве, над Ливонским орденом на Чудском озере, освобождение Пскова в 1242 г.; прибытие больного Александра Невского в Городецкий монастырь после поездки в Орду, кончина князя.

Рака находилась в Александро-Невской церкви Лавры с 1750 г. до окончания строительства Свято-Троицкого собора, в правый придел которого ее поместили в 1790 г. На верхней стороне раки написан образ святого Александра Невского во весь рост, гробницу осеняет серебряный балдахин. На крышке раки – серебряная подушка с княжескими регалиями. На раке вырезаны слова, принадлежащие М.В. Ломоносову: «Богу Всемогущему и его угоднику Благоверному Великому Князю Александру Невскому. Россов усердному защитнику, презревшему прощение мучителя, тварь боготворить повелевавшему, укротившему варварство на востоке, низложившему зависть на западе, по земному княжении в вечное царство переселенному в лето 1263. Усердием Петра Великого на место древних и новых побед перенесенному 1724 года».

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Тайна мощей Александра Невского

Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего сорок три года. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов в битве на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу за сохранение независимости русского народа; он вел переговоры с Папой римским, с Золотой Ордой, германскими государствами.

Читайте также:  Стояние Зои: правда или вымысел, факты и история чуда 1956 года, экранизации

Александр Невский, фигура не ординарная для русской Истории. Церковь много веков почитает князя святым, но современные историки склонны обвинять его даже в предательстве интересах России. Герой Невской Битвы и Ледового побоища с немцами, шведами и литовцами. Вместе с тем князь выражал покорность Золотой Орде и князю Батыю. Почему?

Князь считал, что с врагами Запада можно воевать и их можно побеждать, но у разорённой и опустошённой в войнах России, нет средств воевать с Татарами, которые могут придти целым народом и вконец опустошить Россию. Александр Невский выбрал политику ожидания когда татары разделятся и перебьют друг друга, а до этого надо было смириться и признать верховную власть ханов, ездить к ним на поклон и платить дань.

В то время как два родных брата бросили вызов Орде, Александр Невский той же Ордой был поставлен Великим Князем Всея Руси. Князь должен был унижаться чтобы спасти родную землю от гибели и уговаривать русский народ не сопротивляться, а снести терпеливо иго и платить дань. В то время князю был только 31 год. Великим князем России Александр Невский пробыл 11 лет. Князь рано умер, в неполных 43 года. Уже тогда, его современники, политику князя по отношению к монголо-татарам считали малодушной. Но Русь была не способна оказать сопротивление ханам. В Орде любили князя Александра, доверяли ему и это были самые спокойные годы нашествия на Русь.

Князь 4 раза ездил на поклон хану в Орду и умер по дороге возвращаясь домой из четвёртой поездки. Князь заболел простудой. Перед смертью он принял монашество с именем Алексий и даже схиму (символ ангельского образа).

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской – Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает: Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо ПЕТРУ способствовал. Являя дщерь Его усердие святое, Сему защитнику воздвигла раку в честь От первого сребра, что недро ей земное Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

Благоверному и Великому

Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты.

Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского — вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

ОДНАКО ЕСТЬ И ДРУГАЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака – возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.

Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 году весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому – это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Вот как об этом рассказывает документальное повествование:

Когда в Петрограде шли аресты членов Правления Общества православных приходов, когда забирали самых близких и надежных людей, самого митрополита Вениамина не трогали.

Стремительно разрасталась пустота вокруг владыки…

Ну, а 12 мая, в тот самый день, когда обновленцами был предпринят первый штурм патриаршей резиденции, в Петрограде, состоялось вскрытие мощей святого Александра Невского.

В полдень, в соборе Александро-Невской лавры собрались представители Петроисполкома, губкома, агитотдела, печати, общества археологических памятников старины и медицинской экспертизы.

“По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.

– Здесь темно, – говорит кто-то. – Надо выдвинуть к свету.

– Именно к свету, – повторяет другой с ударением на последнем слове…

Настоятель поднимает крышку гроба.

Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.

Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все “мощи”…

Далее автор глумливого газетного отчета приводит смущенные объяснения пастырей, дескать, в 1491 году во Владимире был пожар, рака с мощами была в огне и удалось спасти только отдельные кости. Опять же и в 1723 году, когда Петр I приказал перенести мощи в Санкт-Петербург, их благополучно довезли до Шлиссельбурга и здесь оставили зимовать, но зимой павильон, где они хранились, сгорел, и мощи снова пострадали…

“Митрополит… – отмечает репортер, – как будто бы немного взволнован”.

Собственно говоря, ради этой фразы мы и пересказывали издевательскую по своему тону статью.

Нет нужды доказывать здесь, что все произведенные в первые годы Советской власти вскрытия, ни в коей мере не опровергали святости мощей и их чудотворености. Церковь считает, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку .

Самый грандиозный спектакль с псевдо-мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает, как бы покрасивее обставить перенос раки, в которой вместо нетленных чудотворящих мощей – груда костей.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег перенесли на берег. Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку – чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи, церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. Вместо раки, экспонирующейся в Эрмитаже – скромный ящик, по виду из нержавейки. Народ подходит, преклоняется. Интересно, чему?

Сегодня части тела «Александра Невского» – одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей и брендом «АН» поставлено РПЦ на поток. На сколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский — один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

Мощи “Александра Невского” – самый наглый обман века

Автор: Артур Скальский,

24798

697

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака – возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.

Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 году весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому – это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Читайте также:  Грех любостяжания в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

Откуда вообще взялись “мощи Александра Невского”?

То, что выдали за мощи Александра Ярославича (тогда еще не святого и не Невского), впервые явлено почтенной публике в 1380 году в Рождественском монастыре Владимира, где князь был похоронен после смерти в 1263 году.

Этот монастырь был основан в 1192 году Великим князем Всеволодом Большое Гнездо как главная обитель Владимиро-Суздальской Руси. Монахи Рождественского монастыря, находясь под личным покровительством самого Великого князя (и, что тоже не маловажно, по соседству от его двора), могли не заботиться о хлебе насущном. Об этом за них заботились Великие князья Владимирские, прилагавшие все усилия для того, что бы Рождественский монастырь соответствовал своему высокому положению и во всем превосходил другие монашеские обители Руси. В отличие от их коллег, монахам Рождественского монастыря не нужно был трудиться в поте лица или думать о привлечении паствы. Именно поэтому этот монастырь несколько столетий прекрасно обходился без чудотворных святынь.

Стоило княжескому двору переехать из Владимира в Москву, и Рождественский монастырь стал терять свое влияние. Во второй половине XIV века началось стремительное возвышение Троице-Сергиева монастыря.

Для того, что бы сохранить статус первого монастыря, теперь уже не Владимиро-Суздальской, а Московской Руси, монахам Рождественского монастыря надо было найти достойный ответ на вызов, брошенный Троице-Сергиевой обителью. Самый убедительный и эффективный способ – явить чудо. Но, чудо происходит не само по себе, а из творящей его святыни. А таких в монастыре не было. Зато была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ивановича – самая подходящая реликвия для явления «чудотворной святыни» и способ услужить Великому князю.

В 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра Ярославича. Произошло это «чудо» не абы как, а прямо в момент Куликовской битвы. Согласно сочиненной в стенах монастыря легенде пономарь, спавший в церкви, проснулся от яркого света и увидел, как при зажегшихся самих по себе свечах, два старца (идентифицированных им как святые Борис и Глеб) обращаются к Александру со словами, призывающими оказать помощь правнуку Дмитрию. Естественно, наутро монахи обнаружили и нетленные мощи Ярославича.

Несмотря на усилия монахов Рождественского монастыря, широкого хождения культ Александра Ярославича до Ивана Грозного не получил. В том числе потому, что главным врагом Московской Руси после Куликовской битвы стали татары, с которыми Александр не только никогда не воевал, но и крепко дружил. После отказа Москвы платить дань Орде, главным ее противником становиться католический запад в лице Польско-Литовского государства, и Новгород, земли и богатства которого пытались прибрать к своим рукам все московские князья, начиная с Ивана Колиты. Тут-то и оказался востребован созданный в стенах Рождественского монастыря миф об Александре Ярославиче.

Правда, праздник длился недолго. 23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку (по другой версии во время молебна у раки о даровании победы получил исцеление рук приближенный царя – Аркадий). Кто бы мог в этом усомниться?

Самый грандиозный спектакль с псевдо-мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Собутыльник императора архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает, как бы покрасивее обставить перенос раки, в которой вместо нетленных чудотворящих мощей – груда костяшек.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег перенесли на берег. Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку – чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи, церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Суповой набор каннибала под названием «мощи святого благоверного князя Александра Невского» возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. Вместо раки, экспонирующейся в Эрмитаже – скромный ящик, по виду из нержавейки. Народ подходит, преклоняется. Интересно, чему?

Сегодня части тела «Александра Невского» – одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей и брендом «АН» поставлено РПЦ на поток. На сколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?

Мощи Александра Невского: где находятся и как добраться, история, о чем просить

Принесение мощей организует Фонд Андрея Первозванного с благословения Патриарха всея Руси Алексия II.

Где побывает святыня?

С 20 по 27 сентября мощи будут находиться в Москве: 20−22 и 24 сентября в храме Христа Спасителя, 23 сентября — в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре в Домодедово, 25−27 сентября — в храме Воскресения Христова на Семеновской.

С 27 по 29 сентября мощи будут доступны желающим в Калининграде, с 29 сентября по 3 октября — в Риге, с 3 по 5 октября — во Пскове, с 5 по 7 октября — в Великом Новгороде, с 7 по 10 октября — в Ярославле, с 10 по13 октября — во Владимире, с 13 по 16 октября — в Нижнем Новгороде, с 16 по 20 октября — в Екатеринбурге. После чего святыня вернется в Санкт-Петербург.

Чем славен Александр Невский?

Александр Ярославович Невский родился в Переславле-Залесском. Точную дату рождения историки установить не могут. Скорее всего, это 1220−1221 годы. Он происходил из рода Владимиро-Суздальских великих князей, был внуком Всеволода Большое Гнездо и правнуком знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха.

С ранних лет Александр сопровождал в походах отца — князя Ярослава. Его первый бой произошел в 1235 году на реке Эмайыги — в нынешней Эстонии, где русские дружины разбили немцев. В 1236 году юный Александр стал князем в Новгороде и прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом в то время, когда остальная Русь подверглась монгольскому погрому.

В 1240 году под предводительством Александра наши разгромили шведских рыцарей у впадения реки Ижоры в Неву. После этой битвы Александра стали называть Невским. Это сражение предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановив шведскую агрессию на Новгородско-Псковские земли.

Вернувшись в Новгород, Александр хотел управлять так же властно, как его отец и дед, но это привело к обострению отношений с новгородским боярством. «Отцы города» опасались усиления князя, роста его популярности в народе. Поссорившись с новгородцами, Александр ушел княжить в Переславль-Залесский. Но вскоре по просьбе горожан вернулся обратно.

Новгородцам и псковичам угрожал немецкий орден Меченосцев, объединившийся с Тевтонским орденом. В 1240 году немцы захватили Изборск — город на западной границе Новгородской земли. В 1241 году благодаря предательству бояр-«западников» они заняли Псков. И приступили к завоеванию Новгородской волости. Вскоре немецкие отряды стали грабить русских купцов уже в 30 верстах от Новгорода. Вот тогда новгородцы вновь призвали князя Александра.

В 1242 году князь освободил Псков, после чего двинулся в Ливонию. Здесь, на льду Чудского озера, в 1242 году под его руководством было уничтожено немецкое войско вместе с европейскими и прибалтийскими союзниками. Ледовое побоище на 800 лет остановило пресловутый германский «натиск на Восток».

В 1242 и 1245 годах князь Александр одержал целый ряд побед над литовцами, тем самым показав, что нельзя более безнаказанно делать набеги на русские земли.

В чем главный подвиг Александра Невского?

Однако почитают Александра Невского не только и не столько за воинскую доблесть, сколько за его дипломатию. Он избрал совершенно другую политику по отношению к Золотой Орде, чем к немцам и шведам. Князь первым среди соотечественников понял, как обратить на пользу Руси владычество монголов.

Во-первых, восточные завоеватели насильно объединили раздираемую феодальными междоусобицами страну. По сути, они невольно обеспечили национальное и территориальное единство будущей России. Во-вторых, они далеко не везде поставили свои гарнизоны, да и те вскоре ушли из русских городов — кочевникам неуютно жить среди лесов. Правителями они назначали русских князей. И, в-третьих, монголы оказались очень веротерпимыми — их не интересовало, кто кому молится, лишь бы признавалась их власть и аккуратно поступала дань.

Немцы же и прочие носители «западной цивилизации» стремились либо насильно окатоличить русское население, либо его уничтожить. Если для монголов война с Русью была кавалерийским рейдом ради добычи, после чего они возвращались в степи, то рыцари шли в крестовый поход, чтобы навсегда осесть на наших землях и лишить Русь ее православной веры.

Потому князь Александр изо всех сил удерживал своих подданных от бессмысленных антимонгольских выступлений, пока государство не стало единым и не набралось сил. Он неоднократно ездил в Орду, побратался с сыном хана Батыя Сартаком, добился освобождения русских от участия в завоевательных ордынских походах и предотвратил нашествия ханов на Русь.

Александр княжил в Киеве, а потом и во всей Северо-Восточной Руси. Им была усилена великокняжеская власть, он много потрудился над восстановлением и устройством Русской земли после монгольского погрома. Более того, благодаря мудрой политике Александра, монгольская конница теперь защищала «свои» — русские владения от западных хищников.

Была ли альтернатива такой политике? Некоторым современникам Александра Невского казалось, что да. Многие князья в борьбе с ордынским игом надеялись на помощь Европы. Князь Даниил Галицкий изменил православию и вступил в унию с Римом, заключив союз с Папой. Этот союз ничего ему не дал. Никакой реальной поддержки Галицкому со стороны Рима оказано не было, ему пришлось самостоятельно обороняться от ордынцев, и после нескольких лет борьбы с монголами он вынужден был им покориться. А Западная Русь оказалась настолько ослабленной, что ее впоследствии поделили сразу несколько держав — Польша, Венгрия и Литва.

Потому, когда в 1251 году Римский Папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов, князь это предложение отверг в самой категоричной форме. Так на Руси была сохранена православная вера, которая духовно объединила страну. По сути, сохранение веры означало для русского народа то, что сегодня мы называем национальной идеей.

Почему Александра Невского причислили к лику святых?

Возвращаясь из четвертого путешествия в Орду, князь Александр занемог и скончался в 1263 году в городе Городец. Погребен он во владимирском монастыре Рождества Богородицы. По отзывам современников, когда тело положили в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Но князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время».

В 1280 годах во Владимире начинается почитание князя как святого. В 1547 году Александр Невский был включен в число святых, память которых отмечалась во всех храмах Русской православной церкви. Общерусская канонизация состоялась на Соборе 1547 года.

Почему святой князь особо почитается в России?

Его имя стало символом боевой доблести. Оно ободряло соотечественников накануне Куликовской битвы в 1380 году и во время страшного набега крымских татар в 1571 году. Считается, что Александр Невский помог Ивану Грозному взять Казань и Петру Великому победоносно завершить Северную войну.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском, когда шла война со шведами или немцами. В 1710 году было решено увековечить в Петербурге память об Александре Невском строительством монастыря. Мощи его по повелению Петра I были перенесены в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где находятся и сейчас.

В 1725 году Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград Российской империи, существовавших до 1917 года. Орден Александра Невского был вторым по значимости после ордена Андрея Первозванного. Во время Великой Отечественной, в 1942 году орден Александра Невского был учрежден снова, им награждались советские военачальники.

При большевиках в 1920 году серебряная рака с мощами была вскрыта. Раку отдали в Эрмитаж, а мощи — в Музей истории религии и атеизма, открытый в то время в Казанском соборе. В 1988 году мощи были переданы Московской патриархии и в 1989 году перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

О чем его молят?

Известно много случаев исцелений от самых различных недугов, когда больные, искренне помолясь и покаявшись в грехах, просили Александра Невского о помощи и ее получали. Слепые обретали прозрение, вставали на ноги разбитые параличом, эпилептики избавлялись от припадков.

— Чаще всего мы приходим к мощам святых с молитвами о здоровье, благополучии для себя, своих родных и близких, — рассказал митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. — В случае принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского мы имеем возможность обратиться к нему как к защитнику и покровителю нашего Отечества и всех нас. Поэтому, приходя поклониться и приложиться к святыне, молитесь о России.

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский означает — «останки». Этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. Однако на церковнославянском языке так названы не тела умерших, а только их кости. Считалось, что сила, крепость человеческого тела заключается именно в костях. Отсюда и происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» — сила.

Мощи кладутся в раку — гроб на почитание, который может быть доступен. Люди подходят к мощам, как к иконе: крестятся и прикасаются к ним.

Ссылка на основную публикацию