Мощи Александра Свирского: где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

Александр Свирский мощи где находятся сейчас, фото чудотворца

Свято-Троицкий мужской монастырь, где находятся мощи Александра Свирского, ежегодно принимает тысячи паломников со всего света.

Верующие жаждут увидеть нетленное тело и красоту мироточения из ступней и ладоней старца чудотворца.

Мощам более 5 столетий, но даже сейчас лицо Александра Свирского сохранилось и имеет схожесть с его изображениями на старинных рукотворных иконах. Более того — нетленные мощи святого старца до сих пор имеют постоянную температуру здорового человеческого тела — 36,6 градусов.

Краткое жизнеописание Александра Свирского

Можно сказать, что вся биография прп Александра Свирского — сплошной духовный молитвенный подвиг. Ведь даже после смерти он продолжает молиться о верующих, находясь среди нас в нетелесном облике. До сих пор он помогает верующим, пошатнувшимся в вере укрепиться в ней, или обрести долгожданного ребенка, или укрепить здравие духовное и телесное. Мать и отец преподобного старца были людьми набожными и, воспитывая 2 старших дочерей, молились о даровании им долгожданного сына. Во время службы они услышали глас Божий, который поведал им о скором исполнении их заветного желания.

Чудо явилось, и 15 июня 1448 года в семействе простых крестьян родился замечательный мальчик. Его появление на свет пришлось на день святого провидца Амоса, в честь которого и окрестили прекрасного младенца. Родители желали сыну лучшей доли и в подростковом возрасте отдали на обучение грамоте и разным наукам.

С трудом давались юному Амосу чтение и письмо, он впадал в тоску и отчаяние. Только посещение Острожского Введенского храма давало подростку силы, а в моменты богослужения он видел чудесный лик и слышал глас Божьей Матери.

Вырос юный Амос сильным и скромным парнем, ходил в робе, сторонился веселья и шумных празднеств. В 19 лет, отказавшись от женитьбы, ушел из отчего дома, и направился к валаамским монахам. Добравшись до истока Свири, Амос перебрался на противоположный берег и вскоре оказался близ живописного озера.

Тут он решил заночевать и провести время в долгих мольбах. Глубоким вечером, в полной темноте случилось чудо, на избранное святое место снизошел яркий свет. Глас Божий поведал смиренному Амосу, чтобы шел он в обитель на Валаам, но потом возвращался на это место и заложил здесь мужской монастырь.

Важные события в жизни преподобного Александра Свирского:

  • 7 лет Амос жил в статусе прислужника монастыря и с благословения настоятеля 26 августа 1474 года постригся в монахи. Его нарекли Александром;
  • В 1485 году в минуты ночных бдений иноку Александру явился лик Пресвятой Богородицы, голос с небес велел ему вернуться на святое место, а указующий перст был направлен в сторону заповедного озера;
  • Неподалеку от речушки Свирь монах Александр воздвиг маленькую келью. Первые 7 лет он прожил, не пробуя хлеба, не видя ни одной живой души, питаясь только дарами леса. От болезней его исцеляли видения, а по пути истинному, сложному и тернистому, направляли Божьи голоса;
  • Молва о преподобном отшельнике распространилась по округе, и к Александру стали стекаться паломники. В 1508 году уже немолодой инок, проживающий более 20 лет в уединенном месте, узрел богоявление Святой Троицы;
  • Александру было указано место для возведения православного храма. Сначала это была деревянная церквушка, а в 1526 году вместо нее возник первый каменный храм;
  • Вскоре преподобный инок принял игуменство, и, не отступая от своей божьей миссии, продолжил строительство святынь во славу Пресвятой Богородицы.

В лучший мир блаженный Александр Свирский отправился 30 августа 1533 года на 85 году жизни. Он завещал похоронить его на болоте или на пустыре. Но преемники не последовали завету старца и решили сохранить мощи благочестивого для будущих поколений.

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Мощи св. преп. Александра Свирского лежат в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, который находится в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в деревне Старая Слобода. Свято-Троицкий монастырь преподобного Александра Свирского стал духовным очагом и просветительской колыбелью всего Олонецкого края. В северных областях России слава о чудесном старце и его православном мужском монастыре распространялась по городам и весям.

Интересные факты:

  • Поселение Олонец было освоено благодаря огромной помощи святой братии и непосредственному вкладу святителя Александра;
  • В 1703 году при закладке Санкт-Петербурга храм во главе со своим основателем оказал большую поддержку строителям великого города;
  • В период нападения литовцев, в дни войны со шведами и во времена кровопролитных боев 1812 года обитель даровала съестные припасы и совершала огромные материальные вклады на военные нужды государства;
  • Монастырь хранил памятные грамоты, облачения и литургические сосуды от великих царей Михаила Федоровича, Ивана Грозного, Алексия Михайловича и Петра Великого.

Свято-Троицкая Александро-Свирская обитель относится к древним памятникам архитектуры и великим православным святыням. Датой основания монастыря считается конец 15 века. Еще при жизни свято чтимого Александра Свирского воздвигли Покровскую церковь, Троицкую и Преображенскую обители с братскими кельями.

Осенью 1918 года храм был разграблен и во времена Советского Союза тут был исправительно-трудовой лагерь. В период с 1953 по 2009 год в нем находилась Свирская лечебница для калек и душевнобольных.

Нетленные мощи преподобного Александра Свирского

Жизнь праведника Александра Свирского была описана в 1545 году его преемником Иродионом по указанию Феодосия, архиепископа Новгородского.

Повествование свидетельствовало о многочисленных подвигах старца, о чудесах богоявления, о предсказаниях будущего и исцелении игуменом безнадежных больных. По распоряжению высшего духовенства через 2 года была проведена служба, и стали отмечать день памяти преподобного Александра.

17 апреля 1641 года святые останки Александра Свирского объявили нетленными и перенесли в Преображенский храм на радость верующим прихожанам. Когда подняли крышку гроба, от мощей повеяло сильнейшим благоуханием, и все узрели нетронутое временем тело чудотворца, хотя со дня захоронения прошло более 100 лет.

Новость распространилась повсюду и достигла палат самого царя Михаила Фёдоровича. Он пожаловал для святых останков серебряную усыпальницу, инкрустированную каменьями и прочими драгоценностями.

Мироточение святых мощей

После перевозки святых мощей в храм великомученицы Софии и ее дочерей, мироточение не прекращалось. Каждый раз интенсивность то усиливалась, то становилась менее заметной, но истечение миры не останавливалось ни на секунду.

Сильнее всего мощи старца замироточили по возвращению в родной монастырь, спустя долгие годы забвения. За процессом наблюдали послушники, они стояли у раки святителя, не смея отступить ни на шаг от священных мощей.

Многие подметили, что сила мироточения менялась в зависимости от того, кто служит и как молятся люди, наполнен ли монастырь верующими или в храме полное затишье.

Судьба святых останков после революции

Осенью 1918 года нетленное тело преподобного было потревожено отрядом чекистов под предводительством Августа Вагнера. Святой прах должны были подвергнуть сожжению, а монахов приговорили к расстрелу. Но по Божьему произволению реликвия была спасена и спрятана в часовенке при больнице города Лодейное Поле.

В 1919 году нетленные останки вывезли в Петроград и поместили в музей анатомии при Военно-медицинской академии. Когда нетленные мощи находились в революционном Питере на освидетельствовании произошло чудо — оставшись на долгое время под прямыми солнечными лучами они приняли загар — загорели, как обычное тело живого человека! В период Советской власти тело преподобного старца хранилось как «музейный экспонат» и только спустя 80 лет явилось миру как вновь обретенная реликвия православных верующих.

Когда и как произошло второе обретение мощей чудотворца

Место хранения священного праха начали искать только в 1997 году. Зимой того же года игумен Лукиан первый обнаружил мощи в анатомическом музее. В январе следующего года начался процесс освидетельствования «мумии» (так называли безымянное тело музейные работники).

Наконец летом 1998 года святые останки великомученика вернули многочисленным верующим.

Великое знамение свершилось в те летние деньки в Санкт-Петербурге. Святитель возвратился в мир через 465 лет со дня своей смерти. Пришествие его было сравнимо с ярким светом, разогнавшим хмурые тучи в небе над матушкой Россией.

Другие святыни монастыря

Святые мощи вернулись в родные пенаты, и покоятся там по сегодняшний день, а вместе с ними в стенах храмов хранятся образец Туринской плащаницы, частицы прахов святых, а из земли бьет целебный радоновый источник.

С конца ХХ века, когда жизнь монахов вернулась в привычное русло, в монастыре стали реставрироваться древние фрески. Синий цвет выделялся интенсивным свечением, этот загадочный феномен интересует многих исследователей и в наши дни. Необычное свечение видно даже на фото.

Помимо мощей Александра Свирского в храме хранится множество других реликвий. Из них:

  1. Часть Гроба Господня;
  2. Икона Божьей Матери;
  3. Икона апостола А. Первозванного;
  4. Икона святителя С. Радонежского с частицами праха;
  5. Части мощей проповедников Мисаила, Феодорита, Гавриила, Мелетия;
  6. Мощи рязанских епископов.

О чём молиться преподобному Александру Свирскому

Святой чудотворец был ревностным поборником веры и истинным христианином.

Сила его преданности Богу передается всем молодым священнослужителям, которые приходят на поклон к ногам преподобного старца. Юные монахи обращаются к святому с просьбой укрепить их в истинной вере и дать поддержку на выбранном ими священном пути.

Родители, лишенные радости материнства и отцовства, съезжаются в храм Александра Свирского. Житие святого свидетельствует, что сам он был долгожданным и вымоленным сыном. И паломники, верующие в чудо дара Господня, просят в молитвах преподобного даровать им желанного младенца. Свидетельства о чудесах зачатия после посещения святых мощей преподобного существуют, и потому со всего света сюда съезжаются страждущие богомольцы.

Конечно, просят и о чуде исцеления. Святой старец прославился еще при жизни своим великим даром — поднимать на ноги безнадежных больных.

Информация для паломников

Как добраться

Свято-Троицкий храм чудотворца Александра располагается неподалеку от городка Лодейное Поле.

От Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе надо проехать 253 км, а по времени поездка займет около 4-5 часов.

Общественным транспортом можно доехать из Санкт-Петербурга с автовокзала №1 до Лодейного Поля или на маршрутке № 863 до поселка Свирское.

Организованы экскурсии для паломников:

  • каждые выходные (по субботам);
  • стоимость 1400 руб.;
  • длительность экскурсии 14 часов (с 7.30 до 22.00);
  • место сбора — метро Технологический институт, ул. Бронницкая 1; 200 м от метро направо.

Из Москвы можно добраться, заказав паломнический тур, так же самостоятельно на личном автотранспорте. Расстояние от столицы до Лодейного Поля 830 км. Время беспрерывного пути — 12ч., потому необходимо планировать остановки, обед и отдых.

Где остановиться

Ближайшая комфортабельная гостиница «Свирь» расположена в городке Лодейное Поле. Удаленность от железнодорожного вокзала всего 1,2 км, благодаря чему можно легко добраться поездом до Санкт-Петербурга или других центральных городов.

В гостинице 7 номеров с высоким уровнем комфорта, цены приемлемые. Апартаменты оснащены всем необходимым, имеется своя кухня и ванная, удобная мебель и кондиционер.

В городе Лодейное поле развитая инфраструктура и городской транспорт доставит паломников как к святым обителям, так и в любую часть города.

Престольные праздники монастыря

Перечислим основные праздничные даты обители:

  • 12 сентября — день памяти Александра Свирского;
  • 50 день после Пасхи – день святой Троицы;
  • 9 августа – день целителя Пантелеимона;
  • 19 августа — Преображение Господне;
  • 18 сентября – день пророка Захария и праведной Елисаветы;
  • 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы;
  • 15 и 28 июня — Преподобных родителей Александра Свирского, Сергия и Варвары Островских.

Когда открывают мощи для паломников

Святые мощи праведника открываются в дни славы и почтения памяти Александра Свирского 30 апреля и 12 сентября, на православную Троицу и на Преображение. Паломники будут иметь возможность причаститься и соприкоснуться с нетленным телом старца-чудотворца.

С мощами святого старца связано много тайн и загадок. В конце 19 века с его лица писали икону, настолько хорошо оно сохранилось спустя 3 столетия со дня его смерти. Феномен мироточения мощей изучается православными священниками и мирскими исследователями. Сила веры, мудрость и нетленные останки новозаветного святого освещены в документальном фильме «Александр Свирский. Защитник и покровитель»:

Подарок от преподобного

В августе 2014 года автор побывал в паломнической поездке в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в Санкт-Петербургской митрополии. Во время пребывания в монастыре произошла необычная встреча, связанная с памятью преподобного Александра, оставившая глубокое впечатление, о чем и повествуется в рассказе «Подарок от преподобного».

Говорят, если человек особенно почитает какого-либо святого, то через некоторое время обязательно замечает, что и святой этот начинает о нем заботиться, опекать, участвовать в его жизни. Это не удивительно: ведь святые – это наши помощники и проводники на пути к Богу. Убедиться в этом просто: достаточно вместо заграничного курорта, вместо клуба или дискотеки поехать куда-нибудь за тридевять земель, возможно, в глушь, по бездорожью – к святыням и к святым, оставившим наш мир века назад. А потом еще раз, и еще… И ведь ездят люди, колесят по Святой Руси большими группами и в одиночку, на автобусах, в поездах, на своих машинах, а где и пешком. Едут как раз за этим – за указанием пути в Царство Небесное. Надо полагать, получают искомое, иначе зачем бы собирались снова и снова в эти непростые путешествия?

Приходит месяц август, и вот, как уже много лет в это время, мы собираемся в паломничество к древней святыне Русской Православной Церкви – в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, посещая по пути соседние с ним обители и скиты Русского Севера. И каждый раз эта поездка сопровождается необычными (хочется даже сказать: чудесными) событиями. Свирский монастырь для нас давно стал родным местом; мы приезжаем туда, как приезжают к родителям взрослые дети, уже живущие своей самостоятельной жизнью: там их дом, там всегда ждут и всегда рады, всегда поймут, простят, помогут и утешат. Останавливаемся в гостинице неподалеку и первым делом торопимся поклониться великому святому, мощи которого почивают в Преображенском соборе. Сколько же теплой радости и необычных переживаний у нас было связано с этими путешествиями, и несомненными были радушие, помощь, забота; а однажды, возвращаясь домой, по молитвам преподобного Александра (мы верим в это!) чудом избежали на дороге большой беды; но это уже другой рассказ.

В этом году начало августа испытывало нас необычной жарой и сушью, поездка по северным святыням была нелегкой, к тому же дали себя знать проблемы со здоровьем, в связи с чем программу паломничества пришлось заметно сократить. Но тот, кто хоть немного знаком с законами духовной жизни, знает: ничто не происходит без воли Божией; что бы ни случилось, не стоит роптать и унывать, и Он с лихвой возместит потери, вознаградит за терпение и труды. Так было с нами и на этот раз. Во второй день пребывания в монастыре Господь послал нам удивительную встречу, память о ней как драгоценная жемчужина, из которых и составляется небесное сокровище человеческой души.

Вечером мы с сестрой вышли немного прогуляться, подышать прохладным воздухом. Времени было уже около одиннадцати, жара спала, в низинках кое-где даже начинал собираться туман; предполагали, как обычно, пойти ненадолго, минут на десять. Мы всегда гуляли по дороге вдоль нашей гостиницы, а тут будто что-то потянуло нас в другую сторону, к монастырю. Он располагается на окраине поселка, занимает большую территорию и состоит из двух частей: сначала Троицкая, в своей ограде, от нее дорога, метров триста, ко второй части, Преображенской. Обе стоят на высоком берегу Рощинского озера, которое обычно называют Святым. А перед ними, еще ближе к поселку, подворье Покрово-Тервенического монастыря, несколько новых деревянных построек.

Мы дошли до подворья и, глядя на купола монастырских церквей, четко очерченные на фоне угасающего неба, пожалели о том, что сегодня не удалось попасть в Троицкую часть. А сейчас уже поздно, одиннадцать часов, в монастыре, вроде бы, всё в девять закрывается… И всё же решили просто пройти туда, хотя бы постоять рядом на берегу озера. Вот так, не спеша, беседуя о том о сем, доходим до ворот Троицкой части монастыря и видим, что они открыты нараспашку. Мы тихонечко зашли внутрь, постояли, посмотрели; там тишина полнейшая, никого не видно и не слышно, древние могучие стены, звонница, Троицкий собор и церковь Покрова Божией Матери, которая еще не восстановлена внутри, пока не действует. На всем печать величия и вековой святости (монастырь недавно отметил свое 500-летие). Мы притихли; сестра шепотом в который раз вспомнила, как они были здесь еще в 1980-х годах, случайно совершенно: ездили на машинах за грибами (там, вблизи берегов Ладожского озера, потрясающие грибные и ягодные места) и набрели на развалины монастыря, зашли как раз сюда – здесь была тогда психиатрическая больница для буйных (окончательно ее перевели в другое место только пару лет назад, я еще застал это) – и даже поднялись на полуразрушенную звонницу. Тогда, конечно, ни колоколов, ни крестов, ни монахов не было, одни руины да вопли больных.

Читайте также:  Зачем Бог создал человека: как и почему сотворил мир и человека

И вот мы робко постояли-постояли, да и вышли за ворота, остановились рядом, на высоком берегу. Смотрим на озеро: картина, просто требующая кисти Архипа Ивановича Куинджи. Представьте себе: плотные сумерки; берега, поросшие лесом, едва угадываются в них, а на горизонте, над водой – яркое багровое закатное зарево! Я чуть не заплакал с досады – ну почему я не взял с собой фотоаппарат! Такая бы фотография была… Но – чего нет того нет. Погоревали немного и собрались возвращаться.

Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура.

Чудо пришло, как и положено, неожиданно. Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура. Идет быстро, но как-то не по-земному, шагая, а будто бы плывет над дорогой. И направляется прямо к нам. Я почувствовал странную неловкость: двенадцатый час ночи, почти полная темнота, мы у ворот монастыря, и тут – это видение; как будто я нахожусь… не то чтобы там, где нельзя, а как бы – не по чину быть рядом с тем, кто сюда идет. Подходит: женщина, высокая, очень стройная, в темноте не угадать, молодая или старая, лица не видно. И сразу спрашивает:

– Вы были в келье преподобного?

А голос – ровный, четкий, совершенно не окрашенный эмоциями; спросила, как будто продолжая давно начатый разговор. Я растерялся: десять лет мы ездим в Свирский монастырь, и я никогда не слышал ни о какой келье. Что-то бормочу в ответ: как это, где… А она тем же ровным голосом просто говорит:

– Идите за мной, – и направляется к воротам, даже не пытаясь посмотреть, идем ли мы следом.

Мы, конечно, устремляемся за ней, хоть мной и владеет какое-то мистическое ощущение нереальности, нездешности, что ли, происходящего: ночь, темнота, полная тишина, ни души, звезды на небе, неизвестно откуда появившаяся женщина, куда-то нас зовущая, этот ровный, приветливый и в то же время повелительный голос… И тут я вспоминаю, даже не то чтобы вспоминаю, а меня буквально осеняет (именно осеняет – как окутывает облаком!) евангельское: «…и дивился народ словам Его, ибо говорил Он не как книжники и фарисеи, а как имеющий власть…» Именно такое впечатление было от этих нескольких слов.

Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим…

И вот мы идем за ней в ворота, и опять я удивляюсь: мы с сестрой люди не мелкие и достаточно энергичные, спешим чуть ли не вприпрыжку, но едва поспеваем за ней, даже отстаем, хотя она, кажется, и не торопится вовсе, но идет, как парит над землей. И идет она в сторону Покровской церкви, белокаменной, самой древней в монастыре, большой, с мощными стенами; огибает ее слева… И тут я вижу в стене черный проем, как бы небольшую арку, высотой ниже моего плеча. И она, пригнувшись, ныряет в эту темноту. Я, преодолевая трепет, – за ней, сестра следом. Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. В левом углу чуть теплится огонек лампадки. Женщина зажигает от нее две свечи, и я вижу, что мы находимся в маленькой келье, размером, может быть, метра два с половиной на полтора. Каменные пол, стены и потолок, всё беленое. Слева у короткой стены невысокий церковный подсвечник с лампадой и только что зажженными свечами; они освещают вделанную в стену икону, изображающую молящегося на коленях старца – преподобного Александра Свирского. Мы замираем в благоговении. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим, это как вода в сравнении с воздухом, ее можно пить, в ней можно плыть, и, подумалось мне под перезвон колотящегося сердца, ее можно не выдержать…

Женщина прикладывается к иконе и пропускает нас. Потом буквально в нескольких словах – ничего лишнего – рассказывает об этом месте. Меня переполняет радость, совершенно детская, абсолютно совершенная (!), когда уже больше нечего желать и представить большее невозможно; это ощущение неожиданного, драгоценного и при этом вовсе не заслуженного подарка, который, однако же, не отберут назад. Мы сбивчиво пытаемся благодарить нашу проводницу, выразить радость и признательность, говорим, что это чудо для нас – попасть в такое святое место, как здорово, что она нас сюда привела… А она тем же спокойным и величественным голосом говорит:

– Это преподобный вас водит. Вы ведь приехали к нему? Вот он вас встретил и привел сюда.

Затем нагибается и выходит из кельи, и мы за ней, переполненные своей радостью. Но бывает так, что если уж Господь дает, то дает не одной рукой, но сразу двумя. Уже на улице мы слышим:

Мы с сестрой переглядываемся: кажется, это уже невозможно вместить! А женщина тем же летящим шагом обходит следующий угол церкви, и там в стене открывается еще один темный проем, несколько больше первого. Мы снова проходим через толщу стены и попадаем в довольно большое и высокое помещение, наподобие шатра, из-за темноты пока разглядеть его невозможно, но справа тоже угадывается слабый свет лампады. Следуя за нашей провожатой, оказываемся возле небольшой ниши – углубления в стене высотой в мой рост; на подсвечнике теплится лампадка. Женщина зажигает неизвестно откуда взявшиеся две свечи, ставит их на подсвечник, две другие дает нам и еще одну берет сама. Всё пространство вокруг заливает теплый церковный свет. В стене ниши прямо в камень врезана икона явления Пресвятой Богородицы преподобному Александру, внизу наклонная мраморная плита с надписью, говорящей об этом чуде. Мне наконец удается на мгновение увидеть лицо нашей незнакомки: совсем молодая, точеный безупречный профиль, сама прямая как свеча. Мы, будто сущие дети, в восторге и благодарности лепечем, что никак не ожидали такого чуда и такой милости, вот, просто вышли погулять перед сном… А она своим удивительным голосом, в котором нет ни превосходства, ни снисходительности, ни поучения, коротко отвечает:

– Это невозможно запрограммировать или предугадать. Господь один знает, когда послать это.

Мы прикладываемся к мраморной плите, а женщина со свечой выходит на середину большой шатровой залы и вдруг начинает петь «Достойно есть…» Боже, я никогда не слышал такого пения! Ни в церковном хоре; ни в академическом театре; ни у монахов, которые здесь же, в соседнем Троицком соборе восхитительно поют божественные песнопения. Я слышал голос неземной: сильный как ветер, чистый как родник, ясный как небо в горах. Мотив был мне совершенно незнаком, и я не мог угадать следующей ноты, поэтому, чтобы не нарушить восхитительной стройности этой молитвенной песни, я тихонечко подпевал просто словами.

Вдруг она остановилась у стены церкви, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли…

Мы вышли в темноту уже совсем сошедшей на землю ночи. Наша провожатая снова полетела вперед, сразу оставив нас позади, и вдруг остановилась у стены церкви, очевидно, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли.

– Здесь иногда находят камешки в форме сердца. Это вам подарок от преподобного и Божией Матери, – и протянула нам два небольших камешка, действительно напоминающих сердечко.

Поспешая, мы вышли за ней из ворот монастыря. Она перекрестилась трижды на церковные купола.

– Доброй ночи, храни вас Господь, – и своим поразительно неспешным и стремительно-летящим шагом удалилась в сторону Преображенской части монастыря, исчезнув через несколько секунд в темноте.

Я посмотрел на сестру: она светилась от счастья и не могла сдержать радости. Неужели и я выглядел так же?

Это было чудо; кто понимает – тот поймет. Даже не пытаюсь рассуждать об этом, не стараюсь объяснить: как, почему, за что? Была ли это просто женщина, служащая в монастыре? Но как она не боялась ходить там одна в ночи, какую веру должна была иметь, какой силой духа обладать, чтобы так говорить в темноте с незнакомыми людьми? Или был это Ангел Божий, посланный нам для укрепления и утешения? Но чем я это заслужил и чем должен ответить на этот дар? Не приснился ли мне сон? Почти невозможно поверить в реальность этого видения, но свеча и камешек в форме сердца со мной, и мое маловерие согревается этими материальными свидетелями случившегося.

Это было просто. Просто как премудрость, как чудо Божие. Многословие и восторг не помогут достойно описать это переживание. И я желал бы уметь говорить, как эта женщина: просто, ясно, ни одного лишнего слова. Но как передать дивную атмосферу этой встречи тому, кто не был там? А мне так хотелось поделиться этим чудным подарком!

Ведь каждый дающий знает: кто делится, у того обязательно прибавляется…

Геннадий Дорофеев
редактор образовательного портала

Где сейчас находятся нетленные мощи преподобного Александра Свирского?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Свято-Троицкий мужской монастырь, где пребывают мощи преподобного Александра Свирского, является центром паломничества православных христиан уже много десятилетий. Верующие стремятся поклониться нетленным останкам преподобного и своими глазами увидеть чудо мироточения, происходящего от кожных покровов почившего старца. Мощам Александра Свирского почти 5 столетий, но внешний облик святого сохранился настолько хорошо, что с его лица в конце XIX века была написана уникальная икона.

Содержание страницы

История

Смотрите также:

Мощи святого обретали дважды. Первый раз в XV веке. Второй – в XX. Тогда на протяжении шести месяцев останки подвергались тщательному всестороннему изучению: к ним приглашали гистологов, рентгенологов, стоматологов, патологоанатомов, целью работы которых являлось установление подлинности мощей. Наконец, после полугодовой научной экспертизы исследователи пришли к выводу, что перед ними – тело Александра Свирского, монаха и аскета, почившего в 1533 году.

Иконография: Александр Свирский, преподобный. Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 17,9 см. Православный русский святой, прославившийся дивными чудесами, творимыми при жизни и после кончины. Инв. № Ж-1264. © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Первое обретение

Год 1641. Монахи Свирского монастыря разбирают ветхую каменную церковь Преображения Господня, установленную над могилой похороненного здесь старца Александра. Лопата инока, копающего ров, ударяется о что-то твердое, как выясняется впоследствии – крышку гроба. В благоговейном молчании братия выставляют верхнюю доску. В воздухе разливается благоухание, а в гробу взволнованные монахи обнаруживают нетронутого тлением преподобного Александра. Из-под аналава (плата) виднеется клочок бороды. Правая, вытянутая вдоль тела рука, покоится рядом с посохом, а пятка правой ноги, обутой в сандалию, упирается в свод левой ноги.

Полезные материалы

30 августа 1641 года состоялось первое освидетельствование мощей преподобного Александра Свирского. В присутствии четырех настоятелей новгородских монастырей и всего соборного духовенства мощи были осмотрены, в результате чего все «утвердились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра». Через два года мощи были перенесены в заново отстроенную церковь Преображения и положены в позолоченную раку, присланную из Москвы самим государем Михаилом Феодоровичем.

Судьба останков в период гражданской войны

Год 1918. В Свирский монастырь пребывает отряд чекистов под командованием латышского стрелка Августа Вагнера. Им поставлена задача – уничтожить тело преподобного Александра. Любопытно, что официальная компания по вскрытию и изъятию мощей начнется только через три месяца после этого случая. Видимо, судьбой защитника русских царей и молитвенника о их престолонаследии, коим всегда почитался преподобный Александр, интересовались в высших кругах партийного аппарата. Но в тот день службистам не удалось развенчать «культ мертвых тел».

Вскрыв раку с телом преподобного, чекисты остолбенели: сохранность останков Божьего угодника была просто фантастической. Вагнер искал каких-либо научных объяснений данному феномену, и он их нашел. Вот что впоследствии будет написано в отчете 8-го отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезда Советов:

«При приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря в литой раке, весящей более 20 пудов, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла».

Чекисты разграбили монастырь, выпили вино, которое нашли в алтаре, застрелили нескольких человек из числа монашествующей братии, пытавшихся им противодействовать, и ушли. Еще шесть раз монастырь будет подвергаться грабежу со стороны большевиков, но мощи не тронут. Только 20 декабря 1918 года останки преподобного Александра изымут из монастыря и

«в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли»

переправят в опечатанную чекистами часовню в городе Лодейное Поле. Из архивных записей известно, что позже они будут отправлены в Петроград и подвергнуты судмедэкспертизе. Только через 80 лет мощи праведника вернутся в Свирский монастырь.

Второе обретение

Год 1998. В Военно-медицинскую академию им. С.И. Кирова приходят монахи. Они объясняют, что уже много месяцев изучают архивы Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга в поисках какой-либо информации о местопребывании тела преподобного Александра Свирского. Есть данные о том, что мощи могут храниться в запасниках анатомического музея при академии.

Были подняты каталоги, но искомого «экспоната» не нашли. И тут начальник академии Юрий Шевченко вспоминает, что в хранилище трупов, где он недавно был с визитом, его поразило одно обстоятельство: один из трупов странным образом источал благоухание. Уж не те ли это мощи, которые ищут монахи?

Вскоре была собрана экспертная комиссия, в состав которой вошли кандидаты наук и профессора. На протяжении всего исследования специалисты ВМА будут не раз поражены целостностью покровов преподобного. Даже кожа лица выглядела не высохшей и сморщенной, как бывает при мумификации, а гладкой и эластичной.

Вот что отметила в своем докладе антрополог Ю.Д. Беневольская:

«Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела — восковой. <> Голова без волосяного покрова и бороды, несколько развернута левому плечу. Черты лица хорошо сохранились. Рот приоткрыт. <> Крылья носа, его кончик сохранили практически прижизненную конфигурацию, толщину, моделировку.<> Поражает сохранность тела».

Общий изыскательский труд специалистов занял сорок пять страниц печатного текста. В заключительном акте экспертизы говорится:

«мумифицированный труп мужчины, не числящийся в каталогах фундаментального музея кафедры, на основании собранных заключений может быть идентифицирован как мощи святого преподобного Александра Свирского».

Во время подготовки тела к процедуре снятия рентгена сотрудники внезапно обратили внимание на то, что простыня под останками преподобного промокла. Оказалось, что она пропиталась миром, которое стало выделяться из пор кожи и особенно обильно истекать со стоп святого.

23 ноября 1998 г. мощи преподобного Александра были, наконец, перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Свято-Троицкий мужской монастырь

В двухстах шестидесяти километрах от Санкт-Петербурга, почти на границе с Карелией, на берегу Рощинского озера расположился удивительный по красоте мужской монастырь. Когда-то на его месте рос густой непроходимый лес, в котором поселился отшельник из Валаама. Он построил себе скромную келью и жил в безмолвном уединении семь лет, питаясь одними плодами земли. Постепенно к пустыннику стали стекаться люди, искавшие уединения и благочестивого образа жизни. Вокруг скромной хижины постепенно стала выстраиваться обитель.

Однажды, на 23-м году своего поселения в пустыни, монах молился в своей келье. Внезапно он узрел яркий столб света и нисходящих по нему трех Мужей в белоснежном одеянии. Из Их уст инок услышал повеление:

«Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы».

Этим иноком, который удостоился встречи с Пресвятой Троицей, был никто иной, как Александр Свирский.

Позже, на указанном Богом месте, в 1509 году был построен храм во имя Святой Троицы. Этот храм был перестроен в 1791 году и функционирует в составе нынешнего Троицкого монастыря. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь включает в себя два комплекса: Троицкую часть и Преображенскую.

Обители объединяет идущая вдоль озера дорога. В свое время монастырь владел обширными угодьями. В XVIII веке к нему были приписаны 27 монастырей, его именовали Северной Лаврой. Имелись у него также подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Белозерске, Олонце. Однако вскоре расцвет духовно-культурной жизни сменился упадком: обитель стала подвергаться грабежам, санкционированным новой социал-демократической властью, а в 30-х годах в стенах монастыря расположили концентрационно-трудовой лагерь (СвирьЛАГ). Затем, последовательно, детский и инвалидный дома, сельскохозяйственный техникум, и, наконец, психиатрическую больницу, которая была ликвидирована лишь в 2009 году.

На сегодняшний день на территории монастыря являются действующими пять храмов.

Адрес

Монастырь находится в Ленинградской области, Лодейнопольском районе, Янегском сельском поселении, в деревне Старая Слобода. Открыт для посещений с 6.00 до 20.00. В воскресные дни – с 8.00.

Читайте также:  Сухоядение в пост: что значит, меню и рецепты, что можно и нельзя есть

Факты чудес

В 1998 году, в конце лета, в храм вошла женщина, несущая на руках девочку. Малышке было пять лет, но ее болезненный вид делал ее младше своего возраста. Мать рассказала, что ее дочь не может ходить с рождения из-за болезни центральной нервной системы. Подойдя к мощам святого Александра Свирского, мать опустила девочку на стеклянную крышку раки. Какое-то время малышка неподвижно лежала на ней, затем мать сняла ее со стекла и посадила на пол, чтобы самой приложиться к мощам. Когда через минуту выпрямилась и огляделась, девочки нигде не было видно. Оказалось, что малышка ушла сама, сумев подняться на чудом окрепнувшие ноги. Через год в монастыре поинтересовались судьбой девочки. Выяснилось, что ребенок может не только ходить, но и бегать.

50-летняя Елена страдала врожденным правосторонним гемипарезом. Это такое неврологическое заболевание, при котором нарушается двигательная активность левой или правой стороны тела. Когда мощи преподобного Александра Свирского пребывали в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, женщина несколько раз приходила на молебны. Во время одного из богослужений она подошла к раке и прикоснулась своей омертвевшей холодной рукой к обнаженной стопе святого. Ее охватило неожиданное и приятное чувство тепла. Дома, во время обеда, она автоматически взяла ложку в правую руку, а затем и стакан. На следующем молебне она горячо благодарила про себя преподобного и обнаружила, что без труда может перекреститься правой рукой. Все это Елена восприняла, как чудо, ведь за семь лет до этого она все делала левой рукой.

Жительница Петербурга 1956 года рождения уверена, что святой помог ей исцелиться от рака. Вот, что написала она в своем письме настоятелю храма:

«в ноябре 1998 г. у меня был обнаружен рак левой молочной железы (была взята пункция, которая показала наличие раковых клеток), была рекомендована срочная операция».

Однако врач, который должен был оперировать, на время уехал из города, и операция была перенесена.

«В этот промежуток времени между постановкой диагноза и операцией я трижды присутствовала на молебнах у раки с мощами преподобного Александра Свирского, прикладываясь к мощам многократно, втирала в больное место маслице с миро, полученное после молебна»,

— пишет петербурженка. После операции пришли результаты гистологического анализа – рака не было.

Когда открывают мощи

Святые мощи преподобного Александра Свирского открываются:

  • 30 апреля – день первого обретения мощей.
  • 12 сентября – день праведной кончины.
  • в день Святой Троицы.
  • на Преображение.

Это значит, что стеклянная крышка над ракой будет открыта, и все верующие смогут приложиться к руке праведника.

Когда игумен Свирского монастыря архимандрит Лукиан вынимал частицы мощей для передачи в другие епархии, то был поражен увиденным.

«Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань. В музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью — похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».

Особенно сильно мироточили мощи в дни совершения Божественных Литургий, когда тело преподобного впервые за долгие годы было внесено под своды храма. Аромат меда, наполнявший церковь, привлек непонятно откуда взявшихся пчел. Они роились вокруг стоп святого и ползали по стеклянной крышке раки. Этот факт даже был заснят операторами НТВ, снимавшими сюжет для канала.

Как добраться из Санкт-Петербурга

  1. На машине. Добраться до монастыря можно на личном транспорте двигаясь по Мурманскому шоссе (М-18) до Лодейного Поля, затем по мосту через Свирь до поворота на обитель (указатель находится на 249-м километре). Еще через пять километров будет поселок Сарая Слобода (Свирское), в котором и расположен монастырь.
  2. На железнодорожном транспорте. На электричке из Санкт-Петербурга с Ладожского вокзала до Лодейного Поля (время в пути примерно 4 часа). Время отправления уточнять в справочной. С ж/д вокзала Лодейного Поля до обители можно добраться на такси или на маршрутном автобусе № 863 или 963.
  3. На автобусе. Прямым рейсом с 1-го автовокзала по маршруту № 863 «С.-Петербург — Свирское — С.-Петербург». Также из Северной столицы в Лодейное Поле или Свирское можно попасть на рейсовом автобусе с автовокзала №2 (время в пути около четырех часов).

Как доехать из Москвы

  1. На машине. Двигаться по Ленинградскому шоссе (Е-105), придерживаясь указателей. Время в пути – 11 часов (без пробок), расстояние – 850 км. Нужно доехать до моста через реку Свирь и дальше до поворота на монастырь (будет указатель), еще примерно 5 км до Свирского (Старая Слобода).
  2. На железнодорожном транспорте. Из Москвы (Ленинградский вокзал) можно доехать поездом до Лодейного Поля. Обитель располагается в 21 км от Лодейного Поля в поселке Свирское (Старая Слобода). Время в пути от 9 до 12 часов. От Лодейного Поля можно сесть на проходящий автобус или маршрутное такси до Свирского.

Судьбы многих людей изменились после соприкосновения с мощами преподобного Александра Свирского.

Благодать, явленная Господом через его нетленную плоть, столь сильна, что не оставляет равнодушными даже людей науки, привыкших полагаться на свои знания и давать всему рациональные объяснения. Показателен в этом отношении пример Юрия Леонидовича Шевченко – генерал-полковника медицинской службы, академика РАМН, а в 1999 – 2004 годах еще и министра здравоохранения России. Именно этот человек, увидев чудо мироточения в рентген-кабинете СМЭС, форсировал процедуру передачи святыни Русской Православной Церкви. В 2009 году Юрий Леонидович принял сан священника. Теперь по будням он оперирует, а по выходным дням служит в основанной им церкви в честь Николая Чудотворца при ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова».

Автор: Галина Бочарова.

Видео

Документальный фильм, рассказывающей об обретении мощей прп. Александра Свирского.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Александр Свирский где находятся мощи, житие, о чем просить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Александр Свирский при жизни был уникальным человеком. Перед ним, как и перед святым Авраамом снизошел Всевышний в трех ипостасях. О его чудотворных способностях говорят и поныне, существуют неоспоримые факты исцеления людей страдающих неизлечимыми болезнями. Да и сама жизнь старца была полна трудностей и нелегких испытаний.

Он никогда не сдавался, постоянно молился и искренне верил в Божью ласку и благодать, много работал и за свою жизнь успел передать свою веру и знания своим ученикам, которые и оставили о нем много достоверных писаний.

Житие Александра Свирского

Родился святой Александр в русской семье, где чтили церковные обеты и правила. С детства воспитывался в строгом послушании Богу. После окончания обучения, родители Амоса (так называли его в семье), решили найти ему достойную невесту и будущую жену.

Но для молодого юнца, не это было главной целью в жизни, уже тогда он проявлял настойчивость и упорство к уединению и чтению молитв. Поэтому он принял решение уйти служить Богу в монастырь, не сказав об этом своим родителям. По пути следования, ему явились ангелы, устами которых было передано благословение Господние, указано место будущего монастыря и дарована встреча со спутником, который довел до пункта назначения.

Преподобный Александр Свирский в 26 лет стал монахом и в смиренных молитвах провел в монастыре полных 13 лет. Он был готов выполнить то, что было предначертано ему Свыше. Подальше от людей, на берегу Рощинского озера, в густом, дремучем лесу он соорудил очень скромное жилище и жил там на протяжении 7 лет, тяжело работая, обращаясь ко Всевышнему с каждодневными молитвами и перебиваясь очень скромной пищей, добытой в лесу.

Однажды перед святым явился лик Троицы, который указал место для строительства будущего храма Святой Троицы. В 1508 году он стал священником и был возведен в должность игумена, но в душе оставался скромным монахом. Не переставая тяжело работать, через короткое время храм разрастался, возводились новые сооружения, и люди больше узнавали о нем.

Незадолго до своей кончины, Преподобным Александром был открыта обитель из камня, на честь Пресвятой Богородицы Девы Марии. В 1533 году старец отошел в мир иной и уже через 14 лет был возведен к лику святых.

Мужской монастырь Александра Свирского

Ныне действующий монастырь расположен на расстоянии 260 км от Санкт-Петербурга. За время своего существования он пережил многое: пожары, разрушения, расстрел служащих, разорения и потерю на некоторое время святых мощей Преподобного Александра. Сейчас проводятся работы по реставрации и открытию новой обители.

Помогали строить храмы известные на то время люди, которые выделяли значительные пожертвования на материалы и работы. На территории монастыря действует церковь Покрова Божьей Матери, где можно помолиться перед иконой и попросить у заступницы всего человечества исцеления, отпущения грехов и защиты от болезней. Преображенский собор, сделан с красивого камня и обставлен чудотворным образом его основателя.

Мощи преподобного

После кончины, тело святого было похоронено на территории его монастыря. А его мощи, после многолетнего наблюдения стали мироточить, то есть выделять много благовонного драгоценного масла, что доказывает о его святости.

Многие прихожане собственными глазами могли наблюдать это действие, при этом весь храм наполнялся приятным ароматом. Количество выделения масла зависит от многих факторов: наличие верующих людей рядом или зевак, которые пришли просто посмотреть на это чудо, проведение Богослужений и многое другое.

Мироточение настолько обильное, что не заметить его невозможно, зафиксированы случаи, когда на стойкий, пьянящий запах в храм слетались пчелы. Больше всего выделяется масло на ступнях и открытой части руки. За 483 года, его тело и одежда остались не тленны.

Верующие люди из многих стран, наслышанные о чудотворной силе святого задаются одним очень важным вопросом: где находятся мощи Александра Свирского. После долгих переездов с одного места в другое, ныне мощи нашли покой на территории созданного своими руками монастыря. Многие прихожане могут помолиться и попросить исцеления души от страданий и болезней.

В чем помогает Александр Свирский

Искренняя молитва, обращенная святому Александру помогает в исцелении людям, которые не теряют надежду на лучшее, своим советом в виде святого образа наяву. А также помогает найти выход, из сложных ситуаций являясь в сновидениях.

Существует много доказательств, когда драгоценное масло, выделяемое из его мощей, имело чудотворную силу и поднимало на ноги даже безнадежно больных людей. Искренняя чистосердечная молитва и безусловная любовь к Богу являются тем важным механизмом, который движет многими людьми.

У иконя и мощей Александра Свирского, о чем просят:

  • К нему обращаются с многочисленными просьбами об исцелении от мучительных, долгих болезней и сильных душевных страданий;
  • Об обретении счастья материнства и рождения здорового малыша;
  • О вере в свои собственные силы и возможность найти свое предназначение;
  • О защите от греховных помыслов и деяний;
  • О принятии серьезного увлечения или важного выбора в жизни ребенка;
  • О помощи в выборе жизненных приоритетов, от которых зависит дальнейшая жизнь.

А вот и сама молитва к преподобному:

О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Александро-Свирский монастырь: где находится, как добраться

Свято-Троицкий Александро-Свирского мужской монастырь является гордостью Ленинградской области, этот комплекс живописно раскинулся вдоль побережья Рощинского озера. Доехать из Питера до Александро-Свирского монастыря можно на автобусе с автовокзала № 2 до города Лодейное Поле или электропоездом с Ладожского вокзала до станции с аналогичным названием, а затем на маршрутке.

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь — это действующая культовая организация, где и сегодня постоянно проживают настоятель, игумен и монахи. Монастырь открыт для постоянного посещения, на территории действуют пять основных храмов, постройки XVI-XVIII веков, кроме них существуют: звонница, колокольня, монашеские кельи, трапезная и подсобные помещения.

Где находится Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

За речкой Свирь, которая вытекает из Онежского озера и впадает в Ладогу, среди девственных лесов и озер Калерии, расположен действующий Александро-Свирский монастырь, который иногда называют Северная Лавра. Основан монастырь был первым настоятелем преподобным Александром, которому однажды явилась Святая Троица, поэтому так и называется действующий исторический комплекс.

Чтобы добраться из Северной интеллектуальной столицы до Александро-Свирского мужского монастыря, надо доехать до города Лодейное Поле, а далее на маршрутке или рейсовом автобусе до поселка Старая Слобода.

История Александро-Свирского монастыря

Монастырь был основан в конце XV столетия святым отшельником Александром, который уединился в этих дивных краях и долгое время жил в полном одиночестве среди диких племен чуди и карелов. Вскоре его многочисленные ученики нашли учителя и возжелали поселиться рядом, так возникло монашеское поселение. Преподобный Александр повелел строить кельи в уединенном месте на берегу Святого озера, вдали от личного пространства, которое было определено старцем для кладбища монахов и называлось отходной пустынью.

В 1533 году по его велению началось строительство собора Преображения Господня полностью из дерева — это было первое культовое строение будущего Александро-Свирского монастыря, после смерти старца он был похоронен рядом. Мужской монастырь, состоящий из двух расположенных рядом культовых сооружений, в первый раз был полностью разорен во время нашествия шведов в конце 80 годов XVI века, а в первой декаде XVII столетия Александро-Свирский монастырь был захвачен поляками и литовцами, которые сожгли все деревянные культовые постройки.

После изгнания оккупантов началось восстановление святыни Александра Свирского монастыря и его расцвет. Когда началось строительство каменного Преображенского собора, то случайно был откопан гроб с нетленными мощами преподобного Александра и торжественно перенесен в чудом сохранившийся храм св. Николая. Вскоре Александро-Свирский монастырь объединил около 30 обителей и стал в этих местах нерушимым оплотом русского православия.

Но беды на этом не закончились, в смутные времена после Октябрьской революции Александро-Свирский монастырь был опять разграблен, монахи разогнаны или убиты, а святые мощи вывезли в Военно-медицинскую академию Петрограда.

В конце 90-х годов прошлого столетия началось второе возрождение Александро-Свирского монастыря, где до этого была тюрьма, а потом психиатрическая лечебница. Монахам пришлось изрядно потрудиться и заново отстраивать некоторые фрагменты зданий. Через 80 лет святые мощи были возвращены в Александро-Свирский монастырь и теперь покоятся в Преображенском соборе, а каждый год торжественно переносятся при проведении крестного хода во время празднования Святой Троицы в Троицкий собор.

Александро-Свирский монастырь около поселка Старая Слобода является действующим мужским монашеским поселением, открытым для посещения. На территории действуют пять храмов XVI-XVIII веков, звонница, трапезная, колокольня, монашеские кельи и служебные помещения. В 2012 году был создан Праздничный архиерейский хор Александро-Свирского монастыря, состоящий из выпускников музыкальных школ стран СНГ. Исполняются не только византийские песнопения и древние распевы, но и литургические музыкальные произведения XIX-XX веков, русские, белорусские и украинские народные песни. Александро-Свирский монастырь официально обозначен на всех картах России.

Храмы Александро-Свирского монастыря

Культовые сооружения знаменитого действующего мужского монастыря были построены знаменитыми зодчими в XVI-XVIII веков. Уникальные сооружения Александро-Свирского монастыря находятся в хорошем состоянии, в чем можно убедиться, просмотрев расположенные ниже фото, а некоторые и сегодня сохранили свой первозданный облик.

Читайте также:  Рецепты постной выпечки: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции для приготовления пирогов и пирожков

Преображенский монастырь

Ранее эту часть Александро-Свирского комплекса называли Свирский Преображенский монастырь, огорожена она монументальной стеной, в которой расположены кельи монахов и некоторые служебные помещения. Рядом с входом — Святой источник, а над воротами расположена церковь Святителя Николая Чудотворца, а внутри — здание Преображенского собора, Захариевская церковь и часовня Святой Троицы, действующая и сегодня.

Преображенский собор преподобного Александра Свирского

Изначально здание было полностью из дерева, но его сожгли польские солдаты во время нашествия, каменное здание было воздвигнуто на том же месте в 1644 году и сохранилось до современности.

В начале XVIII столетия был пристроен предел Александра Свирского, а в середине ХIХ века все деревянные перекрытия заменили на стальные, расширили некоторые оконные и дверные проемы, произведено изменение оформления внешнего фасада. В начале XX века к западной части были пристроены хоры с точеными из дерева перилами, а через 3 года стены храма и предела украсили настенными росписями.

Сегодня собор — это величественное сооружение с белоснежными стенами и куполами зеленого цвета, а объединенные с ним в единый исторический комплекс Захариевский храм и колокольня имеют весьма торжественный вид.

Часовня Святой Троицы

Это здание было построено во второй половине ХIХ столетия, на том историческом месте, где Святая Троица явилась к преподобному Александру. Сейчас в здании идут молебны, а возле часовни все желающие набирают освященного песка, который по легендам имеет большую целительную силу.

Церковь святых Захария и Елисаветы

Церковь с одним куполом святого Захария и праведной Елисаветы построена таким образом, что северный фасад примыкает к Преображенскому собору, сообщаясь с ним сводчатой галереей. Построено здание под руководством зодчего Максима Семенова, во время большого пожара церковь сильно пострадала, но через 50 лет была полностью реставрирована, а от прежнего здания сохранилось только одно окно над входом в южном фасаде.

Троицкий монастырь

Эта часть исторического комплекса также обнесена стеной, где располагаются

кельи для проживающих постоянно в монастыре монахов, здесь сохранились до наших дней памятники XVI столетия — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Трапезные палаты.

Троицкий собор

Вначале, еще при жизни преподобного Александра, здесь была построена маленькое деревянное здание, затем каменное здание, которое было сильно повреждено при нашествии поляков, а в конце XVII века был построен монументальный Троицкий собор, украшающий и сегодня Троицкую часть монастыря.

В начале XVIII столетия внутренние стены были расписаны артелью иконописцев из города Костромы под управлением Леонтия Макарова. В 60-х годах прошлого века фрески по неизвестным причинам отслоились от стен, но при реставрации были прибиты на прежние места особыми гвоздями, не нарушающими композицию.

Отлично сохранился и иконостас, где присутствуют иконы, написанные в XVII столетии. Внутрь храма ведет крутая лестница из камня.

Церковь Покрова Святой Богородицы

Первая постройка довольно сильно пострадала от огня, остался только фундамент и фрагменты стен, но в течение 7 лет храм восстановили, а сегодня он является одним из самых старых культовых построек Свято-Троицкого монастыря.

Белоснежное здание храма имеет всего один купол изумрудного цвета, к величественному зданию примыкают палаты для трапезы, которые украшает колокольня и две изящные башенки. Рядом располагается звонница в три яруса, возведенная в начале 40-х годов XVII века.

Вместе эти исторические здания создают органичный архитектурный ансамбль, который является одним из древнейших памятников русского зодчества и православия.

Церковь преподобного Иоанна Дамаскина

Рядом с Троицким собором находится здание церкви преподобного Иоанна Дамаскина, а второе ее название — больничная церковь. Первое здание было полностью разрушено при захвате монастыря поляками, но по инициативе настоятеля монастыря Агафангела в конце XIX столетия церковь отстроили заново.

Мощи Александра Свирского в Александро-Свирском монастыре

В дни празднования Троицы мощи преподобного Александра, хранящиеся в Александро-Свирском монастыре, торжественно переносят в Свято-Троицкий собор.

О мужском действующем монастыре около села Свирское можно посмотреть на видео:

Настоятель Александро-Свирского монастыря

Основателем и первым игуменом является преподобный Александр Свирский (1486-1533 гг.), затем было еще около полусотни настоятелей, имена их занесены в книгу описания истории Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря.

Сегодня настоятелем является Мстислав Епископ Тихвинский и Лодейнопольский, в миру Дячина Михаил Валерианович, родился 11 ноября 1967 года, дата пострига — 26 марта 1998 года. В 1992 года окончил духовную семинарию, а через 4 года духовную академию в городе Санкт-Петербурге. 16 марта 2012 года назначен Священным Синодом на должность настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, а 1 апреля 2012 года был возведен в сан архимандрита.

Антоний игумен, Гутник Алексей Валентинович, 12 мая 1977 года рождения, постриг принял 30 июня 2005 года. 23 октября 2014 года назначен наместником Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Правила посещения Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря

На территорию действующей монашеской обители вход свободный с 6 утра и до 8 часов вечера, в воскресение и в дни церковных праздников с 8.00. Осмотр достопримечательностей ограничен только внутренним распорядком монастыря. На территорию вход запрещен в пляжной, спортивной и открытой одежде, мужчины не допускаются в шортах, а женщины в брюках, мини-юбках и с непокрытой головой.

Категорически запрещается в стенах обители:

  • бегать и шуметь;
  • сквернословить;
  • играть в подвижные и азартные игры;
  • загорать и купаться;
  • ходить и лежать на газонах.

Свято-Троицкий Александро-Свирского монастырь — это закрытая для посторонних территория, а время посещения строго ограничено действующим распорядком и укладом жизни монахов. Посетители должны уважительно относиться к святыням, расположенным на территории исторического комплекса. Видеосъемка и фотографирование разрешаются только по благословлению настоятеля или игумена.

Прошения о проведении экскурсий, участие в трапезе отправляются заранее на электронную почту Александро-Свирского монастыря по адресу: palomnik@svirskoe.org

Как доехать до Александро-Свирского мужского монастыря

Расстояние от Санкт-Петербурга до места, где расположен монастырь имени Александра Свирского, составляет около 270 км, а от столицы России, города Москва, — немногим более 800 км, что зависит от маршрута.

Как добраться из Москвы до Александро-Свирского монастыря

На личном автомобиле придется за 9 ч. 45 мин. преодолеть 812 км, при расходе топлива 10л на 100 км пути израсходуется 81 л бензина, примерная стоимость поездки от 3,65 тыс. руб. Маршрут до Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря проходит через города: Тверь, Вышний Волочек, Боровичи, затем налево по трассе 49К-13 через Любытино на 49К-08, никуда не сворачивая с трассы двигаться до Бочево, там свернуть на 41К-31.

Доехать до пересечения с шоссе Дымское и по нему до пересечения с трассой А-114, по ней до поселка Березовик и повернуть на ул. Ястребова или трассу 41А-009 до пересечения с Р-21. Минуя Лодейное Поле через р. Свирь, далее, до поворота на Новая слобода, а там по указателям к монастырю. От Москвы в Александро-Свирский мужской монастырь массовые поездки паломников организует служба

Как добраться до Александро-Свирского монастыря из Питера

Из Санкт-Петербурга постоянно организуются экскурсии в Александро-Свирский монастырь, но можно добираться и самостоятельно: сесть на автобус с автовокзала № 2, который расположен на набережной Обводного канала № 36. Возможен вариант добраться с пересадкой: вначале на автобусе № 963, рейс Санкт-Петербург-Питкяранта до станции Лодейное Поле, затем автобусом № 89/91 доехать до села Старая Слобода.

Поездка в Александро-Свирский монастырь из СПБ возможна и по железной дороге: с Ладожского вокзала до станции Лодейное Поле, а там воспользоваться услугами маршрутного такси, которые постоянно курсируют между железнодорожным вокзалом и монастырем. Автобус от Старой Слободы до Лодейное Поле отходит ежедневно утром и вечером.

Где остановиться рядом с Александро-Свирским монастырем

В пяти минутах неспешным шагом находится небольшая гостиница, где могут найти приют около 20 паломников, чтобы помолиться на территории Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. Бронировать места надо заблаговременно, т. к. здесь размещаются добровольные работники обители. Проживание связано с соблюдением церковных правил и обязанностей, за отдельные пожертвования предлагается обед и ужин на территории монастыря.

Гостинно-ресторанный комплекс Старая Слобода

Круглый год комплекс гостеприимно распахивает двери для постояльцев, здесь могут разместиться экскурсии и отдельные гости, приехавшие посмотреть шедевры зодчества в Александро-Свирском монастыре. Отель располагается в 5 км от исторического комплекса, к услугам гостей 54 благоустроенных номера с разными условиями проживания и ценовой категорией: бюджетные номера на двоих с раздельными кроватями, семейные полулюксы.

Всего комфортно могут разместиться около 130 человек. В каждом номере имеются все удобства, санузел и душевая кабинка, современные телевизоры, телефон и бесплатный Wi-Fi. Для любителей активного отдыха имеется прокат велосипедов. Время поселения с 14.00, а выезд до 12.00, для постояльцев работает ресторан на 100 посадочных мест и два банкетных зала на 15 и 30 персон соответственно.

Мотель Inema

Расположен в городке Лодейное Поле, имеется уютная терраса, бар и бесплатный доступ к Интернету на всей территории гостиницы. В номерах телевизоры и спутниковые антенны, по утрам на завтрак сервируется шведский стол. На ресепшен сотрудники ответят на все вопросы и предоставят информацию о местных достопримечательностях и где провести досуг. От Лодейное Поле до Александро-Свирского монастыря можно добраться рейсовым автобусом.

Заключение

Чтобы доехать из Питера до Александро-Свирского монастыря на общественном транспорте понадобится не менее 5 часов, но дорога неутомительная, потому что пролегает по живописным местам вдоль южного побережья знаменитого Ладожского озера. Остановиться можно в комфортабельной гостинице в поселке Старая слобода, кроме храмов Александро-Свирского монастыря, следует побродить по экологически чистым лесам и окрестностям Святого озера, но нужно проконсультироваться с местными жителями, потому в заповедных местах много медведей.

Мощи Александра Свирского: где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского

РЕКОМЕНДОВАНО К ПУБЛИКАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Автор и Издательство сердечно благодарят настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря архимандрита Лукиана (Куценко), пресс-службу монастыря, кандидата биологических наук инокиню Леониду (Сафонову), православного писателя и публициста Людмилу Илюнину за предоставленные материалы и содействие в написании этой книги.

Чудотворец всея Руси

На северо-востоке Санкт-Петербургской епархии, вблизи границы с Карелией, среди дивных лесов и озер располагается обитель, созданная 500 лет назад по благословению Святой Троицы великим угодником Божиим преподобным Александром Свирским.

Такую любовь к Богу и людям носил в своем сердце этот праведник, живший во второй половине XV – начале XVI веков, что он – единственный из всех святых земли русской – был удостоен великого откровения и посещения Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Сам Господь указал «новозаветному Аврааму» место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря, грандиозные здания которого состоят из двух частей: Троицкой и Преображенской, каждая со своим уникальным архитектурным ансамблем.

Чудесная святыня находится в Преображенской части обители: мощи, которые за 470 с лишним лет не только совершенно не тронуло тление, но они полностью сохранились – в том же объеме и виде, каким было тело чудотворца при жизни.

В материалах пресс-службы Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря под названием «Необыкновенное состояние мощей преподобного Александра Свирского» приводятся такие свидетельства:

«С тех пор как мощи преподобного Александра Свирепого вернулись в родную обитель, мы получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. “Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань”, – сказал отец игумен

Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог:

“При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра – его святых мощей – находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было известно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, возможности клеточной трансформации и т. п.; но то, что произошло с мощами преподобного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани ”.

Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например святого Иоасафа Белгородского. По свидетельству Е.Р. Борисова (сотрудник СМЭС – судмедэкспертизы, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа Белгородского), у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно высохшие, с шероховатоблеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, напротив, лицо сохранилось почти как живое».

Какая великая тайна скрывается за этим чудом, аналогов которому нет на земле (и это документально подтвердили ученые)?

Удивительно, но мы до сих пор мало знаем о «всея России дивном чудотворце» (так называли преподобного Александра начиная с XVI века), чья жизнь, необычная судьба мощей и чудесная помощь людям во многом превосходят наши обычные представления о святости.

В монастыре собран огромный, поистине поразительный материал о посмертном мученичестве святого, о небывалых гонениях, обрушившихся на его мощи, о чудесных открытиях, происшедших во время поиска, казалось бы, навсегда утраченного нетленного тела. Столько посмертных гонений, обвинений, оскорблений и клеветы, пожалуй, не претерпели никакие другие мощи русских подвижников. Ведь именно в Александро-Свирском монастыре началась дьявольская кампания вскрытия мощей большевиками, в течение которой были осквернены 63 раки с мощами угодников Божиих. И после чуда второго обретения мощи «новозаветного Авраама», прежде чем выйти к людям, немало претерпели. Было непонимание и сопротивление даже от некоторых церковных людей. Врагу рода человеческого столь невыносимо животворное воздействие святыни на человеческие сердца и души, что на каждом шагу воздвигались лукавые препятствия и искушения. Преодолевать такие противодействия довелось даже автору этого скромного повествования перед поездкой к мощам и во время работы над книгой.

Стараясь быть максимально объективными и бесстрастными, мы хотим передать читателям атмосферу духовной борьбы и подвига многих людей, соприкоснувшихся с великой святыней…

Стены Александре»-Свирской обители помнят, как в большие праздники сюда приезжало до 40000 человек народа. В день Святой Троицы мощи преподобного Александра переносили крестным ходом из Преображенского в Троицкий собор, а на Духов день несли назад – так вся Россия почитала и любила святого! Но безбожники постарались с корнем вырвать память о чудотворце всея Руси, стереть ее до основания. Хотя местный краеведческий музей Лодейного Поля проводил экскурсии для туристов, в 80-е годы велась реставрация Троицкого и Преображенского соборов, здесь работали известные в городе реставраторы и архитекторы, но святыня в сознании многих перестала быть святыней: монастырское кладбище без стеснения увечили тракторами кладоискатели. И когда в 1997 году монастырь возвратили Церкви, везде царила мерзость запустения. Сказать, что обитель досталась монахам разоренной, – значит, ничего не сказать! В дивных корпусах Троицкой части, овеянных молитвами, находилась (и до сих пор находится!) областная психиатрическая больница – как и положено по «доброй советской традиции». О преподобном же Александре не знали даже местные жители, кроме разве одной старушки 103-х лет, которая рассказала, как была исцелена у мощей от слепоты…

Сейчас в «Северную Лавру» стекаются многочисленные ручейки паломничества. Кто-то хочет выплакать здесь всю свою греховную жизнь. Кто-то хочет въявь прикоснуться к тайне необыкновенной жизни святого, открыть для себя новые свидетельства об Истине. Кто-то нуждается в помазании миром, источающимся из ног и рук чудотворца во время молебнов, чтобы просветиться частичкой нетварного Света, незримо присутствующего здесь. Кто-то из страждущих собирается взять песок из часовни на месте явления Пресвятой Троицы – полежав здесь, песок этот приобретает благодатные свойства.

Здесь происходят удивительные вещи. Рассказов об исцелениях у мощей по молитвам преподобного так много, что они стали делом вроде даже привычным, хотя к чуду Божиему привыкнуть невозможно. Приезжала в монастырь пожилая женщина из Выборга – благодарила Господа и преподобного за исцеление внучки Юли от тяжелейшей болезни легких (10-летней девочке ставили диагноз: либо туберкулез, либо врожденные патологические изменения в легких). Бабушка, прослышав про мощи преподобного Александра, которые находились тогда в Петербурге, в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, поехала к святыне, хотя сама была в тот момент не очень церковной, – обращение к преподобному было ее последней надеждой. Она приложила внучку к мощам, а когда девочку вернули в больницу и провели обследование – то врачи ничего не могли понять: исчезли патологические изменения, легкие стали совершенно чистыми, хотя никакого особого лечения девочка не получала.

Ссылка на основную публикацию