Мощи княгини Ольги: где находятся и как добраться, история и чудеса

Святые Евфимия и Ольга

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Обычно слушая церковные песнопения, в которых прославляются угодники Божии, вспоминаемые Церковью, мы слышим мужские имена. Но вот сегодня празднуется память двух угодников Божиих, вернее, угодниц — оба святых имени, прославляемые сегодня, суть женские.

Святая великомученица Евфимия и святая блаженная княгиня Ольга — обе получили еще по одному наименованию: св. Евфимия называется «Всехвальною», а св. Ольга еще современниками была названа «мудрейшею из жен».

Святая Евфимия была замучена во время гонения христиан при Диоклетиане, и ее смерть и страдания вспоминаются 16 сентября. А сегодня память ее празднуется по случаю одного чуда, бывшего во время IV Вселенского Собора. Четвертый Вселенский Собор должен был решить, кто прав — те ли, кто верует, что Христос был Бог и человек, Богочеловек, или те, которые утверждают, что во Христе Божество совершенно поглотило человечество, так что даже и страдания Его были только кажущимися.

Когда представители православных, возглавляемые святыми Анатолием Цареградским и Ювеналием Иерусалимским, многими доводами из Священного Писания и Предания доказали, что Христос есть Богочеловек, то, желая получить еще особое Божие указание, где правильная вера, написали два исповедания веры — православное и монофизитское. Оба они были положены в раку с мощами св. Евфимии, находившимися в том храме, где происходили заседания IV Вселенского Собора. Рака была заключена, храм заперт, так что в него никто не мог проникнуть, а когда через три дня отперли храм и открыли раку, православное исповедание лежало на груди св. Евфимии, а монофизитское под ее ногами и она как бы попирала его. После такого ясного Божия указания окончательно утвердилось то, что мы и ныне исповедуем: что Христос есть Богочеловек, а монофизитская вера была осуждена. Св. Евфимия получила тогда наименование «предел святых отцов» [см. кондак св. мученице Евфимии], «утверждение православной веры».

Прошло несколько сот лет после этого чуда. Приняла христианство русская великая княгиня Ольга, при крещении получившая имя Елена. Она желала крестить всю Русь, многие и последовали ее примеру, но вполне осуществить свое желание ей не удалось, и даже сын ее, суровый Святослав, остался язычником. Но вот внук ее Владимир решил менять веру. Когда он стал склоняться к Православию, для окончательного решения созвал своих бояр и воевод на совещание. После многих доводов, приведенных в пользу принятия Православия из Царьграда, бояре сказали: «Не будь хороша эта вера, не приняла бы ее мудрейшая из жен Ольга». Этот довод был настолько убедителен, что вопрос о принятии веры был решен. То, что Ольга не могла сделать при жизни, она совершила после смерти. Память ее как святой стала прославляться по всей Руси в день ее смерти, 11 июля, вместе со св. Евфимией, которой мощи были из Халкидона перенесены в Царьград.

Прошли столетия. Иноверцы взяли Царьград, и Москва сделалась столицей Православия. Как бы в ознаменование сего, по Божию благоволению, в Москву при царе Михаиле Феодоровиче, который родился, кстати сказать, как раз в сегодняшний день, перенесен был нешвенный хитон Христов. Некогда Второй Рим — Царьград — имел, как защиту, драгоценнейшие святыни — ризу и пояс Богоматери. Известно, что и первые русские князья-христиане Аскольд и Дир крестились после того, как испытали на себе чудо при походе на Царьград: когда в море патриархом была опущена риза Богоматери, то поднялась страшная буря, которая разметала русские корабли, и выброшенные на берег русские воеводы и воины крестились, пораженные этим чудом. А вот в Москву перенесена не риза Богоматери, а Самого Господа Иисуса Христа нешвенный хитон.

Третий Рим возглавил все православные народы, начал освобождать православный Восток от иноверцев, и казалось, близок был совершенный конец их власти. Но в решительный момент сама Россия подпала под еще страшнейшее рабство коммунизма. В порабощенном Втором Риме (Константинополе) если и не смеют устраивать крестных ходов и вообще выражать открыто знаки почитания православной веры, могут хотя в храмах своих беспрепятственно возносить славословия и моления Богу, даже молитвы о благоверных царях, так как греки не меняли текста молитв, содержащих таковые прошения.

Святая Евфимия Всехвальная В сегодняшний день поставлена на середину храма Царьградской Патриархии рака с мощами св. Евфимии со славянской надписью, что рака эта — дар митрополита Петербургского Антония. Этой надписью как бы свидетельствуется, что и русский народ своими молитвами невидимо предстоит мощам св. Евфимии. А там, где находятся мощи св. Ольги, отбираются храмы и превращаются в кинематографы, музеи и театры; в оставшиеся же храмы, при поддержке власти, вторгаются живоцерковники и самосвяты. И душу и тело хочет поработить безбожная власть, контролирующая даже то, что делается в церквах. Но чудеса, совершенные по смерти святыми Евфимией и Ольгой, дают нам надежду, что и ныне они предстательствуют за православных.

Закончим нашу сегодняшнюю молитву прошением, находящимся в кондаке св. Евфимии: «И ныне, якоже ереси, врагов шатание под ноги православных царей покори».

Святая равноапостольная великая княгиня ОЛЬГА, в крещении Елена
(ок. 890 — 11 июля 969)

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история – мудрой.

Великая княгиня Ольга (ок. 890 — 11 июля 969) была супругой великого князя Киевского Игоря.

Князь Игорь

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Споры о точной дате рождения Ольги ведутся до сих пор – одни историки настаивают на дате ок.890 года, другие – на дате 920 года (хотя эта дата абсурдна в силу того, что Ольга вышла замуж за Игоря при Вещем Олеге, который погиб в 912 году). Обе даты можно подвергнуть сомнению, поэтому их принимают условно. Имена родителей Ольги не сохранились.

Когда Ольге уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразу­мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться.

Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика (+879). Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим. Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них
не по­любилась князю. Ибо в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак. Женив молодого княжича на Ольге, стареющий Олег стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

И вот в 942 году , на двадцать четвертом году совместной жизни, родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили , в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…

Ф.Бруни. Казнь Игоря

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга . Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет».

Месть княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Князь Святослав

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь) , где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Крещение Ольги

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение , хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

По возвращении в Киев Ольга пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове , место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» – на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Читайте также:  Православие и праздник Хэллоуин: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет, православные альтернативы праздника

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Скорее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Икона святой равноапостольной княгини Ольги

Память равноапостольной Ольги празднуется православными и католическими и другими западными церквами.

Княгиня Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ин тропарь равноапостольной Ольги, глас 8
В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин кондак равноапостольной Ольги, глас 4
Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.

Молитва святой равноапостольной княгине Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. А минь.

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (890-969)

Из цикла «История государства Российского».

Следы княгини Ольги: прогулка по окрестностям Пскова

для детей от 7 лет

В Пскове и его окрестностях немало мест, связанных с жизнью княгини Ольги. И пусть не все легенды о ней подтверждаются историками, побывать там, где Ольга много веков назад познакомилась с князем Игорем, все равно интересно!

Княгиня Ольга – одна из самых знаменитых женщин в русской истории. Первая правительница, к тому же первая правительница-христианка. Одним интересны полулегендарные рассказы из летописи про ее знакомство с Игорем и кровавую месть за мужа древлянам, другие рассуждают о ее дипломатических талантах и посольстве в Византию, третьи почитают ее как святую равноапостольную княгиню. А жители Пскова помнят, что приходятся Ольге земляками – ведь по летописям она была родом из здешних мест.

На картах псковской земли до сих пор сохранились топонимы с именем прославленной княгини, а в старину их было гораздо больше – всевозможные Ольгины поля, Ольгины ключи, Ольгины ручьи. Говорят, названия эти появлялись гораздо позже X века, зато заботливо снабжались легендами-обоснованиями: здесь Ольга проезжала, тут останавливалась на привал, там по ее приказу основали церковь. Но традиция «Ольгиных» названий, конечно, берет истоки от тех нескольких мест, которые действительно (или очень вероятно) были связаны с великой княгиней. Некоторые из них можно посетить во время поездки в Псков.

Взгляд в прошлое

Это для нас сейчас купола псковских храмов – символы древнего города с богатым прошлым. Для княгини Ольги это была лишь мечта о будущем, ведь христианских храмов на Руси тогда не было – как почти не было и самих христиан. Историки спорят, приняла ли княгиня православие во время поездки в Византию или ко двору византийского императора она прибыла уже крещеной, но так или иначе, христианкой она стала до крещения Руси, осуществленного ее внуком Владимиром.

Древнерусское «Сказание о княгине Ольге» поэтично описывает эпизод, связанный непосредственно с Псковом:

«На реке Великой среди дубравы было видение блаженной Ольге: она видела, что место освещено тремя лучами пресветлыми несказанного света. Она возблагодарила Бога за знамение, предрекающее нисхождение благодати крещения на русскую землю. «На этом месте, – сказала она, пророчествуя о городе Пскове, – будет церковь по имя Пресвятой Троицы. И будет здесь город великий и славный».

Пророчество княгини исполнилось, а видение ей было в районе нынешней Ольгинской набережной, напротив псковского Крома – кремля. Место это было отмечено крестом, затем появилась часовня, которая, хоть и перестраивалась, но продержалась до советского времени. В советском Пскове ее снесли, а нынешняя Ольгинская часовня – уже современный новодел, да и место для нее выбрали чуть в стороне от исторического. Но все равно от смотровой площадки возле часовни можно полюбоваться кремлем и игрой солнечных лучей на главном куполе Свято-Троицкого собора. И пусть он тоже уже не тот, который был когда-то построен на присланные княгиней деньги, главное, что стоит он по-прежнему там же, где и было предсказано.

Легенда про паромщицу

Ольгину набережную и часовню не минует ни один турист, приехавший в Псков, а вот чтобы другое место, связанное с княгиней, – погост Выбуты – нужно уже выделить отдельный день. Село Выбуты и окрестные поселения считаются родиной княгини и местом ее знакомства с будущим мужем Игорем.

В какое время ехать в Псков

Конечно, как и любые объекты на природе, Выбуты особенно хороши в теплую летнюю или осеннюю погоду, но у них есть тот же недостаток, что и у других популярных достопримечательностей в окрестностях Пскова: они уж слишком популярны. Летом здесь очень много туристов, а вот если приехать сюда поздней осенью или зимой, есть шанс в тишине погулять по местам, которые помнят княгиню Ольгу.

Расположено село в 12 километрах от Пскова, и доехать сюда проще всего на машине. Можно выехать из города по улице Генерала Маркелова, которая после железнодорожного переезда переходит в Старое Палкинское шоссе, и двигаться по нему километров 8, пока не появится указатель к церкви Илии Пророка. Есть и другой вариант: выехать из города по Рижскому шоссе (А-212), после железнодорожного переезда свернуть на Тямшу, проехав ее, двигаться до Барановки и перед Барановкой свернуть влево, на Покрутище и Кузнецово, чтобы двигаться уже до Выбут.

Однако и без машины в Выбуты можно добраться. В этом направлении несколько раз в день от автовокзала следует рейсовый автобус на Палкино (№107). Уточнив расписание, вполне можно успеть погулять по Выбутам и вернуться на нем же в Псков. Дорога занимает полчаса и долго тянется мимо воинской части, казарм и полигонов. От остановки «Деревня Выбуты» нужно, свернув налево, пройти еще примерно километр по грунтовой дороге.

Есть и другие автобусы до Выбут: «Псков – Покрутище» отправляется от остановки «Ул. Рокоссовского»), а автобус №137 «Псков – Филатова Гора» – от остановки «Ул. Звездная».

Дорога к погосту проходит мимо деревни, через луг и вдоль карьера. Наконец примерно за полчаса вы дойдете до берега реки Великой, где можно постоять, осмотреть мощные опоры моста, разрушенного в 1944 году советской авиацией, а заодно вспомнить предание про знакомство Игоря и Ольги. Будто бы князь охотился в этих краях и, увидев на другом берегу хорошее место для охоты, попросил проплывающую мимо на лодке девушку переправить его. В лодке Игорь разглядел девушку получше и даже начал к ней приставать с разными непристойными предложениями, но Ольга строго его отчитала и князь проникся к ней уважением. История, конечно, странная: трудно представить себе, что на Руси того времени девушки спокойно разъезжали в одиночестве по реке и подвозили встречных охотников, да и вряд ли князь женился бы на простой поселянке, хоть легенды и объясняют этот мезальянс наличием у Ольги богатой тетки. Скорее всего отец или другой родич Ольги заведовал стратегически важной переправой на реке Великой, что в те времена было вполне солидной должностью, а позже народная молва так переосмыслила происхождение княгини.

В Выбутах и соседних поселениях с Ольгой связывают около 20 объектов. Вам достаточно пройти вдоль берега реки к храму Ильи Пророка. Сперва вы пройдете мимо кладбища и большого валуна с табличкой «Погост Выбуты – родина святой Ольги российской». Во всевозможных «Ольгиных камнях» вокруг Выбут немудрено запутаться – их довольно много. Но камень с табличкой появился в 1993 году просто как памятный знак, никаких историй с ним не связано. А вот в стороне от деревни когда-то действительно лежал огромный валун с отпечатком маленькой ступни, который молва, конечно, приписывала Ольге. До него мы дойдем позже, пока же подойдем к храму XV века. Считается, что построен он на месте еще более древней церкви, которая освящала родные места равноапостольной княгини. На погосте рядом с ним сохранились древние известняковые кресты – колоритная деталь Псковщины. А чуть в стороне находится современная деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная силами десантников Псковской девизии.

Кстати.

Храм Ильи Пророка в Выбутах приписан к псковскому храму Александра Невского. Для группы паломников здесь по предварительному согласованию могут провести экскурсию. Контакты есть на сайте храма Александра Невского. Впрочем, даже если вы приедете без предупреждения, вам, скорее всего, удастся осмотреть храм – при нем обычно дежурит смотритель, который открывает его для паломников и разрешает подняться на звонницу.

До революции здесь стоял еще и Ольгинский храм, но он был разрушен. А в стороне от погоста находился знаменитый Ольгин камень, при котором в конце XIX века была построена кирпичная часовня. Часовня разрушилась без помощи большевиков: пока представители духовной консистории, власти и члены псковского археологического общества спорили, кто должен ее ремонтировать, она благополучно начала разваливаться и была разобрана местными жителями. А вот камень, который являлся традиционным местом паломничества, вроде бы и впрямь был взорван в 30-х годах. Теперь на его месте памятный знак – груда валунов, увенчанных крестом. Чтобы найти это место, надо выбраться на одну из тропинок, которые уходят влево от деревни (они видны от алтарной части Ильинского храма). По тропинке надо пройти примерно полкилометра в лес, но не всем удается верно определить направление без провожатого и указателей.

Вдоль Великой

Из Выбут можно вернуться к автобусной остановке, но если время у вас еще есть, прогуляйтесь по окрестностям, чтобы все-таки увидеть тот самый знаменитый брод, близ которого родилась и росла княгиня. Расположен он северо-западнее, между деревней Кузнецово и селением Волженец на другом берегу реки. Кстати, название села Волженец (Ольженец) связывают с именем Ольги – есть версия, что родилась она не в Выбутах, а именно там.

Читайте также:  Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

Чтобы попасть в Кузнецово, нужно идти по берегу вправо от Выбут. Между селами – самое мелкое место в нижнем течении Великой – на дне реки, до которого от 15 до 40 метров, лежат известняковые плиты природного происхождения. Брод прозвали Литовским после осады Пскова Стефаном Батория в 1581 году – именно здесь переправилось через реку польско-литовское войско, чтобы подойти к городу. А еще раньше, в половодье, здесь переправила через реку Игоря Ольга – по легендарной версии.

Князья Борис и Глеб : где искать мощи первых русских святых

Бла­го­вер­ные Бо­рис и Глеб вме­сте с рав­ноап­о­столь­ны­ми кня­ги­ней Оль­гой и кня­зем Вла­ди­ми­ром ста­ли пер­вы­ми свя­ты­ми на Ру­си. Уда­лось ли за ты­ся­чу лет со­хра­нить их мо­щи и где они сей­час на­хо­дят­ся?

По­чи­та­ние свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба на­бра­ло си­лу при­мер­но через сто лет по­сле их смер­ти. До­хо­ди­ло да­же до бла­го­че­сти­во­го со­рев­но­ва­ния меж­ду со­сто­я­тель­ны­ми людь­ми – кто луч­ше укра­сит ков­чег со свя­ты­ми мо­ща­ми. Как со­об­ща­ет ка­лен­дарь из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, сын Изя­с­ла­ва Свя­то­полк († 1113) устро­ил свя­тым се­реб­ря­ные ра­ки. В свою оче­редь Вла­ди­мир Мо­но­мах († 1125) в 1002 г. тай­но, но­чью при­слал ма­сте­ров и око­вал се­реб­ря­ные ра­ки ли­ста­ми зо­ло­та. Но всех пре­взо­шел Олег (1115), зна­ме­ни­тый «Го­ри­сла­вич», упо­ми­на­е­мый в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве». Он «умыс­лил воз­двиг­нуть со­кру­шив­шу­ю­ся ка­мен­ную (цер­ковь) и, при­ве­дя стро­и­те­лей, дал в оби­лии все­го, что нуж­но». Цер­ковь бы­ла го­то­ва в 1011 го­ду.

Цен­тром по­чи­та­ния Бо­ри­са и Гле­ба ста­ла цер­ковь в их честь, по­стро­ен­ная в Вы­ш­го­ро­де. Кро­ме мо­щей в ней хра­ни­лись и дру­гие ре­лик­вии, свя­зан­ные с бра­тья­ми, в том чис­ле меч свя­то­го кня­зя Бо­ри­са. А в Нов­го­ро­де в честь свя­тых ка­мен­ный храм, ес­ли ве­рить нов­го­род­ским ле­то­пи­сям, по­стро­ил бы­лин­ный Сад­ко, он же Сот­ко Сы­ти­нич.

Мо­щи свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба бы­ли утра­че­ны во вре­мя на­ше­ствия ха­на Ба­тыя в 1240 го­ду, ко­гда вы­ш­го­род­скй храм был раз­ру­шен. Вме­сте с мо­ща­ми свя­тых бра­тьев во вре­мя на­ше­ствия бы­ли утра­че­ны мо­щи и дру­гих древ­ней­ших свя­тых рус­ской зем­ли – рав­ноап­о­столь­ных кня­зя Вла­ди­ми­ра и кня­ги­ни Оль­ги. По сча­стью, в XVII ве­ке мо­щи бы­ли сно­ва най­де­ны.

Око­ло 999 го­да свя­той Рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир при­ка­зал пе­ре­не­сти те­ло сво­ей ба­буш­ки кня­ги­ни Оль­ги в пер­вый ка­мен­ный храм древ­ней Ру­си – храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Ки­е­ве. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния лю­ди уви­де­ли, что мо­щи со­хра­ня­ют­ся нетлен­ны­ми, так про­изо­шло пер­вое в рус­ской ис­то­рии об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей. Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ка­мен­ный гроб и уста­нов­ле­ны в успен­ском хра­ме, на­зы­ва­е­мом так же Де­ся­тин­ным. На­зва­ние воз­мож­но свя­за­но с цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­ной ре­фор­мой кня­зя Вла­ди­ми­ра, уста­но­вив­ше­го цер­ков­ную де­ся­ти­ну. Слу­чи­лось так, что мо­щи раз­де­ли­ли судь­бу хра­ма, в ко­то­ром на­хо­ди­лись.

Во вре­мя на­ше­ствия та­тар на Ки­ев в 1240 го­ду Де­ся­тин­ная цер­ковь бы­ла раз­ру­ше­на, а мо­щи ока­за­лись со­кры­ты под спу­дом, вме­сте с мо­ща­ми свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. В XVII ве­ке, со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, мо­щи бы­ли най­де­ны ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том Пет­ром Мо­ги­лой, про­во­див­шим рас­коп­ки Де­ся­тин­ной церк­ви. В на­ча­ле XVIII ве­ка мо­щи вновь, по неиз­вест­ной при­чине, бы­ли окон­ча­тель­но утра­че­ны. До недав­не­го вре­ме­ни.

В хра­ме свт. Ни­ко­лая в Пы­жах (Боль­шая Ор­дын­ка д. 27а/8, ст. м. Тре­тья­ков­ская) хра­нит­ся неболь­шая ико­на свя­той Оль­ги с ча­стич­кой мо­щей. Как рас­ска­за­ли нам в хра­ме, ико­на бы­ла по­жерт­во­ва­на од­ной из при­хо­жа­нок. В се­мье этот об­раз с бла­го­го­ве­ни­ем пе­ре­да­ва­ли из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По се­мей­но­му пре­да­нию, ча­стич­ка мо­щей при­над­ле­жит св. рав­но­ап. кня­гине Оль­ге. По буд­ням свя­ты­ня вы­став­ле­на в тра­пез­ной ча­сти хра­ма, и к ней сво­бод­но мож­но при­ло­жить­ся.

Так­же несколь­ко лет на­зад на Укра­ине за­яви­ла о се­бе неко­то­рая се­мья, на­зы­ва­ю­щая се­бя «по­том­ка­ми» рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ни и яко­бы со­хра­нив­шая мо­щи кня­ги­ни Оль­ги. Се­мья, на­сколь­ко мож­но су­дить по со­об­ще­ни­ям в СМИ, пла­ни­ру­ет по­стро­ить свой соб­ствен­ный храм.

По­сле на­ше­ствия та­тар, мо­щи свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, как и мо­щи свя­той кня­ги­ни Оль­ги, ока­за­лись под раз­ва­ли­на­ми Де­ся­тин­ной церк­ви. В 1635 го­ду ки­ев­ский мит­ро­по­лит Петр Мо­ги­ла об­на­ру­жил два сар­ко­фа­га, в од­ном из ко­то­рых, по его пред­по­ло­же­нию, на­хо­ди­лись мо­щи свя­то­го Вла­ди­ми­ра. «В вос­по­ми­на­ние бу­ду­щим ро­дам» свя­ти­тель до­стал из гро­ба гла­ву (че­реп и ниж­нюю че­люсть) и кисть пра­вой ру­ки, эти свя­ты­ни хра­ни­лись в Ки­е­ве до са­мой ре­во­лю­ции.

В со­вет­ское вре­мя мо­щи ока­за­лись в лавр­ском Му­зее куль­тов и бы­та. Пе­ред вой­ной скуль­птор-ан­тро­по­лог Ми­ха­ил Ге­ра­си­мов увез мо­щи для вос­со­зда­ния ис­то­ри­че­ско­го об­ли­ка кня­зя Вла­ди­ми­ра в Ле­нин­град, где они во вре­мя вой­ны бес­след­но ис­чез­ли. Так бы все и за­кон­чи­лось, ес­ли бы мит­ро­по­лит Петр Мо­ги­ла в свое вре­мя не по­да­рил часть гла­вы (а имен­но – че­люсть) ца­рю Ми­ха­и­лу Фе­до­ро­ви­чу. Царь по­ме­стил свя­ты­ню в Успен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля

По­сле ре­во­лю­ции эта часть мо­щей хра­ни­лась в кремлев­ских в му­зе­ях. По слу­чаю ты­ся­че­ле­тия кре­ще­ния Ру­си в 1989 го­ду Церк­ви бы­ли пе­ре­да­ны несколь­ко мо­ще­ви­ков, один из них был с мо­ща­ми свя­то­го кня­зя. В 2005 го­ду, по прось­бе пред­сто­я­те­ля Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, мо­щи кре­сти­те­ля Ру­си бы­ли воз­вра­ще­ны в го­род, с ко­то­ро­го все на­ча­лось – Ки­ев. В свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 1025-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си ков­чег с мо­ща­ми во­зят по го­ро­дам, по­сле че­го он вер­нет­ся об­рат­но в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Проповедь митрополита Святогорского Арсения, произнесённая в 2007 году в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня, братья и сестры, празднуем день памяти угодницы Божией, святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены. Имя в крещении «Елена» ей было даровано потому, что в древнеславянском произношении оно звучало как Олена и созвучно было имени Ольга. И до сих пор на Украине Елену называют Олена, до сих пор эта старая славянская форма произношения имени осталась, и была она в крещении созвучна с именем царицы Елены, тоже равноапостольной, матери византийского царя, Константина Боговенчанного, равноапостольного.

Часто можно услышать, что Церковь уничижает женщину, что она унижает её достоинство. Да нет, братья и сестры, посмотрите, как возвышено женское естество и наравне с мужеским поставлено в Церкви Христовой! Божья Матерь, перед Которой и цари преклоняются, и патриархи; равноапостольная княгиня Ольга. Равноапостольная — равная апостолам царица Елена, равноапостольная царица Нина, просветительница Грузии — вот какую силу и благодать даровал Господь женскому естеству. Все они прославляли Бога жизнью своею, наставляя и Отечество своё, и ближних своих примером благочестия.

А сколько, братья и сестры, говорит Церковь Христова и народ наш богомудрый о молитве материнской и пословицы слагает: «Молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт»! Такое вот дерзновение даруется молитве матери. Недаром и в Писании сказано: «Проклят Господом раздражающий матерь свою». Какое страшное пресечение попускает Господь за раздражение матери её непослушному чаду!

И мы сегодня одну из жен святых прославляем — княгиню Ольгу. За мудрость свою ещё в девичестве была она избрана князем Игорем Киевским себе в супруги, а впоследствии назовут её «мужемудренной». Как у великого мудреца разум был у неё, когда она осталась вдовой после смерти князя Игоря и управляла русским государством. И впоследствии свой мужемудренный разум, дарованный ей от Бога за её благочестие, она ещё больше усугубила благодатью и силой Божией. И подумайте, за 33 года до Крещения Руси её внуком — князем Владимиром, приняла она христианство в Константинополе. Княгиня-христианка управляла языческим государством ― и все преклонялись перед её разумом и её мудростью. Житие княгини Ольги говорит о том, что когда она приехала в Константинополь, в свите у неё уже был священник Григорий, который, видимо, наставлял её и в дороге, и до этого в Киеве, на путь христианской жизни. И она приехала в Константинополь, чтобы воочию убедиться в торжестве Православия и истинности Православной веры. Внук её, Владимир, в своё время будет посылать послов, чтобы узнать, какова христианская вера и какова вера различных государств. Она же поехала сама испытать веру христианскую. Император Константинопольский, поражённый её мудростью, красотою, достоинством, которые она имела, предложил Ольге стать его супругой. Видимо, и политические взгляды на это толкали ― он думал через этот брак присоединить земли Северной Руси.

И Ольга поступила мудро, сказав: «Я приму Крещение только в том случае, если крестить меня будет Патриарх, а ты будешь мне крестным отцом». На что император с радостью согласился.

И вот торжественное Крещение в Софии Константинопольской русской княгини Ольги свершилось. Но когда император напомнил, что она обещала ему стать супругой, Ольга, улыбнувшись, ответила: «А как же ты будешь мне теперь супругом, если ты мне крестный отец? Не может крестный отец с дочерью сочетаться браком».

И вновь подивился император мудрости её и отпустил с богатыми подарками. И поехала она в город Киев и была как утренняя заря, предваряющая солнце христианского просвещения равноапостольного князя Владимира.

Житие говорит, что она объезжала государство христианское сама, устрояя его везде — строя города, погосты, укрепляя селения. На местах своих остановок она ставила кресты. И когда она прибыла на свою родину, то за рекой Пскова, на холме, после видения трёх лучей солнечных, упавших на это место, поставила крест. Чудесным образом она провидела явление Святой Троицы в этих лучах. И по сегодняшний день на том месте стоит Псковский кремль, а на месте воздвижения ею креста стоит Троицкий собор ― самый первый храм, который построила княгиня Ольга.

Господь прославил угодницу Божию нетлением мощей, которые до Батыева нашествия были в Десятинной церкви. И многие дивились чудному виду её, потому что лежала она во гробе, как живая и уснувшая. Многие получали исцеление от мощей её. Но в Батыево нашествие почитателями княгини Ольги мощи были спрятаны в церкви, которая татарами была превращена в руины. В ХVII веке Петр Могила, святитель Киевский, разбирая завалы Десятинной церкви, нашёл гробницу с мощами княгини Ольги, и даже было зарисовано, как они в нетлении почивают в каменном гробе. Но тогда шла борьба с поляками, было постоянное перехождение от католиков к православным столицы Святой Руси города Киева ― и мощи пришлось снова спрятать. Те, кто спрятал мощи княгини Ольги, преставились без известности, а тайна сокрытия мощей по сегодняшний день неизвестна. Где-то у нас, на Святой Руси, где-то в Десятинной церкви или в другом месте, но сокрыты мощи святой угодницы Божией, княгини русской Ольги, которую называли «мудрейшей из жен русских».

Но княгиня Ольга стоит на небесах у Престола Вседержителя и в сегодняшний день с дерзновением молится за нас, расслабленных. Любя своё Отечество, любя нас, грешных, потомков её, она не перестаёт воздевать руки перед престолом Вседержителя за наши грешные души.

И каждый сегодня, братья и сестры, пусть помолится великой угоднице Божией. Много бед сегодня и в нашей личной жизни, и в нравственном состоянии нашего Отечества. Много бед и в государственном устроении нашего многострадального Отечества мы имеем. Имеем причины мириться и просить княгиню Ольгу о многих благах. Но прежде всего мы не должны забывать, братья и сестры, что говорил Господь: «Ищите прежде Царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Поэтому чего просить и о чём молиться ― это об исправлении нашего греховного и окаянного греха, об исцелении нашей расслабленности духовной, о возрождении той веры, в которой жили наши благочестивые предки, о возрождении молитвенного настроения, которое нами утрачено. А Господь потом устроит всё остальное. Потому что мы сейчас в таком греховном состоянии находимся, что нам хоть святого поставь правителем государства, он с нами с ума сойдет.

Каждый народ достоин своего правительства. И мы, братья и сестры, имеем то, что по грехам своим заслужили. Не надо винить правителей, экономическую или политическую ситуацию, а надо винить самих себя. За грехи наши попущено с нами такое бедствие, такое нестроение и расстройство общества и в духовно-нравственной жизни, и в экономической, и политической государственной. И прежде всего, надо восстановить в себе падшее естество, по образу и подобию Божию призвать его жить, и по заповедям Господним.

Читайте также:  Библейские пророчества: предсказания и их исполнения, известные пророки, толкования из Библии

Вот хорошо мы сегодня, братья и сестры, сотворили, что по заповеди Божией пришли в храм… Но вопрос: какими мы выйдем из храма? То ли такими же расслабленными, то ли вразумлёнными словом Божиим выйдем. И за стенами храма продолжим образ жизни христианский, за стенами храма будем являть свет Христов людям окружающим, как являла его княгиня Ольга и другие наши соотечественники, как являли свет Христовой правды в своей жизни наши прадеды, деды, бабушки, отцы, матери наши.

Дай, Боже, нам в сегодняшний день, выйдя из храма, не забыть о Боге и Его заповедях: с кем-то примириться, с кем мы поругались, где-то подать милостыню, где кого-то простить от сердца, где больного проведать ― то есть быть Христовыми не только здесь стоя и молясь, но и за стены храма выходя. Хоть бы чуть-чуть мы подвиглись к исправлению, и тогда Господь, увидя добрые зачатки в наших душах, увидя добрые ростки в наших душах, скажет нам слова, как тому расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой, встань и ходи». И будем ходить в правде Божией пред лицом Божиим, с радостью служа Господу жизнью своей, а в день пришествия вместе с Иоанном Богословом воскликнем Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Аминь.

Родина святой княгини Ольги: взорванный камень, целебный источник и невидимый дворец

Ольга и Игорь: история знакомства

Погост Выбуты в 15 км от Пскова вверх по Великой считается родиной великой княгини. Добраться сюда не так уж сложно: на нужном повороте есть пусть единственный, но указатель. По утрам ходит рейсовый автобус, навигатор и яндекс-карты, пусть не с первой попытки, находят это местечко.

Чуть ниже погоста Выбуты остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча юной Ольги с князем Игорем.

Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они ехали, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.

«Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».

Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней.

Выбуты: брод и разрушенные мосты

Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.

Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.

Выбуты: храм

Основная достопримечательность Выбут сегодня — храм пророка Илии. Он виден издалека на подъезде к деревне (кстати, до поворота на Выбуты ходят аж три автобуса из Пскова:«Псков –Покрутище», №107 «Псков – Палкино» и №137 «Псков – Филатова Гора»).

Церковь в Выбутах классическая «псковская» — одноглавая, с щелевидными окнами-бойницами. Только на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна, и только по архитектуре ее относят к XV веку (табличка на храме говорит о XV веке без всяких сомнений). Однако в Третьяковской галерее есть образ пророка Илии из церкви в Выбутах, датированный XIII веком, а значит, церковь (например, деревянная предшественница нынешней) здесь стояла и раньше.

Сейчас в храме идет реставрация, внутрь не то что не пускают — не войти, да и пыльно. В проем видно только, что белые стены храма испещрены «дырочками» — отверстиями голосников, улучшающих в храме акустику. Паломники пишут записки и ставят свечи рядышком в небольшом деревянном Никольском храме. Иконы здесь довольно своеобразные, стилистически не очень подходящие ни к древности белокаменного храма, ни к деревенской простоте деревянного. Зато запоминаются. Смотритель храмов по имени Владимир объясняет, как заказать требы, и обсуждает с паломниками пророчества старцев о грядущих бедствиях.

Всем разрешают подниматься на двухпролетную звонницу — она стоит обособленно и отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. Можно даже позвонить в колокола, но мы не решились: все же не Пасха.

Когда поднимаешься на звонницу, прямо перед глазами оказываются новодельные мозаики с образами пророка Илии, святой княгини Ольги и ее внука, равноапостольного князя Владимира, на стенах Ильинского храма.

У храма — кладбище (хотя исторически слово «погост» означает место сбора дани для князя). Вдоль оградки лежат древние каменные кресты. Дальше — небольшой археологический раскоп. Кстати, об археологах. Сотрудники Псковского археологического центра копают в Выбутах ежегодно уже 25 лет. Найдены остатки древнего неукрепленного поселения и курганного могильника X – начала XI века, расчищены остатки жилищ и хозяйственных построек. Среди находок оказались орудия труда, ремесленные изделия, предметы рыболовного и охотничьего промысла, гребни, перстни, украшения, а также многочисленные осколки древней глиняной посуды. Считается, что поселение в Выбутах существовало с IX–X до XVIII века. Здесь жили балтские племена, а затем их сменили славяне.

Ольгин камень

Камни в окрестностях Пскова чем-то похожи на соловецкие и напоминают о ледниковом периоде. Могучие камни. Один из таких камней, по преданию, имел отпечаток стопы святой равноапостольной княгини Ольги. В 1930-е храм Илии Пророка в Выбутах закрыли, а более вместительную церковь святой Ольги, сооруженную в 1914 году по инициативе Великой княжны Ольги Константиновны Романовой, разрушили. Однако местные верующие продолжали паломничество к сокрытому в лесу Ольгиному камню. Об этом узнали, и огромный камень-следовик тоже был взорван в 30-е годы XX века. Сейчас на его месте установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом.

Говорят, коммунисты не без труда нашли Ольгин камень, чтобы его взорвать, и не без труда взорвали. Паломники тоже не всегда легко его находят. Археолог, встреченный у раскопа, и вовсе сказал нам, что без проводника не найти. Организованная паломническая группа, несмотря на присутствие местного гида, тоже не собиралась плутать по лесам и искать камень.

Всего лишь с третьей или четвертой попытки мы опытным путем выяснили, что дорожки, уходящие чуть левее деревни, виднеющейся за алтарем храма Илии Пророка, в принципе к остаткам камня и ведут. Путь автомобилю преградила непонятного назначения борозда, проделанная трактором поперек дорожки, и чуть меньше километра мы прошли пешком между низкорослых сосенок. На высокой сосне непосредственно у монумента кто-то повесил игрушечных ангелочков — так высоко, словно они сами туда залетели, и так по-детски наивно, словно украшал новогоднюю елку.

Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то можно попасть в село Покровское. По преданию, это село было вотчиной Ольги. Тут когда-то был основанный ею монастырь, но в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекой.

Ольгин колодец

Во времена, когда переправа вброд считалась делом обычным, а сама будущая княгиня Ольга ездила по реке на лодке и могла послужить перевозчиком охотившемуся князю, могло быть и правда не важно, по ту сторону реки живет человек или по эту. Есть версия, что святая Ольга родилась не в Выбутах, хотя об этом и говорят все мемориальные таблички, а на правом берегу реки Великой, в нынешней деревне Вольженец (или Ольженец).

Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. На этом берегу, под крутым речным обрывом вытекает из скалы Ольгин ключ, вода которого, по преданию, помогает при глазных болезнях. Согласно легендам, Ольга, «будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико».

С той поры источник приобрел свойство исцелять верующих, умывших в нем лицо и глаза. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников со всей России.

Здесь же в районе Волженца раньше показывали также места Ольгиных садов и Ольгиных погребов, но где точно — предание не сохранило. Есть версия, что юная Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. В Вольженце неподалеку от источника есть место, где установлена божница с иконами, но что она отмечает, непонятно. Живущая рядом старушка оказалась настолько древней, что никак не могла разобрать наши вопросы.

Говорят, что если пройти от берега (от колодца) 200 метров перпендикулярно по дороге, а потом еще чуть-чуть вправо, можно найти невидимый Ольгин дворец. Кто-то даже проводит на этом месте ночь с 23 на 24 июля, чтобы увидеть эти постройки воочию, но большинство людей любовь к княгине Ольге все-таки приведет вечером и утром в храм. Если на том месте и были видны следы фундамента, сейчас окончательно заросли травой. Там не пашут и не строят, поскольку, по рассказам местных жителей, все бытовое, что строилось на этом месте, вскоре сгорало: это Ольгина земля.

Найти Вольженец

Яндекс-карты не знают и навигаторы не ведают, как ехать в Вольженец. Понятно только, что если не рискуешь пересекать реку вброд, придется вернуться в Псков и начать поиски с его окраины.

Рейсовый автобус в Вольженец не ходит, указателей на повороте с дороги Псков-Остров тоже нет. Мы несколько раз проскакивали нужную развилку, а уже за пару километров от нее никто из местных жителей и не подозревал о существовании деревни Вольженец. Лишь безуспешно облазив лесные тропы, доступные скорее трактору, чем автомобилю, мы поняли, что всего лишь неправильно оценили масштаб карты. Сворачивать к реке нужно буквально через пять минут после выезда с трассы, а не через 10-15, причем не на тропы или асфальт, а на широкую грунтовку. По ней в Вольженец может проехать не только трактор, но и большой автобус. Но, видимо, деревню со святым источником святая Ольга показывает только тем, кому хочет, или в награду за упорство: мы ведь не зря искали Вольженец два дня.

Ссылка на основную публикацию