Мощи князя Владимира: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Икона святого князя Владимира

Во многих православных храмах можно увидеть икону князя Владимира, которому принадлежит величайшая заслуга – распространение христианства на Руси. Он был мудрым, дальновидным правителем, и его выбор оказал решающее влияние на дальнейшую историю Руси.

Князь Владимир: история жизни и роль в истории

Отцом Владимира был великий князь киевский Святослав Игоревич, матерью – ключница Малуша, а бабкой – княгиня Ольга, первой из русских правителей принявшая христианство. Под ее руководством и проходило его воспитание, наставником же его стал воевода Добрыня.

Его путь к киевскому княжению был долгим и сложным. Владимир княжил в Киеве 37 лет и первоначально не собирался отказываться от язычества, да и образ жизни его отнюдь не был праведным: у него было много жен и наложниц. И все же он обратился в Веру Истинную сам, а затем крестил народ, как показывает икона «Крещение Руси».

Выбор христианства в качестве официальной государственной религии явился мудрым политическим шагом, но свою роль сыграли и наставления, полученные в детстве от крещеной княгини Ольги. Об искренней вере самого Владимира свидетельствуют изменения, произошедшие в нем после крещения: летописи повествуют о его кротости и милосердии, щедрости к сирым и убогим. В семейной жизни также произошли изменения, Владимир венчался и жил только с одной женой, византийской царевной Анной.

В правление князя Владимира после принятия христианства на Руси началось распространение грамотности, строительство православных храмов.

В историю он вошел как Владимир Красное Солнышко, а впоследствии был канонизирован как святой равноапостольный князь, то есть приравненный к апостолам за распространение христианства.

Описание иконы

Первые иконы «Святой Владимир» появились в 15 веке; иногда встречаются его иконы с житиями. Как правило, икона «Святой князь Владимир» ростовая или поясная, изображает его в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых иконах в левой руке его меч как символ надежной защиты государства; на других – свиток с молитвой.

Иногда можно увидеть двойную икону, где Владимир изображен со своей бабушкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой, первой принявшей христианство.

Значение иконы св. князя Владимира

Для каждого мальчика, юноши, мужчины, нареченного именем Владимир, значение иконы «Святой Владимир» неоценимо, ведь это его небесный покровитель, к которому можно обращаться в трудную минуту жизни. Лучшим подарком новорожденному или новокрещеному Владимиру станет икона «Князь святой Владимир».

Кроме того, св. князь Владимир почитается в качестве покровителя внутренних войск нашей страны.

В чем помогает икона князя Владимира

К иконе обращаются с просьбой об исцелении от болезней, особенно от заболеваний глаз. По преданию, практически полностью утративший зрение из-за тяжкого недуга, князь после обряда крещения вновь обрел его.

Князь Владимир был мудрым государственным деятелем, поэтому его икона помогает не только в ответ на просьбы личного характера — ей молятся, чтобы Господь избавил Россию от врагов, чтобы она преодолела свои внутренние проблемы, чтобы воцарился мир, и укрепилась вера.

Молитва перед иконой

Святой угодник Божий, премудрый князь Владимир! Не обойди вниманием мольбы наши, умоли Господа о нас, дабы не прогневался он за грехи наши, вольно или невольно совершенные, но удостоит милосердия Своего и прощения, дабы могли мы удостоиться Спасения и Царствия Небесного. К Тебе, всемилостивый, взываем: упаси от врагов видимых и невидимых, от наветов дьявольских и человеческих, от недугов телесных и душевных. Не оставь своим покровительством в делах, во благо человеческое совершаемых. Во веки веков славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успенский собор во Владимире

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира по праву признан одним из наиболее значимых храмов в городе, который уже давно является обязательной частью любой экскурсионной программы. Само святилище было возведено во время правления князя Андрея Боголюбского в середине 12-го века, дабы стать в будущем главным Божьим храмом государства. Согласно сохранившимся летописям для его создания из всех земель, а также с романского Запада были приглашены талантливейшие мастера. А вот узнать более подробно, что представляет собой святилище, когда проводятся богослужения и как к нему добраться можно из нашей статьи.

Описание Успенского собора Владимира

Следует отметить, что храм является пятиглавым, трехапсидным пятизальным крестово-купольным из белого тесанного камня и совмещает в себе несколько периодов строительства. Изначальное его шестистолпное, трехапсидное, трехнефное ядро, которое создавалось в 1158-1160 гг. было дополнено в 1185-1189 гг. открывающимися внутрь святилища двухъярусными галереями, образовавшими дополнительные два зала.

Планировочная же структура храма стала представлять собой квадрат благодаря образованным галереям всеволодовой постройки включающую в себя прямоугольное старинное ядро, при этом как у новой постройки, так и у древнего святилища площадь является приблизительно равной друг другу.

Храм имел всего три притвора, а цоколь внешне выглядел как обычный непрофилированный отлив. Пересечения стен было выполнено с аркатурным-колончатым поясом, с поребриком над ним. Между колоннами простенки отделаны фресками, а молельню украшал зооантропоморфный скульптурный декор. Через лестничную башню, примыкающую у северной стены святилища к западному пряслу возможно было подняться к хорам храма.

Суровость же глади стен расположенным с внешней стороны немного оживляется благодаря рельефам, которые частично были выполнены в период новой обстройки молельни и перенесены со стен святилища Андрея Боголюбского. В древней части храма с юго-западной стороны располагаются фигуры Артемия и Авраамия, причем фигуры, находящиеся на заиконостасных столпах, были расписаны лишь в 1189 г.

Святыни

А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Мощи святых в Успенском соборе Владимира

Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

  • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
  • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
  • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Иконы Успенского собора Владимира

К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

  • образ Царицы Небесной «Боголюбская»,
  • образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,
  • икона «Максимовская»,
  • божественный образ святителя Авраамия Болгарского с частицами его мощей,
  • лик Апостола Симона.

Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расписание богослужений Успенского собора во Владимире

Представленная святыня открыта для посещений ежедневно с 07:00-20:00, кроме понедельника. Экскурсии же проводятся в период с 13:00-16:45, однако следует помнить, что во время посещения храма запрещено брать с собой собак, курить и разговаривать по мобильному телефону.

Службы проводятся как в самом храме, так и в часовне возведенной в честь привезенной афонской чудотворной иконы «Достойно Есть» Божией Матери, которая располагается под колокольней. Часовня работает с 10:00-18:00, а богослужения в ней проводятся в следующем порядке:

  • с понедельника по субботу в 11:00;
  • в воскресенье в 12:00.

Проводят молебен с произнесением Акафиста, а также совершается освящение воды. Попасть в часовню можно со стороны Площади Соборной.

Как добраться к храму

Владимирский Божий храм находится по адресу: ул. Большая Московская д. № 56, г. Владимир.

Добраться же до него можно несколькими способами:

  • рейсовым или же транзитным автобусом, отправляющимся из Москвы;
  • на личном авто;
  • также можно доехать до Владимира на поезде, идущем с Ярославского или Курского ж/д вокзалов.

Православная Жизнь

Мраморный саркофаг с останками князя Владимира и его жены, византийской принцессы Анны, нашел в Киеве на руинах древней Десятинной церкви митрополит Петр Могила (он возглавлял Киевскую кафедру в 1632–1647 годах). Находка была сделана случайно. До нас дошли два свидетельства того, как это произошло.

Святой князь Владимир. Современная икона. Автор Дмитрий Марченко

Случайная находка

В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги.
В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.
О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата – 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя – князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.

Читайте также:  Мощи Спиридона Тримифунтского: где находятся и как проехать, часы посещения, история, как приложиться и чем помогает

Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века

Путешествия мощей

Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви – Успенском соборе.
Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана.
Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.
Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран. Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.
Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).

Почему не Киев?

Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.
Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.
Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «. находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».
Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.
Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».
Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.
Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году – 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.

Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)
Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева

Владимирская область

Владимирская область образована 14 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории существовавшей до 14 января 1929 года Владимирской губернии РСФСР (в границах, значительно меньших Владимирской губернии Российской империи).

Археологические раскопки Мурома и других поселений рассказывают нам о финно-угорских корнях этих земель. Территорию области населяли мещера, мурома и меря.

С X века началась славянская колонизация области, возникли города Муром, Суздаль. Территория современной Владимирской области вошла в состав Древнерусского государства. В XI веке вошла в состав Ростовско-Суздальского княжества, в XII веке Владимирско-Суздальского княжества. В начале XII века возник Владимир, тогда же, вероятно, Ярополч-Залесский. В середине XII века при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском земли Владимирской области стремительно развиваются. Возникают города Юрьев-Польский, Гороховец, Стародуб-на-Клязьме, Мстиславль, княжеские резиденции Кидекша и Боголюбово. Нагляднейшие памятники истории — сохранившиеся города напоминают о древнерусской и средневековой истории — пике культурного развития этих мест, а подробные документы, об истории последних столетий (Владимирская губерния, Владимирский тракт).

Содержание

Православие во Владимирской области

Владимир-на-Клязьме стал подниматься как важный центр Руси с середины XII века, когда сюда перенес свою столицу благоверный князь Андрей Боголюбский. Он же основал здесь кафедральный Успенский собор выстроенный для великой святыни – Владимирской иконы Божией Матери. С того времени Ростовские владыки, управлявшие всей церковной областью Северо-Западной Руси, нередко проживали во Владимире. Однако, самостоятельная Владимирская кафедра была учреждена лишь около 1214 года. В то время, в связи с разделением Ростовского княжества надвое, епархия была соответственно разделена и митрополит Матфей по просьбе Владимирского великого князя Юрия Всеволодовича поставил Владимиру и Суздалю отдельного архиерея – преподобного Симона. По некоторым данным в домонгольский период кафедра находилась в Суздале, но известно что епископ Владимирский священномученик Митрофан принял кончину в кафедральном соборе Владимира.

После татарского разгрома, особо тяжелого для Юго-Восточной Руси, митрополиты Киевские и всея Руси всё чаще бывают во Владимире. Однако, с 1274 года Владимирская епархия определенно была действующей и её архиерей пребывал в своёт титульном граде. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим окончательно переселился во Владимир, будучи утвержден в этом выборе явлением Пресвятой Богоматери. Хотя митрополит продолжал носить наименование Киевского, Владимирская епархия составила новую Митрополичью область, а отдельные Владимирские архиереи не назначались. Святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву, но оставил Владимир в своём непосредственном управлении. Бо́льшая часть прежней Владимирской кафедры продолжила существование как отдельная Суздальская епархия, но Владимирский край разделил церковную судьбу Московской епархии вплоть до 1740-х годов. В 1352-1354 годах Владимирская епархия кратковременно существовала в виде наместничества – своего рода викариатства, которое занимал нареченный митрополитом святитель Алексий Московский.

Указом от 16 июля 1744 года был вновь учреждена местная Владимирская епархия, на деле открывшаяся 10 февраля 1748 года. Указом от 6 мая 1786 года к ней была присоединена Суздальская епархия, кафедральным городом вновь объединенной Владимиро-Суздальской епархии стал Суздаль. В 1788 году к епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром – 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской.

Читайте также:  Почему закрывают зеркала, когда умирает человек: когда и для чего нужно завешивать, отношение православия

С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года – григорианская.

После восстановление Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами.

16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

Населённые пункты

Святыни Владимирской области

В Успенском соборе города Владимира находятся мощи святителя Максима, благоверного князя Георгия и его семьи, благоверного князя Глеба, святителя Митрофана Владимирского, а также мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Святые мощи святителя Иоанна, первого епископа Суздальского и Нижегородского, почивают в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля. Кстати, у его гроба засвидетельствованы многочисленные исцеления.

Святые мощи преподобного Евфимия Суздальского, создателя Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, почивают в Царевоконстантиновской церкви города Суздаля. Здесь же находятся святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской. А в Суздальском женском монастыре – святые мощи преподобной Софии Суздальской, в миру – великой княгини Соломонии Сабуровой, жены великого князя Василия III.

Святые мощи преподобного старца Алексия почивают в Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Александровском районе. В самом же городе в Успенском женском монастыре хранятся мощи преподобного Корнилия. А в Струнино – недалеко от Александрова – в Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни есть мощи преподобного Лукиана.

Святые мощи преподобного Романа Киржачского, ученика основателя монастыря преподобного Сергия, – в Свято-Благовещенском женском монастыре города Киржача.

Святые мощи преподобного Димитрия, Переславского чудотворца, почивают в Юрьев-Польском в раке перед царскими вратами храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре во имя святителя Николая. В этом же городе в Свято-Успенском Космином мужском монастыре находятся мощи преподобного Космы Яхромского, а в Покровском храме – мощи благоверного князя Гавриила.

В селе Клязьминский Городок находится святой источник Пресвятой Богородицы.

Муром

Святые мощи благоверного князя Константина, его сыновей Михаила и Феодора (XI-XII), и супруги Ирины находятся в Благовещенском монастыре города Мурома. Святые князья жили в XI-XII веках и немало потрудились в распространении Православия среди язычников.

Святые мощи праведной Иулиании Лазаревской покоятся в Николонабережной церкви города Мурома. Подвиг жизни святой праведной Иулиании – подвиг любви. В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян. Некоторые из самых верных остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих. Скончалась праведная 10 января 1604 года. А через 10 лет, устраивая могилу для её сына Георгия, нечаянно раскопали и её могилу, полную мирра.

Святые мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, которые прославились благочестием и милосердием, почивают в Троицком монастыре города Мурома.

Есть на Владимирщине мироточивые иконы: одна из них – икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится в храме великомученика Пантелеймона в посёлке Городищи Владимирской епархии. Мироточение произошло 7 июня 1996 года, при освящении нового храма в честь великомученика Пантелеймона.

На территории Владимирской епархии есть и несколько известных святых источников. Во Владимире – источник Казанской Божией Матери (или источник святого князя Александра Невского) по улице 50-летия Октября (в овраге). Есть святой источник и на территории Свято-Боголюбского монастыря, забивший в 1992 году. В Свято-Николо-Волосовском женском монастыре в селе Волосово Собинского района тоже есть источник, а также в Лакинске в храме Казанской иконы Божией Матери и в селе Новое Юрьев-Польского района.

Монастыри Владимирской области

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

Адрес: Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г.

Телефон: (8-49234) 2-26-48

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

Смоленско-Зосимова мужская пустынь

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор, чуть позднее – еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Адрес: 601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

Храмы Владимирской области

Успенский собор (Владимир)

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году “. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. “. В 1160 году собор был уже отстроен: “Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_” летом 1161 года.

Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Телефон: 8 (4922) 32-52-01

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)

По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича – плинфы – и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран.

В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня – пористого известняка – был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре.

Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская

Телефон: (49231) 2-16-24

Николо-Набережная церковь (Муром)

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Хритофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

Читайте также:  Крестный ход: что такое и в чем смысл, маршрут, виды

Адрес: ул. Плеханова, 27А, Муром, Россия

Мощи князя Владимира – 1000-летняя история.

2015 год – годы тысячелетнего юбилея со дня успения (смерти) равноапостольного князя Владимира. Дата, для православной церкви очень важная, поэтому и празднуется во всех крупных городах России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Владимир в миру, в крещении – Василий, прожил долгую, противоречивую жизнь поворачивая от крайности в крайность, но в итоге всей своей жизни и деятельности, церковью он был провозглашен святым, причем не обычным, а равноапостольным. Это значит деяния его в миру оцениваются ничем не ниже знаменитых апостолов христианской религии.

Рожден был Владимир около 960 года наложницей князя Святослава Малушей. Владимир был младшим сыном в семье, воспитанием которого занимался его дядя Добрыня. Воспитывался он в языческих традициях, потому как Русь тогда была еще языческой – было много Богов, причем у каждого рода был свой верховный Бог, остальные являлись второстепенными. Еще при жизни Святослав разделил свои земли между сыновьями и Владимир в детском возрасте стал княжить в Новгороде, отправившись туда вместе со своим дядей Добрыней. После смерти Святослава Русь стала разделенной на три отдельных княжества, причем в государстве была такая ситуация, что не было никакого объединяющего начала. Выше упоминалось, что верховный Бог у каждого рода был свой – у кого-то Перун, у кого-то Даждьбог, у кого-то другое божество. За короткое время старший сын Святослава Ярополк захватил все княжества, убив своего родного брата Олега, Владимир испугался этих событий и покинул страну, отправившись в Скандинавию. Там при помощи знаменитого дяди Добрыни Владимир создал войско и двинулся войной на своего брата Ярополка. В этом противостоянии победителем было суждено выйти Владимиру, который объединил под своей властью всю Русь. После этого началась его деятельность как политического деятеля. Он совершал военные походы, проводил реформы, но самое главное, чем он запомнился – это политика в сфере религиозного реформирования.

Во-первых, он провозгласил Перуна верховным Богом во всех землях Руси, построил множество языческих капищ и даже перенес центральное капище из дворца Владимира в Киеве за его стены, для того, чтобы каждый желающий мог принести жертву Перуну или попросить у него что- либо. Однако Русь в то время набирала силу, у нее появлялись международные партнеры, с которыми нужно было вести дипломатию. Владимир понимал, что языческая религия сильно уступала религиям его партнеров – православия, католичеству, иудаизму, исламу. Ему нужно было выбрать ту религию, которая бы сплотила всех жителей Руси и закрепила бы партнерство с другими государствами. Выбор был сделан в пользу православной веры. Владимир был крещен с именем Василий, то есть его крестным был выбран Византийский император Василий II, брат его будущей супруги Анны – принцессы византийской. В 988 году Владимир совершил акт исторического масштаба – крестил Русь. Русь крестилась добровольно и при помощи силы. Владимир всем объявил, кто не крестится – будет его врагом. Врагом князя никто становиться не хотел, поэтому почти все население государства было крещено.

После своего крещения, как утверждают хроники и литературные памятники того времени, Владимир полностью изменился. До крещения он был воплощением Дьявола, чего стоит только один факт прилюдного изнасилования Рогнеды, просватанную за Ярополка, после чего убил ее родителей, присутствовавших при изнасиловании. После крещения он стал своей противоположностью – перестал проводить завоевания, кормил бедных и обездоленных, строил православные храмы. Он даже отменил смертную казнь за тяжелые преступления, заменив ее крупным штрафом. До самой своей смерти летом 1015 года он пребывал в добродетели, его государство росло и укреплялось, народ его жил в мире и согласии, а правителю своему присвоил имя Владимир Красное Солнышко.

Тело его было доставлено в Киев в Десятинную церковь, где он покоился в мраморном гробу рядом со своей женой Анной, которая также была помещена в мраморный саркофаг. Мощи князя Владимира считались чудотворными и без перемещения находились там до 1240 года. В том злополучном году Киев захватил монгольский хан Батый. Десятинная церковь во время этого похода была разрушена. И все думали, что мощи князя Владимира навсегда утеряны. Так считалось до самого XVII века, когда по случайности было обнаружена небольшая яма на месте Десятинной церкви и митрополитом Петром Могилой было принято решение копать на этом месте, в результате чего был обнаружен мраморный саркофаг, с останками двух тел. Надписи на саркофаге свидетельствовали о том, что это князь Владимир и его жена. Петр могила взял только череп, а челюсть отправил в Москву царю Михаилу. Череп же был помещен в Успенском соборе, где находился до XX века. Перед самой войной с Германией череп был доставлен в Ленинград, однако во время блокады этого города, череп князя Владимира бесследно исчез. Его не могут найти и по сей день. Таким образом мощи князя Владимира остались только в Москве – та самая челюсть, отправленная царю Михаилу.

В 1988 году на тысячелетний юбилей крещения Руси частицы святых мощей были возвращены на их Родину – в Киев. В настоящее время мощи князя Владимира хранятся в Успенском соборе Киево-Печорской Лавры и в московском храме Христа Спасителя.

Святые и святыни земли Владимирской. Кому поклониться и просить о помощи?

Россия славится святыми отцами, которые слушают и слышат наши просьбы и мольбы. И наша Владимирская земля богата на святые места и мощи преподобных. Почти в каждом городе можно обратиться с молитвой к «местному» святому. Вот лишь некоторые святые, которым можно поклониться на своей малой родине.

Владимир

– В Успенском соборе находятся мощи святителя Максима, благоверного князя Георгия и его семьи, благоверного князя Глеба, святителя Митрофана Владимирского, а также мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

– Святые мощи священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, почивают в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире на ул.Б.Московской, 68.

Суздаль

– Святые мощи святителя Иоанна, первого епископа Суздальского и Нижегородского, почивают в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля. Кстати, у его гроба засвидетельствованы многочисленные исцеления.

– Святые мощи преподобного Евфимия Суздальского, создателя Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, почивают в Царевоконстантиновской церкви города Суздаля. Здесь же находятся святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской. А в Суздальском женском монастыре – святые мощи преподобной Софии Суздальской, в миру – великой княгини Соломонии Сабуровой, жены великого князя Василия III.

Муром

– Святые мощи благоверного князя Константина, его сыновей Михаила и Феодора (XI-XII), и супруги Ирины находятся в Благовещенском соборе города Мурома. Святые князья жили в XI-XII веках и немало потрудились в распространении Православия среди язычников.

– Святые мощи праведной Иулиании Лазаревской покоятся в Николонабережной церкви города Мурома. Подвиг жизни святой праведной Иулиании – подвиг любви. В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян. Некоторые из самых верных остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих. Скончалась праведная 10 января 1604 года. А через 10 лет, устраивая могилу для её сына Георгия, нечаянно раскопали и её могилу, полную мирра.

– Святые мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, которые прославились благочестием и милосердием, почивают в Троицком монастыре города Мурома.

Александров

– Святые мощи преподобного старца Алексия почивают в Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Александровском районе. В самом же городе в Успенском женском монастыре хранятся мощи преподобного Корнилия. А в Струнино – недалеко от Александрова – в Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни есть мощи преподобного Лукиана.

Киржач

– Святые мощи преподобного Романа Киржачского, ученика основателя монастыря преподобного Сергия, – в Свято-Благовещенском женском монастыре города Киржача.

Юрьев-Польский

– Святые мощи преподобного Димитрия, Переславского чудотворца, почивают в Юрьев-Польском в раке перед царскими вратами храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре во имя святителя Николая. В этом же городе в Свято-Успенском Космином мужском монастыре находятся мощи преподобного Космы Яхромского, а в Покровском храме – мощи благоверного князя Гавриила.

Мироточивые иконы

Есть на Владимирщине и мироточивые иконы: одна из них – икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится в храме великомученика Пантелеймона в посёлке Городищи Владимирской епархии. Мироточение произошло 7 июня 1996 года, при освящении нового храма в честь великомученика Пантелеймона.

Святые источники

На территории Владимирской епархии есть и несколько известных святых источников. Во Владимире – святой источник Казанской Божией Матери (или источник святого князя Александра Невского) по улице 50-летия Октября (в овраге). Есть святой источник и на территории Свято-Боголюбского монастыря, забивший в 1992 году. В Свято-Николо-Волосовском женском монастыре в селе Волосово Собинского района тоже есть источник, а также в Лакинске в храме Казанской иконы Божией Матери и в селе Новое Юрьев-Польского района.

Ссылка на основную публикацию