Мощи святого Серафима Саровского: места и адреса хранения, помощь и чудеса

Помощь от святых мощей преподобного Серафима Саровского

О канонизации преподобного Серафима – Саровского и всея Руси Чудотворца, об истории, связанной с обретением мощей святого старца, уже существует множество самых разнообразных публикаций. Наиболее известная из них перепечатывается разными изданиями и интернет-ресурсами, – это статья Дмитрия Мешанина о втором обретении мощей преподобного .

На странице о благодатной помощи от святых мощей преподобного Серафима Саровского мы публикуем менее известные фрагменты воспоминаний других авторов.

Протоиерей Владимир Ципин о святых мощах преподобного Серафима Саровского

«Церковное почитание мощей – очень древнее установление. Учение VII Вселенского Собора о почитании святых икон было одновременно и учением о почитании святых мощей. Обретение мощей являлось непременным условием начала процесса канонизации. Если мы посмотрим на синодальный период, то прославлялись почти исключительно епископы. Канонизированы были Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Тихон Задонский, Митрофан Воронежский. С прославлением Серафима Саровского произошел своего рода «прорыв». Широкое почитание в народе и авторитет у людей высокой духовной жизни, таких как святитель Филарет (Дроздов), формировали веру в его святость.

Канонизация преподобного Серафима Саровского , которая состоялась в 1903 году, явилась грандиозным событием, небывалым в истории нашей Церкви. Сотни тысяч людей собрались в Саровскую пустынь со всей России, шли отовсюду пешком, и не напрасно: уже при канонизации у мощей преподобного совершались многие исцеления . Чудеса совершаются волей Божией по вере человеческой. Но поскольку человек существо не исключительно духовное, не бесплотное, то нужны некоторые материальные средства подачи человеку Божественной благодати, или, говоря словами святого Григория Паламы, передачи людям Божественной энергии. Такими средствами являются чудотворные иконы, мощи святых, вещи, принадлежащие им при жизни. Нетленность может быть явлена на мощах в разной мере. Мощи могут сохраниться полностью, как, например, у киевско-печерских угодников, либо частично. Святые останки по своему физическому состоянию могут вообще не отличаться от останков обычных людей, но почитание их основывается не просто на формальной принадлежности тому или иному святому, а потому что по молитвам к ним совершаются чудеса . Одна из бывших еще в живых блаженных, знавших преподобного, сказала тогда: « Мы кланяемся не костям, а чудесам » /1/.

Воспоминания Варнавы (Кедрова) митрополита Чебоксарского и Чувашского

Свидетельство Валерия Петровича Г. из Оренбурга

«Когда я во второй раз поехал в Дивеево , ко мне присоединились моя сестра и ее дочь Наташа, которая решила просить батюшку Серафима о даровании ей Богом деток, так как много лет живет с мужем, а детей нет. Она читала, что Царь Николай II с Царицей приезжал в Саров на чествование преподобного Серафима и они вымолили себе сына. Когда мы приехали в Дивеево, побывали на вечерней службе, прошли крестным ходом по Канавке Богородицы , съездили на источник преподобного Серафима и несколько раз с любовью и благодарностью прикладывались к его святым мощам , моля о помощи. И чудо свершилось! Через месяц после возвращения из Дивеево Наташа забеременела. И это не чудесное совпадение, а вымоленное у Бога дитя!» /3, стр.126/.

Свидетельство избавления от бесноватости

«6 августа 1903 года записано по личному заявлению исцеленной мещанки Агриппины Измайловой Членовой, 20 лет, и мужа ее, крестьянина Ивана Феодорова Членова, из села Осиповки, Ковровского уезда, Владимирской губернии

После замужества, 5 лет тому назад, месяца через два, Агриппина Членова начала неестественно злобиться, с ругательствами, но была в памяти, и припадков других не было, так что нельзя было и распознать, в чем состояла болезнь, хотя они обращались и к докторам и много потратили на лечение. В Нижнем Новгороде лечил доктор Кунцев, и в Мартеновской больнице делали ей две операции, но все это нисколько не помогло. В Великом посту этого года начались явные припадки беснования: она кричала, падала без чувств, изо рта ее выходила пена; припадки эти продолжались все время без перерыва. Даже в Сарове , во время купания на источнике отца Серафима и после, а также и пред входом в храм, чтобы приложиться к мощам Преподобного, она подвергалась неоднократно припадкам, но подходила она к мощам и прикладывалась вполне спокойно и получила после того совершенное освобождение от беснования , что заявители с твердостью убеждения относят к чудодейственной силе от святых мощей преподобного отца Серафима (Летоп. № 89)» /4, 184 – 185/.

Свидетельство избавления от немоты

«По личному заявлению от 6 августа 1093 года.

Крестьянская девица Екатерина Васильевна Болонина (40 лет) из деревни Бараничи, Богородской волости, Шуйского уезда, Владимирской губернии была нема в продолжение 4-х лет. По билету ее № 443 в особых приметах значится: «немая»; справедливость, что немота ее продолжалась 4 года, лично свидетельствовал вместе с нею пришедший в Саров мещанин города Шуи Павел Матвеевич Губанов, могут подтвердить также члены церковного причта села Васильевского. Исцеление совершилось, только что немая приложилась к мощам и тотчас стала говорить. Пишущему трудно даже верить, чтобы женщина, теперь свободно говорящая, за полчаса до этого времени была совершенно немая в продолжение 4-х лет. Объясняет она, что, подходя к мощам, почувствовала в гортани какое-то облегчение и освобождение (Летоп. № 90)» /4, 185/.

Исцеление Елизаветы Герасимовны Шевченковой

«24 августа 1903 года.
Крестьянка Астраханской губернии, Царевского уезда, Володимирской волости, села Верхнего Хутора Елизавета Герасимовна Шевченкова, 20 лет, заявила.

Замужем она полтора года; через два месяца после свадьбы она стала сильно болеть; была при смерти соборована, глазами ничего не видела, а потом отнялись у нее ноги, и она не владела ими вовсе. В Сарове также, без помощи других, она могла только ползать. Лишь сейчас помогли ей приложиться к святым мощам. После этого она, попросив, чтобы ее оставили, свободно подняла руки вверх и перекрестилась, и воскликнула: « Слава Тебе, Господи, я исцелилась! ». Теперь она ходит и поднимается по лестницам свободно. Свидетелямисего дивного исцеления были очеедной при мощах иеромонах Агапит, землевладелец-агроном при деревне Чудной, Моршанского уезда, Тамбовской губернии Елисей Иванович Аносов и многие другие люди, прибывшие в Саров на богомолье (Летоп. № 115)» /4, 195/.

Литература о благодатной помощи преподобного Серафима Саровского

1. Цыпин В. Кланяемся чудесам // Журнал «Покров» № 7. – М, 2011, июнь. – С. 40;
2. Варнава (Кедров) митрополит Чебоксарский и Чувашский. «Это мои мощи. Верь. » // Журнал «Покров» № 7. – М, 2011, июнь. – С. 41;
3. Дивеевские чудеса // Дивеевская обитель. Журнал Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря № 4, 2012. – С. 120 – 126.
4. Чудеса преподобного Серафима в записях монахов Саровской пустыни. – М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Издательство «Отчий дом», 2006. – 232 с.

На фото Православные святныи Дивеева: икона и открытая рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского у входа в собор Преображения Господня . Дивеево , 1 августа 2007 года .

Страница создана 05.08.2015. Последнее обновление 26.12.2019. Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи!

Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского — шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым — Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее — в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела — либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь есть частица мощей старца.

Троицкий собор Даниловского монастыря

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре. Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой), устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Собор Донского монастыря

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: Донском и Сретенском, а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове.

Храм св. вмч. Георгия в Ендове

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

Храм Серафима Саровского при Экспоцентре. Фото: Игорь Палкин / ria.ru.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Храм Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье)

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) — здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

Читайте также:  Божественная литургия: что это такое и как она проходит, содержание и последовательность, практика и структура, особенности и сроки богослужебных часов

Елоховский Богоявленский собор

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал «Православие и имир» благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Строящийся храм Серафима Саровского в пос. Горки-10

Храм Серафима Саровского в Кунцево

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

Новоспасский монастырь. Мощевик с частицами мощей вселенских и русских святых

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Десятки, сотни, тысячи людей каждый день посещают Дивеевскую обитель, прославленную чудесами от мощей дивного угодника Божия – преподобного Серафима. И теперь, как и прежде, он – усердный пред Богом молитвенник за нас; и теперь он участлив и отзывчив к нужде и горю людскому и спешит
к притекающим к нему со своей благодатной помощью – утешает, спасает, исцеляет. И теперь он жив и близок ко всем, кто чтит и любит его.

О том, что он плотью будет лежать в Дивееве, батюшка говорил и сестрам,
и своим ученикам. И обещал, что когда его мощи откроются в Сарове и перейдут в Дивеево, тогда будет такая радость, что среди лета запоют Пасху! А еще предсказывал, что рядом с ним будут почивать в Дивееве мощи матушки-первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

Предсказания святого старца исполнились. И теперь, как к спасительному источнику, источающему многоразличные благодеяния, притекают люди
к мощам дивеевских святых, которых стало восемь после того, как в 2004 году были обретены святые останки блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии и в 2007 году – преподобноисповедницы Матроны.

Как с живыми, мы продолжаем общаться со святыми после их праведной кончины, и наше общение выражается в молитве. Ежедневно утром и днем
у мощей преподобного Серафима служатся молебны с акафистом. Ко всякому делу в обители приступают не иначе как после молитвы к нему. Вся монастырская жизнь сосредоточена около батюшки Серафима, духовного отца, попечителя и устроителя обители. К нему спешат монашествующие, чувствуя его живое присутствие и памятуя его наставление приходить, как к живому, на могилку и все рассказывать.

Каждое утро у святых мощей преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны поются тропари и читаются молитвы к ним. В их памятные дни у святых мощей совершаются торжественные богослужения.

Десятки, сотни, тысячи людей каждый день посещают Дивеевскую обитель, прославленную чудесами от мощей дивного угодника Божия — преподобного Серафима. И теперь, как и прежде, он — усердный пред Богом молитвенник за нас; и теперь он участлив и отзывчив к нужде и горю людскому и спешит к притекающим к нему со своей благодатной помощью — утешает, спасает, исцеляет. И теперь он жив и близок ко всем, кто чтит и любит его.

О том, что он плотью будет лежать в Дивееве, батюшка говорил и сестрам, и своим ученикам. И обещал, что когда его мощи откроются в Сарове и перейдут в Дивеево, тогда будет такая радость, что среди лета запоют Пасху! А еще предсказывал, что рядом с ним будут почивать в Дивееве мощи матушки-первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

Предсказания святого старца исполнились. И теперь, как к спасительному источнику, источающему многоразличные благодеяния, притекают люди к мощам дивеевских святых, которых стало восемь после того, как в 2004 году были обретены святые останки блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии и в 2007 году — преподобноисповедницы Матроны.

Как с живыми, мы продолжаем общаться со святыми после их праведной кончины, и наше общение выражается в молитве. Ежедневно утром и днем у мощей преподобного Серафима служатся молебны с акафистом. Ко всякому делу в обители приступают не иначе как после молитвы к нему. Вся монастырская жизнь сосредоточена около батюшки Серафима, духовного отца, попечителя и устроителя обители. К нему спешат монашествующие, чувствуя его живое присутствие и памятуя его наставление приходить, как к живому, на могилку и все рассказывать.

Каждое утро у святых мощей преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны поются тропари и читаются молитвы к ним. В их памятные дни у святых мощей совершаются торжественные богослужения.

При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году епископ Казанский Димитрий сказал: «Многочисленные дивные знамения благодатной помощи по молитвам ко блаженно почившему старцу показали всем верующим православным, что и в наши дни Господь даровал людям доброго молитвенника и скорого помощника. Святая Церковь всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу пред Богом великого подвижника благочестия. И вот ныне мы умилительно ублажаем преподобного отца нашего Серафима и торжественно прославляем святую память праведника, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют «вси роди» земли Российской. Отныне высоко поставлен на свещнице Церкви Православной дивный светильник, согревший сердца своим неземным уже светом, просвещающий умы и верно озаряющий неложный путь, по которому должны идти ищущие духовного возрождения, стремящиеся к нравственному совершенству».

Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10-12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все –
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: “Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас”, “Помоги”, “Исцели”, “Уврачуй”, – неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: “О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская. взыграйте, православных множества. радуйся, светильниче российския земли. ” “Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим”. “Не забуди нас, отче Серафиме. “

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: “Помоги!” Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: “Придите ко Мне вси труждающиеся
и обременении, и Я успокою вас”, – не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим – радость-надежда наша – умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца – устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: “Мама,
я здорова”. Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: “Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев”».

При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году епископ Казанский Димитрий сказал: «Многочисленные дивные знамения благодатной помощи по молитвам ко блаженно почившему старцу показали всем верующим православным, что и в наши дни Господь даровал людям доброго молитвенника и скорого помощника. Святая Церковь всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу пред Богом великого подвижника благочестия. И вот ныне мы умилительно ублажаем преподобного отца нашего Серафима и торжественно прославляем святую память праведника, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют „вси роди“ земли Российской. Отныне высоко поставлен на свещнице Церкви Православной дивный светильник, согревший сердца своим неземным уже светом, просвещающий умы и верно озаряющий неложный путь, по которому должны идти ищущие духовного возрождения, стремящиеся
к нравственному совершенству».

Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10−12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все —
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: „Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас“, „Помоги“, „Исцели“, „Уврачуй“, — неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: „О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская… взыграйте, православных множества… радуйся, светильниче российския земли…“ „Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим“… „Не забуди нас, отче Серафиме…“

Читайте также:  Православная литература: лучшие книги о православии, какую выбрать

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: „Помоги!“ Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: „Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я успокою вас“, — не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим — радость-надежда наша — умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе
и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца — устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: „Мама,
я здорова“. Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: „Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев“».

Мощи Серафима Саровского в Дивеево

Дивеево часто называют последним, четвертым уделом Матери Божией, и согласно летописям, создавались все святыни его с повеления Самой Царицы Небесной, проводником воли которой сначала была матушка Александра, а после ее кончины — Серафим Саровский. Именно Серафиму Саровскому обязан удел Канавкой, ведь согласно легенде первый ее аршин прокопал преподобный, всего лишь за одну ночь.

Но не оставил священнослужитель землю дивеевскую и после смерти – мощи Серафима Саровского в Дивеево и поныне привлекают паломников со всей Руси и других православных верующих, поскольку даруют они и чудесное исцеление, и душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи преподобного «путешествовали» по многим храмам и монастырям, но возвращены они в Дивеевскую обитель лишь в 1991 году, что отмечалось крестным ходом, а в богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору.

И с тех пор мощи святого не покидали стен обители, и по-прежнему проводник воли Царицы Небесной утешает и помогает страждущим.

В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия. Преподобный Серафим, за деяния свои вознесенный, при жизни прославлял Бога, Церковь русскую и излечивал самую суть души человеческой. Но мощи Серафима Саровского в Дивеево делают то же самое! Они даруют исцеление больным, утешают скорбящих, вразумляют неразумных и наставляют их на Путь истинный. Преподобный Серафим и после смерти способен открыть сердца приходящих людей, даровать им способность воспринимать Любовь Божию, приводит к вере и глубокому почитанию заповедей, приводит людей в Храм, откуда уже окрыленный святым участием Старца человек не уйдет никогда.

Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, будь он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита передала ее протодиакону для встречи мощей старца. Мощи Серафима Саровского в Дивеево обрели свой последний приют, и есть надежда, что не покинут они стены обители без должного на то повода уже никогда, и спустя много веков будут даровать страждущим искомое просветление.

Открытие мощей преподобного Серафима состоялось 19 июля 1903 года, а их второе обретение – 15 января 1991 года.

Мощи св. Серафима находятся под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора, а преподобных жён Дивеевских – Александры, Марфы и Елены – в церкви Рождества Богородицы. В Казанском храме, который был восстановлен к 250-летию со дня рождения Старца, поятся мощи св. блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии.

В очереди к святым мощам не стой, а старайся молиться. Старец Серафим всем заповедовал: “Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!”

Обязательно помяни имена всех сродников о здравии, об упокоении. Испроси у Преподобного вразумления, как жить дальше, и получишь великое утешение. Помяни и тех, кто день и ночь молится о благоденствии святой обители и трудится в ней. Помолись обо всех и обязательно вознеси молитву о России. Испроси у Бога грехов оставление, жизни исправление, и в православном духе устроение.

КАК ПРИЛОЖИТЬСЯ К СВЯТЫНЕ

Когда к святым мощам и иконам подходить будешь, сделай два поклона с крестным знамением. Поклоны нужно сделать заранее, чтобы других не задерживать и чтобы все успели приложиться. Прикладываются так: святыню сначало целуют, затем прикасаются лбом. Если хочешь освятить икону на мощах, то молча подай её монастырской сестре, которая стоит у изголовья мощей. Она приложит её к раке, и святыня будет освящена на мощах преподобного Серафима (или Дивеевских матушек). Прикладывать можно иконы, крестики, чётки, пояс “Живый в помощи”. Выйдя из ограды ещё раз перекрестись и поклонись.

Мощи святого Преподобного Серафима Саровского в Дивеево

Еще перед своей смертью старец Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказывал, что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево». Тогда этому многие не предали значения, и после своей кончины старец упокоился в Саровской пустыни. Но в 20 веке произошли события, благодаря которым удивительное пророчество исполнилось полностью.

О других дивеевских святых можно узнать из статьи Какие мощи есть в Дивеево

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда подвизался святой Серафим Саровский, стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось село Дивеево, которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?

На данный момент слава Серафима-Дивеевского монастыря гремит на всю Россию, и даже за ее пределами. Так что пункт посещения Дивеева можно встретить не только в паломнических церковных поездках, но и в обычных туристических.

Как доехать до монастыря?

Если же вы предпочитаете посещать святые места самостоятельно, без суеты и спешки, вы можете совершено спокойно добраться до Дивеева на личном или общественном транспорте. Если вы живете за пределами Нижегородской области, скорее всего, вам, придется провести часть пути в поезде. Добираться следует до города Арзамаса, до станций Арзамас–1, или Арзамас-2. (станция зависит от направления железнодорожного пути – одно южное, другое восточное). В городе Арзамасе местным транспортом добирайтесь до автостанции и автобусом следуйте до станции Дивеева (60 км).

Где находятся мощи?

Мощи Серафима Саровского находятся в Троицком, главном соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В левом пределе стоит рака с мощами, к которой почти все время стоит очередь. Время посещения – это время когда открыт храм. С 6 утра, как только начинаются первые богослужения в храме и до конца вечерней службы.

К мощам можно прикладываться во время церковной службы (останавливается очередь лишь на самые важные молитвы, после чего снова возобновляется). Между службами, когда в храме идет уборка, для желающих помолиться доступ к раке святого не прекращается. Тут же служатся молебны или читаются акафисты.

Стоять в очереди стоит благоговейно, и лучше использовать это время для внутренней молитвы. Просить в душе обо всем, о чем вы хотели попросить батюшку Серафима. Святой был при жизни очень любвеобильным старцем, он и после своей кончины слышит сердечные молитвы.

Чудеса исцеления по молитве Серафима Саровского происходили с самого обретения мощей, еще в 1903 году. О чем есть множество документированных свидетельств. Исцелялись люди и после повторного обретения мощей в 1991 году, происходят чудеса и поныне. В монастыре ведут записи, засвидетельствованные со слов самих исцеленных, или их родственников. Многие исцеленные или получившие помощь батюшки Серафима в других важных прошениях, часто приезжают повторно с благодарностью и укрепленной верой.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Серафима Саровского в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Ссылка на основную публикацию