Мощи великой Елизаветы Федоровны: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Великая княгиня Елизавета Федоровна

1 ноября 2016 года – день рождения святой княгини

День памяти святой княгини Елизаветы

Биография великой княгини Елизаветы Феодоровны

Письмо княгини Елизаветы отцу о принятии Православия

Мученическая смерть княгини Елизаветы

Елизавета Фёдоровна: жизнь, как дорога, полная света

Милосердная княгиня

Пример для подражания в делах благотворительности

Где покоятся мощи святой княгини Елизаветы

Канонизация великой княгини Елизаветы

Икона святой преподобномученицы княгини Елизаветы

Молитва святой княгине Елисавете

Стихотворение о великой княгине Елизавете Феодровне

Марфо-Мариинская обитель

Когда празднуется память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Память святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары мы празднуем в день их мученической смерти — 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю). 1 ноября – день рождения великой княгини Елисаветы. 11 октября – день обретения мощей преподобномученицы Елисаветы.

Биография великой княгини

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

Материал по теме

Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы: история любви, история лжи

История любви. История лжи: В день десятилетия супружеской жизни, которое пришлось на разгар Русско-японской войны, князь записал в дневнике: «С утра я в церкви, жена — на складе. Господи, за что мне такое счастье?»

На третий день после гибели великого князя она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. На слова Каляева «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть» Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

После отречения Николая II от престола она писала: «Я испытывала глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: “Да будет воля Твоя”».

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.

18 июля 1918 года заключенных — Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых — отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

Письмо Елизаветы Федоровны отцу о принятии Православия

О приятии Православия Елизавета Федоровна думала с тех пор, как стала супругой великого князя Сергея Александровича. Но немецкая принцесса переживала, что этот шаг будет ударом для ее семьи, верной протестантизму. Особенно для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Только в 1891 году княгиня написала отцу письмо:

« … А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз — более полутора лет назад. Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я доставляю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне это не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».

Отец не благословил дочь менять веру, но она уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.

Мученическая смерть великой княгини Елизаветы Федоровны

Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.

Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.

Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Палачи бросали в шахту ручные гранаты.

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из алапаевской шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани.

Где покоятся мощи великой княгини

В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

В 1981 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью Заграницей, гробницы мучениц решили вскрыть. Руководила вскрытием комиссия во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе). Когда открыли гроб с телом великой княгини, все помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.

Канонизация

Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару в 1981 году.

В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России. Память их мы празднуем в день их мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

Икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Чаще всего иконописцы изображают святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну стоящей; ее правая рука обращена к нам, в левой — миниатюрная копия Марфо-Мариинской обители. Иногда в правой руке святой Елисаветы изображают крест (символ мученичества за веру еще со времен первых христиан); в левой — четки.

Также традиционно великую княгиню Елисавету Феодоровну пишут на иконах вместе с инокиней Варварой — «Преподобномученицы Варвара и Елисавета Алапаевские». За плечами мучениц изображается Марфо-Мариинская обитель; у их стоп — шахта рудника, в который их сбросили палачи.

Еще один иконописный сюжет — «Убиение преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею». Красноармейцы ведут под конвоем великую княгиню Елисавету, инокиню Варвару и других Алапаевских узников, чтобы сбросить их в шахту. В шахте на иконе изображен лик преподобного Сергия Радонежского: казнь совершилась в день обретения его мощей 18 июля.

Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Тропарь преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученице великой княгини Елисаветы Феодоровны

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Стихотворение о великой княгине Елизавете Федоровне

В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Марфо-Мариинская обитель

После гибели мужа от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.

Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.

Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Марфо-Мариинской обители милосердия действовал устав монастырского общежития. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия, а великую княгиню — в сан настоятельницы.

Читайте также:  Грех гордыни в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Духовником монастыря стал протоиерей Митрофан Серебрянский. Сама настоятельница вела подвижническую жизнь. Постилась, спала на жесткой кровати, еще до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела обители.

Все операции в больнице проводились бесплатно, причем работали тут лучшие специалисты Москвы. Была и бесплатная столовая для бедняков. Марфо-Мариинская обитель, по сути, выполняла роль многофункционального социально-медицинского центра.

Вместе со своей келейницей Варварой Яковлевой Елизавета Федоровна часто посещала Хитров рынок — место притяжения для московской бедноты. Здесь матушка находила беспризорников и отдавала их в городские приюты. Вся Хитровка уважительно называла великую княгиню «сестрой Елисаветой» или «матушкой».

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX в.

Елизавета Федоровна хотела открыть отделения обители в других городах России, но ее планам не суждено было исполниться. Началась Первая мировая война, по благословению матушки сестры обители работали в полевых госпиталях. Революционные события коснулись всех членов дома Романовых, даже великую княгиню Елизавету, которую любила вся Москва. Вскоре после Февральской революции вооруженная толпа с красными флагами пришла, чтобы арестовать настоятельницу обители — «немецкую шпионку, которая хранит в монастыре оружие». Обитель обыскали; после ухода толпы Елизавета Федоровна сказала сестрам: «Очевидно мы недостойны еще мученического венца».

После октябрьской революции 1917 года обитель поначалу не беспокоили, даже привозили сестрам продовольствие и медикаменты. Аресты начались позже. В 1918 году под страху заключили Елизавету Федоровну.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года. Некоторых сестер отправили в ссылку, другие объединились в общину и создали в Тверской области маленькое огородное хозяйство.

Через два года в Покровском храме открыли кинотеатр, а потом там разместился дом санитарного просвещения. В алтаре поставили статую Сталина. После Великой Отечественной войны в соборе обители обосновались Государственные художественные реставрационные мастерские, остальные помещения заняли поликлиника и лаборатории Всесоюзного института минерального сырья.

В 1992 году территорию монастыря передали Русской Православной Церкви. Сейчас обитель живет по уставу, созданному Елизаветой Федоровной. Насельницы проходят обучение в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, помогают нуждающимся, работают во вновь открытых на Большой Ордынке приюте для девочек-сирот, благотворительной столовой, патронажной службе, гимназии и культурно-просветительском центре.

«Как бы я хотела быть погребенной здесь». Памяти великой княгини Елизаветы Федоровны

О мощах преподобной Елисаветы на Святой земле, о русском монастыре Марии Магдалины в Гефсимании и о том, о чем молиться святой Елисавете, корреспонденту «Правмира» рассказал диакон Александр Занемонец, который с 2002 года живет на Святой земле.

Подлинно осознанное решение

Мы все знаем, что когда Елизавета Федоровна строила Марфо-Мариинскую обитель в Москве, то там же она устроила специальную крипту, где хотела быть погребенной.

Но также известно, что когда она была еще в конце XIX века на Святой земле, оттуда она писала своим родственникам, что хорошо бы было быть погребенной в Гефсимании.

У храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. Октябрь 1888 г.

Почему в Гефсимании? Елизавета Федоровна приехала на Святую землю на освящение храма Марии Магдалины в Гефсимании. Храм строился в память императрицы Марии Александровны, матери ее мужа Сергея Александровича, поэтому они, конечно, с супругом там были.

Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании

Очень важно, что именно во время этого паломничества на Святую землю Елизавета Федоровна приняла решение принять православие. Как известно, она была лютеранского вероисповедания. Стоит заметить, что по законам Российской империи, жены великих князей не обязаны были становиться православными, иное вероисповедание не было препятствием для брака.

Именно поэтому мы можем говорить, что те из них, кто действительно становились православными, делали это по своему глубокому внутреннему выбору. Так и Елизавета Федоровна. Мы знаем из ее переписки, как сложно ей далось это решение, сколько у нее было сомнений. Свое окончательное решение великая княгиня принимает на Святой земле. Отсюда у нее и возникает желание – быть погребенной тут.

И действительно так произошло. В начале 20-х годов XXвека ее мощи, так же, как и ее келейницы инокини Варвары, перевозятся на Святую землю, родственники великой княгини о том ее желании, быть погребенной в Гефсимании, помнили.

Мощи при участии родственников перевозят в Иерусалим в 1921-м году и полагаются в крипте храма Марии Магдалины в Гефсимании.

Так Елизавета Федоровна вернулась в то место, где она была за несколько десятилетий до того.

Марфо-Мариинская обитель в Иерусалиме

Очень интересная история самой общины, которая в Гефсимании устраивается.

Никакого монастыря на этом месте, которое мы сейчас знаем как русский монастырь Марии Магдалины в Гефсимании, не предполагалось.

Храм был храмом-памятником. Как храм Спаса-на-Крови в Петербурге – памятник на месте гибели Александра II, так и храм в Гефсимании – памятник его жене, императрице Марии Александровне.

Удивительным образом в начале 1930-х годов там создается община, похожая на Мариинскую обитель. Создается она двумя сестрами, монахинями, которые были изначально протестантского вероисповедания, как и сама Елизавета Федоровна.

Они были англиканского вероисповедания, думали о миссионерской деятельности в Индии. По пути в Индию заехали на Святую землю, оказались в Гефсимании, сняли там домик и поселились там, зная о том, что в этом храме погребена внучка их королевы, королевы Виктории.

Через Елизавету Федоровну, которую они знали с совершенно другой стороны, они начали знакомиться с православием. Были присоединены к Православной Церкви, продолжили свой монашеский путь и устроили общину, действительно похожую московскую Марфо-Мариинскую.

Община была изначально не в Гефсимании, а в Вифании. При ней устраивается школа и больница. Таким образом, сестры живут монашеской жизнью, служа ближним.

Вот так по молитве Елизаветы Федоровны, на Святой земле также выстраивается община, подобная той, что она сама устроила в Москве.

Ничто доброе действительно не остается без своего плода, самого неожиданного. Святая земля освящена присутствием Елизаветы Федоровны и люди, со сходной с ней историей, европейского происхождения, протестантского вероисповедания, оказываются православными и несут подобное служение.

Затем община разрастается, часть общины остается в Вифании, где сегодня находится школа, единственная русская школа в Палестине в настоящее время. Больница превратилась в муниципальную больницу.

Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании

О чем молиться преподобномученице Елисавете?

Храм с мощами Елизаветы Федоровны, конечно, является центром этого монастыря и даже можно сказать, что это одна из действительно величайших святынь Православной Церкви на Святой земле.

Важно, что мы имеем именно мощи Елизаветы Федоровны, потому что во многих местах мы видим частицы мощей великих святых в лучшем случае, а здесь есть целые мощи святых, в каком-то смысле наших современников.

Нередко паломники спрашивают, каким святым о чем молиться или где мы о чем молиться? В каком-то смысле этот вопрос немного чудной, но, тем не менее, что-то в нем есть, потому что каждый святой по своему человеческому опыту какие-то вещи знал, какие-то вещи прожил по ходу жизни своей.

К примеру, тот святой, который был опытным монахом, наверное, может быть особым помощником для нынешних монахов. Тот святой, который был врачом, как святитель Лука Крымский, наверное, особым почитанием будет пользоваться у врачей и их пациентов.

Часто паломники спрашивают: «Где молиться, если нет детей?». Самые экзотические мифы изобретаются для этого. Можно сказать, что это та проблема, которую Елизавета Федоровна хорошо знала по собственному опыту, потому что она прожила в браке в течение многих лет, не имела детей и страдала от этого, вероятно. Наверное, с такими вопросами к ней, как раз можно обращаться, она слишком хорошо эту проблему знает.

Елизавета Федоровна также может служить примером того, как переносить внутренние семейные проблемы. Все мы знаем разные толки вокруг Сергея Александровича, но единственное, что говорила Елизавета Федоровна и неоднократно подчеркивала – о том, какой у нее замечательный и подлинно христианский муж. Это совершенно другой стиль перенесения сложностей, нежели принято в наше время.

7 святынь, связанных с именами Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны Романовых

Предлагаем читателям краткий путеводитель по святым местам России, связанным с именем Елизаветы Федоровны Романовой и ее мужа Сергея Александровича. Часть них расположены в Москве и Подмосковью, где преподобномученица и великая княгиня провела больную часть своей жизни, одна в Алапаевске — на месте ее расстрела, и еще одна -в Восточном Иерусалиме, где почивают мощи святой.

Храм Иверской иконы Божьей Матери на Большой Полянке

В 1894 году Сергей Александрович и Елизавета Федоровна стали попечителями Иверской общины сестер милосердия Российского общества Красного креста. В 1896 году община выкупила особняк на Большой полянке, где была открыта Детская больница № 20 и в 1900 году построен храм Иверской иконы Божьей Матери. На освящении и первой Литургии присутствовала великая княгиня: она всегда уделяла общине особое внимание, называла ее «своей».


Настоятелем нового храма был назначен молодой священник Сергий Махаев (будущий священномученик, расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году) — сын настоятеля церкви в имении великого князя Сергея Александровича в Усове.
В 1918 году Иверская община сестер милосердия была ликвидирована, на ее месте появилась Вторая школа медицинских сестер. Храм продолжал действовать до конца
1922 года, в 1992 году — возвращен верующим.

Храм Ильи Пророка в Ильинском

По преданию, именно в Ильинском храме Елизавета Федоровна впервые присутствовала на полном православном богослужении. Ильинское — единственная императорская резиденция в Подмосковье. Это одно из излюбленных мест великого князя, где прошло его детство и где они с Елизаветой Федоровной провели медовый месяц.

Храм Ильи Пророка в Ильинском

В память о Сергее Александровиче она открыла в 1905 году в Ильинском лазарет для раненых воинов Русско-японской войны.
В 1917 году в национализированной усадьбе организовали санаторий, церковь была закрыта и простояла в запустении до 1991 года. Сегодня в храме Ильи Пророка проходят богослужения, а один из трех престолов освящен в честь преподобномученицы Елисаветы.

Марфо-Мариинская обитель

Образцом для обители стала Иверская община сестер милосердия, которой покровительствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. Вскоре после смерти мужа она продает свои драгоценности и на эти деньги выкупает на Большой Ордынке в Москве усадьбу.
В 1909 году здесь открывается Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Сестры занимались благотворительностью и медицинской работой и, кроме того, получали всестороннее образование: обитель была задумана и как духовно-просветительский центр.
После ареста великой княгини Елизаветы Федоровны в 1918 году обитель просуществовала еще 8 лет, с 1926 года в ее помещениях действовала поликлиника. В 1992 году комплекс обители был возвращен Церкви. Сегодня в Марфо-Мариинском монастыре проходят богослужения, находится приют для девочек, благотворительная столовая, патронажная служба, медицинский центр по реабилитации детей с ДЦП, детская паллиативная выездная служба. В 2014 году Марфо-Мариинская обитель милосердия получила статус ставропигиального женского монастыря.

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

Храм возвели на склоне Елеонской горы в восточном Иерусалиме стараниями великого князя Сергея Александровича — в память его матери, императрицы Марии Александровны. Великий князь, его жена Елизавета Федоровна и его брат Павел Александрович присутствовали на освящении церкви 14 октября 1888 года.
Три десятилетия спустя, в январе 1921 года, здесь были погребены мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары, доставленные из России через Китай.
В 1934 году при храме возникла женская православная община, ее возглавила шотландка Мария (Робинсон). В 1988 году община была преобразована в женский монастырь.

Храм-памятник русской скорби в честь Ватопедской иконы Божьей Матери «Отрада и утешение»

Построен на Ходынском поле в 1905–1907 годах в память о великом князе Сергее Александровиче и всех верных долгу и присяге царских слугах, павших за царя и Отечество.
Закладка храма состоялась в день рождения великого князя, 29 апреля 1907 года. Впоследствии при храме Елизаветой Федоровной была организована община сестер милосердия.

Храм-памятник русской скорби в честь Ватопедской иконы Божьей Матери «Отрада и утешение»

Церковь закрыли в 1924 году, снеся все пять ее глав и звонницу. 5 января 1991 года храм был возвращен верующим. Он находится на территории Боткинской больницы и в нем ежедневно совершаются панихиды.

Алапаевский мужской монастырь во имя Новомучеников и исповедников российских

В 1991 году около заброшенной шахты в 12 км от Алапаевска, на месте гибели великой княгини Елизаветы, инокини Варвары (Яковлевой) и членов Дома Романовых, был установлен поклонный крест. На следующий год здесь возвели Елизаветинскую часовню, а в 1995 году было начато строительство Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Российских. В монастырском храме находятся привезенные из Иерусалима частицы мощей преподобномучениц Елизаветы Федоровны и Варвары и священноисповедника Сергия (Сребрянского).

Алапаевский мужской монастырь во имя Новомучеников и исповедников российских

Шахта находится на территории монастыря: на ее месте сейчас — поросшая травой неглубокая яма, рядом установлен поклонный крест.

Новоспасский монастырь —фамильная усыпальница Романовых

В нижнем храме св. Романа Сладкопевца, в усыпальнице бояр Романовых, рядом с надгробием инокини Марфы, матери первого русского царя, были захоронены останки великого князя.

Фото Вадима Разумова

И крест, воздвигнутый в Новоспасском монастыре, повторяет тот, который был установлен на месте гибели великого князя. Сейчас планируется воссоздать этот крест и в Кремле по оригинальным чертежам Васнецова.

Алапаевск: место, которое учит верить

Когда смотришь на эту поросшую травой и засыпанную землей шахту, где были зверски умерщвлены святая преподобномученица великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара с их спутниками, то начинаешь понимать простую истину, которая была сформулирована в Евангелии и запечатлена в народной житейской мудрости: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным» (см. Мк 4:22). Когда здесь сбрасывали в шахту ни в чем не повинных людей, когда на голову этих несчастных сыпались камни, когда в этой глубине и во мраке они умирали от голода и от жажды, то, наверное, те, кто стоял наверху и глумился, думали, что никто и никогда не узнает об этом преступлении.
Но мы все знаем, что произошло. Мы окружаем с любовью это святое место. Мы здесь черпаем силы для нашей жизни. Мы здесь многому научаемся и многое начинаем понимать глубоко и правильно. Мы начинаем понимать, что жизнь без Бога — это страшная жизнь. Человек, который теряет веру в Бога, становится страшным существом. Конечно, многие люди неверующие, живя по голосу совести, сохраняют нравственное начало, и так оно и должно быть, потому что Бог это нравственное начало заложил в человеческую природу. Но отсутствие веры очень часто подвергает это внутреннее нравственное начало разложению, и там, где был человек, вдруг вырастает зверь, который не щадит ничего во имя достижения своих целей, будь то цели идеологические, во имя которых были умерщвлены святые новомученики, или экономические, или политические. Человеческое общество перестает быть обществом людей.

Читайте также:  Почитание святых: что означает и на чем основано, традиции

Патриарх Кирилл, из слова в Алапаевском монастыре во имя свв. Новомучеников и исповедников Российских, 16 апреля 2010 г.

Святая Елизавета Романова: 9 главных фактов о благотворительности Великой княгини

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна (память 18 июля) была реформатором милосердного служения в России. Какие новые виды социального служения она привнесла?

Деятельность преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, Гессен-дармштатдской принцессы, принявшей Православие и основавшей в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, была многообразна. Отличала ее всегда личная вовлеченность.

Жизнь прмц. Елизаветы не делилась на «просто жизнь» и «добрые дела».

Она лично посещала Хитровку — «дно» Москвы, где жили беднота и «преступный элемент» и куда боялись заходить даже мужчины.
Она лично ассистировала при операциях, которые проводились в госпитале Марфо-Мариинской обители.

Уже после расстрела, когда великую княгиню Елизавету, раненую, сбросили в шахту, она, получив переломы, травму головы, перевязывала раны другим пострадавшим и утешала их.

При всей своей активной вовлеченности в дела, великая княгиня Елизавета Федоровна сохраняла молитвенный настрой. Далеко не во всех монастырях того времени занимались Иисусовой молитвой. Святая Елизавета была ее «делательницей» и даже — сохранилось по крайней мере одно письмо — советовала своим родным молиться этой молитвой.

Написала устав принципиально новой обители милосердия. Преподобномученица Елизавета Федоровна с большим уважением относилась к русским православным монашеским традициям.

Но в монастыре она, прежде всего, видела уход от мира, от деятельной жизни ради молитвы.

В большом городе, таком, как вторая столица Российской империи, Москва, по мнению вел. кн. Елизаветы Федоровны, нужна была обитель, которая откликается на самые разные нужды людей, где человеку могут помочь и словом, и делом. И куда мог бы прийти любой нуждающийся, независимо от вероисповедания и национальности.

Поэтому она стала создавать новые институты сестер. В Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, девства и нестяжания на время их служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу.

Создавая Марфо-Мариинскую обитель, вл. кн. Елизавета руководствовалась древними монашескими уставами и советами духовных авторитетов, которых едва ли можно было назвать модернистами — Московского митрополита, свщм. Владимира (Богоявленского), епископа Трифона (Туркестанова), старцев подмосковной Зосимовой пустыни.

Хотела возродить институт диаконис. В Древней церкви существовали диакониссы — женщины, помогавшие епископу в миссионерском служении и делах милосердия, а также при совершении Таинства Крещения над взрослыми женщинами.

Так, известны диаконисса Фива, ученица апостола Павла, и св. Олимпиада, собеседница Златоуста. В Средние века институт диаконисс был забыт, но на рубеже XIX–XX вв. в Церкви стали раздаваться голоса в пользу его возрождения.

Одним из громких был голос прмц. Елизаветы, для обители которой диаконисы должны были не столько помогать епископу при совершении Таинств и богослужении, сколько заниматься социальным служением (диаконией).

Усилия вел. кн. Елизаветы Федоровны вызвали поддержку одних иерархов (свщмч. Владимир Богоявленский) и неприятие других (свщмч. Питирим Тобольский).

Прмц. Елизавету упрекали в том, что за основу она взяла немецкие лютеранские общины диаконис пастора Флиднера.

Однако св. Елизавета Федоровна обращалась к практике именно Древней церкви, в некоторых вопросах основательно позабытой.

В первохристианские времена были диаконисы по одеянию (служению), принесшие обеты, и диаконисы, над которыми совершалось рукоположение. «Я прошу только о первом (разряде), — писала Елизавета Федоровна профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. — По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может в него внести неустойчивость».

Открыла санаторий для раненных солдат. Госпитали для раненных солдат открывали многие, в том числе и прмц. Елизавета. Реже встречаются примеры создания реабилитационных центров. Санаторий, оборудованный по последнему слову тогдашней медицинской техники, был организован вл. кн. Елизаветой Федоровной под Новороссийском во время Русско-японской войны (1904–1905 гг).

Организовала пункт сбора помощи фронту во дворце. В залах Большого кремлевского дворца во время Русско-японской войны по инициативе вл. кн. Елизаветы работали мастерские, где шили обмундирование для солдат. Здесь же принимались пожертвования деньгами и вещами.

Сама Елизавета Федоровна ежедневно смотрела за общей организацией и ходом работ.

Создала лучшую хирургическую больницу в Москве. Первая операция в клинике при Марфо-Мариинской обители была сделана самой великой княгине Елизавете. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах.

Прмц. Елизавета не только лично помогала при операциях, но лично выхаживала самых тяжелых больных. Сидела у постели, меняла повязки, кормила, утешала.

Известен случай, когда она выходила женщину с тяжелейшими ожогами всего тела, которую врачи считали обреченной.

Однако больница в обители не считалась приоритетом. Главной была амбулаторная помощь, пациентов бесплатно принимали квалифицированные московские врачи (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений).

Построила здание с дешевыми квартирами для работающих женщин.

Новым для России видом помощи стали дешевые квартиры (общежитие) для работающих женщин, открытое в обители. Это было веяние времени, поскольку все больше молодых женщин начинало работать на фабриках.

Обитель помогала им выбраться из мира рабочих поселков и окраин с их пьянством и развратом.

Ориентировала обитель на миссию среди бедняков. В доме священника при Марфо-Мариинской обители находились общественная библиотека. В ней было собрано 1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы.

Была и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Если в клинике обители умирал пациент, монахини московских монастырей и незанятые служением больным сестры читали по нему Псалтирь. Настоятельница обители тоже участвовала в молитве. Ее ставили в очередь в ночное время, потому что днем она была занята.

Забирала детей из притонов Хитровки. Описанный Гиляровским район ночлежек в начале XX века представлял собой затерянный в центре Москвы мир, живущий по звериным законам. «Извести» хитрованцев удалось лишь советской власти, применившей, в отличие от царского правительства, всю мощь и жестокость репрессивной машины.

До революции же с существованием Хитровки власти мирились. Считалось, что приток безработных, бездомных и опустившихся людей не остановить, а в центре города район ночлежек будет под большим контролем полиции, чем на окраине. Хитровку посещали различные благотворители. Так известно, что епископ Арсений (Жадановский) вызволил с Хитровки многих бывших певчих. Пропивших все до нитки людей одевали в новую одежду и давали им шанс вновь устроиться на работу в храмы.

Из хитровских певчих даже был составлен особый хор, певший при богослужениях епископа. Московский старец, праведный Алексий Мечев, ходил на Хитровку проповедовать.

Особенностью служения св. Елизаветы Федоровны было то, что она забирала из ночлежек детей и отправляла их в специальную школу при обители. Так она спасала их от неминуемой участи — для мальчиков воровства, для девочек — панели, а в итоге каторги или ранней смерти. Если семья еще не совсем опустилась, то дети могли остаться с родителями и только посещали занятия в обители, получать там одежду и еду.

Боялась ли она идти в притоны? Св. Елизавета шла к бедным с готовностью. Так, во время революционных беспорядков в Москве (1905 г.) она вечерами лишь с одним провожатым ходила в госпиталь к солдатам, раненым в боях с японцами. И всегда отказывалась от охраны и помощи полиции.

Россия — это больной ребенок…

В одном из писем после революции прмц. Елизавета Федоровна писала: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день.

Святая Россия не может погибнуть. Но великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как он прощал свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу. Будем надеяться, что молитвы, усиливающиеся с каждым днем, и увеличивающееся раскаяние умилостивят Приснодеву, и она будет молить за нас своего Божественного Сына, и что Господь нас простит».

Монастырь Марии Магдалины в Гефсиманском саду

«Монастырь Марии Магдалины – самое посещаемое паломниками место после Гроба Господня, Гробницы Божией Матери и Вифлеема», – рассказывает Роман Гультяев, гид по Святой Земле, аспирант Иерусалимского университета.

Наверное, нет ни одного русского паломника, который бы, оказавшись в Израиле за последние несколько лет, не зашел в монастырь поклониться мощам преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары.

Мощи святых, как известно, доставил в Иерусалим игумен Серафим (Кузнецов), который был духовно близок великой княгине. Он перевез их в Харбин, оттуда – в египетскую Александрию и, наконец, в 1921 году доставил два гроба в Иерусалим. Только в 1970-е годы мощи выставили в мраморных раках для поклонения паломникам. Сначала они останки помещались в нижнем этаже – крипте храма Марии Магдалины. Тогда еще тут не было никакого монастыря.

В 30-е годы в Вифании две англичанки – Барбара Робинсон и Алиса Спротт – приняли православие и основали монашескую общину Воскресения Христова. В монашестве им дали имена Марфы и Марии – тех же евангельских жен, в честь которых Елизавета Федоровна основала в Москве свою обитель. Первой игуменией стала матушка Мария.- принявшая постриг Барбара Робинсон.

«Она очень часто путешествовала по Святой земле с русскими паломниками и однажды набрела в Вифании на заброшенный участок, некогда принадлежавший русским владельцам, и решила использовать его для своей общины», – рассказывает сестра Фамаида из монастыря Марии Магдалины.

Спустя год сестры открыли в Вифании школу для православных девочек-арабок и приют. В середине XX века матери, у которых не было средств, отдавали дочерей на воспитание в монастырь, чтобы о них хоть как-то позаботились. Некоторые воспитанницы остались жить с монахинями и тоже приняли постриг.

Со временем священноначалие решило перевести часть сестер в Гефсиманию: вместе с ними переехала игумения Мария, а Марфа осталась в Вифании. При этом община все равно осталась единым целым. От Вифании до храма на Елеонской горе около 40 минут ходьбы, пояснила сестра Фамаида. Так что все относительно близко. Монастырем община перевели недавно – в 1988 году.

Сейчас в общину входят 32 монахини и послушницы: американки, австралийки, сербки, румынки, но большинство – русские. Многие – потомки эмигрантов, приехавших из России. Как рассказала сестра Фамаида, после революции немало русских женщин из знатных семей отправились на Святую землю, чтобы охранять некогда купленные русскими людьми (в том числе архимандритом Антонином (Капсустиным) ) земли и владения. Кто-то из них остался в миру, а некоторые приняли постриг. В первые годы существования они сдавали некоторые помещения, в том числе на эти средства и существовала община.

Несколько монахинь по-прежнему проживают в Вифании. Условно можно сказать, что там расположен скит монастыря Марии Магдалины. Сестры по-прежнему поддерживают школу. Это обычная средняя школа, которую могут посещать и православные девочки, и мусульманки: школа не ставит целью вести миссионерскую работу и заниматься христианизацией арабского населения. Сейчас сестры там не преподают, только присматривают за детьми в Вифанском приюте, однако одна из них – инокиня Марфа, которая сама родом из Германии, – в качестве послушания является ее директором. Сегодня в школе насчитывается больше 300 учениц. 12 из них православные, остальные – мусульманки.

«Раньше Вифания была православным поселением, – вспоминает сестра Фамаида, – а когда в 60-е годы возникла граница, многие уехали и она стала заселяться мусульманами».

Большинство сестер живут рядом с храмом: помогают на богослужениях, занимаются храмом и храмовым двориком, ухаживают за роскошным монастырским садом, занимаются размещениям паломников. А еще работают в живописных мастерских. Многие сестры, и сама настоятельница, игумения Елизавета, в прошлом занимались изобразительными искусствами. В монастырских мастерских не только реставрируют иконы, но и создают чудесные акварели – виды Святой Земли.

Конечно, особенно «популярным» монастырь стал после 1992 года, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви году причислил Елизавету Федоровну и инокиню Варвару к лику святых новомучеников Россиийских.

Теперь храм настолько ассоциируется с Елизаветой Федоровной, что, как рассказал гид Роман Гультяев, русские паломники часто спрашивают: «Почему храм в Гефсимании освящен не во имя преподобномученциы Елизаветы, ведь здесь хранятся ее мощи?».

Не все знают, что задолго до революции 1917 год, мученической кончины Елизаветы Федоровны и основания монастыря храм Марии Магдалины были очень известным и любимым местом и на Святой Земле, и в России. И с самой постройки был связан с семьей российских императоров.

После смерти императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II (кстати, она, как и Елизавета Федоровна, была принцессой Дармштадтской), ее сыновья – император Александр III и князь Сергей Александрович (будущий супруг Елизаветы Федоровны) отправились на Святую Землю, чтобы помолиться о упокоении души своей матери.

Здесь ихвстретил архимандрит Антонин (Капустин), который в те годы возглавлял Русскую Духовную Миссию на Святой Земле, обеспечивая присутствие русских и занимаясь приобретениям различных святынь. В XIX веке арабы буквально распродавали Иерусалим европейцам, для которых этот город был не просто одним из восточных поселений, но в первую очередь – местом, связанным с земной жизнью и страданиями Господа.

Участки земли в Иерусалиме и окрестностях были ходовым товаром. Понимая заинтересованность русских, один араб предложил архимандриту Антонину участок земли в Гефсимании. Отец Антонин, который, сам был проводником великих князей по Израилю, отвел Александра III и его братьев в Гефсиманию, рассказал, что именно здесь Христос молился о Чаше, здесь произошло предательство Иуды, и упомянул, что эту землю можно купить и, кстати, построить здесь храм в честь небесной покровительницы Марии Александровны – Марии Магдалины.

Великие князья купили землю, и в 1886 году началось строительство храма. В этом деле, без преувеличения, участвовала вся Российская империя. На лучший проект церкви в Гефсимании был объявлен всероссийский конкурс. Победил известный архитектор с библейским именем Давид Гримм.

Редкий путешественник сегодня не восхитится красотой изящного храма с золотыми главками-луковицами, которые среди деревьев «горят» в ярких солнечных лучах. А тогда архимандрит Антонин выступил против такого проекта: он посчитал, что храм должен быть в строгом, византийском стиле, а этот – слишком затейливый, почти лубочный. Но Александр III одобрил проект Гримма и не ошибся.

Деньги на постройку тоже собирали всем миром. Конечно, большие суммы выделили сам император Александр III и его братья, в том числе супруг Елизаветы Федоровны князь Сергей Александрович. Но и простой народ присылал деньги на постройку или оставлял их в храмах в Вербное воскресенье. Когда объявлялся «кружечный сбор» на постройку храмов и гостиниц для паломников на Святой земле. Материалы везли из разных стран, купола доставили из России.

Строительство храма было настолько значимым событием, что фотографы старались зафиксировать буквально все этапы: от закладки первого камня до освящения.

В 1888 году на освящение церкви Марии Магдалины приехали Сергей Александрович с молодой супругой Елизаветой Федоровной. Тогда она еще не приняла православную и веру и ехала на Святую Землю с желанием помолиться у Гроба Господня о том, стоит ли ей переходить в православие. Эта поездка стала для нее решающей.

Освящение храма Марии Магдалины проходило торжественно: присутствовали представители Иерусалимской Патриархии, турецкого правительства и множество верующих. Состоялся замечательный крестный ход из Иерусалима в Гефсиманию.

По воспоминаниям современников, тогда Елизавета Федоровна, увидев храм, сказала, что хотела бы быть похороненной здесь, на Святой земле.

Надо сказать, мысль о погребении возникла не на пустом месте. Рядом с храмом и сегодня есть старинное кладбище, на котором похоронены и иудеи, и христиане, и даже мусульмане. Кладбище древнее и по-своему очень известное. Дело в том, что, по преданию, именно здесь, произойдет втрое пришествие Христа и начнется Страшный суд. И люди испокон веков мечтали быть погребенными здесь у Елеонской горы, чтобы на Страшном суде воскреснуть из мертвых в числе первых.

Спустя 20 лет после освящения храма в России произошла революция. Елизавету Федоровну, которая к тому времени лишилась мужа (в него в 1905 году бросил бомбу террорист Иван Каляев), приняла монашеский постриг и основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, арестовали и вместе с келейницей Варварой увезли на Урал, в город Алапаевск. Там 18 июля 1917 года их вместе с некоторыми членами императорской семьи бросили в шахту старого рудника. А через несколько лет останки Елизаветы Федоровны, согласно ее желанию, были положены здесь.

Конечно, монастырь привлекает многими своими святынями. Например, перед входом на территорию стоит колонна, которая отмечает место, где стоял Христос во время лобзания Иуды.

Однако одна из главных святынь – мощи преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары.

Сегодня к ним, как рассказала одна из монахинь монастыря Марии Магдалины, сестра Фамаида, приходят все: и паломники, и туристы.

«К нам со всего мира приезжают. Бывают и неверующие, и даже иудеи», – рассказала сестра Фамаида.

К паломникам в обители относятся очень гостеприимно, их окормление – одно из послушаний монахинь.

Монастырь находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей. Добраться до него можно из Старого Города, выйдя через Львиные ворота. Золотые купола храма мари Магдалины прекрасно видны издали. Пешком идти около 30 минут. Рядом с храмом Марии Магдалины некоторые помещения отведены специально для паломников. Поклониться мощам преподобномученциы Едизаветы и инокини Варвары они могут во время ежедневных утренних и вечерних богослужений. Руководитель паломнической группы также может позвонить в обитель и договориться о ее посещении во вне богослужебное время.

Телефон игуменской: +(972) 2 628 43 71

Для обычных туристов предусмотрены следующие часы посещений:

Воскресенье, вторник, четверг – с 10.00 до 12.00.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит настоятельницу монастыря Марии Магдалины игумению Елизавету, сестру Фамаиду и гида по Святой Земле Романа Гультяева.

Мощи Елисаветы: третий раз в Чите

Празднично зазвучали колокола, особенно слышимые в морозном воздухе. Утром 10 января в кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери одетые в белые одежды священники во главе с митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским Димитрием торжественно внесли ковчег с мощами новомучеников и исповедников Русской православной церкви.

Этот бесценный груз прибыл утром самолётом из Москвы. В ковчеге покоятся мощи 54 святых, принявших мученическую смерть за веру в период после Октября 1917 года. По информации пресс-службы митрополии, этот ковчег создан по благословлению патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, а также по решению Священного Синода к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.

Наверное, о каждом из этих служителей Церкви можно писать отдельные статьи и даже книги. Но особое внимание верующих привлекает великая княгиня Елисавета Фёдоровна, родная сестра супруги Николая II императрицы Александры Фёдоровны.

Путь к святости
Как и её младшая сестра, перед выходом замуж за дядю будущего императора – великого князя Сергея Александровича дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV Елизавета Александра Луиза Алиса приняла православие и стала именоваться Елисаветой Фёдоровной.

О её супруге многие, в том числе и члены Дома Романовых, отзывались чаще негативно. Но сама она преданно любила его. Бог не дал им детей, но они воспитывали детей брата великого князя Павла Александровича, чья супруга скончалась при родах.

С началом русско-японской войны Елисавета Фёдоровна организовала особый комитет помощи воинам. Практически все современники, знавшие её, вспоминали её преданность православию. Причём вера для неё стала сутью жизни и деятельности. То, что у многих аристократов вызывало удивление, для неё было абсолютно естественно.

Когда в феврале 1905 года эсер Иван Каляев убил её мужа, генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича, Елисавета Фёдоровна посетила в тюрьме убийцу. Она передала ему прощение и Евангелие, а после встречи и беседы подала прошение на имя императора о помиловании террориста. Но оно не было удовлетворено.

Всю последующую жизнь она посвятила служению Русской православной церкви и России. С 1905 по 1917 годы Елисавета Фёдоровна являлась председателем Императорского православного палестинского общества. Продав все свои драгоценности, основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Поселившись в обители, вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными, днями обходила беднейшие кварталы Москвы, в том числе и Хитров рынок. Как отмечают современные исследователи, там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.

Уход мученицы
Во время Первой мировой войны Елисавета Фёдоровна всё своё время отдала помощи раненым в боях. Причём, как и положено настоящему верующему, помощь она оказывала и увечным воинам противника, что вызывало недовольство части общества.

В начале 1915 года при её личном участии была организована мастерская по сборке протезов, а в 1916 году в Москве по её инициативе была начата работа по проектированию и строительству первого в империи протезного завода. Уже в то время многие современники относились к ней как к по-настоящему святому человеку. Однако либеральная интеллигенция её ненавидела. И вскоре после Февраля 1917 года она наряду с другими членами Дома Романовых была арестована, а после Октября того же года её вместе с группой великих князей уже большевики отправили в уральский городок Алапаевск. До конца оставалась с ней инокиня Варвара, также принявшая мученическую смерть.

Трагедия произошла летом 1918 года. В ночь на 5 июля узников привезли к шахте старого рудника, куда на глубину в 60 метров одного за другим сбросили этих людей живыми, после чего забросали шахту гранатами. Но не все погибли сразу, включая Елисавету Фёдоровну. Раненые, они умирали долго и мучительно. Только через два месяца после этой расправы Алапаевск был занят частями белых.

Тела мучеников достали и отпели в Свято-Троицком соборе. В 1981 году великая княгиня Елисавета Фёдоровна и инокиня Варвара были прославлены Русской православной церковью за рубежом в сонме новомучеников и исповедников. В 1992 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил их обеих к лику святых новомучеников.

1919: первый приезд в Читу
Духовник великой княгини, игумен отец Серафим (Кузнецов), обратился к адмиралу Александру Колчаку с просьбой вывезти восемь гробов с останками мучеников из зоны боёв на восток. И в июле 1919 года вагон со скорбным грузом отправился в сторону Забайкалья и вскоре прибыл в Читу.

В книге «Казанский кафедральный собор в Чите: история и современность», изданной в 2006 году, рассказывается: «Сначала они находились в вагоне на станции Чита-воинская, а затем их поместили в находящемся неподалёку от этой станции Иоанно-Предтеченском храме. Гробы с телами пребывали под полом храма около трёх дней. Позже гробы доставили в женский Богородице-Покровский монастырь, располагавшийся в районе улиц Красноярской и Ангарской, на месте нынешних корпусов швейной фабрики (в настоящее время в одном из них разместился и торговый центр «Караван» – прим. авт.). Все перемещения по Чите останков алапаевских мучеников были настолько засекречены армейским командованием, что только единицы знали, где находятся тела». Шесть месяцев останки хранились в столице Забайкалья.

Но белые продолжали терпеть поражения. В Иркутске был казнён адмирал Колчак. Атаман Семёнов при поддержке остатков колчаковской армии и японских войск с трудом удерживал Забайкалье.

Отец Серафим принял решение вывезти гробы в Харбин. Но нужны были средства. О том, как была решена проблема, рассказал в своих воспоминаниях представитель Русской православной церкви за рубежом архимандрит Спиридон (Ефимов), которому об этом поведала участница той операции, супруга одного русского адмирала: «Стали отец Серафим и адмиральша плакаться по Чите, жалуясь её жителям на встретившееся непреодолимое препятствие, – вспоминал он годы спустя. – Читинцы сочувствовали, но помочь не могли… Кто-то посоветовал обратиться к «Машке Шарабан» – она, дескать, славная».

И «Машка Шарабан», «Цыганка Маша», как звали гражданскую жену атамана Григория Семёнова Марию Глебову, стала главным спонсором этого «проекта». Причём она при помощи золота, которым от неё «откупился» атаман, сумела не только доставить все восемь гробов и сопровождавших их лиц в Харбин, но затем вместе с отцом Серафимом отвезла гробы с останками Елисаветы Фёдоровны и инокини Варвары в Иерусалим. Интересно, что Мария Глебова успешно вышла замуж и, став Марией Александровной Нахичеванской, родила двух сыновей, позже ставших офицерами египетской армии.

26 февраля 1920 года останки алапаевских мучеников, казалось, навсегда покинули не только Читу, Забайкалье, но и Россию. Но, как известно, всё течёт, всё изменяется…

2004: приезд второй
Спустя 85 лет мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары вновь прибыли в Читу. 27 августа 2004 года в Читу прибыл вагон-храм с их мощами. Крестный ход пронёс их от вокзала мимо строящегося Казанского кафедрального собора. Ковчег с частицами мощей и гробов, в которых их доставили в Иерусалим, поместили в Спасо-Преображенском храме, второй – в Свято-Воскресенской церкви. 28 августа их проводили обратно на вокзал. По пути они занесли оба ковчега в строящийся кафедральный собор и там среди строительных лесов епископ Читинский и Забайкальский Евстафий отслужил молебен. После чего ковчеги продолжили свой путь на Дальний Восток. 18 часов пробыли они в тот период в нашем городе.

2018: третья встреча
И вот спустя 13 лет мощи Елисаветы Фёдоровны в третий раз оказались в нашем городе. Теперь их встречали в Казанском соборе.

Отслужив молебен, митрополит Димитрий сообщил собравшимся верующим, что в этот раз ковчег с мощами будет находиться в Читинской епархии до 29 января, а затем отправится в Нерчинскую епархию. Причём в краевой столице святыня пробудет до 21 января. Затем её доставят в Улёты, где все желающие смогут помолиться у святых мощей до 24 января. С 24 по 28 января ковчег будет находиться в Петровске-Забайкальском, а 29 января побывает в Хилке. Вечером того же дня ковчег с мощами новомучеников отправят в Нерчинскую епархию.

Впервые православные верующие Забайкалья смогут прикоснуться к мощам тех, кто не просто посвятил, но и отдал свои жизни за веру православную.

Читайте также:  Православие и инопланетяне: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы
Ссылка на основную публикацию