Нимб у святых на иконах: значение в православии, история и версии появления, виды и отличия

Что такое нимб над головой и что значит это сияние

Что такое нимб? Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча». Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов. Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Форма нимба над головой у святых, Ангелов, Бога может быть разной:

Треугольная форма ореола с вершиной наверху характерна для икон Бога Отца. Отличительной чертой икон второй ипостаси Троицы Господа Иисуса Христа является круглый позолоченный нимб, в который вписаны 3 луча от креста. Традиция таким образом передавать святость Спасителя (или Бога Слова) и передавать Его подвиг распятия на Кресте характерна для православных изображений. В католических иконах вокруг духовных фигур художники просто означают свет, сияние.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Версии происхождения нимба над головой

Нимб для защиты статуй

Есть сразу несколько вариантов в отношении того, как возник такой показатель святости, как нимб. Согласно версии некоторых исследователей, ещё в Древней Греции на статуях применялся специальный мениск – металлический плоский кружок, располагавшийся вокруг них с целью защиты от погодных неблагоприятных условий и птиц.

Щит победителя

Прочие специалисты считают, что изображение ореола вокруг головы возникло вследствие традиции, согласно которой к спине различных героев помещали щит. Именно он и возвышался над головой.

Более правдоподобной и обусловленой трактовкой появления нимба все-таки является греческая. С одной стороны она более разумна, с другой – имеет под собой мифологическую основу.

Согласно древним греко-римским сказаниям, боги с Олимпа возникали перед людьми в образе человека. Отличались при этом от людей ослепительным и ясным светом нематериального происхождения, который осмыслялся как:

  • светозарный эфир;
  • неземная атмосфера;
  • пространство обитания богов.

Иначе говоря, такое свечение – это показатель принадлежности к божественной и человеческой природе.

Позже у греков данная традиция изображения святости была заимствована христианами и буддистами. К нему же обращались также египтяне и римляне.

С приходом в мир Спасителя такое свечение стало доступно и для простых смертных, Его последователей, удостоившиеся чести стать подобными небесным представителям. С течением времени традицию передачи изображения нимба было сокращено до ореола вокруг головы.

Отличительные черты нимба

В современном православии ореол вокруг головы Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых может быть показан по-разному. Как уже упоминалось, у лика Господа Вседержителя ореол над головой может быть треугольной формы, а также в виде шестиконечной звезды.

Вторая ипостась Божия – Спаситель Иисус Христос – имеет свечение, в которое вписан крест. Как вариант, в нимб Спаса могут быть вписаны три линии света. Иногда в ореол вписывают пучок лучей, которые исходят из центра диска по его радиусу.

Третья ипостась Божия – Дух Святой – изображается в виде голубя с треугольным ореолом.

Также ореолы Господа и Божией Матери, как правило, имеют золотистый цвет, показывают золотое сияние, что имеет значение духовного светила, нематериального солнца. Как и само слово «нимб».

Свечение у Девы Марии по форме всегда круглое. Бывает украшен звездами (как правило, двенадцатью), лучезарной короной, диадемой, что указывает на Ее, если так можно сказать, статус Царицы Небесной.

Святые Ангелы, а также святые люди разных чинов и видов святости (апостолы, преподобные, праведные, мученики, исповедники, святители, блаженные и т. д.), вне зависимости от своего чина, имеют изображение нимба с шаровидными золотистыми косами вокруг головы. Случается, что у патриархов и пророков оттенки свечения бывают серебристыми.

Существуют некоторые различия между изображениями нимбов в католической и православной иконописи. В православной традиции ореол святости показывают вокруг головы полностью закрашенным, католики изображают просто легким кругом над ней.

Что показывают нимбы святых

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился Дух Святой.

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Цвет и форма

Золотой нимб всегда был представлен в христианском искусстве.

Индусы используют красный свет. Античные боги имеют голубое свечение. В отдельных ситуациях встречался даже радужный.

Гало (круглый ореол) в Византии всегда был отличительным знаком ушедших в мир иной, которые при своей земной жизни были образцом высокой нравственности и снискали милость Небес.

Пресвятая Дева Мария всегда имеет изображение с круглым и часто изысканным ореолом вокруг головы.

У Ангелов и святых гало такое же, но всегда без каких-либо украшающих орнаментов. Крест внутри нимба или, как вариант, крестообразный ореол – это особенный, специальный символ, характерный только для Спасителя. Он показывает Искупление и Распятие Христа.

Ореол в виде овала говорит о духовном свете.

Квадратный нимб или шестиугольный может быть показателем святого человека или представителя Небесного мира среди живых. Также квадратный нимб может указывать на обычного человека, но творящего какие-либо дело, спасительно для его души и окружающих, к примеру, приносящего жертву.

Квадратный нимб иногда осмысливается как изображение чего-то низшего, через него передают символом земли.

Квадратный нимб также трактуется таким образом: три его угла – это Троица, а оставшаяся говорит о Ее единстве.

Круглый ореол – напротив, показатель вечного бытия.

Треугольный – это указатель Святой Троицы, Ее Триединства. Единства трех Ее личностей в совершенной любви (кстати, именно поэтому христиане не многобожники: Отец Сын и Святой Дух пребывает во всесовершенной, бесконечно соединяющей Любви и даже пишется без знаков препинания, показывая Одного Бога).

Гало в форме треугольника бывает только на иконах Бога Отца.

Многогранники характерны для людей и Ангелов, которые прославились особой добродетелью и подвигом.

Что такое нимб: значение и особенности в иконографии разных культур

Что такое нимб

Происхождение слова

Значение понятия

В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).

Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:

  • святость;
  • близость к божественному;
  • проявление сверхъестественного.

Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:

  • светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
  • атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В индуизме

Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)

Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.

Цвета

Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.

Среди цветовых особенностей выделяются:

  • иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
  • красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
  • серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.

Формы

Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.

Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:

  • круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
  • персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
  • иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
  • овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
  • квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
  • многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.

Особенности нимба Спасителя

Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы “χ ” и “ρ ” (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).

Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.

Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».

Видео

В представленном видео священник объясняет, что такое нимб, и какое значение он имеет в православном христианстве.

Что означает нимб на иконах ?

Нимб (от лат. «nimbus» – «облако», «сияние») – сияние, изображаемое на иконах вокруг главы и символизирующее присутствие Божественной благодати и обожение подвижника. У Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Иисусу Христу по Его Божественной природе.

Христианский нимб имеет предысторию уже в Ветхом Завете. Например, когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). В Новом Завете, например, встречается описание лика первомученика Стефана, подобного ангельскому лику. Нимб символически отображает тайну Божественного присутствия в праведном человеке. Он свидетельствует о присутствии Божественной благодати, преображающей личность святого, удостоверяющей его причастность Царствию Божьему, которое не приходит внешним образом, а пребывает внутри человеческой души. Нимб символически передает тайну благодатного нетварного света, которому становится сопричастен человек по мере прохождения духовного подвига и соединения с Богом.

Читайте также:  Пост и дети: можно ли детям поститься и как не навредить, что можно и нельзя, календарь Великого поста для самых маленьких

В православной живописи существует несколько типов нимба. Наиболее часто – и чаще всего в самых выдающихся памятниках, особенно монументального искусства – с темной обводкой его золотой части. Эта обводка бывала разная, но преимущественно – в виде одной жирной линии или двух тонких, параллельных; иногда они просто графья. И в том и в другом случае проводилась узкая полоска – светлая обводка – с внешнего края нимба, шириной, примерно, с темную, белого, но часто и того же цвета, что и внутренняя часть нимба. Такая иконография – самая распространенная, и нам представляется самой верной в параканоническом отношении. О чем и говорит ее содержание. Обратим внимание сначала на темную обводку. Поскольку ее присутствие в подавляющем количестве памятников обязательно, постольку напрашивается вывод, о некой ограничительной функции обводки: она нечто вроде “рамы” для света, идущего от святого. Речь здесь, разумеется, о духовном свете – о Свете, который по Дионисию Ареопагиту, “происходит от блага и является образом благости”.

Из современных авторов о свете интересно размышляет архимандрит Рафаил (Карелин). В своем слове на Преображение Господне он уточняет: “Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид – чувственный. Сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй – интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной Красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми (древние грузинские обители), он воплощен в словах Священного Писания, в церковной литургии и православных иконах”

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет!” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным. Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – Сокровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, Откровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Но и этим сказано не все. Необходимы уточнения. Золото само по себе не испускает света, а лишь отражает его от реального источника; так и свет святого по природе принадлежит не лично ему, а Богу, и светится во святых, как солнце в золоте; “праведники воссияют как солнце”, по слову Евангелия (Мф. 13:43), “ибо они станут по благодати тем, что Бог есть по природе” пишет В.Н. Лосский, то есть речь идет о благе данном, дарованном – “благо + дати”, – а не о какой-то “самовспышке”, “самовозгорании” света в человеке.

Подвиг святости и есть добровольный отказ от самости, борьба с ней. Когда преп. Серафим Саровский просиял этим светом благодати перед Н.А. Мотовиловым, о чем он молился накануне? – “Господи! Удостой его ясно и телесно глазами видеть, то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!”

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых: рассматриваем главное

Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .

При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Происхождение

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Это интересно! Библейские истории: кто это такой Иуда

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и расписание богослужений в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Познавательно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Значение нимба с религиозной точки зрения

Нимб – это многозначный священный символ. На иконах изображается в виде светлого круга вокруг головы. Нимб это образ вечности, святости и божественной благодати.

На иконах Христа, внутри нимба изображен крест – главный религиозный символ христианства. Также на нимбе можно увидеть три буквы «ό ώ ν», которые в переводе с греческого означают «Сущий». Нимбы бывают разного цвета и форм. На образах можно увидеть круглые, квадратные, треугольные и даже шестиугольные ореолы. У каждого из них есть свое сакральное значение.

В иконописи очень серьезно подходили к выбору цвета. Со временем установилась символика, передающая через цвета определенный смысл образа. Так золотое и белое сияние означало райскую, божественную благодать; голубой нимб – связь с Небом и духовным миром ангелов; зеленое сияние – знак вечной жизни; красный ореол – символ мученической жертвы и Воскрешения.

Читайте также:  Беседы с ребенком о Боге: советы священников, главные ошибки родителей, способы заинтересовать детей

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Что показывают нимбы святых

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился Дух Святой.

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Галерея

Изображение Святого Духа в виде голубя

Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.

Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами

Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

Икона

Икона в православии

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона — образ

Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Читайте также:  Православие и иудаизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Икона в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Об иконе на «Правмире»:

Фильмы об иконе

Митрополит Иларион. Лекция «Православная икона»

Икона. Виды икон

Как появились первые иконы

Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

Немного из истории написания раннехристианских икон

С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками. Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства. Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным. Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя. А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

Ссылка на основную публикацию