Новомученики и исповедники: святые православной церкви, житие и история, память, списки

Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские

Христианская Церковь на протяжении своего двухвекового существования доказывала свою верность Богу. Лучшим доказательством является человеческая жизнь. Ни богословские работы, ни красивые проповеди, ничто не доказывает истинность религии так, как человек, который готов отдать свою жизни ради нее.

Живя в современном мире, где каждый может свободно исповедовать свою веру, высказывать свое мнение, сложно представить, что всего лишь сто лет назад это могло привести к расстрелу. 20 век оставил в истории России и Русской Церкви кровавый след, который никогда не будет забыт и навеки останется примером того, к чему может привести попытка государства получить тотальный контроль над обществом. Тысячи людей были убиты только потому, что их вера была неугодна властям.

Кто такие Новомученики и исповедники Российские

Основная христианская конфессия Российской Империи — православие. После революции 1917 года представители веры были одними из тех, кто подвергся коммунистическим репрессиям. Именно из этих людей и произошел впоследствии сонм святых, который является сокровищем для Православной Церкви.

Происхождение слов

Слово «мученик» имеет древнегреческое происхождение ( μάρτυς, μάρτῠρος) и переводится как «свидетель». Мучеников почитали святыми с самого начала христианства. Это люди были тверды в своей вере и не хотели отречься от нее даже ценной собственной жизни. Первый христианский мученик был убит около 33—36 года (Первомученик Стефан).

Исповедники (греч. ὁμολογητής ) — это те люди, которые открыто исповедуют, т. е. свидетельствуют о своей вере даже в самые сложные времена, когда эта вера запрещена государством или не соответствует религиозному убеждению большинства. Они также почитаются святыми.

Значение понятия

Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских.

Мученический чин разделяется на несколько категорий:

  1. Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа.
  2. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно.
  3. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть.
  4. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть.
  5. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения.

Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни.

Новомученики России

После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти (белая армия, народные восстания и пр.), но и людей, не разделяющих их идеологию. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником.

Историческая справка

Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».

Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века.

Вот только несколько таких примеров:

  • епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом;
  • епископа Исидора Михайловского посадили на кол;
  • епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь.

Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор.

Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.

Список

Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек.

Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру:

  1. Священномученик Иван (Кочуров) — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. назначен на служение в Екатерининском соборе Царского Села. 8 ноября 1917 г. скончался после продолжительных избиений и волочения по шпалам железнодорожных путей.
  2. Священномученик Владимир (Богоявленский) — первый из убитых архиереев. Родился 1 января 1848. Был митрополитом Киевским. 29 января 1928 г., будучи в своих покоях, был вывезен матросами и убит.
  3. Священномученик Павел (Фелицын) родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации. 5 декабря приговорен к 10 годам работы в исправительно-трудовом лагере, где скончался 17 января 1941 г.
  4. Преподобномеченик Феодосий (Бобков) родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. 29 января 1938 г. арестован и 17 февраля расстрелян.
  5. Священномученик Алексий (Зиновьев) родился 1 марта 1879 г. 24 августа 1937 года отец Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. 15 сентября 1937 г. расстрелян.

Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными.

Говоря о мучениках 20 века нельзя не упомянуть Святителя Тихона, Патриарха Московского ( 19 ян­ва­ря 1865 — 23 мар­та 1925 г.). Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы. Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают.

Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами.

День памяти новомучеников и исповедников Российских

Еще на архиерейском соборе 1817—1818 гг. постановили совершать память всех усопших, пострадавших в гонениях. Но на тот момент канонизировать никого не могли.

Русская Православная Церковь за границей первая сделала шаг на их прославление 1-го ноября 1981 г., и назначила дату празднования 7 февраля, если этот день совпадает с воскресением, если нет — то в ближайшее воскресение. В России их прославление совершилась на Архиерейском Соборе 2000 г.

Традиции празднования

Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией. В день празднования св. Мучеников это особенно символично потому, что за Литургией переживается жертва Христа, и в то же время вспоминается жертва мучеников, отдавших жизнь за Него и за святую православную веру.

В этот день православные христиане вспоминают с горечью о тех трагических событиях, когда русская земля была пропитана кровью. Но утешением для них является то, что 20 век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях.

Видео

В этом видео представлен слайд из фотографий новомучеников.

«Русская Голгофа» — фильм про подвиг Святых двадцатого века.

Новомученики и исповедники: святые православной церкви, житие и история, память, списки

Содержание

Возлюбленные о Господе служители Алтаря Господня, дорогие братья и сестры!

Все мы являемся свидетелями великого чуда возрождения Русской Православной Церкви. Многие из нас знают не понаслышке о тех испытаниях, которые пережила наша Русская Церковь в ушедшем ХХ веке. Невиданные по масштабу гонения обрушились на Нее, неисчислимые жертвы принесены Ее чадами ради Христа.

Какой урок можем вынести мы из пережитого Церковью Христовой в ХХ веке? Ответить за нас может священномученик Иларион, архиепископ Верейский: «В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога… Когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке… Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь…»

Канонизация новомучеников и исповедников Российских ХХ века, осуществленная Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года, бесспорно, является одним из величайших событий за всю историю бытия Русской Православной Церкви. Нам, очевидцам этого события, может быть, еще не вполне ясно, какие духовные перспективы открываются для нас в узнавании подвига неисчислимого сонма подвижников веры.

Среди трудностей современной жизни российского общества, в окружении безбожия, иноверия и сектантства, расколов и ересей, вопреки пропаганде зла, насилия, стяжательства, небывалого разврата и новых, ранее немыслимых соблазнов, перед лицом еще неведомых испытаний наступившего XXI века Русская Православная Церковь подвела итог своему духовному опыту за ХХ столетие. Кровью своих мучеников Русская Церковь приготовила себя к вступлению в III тысячелетие.

Благодарное принятие нами этого опыта святости может вновь объединить нас. Указывая на сонм святых новейшего времени и призывая искать их молитвенного заступничества, Церковь исполняет свой материнский долг по отношению к народу, который ждет от Нее освящения.

«Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества» 3 .

Желаю всем читателям воспламеняться ревностью о спасении, надеждой на помощь Божию в тесных обстоятельствах нашего жития. По молитвам новомучеников и исповедников Российских ХХ века да даст нам Господь потрудиться во славу Божию и Церкви Христовой для спасения вечного.

С любовью о Господе митрополит Крутицкий и Коломенский Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых

От составителей

В первую книгу многотомного издания «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии» вошли жизнеописания 62 подвижников, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Порядок, в котором расположены жития в сборнике, определен древней агиографической традицией. Все жития помещены в хронологическом порядке по дням памяти подвижников. Данный том включил в себя жития тех, чья память пришлась на месяцы январь май включительно.

Внутри каждого месяца жития распределены по числам датам памяти, которые указаны по старому стилю, а в скобках указывается гражданский новый стиль. День памяти может не совпадать с фактическим днем кончины подвижника в том случае, если кончина случилась в день двунадесятого или другого великого праздника. В этом случае память святого перенесена на другой день.

Память каждого подвижника, согласно Определению Юбилейного Архиерейского Собора о канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века, совершается в день кончины и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

У некоторых мучеников и исповедников пока не удалось установить точный день кончины, поэтому их память совершается только в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Некоторые подвижники объединены в одном житии по причине того, что служили в одном храме или благочинии и (или) были арестованы по одному делу. Они также могли пострадать не в один день, однако память их, согласно церковной традиции, совершается вместе в один день.

В большинстве случаев удалось найти фотографии мучеников и исповедников. Они публикуются в данном сборнике вместе с житием. Поскольку труд создания икон еще ждет своих усердных делателей-иконописцев, составители сборника выражают надежду, что данный материал явится для них неоценимым подспорьем.

Работа по выявлению новых имен новомучеников и исповедников Российских продолжается. Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Этот сборник включил в себя жития тех из них, кто был прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года, а также вошедших в Собор новомучеников и исповедников Российских в послесоборный период на основании решений Священного Синода в 2000 и 2001 годах.

Читайте также:  Фарисейство: определение и значение в православии, понятие фарисеи, история и особенности их появления

В конце книги в качестве приложения помещен список святых, чьи жития вошли в этот сборник, с указанием времени включения их имени в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Свои замечания, предложения и дополнения Вы можете присылать по адресу: 119 435 Москва, Новодевичий проезд 1, Синодальная Комиссия по канонизации святых.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АМП Архив Московской Патриархии

ГАКО Государственный архив Костромской области

ГАРФ Государственный архив Российской Федерации

ОР РГБ Отдел рукописей Российской государственной библиотеки

ПСТБИ Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

РГАЛИ Российский государственный архив литературы и искусства

РГИА Российский государственный исторический архив

ЦА ФСБ Центральный архив ФСБ

ЦГАМО Центральный государственный архив Московской области

ЦИАМ Центральный исторический архив Москвы

ЦМАМ Центральный муниципальный архив Москвы

Память исповедника Иоанна празднуется октября 12/25.

Память мученицы Варвары (Лосевой) празднуется февраля 22/7 марта.

Деяние Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

8 февраля ― Собор новомучеников и исповедников Российских

Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц).

Икона «Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова» была создана в Иконописной школе при Московской духовной академии. Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ

9 февраля Церковь вспоминает всех тех, кто претерпел мучения и смерть за веру Христову в 1917-1918 годах. Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение выделить особый день для их поминовения. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Гонения начались вскоре после Октябрьского переворота 1917 г.

Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября 1917 г. отец Иоанн совершал с прихожанами моление об умиротворении России. Вечером революционные матросы пришли к нему на квартиру. После избиений полуживого священника долго волокли по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров

29 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира — это был первый мученик из числа архиереев. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали другие. Жестокости, с которой большевики предавали их смерти, могли позавидовать палачи Нерона и Домициана.

Митрополит Владимир Киевский

В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой.

Годом раньше 3 иерея в Херсоне были распяты на крестах.

В 1918 г. епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два пальца.

Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол.

Епископ Исидор (Колоколов)

Страшной была кончина других архиеерев: епископа Пермского Андроника закопали живым в землю ; архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены ; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь

Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий)

Епископ Серапульский Амвросий (Гудко)

Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую … 72-летнего священника Павла Калиновского забили плетьми … Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили… Священника Иоакима Фролова сожгли заживо за селом на стогу сена…

Как в древнем Риме, казни часто были массовыми. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев. В Перми после занятия города белой армией были обнаружены тела 42 священнослужителей. Весной, когда снег стаял, их нашли закопанными в семинарском саду, многие были со следами пыток. В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви монастыря Святителя Митрофана Воронежского…

Архиепископ Тихон (Никаноров)

Массовые убийства происходили повсеместно: сведения о казнях в Харькове, Перми и Воронеже дошли до нас только потому, что эти города на короткий срок занимала белая армия. И стариков, и совсем юных убивали за одну принадлежность к духовному сословию. В 1918 г. в России было 150 тысяч священнослужителей. К 1941 г. из них было расстреляно 130 тысяч.

Из книги Дмитрия Орехова «Русские святые ХХ столетия»

Как и христиане первых веков, новомученики шли на пытки без колебаний, а умирали, радуясь, что страдают за Христа. Перед казнью они часто молились за своих палачей. Митрополит Киевский Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас да простит». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами. Епископ Никодим Белгородский перед расстрелом, помолившись, благословил солдат китайцев, и те отказались стрелять. Тогда их сменили новыми, а священномученика вывели к ним переодетого в солдатскую шинель. Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) перед казнью призвал солдат к покаянию и, стоя под направленными на него стволами, произнес проповедь о будущем спасении России. Солдаты отказались стрелять, и священномученик был расстрелян китайцами. Петроградский священник Философ Орнатский был доставлен на казнь вместе с двумя сыновьями. «Кого сначала расстреливать — тебя или сыновей?» — спросили его. «Сыновей», — ответил священник. Пока их расстре- ливали, он стоял на коленях и читал отходные молитвы. Солдаты отказались стрелять в старца, и тогда комиссар выстрелил в него из револьвера в упор. Архимандрит Сергий, расстрелянный в Петрограде, умер со словами: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят».

Часто сами исполнители приговоров понимали, что казнят святых. В 1918 г. в Вязьме расстреляли епископа Макария (Гневушева). Один из красноармейцев потом рассказывал, что когда он увидел, что этот тщедушный, седой «преступник» — лицо явно духовное, у него «захолонуло» сердце. И тут же Макарий, проходя мимо выстроившихся солдат, остановился напротив него и благословил со словами: «Сын мой, да не смущается сердце твое — твори волю пославшего тебя». Впоследствии этот красноармеец был уволен в запас по болезни. Незадолго до смерти он сказал своему врачу: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…».

Когда читаешь жития новомучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но христианин — да. Силуан Афонский писал: «Когда бывает большая благодать, то душа желает страданий. Так, у мучеников была большая благодать, и тело их радовалось вместе с душой, когда их мучили за возлюбленного Господа. Кто испытал эту благодать, тот знает об этом…».

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

В Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века на 1 января 2011 года поименно канонизирован 1774 человек. Среди пострадавших за веру в ХХ веке: святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Число людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно исчисляется сотнями тысяч имен. На сегодняшний день известна лишь малая часть тех, кто достоин прославления в лике святых. Только в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Празднование же памяти святых новомучеников и исповедников Российских напоминает нам о горьком уроке истории и судьбе нашей Церкви. Воспоминая их сегодня, мы исповедуем, что воистину врата адовы не одолеют Церкви Христовой, и мы молимся святым новомученикам, чтобы в час испытаний нам дано было такое же мужество, какое они явили.

Тропарь Новомученикам и Исповедникам Российским
Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.

Новомученики и исповедники: святые православной церкви, житие и история, память, списки

Но почему же мы не спешим увидеть? Почему судьбы русских новомучеников, даже тех из них, кто поминается за каждым всенощным бдением, не вызывают массового интереса и привлекают внимание ну разве что историков да отдельных начитанных прихожан? Почему эти люди, совсем недалеко от нас во времени отстоящие, остаются для нас неизвестными святыми?

Почему мы, сегодняшние православные христиане, получившие свое счастье — счастье свободно и открыто принадлежать к Церкви — даром, так мало думаем о том, какой кровью, какими муками, столькими жертвами оплачено наше счастье на самом деле?

Архимандрит Закхей (Вуд), настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины на Всполье (Московское подворье Православной Церкви в Америке):

— Я совсем не убежден в том, что россияне не знают своих новопрославленных святых. Напротив, я чувствую, что русские люди их любят. Нашим прихожанам, духовенству нашего храма особенно дорог священномученик Петр Постников, который служил в нашем храме во имя великомученицы Екатерины и принял мученический венец в один день со всем известным митрополитом Серафимом (Чичаговым) на Бутовском полигоне.

Лично для меня как для сына Американской Православной Церкви наиболее близки, конечно же, те из новомучеников, земной путь которых как-то связан с Американским континентом. Это протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Свято-Троицком соборе в Чикаго. Именно его стараниями община в Чикаго собрала средства, чтобы построить прекрасный храм, освященный святителем Тихоном, будущим Патриархом Московским и всея Руси, когда он был архиепископом Алеутским и Северо-Американским. Я имел честь и особую благодать — был рукоположен в сан диакона у престола этого собора. Так же близок моему сердцу священномученик Александр Хотовицкий, который принял мученическую смерть, будучи ключарем Храма Христа Спасителя в Москве, а ранее служил на Американском континенте, был сподвижником святителя Тихона и отца Иоанна Кочурова.

Кровь новомучеников стала благодатью для тысяч и тысяч русских людей, которые познакомились со святыми ХХ века через чтение их житий, через рассказы об их страданиях и подвигах, наконец, через молитвенное общение с ними. Сонм новомучеников и исповедников — это огромное богатство Русской Православной Церкви, и они благоговейно почитаются теперь уже всей ее полнотой. Вот почему Святейший Патриарх ежегодно служит Божественную литургию на Бутовском полигоне. Каждый год я сослужу Святейшему на этой русской Голгофе, и эти богослужения имеют для меня огромное духовное значение.

Марина Шилова, директор воскресной школы при храме во имя преподобного Серафима Саровского, г. Саратов:

— Каждое новое святое имя — новый пример судьбы человеческой, пример для каждого из нас. Это образ горящей свечи, любви к ближним. Это набат, на который мы только оглядываемся в растерянности — что же делать? Это голос воинов Христовых, взывающих к нашей совести: «Хватит спать! Одумайтесь! Начинайте любить друг друга милосердной любовью. Отбросьте все мелочное и наносное, зажгите свои сердца верой и не дайте будничной суете затушить этот слабый огонек». Российские новомученики полностью доверились воле Божией и сохранили верность и мужество до смерти. Почитание этих святых — один их первых шагов к возрождению нашего Отечества.

Почему же они остаются для нас неизвестными святыми. Нередко сталкиваешься с тем, что люди могут назвать не больше двух-трех имен новомучеников Российских. Причин, по-видимому, много: и то, что узнали о них сравнительно недавно, и то, что нет акафистов, служб… А ведь с именами новомучеников связан огромный пласт истории нашей страны и церковной истории. Но они так и останутся неизвестными святыми, если мы не будем стремиться узнать о них больше и передать наши знания детям. Как преподаватель воскресной школы, я стараюсь работать в этом направлении. На внеклассных занятиях, на общешкольных мероприятиях для воспитанников и их родителей теме новомучеников Российских у нас уделяется особое внимание. Дети и родители знакомятся с жизнью саратовского священномученика Михаила Платонова, потому что история храма во имя преподобного Серафима Саровского связана с этим святым. В школе проводятся Дни памяти, когда каждый воспитанник может зажечь поминальную свечу и вместе со всеми пропеть «Вечную память». 10 октября мы вместе с детьми посещаем Воскресенское кладбище, где служится молебен и панихида на месте гибели и захоронения саратовских новомучеников.

В этом году педагоги и воспитанники нашей воскресной школы побывали в святых местах Екатеринбургской епархии, на местах мученической кончины святых Царственных Страстотерпцев — семьи последнего российского царя-мученика Николая Второго и преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Такие поездки помогают задуматься о смысле нашей христианской жизни. Новомученики — это ведь обычные российские люди, жившие на нашей земле немного раньше нас; люди, достигшие святости, являются для нас ярким примером истинной христианской жизни и, возможно, смерти. Я думаю, что именно к новомученикам Российским каждый русский должен взывать о помощи, чтобы вера наша укреплялась, чтоб Отечество наше было кому и для кого беречь.

Священник Георгий Иваньков, настоятель храма во имя святых Царственных мучеников, п. Дубки Саратовского района:

— С одной стороны, это вопрос времени. Традиция почитания не может сформироваться за несколько лет. Как бы ни хотелось нам говорить, что новомученики — наши земляки, их потомки живут среди нас — это новопрославленные святые. А святителя Николая мы почитаем уже больше тысячи лет, и он пришел на Русь уже святым.

Но с другой стороны, это и наша — священников — вина. Мы очень мало рассказываем людям об этих святых, хотя и поминаем их за всенощным бдением, хотя и совершаем их память в установленный день. Насадить культ новомучеников принудительно, «сверху» — невозможно, но помочь формированию традиции — наш долг. Мне кажется, можно было бы проводить специальные занятия, семинары для священников на эту тему. Также необходимы книги о них, житийная литература. Когда такие книги в храме есть, они пользуются спросом и вниманием. И прихожане откликаются, когда им рассказываешь об этих людях и о чудесах, которые реально происходят — например, при обращении к Царственным Страстотерпцам, к семье последнего российского императора: молва о чуде расходится особенно быстро.

Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова, с. Рыбушка Саратовского района:

— Да, широкого общественного почитания нет, храмов, освященных во имя новомучеников, на сей день мало, многие из этих святых остаются лишь местночтимыми. Остальные поминаются на службах, посвященных соборам святых, но лишь единицы из прихожан, молящихся за этими богослужениями, могут что-то о поминаемых рассказать. Таких новопрославленных святых, которые известны многим, мало: святой Алексий Мечев, его сын, священномученик Сергий Мечев, священномученик Иларион, архиепископ Верейский, и некоторые другие. Причина — в том, возможно, что канонизация новомучеников не была следствием их народного почитания. Гнет антирелигиозной власти не мог не сказаться на всех сторонах церковной, духовной жизни. Народная память сохранила очень мало. Можно сказать, что народ не помнит о подвиге мучеников и исповедников ХХ века: память вытравлена. Сведения о жизни исповедников приходится собирать по крупицам.

В нашем храме престол освящен во имя священномученика Космы Саратовского. И когда я рассказываю о нем людям, которые приезжают в Рыбушку впервые, когда я раздаю прихожанам его житие (я стараюсь, чтобы оно было у каждого прихожанина), люди очень часто задают вопрос: а сохранились ли его мощи? А можно ли поехать на место его захоронения? И приходится объяснять, что это в данном случае невозможно.

Восстановить народную память, создать и укрепить традицию почитания святых, пострадавших за Христа в советские годы,— это большая работа, но это вполне реально.

Протоиерей Алексий Абрамов, настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, г. Саратов:

— Советский период для Русской Православной Церкви стал венценосным: целый сонм святых мучеников и исповедников сподобились мученических венцов. Большинство из них погибало в безвестности (о чем заботилась советская власть). Те же из наших современников, кто знает о том, что их сродники приняли мученическую кончину за Христа, часто не придают их подвигам особого значения, не помнят их имен; их подвиг не становится примером христианской жизни. Мне вспоминается рассказ одной сельской женщины, проживающей в Саратовской области: в период гонения на Церковь ее родственник был священником, после его ареста никому не было позволено посещать его или передавать ему что-либо из еды. Священника заморили голодом, и уже после смерти родным отдали тело. Однако никаких подробностей — где он служил, в каком сане или хотя бы как его звали — эта женщина рассказать не могла, хотя он находился в родстве с нею. Отчасти такое неведение вызвано ужасом перед советским государством и тщательным стремлением забыть, спрятать от окружающих и даже от собственных детей причастность к «врагу народа». Потому-то и забывали их имена, не хранили их памяти о мученическом христианском подвиге, и в семейном предании оставался лишь слабый отголосок: «был…».

Наш храм — один из многих памятников христианскому мученическому подвигу. Настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц — протоиерей Сергий Ильменский, принявший после смерти супруги постриг с именем Феофан, а в дальнейшем и епископский сан, обрел мученический венец и был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Прихожане нашего храма с особой любовью чтут его память. Мы собираем о нем исторические свидетельства, для чего была организована поездка на родину священномученика; благодаря усердным трудам прихожан написана его икона; отлит колокол с его иконой и молитвой к нему. День его памяти — 24 декабря — мы празднуем как особый приходской праздник. Мы с вами, живущие после одного из самых жестоких гонений на Церковь, считающие себя наследниками страдальцев за веру Христову, должны помнить слова Тертуллиана, что «кровь мучеников есть семя христианства». Будем же достойными тружениками на ниве Христовой, чтобы плоды этих семян взошли уже на нашем веку.

Алексей Наумов, историк, автор книг «Земли Хвалынской храмы», «Русский крест графа Медема», «Графы Медемы, хвалынская ветвь»:

— Мир претерпевает глобальные изменения. Происходит девальвация, а точнее, подмена понятий: любви, веры, чести. Человек перестает верить в добро. Массмедийная культура формирует свой культ: гламура, тусовок, роскоши. У общества в целом сформировано потребительское сознание. Прослойка истинно верующих людей невелика. Их стараниями строятся и освящаются храмы в честь новомучеников, обретаются их святые мощи, пишутся исторические исследования и жития. Чья-то работа может казаться каплей в море, но из таких капель могут собраться ручьи, которые когда-нибудь сольются в реки и моря.

Новомученики ХХ века — это наши прадедушки, дедушки, а для старшего поколения и родители. Их духовный подвиг — часть истории наших семей. Но, думаю, должно пройти время, чтобы все в полной мере оценить и осмыслить. У многих новомучеников отсутствуют соответствующие святому атрибуты: расширенная агиография, иконописный образ, тропарь. Но есть новомученики и исповедники, которых уже почитают во всем православном мире. Например, святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), Царственные Страстотерпцы. И здесь большая роль принадлежит Русскому Зарубежью, а точнее, эмигрантам и беженцам первой волны и их потомкам. Они потеряли Родину, но никто не отнимал у них Бога и возможность строить храмы.

И ещё. На то, чтобы о святом мученике графе Александре Медеме узнали в Саратовской области, ушло десять лет работы! Это и выступления на конференциях, и книга, которая сейчас уже переведена на немецкий язык и издана в Германии, и мемориальная доска на доме, где он жил, это и художественная выставка «Хвалынская Александрия». И вот результат: православная гимназия в Хвалынске названа именем нашего святого! Для многих граф Медем уже стал источником духовных сил, и я уверен, что число его почитателей будет расти.

Нелли Цыганкова, сотрудник библиотеки при храме в честь Покрова Божией Матери, г. Покровск (Энгельс):

— Они и останутся неизвестными святыми, если мы ничего не будем делать для их почитания, для увековечения их мученического подвига. Мне кажется, в дни их памяти надо не только упоминать их имена во время богослужения, но рассказывать о них отдельно, как рассказывают священники в проповедях о других святых. Хорошо бы где-нибудь на видном месте в притворе вывешивать листовку о служении и мученической кончине того новомученика, память которого приходится на этот день. Надо просто поработать с календарем и заранее найти нужную информацию в книгах или в Интернете. Этим могли бы заниматься даже не священники, а сотрудники храмовых библиотек или постоянные прихожане. В воскресных школах надо проводить занятия о новомучениках Российских и, конечно, в храмах в их памятные дни помещать на аналоях их иконы.

У меня к новомученикам отношение особое, отчасти вот почему. Мой дед, Павел Петрович Богоявленский, происходил из села Малая Морошка бывшего Моршанского уезда Тамбовской губернии. Бабушка, которая водила меня в детстве в один из двух действовавших тогда в Саратове храмов, Свято-Троицкий собор, ничего мне про деда не рассказывала, но в семье были разговоры, что он из рода священнослужителей. Все Богоявленские в этом селе были из священнического сословия. И в том же селе в 1848 году родился Василий Никифорович Богоявленский, будущий митрополит Киевский и Галицкий Владимир, при советской власти ставший первым священномучеником в архиерейском сане. По нашему семейному преданию, священномученик митрополит Владимир был троюродным братом моего деда. Так это или нет — с точностью сейчас установить фактически невозможно. Но новомучеников я очень почитаю и считаю молитвенную память о них делом чрезвычайной важности.

Светлана Клейменова, библиограф отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета:

— К сожалению, о новомучениках известно не очень много. Столько имен — и за каждым именем чья-то судьба… Мне кажется, дело именно в недостаточной информированности, а отнюдь не в безразличии к судьбам этих людей, потому что равнодушными их судьбы не могут оставить никого.

Читала о священномученике Владимире Амбарцумове, детство которого прошло в Саратове, его отец основал Саратовское училище для глухих детей. В судьбе отца Владимира поразительно то, как долго и терпеливо вел его Господь от лютеранства, через баптизм, к истинной вере — Православию, к принятию священного сана, наконец — к мученическому венцу, которого он ждал, к которому он шел осознанно. Отец Владимир стал родоначальником большой, дружной православной семьи. Его сын — священник, так же, как и многочисленные внуки. Дочь Лидия, в замужестве Каледа, в монашестве Георгия, скончалась совсем недавно. Еще одно свидетельство той страшной эпохи, когда читала об этих людях, запомнилось и поразило. Маленький мальчик спрашивает у матери: «Мама, а почему всех забирают, а за нами не приходят?». А мать спокойно отвечает: «Это потому, сынок, что мы не достойны пострадать за Христа». Мальчик вырос и стал священником, это отец Глеб Каледа. Но ведь большинство советских детей ходило в школу, учило, как полагается, «Смерть пионерки», «Левый марш» и ни о чем таком не задумывалось.

В целом подвиг наших святых ХХ века — это книга, которую предстоит открывать… Здесь многое будет зависеть от усилий историков, которые кропотливой архивной работой воссоздадут жизненный путь каждого из новомучеников и исповедников Российских. Многие сейчас говорят, что новомученики Российские подобны христианам первых веков. Действительно так. Однако почитание христиан первых веков сформировано многовековой традицией. Наши новомученики явили такую же верность Христу, как и первые христиане, но время узнать всем о подвиге их веры настало совсем недавно.

Алиса Орлова, журналист, г. Москва:

— Я — прямой потомок репрессированных, мой прадед умер в лагере, мой дед отсидел и вышел, прабабушка получила нервную болезнь от постоянного страха, что все повторится, что за ними опять приедут… В советские послесталинские годы население делилось на две категории: одни ничего о репрессиях не знали или не хотели об этом думать, потому что их семей это не коснулось; другие, те, кого это коснулось непосредственно, молчали. Мой дед никогда не рассказывал о пережитом, я знаю немного, в частности, то, что он носил крестик зашитым в лагерную телогрейку.

Случилось так, что я пришла по своим журналистским делам в храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе; последним настоятелем этого храма перед закрытием был священномученик Петр Никотин, протоиерей, он расстрелян на Бутовском полигоне вместе с четырьмя своими прихожанами. Входя в храм, я сразу увидела такой информационный стенд, и на нем в числе других рассказывавших о последнем настоятеле документов — протокол его допроса в 37-м году. Читала и не могла оторваться. Каким же мужеством должен был обладать человек, спокойно говоривший в лицо своим мучителям: «Мое мировоззрение не соответствует советскому… Страной должна управлять другая система, не советская». А ведь это был не первый уже в его жизни арест! После этого я прочитала о священномученике Петре и о его храме все, что могла найти.

Для того чтобы помнить и почитать новомучеников, нужно побольше узнавать о них, нужно нам самим найти в себе силы; идти туда, где они служили, где принимали свои мученические венцы — на Бутовский полигон, в другие подобные места — и прикасаться к этой святыне. Это совсем недавняя наша история. Будем ли мы почитать своих святых — зависит не от кого-то другого, а от нас самих.

Журнал «Православие и современность» № 18 (34), 2011 г.

Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас!

Православные Чехии отпраздновали память пострадавших за веру Христову в ХХ веке

Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Усти-над-Лабем, Чехия.

Собор новомучеников и исповедников Российских “во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру и Христа положившия” (из тропаря новомученикам) – это праздник, который отмечается 7 февраля (по н. ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. В этом году день Святых Новомучеников и Исповедников Российских праздновался 9-го февраля.

7 февраля – день мученической кончины (в 1918 г.) митрополита Киевского Владимира – установлена Всероссийским Поместным собором 1917-18 г. как день поминовения всех пострадавших за Христа от советского режима. Светским людям, наверное, трудно понять, почему такой скорбный день у православных является праздником.

На настоящий момент Собор новомучеников включает в себя около двух тысяч человек. Эта самая большая группа святых в истории не только Русской, но всей православной Церкви. Процесс канонизации продолжается. И, конечно же, их количество будет увеличиваться.

В дореволюционной России было около 100 000 монашествующих и более 110 000 человек белого духовенства, число священнослужителей и монахов, рукоположенных после 1917 г. – 105 000 чел. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов. А сколько членов их семей, да и простых людей погибло, их не счесть.

Кого считать новомучеником? И только ли за Веру? Ведь для Русского народа такие понятия, как: Вера, Царь и Отечество – были нераздельны, и если убрать одно, всё будет потеряно. Что и произошло. Произошёл заговор против Царя и Русский народ потерял Отечество, большевики начали искоренять Православие и вскоре Русский народ потерял свою самобытность и корни, превратившись в советский.

Сколько погибло офицеров во время февральской революции. Сколько русских воинов погибло в боях, в рядах Белого движения (пусть оно и не было монархическим как таковое), а сколько погибло приняв мученическую смерть в плену. Их не счесть. Сколько было крестьянских восстаний, защищавших свою Веру, их тоже не счесть. Не счесть и русских воинов и казаков, умерших от ран уже за пределами своей Родины. Разве это всё не мученики? Нередко они шли в неравный бой, зная, что погибнут и их жертва никак не повлияет на исход событий. Но разве гибель их была бессмысленной? Нет, не бессмысленной, благодаря им, мы, русские, с гордостью (но без гордыни) можем себя называть русскими.

Братское захоронение солдат Белой армии и казаков на Ольшанском кладбище в Праге.

Поэтому, хоть прославлено в лике новомучеников около двух тысяч человек, но в этот день (да и не только в этот), Церковь и поминает “всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову”, а вместе с тем за Царя, и Отечество. И наиболее почитаемыми святыми среди новомучеников являются святые Царственные страстотерпцы.

Жизнь и подвиги новомучеников являются для нас и вдохновляющим примером, и назиданием для нашей жизни и для будущих поколений.

И вот в этом плане Чехия для новомучеников тоже не чужая, ведь здесь много покоится воинов Белой армии, умерших от ран и похороненных на русской части Ольшанского кладбища в Праге, рядом с православной церковью Успения Пресвятой Богородицы.

Есть в чешском городе Усти-над-Лабем и православный Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских, настоятелем которого является иерей Павел Гемпел – необычайно добрый и внимательный батюшка, вокруг которого сплотилась очень добрая и дружная православная община.

В этом храме проводились две Божественные Литургии посвящённых новомученикам – в субботу и воскресенье. Дело в том, что постановлением епископа Пражской епархии, отмечать и звать на праздник батюшек и гостей из других приходов могли только в субботу. В воскресенье батюшки должны совершать богослужения в своих храмах.

На субботней Литургии – в канун храмового праздника, вместе с настоятелем храма Павлом Гемпелом служили также священнослужители Устецкого края Чехии. Среди них: иерей Мирослав Вахата и иерей Мирослав Ян Шантин.

Во время Литургии настоятель двух храмов Воздвижения Креста Господня (г. Теплице) и Храма св. Вячеслава (г. Крупка) иерей Мирослав Вахата обратился к верующим с проповедью:

Епископа Пермский Андроник Архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский)

Настоятель Храма Воздвижения Креста Господня (г. Теплице) и Храма св. Вячеслава (г. Крупка) иерей Мирослав Вахата.

Мы сегодня собрались в этом храме, чтобы почтить новомучеников и исповедников Российских. Мучеников самой святой, самой чистой православной веры. Мученики – это люди, которые умирают за Христа, за нашу веру. К сожалению, мы знаем, что и сию минуту умирают наши православные люди. Война между добром и злом не только не утихает, но даже нагнетается. Последнее время, наверное, мир немножечко сошел с ума. Перестраивается земля, перестраивается вся энергетика, перестраивается так же и власть людей над людьми, но мы прежде всего должны помнить о том, что наша вера настолько чиста, что Христос Сам нам сказал о том. Христос нам сказал, что Божие мы должны отдавать Богу.

Те наши молитвы, которые мы в нашем храме сегодня произносим, или же молимся дома, Господь слышит. Этот замечательный праздник, который завтра настанет в этом храме, это для нас опять же подтверждение того, что наша Церковь жива и наша Церковь дышит не только красотой своей Литургии, но той жестокой жизнью, которая нас всех ожидает на выходе из храма.

Каждый православный человек, который впустил в свою жизнь Христа, должен считаться с тем, что может отдать свое тело и свою душу за веру православную. Мы поклялись перед Богом в том, что будем нести свой крест, воевать за чистоту нашей веры, потому что дьявол постоянно нам посылает различных мунитов, сектантов, которые стараются изменить наше мнение, осквернить нашу веру, внести в нас, а это самое страшное, сомнение. Я рад, что в нашей Церкви есть мученики, которые для нас являются самым большим примером. Каждый православный христианин, приходя в храм, должен помнить, что не храм святой, не дорожки в храме и даже не иконы как таковые, а святые – это все мы. Каждый человек, который принял в свою жизнь Христа, с помощью наших святых, лики которых изображены на иконах, смог достичь святости. Поэтому каждый человек, который вооружился молитвой и словом Божиим и вступил в христианскую армию, должен знать, что смерть к нему может прийти каждую минуту. Сектант, узнав, что вы – верующие христиане может в любой момент вытащить нож и проткнуть, как это случилось недавно на Руси, так же мы знаем, что есть злоумышленники, люди, которые оскверняют нашу христианскую веру и пытаются ввести нас в войну.

Даже сегодня люди, которые находятся на Олимпиаде, остерегаются различных диверсий. Такие диверсии ни в коем случае не делают люди верующие, это делают, прежде всего, фанаты, а то, что фанатично, не любо ни Господу, ни верующему человеку. Давайте будем молиться о том, чтобы эти больные люди были излечены. Дай Бог, что бы они приняли хоть малое зерно той веры, которую в нас Господь вселил, и чтобы мы были достойными членами Его небесной армии, достойными христианами Его церкви, чтобы брали с нас пример и не боялись умереть за нашу веру.

Настоятель Храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских иерей Павел Гемпел.

Читайте также:  Святые женщины в православии: имена великих женщин Руси, их жизнь и история, чудеса
Ссылка на основную публикацию