Обедница: что такое и что значит, текст, правила и особенности традиции

Что такое традиция, для чего нужны, отличия от обычаев и примеры

В нашем языке существует большое количество привычных слов, значение которых не всегда можно быстро объяснить. Например, не каждый сможет рассказать, что такое традиция, хоть все люди ежедневно так или иначе сталкиваются с ее разновидностями.

Традиция – что это?

Понятие происходит от латинского слова traditio, дословный перевод которого «передача». Таким образом смысл того, что обозначает слово традиция, сводится к передаче чего-либо в конкретной среде без принадлежности определенному индивиду. Более полное толкование понятия – исторически сложившаяся передача социально-культурного наследия от человека к человеку или от поколения к поколению.

Передаваться могут любые нематериальные ценности, устои и способы действий в конкретных ситуациях. Традиции позволяют поступать человеку определенным образом в конкретной ситуации, без ее осмысления и самостоятельного принятия решения. К ним можно отнести следующие составляющие:

  • привычки поведения;
  • взгляды;
  • вкусы;
  • правила и нормы;
  • умения и навыки.

В понятие того, что такое традиция, включаются ее разнообразные разновидности:

  • семейные;
  • профессиональные;
  • национальные;
  • культурные;
  • кулинарные;
  • религиозные;
  • социальные.

Для чего нужны традиции?

Многие традиции с течением времени и сменой эпох устаревают и забываются, тогда как другие продолжают функционировать в обществе. То есть они могут быть прогрессивными, связанными с развитием, и реакционными, являющимися пережитками прошлого. Основные функции того, для чего нужны традиции в современном обществе, сводятся к следующим постулатам:

  1. С их помощью происходит упорядочивание общественных отношений и обеспечивается определенная социальная стабильность. Это достигается воздействием принятых норм и правил на духовную сферу человеческой жизни. Например, на Новый год принято наряжать елку и дарить близким людям подарки.
  2. Передача определенных действий и ценностей от старшего поколения к младшему обеспечивает преемственность поколений. Сюда можно отнести определенные действия на религиозные и светские праздники, которые повторяются людьми в течение многих столетий.

Чем традиции отличаются от обычаев?

Очень тесно с объяснением того, что такое традиции, связаны обычаи – это определенные нормы, ритуалы и особенности взаимодействия, имеющие национальную привязку. Однако не редко оба эти понятия используются как синонимы, различия которых зависят от трактовки каждого. Считается, что обычаи представляют собой определенную автоматическую привычку, тогда как традиции это совокупность обычаев, своего рода направление деятельности. Такое деление считается условным, ведь понятия могут затрагивать все сферы жизни общества от личностных и семейных, до общечеловеческих.

Что такое семейные традиции?

В понятие того, что такое традиции семьи, входят принятые в конкретной ячейке общества нормы и правила поведения, общие ритуалы и взгляды, передающиеся из поколения в поколение. К тому же не всегда это конкретные действия, а скорее общая атмосфера семьи, в которую можно включить распорядок дня и привычки всех членов дома. Понятие семейные традиции всегда эмоционально окрашено. Это как правило приятные воспоминания из детства, которые укореняются глубоко в подсознании.

Создавая новую ячейку общества, муж и жена привносят в нее традиции своих семей, который могут отличаться. Однако для супругов это привычные действия и взгляды, органично вписанные в их жизнь с раннего детства. За время семейной жизни они могут видоизменяться и трансформироваться. К тому же, вполне приемлемо генерировать новые обычаи, являющиеся духовным фундаментом семьи.

Чем важны семейные традиции?

Философы и психологи, описывая, для чего нужны семейные традиции, выделяют следующие аспекты:

  1. Они закрепляют чувство целостности семьи, являясь ее нематериальным цементом.
  2. Позволяют всем членам ощущать стабильность жизненного уклада вне зависимости от происходящих изменений и обрушившихся обстоятельств.
  3. Вызывают чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне и окружающем мире.
  4. Дают возможность гордиться своей семьей и принадлежностью к ней.
  5. Оставляют воспоминания о детстве и общем доме, которые в будущем становятся основой психоэмоционального состояния личности.
  6. О теплых и позитивных семейных обычаях родители рассказывают своим детям, формируя у них подобные воспоминания.

Какие бывают семейные традиции?

В каждом доме могут быть свои неповторимые или вполне типовые обычаи. В качестве примера того, что включают в духовные традиции семьи, можно приводить:

  1. Различные ежедневные и праздничные действия. Например, утренние объятия или совместный завтрак, приготовление определенного блюда по выходным или семейные походы в кино.
  2. Ритуалы подготовки к различным событиям, будь то совместные сборы провизии в поход или запись воспоминаний в альбом для прочтения в новогоднюю ночь.
  3. Хранение памяти о своих предках и составление генеалогического древа.
  4. Передача определенных материальных ценностей по наследству, например фамильных драгоценностей, альбомов с фотографиями или свадебного платья.
  5. Культивирование веры в определенных сказочных персонажей, будь то Дед Мороз или Зубная Фея.

Что такое национальные традиции?

Понятие того, что такое народные традиции, объединяет в себя правила и стереотипы поведения, формы общения людей одной национальности, которые сложились в течение длительного времени жизни нации и укоренились в сознании человека, принадлежащего к ней. Некоторые национальные традиции могут быть закреплены на законодательном уровне. За их несоблюдение следует как порицание общественности, так и административное или даже уголовное наказание.

Ярким примером того, что значит традиции народа, является празднование масленицы у славян или ношение особого платка, покрывающего голову женщины у мусульманских народностей. Каждая национальность имеет свои уникальные и неповторимые традиции. Например, в Китае гостю принято дарить ту вещь в доме, которая вызвала его восторг и заслужила похвалу. Приветственное рукопожатие более характерно для европейских народов.

Что такое культурные традиции?

К тому, что что такое культурная традиция, относятся социокультурное наследие поколений, воспроизводящееся в тех или иных социальных группах. Это понятие схоже, но не тождественно с национальными обычаями, так как к культуре можно относить традиции определенной страны, науки или стиля мышления. Все они принимаются и интерпретируются последующими поколениями, являясь базисом для развития новых ценностей.

Яркими примерами того, что такое культурная традиция определенного народа можно считать:

  1. Торжественные ритуалы, связанные с определенными событиями в жизни: рождением, смертью, созданием семьи и так далее.
  2. Народные игры и забавы.
  3. Песни, танцы, обрядовые действия.
  4. Сказки, сказания и предания.
  5. Традиции приготовления пищи и ее употребления.

Что такое кулинарные традиции?

Разобравшись с тем, что означает понятие традиция, можно выделить ее специфическую кулинарную направленность. Она сильно связана с национальными и культурными ценностями, являясь логичным продолжением территориального происхождения своих носителей, их религии и ценностных укладов. По другому это понятие называется кухня народов мира, к которой относятся:

  1. Выбор продуктов для приготовления блюд, который отличается в зависимости от климата и географии народа.
  2. Способ приготовления пищи и использование тех или иных приправ. Здесь можно привести интересный пример использования обилия острых специй в кухнях жарких стран из-за их способности подавлять патогенные бактерии и вирусы.
  3. Принцип сервировки и подачи блюд.
  4. Культура употребления блюд или напитков. Например, использование вилок, палочек или только собственных рук.

Что такое религиозные традиции?

Особой разновидностью являются религиозные обычаи разных конфессий. Разбираясь в том, что дают такие традиции, ученые единогласно считают их связующим звеном между приверженцами различных конфессий, территориально удаленных друг от друга. Традиции мусульман в своем большинстве одинаковы у адептов этой конфессии в России, ОАЭ и Америки. Многие верования имеют стандартный ответ на постоянные вопросы молодежи о том, для чего нужно чтить традиции своей религии в спасении души от хаоса, падения и упорядочивания жизненного уклада.

Что такое традиции (семейные, народные) и почему они так важны

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие поколения наших предков передавали своим потомкам накопленный опыт, помогая им не совершать тех же ошибок.

Но кроме пути передачи опыта «от отца к сыну», есть еще способ передачи наследия сразу всему сообществу.

Способ этот одним словом можно назвать «традиции». Это очень емкий термин, подробно о котором будет сказано ниже, но основной смысл его неизменен — передача проверенных временем установок, помогающих обществу эффективно выживать.

Определение — что это такое

В переводе с латинского языка слово «традиция» (traditio) буквально означает «передавать», то есть представляет собой действие.

В древности его использовали при передаче каких-либо материальных ценностей, например, когда выдавали дочку замуж или передавали некий предмет. Позднее к материальным предметам добавились нематериальные явления – навыки и умения.

Таким образом, традиции – это то, что передается в определенной среде (обществе, группе) и не принадлежит конкретному индивиду.

Далее, описание термина становится более конкретным. Под ним подразумевают нечто стабильное, неизменное, имеющее связь с прошлым, не нуждающееся в осмыслении.

Традиция – это то, что сложилось исторически, передается в виде совокупности культурного и социального наследия, опыта от человека к человеку, от отца к сыну.

Сюда входят такие «традиционные» составляющие:

  1. обычаи (что это?);
  2. привычки поведения;
  3. вкусы;
  4. взгляды;
  5. нормы и правила;
  6. образы действий;
  7. навыки и умения.

Чаще всего синонимом «традиции» служит «обычай». Помимо него, используют слова «наследие» и «предание». Имея в виду традицию, мы говорим «так принято, так повелось, так заведено», что означает неписаный закон, которого все придерживаются.

Например, так повелось, что в канун каждого Нового года люди устанавливают дома елку и украшают ее игрушками. Также после боя курантов принято запускать праздничные салюты и дарить друг другу подарки.

Еще одним синонимом, о котором мало кто знает, является русское слово «итихаса», означающее «так и было».

Семейные, народные и другие виды традиций

Принято выделять 5 видов традиций.

Культурные традиции

Они содержат всю глубину знаний конкретной страны и государства. Это уникальные ценности, проявляющиеся в обиходе. Культурные обычаи разных стран могут сильно отличаться: что для одних норма, для другого окажется оскорблением.

Например, в некоторых восточных странах чаепитие представляет собой особую процедуру, поэтому в гостях нельзя отказаться от приглашения на чай. Хозяин дома воспримет это за неуважение и оскорбление. Русские традиции тоже содержат процесс чаепития, но мы относимся к этому проще: хочешь – пьешь, не хочешь – не пьешь, и никто не посчитает твой отказ посягательством на личное достоинство.

Поэтому, если вы собираетесь посетить экзотические страны, заранее хотя бы поверхностно ознакомьтесь с их культурным наследием, дабы не попасть в неловкую ситуацию.

Народные

Они являются элементом культурных. Сюда входят правила и нормы поведения, обычаи, обряды и различные процедуры, отражающие сознание конкретного народа и позволяющие идентифицировать других людей, разделяя их на «свой» и «чужой».

Они проявляются в речи, одежде, мировоззрении (что это такое?) и психологии человека. Например, каждая нация имеет свой народный костюм, отличающий ее от других народов мира.

Семейные традиции

Это устои и ритуалы, постоянно повторяющиеся в конкретной семье. Например, у нас принято в последний день недели всей семьей выезжать в город и развлекаться: ходить в парк, кино, кафе, по магазинам – куда угодно, лишь бы вместе.

То есть наша традиция – совместный отдых по воскресениям. В другой ячейке общества в этот день лепят пельмени или читают стихи.

А третье семейство ходит по гостям или подводят итоги прошедшей недели. Семейные традиции складываются стихийно (один придумал, все подхватили) и также передаются от старшего поколения к младшему.

Религиозные

Они организуют передачу способов поклонения Богу, общения с ним. Каждая религия бережно хранит свои устои. Например, христианство призывает к молитвам, исповеди, посещению церкви и почитанию «святых» праздников.

Восточные течения помимо выше описанного регламентируют работу с физической оболочкой и душой в виде йоги, медитаций, имеющих своей целью достижение светлого уровня сознания (высшей степени связи с Ним).

Религиозные обычаи также меняются во времени: когда-то дикие люди танцевали вокруг костра ритуальные танцы, чтобы вызвать дождь и другие явления природы. Сейчас эта идея кажется смешной и глупой, но в то время в нее свято верили и воспроизводили– также как мы в современном мире ежегодно стучим друг об друга пасхальными яйцами.

Социальные традиции

Это общественные устои, нормы и правила взаимодействия, передающиеся по наследству от предков. Каждое последующее поколение, получая в свое распоряжение готовый опыт «старших», вольно выбирать, что оттуда сохранить, а что обесценить за ненадобностью.

В связи с этим принято различать позитивное и негативное наследие. Пример первого – это создание семьи и продолжение рода, второго – обесценивание женщины, как второсортного члена общества.

Для чего нужны традиции

Традиции не возникают просто так: появляются в момент, когда в них есть нужда. Они могут видоизменяться параллельно с человеческим сознанием и потребностями людей, исчезать и рождаться заново в новом обличии.

И так как у всего существует свой персональный смысл, у традиций он тоже есть и отражается в двух функциях:

    Стабилизация отношений в обществе с помощью воздействия на духовный мир человека посредством моральных норм и правил. Примером может служить традиция русского народа в виде празднования 9 мая: уже больше 60 лет люди ежегодно празднуют Великую победу над фашизмом. Учебники по истории в подробностях рассказывают школьникам о той войне, взывая к гордости за тех, кто в ней участвовал.

В последние годы традиция празднования изменилась: теперь помимо возложения цветов на мемориалы, люди объединяются и устраивают шествие по главным улицам с портретами предков, участвовавших в Великой Отечественной войне. В этот день дух патриотизма силен как никогда: он объединяет жителей всей России (и не только), сплачивает их общим событием прошлых лет.
Обеспечение передачи таких отношений потомкам, тем самым поддерживая связь между поколениями. Для объяснения этой функции вновь вернемся к празднованию победы 9 мая. Это дата была одинаково почитаема 50, 30, 10 лет назад, является таковой в настоящее время и будет праздноваться еще долгие годы.

Так было, есть и будет, благодаря тому что мы бережно храним память о павших солдатах и уважение к их подвигам: передаем воспоминания о войне и чувство благодарности за мир из поколения в поколение.

Таким образом, рассматривая вопрос «что такое традиции», можно сказать, что это преемственность накопленного опыта предков, необходимого нам для более эффективной жизнедеятельности и позволяющего делать меньше ошибок.

Обычаи поддерживают невидимую связь эпох через сохранение и передачу модели общественных отношений и духовных качеств.

Читайте также:  Апокриф: определение и значение в православии, история и аспекты, типы, отличие от канонической литературы

Семейные традиции русского народа

Традиции и обычаи русского народа с древности чтили и оберегали люди всех слоев и статусов. Нельзя сказать то же самое про представителей современного общества: многие предания обесценились и канули в лету. Некоторые из них просто игнорируются в связи с проникновением в нашу страну западных элементов культуры и сменой морально-нравственных ценностей.

И все же давайте вспомним и перечислим некоторые примеры семейных традиций, которые русские люди когда-то чтили или чтят до сих пор:

  1. бережное хранение памяти о своих предках. Каждая семья имела обычай знать всю свою родню вплоть до десятого колена. Для этого составлялось генеалогическое дерево, куда вносились имена и фамилии всех родственников, их звания и титулы. С появлением фотоаппаратов стали заводить фотоальбомы, хранящие изображения дедов и прадедов;
  2. уважение к старшим. В отличие от Европы, в России до сих пор дети ухаживают за родителями до самой смерти. Редко кто осмеливается сдать своих стариков в дом престарелых, а если это происходит, то «смельчак» сталкивается с осуждающими взглядами близких людей. После смерти родителей мы до конца своей жизни ухаживаем за их могилами, вспоминаем в их день рождения и поминаем в день смерти;
  3. также русским обычаем является присвоение детям отцовского отчества (на западе отчество может быть каким угодно). Таким образом, проявляется уважение к мужчине, отцу семейства;
  4. передача семейных материальных ценностей по наследству: среди них могут быть как драгоценности, так и свадебное платье, столовое серебро или дорогая сердцу картонная шкатулка. Это реликвии, которые имеют значимость в конкретной семье;
  5. утерянной семейной традицией является сохранение профессиональной династии. Например, ранее если человек был плотником или врачом, его сыновья и внуки шли по его стопам, передавая друг другу секреты мастерства. В данный период такое явление тоже существует, но, скорее, в виде исключения, нежели правила.

Необходимо хранить свои семейные традиции: знать свой род, своих предков, ведь именно они делают нас кем-то, придают значение нашей фамилии и смысл существованию.

Сокровище единоверцев: устав о домашней молитве

Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.

«Седмерицею днем хвалих Тя»

Суточный круг православного богослужения делится на следующие части:

  1. вечерня,
  2. повечерие (у единоверцев называется «павечерницей»),
  3. полунощница,
  4. утреня,
  5. первый час,
  6. часы (третий, шестой, девятый час)
  7. обедница (изобразительны).

В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром.

В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян.

Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей.

К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.

Неудивительно, что молитву дома стремились приблизить к храмовой. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17) русские люди понимали не только количественно, но и качественно. Какой толк от молитвы, если ее совершать тяп-ляп, без погружения и создания специальной атмосферы, в которой можно действительно отрешиться от шума мiра и услышать Бога?

Семья, дом были малой Церковью не только в духовном, но и в физическом смысле. Состоятельные граждане или умельцы-плотники могли позволить себе сооружать во дворе или даже в доме часовни и домовые храмы. Делалось это не ради красоты или горделивого соревнования с соседями, а для самой что ни на есть молитвы. Верующие старались глубже проникать в смысл текстов, лучше понимать символизм богослужения.

Начиналась молитва с вечерни, потому как вечер был поставлен в Книге Бытия на первую позицию: «и бысть вечер, и бысть утро» (Быт. 1: 5). Начало истории человека было радостным, но быстро омрачилось грехопадением.

Повечерие преподобный Кассиан Римлянин описывает как службу, совершаемую «после вечера» или после ужина. Изначально она была молитвой «на сон грядущим» для иноков. Неудивительно, что она и стала своеобразным аналогом вечерних молитв у мирян в более позднее время. На повечерии до наших дней сохранился чин прощения с коленопреклоненной просьбой Богу простить молящимся все совершенные за день прегрешения.

На полунощнице вспоминается неотвратимость Второго Пришествия Христова. Эта служба, как совершаемая первой после сна, стала на Руси негласным утренним молитвенным правилом. В приходской практике единоверческих общин она обычно совершается как первая служба утреннего богослужения.

События утрени посвящены явлению в мир Христа и Его Воскресению. Сегодня на приходах утреня чаще служится в вечернее время. В древности ее также могли отмаливать дома ранним утром, тогда как на полунощницу просыпались в полночь.

1-й час посвящен воспоминанию Суда Пилата и первосвященников над Господом, 3-й – сошествию Святого Духа на апостолов, 6-й – распятию и страданию Христа на кресте, 9-й – крестной смерти.

Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов.

Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот… Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку.

«Приготовь себя»

Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки.

У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна.

«Молитвенная одежда» и подчеркивает, что молитва – особое дело, и настраивает на молитвенный лад

В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.

Здорово, если получается молиться при свечах или лампадах. Если не позволяет зрение, конечно, можно пользоваться электричеством. Свечи и лампады – не правило, но еще один способ настроя на молитву.

И, наконец, важное условие – совершение перед чтением священных текстов семипоклонного начала. Его также называют приходными и исходными поклонами, он предваряет богослужение (домашнее или храмовое) и следует в его завершении:

«Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).

Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).

И ныне и присно и во веки веков, аминь (поклон поясной).

Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, благослови (поклон поясной)».

И завершаем маленьким отпустом:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)».

Начал – универсальное молитвословие

Начал – универсальное молитвословие, его часто совершали перед выходом из дома в храм и по возвращении из него, да и просто перед тем, как покинуть дом. Бывает, что им заменяют утренние и вечерние молитвы вообще в отсутствие времени или при сильной усталости. Началом могли предварять и завершать какое-либо дело. Знаменитое выражение «положить начало» родилось как раз отсюда. Иными словами, человек совершал эту обязательную молитву и таким образом начинал дело с обращения к Богу.

Теперь самое время переходить к основной части молитвы. Здесь не представляется возможным выложить даже один из текстов суточного круга. Скажу лишь, что все они находятся в открытом доступе и стоят совсем недорого в печатном виде. Вечернее богослужение занимает обычно 4 часа, утреннее – 2, если совершать их как положено в домашних условиях. Естественно, повечерие и полунощница – это 30–40 минут, примерно такое же время уходит на имеющиеся в современной практике мирян утренние и вечерние молитвы, поэтому взять их на вооружение не составит труда.

Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза.

Поклонами и Псалтырью

Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу.

Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно.

Правило молитвы по лестовке без поклонов:

  • За вечерню: 600.
  • За великое повечерие: 700.
  • За малое повечерие: 400.
  • За полунощницу: 600.
  • За утреню: 1500.
  • За часы: 1000; с почасием: 1500.
  • За вечерню: 300 поклонов.
  • За великое повечерие: 300 поклонов.
  • За малое повечерие: 200 поклонов.
  • За полунощницу: 300 поклонов.
  • За утреню: 700 поклонов.
  • За 1-й час: 150 поклонов.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 500 поклонов; за часы с почасием: 750 поклонов.

Поклоны дают духу и телу особую бодрость

Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде.

Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие:

  • За вечерню: 2 кафизмы.
  • За великое повечерие: 2 кафизмы.
  • За малое повечерие: 1 кафизму.
  • За полунощницу: 2 кафизмы.
  • За утреню: 5 кафизм.
  • За 1-й час: 1 кафизму.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 3 кафизмы.

Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам.

Читайте также:  Мир ангельский: что это такое, понятие и значение в православии, когда был создан мир ангелов, иерархия и различия ангелов

Церковь без молитвы – не Церковь

Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.

Надо сказать, что подобная практика расширяет духовный кругозор. Выше уже отмечалось, что богослужение на Руси было лучшей школой богословия. Не книги или слова проповедника (хотя куда без них!), а именно служба. Она включала в себя корпус текстов, которые прочитывались и распевались, принося пользу душе, соединяя с Богом, открывая новые горизонты созерцания. Самостоятельная молитва церковной службой дает понимание многих, порой весьма тонких аспектов духовной жизни, которые могут уйти от мирянина на службе в храме.

Во-первых, вы сможете ближе познакомиться с храмовым богослужением. Весь символизм службы лучше раскроется для вас на практике, пропущенной через себя, то есть прочитанной самостоятельно. Во-вторых, сама практика мирских богослужений, даже не дома, а среди групп верующих и даже на приходе со священником, учит мирян ответственности, укрепляет церковное самосознание, меняет их отношение к службе, подвигает на более активную приходскую деятельность. Мнение автора таково: практическое погружение мирян в службу, то есть частая практика ими богослужения дома или на приходе, укрепляет и Церковь.

Частая практика совершения богослужений дома укрепляет и Церковь

К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с таким печальным явлением, как нивелирование в церковной среде молитвы. Поражает трактовка слов «вера без дел мертва», где молитва, то есть первое дело веры, почему-то делом и не считается. Текст молитв в храме словно игнорируется, и это живое слово общения с Богом, слово Бога, через чтеца или певца обращенное к сердцу человека, низводится чуть ли не до заклинания, которое лишь бы звучало, а что и как – не важно.

Молитва – это не заклинание. Это и голос Божий, сквозь шум житейского моря доносящий до нас важнейшие смыслы бытия, и наши собственные слова Господу, покаянные, благодарственные или хвалебные. Каждое слово текста молитвы мы пропускаем сквозь собственное сердце. Это один из важнейших шагов для обретения утраченной связи с Богом. Ведь если Церковь перестает молиться, она перестает быть Церковью.

Обедня – что это такое, для чего и когда ее заказывают? Как проходит литургия, чем отличается от проскомидии?

Иногда можно услышать о том, что нужно в церкви заказать обедню, что это помогает болеющему или нуждающемуся в помощи человеку. Еще говорится об обедне за упокой души умершего. Действительно, в храме существует такая возможность. Но для чего нужно данное служение?

Что такое обедня и когда ее заказывают?

Слово «литургия» имеет греческое происхождение и означает «общее дело», а слово «обедня» появилось в народе из-за того, что проводилась до обеда. Она считается наиболее важным служением суточного церковного круга, в течение обедни осуществляется Евхаристия, то есть Святое Причастие.

Литургия проводится не по заказу, а по расписанию.

Обедней еще в разговоре могут называть записки с именами, которые составляют прихожане, желая заказать помин души усопшего или упоминание ближнего в молитве за здравие. Это не значит, что по заказу будет проведено отдельное служение, посвященное только людям, указанным на листке, ведь таких прошений довольно много. Подразумевается, что записанные христиане во время обедни будут упомянуты в молитве.

Что такое суточный богослужебный круг?

Церковный день происходит по определенному графику, в который входят три важных богослужения:

Так звучат разговорные названия служений, отражая собой время исполнения каждого из них. С точки зрения не знающего некоторых традиций человека этот цикл начинается с утра, то есть с утрени. Но для священников и других работающих в церкви людей отсчет круга начинается с вечера. В качестве аргумента к такому порядку событий ссылаются на то, что сотворение мира начиналось с вечера.

Поэтому в начале круга стоит вечерня, потом идет утреня, после которой следует обедня. Каждое из служений, в свою очередь, подразделяется на три части, в результате чего получается девять служб.

В этом видео отец Афанасий рассказывает, как проводится суточный круг богослужений в православной церкви:

Какая разница между вечерней, утреней и обедней?

Служение в вечернее время посвящается вознесению Богу благодарственных молитв за прожитый день. В течение вечерни прихожане благодарят Господа за прошедший отрезок времени, а также просят помощи и благословения на грядущую ночь.

В течение вечерни проводятся:

Утром христиане в церкви в своих молитвах выражают признательность за ниспосланный им сон для отдыха или за прошедший ночной период, просят о помощи в наступающем дне.

Утреня состоит из:

Во время обедни возносятся мольбы Всевышнему за живых и усопших, то есть умерших людей. В процессе дневного богослужения совершается Таинство Причащения.

Обедня включает в себя:

По актуальному во времена Евангельских событий временному исчислению в третий час дня Иисуса вели на суд к Понтию Пилату. А в шестом часу дня произошло распятие Христа, о чем и напоминает следующая служба.

И только после этого начинается литургия, в которой три «акта»:

  • Проскомидия;
  • Литургия оглашенных;
  • Литургия верных.

Чем отличается проскомидия от обедни?

Проскомидия не является обедней, она представляет собой только часть подготовительных действий, производимых в процессе литургии.

Само Таинство Причастия имеет греческое название «Евхаристия», означающее «благодарение», является напоминанием о Тайной Вечере, когда Христос собрал Своих учеников на пасхальную трапезу и, в определенной степени, ее воспроизведением.

На том торжественном совместном приеме пищи Иисус подал апостолам хлеб и вино, сказав о том, что в них Его Тело и Кровь, и что вкушающий Их имеет жизнь вечную.

Для приготовления к Причастию священнослужитель берет пять просфор. Из первой он вырезает и достает часть в виде куба, символизирующую образ страдающего за нас Христа. Ей присваивается название Агнец. Из других просфор вынимаются доли в честь Пресвятой Богородицы и святых.

Из последних двух вырезаются частицы за людей, как за тех, кто еще обретается в мире живущих на земле, так и за тех, кто покинул его. Такие хлеб и вино называются Святыми Дарами.

В эти минуты приготовления и укладывания кусочков просфор читаются молитвы и упоминаются имена христиан, указанных в поданных прихожанами записках.

Обедня по усопшим: что это такое?

Обедня по усопшим не является каким-то отдельным служением, отличным от основного. В процессе проведения Литургии есть минуты, когда произносятся молитвенные слова за умерших крещеных людей.

Поминовение усопших происходит в следующие моменты:

  • Во время проскомидии, при извлечении хлебных частиц. Это и есть обычное поминовение по простой записке об упокоении;
  • После преложения Святых Даров. Это не прочтение конкретных имен, а общее поминовение всех;
  • Во время заупокойной ектеньи. В Литургии оглашенных есть часть, посвященная чтению отрывка из Евангелия, потом начинается ектения, во время которой произносятся имена. Для этого надо заказать обедню с молебном;
  • После богослужения, во время панихиды за упокой. Для такого дополнительного упоминания требуется также подать соответствующую записку на панихиду.

Обедня о здравии: что это такое?

Обедню о здравии можно охарактеризовать словами, похожими на те, что были сказаны выше насчет обедни об усопших. В ходе совершения Литургии выделяется некоторое время на прочтение молитвенной просьбы за здравие живых крещеных людей.

Молитвенные слова за здравие живых имеют место в следующие моменты:

  • Во время проскомидии, при извлечении хлебных частиц. Происходит поминовение по обычной записке о здравии;
  • После преложения Святых Даров. Без зачитывания списка, поминовение общими словами;
  • Во время заздравной ектеньи. После чтения отрывка из Евангелия начинается ектения, когда могут прочитать гласно конкретные имена. Чтобы имя ближнего попало в этот помин, следует заказать обедню с молебном;
  • После богослужения, во время молебна за здравие. Для этого понадобится подать соответствующую записку.

Считается, что для живых и усопших нужна обедня, что это имеет важное значение. Умершие особенно нуждаются в молитве, соединенной с принесением Бескровной Жертвы, ведь сами они уже не могут совершить подобных действий. Лучше все заказать до начала богослужения, чтобы потом, не отвлекаясь, помолиться за своих ближних во время службы.

Видео: как проходит обедня?

В данном ролике Алена Лосева расскажет, как правильно проводится литургия, кто ее проводит в церкви:


Что такое обедня и как она проводится?

Многих людей интересует толкование слова «обедня». В связи с этим будет уместным вспомнить один исторический эпизод. В эпоху жесточайших религиозных войн Генрих Бурбон, король Наварры (небольшого средневекового королевства, находившегося между Францией и Испанией), чтобы занять французский престол, был вынужден изменить протестантской вере.

В конце XVI века он женился на принцессе Маргарите, приняв католичество. При этом им была произнесена знаменитая фраза: «Париж стоит обедни». Смысл этого выражения в том, что ради обладания королевской властью стоит пожертвовать вероисповеданием. О том, что означает слово «обедня», можно узнать из этой статьи. А также о том, в чем ее различие в христианских конфессиях.

Главное христианское богослужение

Значение слова «обедня» полностью совпадает со значением слова «литургия», которое имеет греческие корни. В переводе – это «служение», «общее дело». Литургией, а, значит, и обедней (как правило, это слово употребляется в бытовом контексте, так как служба проводится в первой половине дня) называется самое главное богослужение в христианской религии. Его основа – совершение таинства Евхаристии.

Таинство – это церковное действо, основанное на вере в то, что в храме продолжается искупление паствы, начатое Иисусом Христом во время его распятия на кресте в качестве искупительной жертвы за все грехи человечества.

Оно отличается от обрядов (например, таких как панихида или освящение воды) тем, что установлено не людьми, а самим Иисусом, и призвано оказывать влияние не на внешнюю, а на внутреннюю, духовную жизнь. Во время совершения таинств на человека сходит благодать Божья. В зависимости от того или иного направления в христианской вере признаются от двух до семи таинств.

Евхаристия – благодарность Богу

Чтобы разобраться в том, что такое обедня, следует поближе познакомиться с понятием «Евхаристия». В переводе с греческого оно означает «благодарность», «признательность», а происходит от опять же греческих слов «добро» и «почитание».

Название «Евхаристия» используется в православной традиции, в католической и англиканской принято наименование «Святое Причастие», а в протестантской – «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление». Так же, как и названия, в этих ветвях Христианства различаются и понимание сущности этого таинства, и внешняя сторона проведения обряда.

Суть Евхаристии

Разберемся, что такое обедня и Евхаристия для разных направлений Христианства. Суть этого таинства заключается в том, что хлеб и вино освящаются служителями церкви особым образом, а затем вкушаются верующими. Согласно трактовке апостола Павла в это время происходит приобщение прихожан к Телу и Крови Христовым. Таким образом, им дается возможность соединения с высшим существом через Иисуса Христа.

Так учат представители исторических церквей, которые ведут начало от Апостольской церкви и в своем вероучении опираются не только на Священное писание, но и на Священное предание (источники, отличные от Ветхого и Нового Завета). К таким церквям относятся православная, католическая и церкви Древнего Востока (например, Армянская, Ассирийская, Коптская). Регулярно участвовать в Евхаристии нужно для спасения и вечной жизни.

Отрицание осуществления протестантами

В отличие от предыдущей трактовки Евхаристии, протестантская церковь, хотя и признает ее, но считает символическим действием, которое выражает единство Христа с верующими лишь условно. При этом ею отрицается пресуществление.

Под этим термином богословы подразумевают, что Святые Дары – хлеб и вино – на самом деле превращаются в Христовы Тело и Кровь. Но верующие ощущают их прежний вкус. Такое положение является отражением doctrina de fide – учения о вере, принятого на XX Вселенском соборе, открывшемся в 1869 году. Протестанты категорически не согласны также и с пышностью проведения этого обряда, как и всех остальных.

Порядок проведения литургии

Рассмотрим подробнее, что такое обедня (литургия) в православной традиции, ознакомившись с порядком ее проведения.

I Часть – Молитвы и Проскомидия.

  1. Чтение входных молитв.
  2. Проскомидия (подношение) – приготовление вещества для совершения Евхаристии.
  3. Поминовение членов Церкви, как усопших, так и здравствующих.

II Часть – Литургия оглашенных – подготовка к присутствию при таинстве Евхаристии.

  1. Пение псалмов.
  2. Малый вход в храм с Евангелием.
  3. Молитвы, чтение Евангелия.
  4. Проповедь.
  5. Ектенья – просительное моление.
  6. Благословение оглашенных – готовящихся к принятию Крещения.
  7. Отпуст оглашенных – благословение на выход из церкви после завершения обедни.

III Часть – Литургия верных.

  1. Херувимская песнь.
  2. Принесение вина и хлеба со стола в алтаре (жертвенника) на стол для Евхаристии (престол), называемое Великий Вход.
  3. Проскомидийные поминовения.
  4. Целование мира – взаимное лобзание верующих.
  5. Чтение Символа веры.
  6. Песнопения и приготовление к причащению (чтение «Отче наш»).
  7. Причащение – сначала священнослужителей в алтаре, а затем верующих в храме.
  8. Пение гимнов, проповедь.
  9. Приложение к кресту.
  10. Раздача святой воды и просфор.
  11. Благодарственные молитвы.

Узнав, что такое обедня, естественно задаться вопросом – а почему же так важно было претенденту на французский престол быть участником таинства именно по католическому образцу, а не по протестантскому? Почему велись религиозные войны между сторонниками различных конфессий?

Неужели из-за того, что протестанты отрицают пресуществление и проводят литургию без пышного украшения храма и такого же обставления самого обряда, как у католиков? Конечно же, нет. В основе лежала борьба за власть между представителями отживающего феодального строя и зарождающегося буржуазного.

Читайте также:  Церковь и число 666: мнение и отношение, понимание и значение, толкование в православии

Сокровище единоверцев: устав о домашней молитве

Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.

«Седмерицею днем хвалих Тя»

Суточный круг православного богослужения делится на следующие части:

  1. вечерня,
  2. повечерие (у единоверцев называется «павечерницей»),
  3. полунощница,
  4. утреня,
  5. первый час,
  6. часы (третий, шестой, девятый час)
  7. обедница (изобразительны).

В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром.

В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян.

Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей.

К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.

Неудивительно, что молитву дома стремились приблизить к храмовой. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17) русские люди понимали не только количественно, но и качественно. Какой толк от молитвы, если ее совершать тяп-ляп, без погружения и создания специальной атмосферы, в которой можно действительно отрешиться от шума мiра и услышать Бога?

Семья, дом были малой Церковью не только в духовном, но и в физическом смысле. Состоятельные граждане или умельцы-плотники могли позволить себе сооружать во дворе или даже в доме часовни и домовые храмы. Делалось это не ради красоты или горделивого соревнования с соседями, а для самой что ни на есть молитвы. Верующие старались глубже проникать в смысл текстов, лучше понимать символизм богослужения.

Начиналась молитва с вечерни, потому как вечер был поставлен в Книге Бытия на первую позицию: «и бысть вечер, и бысть утро» (Быт. 1: 5). Начало истории человека было радостным, но быстро омрачилось грехопадением.

Повечерие преподобный Кассиан Римлянин описывает как службу, совершаемую «после вечера» или после ужина. Изначально она была молитвой «на сон грядущим» для иноков. Неудивительно, что она и стала своеобразным аналогом вечерних молитв у мирян в более позднее время. На повечерии до наших дней сохранился чин прощения с коленопреклоненной просьбой Богу простить молящимся все совершенные за день прегрешения.

На полунощнице вспоминается неотвратимость Второго Пришествия Христова. Эта служба, как совершаемая первой после сна, стала на Руси негласным утренним молитвенным правилом. В приходской практике единоверческих общин она обычно совершается как первая служба утреннего богослужения.

События утрени посвящены явлению в мир Христа и Его Воскресению. Сегодня на приходах утреня чаще служится в вечернее время. В древности ее также могли отмаливать дома ранним утром, тогда как на полунощницу просыпались в полночь.

1-й час посвящен воспоминанию Суда Пилата и первосвященников над Господом, 3-й – сошествию Святого Духа на апостолов, 6-й – распятию и страданию Христа на кресте, 9-й – крестной смерти.

Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов.

Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот. Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку.

«Приготовь себя»

Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки.

У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна.

«Молитвенная одежда» и подчеркивает, что молитва – особое дело, и настраивает на молитвенный лад

В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.

Здорово, если получается молиться при свечах или лампадах. Если не позволяет зрение, конечно, можно пользоваться электричеством. Свечи и лампады – не правило, но еще один способ настроя на молитву.

И, наконец, важное условие – совершение перед чтением священных текстов семипоклонного начала. Его также называют приходными и исходными поклонами, он предваряет богослужение (домашнее или храмовое) и следует в его завершении:

«Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).

Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).

И ныне и присно и во веки веков, аминь (поклон поясной).

Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, благослови (поклон поясной)».

И завершаем маленьким отпустом:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)».

Начал – универсальное молитвословие

Начал – универсальное молитвословие, его часто совершали перед выходом из дома в храм и по возвращении из него, да и просто перед тем, как покинуть дом. Бывает, что им заменяют утренние и вечерние молитвы вообще в отсутствие времени или при сильной усталости. Началом могли предварять и завершать какое-либо дело. Знаменитое выражение «положить начало» родилось как раз отсюда. Иными словами, человек совершал эту обязательную молитву и таким образом начинал дело с обращения к Богу.

Теперь самое время переходить к основной части молитвы. Здесь не представляется возможным выложить даже один из текстов суточного круга. Скажу лишь, что все они находятся в открытом доступе и стоят совсем недорого в печатном виде. Вечернее богослужение занимает обычно 4 часа, утреннее – 2, если совершать их как положено в домашних условиях. Естественно, повечерие и полунощница – это 30-40 минут, примерно такое же время уходит на имеющиеся в современной практике мирян утренние и вечерние молитвы, поэтому взять их на вооружение не составит труда.

Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза.

Поклонами и Псалтырью

Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу.

Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно.

Правило молитвы по лестовке без поклонов:

  • За вечерню: 600.
  • За великое повечерие: 700.
  • За малое повечерие: 400.
  • За полунощницу: 600.
  • За утреню: 1500.
  • За часы: 1000; с почасием: 1500.
  • За вечерню: 300 поклонов.
  • За великое повечерие: 300 поклонов.
  • За малое повечерие: 200 поклонов.
  • За полунощницу: 300 поклонов.
  • За утреню: 700 поклонов.
  • За 1-й час: 150 поклонов.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 500 поклонов; за часы с почасием: 750 поклонов.

Поклоны дают духу и телу особую бодрость

Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде.

Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие:

  • За вечерню: 2 кафизмы.
  • За великое повечерие: 2 кафизмы.
  • За малое повечерие: 1 кафизму.
  • За полунощницу: 2 кафизмы.
  • За утреню: 5 кафизм.
  • За 1-й час: 1 кафизму.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 3 кафизмы.

Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам.

Церковь без молитвы – не Церковь

Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.

Надо сказать, что подобная практика расширяет духовный кругозор. Выше уже отмечалось, что богослужение на Руси было лучшей школой богословия. Не книги или слова проповедника (хотя куда без них!), а именно служба. Она включала в себя корпус текстов, которые прочитывались и распевались, принося пользу душе, соединяя с Богом, открывая новые горизонты созерцания. Самостоятельная молитва церковной службой дает понимание многих, порой весьма тонких аспектов духовной жизни, которые могут уйти от мирянина на службе в храме.

Во-первых, вы сможете ближе познакомиться с храмовым богослужением. Весь символизм службы лучше раскроется для вас на практике, пропущенной через себя, то есть прочитанной самостоятельно. Во-вторых, сама практика мирских богослужений, даже не дома, а среди групп верующих и даже на приходе со священником, учит мирян ответственности, укрепляет церковное самосознание, меняет их отношение к службе, подвигает на более активную приходскую деятельность. Мнение автора таково: практическое погружение мирян в службу, то есть частая практика ими богослужения дома или на приходе, укрепляет и Церковь.

Частая практика совершения богослужений дома укрепляет и Церковь

К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с таким печальным явлением, как нивелирование в церковной среде молитвы. Поражает трактовка слов «вера без дел мертва», где молитва, то есть первое дело веры, почему-то делом и не считается. Текст молитв в храме словно игнорируется, и это живое слово общения с Богом, слово Бога, через чтеца или певца обращенное к сердцу человека, низводится чуть ли не до заклинания, которое лишь бы звучало, а что и как – не важно.

Молитва – это не заклинание. Это и голос Божий, сквозь шум житейского моря доносящий до нас важнейшие смыслы бытия, и наши собственные слова Господу, покаянные, благодарственные или хвалебные. Каждое слово текста молитвы мы пропускаем сквозь собственное сердце. Это один из важнейших шагов для обретения утраченной связи с Богом. Ведь если Церковь перестает молиться, она перестает быть Церковью.

Ссылка на основную публикацию