Обучение церковному пению: популярные школы и курсы, особенности и правила учебы, роль и значения пения в православии

Где пройти обучение церковному пению: список школ и курсов

Церковное пение – такое же искусство, как любое иное вокальное направление или же игра на одном из музыкальных инструментов. Для того чтобы освоить его, в первую очередь необходимо обладать слухом, а во вторую – иметь талант или музыкальное образование, а желательно, и то и другое.

Обучение церковному пению невозможно без знания нотной азбуки, а также без изучения тонкостей богослужения.

Для чего поют в храме?

Церковное пение – это не просто исполнение молитв под музыку или без нее.

Под данным понятием подразумевается целый набор знаний, которые каждый участник хора должен приобрести в процессе обучения, чтобы петь осмысленно, чувственно и со знанием дела.

Обучение исполнению в храме – это не просто ноты, программа и методика.

Это еще и познание тонкостей проводимых служений в церкви, изучение старославянского языка (именно на нем написано большинство текстов), ознакомление с молитвами.

Чаще всего в ряды церковников попадают те люди, которые уже имеют музыкальное образование или же наделены несравненным талантом от Бога, и им дается вокал как нечто само собой разумеющееся.

В таких случаях обучение нотной грамоте не станет препятствием на пути – ведь если что-то дано, то теория приложится сама собой.

В последнее время вопрос духовности для российских людей стал более актуальным, поэтому появилось множество желающих пополнить воскресных школ. Сразу обращаем ваше внимание на то, что подобные заведения имеют различные стартовые требования к абитуриентам.

Есть такие, которые принимают всех, важно только обладать слухом и чувством ритма. Они предлагают краткий курс сольфеджио и практической игры на инструменте (чаще всего это фортепиано). Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить).

Интересно! Расписание богослужений в храме святого Андрея Рублева

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения.
    Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном центре «Живоносный источник». Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.

Обратите внимание! Особенность церковного пения в том, что оно может быть как многоголосным (полифоническим), так и одноголосным (унисонным). Первый вариант имеет отношение к Русской Православной Церкви.
Все богослужения в нашей культуре проводятся на фоне хора, который одновременно исполняет три или четыре партии.

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

Кратко о программе обучения

Научиться петь молитвы самостоятельно сложно, особенно без требуемой музыкальной подготовки. Тем, кто окончил музыкальную школу, несомненно, проще – остается лишь тренировать свой голос, «подтачивать» его под пения для Богослужения и изучать язык, на котором будет исполняться репертуар.

Программа, по которой должно проходить сжатое обучение пению на клиросе и в хоре:

  • Изучаем ноты, размеры, такты, оттенки и штрихи в музыке. Учимся читать с листа, причем не только путем нажимания тех или иных клавиш, но и с учетом силы и характера звука.
  • Знакомимся с сольфеджио – это теоретическая часть музыки. Методика ее изучения будет более упрощенной, нежели в школах.
    В ходе уроков ученики узнают, что такое интервалы, аккорды, лады, какие бывают паузы и прочие моменты в теоретическом разделе.
  • Вокал. Основа основ, в ходе которой «растягивается» голос с помощью специальных упражнений-распевок. Они направлены как на усиление дыхания, так и на увеличение диапазона голоса.
  • Изучение текстов церковных песнопений. Заучить их нужно не просто наизусть, а с пониманием того, о чем в них говорится, а также в соответствии с каждой нотой, которой соответствует свой слог.

Для начинающих предлагаются простейшие тексты молитв, состоящие из нескольких фраз, которые повторяются под различные музыкальные мотивы.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители.

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Полезное видео

Подведем итоги

Воскресная школа может стать вашим первым этапом в науке обучения церковному пению. В ней вы сможете получить бесценные знания в области духовной, а также узнать много нового о музыке и ее составляющих.

Такие заведения помогают изучить святейший язык – старославянский, а также «размять» свой голос так, как вы разминаете мышцы в спортзале. Существует множество школ церковного пения, как в Москве, так и в других городах России. Выберите ту, которая приглянулась, и отправляйтесь туда за новыми впечатлениями.

Обучение пению на клиросе в церковном хоре

Богослужебное пение – не что иное, как совместная молитва всех, участвующих в церковной службе.

Церковное хоровое пение со времён апостолов является составной частью молитвенного собрания.

Большая духовно-просветительская миссия заключена в православном церковном пении. Это средство, через которое проповедуется Слово Божье, образующее особый богослужебный церковный язык.

В храм очень часто заходят люди мало что понимающие в церковных традициях. Ощутить действие благодатной молитвы, умиление и проникновение в её суть помогает церковное хоровое пение, научиться которому под силу каждому.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Обучение церковному пению

Вам необходимо:

  1. Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  2. Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  3. Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  4. В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  5. При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

  • Первый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
  • Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
  • Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
  • Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
  • Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
  • Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
  • Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
  • Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.
Читайте также:  Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Роль пения в воскресном Богослужении

Воскресное богослужение является основной функцией Церкви. Регулярная посещаемость и организация богослужения в воскресный день – это тот труд, к исполнению которого призвана Церковь.

Великим благословением является воскресное богослужение, переоценить значение этого действия невозможно. Оно является актом поклонения Святому Началу – Богу.

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре — разбираемся по порядку

Церковное пение – такое же искусство, как любое иное вокальное направление или же игра на одном из музыкальных инструментов. Для того чтобы освоить его, в первую очередь необходимо обладать слухом, а во вторую – иметь талант или музыкальное образование, а желательно, и то и другое.

Обучение церковному пению невозможно без знания нотной азбуки, а также без изучения тонкостей богослужения.

Для чего поют в храме?

Церковное пение – это не просто исполнение молитв под музыку или без нее.

Под данным понятием подразумевается целый набор знаний, которые каждый участник хора должен приобрести в процессе обучения, чтобы петь осмысленно, чувственно и со знанием дела.

Обучение исполнению в храме – это не просто ноты, программа и методика.

Это еще и познание тонкостей проводимых служений в церкви, изучение старославянского языка (именно на нем написано большинство текстов), ознакомление с молитвами.

Важно! Как выглядит вертеп и что это такое

Чаще всего в ряды церковников попадают те люди, которые уже имеют музыкальное образование или же наделены несравненным талантом от Бога, и им дается вокал как нечто само собой разумеющееся.

В таких случаях обучение нотной грамоте не станет препятствием на пути – ведь если что-то дано, то теория приложится сама собой.

В последнее время вопрос духовности для российских людей стал более актуальным, поэтому появилось множество желающих пополнить воскресных школ. Сразу обращаем ваше внимание на то, что подобные заведения имеют различные стартовые требования к абитуриентам.

Есть такие, которые принимают всех, важно только обладать слухом и чувством ритма. Они предлагают краткий курс сольфеджио и практической игры на инструменте (чаще всего это фортепиано). Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить).

Интересно! Расписание богослужений в храме святого Андрея Рублева

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете —
«как зовут настоятеля этого храма и когда он служит»? Настоятель — это собственно, начальник прихода, его «директор», и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.

2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите «Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то… Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно».

Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина — шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента — «директора» хора.

И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его «есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить». Если есть — спросите, как туда попасть. Если нету — вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.

3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не «отшил» и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто «за настоятеля» грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).

Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) — что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да — попросите координаты и попрощайтесь. Если нет — просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.

4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так «ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля». Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать «вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих». Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной «левой» службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы — это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет «ставить на темную лошадку». К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях — с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему — вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет — если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе — псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность «все читать» на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих ))

Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе — вы будете на клиросе. Это проверено.

Певчий будет петь на небесном клиросе…

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения.
    Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном центре «Живоносный источник». Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.

Обратите внимание! Особенность церковного пения в том, что оно может быть как многоголосным (полифоническим), так и одноголосным (унисонным). Первый вариант имеет отношение к Русской Православной Церкви.
Все богослужения в нашей культуре проводятся на фоне хора, который одновременно исполняет три или четыре партии.

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Читайте также:  Православие и эволюция: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Это интересно! Вся информация о Череповецкой епархии

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.

Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители.

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Роль пения в воскресном Богослужении

Воскресное богослужение является основной функцией Церкви. Регулярная посещаемость и организация богослужения в воскресный день – это тот труд, к исполнению которого призвана Церковь.

Великим благословением является воскресное богослужение, переоценить значение этого действия невозможно. Оно является актом поклонения Святому Началу – Богу.


Православное пение как средство воспитания духовности

Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение.

Сейчас, как никогда, важен вопрос развития духовности среди детей. Духовность – единственный маяк в бушующем море нашей современной жизни. Ведь только через обращение к высшим идеалам и ценностям, через стремление ко всему доброму и вечному возможно возрастание человека до той меры, к которой призвал его Творец.

Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение. С медицинской точки зрения, пение положительно влияет на весь человеческий организм. Голосовыми вибрациями, затрагивающими внутренние органы поющего, могут излечиваться как физические (бронхиальная астма, головная боль и т.д.), так и психические (невроз, фобия, депрессия) расстройства.

Со стороны духовной жизни хоровое пение является одним из основных составляющих церковного религиозного обряда. При этом ни одно богослужение, ни общественное, ни частное не обходится без пения, даже церковное чтение представляет собой речь на распев, произносящуюся на определенной высоте в определенной тональности.

По своей содержательной части богослужебные песнопения отображают суть празднуемого события, помогая людям глубже осознать происходящее на богослужении и соединиться духом с Церковью. Упоминая об этом, невозможно не привести замечательное изречение свт. Василия Великого: «изобретены для нас стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами, по-видимому, только пели их, а в действительности обучали свои души».

На Руси испокон веков церковное пение было весьма значимо и неотделимо от воспитания юных поколений. При этом православный педагогический подход к вопросу воспитания ориентировался на приобщение человека к Богу. Вместе с тем, для Руси был характерен путь Божественного познания через единение с Творцом самим образом бытовой жизни.

Теория музыки во времена Древней Руси развивалась очень медленно, но именно в древнерусской певческой традиции главенствующее место занимала ее внутренняя, т.е. нравственная сторона. «Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной», — писал один из педагогов по музыке.

Непосредственно к пению в церкви издревле относились очень внимательно и серьезно. Звание церковного певчего обязывало человека духовно соответствовать высшим нравственным критериям. Именно поэтому в период XVIII-XIX веков церковное хоровое пение значилось среди основных предметов школьных программ.

В наши дни возрождается стремление к приобщению подрастающего поколения к изучению церковного пения. Тем не менее, необходимо отметить, что далеко не каждый ребенок, мечтающий стать регентом, т.е. руководителем церковного хора, или просто певчим, обязан получить специализированное образование в духовной семинарии.

На практике бытуют случаи, когда ребенок, имея за плечами только музыкальную школу и очень сильное желание служить своим пением Богу, осваивает светскую профессию и одновременно с этим сначала стоит в церковном хоре в качестве ученика, затем берет дополнительные частные уроки по дирижированию, занимается в Воскресной школе, и становится регентом.

К сожалению, среди родителей все больше и больше прослеживается стремление отдать детей на обучение в кружки эстрадного вокала. И детских коллективов, занимающихся по программе, скажем так, «нечестного обучения» сейчас очень много. В чем же заключается их нечестность?

Во-первых, в возрасте обучаемых детей. Вокальное пение является осмысленным процессом, построенным на ассоциациях физических ощущений и звучания голоса. Поэтому ребенок дошкольного возраста, а порой и до 10-11 лет, чисто по своему развитию не может качественно заниматься. К тому же необходимо учитывать такую особенность человеческого организма, как мутация голоса. Она связана с физиологическим созреванием ребенка и начинается в возрасте 12-14 лет. При этом во время мутации мальчикам нежелательно петь вообще, либо допустимо петь дозировано и подконтрольно преподавателю, а девочкам так же следует быть осторожными. После ломки голоса занятия вокалом должны быть уже более серьезными, нацеленными на становление взрослого «пожизненного» голоса, причем мальчикам приходится начинать обучения «с нуля» в связи с кардинальным изменением голосового тембра.

Во-вторых, так называемый «вокал» в подобных коллективах является на самом деле «хоровым пением», потому что вокал – это сугубо индивидуальное занятие.

В-третьих, с музыкальной точки зрения, на таких занятиях происходит постановка неверного звукоизвлечения, направленного не на оформление красивого полнозвучного голоса, а на еле слышное выговаривание слов в шипящей манере.

В-четвертых, само создание сценического образа, принимающего вид певца развязно расхаживающего по сцене и любующегося собой, вредит неокрепшей детской душе, закладывая в нее закваску гордыни.

Более качественными по уровню занятий, конечно же, являются музыкальные школы. Но и здесь родители должны быть благоразумны и не пытаться поскорее отправить четырехлетнее дитя в группу раннего развития при той же музыкальной школе. Не дает полезных навыков это «развитие» по самой простой причине, уже описанной выше: не готов еще умственный уровень ребенка справиться с предлагаемой информацией.

В свете данного положения вещей может возникнуть совершенно справедливый вопрос: «Чтобы приобщить ребенка к церковному пению следует напрямую обращаться к регенту приходского храма? Но ведь реальность показывает, что зачастую регенты не имеют ни возможности, ни желания заниматься с детьми, и к кому же тогда идти?» Здесь на помощь приходят церковно-приходские, т.е. Воскресные школы.

Практически во всех Воскресных школах изучаются его основные понятия, а в некоторых храмах дети участвуют в богослужении в качестве певчих. Есть приходы, где данному вопросу посвящено очень много внимания.

Например, в Санкт-Петербургской епархии на протяжении 16 лет изучением традиций византийской и древнерусской духовно-певческой культуры занимается детско-юношеский хор при Соборе Владимирской иконы Божией Матери.

Другим примером обучения практическому богослужебному пению является Воскресная школа преп. Сергия Радонежского при Свято-Троицком соборе г. Колпино. Воспитанники школы имеют уникальную возможность еженедельно участвовать в «детской литургии», во время которой девочки поют всю службу, а мальчики помогают священнику в алтаре. На занятиях все ребята также знакомятся с особенностями церковного Устава, по которому совершаются богослужения, разбирают догматические вопросы православного вероучения, совершают паломнические поездки.

Поэтому всем желающим воспитывать своих детей в духе нравственности и видеть их служащими Господу своим пением хочется посоветовать только одно: обращайтесь в Воскресные школы. И хочется верить, что со временем из учеников Воскресных школ вырастут либо истинные певчие, благоговейно относящиеся к богослужению, либо высоконравственные прихожане, живущие в гармонии со своей душой.

Для того, чтобы научиться церковному пению, нужно начать…учиться.

Доброго времени суток всем, кто сейчас читает мой замечательный блог о клиросе и духовных песнопениях!

Поздравляю всех нас с ещё одним пережитым и не состоявшимся в реале конце света, я, если честно, знала, что всё будет как и прежде. То есть всё закончится хорошо.

Читайте также:  Рецепты постных оладьев: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции

Да, для кого то сегодня действительно произошёл конец света. Для кого то этот самый конец света произойдёт завтра, послезавтра, после послезавтра и т.д.

У каждого из нас свой индивидуальный срок жизни, который подойдёт когда — нибудь к своему логическому завершению и конец света наступит для каждого живущего на земле.Ну а пока мы живы и, слава Богу, в разуме и здравии, то я предлагаю всё таки начать.

Начать учиться на моём блоге для того, чтобы научиться церковному пению. Начать сегодня, не откладывая на завтра. Потому что завтра может и не наступить. Меня считают некоторые хорошим преподавателем, думают, что я могу научить. Это иллюзия, скажу я вам. Я бессильна, если вы бездействуете.

Те, кто старательно обучается у меня на блоге, могут преспокойно закрыть эту страничку и заняться своими текущими делами, так как я прежде всего хочу сегодня обратиться к тем, кто медлит и не начинает, кто скачал аудио — уроки по пению на клиросе, но не спешит их изучать и применять на практике, ой, то есть на клиросе.

Если вы не начинаете учиться, если не выполняете мои рекомендации по разучиванию гласовых и иных песнопений у меня на блоге, то я и помочь вам ничем фактически не могу. Ведь если спортсмен не начал тренировку ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, то как он станет чемпионом? И когда? Да никогда!

Не то чтобы чемпионом или мастером спорта, но и мышцы атрофируются в конец у такого нерадивого спортсмена. Поэтому, в очередной сто пятый раз призываю всех, кто ещё по каким то ни было причинам откладывает своё церковно — певческое развитие и совершенствование, приступайте к обучению.

Я тут вот на досуге о чём подумала. Материал на блоге у меня в свободном доступе, скачивай сколько угодно и обучайся. Но ведь какая интересная вещь получается. Почему то 99% информации, которая досталась нам бесплатно, мы не применяем. Не работает то, что бесплатно и всё тут.

Но зато заплатив свои кровные за какой — нибудь курс или тренинг, мы понимаем, что вложились и начинаем отрабатывать. То есть усиленно прорабатываем те знания, которые приобретены нами за деньги. Вот как то так и получается. Очень жаль, конечно, что бесплатное не ценится.

Так как я в свои аудио — уроки душу вкладываю. А они не всем одинаково нужны и важны. И видимо, потому что бесплатны. Вот если бы тысячи полторы российских за один только тропарно — гласовый раздел, о, тогда бы все изучали данный курс практически взахлёб.

А так…можно и на полку закинуть, начав заниматься лишь через месяц, или через полгода…или вообще не начать… Ведь что дано бесплатно, не жалко и потерять.

Церковное пение на богослужениях в православной церкви оставляет желать лучшего в большинстве своём. Но именно те, кто поёт Богу плохо, не желают учиться и улучшать своё пение на клиросе. Как мне до вас достучаться? Подскажите мне, пожалуйста.

Ведь для того, чтобы научиться церковному пению, нужно начать…учиться. Начать, пересилив свою лень. Запеть, преодолев свою робость и страх. Взяться за то, что кажется непонятным и от этого страшным и недоступным.

Вот смотрите(опять я про конец света), давайте представим, что Бог на ваши мольбы и запросы послал всем желающим обучающий материал по церковному пению в виде данного блога или ещё какого подобного этому.

Материал довольно — таки добротный, удобный и понятный к применению. Нужно просто выполнять упражнения по церковному пению РЕГУЛЯРНО. И для этого достаточно НАЧАТЬ.

Пусть по 15′ каждый день, но именно ежедневно, не пропуская и откладывая. тогда и результат положительный будет виден сразу. А раз улучшение станет заметным, то и стимул появится для дальнейшего разучивания и самосовершенствования в церковном пении.

Появившийся стимул сделает желание обучаться более явным и сильным. И уже не по пятнадцать минут в день станете уделять пению, а гораздо больше по времени. Это в свою очередь даст в один день грандиозный прорыв в вашем пении на клиросе и вы станете просто незаменимым клирошанином.

Заманчивая перспектива? Думаю, что да. Плохую услугу с нами играет наше собственное непостоянство. День поучим, три дня отдыхаем, не можем, не успеваем, ещё какие то вдруг неотложные дела появляются. После трёхдневного перерыва приступаем вновь к разучиванию, так ведь позабыли всё за пару то дней!

Сначала учить? Ай, да ну его…это церковное пение. И так сойдёт, спою как — нибудь. Как умею, так и прокричу, прокукарекаю, прокозлогласю…

Безответственность, нерадение, простая человеческая лень. Не оправдывайте её и не позволяйте ей(лени) взять над вами верх. Примите решение и возьмите ответственность за свою жизнь сами и сделайте один маленький шажок в собственном лице для улучшения пения на клиросе в православной церкви. И Бог нам всем в помощь.

Кому и зачем стоит пойти на певческие курсы

Православный христианин, хоть раз побывавший в храме, восхищается церковным песнопением. При каноническом исполнении богослужение наполнено особой благодатью и благоговением. Клирос – один из способов служения богу. Почти любой прихожанин может петь в церковном хоре, пройдя обучающие певческие курсы.

Как выбрать курс

Обучение церковному пению получило распространение с середины 80-х годов прошлого века. После периода «советского атеизма» люди тянулись в храм. Возрастал интерес к богослужениям. Ощущалась нехватка певчих.

Так при церквях появились обучающие певческие курсы. В крупных городах набор проходит ежегодно. Для выбора направления нужно обратиться к настоятелю или к регенту для грамотного определения подходящего.

В Москве каждый год идет набор на регентско-певческие курсы при Храме прп. Марона Пустынника Сирийского. До обучения желающим нужно определиться с направлением, их три:

Первое отделение подойдет прихожанам с музыкальным образованием или без него, но с минимальными вокальными данными. После прослушивания у регента можно выбрать подготовительную программу или сразу основную. Чтобы научиться петь на клиросе, понадобится минимум 2–3 года. Курсы бесполезны без практики пения в церковном хоре.

Для поступления на регентское отделение требуется подготовка или опыт в руководстве хором, музыкальное образование или хотя бы певческие курсы при храме. Регент — руководитель хора, это следующая ступень в развитии исполнителя церковных песнопений.

На отделение чтецов принимаются все желающие с благословения настоятеля храма. Если опыта группового пения нет, вокальные данные неразвиты, лучше выбрать это направление. После практики чтения во время богослужения можно попробовать обучиться на певчего.

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

  • Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
  • Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
  • Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.

Что изучают на курсах

Каждое отделение проходит несколько обязательных дисциплин. На певческом это:

  • церковнославянский язык;
  • обиход церковного пения;
  • вокальный ансамбль;
  • постановка голоса;
  • хоровое пение;
  • сольфеджио;
  • история становления церковного пения.

В певческих классах занятия организуют исходя из результатов прослушивания.

Как и где можно применить полученные знания

Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.

Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.

Отзывы тех, кто прошел курсы

«Для меня было открытием, что певческие курсы можно пройти онлайн, по скайпу. Учеба, работа, маленький ребенок… Не хватало времени, чтобы посещать занятия в храме. Организация процесса через интернет стала настоящим спасением. Я планировала прослушать подробно осмогласие, церковный устав, но получила огромную практику взаимодействия с участниками хора, разобралась в последовательности песнопений, упорядочила имеющиеся скудные знания о церковном обиходе. Помимо практических занятий, огромная часть работы проводилась самостоятельно по рекомендованным учебным материалам.

В теории помогла книга Клавдии Никольской – Береговской «Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века» В аудировании полезно слушать пособие «Школа церковного пения. Осмогласие» для понимания и практики в песнопении смешанного четырехголосного хора. Курсы систематизировали имеющиеся знания, дали много дополнительного материала и практики».

«До того как я пришел в храм и попросился в церковный хор, за спиной было обучение в консерватории П. И. Чайковского. Обучение проходило при монастыре Московской Сретенской Духовной Семинарии. После прохождения певческого курса я участвовал в песнопениях при храме. Иногда меня просили руководить хором. Еще через некоторое время был собран и организован коллектив певчих, которым мне предстояло управлять. То есть из певчих я дорос до регента. Но, кроме работы при храме, я занимаюсь оперным пением, к чему меня подтолкнуло во многом церковное пение и работа в храме. Сейчас регентство – это скорее хобби, чем основная работа. Однако это огромный вклад в духовное и профессиональное развитие музыканта и приобретение опыта».

«Я всегда была человеком воцерковленным, посещала литургии и богослужения. Постепенно появилось желание петь в хоре. Мне казалось, что это очень приближает к богу, создает атмосферу благодати и одухотворения. Когда подошла к регенту с просьбой, получила рекомендацию пройти певческие курсы и не пожалела об этом. Помимо певческого опыта, получила много базовых знаний о церковном обиходе, нотной грамоте, развитии голоса и работе в хоре. Планирую в будущем пройти обучении регентству».

Требования к будущему курсанту певческого отделения

Для обучения пению на клиросе требуется:

  • быть крещеным в православной вере;
  • иметь начальное музыкальное образование;
  • при отсутствии образования – певческие данные, слух и голос.

Обязательно получить благословение настоятеля.

Школы и курсы церковного пения

В Москве наибольшую известность получили:

  • Московская школа Византийского пения «Псалтика»;
  • Московская Сретенская духовная семинария;
  • Школа Византийского пения «Схолион Псалтикис».

Почти в каждом крупном городе при православном храме организованы курсы для певчих.

Для чего поют в храме

Часто посетителям непонятно, для чего петь во время богослужения, ведь молитвы можно просто читать.

Опытные прихожане, настоятели храма, регенты на это отвечают, что церковь без пения – церковь без души. Песни в храме — это выражение душевной боли человека, его переживаний.

Все службы в церквях и храмах поются:

Человек, который приходит в церковь с болью, вопросом, духовными переживаниями получает вдохновение и облегчение благодаря церковному пению, приближающему прихожанина к богу. Текст молитвы в виде песни легче проникает в сердце и душу. Церковное благолепие быстрее достигается через пение, чем через сухое чтение псалмов и молитв.

Несколько полезных советов

Приняв решение пойти на курсы пения, нужно правильно оценить вокальные возможности и желание обучаться. До начала занятий определите для себя следующее:

  • Где проходят курсы. Это может быть храм возле дома или приход у определенного настоятеля.
  • Для чего обучаться. Курсы полезны для профессиональной карьеры или для того, чтобы быть ближе к богу. Миссия у каждого своя.
  • Вовремя остановиться, если не получится. Не всем дано петь на клиросе. Если в процессе окажется, что обучение не дается и не по душе, то лучше прекратить занятия.

Церковное пение – непростой путь служения господу. Но если есть желание, можно получить необходимые знания и практику при храме в своем городе с благословения настоятеля.

Алексий I, патриарх: «Певчий на клиросе — это ученик, который пошел в первый класс ангельской школы. Сегодня певчий только учиться славить Бога. Если певчий пройдет свой путь достойно, после смерти он перейдет во взрослый лик настоящих ангелов».

Ссылка на основную публикацию