Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Обряд освящения предметов

Освятить предмет, помещение, имущество можно в любой день, когда это будет удобно вам и священнику.

Следует обратиться к служительнице в церковной лавке,

которая подскажет, когда удобно договориться с батюшкой.

А также уточнит о возможном пожертвовании.

Также можно позвонить по телефону Покровской церкви:

(911) 906-3030

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете,

все делайте во славу Божию

Освяще́нием мы называем обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

Почему мы обращаемся за просьбой к Церкви освятить предметы,

или имущество (дом, квартиру, офис, магазин…)

В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.

Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

О Святой воде и освящении

Святая вода несёт в себе Божественную энергию. Не только потому, что она ограждает от зла. Хотя освящая ту или иную вещь, или помещение, мы стараемся предохранить себя от того, чтобы этот предмет не стал орудием зла. От зла мы пытаемся защитить, прежде всего, человека, который пользуется или соприкасается с этими предметами материального мира. Но через окропление святой воды мы воспринимаем Божественную благодать. Наши силы удваиваются. И не предмет, помещение, прежде всего, освящается, а люди, которые будут им пользоваться, жить в нем или работать.

Освящение — благословение

Применительно к чинопоследованию освящения более уместно слово «благословение»: при его совершении мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел – или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь тех, кто пользуется им. Поэтому такое освящение – не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения сами своей жизнью соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.

Освящение дома, квартиры

Во время освящения квартиры и дома, священник с помощью молитв призывает Святаго Духа и изгоняет злых духов из этого помещения. Квартира освящается, посвящается Богу и находится под покровом Ангела. Ангел хранит это жилище при условии, что в нём проводят нормальный, нравственный образ жизни. И каждый, кто живет в этом доме, находит для себя путь соединения с Богом.

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нём благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.

Подготовка дома к освящению: для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы. Обязательно проверьте, нет ли в квартире оккультной литературы, оберегов (в т.ч. подковы над дверью), астрологических календарей, статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т.п. Есть ли в вашем доме иконы Спасителя, Божией матери, особо чтимых святых.

Освящать жилище нужно единожды. Впоследствии полезно самостоятельно с молитвой окроплять помещения святой водой или окуривать фимиамом.

Очень важно, приглашая священника для подобного частного богослужения, не относиться к освящению помещения, как к какому-то магическому ритуалу, а быть участниками богослужения, присоединять свой молитвенный голос к молитве священника.

Освящение офиса, учреждения, предприятия

Место, где человек трудится и проводит большую часть времени освящать можно и нужно. Освящение офиса, учреждения, предприятия является выражением нашей надежды на Бога, нашей веры в то, что все происходит по Его святой воле. Освящая учреждение, мы ограждаем свое рабочее пространство от бедствий и получаем благословение на добрые и созидающие дела.

При освящении учреждения необходимо выбрать время освящения так, чтобы работающие в организации могли принять участие в чине освящения совершаемом священником. Трудящиеся в учреждении люди своей общей молитвой показывают, что их среда и место их труда – это территория Бога и злу здесь места быть не должно.

Освящение транспорта

Довольно большое время нашей повседневной жизни мы проводим в автомобиле. К тому же мы понимаем, что любое транспортное средство является предметом повышенной опасности и для водителя, и для окружающих людей. Все это побуждает христиан обращаться к Богу с тем, чтобы Господь сохранил нас и наши автомобили, помогал в пути, защищал, чтобы благополучно путь на нем завершался после каждой поездки. Освящение автомобиля – это благословение автомобиля и владельцев его. Христианин, освящая транспорт, посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. То же относится не только к автомобилю, но и к лодке, катеру, мотоциклу, скутеру, летательным аппаратам и т.п.

Перед освящением машины подгоняют к храму. Нужно открыть капот, двери и багажник автомобиля с тем, чтобы священник мог окропить весь автомобиль святой водой. Священник читает ряд молитв и затем кропит машину святой водой. В салоне автомобиля на передней панели помещается икона. В церковной лавке нашего храма, или любого другого можно приобрести икону, которая с помощью клея или магнита легко крепиться к поверхности панели.

Освящение автомобиля налагает определённые обязанности. После освящения в автомобиле нельзя курить. Водитель должен стараться не нарушать правила дорожного движения. Если водитель ведет себя на дороге некорректно по отношению к другим участникам дорожного движения, рискует безопасностью людей – он совершает грех. И грех будет ещё тяжелее, если все эти нарушения будут совершаться в освящённом автомобиле.

Человек должен помнить, что машина – всего лишь средство передвижения. Освящая машину, он стремится освятить себя, сохранить свою бессмертную душу. Освящение автомобиля – это совместная молитва и Божие Благословение через священника, поэтому во время чина освящения автомобиля необходимо молитвенное участие владельца транспорта и его спутников.

Если пока не получается освятить машину, можно повесить икону и, садясь за руль, помолиться перед ней о благополучной дороге.

Освящение плодов

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов, над которыми священник совершал обряд возношения.

Этот обряд знаменовал собой освящение плодов, а также благодарность Господу, от Которого исходит «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Послание Иакова 1:17). Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утверждённый Божественной заповедью, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета перешёл в состав священнодействий новозаветного богослужения. Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня. В нашей же стране, на большей части территории которой виноград не растёт, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – «яблочный Спас». В Требнике, в 10-й главе говорится также об овощах, которые должны приноситься «в своё время ко храму на благословение».

На освящение винограда и яблок, а также на освящение овощей в Требнике имеются две молитвы, читаемые священнослужителем. В этих молитвах Святая Церковь от лица своих чад просит Бога освятить начатки овощей и плодов, дабы они вкушающим были «в веселие» и «во очищение грехов». По прочтении молитв приношения, при пении праздничного тропаря, плоды окропляются святой водой.

Освящение иконы и нательного креста

Освящение иконы и нательного креста происходит в храме во время водосвятного молебна или по отдельной просьбе, с которой вы можете обратиться к священнику.

В Русской Православной церкви традиции иконы принято освящать. Для этого священник выполняет особый обряд – чин освящения и благословления иконы, окропляя её при этом святой водой. После освящения икона используется для молитвы и богообщения.

Если вы покупаете икону и нательный крест в храме или монастыре, то в большинстве случаев они уже освящены, и вам не нужно повторно совершать этот обряд. Обязательно уточните у продавца, освящены ли образы, которые вы желаете купить. Также образки, иконы и нательные кресты должны соответствовать православным канонам.

Икона и нательный крест освящается в следующих случаях:

  • Если икона вновь написана или подверглась реставрации;
  • Если икона претерпела поругание, была осквернена (к примеру, выброшена в мусор);
  • Нательные кресты можно передавать на освящение как с цепочкой, так и без;
  • Не подлежат освящению крестики, сделанные по католическому образцу (внешне это выражается в том, что ноги Спасителя на Распятии сложены крестообразно и прибиты одним гвоздём, а не двумя, как в православной традиции);
  • К нательному кресту следует относиться благоговейно, стараться никогда не снимать его. В случае, когда маленький ребенок хватается за свой крест, подносит его к лицу и может причинить себе вред, крестик следует поместить рядом с ребёнком, к примеру – над его кроваткой. Не следует носить нательный крест поверх одежды, выставляя его напоказ.

Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Действия, совершаемые при освящении храма, имеют таинственное знаменование и древнее происхождение. Обряд освящения начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Утверждение престола духовно указывает на вселение Господа среди верующих для их освящения. Доска престола утверждается четырьмя гвоздями для напоминания о пригвождении Спасителя ко кресту.

Углы престола, знаменующего гроб Христов, скрепляются особым благовонным составом (воскомастихом), для означения той благовонной мази, которою Никодим и Иосиф помазали снятое со Креста тело Спасителя. После утверждения престола совершается омовение его, которое есть древнее и священное действие.

Пример очищения храма Божия и алтаря предписан был в Ветхом Завете (Лев. 16, 16–20). Престол омывается сперва теплою водою с мылом, а потом розовою водою с красным вином, в воспоминание того, что Церковь омыта и освящена Кровию Иисуса Христа, которую прообразовала жертвенная кровь, излитая Моисеем на алтарь при освящении скинии (Лев. 8, 24).

Престол помазуется Миром в знак излияния благодати Божией. Миропомазание престола и храма употребляется издревле. Сам Бог повелел Моисею освятить елеем помазания алтарь в скинии, и Моисей помазал алтарь и освятил его (Чис. 7, 1).

После помазания престола на него возлагаются две одежды, соответствующие духовному значению престола как гроба Господня и Престола Царя Небесного. Нижняя одежда препоясуется вервию для напоминания о тех узах, которыми был связан Спаситель и приведен к первосвященникам Анне и Каиафе.

После освящения престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и помазанием святым Миром стен храма. Каждение архиереем всего храма изображает славу Божию, в виде облака покрывающую ветхозаветное святилище (Исх. 40, 34; 3 Цар. 8, 10). Помазание стен Миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.

После возвращения духовного собора в алтарь архиерей читает молитву, и возжигает своими руками первую свечу, и поставляет ее возле престола на горнем месте. Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

По освящении храма бывает торжественный крестный ход со святыми мощами вокруг храма или в другой, ближайший, храм для перенесения мощей в новоосвященный храм. Это последнее действие означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма.

Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего. При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша» и проч. А певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Эти слова псалма, по объяснению святого Иустина мученика и святителя Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам вознесения Иисуса Христа на небо.

Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы».

Читайте также:  Детям о Святой Троице: детские лекции и рассказы о трех ипостасях Господа, дне и празднике Троицы

И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников (7 прав.).

Как и когда выполнить освящение квартиры: порядок проведения ритуала

Смысл обряда освящения

Главная задача ритуала – прошение у Господа Божьей благодати. Совершая священнодействие, верующий наполняет душой каждый свой поступок, делая его во благо Творца. Батюшка, который проводит чин, является всего лишь посредником между христианином и Создателем, а потому ответственность за праведность лежит исключительно на плечах жильцов дома.

Главная задача ритуала – прошение у Господа Божьей благодати

Обычно причин, по которым у православного христианина возникает желание освятить свое жилище, несколько:

  • череда несчастий или бед, преследующая человека;
  • невозможность решить сложные жизненные проблемы;
  • внезапное заболевание;
  • подозрение на порчу или сглаз.

Однако некоторые люди проводят ритуал просто для профилактики, когда ничего страшного не случилось. Особенно часто священнодействие совершается после покупки новой квартиры или переездом.

Чин освящения нового дома

Согласно Книге Бытия, весь мир живет по законам, данным нам Богом. Без согласия Творца невозможно ни одно благое дело, а потому перед каждым новым начинанием необходимо получить Божье благословение.

В православии новый дом принято освящать по аналогии с церквями и храмами. Собираясь возводить жилище, у его основания закладывают крест, а на стены вешают иконы, как символ присутствия Святого Духа. После обряда в такой квартире можно проводить любые службы, кроме главных церковных таинств. Также туда разрешается вносить Чашу с Чудесными Дарами и другие православные святыни.

Видео «Молитва на освящение жилища»

В этом видеоролике представлена аудиозапись молитвенного обращения.

Правила и суеверия

Освящение квартиры – это совместный молебен священника с жильцами дома о Божьей защите, помощи, благословении. Совершая ритуал, батюшка подтверждает перед Создателем, что люди под этим кровом будут жить праведно, соблюдать Законы Божьи и регулярно посещать храм.

Некоторые христиане придерживаются мнения, что нельзя проводить обряд во время поста, однако церковные каноны не запрещают этого делать. Освящать жилье можно в любой день и любое время по согласованию со священнослужителем, в том числе во время Великого Пасхального поста.

Еще одно заблуждение, которое часто можно услышать от верующих, гласит, что женщине во время критических дней запрещено посещать церковь или быть участницей священнодействия. В данном случае запрет распространяется только на Таинство Крещения и Помазания, а вот освящать дом разрешено. Во время ритуала хозяйка квартиры должна быть с покрытой головой, а вот на мужчин это правило не распространяется.

Освящение жилища – это совместный молебен священника с жильцами

Освятить жилище по церковному чину разрешено только один раз. Если возникает потребность почистить квартиру самостоятельно, это можно сделать горящими свечами, молитвами или святой водой. Частота подобных процедур не ограничена.

Хорошо время от времени окроплять углы комнат крещеной водицей, осеняя их крестным знамением, а также читая молитвослов. Как правило, ритуал проводят женщины, открыв предварительно все двери и окна. Это нужно для того, чтобы вся нечистая сила, скопившаяся в доме, могла свободно выйти, а не прилипнуть к тому, кто совершает обряд.

Проведение обряда освящения батюшкой

Священники, являясь членами православной церкви, наделены правом освящать жилище и быть посредниками между мирянами и Господом. Чтобы заказать требу, достаточно обратиться в ближайший храм.

Время проведения ритуала обычно составляет около 30-45 минут, однако может достигать и 1 часа.

Четко указанной стоимости за обряд не существует, так как по канонам все требы проводятся церковью бесплатно. Однако в качестве благодарности разрешено сделать символическое пожертвование храму.

Подготовка

Перед приходом священнослужителя нужно правильно подготовить дом для ритуала:

  • навести порядок в квартире;
  • избавиться от ненужных вещей и прочего хлама;
  • зажечь у иконостаса лампадку, поставить свечи;
  • предоставить батюшке столик или тумбочку для ритуальных атрибутов.

Проведение ритуала

Чин освящения жилища совершается строго по правилам, установленным православной Церковью. Обряд состоит из нескольких этапов, плавно перетекающих друг в друга:

  • сначала на стены каждой комнаты и над главным входом наносится изображение православного креста;
  • произносятся начальные молитвы, в том числе «Благословен Бог наш»;
  • далее следует пение Псалма 90, после чего читается тропарь;
  • освящается елей, которым позже будут благословляться наклейки с крестами;
  • батюшка окропляет всю квартиру святой водой, после чего наносит масло на крестные изображения;
  • в последнюю очередь окропляются жильцы дома, которые по окончании прикладываются устами к наперсному кресту;
  • завершается ритуал каждением каждой комнаты.

Самостоятельное освящение жилища

Воцерковленному человеку, который живет праведной жизнью, соблюдает все посты и не нарушает Божьи законы, православная церковь не запрещает проводить обряд самому, без помощи священника. В домашних условиях освящение можно совершать двумя способами: крещенской водой или при помощи церковных свечек.

Водой

Перед тем как приступать к освящению жилья, человек несколько дней обязан выдержать строгий пост. Он не должен употреблять пищу животного происхождения и алкоголь, курить, сквернословить. Все это время христианину следует усердно молиться, испрашивая у Господа благословения на проведение освящения. В субботу необходимо тщательно убрать квартиру, а у иконостаса зажечь лампадку.

Самостоятельное освящение квартиры водой проводят в воскесенье

Сам ритуал проводится в воскресенье. Женщины покрывают голову, надевают платья или юбки в пол, закрытые рубахи. Обязательно следует надеть нательный крестик. Человек, который освящает жилище, смачивает пальцы, сложенные троеперстием, святой водой, а затем окропляет ими комнаты начиная от иконостаса. Идти нужно по часовой стрелке, говоря вслух молитвенное правило.

Свечами

Согласно православным канонам, церковными свечками квартиру освящают по четвергам. Накануне обряда посещают храм, где ставят Николаю Чудотворцу три свечи, прося у святого благословения на священнодействие.

Придя домой, зажигают свечу и медленно обходят с ней все углы. При этом каждый раз останавливаются, осеняя стены крестным знамением и произнося молитву. Ритуал проводят вдумчиво, не прерываясь, обходя квартиру по часовой стрелке. Если огонь начинает потрескивать, в таких местах нужно задержаться подольше, чтобы выжечь скопившуюся негативную энергию.

Чтобы добиться положительного результата, обряд проводят на протяжении трех недель, каждый раз предварительно посещая церковь. В течение этого времени постоянно наблюдают за характером пламени и домашней атмосферой. Обряд считается проведенным успешно, если огонь перестает трещать, а среди жильцов воцаряется мир, гармония и спокойствие. Если своими силами справиться не удалось, лучше пригласить священнослужителя.

Церковными свечками квартиру освящают по четвергам

Как проверить и закрепить ритуал

Первый признак удачного освящения – в доме прекращаются ссоры, заканчивается черная полоса, атмосфера перестает быть напряженной. Однако самостоятельно проведенный обряд не всегда бывает удачным. Иногда негативная энергия снова возвращается спустя несколько недель. Чтобы этого не произошло, через три дня после последнего ритуала его проводят еще раз, закрепляя результат.

Чтобы проверить эффективность обряда, следует зажечь вертикально поставленную свечу и дать ей догореть до половины. Далее рассматривают расплавившийся воск. Если форма неправильная, некрасивая, а цвет темный, почти черный, то негативная энергия еще присутствует в доме. Для ее устранения необходимо пригласить батюшку или еще раз провести освящение самостоятельно.

Христиане, следующие законам Божьим, перед каждым новым начинанием спрашивают Божьего благословения. Заручившись поддержкой Творца, они не боятся нечистой силы, а дух их полон веры и благодарности. Освящение жилища – это обязательная мера для воцерковленного человека, который живет праведной жизнью, стремясь стать ближе к Господу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

#СвоимиГлазами: как освящают православный храм

Сегодня я не только покажу вам как глава Русской Православной Церкви освящал новый храм, но также попытаюсь объяснить важнейшие моменты православного богослужения и расскажу о характерных чертах любой архиерейской службы.

К восьми часам утра я был у входа в храм. На улице – тьма, под ногами – гололёд, но, несмотря на это, к церкви со всех сторон стекались пожелавшие принять участие в историческом богослужении горожане. Внутри храма пока что малолюдно, однако хор, пономари и иподиаконы уже на месте и готовятся к встрече Патриарха.

Чин освящения храма, которое началось ещё до приезда Патриарха, торжественен и исполнен символизма – как и любое другое богослужение Православной Церкви. Большая часть священнодействий проходит внутри алтаря за закрытыми царскими вратами. Однако некоторые из них совершаются на виду у мирян. И если большая часть принадлежностей для освящения скрыта от глаз прихожан, то святые мощи, которые вы видите на следующем снимке, помещаются на солее храма пред образом Спасителя, на виду у всех участников Богослужения.

Как рассказывается на сайте “Православие.Ru”, великое освящение храма состоит из четырёх этапов. Первые три, проходящие в алтаре – это устройство престола, его омовение, помазание и облачение. Престол – это ни что иное как стол, на котором совершается литургия.

Одетый в специальный защитный передник, называемый запон, епископ Солнечногорский Сергий окропляет престол святой водой и поливает его углы специальной смесью из воска, мастики и других ингридиентов – воскомастихом. С его помощью, а также посредством гвоздей, которые священники забивают плоскими камнями (по храму святого Александра Невского в этот момент разносится грохот) закрепляется или утверждается доска престола. После этого царские врата открываются, и епископ встаёт на колени для того, чтобы вместе с остальными участниками богослужения попросить Бога освятить храм и жертвенник.

После омывания престола вином и розовой водой и помазания святым миром, святая трапеза облачается в особые одеяния и опоясывается верёвкой.

Вместе с епископом Выборгским и Приозёрским Игнатием взяв в руки кадило, владыка выходит из алтаря в храм, для того, чтобы освятить остальную часть Александро-Невского храма. В руках у епископа Игнатий – длинная палка с кисточкой на конце. С её помощью владыка помазывает стены храма святым миром. Сопровождающий двух епископов настоятель храма иерей Александр Соколов окропляет стены церкви святой водой.

Последний этап великого освящения храма – это перенесение и положение святых мощей под престол. Совершать его будет сам Патриарх, который прибудет с минуты на минуту. В ожидание правящего архиерея (став Патриархом, Кирилл оставил за собой управление Калининградской епархией) в храме выстраиваются представители местного духовенства.

Больше всего забот сейчас у иподиаконов – специальных церковнослужителей, чья задача – прислуживать Патриарху и архиереям. Один из них приготовил патриарший жезл;дикирий и трикирий – специальные подсвечники, которыми Святейший будет благословлять молящихся, крепко держат двое диаконов.

Под колокольный звон в храм входит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Иподиаконы надевают на Патриарха зелёную мантию; с посохом в руках Святейший направляется в к алтарю.

Сегодняшний день не случайно выбран для освящения Александро-Невского храма. 6 декабря по новому стилю церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Прежде чем войти на солею, Патриарх молится перед иконой великого русского святого.

Наступает черёд облачения Патриарха, вернувшегося в середину храма. Это очень красивый обычай: священники один за другим выносят на блюдах части облачения, надевать которые Святейшему помогают иподиаконы.

Подобно священникам, Патриарх сначала надевает на себя подризник (на первом снимке), епитрахиль и поручи (следующий снимок), также пояс.

Из всех православных архиереев только Патриарх во время службы носит на груди две Панагии (так называется медальон с изображением Богоматери) и крест. Подобно другим архиереям Предстоятель Церкви одет в саккос, шею и плечи Патриарха огибает широкая лента – омофор. Завершает облачение особый головной убор – патриаршая митра.

Взгляните на следующую фотографию (помимо епископа Игнатия и епископа Сергия в кадр попал также сослуживший Патриарху викарий Калининградской епархии епископ Серафим) и убедитесь, что одеяние Патриарха очень похоже на облачения присутствующих на богослужении архиереев.

После совершения крестного хода Патриарх торжественно вносит в алтарь святые мощи, которые, как я уже писал, до этого находились возле иконы Спасителя. Взяв в руки блюдо на подножии (дискос) со святым мощами Патриарх Кирилл поднимается в алтарь для того, чтобы помазав миром, положить мощи в специальный ковчежец. Отныне мощи будут находиться в основании престола.

Затем Патриарх, а с ним и все молящиеся, встают на колени. Предстоятель читает вслух молитву о создателях храма.

Патриаршая служба продолжается. После освящения храма начинается литургия. Омовение рук – характерная особенность этого архиерейского богослужения.

Важным моментом богослужения является малый вход, который был ознаменован возведением настоятеля храма отца Александра Соколова в сан протоиерея. В “прошлой жизни”, до священства, отец Александр, к слову, был успешным лёгкоатлетом. Прошли годы, и бывший спортсмен возвёл храм во имя своего святого покровителя и был удостоен за это высокой церковной награды.

Читайте также:  Венцы для венчания: что это такое и что означают, какие нужны и кто должен держать

“Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать, – из глубины веков призывает святой апостол Пётр участников богослужения. Апостольское послание велегласно читает протодиакон Андрей Пасхин.

Одно из центральных мест в православном богослужении занимает Евангелие, отрывок из которого зачитывается с особенной торжественностью. Во время архиерейской службы с обеих сторон от Евангелия встают двое пономарей с металлическими опахалами, изображающими серафимов – рипидами.

После поминовения живых и усопших наступает время великого входа, призванного напомнить верующим о добровольном исшествии Иисуса Христа на страдания и смерть. После великого входа Патриарх Кирилл должен совершить хиротонию московского диакона Димитрия Смирнова во священника.

Во время великого входа святые дары под пение Херувимской песни с особой торжественностью переносятся с жертвенника на престол. Возглавляет вход диакон, который уже через несколько минут станет священником. На голове отец Димитрий несёт прямоугольник из ткани, так называемый возд х, который он прямо сейчас отдаст одному из диаконов в знак прекращения своего диаконского служения.

Уже не диакон но ещё не священник стоит напротив царских врат, ожидая окончания Херувимской песни.

После благословения народа Патриархам сопровождаемый диаконом и протодиаконом рукопологаемый возвращается в алтарь. Здесь ему предстоит обойти вокруг престола, а затем преклонить колена, для того, чтобы получить благословение читающего особые молитвы Предстоятеля Русской Церкви.

– Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священнодействовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения, – молится Патриарх.

Священник Димитрий поднимается с колен, и, ведомый Святейшим, выходит на солею, где Патриарх Кирилл торжественно надевает на него священническое облачение и вручает служебник – книгу, по которой священник отныне будет молиться на богослужении.

Проходит совсем немного времени, и вот уже наступает пора общей молитвы.

Под руководством одного из диаконов молящиеся поют Символ веры – специальный текст, в котором перечисляются основные догматы христианской церкви.

С дикирием и трикирием в руках на амвон выходит Святейший Патриарх. Через мгновение он вернётся в алтарь. Наступает пора самой важной части православного богослужения – евхаристического канона.

С величайшим вниманием и торжественностью Патриарх молится об освящении и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Молитва Господня “Отче наш” известна даже неверующим людям. Это – главная молитва христиан, и потому, точно также как и Символ веры, её принято петь всем присутствующим на богослужении. На солею выходит диакон Даниил Пиганов, вслед за которым “Отче наш” подхватывает большая часть людей присутствующих на службе.

И вот уже царские врата закрыты, священнослужители причащаются в алтаре. На солее – молодой священник Игорь Дюкарев. Его проповедь – это, в какой-то степени обличение всех нас, привыкших требовать у Бога всё, но не готовых чем-либо пожертвовать в ответ.

Если евхаристический канон – это важнейшая часть литургии, то её апофеоз – это, без сомнения, причащение Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина.

Святейший Патриарх сам причащает детей, а затем его сменяет епископ Сергий.

После завершения причастия отец Александр обратился к Патриарху со словами благодарности.

– С сердечной благодарностью и низким поклоном, Ваше Святейшество, от всего сердца благодарим Вас с сыновью любовью за то что Вы посетили свой храм и сегодня совершили это великое освящение, – говорит священник своему правящему архиерею.

Настала пора для Первосвятительского слова, которое Патриарх Кирилл посвятил подвигу святого Александра Невского.

– Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие большие это были битвы, – заметил Патриарх. Однако, подчеркнул Святейший, в те времена, вообще-то не было масштабных сражений, и небольшие битвы были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси.

Патриарх Кирилл отметил, что церковь, однако, чтит святого Александра не только за воинские подвиги и успехи на государственном поприще. Распяв свою гордость, отправляясь на поклон в Орду, без чего Русь не могла бы выжить, благоверный князь принял на себя поношение, и, возможно, даже и смерть (многие учёные считают, что Александр Невский был отравлен в ханской ставке).

Поблагодарив главу Калининграда Александра Ярошука за помощь при строительстве храма, Святейший подарил приходу икону святого Спиридона Тримифунтского.

– Шесть лет тому назад, день в день, я был избран Местоблюстителем Патриаршего Московского престола. Этому предшествовало посещение мною Корфу, молитвы перед нетленными мощами святителя Спиридона. И я имел возможность почувствовать, что святитель Спиридон был со мной в то трудное время. И поэтому мне хотелось в храме Александра Невского, которого я считаю своим небесным покровителем, оставить икону святителя Спиридона Тримифунтского, духовную поддержку которого я чувствую как Патриарх. Его молитвами да хранит Господь всех вас, – закончил своё обращение Патриарх Кирилл.

После этого священники раздали всем желающим иконки с патриаршим благословением; люди также прикладывались к иконе с частицой мощей святого Александра Невского – этот момент вы и видите на следующем снимке.

Вернувшись домой, я связался с руководителем информационного отдела Калининградской епархии иереем Михаилом Селезнёвым, очень помогшему мне при подготовке этого репортажа.

– Отец Михаил, как вы оцениваете сегодняшнее событие? – спросил я у священника.

– Великое освящение храма св. Александра Невского в г. Калининграде, – это окончательная точка в открытии нового прихода в центре города, рядом с БФУ им. Канта. Событие очень радостное и важное, – ответил отец Михаил, и добавил:

– Храм получился очень красивый, под ним находятся различные помещения для духовно-просветительской работы. Как показывает практика, со временем новый храм всегда приобретает новых прихожан. Лично я надеюсь, что со временем среди прихожан, точнее, – не просто прихожан, а активных сотрудников, будет множество студентов из расположенного рядом университета.

Ну что же, пожелания отца Михаила наверняка будут осуществлены, ведь святой великий князь Александр Невский обязательно в этом поможет.

По просьбам читателей выкладываю фотографию общего вида храма святого Александра Невского.

Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА АРХИЕРЕЕМ

Освящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей.

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное.

Приготовление к освящению храма. Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними возжигается лампада.

В самый день освящения храма (до звона) мощи износятся с благоговением в близ находящийся храм и поставляются на престоле. Если же нет вблизи другого храма, то мощи стоят в освящаемом храме на том же месте у местной иконы Спасителя. В самый день освящения храма священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники) и подпоясывают их.

Чин освящения храма заключает в себе:

устройство престола (святой трапезы);

омовение и помазание его;

облачение престола и жертвенника;

освящение стен храма;

перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;

заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма — устройство святой трапезы.

Омовение и помазание престола святым Миром. После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами.

Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

Облачение престола. После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачи€ца» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.

Воздав славу Богу («Благословен Бог наш…»), архиерей повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов. После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Читайте также:  Женское священство: возможно или нет, мнение священников, проблемы и споры, особенности

Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам — свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма. Если же местность не позволяет обнести мощи вокруг храма, то обносят их вокруг престола.

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.

После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст. После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.

После освящения храма сразу же читаются (3-й и 6-й) часы и совершается Божественная литургия.

Освящение храма: значение и чинопоследование

Зачем нужно освящать храм? Как человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется еще «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек, храм нерукотворенный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

Как при крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром[1], так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство – приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Священные обряды на посвящение созданного храма Богу существуют в Церкви с глубокой древности. Освящение скинии [2] (храма) и жертвенника (прообраза современного престола) совершались еще в ветхозаветное время. Так, патриарх Иаков воздвигал каменные алтари и освящал их во имя Господа возлиянием на них елея (Быт. 28, 18; 35, 14). По воле Божией Моисей соорудил скинию при горе Синайской и торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения, покрыв скинию облаком, в котором явилась Его слава (Исх. 40, 9, 16, 34, 35).

Позже царь Соломон вместо скинии построил в Иерусалиме храм и освятил его с большим великолепием, и праздник освящения длился 7 дней в присутствии всего народа (2 Пар. 7, 8–9). В ветхозаветной Церкви освящение совершалось через внесение в скинию или храм Кивота Завета [3], пение псалмов и песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем (освященным маслом), молитву и народное празднество.

И сам древний обычай освящать храмы, и многие его обряды унаследованы новозаветной Церковью. Собственно христианские храмы освящаются по слову самого Господа Иисуса Христа, повелевшего ученикам приготовить в Иерусалиме «горницу большую, устланную, готовую» для совершения тайной вечери (Мк. 14, 15).

Во времена гонений христиане, конечно, не могли освящать храмы так открыто и торжественно, как в древности, но строились они обычно над гробами мучеников, чем уже освящались. Этот обычай полагать под престолом останки святых мучеников навсегда утвержден 7-м Вселенским собором: хотя гонения и прекратились, христиане не хотели забывать, что Церковь утвердилась кровью мучеников ха Христа и продолжали строить храмы над их гробами; но поскольку число храмов быстро росло, и не везде были гробницы мучеников, то со временем стали привозить частицы мощей и закладывать их под престолом. Храмы должны были строиться с благословения епископа. Так постепенно утвердился обычай освящать место совместной молитвы христиан положением в церквах мощей и епископским благословением.

С увеличением количества церквей епископы уже не имели возможности освящать все храмы, и освящали только престол, или его верхнюю доску, а освящение здания предоставляли пресвитерам (священникам). Это послужило началом для устройства переносных престолов, какие уже были в войсках имп. Константина Великого, и антиминсов (греч. antimísion – «вместо престола») – четырехугольных платов из льняной или шелковой материи с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения 4-х евангелистов, а на верхней части вшивается частица мощей. Антиминсы появились, по-видимому, во времена гонений христиан, когда из-за постоянных преследований невозможно было иметь во всех молитвенных собраниях твердые престолы, освященные епископами, а освящать их священникам согласно Апостольскому преданию нельзя. Антиминс, освящаемый только епископом, заменял освящение престола и имел то преимущество, что его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных [4].

С IV в., когда прекратились гонения на христиан, началось торжественное и открытое освящение храмов. Император Константин Великий основал в Иерусалиме, на горе Голгофе великолепный храм Воскресения Христова, на освящение которого он пригласил в 335 году присутствовавших на Тирском соборе епископов, священников и диаконов. Богослужение в этот день началось с захода солнца и длилось всю ночь, а само торжество освящения продолжалось 7 дней.

С IV в. обычай торжественного освящения храмов распространился по всему христианскому миру. Его важнейшими элементами были водружение креста на месте устроения престола, помазание стен священным елеем и кропление их святой водой, чтение молитв и пение псалмов. Все они сохранились и до наших дней; сохранилась от IV в. и молитва свт. Амвросия Медиоланского на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при освящении после устроения престола.

Полный чин освящения храма сложился не позднее IX в., отдельные же священнодействия и молитвословия, входящие в его состав, зародились еще в глубокой древности. Он заключает в себе:

  • устройство престола (по ц.слав. трапе́зы) в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами;
  • омовение престола водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте; после престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований;
  • облачение престола и жертвенника (места, где приготовляется жертва перед перенесением на престол) в специальные одежды[5]; поскольку престол имеет двоякое значение – гроба и престола славы Божией – на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу;
  • освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром; каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию;
  • перенесение крестным ходоми положение под престолом и в антиминс мощей; мощи, по обычаю, переносятся из ближайшего храма, что означает, что благодать освящения переходит и подается новопостроенным храмам от первых храмов; внесение мощей в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего;
  • заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст.

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия. И после в новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Освящение храма может быть «великим» и «малым». Великое освящение, как мы уже выше отметили, может совершаться епископом (архиерейским чином) или священником (иерейским чином) и не только над новопостроенным храмом, но и в тех случаях, когда по какой-либо причине оказывается поврежденным или передвинутым престол. Так, возвращенные после долгих лет советской власти храмы, в которых были клубы, склады, цеха и т.п., подлежат Великому освящению.

Отличие иерейского чина в том, что поскольку священник сам не может освящать антиминс и освящает храм через положение на его престоле антиминса, уже освященного и присланного архиереем, то из полного, архиерейского чина исключены все священнодействия и молитвы, связанные с освящением антиминса (мощи также не переносятся и не полагаются под престол и в антиминс), и в общем сам чин менее торжественен и значительно короче архиерейского.

Если престол храма не был сдвинут со своего места или поврежден, но каким-то образом были нарушены неприкосновенность и святость престола, то, по благословению епископа, бывает особенное обновление храма молитвой и окроплением святой водой, которое называется Малым освящением храма.

Нарушается неприкосновенность и святость престола, когда неосвященный человек коснется престола, его священной утвари и одежд (напр., при угрозе пожара); после осквернения храма от еретиков и язычников, когда они совершают в нем свое служение.

[1] Миро – особенный состав из благовонных веществ и елея, или оливкового масла, для священного помазания.

[2] Скиния (еврейск. «шалаш», греч. skeno – «шатер») – собственно подвижной шатер, переносная палатка; походная церковь израильтян, до иерусалимского храма.

[3] Кивот Завета – в древнееврейском храме кедровый с золотом поставец, в котором хранились скрижали Завета.

[4] Согласно канонам, можно совершать Божественную литургию вне храма, на антиминсе; но в неосвященном храме совершать литургию нельзя.

[5] Престол облачается в две одежды: нижнюю, срачи́цу (ц.-слав. вариант «сорочки») белого цвета в виде чехла и верхнюю, инди́тию – парчовый или шелковый плат, блестящий и украшенный.

Ссылка на основную публикацию