Отрок в православии: кто такой, возраст отрочества и младенчества в православии, особенности

Отрок в православии: кто такой, возраст отрочества и младенчества в православии, особенности

В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).

В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.

Установление семилетнего возраста для начала исповеди перед причастием – скорее не правило, а традиция нашей Церкви. У святителя Тимофея Александрийского (+ 385 г .) в его канонических ответах на вопросы епископов и клириков возраст ответственности определен десятью годами: «Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога? Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные – с последующих лет» (Правила Православной Церкви, т.2, М., 2001, с.488-89). Здесь нет противоречия с установившейся практикой. Сознание нравственной ответственности растет по мере внутреннего созревания человека. Семь или десять лет устанавливаются условно. Семилетний отрок делает только первые покаянные шаги. Поэтому можно говорить пока о неполной вменяемости ему греха. Зрелость воли и нравственного сознания достигается годам к 14-ти.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

До скольки лет отрок в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как и в обычном возрастном описании, так и в церковном, есть определенные названия возраста человека. Они имеют несколько иные названия, а также понятия. Чаще всего их используют при написаниях записок в храмах. Для детей определяют два понятия: младенец и отрок. Возраст отрока в православии принято считать с 7 и до 14 лет. Именно в этот период ребенок уже может принимать решения и нести за них ответственность.

Отрок — это сколько лет в православии

Отроком принято называть ребенка, только с того момента, когда он самостоятельно сможет принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Зачастую такую возрастную границу ставят на возраст 7 лет.
До этого момента считают, что ребенок еще пребывает во младенчестве и очень зависим отрешений своих родителей. А вот пребывая в отрочестве, он уже может отвечать за свои грехи. Именно с этого возраста ребенок может исповедоваться. Это объясняется тем, что его нравственное сознание пробуждается настолько, что неправильные поступки могут быть признанными как грех, и за них ему необходимо будет нести моральную ответственность.

В младенчестве поведение ребенка в основном основано на природных потребностях и не контролируется нравственными правилами. Но со временем это чувство возрастает. А так как дети легко возбудимы и впечатлительны, то такие поступки могут быть результатом их воли.

И исходя из этого, такие поступки грехами человека в православии не считаются. Но вот быть категоричным в плане того, что возраст для всех детей одинаков – это ошибка. Ведь все разные и развиваются неодинаково.

Это же относится и к того, до какого возраста отрок в православии. Принято считать, что данный период заканчивается в 14 летнем возрасте. Это также условно. Такой критерий был установлен из-за возможности вступать в брак. Хоть у многих православных народов такой возрастной уровень также отличался. Но было точно известно, что этот возраст был старше 14 лет. После этого периода наступала следующая ступень – это юность. И к нему были свои требования.

Отроки в христианстве

Согласно некоторым преданиям есть история о святых отроках. Данные сведения говорят о семи мальчиках, которые ни при каких устрашениях не отказались от веры в Господа. Ими были:

  • Максимилиан,
  • Иамвлих,
  • Мартиниан,
  • Иоанн,
  • Дионисий,
  • Ексакустодиан (Константин),
  • Антоний.

Жили он в 3 веке. Все они дружил с детства и находились на военной службе. В определенный момент в город Ефес прибыл император Декий. Он приказал всем гражданам прийти и принести жертву языческим богам. А те кто ослушаются, будут подданы пыткам и казнены.

По доносу к нему попали и семеро друзей. Император решил их наказать снятием военных отличий (поясов) и отпустить на свободу на то время, пока будет в походе. Считал, что они изменят свое решение. Но они ушли из города и стали жить в пещере горы Охлон. После возвращения из похода император хотел найти их и представить перед судом.

После обнаружения их места схоронения, было принято решение о замуровании входа. Среди сановников, которые выполняли приказ, были двое тайных христиан. Они хотели оставить память о данном поступке и поэтому замуровали среди камней ковчег, в котором на оловянных табличках были написаны их имена и причины такой мучительной смерти.

Есть легенда о том, что Господь послал на них чудесный сон, который длился 2 века. Человек, который обладал участком земли с пещерой, через определенное время решил делать там постройку. После того как разобрали вход, оттуда вышли проснувшиеся ото сна юноши. Они рассказывали о своем происшествии, но никто им не верил.

Помог разобраться во всем ковчежец с табличками. После такого, как все стало понятно, юноши опять заснули, только в этот раз навсегда. Их тела хотели переложить в драгоценные раки, но во сне к императору пришел дух и сказал, что их стоит оставить в пещере. Так и было сделано.

Многие еще называют их пресвятыми отроками. После такого происшествия стало понятно, что Господь хотел показать истинную веру и то, на что она способна.

Слово «Отрок» в Православии

В церковной традиции, как и в обычном употреблении, возраст человека имеет несколько разграничений. Каждый период носит свое название: младенчество-детство-отрочество-юношество-совершеннолетие-взрослость-старость. В православии несколько иные названия.

Из старинных рукописей видно, годы человека исчислялись в седмицах. В седмице 7 лет.

Отрок – мальчик в возрасте от 7-ми до 14-ти лет

В русском языке слово «отрок» означает устаревший синоним слова подросток, мальчик среднего возраста между ребенком и юношей.

«Вы, отроки – други, возьмите коня.» Пушкин А.С.

Интересны наблюдения, собирателя фольклора и этнографа И.И.Железнова, о смысловом различии и сходстве слов «отрок» и «сорвиголова» в словарном запасе уральских казаков. В их понятии эти два выражения равнозначны.

Однако, отличия существенны: «сорвиголова» – задира и грубиян, лезет в омут с головой, не рассуждая . Но «отрок» – человек с тонкий и с чувствительной душой. Умный и не сделает опрометчивых поступков.

Из словаря Даля:

  • муж. отроковица жен. отрочица жен. , архан. дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов. младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей.
  • Отрок, стар. , церк. царская, княжеская прислуга; паж;
  • служитель или раб вообще;
  • Отрочий, -ческий , им вообще свойственый. Отрочествовать или отроковать, быть отроком, в этом возрасте, и проводить где и как эту пору.
Читайте также:  Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

Отроком называют мальчика-подростка среднего возраста между ребенком и юношей

Временные границы отрочества в Библии разнообразны

Если обратиться к Священному Писанию и определить возрастные рамки отрочества, можно пронаблюдать такую картину:

«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме;

Иисус Христос в возрасте 12 лет.

«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее»

Отроку Измаилу было 16 лет

«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее»

«И приказ царь Иоаву и Авессе и Еффею, говоря: сберегите мне отрока Авесалома»;

« и ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего, но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа…»

И того больше – 25-30 лет.

Иосифу было 17 лет, когда его братья продали в рабство в Египет.

«Иосиф, семнадцати лет, пас скот отца своего вместе с братьями своими, будучи отроком…»

Поэтому сколько лет длиться отроческий период зависит от эпохи и культурной среды разных народов. Исторические перемены и социальное развитие, влияют на психологическое стороны человека.

Цифра семь в Священном Писании символизируется с завершенностью и совершенством

Сотворение мира происходило в течение шести дней.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…и почил…»

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его

Седьмой день недели посвящен Богу и считается праздником. Каждый седьмой год не ведутся полевые работы, земля должна оставаться в состоянии покоя.

В Апокалипсисе – Книге Нового Завета – число семь употребляется несколько раз: 7 духов Божьих, 7 звезд, 7 труб и чаш гнева, 7 церквей, светильников и печатей и т.д.

Семисвечник – особый подсвечник для семи свечей или лампад, представляющий дары Святого Духа через семь таинств Церкви.

Светильник (менора) до 800-х годов использовался христианами наравне с Крестом.

Семь Еффеских отроков

В III веке во времена гонения на христиан, император Деций издал приказ, для всех жителей города, о принесении жертв языческим богам. Семь мальчиков, находящихся на военном службе отказались выполнить повеление императора, оставаясь верными Христу.

Отроков обрекли на мученическую смерть. Вход пещеры, где находились мальчики, заложили камнями, оставив их умирать от жажды и голода .

Через 200 лет парней нашли спящими. Очнувшись от сна, они не могли понять, в каком веке живут.

Святых отроков в давних редакциях называли молодыми воинами. В дальнейшем, их на иконах изображали детьми.

Епископ Феодор в то время распространял новую ересь: об отрицании воскресения мертвых. Когда Епископ осознал, что стал очевидцем великого чуда, отроки уснули смертным сном.

Отрочество — это какой период жизни в православии

В церкви принято считать возраст отрока или с 7-ми до 14 лет . (По византийскому праву до12 лет). В отроческий период человечек начинает осознавать, что он личность и осмысленно относиться к своим поступкам.

Древнегреческая медицина сделала серьезное наблюдение. Согласно этой теории каждые семь лет организм человека обновлялся как с физической, так и с нравственной стороны. Таким образом, не трудно догадаться со скольки лет начиналась юридическая ответственность.

Семилетний ребенок по-новому воспринимает церковную жизнь, где учат духовной борьбе.

С этого возраста начинается новый промежуток жизни. Ребенок идет в школу. Делает первые шаги в осмысленную жизнь. Мир приобретает для него новые краски. Он чувствует себя взрослым и способным нести личную ответственность.

С 14-ти лет наступает Церковное совершеннолетие, начинается юность (до 21 года). Здесь уже свои особенности и требования к жизни.

Согласно христианской антропологии ребенок участвует в таинстве исповеди с семи лет

Часто родители задаются вопросом: с какого возраста исповедуются дети. Многие думают, если раньше начнет он делать, тем лучше. Таинство исповеди рассматривают как воспитательный процесс.

Однако в Православной Церкви не практикуется исповедь младенцев. Потому что в раннем возрасте ребенок не может отличить, «что такое хорошо, что такое плохо». Понятие греха и, тем более, борьба с ним в сознании младенца еще не проявилось.

Поэтому ответственность за отрицательное поведение малыша, лежит на его родителях . Они должны выступать, в каком-то смысле, духовниками своего чада: учить, подсказывать, жалеть или наказывать.

По мере взросления он все более постигает устои морали.

Со скольки лет нужно начинать исповедоваться, зависит от того, насколько в нем проснулись нравственные критерии.

Главное правило – «не навреди»

Дети по внутреннему и внешнему развитию очень отличаются. Поэтому, установление рубежа ответственности – это не требование, а скорее традиция в Православии.

Исповедь для подростка, в некоторой степени, будет стрессом . Есть риск того, что отрок или отроковица, не понимая суть происходящего, могут замкнуться в себе. Преждевременная исповедь может повлечь к формальному перечислению грехов без работы над собой.

Некоторые приходы самостоятельно решают до какого возраста допускать детей к Причастию без исповеди. Семилетний рубеж — это условное ограничение .

Младенчество – ранний период жизни самого интенсивного развития

По церковному обычаю, ребенок считается младенцем до 7-ми лет. В детстве человек движим интуитивными потребностями, изучает окружающий мир, усваивает поведение в обществе. Так заложено природой человека, что младенец не может правильно оценить свое нравственное поведение. И до скольки лет не нужна исповедь, зависит от воспитательного процесса и психологии ребенка.

В миру понятие детство делиться на: младенчество (1 года), раннее детство (от 1 года до 3-х лет), дошкольный возраст (от 3-х до 6-7 лет)

Подавать записки в храме можно только за крещенных людей

При написаниях записок и поминовения для детей используют понятия: младенец и отрок. Например: «мл.Максима» и «отр.Сергия»

Для поминовении на проскомидии или молебне, идет уточнение – за болящего, путешествующего и т.п.

Если забыли дописать «мл.» или «отр.» к имени, это не означает, что молитва не будет услышана Богом. Но в некоторых случаях необходима сугубая молитва о человеке. Например, за усопшего младенца поминовение отличается от поминовения взрослого. Каждая конкретная ситуация рассматривается индивидуально. Многое зависит от практики прихода.

Детство, отрочество, юность: этапы взросления. Что такое отрочество?

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати – как к слуге, а после двенадцати – как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, – отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа – здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, – все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Читайте также:  Православие и многодетность: нужно ли много детей или нет, мнение церкви и священников

Итак, детство, отрочество, юность – важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух – двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Дети в церкви

Опубликовано admin в 24.06.2018

В православных традициях есть разделение на возрастные категории человека. В христианстве считается, что с 7 лет ребенок может нести за свои решения ответственность и отвечать за них перед Богом. Период от 7 до 14 лет называется отрочеством.

История святых отроков в Христианстве

Существует предание, по которому людям известна история о семи святых отроках, которые пострадали за веру в Иисуса Христа и не отреклись от него.

Имена этих мальчиков:

Предание гласит о том, что эти мальчики с самого детства находились на военной службе, происходили эти события в III веке. Однажды в Ефес приехал император Декий, который начал гонения на христиан и приказал всем жителям города прийти на площадь и принести жертву богам язычества. За ослушание своего приказа, император обещал кровавую расправу.

Многие христиане отказались приносить жертвы, в том числе и семь отроков, которые попали к Декию по доносу. Император лишил их военных поясов и ушел в поход, тем самым дав им время на раздумья и перемену своего решения. Но мальчики не отреклись от Господа и ушли жить в пещеры.

Император приказал начать поиски юношей, но они сами явились к нему на суд. Мальчиков приговорили к мученической смерти у себя в пещере, ее заложили камнями, чтобы смерть была долго от жажды и голода.

После того как местный Епископ понял что стал свидетелем Божественного чуда, отроки вновь заснули навсегда.

Ребенка, какого возраста можно назвать отроком

В православии возрастной переход от младенчества к отрочеству принято считать с 7 лет, продолжается этот период до 14 лет.

Отроки — это люди в юношеском возрасте, способные самостоятельно принимать какие-либо решения и нести за них ответственность .

До наступления 7-летнего возраста малыш пребывает под полной ответственностью родителей и считается, что даже самостоятельных мыслей до этого момента у него не бывает.

О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ

За грехи младенца, если таковые случаются, несут ответственность крестные родители. С 7 лет ребенок может понимать «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть осознанно совершать какие-то грехи.

Установление возраста, в котором человек уже может исповедоваться перед Господом, основывается на достижениях нравственного воспитания ребенка. Моральная ответственность за свои поступки может появиться у человека в любом возрасте, не обязательно, что это произойдет именно в 7 лет.

Дети в храме (Опыт протоиерея Константина Островского). Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

«Привести в храм маленьких детей — это полдела: нелепо приводить ребенка в храм, бросать его там, а самому молиться где-то в углу или даже уходить куда-то. Вот это действительно детей разлагает… Когда я с детьми ходил в церковь, то сам с ними стоял обычно всю Литургию. Я решительно проходил с детьми к амвону, и там мы всегда стояли… Дети были маленькие, им, конечно, было тяжело, и то сделаешь поклончик с ними вместе, то свечку дашь поставить, то на батюшку покажешь, что-то пояснишь шепотом»

Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

На Рождество и на другие церковные праздники верующие посещают церкви, храмы. И если взрослые уже знают, как себя вести, то поведение ребенка в церкви часто вызывает недоумение. Каковы же главные правила поведения деток в православных церквях и храмах?

  1. На службу важно приходить заранее – за 5-10 мин. Заранее уходить лучше только по самой серьезной необходимости или усталости ребенка.
  2. Желательно, чтобы девочки (особенно, старше 3-х лет) входили в храм не в брюках или шортах.

Молитва и возраст

Не везде уже придерживаются таких правил, но вполне обоснованно могут не пустить в таком виде. Не стоит забывать и о покрытой голове девочки (платок или косыночка)

  • На входе нужно перекреститься (помочь ребенку) и поклониться в пояс, духовно настроиться и оставить все мирское.
  • Предупредите ребенка, что громко разговаривать в церкви нельзя. А лучше беседы отложить на потом. Поздороваться со знакомыми можно кивком.
  • Попросите ребенка выбросить жевательную резинку до церкви, также мелкие светские игрушки и развлечения.
  • Держать руки в карманах также не полагается.
  • Не нужно разрешать ребенку ходить по храму без нужды, а тем более бегать.
  • Совсем запрещено ходить, разговаривать во время чтения Евангелия, пения Евхаристического канона на литургии и «Херувимской». Прикладываться к иконам и ставить свечи тоже нельзя в этот период.
  • Смеху и праздным разговорам также не место в храме.
  • Не разрешайте ребенку ничего есть в храме, если это только не благословенный хлеб от священника (исключение трапеза в Воскресной Школе по благословению).
  • Если вы учите с ребенком церковные песни, не позволяйте подпевать громко – это можно делать только тихо (исключение пение на клиросе по благословению).
  • Если ребенок устал, его можно посадить на скамью. Хотя их обычно и не так много в православных церквях. Закидывать ногу на ногу не позволяется.
  • Если не получается успокоить ребенка (плач или баловство), то лучше выйти с ним из церкви. Также можно позволить ребенку выйти, если он сам попросится от усталости. Но предупредите, что нужно перекреститься и только потом тихо выйти.
  • Научите ребенка ставить свечи – аккуратно поджечь верх и низ, чтобы свеча хорошо стояла.
  • Девочек постарше приучайте приходить в храм без косметики или хотя бы прикладываться к иконам без губной помады.
  • Не всех детей можно сразу приучить к благоговейному поведению в храме. Пока ребенок сам не поймет важности поведения, организовывать его достойное поведение придется родителям. Возможно, сначала это будут очень краткие посещения. Важно и не доводить до баловства или конфликта, и не создавать для ребенка неприятных ощущений от церкви.

    Дети очень любят ритуалы, вводите ребенка в них постепенно, объясняйте, позволяйте участвовать. Спрашивайте, за кого он хочет поставить свечу, заказать молитву и т.п.

    Нередко «знающие» бабушки начинают поучать молодых мам об их поведении и поведении детей. Не спорьте, скажите: «Простите», и отойдите в другое место, но не берите близко к сердцу. Никого одергивать в церкви не позволительно, если это не хулиганство.

    А просвещать – это дело священника или преподавателей Воскресной Школы храма.

    Храм — это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

    С чего начинается посещение храма

    Вера для ребенка должна быть не обузой, не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма — это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

    В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения — это духовное рождение человека.

    Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.

    Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.

    Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.

    Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители — нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.

    Что делать в таких случаях?

    Читайте также:  Люцифер в православии: кто это, история по Библии и родители, легенды и трактовки

    До скольки лет отрок в православии

    Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней. Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.

    Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.

    Основные правила поведения в храме

    Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.

    Центр храма — это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка. Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.

    После этого идут к распятию. В каждом храме есть распятие. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места — не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.

    Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.

    Исповедь и причастие для детей

    С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.

    Если речь идет об исповеди, то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

    Те же правила относятся и к таинству Причастия. Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми — уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

    Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди — не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди — беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов — это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.

    Когда переходить ко взрослому стоянию на службе

    Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.

    Ход богослужения ребенок постигает тогда, когда регулярно посещает службы. Дети могут ставить свечи, прикладываться к иконам, святыням. Самый главный принцип — не мешать молящимся взрослым.

    Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь — это удобный способ показать, что храм — пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.

    Если ребенок не хочет идти в церковь — настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение — это очень важно.

    Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.

    Нет, так не бывает. Ребенок — это ваша частица. И как вы его воспитаете — так и будет.

    О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ

    Зачем в храмах пишут записки?

    Записка о здравии и упокоении – это разновидность общей молитвы, усилие помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви.

    Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь ему известно, какая помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.

    Как правильно написать в храме записку?

    Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

    Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

    Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

    Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

    До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

    До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

    Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

    Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

    Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное при Крещении.

    Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

    В записках пишу только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгий; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.

    Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

    Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

    Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.

    Что такое «заказная обедня»?

    Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне и о упокоении на панихиде.

    Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.

    Что такое сорокоуст и как его заказать?

    Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

    Что такое годовое, полугодовое поминовение?

    Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

    Что такое вечное поминовение?

    Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

    Ссылка на основную публикацию