Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

Пантеизм – что это такое, история возникновения, основные направления и идеи

Многие слышали это слово, но плохо представляют себе, что скрывается за ним, хотя само понятие пантеизм знакомо почти каждому. Термин введен в оборот сравнительно недавно – в конце XV начале XVI века. Отдельные идеи в разнообразных религиозных и философских течениях появились еще в глубокой древности, во времена язычества.

Что такое пантеизм?

Под этим термином понимают религиозно-философское учение, в основе которого лежит представление о Боге, как о безличном начале, а все остальное, что находится на свете, имеет отношение к Божественной субстанции. Термин был придуман англичанином, математиком и философом Джозефом Рафсоном в 1697 году. Первый раз термин был использован в рукописи было в 1709 году, его применил нидерландский теолог И.Фай. Производное от пантеизма – слово пантеист применил на 4 года раньше, английский философ Дж. Толанд.

История пантеизма

Такое религиозно-философское учение, как пантеизм имеет очень богатую историю. Проследив ее, можно лучше понять сущность и принципы этих воззрений. История пантеизма включает в себя следующие этапы:

  1. Первобытные, языческие времена, когда идеи пантеизма находился в зачаточном состоянии.
  2. Формирование древнеиндийских учений – это второй шаг к развитию.
  3. Пантеизм в древнем Китае и Японии имел очень большое значение. Многие историки сходятся во мнении, что в своем основном виде он и зародился там.
  4. Пантеистические воззрения древней Греции и ближнего Востока имели не меньшее значение.
  5. В Европе в средние века течение было преимущественно религиозным.
  6. В эпоху Возрождения, пантеизм являлся одним из основных учений.
  7. Современность – интерес к этому течению увеличивается.

Основные направления пантеизма

Учение пантеизм – это в философии одно из основополагающих, поскольку оно выражает почтение к Вселенной и акцентирует внимание на природе или Боге, как центре этичности и духовности. Многие философские течения обращаются к тем же идеям. Можно выделить три основных направления пантеизма в зависимости от отношения к идеальному и материальному:

  1. Материалистический монистический пантеизм. Он признает за материей первичное начало, а Бог идентичен природе. Сейчас эта точка зрения тоже находит своих последователей – создана целая организация – «Мировое пантеистическое движение».
  2. Идеалистический монистический пантеизм признает идеальное первичным началом мира. Эту концепцию разделяют в индуизме и буддизме.
  3. Дуалистический пантеизм признает право на существование и идеального и материального начал. Это самое обширное направление пантеизма, может включать в себя даже веру в реинкарнацию.

Идеи пантеизма

Идеи пантеизма находят выражения в его основных направлениях. Можно выделить четыре формы такого учения, как пантеизм в философии:

  1. Теомонистический – предполагает, что существует только Бог, мир без него не существует.
  2. Физиомонистический – напротив, существует только мир, природа равно Бог.
  3. Трансцендентный мистический – пантеизм, то есть согласно этому учению, мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире.
  4. Имманентно-трансцендентный – Бог находится в вещах.

Пантеизм – представители

После того, как стало понятно, пантеизм что это за философская доктрина, можно рассмотреть его представителей. Для удобства они помещены в рамки тех направлений, которые они представляют.

  • теомонистический пантеизм или акосмизм – Фихте, Шеллинг, Д.Бруно, Н. Кузанский;
  • физиомонистический пантеизм – Оствальд, Геккель, Тэн;
  • трансцендентный (мистический) пантеизм или панентеизм – Краузе, И. С. Эриугена, С. Франк, В. Вейгель, Я. Беме, А. Силезиус (Иоганн Шефлер);
  • имманентно-трансцендентный пантеизм – Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен.

В чем опасность пантеизма?

Церковь всегда относилась к идеям пантеизма отрицательно. Пусть современные пантеисты стараются как можно реже употреблять слово «Бог», заменяя его на «природу», «Вселенную», «реальность». Некоторые продолжают употреблять это слово исключительно для выражения сильных чувств, но это порицается церковью. По ее мнению, существует вполне определенный вред пантеизма, который проявляется в следующем:

  1. Религиозные термины в пантеизме используются в философском значении. Прежде всего это касается самого слова Бог, ведь пантеисты не верят в него в том традиционном понимании, которое диктуется церковными канонами: как личности и творца.
  2. Пантеизм отрицает положения теизма и рассматривается в основном как его альтернатива. В теизме Бог рассматривается, как трансцендентная личность по отношению к миру. Пантеисты отрицают способность Бога принимать обоснованные решения.
  3. Взаимоотношения пантеизма и атеизма вызывает много споров. Атеисты считают, что Бог пантеистов не является Богом в общепринятом смысле, и не является трансцендентным.

Современный пантеизм

Сегодня пантеизм – это учение, которое широко востребовано. Уже отмечалось, что существует организация под названием «мировое пантеистическое движение». Как же получилось, что интерес к пантеизму снова появился? Есть основания полагать, что опасность мирового экологического кризиса подогрела интерес к этому учению. Вот несколько фактов.

  1. Возрождение пантеизма началось в конце XX века. Это связано с увлечением здоровым образом жизни, натуральными продуктами, то есть возрождением экологического сознания. С этим и связывается появление интереса к пантеизму.
  2. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», но оно было немногочисленным.
  3. В 1999 году создается «Мировое пантеистическое движение», оно имеет больше последователей, и их количество постоянно увеличивается.
  4. Пример пантеистического взгляда на мир и природу – это нашумевший фильм Джеймса Кэмерона «Аватар».

Философские концепции: пантеизм, как идея безличностного Бога

Для многих верующих людей понятие мир неотделимо от Господа. Бог — это и мир, и вся вселенная, и жизнь, и природа, и основа мироздания. Но не только последователи отдельных конфессий приминают и поддерживают эту точку зрения. На протяжении многих веков ученые мужи в разных странах Европы разрабатывали философию «pan theos» (пантеизм), которая по направлению мысли очень близка простому верующему человеку, полагающему, что Бог заключен во всем сущем.

Что такое пантеизм

Пан-теория объединяет и отождествляет элементы античной философии, основанной на познании природы и космоса. Несмотря на многочисленные заблуждения о том, что Pantheism — это стройная, выверенная до мелочей система, история доказывает обратное. Точнее всего было бы называть этим словом целое течение разных направлений мысли. Объединяет эти направления убежденность в существовании некой единой Божественной субстанции, наполняющей мир. Если пойти еще дальше, то, по мнению философов, реально существует только эта субстанция. Она вечна, и является причиной своего собственного начала. Она неделима, неизменна и находится абсолютно во всем. Все вещи и явления, подверженные ее влиянию образуют мир и являются частью мирового движения.

Некоторые философы в своих трудах сближают пантеистическое учение с атеизмом. Атеизм опровергает антропоморфную сущность Бога, не принимает его за личностную единицу и, соответственно, рушит религиозную доктрину, строящуюся на личности Господа.

Pantheism также отрицает личностное начало Божественной сущности. Для него Бог — это природа, это жизнь, это первооснова вселенной.

Сложно сказать однозначно, возвеличивает ли Бога эта мысль или наоборот ниспровергает. С одной стороны оказывается, что Господь велик настолько, что одновременно присутствует в каждой мельчайшей частице. С другой — каждый предмет, существо и явление, имея в своей основе Божественную сущность, сами являются Богами по своему происхождению и естеству.

Происхождение слова

Само слово Pantheism имеет древнегреческие корни. Оно произошло от слияния двух основ «пан» — «все, всякий» и «теос» — «Бог». Отсюда и ключевая мысль всего учения: Божественная субстанция, заключенная во всем живом и неживом мире.

Но имея греческое происхождение, термин впервые появился в работе английского математика и философа Джозефа Рафсона « De Spatio Reali» в 1697 году. А на английском языке понятие «pantheist» было использовано только спустя несколько лет в 1705 году ирландским ученым Джоном Толандом в статье «Socinianism Truly Stated, by a pantheist».

Значение понятия

Пантеисты сходятся во мнении, что ключевое понятие их учения описывается одной короткой фразой: «Природа – это Бог в вещах». И, несмотря на различные ответвления, эта философия построена на едином принципе святости природы и Боге, как безличном начале.

Единое определение содержит в себе несколько различных понятийных форм, среди них можно выделить четыре основных:

  1. Трансцендентный или мистический уклон, который больше схож с панентеизмом.
  2. Теомонистическое направление, которое лишает вселенную самостоятельного бытия.
  3. Физиомонистическое течение, говорящее о том, что существует только природа, а Бог лишен самостоятельности.
  4. Имманентно-трансцендентное направление, делающее акцент на божественной сути вещей.

Сегодня понятие «Pantheism» продолжает развиваться и расширяться.

Сущность и основные положения

Закон пан-теории призван главным образом решать проблему объединения двух противоположных состояний мировой гармонии: статичность и подвижность. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции сразу двумя видами свойств. К статичным явлениям относятся: вечность, бесконечность вселенной, неизменность, а к динамичным: постоянная природная изменчивость, движение жизни.

У Парменида философское учение, отождествляющее бога и мир, называется несколько иначе, однако, проповедует те же идеи, что и Pantheism. Он говорит о том, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всему живому, здесь он вспоминает закон цикличности природы. А вот Гегель, наоборот, приписывает творцу исключительно динамические способности к движению и развитию мира, таким образам, полностью искореняя противоречивость учения.

Приверженцы имманентного направления видели высшую силу, как некую закономерность, которая неподвластна времени и неизменна. Именно она управляет всем земным движением.

Эту мысль поддерживали:

Одно из ответвлений неоплатонической философии со временем сформировало новое направление пантеистического учения — эманационное. В эпоху возрождения средневековой философии идеи ученых эманационнистов не противоречили господствующей теологической доктрине, но представляли собой один из подвидов реализма. Его черты обнаруживаются в работах Эриугены и Давида Динанского.

История пантеизма

Новый термин был характерен для философского мировоззрения востока, хотя слово «пантеист» родилось в трудах английского материалиста Джона Толанда на рубеже XVII-XVIII веков. Но истоки этой философской мудрости появились в истории человечества задолго до Толанда. Первые размышления, близкие пантеистическому мировоззрению, зародились в восточных культурах. Так, индуизм, веданта, брахманизм в Индии, даосизм в Китае — были основоположниками этой философской системы. Древнеиндийские веды и тексты упанишады содержат в себе письменные доказательства идей единства Бога и окружающего мира.

Эта мысль ярко прослеживается в трудах Лао-Цзы. То же самое обнаруживается в религиях африканских народов, в зооастризме, буддизме.

В поддержку пантеистического мировоззрения открыто выступал Джордано Бруно. Богословы Западной Европы: Эриуген, Иоанн Скот, Николай Кузанский и Экхарт были близки этому учению, но официально не причисляли себя к нему.

Благодаря работам Спинозы пан-теория получила распространение в Европе XVIII века. Следующий век называл эту систему философией будущего, но в XX столетии из мировой истории Pantheism вытеснили идеи коммунизма и фашизма.

Появление учения

Новое течение философской мысли, провозглашающее тождество божественного начала и природного мира, появилась много веков назад в Древней Греции.

Первыми греческими учеными, которые проявили интерес к этой теме, были:

  • Гераклит;
  • Анаксимен;
  • Фалес;
  • Анаксимандр;
  • адепты стоицизма.

Их идеи отождествляют космос с огромным огненным организмом, породившим все живое на планете. Таким образом, и Создатель, и люди, и все сущее имеет изначально одно происхождение. Это провозглашает равенство всего человечества.

Развитие и распространение

Средние века были временем распространения и господства монотеистических учений, где Творец понимался как личность могущественная, обладающая особыми качествами. Он построил этот мир и держал под контролем жизнь каждого живого существа. В этот период пантеисты разрабатывали эманационную мысль, которая была компромиссом официальной религии. Давид Динайский первым в средневековье вывел пентеистическую мысль на материалистический уровень. Он утверждал, что Господь, разум и материальная Вселенная — это одно и то же. Такую теорию поддерживали многие секты, отвергнутые церковью.

Ученые эпохи Возрождения пошли другой дорогой, обратившись к традициям античной философии, наследию натурфилософии. В эту науку внес огромный вклад Парацельс — астролог и врачеватель. В этот период точные науки стали основой для изучения природы и мира, таким образом, поднимая из пепла учения пантеистов.

Спорные вопросы

Несмотря на долгую историю, пантеистическая теория до сих пор имеет ряд спорных вопросов. Один из них — невозможность установить процент религиозности в учении пантеистов. Многие поклонники этого учения считают, что сама мысль уже создала свою собственную религию, способную конкурировать с католицизмом. Другие поддерживают идею о том, что Pantheism — это научная теория познания мира, тождественная многим научным практикам.

Формы

Четыре основных формы пантеистической теории родились в разное время и развивались в различных условиях. Но сегодня каждая из них имеет право на жизнь и ведет за собой целую армию поклонников, состоящих из ученых, философов, мыслителей и простых обывателей.

Натуралистический

Натуралистическая форма появилась в работах стоиков: Джордано Бруно и Спинозы. Эти труды концентрировались на обожествлении природы и всего живого. Мировая душа — одно из ключевых понятий этого направления, как и бесконечный разум. Философы-натуралисты тяготеют к материальному началу, ставя во главу вселенной природные силы.

Идеалистический

Идеалистические или по-другому монические формы признают «идеальное» началом всего сущего. Такие идеи родились еще в древней Индии, проявлялись в отдельных буддистских школах. В трудах Дипак Чопры дается наиболее полное определение этим пантеистическим формам, успешно распространившимся не только в восточной философии, но и в западной.

Мистический

Ученые: Николай Кузанский, Экхарт, Беме, Парацельс и другие были активными поклонниками и создателями мистической формы пантеизма. В своих трудах они пропагандировали не присутствие Творца в природе, а природы в Творце. Вселенная, все живое и природное — это особый уровень бытия Бога, наивысшая точка его существования.

Дуалистические

Дуалистические формы ярко проявляют себя в современном мире, поднимая популярность таких явлений, как реинкарнация, паранормальные явления, рождающие новые связи в природном мире. Неоязычество активно использует идеи дуалистических форм философских концепций прошлого.

Читайте также:  Память смертная: что такое и что значит в православии

Пантеистические концепции в религии

При тщательном изучении первооснов большинства религий обнаруживается их тесная связь с направлением. В разных уголках земного шара люди задавались вопросом о роли божественного начала в структуре вещей. Вселенная изначально представляет собой единство мира природного и материального с сохранением в каждой частице сущего реальности — Творца.

В даосизме

История даосизма знает несколько этапов его развития. Так, в работах его ключевых мыслителей Чжуан-Цзы и Лао-Цзы он имеет пантеистическую основу, несмотря на то, что в будущем даосизм превратиться в религию с множеством различных божеств. В сочинениях Лао-Цзы не встречается Творец, воплощенный в образе человека, личности. В основе всего мироздания лежит «Дао» (путь) — единство, присутствующее в основе всех вещей и явлений. Гармония в даосизме — это жизнь в согласии с природным и мировым единством Дао.

Подобная мысль развивается и в размышлениях Чжуан-Цзы. Он пишет, что вселенная невозможна без Дао, и всем мы сотворены из его благодатной сущности. Тождество природы и божественной сущности доказывается в восточной философии с помощью мысли о вселенской гармонии.

В индуизме

Есть мнение, что первые пантеистические мысли зародились именно в индийских религиозных текстах. В индийских писаниях сказано, что жизнь наполнена бесконечной, безличностной реальностью, которая не изменяется, не преображается. Она формирует вселенную, являясь основанием всего живого.

Эта идея отчетливо прослеживается в теологии Брахман, в древнейших ведах и философии адвайт-веданта

В других вероисповеданиях

Пантеистическое начало прослеживается во многих малоизвестных религиозных течениях. Так, например, в индейских и африканских племенах традиционная вера с элементами политеизма и анимализма переплетается с пантеистическими идеями.

Суфизм берет за основу веру в единство природы и божественного начала. Подобные мысли наполняют трактаты суфийских мыслителей, испытавших на себе влияние западной философии XIX века.

Не обходят стороной это течение и другие учения:

Даже некоторые этические направления мысли, как, например, толстовство, включают в свои идеи мысли о природном единстве мира.

Известные пантеисты

История пантеистического учения знает огромное количество имен, внесших вклад в развитие этой теории. Самыми известными и плодовитыми пантеистами были западные философы: Джордано Бруно и Б. Спиноза.

Джордано Бруно

Джордано Бруно — итальянский философ и мыслитель 16 века. Он считал, что вся природа, человек, Творец и Вселенная — это единый живой организм. На основе этой идеи Бруно предложил теорию существования множества других миров, основываясь на том, что Вселенная бесконечна и не имеет границ. Пантеистические мысль Джордано Бруно стали основой классической концепции философии Ренессанса.

Бенедикт Спиноза

Нидерландский рационалист Бенедикт Спиноза внес в пантеистическую теорию следующую форму: природа, субстанция и Бог — единое целое, творящее мир. Это мысль и дальнейшая ее разработка вывела философа в ряды выдающихся пантеистов. Последователи Спинозы, опираясь на его формулу, смогли развить и усовершенствовать сразу несколько пантеистических течений. Даже сегодня имя Спинозы для многих ученых ассоциируется с великими учениями пантеистического гения.

Родственные концепции

Ряд известных философских и теологических концепций содержат отдельные элементы классического теизма в сочетании с мыслями, главенствующими в учении пантеистов. Происходит это из-за того, что при своей отстраненности от других религий ни одна концепция не способна игнорировать достижения сторонних концепций, особенно тех, которые долгие годы разрабатывались лучшими умами человечества.

Панентеизм

Термин «панентеизм» появился в Германии в XIX веке и переводится с древнегреческого как «все в Боге». Согласно этому учению, Бог обнаруживает себя не только во всех вещах, находящихся во Вселенной, но и присутствует вне Вселенной. Иногда панентеизм отказываются считать самостоятельным явлением, и причисляют его к одному из ответвлений течения Pantheism. Но в последние годы специалисты находят все больше и больше оснований для разделения этих двух учений.

Пандеизм

Пандеизм — философское движение, утверждающее, что «все есть Бог». Приверженцы пандеизма верят в божественную природу всего сущего, но категорически отрицаю личность Бога. В основе этой концепции главным образом лежит направление, получившее название «деизм».

Деизм — признает существование Бога, но при этом отвергает все приписываемые ему мистические явления. В 1910 году вышла в свет книга, наиболее точно описывающая учение пандеизма. Ее автор — философ Макс Бернхард Вайнштейн.

Панпсихизм

Панпсихизм — это философское направление, говорящее об одушевленности природы.

Формами этого учения, хоть и несколько устаревшими, считаются:

  • гилозоизм;
  • учения о душе;
  • анимистические идеи некоторых первобытных культур.

Отдельные проявления панпсихизма можно отыскать в работах видных философов прошлого:

  • Г.В. Лейбница;
  • А. Шопенгауэра;
  • Ф. В. Й. Шеллинга;
  • К.Э. Циолковского.

К современным последователям этого течения относят Дэвида Чалмерса и Галена Стросона.

Видео

Подробнее изучить философские концепции прошлого и настоящего можно не только на лекциях выдающихся ученых, но и с помощью видео-уроков, предназначенных для студентов российских университетов и всех поклонников философии.

Святитель Николай Сербский о пантеизме

Словари и учебники определяют пантеизм как религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и природу. Увы, в наше время начинается “ренессанс” идей пантеизма. Об этом ученый, писатель-публицист, доктор экономических наук Валентин Катасонов пишет в своей статье, исследуя труды святителя Николая Сербского

В своей работе “Жатвы Господни” святитель Николай Сербский уделяет особое внимание оккультному учению о переселении душ как серьезной угрозе современному христианству. Второй по значимости угрозой святитель называет пантеизм, который также стал совращать христиан. В беседе со своей паствой Николай Сербский замечает:

“Говорите, и пантеизмом увлекались многие ученые христиане, среди них, к сожалению, уже на склоне лет был и граф Толстой. Наряду с оккультизмом, пантеизм – второе великое зло, которое было, есть и будет существовать и между теми, кто крещен, но креста не признает”.

Что такое пантеизм? Словари и учебники определяют пантеизм как религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и природу. Слово “пантеизм” происходит от древнегреческих слов παν (пан) – “всё, всякий” и θεός (теос) – “Бог, божество”. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца.

Имеются разные оттенки пантеизма: у одних Бог “растворен” в природе, у других природа “растворена” в Боге. В любом случае природа у пантеистов не сотворена, а существует извечно. Вместо антропоцентризма предлагается природоцентризм (или его разновидности – космоцентризм, землецентризм). Святость Бога подменяется святостью природы. Пантеизм утверждает, что “Бог” лучше всего понимается в сближении с природой и вселенной. С учетом этого пантеизм – также религия, предполагающая практику такого “сближения”.

Святитель разъясняет своим собеседникам суть пантеизма:

“Они подобно античным эллинским философам-стоикам верят в некое эфирное божество и считают, что души людей – капли божественного эфира в физических телах. После распада тела, эти капли – души людей – вливаются в бескрайний океан эфира, океан божества, обезличиваясь и утрачивая индивидуальное сознание. Приверженцы Спинозы исповедуют его заблуждения, согласно которым дух, и материя нетварны и вечны. Бог как Дух вечно связан с материей и материя с Богом, следовательно, Бог является и материей, и духом одновременно. Подобно черепахе, сказал бы я. Ведь согласно древней легенде наш мир покоится на черепахе. После смерти душа человека переходит в вечный дух, а тело – в вечную материю. А чтобы придать привлекательность этой убийственной философии он назвал ее “Этикой”!”

Святитель упоминает философов-стоиков. Это школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Пантеистические идеи уже проповедовал представитель раннего стоицизма Зенон Китийский (334-262 гг. до н.э.). Наиболее известны поздние стоики: Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (50-138 гг. н.э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.).

Справедливости ради следует отметить, что идеи пантеизма витали в головах философов, которые жили еще до стоиков. Среди них такие как Анаксимандр (620-546 гг. до н.э.), Гераклит (535-475 гг. до н.э.), а также Ксенофан (570-475 гг. до н.э.).

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь. Некоторые намеки на пантеизм (в закамуфлированной форме) содержатся в работах европейских теологов и философов – Иоанна Скота Эриугена (815-877 гг.), Мейстера Экхарта (1260-1328), Николая Кузанского (1401-1464). Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у итальянского монаха-доминиканца Джордано Бруно (1548-1600).

Святитель Николай Сербский упоминает Спинозу. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – голландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. Спиноза считается главным идеологом современного пантеизма. Упомянутая святителем работа “Этика” была завершена за два года до смерти философа, в 1675 году. “Deus sive Natura” – формула Спинозы на латинском языке, означающая тождество Бога и природы.

Уже в XVIII веке Спиноза стал очень “раскрученным” в Европе философом, а пантеистические идеи “Этики” заражали умы многих европейских интеллектуалов, в том числе французских философов-просветителей.

Некоторые из них начинали как приверженцы деизма. Это “усеченная” вера в Бога. Существование Бога признается, однако Его роль сводится к тому, что Он создал природный мир. После шести дней творения “удалился на отдых”, и больше в дела сотворенного мира не вмешивается. Природа, человек, общество развиваются якобы по своим “законам”, которые были “заложены” Богом в сотворенный мир. Под влиянием Спинозы многие ученые и философы совершили очередное грехопадение: от деизма они перешли к пантеизму.

Но и это “еще не вечер”. Пантеизм продолжал и далее разлагать сознание европейцев, подготавливая их к принятию материализма. Об этом, между прочим, очень точно написал российский марксист Г.В. Плеханов (1856-1918) в своей работе “Основные вопросы марксизма”: “Спиноза устранил дуализм бога и природы, так как он объявил действия природы действиями бога. Но именно потому, что действия природы являются в его глазах действиями бога, бог остается у него каким-то отдельным от природы существом, лежащим в ее основе. Бог представляется субъектом, природа – предикатом. Философия, окончательно освободившаяся от богословских преданий, должна устранить этот важный недостаток правильной по своему существу философии Спинозы”.

“Долой это противоречие! – воскликнул Фейербах; не Deus sive Natura, но aut Deus, aut Natura [Или Бог, или Природа. – В.К.] есть природа истины”. Упомянутый Плехановым Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист. В свою очередь этот немец-материалист подготовил почву для марксизма (об этом его вкладе в создание фундамента диалектического материализма и исторического материализма не раз говорил В.И. Ленин).

Вернемся к святителю Николаю Сербскому, который в “Жатвах Господних” продолжает разговор о пантеизме:

“Словно провидя опасность философии своего земляка Спинозы, святой апостол Павел оставил христианам вечное предостережение, сказав: “Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” (Кол. 2:8). Это предостережение апостола тем или иным образом относится и ко всем философским учениям, которые утверждают, что видимый мир не сотворен личностью Бога, но что он вечен и безграничен. Этими предпосылками, они полностью отрекаются от Христа, но отрекается от них и Христос. Спаситель открыл и показал совершенством Своей личности, что Бог есть личность, высшая личность, а не полусонный и полусознательный дух, некий принцип и природа, или закон природы. Господь Иисус Христос, братья мои, доказывал существование Бога с не помощью твари, Он объяснял тварь с помощью Бога. Какого Бога? Триединой Личности. Он подтвердил истинность всеобщей веры всех народов, следует признать, веры, к тому времени искаженной и помутившейся, но еще существующей. Веры в Бога как в сознательную личность, веру в сознательную и личностную жизнь человека после смерти. Народы мира никогда не могли примириться с философскими учениями о безличном боге и о безличном бессмертии человека”.

Увы, в наше время начинается “ренессанс” идей пантеизма. Пантеизм протаскивается в общественное сознание через современное язычество. В отличие от “классического” язычества, где происходит поклонение отдельным объектам живой и неживой природы, в современном язычестве допускается поклонение космосу, вселенной, планете Земля. Стали создаваться организации, специально посвящённые пантеизму. Они в свою очередь стали претендовать на то, чтобы пантеизм имел статус не просто “идеи” или “учения”, а самостоятельной формы религии.

В 1999 году было создано “Мировое пантеистическое движение”, которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям. Сам пантеизм постоянно “модифицируется”. Сейчас на арену вышел так называемый натуралистический пантеизм, который паритет Бога и природы сдвигает в пользу природы, считая материю первичным началом.

Английский этолог, профессор Оксфордского университета Клинтон Ричард Докинз в книге “Бог как иллюзия” (The God Delusion; 2006; в 2008 году издана у нас на русском языке) вообще все называет своими именами: натуралистический пантеизм – это приукрашенный атеизм.

Следует иметь в виду, что “вторую жизнь” пантеизму дал Чарльз Дарвин с его теорией эволюции. Одним из ярых пропагандистов дарвинизма был немецкий естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель (1834-1919), который усмотрел в этом учении доказательство верности идей пантеизма (мол, внутри природы заложена “эволюционная пружина”, которая и является причиной всех изменений в природе; эту “пружину” он отождествил с божественным началом материи).

Одной из модных разновидностей пантеизма на Западе в ХХ веке были произведения английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса (1885-1930). Он был одним из тех, кто организовал бунт против удушающей атмосферы европейского рационализма. Но из одной крайности он ударился в другую, призывая поклоняться “темным богам”, скрывающимся под внешним покровом природы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что весь бунт сводится к “раскрепощению” эмоциональной и сексуальной природы человека.

Читайте также:  Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

К числу известных пантеистов XX века помимо названных выше фигур можно отнести также американского поэта Робинсона Джефферса, учёного-физика Альберта Эйнштейна, американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, английского историка Арнольда Тойнби (о последнем ниже я еще скажу).

Признаки пантеизма можно увидеть в индуизме, буддизме, даосизме и других восточных религиях и философиях. Разновидности восточного пантеизма были заимствованы религиозным движением New Age (религия “Нового века”), которое представляет собой пеструю смесь различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Об этом, между прочим, писал американский подвижник православия второй половины ХХ века Серафим Роуз (1934-1982) в своей работе “Православие и религия будущего” (1975).

Особый импульс ренессансу пантеизма дает глобальный экологический кризис. Идеологи экономической, информационной и духовно-культурной глобализации постарались взять под свой контроль обсуждение проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования. Направив его в нужное для себя русло. Вектор этих обсуждений и практических действий стал задавать созданный в конце 1960-х годах Римский клуб (одним из отцов-основателей был недавно умерший на 102-м году Дэвид Рокфеллер). Прежде всего, Римский клуб под предлогом защиты о Земле и биосфере взял курс на критику христианства, которое якобы и создало условия для экологического кризиса. Многие известные интеллектуалы того времени “прозрели”, увидев негативную роль христианства. Было все собрано в одну кучу.

Так, Джон Форрестер (автор доклада Римского клуба “Мировые динамики”) припомнил христианству библейскую установку на неограниченное деторождение, ведущую к перенаселенности планеты. Еще более оригинальным было заявление английского историка Линна Уайта, который в 1967 году опубликовал в журнале Science статью “Исторические корни нашего экологического кризиса”. По мнению Уайта, христианство, особенно в западном его варианте, является наиболее чуждой природе религией.

Опуская всю цепочку рассуждений, озвучу окончательный вывод автора: христианская теология стала духовным истоком науки, а эта наука и виновата в экологическом кризисе.

Но наиболее интересна позиция всемирно известного историка Арнольда Тойнби (1889-1975), автора многотомного труда “Постижение истории”. Претерпев в конце 1950-х годов духовный кризис, этот ученый разочаровался в христианстве и стал его оппонентом.

Особый интерес представляет его статья “Религиозные основы современного экологического кризиса”, опубликованная в 1973 году (Toynbee A. The Religious Background of the Present Enviromental Crisis//International Journal of Enviromental Studies, 1973, vol. 3, № 2). Ответственность за экологический кризис Тойнби возложил на целый ряд мест Библии, которые отводят человеку роль венца природы и ее господина. Христианская идея господства очевидным образом высказана уже в первой главе Книги Бытие (приводить эти места я не буду, надеюсь, всем христианам они известны).

То ли дело древнегреческая религия! – восклицает ученый. Там все явления природы обожествлялись. Боги и духи были везде – в хлебе, вине, громе, деревьях и землетрясениях. Вся природа была насыщена ими. Это предохраняло ее от нещадной эксплуатации со стороны человека.

Христианство же, по мнению англичанина, лишило человека священного страха перед природой и открыло возможность для ее утилизации и покорения.

То ли дело восточные страны, религии которых было основаны на почитании природы. Но и там началось разрушение природы, потому что западное (якобы христианское) отношение к природе было навязано восточным странам.

В качестве примера Тойнби приводит Японию, страну, исповедующую синтоизм и буддизм, которая после революции Мэйдзи 1868 года пошла на поводу Запада (Тойнби А. Средство спасения? // Наука и религия, 1974, № 3, с. 50). Экологичность религии, по мнению Тойнби, может служить особым критерием ее истинности. В своей статье он применяет этот критерий к христианству, и приговор его неутешителен – оценивая библейские тексты, наделяющие человека статусом хозяина природы, Тойнби приходит к выводу: “Прочитанные в таком современном и пугающем смысле, эти библейские строки вызывают у читателя сомнения в истинности и ценности доктрины, содержащейся в библейском тексте” (цит. по: Вячеслав Алексеев. Экологический кризис: виновато ли христианство?

И тут мы подходим к самому интересному: отказавшись от христианства, знаменитый английский историк объявляет себя…пантеистом. И не надо думать, что Тойнби какой-то чудак. Таких стихийных “пантеистов” среди интеллектуалов в последние десятилетия я видел очень много. В силу моей профессиональной подготовки (у меня кандидатская и докторская диссертации были посвящены международным проблемам охраны окружающей среды), я видел профессоров и академиков, физиков и биологов, химиков и философов, которые либо “изобретали” свои собственные пантеистические концепции, либо становились адептами уже кем-то созданных. Имело место стихийно-благоговейное поклонение Земле, космосу, вселенной. В День Земли (22 апреля; первая массовая акция празднования прошла в США в 1970 году) я наблюдал за границей стихийные собрания тысяч стихийных пантеистов, фанатично возносивших свои молитвы Земле.

Я уже писал о том, что святитель Николай Сербский подвергал резкой критике так называемый натурализм, который стал мировоззрением тех, кто поставил природу выше Бога или даже исключил Бога из общей картины мира, оставив в ней только природу). Но “натурализм” как мировоззрение материализма и рационализма сегодня перерастает в “религиозный натурализм”. Определение этого нового явления нашей жизни крайне размыто. Но все-таки можно сказать следующее.

Во-первых, адепты “религиозного натурализма” пытаются, не выходя за рамки материализма и рационализма, объяснить смысл жизни. Во-вторых, забывая о своем рационализме и своем отрицании всего мистического, призывают к “иррациональному”, т.е. религиозному поклонению природе и Вселенной.

Как видим, интеллектуалы-безбожники окончательно запутались, они ходят по замкнутому кругу: “материализм – пантеизм – материализм – пантеизм -…” и так до бесконечности. Увы, земная жизнь человека очень даже конечна, времени для того, чтобы бродить по этому порочному кругу у человека нет. А вырваться можно только узкой тропой, которая ведет к христианству.

Вот и святитель Николай Сербский заканчивает свою беседу о пантеизме призывом к своей пастве: “Для вас и для меня, честные братья, самый важный вопрос и проблема в том, откликнемся ли мы вовремя на призыв Христа, ибо ангелы Его день и ночь собирают жатву Господню, без устали и отдыха, относят урожай в небесную житницу. А что если серп ангельский отбросит нас, словно пустые колосья, и оставит топтать свиным копытам?”

Основы пантеизма в философии

Пантеизм в философии направлен на отождествление Бога с тем, что находится за пределом творения человека: космосом, природой, Вселенной. Представители этого направления склонны считать, что Бога как личности не существует, а есть некий Разум. Пантеисты принимают все существующие вещи, как объекты с божественной сущностью.

Происхождение термина пантеизм

Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает: «пан» — всякий, «теос» — Бог, божество. Название показывает, какой идеи придерживаются последователи учения. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная. Именно Вселенная, по мнению пантеистов, является основой всего, единой и святой субстанцией. В этой концепции нет места и превозношению человека, пантеисты не приемлют антропоцентризм. Философы-пантеисты делают упор на почтительном отношении к природе.

Сущность и история пантеизма

Название философского направления впервые озвучил Джозеф Рафсон в 1697 году. Он написал труд под названием «De Spatio Reali». Через 8 лет ирландский философ Джон Толанд уже на английском языке написал и описал этот термин. В этом труде он объяснил мнение людей, которые не верят в вечную личность, а святое естество приписывают только Вселенной.

Еще в античные времена, философы задумывались над тем, где берутся и кем контролируются признаки статичности природы Бога: бесконечность, неизменность, вечность, но в то же время подвижность и изменчивость природы мира. Многие последователи этого направления не делят Бога и мир.

Основные направления

Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:

  1. Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.
  2. Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.
  3. Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.
  4. Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.

Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.

Формирование пантеизма со времен античности

Пантеизм, как направление философии, берет свое начало задолго до развития современного мира. Еще в античные времена были люди, которые придерживались теории этого направления. Человек всегда был склонен искать вселенский Разум, поскольку не мог контролировать внешние обстоятельства, природные явления. Были целые направления отдельных стран, которые по своей сущности соответствовали современному философскому течению:

  1. Древнеиндейский взгляд. Древние индуисты считали божество Брахман безличной сущностью, обладающей беспредельностью и постоянством. Эта сущность во Вселенной становится основанием всего живого, определяющим, что существовало, и будет потом существовать. В различных текстах Древней Индии можно увидеть, что Брахман находится в тесной взаимосвязи, единстве с миром.
  2. Древнекитайский взгляд. Даосизм практически повторяет основные постулаты современного философского пантеизма. В Древнем Китае известный мудрец Лао-Цзы написал труд «Дао дэ цзын», в котором описаны основные идеи отождествления Божественного Начала с миром. Для китайцев идея великого Разума сходна с жизненной дорогой. Они отождествляют Бога и путь, то есть божественность окружает людей в повседневной жизни, наблюдается в явлениях, имеющихся вещах.
  3. Африканские идеи. У народностей Африки свой взгляд на Вселенную и Разум, определяющих их существование. Народности Африки не придерживались четкого учения пантеизма, но в их верованиях прослеживались идеи этого направления, политеизма, анимизма. Они представляли несколько божественных существ, вещей, обладающих определенными духами. У них сохранялась вера в божественную сущность всего, что их окружает.

Пантеистическая философия раскрылась, как направление, когда стали приобретать популярность учения стоиков. Философы этого течения уверяли, что Космос является одним организмом, где все взаимосвязаны и равны между собой.

Иоанн Скотт представил общественности свою систему, где обозначил, что материя, разум и Бог — это одно и то же. В период с 5 по 13 века в философии развивались несколько направлений, противоречащих, или подтверждающих друг друга.

В эпоху Возрождения опять начался рассвет философии равенства Бога и природы. В 16–17 века Вселенная стала пониматься, как бесконечная и «мыслящая». В это время, сущность Бога определяется материализмом. Известный философ Бруно написал трактат о том, что природа — это Бог в вещах. Поддержал его высказывания и Бенедикт Спиноза. Он делал акцент на том, что предметы нашего обычного мира, которые мы чувствуем и осознаем, являются элементами Божественного Существа. Все категории: протяженность, бесконечность, изменчивость или постоянство, принадлежат к атрибутам Бога.

Несмотря на то, что это направление в философии постоянно упоминает Божественную сущность, Бога, Великий Разум, многие ученые относят его к близкому атеизму учению. Считая Единого Бога первоосновой всего, пантеисты относят первооснову к динамичной материи. Это приводит к материализму, пониманию Божественного Существа, как некой материи. Когда представители пантеизма говорят о материальности Бога, об уменьшении Его роли в сотворении мира, поддержке простых людей, теряется смысл молитвенного общения с Ним и поклонения Ему. В результате философы-пантеисты выражают богоборческие и мятежные настроения, схожие с идеями атеистов.

Основные последователи течения

Представители пантеизма в разные времена разъясняли и дополняли пантеистическую философию. Среди них выделились особенно яркие личности, которые написали много трудов на тему о божественности природы.

  1. Джордано Бруно. Жил в эпоху Ренессанса, развивал учение о Боге и природе. Он утверждал, что Бог — это мировое целое, где совпадают мировой разум и мировая душа. Весь мир, по мнению философа, представляет собой постоянно живое и движимое нечто. Но Бруно пошел дальше представлений своей эпохи. Именно он начинает идею о великой и героической личности человека, мышление которого есть постоянно движущаяся основа. Именно его труды стали началом перехода философии Возрождения к философии Нового времени.
  2. Кузанский Николай. Немецкий философ, кардинал и ближайший советник папы Пия II. В своих трудах основывался на работах Коперника. Написал множество работ, последние его труды были одной тематики: отношения между Богом и природой, миром. Большая часть работ посвящена проблеме и способах познания людьми абсолюта. Ему принадлежат идеи: «творец и творение — одно и то же», «Бог есть центр, окружность, Он везде и нигде», «Бог в вещах, они в Нем». Кузанскому принадлежит мнение о том, что Бог остается непознаваемым.
  3. Парацельс Ауреол Теофраст — немецкий философ, врач. В природе он видел определенное живое целое, прослеживающееся в стихиях природы, устройстве живого организма, его функциях. Он утверждал, что у человека неограниченные возможности, если он находится в тесной взаимосвязи с природой. Природа, в свою очередь, имеет божественное происхождение.

Современные идеи пантеизма

Современная философия пронизана идеями пантеизма. Это течения стало важным элементом многих теорий и религии. В современном мире некоторые идеи направления используют защитники природы, целью которых становится улучшение экологии и условий окружающей человека среды.

Читайте также:  Апокриф: определение и значение в православии, история и аспекты, типы, отличие от канонической литературы

В конце 20 века в мировой философии появились общества основанные на таком течении, как «Мировое пантеистическое движение». Пантеизм хорош для восприятия обществом, как направление для охраны биосферы планеты от грубых вмешательств человеческой деятельности. На данный момент философское течение не воспринимается, как отдельная религия.

Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ (от греч. πᾶν – все и θεός – Бог) – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму, отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременно́го творца от мира как его временно́го творения. Термин «пантеист» был впервые использован английским философом Дж.Толандом (1705), собственно термин «пантеизм» был введен в философский оборот нидерландским теологом Й.Фаем (1709).

Первыми историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии, а также философские концепции древнегреческих философов-досократиков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Бог здесь еще не мировой дух, но скорее душа мира, одушевляющее начало, субстанциальный элемент среди других элементов, что дает основание говорить в данном случае о гилозоистическом пантеизме (см. Гилозоизм).

Пантеизм предлагает монистический вариант решения проблемы соотношения Бога-субстанции и мира-Вселенной. Но тогда возникает необходимость согласования, примирения атрибутов Бога (вечности, бесконечности, неизменяемости, неподвижности) с атрибутами временно́го, изменяющегося мира. С этой трудностью справляются по-разному. Абсолютистский монистический пантеизм полностью отождествляет Бога и мир, и такие качества Бога, как вечность, неизменность, бесконечность, переносятся на мир (Парменид). Такого рода пантеизм, последовательно проведенный, приводит к акосмизму – признанию иллюзорности мира. Гегелевский абсолютистский пантеизм наделяет Бога способностью к самодвижению и саморазвитию, тем самым снимая противоречие между Богом и миром. Имманентный пантеизм помещает Бога в мир в качестве его «части» – как силу или закон, вечный и неизменный, управляющий изменяющимся миром (Гераклит, стоики, Спиноза). При этом Бог в некоторых из имманентных пантеистических учений может рассматриваться не как средоточие характеристик, противоположных миру, а как единство противоположностей (Николай Кузанский, Дж.Бруно, Я.Бёме). Неоплатоники создали эманационный вариант пантеизма: мир есть истечение, эманация божественной сущности, он имеет степени совершенства, соответствующие мере присутствия божественной сущности. Этот вид пантеизма содержит в себе скрытый дуализм, поскольку результат эманации отделен от источника эманации – Бога. Поэтому эманационный пантеизм не вступал в противоречие со средневековой христианской теистической доктриной, существуя в ней в качестве особой формы реализма (Эриугена, Давид Динанский).

Отождествляя Бога и мир, пантеизм содержит в себе возможность редукции одного из элементов тождества к другому. Либо Бог растворяется в мире (природе), и пантеизм тяготеет к материализму (наиболее ярким образцом такого рода пантеизма служит доктрина Б.Спинозы с ее формулой «Deus sive Natura»), либо природа исчезает в Боге, представая как всего лишь его инобытие (в таком виде пантеизм присутствует в различных философских версиях объективного идеализма, от систем индийской философии до гегелевской философии Абсолюта).

Пантеизм исторически был движением от теологии к философии в форме метафизики. Ведь бог пантеизма – это именно философский бог-субстанция, а не теологический Бог-личность. Поэтому все попытки сохранить идею Бога и одновременно построить онтологию, исходящую из идеи единства, самопорождения и самопричинности мира, т.е. онтологию, ориентированную на научное мировоззрение, неизменно приводили к пантеизму. Популярность пантеистической доктрины отчасти объясняется тем, что пантеизму присущ мощный эмоциональный потенциал. Пантеизм устраняет необходимость посредника между Богом и личностью, открывая бесконечные возможности интимного общения человека с Богом. Бог рядом с нами, вокруг нас, в нас; познавая природу, мы познаем Бога, познавая себя, мы в себе узнаем Бога – такая установка импонировала многим художникам-творцам. Именно идея причастности личности мировому порядку вдохновляла поэтический пантеизм Гёте, Теннисона, Эмерсона.

Последнее яркое явление пантеизма на философской сцене – онтологическая система Гегеля. В позднейшие времена пантеистические мотивы дают себя знать всюду, где философия начинает тяготеть к теологии. Историческое значение философского пантеизма состоит прежде всего в том, что на его почве развилась идея субстанциального единства мира и всеобщей взаимосвязи явлений в составе целого – идея, составившая основу столь актуального в 20 в. холизма.

Значение слова пантеизм

пантеизм в словаре кроссвордиста

пантеизм

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. греч. всебожие; обожанье природы, боготворенье всего созданного, вместо Создателя. Пантеист м. -тка ж. поклонник веры этой. Пантеистические убежденья. Пантеон м. место погребенья знаменитых людей;

письмовник, сборник письменных произведений всех родов, хрестоматия, цветник;

сборник жизнеописаний великих людей.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

(тэ), пантеизма, мн. нет, м. (от греч. pan – всё и theos – бог). Религиозное идеалистическое мировоззрение, согласно к-рому в основе мира лежит не материя в движении, а некоторое божественное духовное начало, существующее в единстве с природой (филос.).

Обожествление природы (этнол.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

[тэ], -а, м. (спец.). Религиозно-философское учение отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием.

прил. пантеистический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение Божества.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ПАНТЕИЗМ (от пан. и греч. theos – бог) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия “Бог” и “природа”. И. Г. Гердер, И. В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

Большая Советская Энциклопедия

(от пан. и греч. theós ≈ бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.»≈ его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистической и материалистической П., ввёл термин «панентеизм» (от греч. pán en theó ≈ всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме , индуизме и в веданте ), в древнекитайской мысли ( даосизм ), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического (см. Гилозоизм ) одушевления всего мира.

В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистическим пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма ) развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европейского и ближневосточного средневековья опирались на неоплатоническое учение об эманации . В противоположность теистическим представлениям о божественном сотворении мира из «ничего» пантеисты развивали концепции вечного вневременного «порождения» природы безличным богом. Религиозный П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены . Одну из первых материалистических формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог ≈ одно и то же. Оппозиционные по отношению к католической церкви этические и социальные выводы из пантеистических воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в начале 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта .

Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский . Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Западной Европе относится к 16 ≈ началу 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана , Ф. Патрици , Т. Кампанеллы , Дж. Бруно ). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «. природа. есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

С др. стороны, П., «. местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов . В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16≈17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию П., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие «бог» отождествлено с понятием «природа».

В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы И. в. Гёте и Г. Гердер, которые, в противоположность механицизму французских материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, «. пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи» (там же, т. 21, с. 285).

Лит.: Соколов В. В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, «Философские науки (Научные доклады высшей школы)», 1960, ╧ 4; Jäsche G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd I≈3, В., 1826≈32; Plumptre С. E., General sketch of the history or Pantheism, L., 1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2,, B., 1921; Siwek P., Spinoza et ie panthéisme religieux, 2 éd., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, B., 1951.

Википедия

Пантеи́зм — религиозное и философское учение , объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир

  • Pantheism / Oxford Dictionaries
  • Пантеизм / Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина . 2004.
  • Пантеизм / Философская энциклопедия . В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970..

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν — «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция , что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм , признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

Примеры употребления слова пантеизм в литературе.

С другой стороны, аристотелизм одобрялся и принимался неоплатоновским пантеизмом, который противоречил церковной христианской теологии.

Таким образом, в трактате Лоренцо Пизано теория любви совмещает явные противоположности: схоластику с античным материализмом, дуализм воли и интеллекта с пантеизмом, признание чувственной любви с идеей подчинения ее интеллекту.

Но телеологический пантеизм – это религия, где человек учится приспосабливаться к различным точкам зрения.

Я спросил: – Это говорит та Сьюзен, которая исповедует телеологический пантеизм?

У меня пока что было только весьма слабое представление насчет того, что именно было сутью или ядром телеологического пантеизма.

Я попросил Джона дать мне определение телеологическому пантеизму слов так в двадцать пять или поменьше, полностью беря на себя ответственность за то, что такое определение будет сильно упрощенным и несправедливым.

Фихте, Шеллинг, а несколько позже Гегель – рассматривали эту ситуацию как ликвидацию границ между теоретической и моральной философией, а в мировоззренческом плане – как склонность к пантеизму.

Перед читателем проходит галерея приверженцев деизма и гегельянства, пантеизма и кантианства, рационалистов всех оттенков.

Таким образом, в дохристианском мире лишь одна ветхозаветная религия была свободна как от язычества, так и от пантеизма, от смешения Бога с природой.

Мюнцер в христианских формах провозглашал пантеизм, который удивительно похож на нынешние спекулятивные воззрения, в некоторых местах он граничит с атеизмом.

В христианской форме он проповедовал пантеизм, обнаруживающий замечательное сходство с современными спекулятивными воззрениями и местами соприкасающийся даже с атеизмом.

Значительную социальную роль в свое время сыграл и пантеизм Спинозы с его атеистическими последствиями, которые как при его жизни, так и в более поздние годы были предметом атак теологов и идеологов социальной реакции.

Мировоззренчески значителен его пантеизм, важное место занимает он и в истории диалектики.

И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Этот пантеизм вел свое начало от натурфилософии великого итальянского ученого и философа Джордано Бруно, посетившего в своих скитаниях и Голландию, и искавшего Бога не вне мира, а внутри его, в бесконечном ряде реальных вещей.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: panteizm
Задом наперед читается как: мзиетнап
Пантеизм состоит из 8 букв

Ссылка на основную публикацию