Почему и зачем служители тушат свечи в храме? Ответы священника

Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет

Посредине Всенощного бдения есть особый момент — начало утрени. В храме тушат все верхнее освещение и свечи. Горят только лампады перед иконами. Делается это ради сугубого внимания — читается Шестопсалмие.

Эта подборка из шести Псалмов (№ 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.

Психология грешника
Лейтмотивом первого псалма Шестопсалмия (Пс. 3) выбран стих, через совершенно обыденный образ выражающий упование царя Давида на покровительство Божие в самые трудные минуты жизни:
Аз уснух и спах, востах, / яко Господь заступит мя.
«Я [смог] уснуть и поспать, [а затем] встать, / ибо [я уверен в том, что] Господь защитит меня».
Уверенность псалмопевца выражена еще в одной строке, в которой отразилась историческая реальность (псалом был сочинен во время бегства Давида из-за восстания его сына Авессалома):
Не убоюся от тем людей, / окрест нападающих на мя.
«Не испугаюсь тысяч людей, / со всех сторон нападающих на меня».
Но для укрепления своей веры Давид не забывает попросить Бога о помощи:
Воскресни, Господи. т. е. «Встань, Господи, [на мою защиту]. »
Эти слова воспринимаются христианами как относящиеся к воскресению (оно же — «восстание из гроба», оно же — «пробуждение») Спасителя, благодаря которому мы, говоря словами поэта-царя, «не боимся… нападающих на нас», ибо Сам воскресший Господь всегда защищает нас.

Главная мысль второго псалма (Пс. 37) — его конечная покаянная молитва:
Не остави мене, Господи, / Боже мой, не отступи от мене. / Вонми в помощь мою, / Господи спасения моего.
Последняя фраза означает: «Поспеши на помощь мне, / Господи, Спасение мое!»
Этому молитвенному воплю предшествует подробное описание тех мучений, какие испытывает грешник, потерявший мир с Богом:
Несть исцеления плоти моей от лица гнева Твоего, / несть мира в костех моих от лица грех моих.
«Нет здоровья в теле моем из-за гнева Твоего, / нет мира в костях моих из-за грехов моих».
И в этом же ряду:
Пострадах и слякохся до конца, / весь день сетуя хождах.
«Я стал жалок и совсем поник, / целый день я ходил угрюмый».
Яко лядвия моя наполнишася поруганий.
«Ибо внутренности мои полны язв…» и т. д.
Обрисовал царь Давид и психологическую сторону этого состояния: друзья оставляют грешника в одиночестве, зато враги (понимай — и духи злобы), видя это, сразу активизируются:
И нуждахуся ищущии душу мою, / и ищущии злая мне глаголаху суетная, / и льстивным весь день поучахуся.
«Ищущие же жизни моей усиливались [одолевая меня], / и желающие мне зла произносили проклятия / и целый день упражнялись в кознях».

Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу:
Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.
«Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной».
Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом:
На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.
«В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться».

Гимн милосердию
Четвертый псалом (Пс. 87), сочиненный сыновьями Кореевыми, — это молитва об избавлении от гнева Божия, воспринимаемого человеком как состояние, близкое к смерти:
Привменен бых с низходящими в ров, / бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: / яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, / и тии от руки Твоея отриновени быша.
«Я был причислен к сходящим в могилу, / я стал, как человек, которому не поможешь, [как] лежащий среди мертвецов, / [и] как умершие от ран, лежащие во гробе, о которых Ты уже не помнишь / и которые отринуты от Твоей [защищающей] руки».
Но именно чувство богооставленности и вселяет надежду на избавление:
Еда мертвыми твориши чудеса? / Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? / Еда повесть кто во гробе милость Твою, / и истину Твою в погибели?
«Разве Ты будешь совершать чудо над мертвыми? / Разве смогут врачи возвратить человека к жизни и прославить Тебя? / Разве в могиле может быть поведана милость Твоя / и истина Твоя — в месте тления?»

На эти риторические вопросы сполна отвечает следующий псалом (Пс. 102), гимн милосердию Божию. Милости Божии верующим выражается в поистине космических масштабах:
Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Иными словами — «насколько высоко небо над землей, настолько высока милость Господня по отношению к боящимся Его».

Последний псалом Шестопсалмия (Пс. 142) делится на две равные части. В первой изображается душевное смятение человека, подвергшегося преследованию врага (в том числе — и духовного):
Яко погна враг душу мою, / смирил есть в землю живот мой, / посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.
«Ибо враг стал преследовать душу мою, / втоптал в землю жизнь мою, / поместил меня в темноту, как давно умерших».
Вторая часть представляет собой усиленную молитву об избавлении:
…Изчезе дух мой; / не отврати лица Твоего от мене, / и уподоблюся низходящим в ров.
«…я совершенно пал духом; / не отвращайся от меня, / чтобы мне не уподобиться сходящим в могилу».
Для припевов выбраны две молитвенные просьбы. Первая — более беспомощная и смиренная:
Услыши мя, Господи, в правде Твое, / и не вниди в суд с рабом Твоим.
«Услышь меня, Господи, ради справедливости Твоей / и не судись с рабом Твоим».
Вторая — более уверенная и восторженная:
Дух Твой благий наставит мя на землю праву.
«Дух Твой благой да направит меня в землю праведности».
В контексте Новозаветного откровения последняя фраза пророчески предвозвещает сошествие на Апостолов и — через них — на всех христиан Святаго Духа, направляющего их жизнь к праведности. Эти же слова выбраны как прокимен праздника Пятидесятницы, в котором Благий Дух являет Себя как одно из трех лиц Единого Троического Бога, как невидимый, но всегда присутствующий Управитель бытия Церкви Христовой.

Почему служители тушат свечи в храме

Церковная свеча является одним из религиозных атрибутов, немаловажной частью службы, относиться к которому стоит с должным уважением. Поэтому у верующих и возникает столько вопросов, касающихся обращения со свечами. Чаще всего прихожане интересуются, можно ли задувать горящие свечи.

Свеча как символ

Когда-то свечи в храмах использовались по прямому назначению, а именно для освещения помещения в темное время суток. Поэтому даже в Писании упоминаются больше лампады, нежели свечи. Сам Господь сказал Моисею, «чтобы непрестанно горел светильник» (Лев. 24:1-4). Однако, со временем свечи стали таким же религиозным атрибутом, как и лампады. Ведь и те, и другие дают свет, который является своеобразным символом веры. Иисус называл себя светом мира (Ин. 8:12).

Примечательно, что свечи начали зажигать в церквях не только с практической, но и религиозной целью уже очень давно. О древности данного обычая можно прочесть в сохранившихся документах Седьмого Вселенского Собора, проходившего еще в 787 году. Недаром многие богословы уделяли в своих трудах изрядную долю внимания свету в храмах, в целом, и церковным свечам, в частности. Преподобный Симеон Новый сравнивал зажженные свечи со «светлыми помыслами, которые должны светить» в каждом человеке. А Иоанн Кронштадтский утверждал: «Огонь горящих свечей служит для нас образом огня духовного — Духа Святаго, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу. В храме нет ничего праздного, ненужного».

Почему гасят свечи во время чтения молитв

В Православной Церкви в ходе утреннего богослужения читается особая часть — Шестопсалмие. Батюшка читает шесть избранных псалмов покаянного характера. Шестопсалмие читается при потушенных свечах. Причём гасятся они ещё до начала чтения.

Темнота символизирует Вифлеемскую ночь, когда родился Иисус Христос. В это время молящиеся, не видя в темноте друг друга, должны с особым благоговением слушать чтение священника. Крестные знамения и поклоны не совершаются, соблюдается полная тишина

Протопресвитер Валерий Лукьянов в своих «Богослужебных заметках» пишет, что важность Шестопсалмия подчёркивается в самом церковном уставе. Согласно его правилам, читать псалмы нужно со вниманием и страхом Божьим, так как даже сам Бог не видит молящихся Ему о прощении грехов своих.

Для чего гасят свечи служители церкви

Некоторые недостаточно воцерковленные люди с недоумением наблюдают, как в храмах свечи прихожан тушат служители. Протоиерей Андрей Ефанов так поясняет суть этого явления.

Свечи тушат исключительно из практических соображений, чтобы воск не капал на пол и подсвечник. Также огонь гасится на ночь, когда храм закрывается. Без присмотра его оставлять опасно.

Важно! Свеча сама по себе не нужна Господу, как и любые другие материальные ценности. Лучший подарок для Всевышнего — это сердечная молитва и любовь к Творцу.

Благодарность выражается не количественно, а качественно. Гораздо важнее избавиться от дурных помыслов и желаний, чем купить побольше свечей и сжечь их дотла в подсвечнике.

Церковная свеча имеет символичный характер и никак не влияет на исполнение просьб молящихся. Только искренняя молитва способна помочь тому, кто обращается с ней к Богу. На силу молитвы погашение свечи никак не влияет, в этом нет ничего страшного. Неважно, насколько она сгорела, важна только духовная чистота и открытость Господу.

Свеча за здравие и за упокой

Многие люди, пришедшие в церковь, ставят свечу за здравие. Если она гаснет, то нужно ждать смерть того человека, о котором просили. Нельзя гасить подобную свечу, она должна прогореть сама, потом ее может потушить служитель церкви. Лучше постоять немного и подождать, пока она немного прогорит. Свеча за упокой ведет себя иначе.

Читайте также:  Детям о Святой Троице: детские лекции и рассказы о трех ипостасях Господа, дне и празднике Троицы

Если она погасла, это хороший знак того, что душа обрела покой. Если при крестинах гаснет свеча, то малышу выпала тяжелая жизнь. Но есть и противоположное значение – от ребенка убрался весь негатив. Бывает такое, что во снах люди видят, как гаснет свеча. Такой сон вещает то же самое, что и наяву. Но тут нужно внимательно вспомнить детали, т. к. они играют большую роль. Стоит ли бояться, если свеча упала? Это хороший знак. Для девушек подобное сулит скорую свадьбу. Но если свеча упала в церкви, то это плохой знак, несущий неприятности. Свеча может и сама упасть, это тоже не очень хороший знак – к проблемам и трудностям.

Советы и интересные факты

Если свеча сломана, ее лучше не зажигать. Лучше переплавить ее в новую и тогда уже использовать. Сломанная венчальная свеча может означать сильную порчу. Если лопнул подсвечник, можно потерять близкого человека. Это произойдет только в том случае, если он лопнул по необъяснимым причинам, а не от перегрева.

[27.09.2016] Почему на Шестопсалмии гасят свечи?

Из материалов Воскресной школы для взрослых

Каждый, кто регулярно приходит в храм на вечернее богослужение, знает, что в нем есть один особенный момент, таинственный и строгий. После вечерни, в самом начале утрени, после ангельского славословия («Слава в вышних Богу, и на земле мир…») все вдруг стихает. В храме гасятся верхний свет и свечи. Царские врата закрыты; священники в алтаре. На середину храма выходит чтец и при единственной свече, которая у него в руках, читает Шестопсалмие.

ВОПРОС: Что такое ШЕСТОПСАЛМИЕ? Зачем во время Шестопсалмия гасят в храме свечи?

ОТВЕТ: Шестопсалмие – это чтение шести избранных псалмов, а именно 3, 37, 62, 87, 102 и 142, читаемых в этом порядке и соединенными в одно литургическое целое.

Перед Шестопсалмием необходимо затушить свечи, оставив лишь мерцание лампад. Причем тушить их следует не во время чтения, а до его начала. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришёл на землю Христос, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.

Чтение Шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Необходима глубокая тишина, чтобы ничто не отвлекало молящихся во время чтения Шестопсалмия. Ведь известно, что Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. А крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме.

ВОПРОС: Какое символическое значение Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Это плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Смирение и покаяние должно сопровождать весь жизненный путь православного христианина, потому Шестопсалмие читается каждый день в течение года, за исключением Светлой седмицы.

Чтение первой половины Шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

ВОПРОС: Зачем священник выходит из алтаря во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.

ВОПРОС: Что читает священник во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Священник во время чтения Шестопсалмия читает пред Царскими вратами 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. Он напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе

В церковном Уставе об этом написано следующее: «Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Читать Шестопсалмие, согласно Уставу, следует «не борзяся», то есть ровно, внятно, чувствуя ответственность момента.

ВОПРОС: Что делать мирянину во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Надо помнить, что во время чтения необходимо соблюдать тишину и стоять прямо и благоговейно. Шестопсалмие — не только плач пред Богом, но и непосредственное Ему предстояние, поэтому нельзя ходить по храму и отвлекаться.

ВОПРОС: Каков смысл Великой Ектении после Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Его смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
ЕСЛИ ХОТИТЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О БОГОСЛУЖЕНИИ, ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ЗАНЯТИЯ В ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

Занятия проводятся по воскресениям в трапезной Прихода во имя святого страстотерпца царя Николая после Божественной Литургии.

Почему на вечернем богослужении выключают свет?

Почему на вечернем богослужении выключают свет?

Лампы и свечи в храме — это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения свет выключают часто, а во время литургии никогда? Зачем во время Херувимской в Греческой церкви раскачивают хорос — главный светильник храма?

Каждый, кто бывает на богослужении, замечал, что в разные моменты службы храм освещен по-разному: то горят все светильники, то половина, то гасятся все лампы и даже свечи.

«Всенощное бдение — это служба покаянная, приготавливающая нас к литургии, когда, исповедав свои грехи, мы можем принять прощение и милость Господа, причаститься Святых Христовых Тайн. А когда человек кается, он не должен быть ярко освещен». По Уставу свет на всенощной гасится на шестопсалмие, когда читаются покаянные псалмы Давида.

На Афоне всенощную вообще принято служить в полной темноте — так удобнее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в притворе. Светильники там зажигаются только у иконы над Царскими вратами и у центральной иконы. И только на великие праздники на всенощной зажигается паникадило — главный светильник храма — со всеми свечами, причем только в определенное время: на полиелее (когда верующих помазывают освященным маслом), на хвалитных псалмах (псалмы, поющиеся в последней части утрени: «Всякое дыхание да хвалит Господа») и на пении величания. По словам прот. Сергия Правдолюбова, «слово “полиелей” имеет несколько значений. Иногда его переводят как “многомаслие” — “много зажженных масляных лампад”. Но мне ближе вариант «многомилостивый», и именно этот смысл отражает многократно звучащий во время полиелея припев: “Яко в век милость Его. Аллилуия”». До третьей песни канона, читаемого после полиелея, светят все светильники и паникадило, но к третьей песне гасятся свечи и лампады.

Прот. Сергий Правдолюбов: «Это не оттого, что праздник кончился, а оттого, что по Уставу в этот момент полагается праздничное чтение из святых отцов или истории праздника. Происходит перемена состояния человека: он «переключается» на слушание, а потом все снова возвращаются к молитве, продолжается чтение канона, но свечи зажигаются, только когда начинается Богородичная песнь – “Величит душа моя Господа”. Возжигание свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почитания Пресвятой Богородицы».

На литургии же свет не гасится никогда: «Литургия — самое торжественное, самое великое служение, — поясняет прот. Сергий Правдолюбов. — По Уставу преп. Саввы Освященного Литургия по времени довольно короткая, не более часа двадцати. Но здесь надо учитывать, что литургией заканчивалось богослужение, продолжавшееся всю ночь. Если мы служим всенощную с восьми вечера — у нас так было в храме — и в десять часов утра заканчиваем, то литургия воспринимается как краткий торжественный аккорд в завершении всей молитвы. И окончание молитвы — это полные звуки, полное торжество, полный свет; литургия заслуживает такого света, потому что Христос есть Свет, «Солнце правды Христос Бог наш». Литургия никогда не бывает печальной, даже во время Великого поста она радостная и торжественная».

Радость и ликование праздничной литургии на Афоне выражается раскачиванием главного светильника – хороса. Это бывает на большие праздники во время пения Херувимской песни. «Хорос, — рассказывает архитектор Андрей Анисимов, — это древняя форма главного светильника в храме. Хорос представляет собой большое кольцо, на котором стоят лампады или свечи. (В России в последние века хорос заменило паникадило, на котором свечи или лампочки расположены ярусами.) Сам по себе хорос выглядит проще паникадила, но, когда начинает работать вся система, состоящая из нескольких хоросов, — это красота, фейерверк, праздник, ликование».

По мнению Андрея Анисимова, «свет и организация пространства храма с помощью света — это задача церковного зодчего». Храм состоит из трех частей: притвора, центральной части и алтаря. В притворе совершаются начальные поклоны, начинается покаяние, откладываются житейские попечения, заботы. «Поэтому притвор принято делать слабоосвещенный, без больших окон и с минимальным количеством ламп и подсвечников для свечей, — говорит архитектор. — В древних храмах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) в центральной части окна расположены не ниже второго яруса стены и в барабане купола. Это связано с тем, что храм в вертикальном измерении делится на несколько уровней, они ярко видны в росписи: святые, ряд ангельских чинов, образ Христа-Вседержителя. И свет в православном храме может исходить только от преображенного человека, ангелов и Бога, поэтому окна делаются не ниже уровня росписей святых, ангелов и Господа». К тому же, как поясняет Андрей Анисимов, древние храмы имели очень толстые стены. Свет, проникающий через узкие окошки сверху, отражался от огромных откосов (в древнем зодчестве они назывались рассветами) и рассеивался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.

Второй источник света в храме — это алтарь. Алтарь — образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, — уточняет Андрей Анисимов, — древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному. Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря — это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря. Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму — к югу».

Читайте также:  Церковный канон: определение и значение в православии, виды, как читать и чем отличается от акафиста

Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов. — Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма. После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, — в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется “Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить. Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении».

На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время. Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному — от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется “фотагогикон” — “светилен” по-русски. “Фотагог” означает “Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами. А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”».

Паникадило или хорос — главные светильники храма. В российской традиции на паникадиле принято изображать крест. На Афоне до сих пор при украшении паникадила применяются такие древние христианские символы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке. Все эти символы обозначают Христа, Церковь. «Паникадило (от греч. polykandēlos — состоящий из многих светильников) символизирует собой весь мир, весь космос, — объясняет прот. Сергий Правдолюбов. — Зажженное паникадило — знак участия всего народа, всех православных христиан в торжестве».

Кроме большого паникадила бывают еще боковые паникадила, лампады у икон и подсвечники с лампадами, стоящие отдельно. Традиция подвески лампад везде разная: у греков лампады висят выше лика святого, у нас — ниже. Существуют различные подсвечники: латунные, деревянные с песком… Древние подсвечники были деревянные, изящно расписанные.

Сегодня кроме естественного освещения — солнца, свечей и лампад — храм освящает электричество. Андрей Анисимов: «Конечно, в электрическом свете нет такой тайны, как в солнечном или от свечей, но тем важнее организовать электрическое освещение деликатно, без театральщины. Когда мы проектируем электричество, мы с батюшками выясняем, как они хотят светом управлять. Есть вариант реостатов, когда свет плавно угасает и плавно загорается. Есть вариант поярусного выключения света: вполсилы, в треть силы, в четверть силы. Делаем хоросы с лампочками или лампадами со светодиодами — если лампадка цветная, это достаточно деликатно смотрится. Есть варианты совмещенных хоросов: на кольце стоят электрические “свечки”, а внизу висят подвески с разноцветными лампадами. Но главное — помнить, что свет в храме не просто служебная функция, а символ радости и покаяния, торжества и победы над тьмой».

Почему служители тушат свечи в храме?

Здравствуйте! Сегодня была в храме и наблюдала такую картину. Женщина, которая служит при храме, ходила и тушила поставленные свечи. При том, что они еще не догорели, а некоторые и вовсе были почти целыми. И у меня в душе возникает такой вопрос. Можно ли так ей поступать? Ведь люди ставят свечи не просто так, а с верой в душе. И пока я ходила по храму, моя свеча тоже оказалась потушена. Заранее спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! На нашем сайте есть материал “Зачем в Церкви свечи?”, приведу оттуда важную цитату: “… зажигая в храме перед иконой купленную свечу, важно помнить о том, что наша благодарность Богу имеет не количественное, а качественное выражение, и что настоящим подарком Творцу служат не свечи или какие-либо иные материальные ценности, а наше сердце. То самое сердце, в котором рождаются все наши помыслы и желания, и очистить которое мы призваны самим Богом!” читать далее

Иными словами, неважно, насколько сгорела Ваша свеча, важно – насколько искренней была молитва.
А свечи тушат, как правило, из практических соображений: пока оплавленный воск не успел закапать пол и подсвечник, еще все свечи и лампадки гасят, когда закрывают храм на ночь, потому что огонь открытый без присмотра не оставляют. И еще есть некоторые моменты (обычно Шестопсалмие) во время богослужения, когда тушат весь свет, в том числе и свечи. И ничего тут страшного нет, а силу Вашей молитвы или жертвы Господу это никак не влияет.

Читайте также:

Суть вещей: Светильники в храме

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: фрагмент фото spbpda

Можно ли в пост есть “постные” колбасу и молоко?

Можно ли опаздывать на службу?

Можно ли некрещеному человеку присутствовать на службе и ставить свечки?

Можно ли дома молиться священномученику Киприану от порчи и колдунов?

Комментарии

Как странно читать это, и на православном ресурсе… Кроме свечей и записок многие вообще ничего о православии не знают. Вот и оттягиваются на вопросе о свечах. Каждый приходит со своими суевериями и народными традициями на эту тему. Не упустят случая повозмущаться ценами. Свечки в обслуживании действительно очень трудоемкие: чистить подсвечники, полы, мыть от копоти стены и потолки храма (пробовали?), расставлять красиво по росту не для красоты, а чтобы не плавились, собирать и сдавать огарки (они очень дешево стоят), вести учет наконец. Говорят, что в Германии в храмах уже нет свечей, а есть лампочки с щелочкой для денег: какую денежку опустишь, столько “свечка ” и погорит. Мы ведь не этого хотим? Простите нас и поймите. И приходите ставить свечи в храмах

только поставил свечу а старуха со злобным видом мне ее тушит я готов был удавить ее но все таки Храм

Константин, Церковь – это все мы, со своими грехами и странностями. Мы можем встретить в Церкви самых разных людей. В том числе, не самых приятных. Также, как кому-то мы сами можем быть неприятны кому-то другому. Главное, чтобы мы помнили, что идем в Церковь к Богу, а не людям. И что все мы здесь – сборище кающихся.

Поздравляю всех с наступающим Рождеством! Когда только начинаешь ходить в храм, действительно кажется что свеча обязательно должна догореть. Это очень очень важно. Лишь позже понимаешь, что дело действительно не в свече, а в молитве и в жертве, которую ты приносишь в храм. Возможно, возгласы ” на вас делают деньги” в большей степени свяаны с тем, что прихожане не понимают смысла действия. Кажется, что надо купить 10 свечей, 15 просфор и т.д. Чем больше – тем лучше, чтобы “наверняка подействовало”. Правильно ли это? Да, так считают те, кто в храм заходит изредка. “Хожу редко, значит надо поставить один раз и много”. Потом читают, что “попы делают деньги” и вообще перестают ходить в церковь и ставить свечи. Зачем “жирдяев” кормить. И это вместо того, чтобы прийти, поставить одну – две свечки, купить просфору и спокойно помолиться. Вполне можно “уложиться” в 50 рублей. Можно даже ничего не заплатить. Ни копейки. Встали и спокойно молитесь. Чем плохо? Ничем. С меня еще ни разу ни за что не потребовали деньги. Могу даром постоять, если хочу. Но я экономист по образованию и хорошо понимаю, что людям, которые служат нужно платить заработную плату, здание храма и территорию нужно содержать: отапливать, обновлять, убирать, делать капитальный ремонт – владельцы собственных домов знают, что это такое. Если приходишь в церковь только по праздникам, то для тебя храм – забегаловка. Я свечи купил, имена записал, деньги отдал, а они уже пусть молятся. Когда посещаешь храм регулярно он становится для тебя домом. Тебе хочется, чтобы там было чисто, тепло, светло и жертвы в 50 рублей совсем не жаль, когда умеешь ценить чужой труд. Что касается того, почему тушат свечи, то это едва ли желание переплавить их на новые. Как правило, на праздники люди закупают свечи и каждый желает поставить их с десяток, места для всех нет, нужно тушить одни и давать место другим. “Нужно, чтобы свеча полностью догорела, иначе желание не сбудется или ритуал не подействует” – оставьте это магам и ворожейкам.

Почему и зачем служители тушат свечи в храме? Ответы священника

Какую силу имеет проскомидия?

Один афонский монах получил сообщение из России, что его знакомая умерла. Он взял просфору, вошел в алтарь и подал служащему иеромонаху: “Батюшка, помяни о упокоении” и назвал имя. Только тот взял в левую руку просфору, а в правую копие, монах справа от жертвенника увидел умершую. У нее было такое стремление увидеть приносимую за нее жертву! Как только частица была вынута, на лице умершей появилась радостная улыбка, и ее не стало. Служащий иеромонах отдает монаху просфору, а тот не может ее в руки взять. Его спрашивают: “Что с тобой? ” Он, еле собрав силы, рассказал виденное. Понимаете, какую великую силу имеет проскомидия, как она важна для тех, кто перешел в тот мир! Они за себя уже молиться не могут, ждут молитв родственников и близких.

Что означает слово “оглашенные”, когда диакон произносит “оглашенные, изыдите”?

Это слово означает человека, который огласил (сказал всем) желание стать православным христианином и принять крещение. Когда в церковь приходит некрещеный человек и говорит о том, что он желает креститься, священник беседует с ним и назначает время испытания. В церкви этот человек объявляется как оглашенный; он может быть на первой части литургии, т.е. литургии оглашенных, слушать чтение апостола, Евангелия, проповедь, наставления. После возгласа “оглашенные, изыдите” оглашенные должны выйти из храма, т.к. начинается литургия верных, когда остаются только крещеные, православные люди.

Читайте также:  Похоть очей: что такое и как с ней бороться, толкование

Когда диакон призывает на литургии: “Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните”, всем ли христианам надо преклонять головы?

Это обращение к оглашенным, т.е. некрещеным, но собирающимся принять крещение, но головы должны преклонять все: и крещеные, и некрещеные. Ведь и мы с вами, хоть и приняли крещение, сравнялись с оглашенными своими грехами. Мы недостойны входить в храм Божий, где уж нам браться рассуждать – поклониться или не поклониться Господу нашему Иисусу Христу. Должны смиряться и с оглашенными стоять, склонив голову. У них внутри горячее желание стать православными христианами – “верными”, у нас же ничего, кроме грехов и нечистоты нет.

Почему гасят свечи во время чтения Шестопсалмия?

Чтение Шестопсалмия – это переход от вечерни к утрене, от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете не было того Света, той Славы, которые принес в Новый Завет Иисус Христос. Недаром на литургии Преждеосвященных даров поется: “Свет Христов просвящает всех”.

Что означает каждение во время службы?

Когда в Эдемском саду жили первые люди Адам и Ева, они видели красоту Господню, ходили по саду и славили Бога. Храм – это Эдемский сад. Во время богослужения открываются Царские Врата, алтарь и весь храм становится раем. Священник символизирует Адама, а диакон со свечой – Еву. Они ходят по храму, каждением прославляют Господа, и хор поет: “Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. ” Каждение – это возношение молитвы, благодарение. А потом кончается песнопение, закрывают Царские Врата. Это напоминание о том, что свершилось грехопадение первых людей, они изгнаны из рая, потому диакон выходит из алтаря и возглашает на солее – огненной реке, отделяющей рай от земли: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире, о спасении душ наших Господу помолимся. “

Что означают зажженные свечи и лампады?

Свеча символизирует собой человека. Человек имеет тело и душу. Свеча тоже состоит из воска и фитиля. Но свеча незажженная особой ценности не имеет, она мертва. Так и человек, если у него нет веры в Бога, если в нем не горит Божественная благодать, – мертв пред Богом. Горящая свеча, как и лампада – это жертва Богу, благодарение за Его благодеяния. И неважно, сколько стоит свеча. Каждый покупает по своим возможностям, Господь любую жертву принимает, была бы она от чистого, сокрушенного сердца.

Что означают слова из Литургии: “Святая – святым”? Почему при произнесении этих слов все делают земной поклон?

Во время Евхаристического канона происходит преосуществление хлеба и вина в Истинные Тело и Кровь Господни. Хор в это время поет: “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. ” На дискосе – Тело Христово в виде хлеба. Когда диакон говорит: “Вонмем”, тогда священник берет Тело Христово, поднимает и говорит: “Святая – святым”. Тело Христово свято, кому Оно может преподаваться? Только святым, очищенным исповедью душам. Поэтому перед этой Святыней и делают земной поклон.

Когда диакон кадит храм, как вести себя людям: повернуться к нему лицом или к алтарю?

Когда диакон идет с кадилом, кадит иконы и стоящих людей, все должны повернуться лицом к нему. Почему он кадит человека? Потому, что каждый человек имеет образ Божий. И хотя мы и грешные, нас кадят как святых, поскольку мы крещеные и посвящены Господу.

Можно ли сразу уходить из церкви после Причащения?

Некоторые христиане считают, что с Божественной Литургии можно уходить, как только пропоют “Отче наш”. Но есть апостольское правило, в котором сказано, что этого делать ни в коем случае нельзя, такие люди отлучаются от Церкви. Разрешается уйти после слов священника: “С миром изыдем”. А тем, кто причащался, надо быть до конца, выслушать благодарственные молитвы.

Что такое Божественная литургия, и почему душа человеческая стремится в храм?

Сказано в Священном Писании: мир будет стоять до тех пор, пока не прекратится жертвоприношение. Как только перестанут приносить за Божественной литургией Безкровную Жертву, мир будет уничтожен. А Церковь Христова будет существовать, пока на земле останутся хотя бы один православный епископ, священник и мирянин. Пусть будут уничтожены все остальные – полнота благодати сохранится в этих трех душах.

Жертвоприношение – это особый момент в жизни каждого человека. Самое главное – это Божественная литургия, где идет единение человека с Богом в святом таинстве причащения.

Мы не раз говорили, что для Бога времени нет. Для Него один день как для человека тысяча лет и тысяча лет как один земной день. По нашему человеческому времени, Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть и под ее покровом жил на земле тридцать три с половиной года. За грехи народа Он принял позорную смерть на Кресте: так совершилась Всемирная кровавая Жертва за весь род человеческий.

На Божественной литургии во время чтения третьего и шестого часа служащий священник совершает на жертвеннике проскомидию. Он берет большую просфору (она называется Агничной) и вырезает Агнца Божия. Почему Агнца?

Помните, у Адама были сыновья Авель и Каин. Авель пас овец и самую чистую овцу приносил Богу – агнца непорочного, молодого ягненка. Сама по себе просфора символизирует Матерь Божию. Из нее особым орудием, копьем, вырезается кубик – Агнец. Снизу он не до конца разрезается на четыре части. На просфоре сверху выдавлена при выпечке печать: буквы Имени Божия “ИС ХС” и слово “НИКА”. Эти части кладут на дискос. Из других служебных просфор вынимаются частицы за святых, о здравие и упокоении прихожан и их ближних.

Когда заканчивают читать третий и шестой час, священник читает молитвы “Царю Небесный”, “Слава в вышних Богу”, трижды поднимает руки и просит Господа о милости. Диакон произносит: “Время сотворити Господеви. Владыко, благослови”. То есть настало время творить Самому Богу. И священник благословляет начало литургии.

Сам Христос в лице священника будет приносить Себя в Жертву, но уже не кровавую, а безкровную. Христос на Тайной Вечере сказал: “Сие творите в Мое воспоминание” (Лк.22,19).

Так начинается Божественная литургия. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в это время храм становится Небом. Мы, переступая через порог храма, переступаем с земли на небо. Здесь, восседая на херувимах, невидимо присутствует на престоле Сам Господь. Поэтому мы делаем поклоны в сторону Престола: кланяемся Живому Богу. Невидимо присутствуют в храме вся Небесная Церковь: Матерь Божия, Херувимы, Серафимы, Архангелы, Ангелы, ветхозаветные патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, праведные.

Давайте представим великое множество храмов, стоящих по всему лицу земли. В них идет безкровное Жертвоприношение. Если мысленно стены храмов убрать, то увидим: здесь множество народа и здесь, и здесь, – и все они приносят одну и ту же Безкровную Жертву. Все сердцами обращены навстречу Богу, все вместе составляют Единую Церковь.

Вся жизнь Христа проходит в действиях литургии. На службе бывает малый вход, когда священник и диакон выходят на амвон с Евангелием. Малый вход – это Христос вышел на общественную проповедь. Великий вход бывает во время пения “Иже Херувимы. ” В это время никто на колени не становится: таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню еще не совершилось. Выносят Чашу и дискос, копье, крест – то есть орудия пыток. Христос добровольно идет на страдания. В этот момент Престол становится как бы крестом, на котором сейчас будет распят Господь наш Иисус Христос. Он ежедневно идет за наши постоянные грехи на крест, принося Себя в Жертву умилостивления Отцу. Поэтому и называется эта жертва Всемирной.

Самый главный момент литургии – евхаристический канон – наступает после того, как народ, стоящий в храме, пропоет “Символ веры”. После него диакон говорит такие слова: “Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити”. Все должны стоять прямо, со вниманием. В этот момент совершается самое главное действие – преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господни.

Диакон поднимает дискос и Чашу, а священник, трижды поднимая руки, говорит: “Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся”, обращается к Духу Святому, читая особую молитву, благословляет хлеб и вино. Хор поет:

“Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. ” В этот самый момент происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни. В алтаре священнослужители и все, кто там служит, осеняют себя крестом, делают земной поклон. Они поклоняются Живому Богу. Тело Христово раздробляется на части, высыпается в Чашу.

После того как пропоют “Отче наш”, священник поднимает Тело Христово и произносит: “Святая святым”. То есть святое Тело Христово – кому? Святым людям.

Священнослужители принимают причастие.

Когда выносят Чашу к народу, произносят: “Со страхом Божиим и верою приступити”. Все, кто находится в храме, делают земной поклон: в Святых Тайнах вышел к Своим детям Сам Господь наш Иисус Христос.

Те, кто подготовил себя: подходил на исповедь, принес покаяние в грехах, примирился со всеми, постился телом, усиленно молился, с утра ничего не вкушал и не пил, со страхом Божиим приступают к Чаше. В этот момент и идет единение Бога с человеком. Каждому причастнику дают частицу Тела Христова, напоенную Кровью. Но в этом великая тайна Божия: мы получаем не часть Тела – в каждого входит Живой Христос. Как это понять? Тело Христово одно и, разделяясь на части, в каждой части несет целое, Живого Бога. Один старец благодарил Господа: “Господи Боже! Ты удостоил меня сегодня причастия, и я не могу постичь: мои ноги уже не мои, но Твои. И руки, и глаза, и голова – все Твое!” Что выше этого: Творец присутствует в твари Своей!

Надо подчеркнуть, что человек единственный из всего творения Божия имеет это великое счастье, эту радость. Даже ангелы закрывают крыльями свои лица, не могут прямо взирать на Господа. Ангелы – чистые, святые, безгрешные. А мы – люди грешные – удостоились такой милости: через таинство покаяния очищаемся и пользуемся великим даром Христа Спасителя, который Он оставил нам после Тайной Вечери.

Мне часто приходится исповедовать людей, которые На вопрос “Когда причащалась?” отвечают:

– Неделю назад, батюшка.

А начинаешь проверять, спрашивать главные грехи (они обычно у каждого есть):

– С мужем венчалась? – Нет.

– Каялась ли в этом?

– Нет. Многие тогда не венчались. Только в загсе расписывались.

Ссылка на основную публикацию