Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

Как понимать слова Иисуса “если тебя ударят по левой щеке- подставь правую ” и что “всякая земная власть – от Бога” (Антихриста – тоже?).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

Подставить другую щеку?

По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест.

Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы»:
«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Мф. 5:38-41 ).

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлеченно-философский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин. 18:23 ). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности – предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом – противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим. 12:21 ). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

Читайте также:  Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

Статья опубликована в 1(18) номере «Фомы» за 2004 г.

Что означает фраза «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую»?

Часто, обычные люди, только недавно начавшие читать Священное Писание, пытаются самостоятельно растолковать разные фразы и выражения из него. К сожалению такие попытки заканчиваются тем, что человек находит много противоречий, теряет интерес к Библии, да и вообще отходит от веры. Много непонятных мыслей в голове возникает и у тех, кто вырвал из контекста Новозаветной нагорной проповеди фразу Иисуса Христа: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Понимая эту фразу дословно, люди начинают сомневаться в правильности учения Библии, поскольку книга, основанная на принципах любви, говорит о том, что нужно терпеть физические побои и даже просить добавки. А как же быть с тем, если на глазах у христианина обижают слабого, неужели нельзя заступиться и спокойно смотреть на зло? Если бы так и было, то даже преступников не садили бы в тюрьмы, что привело бы к полному хаосу.

Читая Святое Письмо, нужно четко понимать, что Христос проповедовал простым людям того времени, которым нужно было объяснить довольно сложные истины. Конечно же, пытаясь донести до народа истину, Христос часто говорил метафорами и выше упомянутая фраза является одной из них.

«Подставить другую щеку» — метафора с глубоким смыслом

Целью Нагорной проповеди Христа, в которой и прозвучала описанная выше фраза, было научить людей не просто смирению, но, внутренней уравновешенности, а еще рассудительности, мудрости, стойкости. Поскольку во время жизни Христа, удар по правой щеке считался высшей мерой оскорбления, то Спаситель хотел сказать, в первую очередь, не о физических пытках, а о нанесенных человеку оскорблениях, конфликтах и подобных ситуациях. Учителя Церкви говорят о том, что данная фраза учит человека, в момент нанесенного ему оскорбления и внутреннего негативного запала действовать следующим образом:

  • не пытаться вернуть человеку его агрессию сразу же назад;
  • в момент, когда обидчик зол, даже признать его правоту, чтобы он успокоился;
  • когда обидчик охладеет в своих негативных эмоциях, попытаться спокойно ему все объяснить и поговорить с ним о случившимся.

Этой фразой Христос хотел сказать, что, оказывая сопротивление злу, в момент, когда оно вывело нас из равновесия бесполезно, ведь тогда и в нас самих ничего доброго нет. Научившись управлять своими эмоциями, не превращать внутренний негатив и злость в реальные действия, когда обида находится на пике, можно победить зло, в первую очередь, в себе. Только победив зло в себе, избавившись от обиды и жажды мести, став уравновешенным человеком, христианин сможет исполнять главную Божью заповедь – заповедь любви. К тому же, если не разжигать пламя конфликта не его пике, подкидывая в огонь дрова, можно усмирить и самого обидчика, а потом, поговорив с ним спокойно и без эмоций, разобраться в ситуации и решить ее мирно.

Обратите внимание! Читать Библию стоит полностью, а не только отдельные ее фразы, чтобы не сталкиваться с противоречивыми мыслями, которые могут поставить веру человека под вопрос. Только полностью читая разделы, можно уловить смысл написанного, извлекая из этого пользу для себя.

Как эта фраза может помочь обычному человеку в жизни?

Если каждый внимательно прочитает Нагорную проповедь Христа, то сможет уловить простую, но очень важную истину – нельзя на зло отвечать тем же. Да, это не значит, что нужно молча выносить несправедливость, но и не значит, что нужно бороться с ним таким же, несправедливым путем. Если задать вопрос касательно выше описанной фразы Христа священнику православной церкви и получить ответ, чисто практичный для жизни современного человека, то он будет таким:

  • нельзя относиться к плохим поступкам других с агрессией и злостью, ведь тогда она наполнит и человека, который так реагирует, отдалив его от Бога;
  • не стоит отвечать на зло злом, ведь это плохой пример для окружающих, особенно детей, а им нужно попытаться показать, что любую конфликтную ситуацию стоит решать мирно и спокойно;
  • не отвечая на зло других, продолжая делать добро, можно даже указать обидчику путь истинный, показав своим примером, что жизнь по Божьих законах и в любви намного приятнее и лучше, чем спасти его от следующих греховных упадков.

Многие люди, которые делали ужасные вещи, смотря на спокойствие, любовь и добродушие истинных христиан, оставляли темный путь и тоже возвращались на путь истинный. Вот именно об этом стоит помнить, когда хочется после нанесенной обиды отдать тем же.

Подставь другую щёку. Может ли верующий постоять за себя?

Христиан часто ставят в ступор претензией: «Ваша религия — для тех, кто не может за себя постоять. Что это такое: “ударили по левой щеке, подставь правую”?» И в самом деле, есть Библия, где написано «подставь другую щёку». Это что, значит, и возразить нечего? А может, всё не столь однозначно, и есть толкование, согласно которому, христианину позволено за себя постоять?

Эта фраза действительно есть в Библии — в Нагорной проведи

Итак, такие слова в Священном Писании действительно есть. Причём исходят они не от простого библейского автора, а от самого Христа. Произнёс эту фразу Спаситель в известной Нагорной проповеди. Познакомимся с контекстом:

«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»

Казалось бы, всё однозначно: позволяй врагам делать с тобой всё, что хочешь, лишь бы сам зла не причинял. Это очень хорошо согласуется с обещанием Всевышнего самостоятельно покарать грешников:

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»

Стало быть, терпим? Нет далеко не всё так однозначно, и парой взятых из Священного Писания цитат этот вопрос не исчерпать.

Иисус Христос не говорит прямо, а использовал образ для иллюстрации глубокой идеи

Ещё раз взглянем на контекст. Если бы Иисус Христос хотел бы сказать лишь одно: «Тебя бьют, а ты терпи», он бы не стал разжёвывать свою идею на три евангельских стиха. Стоит обратить внимание на детали текста.

На чём же Спаситель делает акцент? На отмене старого иудейского принципа — око за око. Вот, оказывается в чём суть фразы. Ну, даже если и так, то ведь это никак не избавляет нас от поучения подставлять другую щёку.

Эту фразу произнёс Христос в Нагорной проповеди

Конечно, нет. Но в то же время нужно вспомнить, как всегда Иисус Христос общался с людьми — через притчи. Он всегда пытался ввести какую-то аллегорию и через неё подать важную идею, таковых немало:

  1. Свет миру.
  2. Ловцы душ человеческих.
  3. Виноградари.
  4. Блудный сын.

Если внимательно перечитать Евангелие, станет ясно, что Спаситель почти ничего не говорит прямо. Соответственно, вводя в речь образ двух щёк, Он тоже говорит вовсе не о драке.

Слепое следование этому наставлению приведёт к ужасающему результату

Буквальная интерпретация способна привести нас к ужасающим выводам, например:

  1. Унизительная беззащитность. Человек подставляет левую щёку вместо правой, потом шею вместо другой щеки. Даёт всем над собой насмехаться, прощается с последней из своих вещей по первому требованию кого-то понаглее. Это уничижённое и жалкое существование.
  2. Бездумный формализм. Правоверный христианин позволяет ударить себя по одной щеке, потом, по всем правилам, подставляет другую, а после, выполнив требование Писания, наминает бока противнику.

Ни тот ни другой подход не хранит в себе возвышенный дух христианства. Оба случая никак неприложимы к учению Христа.

Понятно, что драка — это проиллюстрированное зло. Это способ сказать доступно для любой аудитории. Но что же подразумевал Спаситель?

Удар по щеке — это не прямой удар, а оскорбление или подлость, на неё нельзя отвечать тем же

Очень многое нам прояснит визуализация. На секунду представим то, что говорит Иисус Христос. Вот, человека бьют по правой щеке. Ничего здесь не настораживает?

Это не просто заметить, но всё же, если напрячься, то становится ясно: люди обычно бьют в левую щёку, так как большинство из нас правши, а потому первое своё действие они совершают ведущей рукой.

Удар в левую щёку — это признак того, что с большой вероятностью били тыльной стороной руки. Если бы не нужно было бы это подчеркнуть, Спаситель сказал бы: «Ударили по одной щеке, подставь другую». Но Иисус Христос позволяет погрузиться в ситуацию глубже.

Апостол Пётр заступается за Христа во время Его ареста

Удар тыльной стороной руки — это присущая иудейскому миру иллюстрация оскорбления, причём личного. Соответственно, отсюда можно сделать вывод: если оскорбили лично тебя, то не отвечай подлостью на подлость, не используй эти грязные методы твоего врага.

Конечно, это лишь версия, одна из интерпретаций. Но она открывает христианам, что есть более глубокие пласты учения Христа, и они не связаны с тем, чтобы терпеть чужие нападки.

Впрочем, нужно признать, что далеко не в каждом Евангелии есть деталь про правую и левую щёки.

Библия призывает не бездействовать, а, когда надо, защищать то, что любишь

И всё же это всё — лишь интерпретация. Откуда нам знать, подразумевал ли Иисус Христос нечто столь глубокое, либо за Ним просто не так записали, не задумываясь об особенностях использования рук в поединках.

Потому эта версия нуждается в прочном фундаменте. Вот если бы Священное Писание демонстрировало нам возможность праведника постоять за себя или кого-то ещё, это было бы уже другое дело.

К счастью, такие ситуации в Библии описаны. Например, известный эпизод, где Христос силой изгоняет торговцев из храма:

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»

Но тут можно возразить, мол, Спаситель — это Бог, в Его руках суд праведный. А кто сказал, что христианин может сам применять силу во праведное дело? Может! Об этом нам говорит Священное Писание:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Так что из любви можно рисковать даже жизнью. Но ведь это за других, не так ли? А если за себя, то бездействовать? Ни в коем случае. Священное Писание учит нас тому, что нет разницы между любви к себе и к ближним:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

И сразу уместен вопрос — а кто есть этот ближний? И снова у Христа находится ответ — в притче про доброго самаритянина. Там Иисус Христос ясно показывает, что ближним человеку может быть кто угодно.

Читайте также:  Ребенок не хочет идти в церковь: что сделать и как рассказать о пользе службы и церкви, полезные советы родителям

К какому же выводу приводит нас это рассуждение? Пожалуй, к нескольким:

  1. Не следует отвечать на зло таким же злом.
  2. Но защищать то, что ты любишь, нужно.

При этом важно не путать защиту и нападение. Христианство много раз демонстрировало, что даже без ответа на зло злом можно выйти победителем. Хороший пример — биография отца Алипия (Воронова), который защищал монастырь от советских властей при помощи смекалки, а не какого-нибудь вооружённого противостояния.

Поэтому чем более гибким будет метод защиты, тем лучше. Но здесь каждый случай стоит рассматривать индивидуально.

Сила может быть праведной, если цель благая, как показал Христос, выгнав торговцев из храма (Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.)

Христианство не имеет конкретных учений на счёт допустимых методов противостояния врагам. Оно всё же — преимущественно религия любви, а потому деятели Церкви призывают решать все вопросы мирно и ни в коем случае не вредить другим, не нарушать заповеди, не творить зла. Причём слово «решать» в этом предложении ключевое. Верующий не должен бездействовать:

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»

Так что никакого зла, и никакого равнодушия!

Боевых искусств это наставление не касается

Иногда в шутку, иногда серьёзно спортсмены интересуются, как им быть. Скажем, разве боксёр сможет состояться в своей деятельности, если будет подставлять щёки? Конечно, нет.

Мы всё же должны понимать, что заповеди относятся к жизни в миру, а спорт или искусство — это уже другие реальности, где есть свои условности, и в них нет того эмоционального и греховного элемента, который есть в реальных жизненных ситуациях.

Поэтому драка на ринге — это не драка, а спорт, поцелуй в кино — не блуд, а способ передать зрителю замысел сценариста. Так что подобные вопросы — о театре, о спорте и т.д. — вообще никак не соприкасаются с реальной жизнью, пока служат своим целям.

Толкователи по-разному объясняют смысл фразы

Эта фраза по-разному трактуется разными выдающимися умами. Например, широко известны размышления на этот счёт Льва Толстого, хотя православная Церковь не во всём с ним согласна.

А вот Иоанн Златоуст понимал выражение прямо — не будешь отвечать на обиды, тебя не будут обижать:

«Здесь Он не только предписывает, чтобы мы переносили великодушно одни заушения, но чтобы мы не смущались и всяким другим страданием. Вот почему, как и там Он избрал обиду самую чувствительную, так и здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду. Давая эту заповедь, Спаситель имеет в виду пользу и наносящего удары, и терпящего их. В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых».

В «Толковой Библии» Лопухина сказано, что к каждому злу стоит подходить со своим мерилом, то есть всякий вопрос решать отдельно.

«”Зло”, о котором говорит Спаситель, всегда должно быть конкретным, и только таким образом решать вопрос, какому злу следует сопротивляться и какому нет. Если бы Христос говорил о “мировом зле” и о непротивлении вообще злу, то, несомненно, Его речь была бы Его слушателям непонятна. Кроме того, они могли бы усматривать в словах Христа и противоречие Его собственным действиям, потому что несомненно, что вся деятельность Христа была противодействием злу. А между тем, на указанное противоречие в словах евангелистов мы не встречаем никакого намека. Указывая, что в конкретных случаях не должно противиться злу, Христос в действительности указывает способы не непротивления, а противления злу терпением и кротостью».

Но в целом «Толковая Библия» придерживается того мнения, что лучше всего не отвечать на обиды, ибо это грех:

«Кратко же и ясно принципиальное учение Спасителя можно выразить так: кто обижает, тот совершает грех; если кто противится обижающему, тот совершает такой же грех, как и он, потому что хочет его обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или невозможно. Такова, по-видимому, главная мысль последних предложений 39 стиха и след».

Если ударят по одной щеке, подставь и другую

Если ударят по одной щеке, подставь и другую — одна из христианских мудростей. Источником фразы является Евангелие от Матфея , где в главе 5, стр. 39 сказано:

“А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую“.

Сам посыл, что в случае если тебя ударили по правой щеке, то не защищайся, а подставь и левую, кажется излишним, если его толковать буквально. Но, видимо, эти слова нужно толковать не буквально, а в значении – не отвечай злом на зло. Во всяком случае, такой вывод может быть сделан из контекста всего того, что сказано в Евангелие от Матфея в этом эпизоде:

“38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.

Примеры

“Возвращенная молодость” (1933 г.):

“Нет, автор рассказал эту маленькую историйку вовсе не в христианском смысле и не с проповедью христианской морали — дескать, отойди от зла и, дескать, если тебя ударили по морде, то подставь еще что-нибудь подобное для удара.”

“— И-и, касатка, — говорила она, ложась на сене рядом с Марьей, — слезами горю не поможешь! Терпи и все тут. В писании сказано: аще кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему левую. “

“Первая заповедь учения: люби Бога, создавшего тебя. Благословляйте проклинающих вас; молитесь за врагов ваших, за нападающих на вас и поститесь за тех, которые обижают вас, потому что — то не добро, чтобы любить только тех, которые любят вас. То же делают и язычники. Они любят своих и ненавидят врагов, и потому у них есть враги. Вы же любите ненавидящих вас, и тогда не будет у вас врагов. Берегитесь телесных и мирских побуждений. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершенен. Если кто принудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Если кто возьмет у тебя кафтан твой, отдай и рубаху. Если кто взял у тебя твое, не возворачивай назад, потому что этого нельзя делать. А всякому просящему у тебя дай и не требуй назад, потому что Отец хочет, чтобы у каждого было то свое, которое Он дал всем людям. Блажен тот, кто по заповеди дает: тот прав; но горе тому, кто берет, потому что прав только тот, кто берет по нужде; тот же, кто берет без нужды, должен дать отчет, почему и для чего он взял. Кто пойман в сети Маммона, тот будет мучим за то, что Он сделал, и не высвободится из них до тех пор, пока не отдаст последнее. Об этом-то сказано: пусть милосердие твое выходит потом из рук твоих, покуда ты еще и не знаешь, кому ты дашь.”

“Анна Каренина” (1873 – 1877 гг.), часть II, глава XXXIII:

“Но дочь ничего ей не отвечала; она только думала в душе, что нельзя говорить об излишестве в деле христианства. Какое же может быть излишество в следовании учению, в котором велено подставить другую щеку, когда ударят по одной, и отдать рубашку, когда снимают кафтан?”

Часть IV, глава XVII, Каренин говорит жене, которая умирает после родов:

“Я простил совершенно. Я хочу подставить другую щеку, я хочу отдать рубаху, когда у меня берут кафтан, и молю бога только о том, чтоб он не отнял у меня счастья прощения!”

“Ответить добрым словом на злое, оказать услугу за обиду, подставить другую щеку, когда ударили по одной, есть верное и всегда для всех доступное средство укрощения злобы”

“Воскресение” (1889 – 1899 гг.), ч. 3, гл. 26:

“Скажите им, что по закону Христа надо сделать прямо обратное: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, – сказал англичанин, жестом как будто подставляя свою щеку.”

“Вон как. вон как у нас. солдат его по одной щеке ударил, а он еще другую готов подставить

Что, значит, подставить щеку?

«Понимание образует невидимую часть айсберга, который на поверхности светится знаньевыми образованиями» – /Л.П.Киященко/.
Изучение Священного Писания – это тяжелый труд. Поверхностный просмотр Библии иногда может привести к неправильным выводам относительно того, что Бог имеет в виду.

Значит, вероятно, следовательно; значит, как видим: в Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». «Не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» -/Мт.5.39/.
Итак, следственно, стало, чисто, получается, знать. С точки зрения эта заповедь является одной из самых важных для понимания смысла, основной идеи христианства. Опять же, с точки зрения здравого смысла. Таким образом, слова Иисуса о подставлении правой щеки непосредственно говорят о нашем повседневном стиле общения с ближними, и лишь отдаленно – об уличных драках, потому что в драках по щеке не бьют – это мало вероятно.
Из этого следует, таким образом, отсюда следует, из этого явствует. Из века в век именно эти евангельские слова вызывали и вызывают максимум человеческого протеста: «Если я буду таким, как здесь требуется, меня съедят», «Подставлять другую щеку я не собираюсь», «Это годится для святых, но не для нас, обычных людей» — все эти доводы впервые прозвучали отнюдь не вчера.
Из чего следует, из чего можно заключить, из чего явствует, выходит, так, стало быть. Но что она говорит? Она говорит о той ситуации, когда ударили в правую – слышишь? в правую! – щеку. Но это невозможно! А в правую щеку тебя может ударить только левша. Правша будет бить в левую, а на этот случай заповедь ничего не предписывает. Так что, если тебя ударили не в правую, а в левую щеку, – поступай по совести, потому что сказано: «но кто ударит тебя в правую», что невозможно в действительности. Это же элементарное правило: если заповедь не предписывает чего-то прямым образом, значит, надо руководствоваться совестью. То есть – бить в ответ. Пойми, заповедь говорит о нестандартной ситуации, когда тебя бьют по правой щеке, т.е. когда на тебя нападает левша. И заповедь на этот случай предписывает нам принять такую стойку, чтобы к врагу была обращена наша левая сторона, левая щека, в которую левше труднее бить. Понимаешь? Речь идет о правильной оборонительной позиции, затрудняющей противнику дальнейшие удары. Это боевая духовная заповедь.

Что имел в виду Иисус? Побуждал ли Он своих последователей молча сносить плохое обращение? Ожидается ли, что христиане будут молча страдать, не ища никакой правовой защиты?
Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди: «не противься злому» взамен старой: «око за око». Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения и понимания.
В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви.
С другой стороны, как вы представляете себе страну, когда полицейский или любой другой охранник правопорядка будет при ударе негодяя подставлять другую щеку? Или как отец ребёнка, ведомый принципом отрицания насилия, будет бездействовать, когда избивают его сына? Ни это ли тогда будет грехом и проявлением зла?
По поводу же подставления щеки солдатами и полицией это вообще абсурд. Воин на поле брани есть представитель своей страны своего народа. И его щеки это уже и не совсем его щеки. Это щеки его детей жены родственников. И он уже и не он, он народ, который он же и защищает. А подставлять чужие щеки под удары врагов или там бандитов или хулиганов, в случае с полицией да нет такого в Писании нигде. Воин это состояние, состояние стояния за правду. Вопрос открытый.
В сущности, всякий удар — это не только физический ущерб, но и оскорбление достоинства человека как образа Божия.
Подставить другую щеку — значит, при любых условиях и обстоятельствах не терять доброжелательного отношения к человеку, ведь иначе невозможно взвешенно и мудро реагировать на жизненные различные ситуации, принимать правильные решения.
Этот странный совет (для крайне редкой ситуации предлагающий крайне трудный выход) взрывает древний мир и создает личность. Дело в том, что удар по щеке в эпоху Христа и в любую другую эпоху есть не столько физический, сколько нравственный удар. Это оскорбление, а не травма. Но это оскорбление публичное, а не личное. Дать сдачу нужно не для себя, а для товарищей.
Если тебя ударят по одной щеке, не зависимо какой, если ты неразумное животное, то ты непременно будешь обусловлен необходимостью, ответить агрессией, не задумываясь, принесет ли она благо тебе самому, исправит ли твоего обидчика, ты порабощен слепым желанием.
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Смысл, полагаю в том, чтобы никто никому не делал зла (что в принципе невозможно). Вам никак не захочется подставлять левую щеку, когда Вас не смогли «треснуть» по правой. Следовательно, и другому человеку также. Так зачем же бить друг друга по правой, чтобы потом в ответ получит в левую (правую)? Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они обращались с тобой – трудно достижимо, но стремиться к этому нужно.
Если ради общественного спокойствия необходимо призвать его к порядку, то предоставь это властям, но что касается тебя, то самым разумным будет пройти мимо, не обращая более внимания на него.
Однако возможно, что прощение одного удара предотвратит другой, тогда как отмщение обязательно повлечёт за собой другой. Некоторых людей можно победить смирением, в то время как сопротивление только больше возбуждает их.
Что означают слова Христа? Чтобы понять смысл слов Иисуса, нужно рассмотреть их в контексте, а также принять во внимание, кому они были адресованы. Перед тем как их произнести, Иисус упомянул о законе, который его слушатели хорошо знали из Священного Писания. Он сказал: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб», «Глаз за глаз и зуб за зуб»-/Мт.5.38/. Закон, на который ссылался Иисус, записан в книгах Исход 21.24: «Глаз за глаз, зуб за зуб. Руку за руку. Ногу за ногу»; и Левит 24.20: «Перелом за перелом. Око за око, зуб за зуб. Как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». Следует отметить, что предусматриваемое им наказание «глаз за глаз» применялось только после суда: нарушителя закона приводили к священникам и судьям, которые тщательно исследовали обстоятельства дела и устанавливали, было ли преступление умышленным. «Недостаточно одного свидетеля…при словах двух…или при трёх свидетелях состоится дело» /Вт.19.15-21/.
Со временем иудеи стали применять этот закон неправильно. В XIX веке библеист Адам Кларк по этому поводу написал: «Создаётся впечатление, что иудеи стали пользоваться законом, «глаз за глаз», дабы оправдывать затаённую ненависть и причинение зла обидчику. Нередко месть была беспощадной и влекла за собой ещё большее зло, нежели то, которое её вызвало». Однако Священное Писание никоим образом не одобряет месть и вражду.
Напротив, истинный смысл Божьего закона, данного израильтянам, становится понятен именно благодаря учению Христа из Его Нагорной проповеди. Призывая подставить другую щеку, Иисус не имел в виду, что, если кого-то из его учеников ударят по одной щеке, тот должен буквально повернуться и подставить для удара и вторую. Во времена, когда писалась Библия, что можно сказать и о наших днях, пощёчину наносили не для того, чтобы ранить человека физически, а чтобы его оскорбить или спровоцировать. Христос, когда Его: «один из служителей, ударил Иисуса по щеке» – ударил Его ладонью руки. Значит, предположим, он ударил Его в левую щеку, если служитель не левша. Тогда какую щеку подставлять?
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»-/Ин.18.22.23/. Другой эпизод, когда апостола Павла судили: «Первосвященник же Анания…приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена побеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня»-/Деян.23.2-3/.
Очевидно, Иисус говорил о том, что, когда нас провоцируют на конфликт с помощью буквальной пощёчины или злых слов, не следуют отвечать обидчику тем же. Вместо этого нужно постараться разорвать порочный круг мести: «Никому, не воздавая злом за зло» – /Рим.12.17/.
К тому же слова Христа очень напоминают следующие высказывание Соломона: «Не говори: «как он поступал со мною, так и я поступлю с ним, воздам по делам его» – /Прит.24.29/. Христиане готовы повернуть другую щеку в том смысле, что не поддаются на провокацию и отказываются идти на конфликт. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, незлобивым» – /2Тим.2.24/.
Можно ли прибегать к самозащите? Подставить другую щеку не означает бездействовать, когда на нас нападают и хотят причинить физический вред. Ударяющему тебя по щеке, если это возможно? – подставь другую, но не дай ударить.
Иисус не подразумевал, что мы вообще не должны защищаться. Скорее, он имел в виду, что не следует применять силу, чтобы, поддавшись на провокацию, кому-то отомстить. Конечно, лучше избегать столкновений. Однако если мы становимся жертвой преступлений, вполне уместно защищаться и обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Ранние ученики Христа поступали по этому же принципу, когда дело касалось нарушения их прав. К примеру, во времена апостола Павла римская правовая система гарантировала гражданам определённые права. И Павел воспользовался этим, чтобы защитить своё законное право проповедовать благую весть, следуя повелению Христа – /Мт.28.19,20/. Во время проповеди в Филиппах власти арестовали апостола Павла и его товарища Силу и обвинили их в нарушении закона.
Затем их обоих публично высекли и без суда и следствия бросили в тюрьму. Когда же представилась возможность, Павел заявил о своих юридических правах. Узнав, что Павел римский гражданин, власти испугались и стали умолять его и Силу незаметно покинуть город. Таким образом, Павел создал прецедент: «в отношении защиты и законного утверждения благой вести» говоря: «нас Римских граждан, без суда» – /Деян. 16. 35-40/. «при защищении и утверждении» – /Фил.1.7/.
Если вас ударили по щеке, задумайтесь, значит, вы что-то сделали в этой жизни не то (кого-то обидели, унизили, оскорбили и т.д.). Проанализируйте, осознайте, попросите у него прощения, и это больше не случится. Ну а если вас ударили и по второй щеке, значит, вы наступили второй раз на одни и те же грабли. Подумайте! Удар по щеке, что значит?. Прежде чем замахнуться на своего ближнего, должен позаботиться мыслью о возможных последствиях.
Какой принцип лучше и правильнее?
Как можно жить по принципу «Ударят по одной щеке, подставь другую» в нашем современном мире?
Пусть преобладает здравый смысл в понимании.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.

Читайте также:  Архиерейская служба: последование, особенности и график
Ссылка на основную публикацию