Похоть очей: что такое и как с ней бороться, толкование

Приемы для борьбы с блудной страстью

За последнее время к нам поступило очень много писем с различными вопросами о борьбе с блудной страстью. Я решил объединить все письма и сделать единую подборку советов святых Отцов отвечающих на главный вопрос — как побороть блудную брань?

Советы от владыки Игнатия (Брянчанинова)

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились.

Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве…

Совет от святителя Тихона Задонского

Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть.

Совет от аввы Дорофея

Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети

Совет от Иоанна Лествичника

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке.

Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы.

Советы от Иоанна Кассиана Римлянина

Если хотим законно подвизаться духовным подвигом и победить нечистого духа блуда… нужно надеяться не на свои силы (ибо это невозможно совершить человеческим усилием), но на помощь Божию. Ибо душа неизбежно терпит нападения от этой страсти до тех пор, пока не осознает, что она ведет войну, превышающую ее силы, и не может одержать победу собственным старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитой Господа.

Но для всякого из нас, всеми силами подвизающегося против духа блуда, победа в том, чтобы не ожидать средства (к победе) от своего старания но от Бога.

Советы от Иоанна Златоуста

Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние.

Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию

Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания

Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону.

Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью.

Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия.

Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему.

Совет от Нила Синайского

Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении

Совет от Ефрема Сирина

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу

Совет от Василия Великого

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем

Советы от Аввы Исаии

Блудная брань усиливается от пяти причин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыщения. Желающий отстранить от себя брань блуда пусть хранится от упомянутых поводов к ней… ибо страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая перед Богом, и обретешь покой

Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми

Советы Оптинских старцев

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев).

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий).

Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий).

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий).

Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий).

Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий).

Советы от Нила Сорского

Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига – души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов – пребывать в целомудрии и чистоте.

Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу.

Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мы ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс.16:9 и Пс.31:7). Иной же из отцов говорит Боже, в помощь мою вонми, и так деле (Пс.70:12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют Писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас (см., например, Пс.117:15-16), – и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь(Пс.6:3).

Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, то познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы.

Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые порождают страсти и восстанавливают против нас нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается борьбы с блудными помыслами.

Как сопротивляться хульным помыслам. Этот помысел – безстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым в вере; и не только ныне, но и издревле так было – являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного этого духа так: Отыди от мене сатана; Господу Богу моему поклоняюся, и Тому единому послужу; тебе же – хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя.

Если и после этого докучает этот помысел безстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего.

Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23:34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26:199; 30:14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы

Совет от святителя Феофана Затворника

«Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» (Мф. 5, 28). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин? Но ведь не просто «кто смотрит на женщину… прелюбодействует», а «кто смотрит с вожделением».
Смотреть – смотри, а сердце держи на привязи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин должно и любить, ибо из заповеди о любви к ближним не исключаются и они, но любовью чистой, которая помышляет о душе и духовном родстве, помимо всего прочего… В христианстве, как перед Богом «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28), так и во взаимных отношениях христиан. Во всех отношениях, ты скажешь, это трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нежелание зла; нежелание же милостивым Господом вменяется в чистоту

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Как бороться с похотью? И зачем вообще это нужно?

Как бороться с похотью, что такое похоть и в чем ее вред в этой статье.

У человека огромное количество желаний. Как основные, самые необходимые, такие как поесть, поспать, так и желания удовольствий: поесть вкусно, поспать в очень мягкой и теплой постели на пуховой подушке.

Отсюда, кстати растет и общая неудовлетворенность жизнью — здесь о ней.

На самом деле у человека тысячи желаний и потребностей, возникающих каждый день. Но центральное, самое сильное желание – это сексуальное желание.

Даже деньги, собственность, желание потомства идут после желания секса. Потребность в сексе заполняет умы людей, сексуальная энергия движет человеком, воздействует на его поведения. Она обладает невероятной силой.

Если по телеку не говорят о сексе, то уже не так и интересно, человек требует, чтобы секса было еще больше. И не важно, где вы находитесь, в какой стране мира, везде секс и страсть.

И чем больше думаешь о сексе, чем больше им занимаешься, тем больше его хочется.

В этом, конечно же есть смысл. Господь наделил человека сильнейшим сексуальным желанием для рождения нового потомства. Без сексуального желания и без секса дети не рождаются.

Это называется инстинктом продолжения рода.

Он точно в том же виде присутствует и у животных. В этом плане мы от них не отличаемся. Но мы сделали из этого нечто большее, чем просто средство для рождения детей.

И вот здесь животные нас превзошли. Они могут сдерживать себя. Львица никогда не подпустит к себе самца, пока ее дети не подрастут и не окрепнут.

Что такое похоть?

Похоть — беспорядочное постоянное сексуальное желание и его удовлетворение. Похоть – громадная сила. Полностью избавиться от похотливых желаний практически невозможно.

Секс всегда присутствует у нас в голове в той или иной степени. Такова природа человека.

Похоть – это чрезмерное проявление желания. Похоть в еде – это обжорство. Ведь оно не нужно, нам достаточно совсем немного еды для жизни, но мы любим много и вкусно покушать. Почему я не ем мясо.

Но, правда, если мы откажемся полностью от еды — мы умрем, но отказавшись от половой похоти, человек не умрет, а совсем даже наоборот.

Похотливые желания – это самые низшие инстинкты.

Сексуальная энергия

Сексуальная энергия (здесь можно узнать о ней больше) обладает большой силой и смыслом.

Дерево пьет сок Земли и на нем распускаются красивые крепкие зеленые листья, оно имеет сильный ствол, ветви и приносит полезные и вкусные плоды. Это все происходит благодаря той энергии, которую дерево получает, питаясь соками Земли.

Так и человеческое тело, питаясь сексуальной энергией, получает здоровую силу, блеск огонь в глазах, желание жить и творить.

Согласно Аюрведе, на производство одной капли мужского семени затрачивается 40 капель крови. Это самое ценное вещество в организме. Энергия семени (Вирья) формируется прямо из костного мозга.

Постоянный секс – это не норма для человека, это норма для цивилизованного человека

Секс – это цена, которую мы платим за жизнь в цивилизованном обществе. Возможно вы будете возражать, что секс это плата, ведь это удовольствие, это так приятно, такую плату каждый готов платить.

Но происходит это от незнания того вреда, который приносит похоть.

Мы не видим смысла себя контролировать, сдерживать от похотливых желаний. Но на самом-то деле мы лишь жертва того времени и того общества в котором живем. Сегодня и сейчас в современном мире похоть – это норма.

Секс нужно контролировать.

Мы живем в сексуальном мире.

Все думают о сексе, о моде, об автомобилях, об отдыхе и вечеринках, о кино, ресторанах. Из этого состоит жизнь. Темы духовные, темы Бога, к сожалению, стоят далеко не на первом месте.

Но это совсем не значит, что это в принципе норма и так должно быть. Нет, это нам так сказали, не более того.

Секс нужен для того, чтобы рождались дети – это очевидная норма. И понятная каждому, вряд ли кто-то будет с этим спорить. Есть еще тантрический секс , но это отдельная тема и она не имеет ничего общего с похотью.

Фактически же человек марионетка в руках сексуальных желаний. Как я уже говорил, любое животное имеет больше самоконтроля, чем среднестатистический человек. Похотливые желания побуждают совершать необдуманные, разрушительные поступки и действия.

Читайте также:  Мощи княгини Ольги: где находятся и как добраться, история и чудеса

Не стоит вестись за современной тенденцией, присущей цивилизованным обществам. Это ловушка, в которую так легко поймать человека.

И так можно прожить всю жизнь, не понимая, что вы в клетке бесконечных, чрезмерных желаний и потребностей.

Мы признали секс чем-то естественным, будничным. Мы придумали сексуальный инстинкт, хотя его верное название это инстинкт размножения.

Вред душе от похоти

От похоти страдает ваша душа. Вред духовной жизни очень велик. Вы себя закапываете в землю непрекращающихся поисков удовольствий песком вечного неудовлетворения и страдания.

В чем же смысл жизни, если вам не интересно ваше духовное я, если вы не интересуетесь истинной природой этого мира, Вселенной, если вы видите себя только как маленькое тело, которое только и делает, что постоянно чего-то хочет и требует удовлетворения.

В чем тогда смысл такой жизни, которая так быстро заканчивается? Мой смысл — в этом посте.

В чем смысл?

На этот вопрос нужно искать ответ. И без духовной составляющей вашего Я, без Бога, ответа на этот вопрос не существует. Вернее, он существует (написано выше), но такой ответ хуже любого ответа.

Для меня Бог, душа, это то, что существует так же, как и все остальное в этом мире. Здесь я говорю о том, как почувствовать свою душу.

Похоть уничтожает ваше духовное начало. Любой яд лучше похоти, ведь он убивает только тело, похоть – отравляет душу. А если придерживаться кармического закона жизни и постоянных перерождений (моя статья о реинкарнации), то вы создаете себе совсем незавидное будущее, сея такие гнилые и ядовитые семена похотливых желаний и страстей.

Похотливые желания завладевают умом и в нем не остается места для духовных мыслей. В похоти человек живет как слепой, не понимая, куда идти и зачем.

Потеря сексуальной энергии

Главная энергия человека – сексуальная, энергия семени. Эту энергию нужно беречь и хранить, а не растрачивать направо и налево.

Теряя из раза в раз свое семя, вы в ответ получаете боль, низкий уровень энергии, постоянное беспокойство и тревогу, слабость, плохую память.

Кроме физических воздействий, вы теряете свою волю и приобретаете ментальность раба. Ваш ум сливается с толпой, индивидуальность теряется.

Вам становится тяжело удержать равновесное, спокойное состояние, вы подвластны раздражению и гневу, вы становитесь не способны здраво и мудро размышлять.

Вами овладевает лень и страх, ухудшается память, бледнеет лицо, потухшие глаза. Все это ради короткого чувственного удовольствия, вызванного тем, что жизненная сила проходит через половые органы.

При каждом занятии сексом, вы, отдавая свое семя, отпускаете свои жизненные силы. Просто так, в никуда, а внутри оставляете пустоту.

Вы отдаете саму жизнь, которая вибрирует внутри вас. Огромная энергия, силы и мощи которой достаточно, чтобы породить новую жизнь, вы просто выбрасываете.

Это очень расточительно. Люди не осознают ценность этой жидкости и постоянно занимаются сексом и разбрасываются ею. Эту энергию нужно беречь.

Похоть – причина убийств, изнасилований, краж. Похоть губит ваше здоровье, забирает счастье и радость жизни, постоянно терзая вас и никогда не успокаиваясь.

Потеря семенной энергии сокращает жизнь. Сохранение – наоборот, продлевает.

Самое интересное то, что очень многие понимают и осознают тот вред, который они наносят своей душе и телу, поддаваясь сексуальным страстям, но все равно ничего не могут с собой поделать.

Как бороться с похотью?

Победить похоть навсегда невозможно. Это тот враг, который всегда на чеку.

Особенно тяжело бороться с ним человеку современному, находящемуся под давлением массовых шоу, телевидения и всего остального, чем сегодня наполнен мир.

Во-первых, нужно понять, что такой враг существует, что необходимо стремиться сдерживать свои сексуальные мысли и желания для сохранения своей души и сексуальной энергии.

Нас учат, что регулярный и частый секс это норма. Согласно древних учений, которым тысячи и тысячи лет, все совсем не так.

И если вы осознаете, что проблема существует и с ней нужно что-то делать, прочитайте то, о чем написано ниже — как бороться с похотью.

1. С чего начать?

Начинать необходимо с обычного нравственного воспитания. Человеку с таким воспитанием будет не по себе при открытом обсуждении откровенных тем о сексе.

Это прекрасно, что становится стыдно. Значит ваша душа жива и вы ее чувствуете. Это поможет человеку в дальнейшем. Это то, без чего невозможно сражаться с похотью.

Вообще, ненормальность — понятие очень относительное, чем очень легко манипулировать. Нам нравится, нам комфортно находится внутри общества таких как мы и во всем со всеми соглашаться.

В случае мужа и жены важно не отказываясь от физической составляющей секса развивать духовную и энергетическую.

И вообще супер, если секс становится одним из инструментов духовного развития.

А если же вы выбрали духовный путь как единственный в жизни и хотите отдать всего себя Богу, то жениться или выходить замуж вам просто не стоит.

2. Осознать свое духовное «Я»

Как бороться с похотью — следующий шаг — это осознание своей духовной природы.

Чаще задумывайтесь о духовном мире, о Боге, молитесь, занимайтесь медитацией. Это будет укоренять в вас чувство осознания иллюзорности материального мира, тем самым сексуальные желания будут со временем ослабевать.

Вот несколько статей: о медитации, о том, где Бог, а также о вере в Бога.

Хотя правильнее будет сказать, что в ваших руках просто появится более совершенный инструмент контроля сексуальной энергии — духовный.

Вы сможете более эффективно противостоять страстям и желаниям, что принесет в вашу жизнь гармонию и счастье.

3. Не делайте из себя слабака.

Когда нечистые, похотливые мысли возникают в вашем уме, не надо сопротивляться им. Просто наблюдайте. Не корите себя за то, что вы якобы «слабый, плохой», раз у вас возникают такие мысли и намерения. Здесь поможет медитация осознанности.

Культивируйте внутри себя лучшие качества, тогда все плохое отпадет само собой.

Это, конечно, в идеале.

Похоть невозможно победить. И если вы смогли противостоять ей в течение года, нескольких лет, это не значит ничего, кроме того, что вы просто смогли одолеть ее в эти годы. Не более того. Нужно всегда быть на чеку.

4. В каждом из нас живет Господь

Научитесь видеть Бога во всех людях. Смотрите на женщин, как на божественных существ, в которых живет сам Творец.

И помните, что посылая вам искушения, Бог снабжает вас силой, которая способна эти искушения преодолеть.

Чтобы сделать шаг навстречу Господу, нужно очень сильно постараться.

5. Как бороться с похотью. Еще один способ.

Займите себя делом.

Найдите свое дело и занимайтесь им постоянно. Это лучшее лекарство от ненужных мыслей и желаний.

Сохраняя сексуальную энергию вы сможете добиться больших успехов в любых начинаниях. Растрачивая ее, вы лишаете себя возможности достичь мечты и кроме того губите свое здоровье.

Бороться с похотью жизненно необходимо. Но нужно осознавать силу врага, победить навсегда которого невозможно. Но это не должно пугать вас и ослаблять вашу веру и волю.

Стремитесь стать лучше, идите навстречу своей душе и Богу. Вы будете падать и вставать, будете терять цель из виду, будете теряться, не раз собьетесь с пути, но все же старайтесь идти.

Борьба с похотью – это борьба всей жизни

Эта борьба – борьба всей жизни. И только в раннем детстве и глубокой старости вы свободны от нее. Будьте на чеку. Охраняйте ворота в мир вашей души, мир, где живет Господь.

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет – не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель – сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Ин. 2:16

Свт. Лука Крымский

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Не любить мира, не любить утех мирских, не любить услаждений и утех плоти – ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15-16).

Глаза наши соблазняют нас, соблазняют и срамными видениями, и видениями того, как блистательно живут люди богатые, далекие от Бога, от Христа. В этом похоть очей.

Гордость житейская возбуждается в нас когда достигнем успехов на этом пути; сребролюбием заражаемся мы, а сребролюбие есть корень всех зол, ибо оно подвигает нас ко многому дурному и преступному и в конце концов приводит нас к тягчайшей страсти – гордости, которая есть гибель духовная. Так говорит святой апостол Иоанн.

Проповеди. Том I. Слово в неделю о блудном сыне. Плоть и дух.

Прп. Антоний Великий

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мiре, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.

Поучения.

Прп. Иоанн Кассиан

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

См. Толкование на 1 Ин. 2:15

Прп. Максим Исповедник

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

См. Толкование на 1 Ин. 2:15

Прп. Иустин (Попович)

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха. Посредством любогреховности (т. е. любви ко греху) тело становится жаровней греха, рассадником греха. И ненасытные глаза увлекают человеческий род в грех. Глаза являются самыми ненасытными, самыми жаждущими и алчущими похотей греховных. Если человек не будет их обуздывать мудростью и воздержанием, если их не обновит милостью, если их не утихомирит покаянием, если их не смягчит милосердием, тогда они полностью поглотят грехи, и те, в свою очередь, наполнят и опустошат душу. Горе человеку, у которого такие глаза, кто использует глаза как орудия неправды (Рим. 6:13). Счастлив же тот человек, который уши и глаза использует как орудия праведности (Рим. 6:13). Каков третий грех, который включает все грехи? – Это гордость житейская. Это первый грех для всех людей, грех сатаны и источник всех грехов. Таким он был от начала и таким пребывает всегда.

Мы можем сказать, что гордость – это все-грех. Каждый грех своим жизненным нервом исходит от нее и поддерживается ею. Гордость житейская состоит из бесчисленного количества разных видов гордости, маленькой и большой, кратковременной и долговременной. Упомянем главнейшие. Гордость по причине славы (научной, государственной и т. д.), гордость по причине красоты, гордость по причине богатства, благодеяний, по причине милости, удач. Ведь разве существует добродетель, которой бы грех не смог превратить в порок (если мы не внимательны)? Так гордость в молитве превращает молящегося в фарисея и постящегося в самоубийцу. Так же каждый грех есть в действительности грех по причине гордости, потому что сатана есть сатана по причине гордости. Если бы не существовало гордости, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире, ведь она несть от Отца. От Отца – Единородный Сын Божий. И Он вочеловечился, воплотился и облекся смирением со всеми Своими Божественными совершенствами. И в Его Евангелии главной заповедью, все-заповедью (заповедью заповедей) является смиренномудрие (Мф.5:3). Да, смиренномудрие – это единственное лекарство от гордости и остальных грехов.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Итак, вожделение это, которое не есть от Отца, но от мира, чем делается в человеке острее и жгучей, тем более каждый ради того, по отношению к чему это вожделение испытывает, становится терпеливей в перенесении любых тягот и страданий.

О терпении.

Стало быть, эта любовь к миру, которая заключает в себе всеобщее вожделение по отношению к миру, есть обычный повсеместный блуд, из-за которого совершается прегрешение в собственном теле. И потому, что всяким телесным, и видимым, и преходящим желаниям и удовольствиям человеческий дух непрестанно служит, Самим Творцом всего он оставлен и покинут.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Ин. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения – диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17:15), то есть мира, о котором и в другом месте (1 Ин. 5:19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, – очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Ин. 8:44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Эти определения указывают на все виды порока.

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Ничто из суетного и полного тления не пребывает вечно, но оно временно и испорчено и слабее всякой паутины.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Похоть плоти – это то, что относится к чревоугодию и сладострастию. Похоть глаз и гордость житейская – это то, что относится к порокам души. И гордыня – это любовь к собственному возвышению, которая не есть от Отца, но от мира, так как Отец создал благо, а дьявол эти пороки изобрел.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

В мире все противоположно тому, что требует и что любит Бог; основные начала жизни мира, которыми он движется, или управляется, не любовь к Богу, к творению и святости самого человека, а похоть в ее троечастном виде — похоть плоти, похоть очей и похоть ума, или гордость житейская. Похоть, о которой говорит здесь апостол Иоанн, это то, что по словоупотреблению святого апостола Павла называется вообще греховностию, как злое греховное расположение извращенной природы человека по падении (см. особенно Рим. 7:7 и далее и парал.). В этой природе человека кроются три страсти, на которых, как на рычаге, вертится мир, лежащий во зле, и со стороны которых искушал Самого Господа Иисуса Христа искуситель на горе в пустыне (ср. Мф. 4:1-11 и парал.; см. прим.). Первая из этих похотей, или страстей, есть похоть плоти, или вообще чувственности. Это — страстные возбуждения, раздражения и пожелания плотские, или чувственные, во всех многообразных их видах. Главное действующее начало в них не тело, не телесные потребности и склонности естественные, но греховное начало, действующее чрез члены тела и, следовательно, противное Богу и несогласное с любовию к Богу и ближним. Сфера действия этой похоти чрезвычайно обширна; чувственность почти главный рычаг действия греховного мира на человека. Похоть очей: это та исконная похоть, или страсть, которой изначала искушены были наши прародители и которой они согрешили и грешат все их потомки, это — все, что приятно для глаз и вожделенно потому, что дает знание (Быт. 3:6), всякое греховное и страстное желание и вожделение видеть, знать, испытывать. Сфера действия этой похоти так же обширна, как и похоти плоти, но эта похоть еще глубже входит в душу, чем чувственность, и тоньше действует и на ум, и на более глубокие способности души. — Гордость житейская: если похотию очей и вожделением знания согрешили прародители, то похотию гордости согрешил диавол, и потому эта похоть, как начало, действующее в мире, может быть еще сильнее и страшнее, чем указываемые две похоти. Сфера действия ее так же широка, как и тех, но еще глубже действует в мире, и на мир, и на человека. — Это три страшные пружины, которые управляют миром, во зле лежащим, и все, что ими живет и управляется, не есть от Бога, но от мира сего, и, следовательно, в том нет любви Отчей. Потому, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что и мир проходит, и похотъ его. Это — новое побуждение, не любить мира и того, что в мире: мир и похоть его проходят: все предметы и вещи мира, все, к чему человек питает пристрастие и привязанность, к чему прилепляется более, чем к Богу, в которых мнит найти счастие и наслаждение, все это — греховное, порочное и злое, все проходит, минует, не может постоянно продолжаться, потому что и сам человек проходит, и скоро, как тень, как сон жизнь его, и не будет его и не познает ктому * места своего. Наконец и весь этот мир не вечен, со всеми его похотями прейдет, или изменится в новый вид. Что же будет тогда с любящими мир, привязанными к нему, которые, вместо того чтобы прилепляться любовию к Богу, прилеплялись к этому преходящему и время.

Читайте также:  Престол в храме: облачение и устройство, определение и значение

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Похоть — причины и методы борьбы

В современном обществе похоть давно перестала быть проблемой. Но не потому, что она побеждена, и «Мара, расстроенный и опечаленный, тут же исчез», а потому, что такое состояние давно стало нормой. Более того, всячески культивируется в социуме. А Мара — бог страстей и плотских желаний — по-прежнему продолжает порабощать умы людей. Почему так происходит? Дело в том, что сексуальные утехи сливают огромное количество жизненной энергии. А слабыми и больными людьми гораздо проще управлять. Поэтому похоть и культ секса всячески насаждается в нашем обществе с помощью СМИ и других методов бесструктурного управления. Помимо того, что сознание людей всё время намеренно концентрируют на теме половых отношений, также создается множество мифов и откровенной лжи вокруг этой темы. Как не попасть в эту опасную ловушку, каковы причины похоти и как с ней бороться?

Похоть. Причина первая — энергетическая

Энергетическая причина похоти — застой энергии во второй чакре. Энергия, поднимаясь по каналу, «застревает» во второй чакре, Свадхистане, и стремится найти выход. Выше она пойти не может по одной простой причине: человек уже создал привычку регулярно тратить энергию на уровне второй чакры и поэтому любое поднятие энергии мотивирует его к аналогичным действиями. Важно развеять один из очень распространённых мифов о том, что у человека есть якобы какая-то отдельная «сексуальная энергия», которой необходимо регулярно давать выход. Это очередная ложь. Энергия в теле человека одна, она универсальна, и это только наш выбор, через какую чакру мы будем её тратить. Вернее, выбор далеко не всегда наш. Помимо того, что причиной зависимости может быть закупорка энергетических каналов, также на наш «осознанный» выбор часто влияют тонкоматериальные сущности — лярвы. Эти существа имеют способность влиять на наше сознание и создавать выгодные для них мотивации. Они вынуждают человека совершать ту или иную деятельность с целью получения удовольствия, во время которого происходит колоссальная трата энергии — ей и питаются лярвы.

Это касается практически любой зависимости, но трата энергии через нижние три чакры происходит в максимальных объёмах, поэтому чаще всего лярвы воздействуют на этом уровне. Важно понимать, когда возникла похоть, а это происходит по двум энергетическим причинам. Во-первых, у человека избыток энергии. Во-вторых, скорее всего, он стал жертвой лярвы, которая стремится «развести» его на потерю энергии. И здесь важно чётко определить, что желание потратить энергию — это не ваше желание, а желание «лярвы», которая умело манипулирует нашими мыслями и мотивациями. Важно разотождествить это желание с собой и понять, что это манипуляция «лярвы». Однако лярва не появилась просто так. На уровне второй чакры у человека скопилась энергия, и тогда появилась лярва, которая желает эту энергию потребить. Таким образом, чтобы решить проблему похоти, следует поднять энергию со второй чакры выше. О том, как это сделать, поговорим дальше.

Причина вторая — ментальная

Как уже было сказано, по ряду причин, в современном обществе намеренно создаются мотивации к сексуальным утехам. Насаждается мода на ранние и «свободные» половые отношения. Если человек с раннего возраста регулярно будет сливать энергию на сексуальные развлечения, уже к 25–30 годам он просто сольёт весь свой потенциал. Более того, он просто не сможет адекватно развиваться, ибо о каком развитии может идти речь, если энергия регулярно сливается на второй чакре? Дело в том, что если энергия не поднимается выше второй чакры, то выше примитивных животных инстинктов сознание человека вряд ли когда-то сможет подняться. И это опять-таки очень выгодно, потому как людьми с таким уровнем сознания проще управлять и манипулировать.

Стоит отметить, что высокий интеллект и творческие способности, а также способности к медитации и серьёзным духовным практикам обусловлены активностью шишковидной железы. А особенность её в том, что она стремительно растёт именно в детстве и ровно до тех пор, пока не начинается половое созревание. Таким образом, чем раньше человек начинает интересоваться сексуальными утехами, тем меньше шансов, что он будет гармонично развиваться и вообще чего-либо добьётся в этой жизни. Именно поэтому культ секса особенно активно насаждается именно в среде подростков. Также, шишковидная железа вырабатывает гормон мелатонин, который способствует восстановлению и омоложению клеток тела. И чем выше сексуальная активность человека, тем более заторможена функция шишковидной железы, и вследствие дефицита мелатонина человек быстрее стареет и начинает болеть. По этим и многим другим причинам в обществе насаждается культ секса.

Постоянная непроизвольная концентрация на теме половых отношений приводит к тому, что это становится основной мотивацией человека. По принципу «о чём ты думаешь — тем ты и становишься». Реклама с обнажёнными телами постоянно мотивирует нас даже не столько к покупке какого-то продукта, сколько ведёт к постоянной концентрации на соответствующих образах. Сегодня сложно найти фильм или сериал, где бы не присутствовала тема пошлости и не демонстрировались соответствующие сцены. Это всё тоже происходит не случайно. Таким образом, чтобы победить похоть, следует максимально оградить своё сознание от соответствующей информации. В первую очередь, перестать смотреть телевизор. Если хотя бы вместо этого смотреть фильмы в интернете, то это уже оградит человека от большого количества вредной информации. В идеале — вовсе отказаться от просмотра фильмов.

Также следует ограничить общение с людьми, которые зациклены на теме секса. Во-первых, тут присутствует также энергетический аспект, ведь в процессе общения мы обмениваемся энергией, а энергия сексуально озабоченного человека будет такие же мотивации привносить и в нашу жизнь. Во-вторых, разговоры на подобные темы опять-таки приводят к концентрации на низменных инстинктах. Если же избежать подобного общения невозможно в силу независящих от человека причин, то следует стараться переводить тему разговора или не вовлекаться в процесс подобных обсуждений.

Если похотливые мысли возникают в сознании непроизвольно, то следует «воспитывать» свой ум. Важно не пытаться бороться с этими мыслями, потому как во время борьбы вы будете только ещё больше на этом концентрироваться. Мы притягиваем не только то, что нам нравится, но и то, что нам не нравится. Поэтому пытаясь бороться с этими мыслями, вы будете, наоборот, вокруг видеть только вещи, связанные так или иначе с похотью, и ни к чему кроме раздражения и дисгармонии это не приведёт. Что же делать? Нужно постараться перенаправить своё внимание. Не бороться с ненужными мыслями. А культивировать в себе полезные мысли. Так, на грядке, регулярно возделываемой фермером, просто нет места сорнякам. А просто удалять сорняки, ничего не засевая взамен, — глупое и бессмысленное занятие. Занимая свой ум какими-то позитивными мыслями или размышлениями, вы просто не оставите места для похоти.

Третья причина похоти — кармическая

Как ни странно, но похоть также может быть обусловлена и кармическими причинами. По большому счёту, всё в нашей жизни, так или иначе, обусловлено кармой, и похоть не исключение. Любая зависимость человека имеет кармическую составляющую. Человек «подсаживается» на какую-либо вредную привычку только потому, что раньше сам «подсаживал» кого-то на то же самое, ну, или, в крайнем случае, на нечто похожее. В жизни есть масса примеров того, как продавцы алкоголя сами его регулярно употребляют, а торговцы компьютерными играми сутками проводят время в «стрелялках». Таким образом, подобная карма проявляется часто даже в течение одной жизни. Но, так или иначе, факт остаётся фактом — если человек когда-либо сделал свой бизнес на какой-то человеческой страсти, на эту страсть он «подсядет» и сам.

Таким образом, кармическая причина похоти может быть в том, что человек раньше сам способствовал чьей-то деградации через сексуальные развлечения. Причём необязательно, что он делал на этом бизнес. Возможно, просто транслировал в общество вокруг себя подобные мотивации. Поэтому когда кто-либо пытается надоедать вам беседами на подобные темы, не спешите гневаться, скорее всего, раньше вы сами были на месте этого человека и говорили людям то же самое. И чтобы развязать кармический узел, следует попытаться объяснить человеку, какой вред он причиняет себе и окружающим. Кстати, это и есть способ решить кармическую причину похоти — распространяйте знания о саморазвитии, здравом образе жизни и методах борьбы с подобными зависимостями, тогда и вы рано или поздно создадите себе такую карму, которая позволит и вам победить похоть.

Методы борьбы с похотью

Как уже говорилось ранее, в первую очередь, следует ограничить поступление соответствующей информации в ваше сознание — стараться избегать телевизионного и интернет-контента на эту тему, а также по возможности избегать общения с похотливыми людьми, либо же стараться переводить разговор на другую тему — этим вы и другим людям будете приносить пользу. Но основными методами борьбы с похотью всё же остаются методы работы со своей энергией.

Во-первых, важно понимать, что возникновение какой-либо страсти и, в частности, похоти происходит по причине избытка энергии. А это значит, что какое-то количество энергии можно было потратить на нечто позитивное и созидательное, а вместо этого — сливаем энергию на страсти. Поэтому следует найти себе какое-то позитивное занятие, желательно, полезное для окружающих, и тратить энергию на то, чтобы принести кому-либо пользу. Можно совместить сразу два аспекта: потратить энергию на продвижение в обществе каких-то проектов на тему саморазвития. Таким образом, вы будете и тратить свою энергию в позитивном ключе и постепенно устранять ту кармическую причину, по которой похоть регулярно вас терроризирует.

Во-вторых, похоть — это застой энергии во второй чакре, и чтобы избавиться от похоти, следует поднять энергию выше. Благо, способов для этого предостаточно. Первым делом, стоит освоить шаткармы — очистительные практики. Наиболее эффективна в борьбе с похотью Шанкха-пракшалана — техника очищения кишечника. Очищая кишечник на физическом уровне, данная техника очищает также две нижние чакры, которые отвечают за самые низменные наши проявления и, в частности, за похоть. Далее, следует обратить внимание на питание — такие продукты, как соль, сахар, специи и т. д. приводят к разбалансировке второй чакры и, как следствие, к похоти. Также следует отказаться от мясной пищи, так как она пробуждает в нас животные инстинкты.

Следующим методом могут стать асаны, которые также позволяют гармонизировать энергию и поднять её выше. Наиболее эффективными асанами для гармонизации второй чакры являются: Пашчимотанасана, Гомукхасана и Хануманасана. Также стоит освоить перевёрнутые асаны — они способствуют поднятию энергии вверх: Халасана, Ширшасана. Сарвангасана. По мере практики хатха-йоги следует стремиться к освоению Падмасаны — она препятствует движению энергии в нижние чакры. У практики асан есть ещё один позитивный аспект — помимо трансформации энергии, они отпугивают лярв, которые и являются причинами зависимостей. Во время практики следует помнить, что тот же самый дискомфорт, который на коврике испытываете вы, такой же точно (или даже сильнее) испытывает и лярва, которая вас «доит». Это самая лучшая мотивация для практики! Также лярв отпугивает такая вещь, как холодный душ. Его можно использовать как экстренную помощь в момент атаки лярвой.

В-третьих, следует очищать свой внутренний мир от того, что мы многие годы (и даже многие жизни) в себя погружали. Очистить внутренний мир поможет пение мантр и чтение духовной литературы. Ничего страшного, даже если поначалу вы и вовсе не будете понимать, что написано в той или иной книге, — процесс замещения информации во внутреннем мире и очищение от негативных установок всё равно будет происходить. Для борьбы именно с похотью можно порекомендовать почитать книгу Шантидэвы «Бодхичарья аватара», а именно — главу «Парамита медитации». Позволяет несколько иначе посмотреть на вопрос привлекательности противоположного пола. Также для очищения внутреннего мира можно использовать одну из шаткарм — Тратаку. Концентрация на пламени свечи позволяет очистить сознание от нежелательных образов, которые в нас загружает внешний мир.

Похоть — одно из самых серьёзных препятствий на пути духовного совершенствования. Потери энергии через вторую чакру — одни из самых болезненных для нашего тела и сознания. Шри Свами Шивананда говорил: «Акханда Брахмачари — это тот, кто не позволяет вылиться даже капле семени в течение периода в 12 лет. Он войдёт в Самадхи без всякого усилия. Прана и ум находятся под его совершенным контролем».

Подумайте о том, что энергию, которую мы тратим на второй чакре, мы могли бы потратить на своё духовное развитие, а впоследствии — на благо всех живых существ. И сливаясь на примитивные страсти, мы лишаем миллиарды живых существ возможности постичь Дхарму, ведь оставаясь на этом животном уровне сознания, мы не сможем привнести в этот мир нечто более возвышенное в этой и будущих жизнях.

Светильник для тела есть око

Пастор Александр ШУМИЛИН (Кант, Кыргызстан)

Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом.

Время, в которое мы живем, характеризуется глубоким падением нравов, человеческой морали. Люди стали «самолюбивы, … злоречивы, родителям непокорны, … нечестивы, … непримирительны, невоздержны, жестоки, не любящие добра …».1 Чем это вызвано? Причин много. Одна из них – множество примеров для подражания, которые человечество берет из окружающего мира, из средств массовой информации. Одного мальчика, убившего свою четырехлетнюю сестренку, спросили о том, что побудило его сделать это. На это он ответил, что видел подобное по телевизору.

Наибольшего эффекта эти худые примеры достигают благодаря нашему зрению. И это неудивительно! Статистика говорит, что через органы слуха человек запоминает 10-15% всей прослушанной информации, через зрение же – до 60% увиденного и более. Неслучайно Иисус Христос отметил очевидную истину: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»2 Душепопечительская практика имеет множество примеров жестокой борьбы христиан с греховными картинами, вошедшими в их сознание и подсознание еще до обращения к Богу.

Библия говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».3

К кому обращены эти слова?
К христианам. К какой категории христиан? Только ли к духовным младенцам? – Ко всем: и духовным младенцам, и отрокам, и юношам, и отцам. Эти слова относятся к каждому христианину. Бог призывает Своих последователей не любить этого греховного мира и того, что в нем: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской. Все это, говорит апостол Иоанн, не от Бога. Все это – и греховный мир, и все, что в мире, – пройдет, то есть некогда (со смертью человека или в конце времени) прекратится, а вот праведники пребывают вечно.

Не любить похоти очей, похоти плоти, гордости житейской – это не просто быть равнодушным к ним. Это намного больше! Это – ненавидеть их!
В Псалме (96:10) мы читаем: «Любящие Господа, ненавидьте зло!»
Итак, апостол Иоанн призывает ненавидеть похоть очей.

Как диавол разделяет человека от его Создателя Словарь Даля дает следующее объяснение похоти: «Похоть – страстное желание чего-нибудь, запрещенного Богом. Похотничать – с удовольствием следовать грубым, чувственным страстям своим, плотскому вожделению».

Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом. Сегодня сатана делает все, чтобы направить взоры человека на это греховное и тем самым отвлечь человека от Бога. Сегодня сатана делает все, чтобы пробудить в человеке греховные чувства и страсти и тем самым разделить его со своим Создателем.

Сегодня миллиарды человеческих глаз многими часами в сутки устремлены на экраны телевизоров. Разврат, порнография, эротика, многочасовые «мыльные» сериалы, боевики – все это, как магнитом, влечет к себе людей этого мира. Одно время, я помню, в одном из научно-исследовательских институтов Москвы почти невозможно было увидеть кого-то через 5-10 минут после окончания работы. Почему? Да все очень просто. Люди стремились домой сразу же после работы, чтобы посмотреть очередную (двадцатую, пятидесятую или сотую) серию какого-то очередного фильма-сериала. А кто из нас не видел зрелища, когда мальчики, подобно каратистам или драчунам, дрыгают руками и ногами? Мы спросим: «Откуда у них это?» Одна из причин – влияние телевидения. Сегодня миллионы человеческих глаз устремлены на экраны телевизоров, часами и днем, и ночью наблюдающих за ходом спортивных состязаний. Сколько тратится бесценного времени!

Сегодня миллионы глаз устремлены в игровые автоматы. Человеку диавол предлагает множество различных игр и развлечений. Дети сегодня буквально заражены страстью к этим играм и развлечениям. Зачастую они даже обманывают своих родителей, выпрашивая деньги на одно, а тратя их на игры.

Сегодня миллионы человеческих глаз бесстыдно, на глазах у окружающих людей рассматривают журналы, газеты, пропагандирующие разврат, эротику, насилие Я наблюдал картину, как в метро мужчина рассматривал порнографический журнал, не стыдясь рядом сидевших женщин.

Сегодня миллионы глаз устремлены на многочисленную рекламу, пропагандирующую спиртное, сигареты и т. д. Сегодня миллионы глаз ежедневно устремляются на «живую» рекламу: глаза так и стремятся «посмаковать» полуобнаженные тела многочисленной публики. Современная мода способствует этому. Часто приходится наблюдать такую картину: люди оборачиваются и сопровождают взглядом симпатичных или не обремененных одеждой людей.

Читайте также:  Грех лени: значение в православии, как бороться и победить праздность, причины и опасность, молитвы

Сегодня миллионы людей смотрят на все это греховное похотливо, с завистью. Им хочется занять место героев фильмов. Хочется насладиться всеми «удовольствиями» мира.

Миллионы и миллиарды глаз!
И, к большому сожалению, среди них очень много глаз христиан! Не устремляем ли и мы свои взоры на все это нечистое?
Кто-то может сказать: «Но ведь Бог Сам дал мне глаза! Зачем меня винить в том, что я смотрю на все это?» Кто-то может обвинить в этом окружающий мир: люди, мол, виновны. Зачем ходят в таком виде? Зачем все это зло показывают по телевидению? Зачем делают такие рекламы?
Не следует винить Бога! Он дал нам глаза, которые сами по себе весьма хороши.4 Кто из нас хотел бы отказаться сегодня от них? Благодаря глазам мы можем созерцать окружающий нас мир (как восхищаемся мы творением Божиим, когда бываем с молодежью в горах). Благодаря глазам мы можем сегодня избежать многих бед. Благодаря глазам мы можем плодотворно трудиться. Благодаря глазам мы можем увидеть всю греховность этого мира! Да, мы встречаемся с этой греховностью, однако это не значит, что нам следует заигрывать с ней, смотреть не нее намеренно.

Сами по себе глаза негреховны
Что же заставляет их с вожделением и страстью смотреть на греховное и неугодное Богу?
Христос дает точную оценку этому: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»5 . Оценка, данная человечеству Богом еще через пророка Иеремию, подобна предыдущей: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено».6

Оказывается, сердце, лукавое и испорченное, заставляет очи с вожделением и страстью смотреть на все непотребное. Не сердце физическое, но сердце духовное! Закон греха поселился в этом сердце после грехопадения человека и сделал его своим рабом, пленником. Апостол Павел описывает человека, желающего делать добро, но не имеющего для этого силы. В чем причина? В членах (в сердце) человека живет закон, противоборствующий закону ума, и он делает его пленником закона греховного.7 Этот закон часто называют ветхой, то есть старой, природой человека.8

Похоть (греч. ерйихмйб. – желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение) – свойство греховной плотской природы, закона греховного. Она-то и является источником искушения. Она-то и дает человеку эту жажду смотреть на нечистоту.

В послании Иакова мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».9 Похоть, живущая в человеке, тянется к греху и влечет за собой человека, обманывая его, обещая множество наслаждений, счастья и радости.

Грех увлекает и тянет за собой похоть, притягивает ее к себе так, как гвоздодер вытаскивает гвоздь, как магнит увлекает за собой металл, как приманка из червя – рыбу и как миловидность женщины – мужчину.10

Лишь только похоть соприкасается и соединяется с нечистотой, происходит зачатие, рождение греха, смерть.11 Как узнать, соединилась похоть с грехом или нет, другими словами, как узнать, совершил человек грех, глядя на нечистоту, или нет?

Если он случайно увидел нечистоту и сразу же отвел глаза в сторону – это еще не грех. Но если он повторно, осознанно, с вожделением смотрит на нечистоту – это уже грех.12 Некто сказал: «Мы не можем запретить птицам летать над нашими головами, но мы можем запретить им свить гнездо на нашей голове».

Грех может повстречаться нам в жизни Однако нам не следует давать ему место в нашем сердце. Нам не следует поступать, как Анания и Сапфира. Мысль о том, чтобы обмануть апостолов, сначала только пришла к ним. Однако вместо того, чтобы гнать ее из головы, они приняли ее. Поэтому справедливы к ним слова: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».13

Похоть очей очень тесно связана с похотью плоти. И это естественно: если через глаза грех вошел в сердце человека, то сердце воздействует и на его плоть.14 Плоть наша томится, мучается, так и тянется к греху: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел».15 И еще: «В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним спрятано».16

Как противостоять похоти очей?
Во-первых, молиться. Сам Господь сказал, что без Него человек не может делать ничего.17 Необходимо просить прощения за уже совершенный грех. Важно просить помощи и в моменты искушений. Ценно просить Божьей помощи всякий раз, когда мы открываем наши глаза и начинаем новый день.

Во-вторых, заботиться о правильной работе нашего ума и правильном использовании наших очей. «… и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».18 А в чем же воля Божья? В том, чтобы христиане не любили греховного мира, ни присущей ему похоти очей.19 Тот, кто неправильно использует данное ему зрение, не познал любовь Бога и не может рассчитывать на Его благоволение. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами».20 Заметьте, Бог обещает быть со Своими детьми и дать им Свой мир тогда, когда их жизнь чиста.

Одно время мне приходилось снимать квартиру в одном из районов Москвы. Это время совпало с началом моего христианского пути. Я был членом церкви в Канте, Киргизия, а посещал церковь на «Маловузовском». Мои наставники и духовные отцы находились за более чем 3000 километров . Однако в это время я особенно сильно чувствовал на себе заботу и попечение Небесного Отца.

В квартире был черно-белый телевизор, который я часто смотрел по вечерам после работы. Однажды в нем пропало изображение. Поскольку он был старенький, ламповый, я с помощью паяльника смог и раз, и два устранить неполадки. Каждый раз я молился, обращая внимание Бога на то, что я – Его дитя, и просил помочь мне. Но этот «ящик» вновь и вновь ломался. И настал момент, когда мои познания и молитвы уже не помогли мне. Изображение пропало окончательно. Я немного успокоил себя тем, что смогу хотя бы слушать какие-то программы. Но однажды пропал и звук. И я взмолился вновь: «Господи, почему Ты не отвечаешь на мои молитвы»? Ответ пришел вскоре. «Обрати внимание на твои молитвы и работу с Библией, – услышал я ясный голос Божий. – Когда ты молишься, разные образы из увиденного в телевизоре встают перед тобой и являются помехой. Нет сосредоточенности, молитва всуе, размышление над Библией не идет». И тогда я осознал на себе водительство Божие.

В-третьих, думать о последствиях греха, причиной для которого могут послужить наши глаза. Если око наше худо, то все тело темно. Но Бог есть свет. И у Него нет ничего общего с тьмой. Бог и грех несовместимы.21 Беззакония разделяют человека с Богом, Который не слышит молитвы человека, находящегося во грехе. Я не раз прочувствовал на себе всю тяжесть такого состояния: мои молитвы были «не выше потолка». Важно помнить, что каждым моим грехом я всякий раз распинаю Христа.22

В-четвертых, усмирять и порабощать тело, в частности, глаза. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».23 А вот как Иов свидетельствует о своем противостоянии похоти очей: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице».24

Как это выглядит практически: усмирять и порабощать глаза? Закрыть их или отворачивать от неугодного Богу, например, когда видишь рекламу или нехороший журнал на витрине.

В-пятых, убегать от греховных похотей. «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».25 Есть искушения, которым можно противостоять твердой верой. А есть искушения, от которых нужно убегать. В частности, это искушения, связанные с областью зрения. Практически – это уходить от искушений, от мест, служащих соблазном, и от общения с грешниками.26

Итак, Слово Божье настоятельно требует, чтобы народ Божий контролировал свою область зрения и не повергал бы себя во тьму.

Да благословит нас в этом Господь!

1 2Тим.3:1-5
2 Мф.6:22-23
3 1Ин.2:15-17
4 Быт.1
5 Мар.7:21-23
6 Иер.17:9
7 Рим.7:23
8 Еф.4:22
9 Иак.1:13-15
10 Пр.31:30
11 Рим.6:23
12 Мф.5:28
13 Деян. 5:3-4
14 Быт.3:6; Мф.5:28-30; 6:22-23
15 Быт. 3-6
16 И. Нав. 7-20
17 Ин.15:5
18 Рим12:2
19 1Ин.2:15-16
20 Фил. 4:8-9
21 Ис.59:1-2
22 Евр.6:4-6
23 1Кор.9:24-27
24 Иов 31:1
25 2Тим.2:22
26 Пс.1:1-2

Современные формы вековых недугов

Фото: Пелагия Замятина, “Вечерняя Москва”

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человека. Причем в это понятие входит и определение «скверна», то есть зараза, нечистота.

В отличие от таких тяжелых физических заболеваний, как чума, сибирская язва или оспа, приводящих к смерти тела, «греховные эпидемии» влекут за собой не временную, а вечную погибель. И таких серьезных недугов достаточно много в современном мире.

Тревогу за состояние людей, зараженных грехом и принимающих его как норму, отчетливо передал в стихотворении «Наш век» Ф.И. Тютчев:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…».

Над заболеваниями души человеку дана власть — возможность контролировать собственное состояние. Ведь страсти — это лишь вожделения, которые он может принять или отвергнуть. Сам же грех представляет собой уже реализованное желание.

В этом и есть основное отличие праведников от людей, потакающих собственным прихотям. Подвижники сумели победить в себе движения души, влекущие ко греху, и не стали на них откликаться. Это, безусловно, требует от человека особых усилий воли, но именно такой путь предстоит преодолеть каждому христианину, который желает обрести вечную жизнь.

Чтобы начать борьбу с грехом, надо не бить наотмашь, а сопротивляться целенаправленно, необходимо знать «силы противника». Человек, встающий на путь исправления, должен определить причину греха и приложить усилия к ее устранению. Недостаточно сказать на исповеди: «Я совершил такой-то грех». Это все равно, что больной пришел к врачу и сказал, что у него насморк. Чтобы вылечиться, необходимо обследование, и чтобы врач установил причины болезни, обратившись к опыту, накопленному в медицине, и прописал лекарство, а не просто дал платок.

Опыт определения духовных заболеваний оставили нам святые отцы. Проблеме классификации страстей посвящены труды учителей Церкви Евагрия Понтийского, преподобного Марка Подвижника, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Нисского, святителя Игнатия Брянчанинова и многих других.

Наиболее же распространенной является типология, которая выделяет три основные страсти, порождающие другие вожделения. Это чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, а по выражению святого апостола Иоанна Богослова, это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).

Именно ими диавол искушал в пустыне Иисуса Христа. Спасителю было предложено нарушить пост и из камней сотворить себе хлеб, то есть удовлетворить похоть плоти. Затем Господь был поставлен на крышу храма, и искуситель предложил Христу доказать, что Он является Сыном Божиим, сбросившись вниз, — проявить гордость житейскую. В третий раз перед Ним во всем великолепии предстали земные царства, но, как и в остальных случаях, Господь отверг похоть очей.

До сих пор сребролюбие, чревоугодие и тщеславие составляют основу всякой порочности вне зависимости от состояния человека, его социального положения, обстоятельств жизни и т. д. Этим же объясняются и усилия злых сил, направленные на развитие в человеческой душе этих трех смертоносных болезней. Со временем появились лишь новые, «усовершенствованные» механизмы популяризации греха.

Одним из средств возбуждения в человеке похоти очей стало современное телевидение. Диавол рисует перед мужчинами и женщинами живописные картины порока, заставляя подвергаться страстным мечтаниям, привыкать к беззаконию и желать его. Искусство заставляет человека сопереживать, но чему?

Зараженная болезнью греха, бедная душа человека не стремится сопротивляться страстям. Подобным образом действуют и компьютерные игры, отвлекающие человека от настоящей жизни и вводящие его в мир иллюзий и обмана — греховный мир.

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человекаФото: Пелагия Замятина, “Вечерняя Москва”

По слову Господа, пренебрежение нечистыми мыслями и взглядами опасно, поскольку сами по себе они уже являются согрешением (см. Мф. 5:28; 6:23). «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?», — эти слова Спасителя обращены к каждому человеку. Не компьютер греховен, а наше желание получить при помощи него греховное услаждение.

Воля людей, стремящихся к развлечению, настолько притупляется, что они напоминают бессловесных животных, «водимых природою» (2 Пет. 2:12). Апостол Петр словно описывает состояние таких людей: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2:14).

Транслируемые по телевидению и через компьютерные игры образы влекут за собой похоть плоти. Приученный к вульгарным картинам, пошлым сценам, лицезрению ссор, насилию, «лёгким деньгам» человек невольно начинает подражать предлагаемой модели поведения. Он употребляет услышанные выражения любимых героев, считает нормальным выплеснуть гнев на окружающих, стремится жить «в свое удовольствие».

К еще более страшным последствиям приводит разжигаемая в человеке блудная страсть. Супружество воспринимается как средство удовлетворения своих плотских потребностей. Аборты стали воплощением человеческого чревоугодия и самолюбия, за которые приходится расплачиваться живым безгрешным душам. По решению родителей, или вообще одного человека, они обречены, не увидев этот свет, на смерть, а ведь Спаситель предупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. (Мф. 18:10).

Господь дает людям ребенка, возлагая на них ответственность за чистую душу. Премудрый Творец уважает свободную волю человека, а люди, безумствуя, отнимают право выбора у еще не родившегося чада, уготовляя ему не радость жизни с Богом, а телесные страдания, которые дитя ощущает во чреве матери.

Другим проявлением житейской гордости стало массовое неверие современных людей. Атеизм — это религия себялюбия, убежденность человека в том, что бог — это он сам. Ему все дозволено, и он живет для себя. Страдающий этой духовной болезнью переносит смысл жизни с Господа на удовлетворение собственных греховных потребностей.

В результате человек ощущает разочарование, одиночество и отчужденность: люди кажутся ему «недостойной массой», а существование — мучением. Депрессия, алкоголизм, наркомания, суицид в большинстве случаев являются следствием неверия и жизни в свое удовольствие.

И все же, несмотря на широкое распространение «источников заразы», выбор — совершать грех или нет, всегда остается за человеком. Апостол Иоанн Богослов убеждает христиан не обращать внимания на соблазны, отказаться от привязанности к мирским удовольствиям, поскольку они лишают любви Божией. «Мир проходит, и похоть его, — говорит апостол, — а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15,17).

Верующего должна волновать забота о вечности, а все потребное для земной кратковременной жизни Господь дарует человеку по мере необходимости.

Опытным путем эту истину постиг мудрый христианский правитель Владимир Мономах, который может служить достойным примером для современного человека. Являясь великим князем, он мог потакать собственным прихотям, но стал на путь борьбы с мирскими искушениями и собственной жизнью доказал истины, о которых говорили великие аскеты.

В своем «Поучении» Владимир Мономах говорил, что через Спасителя людям было открыто, как тремя добродетелями — покаянием, слезами и милостыней можно преодолеть грех и спастись.

Перечисленные добродетели как раз и противостоят трем главным страстям, и потому безгрешная жизнь обретается взращиванием их в своей душе. Слезный плач о своих согрешениях помогает обуздать похоть очей: человек обращает внутренний взор на собственные пороки, а на окружающее смотрит с чистым сердцем. Милосердием побеждается похоть плоти и стремление к приобретению мирских благ, а покаяние развивает смирение, с помощью которого побеждается гордость житейская.

Конечно, без помощи Божией не может быть ничего доброго, поэтому Спаситель и говорит, чтобы Его последователи ограждали себя от соблазнов молитвой, внимательным отношением к своим поступкам, мыслям и словам. Господь Сам претерпел искушения, и теперь Он помогает каждому, кто борется с греховными недугами ради любви к Нему.

Искренне желающему исполнить заповеди Христовы не могут помешать внешние условия. Напротив, они становятся средством проявления любви к Богу и ближнему. В заключение хочется привести слова поэта А.Н. Плещеева, в которых выражена надежда на то, что, очищая свою душу от греховных недугов, можно надеяться обрести Господа еще в этой жизни:

«О, дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О, нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день… Вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа».

Особенно актуальны эти стихи в дни Великого поста — прислушаемся же к ним!

Ссылка на основную публикацию