Половая жизнь в Пост: можно ли заниматься любовью или нет, мнение священников

Пост и супружеские отношения

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1-7 ). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.

Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».

Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен ( Исх. 19 ).

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

Запретный плод: секс во время поста

ELLE развенчивает мифы о запрете на интимную близость в пост

Для людей верующих время Великого поста – период воздержания от удовлетворения телесных потребностей. Самоограничения касаются, как известно, не только пищи, но и интимной близости. В священном писании эта традиция объясняется следующим образом: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». Все логично: пресыщение толкает человека на поиски новых, более ярких эмоций и ощущений, лишая сексуальные отношения первоначальной нежности и романтизма. В то время как воздержание напротив позволяет «поскучать» друг по другу некоторое время, укрепить духовно-интеллектуальную связь партнеров и отношения в целом. Безусловно, вопрос заниматься сексом в пост или нет – личный выбор каждого. Но как разрешить ситуацию в парах, где пост соблюдает лишь один из партнеров, а второй – нет?

Секс в пост: можно или нельзя?

Довод 1

Вопреки предубеждениям, религиозные каноны не столь категоричны в этом вопросе, как считают многие. Иоанн Златоуст в толковании посланий святого апостола Павла писал о супружеских парах: «Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены, потому что от такого воздержания происходит великое зло: от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство». Таким образом, следует вывод, что если один из партнеров не соблюдает пост, то заниматься сексом в пост такой паре можно и даже нужно для поддержания гармоничных отношений.

Довод 2

Иеромонах Димитрий также развенчивал мифы о том, что секс во время поста запрещен: «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения. По мысли апостола Павла, супружеская жизнь – пространство свободы в любви, внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и благочестия».

Довод 3

Глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл также считает, что секс – непременное условия полноты жизни, и в брак христиане вступают не только ради одного деторождения. Из этого следует, что заниматься сексом в пост запрещается лишь парам, соблюдающим воздержание по обоюдному согласию. В противном случае церковь считает, что воздерживаться от половой близости против воли другого – значит, насильно лишать своего партнера радости. Насилие над волей другого сеет враждебность, конфликты и дает повод к измене. В то время, как в момент поста важнее всего между партнерами единодушие, которое и должно определять интимную жизнь.

Довод 4

Пост — благодатное время для освобождения от разного рода зависимостей. Не имея возможности воздерживаться в сексуальной сфере, займитесь самоограничением иного характера: не курите, не употребляйте алкоголь и пр.

Довод 5

Священные тексты не регламентируют напрямую отношения супружеской пары. Существует запрет на венчание в дни постов, так как оно подразумевает следующее за ним брачное пиршество, а вовсе не сексуальные отношения мужчины и женщины. Испокон века свадебное торжество противопоставлялось посту только потому, что венчание – радость, а пост – скорбь. Поэтому интимные отношения здесь совершенно не при чем.

В заключение хотелось бы отметить, что во всем, в том числе соблюдении поста, важно иметь чувство меры. Для людей верующих, безусловно, – это важнейшая религиозная традиция, помогающая духовно очиститься, стать лучше и смиреннее. Но к соблюдению религиозных канонов следует подходить без фанатизма, который в подобных случаях может только навредить отношениям в паре. Важнее сохранить духовный баланс, гармонию внутри семьи. Насилие над собственной волей и волей своего партнера – не самоцель поста. Пост – постом, а любовь – любовью!

Читайте также:  Всенощное бдение: определение и значение в православии, время и пояснения, история возникновения и структура

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Павел Островский, свящ. Секс в православии. Что можно, а что нельзя?

Тесно и часто общаясь со студентами, мне приходится постоянно отвечать на вопросы, связанные с интимной жизнью мужчины и женщины; рассказывать о том, как Православная Церковь смотрит на сексуальные отношения – что разрешает, что запрещает, а что оставляет на личный благочестивый выбор самих супругов.

По той причине, что по этому вопросу существует много необоснованных запретов и просто суеверий, я решил написать статью, которая в краткой форме осветит отношение святой Церкви к интимной жизни людей.

В канонах Церкви сексуальная жизнь супругов никак не регламентируется. Да и вообще сложно будет себе представить, как на каком-нибудь Вселенском Соборе сидят уважаемые пожилые богословы и обсуждают, можно заниматься оральным сексом или нельзя. Более того, большая часть богословов при этом обычно монахи, то есть опыта семейных отношений не имели.

Но несмотря на то, что в правилах Церкви нет, как таковых, регламентаций сексуальных отношений, определенные рамки и нормы, установленные с древних времен, существуют. Постараюсь простыми словами (чтобы не возникло двусмысленностей) описать эти нормы.

Строго запрещено:

1. Церковь запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Этот постулат является непререкаемым; и до тех пор, пока мужчина и женщина не связали себя узами брака, их сексуальные отношения (если таковые будут) считаются блудом.

2. Церковью строго запрещается анальный секс (раньше этот грех назывался – женонеистовство). Подобное сексуальное соитие Церковью признается как противоестественное.

3. Церковь, естественно, отрицательно относится к совместному развратному разжиганию супругов – просмотр порнографии, участие в оргиях и т.п.

4. Церковь строго запрещает уклонение от интимной жизни против воли одного из супругов. Простыми словами: если жена хочет секса, муж не имеет права ей отказать. Если он ей отказывает, то за этот грех Церковь наказывает его отлучением от Святого Причастия до полного исправления (кстати, священнослужителя за подобный грех лишают сана). Это касается в том числе и постных дней. Уклоняться от интимной жизни против воли одного из супругов даже в пост – тяжкий грех.

Есть определенные дни, когда православным нельзя вступать в интимную близость. Но сразу скажу, что супружеский пост возможен только по обоюдному согласию. Об этом прямо пишет в послании апостол Павел.

Разрешено

Все остальное: взаимные услаждения и различные ласки, длительность самого процесса и т.п. зависят от благочестия супругов. От их личного выбора, мнения и решения. Любые запреты возможны только по взаимному согласию; и если один из супругов не готов терпеть какие-то запреты или ограничения, то его половинка обязана идти ему навстречу.

Цитаты

Чтобы никому не показалось, что я говорю «отсебятину», я выпишу сюда то, на чем должен основывать свое мнение любой православный семейный человек.

Апостол Павел:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (Послание к Коринфянам).

4 правило святителя Дионисия Александрийского:

«Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство».

Вывод

Церковь никогда не устанавливала законов, запрещающих брачное ложе супругов; максимум, что мы встречаем в Писании и правилах – это советы и призывы к благочестию.

Но если вам кто-то скажет, что в такой-то день Церковь запрещает супружескую близость, то можете смело человеку сообщить о его ошибке. Церковь не запрещает, Церковь только советует иметь воздержание иногда по взаимному согласию. Храни всех Бог!

Дети, зачатые в пост: ответы священников

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице, г. Москва

Существует благочестивая традиция в пост воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от супружеского общения. И с одной стороны, очень хорошо соблюдать супружеский пост, но это дело все-таки добровольное. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 послание Коринфянам глава 7 стих 5). Здесь он дает только совет, а не повеление. Многие православные христиане, желая большего подвига, воздерживаются от супружеской жизни в пост. Кто может, тот так и поступает. И лучше бы супругам самим решать подобные вопросы, раз уж они настолько взрослые, что вступили в брак.

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, – не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных – делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение – это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост – это совершенно немыслимо… Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь – это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание – это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок – это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок – отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Читайте также:  Церковные соборы: что такое, история и решения, соборы русской церкви

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, “какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. “Чтобы скостилось”. Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: “я тебе потом позвоню, скажу, что решила”. Я ответил: “Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь”. Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю – живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал – ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.

Если ей ЭТО нужно 2 раза в месяц, а ему — 2 раза в неделю, то в чем грех?

Многие семейные пары, хранящие православный образ жизни и просто задумывающиеся о Боге и душе, оказываются перед коллапсом при наступлении поста: секса хочется, но в пост — вроде как нельзя… Как понять — можно или нет?

Семейная пара. Фото: sunny7.ua

Моя знакомая недавно поделилась интимными подробностями их жизни с супругом:

Мы с мужем никогда в пост не спим. При этом вне постов у нас с этим всё нормально! (смеется). А чтобы в пост меньше хотелось, он периодически уходит от меня по взаимному согласию на диван…

Так грех или не грех?

Прямых указаний основных источников церковного вероучения о грехе нарушения поста постелью нет. Есть мнения на этот счёт. Можно встретить мысли священнослужителей, православных писателей и мирян о том, что любовные ласки в пост без какой-либо причины нужно исповедовать. Мне кажется, это могут говорить только люди, не имеющие семейного и соответственно сексуального опыта, авторы, которые пишут как надо (не согласуя с реальностью), или те, которым в пост не очень хочется. можно понять в этом отношении труды монашествующих пастырей. Это вовсе не значит, что эти публицисты и духовники плохие, — они могут быть замечательными, но в отношении постной постели проскальзывает непонимание сути вопроса или уклонение от жизненных реалий.

При этом многие исконные девственники, совершающие служение в монастыре, к примеру, архимандрит Варфоломей, понимают неправильность попытки заставить отказаться от секса в пост тех, кому это нужно. Даже сам Григорий Богослов — величайший святитель-богослов IV века и автор множества трудов — пишет о невозможности принудить к воздержанию:

Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы (пост), которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию

Суть же в том, что каяться здесь не в чем. Если ей это нужно 2 раза в месяц, а ему — минимум 2 раза в неделю, в чем ему каяться? В том, что он невоздержан? В этом случае речь не о нежелании воздерживаться, а о оправданной сексуальной потребности.

А потребности имеют определённую иерархию:

Пирамида потребностей А.Маслоу. Фото: psychologos.ru

Как видим, не пройдя удовлетворение потребностей в сексуальной жизни, семейный православный человек может так и не достичь потребности в любви и эстетике (превратиться в «сухаря») и может даже не реализоваться в жизни.

В этой связи не понятно, что здесь грех: естественное желание, независящее от разума и воли? желание вести здоровый образ жизни при том, что здоровье — дар Божий? чувство нежности к второй половине, выраженное в желании быть одной плотью и днем, и ночью?

Если сам сатана может искушать (толкать налево в мыслях) супругов в связи с долгим постом, то поступиться постом под одеялом супругом точно не грешно! И если в такую постную, но счастливую ночь будет зачат ребенок, это малыш тем более не будет грехом. Напротив: он станет доказательством того, что близость двух любящих людей в семье — это условие семьи и залог счастья, и Бог в такие моменты дарует им прекрасных детей…

Семейное утро. Фото: fotokto.ru

Резюме

В настоящей семье по вопросу близости в пост православные люди должны руководствоваться указанием апостола Павла, т.е. воздерживаться добровольно исходя из здравого смысла на тот период, на который они могут отказаться от этого удовольствия. Отдельные частные моменты близости каждая семья вправе решать самостоятельно, поскольку столь личный момент Церковью детально не регламентируется. В остальной период поста при сохранении супружеских отношений горячие православные сердца должны соблюдать прочие пункты постного времени — отказ от развлечений (концерты, комедии и т.д.), употребление скоромной пищи и т.п. А достигнуть целей пощения — стяжать добродетели и приобрести духовную пользу — умеренная интимная жизнь не помешает супругам никоим образом.

О том, возможен ли секс в космосе, читайте здесь. А вот что бывает с теми, кто слишком часто отказывает в постельных радостях своему страстному супругу, можно будет прочесть только в нашей следующей статье.

Считаю себя обычным человеком, не отличающимся от других умом и сообразительностью))

19 комментариев

Большая просьба к тем, кому тема не близка и не актуальна, не Осуждать саму попытку её озвучить. А вот ОБсуждение, в т.ч. критика моей позиции по вопросу, только приветствуются:)

Все ниже и ниже в пропасть катится газета…Что за бред?Целую статью написали на эту тему…

Ага, уже самое дно. Если Вы все-таки прочитали вначале, то это мнение священника, которое, кстати, попросили изложить читатели. И слова «что за бред», видимо, все-таки требуют пояснения))) в чем Вы усмотрели «бред»?

Тема пикантная, да. Но супружеская близость — это одна из важнейших тем в семье, будь то семья православных или атеистов. А то, что важно, замалчивать нельзя. К тому же, цель статьи — не секс как таковой и тем более не шутки на тему, а попытка ответить на серьезный вопрос, беспокоящий желающих поститься и не имеющих возможность забыть на время поста про…

Дорогая Елена, мне хочется видеть Ваши комменты чаще!
Предлагаю дружить))
Смотрите, сколько существует статей на тему интим ной жизни, написанных на одном из авторитетных сайтов РПЦ (Азбука веры) опытнейшими богословами и священнослужителями: https://azbyka.ru/1/lyubov_telesnaya

А это не то, чтобы в оправдание, скорее — в подтверждение сказанного:

Наталья: «После воцерковления с фанатизмом начала поститься. Интим мне стал противен, старалась максимально избегать мужа, причащалась по несколько раз в неделю- святая. Но случно узнала, что все это время мой муж заходил на порносайты… Боюсь представить, чем он занимался во время просмотра этой гадости. Меня, как кирпичем по голове стукнули, ведь грех просмотра порно и т д — грех не моего мужа, а МОЙ. До чего я довела своего любимого, ещё немного — и измена, так бы своей праведностью и семью развалила. Православие и пост никак не запрещает близость между супругами, просто нужно включать голову и не выключать любовь. Сейчас, когда гайки ослаблены, мой муж стал потихоньку воцерковляться, а перед причастием, я всегда с ним договариваюсь — это ему льстит как мужчине и он никогда не против» (http://prosto-post.ru/info/sex/)

Можно, только не с жирными!)

Занимайтесь сексом тогда,когда захотите и столько,сколько хотите.С точки зрени медицинской длительное воздержание вредно для здоровья и ведет как минимум к депрессии,как максимум к проблемам с потенцией и либидо,особенно в зрелом возрасте.Лучше соблюдать пост,ограничить себя в тяжелой пище.Вот это действительно полезно для здоровья,если исключить элемент религиозного фанатизма.С точки зрения психологической,все эти ограничения в сексе,еде и пр. во время постов выдуманы человеком,для того,чтобы заковать вас в цепи безвольного раба.Бог никогда никого не ограничивал,он дал человеку великий дар-право выбора.Все остальное-пыль и мишура.

Что фанатизм, что вседозволенность — путь, с которого не возвращаются. Особенно когда человек из одного метается в другое — неофит. Но ситуацию люди, способные мыслить холодной головой и при этом не отказывать себе в горячем сексе.

Вы наверняка знаете, что такое Типикон. Его история известна, но в связи с этой статьей я ещё раз понял его сугубо монашескую суть: в нем ни слова о близости…

Напускали Вы туману,Отче,как всегда впрочем.Нет,я не знаю,что такое Типикон.И понятия не имею о неофите.Можно было конечно погуглить и потом поумничать перед Вами.Не мой метод.Имею то,что имею.Просто говорят,что в споре рождается истина.Возможно,очень уж категоричное утверждение,но в некоторых случаях общение позволяет прийти к какому-то согласию.Интуиция мне подсказывает,что мы с Вами упрёмся в стену.Не потому что Вы глупый человек или считаете что Ваша правда единственно верная.Нет.А потому что Вы не умеете объяснять очень сложные вещи наиболее простым языком.И в этом нынешняя беда всего духовенства.Священнослужители разучились говорить с народом на понятном ему языке.Они заседают на мероприятиях в госструктурах,во всех ток-шоу,не взирая на тему разговора,участвуют в предвыборных агитациях и прочих светских мероприятиях.Не это ли Ваш пресловутый неофит?Что касается фанатизма-явление явно не для православного христианства.В исламе да.Он и проявляется там своеобразно.И опасно.Но это элемент сильной веры.А что касается вседозволенности-так на это закон есть.Вопрос его эффективности-другой вопрос.
Буду признателен,если в общении с Вами смогу почерпнуть для себя что-то познавательное и полезное.
С Верой в Господа и с Уважением к Вам.Александр Холод.

P.S.Две недели никому надоедать не буду :-))).Уезжаю в командировку.Всем согласия,мира и хорошего настроения.

Александр, мы все тут очень хотим, чтобы Вы «надоедали» нам почаще! Вы не поверите даже, как все авторы рады вступить в дискуссию, и во многих вопросах Вы реально нам помогаете. Это без грамма иронии. И вообще, редко в наше время встретишь столь позитивного человека как Вы. Мы будем с нетерпением Вас ждать! И без Вас скучно! Правда.

Ну вот, как ни стараешься писать проще и интереснее, а всё равно виноват в туманностях))

Если серьезно, сам не люблю мутные и загадочные тексты, и для людей всегда хотел писать проще о доступнее. Пока, наверное, есть над чем поработать. Благо семинария воспитала самокритичность — с благодарностью отношусь к конструктивным замечаниям и предложениям. Так что всегда говорите, поправляйте, если что. Равнодушие и крайняя хата в нашей жизни — хуже всего!

А по поводу Типикона и ему подобных вот почему не стал объяснять. Вы регулярный читатель нашей газеты, человек православный и образованный (видел Ваши комменты к др. статьям), а в таком случае не дерзаю объяснять вообще всё, чтобы не выглядеть младостарцем, да и людей чтобы не ставить в положение учеников. Надо ж как-то на паритетных началах диалог вести. Тут какая-то золотая середина есть — объяснять только то, что нужно лично собеседнику и читателям в целом, но когда пишешь сам эту норму непросто реализовать…

В любом случае — с ошибками или без, просто или чопорно — пишу для тех, кто хочет понять и ищет. И когда Вы пишете, что моё скромное творчество может быть полезно и познавательно для Вас, это, поверьте, самый классный стимул)))

Ох,Отче,искать золотую середину,размещая публичные статьи и комментарии,да еще в таком сложном вопросе,как религия,я считаю,практически невозможно.Паритет наверное возможен.Но скорее между Вами,как образованным священнослужителем и,скажем,ученым,защитившим диссертацию по научному атеизму.Кстати,дружба,которую Вы предложили Елене,как единомышленнице,качественно отличается от дружбы между оппонентами.Первая приятнее в плане духовного общения,вторая продуктивнее в плане взаимного совершенствования.Не поймите превратно,я не предлагаю себя в качестве второго объекта,слишком слаб для Вас как оппонент.Просто выражаю свое видение.Но буду рад,если Вы такового оппонента обретёте:-).С Уважением.

Соглашусь с Вами, и буду рад Вам и как другу, и как оппоненту, и как человеку, способному вызвать брожение и развитие мысли и подтолкнуть к пониманию свежих тем)

Я не пытаюсь вызвать брожение.Это скорее сумбурные мысли,которые проносятся в голове:-)

И этот сумбур всегда сензитивен нашим статьям, кстати))

У меня поэтому и духовника нет.Он давно уже помер бы от инфаркта :-)))

«В этой связи не понятно, что здесь грех: естественное желание, независящее от разума и воли? желание вести здоровый образ жизни при том, что здоровье — дар Божий?»
В Псалтыри есть интересные слова «всяк человек ложь». Оправдать что то желанием даже естественным, очень опасный путь… Человек призван подченить свои инстинкты воле, есть даже такая замечательная книга «Иллиотропион» о сообразовании своей воли с волей Божественной! Необходимо четко осознавать, что делается из снисхождение по немощи, а не возводить это на уровень закономерности.
Также из жизненного опыта: одна моя знакомая рассказывала о своих православных подружках, которые легкомысленно воспринимали запрет на замужество в пост и не одной из них не родился здоровый ребенок и дело тут не в том, что Бог карает за нарушение Его заповеди, а дело в том, что есть духовные законы, которые действуют так же как и физические и сунув палец в резетку глупо винить электрический ток, что он нас ударил!

Большое спасибо за Ваш искренний отзыв на мою статью! Чувствую разговор на равных, а в Вас — образованного православного собеседника!

1. Слова из Псалтири, процитированные Вами, не относятся конкретно к нашей теме. Если попытаться применить их вообще ко всему человеческому, то получится, что всё от человека — ложь: слова, поступки, священнослужение, Евангелие, творения святых…

Читайте также:  Православие и телегония: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

2. Мы с Вами оба понимаем, что в своих рассуждениях можем погрешать. Поэтому при написании этой статьи я руководствовался мнением святых по этому вопросу.

Так, свт. Иоанн Златоуст, великий святой и богослов IV века, в толковании соответствующих апостольских слов пишет о разумности иметь близость в многодневные посты, когда нести воздержание весь период поста тяжело и невозможно:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор.7:5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!

Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно можно и с женой совокупляться и молиться.

Григорий Богослов — величайший святитель-богослов IV века и автор множества трудов — пишет о невозможности принудить к воздержанию:

«Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы (пост), которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию».

4 правило св. Дионисия Александрийского указывает, что рассматриваемый вопрос каждая православная семья должна решать самостоятельно:

«Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти».

По сути церковные правила относятся к постели в период поста снисходительно, тогда как за нарушения пищевые отлучают от причастия.

3. В Церкви отсутствует учение о греховности зачатия в пост. Со всеми вытекающими. А ему и взяться неоткуда: если по естественному желанию и немощи Отцы и каноны разрешают иметь близость в пост, то и зачатие в таком случае абсолютно естественно.

Уведомления

У фото дня и видео дня появилась ссылка на статью

НГС рекомендует, что почитать

Голосование за статьи (есть кое-что новое)

Все новости

В Новосибирске умер известный клубный деятель Алексей Швецов

Глава «банды Тамерлана» объявил голодовку в СИЗО

Моменты нежности: что подарить любимым на предстоящие праздники

Наивные берцы и казаки до колена – самые необычные тренды этой весны

«Мы на поляне убили человека»: 15-летний школьник рассказал друзьям, как они с приятелем зарезали соперника

Защитник ХК «Сибирь» сбил с ног судью на матче с «Куньлунем» — его дисквалифицировали на две недели

В Калининском районе загорелась пристройка к АЗС

Лидер старейшей новосибирской панк-группы выпустил продолжение своих мемуаров с редкими фото

Его строили на пожертвования 20 лет: показываем изнутри новый новосибирский храм

Эмираты вместо Китая: куда ещё отправятся новосибирские туристы из-за вспышки коронавируса

Холостяк месяца: красавчик путешествует по миру и ищет жену, которая разделит его страсть к приключениям

Новосибирские банки начали снижать ставки по ипотеке — объясняем, в чём причина

Власти заказали духовный поезд — он неделю будет ездить по Новосибирской области

Авто: Сотрудникам ГИБДД разрешат аннулировать купленные техосмотры

Автоинспекторы провезли по пробкам женщину с сильной болью — в больнице ей сделали операцию

В новосибирском отделении Сбербанка посетительнице стало плохо — она умерла до приезда скорой

Сорванный отпуск и никакой ответственности. Злая колонка человека, оказавшегося на борту самолета S7

Попросили 40 миллионов на уборку снега: в Новосибирске продолжается режим ЧС

Оторвал кусок обшивки и просит за неё 100 тысяч: новосибирец заявил, что продаёт часть сбитого «Боинга»

«Никто не думал, что Светка закажет Кольку»: подробности заказного убийства бизнесмена в коттеджном посёлке

Трамвай сошёл с рельсов и блокировал движение на площади Маркса

Испытательный срок пройден? Что успел Мишустин за месяц в правительстве

Город-сугроб или всегда так было? 17 неожиданных кадров, как раньше убирали снег в Новосибирске

В Минздраве рассказали о четырёх случаях рака, обнаруженного у младенцев

Холода отступают. Синоптики рассказали, каких сюрпризов ждать от погоды до конца рабочей недели

Авто: Недоливный бизнес: для махинаторов на АЗС вводят миллионные штрафы

Авто: Самый глупый перекрёсток: место на Большевичке, где странный светофор сталкивает два потока машин — возможны ДТП

«Смиритесь и живите»: история семьи, которая бьётся за сына — он в 26 лет перенес инсульт

Пятерым нужна госпитализация: как новосибирцы проходили онкоскрининг

Хоккей: «Сибирь» всухую проиграла пекинской команде «Куньлунь Ред Стар»

Заельцовский суд арестовал директора Института горного дела СО РАН

В СК не обнаружили повреждений, угрожающих безопасности полёта, у вернувшегося в Толмачёво самолёта Новосибирск — Москва

Авто: «Сам дурак»: новосибирец получил штраф с камеры ГИБДД за то, что объехал аварию — ему отказали в жалобе

Новосибирская журналистка и её молодой человек появились в программе Дудя об эпидемии ВИЧ

В России из-за коронавируса скупают респираторы: в ход идут даже строительные

Водители устроили разборку в пробке на Добролюбова — один из них получил удар ножом

В Новосибирске на берегу Оби достроили дом-полусолнце

В Новосибирске вновь вводят запрет на ночную парковку на площади Ленина

Найдена одна из первых карт Новосибирска — тогда города ещё не было

Можно ли пить, курить и заниматься сексом в пост: неожиданные ответы священника

И несколько советов от диетолога

В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться, считает священник Константин Корепанов

С понедельника начинается Великий пост — самый длинный и строгий в году, установленный православной церковью. Считается, что это время категорических запретов и не только ограничения в пище, но и во всех прочих земных радостях. Но оказывается, все совсем не так. Церковь с лояльностью относится к слабостям современных людей.

Публикуем мнение священника и врача-диетолога об ограничениях во время поста. Проректор Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов рассуждает о запретах и разрешениях во всех сферах жизни. А врач-диетолог Ирина Бородина рассказала о пользе и вреде ограниченного постного рациона.

Священник: «Интимная жизнь допускается. Вино тоже»

— Насчет ограничений в пище — все есть в календаре поста. А вот насчет других запретов. Как, например, относиться к развлечениям? В кино, в театр можно сходить?

— Все зависит от человека. Главное в посте — это та жертва, которую он хочет принести Богу. То, чем он хочет послужить Богу, то, от чего он может отказаться ради Бога. Пост — это не барщина, которую нужно отработать, а дальше жить так же, как прежде. Это время, когда хочешь что-то сделать, что-то понять, чего-то достичь. Для кого-то театр — это жизнь, среди наших прихожан есть, например, артист театра. Ну как же ему не ходить в театр, если он там работает? В театре ничего плохого нет, это культура.

— А в ночной клуб?

— Если человек ходит в ночной клуб, то проблемы с Великим постом у него не возникает. Пост ему не нужен. Потому что ночной клуб — это не культура, это удовольствие, развлечение. Если возникают такие вопросы, то поститься такому человеку еще рано. Лучше не начинать.

— Интимная жизнь, конечно, не допускается?

— Допускается! Некоторые считают, что нет. Но это воздержание для глубоко воцерковленных людей, которые умеют воздерживаться, а главное — это их совместное решение. Никаких четких регламентаций по этому поводу нет. Если брать Священное писание, то там сказано: люди могут воздерживаться… на время… по согласию… Это личное дело двух людей.

— Про курение еще ничего не сказано в календаре…

— Традиционно курение запрещается вообще. Хотя известно, что многие святые и праведные люди прибегали к этому способу утешения. Я бы тут не посмел категорически утверждать: нельзя. Но если человек решил бросить курить, то Великий пост — самое подходящее для этого время.

— Да! Вино даже предписывается пить в определенные дни. В дни поста, когда пища скудна, это и питание, и лечение. Это еще и утешение, потому что пост — это скорбное время.

— А как насчет другого алкоголя?

— Крепкий — нет. Водка вообще считалась плохим напитком с точки зрения еще Святого писания (там она упоминается как виноградная). Что касается пива. Ничего точно сказать не могу. На Руси пили. Еще в те времена, когда вина у нас не было, варили пиво. Хотя в дни поста его не пили. Возможно, потому что пиво, в отличие от вина, не так полезно с физиологической точки зрения. Я думаю, каждый человек может обсудить этот вопрос со священником и решить индивидуально. В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться.

— Говорится про рыбу, а о морепродуктах ни слова? Их можно?

— Это тоже личное дело. Но в моей семье и в моем окружении употребляют в рыбные дни в течение поста.

— Кому церковь не рекомендует соблюдать пост?

— Воздерживаться не рекомендует никому. Воздержание от пищи в посте — это не главное. Беременным женщинам, людям с серьезными заболеваниями, с больным желудком ограничение не предписано. Но духовный пост, молитва, покаяние, участие в милосердных делах — это обязательно.

— А детям поститься тоже рекомендуете?

— У нас в семье все постятся, потому что семья. Но в садике, школе, в гостях никто им не запрещает, не заставляет поститься, что предложили, то и ешь. Но дома, раз это семья, соблюдаем все.

— Что такое сухоядение?

— Сухоядение предполагает, что человек ест только пшеничную продукцию (хлеб) и пьет воду. То есть пища не варится. Допускаются некоторые овощи, тоже без термической обработки. Но я бы не рекомендовал это массово. При нашем климате, воде и воздухе, я считаю, что это чрезвычайно вредно.

— А с соевым мясом готовить можно?

— Я считаю, что это обман, лицемерие. Но никто не запрещает, некоторые представители церкви рекомендуют.

— Некоторые используют пост исключительно как способ похудеть. Это правильно?

— Если человек ставит цель похудеть — это диета. Это, наверно, не плохо, но к церковному посту это не имеет никакого отношения.

— Обязательно ли в пост ходить в церковь?

— Да. Если не ходишь — это диета. К сожалению, многие сейчас хвастаются тем, что постятся.

Диетолог: «Можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании»

— Пост, с точки зрения диетолога, вреден?

— С точки зрения диетологов, идет сильное ограничение жиров, белков. То есть питание несбалансированное. В этом плане вегетарианство, которое практикуется в течение поста, мы не можем отнести к здоровому образу жизни.

Врач Ирина Бородина

— Да. Для здорового человека, у которого нет никаких противопоказаний к таким ограничениям. Польза, например, в обилии клетчатки в рационе. Сегодня доказано, что употребление продуктов, богатых клетчаткой (это овощи, фрукты, бобовые), снижает риск сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Второй момент: в период поста ограничено употребление насыщенных жиров (мясо, колбаса, жирные кисломолочные продукты, кокосовое масло). Изобилие этих жиров в рационе — фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов. Орехи — растительные белки, содержат аминокислоты. В обычное время включить в рацион орехи часто забывают. Большое количество овощей и фруктов в период, когда организм перестраивается с зимы на весну, — это хорошо.

— Заменит ли белок в орехах, бобах, фасоли животный белок?

— Нет. Это растительный белок. Другая усвояемость, другой аминокислотный состав. Для здорового человека дневная норма потребления белка — 0,8 грамма на килограмм массы тела. Можно получить одинаковое количество белка из орехов и из мяса. Но по качеству (сколько усваивается организмом, как подпитывает мышечную ткань) не можем их приравнять друг к другу, растительный белок и животный. С другой стороны, это временное ограничение. Постоянно придерживаться такого рациона с отказом от животных жиров медики не рекомендуют.

— Кому нельзя поститься?

— Противопоказания: возраст до 18 лет, беременные и кормящие женщины плюс люди с определенными заболеваниями — тяжелая хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, серьезные дыхательные заболевания, например тяжелое течение бронхиальной астмы. Что касается заболеваний желудочно-кишечного тракта, то таким людям нужно соблюдать пост с осторожностью. Обязательно перед этим нужно посоветоваться с врачом. Например, обилие овощей может спровоцировать обострение, потому что овощи — это жесткая, грубая пища. Вообще нужно смотреть индивидуально, как человек переносит пост. Например, если появились слабость, вздутие живота (а это может быть именно от приема большого количества овощей), мы не можем это рекомендовать.

— Пост можно рассматривать как способ похудеть?

— Этого делать не стоит. Все очень индивидуально. Даже на разные диеты для похудения каждый может реагировать по-разному: например, от той же гречневой диеты один худеет, другой набирает вес. Так же и с постом: можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании.

Ссылка на основную публикацию