Правила поста: питание и соблюдение, главные ошибки постящегося, как правильно поститься и избежать проблем

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. 25 советов постящемуся

Опубликовал Кирилл в блоге «Кирилл». Просмотры: 75991

1) Цель поста.
Пост – это аскетическая практика, её цель – умножение любви, приближение к Богу, за счёт концентрации на духовной жизни.
Почему в Церкви так много постов? С точки зрения аскетики, чревоугодие – коренная страсть, она лежит в основе остальных семи главных страстей (блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости). Без победы над этой страстью будут тщетны остальные подвиги.
Что же нам мешает в обычной жизни, когда нет поста, так же приходить к Богу? Почему недостаточно от нас одних хороших намерений и стремлений? Почему надо обязательно воздерживаться от пищи и повседневных развлечений? Здесь все объясняется естественными свойствами. Поскольку человек имеет не только душу, но и тело, эти две природы в нем воздействуют друг на друга. Например, плотно наевшись, или выпив алкоголь, мы с трудом можем решить какую-нибудь задачу, которую в другое время с легкостью осилили бы. Или, если мы весь день развлекались или бездельничали, вечером с трудом можем себя заставить подумать о чем-то серьезном или решить сложные проблемы. Поэтому любой пост начинается с воздержания – отказа от сытной и обильной пищи, развлечений, лени и праздности (ничегонеделания).

2) Плоды поста.
Пост Богу не нужен. Пост нужен нам. В человеке, творении Божием, естественно заложена любовь к Богу и любовь к ближним, как в маленьком ребенке – к родителям. Во время поста, очищаясь покаянием, мы эту любовь начинаем чувствовать сызнова. Поэтому наша потребность к посту – тоже естественна. Если мы сильно грязны телом, то естественна нам потребность омыть тело. Если душа наша запятналась грехом, то желание ее омыть покаянием – не менее естественно.
Главный плод поста – это любовь к Богу и к ближним, это освобождение из рабства страстей и грехов, когда наша душа пробуждается и начинает жить духовной жизнью.

3) Подготовка к Великому посту.
Поститься надо с рассуждением. Для этого необходимо заранее (для семейных людей на семейном совете):
а) Определить порядок питания для детей и взрослых на все время Поста и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;
б) определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного исключения), пользования компьютером в нерабочих целях;
в) увеличить продолжительность молитв;
г) назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, подходящей для всех;
д) назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, Литургии Преждеосвященных Даров, служб Страстной седмицы);
Все это исполнено должно быть без всякого насилия, чтобы в семье на время поста установилась особая атмосфера любви к Богу и друг ко другу. Пост – это своего рода сражение со страстями (недостатками) и грехами. Поэтому пост требует от всех членов семьи решимости и твердой воли. Пусть ваша решимость и твердая воля будет для всех примером. Вместе с великодушием и терпением ваш пример преобразит ваших близких и родных людей.

4) Доброделание. Хорошо бы навещать кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести пожертвование на благое дело. Также не забудем посетить одиноких и немощных для поздравления с Пасхой.
Выше было сказано о борьбе со страстями, но не будем забывать, что духовная борьба – это не цель, а лишь средство для стяжания добродетелей, уподобления Христу. Дела милосердия помогают нам обрести столь необходимое нам смирение.

5) Не давать зароков о воздержании от какого-то греха, вредной привычки «на Пост»: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в Пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку, а не христианскую встречу Пасхи.

6) Внешнее поведение. Следует избегать внешнего проявления своего подвига. Будьте приветливы и спокойны. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. Господь заповедал нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры».

7) Рассудительность. У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Невозможно стать совершенным за один Пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого Поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая – для мирян. Умение поститься приходит со временем, от Поста к Посту, гастрономический пост – это более школа, нежели экзамен.

8) Причащение в Пост. Для тех, кто пока ещё не причащается регулярно, желательно несколько раз за время Поста исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Существует традиция всеобщего Причащения в Великий четверг (день установления этого Таинства Иисусом Христом).

9) Составляющие Поста. Пост как воздержание можно подразделить на: информационный, душевный (развлечения), гастрономический, супружеский. Современный человек перекормлен, напичкан информацией, Пост должен ограничить этот поток, рассеивающий чувства и мысли. Условием правильного Поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, развлечений и суеты. Пост – хороший повод бросить, наконец, вредные привычки, излечиться от теле- и компьютерной зависимости.
Пороки и добродетели в человеке – это две противоположности. Печаль – это когда не достает надежды, гнев – когда недостает кротости, эгоизм – когда не достает любви к Богу и ближним. Так, каждой страсти можно противопоставить свою добродетель. Не может человек быть одновременно и не кротким, и не гневливым. Это парадокс. Если вы решили побороть какую-то страсть в себе, то этого невозможно сделать только боря ее, совершенно необходимо развивать в себе противоположную ей добродетель.

10) Состав пищи. Пища, которую мы едим Постом, должна быть по возможности простой. Когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих изысках – это уже лукавство. Можно сказать, что постный подвиг начинается не тогда, когда мы сели за стол, а когда мы пришли в магазин.

11) Степени поста. Сухоядение, употребление растительного масла.
Существуют пять степеней гастрономического поста. В зависимости от физического здоровья христианин может согласовать с духовником свою норму. За последние годы проведено множество научных исследований употребления той или иной пищи при различных болезнях, уточните, действительно ли без котлеты вас неминуемо ждёт летальный исход, как утверждает участковый врач?
Нужно помнить, что наш Устав – монастырский, из южных широт. Мало кто задумывается, почему в некоторые дни в Уставе запрет на растительное масло (сухоядение). А причина в том, что вместо масла в южных странах употребляют оливки, и включать в свой постный рацион еще и растительное масло в монашеской практике воспринималось как излишество. Можно провести такую параллель: не услаждайте свой вкус яблочным соком, ешьте яблоки. Нужно с рассуждением брать на себя постные гастрономические подвиги.

12) Мысли о еде. Пища не должна занимать наш ум во время Поста. Постараться вообще не думать о еде; превратить еду исключительно в физиологический процесс, убрав эстетическую составляющую.
Не будем забывать, что голод не в желудке, а в голове. Когда очень захочется есть, предложите себе кусок чёрного хлеба с водой, так вы легко сможете проверить, действительно ли вы голодны.
Не верьте лукавым мыслишкам, что еда в посте не главное, можно перестать поститься, но зато активно начать делать добрые дела. Ничто не помешает нам делать добрые дела и без куска сыра в желудке.

13) Гости. Практически на любом застолье присутствуют постные продукты. Можно спокойно их вкушать без привлечения лишнего внимания к себе.
Крепко вставшие на путь духовной жизни могут вообще отказаться от застолий с нецерковными людьми на весь Пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток.

14) Нарушение поста. Никогда не поздно начать поститься или возобновить нарушенный пост. В случае неудачи не поддавайтесь на лукавую уловку бросить в этот раз Пост, но уж в следующий раз (в следующем году) начать поститься «по-настоящему».
Уныние – не лучший советчик, не поддавайтесь на провокации. Почему-то считается, что духовная жизнь – это то, что должно получиться само собой, и когда человек впервые «спотыкается» на пути к Богу, то сразу опускает руки. Тем не менее, и в духовной жизни существуют свои принципы и закономерности, их изучает аскетика. Поэтому подходите к посту разумно, изучая опыт святых подвижников.

15) Борьба со страстями. Многие замечали, что, как только начинается Пост, – сразу начинаются искушения. Что ж, эти искушения надо благодарно принимать. Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя – становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес – обижаемся. Не успеваем сделать то, что обещали, – унываем. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. То, что мы видим, – отправная точка для работы над собой, тема для исповеди, предмет исправления.
Когда уходит излишняя суета и сытость, в нас совершенно естественно обостряется восприятие жизни. Можно сравнить в пост себя с человеком, который увидел в лесу медведя. Такой человек и видеть начинает в два раза острее и бегать в два раза быстрее.
Наша жизнь намного проще и беспечнее, нежели была у наших предков (которые были намного более религиозны). Сытость и беспечность как бы усыпляет наш духовный взор, нашу потребность в Боге.

16) Отношения в семье. Неверно считать, что семья только отвлекает от постного подвига. Целью Поста является умножение любви ко всем людям, среди которых семья нам ближе всех. Во время Поста сосредоточимся на том, чтобы больше внимания и тепла уделять нашим близким, больше времени проводить в кругу семьи.

17) Мир с ближними. Без этого весь труд Поста становится бессмысленным. Неслучайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Следует постараться примириться со всеми перед Постом и после этого категорически избегать конфликтов. Любые потенциально конфликтные выяснения отношений отложить на время после Поста.
Будьте бдительны, именно в Пост потенциально конфликтные ситуации могут буквально преследовать вас!
Есть история про разбойников, которые убили путника и нашли в его котомке хлеб и сало. Хлеб съели, а сало не тронули. Потому что это грех – есть сало в Пост.

18) Неверующие родственники. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Постарайтесь найти общий язык с ближними, объяснить им смысл Поста. И очень желательно, чтобы они заметили в вас не только отказ от пищи, но и теплоту, и любовь к ним.

19) Чтение Священного Писания. Очень хорошо чаще читать Постом Священное Писание, несмотря на то, что это принято делать ежедневно. Но и здесь тоже не надо непомерных подвигов. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг Библии – Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот эти-то книги было бы полезно дополнительно прочесть за Пост.

20) Участие в церковных богослужениях. Пост без молитвы – просто диета. Уподобляясь в посте палестинским монахам, не будем забывать сколько часов в сутки они молились. Самые важные богослужения Поста: Великий Канон в понедельник-четверг первой седмицы, Литургии Преждеосвященных Даров в будни (обычно это среда и пятница), Мариино стояние (четверг пятой седмицы; совершается, обычно, в среду вечером), утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий (совершается в четверг Страстной седмицы вечером), вынос Плащаницы в Великую пятницу (совершается в третьем часу дня).

23) Если нет никакой возможности прийти в храм. Можно дома самостоятельно прочесть, например, Канон преп. Андрея Критского, даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. На сайте «Азбука веры» ведётся прямая видеотрансляция богослужений из храма, также представлены их аудиозаписи (в аудиоразделе) и тексты.

24) Пост и катехизация. Большую пользу может принести во время поста посещение занятий по основам православия. Христианское богословие системно и имеет смысл изучать его цельно, а не фрагментарно. На вопрос, сколько времени требуется, чтобы узнать все необходимое о вере, правильно отвечать: «Вся жизнь». Ведь православие – это не теория, а образ жизни. Богопознание – процесс бесконечный, который начинается на земле и продолжается в вечности. Подробности о наших занятиях: https://vk.com/orthospb

25) Пост – путь к Пасхе. Пост – это полноценное духовное и физическое очищение человека как подготовка его к Великому празднику Пасхи. Кульминация постного подвига – не пасхальное разговение, а Причастие Тела и Крови Спасителя в Пасхальную ночь и всю Светлую седмицу.

В заключение предлагаю небольшой тест: Великий Пост

Ошибки постящихся, или Почему пост — это не диета. Мнение эксперта

На Масленицу, доедая пятый блин, можно успокаивать себя: впереди 7 недель Великого поста, и вот уж тогда я точно похудею. Но пост — это совсем не диета. Соблюдая пост, можно даже набрать вес, а не скинуть его. О том, какие опасности для фигуры таит в себе Великий пост и как его правильно соблюдать, чтобы действительно скинуть килограммы, «АиФ-Кухня» поговорил с диетологом Анной Ивашкевич:

Пост — это религиозная традиция временного воздержания, она включает в себя и отказ от определённых видов пищи. В первую очередь пост — это духовно-аскетическая практика.

Да, часто бывает, что люди начинают соблюдать пост, надеясь похудеть. И с удивлением обнаруживают через некоторое время, что они в итоге набрали вес. А вот для меня это вовсе не удивительно.

Дело всё в том, что, отказываясь от животной пищи, те, кто мечтает похудеть, не следят за количеством потребляемых калорий. Они думают, что раз в рационе нет мяса и молока, то можно есть без ограничений. Но это совсем не так.

Опасные продукты

Углеводы. Обычно в пост на первый план выходят макароны, каши, картофель. Пища, которая богата углеводами, причём зачастую простыми. И пища далеко не низкокалорийная. Если раньше мы ели 200 г гречки — и всё, то теперь можем есть её тоннами.

Читайте также:  Детям о православном кресте: детские лекции и рассказы о кресте и нательном крестике

Хлеб. С растительным маслом, с солью, с баклажанной икрой. В пост мы употребляем очень много хлеба.

Фрукты. Во время поста люди часто едят очень много фруктов. Килограммами. Но это далеко не так безобидно, как кажется: во фруктах довольно много сахара.

Растительное масло. В обычное время мы его ограничиваем, когда же начинается пост, кладём в кашу сразу пару столовых ложек. Чтобы было повкуснее. Между тем в 100 г растительного масла может содержаться до 900 ккал. Масло нужно есть обязательно, но очень ограниченно: не более 1 чайной ложки на приём. И желательно, чтобы это было нерафинированное масло холодного отжима в сыром виде, то есть на нём не надо жарить.

Сухофрукты. Норма — 30 г сухофруктов в день. 1 черносливина — это 9 г. То есть надо съесть в день 3 штучки, максимум — 5. Мы же можем съесть в качестве перекуса двухсотграммовый пакетик с изюмом. Поздравляю, вы добавили 400-500 ккал к своему и так довольно калорийному рациону.

Орехи. Очень калорийный продукт. Дневная норма — 15-20 г орехов в день. В пост мы часто их добавляем в каши, салаты, перекусываем. И легко выходим за 100 г. А грецкие орехи — это около 600 ккал на 100 г.

Растительное молоко. Капучино на соевом молоке, каша — на кокосовом. Это всё постная история. Но кокосовое молоко очень жирное. И оно плохо усваивается. Следовательно, не даёт ощущения сытости, а калорийность при этом довольно высокая. Такая же история и с другими видами бобового или орехового молока.

Инсулин и уровень сахара в крови

В пост мы часто увлекаемся простыми углеводами, продуктами, которые резко повышают уровень сахара в крови. Организм вырабатывает инсулин, и происходит резкий спад уровня сахара. Как результат — яркое, сильное чувство голода. Этот эффект дают сухофрукты, белый хлеб, шлифованный рис. Даже свежевыжатые соки. Ими многие любят завтракать в пост. Но через 20 минут после такого завтрака вас накроет ужасное чувство голода. Благодаря этому чувству вы съедите не маленькую порцию каши, как собирались, а в два раза больше. Поэтому в пост особенно нужно избегать продуктов, содержащих простые сахара.

Чувство голода

Оно обязательно будет. Ведь вы отказались от привычного рациона. В первую очередь чувство сытости нам приносят жиры. Потом — углеводы, только в последнюю очередь — белки. Поэтому переход на постное питание так сложен.

В первое время может даже наблюдаться апатия, сонливость, вялость. Если вы переживёте этот момент, появится чувство эйфории, радости от своих свершений. Но если ваш пост затянется дольше 40-50 дней, то может вновь появиться апатия, раздражительность. Так наша нервная система может реагировать на отсутствие животных жиров и белков.

Стоит предупредить, что пост усиливает все хронические заболевания. Особенно аккуратными следует быть женщинам. Если у вас были проблемы с гормональным фоном, наблюдался дисбаланс, анемия, например, то пост может усилить эти проблемы. Поэтому соблюдать его нужно аккуратно и консультироваться с врачом.

Как правильно соблюдать пост

Чтобы не набрать вес и действительно оздоровиться во время длинного поста, нужно соблюдать простые правила:

— Обязательно, особенно в первые дни, ввести в рацион продукты, богатые растительным белком: бобовые, гречку.

— Добавлять растительные масла, но только по 1 чайной ложке за приём пищи.

— Есть орехи тоже важно, но совсем понемногу.

— Есть рыбу, когда это разрешено, хотя и неплохо съедать немного рыбы в первые дни. Но имейте в виду, что важно не переедать: 100 г за один приём пищи, не более.

— Съедать по паре ломтиков чёрного шоколада в день. В нём есть какао-масло, оно очень полезно.

— Предпочитать белому хлебу и шлифованному рису продукты из муки грубого помола и необдирные крупы.

— Выбрать витаминный комплекс. Весной легко простудиться, а из-за нехватки животной пищи противостоять вирусам сложнее.

Выход из поста

Вы постились 7 недель, терпели чувство голода, отсидели на страшной диете. Так вам, по крайней мере, кажется. Наступает Пасха. И можно есть всё. Первая мысль: оторваться. Хочу предупредить, что выход из поста — очень важная задача. Нельзя сразу съедать много яиц, тем более сваренных вкрутую. Яйца трудно перевариваются. Лучше начинать с яиц всмятку. Кулич — это сладкая углеводная бомба, можно съесть только маленький кусочек. Можно посмотреть, как постятся и выходят из поста монахи. Они не объедаются в пост, у них всего 1 трапеза в день, у них нет такого, чтобы они объелись и в первый день Пасхи. Они съедают совсем чуть-чуть, а практически все пасхальные угощения раздают нуждающимся.

Главные ошибки постящихся

Епископ Якутский и Ленский Роман:

Не искать лазеек и не ударяться в фанатизм

Назову две ошибки, которые совершают во время пощения. Первая ошибка — акцент на ограничении себя только в пище и незамечание своих дурных привязанностей и склонностей, что является немаловажным, а может, первым и основным смыслом поста.

Вторая ошибка, характерная для нашего времени — мы все меньше обращаем внимание на пост вообще. Пост как будто уходит из нашей жизни, а мы как будто не придаем этому глубокого значения, характерного для настоящей духовной жизни.

К сожалению, Рождественский пост проходит в череде праздников. Мы все время что-то себе позволяем, ищем лазейку в уставе, чтобы ослабить пост. Это большая ошибка.

Надо не ударяться в фанатизм, но вместе с тем помнить, что пост — для меня и для Бога.

Епископ Иона (Черепанов), наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря:

Не есть человеков

Епископ Иона (Черепанов)

Вспоминая свою церковную юность, могу сказать, что человек ошибочно стремится поститься в кулинарном отношении, а не в духовном. Пост — это в первую очередь воздержание от греха, время максимально упорной борьбы с грехом, а воздержание от того или иного рода пищи является помощью и поддержкой в этой борьбе.

Естественно, нужно соблюдать все церковные установления, касающиеся и воздержания от пищи, и посещения богослужений, но в первую очередь надо обращать внимание на духовную сторону поста. Как сказал один подвижник благочестия: «Главное постом — не есть человеков».

Протоиерей Александр Ильяшенко, директор портала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

А я при чем?

Думаю, что самая главная ошибка (и не только во время поста) — это снисхождение к самому себе. Когда человек себе говорит: «Я не сделал то-то и то-то, потому что обстоятельства так сложились. А я здесь ни при чем». А на самом деле не сделал, потому что расслабился, потому, что не напрягся. Если бы был уверен, что не сделать ни в коем случае нельзя — сделал бы обязательно и никакие препятствия тебе бы не помешали.

Естественно, все-таки не стоит забывать, что пост — это, прежде всего, воздержание от раздражения, недоброжелательности, обидчивости и обид. А потом уже — воздержание в пище. Неужели Господу угодно, чтобы мы сели на исключительно какую-то растительную диету и сами жили бы как растения? Нет, Господу угодно, чтобы мы были одухотворенными, осмысленными, чтобы мы стремились стать храмами Духа Святого. А Святой Дух вселяется в чистое сердце, а не в пустой желудок.

Как говорили Святые Отцы: «Вы в пост хоть мясо ешьте, главное — друг друга не ешьте». Поедать друг друга поедом — это тяжелый грех. И пост, когда человек, истощившись физически, начинает срываться на близких — абсолютно бессмыслен и даже вреден.

Бывают ошибки, когда взрослые начинают строгость поста переносить и на детей. А их нельзя слишком строго постить. Ребенок — растущий организм, ему много чего требуется. И если без мяса ребенок может обойтись, то без молочной пищи — уже никак, иначе просто будет вред его здоровью. Так же, как нельзя без молочной пищи беременной и кормящей мамочке.

Не надо сравнивать себя или своего ребенка с преподобным Сергием Радонежским, который, будучи младенцем, не вкушал молока в среду и в пятницу — это будет чрезмерная гордыня. Лучше съездить в Троице-Сергиеву лавру лишний раз и помолиться у раки преподобного.

Что касается телевизора — в целом его лучше вообще не смотреть, и в пост, и не в пост. За исключением познавательных программ о природе, о строении космоса. Чтобы еще раз восхититься, как непередаваемо прекрасен и сложен созданный Господом мир. Такие программы можно смотреть и постом. Тем более взглянуть на красоту природы, на величие звездного неба нам, жителям городов, точно не помешает. В Москве в принципе нельзя увидеть звездное небо из-за постоянного смога.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский:

Не перестать быть человеком

Протоиерей Алексий Уминский

Самая главная ошибка — когда пост превращается в один из видов спорта. Еще одна — когда человек начинает делать над собой во время поста какие-то духовные эксперименты. Или играет, заигрывается в пост.

Чрезмерно серьезное отношение к посту — тоже одна из ошибок некоторых постящихся. Это когда человек перестает быть человеком и превращается в некую фигуру, заставляя себя не испытывать никаких человеческих чувств, эмоций.

Многие люди воспринимают наши человеческие чувства как страсти. И начинают во время поста бороться не со страстями, а со своими чувствами. Поэтому они начинают считать, что театр в пост — это невозможно, потому что человек не должен радоваться. Или решают, что человек не должен во время поста смеяться, находиться в веселом хорошем настроении. Пост воспринимается как нечто особо суровое, темное, чуть ли не подземельное.

Прежде всего, человек во время поста не должен переставать быть человеком. Наоборот, одна из целей поста, мне кажется, — вочеловечение человека. И если этому помогает в том числе хорошая музыка, или театральная постановка, или глубокий фильм, то это — хорошо.

Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста протоиерей Максим Первозванский:

Пост в ритме города

Протоиерей Максим Первозванский

На самом деле ошибки бывают разные: мы вообще не очень хорошо умеем поститься. Наш городской ритм слабо приспособлен к церковной жизни.

В году более 200 постных дней. То есть большую часть времени мы проводим в постах. И потому настроиться на пост как на что-то особое, исключительное — нам просто не удается.

Понятно, что есть ошибки новоначальных, когда человек не рассчитывает свои силы. Есть ошибки уставших людей, то есть противоположных новоначальным, которые уже настолько привыкли к этому ритму постов и праздников, что для них все — обыденность и рутина, никак не переживаемая. В итоге возникает какое-то очередное небольшое ограничение во время поста…

Самая распространенная ошибка — формальное отношение к посту, как ко времени, когда просто нужно ограничить себя в пище, безо всякого духовного измерения. В жизни человека ничего не меняется, он просто перестает есть мясо.

Если в Великий пост присутствует понимание того, что нужно сделать нечто большее, чем ограничение в пище, то в другие посты с этим оказывается сложнее.

Потому желательно ограничить себя и в каких-то развлечениях, и, наоборот, добавить вместо чтения части интересных книг чтение духовной литературы. При этом необязательно полностью отказываться от всякой светской литературы.

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское, педагог:

Рассчитать усилия

У меня была одна прихожанка с пониженным уровнем гемоглобина. Несмотря на мои предупреждения, она решила потрудиться во славу Божию и соблюдать пост со всей строгостью. В итоге ей пришлось есть печень и котлеты в те дни, когда особенно хорошо бы попоститься. Если вы знаете о каких-то проблемах в своем организме, то не нужно делать сверхусилий, чтобы их не обострить. Обговорите со священником меру своего воздержания и не усердствуйте сверх этой меры.

Но это не значит, что усилий не должно быть совсем. Как раз очень важно — сделать над собой какое-то усилие, чтобы совершить то, чего не делал раньше. Не пропускать чтение правила, читать Евангелие, хотя бы по главе. Очень важно читать духовную литературу. Выберите книгу по душе. Ведь мир духовной литературы многогранен. Кому-то ближе аскетическая литература, кому-то воспоминания и мемуары; кто-то любит историю, а кто-то богословие или жития. Главное, чтобы чтение было о «едином на потребу». Пусть книга будет интересной и вдохновляющей.

Важно, чтобы пост был добровольным. Однажды я ехал в маршрутке и слышал, как мужчина возмущенно говорил своему другу: «Когда же этот дурацкий пост закончится! Я жене сказал, что сам скоро пойду к ее попу и поговорю с ним как следует! Замучила голодом! На одних кашах сижу!» Тут я порадовался, что был одет «в штатское» и благодаря этому не попал под горячую руку несчастного мужа не в меру усердной постницы.

Невольник — не богомольник, да и не постник тоже. Не надо не только принуждать окружающих к посту, но избегать самого малого намека на укорение их. В Евангелии об этом ясно сказано Самим Господом уже две тысячи лет назад, но до некоторых до сих пор не дошло.

Конечно, в пост нужно бывать в храме. Благословение священника и общая молитва дают силы, чтобы выдержать пост. Когда ты не один постишься, а вся Церковь с тобой — легче. Но бывает, что люди нецерковные, узнав про пост, сами решают его соблюдать, в одиночку. Я не могу сказать, что это — плохо, потому что знаю несколько человек, для которых такой самочинный пост становился первым шагом на дороге к храму.

Именно в пост многие делают первую попытку воцерковиться. Приходят в храм, пытаются исповедаться. Иногда с этого начинается новая жизнь, насыщенная и интересная. А иногда бывает неудача. Не встретив понимания, человек уходит из храма разочарованным и идет искать ответы на свои вопросы в другом месте.

Читайте также:  Православие и контрацепция: отношение церкви и мнение священников, можно ли православным предохраняться

Понятно, что тот священник или церковнослужитель, из-за которого это случилось, будет отвечать перед Богом по особому счету. Но тем, с кем что-то такое произошло, я советую от всего сердца: не спешите делать окончательные выводы о Церкви, о христианстве и христианах. Ведь не делаем же мы выводы обо всей медицине, столкнувшись с плохим врачом! Нет, просто ищем другого врача.

Если в церкви кто-то вас обидел или священник оказался вам не близок, не нужно отчаиваться. Поищите! Вы обязательно найдете священника, с которым сможете наладить отношения, который поймет вас и поможет. Уверен, что долго искать не придется. Добрых, искренних и понимающих батюшек у нас — большинство. Я в этом убежден.

Помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий Потокин:

Не упустить отношения

Протоиерей Алексий Потокин

Я бы сравнил пост с предсвадебным периодом. Разумеется, речь идет о христианском браке, а не когда просто сходятся-расходятся, иногда после нескольких лет такой связи расписываются. Готовясь к такому браку, жених и невеста учатся отказываться от своего эгоизма, быть по-настоящему свободными и уважать свободу другого, понимать другого, учатся постоянству в отношениях. Учиться этому нужно до свадьбы — иначе потом очень трудно будет создать малую церковь, сохранить чувства.

То же самое в подготовке к Господним праздникам. Надо стараться больше думать о Боге и ближнем и меньше — о развлечениях, не только молитвенное правило, но и работу, которая обеспечивает нас хлебом насущным, выполнять добросовестнее, чем привыкли. Ведь часто мы все делаем вполсилы, а то и в четверть, не доводим начатое дело до конца — это тоже плоды грехопадения, поврежденной души.

Так же небрежно мы зачастую и молимся — читаем правило по молитвослову, а мыслями и чувствами остаемся в праздности. Попытка прочитать молитву внимательнее, задействовав при этом не только глаза и ноги, но ум, сердце — это уже усилие для встречи с Богом, и Господь непременно его вознаградит. Ограничение в пище и развлечениях — только средства, а цель поста — возвращение ума к постоянству, собранности, возрождение отношений с другими людьми и с Богом.

Когда это удается, вера перестает быть для меня обязательством, она становится потребностью, радостью, что Бог про меня не забыл, что Он снисходителен к моей душевной лени, слабости. Уходит страх — я понимаю, что Он всегда со мной и не оставит меня ни в этой жизни, ни в смерти, ни в вечности. Это помогает и к другим людям относиться иначе — без требовательности и осуждения, а милостиво и сострадательно, снисходя к их немощам, потому что и сам я — такой же немощный грешный человек.

Великий пост заканчивается днями, когда Христос претерпевает за наши грехи крестные муки. Церковь призывает нас приложить максимум усилий, чтобы мы почувствовали серьезность события, которое не в прошлом — и Рождество, и распятие, и Воскресение происходят сейчас, во время богослужения.

Рождеству не предшествует трагедия, поэтому и Рождественский пост не такой строгий, но духовный смысл его тот же — почувствовать сопричастность событию, вернуть личные отношения с Богом. Самая распространенная наша ошибка в том, что мы не воспринимаем так пост, а относимся к нему как к формальному правилу, которое положено выполнять. А зачем выполнять, если нет жажды веры, жажды общения?

Ничего страшного, если человек весь пост трудился, а отношения не вернулись — Бог остался далек от него. Надо просто сказать: «Господи, я жду Тебя», и тогда встреча непременно состоится. Раньше или позже, но, главное, это будет подлинная встреча, а не выдуманная. Страшнее жить в самообмане, что веруешь. Евангелие дает нам пример такого самообмана — книжники и фарисеи думали, что защищают веру, а Бог оказался для них не просто чужим, но врагом. Самое важное в духовной жизни — вернуться к правде веры, ее подлинности, и пост дает нам такую возможность.

Настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин:

Служить людям

Протоиерей Феодор Бородин

Самая главная ошибка в том, что постящиеся не делают акцента на внутреннее. На то, чтобы делать что-то доброе и хорошее для других людей. В каждом из нас сидит внутренний фарисей, для которого пост — это сумма того, что нужно исполнить, сумма каких-то внешних недеяний — не есть мясо, не делать того-то и того-то.

А на самом деле пост должен быть временем большего напряжения в доброделании и в духовной жизни. Богу намного приятнее, когда мы служим людям, а не когда мы ограничиваем себя в пище. Ограничение в пище этому служению помогает, помогает духовному напряжению, которое составляет суть поста, но это — не основное.

К посту нужно относиться как к духовному упражнению. Сегодня спортсмен отдыхает, а назавтра у него тренировка, и на тренировке он выкладывается.

Протоиерей Виктор Григоренко:

Не пытаться подражать монахам

Основной ошибкой постящегося можно назвать желание приблизиться к монашескому образцу. Мы должны понимать, что живем не в условиях монастыря, где вокруг — братья или сестры, рядом — храм, и имеется трапезная, где всегда покормят правильно.

Мы живем в совершенно других условиях, но это не значит, что мы не должны поститься. Диапазон средств для воздержания достаточно широк, нужно просто правильно расставить акценты.

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Себе — в два раза больше


Самые главные ошибки постящихся — это обращение всего внимания на гастрономическую сторону поста, на какие-нибудь внешние правила поста. И при этом — забывание обыкновенной культуры, забывание своих ближних, пренебрежение ими.

Когда мы начинаем поститься, из нас вдруг начинает лезть раздражение. Это раздражение — явный показатель, где твоя слабая сторона. Значит, нужно сосредоточиться на ней, посмотреть более внимательно.

И если человек сосредоточится на том, что стало вылезать у него во время поста, было бы правильно постараться это изжить. Каким образом? Думаю, каждый может решить это с помощью духовника, чтения Евангелия и принятия Святых Христовых Таинств.

Наша духовная жизнь разделяется на личную и общественную. К личной относимся только мы, а общественная жизнь — это все, кто с нами соприкасается. Это наши родственники, это наши дети, это наши друзья, коллеги. И мы совершенно не правы, если предъявляем к другим те же требования, что и к себе. От себя следует требовать в два раза больше, чем от своих ближних.

То есть если ты хочешь, чтобы твои ближние что-либо соблюдали, ты должен делать это в два раза больше. У священников есть негласное правило, традиция, что если ты даешь кому-нибудь какое-нибудь благословение, например, совершать тысячу поклонов в день, то сам должен совершать две тысячи поклонов в день. Чтобы в первую очередь почувствовать, что это такое, и не назначать ничего не по силам человеку. Если ты благословляешь человека вкушать пищу один раз в день, то, значит, сам должен вкушать ее через день.

Такой принцип должен относиться не только к священникам, но и к каждому человеку, когда он что-то требует от ближних, и тем более от детей.

Дети очень часто являются нашими антагонистами намного раньше 14-15 лет. Немудрый натиск родителей часто работает не в том направлении. Если маленький ребенок сказал грубое слово и родители начинают его отчитывать, полдня посвящают этому вопросу, то, однозначно, он накрепко усвоит это слово. И если мы напираем на детей, требуя вести себя благочестиво, бесконечно говоря, что обязательно надо ходить в храм, поститься, сосиски в школе не есть, и еще много другого, то это на фоне подросткового антагонизма, убеждения, что дети знают больше, чем родители, может привести к очень плачевным результатам. Даже таким, что дети покидают храм. После 15 лет детей, которые регулярно ходят в храм, становится значительно меньше… Родители где-то перегнули палку.

Также родителям нельзя быть верующими только в храме. Нужно быть верующими везде, в любой ситуации. Если мы хорошие, тихие и спокойные стоим в храме, такими же мы должны быть и вне его. Чтобы у детей, у которых обостренное чувство справедливости, не возникло раздвоенности.

То есть взрослый должен предъявлять к себе намного больше требований и претензий, чем к своему ребенку.

Подготовили Леонид Виноградов, Оксана Головко, Алиса Орлова, Мария Сеньчукова

Что такое пост и как правильно его соблюдать

Чтобы очистить свою душу и стать ближе к Богу верующие люди придерживаются поста. Согласно библии, Иисус провёл в пустыне 40 дней, на протяжении которых ограничивал себя в еде и молился. Его приверженцы начали подражать ему, ведь если безгрешный Христос счёл необходимостью воздержаться от еды и направить свои усилия на духовное развитие, то грешным христианам тем более это необходимо.

После череды негативных событий, произошедших в моей жизни, я ещё больше уверовала в Бога, т.к. именно молитвы помогли мне справиться с ними. Чтобы искупить свои грехи и приблизиться к Всевышнему, я решила поститься. В этой статье я расскажу, как соблюдать пост и какие его основные принципы.

Правила поста согласно Типикону

В христианской церкви пост имеет важное значение, ведь его соблюдение дарует человеку духовное и телесное очищение, полное подчинение тела духу, и учит бороться с одним из греховных пристрастий – чревоугодием. В году предусмотрено 4 длительных периода, когда необходимо проявить воздержание в еде:

  1. Рождественский пост – длится 40 дней.
  2. Великий пост перед пасхой – составляет 7 недель.
  3. Петров пост или Апостольский – длится 8-42 дня, в зависимости от даты начала, но всегда заканчивается 12 июля.
  4. Успенский пост перед празднованием Успения Пресвятой Богородицы – его необходимо держать 2 недели.

Наиболее строгим и важным является Великий пост, выдержать который под силу не каждому человеку. Верующие христиане постепенно подготавливают своё тело и разум, чтобы выдержать это сложное испытание, и отдать дань Господу, получив взамен прощение грехов и духовное очищение. Согласно Типикону, Иисус полностью воздерживался от еды и воды, но чтобы простым мирянам достичь того же, следует пройти 6 этапов, которые подразумевают постепенный отказ от пищи:

  1. Воздержание от мясных продуктов.
  2. Отказ от молочных продуктов, яиц и мяса, но можно употреблять рыбу.
  3. Полный запрет на мясо, рыбу, молочные продукты и яйца. Питаться можно только растительной пищей.
  4. Дополняет список запретных продуктов растительное масло и вино.
  5. Сухоядение. Можно употреблять хлеб, овощи, ягоды и фрукты без термической обработки, а также воду.
  6. Полный отказ от питья и пищи.

Помимо воздержания в еде, на протяжении всего периода поста необходимо посещать церковь, присутствовать на службах и молиться. Следует отметить, что столь строгие правила распространяются исключительно на богослужителей и тех, кто пребывает в монастыре, а для других людей, верующих в Бога пост имеет более гибкие рамки, поэтому соблюдать его будет не так сложно.

Пост в современном обществе

Соблюдение поста позволяет не только приблизиться к Всевышнему, получить прощение и благословение, а и оздоровить свой организм. Диетологи поддерживают данную православную традицию, и считают, что воздержание от продуктов животного происхождения, пусть и временное, и обогащение рациона растительной пищей положительно отражается на здоровье:

  • снижается уровень холестерина;
  • выводятся шлаки и токсины;
  • улучшается работа ЖКТ;
  • организм обогащается природными витаминами и минералами.

Несмотря на то, что пост имеет исключительно религиозный смысл, с его помощью можно избавиться от лишних килограммов, т.к. на протяжении 7-ми недель основой рациона являются овощи, фрукты и злаки. Но следует понимать, что такой рацион подходит не всем, поэтому поститься можно лишь при условии отсутствия противопоказаний, к которым относятся хронически заболевания, нарушения работы сердечно-сосудистой и мочевыделительной системы. Чтобы избежать проблем со здоровьем, рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Поскольку пост подразумевает ограничение в питании, необходимо правильно составить свой рацион, чтобы не нанести урон здоровью и сохранять хорошее самочувствие. Особенно это касается тех, кто ежедневно занимается тяжёлым физическим трудом, либо работает на ответственной работе, требующей высокой концентрации внимания. Простые правила и рекомендации помогут понять, как поститься правильно:

  • калорийность рациона должна соответствовать нормам, например, для взрослого человека – это 1500-2000 ккал, в зависимости от пола и возраста человека;
  • ежедневно в меню должно присутствовать необходимое количество белков, углеводов и жиров, иначе работа обменных процессов замедлится;
  • важно не забывать о питье – это может быть очищенная вода, домашние соки, чай, общий объём которых должен составлять не менее 1,5 л;
  • стоит свести к минимуму потребление солений, т.к. во время поста они могут навредить желудочно-кишечному тракту и спровоцировать повышение давления;
  • людям со слабым здоровьем противопоказано доскональное соблюдение поста, поэтому в те дни, когда допустим лишь 1 приём пищи, следует есть небольшими порциями 4-5 раз в день;
  • категорически не рекомендуется резко начинать поститься – это нужно делать постепенно, т.е. ещё до наступления этого периода необходимо понемногу отказываться от тех или иных продуктов и сокращать свои порции.

Разрешённые и запрещённые продукты

Для тех, кто не пребывает в монастыре и не является священнослужителем, правила соблюдения поста более лояльны. Они могут употреблять в пищу различные продукты, за исключением тех, которые походят от животных, соответственно, блюда с их содержанием также запрещены. Несмотря на ограничения, ежедневный рацион нельзя назвать скудным, тем более что, приложив усилия, можно научиться готовить очень вкусные яства из следующего списка разрешённых продуктов:

  • ягоды, фрукты, грибы и овощи в любом виде;
  • всевозможные крупы и макаронные изделия;
  • натуральные сладости – мармелад, чёрный горький шоколад, джемы, халва, варенье;
  • соленья;
  • сухофрукты;
  • орехи и бобовые;
  • мёд;
  • чай, компоты, отвары.

Что касается запретной пищи, то к ней относят:

  • молочные продукты;
  • яйца;
  • мясо и рыба;
  • сахар;
  • кофе;
  • выпечка и сдоба;
  • жирные сладости – мороженое, молочный и белый шоколад, торты, десерты с кремом;
  • алкоголь, за исключением красного вина в умеренных количествах.

Те, кто решил поститься, должны знать, что согласно церковному уставу есть дни, в которые не обязательно строго придерживаться поста и наоборот. Например, во время Великого поста на протяжении первых 4-х дней последней недели важно точно следовать правилам воздержания в еде, а в Чистый понедельник и Великую пятницу можно потреблять только питьё. Некую дозволенность разрешается допустить в первую пятницу Великого поста, к примеру – подсластить чай или каш.

Читайте также:  Покаяние в православии: что это такое, истоки и правила, отличия от исповеди, советы священников

Каждый верующий человек, решивший поститься, должен подходить к этому осознанно и разумно. Не стоит начинать, если вы не уверены в своих силах, либо не до конца понимаете для чего это нужно. Можно оставаться верным Богу без каких-либо ограничений, но если желаете следовать давним христианским традициям, то прежде чем начать пост, необходимо внимательно изучить все его нюансы и правила.


“Гастрономия” во время поста – не цель, а средство”. Как правильно поститься – советы священника

Уж сколько было сказано про посты, а все равно, как только он начинается, всё те же вопросы: что можно, что нельзя. Отвечаю кратко примерно так: «гастрономию» ставим на последнее место, она не цель, а средство (о правилах вкушения пищи см. ниже. – Ред.). С ее помощью добиваемся пяти вещей.

Первое. УЧИМСЯ МОЛИТЬСЯ.

Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то. Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем еще хотя бы один день в будни.

Второе. УЧИМСЯ БОРОТЬСЯ С ГРЕХАМИ.

Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом (подругой) третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова.

Или держать старую обиду на родственника (начальника, учительницу, соседа и т.п.). Как это победить? Ежедневно молиться за него.

Третье. УЧИМСЯ ПОКАЯНИЮ.

Выбираем из списка грехов самые тайные – те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник – человек опытный, он наверняка посоветует то, что надо.

Четвертое. УЧИМСЯ ТВОРИТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело дал Господь сделать сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т.д.? Если этого не было, то осознать, что день прожил зря.

Пятое. УЧИМСЯ РАДОВАТЬСЯ И БЛАГОДАРИТЬ ГОСПОДА.

Чему радоваться? Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу.

За что благодарить? За ВСЁ!

«ГАСТРОНОМИЯ» РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА

Меня спрашивают и про «гастрономию» – что можно и что нельзя. Вынужден отвечать, хотя священники эти вопросы не очень любят – слишком уж всё строго. Некоторые даже говорят, что это «монашеские правила», хотя наш Типикон не делит церковных людей на «мирских» и «монашествующих». Отвечаю строго по Типикону, хотя эти предписания, по разным мотивам, очень мало, кто исполняет.

В первый день Рождественского поста, если он падает на среду или пятницу, Литургия не положена, вкушаем один раз после 15:00 без растительного масла (сухоядение). Если в последующие среды и пятницы в храме служба без Литургии, постимся также. Если же в честь «малых святых» Литургия по средам и пятницам служится, то едим также один раз, но с растительным маслом.

Рыба разрешается в субботу и воскресенье, а также в дни полиелейных служб в честь известных святых (если они не падают на среду и пятницу, кроме праздника Введения во храм 4 декабря). В эти дни едим два раза.

С началом Предпразднества Рождества, т.е. со 2 января по новому стилю, разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней. При совершении т.н. «аллилуйной службы», т.е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение Литургии, полагается вкушать в 9-й час (15:00) сухоядение.

В первый день Рождественского поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем. Типикон назначает праздничными, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей, следующие дни по новому стилю: 29 нояб., 8, 13, 17, 18, 19, 22, 30 дек. и 2 янв. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых.

В сочельник Рождества (6 января) положен пост, т.е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9-го часа (15.00). Если же сочельник приходятся на субботу или воскресение, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после Литургии св. Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало». После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с мёдом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)»

Всё, конечно, для нецерковного человека запутано, но таков наш устав. Главное, что надо запомнить, воздержание в пище – это не главная цель, а весьма действенное средство для воздержания всяческих нежелательных для души страстей.

P.S. По поводу «учащих» и «учащихся».

1. По традиции Патриарх благословляет в посты (даже в Великий) учащим и учащимся вкушать рыбу во все учебные дни.

2. Ученикам начальной школы даже в православных гимназиях благословляется есть молочную пищу. В нашей гимназии Василия Великого , в которой в посты нет мясной пищи для всех школьников, есть отдельные столы с молочной едой для старшеклассников. Они могут сами подойти и положить себе на тарелку вареные яйца или сыр (это их выбор).

3. В общеобразовательных школах малышне я советую вкушать то, что едят все (“не выделяться”). Дома мясо есть не обязательно (ну, в крайнем случае – по воскресеньям). Главное, приучить их с детства к самоограничению – пусть условно.

Как правильно держать Великий пост – основные правила питания, обычаи

В древнем английском языке Великий пост называется – «Lenten». В переводе на русский это слово означает – «Весна». Причём больше имеется в виду даже не время года, а особое состояние души.

И оно отнюдь не радостное, как можно было бы поначалу подумать. Имеется в виду такая «весна», при которой человеку нужно избавиться от всех своих грехов так же, как от грязного снега. Пост перед Пасхой является самым строгим и долгим в Христианской Церкви.

Как готовиться к посту

Соблюдать пост на протяжении 48 суток очень трудно. Поэтому священнослужители выделяют основные моменты и дают важные советы тем, кто собрался полноценно поститься впервые в своей жизни.

1. Чёткое осознание

В первую очередь человек должен чётко осознать, что собой вообще представляет пост, который он собрался соблюдать. Необходимо помнить о том, что во время поста верующий должен не только воздерживаться от скоромной пищи. Необходимо стараться побеждать любой грех. Нужно бороться со своими недостатками и страстями.

2. Разговор со священником

Перед тем, как начать соблюдать пост, нужно поговорить со священнослужителем. Он не только расскажет, что такое пост и как нужно себя вести на протяжении этих 7-ми недель.

Святой отец также даст некоторые советы начинающему поститься. Впрочем, не лишним будет обратиться к священнику и тем, кто собирается соблюдать уже не первый пост в своей жизни. Ведь всегда есть чему учиться и куда двигаться дальше по «духовной лестнице».

3. Изучение своих недостатков и грехов

Перед началом поста всем, кто намерен его соблюдать, рекомендуется изучить себя – узнать о своих недостатках и выявить вредные привычки. Это очень важно, поскольку только самоконтроль поможет избавиться от грехов.

Рацион

Самым сложным в соблюдении поста считается воздержание от пищи. Особенно сложно отказаться от всяких вкусностей тем, у кого есть возможность прийти в продуктовый магазин и выбрать всё, что заблагорассудится. Ведь во время поста продавать продукты, которые постными не являются, не запрещено.

Мало кто сможет воздержаться от покупки различных лакомств и экзотической пищи. И именно в этом и заключается основной смысл поста. Человек, являющийся христианином, должен научиться воздерживаться.

Умение ждать и терпеть – вот что является одним из главных качеств последователя христианской религии. И воздержание от еды во многом способствует выработке этого качества. В свою очередь, такое качество помогает просветиться, делает человека смиренным, укрепляет его веру.

При составлении рациона во время поста необходимо помнить об основных правилах, предписанных Церковью. Ведь даже если принять во внимание только отказ от пищи, то даже здесь существует множество правил. Воздерживаться нужно не только от продуктов, полученных от животных, но и от тех блюд, которые проходят термическую обработку прежде, чем попасть на стол.

Более того, важно также ограничивать себя в общем количестве еды. Ведь человека, который трапезничает, например, 5 или и того больше раз в сутки, трудно назвать постящимся, даже если при этом употребляет он только растительную и не подвергавшуюся термической обработке пищу. Ведь он будет всегда сыт, и душа его в этом случае вряд ли будет очищаться.

Чтобы получить пользу от поста, необходимо обратить внимание на его основные правила.

1. Строгие недели

1-я и заключительная недели – самые строгие. Нужно стараться меньше есть. А в 1-й и в предпоследний дни (то есть в понедельник 11 марта и в пятницу 26 апреля) вообще запрещено что-либо вкушать, кроме разве что холодной воды.

2. Будни

В будние дни запрещено использовать для приготовления блюд масло. При этом во вторник и четверг трапеза должна проводиться лишь 1 раз – в вечернее время.

3. Выходные

В выходные пост становится менее строгим. Позволяется есть пищу с маслом.

4. Последняя суббота

В последний день поста ничего не едят до вечерней Божественной литургии, означающей завершение 48-дневного испытания и наступление долгожданной Пасхи.

5. Праздники

На время поста обычно выпадают два очень важных церковных праздника – Благовещение и Вербное воскресенье. В эти дни не запрещается употреблять в пищу рыбу и приготовленные из неё блюда.

Однако один из этих праздников, который празднуется всегда в один день – 7 апреля, может выдаться на заключительную неделю поста. В таком случае рыбу употреблять будет запрещено. А что касается Вербного воскресенья, то оно всегда празднуется ровно за неделю до Пасхи.

Обычаи в царской России

В дореволюционной России люди во время поста ходили на богослужения, исповедовались, причащались. При этом они старались не только не вкушать скоромную пищу, но и не продавать её. На столах как богатых, так и бедных лежала только постная еда.

Конечно, те, кто были побогаче, могли позволить себе более изысканные блюда, чем традиционные капуста, горох, хлеб. Кто-то, например, мог полакомиться мёдом и изюмом. Часто лежали на столе и различные грибы. Однако это не запрещается правилами поста.

Пост у казаков

Особенно почитали пост казаки. Будучи по природе своей темпераментными, они старались реже проявлять эмоции. Даже те из них, кто был ранен на войне, усердно молились Богу. А суды во время поста откладывали вынесение приговоров.

Первая неделя

В первый день поста люди, по традиции, выгоняли из своих жилищ оставшийся дух масленичной недели. Для этого нужно было всё тщательно помыть, а также и самим посетить баню.

Запрет развлечений

В царской России во время поста переставали работать все заведения, предназначенные для развлечения. Это касалось театров, казино, а также питейных заведений.

Церковные обычаи

Священнослужители в первую неделю облачаются в тёмные одежды, пение заменяется чтением, а во время молитвы нужно совершать низкие поклоны.

С понедельника по четверг во время вечернего богослужения священник должен читать Великий Покаянный канон.

Вербное воскресенье

Одним из самых главных праздников, который всегда выпадает на время Великого поста, является Вербное воскресенье. Этот праздник вместе с самим христианством пришёл к славянам примерно 1000 лет назад, когда состоялось Крещение Руси.

В этот день особо почитается растение – верба. Оно у нас заменяет ветви пальмы, которые жители Иерусалима применяли для встречи Христа. Верба освящается и играет роль оберега на протяжении всего года.

Страстная седмица

После Вербного воскресенья начинается заключительная неделя, которую священнослужители называют Страстной седмицей. А все дни этой недели называют «Великими».

С понедельника по среду включительно священники проводят литургию Преждеосвящённых Даров, а в четверг и субботу – литургию Василия Великого. Литургия не проводится лишь в пятницу, когда нужно вспоминать о суде и казни Иисуса.

Обряды в пост

Христианская Церковь строго запрещает проводить какие-либо обряды вообще и тем более в пост. Особенно это касается магии, использование которой причисляется к самым большим грехам. Однако сами колдуны и знахари утверждают, что сила обрядов во время Великого поста возрастает.

При этом если говорить о христианских обрядах, то во время поста разрешено проводить только три из них. На протяжении этих семи недель можно крестить детей и взрослых, принимать причастие и собороваться. А вот венчаться запрещено не только во время поста, но и за неделю до его начала, а также на протяжении целой недели после наступления Пасхи.

Причём соборование и причащение – это обязательный обряд, который должен проходить каждый христианин.
Смысл причащения – соединение с Иисусом посредством хлеба и вина. Но прежде, чем принять причастие, необходимо покаяться в своих грехах. Для этого проводится соборование. Во время соборования можно очиститься от всех грехов, включая и те, о которых человек уже может не помнить.

Главной задачей постящегося является не только воздержание от скоромной пищи. Поститься нужно не только телесно, но и духовно. Причём последнее является даже более важным. Именно это является основным отличием поста от обычной диеты.

Ссылка на основную публикацию