Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Аборт и церковь

Время чтения: мин.

Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Аборт с точки зрения церкви

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

В церковь после аборта

Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Отношение церкви к абортивной контрацепции

Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.

Духовные последствия аборта

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.

О православном отношении к абортам

Чтобы не совершить убийство: “Девочки, помогите, пожалуйста. Я беременна, срок полтора месяца. Мы с парнем решили делать аборт. Причины простые: мне 19, ему 20, мы оба студенты, я не работаю, его из-за кризиса тоже сократили, денег самим не хватает. “

“Отход современного человека от христианской совести чреват величайшими опасностями и бедами. Этот отход будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение. И чем скорее и глубже человечество постигнет природу переживаемого им духовного кризиса, чем яснее оно поймет, что без совести на земле невозможна ни культура, ни жизнь. ” (Иван Ильин “О совести”)

Технология аборта и его невинная жертва

Детоубийство в законе

“Девочки, помогите, пожалуйста. Я беременна, срок полтора месяца. Мы с парнем решили делать аборт. Причины простые: мне 19, ему 20, мы оба студенты, я не работаю, его из-за кризиса тоже сократили, денег самим не хватает. Это окончательное решение. Я против, но уже ничего не изменится. Подскажите, какой аборт делать лучше – вакуумный или медикаментозный? Марина К.” – женские форумы в Интернете так и пестрят однотипными сообщениями. И таких Марин десятки тысяч. Тема абортов, конечно, стара как мир. Но молчать о ней нельзя.

Священное Писание и Православная Церковь об абортах:

  • Священное Писание об абортах
  • Священное Писание о деторождении
  • Основы социальной концепции РПЦ о абортах и контрацепции
  • Обращение Уфимской епархии и ДУМ РБ по рекламе абортов
  • Врач должен гордиться спасенными душами, а не убитыми детьми! – Заявление Уфимского епархиального управления Русской Православной Церкви
  • В этих-то случаях аборт просто обязателен! Обязателен? – Никольское.Net

Любить только себя

Она любила себя. Хотела красивой жизни, уехала из провинции в Москву и вроде хорошо устроилась: нашла работу, сняла квартиру, жила, ни в чем себе не отказывая. Познакомилась с хорошим парнем. Любовь ли это была? Но вместе жить стало гораздо веселее. А через некоторое время выяснилось, что она беременна. Ребенок в ее планы не входил: карьера, съемное жилье, родственники далеко, да и потом она еще молода, торопиться некуда. И она пошла на аборт. Назовем ее Татьяной.

В это же время здесь, в провинции, ее подруга Елена вела схожий образ жизни. Все очень похоже: и стремление быть независимой, и желание вырасти по карьерной лестнице. А также любовь к тусовкам, клубам, путешествиям, и лучший друг – такой же любитель развлечений. В итоге – аборт.

По меркам сегодняшнего дня кажется, что ничего необычного в жизни этих девушек нет. К сожалению, так живут тысячи их сверстниц, и мы не имеем права их осуждать. Но с другой стороны, аборты – одна из причин “русского креста” в нашей стране. Термин обозначает ежегодное превышение количества умерших над количеством родившихся, крест образуется за счет пересечения линий этих двух показателей на графике. До финансового кризиса официальное число не рожденных из-за абортов детей в нашей стране составляло 1,5 миллиона, по неофициальным подсчетам эта цифра может достигать 4 миллионов. Сейчас же в условиях кризиса количество абортов в России, как считают специалисты, способно возрасти в разы.

Конечно, все прекрасно знают, какой риск для женского здоровья представляет собой процедура прерывания беременности. Знают, что исход может быть любой: как дальнейшая неспособность иметь детей, так и смерть на операционном столе. Но женщины все равно продолжают обращаться за этой, страшно сказать. услугой. Аспектов у проблемы прерывания беременности очень много: правовой, социальный, медицинский, это тема для очень серьезного и долгого разговора – мы же попробуем взглянуть на нее с точки зрения православной этики.

Уход от Бога

Специалисты утверждают, что рост числа абортов в кризисное время закономерен. Например, в 1999 году число родившихся составило 1,214 миллиона, что на 69 тысяч меньше, чем годом ранее, и абсолютный минимум за всю новейшую историю России. При этом каждая 11-я россиянка в возрасте до 29 лет в течение года после дефолта сделала аборт. Нечто схожее происходит и сейчас. Можно ли остановить эту тенденцию, и действительно, как быть, когда нет работы и денег, но есть заключение врача о том, что у вас будет ребенок.

По большому счету решить проблему аборта способен лишь православный взгляд на нее. Ведь в окружении любого из нас есть немало знакомых девушек и женщин, которые, будучи по-человечески хорошими людьми, не избежали страшного греха детоубийства. Потому что когда женщина в тупике – остановить может лишь доверие к Богу, понимание, что жизнь человека дороже всего, и что Господь не оставит в самых, казалось бы, непреодолимо трудных обстоятельствах.

Мы решили спросить одного из священников: как Церковь смотрит на эту проблему в свете непростой экономической ситуации и каково ее отношение к абортам?

– Отношение Церкви к искусственному прерыванию беременности исторически является однозначно отрицательным и не меняется со временем, – говорит священник Димитрий Шевченко, настоятель храма во имя свт. Николая Чудотворца с. Дьяковка Краснокутского района и отец троих детей. – Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт. Это всегда грех, приравнивающийся к детоубийству. Кризис ничего не меняет. Мы на самом деле не знаем и не можем знать, что каждому из нас готовит завтрашний день. Но при этом уже сгущаем краски, появляются такие мысли: а как же я смогу прокормить своего ребенка? И в такой постановке вопроса проявляются отголоски атеистического воспитания, когда человек перестает доверять Богу.

Да, действительно, в наше время популярен потребительский подход к жизни, многие живут ради получения удовольствий, для достижения которых нужны материальные блага. Особенность же христианского мировоззрения – отдавание себя и жертвенное служение Богу, близким, всему живому. Сейчас эта жертвенность игнорируется, и в сердцах людей совершается подмена понятий, превалирует мнение, что истинное счастье – жить ради себя. Хотя, как показывает опыт, – это всегда тупик.

Счастье не грешить

Татьяна, сделав аборт, вернулась к своему обычному образу жизни. Отцу ребенка она ничего не сказала. Но жизнь дала трещину. Последовала потеря работы, трудности с оплатой за арендуемое жилье, участились скандалы с другом. В результате, бросив все, а точнее, оказавшись в ситуации, когда в Москве у нее ничего не осталось, Таня вернулась на родину. Лена, как никто другой, смогла понять подругу: ее жизнь – зеркальное отражение жизни Татьяны. Только отношение к аборту у девушек разное. Героини рассказали автору этих строк о своих чувствах. Если Таня испытывала щемящее чувство пустоты, потери, тоски, а на выходе из больницы расплакалась и про себя просила прощения у своего убиенного малыша, пусть ему и было три недели с момента зачатия, то Лена к факту аборта относится спокойно. “Я не была готова стать матерью, – сухо говорит она и сейчас. – Тем более что не была уверена в рождении здорового ребенка”.

Читайте также:  Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

И здесь кроется еще одна глобальная проблема в теме вынужденного прерывания беременности. Бывает, что женщина просто ищет оправдания, почему она сделала аборт, и ссылается на потенциально возможные патологии малыша, например, из-за своего пристрастия к курению. А бывает, что призыв сделать аборт звучит из уст врача. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время около 70 процентов беременных женщин имеет ту или иную патологию. И медицинские показания к аборту возникают в том случае, когда продолжение беременности может привести к смерти матери, тогда как аборт сохранит женщине жизнь и в случае выявления у малыша, еще находящегося в утробе мамы, тяжелых патологий. Выявить их современная медицина в состоянии, начиная с 8–12-й недели беременности, но решение рожать или не рожать в любом случае принадлежит только матери ребенка.

При этом просто страшно оттого, что случаи, когда прогнозы медиков в отношении здоровья малыша, не оправдывались, не единичны. Я лично знаю женщину, которую врачи предупреждали: ребенок может родиться с синдромом Дауна, лучший выход для нее – аборт. Но она, как человек верующий, даже не допустила мысли об этом и спокойно продолжала ждать малыша, готовиться к родам. Несколько месяцев назад у нее родился здоровый мальчик.

– Церковь всегда уважает личный выбор человека, – комментирует проблему отец Димитрий. – Но надо понимать, что рождение больного ребенка – не случайность. Человек сам привносит страдание в мир и свою собственную жизнь, когда забывает о своем подлинном предназначении. А появление детей с ограниченными возможностями позволяет растопить сердца, напомнить о необходимости взаимопомощи. Человечество, удаляясь от Бога, само себя подвергает разного рода испытаниям. Важно помнить: грех аборта не есть грех сиюминутный, страшны его последствия, те физические, душевные и духовные страдания, которые потом переживает женщина. Для их преодоления православному человеку необходимо покаяние, и Церковь никогда не отвергает женщин, решившихся в своей жизни на такой шаг.

Еще один вопрос, который я не могла не задать отцу Димитрию:

– Если Церковь категорически отвергает возможность абортов, как женщине выстраивать свою жизнь, чтобы не допустить тупиковых ситуаций и избежать выбора – делать аборт или рожать?

– Понимаете, у людей, воспитанных и живущих в православных традициях, такого вопроса даже не возникает, – говорит батюшка. – Само зачатие – дар Божий, который не может регулироваться человеком. Тот, кто живет для Христа, соблюдает посты, прибегает к воздержанию, не страшится стать родителем. Брак – это созданный Богом союз между мужчиной и женщиной. Наше предназначение – в рождении и воспитании детей, а когда мы отказываемся от этого ради личных удовольствий – это всегда грех, который обязательно будет иметь последствия.

Безусловно, тема абортов вряд ли будет исчерпана в ближайшее время. Во всем мире она всегда была и остается одной из самых дискуссионных. Здесь переплелось все: социальные сложности, медицина, политика, этика. Но вопрос “Что делать?” по сей день для нашего общества в целом остается открытым. И его решение полностью лежит только на совести каждого из нас.

P.S. Наша героиня Татьяна вышла замуж, родила двоих замечательных детей – мальчика и девочку. Она призналась: после возвращения из Москвы она побывала в храме и покаялась в совершенном ею грехе. Елена тоже уже состоит в браке, но детей у них с мужем пока нет. Хотя они очень этого хотят и надеются на чудо. С Божьей помощью.

Виктория Федорова
Православие и современность – 11.12.2009.

Детоубийство в законе

О православном отношении к абортам

«Девочки, помогите, пожалуйста. Я беременна, срок полтора месяца. Мы с парнем решили делать аборт. Причины простые: мне 19, ему 20, мы оба студенты, я не работаю, его из-за кризиса тоже сократили, денег самим не хватает. Это окончательное решение. Я против, но уже ничего не изменится. Подскажите, какой аборт делать лучше – вакуумный или медикаментозный? Марина К.» – женские форумы в Интернете так и пестрят однотипными сообщениями. И таких Марин десятки тысяч. Тема абортов, конечно, стара как мир. Но молчать о ней нельзя.

Любить только себя

Она любила себя. Хотела красивой жизни, уехала из провинции в Москву и вроде хорошо устроилась: нашла работу, сняла квартиру, жила, ни в чем себе не отказывая. Познакомилась с хорошим парнем. Любовь ли это была? Но вместе жить стало гораздо веселее. А через некоторое время выяснилось, что она беременна. Ребенок в ее планы не входил: карьера, съемное жилье, родственники далеко, да и потом она еще молода, торопиться некуда. И она пошла на аборт. Назовем ее Татьяной.
В это же время здесь, в провинции, ее подруга Елена вела схожий образ жизни. Все очень похоже: и стремление быть независимой, и желание вырасти по карьерной лестнице. А также любовь к тусовкам, клубам, путешествиям, и лучший друг – такой же любитель развлечений. В итоге – аборт.
По меркам сегодняшнего дня кажется, что ничего необычного в жизни этих девушек нет. К сожалению, так живут тысячи их сверстниц, и мы не имеем права их осуждать. Но с другой стороны, аборты – одна из причин «русского креста» в нашей стране. Термин обозначает ежегодное превышение количества умерших над количеством родившихся, крест образуется за счет пересечения линий этих двух показателей на графике. До финансового кризиса официальное число не рожденных из-за абортов детей в нашей стране составляло 1,5 миллиона, по неофициальным подсчетам эта цифра может достигать 4 миллионов. Сейчас же в условиях кризиса количество абортов в России, как считают специалисты, способно возрасти в разы.
Конечно, все прекрасно знают, какой риск для женского здоровья представляет собой процедура прерывания беременности. Знают, что исход может быть любой: как дальнейшая неспособность иметь детей, так и смерть на операционном столе. Но женщины все равно продолжают обращаться за этой, страшно сказать… услугой. Аспектов у проблемы прерывания беременности очень много: правовой, социальный, медицинский, это тема для очень серьезного и долгого разговора – мы же попробуем взглянуть на нее с точки зрения православной этики.

Уход от Бога

Специалисты утверждают, что рост числа абортов в кризисное время закономерен. Например, в 1999 году число родившихся составило 1,214 миллиона, что на 69 тысяч меньше, чем годом ранее, и абсолютный минимум за всю новейшую историю России. При этом каждая 11-я россиянка в возрасте до 29 лет в течение года после дефолта сделала аборт. Нечто схожее происходит и сейчас. Можно ли остановить эту тенденцию, и действительно, как быть, когда нет работы и денег, но есть заключение врача о том, что у вас будет ребенок.
По большому счету решить проблему аборта способен лишь православный взгляд на нее. Ведь в окружении любого из нас есть немало знакомых девушек и женщин, которые, будучи по-человечески хорошими людьми, не избежали страшного греха детоубийства. Потому что когда женщина в тупике – остановить может лишь доверие к Богу, понимание, что жизнь человека дороже всего, и что Господь не оставит в самых, казалось бы, непреодолимо трудных обстоятельствах.
Мы решили спросить одного из священников: как Церковь смотрит на эту проблему в свете непростой экономической ситуации и каково ее отношение к абортам?
– Отношение Церкви к искусственному прерыванию беременности исторически является однозначно отрицательным и не меняется со временем, – говорит священник Димитрий Шевченко, настоятель храма во имя свт. Николая Чудотворца с. Дьяковка Краснокутского района и отец троих детей. – Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт. Это всегда грех, приравнивающийся к детоубийству. Кризис ничего не меняет. Мы на самом деле не знаем и не можем знать, что каждому из нас готовит завтрашний день. Но при этом уже сгущаем краски, появляются такие мысли: а как же я смогу прокормить своего ребенка? И в такой постановке вопроса проявляются отголоски атеистического воспитания, когда человек перестает доверять Богу.
Да, действительно, в наше время популярен потребительский подход к жизни, многие живут ради получения удовольствий, для достижения которых нужны материальные блага. Особенность же христианского мировоззрения – отдавание себя и жертвенное служение Богу, близким, всему живому. Сейчас эта жертвенность игнорируется, и в сердцах людей совершается подмена понятий, превалирует мнение, что истинное счастье – жить ради себя. Хотя, как показывает опыт, – это всегда тупик.

Счастье не грешить

Татьяна, сделав аборт, вернулась к своему обычному образу жизни. Отцу ребенка она ничего не сказала. Но жизнь дала трещину. Последовала потеря работы, трудности с оплатой за арендуемое жилье, участились скандалы с другом. В результате, бросив все, а точнее, оказавшись в ситуации, когда в Москве у нее ничего не осталось, Таня вернулась на родину. Лена, как никто другой, смогла понять подругу: ее жизнь – зеркальное отражение жизни Татьяны. Только отношение к аборту у девушек разное. Героини рассказали автору этих строк о своих чувствах. Если Таня испытывала щемящее чувство пустоты, потери, тоски, а на выходе из больницы расплакалась и про себя просила прощения у своего убиенного малыша, пусть ему и было три недели с момента зачатия, то Лена к факту аборта относится спокойно. «Я не была готова стать матерью, – сухо говорит она и сейчас. – Тем более что не была уверена в рождении здорового ребенка».
И здесь кроется еще одна глобальная проблема в теме вынужденного прерывания беременности. Бывает, что женщина просто ищет оправдания, почему она сделала аборт, и ссылается на потенциально возможные патологии малыша, например, из-за своего пристрастия к курению. А бывает, что призыв сделать аборт звучит из уст врача. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время около 70 процентов беременных женщин имеет ту или иную патологию. И медицинские показания к аборту возникают в том случае, когда продолжение беременности может привести к смерти матери, тогда как аборт сохранит женщине жизнь и в случае выявления у малыша, еще находящегося в утробе мамы, тяжелых патологий. Выявить их современная медицина в состоянии, начиная с 8–12-й недели беременности, но решение рожать или не рожать в любом случае принадлежит только матери ребенка.
При этом просто страшно от того, что случаи, когда прогнозы медиков в отношении здоровья малыша, не оправдывались, не единичны. Я лично знаю женщину, которую врачи предупреждали: ребенок может родиться с синдромом Дауна, лучший выход для нее – аборт. Но она, как человек верующий, даже не допустила мысли об этом и спокойно продолжала ждать малыша, готовиться к родам. Несколько месяцев назад у нее родился здоровый мальчик.
– Церковь всегда уважает личный выбор человека, – комментирует проблему отец Димитрий. – Но надо понимать, что рождение больного ребенка – не случайность. Человек сам привносит страдание в мир и свою собственную жизнь, когда забывает о своем подлинном предназначении. А появление детей с ограниченными возможностями позволяет растопить сердца, напомнить о необходимости взаимопомощи. Человечество, удаляясь от Бога, само себя подвергает разного рода испытаниям. Важно помнить: грех аборта не есть грех сиюминутный, страшны его последствия, те физические, душевные и духовные страдания, которые потом переживает женщина. Для их преодоления православному человеку необходимо покаяние, и Церковь никогда не отвергает женщин, решившихся в своей жизни на такой шаг.
Еще один вопрос, который я не могла не задать отцу Димитрию: если Церковь категорически отвергает возможность абортов, как женщине выстраивать свою жизнь, чтобы не допустить тупиковых ситуаций и избежать выбора – делать аборт или рожать?
– Понимаете, у людей, воспитанных и живущих в православных традициях, такого вопроса даже не возникает, – говорит батюшка. – Само зачатие – дар Божий, который не может регулироваться человеком. Тот, кто живет для Христа, соблюдает посты, прибегает к воздержанию, не страшится стать родителем. Брак – это созданный Богом союз между мужчиной и женщиной. Наше предназначение – в рождении и воспитании детей, а когда мы отказываемся от этого ради личных удовольствий – это всегда грех, который обязательно будет иметь последствия.
Безусловно, тема абортов вряд ли будет исчерпана в ближайшее время. Во всем мире она всегда была и остается одной из самых дискуссионных. Здесь переплелось все: социальные сложности, медицина, политика, этика. Но вопрос «Что делать?» по сей день для нашего общества в целом остается открытым. И его решение полностью лежит только на совести каждого из нас.

Читайте также:  Новомученики и исповедники: святые православной церкви, житие и история, память, списки

P.S. Наша героиня Татьяна вышла замуж, родила двоих замечательных детей – мальчика и девочку. Она призналась: после возвращения из Москвы она побывала в храме и покаялась в совершенном ею грехе. Елена тоже уже состоит в браке, но детей у них с мужем пока нет. Хотя они очень этого хотят и надеются на чудо. С Божьей помощью.

Виктория ФЕДОРОВА
Фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА
Взгляд-Православие

Ответ на один духовно-медицинский вопрос

Как Церковь относится к аборту по медицинским показаниям

Мне, как священнику, был задан такой вопрос: «Как Церковь относится к аборту по медицинским показаниям? Дело в том, что я врач-гинеколог и на моей практике были случаи, когда роды запрещены. Так, например, когда известно, что женщина не перенесет родов или при некоторых онкологических заболеваниях-патологиях, неправильном формировании плода (когда ясно, что плод не выживет). Что Православная Церковь говорит об этом, и является ли это абортом в полной мере, и соответственно, тяжким грехом»? На этот вопрос я дал ответ, который, думаю, полезно опубликовать и на РНЛ:

Аборт – это убийство ребенка собственном матерью еще во чреве, т.е. чудовищное преступление. Все перечисленные вами медицинские случаи вполне попадают под это определение. Поэтому данное преступление остается чудовищным преступлением несмотря на те или иные медицинские показатели. Это общий ответ на ваш вопрос.

Теперь поочередно разберем вашу сомнительную аргументацию в пользу абортов, из коей явно торчат рожки корпоративного интереса. Вот, например, вы утверждаете, что аборт надо делать «когда плод не выживет». Но ведь в случае аборта он наверняка не выживет! А что касается предварительных медицинских данных по этому поводу, то они вполне могут быть и ошибочными. Довольно часто бывает так, что ребенок, который ошибочно был приговорен врачами к смерти или увечью, рождается вполне здоровый.

У меня, к примеру, был такой случай, когда одна моя прихожанка, будучи беременной, пришла ко мне вся в слезах, ибо гинекологи сказали ей, что ее будущий ребенок будет инвалидом и вообще скоро умрет. Поэтому, мол, надо делать аборт. Я ее успокоил, благословил на роды. Теперь этот мальчик уже юноша, мой крестник. А она после него родила еще одного вполне здорового ребенка.

И потом, даже если рождается инвалид, который недолго будет жить, для православных матери и отца он также их дитя; он человек – образ и подобие Божие, который имеет право на эту, земную жизнь (пусть она будет и короткой), а также имеет право на жизнь вечную. Коей, как это ни странно выглядит, ему достичь гораздо легче, чем здоровому ребенку, который проживет долгую жизнь.

Ибо в течение своей длинной жизни таковой, столкнувшись со множеством соблазнов и искушений, легко может погубить свою душу. А душа тяжело больного младенца после его смерти идет в рай, лишь бы за его короткую жизни родители или родственники успели бы его крестить в Православной Церкви. И ничего удивительного в такой кажущейся легкости войти в Царство Небесное нет: Господь воздает таковому преждевременно умершему младенцу за утерянную им земную жизнь и утерянные земные блага, воздает ему небесной жизнью и небесными благами. Так что не надо (в том числе и врачам) презирать сих младенцев и обрекать их на смерть телесную и духовную абортами из-за их телесных недостатков, ибо таковых, как сказал Господь, – Царство Небесное.

А ведь душа абортированного ребенка (что бы там не говорили некоторые) идет в ад, поскольку он не крещен, и крещение над ним произвести невозможно. Вот и сравните разницу между адом для абортированного младенца и раем для дитя, сохраненного матерью, даже если он и действительно родится инвалидом и скоро умрет! Так что, как видите, с позиций Церкви и духовной жизни все это выглядит иначе, чем у некоторых современных врачей.

Теперь несколько слов о другом вашем сомнительном аргументе, о том, что роды по медицинским показателям могут угрожать здоровью матери и даже ее жизни. И здесь все далеко не так однозначно, как утверждает медицина. Ибо в таком случае перед женщиной возникает нравственная дилемма: идти на риск и рожать, или, совершив тяжкий грех, убив дитя во чреве, возможно, «остаться живой и здоровой».

Верующие, православные женщины гораздо чаще решаются на первое, т.е. на такие рискованные роды. И очень часто все для них заканчивается благополучно, ибо сие деторождение совершается с верой и молитвой, коими компенсируются телесные недостатки.

А что касается болезней беременности и деторождения, то медицине не надо и чрезмерно драматизировать эти моменты как нечто совершенно недопустимое – ведь это естественное состояние любой женщины-будущей матери. Ибо всему женскому роду в лице праматери Еве, после ее грехопадения, Господь сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3,16).

Но Тот же Господь в утешение женщине сказал об этом и другое: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16,21). И вот, чтобы получить эту необыкновенную радость настоящая женщина-мать, особенно женщина-христианка идет на болезни, скорби деторождения и даже на риск даже собственной смерти! И таким образом спасает свое дитя и собственную душу, ибо, как говорит апостол Павел, «жена. спасется через чадородие, если пребудет в вере и в любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2,15).

И потом, аборт – это что, некая «исцеляющая» операция?! Наверно, далеко не всегда; очень часто аборты приводят в болезням и даже смерти женщин, возможно, даже чаще, чем роды. Ибо последние – естественное дело, а аборт – противоестественное.

Но это все предыдущее написано в предположении, что медики, обрекающие женщин на аборт по медицинским показателям, – люди добросовестные. А разве это всегда так?! Разве нет сейчас разных сил и фондов, часто зарубежного происхождения, которые из тех или иных целей специально поощряют у нас аборты, в частности, финансируя абортарии и их апологетов, в коих своим вопросом, вольно или невольно, вписались и вы?! Причем, цели этих деятелей крайне недоброкачественные: здесь и желание сократить «неполноценное» (с точки зрения некоторых фактически фашиствующих лиц) население; и желание получить ценный (в денежном отношении), как они говорят, «абортивный материал», т.е. останки несчастных убиенных младенцем, а чаще то и другое.

О чем, кстати говоря, довольно часто сообщалось на и РНЛ.

Православная церковь о кремации — отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

Кремация – один из видов погребения

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

  • ислам;
  • иудаизм;
  • греческая православная церковь.

Кремация не является православной традицией

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Как Церковь относится к кремации

В середине 2015 года Священный синод Русской православной церкви принял официальный документ «О христианском погребении усопших», в тексте которого обозначена официальная позиция РПЦ в отношении допустимости сжигания православных христиан.

Согласно тексту означенного документа, РПЦ категорически не одобряет кремацию, поскольку она нарушает православный погребальный канон и библейские догматы в отношении захоронения умерших людей.

Наряду с этим кремация не возбраняется и не считается поводом для отлучения умершего либо его родственников от Церкви.

Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту сожжения тела усопшего.

Однако, необходимость сжигания должна быть доказана объективными причинами, препятствующими традиционному захоронению.

📌 Согласно документу, Церковь допускает кремацию в следующих ситуациях:

  1. Законодательство государства, на территории которого происходят похороны, препятствует погребению тела человека в землю (как в Японии).
  2. Тело усопшего не может быть погребено в землю по иным объективным обстоятельствам (например, из-за транспортировки умершего на дальнее расстояние).

В документе РПЦ также выдвигает условия кремации православных христиан.

Пастырь должен напомнить родственникам (либо иным близким) усопшего о негативном отношении Церкви к кремации.

Урна с прахом обязательно хоронится в землю.

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Православная церковь рекомендует традиционный способ погребения

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Когда проводить отпевание — после или перед кремацией

Согласно православной похоронной традиции, отпевание происходит очно – т.е. священник совершает ритуал в присутствии тела умершего.

Прах считается останками и не отпевается.

Заочное (т.е. проведенное после похорон и/или при отсутствии тела умершего) отпевание допускается Церковью в случае объективной невозможности проведения обряда по всем канонам (например, после захоронения погибших военнослужащих в братской могиле).

Кремация, проводимая по воле усопшего (либо его близких), к уважительным причинам для заочного отпевания не относится.

Резюмируя вышесказанное, единственный способ проведения отпевания, допустимый при кремации – очный, священник совершает таинство над телом умершего строго перед сожжением.

Отпевание происходит в церкви или в крематории. На территории подобных организаций действуют церкви, служители которых могут совершить обряды.

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Кремация. Православный взгляд

Мнения священнослужителей о кремации православного

Оно соответствует вышесказанной официальной позиции РПЦ.

Священнослужители не поощряют проведение такой процедуры, обуславливая такую позицию словами библейского учения (о воскрешении погребенных) и требованиями православной традиции – уважительного отношения к останкам усопшего.

Также кремация не поощряется священнослужителями из-за сходства с языческими похоронными обрядами.

Однако священники понимают, что иногда традиционная для православного христианства погребальная церемония не может быть совершена должным образом по разным на то причинам.

По мнению церковных служителей, истинно православный человек должен приложить все усилия, чтобы соблюсти церковные нормы и традиции.

Осознанное желание православного христианина прибегнуть к кремации считается греховным.

📹 Протоиерей Андрей Ткачев об отношении Церкви к кремации — видео

Как проходит кремация

Сегодня эта процедура проделывается в крематориях – сложных инженерных сооружениях, состоящих из промышленных печей, в которых тело умершего полностью сгорает под воздействием высокой температуры (от 900 до 1100 °C).

📌 Стандартная процедура кремации состоит из этапов:

  1. Доставка гроба с телом покойного в специально оборудованный зал крематория.
  2. Отпевание (если этого не сделали до доставки в крематорий).
  3. Церемония прощания с покойным.
  4. Перемещение гроба в транзитное помещение (большинство крематориев имеют автоматические транспортеры).
  5. Сжигание гроба в кремационной печи (в зависимости от характеристик и конструкции крематория, время полного сгорания занимает от полутора до двух часов).
  6. Извлечение праха усопшего, запайка его в специальную металлическую капсулу (объем праха взрослого человека со средним телосложением занимает от 0,002 до 0,0025 м³).

Капсула с прахом хранится в крематории до 12 месяцев, затем (при ее невостребованности) подлежит захоронению в общем колумбарии.

Близкие покойного забирают прах прямо в капсуле либо покупают в магазине ритуальных товаров урну и просят сотрудников крематория переложить прах в нее.

Дальнейшие действия близких покойного соответствуют его предсмертной воле – прах хоронят (в могиле или колумбарии) или развеивают.

По христианскому обычаю любые останки умершего человека должны быть преданы земле. При захоронении урны присутствие священника не потребуется. На месте захоронения нужно ставят надгробный памятник или крест.

Как относиться к аборту по медицинским показаниям. Священник Георгий Городенцев

Мне, как священнику, был задан такой вопрос: «Как Церковь относится к аборту по медицинским показаниям? Дело в том, что я врач-гинеколог и на моей практике были случаи, когда роды запрещены. Так, например, когда известно, что женщина не перенесет родов или при некоторых онкологических заболеваниях-патологиях, неправильном формировании плода (когда ясно, что плод не выживет). Что Православная Церковь говорит об этом, и является ли это абортом в полной мере, и соответственно, тяжким грехом»? На этот вопрос я дал ответ, который, думаю, полезно опубликовать.

Аборт – это убийство ребенка собственном матерью еще во чреве, т.е. чудовищное преступление. Все перечисленные вами медицинские случаи вполне попадают под это определение. Поэтому данное преступление остается чудовищным преступлением несмотря на те или иные медицинские показатели. Это общий ответ на ваш вопрос.

Теперь поочередно разберем вашу сомнительную аргументацию в пользу абортов, из коей явно торчат рожки корпоративного интереса. Вот, например, вы утверждаете, что аборт надо делать «когда плод не выживет». Но ведь в случае аборта он наверняка не выживет! А что касается предварительных медицинских данных по этому поводу, то они вполне могут быть и ошибочными. Довольно часто бывает так, что ребенок, который ошибочно был приговорен врачами к смерти или увечью, рождается вполне здоровый.

У меня, к примеру, был такой случай, когда одна моя прихожанка, будучи беременной, пришла ко мне вся в слезах, ибо гинекологи сказали ей, что ее будущий ребенок будет инвалидом и вообще скоро умрет. Поэтому, мол, надо делать аборт. Я ее успокоил, благословил на роды. Теперь этот мальчик уже юноша, мой крестник. А она после него родила еще одного вполне здорового ребенка.

И потом, даже если рождается инвалид, который недолго будет жить, для православных матери и отца он также их дитя; он человек – образ и подобие Божие, который имеет право на эту, земную жизнь (пусть она будет и короткой), а также имеет право на жизнь вечную. Коей, как это ни странно выглядит, ему достичь гораздо легче, чем здоровому ребенку, который проживет долгую жизнь.

Ибо в течение своей длинной жизни таковой, столкнувшись со множеством соблазнов и искушений, легко может погубить свою душу. А душа тяжело больного младенца после его смерти идет в рай, лишь бы за его короткую жизни родители или родственники успели бы его крестить в Православной Церкви. И ничего удивительного в такой кажущейся легкости войти в Царство Небесное нет: Господь воздает таковому преждевременно умершему младенцу за утерянную им земную жизнь и утерянные земные блага, воздает ему небесной жизнью и небесными благами. Так что не надо (в том числе и врачам) презирать сих младенцев и обрекать их на смерть телесную и духовную абортами из-за их телесных недостатков, ибо таковых, как сказал Господь, – Царство Небесное.

А ведь душа абортированного ребенка (что бы там не говорили некоторые) идет в ад, поскольку он не крещен, и крещение над ним произвести невозможно. Вот и сравните разницу между адом для абортированного младенца и раем для дитя, сохраненного матерью, даже если он и действительно родится инвалидом и скоро умрет! Так что, как видите, с позиций Церкви и духовной жизни все это выглядит иначе, чем у некоторых современных врачей.

Теперь несколько слов о другом вашем сомнительном аргументе, о том, что роды по медицинским показателям могут угрожать здоровью матери и даже ее жизни. И здесь все далеко не так однозначно, как утверждает медицина. Ибо в таком случае перед женщиной возникает нравственная дилемма: идти на риск и рожать, или, совершив тяжкий грех, убив дитя во чреве, возможно, «остаться живой и здоровой».

Верующие, православные женщины гораздо чаще решаются на первое, т.е. на такие рискованные роды. И очень часто все для них заканчивается благополучно, ибо сие деторождение совершается с верой и молитвой, коими компенсируются телесные недостатки.

А что касается болезней беременности и деторождения, то медицине не надо и чрезмерно драматизировать эти моменты как нечто совершенно недопустимое – ведь это естественное состояние любой женщины-будущей матери. Ибо всему женскому роду в лице праматери Еве, после ее грехопадения, Господь сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3,16).

Но Тот же Господь в утешение женщине сказал об этом и другое: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16,21). И вот, чтобы получить эту необыкновенную радость настоящая женщина-мать, особенно женщина-христианка идет на болезни, скорби деторождения и даже на риск даже собственной смерти! И таким образом спасает свое дитя и собственную душу, ибо, как говорит апостол Павел, «жена. спасется через чадородие, если пребудет в вере и в любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2,15).

И потом, аборт – это что, некая «исцеляющая» операция?! Наверно, далеко не всегда; очень часто аборты приводят в болезням и даже смерти женщин, возможно, даже чаще, чем роды. Ибо последние – естественное дело, а аборт – противоестественное.

Но это все предыдущее написано в предположении, что медики, обрекающие женщин на аборт по медицинским показателям, – люди добросовестные. А разве это всегда так?! Разве нет сейчас разных сил и фондов, часто зарубежного происхождения, которые из тех или иных целей специально поощряют у нас аборты, в частности, финансируя абортарии и их апологетов, в коих своим вопросом, вольно или невольно, вписались и вы?! Причем, цели этих деятелей крайне недоброкачественные: здесь и желание сократить «неполноценное» (с точки зрения некоторых фактически фашиствующих лиц) население; и желание получить ценный (в денежном отношении), как они говорят, «абортивный материал», т.е. останки несчастных убиенных младенцем, а чаще то и другое

Читайте также:  Грех гнева: значение в православии, борьба и избавление, причины и опасность, виды, молитвы
Ссылка на основную публикацию