Православие и Дед Мороз: хорошо ли верить или нет, отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

Читайте также:  Рецепты кухни на Рождество Христово: традиционные блюда и меню праздничного стола

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Надо ли верить снам? Священник отвечает на вопрос подростка

В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

Как можно различить смысл снов? Один священник сказал, что сны от лукавого, а как же тогда сны святых старцев?

Для начала давайте поймем, о чем мы вообще говорим, обсуждая сны. С точки зрения науки, сон — это особое состояние человеческого организма, когда его некоторые отделы мозга отдыхают, а некоторые работают, но, так сказать, в другом режиме. Когда мы спим, мы не перестаем думать, не перестаем вспоминать, но делаем это иначе, чем когда бодрствуем. Подробнее можно об этом прочитать в медицинской и биологической литературе, но все это я говорю к тому, что ничего мистического в сне нет — он объясняется вполне естественными причинами.

Но гораздо важнее поговорить о том, как относиться к снам с духовной точки зрения. Потому что всё, происходящее с человеком, спит ли он или бодрствует, имеет отношение к его духовной жизни. И вот тут есть большая опасность, о которой нужно знать: опасность придать своим снам те духовные смыслы, которых там чаще всего нет.

Да, мы знаем из Библии, что Бог может посылать человеку особые сны, пророческие. Например, в Ветхом Завете мы читаем о снах Иосифа Прекрасного и его отца Иакова, в Новом Завете Иосиф Обручник, муж Пресвятой Девы Марии, получил во снах откровение, как поступить с ней, а затем и с Богомладенцем: как ему их охранять и беречь. Также мы знаем из церковного Предания, что и злые духи, то есть бесы, могут насылать человеку искусительные сны, чтобы навредить его душе.

Но и то, и другое бывает крайне редко, с людьми святой жизни, а в подавляющем большинстве случаев наши сны — это просто сны, имеющие естественное происхождение. Если мы их запоминаем, то не надо искать в них какие-то сигналы свыше или, наоборот, «сниже». Даже если благодаря таким снам мы что-то видим по-новому, находим решение каких-то казавшихся неразрешимыми задач (как, например, Дмитрий Иванович Менделеев, придумавший во сне свою периодическую таблицу химических элементов) — все равно это происходит благодаря нам самим. Нет тут никакой сверхъестественной составляющей.

Если же мы будем ждать каких-то мистических откровений во сне, это может кончиться очень печально. Это называется «прелесть» (проверочное слово — «лесть», то есть лукавый обман). В православном Предании описаны случаи, когда святые подвижники видели во сне или в видениях светлых ангелов, предлагавших поклониться им, обещавшим огромные духовные дары, аудиенцию с Богом, и так далее. Если подвижник принимал все это за чистую монету, то мог погинуть духовно. Если же ему хватало трезвости и смирения перекреститься и воззвать к Господу, «ангелы» тут же принимали свой подлинный облик, поскольку то были замаскировавшиеся бесы.

Если мы считаем, что в наши сны действительно приходят Бог, Богородица, ангелы, или же, напротив, злые духи — то не слишком ли мы о себе возомнили?

Те подвижники, о которых я только что говорил, были людьми огромной духовной силы, они двигались к святости, а потому и представляли особый интерес для бесов, мечтавших их погубить. Мы, обычные в духовном отношении люди, не настолько им интересны, чтобы они к нам во сны ходили. Они считают, что мы, с нашими постоянными мелкими грешками, и без того их законная добыча.

Если же с тобой и впрямь случилось такое редчайшее событие (а лучше сказать, чудо), что Бог послал тебе некое откровение во сне — то, проснувшись, ты не станешь сомневаться. У тебя будет глубочайшая внутренняя уверенность, что сон — от Бога. Но вот мне таких снов не снилось.

Что же касается того священника, сказавшего, что сны от лукавого — батюшка, скорее всего, имел в виду не то, что все сны обязательно «насылаются» бесами, а то же, что говорю и я: не надо придавать своим снам какое-то значение, видеть в них намеки и указания свыше. Приснилось — ну и приснилось, живем дальше.

Вопросы об интересном и познавательном

Вопросы священнику об интересном и познавательном

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Перед Вами рубрика вопросов-ответов на весьма интересные темы, в которых священники рассказывают о жизни на том свете, о космосе, мистике и многом другом.

ИНТЕРЕСНОЕ

О ЖИЗНИ НА ТОМ СВЕТЕ

ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС

ЦЕРКОВЬ И МИСТИКА

РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожий материал:

Здравствуйте
Батюшка меня интересует такой вопрос ? Могут просфорки церковные дома покрываться плесенью ,у меня такое стало как поменяла жилье ,а до этого никогда не покрывались плесенью просто высыхали и все и оставались свежими . Спасибо за ответ !

Здравствуйте, Елена!
Просфоры, как и другой хлебобулочный продукт, может покрываться плесенью. Особенно в тех помещениях, где влажность повышена или в закрытом пакете без возможности просушиться.
Это конечно плохо, когда просфора плесневеет. Правильно было бы нарезать на кусочки, если вы сразу не употребляете, и высушить. А если все же все испортились, то их надо, как и любую святыню, сжечь или же выбросить в чистую проточную речку. А на исповеди покаяться в этом.
С Богом!

Здравствуйте батюшка! Меня волнует вот такой вопрос.Много читала о старцах на Афоне, о последних временах.О ужас . Ведь все, что говорится происходит сейчас.Афонских монахов изгоняют с Афона, они страдают за веру Христову.На Украине что творится, спаси и сохрани Господь всех православных христиан.У меня болит сердце за людей, что им приходится выдержать.А мы зная, о пророчествах, оформляем СНИЛС иИНН, а новые паспорта со встроенным чипом.Зарплатные карты определяющие личность по сетчатке глаза.Не это ли дьявольская печать?А что сейчас творится с людьми? Люди стали, как зомбированные.Какой же ужас! Что делать?Куда бежать с детьми?

Здравствуй, Екатерина!
Вы так пишите, что мне самому стало страшно – надо уходить в пещеры. Но это всего лишь хорошая уловка дьявола! Такого рода настроения парили в воздухе всех времен и народов, даже в первые времена христианства, ведь Господь говорил: «приблизилось Царство Небесное». Но кроме смущения, уныния и страха людям это ничего не принесло. Поддаваясь этой злой шутке нечистого, человек забывает о самом главном – спасении своей души, которое и есть бдительная, трезвая жизнь в покаянии, в борьбе со своими грехами и страстями и стремлении ко всем добродетелям, высшей из которых есть любовь к Богу и ближним. Эта суета и страхи сбивают с толку человека и вряд ли мы сможем сделать что-то доброе и вряд ли даже сумеем распознать, где есть Бог.
Что в душе христианина должно гореть, чтобы действительно считаться верным Христу? Вера… А где же наша вера, если мы не уповаем на Господа, не доверяем ему всю свою жизнь, возглашая на Литургии: «…и весь живот наш Христу Богу предадим». Господь всегда с нами, всегда поможет по нашей вере.
Конечно, никто не отрицает, все медленно идет к концу. Но в то же время так было всегда. Господь говорит: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Мк.13:33. Только Господь знает, нам же всегда надо быть готовым, а подготовка это не пещеры или еще какие потаенные места, быть готовым значит жить по заповедям, бороться со страстями, и жить в Церкви. Кто на Бога уповает, тому Господь откроет, когда и куда бежать.
С Богом!

Добрый день! Скажите пожалуйста, можно ли подавать записочки на Литургию через кого-то, если сам не присутствуешь на службе? Спаси Господи!

Людмила, здравствуйте!
Да, конечно, Вы можете передавать записочки в Храм. У нас на сайте, на странице Записки в Храм, есть такая возможность.
И все же, при любой возможности, нужно стараться ежевоскресно посещать храм Божий.
Храни Вас Господи!

Здравствуйте, батюшка! У меня вот такой вопрос. Когда мы подаем записочки на Литургию о здравии, можно ли в них писать имена родственников, которые крещенные, но редко ходят в Храм. Мне сказали, что их только можно писать в записочках, которые мы подаем на Молебен, так ли это? Спаси Вас Господи!

Здравствуйте, Людмила!
Правильно будет обязательно подавать за таких родственников записочку в алтарь, и еще самим молиться за них в храме на литургии и дома. За кого же тогда молиться? Многие, которые приходят в храм, ничем не отличаются от тех, кто в храм не ходит.
С Богом!

Спаси, Вас, Господи!

Батюшка, добрый день!
Помогите пожалуйста разобраться, я родилась 4 января, зовут меня Ирина, когда правильно почитать день моего ангела? посмотрела в интернете, много дат нашла.
Спаси Господи!

Здравствуйте, Ирина!
Вам можно выбрать в покровители любого святого, носящего то же самое имя. Возможно, у Вас есть духовно близкая Вам святая Ирина, к которой Вы прежде обращались в молитвах, получали помощь, утешение. Можно выбрать день памяти этого святого. Но по давней традиции, принято определять своего покровителя по церковному календарю. Для этого надо найти день памяти соименитого с Вами святого, то есть, ближайший после дня Вашего рождения. Это и будут Ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет Вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для Вас эти даты станут «малыми именинами».
С Богом!

скажите, можно ли просить Бога выиграть в лотерею, если например нужно свое жилье, а взять деньги вообще неоткуда? спасибо

Руслан, здравствуйте!
Вы можете пройти на страницу сайта, в которой был затронут как раз Ваш вопрос: Грех ли играть в лотерею? Хочу заработать детям на жилье
Храни Вас Господи!

Здравствуйте, Батюшка! В Рождественский пост идя на работу увидела на улице иконку «Спас Нерукотворный» маленькую(такие обычно носят с собой). Сначала прошла мимо. Но потом пришли мысли что дворники в этом дворе мусульмане и могут ее выбросить в мусорку.Вернулась подняла и оставила себе. Вопрос такой: может быть мне стоит ее стоит освятить в Храме?

Здравствуйте, Елена! Христос Воскресе!
Очень хорошо, что Вы подобрали эту святыню и правильно будет если Вы отнесете в храм, чтобы ее освятить.
С Богом!

Воистину Воскресе! Спаси Вас Господи!

Здравствуйте Батюшка,у меня такой вопрос:При заключении брака,мы с мужем сделали кольца на заказ, они разные, муж сделал то кольцо, которое ему понравилось, я сделала другое,и на своем сделала гравировку «Господи ,помилуй мя грешную» ,потом мы венчались с этими же кольцами,т к я тогда была в положении кольцо мне было как раз, сейчас я родила и оно мне мало, чтобы его увеличить, там целая проблема и надпись нужно убирать и еще что то,и я не знаю что мне делать, ждать когда оно мне будет как раз, или увеличить его и заново надпись написать ,или вообще сделать другое новое, например как у мужа, но там надпись уже сделаешь, т к кольцо не простое. Может, я конечно, слишком большое значение этому придаю, и дело не кольце совсем, но мы ведь венчанные,как мне быть, подскажите? Спасибо

Здравствуйте, Виктория!
Нельзя так сильно зацикливаться на внешних вещах. Люди живут без колец вообще, и живут счастливо. Главное — сохранять мир в семье. Ничего страшного не произойдет, если Вы увеличите свое кольцо. А надпись на кольце Вам зачем? Ведь не она нас сохраняет, а вера в Бога. Хорошо, когда молитва на устах, а не где-нибудь написанная, о которой все забывают.
С Богом!

Здравствуйте,батюшка.Скажите существует ли понятие судьба человека,мне недавно 1 воцерковленный человек (моя знакомая) сказала ,что нет понятия судьбы ни у кого,что Бог не планирует жизнь нашу и если случаются несчастные случаи,то это всего лишь совпадения. И еще .что душа смертна,она сказала,по смерти человека ,душа умирает с ним,нет рая и ада,никуда душа не отлетает,она все трактует по Библии,ведь там же не указано про судьбу и душу,так ли это?Я не верю всему этому. Верю,что есть у каждого своя судьба и после смерти,душа идет на суд Божий и там решает уже Господь куда ей.Пожалуйста,помогите разобраться.

Здравствуйте, Татьяна!
Конечно же, ее слова совсем далеки от православного учения. В Библии неоднократно говориться о событиях, в которых описывается участь души. Самое главное, что все души в Ветхом Завете попадали в ад, и только по воскресение Христа души праведников наследовали Царство Небесное.
Ничего просто так не бывает, во всем есть воля Божья, но человек не робот. Господь создал человека со свободной волей, и человек сам выбирает, жить ему в добре или во зле. Поэтому судьбу свою человек сам себе строит. Если человек свою волю вверяет в руки Божии, то Господь ведет его. Читайте больше святых отцов.
С Богом!

Здравствуйте! Я смотрела в окно в Крещенскую ночь, было часа 2 — 3 ночи. Прямо перед моим окном горела яркая звезда, ярче всех остальных. Раньше ее никогда не было, и на следующий день тоже. Это точно не искусственный спутник, потому что они быстро исчезают из поля зрения. Ничего в голову не пришло, кроме как прочитать несколько раз краткую Иисусову молитву. Расскажите, пожалуйста, что это могла быть? Я правильно поступила? Мне показалось, что это что-то от Господа, ощущение непонятное, но приятное и спокойное.

Здравствуйте, Валерия!
Мы не знаем, что было Вам за явление, но одно знаем точно, надо своей жизнью угождать Господу Богу, жить по Заповедям Господним.
Тогда Господь благословит нас и всегда будет рядом!

Батюшка добрый день! Я привезла себе из Иерусалима красные нити и вифлиемскую звезду на шею ее освятила в храме рождества для женского счастья. . Сейчас почитала, что их нельзя носить, подскажите правда ли это?
Большое спасибо за разъяснения!

Здравствуйте, Ирина!
Мне мало что известно о красной нити из Иерусалима. Но в любом случае, как святыню не принимал бы. У нас, у православных, на груди должен висеть только крест, как символ веры и благодати. Как какая-то нить может принести счастье? Только вера в Бога, соблюдение Его заповедей, Святое Причастие дают человеку благодать.
С Богом!

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, можно ли в день своего рождения идти на поминки (9дней)?

Здравствуйте, Юлия!
Да, можно.
С Богом!

Здравствуйте! Подарили подрясник(прислуживаю в храме), но благословения на его ношения пока нет. Могу ли я ,пока не получено благословение, одевать подрясник у себя дома? Спасибо

Здравствуйте, Евгений!
Нет, Вам без благословения нельзя одевать подрясник нигде, даже дома.
С Богом!

Мир вам! Подскажите пожалуйста,говорят что можно крещенскую Воду добавлять в ванну,потом она уходит в канализацию это не грех?СПАСИ ГОСПОДИ!

Здравствуйте, Димитрий!
Не надо добавлять воду святую в ванну. Это не хорошо. Святую воду можно брызгать на себя, принимать во внутрь. Этого будет вполне достаточно.
С Богом!

Здравствуйте. Батюшка, а можно ли поминать усопших в Ильин день? С детства помню, что на 2 августа всегда ездили в кладбище и поминали умерших, теперь начала искать в интернете по этому вопросу что нибудь, го ничего не нашла

Здравствуйте, Анастасия!
Да, можно.
Храни Вас Бог!

Доброе утро, батюшка! Подскажите, пожалуйста, имеет ли какое-нибудь отношение к вере полнолуние? Простите за глупый вопрос. просто православная женщина говорит, что на до придерживаться разных правил во время полнолуния. Например, нельзя ничего выбрасывать, даже мусор.

Здравствуйте, Марина!
Нет, это неправда. Это все суеверие, грех.
К сожалению, не каждый, кто именует себя православным христианином, таковым именуется.
Храни Вас Бог!

Храни Вас Бог. Спасибо за ответ!

Во славу Божию!
Храни Вас Бог!

Батюшка,здравствуйте!У меня особенный вопрос к Вам.Купила лампадку,чтобы помолиться на могилке мамы.И не знаю,нужно ли её там оставлять,или можно забрать с собой,чтобы в следующее посещение опять помолиться.Люди рассказывают,что не слишком порядочные люди(да простит их Бог) их воруют.Как мне поступить батюшка?Спасибо.

Христос Воскресе!
Здравствуйте, Светлана!
Лампадку можно оставить, и можно взять с собой. В этом нет никакой разницы. Как Вам удобнее, так и поступайте.
С Богом!

Здравствуйте! В 6 лет я впервые летела с мамой на самолёте. Этот полёт мы оба помним до сих пор. Я видела на облаках белые дома с огромными золотыми крестами, не на каждом облаке. Но много было, я кричала»Мама! Смотри, дома, какие красивые»-, но она ничего не видела…кроме облаков. Это не могло быть фантазией, картинками из книг, жили мы в деревне, никуда не ходила, никаких впечатлений. До сих пор приятно вспомнить это!

Здравствуйте. 29 ноября ушла моя мамочка. Мне очень плохо без нее,я не знаю как жить без нее.Каждый день плачу,виню себя. Стала интересоваться о жизни после смерти. Скажите есть ли ТАМ жизнь и какая она. Просто мне снился сон : снится наш город в котором я живу,серый,грязный .И я спрашиваю: Мам,а там где ты сейчас,все такое же как и здесь? И голос мужской мне отвечает НЕТ, и меняется буквально на секунду картинка: домик…весь увитый цветами,такой красивый…весь и все в цветах,яркие,непередаваемые краски…И я проснулась.Это было буквально секунду..Скажите что это может быть? И есть ли жизнь ТАМ? Спасибо.

Здравствуйте, Галина!
Приносим Вам свои искренние соболезнования!
Советуем Вам ознакомиться с ответами священников, на тему: «Если ли жизнь на том свете»
Помоги Вам Бог!

Батющка, приветствую Вас. Меня волнует один вопрос- Я отправила Матроне письмо, но требуют пожертвование, а если я безработная и в кошельке 120 рублей, а у меня дочь, то мне Матрона не поможет и письмо мое не дойдет до адресата? Спасибо

Здравствуйте, Ирина!
Если Вы подавали письмо на нашем сайте, то на странице Письмо св. Матроне ясно прописано, что пожертвование добровольное. То есть, если у Вас есть возможность, вносите, если нет — подавайте записку без пожертвования. Редактор Татиана также её отвезет.
А святая Матрона будет нас слышать лучше, если мы будет жить воцерковленной жизнью. А это означает ежевоскресное посещение храма, а также один раз в 2-3 недели нужно исповедываться и причащаться.
С Богом!

Читайте также:  Смертные грехи в православии: список по порядку и борьба с каждым из них

Официальное мнение Церкви: что это, и когда оно высказывается?

08.02.13, 10:42

Разницу между позицией Церкви и мнением отдельного священника пояснил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда в программе Ксении Собчак на телеканале «Дождь»

«В Церкви считают…» – за этой фразой в СМИ может скрываться что угодно. Цитата из постановления Собора, заявления Патриарха, интервью председателя синодального отдела или записи блога сельского священника. Далее может следовать любое предложение: от социальной программы до отношения к фасонам одежды, от захоронения Ленина до канонизации Сталина. Возникает шум в СМИ, волна публикаций и перепостов в социальных сетях. Часто результатом оказывается скандал вокруг Церкви и обвинение ее в очередном «засилье» и «мракобесии».

Что такое «официальная позиция Церкви», 7 февраля в программе «Собчак живьем» рассказал тот, кому эти пожары по долгу службы приходится гасить, глава СИНФО Владимир Легойда.

Не далее как позавчера он многократно пояснял, что заявление Всемирного Русского Народного Собора, формально возглавляемого Патриархом Кириллом, в поддержку переименования Волгограда в Сталинград на шесть дней в году, это заявление общественной организации, в которую входят не только православные, но и мусульмане, и буддисты, а не Церкви и Патриарха.

Публикуем подборку цитат из передачи:

Официальная позиция Церкви высказывается редко

«Официальная позиция Церкви выражается по ограниченному кругу вопросов, совершенно определенным образом и не оставляет никаких двусмысленностей. Если Патриарху нужно что-то сказать, он говорит это прямо и не использует такие косвенные формы (как заявление ВРНС – ред.)».

«Я считаю, что пасторская позиция вообще (позиция Церкви всегда пасторская) избегает обострения ситуации, которая уже разделяет людей, и в случае, когда Церковь занимает какую-то одну позицию, она может способствовать еще большему разделению».

«Моя личная позиция состоит в том, что пастырь и пастырская позиция должна учитывать наличие разных точек зрения. И в ситуации, когда какой-то шаг, когда он звучит не от имени какого-то батюшки, а от лица всей Церкви, может вызвать дальнейшее обострение и жесткое столкновение разных, то пастырская мудрость заключается в том, чтобы этого не делать».

«Христианская догматика определяет узкую сферу, несогласие с которой позволяет утверждать, что человек не христианин. Вот если завтра кто-нибудь выступит и скажет, что Иисус Христос – не Бог, то, уверяю вас, будет выражена четкая и ясная позиция Русской Православной Церкви, в которой будет сказано, что мы с этим не согласны. Проблема русской политики с моей точки зрения заключается в том, что мы пытаемся решать в политической плоскости все проблемы, включая проблемы добра и зла. Пока мы будем решать в политической плоскости проблемы добра и зла, мы не консолидируем общество никогда»

Позиция Церкви – не позиция корпорации или политической силы

«У Церкви нет идеологической программы. Церковь – это место, где у Чаши встречаются люди с разными политическими позициями. Это не мешает им быть христианами»

«Позиция Церкви — не корпорации, не политической силы, которая должна обозначит свой интерес и свои взгляды на те или иные процессы — позиция Церкви заключается в том, что у нас 90 детских домов в Церкви, что мы говорим о проблемах с государством, которые у нас в этой сфере есть. Что патриарх на Рождество обратился к нашим гражданам и попросил их усыновлять детей — вот это позиция Церкви. Если бы мы были политической партией, мы бы вышли на одну из площадей, можно на какую-нибудь третью площадь, понимаете».

«Знаете, любопытный момент, вот все говорят: слушайте, у вас такой бренд, почему вы не можете мощно двинуться? Почему вы не можете всех заткнуть? Представляете? Завтра я выхожу, говорю: все молчат! Говорит только Легойда! Именно потому, что мы не корпорация, именно потому нас объединяет не позиция по поводу рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» или там отношение к Федору Михайловичу Достоевскому, Пушкину, или Льву Николаевичу Толстому, а нечто принципиально иное».

Репутация Церкви и поведение священников

«Еще в конце IV или начале V века, Августин сказал, что поведение священников и христиан, плохое поведение, которые было, кстати сказать, и в III веке, и в IV, влияет на авторитет Церкви, но не влияет на ее истину. Вот это очень важно всем понимать – критикам церкви, ее защитникам и так далее. Я не говорю, что авторитет это неважно…»

90% сообщений в СМИ не связаны с религией

«В последнее время, вот вы говорите — много интереса к религии и так далее, я абсолютно убежден, говорю это с полной ответственностью, что 90% информационных сообщений, фильмов, чего угодно, выходящих сегодня в эфир, в самом широком смысле слова — от печатного до телевизионного, никакого отношения к содержанию религиозной жизни вообще и православной в частности, не имеют. Никакого!»

Что говорит о высказываниях священников в СМИ Патриарх?

Напомним, что в 2012 году Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался об ответственности священников за высказывания в СМИ и о разнице между мнением священника и мнением Церкви.

Так на пастырской трапезе в Храме Христа Спасителя перед молитвенным стоянием в защиту Церкви 22 апреля Предстоятель призвал священников не участвовать в ток-шоу: «То, что совершаем мы в общественном пространстве, как, впрочем, и в любом другом, мы должны основывать на молитве и сверять с опытом святых отцов, подвижников, молитвенников, с неизменяемым и одновременно вечно юным наследием Церкви. И сегодняшний наш ответ хулителям, клеветникам, лжецам — это не тот ответ, который хлестко звучит в Интернете, или на страницах прессы, или в так называемых ток-шоу, природа которых именно в том, чтобы развлекать людей. Эти обсуждения часто превращаются в обсуждение трагических судеб людей, ярмарку тщеславия, когда участники шоу соревнуются друг с другом, желая завоевать симпатии зрителей».

31 октября на закрытии фестиваля православных СМИ «Вера и слово» Патриарх также подчеркнул, что эпатирующие высказывания недопустимы для священнослужителя: «Наше дело – свидетельствовать, жизнью и словом своим, жертвенными делами. Наше дело – ходить по больницам и приютам, заниматься с бездомными, наркоманами, алкоголиками, с безбожниками нашими, которые мечутся, сами до сих пор не могут понять, где они, во что они верят и во что не верят. Наше дело — молодежь спасать… Конечно, такого рода работа приносит меньше пиара, ниже рейтинги публичности. Не нужно за этими рейтингами публичности гнаться. Это не наше дело, это все очень греховно».

И в докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 28 декабря Святейший Патриарх также говорил об отношении Церкви и СМИ: «В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу. Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций. Несомненно, что ряд СМИ прибегает к использованию недостоверной, заведомо ложной информации, практикует технику информационных вбросов. Эти методы, характерные для информационных войн, подчас используются и против Церкви. Церковь учит людей праведной жизни, и мы, ее члены, как я уже сказал, призваны быть примером для неверующих и маловерующих не только в словах, но и делах. Тогда мы выиграем любую информационную войну, не вступая в нее».

Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Отношение православия к астрологии

Основные причины негативного отношения православия к астрологии были сформулированы в разделах “Истинный механизм астрологии” и “Добро и зло в астрологии или что такое астропсихология”. В этом разделе подведем итог и завершим разговор на тему христианства и астрологии.

Православная Церковь, в течение двадцати столетий с момента своего основания, рассматривала астрологию как отрасль магии и колдовства, предостерегая своих чад от увлечения ими. Такой взгляд не является ошибочным или преувеличенным, что подтверждается, в том числе, и словами самих астрологов.

Отношение православия к астрологии и другим оккультным практикам основывается на Священном Писании, постановлениях Соборов и творениях святых Отцов. Но перед тем как показать его, стоит привести несколько цитат, отражающих взгляд астрологов на христианство.

“Как писал Антоний Сторр: “Ужасающие и примитивные аспекты души остаются ужасающими и примитивными, если они не соединены с целым и, следовательно, не соединены с другими людьми. Демон остается демоническим, если он отделен от божественного, из которого он берет свое происхождение”. К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение. Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога”. (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии)

“Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти”. (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

“Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния”. (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

Еще раз о связи астрологии с магией или колдовством:

“Исторически астрология является ответвлением древней магии, то есть представляет собой эзотерическую доктрину дохристианской эпохи”. (К. Сельчонок. Астропсихология)

Высказывания в подобном ключе, не являются чем-то необычным для астрологов и свойственны не только упомянутым авторам.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

“Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени. ” (Ис. 47, 12-14).

“И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли”.(Иер.27, 9-10)

“Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся” (Иер. 10, 2).

“. К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш” (Левит 19, 31).

“. И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела”. (Втор.4, 19-20)

“. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой” (Втор. 18, 10–14).

В Новом Завете отношение к чародеям не изменилось:

“Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют” (Гал. 5. 19-21).

“Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду” (Откр. 22, 14,15).

Соборные постановления и правила

72-е правило св. Василия Великого: “Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца”.

36-е правило Лаодикийского собора: “Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви.”

24-е правило Анкирского собора: “Волхвующие и последующие языческим обычаям или вводящие неких в дома свои, ради изыскания волшебств или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три года припадания и два года молитв без приобщения Святых Тайн”.

61-е правило Шестого Вселенского собора: “Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2 Кор. 6:14–16)”.

Выдержка из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества.

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Иногда астрологи высказывают недовольство, возмущаясь, что Церковь берет на себя смелость что-то запрещать. Но дело в том, что приведенные постановления относятся к православным христианам, т.е. к тем, кто участвует в таинствах и жизни Церкви. Им она запрещает заниматься оккультизмом, в том числе и астрологией, поскольку должна ограждать своих чад от всего, отлучающего от Бога и лишающего Царствия Небесного. Самим же оккультистам Церковь ничего не может запретить, поскольку они находятся вне ее.

Святые Отцы и учителя Церкви об астрологии

Святые Отцы и учителя Церкви с первых веков христианства предостерегали о гибельности для души увлечения астрологией.

Одно из ранних упоминаний астрологии находим в Дидахе или “Учении двенадцати апостолов” – памятнике первого века, читавшемся в древности за богослужением наравне со Священным Писанием: “Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение”.

Тертулиан: “Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого. Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны” (Об идолах).

Татиан в “Речи против эллинов” пишет: “Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы. демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей”. (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: “Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника”. (О звездочетах)

Святитель Василий Великий: “. всякий кто допускает влияние дня рождения, чтит необходимость, судьбу и рок и, утверждая это, сколько может, отвлекает людей от веры в Бога и от благочестия, тот дела вавилонян именует славными. Ибо астрология есть изобретение халдеев, которые говорят, что существующее зависит само от себя, а не от Бога, и, подчиняя события течению звезд, изгоняют Промысл, управляющий делами человеческими, так что молитва и благочестие не имеют никакой силы. “

Преподобный Антоний Великий: “Если добрые и злые дела начинаются не от нас, не нашим действием, но понуждаемы рождением, то почему законодатели устанавливают, что по воле, а что не по воле. И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд. Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но [тем самым] и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели. Так что воля каждого возносит доброе и злое; а не необходимость или случай, или расположение звезд. Не были бы поставлены нам в вину наши согрешения, если бы мы поступали так или иначе по причине звездного искусства”.

Святитель Иоанн Златоуст: “Замечай мудрость Творца, замечай силу. Бог положил светила на небе, чтобы они светили над землею. И для знамений, говорится, и времен, и дней, и годов (ст. 14). Что значит: для знамений? Астрологи своими гаданиями, не имеющими никакого основания в действительности, доказали тщетность своих надежд на астрологию. Что по звездам нельзя ничего определить относительно жизни человеческой, об этом свидетельствует Исаия, говоря: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и видящие знамения и скажут, что должно приключиться тебе (Ис.47:13). Относительно жизни человеческой небо не дает никаких указаний. Хочешь знать, какие знамения оно дает? Оно указывает на дожди, ветры, непогоду и ведро (ясное небо – прим. ред.). Такие явления звезды показывают, — и это по человеколюбию Божию, чтобы мореплаватель, видя знамение, избегал опасности, чтобы земледелец, зная время наступления зимы, заблаговременно обрабатывал землю”.

Преподобный Иоанн Дамаскин: “Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звёзд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз всё ведётся и влечётся необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях”.

Преподобный Максим Грек: “Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!”

Современная астрология претерпела ряд изменений по сравнению с древней и представленные цитаты кому-то могут показаться неактуальными, но это не так. Святые Отцы критикуют астрологию за то, что она, наделяя человека отрицательными качествами, лишает его свободы, делая звезды и планеты, а через них и Бога, виновниками зла. Сейчас астрологи говорят, что расположение светил во время рождения не делает человека добрым или злым, а только показывает, какой он, как циферблат часов показывает время, но не создает его. Однако это не меняет сути: астрология до сих пор признает насильственное наделение человека теми или иными моральными свойствами. Этим она лишает его нравственной свободы и клевещет на Творца, Который будто бы создает одних добрыми, а других “полными ненависти, жестокими, мстительными, неблагодарными, ленивыми, скупыми, коварными”. Не говоря уже о том, что, по мнению ряда астрологов, человек должен “быть своей картой”, т.е. сознательно приобретать качества, содержащиеся в ней, включая негативные. Астрологов это не смущает, поскольку у них свой взгляд на то, что является негативным, а что нет. Как сказал Радьяр, “ничего в карте не должно рассматриваться как плохое или вредное”. Кроме того, сколько бы ни эволюционировала астрология и не удалялась от существовавшего в древности обожествления планет, сколько бы ни прикрывалась психологией, она не перестает быть оккультной практикой, способом общения человека с падшими духами.

Некоторые астрологи не останавливаются говорить, что астрология помогает человеку узнать волю Божию. Такую мысль нужно признать совершенно ложной, и не только в связи с приведенными цитатами. Чтобы узнать волю Божию не нужно далеко идти, поскольку она уже возвещена самим Богом и содержится в Евангелии. Воля Божия заключается в том, чтобы люди верили в Бога не произвольно, а как Он сам открыл верить, соблюдали Его заповеди, а в чем оступились – каялись и исправлялись. Если человек составил искаженные представления о Боге и заповедях, не считает нужным узнать их, грубо нарушает заповеди, даже не понимая того, какую еще “волю Божию” он хочет узнать у астролога? Это все равно, что, имея рак, лечить кашель – один из его симптомов. В свете сказанного следует знать, что обращающийся к астрологу не только не узнает от него волю Божию, но и грубо нарушит ее, прибегнув за помощью к силам, враждующим против Бога.

Для православного человека увлечение астрологией является грехом, степень которого зависит от его вовлеченности в эту практику. Если он просто верит в “желтую” астрологию, широко представленную в СМИ, это будет суеверием, как и вера в приметы, что является препятствием на пути духовной жизни. Человек должен не только верить в Бога, но и верить Богу, доверять Ему. Любые суеверия похищают в большей или меньшей степени это доверие, переносят его на предмет своей суетной веры и, таким образом, исключают Бога из жизни человека, уничтожают деятельную веру в Него, оставляя сухое рассудочное признание Его бытия, которое есть и у демонов. Если же кто дойдет по посещения астролога, это будет равносильно обращению к колдуну и тяжким грехом, относимым к разряду смертных, как умерщвляющих душу для Бога и разлучающих согрешившего с Божественной благодатью до тех пор, пока он не принесет покаяние и не вернется на путь Божий.

Правда о деятельности РПЦ, которую должен знать каждый

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Итак по плодам их узна́ете их.

Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Евангелие от Матфея 7, 20-23

Предлагаю Вашему вниманию весьма интересную публикацию, в которой содержатся уникальные фотографии одного крайне важного документа. С этим документом необходимо ознакомиться каждому патриоту России.

Как РПЦ захватывает Тамбов

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Фото: Тамбовская епархия

Очень несладко живется Тамбовской епархии. Настолько несладко, что митрополит Тамбовский Феодосий даже решил написать губернатору Тамбовской области письмо. Спасибо, что передали нам два новых монастыря, говорит митрополит, только вот проблем нерешенных у нас еще остался огромный список. А обнаглевшие городские власти помогать не хотят, не воспринимают нас всерьез. И дальше увлекательный список просьб из 26 пунктов. Наслаждайтесь 😉

Вице-губернатор Наталья Астафьева отреагировала на просьбы митрополита как верный член православной паствы.

«По каждой теме, упомянутой в обращении, необходимо назначить ответственных лиц, выработать наиболее оптимальный путь решения, разработать план совместных действий. Системный подход с учетом бюджетных ресурсов, а также с привлечением спонсорских средств позволит в рамках церковно-государственного взаимодействия. сделать Тамбов и его окрестности лучше и красивее, позволит восстановить связь времен и поколений».

То есть некоторым жителям Тамбова уже можно потихоньку готовиться к тому, что дома, в которых они живут, и школы, в которых учатся их дети, у них отберет церковь во имя восстановления связи времен и поколений.

Когда я опубликовал одну из своих прошлых статей – «Вся правда о канонизации Николая II», были некоторые комментарии, о том, что я нападаю на РПЦ.

На самом деле никаких нападок на РПЦ в той статье не было: я просто изложил факты, из которых проистекали совершенно однозначные выводы. Только и всего. А если факты выглядят как нападки – то это лучшая характеристика тем, кто за эти факты ответственен.

То же самое касается фактов, изложенных в публикации Варламова (вне зависимости от отношения к самому Варламову). Факты – вещь упрямая. При такой деятельности РПЦ никаких нападок и дискредитации уже не надо.

Как к такой деятельности тамбовской епархии относиться? И только ли в Тамбове такое происходит? Увы, нет, такое происходит не только в Тамбове, такое происходит по всей стране. Исаакий, я полагаю, у всех на слуху.

Краткий экскурс в историю.

Некоторые могут спросить: как РПЦ дошла до жизни такой? Является ли такая деятельность общей политикой РПЦ или это «злоупотребление на местах»?

Ответ на многое дает речь патриарха Кирилла в 2013 году на 1025-летие крещения Руси, в которой он сказал, что 25 лет назад началось духовное возрождение России (кому интересно, могут прочитать об этом здесь).

Я думаю, все знают, что было тогда (то есть 25 лет назад от 2013 года) – горбачевская «перестройка». Для народа это было катастрофой, «перестройка» закончилась разрушением СССР. Почти 300 млн. людей лишились своей Родины – СССР. Резкое обнищание народа, кровавые конфликты и войны по местам, бандитизм и другие ужасы сопровождали распад СССР.

Но для кого война, для кого – мать родная. Для миллионов людей «перестройка» и распад СССР – великая трагедия и катастрофа, а для церкви – счастье и начало духовного возрождения России.

Назвав время «перестройки» началом духовного возрождения России патриарх Кирилл показал себя во всей красе. А поскольку ему никто из верховных иерархов РПЦ не возразил – получается, что РПЦ согласна с тем, что «перестройка» – это начало духовного возрождения России.

Как говорится, во истину по плодах их узнаете их. Это действительно очень важно узнать.

Огромные страдания принес народам распад СССР. Но на образовавшихся на месте СССР обломках Великой Державы к власти пришли жадные люди. Собственность, которая была достоянием всего народа – стала достоянием кучки богатеев, ограбивших народ.

И чью сторону приняла Церковь? Грабителей или ограбленных? Увы, грабителей. Это факт.

Более того, РПЦ не только стала на сторону грабителей – Церковь вместе с олигархами- кровопийцами стала рвать на куски истерзанную страну, вырывая куски пожирнее, пользуясь тем, что слабые разобщенные люди не могут защитить себя и свое имущество. Церковь продолжает грабить и обирать тех, кто уже ограблен и обобран.

«Слуги божьи» из РПЦ оказались рвачами, полностью лишенными совести, сочувствия и сострадания, как худшие из разбойников. И свои гнусные деяния РПЦ лицемерно пытается оправдать «службой богу», «исполнением воли божьей», «восстановлением исторической справедливости».

Что мы видим: руководство РПЦ купается в роскоши, в то самое время, как миллионы ограбленных людей находятся за чертой бедности, в нищете.

Кстати цена каждой из этих митр существенно превышает 100 тыс. рублей. Умножьте-ка, подсчитайте. И это только одни головные уборы…

Если бы эти «служители бога» действительно бы верили, что Иисус Христос придет судить живых и мертвых, ожидали бы воскресения мертвых и жизни будущего века, разве стали ли они столь дерзностно нарушать и попирать не только заповеди Божьи, но и элементарные человеческие приличия? Тем более, это касается тех, кто занимает высокие посты в церковной иерархии – ведь кому больше дано, с того больше и спросится.

То, что служители церкви творят свои подлые дела, прикрываясь именем Божьим, говорит, притом говорит совершенно однозначно об одном: сами служители РПЦ в Бога не верят, иначе бы не поступали так.

Об этом я уже писал в своей статье «Вся правда о канонизации Николая II» здесь.

Что ж, Библия дает четкий ответ об участи таких «слуг божьих».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Евангелие от Матфея (25, 41-46)

А давайте вспомним теперь, что делали проклинаемые РПЦ большевики, когда были у власти. Можно очень много говорить о тех благах, которые дали большевики народу, о тех благах, о которых народ в Российской империи не мог даже и мечтать.

Приведу только некоторые из них.

Это было действительно чудо: в СССР была ликвидирована безработица, ликвидирована нищета, каждый мог получить бесплатную медицинскую помощь, даже квартиры давались бесплатно.

И об этом тоже в Библии сказано:

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Евангелие от Матфея (25, 34-40)

И еще один немаловажный факт. Человека неграмотного, необразованного легче обмануть, легче сделать рабом, легче обобрать. Именно поэтому кровопийцы-эксплуататоры еще в Российской империи всячески противились народному образованию.

А что происходит с образованием сейчас? Страшная деградация сферы образование и все большее засилье попов в школах. Хищники во власти и церковные хищники действуют рука об руку, с обоюдной выгодой.

А как действовала Советская власть? Советскому государству нужны были образованные, разносторонне развитые люди, свободные Люди-Творцы. Поэтому образование, наука и культура взлетели в советское время на недосягаемую высоту, что до сих пор вызывает черную зависть и ненависть как у нынешней власти, так и у служителей РПЦ.

Без Меня не можете делать ничего!

Есть еще нечто крайне важное. В Библии приводятся слова Господа: «Без Меня не можете творить ничего!» (Ин. 15, 5)

И что же мы видим сейчас? Полнейшую разруху и деградацию везде: и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в науке и в образовании. А какова демографическая ситуация в России? Народ вымирает.

О чем это говорит? Да о том, что нет на нынешнюю власть и на нынешних служителей РПЦ Божьего благословения, поэтому все так деградирует и в таком страшном упадке находится. И никакие храмы, построенные на награбленное и отжатое, построенные ценой крови, слез и горя миллионов людей, милость Божью не заслужат.

А что было в СССР? Страна развивалась невиданными темпами, особенно в годы первых сталинских пятилеток. Такого быстрого, бурного роста промышленности не знала вся мировая история.

А через 12 лет после страшнейшей из войн СССР уже вывел в космос первый в мире искусственный спутник.

Вот и почувствуйте разницу: где была Божья искра и Божье благословение, а где его нет и быть не может.

Вот и исходят черной завистью нынешние власти и служители церкви и злятся: хотят повторить успехи хоть в чем-то, а не могут, хотят показать, что с ними Бог, а получается разруха и деградация, терние и волчцы.

И это мы тоже знаем: дьявол и его слуги не могут ничего творить, могут только оболгать и оклеветать то, что сделано с благословенья Божьего. И когда мы видим и слышим очередную клевету и обливание грязью всего советского от нынешней власти и служителей церкви – надо понимать это. Дьявол – это отец лжи, а во лжи-то как раз и преуспевают и нынешние власти и их союзники – служители РПЦ.

Как же так, автор, что Вы такое пишете, ведь большевики – материалисты, они отрицают бытие Божие, а тут у Вас получается, что праведниками оказываются именно они, а не служители Церкви, служители Бога? Получается, что большевики, отрицающие Бога, Ему ближе, чем служители Бога, почитающие его?

Задающимся такими вопросами полезно представить себе такую ситуацию.

Вы раз за разом видите такую ситуацию. Жестокая и беспринципная банда разбойников убивает, мучает, грабит людей, творит разные жестокости и непотребства. И при этом разбойники говорят, что все это делается во славу такого-то.

И как Вы к этому такому-то будете относиться? Подумайте.

Тоже самое и церковью. Не надо думать, что была тишь, гладь, да божья благодать, а потом пришли злые большевики, и выключили веру в Бога, как лампочку в комнате. Ничего подобного.

Народ просто видел, что творят служители церкви, прикрываясь именем божьим, и сделал естественный в такой ситуации вывод. Вот и все.

Потом, где-то с середины 50-х память поколений, к сожалению, начала утрачиваться. И люди перестали понимать, а с чего это большевики так взъелись на добрых и кротких «слуг божьих».

Что ж, урок истории, увы, не был усвоен. И все повторилось. И увидели мы «слуг божьих» во всей красе.

Читайте также:  Ваганьковское кладбище: могилы знаменитостей, часы работы и схема участков, как добраться и где находится
Ссылка на основную публикацию