Православие и день святого Валентина: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

День Святого Валентина: Библейский ответ влюбленным

Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде.

Атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин. Само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, для манипулирования общественным сознанием.

Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Разобраться с этими вопросами помог преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Олег Стеняев.

– Отец Олег, уже много написано разоблачающих статей о Дне святого Валентина. И тем не менее популярность Дня всех влюбленных все возрастает. На ваш взгляд, что хорошего и что плохого в этом празднике?

– Я думаю, что если люди дарят друг другу «валентинки» – ничего плохого в этом нет. Но мы должны помнить, что живем в своем «православном поле», у нас есть свой календарь и свой день памяти мученика Валентина. И в русской церковной традиции мы не придерживаемся «нового стиля».

У нас есть своя традиция – как отмечать память того или иного святого. Речь идет не просто о Валентине, а о святом Валентине. И в Библии сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Я не думаю, что святой Валентин вел такой образ жизни, какой проявляют многие люди в День святого Валентина – святые люди были прежде всего воздержанными.

Но с другой стороны, надо понять, что День святого Валентина – это часть молодежной культуры, а теперь уже и традиции. И наша задача – придать новый импульс этому празднику. Почему бы, например, не сделать «валентинку» с изображением святого Валентина, поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь / кондак и рассылать? Я думаю, что таким образом мы можем придать другой вектор этому событию и помочь православным людям лучше сориентироваться. Естественно они на распутье, не знают, как им реагировать на День святого Валентина: с одной стороны, это не наш календарь, а с другой, если тебя поздравляют, как ты должен себя вести – отмалчиваться или протестовать? И православный христианин или православная христианка, которым присылают «валентинку», могут в ответ прислать иконку святого Валентина, кусочек из его жития, чтобы нам наполнять этот день каким-то своим смыслом, своим содержанием. Это очень важно.

– День всех влюбленных празднуется во всем мире, это целая индустрия. При этом понятие любви зачастую совершенно извращено. Более того, любовью прикрываются пороки. Что такое любовь?

– В Библии слово «любовь» означает выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А Божии заповеди делятся на две скрижали – заповеди первой скрижали регулируют наши взаимоотношения с Богом, а вторая скрижаль регулирует взаимоотношения человека с человеком. Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности.И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, и вы правы: если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос – что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические.

А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии (Кол. 3: 14). То есть гармонизация отношений с Богом (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом) и гармонизация отношений между людьми (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком). Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия.

– В контексте библейского понимания любви, какое отношение у молодежи должно быть к празднику влюбленных и тому пониманию любви, которое он с собой несет?

– Здесь надо понять такую ситуацию. Если мы находимся на чужой площадке, то есть, когда окружение не наше… А, собственно говоря, христиане уже почти 2000 лет существуют в чужом окружении, как Христос говорил: «посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16). То мы должны учитывать контекст, в котором существуем. И мы должны предавать формам мирским, то есть мирскому пониманию праздника какое-то свое звучание, другой смысл обнаруживать во всем этом. И я думаю, что если на сайте семинарии это повод для дискуссии – это уже очень важно. Кто-то наберет в поисковой системе «День святого Валентина» и попадет на сайт и услышит альтернативную точку зрения. Альтернативную той, которая массовая. То есть массовое представление мы преодолеваем нашей библейской и святоотечески выверенной позицией.

– Расскажите, а какое различие между чувством любви и влюбленности?

– Мне, может быть, трудно говорить о таких вещах (улыбается), я себя чувствую уже человеком другого поколения. Если говорить о теперешнем поколении молодых людей, то я немного себя чувствую «инопланетянином» среди них, потому что эти люди – они не читают книг, они живут в каком-то своем виртуальном пространстве, они даже не смотрят фильмы. Сейчас статистику проводили – в Америке, в Европе – оказывается, современный молодой человек не может полчаса смотреть фильм, не отвлекаясь на смартфон или на что-то еще. То, как сейчас молодежь воспринимает информацию, и то, как мы ее усваивали в свое время – это совершенно разные вещи, разные уровни восприятия и понимания. Информация для современного молодого человека – клиповая, урывочная.

Но в то же время мы знаем, что влюбленность присутствует в жизни людей. Из Библии мы знаем, что патриарх Иаков влюбился в Рахиль. Возникло теплое чувство, и он стал добиваться, чтобы эта влюбленность оформилась в то, что называется «любовью в семье» – семейные отношения.

Я думаю, очень важно контролировать себя на каждой стадии отношений с девушкой. И девушка должна контролировать себя на каждой стадии ее отношений с юношей. То есть о чистоте объекта любви человек должен заботиться больше, чем он уделяет внимание себе самому, потому что любовь предполагает перенос – когда мы воспринимаем объект любви как самого себя. В этом высокое назначение брака.

Входя в отношения с некой половой инаковостью, например, мужчина знакомится с представительницей женского пола, осуществляется принцип соборности, единения в браке. И семейная жизнь –очень важна, потому что когда человек женится, он разрушает эгоизм личности, замкнутой саму на себя. Человек – личность, эгоистически замкнутая. И когда проявляется дух влюбленности, человек вступает в брак и оформляет эти отношения, он дробит эгоизм личности, замкнутой саму на себя, на двоих. Когда появляется ребенок, человек вынужден дробить эгоизм личности, замкнутой саму на себя, уже на троих.

У нас второй ребенок, третий, четвертый, пятый… И чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности, замкнутой саму на себя. И великое назначение брака – преодоление этого эгоизма. Поэтому и Бог сказал«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Это правило, которое работает в каждой ситуации. И надо стремиться ориентировать молодых людей, и юношей и девушек, на создание нормальной семьи, нормальных отношений, которые помогут им во многом преодолеть эгоизм собственной замкнутой на себе личности.

Бизнес или любовь? Мнения священников о Дне всех влюбленных

Сегодня во всем мире влюбленные отмечают «День святого Валентина», «День всех влюбленных». Своим отношением к этому «празднику» делятся священнослужителей Русской Православной Церкви: священник Филипп Ильяшенко, священник Дионисий Каменщиков и диакон Владимир Василик.

«Молодые люди редко задумываются над тем, что им предлагают праздновать»

Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— В дне святого Валентина нет ничего духовного. Это очередной мощный маркетинговый ход и хороший способ для выкачивания денег из населения. Замечу, что то же самое бывает и на Хэллоуин. Для молодежи «день святого Валентина» — очередной повод, чтобы повеселиться. Молодые люди редко задумываются над тем, что им предлагают праздновать — главное, чтобы праздник был окутан ореолом романтики, а также сопровождался красивой атрибутикой. «День святого Валентина» – с этой точки зрения праздник идеальный. Только он не имеет никакого отношения ни к настоящей христианской любви, ни к святости.

Святого Валентина нет в православный святцах. В Католической церкви известно три святых с именами Валентин, и непонятно, память которого из них следует праздновать 14 февраля.

Во второй половине XX века Католическая Церковь в этот день вообще исключила имя святого Валентина из литургического поминовения.

Сегодня сложно убедить молодежь в том, что отмечать «день святого Валентина» не стоит. Напротив, все делается для того, чтобы молодые люди поддавались всей «прелести» этого праздника. Никто не предупреждает молодежь о том, что если строить личные отношения на тех принципах, которые им предлагает современная индустрия развлечения, в том числе и в «день святого Валентина», эти отношения рано или поздно зайдут в тупик.

Святые благоверные Петр и Феврония Муромские

Христианская любовь между молодым человеком и девушкой заканчивается обычно браком и семьей. Вообще любовь должна быть нацелена на создание семьи. В семье она может созреть, сформироваться, проявиться в своей высшей степени – жертвенности. Ведь христианская любовь — это прежде всего жертвенность. Современные же чувства чаще всего строятся на эгоизме. Данный вектор нужно изменить, иначе такие отношения неминуемо закончатся крахом.

На мой взгляд, лучшая альтернатива «дню святого Валентина» – это день Петра и Февронии. Их отношения — ярчайший пример христианской любви.

«Празднование этого дня похоже на некий коммерческий проект»

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, председатель епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы

— В период раннего христианства была обозначена некая апостольская норма. В данную норму входила идея строительства храмов истинного Бога на тех местах, где раньше располагались святилища сокрушенных идолов. Это свидетельствовало о победе истины над ложью. Данная норма существовала с древности, но она не имела никакого отношения к тому, что сегодня называется «день святого Валентина».

На самом деле этот день никакого отношения к влюбленным не имеет. Что мы знаем об этом католическом святом? Существует некая легенда о том, что во времена Римской Империи воюющая римская армия испытывала острый недостаток в солдатах для военных походов, и военачальник был убежден, что главный враг его планов — браки, ибо женатый легионер о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как прокормить семью. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Влюбляться солдаты меньше не стали, и, к их счастью, нашелся человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин. С тех пор Валентин считается покровителем всех влюблённых.

По другой версии священник Валентин влюбился в некую девушку и написал ей письмо, ставшее известным после его смерти. Это не более чем некая красивая легенда, которую сложно признать за достоверную.

Судя по всему, с еще большим сомнением можно говорить, что этот праздник в нынешнем своем воплощении связан с подвигом древнего святого. Скорее, в наши дни этот «праздник» связан, прежде всего, с каким-то языческим праздником плодородия или культом деторождения, известном в древнем Риме.

Современное празднование дня святого Валентина больше похоже на некий коммерческий проект, который прикрыт высшим чувством. В этот день коммерсанты стараются побольше продать чего бы то ни было: конфет, «валентинок» и многого другого.

В наше безнравственное время праздник «всех влюбленных» имеет достаточно выраженные аморальные черты.

Я имею в виду, что сейчас любовь часто понимается как что-то близкое к инстинкту, что-то тождественное физиологии. И такое понимание любви унижает человеческое достоинство и величайшее из чувств — любовь. Поэтому мое отношение к этому «празднику» совершенно отрицательное.

Читайте также:  Скрижали Моисея: понятие, смысл и значение в православии, история и виды

Святые благоверные Петр и Феврония Муромские

Какие аргументы можно привести человеку, который привык жить безнравственно и понимает любовь как физиологию, а о верности и целомудрии вообще не имеет понятия? Много можем сказать, но что такой человек сможет услышать? Ничего! В Евангелие говорится: «Не мечите бисер» перед известными животными. Апостол говорит: «Учи желающего слушать тебя». А тому человеку, который готов слушать, нужно сказать, что этот день никакого отношения к любви не имеет.

У нас есть прекрасный праздник — день семьи, любви и верности, день святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля. Их союз явил православным христианам образец любви, мудрости и верности друг другу. Поэтому зачем нам воцерковлять день святого Валентина? С тем же успехом мы можем «воцерковить» Хэллоуин или Вальпургиеву ночь. Мне кажется, что это совершенно не нужно. Каждое время предлагает что-то свое, но не нужно подстраивать жизнь Церкви под светскую жизнь.

Мы с вами живем в эпоху «обманутого поколения 1990-х годов».

Это поколение родилось в годы краха Советского союза, оно выросло на лжи переходного «безвременья». Это поколение людей, во многом потерявших некий жизненный идеал. Сейчас они доросли до самостоятельного возраста. Для многих, если не большинства из них, смысл жизни в том, чтобы получить все лучшее от жизни да побыстрее. Поэтому для многих из них важнее чуждые Православию и России идеалы и праздники.

«Это всего лишь романтическая легенда, которая ведет молодежь к вседозволенности»

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Сретенской семинарии

— Во-первых, ни один из известных нам святых по имени Валентин никакого отношения к влюбленным не имеет. 14 февраля — день спаривания птиц в средневековой европейской традиции.

история святого Валентина — всего лишь романтическая легенда, которая ведет молодежь к вседозволенности, непристойному выражению своих чувств.

Вспомните, как ухаживали друг за другом наши отцы и деды. Как это было целомудренно и красиво. Мой друг (сейчас майор в отставке) впервые поцеловал свою жену после свадьбы. Люди всегда были сдержанны в своих чувствах. В результате многие жили в браке душа в душу долгие годы по 30–50 лет.

Сейчас молодые люди целуются у всех на виду, не храня тайны и таинства своих отношений. А потом или разводятся или разбегаются, потому что зачастую не затрудняют себя регистрацией отношений. Они не хранят чистоты телесной и духовного целомудрия, зато стремятся сохранить «незапятнанными» свои паспорта. Справедливо говорят отцы Церкви:

Когда двое грешников любят друг друга, знайте, что каждый угождает только самому себе. Эта любовь не христианская, она не несет в себе жертвы ради другого, в ней нет ответственности, достоинства и постоянства.

Как это преодолеть? Современного человека нужно научить жить, а не существовать. Как сказал поэт:

Чтоб звучали шаги, как поступки,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.

Это достаточно сложная наука, которую нужно начинать преподавать еще в семье, потом в школе и вузе. Молодым людям с детства нужно прививать чувство чести, целомудрия, мужества, ответственности, любовь к Родине и традициям, чтобы потом не получилось того, что получается сегодня, когда мы подвергаемся духовной оккупации. Молодежь празднует чужие праздники, а про праздник русских святых Петра и Февронии 8 июля все забывают. А именно в примере этих святых можно научиться подлинной любви, верности и чести.

Как относиться к Дню Святого Валентина? Праздновать, ругать, остаться равнодушным? — Опрос священников

Как относиться к Дню Святого Валентина — 14 февраля? Присоединиться, раскритиковать или равнодушно пройти мимо? Комментируют священники.

День святого Валентина — повод поговорить с подростками

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник», отец девяти детей:

Мне кажется, педагоги могли бы использовать день святого Валентина как повод поговорить с подростками на тему влюбленности, добрачных отношений, семьи. Одно время в школьную программу ввели предмет «Этика и психология семейной жизни», потом его почему-то отменили. А ведь подростков волнуют эти проблемы, они влюбляются. Всегда дети придумывали формы взаимоотношений с противоположным полом, записки писали.

Конечно, нельзя культивировать этот праздник, придуманный в коммерческих целях и не имеющий, несмотря на название, никакого отношения к религии. В школе, где учатся мои дети, несколько лет делали из него событие, стояли ящики для валентинок. Это неправильно. Но и повода для паники я не вижу. Всегда эффективнее честный разговор с детьми, чем обличения и запреты.

Ни истинные, ни ложные праздники не служат оправданием блуда

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Одним и тем же словом — «влюбленность» — называют разные до противоположности чувства. Так называют и легкомысленное душевно-плотское влечение (иногда очень интенсивное, как у Анатоля Курагина к Наташе Ростовой в «Войне и мире»). Но так же называется и глубокое чистое чувство, которое многие из нас испытывали в подростковом возрасте. Когда девочка, в которую влюблен, рядом, на душе хорошо и радостно, а нет ее, кажется, что все плохо. Возлюбленная воспринимается как источник блага, получается любовь по первой заповеди: всей душой, всем сердцем, всем помышлением.

Но так мы должны любить Бога, а не соседку по парте. Ни один человек не достоин такого к нему отношения. Поэтому влюбленность не бывает устойчивой: курагинская – само собой, но и чистая тоже. В законном браке она рано или поздно угасает, но одновременно может вырасти и укрепиться другая любовь к тому же человеку – по второй заповеди «возлюби ближнего, как самого себя».

Что касается «дня святого Валентина», то он не имеет никакого отношения ни к одному из прославленных Церковью святых Валентинов. Поэтому, раз праздновать нечего, Церковь этот праздник не празднует.

Чистая влюбленность вряд ли будет соотносить себя с каким-то «днем влюбленных». Да и звучит это, как «день железнодорожника», но ведь любовь – не профессия. А влюбленность легкомысленная не имеет никакого отношения к святости, зато празднует по любому поводу.

Отмечать «день святого Валентина»? Я бы сравнил это с днем 8 марта. В обоих случаях праздновать нечего, но если муж жене (ребенок – маме, одноклассник – однокласснице) подарит в этот день букет цветов, то не погрешит. А блудить всегда грешно, тут ни истинные, ни ложные праздники не служат оправданием.

Святой Валентин укрепляет в готовности вступить в брак и хранить супружескую верность

Священник Кирилл Горбунов, директор информационной службы Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве:

Многие думают, что день святого Валентина – какое-то невероятное торжество для всей Католической Церкви. На самом деле это местночтимый святой, в календаре Католической Церкви в России его память носит факультативный характер, а главный праздник для католиков 14 февраля – это память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы и просветителей славян, о чем говорю с полной ответственностью, поскольку ношу имена обоих этих святых.

С другой стороны, даже если сам святой Валентин не ожидал, что на него возложат «обязанность» быть покровителем всех влюбленных, думаю, он ее с радостью принял, потому что это на самом деле очень важное и ответственное дело. Влюбленность – трудный и нередко опасный опыт, когда человек особенно нуждается в присутствии Бога и заступничестве святых.

Замечательно, что в некоторых католических приходах проводятся встречи не только для тех, кто уже собирается вступить в брак, но и для влюбленных – для тех, кто еще только рассматривает для себя эту перспективу. Не сомневаюсь, что святой Валентин сопровождает этих людей в их молитвах о своем счастье, укрепляя их в готовности вступить в брак и хранить супружескую верность. Если мы говорим о таком отношении к влюбленности, то этот праздник нам очень дорог.

Но, конечно, нельзя не высказаться против коммерциализации всего и вся, которой пронизано наше общество, и, главное, против понимания этого праздника как некоего оправдания блуда. Люди, чувствующие, что влюблены, полагают, что их влюбленность оправдывает беспорядочные сексуальные отношения и будто бы даже делает их угодными Богу. Вот против этого христиане должны выступать громко и ясно – не только на словах, конечно же, но, прежде всего, свидетельствуя примером своей жизни, что цельность и чистота жизни и отношений – не тяжкое бремя, а счастье для человека.

Подготовил Леонид Виноградов

Вы прочитали статью Как относиться к Дню Святого Валентина? Читайте также:

День святого Валентина: Кем был этот святой и какое отношение имеет к влюблённым?

14 февраля множество молодых людей дарят избранницам своего сердца цветы, подарки и открытки в виде сердечек, отмечая “День всех влюблённых” или же “День святого Валентина”. Что же это за святой Валентин и чем он так помог молодым парам?

Священномученик Валентин Интерамнский

Прежде всего, стоит сказать, что святой Валентин, память которого столь чтят влюблённые, действительно существовал. Святой Валентин жил в III веке по Рождестве Христовом в Италии, где был епископом города Интерамны в Умбрии.

Согласно мученическим Актам V-VI веков, святитель обладал благодатью чудотворений и исцелений. Однажды в Риме он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону. Позже Кратон попросил святого помочь его сыну Хоримону, который повредил себе спину и ходил согнувшись и изнемогая от боли в течение трёх лет.

Придя в Рим, святитель Валентин затворился с юношей в одной из комнат дома философа и усердно молился об его исцелении на протяжении ночи. Утром Кратон и его домочадцы увидели Хоримона совершенно исцелённым. После того, как молва о чудесном выздоровлении юноши распространилась по “вечному городу”, многие его жители стали обращаться ко Христу.

В числе принявших Святое Крещение была и вся семья знаменитого философа, его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний, а также Авундий, сын префекта Рима Плацида.

Язычник Плацид, узнав об обращении сына, пришёл в неистовство и приказал схватить святителя Валентина и бросить в темницу. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Видя неуступчивость святого, префект Плацид приказал отрубить ему голову, а затем казни подверглись и ученики Кратона Прокул, Ефив и Аполлоний. Это произошло во времена правления императора Аврелиана.

Авундий не бросил тела учителя и братьев по вере без погребения. Мощи святых мучеников были тайно вывезены им из Рима и с честью преданы земле в гробнице на 63-й миле Фламиниевой дороги.

Сам философ Кратон и вся его семья тоже вскоре пострадали за исповедание Христа Спасителя. В VIII веке в Интерамне над могилой священномученика Валентина построили христианскую базилику. В средние века святому Валентину особенно молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).

Другие Валентины – кандидаты на роль покровителя влюблённых

14 февраля память священномученика Валентина Интерамнского чтит Католическая церковь. В Православии этого святого чествуют совершенно в другой день, а именно – 30 июля (12 августа по новому стилю), а на 14 февраля приходится память мученика Трифона.

Также любопытно, что католики 14 февраля празднуют день памяти также святого мученика Валентина, пресвитера Римского и святого мученика Валентина Африканского. В сознании многих людей факты из житий всех трёх святых смешиваются в некий собирательный образ. Все три святых Валентина были мучениками, погибли за веру и любовь к Богу в первые века христианства и в древних житиях каждого из них нет никаких намёков на покровительство влюблённым.

В частности, святой Валентин, пресвитер Римский пострадал в конце III века при императоре Клавдии II. Он был казнён императором за публичное исповедание христианской веры и объявление ложными языческих богов. Перед казнью он исцелил слепую дочь префекта, после чего последний также уверовал во Христа.

Читайте также:  Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных

Вот как о последнем чуде пресвитера Валентина повествует “Золотая легенда” Иакова Ворагинского: “Тогда по молитве святого слепая дочь префекта прозрела, и Валентин обратил в веру Христову всех, кто был в этом доме. Император же приказал обезглавить Валентина в лето Господне 280-е”.

О жизни же и страданиях африканского мученика Валентина не известно ничего, кроме самого факта его мученической смерти за Христа.

Как святой Валентин “стал” покровителем любящих сердец

Православная энциклопедия сообщает, что мученические акты V-VI веков не содержат никаких упоминаний об особой помощи святого Валентина влюблённым и первые намёки об этом в литературе Западной Европы (Джеффри Чосер и Джон Гауэр) относятся к XIV-XV векам.

Поэты говорят о том, что с 14 февраля “птицы начинают искать себе пару”, но более вероятно, что празднование дня святого Валентина в сознании людей эпохи Возрождения заменило собой древнеримские Луперкалии – праздник женского плодородия.

Древние Луперкалии также приходились на середину февраля и были запрещены при римском папе Геласии I (492-496). В их истории нет ничего романтического: после жертвоприношений Фавну из кожи жертвенных животных делали бичи и пороли женщин детородного возраста с целью повышения рождаемости.

Наконец, уже в XIX-XX столетиях, день памяти священномученика Валентина окончательно оброс красивыми легендами о “тайном венчании влюблённых” (чего не могло быть в III веке, так как само Таинство Венчания оформилось лишь в IV-V веках) и разнообразными коммерческими атрибутами – открытками “валентинками”, цветами, подарками и т.п.

Интересно, что святитель и чудотворец Мир Ликийских Николай (III-IV века) также окончательно превратился на Западе в коммерческий символ Рождества, Санта Клауса, и получил свои черты (олени, колпаки, эльфы и т.п.) в тех же XIX-XX веках, когда дельцы США и Европы поняли, сколько денег могут приносить разнообразные “тематические” празднования.

Ложная отсылка к “Золотой легенде” Иакова Ворагинского

Википедия основным кандидатом на роль святого Валентина считает священномученика пресвитера Римского. Она пытается навязать читателям ложную информацию о более ранних, нежели XIV-XV века, “легендах”, связанных с тайным венчанием влюблённых со стороны священномученика Валентина: “В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар”.

Ссылаясь на текст “Золотой легенды” Иакова Ворагинского, Википедия сообщает, что: “в те далёкие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником (!), который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин”.

“Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник (!) перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года”, – дополнительно сообщает издание.

Комментировать глупости об “обычном полевом враче – христианском священнике” в римской армии в разгар эпохи гонений на христиан или о “влюблённом священнике”, дававшем обет безбрачия, будет излишним. А вот в тексте “Золотой легенды” приводится вполне каноническое житие пресвитера Римского и никаких сведений о влюблённости святого мученика Валентина или его службе в армии в том или ином качестве текст “Легенды” не содержит.

День святого Валентина и Православие

Традиция отмечать День всех влюблённых или День святого Валентина пришла к нам с Запада в 90-е годы XX столетия и первоначально вызвала ряд критических статей в православных изданиях. Это было связано с тем, что отмечавшие праздник молодые люди от романтизма и восхищения дамами своего сердца склонялись более в сторону эротизма и похоти.

Однако, со временем многие неприличные аспекты праздника, как и другие перегибы лихих 90-х, ушли в прошлое. А вот сам праздник остался. И молодёжь продолжает справлять его.

В этой связи встаёт вопрос, как именно праздновать “День святого Валентина”. Да, у нас есть свой православный день влюблённых – “День семьи, любви и верности”, который мы отмечаем 8 июля, вспоминая преподобных супругов Петра и Февронию Муромских. Но, в связи с постоянной поддержкой “Дня святого Валентина” в прессе, многие околоцерковные или внецерковные молодые люди о последнем также не забудут. “День святого Валентина” останется их праздником.

Почему бы не позвать их в Церковь? Не устроить 14 февраля в храмах молебны об умножении любви святому Валентину Интерамнскому для молодых пар? Не рассказать им в проповедях и беседах в храме о том, что святой Валентин на самом деле предпочёл любой земной любви любовь к Спасителю и даже отдал за него жизнь? Не напомнить им о других православных святых – покровителях семьи и брака?

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме и не только религиозном форуме

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Православные христиане не должны праздновать день Святого Валентина

Сообщений 1 страница 10 из 67

Поделиться1Суббота, 13 февраля, 2016г. 21:12

  • Автор: Nikolas
  • Взгляды:
    Бахаи
  • MyReligion.ru EzoKupon.ru Religii.net
  • Откуда: Religii.org ReligiiMira.ru
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 39 [1980-11-07]
  • Зарегистрирован: Суббота, 22 апреля, 2006г.
  • Приглашений: 15
  • Сообщений: 5379
  • Уважение: +466
  • Позитив: +543
  • Провел на форуме:
    3 месяца 9 дней
  • Последний визит:
    Вчера 23:24

14 февраля во многих странах мира отмечается день всех влюбленных – День святого Валентина, который попал в Америку из Англии (где он упоминается уже у Шекспира), из Америки праздник всех влюбленных распространился по всему миру.
В день всех влюбленных дарят открытки с сердечками и признаниями в любви – “валентинки”, название пошло от имени мученика святого Валентина.
Вокруг праздника влюбленных сформировалась целая коммерческая потребительская индустрия – ко дню всех влюбленных печатают специальные открытки для влюбленных, букеты для влюбленных, различные украшения и подарки для влюбленных.

В России праздник всех влюбленных начали активно отмечать с середины 90-х годов, как и Хэллоуин и день св. Патрика.

Журналист Regions.ru спросил у православных священников можно ли праздновать православных христианинам день святого Валентина или может надо бороться с празднованием дня всех влюбленных?

Протоиерей Андрей Спиридонов
, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, не совсем понимает, с чем и зачем тут бороться. « Давно же понятно, что основная внутренняя идеология у нас по сути своей не христианская, а идеология потребления, стяжание материальных ценностей и поиск разного рода удовольствий , – пояснил он. – Мы живем больше по-неоязычески, чем по-христиански. А неоязычество включает в себя гедонизм, культ праздников, отдыха, а не стремление к исполнению христианских заповедей ».

«Если бы общество было более христиански настроенным, вопрос преодоления поведенческих стереотипов был бы уместен. Если мы христиане, что мы тогда празднуем? – вопрошает пастырь. – А когда большинство у нас считают себя христианами чисто формально, налицо приверженность к порой даже странному и в каком-то смысле блудливому веселью: “Будем есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем!”»

«Так что бороться надо не с отдельными проявлениями, для общества языческого естественными, а серьезно ставить вопрос: что для нас все-таки первостепенно – жизнь согласно беззаботному веселью и стяжание ценностей или наше христианство с более серьезным устроением жизни? А День святого Валентина, Хэллоуин – это частные проявления коренного противоречия между христианской жизнью и языческой, и последняя пока преобладает», – посетовал отец Андрей.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «это не праздник любви – скорее праздник коммерсантов, которые на эксплуатации слова “любовь” делает большие барыши. А вот как с ним бороться и чем замещать? – думаю, хорошим образованием, которое давало бы людям возможность наполнять свою жизнь глубокими и благотворными переживаниями, не позволяя размениваться по пустякам, ловиться на какую-то ерунду. Нужно возрождать добрые национальные традиции и серьезно подумать над тем, какую альтернативу можно было предложить».

«У нас есть похожий праздник – День Петра и Февронии, но отмечают его верующие, православные христиане, а День святого Валентина навязывают всем. Однако меняются времена, люди, характеры, и нужно искать, что могло бы приносить положительные эмоции не только дельцам, но и всем остальным. А у нас пока культура ориентируется на воротил шоу-бизнес», – заключил отец Александр.

Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сказал: «Нашей семье этот праздник чужд, – как чужда, к примеру, “блатная” или наркоманская эстетика. У нас есть свои традиции, устои, и нам он просто не нужен. В школе детям дарят “валентинки”, конечно, но я, признаться, не вижу в этом ничего хорошего. Если это выражение дружбы – еще куда ни шло. Но мне кажется, это начало вольного обращения друг с другом. В таком юном возрасте это ни к чему. Если не сдерживать себя в юности, в дальнейшем могут произойти великие беды. Кроме того, это личное, что не нужно выставлять на всеобщее обозрение. Детей нужно сдерживать, следить за ними, объяснять, почему что-то нельзя делать. Об этом говорит Иоанн Златоуст. Всему свое время. А разжигание блудной страсти в детях может начаться с такого невинного вроде бы праздника».

«Но и бороться с Днем святого Валентина, запрещать его, тоже, думаю, не следует, – отметил пастырь. – Когда наша семья приходит в магазин и видит на полках алкоголь и сигареты, мы объясняем детям, как к этому нужно относиться. Человека никто не заставляет пьянствовать или курить – сами люди пьют и курят. Так и здесь. Наша семья живет своей жизнью, как Бог даст, а не как все: так не интересно. Вообще каждый человек интересен своей индивидуальностью, неповторимостью. А если мы живем по воле Божьей, Господь воссияет через нас».

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, уверен, что «бороться нужно только убеждением. Для меня великая радость, что в этом году в моем поселке ни одно учебное заведение уже не отмечает этот праздник. Работа, которую я проводил на протяжении нескольких лет, дала результаты. А к 14 февраля у нас приурочены беседы с молодежью. Мы напоминаем юношам и девушкам об истинном значении слова “любовь”. То, что они видят в интернете, по телевизору, опошляет его, унижает».

«Если даже люди не верующие, и не знают, что «Бог есть любовь», все равно мы должны донести до их сознания высокое значение этого слова. В человеке, который не любит, Бога нет, – подчеркнул отец Вячеслав. – В сельскохозяйственном техникуме у нас уже прошла первая лекция из этого цикла, мы с первокурсниками попытались определить значение слова «любовь», выяснить, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Ребятам важно было услышать, что даже плотская любовь красива, когда происходит в законном браке и супруги проявляют заботу друг о друге. Мне как православному священнику День святого Валентина, конечно, ни о чем таком не напоминает».

Читайте также:  Раскол православной церкви: история и понятие, причины и суть, последствия

«Если мы возьмем православный или католический календари, мы не найдем там указания, что 14 февраля чтят память этого святого. Может быть, он действительно выдуман для торговли сопутствующими товарами или для пропаганды разнузданности, но для нас этот день – повод рассказать об истинном предназначении человека, о красоте отношений между мужчиной и женщиной, о любви, заботе и доверии. Не только в нашем поселке, но и в регионе этот праздник постепенно отмирает, а вечные ценности остаются», – заключил пастырь.

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «если мы хотим избежать разгула, блуда, – мы должны напоминать о подлинном смысле любви. И, если уж этот праздник отмечают, в этот день надо выделять семейную любовь: поощрять многодетные семьи, прожившие вместе много лет, показывать: любовь – это не просто это влюбленность, а то, что связывает семьи. Можно говорить о примерах истиной жертвенности, – например, о семьях, где один супруг инвалид, а второй мужественно проходит с ним все испытания. Было бы замечательно, если бы в этот день акцентировали внимание на христианской любви между мужчиной и женщиной, что позволяет преодолевать трудности, собственные греховные наклонности в пользу единства и любви, которые Господь преумножает именно в семье».

«А блуд приносит только вред и разрушение, – напомнил отец Николай. – Потом человек просто не способен полюбить по-настоящему – это следствие совершенного им тяжелого греха».

«В общем, этому празднику нужно придать настоящее значение любви, как понимал ее святой, которого прославляет западная церковь. Святой Валентин венчал молодых людей, которые не могли быть вместе из-за социальных различий. Это святой ранней христианской эпохи, он почитаем и нами, православными, но в другой день. Хотя я не знаю, почему именно в честь него был назван праздник. Возникает ощущение, что только он соединял любящих друг друга людей, но это не так. Все священники в эпоху гонений христиан венчали тех, кто из-за социальных различий не мог соединиться. Однако все эти люди были христианами, а значит, рабами Господа и никого больше», – заключил пастырь.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что «бытует такое мнение, что Церковь отрицательно относится к празднованию дня святого Валентина. На самом деле, это не совсем верно: мы лишь говорим о некоторой искусственности выбранной даты и тем более, о ее повальной комерсализации».

«Любовь – это дар Божий, который не может быть предметом подарочной индустрии, – подчеркнул отец Антоний. – Любовь – это чувство, которое нужно показывать и доказывать каждый день, а не по каким-то особым числам. Если мы посмотрим на историю нашей страны, то мы без труда найдем множество семейных пар, которые могут быть образцом для подражания. Это и известные всем святые Петр и Февронья, и семья последнего русского Императора. Можно по разному оценивать его политику, спорить о вкладе в историю, но его глубокая и искренняя любовь к Императрице и наоборот, которая ярко проявляется в их дневниках, письмах друг другу, в воспоминаниях людей, которые их близко знали – это все не подлежит никакому сомнению».

«Если же кому-то хочется праздновать именно 14 февраля, то нужно помнить, что этот день – прежде всего день любви человека к Богу. Именно в этот день, в далеком 270 году, пострадал за веру святой мученик Валентин в Римской Империи. Он выбрал любовь к Богу, отдав свою жизнь и не поклонившись изображениям демонов. Поэтому было бы правильно в этот день не только послать “валентинку”, подарить подарок или пригласить в кафе свою “половинку”, но и вместе сходить в храм, причаститься, поставить свечку святому или заказать молебен об умножении любви», – призвал священник.

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что «история праздника весьма туманна, все легенды строятся вокруг какого-то распутства. Нашему народу, конечно, все равно, что праздновать, был бы повод – а людям, которые делают на этом деньги, абсолютно все равно, на чем зарабатывать. И получается все, кто вокруг этого праздника крутится, не задумываются, им все равно, откуда это пошло, зачем и какой смысл вкладывать в праздник».

«Все-таки традиции наших праздников и традиции Русской Церкви богатые и древние, и у нас начало имеет большой смысл – откуда все пошло, что мы вкладываем в какой-то конкретный праздник, даже если не знаем его предысторию. Так что я бы побоялся праздновать День святого Валентина без оглядки, – предостерег он. – Бездумное следование за европейскими ценностями очень разрушительно действует на наше общество. Никакого смысла этот праздник не несет, да и не пытаются в него вложить особого смысла».

«Если хотят отмечать праздник те, кто действительно любит друг друга, то в Русской Православной Церкви нашли прекрасную замену: празднование Дня Петра и Февронии. И если бы этот праздник можно было «раскрутить» так, как «раскручивают» День святого Валентина, это было бы очень хорошо для общества. Так что надо понимать смысл, который кроется в истории праздника», – заключил отец Иоанн.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, подчеркнул, что «ни к семье, ни к доброму началу отношений между полами, ни к российскому духовному наследию этот день отношения не имеет. Весь этот так называемый праздник есть результат поражения нашей страны в 90-х годах, когда степень зарубежного влияния на российскую действительность была очень высокой и нездоровой. С тех пор Россия значительно расправила плечи, иммунитет к чуждым влияниям более-менее восстановился».

«Но то, что внедрилось в нашу жизнь, продолжает нас терзать. В ряду с этим праздником стоят зарубежные секты – “Свидетели Иеговы”, мормоны и прочие. Но мы не можем им сказать, мол, вот пустили вас 20 лет назад, а теперь уходите прочь. То же самое касается засоренности русского языка необоснованными варваризмами. Так и День святого Валентина просто так не исчезнет», – посетовал отец Макарий.

«Только нужны не запреты – нужны просвещение и информирование. Если мы будем смело рассказывать о происхождении этого так называемого “праздника”, о его месте в прошлом в зарубежных странах, как пытаются сегодня коммерциализировать внебрачные отношения, – это будет приносить результат. Надо прямо сказать молодежи: вы хотите жить в выгребной яме или в чистоте? Надо говорить правду без обиняков!» – заключил пастырь.

Отношение православной церкви к дню святого Валентина

Дарите дорогим вкусности и сладости – по любому поводу.

Так можно ли праздновать «день святого Валентина»? Как относится к этому «празднику» Православная Церковь? Здесь следует дать очень осторожный ответ. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», – писал апостол Павел Коринфским христианам (1 Кор. 6: 12).

Можно ли христианам быть любимыми и любящими? Несомненно, даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить – это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви – означает приближаться к Богу.

Но здесь необходима существенная оговорка. В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов. Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, – это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению). Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью. Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

В «день святого Валентина» влюбленные поздравляют друг друга. Нет ничего плохого в том, чтобы поздравить дорогого человека. Период (периоды) влюбленности – это, пожалуй, самое желанное время в жизни юношей и девушек. Но надо помнить, что влюбленность хороша тогда, когда не ограничивается собой, когда из этого буйного ростка вырастает древо настоящей (вечной) любви. А в подлинной любви эйфория уже отсутствует: ты видишь человека таким, каков он есть, без прикрас, и понимаешь, что он драгоценен для тебя не потому, что он «самый-самый», а просто потому, что это – он.

Поэтому всем, кто будет поздравлять 14 февраля своих любимых, можно пожелать одного: чтобы их чувство стало настоящим, чтобы нежность и добро, которые они сейчас дарят своим половинкам, никогда не иссякли, а любимый человек действительно оказался спутником на всю жизнь.

А что же делать православным? Для них, как и для всех прочих, совершенно позволительно поздравить любимых в этот день, не забывая, что это не праздник в том смысле, как мы применяем это слово к церковным торжествам. В любой день нужно делать добро. Но если вам необходим лишний повод, чтобы оказать знак внимания жене, невесте или пока еще просто любимой – сделайте это. Подарите ей цветы, скажите о том, как она дорога вам, и помолитесь, чтобы чувство, которое сейчас так переполняет ваши сердца, было благословлено Богом и вы вместе вошли в нетленную радость Царства Божия.

священник Андрей Дудченко

Откроем Святое Евангелие и прочитаем послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: “Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения” (1Ин.4,1-6).

Ссылка на основную публикацию