Православие и фильм “Матильда”: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Царь и Матильда

Председатель союза кинематографистов с усталой мудростью говорил, что правда без любви есть ложь. На экране мелькали и кадры из фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда», официальная премьера которого заявлена на март 2017 года.

Император Николай Второй и прима Императорских театров Матильда Кшесинская после коронации, действительно, больше не встречались. Но любовь цесаревича и знаменитой балерины — это не только сюжет блокбастера, но и факт биографический.

Где право художника на вымысел, а где его ответственность перед исторической правдой? Великие поэмы Александра Сергеевича Пушкина, включая «Бориса Годунова», не говоря уже о напрасно обвиненном в убийстве Моцарта Сальери, могли бы давно быть запрещены любым следственным комитетом. Но искусство, к счастью, идет по другому ведомству.

В чьих руках тут пограничный маркер? Невежественного пикета? Просвещенного эксперта? Внутреннего цензора? Художественного совета?

А может — это публичное поле для общественной дискуссии, в которой оппоненты не забрасывают друг друга гранатами из враждующих окопов. Где иная точка зрения включает и непременное уважение к инакомыслию?

Как сейчас высказаться на острие бритвы, не поранив своего оппонента?

…Говорят, когда судили Бродского за тунеядство, Анна Ахматова заметила с иронией, смешанной с завистью: «Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нанял».

Какую кассу сделает будущему фильму резонансный скандал вокруг фильма — время покажет. Учителю с большой буквы хочется верить.

И несвятые святые будут в этом же кинотеатре…

Сегодня «Российская газета» идет, в общем-то, на беспрецедентный шаг.

Две ключевые фигуры в резонансном общественном споре излагают свои точки зрения без единой купюры. Епископу Тихону Шевкунову оппонирует редактор отдела общества Елена Яковлева, режиссеру Алексею Учителю — редактор отдела культуры Игорь Вирабов.

Читайте, решайте сами, смотреть или не смотреть.

Вымысел и обман

Епископ Егорьевский Тихон: Почему столетие переворота наше киноискусство отмечает фильмом «Матильда»?. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Алексей Учитель — замечательный режиссер, художник, не поделочник, это доказано и его фильмами, и кинонаградами, выбрал для своего нового фильма сюжет любви последнего российского императора к балерине Матильде Кшесинской. Настоящий художник свободен выбирать любой сюжет…

Епископ Тихон: Кто же дерзнет это оспорить? Разумеется, художник свободен выбирать любой исторический сюжет. Неблагодарное занятие обсуждать еще не вышедший фильм.

Но копья из-за него ломают уже сегодня.

Епископ Тихон: Немудрено: фильм выходит на экраны в начале весны 2017 года, ровно в столетнюю годовщину февральского переворота 1917-го. Отсюда и особый интерес. Наступающий год неумолимо поставит нас перед необходимостью осмысления грандиозной цивилизационной катастрофы, произошедшей в России сто лет назад. Совершившиеся тогда события решительным образом отразились на жизни практически всех людей, живших в Российской империи, в Советском Союзе, повлияли на судьбы всего мира. Ученые, политики, религиозные и общественные деятели будут искать ответы на множество вопросов, связанных с этой датой. Та же задача встанет и перед искусством. Театр, живопись, музыка — все они будут призваны внести свой вклад в художественное, образное осмысление причин и последствий русской трагедии. Не останется, как мы видим сегодня, в стороне и кинематограф. В столь символическую годовщину российское киноискусство будет представлено фильмом «Матильда», единственным, во всяком случае из анонсированных игровых, на эту тему. Дата премьеры выбрана заранее и, конечно же, не случайно — март 2017 года: ровно столетие переворота и отречения Николая II.

Не разгорается ли вокруг «Матильды» преждевременный конфликт?

Епископ Тихон: Готовясь к нашей встрече, я просмотрел материалы дискуссии. Вот что говорит сам режиссер фильма Алексей Учитель: «Обсуждают и делают какие-то заявления и пишут в прокуратуру на то, что ничего и никто не видел, ни одного кадра. Поэтому когда люди что-то пытаются высказать, они должны иметь предмет разговора, а его не существует». Но на самом деле это не так. Несколько месяцев назад создателями «Матильды» был выставлен в интернет трейлер фильма, и любой желающий может легко увидеть не просто «один кадр», а просмотреть несколько отрывков из самых ключевых сцен будущего фильма. Так что предмет для разговора вполне имеется. Имеется и другой важнейший предмет по этой теме — реальная история взаимоотношений цесаревича Николая Александровича и Матильды Кшесинской.

Какие источники, в том числе документальные, могут поведать нам об этой истории?

Епископ Тихон: Письма и дневниковые записи, воспоминания, отчеты фискальных служб. Наследник и Матильда Кшесинская познакомились в 1890 году на выпуске балетного училища. Ему было чуть больше двадцати, ей 18. Девушка влюбляется в цесаревича, а он готов увлечься ею, хотя бы чтобы развеять печаль от категорического отказа отца: император Александр III запретил наследнику и думать о женитьбе на юной немецкой принцессе Аликс, которую Николай полюбил, когда она год назад гостила в России. Вначале знакомство цесаревича и Кшесинской продолжается мимолетно: они встречаются то на улице, то в театре. Потом Николай уплывает в долгое кругосветное путешествие, а вернувшись, встречается с Матильдой, и их чувства вспыхивают вновь. Николай называл их «самыми светлыми» страницами своей юности. Но уже к 1893 году эти отношения становятся более спокойными, они встречаются все реже. А когда девушка, на которой на самом деле мечтал жениться наследник, дармштадтская принцесса Алиса, согласилась на брак, а император Александр III все же дал на него согласие, Николай искренне рассказал об этом Матильде. В 1894 году все отношения между Николаем и Матильдой были прекращены. Навсегда. Хотя он по-прежнему относился к Кшесинской очень тепло. Они остались друзьями, и ни одна из сторон не делала трагедии из расставания. Договорились, что она будет называть его и на «ты», и Ники. Он всячески помогал ей, но они никогда больше не встречались наедине. Наследник счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Есть письмо Аликс своему жениху, где она пишет: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?» Любовь последнего русского императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны, поразительная по глубине чувств, верности и нежности, продолжалась на земле до их последнего мученического часа в Ипатьевском доме в июле 1918 года. Вот, собственно, и вся история.

И, наверное, нет ничего плохого в том, что талантливый режиссер расскажет о ней в своем фильме.

Цесаревич Николай Александрович с невестой принцессой Гессенской Алисой. Кобург. 20 апреля 1894 года.. Фото: РИА Новости

Но фильма все-таки пока нет…

Епископ Тихон: Фильм не вышел, и любые возражения против него легко сдержать напоминанием устыжающей фразы: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Но разве трейлер как авторская аннотация фильма не может насторожить любого человека, знакомого с русской историей? Я уж не говорю о том, насколько это настораживает православных людей, для которых Николай II и его семья — святые мученики.

Но государь прославлен не за каждую сцену своей жизни — за мученическую кончину.

Епископ Тихон: Да, он прославлен за тот путь, который прошел, начиная с 1917 года. А это был крестный путь — с пятью детьми, женой и с несколькими близкими. Именно за его мужественное исповедничество, за то, каким христианином он оставался в последние полтора года жизни, его прославили в Церкви.

И что же, Церковь будет требовать запрета фильма?

Епископ Тихон: Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде — вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам.

Владыка, но вы же учились во ВГИКе и понимаете, что хороший фильм невозможен без драмы. И разве у художника нет права на художественный вымысел?

Епископ Тихон: Но не на умышленное искажение. В историческом романе «вымысел не есть обман», убеждал еще Окуджава. В художественном произведении об исторических личностях, безусловно, необходим авторский вымысел, художественная, драматургическая реконструкция событий. Но если художник не лишен элементарной нравственной ответственности, он не будет выходить за рамки исторической достоверности и никогда не превратит историю в ее противоположность. Сознательное искажение истории — это либо обман, либо пропаганда.

Даже если автор оговаривает: это мой художественный вымысел на основе истории?

Епископ Тихон: На основе истории, а не вразрез, не наперекор ей. Весь вопрос во вкусе и в таланте. Конечно, можно взять исторические персонажи и заставить их делать все, что автору заблагорассудится. Кутузов в экранизации «Войны и мира» может сдать не только Москву, но и Санкт-Петербург. А Пугачев в фильме по «Капитанской дочке» сделаться любовником Екатерины. Только к искусству это не имеет отношения. Либо называется особым жанром — фэнтези. Тогда фильм надо так и обозначать.

Вы говорили об этом Алексею Учителю?

Епископ Тихон: Да, разговаривал с ним по телефону. Сказал ровно то же, что и вам.

Епископ Тихон: Что трейлер и даже сценарий — это еще не фильм. В этом смысле он прав.

Вы читали сценарий?

Епископ Тихон: Режиссер передал мне сценарий для чтения, но я пообещал ему воздержаться от комментариев сценария.

Судя по всему, ваша позиция не изменилась после знакомства со сценарием?

Епископ Тихон: Я не буду комментировать сценарий.

Когда «Матильда» сериалом выйдет на экраны, может быть, стоит сопровождать каждую серию документальным фильмом, возвращающим историческое сознание зрителя к верному восприятию?

Епископ Тихон: Не очень представляю себе это. Думаю, достаточно, чтобы люди узнали о достоверной истории.

Я вчера пересмотрела много документальных фильмов о наследнике и Кшесинской — совершенно отвратных по тону и настойчиво убеждающих в том, что роман продолжался и в браке государя. С комментариями эзотериков, сомнительных психологов и прочих. И никто не одергивает желтые телеканалы за паскудность, а к несомненному художнику мы почему-то спешим предъявить претензии.

Епископ Тихон: Псевдодокументальные поделки не имеют большого влияния на умы и души людей, к ним не привлечено столько внимания. Другое дело большой художественный сериал.

В фильме играет внешне великолепная польская актриса, замечательный немецкий режиссер Томас Остермайер и актер его известного театра «Шаубюне» Ларс Эйдингер. То есть у фильма кроме хорошего режиссера был состоятельный продюсер.

Епископ Тихон: Фильм рассчитан не только на отечественного зрителя, но и на международный прокат. Он делался по общемировым, глобалистическим, голливудским «законам жанра». Думаю, что с чисто зрелищной точки зрения это будет эффектная, помпезная картина.

Государственный Эрмитаж за последние 20 лет провел за границей много выставок, посвященных русским государям. Михаил Пиотровский считает, что этим удалось во многом переменить взгляды европейского истеблишмента на русских царей. Их уже видят не через анекдоты о любовниках Екатерины, а как людей высокой культуры, с прекрасным вкусом, исторической мощью. На фоне таких усилий было бы жаль снова явить миру образ Николая II через любовный треугольник…

Епископ Тихон: Николай II как никто другой на протяжении ста последних лет был дискредитирован и оболган. Люди на бытовом уровне к этому привыкли. И подспудно готовы принять новый фильм про совершенно ничтожного, развратного, изменяющего своему слову, не знающего чести и верности последнего царя. Но все это опять в старую корзину — странное государство, странный народ, странные цари. Жаль.

Но все же фильм еще не вышел.

Епископ Тихон: Мы с этого и начали разговор. Неблагодарное дело обсуждать еще не вышедшей фильм. Я не понаслышке знаю, что такое делать кино. Это огромный труд множества людей, и в первую очередь режиссера. И тем более обидно, когда в основу замысла изначально ложится сюжет, который иначе как исторической безвкусицей назвать нельзя.

В последнее время постоянно звучат упреки в адрес Церкви, что она требует запретить тот или иной спектакль или фильм, ссылаясь на протесты по поводу оскорбления религиозных чувств. Известные актеры и режиссеры видят в этом нарушение свободы творчества.

Епископ Тихон: Активисты оскорблены. Режиссеры возмущены. Пресса предупреждает общество о новых фактах вмешательства Русской православной церкви в сферу свободы творчества. Прогрессивное общество негодует. На президентском Cовете по культуре и искусству поднимают вопрос цензуры… Просто драма какая-то. Посильнее «Фауста» Гете. Так и хочется сказать: занавес!

Только на самом деле в этом спектакле не все так просто.

Действительно, были обращения против показа в Омске известной рок-оперы. Но с этими протестами выступала не Русская православная церковь, а одно из многих тысяч общественных объединений, союзов, братств, действующих сегодня в нашей стране. Группа православных активистов требует снять этот спектакль, кажется, во всех городах, куда питерский театр оперы приезжает на гастроли. Недавно подобные обращения были, к примеру, в Тобольске. Их рассмотрели и не удовлетворили. Тобольская епархия при этом никакого отношения к требованиям отмены спектакля не имела. А в Омске с митрополией, по словам продюсера, показ спектакля и подавно был согласован. Во всяком случае официальный представитель епархии заявил следующее: «Не дело епархии регулировать репертуарную политику того или иного театра. Я только знаю, что духовник исполнителя главной роли благословил его на это еще 30 лет назад». Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда после начала шумихи в СМИ через все информационные агентства сообщил, что Церковь не поддерживает требования об изъятии спектакля из репертуара театров. А продюсеры известили, что спектакль в Омске был отменен, поскольку билеты на него были куплены в количестве всего немногим более сорока на тысячный зал. В прошлом же году, рассказали они, этот же спектакль был показан здесь же, в Омске, хотя и тогда были обращения граждан с просьбой об отмене представления. Но билеты разошлись и спектакль состоялся.

Читайте также:  Православная кухня: традиции и обычаи, главные особенности готовки в православии

Все это известные факты. Но повсюду раздается лишь одно: РПЦ требует снять спектакль и добивается своего.

Недавно один священник из Армавира, вспомнив о редактуре Василия Жуковского пушкинской сказки о Балде, где поп был заменен на купца, издал в армавирской типографии брошюрку с купцом и без попа тиражом в четыре тысячи экземпляров. И тут же в десятках СМИ, в том числе центральных, появились заголовки: «РПЦ редактирует Пушкина!». И несмотря на то, что глава издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент также через все информагентства заявил, что в данном случае это личная инициатива отдельного священника и что классику менять и редактировать нельзя даже с самыми благими целями, журналистские утверждения о том, что Церковь дошла до полного маразма, так что и Пушкина переиначивает, радостно пестрят и доселе. Вот такая у нас многосерийная драма. Очевидно, что ее авторам она весьма нравится. Находятся и восторженные зрители. Так что без сомнения — продолжение следует. Но мы к этому давно привыкли, так что, как говорится, флаг в руки! Что же касается фильма, то уверен, скорее всего отдельные лица и группы, в том числе и православные, будут требовать его запрета. Сразу скажу: мы с уважением и пониманием относимся к их позиции. И будем призывать ее учитывать. Но, еще раз повторюсь, считаю путь запретов тупиковым. Дело Церкви запрещать и разрешать, когда это необходимо, в духовном мире. Но не в светском. В том числе ни в театральном, ни в кинематографическом. Но это не значит, что мы не будем открыто высказывать свои убеждения.

А «Тангейзер»? Ведь там был протест официальной Церкви — Новосибирской митрополии.

Епископ Тихон: И не только протест, но и судебное дело было возбуждено по иску Новосибирской митрополии о новаторской вариации на тему Вагнера. В постановке, сколько бы некоторые театральные критики ни морочили нам головы, единственной «художественной находкой», целью и центром внимания было кощунство над образом Христа. Состоялись общественные слушания, затем Новосибирская митрополия подала в суд в полном соответствии с законом. И суд этот проиграла.

Но спектакль был снят.

Епископ Тихон: Это тяжелое, неприятное и беспрецедентное решение министерства культуры следует оценить в контексте разразившийся позднее кровавой трагедии Шарли Эбдо. Как показала жизнь, это решение оказалось правильной и необходимой профилактикой от безответственных и крайне опасных, особенно в условиях нашей многонациональной и полирелигиозной страны, публичных экспериментов-провокаций, которые кому-то угодно называть творчеством.

Православная церковь о фильме «Матильда» — отношение и мнение

Вышедший в 2017 году на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал в обществе серьезное противостояние. С одной стороны, верующие и православная церковь, увидевшие в сюжете фильма оскорбление Николая II, причисленного к лику святых, а с другой — искусствоведы и кинокритики, отстаивающие мнение о том, что такой фильм имеет право существовать и что личность государя в нем представлена правдиво, ровно таким, каков он был при жизни.

Что говорят представители Церкви?

Мы подготовили для вас видеоподборку мнений о фильме “Матильда” наиболее авторитетных священнослужителей Русской Православной Церкви.




В качестве дополнения – мнение депутата Государственной Думы Натальи Поклонской

Причины возникновения разногласий

Еще до выхода фильма на широкий экран православные активисты стали требовать официального запрета трансляции фильма. Дело в том, что наметившаяся на март 2017 года премьера фильма «Матильда», рассказывающая о любви последнего императора и балерины, совпала с таким весомым для России событием, как 100-летие Февральского переворота в 1917 году.

Православная церковь выступает против фильма «Матильда»

Членом Совета президента по культуре и искусству, епископом Тихоном Шевкуновым — церковным сценаристом и автором одной из таких известных книг, как «Несвятые святые» была организована встреча с Алексеем Учителем, на основании которой можно сделать вывод о том, какие именно претензии к фильму имеет православная церковь.

Признавая неподдельный талант режиссера, возможность его творческого самовыражения епископ Тихон выделяет главный фактор, влияющий на оценку фильма православной церковью — премьера фильма намечена ровно в то время, когда переворот в России и отречение императора от престола. По мнению священников, эти даты совпали неслучайно, цель их такова — очернить образ последнего императора, привлекая для этого несуществующие моменты его биографии.

На что Учитель отвечает тем, что при создании фильма были исследованы документальные источники, и влюбленность Николая II и Матильды Кшесинской имела место. Кроме того, церковь вступила в войну против фильма не посмотрев его целиком, а руководствуясь лишь просмотренным трейлером к фильму, и на основе него сделав выводы обо всем содержании фильма.

Отношение православия к различным сферам жизни:

О фильме «Матильда»

История создания фильма об увлечении последнего императора такова. По словам режиссера, сюжет фильма был подсказан ему известным юмористом Владимиром Винокуром. Однако Винокур предложил снять кино о жизни известной балерины — Матильды Кшесинской. Дело в том, что фонд Винокура, поддерживающий проекты в сфере культуры и искусства в первую очередь связан с балетом. Балетом в семье Владимира профессионально занимается дочь и его жена — Тамара, когда-то была балериной. Так что инициатива о создании этого фильма принадлежит скорее женской части семьи Винокура.

Прочитав сценарий, Алексей Учитель понял, что снимать фильм только лишь о Матильде и ее жизни в балете ему было бы скучно, и тогда он предлагает переписать сценарий, ввести в него главного героя — Николая II. Причина, по которой Учителю захотелось раскрыть личность императора для зрителей во всех аспектах лежит на поверхности — ему показалось, что об этом человеке в России знают слишком мало. И вот появился совершенно новый сценарий, автором которого стал Александр Терехов.

Царь Николай II причислен к лику святых в Русской православной церкви

На этот раз фильм охватывал период жизни Николая Александровича за несколько лет до его коронации, которая происходит лишь в самом финале фильма.

Важно! Не отрицает Алексей тот факт, что есть в фильме место и художественному вымыслу, однако он не превалирует над историческими фактами.

Также режиссер говорит о том, что никакой попытки очернить личность Николая II он не преследовал, да и наличие такого фильма в российском кинематографе не сыграет своей роли в восприятии образа последнего императора. Наоборот — раскроет личность государя с другой, человеческой стороны, тем более что святым он стал, лишь приняв мученическую смерть.

Православие и фильм “Матильда”: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

В связи с выходом на экраны фильма “Матильда” о связи царя Николая II с балериной Матильдой Кшесинской в России проснулись разного рода православные активисты. Бородатые мужчины, угрожающие сжечь всё вокруг себя из-за культурного явления, теперь ассоциируются не только с ИГИЛ, но и с организацией «Христианское государство — Святая Русь». Это движение развернуло кампанию против режиссёра Алексея Учителя, его картины и всех, кто готов показывать, защищать или просто смотреть “Матильду”.

Активисты движения «Христианское государство — Святая Русь» начали рассылать директорам кинотеатров письма с требованием отказаться от проката «Матильды». В противном случае они пообещали свечи кинотеатры: ««Очевидно, если завтра выйдет фильм “Матильда”, кинотеатры начнут гореть, может даже пострадают люди, и действия эти, от безвыходности, начнутся со стороны тех, кто любит Бога и свой народ, настолько любит, что готов идти хоть в тюрьму, хоть на смерть. За любой шаг против православия, святых, России, народа России и Президента, за любую провокацию к гражданской войне, за любое ваше положительное указание на фильм “Матильда”, нашими Братьями будут предприняты радикальнейшие методы борьбы с беззаконием и безумием».

Источник: группа «Интересный Екатеринбург» в ВК

На футбольном матче «Локомотив» — «Спартак» болельщики обеих команд растянули несколько одинаковых баннеров с надписями «За веру, царя и отечество!» и «Учитель, руки прочь от русского царя!». Соответствующие фотографии выложила у себя в фейсбуке Наталья Поклонская, сообщив при этом, что ей их прислали на почту. Адвокат Учителя назвал произошедшее дисциплинарным правонарушением, содержащим признаки идеологической, политической и религиозной пропаганды. Он обратился в полицию с просьбой проверить, по чьей инициативе была устроена акция.

В Питере вандалы забросали коктейлями Молотова здание открытой киностудии «Лендок». В этом здании находится офис студии «Рок» Алексея Учителя. Бутылки с зажигательной смесью попали в окна на уровне 2-3 метров. Но изнутри окна были заложены кирпичами, поэтому пожара удалось избежать. Если бы не кирпичи, то деревянные помещения и обстановка здания сгорели бы за считанные минуты.

Спецкор Znak.com Екатерина Винокурова сообщила, что после публикации ее статей о Наталье Поклонской ей начали угрожать. Статей было две. В одной Винокурова анализирует политическую деятельность Поклонской и рассматривает ее кандидатуру в президенты РФ. А во второй рассказывает о том, как «Единая Россия» недовольна действиями своего депутата. После публикаций пользователь фейсбука Кертис Девис написал Винокуровой, чтобы она «ждала отвертку в бок».

В Екатеринбурге УАЗ, набитый бочками с бензином, газовыми баллонами и дровами, протаранил входную группу кинотеатра «Космос». Водитель хотел проехать внутрь здания, но уперся в расположенную на входе стойку, которую он не заметил из-за тонированных стекол. После столкновения он поджег автомобиль и убежал. Его удалось задержать в тот же день, когда он обратился в травмпункт с ожогами.

Рядом с офисом Константина Добрынина (это адвокат Алексея Учителя) противники фильма подожгли два автомобиля. По данным телеграм-канала Mash, в поджоге участвовали три человека, а на месте были найдены записки «За Матильду гореть». После инцидента Наталья Поклонская обвинила Учителя в провокации: «Кому выгодно отвлечь внимание от правовой ситуации и перевести ее в плоскость оценок экстремистских и хулиганских выходок? Кто на самом деле все это планировал и осуществлял? Не слишком ли прямолинейными и навязчивыми становятся попытки выставить себя на всеобщее обозрение жертвой неких мифических православных радикалов?»

Сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» отказались от показа «Матильды» из-за «участившихся угроз в адрес кинотеатров». В пресс-службе сети кинотеатров отметили, что это вынужденная мера: «Решение связано исключительно с желанием оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма. Возникший на фоне последних событий резонанс вокруг кинокартины, возможно, поднял ее коммерческий потенциал, но безопасность наших зрителей для нас остается в приоритете».

“Открытая Россия” взяла интервью у лидера организации «Христианское государство — Святая Русь» (ХГСР) Александра Калинина. Он подтвердил, что христианские активисты готовы жечь кинотеатры из-за “Матильды:”

— То есть ваши январские письма, в которых вы говорите, что кинотеатры будут в огне — это ретрансляция мнения общественности?

— Да-да. Это позиция тех людей, которые слов на ветер не бросают. У нас были серьезные встречи с рядом организаций, где люди давали обещание своим братьям, что, если фильм выйдет, я пойду жечь, палить, уничтожать, пойду до последнего. Это не те люди, что просто сказали, и все. Они из тех, кто сказал и сделает.

— Как они готовы себя проявить?

— У каждого свое. Кто-то готов жечь, кто-то — молиться. Но каждый готов к действиям. Никто не будет сидеть сложа руки, каждый выйдет и пойдет.

— А много людей готовы жечь?

— Достаточно много. Где-то две с половиной тысячи братьев писали — давайте собираться. Но мы никого ни к чему не призываем. Много людей понимает, что мы готовы к решительным действиям, если будет ущерб для страны.

Кроме того, ХГСР вчера опубликовало заявление по поводу волны телефонных угроз:

“В связи с широкой оглаской в прессе недавних инцидентов телефонных угроз, ХГСР считает своим долгом проинформировать общественность о том, что 10.09.17 на имя Организации, от неизвестных нам ранее лиц, была получена информация (анонимное письмо) о том, что данными лицами будут проводиться некие “информационные атаки на кинотеатры и объекты инфраструктуры РФ” в рамках “общеправославной компании” против х/ф “Матильда”.

Читайте также:  Гонения на православную церковь: времена и причины, история православия в 20 веке, мифы

Террористическая организация разрешенная в Российской Федерации

Хм, обойдусь без оценочных суждений, дабы не оскорбить чувств.

Вчера. Экскурсия по Крыму. Форосский храм (расположен в горах на достаточно большой высоте).
Перед храмом несколько десятков паломников, суетятся, чего-то ждут.
В 10 утра из храма под звон колоколов выходит процессия: несут хоругви, иконы и паланкин, на котором возвышается огромная икона.
Паломники падают ниц (точь в точь как мусульмане при намазе), над ними проносят паланкин, встают.
Вся компания выстраивается в шеренгу и идёт вниз по двухполосному серпантину, занимая треть проезжей части.
Интересуемся у гида, а, собственно, в честь чего сабантуй?
– Так против “Матильды”, третий день уже ходят.

Всем экскурсионным автобусом решили таки посмотреть эту “Матильду”, больно грамотный и мощный пиар.

П. С. В районе 17-ти часов возвращались той же дорогой, идут.

Православные экстремисты угрожают поджигать брянские кинотеатры за прокат «Матильды»

Скандал, поднятый на ровном месте вокруг ещё не вышедшего фильма «Матильда», добрался до Брянска. Брянские кинотеатры получили многословное и велеречивое письмо от некого ВОО «Христианское Государство – Святая Русь», в котором «борцы за правду» обещают поджигать кинозалы за демонстрацию «Матильды», сообщает корреспондент «Город_24».

Параноидальный скандал, поднятый на ровном месте вокруг ещё не вышедшего и виденного единицами фильма режиссёра Алексея Учителя «Матильда», докатился до Брянска. В распоряжении редакции «Город_24» оказалось письмо неизвестной доселе организации ВОО «Христианское Государство – Святая Русь» в адрес брянского кинотеатра «Рай Парк».

Письмо написано напыщенным и велеречивым слогом с обильными отсылками к Отцам, Воле Божьей, Вере и прочим высоким инстанциям — на трёх листах. А на четвёртом содержится неприкрытая угроза с описанием того, что будет, если кинотеатр вздумает прокатывать «Матильду»: «Кинотеатры начнут поджигать… Много средств даже не нужно — за каждый подожжённый кинотеатр многим будет достаточно и 5-10 тыс. руб.. Всего за 10 млн. р. можно сжечь все кинотеатры России».

Что дальше? Жечь больницы и школы?

Без комментариев

Православные активисты угрожают кинотеатрам

В конце января в адрес кинотеатров России стали приходить странные письма, словно «с Канатчиковой дачи». В них требовалось не рекламировать и не демонстрировать фильм «Матильда».

Внимательное изучение конвертов и их содержимого выявило, что отправитель — некая православная организация «Христианское Государство — Святая Русь», которая, судя по их странице в интернете, представлена двумя или тремя членами, которые утверждают, что их «братья» — по всей России.

Комментарии к подобным текстам очевидны — это угрозы фанатично настроенных людей. Вывод прост — найти, проверить авторов на вменяемость и либо лечить, либо применять закон.

Чтобы понять, что руководит подобными людьми, мы связались с ними по телефону. На вопрос о том, что они имеют в виду под «радикальнейшими мерами», уж не поджоги ли кинотеатров, были ответы в духе: «Мы готовы и взрывать, если нас не услышат, но мы ни к чему не готовимся, мы мирные, это наша внутренняя готовность на всё».

В офисе дистрибьютора «Каропрокат», который выпускает ленту 26 октября, знают об этих письмах. На звонок CINEMAPLEX Алексей Рязанцев ответил, что кинотеатрам необходимо в связи с угрозами обратиться в прокуратуру в своих городах и регионах и решить вопрос с привлечением государственных структур. В отношении фильма уже была проведена специальная проверка, инициированная в результате обращения граждан запросом от депутата Государственной Думы Натальи Поклонской — никаких угроз основам православной культуры в фильме не было найдено, и тому было дано соответствующее экспертное заключение.

Впрочем, «братьям» из «Святой Руси» экспертное заключение Прокуратуры РФ не указ — по их словам, они признают лишь авторитет Отцов-основателей церкви.

Несмотря на то, что фильм они не видели, судят о нем на основании фрагментов и сценария из источников, которые, якобы, близки съемочной группе. При попытках что-либо уточнить, «представитель организации по связям со СМИ» впадал в раж, в пространные рассуждения о Николае II, о России, которой «уже сто лет правят сволочи, но Путин хороший» и тому подобное. Однако на вопрос о том, не является ли фильм МАТИЛЬДА поводом для «Святой Руси» заявить о своих позициях, нам ответили утвердительно. Видимо, не такие уж «сумасшедшие» эти «братья», — понимают, что для пиара нужен громкий информационный повод.

На вопрос, что «организация» собирается делать, если кинотеатры обратятся в правоохранительные органы, её представитель хмуро ответил: «Посмотрим»…

РЕПЛИКА CINEMAPLEX: Скорее всего, православные активисты надеются (и не без оснований), что власти отнесутся к ним снисходительно: в конце концов, ни Энтео с соратниками, ни «Офицерам России» за блокирование выставочных залов и погромы в музеях никаких серьезных мер принято не было. Почему бы теперь активным людям с гражданской и духовной миссией не поучить кинотеатры, как правильно формировать репертуар?

Клерикализация, которая всё больше проникает в нашу повседневную жизнь, проявляется не только в передаче соборов в лоно церкви, но и в открытых проявлениях и акциях разных маргинальных групп, которые раньше были где-то на периферии общественной жизни и не воспринимались всерьез. Теперь мракобесие и религиозный экстремизм защищены законом «об оскорблении чувств верующих”, а наказывают, в основном, за неудачные формулировки и перепосты в соцсетях.

Наличие в УПК статьи 282 (наказание за экстремизм) не является чем-то хорошим, и мы не ратуем за её применение по любому высказыванию и письму. Но, почему бы вместо этой, на наш взгляд, вредной 282-й статьи, не ввести бы такое юридическое понятие как «запрет на приближение», принятое во многих странах, и почему бы не расценивать повторные угрозы насилием как форму насилия? Ведь, в общем-то, это так и есть.

Возможно, кинотеатрам, получившим письма с угрозами стоит обратиться за помощью в «Киноальянс» и подать коллективное заявление в прокуратуру? Повысить уровень решения вопроса, чтоб и впредь никому не повадно было: до премьеры остается еще более полугода.

Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора

От редакции: Автор публикуемой статьи выступает с «перпендикулярной» редакционной позиции по двум важнейшим вопросам церковно-политической повестки дня. Тем не менее, мы решили опубликовать его текст. Во-первых, потому что не сомневаемся в благонамеренности автора, помня его прежние публикации на РНЛ. А во-вторых, потому что подобного рода взгляды распространены среди православных. Поэтому надо разговаривать, надо обмениваться мнениями, надо полемизировать. И надо постараться услышать и понять логику близких нам оппонентов.

А вот как раз с логикой и возникают проблемы. Автор говорит, что не надо выступать против «Матильды», потому что были куда более кощунственные фильмы, против которых мы не протестовали. Ну, во-первых, это – неправда, что не протестовали. Только наши протесты оказались тогда слабыми, и результата мы не получили. А сейчас ситуация меняется. Но даже если бы автор был и прав, и мы, действительно, не обратили внимания на такие сомнительные для православного человека фильмы как «Царь» или «Викинг», это не значит, что нам нужно и «Матильду» пропустить.

Автор печалуется о множестве храмов, которые лежат в руинах. Это правда. Но разве из этого следует, что не нужно бороться за возвращение Исаакия Церкви? Почему собор должен оставаться музеем, пока мы не восстановим руинированные храмы? Нам говорят, что он не принадлежал церковному ведомству до революции. А какое это имеет значение? Разве Исаакиевский собор строился для музейных нужд? Да в соборе и сегодня совершаются богослужения, но духовенству приходится подстраиваться не под нужды верующих, а под расписание работы музея. Разве это справедливо для храма?

Так что логики в рассуждениях М.Енотова, на что он претендует, не наблюдается.

Ну, а попытка увидеть во всём «след княгини Марии Владимировны и кирилловичей» является чистой конспирологией.

Думаем, что скандал вокруг «Матильды» и история с возвращением Церкви Исаакиевского собора свидетельствуют о росте влияния православной общины в нашем обществе. Православных становится всё больше, и они занимают весомые позиции в политике, общественной деятельности и культуре. И требуют с собой считаться.

А проблем в Церкви, действительно, много, помимо «Матильды» и возвращения Исаакия. Но это не значит, что нам следует игнорировать одни проблемы в угоду другим.

Слышал я, у православных на Руси нынче две главных беды – выход фильма Алексея Учителя «Матильда» и проблемы с передачей Исаакиевского собора в юрисдикцию РПЦ. Будучи верующим и имея соответствующие, предусмотренные законом, чувства, считаю нужным высказаться.

По порядку. Начну с того, что знаю Алексея Учителя лично – встречался с ним однажды как сценарист для обсуждения небольшого проекта его киностудии. Прямо скажу: пренеприятный тип. Тут и сугубая отрицательная харизма, и крайне сомнительные профессиональные качества, и очень «гибкий» подход к морали. Такому прохиндюсеру в нормальной стране даже социальную рекламу снимать не доверят – не то что крупнобюджетный фильм с государственным финансированием об одной из ярчайших фигур отечественной истории. Однако далее последует череда «но».

Во-первых, «Матильда» – далеко не первый и отнюдь не уникальный случай кинематографического надругательства над сакральными для русских людей образами. Собственно, русофобская трактовка исторических событий и персоналий – это тенденция всей россиянской «культуры», поэтому меня несколько удивляет такое внезапное пробуждение православной общественности, тем более учитывая, что фильм Учителя еще даже не вышел в прокат. Лично меня интимная жизнь правителей всегда интересовала мало, поэтому в тонкостях отношений Николая Александровича и балерины Кшесинской я не сведущ, но даже если сюжет «Матильды» целиком основан на пустых сплетнях, то грязи во всей этой истории явно меньше, чем, например, было вылито за последние годы на святого равноапостольного князя Владимира (вспомнить хотя бы фильм «Викинг») или благоверного царя Иоанна Васильевича Грозного (вспомнить хотя бы фильм «Царь»). Но массовое возмущение вызвала именно «Матильда» (еще не вышедшая на экраны!). Думается, причина здесь в том, что в случае «Матильды» шум был поднят «сверху», а именно – госпожой Поклонской, являющейся теперь кем-то вроде официального лица марки «Кирилловичи» при российском парламенте. Уже хотя бы поэтому мне не хочется подпевать оскорбленному в чувствах «православно-монархическому» хору (увы, сегодня это словосочетание крайне редко можно употребить без кавычек).

Во-вторых, с каких это пор канонизация стала свидетельством безгрешности? Государь Император Николай Александрович был прославлен как страстотерпец, то есть прославился святой кончиной, а не жизнью. И в этом ракурсе совершенно неважно, правдива ли история, описанная в «Матильде». Или, может, теперь оскорблением чувств верующих будет считаться напоминание о том, как апостол Павел преследовал христиан? Или о том, как апостол Петр отрекся от Спасителя? А ведь речь-то о грехах пострашнее любой «Матильды». Кстати, среди новомучеников есть и те, кто в феврале 1917-го предали Государя – тут вообще в чувствах верующих можно запутаться.

В-третьих, экспертиза трейлера. хотя это даже комментировать как-то стыдно. Давайте еще по постерам оценивать содержание фильмов, а содержание книг – по обложкам и аннотациям. Аргументы, приведенные в экспертизе, смехотворны и, без сомнения, войдут в «золотой» фонд россиянской юриспруденции, уже давно работающей в жанре абсурдистской антиутопии. Невольно вспоминается формулировка из недавнего приговора одному российскому блогеру – «подсознательный призыв к экстремизму». Уверен, вочеловечься Христос сегодня, синедрион, недолго думая, состряпал бы Ему обвинение в чем-то подобном.

В-четвертых, бороться с режиссерами или конкретными фильмами в принципе глупо. В России почти все кино снимается на государственные (читай бюджетные – читай народные) средства, сценарий фильма до выделения денег на его производство проходит через несколько комиссий, затем после завершения фильма ему выдается (или не выдается) прокатное удостоверение – таким образом, государство контролирует кинопроизводство и на «старте», и на «финише». Учитель здесь – лишь переменная – можно назвать икс игреком или зетом, но уравнение останется тем же. Это система, и она целенаправленно уничтожает нашу культуру за наш же счет, осуществляя, по сути, самый настоящий этноцид, – пора наконец это понять и перестать слушать великодержавно-высоконравственную демагогию чиновных пропагандистов. Если раньше оккупационная природа россиянской власти была лишь риторической фигурой крайне правых патриотов, то сейчас она стала наглядным фактом, ведь в конфликте на территории ОРДИЛО (так после минского сговора официально называется воюющий огрызок Новороссии) РФ вполне открыто поддерживает бандеровскую хунту (и финансово, и ресурсно, и дипломатически), удерживая ее от тотального физического уничтожения дончан и луганчан только ради сохранения лица перед россиянским электоратом, еще смутно помнящим телевизионную сказку о «Русском мире». Перефразируя Бжезинского, РФ – государство, существующее на обломках России, за счет России и против России.

Читайте также:  Таинство венчания в православии: правила и особенности подготовки, нюансы выбора дня и календарь венчаний

Ну и наконец несколько слов об Исаакии. Я не раз бывал в Питере и часто проходил мимо этого здания, но мне ни разу не хотелось зайти внутрь или тем более помолиться там. По мне, лучше бы в этом монструозном памятнике масонства вообще никогда не освящался алтарь (кстати, в аскетической традиции исполинские размеры являются характерной чертой бесовских сил наряду с такой же чрезмерной мелкостью). Но ладно, собор – значит, собор. И все же мне совершенно непонятно, чего хотят сторонники передачи, учитывая, что богослужения в соборе совершались и прежде, а сам собор и до Революции находился вне церковного ведомства. Также мне непонятно, почему многие шедевры древнего русского храмового зодчества превращены в руины и отхожие места, а «православную общественность» и церковных чиновников больше всего беспокоит даже не физическое, но юридическое состояние помпезного европейского Исаакия или реализация столичной «Программы-200». А ведь в каждом заброшенном и полуразрушенном храме, пусть и оказавшемся из-за обезлюдивания русских земель вдалеке от населенных пунктов, тоже был освящен алтарь – вот она, мерзость запустения! Да, как же вся эта питерская истерия симптоматична.

Кстати, любопытная деталь: именно в Исаакиевском соборе отпевался Владимир Кириллович Романов – сын того самого Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая Второго, предавшего Государя во время Февральского переворота. Впрочем, сын отличился не меньше отца: после Второй мировой Владимир Кириллович призывал западные страны начать войну против Советского Союза, а когда спустя сорок лет «ненавистный коммунизм» был-таки раздавлен, великий князь призывал все тот же прогрессивный Запад помочь «возрождающейся» России. А теперь дочь Владимира Кирилловича – Мария Владимировна – одаривает единоросску-монархистку (оксюморон? нет, не слышал) Поклонскую наградами «Российского императорского дома». Вот такая интересная корреляция обнаруживается между Исаакием и «Матильдой».

Словом, странные нынче пошли православные. Мои чувства верующего, например, куда больше оскорбляют лобызания русского Предстоятеля с ватиканским ересиархом, передача латинянам православных святынь, церковные репрессии в отношении клириков, несогласных с экуменическим курсом епископата, симония и содомия, процветающие в Церкви, песни и пляски в православных храмах, ставшие «миссионерской» нормой последних лет, религиозно-культурные проекты вроде китчевого Пасхального фестиваля или трэш-мультфильма «Дети против волшебников», ну и, конечно, предательская позиция, которую заняла Московская Патриархия по отношению к народу Донбасса, поднимавшемуся на войну против униатско-бандеровской нечисти со знаменем «За веру, Царя и святую триединую Русь». Но, увы, мои оскорбленные чувства ни поклонские, ни милоновы, ни даже залдостановы защищать не торопятся. Что ж, остается только в очередной раз вторить псалмопевцу: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения».

Постскриптум: выражаю скромную надежду, что после всего вышесказанного меня не причислят к врагам православия, а заодно, по традиции, и агентам Госдепа, хотя маразм, царящий в РФ, уже стал главной «духовной скрепой» населения (можно сказать «маразм скрепчал»), и я ничему не удивлюсь.

Пресс-секретарь Патриарха: высказанное мнение о фильме «Матильда» было моим личным суждением

«В связи с моим интервью RT, в котором, в частности, шла речь о фильме “Матильда”, должен еще раз подчеркнуть, что высказанное мнение было моим личным суждением относительно этого фильма и никак не связано с официальной позицией Церкви и святейшего патриарха. Приношу свои извинения тем, кого ввел в смущение или заблуждение», — сообщил Волков РИА Новости.

Ранее Александр Волков в интервью RT высказался о фильме «Матильда» следующим образом:

«Я не стану пытаться формулировать какую-то официальную позицию, а выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество — это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные настроения? Надеюсь, что человек понимал, о чём и, самое главное, — о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не только как историческая личность, но и как святой, близкий, родной сердцу конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссёр может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, — это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нём есть и правильные, хорошие стороны.

Вы спрашиваете: должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Такое, конечно, невозможно.

Церковь не может из своего сакрального, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы ни был этот фильм, это всё же явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никакого сходства. В главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными.

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь — неоднородный организм. Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, — то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более что фильм снят в год столетия революции, в следующем году будет столетняя годовщина расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там — сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, что наше русское искусство гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, что, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа святого человека».

Фильм «Матильда» посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий Николай II. Премьера пройдет 6 октября в Мариинском театре Петербурга, а в широкий прокат картина должна выйти 25 октября.

Ранее депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить картину. По ее словам, специалисты и ученые сделали комплексную экспертизу материалов фильма. Она показала, что созданный в «Матильде» образ не соответствует образу канонизированного РПЦ императора Николая II.

Причины, почему в РПЦ решили не давать оценку фильму «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Слова священника и слова прокурора

«Церковь не должна давать оценку культурным явлениям», — заявил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, комментируя ситуацию с фильмом «Матильда» режиссера Алексея Учителя.

«Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона,

— цитирует RT спикера патриархии. — Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры».

При этом, говоря о самой картине, Волков отметил, что она может задеть за живое очень многих людей. «Та реакция, которая есть, — это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдет незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения», — сказал он.

Заявление представителя РПЦ по поводу фильма Алексея Учителя, еще до своего выхода ставшего предметом преувеличенного внимания консервативной общественности, выглядит либеральнее прежних заявлений церкви о фильме. Так, ранее игумен Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов) в интервью «Российской газете» говорил, что задача церкви в отношении фильма — «не требовать запретов, а предупреждать о правде и неправде». При этом, по мнению Шевкунова,

если фильм будет художественно переосмысливать реальные исторические события, то он должен заявлять о себе как об историческом «фэнтези».

Возможно, новые заявления связаны с активностью правоохранительных (а точнее, надзорных) органов в отношении фильма и развязанной против него кампании. Так, накануне стало известно, что

прокуратура Москвы направила следователям столичного ГУ МВД материалы и представление для решения вопроса об уголовном преследовании по результату прокурорской проверки действий членов общественной организации «Христианское государство — Святая Русь».

Как напоминает RNS, несколько месяцев назад от имени этой организации были разосланы письма в несколько сотен кинотеатров и кинопрокатных компаний с угрозой поджога кинотеатров в случае, если те не откажутся от проката фильма. По всей видимости, проверка проводилась по заявлению режиссера Алексея Учителя и его адвокатов в связи с угрозами, поступившими и в адрес создателей фильма.

Надзорное ведомство установило, что в действиях руководства организации «Христианское государство — Святая Русь»

есть признак преступления по ч. 1 ст. 179 УК России (принуждение к отказу совершения сделки под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества).

Закрытый показ, которого не было

Не учите Учителя

Ранее стало известно, что в июне прошел закрытый показ «Матильды», на котором, по некоторым данным, присутствовал спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель Общественного совета при Минкультуры Павел Пожигайло. Последний якобы уговорил режиссера внести некоторые поправки как в трейлер фильма, так и в саму картину. Правда, сам постановщик в беседе с «Газетой.Ru» опроверг эту информацию, сказав, что

считает «смешным» предположение, что председатель общественной структуры при федеральном министерстве может рекомендовать правки кинорежиссеру.

В интервью с ТАСС Алексей Учитель рассказывал, что Павел Пожигайло «был на просмотре, говорил хвалебные слова, никаких переделок не предлагал».

Поклонская и коробки

Тем временем в конце прошлой недели инициатор кампании против фильма депутат Госдумы Наталья Поклонская собрала подписи от 37 депутатов, а также более 100 тыс. обращений против фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя. По ее словам, запрос о принятии мер «в пределах компетенции» был направлен министру культуры, генеральному прокурору, а также министру внутренних дел. К запросу и подписям граждан была приложена и информация Счетной палаты РФ о том, что государством было выделено на создание картины 280 млн руб. В приложении к запросу Поклонская направила подписи и обращения той самой сотни тысяч граждан «об оскорблении их чувств».

Собственно, именно это приложение с трудом уместилось в 13 коробках, рассказала Поклонская.

«Учитель снял большую картину»

В запросе содержится просьба принять необходимые меры и не допустить «оскорблений религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма». Она и ее единомышленники считают оскорбительными предположения о романе Николая II c Матильдой Кшесинской после брака российского императора с Александрой Федоровной, а также тот факт, что в фильме императрица Александра Федоровна показана как поклонница оккультизма.

Кроме того, неприятие самой Поклонской вызвало исполнение главной роли немецким артистом Ларсом Айдингером, которого депутат неоднократно называла порноактером (видимо, за его роль в фильме Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания», где он играл обнаженным).

Ссылка на основную публикацию