Православие и гадание: отношение церкви и мнение священников к гаданиям на таро и на Святки, тонкости и нюансы

О «святочных гаданиях» и картах

Святки — время между Рождеством и Крещением, — по духу и смыслу Церковного устава должны быть посвящены молитве и литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. В эти дни не совершаются браки именно потому, что верующий человек каждый день должен быть на богослужении. К сожалению, в дореволюционной России в нецерковной и неблагочестивой среде святки становились временем разгула, пьянства, обжорства. А еще — гадания.

Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали

А еще у Пушкина в «Онегине:

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим
.

Может и бессознательно, но Александр Сергеевич уловил главное — лживую детскость гаданий. А образ старости, все потерявшей, но еще гадающей у гробовой своей доски, напоминает проигравшегося игрока у рулетки, который ставит последний золотой на «зеро», и, разумеется, проигрывает.

Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. А вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце» и замечательную фразу профессора Преображенского: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». То же и в жизни каждого человека, когда он, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с Промыслом Божиим (или для не понимающих этого языка — со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человеко-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы — сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив — обломков своих несбывшихся надежд.

Обратимся к названиям карт. Самой значимой картой является джокер (буквально «шут»). Но в итальянской версии он называется «дьявол» и первоначально на своем жезле он нес… человеческую голову. Слово «туз» — польского происхождения, от нижненемецкого «чорт». Показательно, что на карте туза в XVI в. часто рисовали… свинью — животное, мягко говоря, не кошерное с иудейской точки зрения [4] . Не исключено, что «дама» — это кощунственное изображение Мадонны, фактом остается и то, что часто в качестве дам рисовали библейских героинь — Рахиль, Юдифь и так далее. Наконец, среди «королей» часто изображались Давид и Соломон. По контрасту среди «валетов» (слово «валет» означает буквально «слуга, холоп») изображался рыцарь Ла Гир по прозвищу «Сатана».

Неслучайно вскоре карты стали подвергаться запретам и преследованию в силу их явной связи с кощунством и нечистой силой. Сами оккультисты признают как оккультный характер т. н. карт таро, или египетских карт, так и связь с ними карт обычных. Вот лишь некоторые красноречивые цитаты с оккультистских сайтов:

«Историю происхождения игральных карт часто рассматривают вместе с историей колоды Таро (или Тарот).

Таро представляет собой колоду из 78 карт с разнообразными рисунками на них. Колода разделена на 2 части, большая из которых состоит за 56 карт, называемых малыми картами, и другая часть – из 22 карт, называемых главными (или старшими) картами, а также – Арканами.

Малые карты в количестве 56 делятся на четыре масти, каждая из которых состоит из 14 карт, весьма похожих на современные игральные карты.

Четыре масти – Скипетры (палки, жезлы), Мечи, Чаши и Пентакли (Монеты, Динарии). Тарологи обычны приводят следующее соответствие этих мастей мастям игральных карт. Скипетры – крести, Мечи – пики, Чаши – черви, Монеты – бубны.

Каждая масть состоит из десяти карт от единицы (Туза) до десятки, а также четырех ролевых карт – Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа.

“Масти игральных карт, а также ролевые карты можно найти в теориях Г.И.Гурджиева. Примечательно, что самый загадочный исследователь Востока (главным образом, суфийских традиций, религиозно-мистического течения ислама), принесший многие тайны восточной мудрости на Запад, использует игральные карты для описания своей системы, которую он назвал “Модель судьбы”. Согласно Г.И.Гурджиеву, человек состоит из трёх Центров. Это Интеллектуальный центр (ум, интеллект, мышление) – ему соответствует масть бубен, Эмоциональный центр (эмоции, настроение, сердце) – ему соответствует масть черви, Физический центр (тело) – ему соответствуют масть пики (движение тела) и масть треф (инстинкты, рефлексы тела).

В сравнении с картами Таро современные игральные карты представляют собой меньшую колоду Таро, из которой убран Паж или Рыцарь, в результате чего в каждой масти осталось по 13 карт. Даже в такой усеченной форме карты представляют огромную символическую важность, поскольку принятое их деление соответствует числу времен года. Два цвета – красный и черный – представляют два главных сезона года, когда солнце на севере от экватора и когда оно на юге от экватора. Четыре масти представляют четыре времени года. Двенадцать ролевых карт (короли, дамы и валеты в каждой из четырех мастей) представляют знаки зодиака, построенные по триадам» [5] .

Думаю, для читателя достаточно, чтобы понять: игральные карты неразрывно связаны с оккультизмом и всякой бесовщиной.

Из русских законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 года, которое предписывает с игроками в карты поступать, «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 года введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 году игра в карты воспрещается под угрозой денежного штрафа. В 1733 году для рецидивистов определена тюрьма или батоги. К сожалению, при Екатерине ΙΙ карты практически прижились в России. С соответственными последствиями — бесчисленными низостями помещиков по отношению к крепостным (проигрыши в карты живых людей и целых семей), разорениями и самоубийствами.

Поэтому, дорогие читатели, если вам предложат погадать в карты, остановитесь и подумайте: с кем Вы — со Христом или с сатаной.

[1] Chatto V . Origin and history of playing cards. London, 1848.

[2] J. В. Thiers. Traité des jeux. Paris, 1686.

[3] Senger . Researches into the history of playing cards. London, 1848.

[4] Lehrs. A , 1885.. Die ältesten deutschen Spielkarten des Königlichen Kupferstichkabinetts zu Dresden. Leipzig

Гадания на Святки?

Гадания на Святки — древняя русская традиция или языческое мракобесие? Чем опасны гадания на святки и Рождество? Отвечает протоиерей Анлександр Авдюгин.

Гадания на Святки и Рождество, Святочные гадания

Лукавый на выдумки хитер и для того, чтобы свое лукавство оправдать, обязательно удивительные по находчивости аргументы преподнесет.

Нет оправдания гаданию. Церковь об этом на протяжении всех веков своего существования неоднократно высказывалась. Не существует безопасных методик, как и нет деления на «белых» и «черных» магов. Многократно проповедовали и писали о вреде гаданий и предсказаний Святые Отцы Церкви. Вот слова святителя Василия Великого:

«Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Понятно, что человеку, входящему в новый год, далеко не безразлично «что день (год) грядущий мне готовит». Этот интерес всемерно поддерживается всеми СМИ, начиная от бульварной газеты и заканчивая «серьезными» программами на центральных каналах телевидения.

Сегодня, в эпоху интернета, когда для получения информации необходимо лишь умение пользоваться поисковой системой, абсолютно незатруднительно узнать, что же предсказывали нам «ведущие» маги, астрологи и прочие доморощенные и из-за кордона привезенные оракулы и всевидцы.

Итак, давайте совершим маленькое и для всех возможное перемещение в декабрь 2009 года, то есть в то время, когда «великие провидцы и искусники» рассказывали нам о том, что нас ожидает в 2010 году.

Как всегда, нострадамусоведы перевели очередной катрен Нострадамуса, из которого становилось абсолютно ясно, что в 2010 году американский президент Барак Обама изначально погрязнет в жуткой любовной интриге, а затем развяжет одну или несколько войн (по всей видимости, с Ираном и Сирией) и будет угрожать применением ядерного оружия прежде всего России, запугивая весь мир.

Как известно, прошлый год закончился прямой противоположностью. Было подписано соглашение о дальнейшем сокращении ядерных вооружений между Россией и США. Да и жена американского президента претензий своему мужу не высказывала.

Наш незабвенный Павел Глоба предсказывал развитие мирового кризиса, катаклизмы в Европе и скорейший крах Евросоюза. Кризис, как говорят, уходит в небытие, а в зону евро на днях вошла и Эстония. И здесь – «мимо».

Знаменитая на всю Россию и Украину провидица Екатерина ничтоже сумняшеся обещала сильное землетрясение в России, конфликт в Крыму и войну, которая начнется 11 ноября и в которой погибнут 50 миллионов россиян…

Есть смысл продолжать далее читать эту несуразицу? Думаю, что нет. А ведь многие из нас верили этому откровенному бреду!

Так почему же подобные примеры, говорящие о полной несостоятельности гадателей всех мастей, не останавливают наше любопытство? Почему даже Божье установление и церковный запрет на любые виды гадания и предсказания не берется во внимание?

Одна из причин – духовная всеядность. 20 лет религиозной свободы так и не смогли выработать у нас, православных, четкого понимания «что такое хорошо и что такое плохо». По-прежнему, сочетание церковных Таинств и молитв с оккультными практиками и верой в равновеликость добра и зла практикуется, а иногда и благословляется. Недавний пример, рассказанный мне местным священником.

В одном из наших монастырских храмов всегда очень чистые, до блеска отдраенные полы. Оказывается, если в какой-то семье проблема с деторождением, то надобно приехать и помыть пол в данной обители. Этого будет достаточно, чтобы ребенок появился…

И подобных суеверных утверждений существует великое множество. Здесь тебе и херувимский ладан, и земелька со святого места, которую надобно съесть, и второе, «тайное» имя для крещаемого ребенка…

Вера в то, что без нашего духовного труда, стремления к соблюдению Заповедей и постоянной церковной жизни можно добиться того, что надобно именно сейчас, и есть основа существования магов всех мастей и категорий.

Еще одной причиной неугасающей любви к гаданию и предсказаниям является навязываемая ныне и в государственном масштабе политика «хранения народных традиций». Вот только в веер этих «традиций» вошло не только доброе и вечное. Под вывеску заботы об историческом наследии и культурных ценностях смели всю языческую грязь, разрисованную столь красочным внешним видом. Под карнавальными одеждами и купальным веселием не замечается всё та же ухмылка врага рода человеческого. Святочные гадания также усиленно возводятся в ранг «традиции», а там, где эту «традицию» принимать не хотят, откровенное нечестие преподносится в ранге забавы, шутки или игры. Этот легкомысленный флирт с потусторонним миром подобен по своим последствиям легкому наркотику. Он обязательно потребует продолжения в более четкой и уже страшной, гибельной форме.

В течение года существуют несколько дней и недель, когда особо ярко проявляют себя силы зла. Святки – один из таких периодов, потому что это время, наиболее приближенное к настоящему Чуду — рождению Спасителя.

«Cвяточные гадания, — пишет протодиакон Андрей Кураев, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Церковь категорически запрещает гадания (будь то святочные или любые другие):

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»
(61 правило VI Вселенского собора).

Стоит заметить, что многие виды гаданий, особенно в дни рождественские и крещенские, требуют снятия с себя нательного креста. Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, то есть отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами. Для гаданий выбираются места, где, как считается, «обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период». Места нежилые и нестандартные, такие как заброшенные дома, бани, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.д.

Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение, обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой». Этот след далеко не безобиден. Он вольно и невольно будет лишать нас того, что есть высшая ценность – свободы собственной воли, Богом нам данной. Не надо забывать, что Христос рождается в Вифлеемской пещере еще и потому, чтобы быть свободным и не зависеть в своем выборе ни от римского императора, ни от царя Ирода, ни от иудейского Первосвященника. Так зачем же нам, Христа славящих и Ему верующих, эту свободу отдавать результату гадания?

Впрочем, среди разнообразия языческих и магических приемов, в эти рождественские и крещенские дни используемых, мне один очень даже по душе. Это действо для тех, кто очень желает встретить настоящую любовь. Для этого, как говорят, надобно в полночь подойти к ближайшей церкви и 12 раз обойти вокруг нее, и тогда разрушится одиночество и появится долгожданная любовь. Готов всецело поддержать это утверждение, если в полночь на Рождество Вы придете к нашему храму, и мы вместе с вами с пением тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш» обойдем 12 раз вокруг храма, славя рожденного Младенца Христа. Уверен, что видя наш подвиг молитвенный и сердечную праздничную радость, Господь откликнется на желание любить и быть любимой или любимым.

Читайте также:  Скрижали Моисея: понятие, смысл и значение в православии, история и виды

Таро и грех

Гадание на картах Таро не самая древняя наука. История карт насчитывает немногим более половины тысячи лет. Сравните с астрологией, которой несколько тысяч лет и зарождалась она ещё во времена шумерской цивилизации. Конечно, до Таро существовали другие виды карт, да и другие виды прорицаний, связанные с выбрасыванием дощечек и камушков.

Не смотря на то, что гадание одно из древнейших занятий человека и уж точно оно старше христианства, тем не менее, вопрос «грех ли гадать на картах Таро» звучит в наши дни всё чаще. Прежде чем ответить на этот вопрос, нам необходимо с вами прояснить, что такое грех в понимании эзотерика и что такое грех с точки зрения христианства.

Что такое грех

Если мы будем разбираться в происхождении этого слова (причём не только в русском языке), то заметим, что слово грех связано с такими понятиями, как погрешность, огрех, которые в свою очередь обозначают ошибку. Таким образом, грех — это нарушение чего-либо. Что под грехом понимается в эзотерике?

В отличие от религии, эзотерическое учение не имеет чётких канонов, определённого лидера (наподобии Папы Римского или патриархов), а определённые правила хоть и существуют, но не прописаны однозначно на бумаге. Под грехом мы понимаем нарушение естественного хода вещей, разрушение энергетических связей, изменения в потоках силы. Как правило, такое происходит, если мы вмешиваемся в какой-то процесс, значит запускаем процессы действия и противодействия, которые определённым боком могут сказаться и на нас самих.

И дело здесь вовсе не в том, хорошее мы делаем или плохое, желаем ли, чтобы было как лучше или нет. Речь идёт о физике процесса и этическая составляющая здесь уже вторична. Греховность проявляется в нарушении равновесия во время магической практики и потому требует компенсации. При правильном подходе одни действия балансируют с другими, и в итоге магу ничего не угрожает.

Чем, по сути, является гадание? Это своего рода магическая практика, направленная на узнавание событий будущего или минувшего. Гадание — это работа с информационным полем, которое при этом не лишено своей энергии. И хотя гадание не ставит перед собой целью вмешательство в текущие процессы, определённое взаимодействие между предсказателем и энергетическими потоками происходит, а значит, будут определённые последствия при гадании на картах Таро.

Конечно, они не сопоставимы с тем, что происходит после магических ритуалов, но активно практикующие тарологи знают, что после нескольких сеансов их ждёт слабость, усталость, а если расклад был большой и сложный, то упадок сил может длиться не один день и даже привести к болезни. Последующий период восстановления и есть тот самый компенсирующий поток энергии, который приводит всё в порядок.

Стоит ли считать, что гадание на Таро опасно? Наверное, такое утверждение будет большим преувеличением. И хотя определённые последствия существуют, они вполне вписываются в нашу повседневную жизнь.

Христианство и гадание

Здесь ситуация на первый взгляд более чем понятна и ясна. И ответ на вопрос «грех ли гадание на картах Таро» — однозначное да. Но давайте разберёмся в вопросе подробнее. И хотя среди десяти заповедей мы не встретим упоминания «не гадай», тем не менее, в Библии указаний на запретности гадания разного вида более чем достаточно. Служителями церкви этот вопрос трактуется так же однозначно.

Доказательство этому шедевральные надписи на некоторых храмах о запрете посещения оных астрологами, тарологами, экстрасенсами и далее по списку, а также упоминания о том, что данным личностям свечи не продаются. Конечно, у большинства людей это вызывает только улыбку. И ведь действительно, если предсказатели и экстрасенсы ради своего дара продали душу дьяволу, то какая им нужда идти в церковь?

Тогда это и не дар вовсе, а приобретение, вполне осознанное и в церковь таких мракобесов тянуть точно не будет. А если ходят и службы стоят, то значит с их стороны ситуация выглядит иначе? И душа у них всё ещё есть, и не воротит их в храме и демоны не держат у порога.

В «Божественной комедии» Данте для предсказателей и астрологов уготован 8 круг ада (весьма высокое положение, так как всего их девять). Правда наказание для них на фоне остальных выглядит весьма мягко. Так обольстителей и сводников истязают бесы-погонщики, торговавших церковными должностями заковывают в скалу, а по их пяткам течёт лава.

Взяточников варят в смоле, с ворами совокупляются земные гады. Фальшивомонетчиков мучает постоянная жажда. А лжесвидетели находятся в таком бешенстве, что кусают всех подряд. Согласитесь, компания подобралась весьма выразительная. Тем не менее, у звездочетов и колдунов (сюда же относимся и мы с вами) лишь вывернута голова в сторону спины. Ну и, наверное, их иногда кусают пробегающие мимо лжесвидетели.

Конечно, «Божественная комедия» не является религиозным текстом и не может служить основанием для составления перечня всех грехов. Но церковная позиция в отношении предсказателей весьма однозначна и была такой на протяжении длительного времени. С другой же стороны в христианстве мы имеем огромное множество ответвлений и течений, в каждом из которых толкование канонов порой разительно отличается, поэтому вполне возможно, что и для предсказателя найдется своя церковь. Свое мнение относительно вопроса «гадание на Таро грех или нет» я изложу ниже.

Совместимы ли христианство и карты Таро

Нередко можно повстречать практикующих Таро, которые в тоже время являются и откровенно верующими людьми. Причем часто христианство аккуратно вплетается в процесс гадания. Так перед началом сеанса может быть прочитана молитва, для очищения пространства после гадания, читается другая молитва. В комнате для гадания располагаются иконы и так далее. У таких практиков процесс гадания является частью религиозного обряда и это нисколько не мешает их работе. Если исходить из такого практического опыта, то получается, что гадание и христианство более чем совместимы, и если не помогают, то по крайне мере не мешают друг другу.

Как же так происходит? У меня на этот счет есть одна теория. Во времена, когда родился Иисус, первыми к нему прибыли три волхва и поднесли свои дары. Как вы понимаете, волхвы и есть те самые предсказатели и звездочеты, а дары есть не что иное, как акт признания новой религии (которой еще предстоит только появиться), новых правил. Дары были приняты, а значит, вместе с ними были приняты и волхвы.

Таким образом, ещё до зарождения христианства как религии с ее сводом правил, парой противоречивых, волхвы нашли способ вписаться в этот новый поток энергии, приняли в нем участие, провели ритуал искупления греха. Поэтому, на мой взгляд, предсказание будущего весьма гармонично уживается с энергетическими потоками христианства. Чего не сказать об отношениях с представителями этого самого христианства.

С точки зрения церкви предсказатели одержимы демонами и находятся в непосредственном контакте с нечистой силой. В тоже время, среди священнослужителей и монахов существовали пророки, которые предсказывали самые различные события. Одно из таких предвидений заняло особое место в Библии и известно нам как Откровение Иоанна Богослова или же Апокалипсис. Получается, предвидеть будущее все же можно даже в рамках христианства.

И ведь действительно, если предсказание делает монах, да еще и находясь на территории храма или ином освященном пространстве, то ни о каких нашептывающих демонах речи быть не может, а стало быть, предсказание даровано святым духом, ангелом.

В случае со священнослужителями всё ясно – иного пути, как получить информацию от Бога, у них нет, их предсказание безгрешно. А вот для простых мирян, увы, ситуация складывается иначе. Если вы являетесь верующим человеком, но в тоже время вас тянет катам Таро, то проведите личный эксперимент. Проведите сеанс гадания после молитвы и при церковной свече. Если всё будет получаться так же хорошо, как и прежде или даже лучше, то значит, ваши предсказания не несут в себе греха. Официальной церкви вы, таким образом, конечно, ничего не докажите. Но ведь и Бог не в храме, он в душе.

Таро – это инструмент для гадания

Для всех остальных, кто не является приверженцем каноничной религии, не следует строго всем правилам и постам, я рекомендую не зацикливаться. Карты Таро являются инструментом для гадания и в этом смысле сами по себе они не являются источником зла, греха и прочего. Как и многие другие инструменты, карты являются абсолютно нейтральной вещью, не несущей в себе ничего, кроме того, что вы сами в них вложите. С какой целью и каким намерением вы будете использовать карты, зависит только от вас. Вы определяете всё то, что будет происходить дальше.

И, разумеется, если ваши помыслы чисты, то ни о каком грехе с человеческой точки зрения речи идти не может.

Если вы занимаетесь только изучением карт, то в таком случае вы еще дальше находитесь от того, что можно назвать грехом и с религиозной и с эзотерической точки зрения. Хотя, стоит заметить, что знания не всегда считались тем, к чему нужно и можно стремиться. Но и мы уже давно не в средневековье.

Но даже если вы используете карты Таро в корыстных целях, а к таковым можно отнести весьма обширный список раскладов и вопросов, связанных как с личной жизнью, так и с работой, помните, что греха здесь не больше, чем в счастливом браке или хорошей карьере. Хотя, кто-то за это вполне может назвать вас ведьмой.

Но разве стоит обращать на это внимание, если ваша жизнь полна радостных и счастливых моментов? Человеческая молва всегда будет осуждать тех, кто достиг чего-то больше, чем они (впрочем, как и тех, кто ничего не добился). Такова человеческая природа. Религия же в большинстве своем является порождением социума и для него же предназначается, поэтому не лишена многих недостатков.

Всем же, решившим практиковать карты Таро, я рекомендую смело идти вперед, не оглядываясь назад и уж тем более на осуждающих вас. Достигайте своих целей, стройте свое счастье, делайте все, чтобы каждый день для вас становился ярче и светлее. И если вас что-то беспокоит, гложут сомнения, вы испытываете неуверенность, то самое время взять в руки карты Таро и получить ответы на все вопросы.

Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО)

Это подается как старинная русская традиция, и светские люди доверчивы ко всему этому

Итак, наступило Рождество Христово. Время от Рождества до праздника Богоявления называется Святками, то есть особо святыми днями, в которые христиане должны вспоминать и радоваться о Рождении Господа Иисуса Христа. Однако если в Интернете вы введете в поисковике слово «Святки», то обнаружите, что, оказывается, на Святки надо гадать, и даже встречаются утверждения, что будто бы Церковь разрешает святочные гадания, что в период Святок будто бы можно. Соответственно, это подается как старинная русская традиция, и, конечно, светские люди особенно доверчивы ко всему этому.

Что касается традиции – действительно, и в дореволюционной России святочные гадания имели место, это нашло отражение и в нашей классической литературе, и в живописи. Однако это не было ни повсеместно, ни одобряемо Церковью.

Давайте разберемся коротко и по существу относительно этих гаданий. Прежде всего, конечно, нужно начать с голоса Господа Бога – ведь это самый важный голос, к которому стоит прислушаться. Господь Бог в Своем слове сказал вполне определённо: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26), и в другом месте Он говорит: «Да не будет среди тебя гадателя, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 9–12).

Давайте задумаемся, что это означает. Поскольку именно среди женщин распространены эти гадания, я думаю, женщины очень хорошо поймут этот вопрос: «Хотите ли вы выглядеть мерзко в глазах кого-либо?»

Думаю, что ни одна женщина не хочет. Женщины, которые тратят очень много усилий и средств на косметику и на одежду, чтобы хорошо выглядеть даже в глазах незнакомых людей на улице, разумеется, не хотят выглядеть мерзко. Хотя от этих посторонних людей их жизнь, в общем-то, никак не зависит. А вот представьте, что вы совершаете действие, в результате которого вы выглядите мерзко в глазах не какого-то постороннего человека, а Самого Бога.

И здесь хорошо бы себя спросить перед тем, как решиться на гадания: а действительно ли это то, чего я хочу? Действительно ли я хочу выглядеть мерзко в глазах Бога? Стоит ли оно того?

Я понимаю, что я обращаюсь сейчас в основном к светским людям, потому что церковные люди и так понимают, что гадание – это грех. А те, кто гадает, – это люди нецерковные. И, возможно, сейчас для них отношения с Богом и неважны. Но ведь никто не знает, что будет за следующим жизненным поворотом. И потом, когда вдруг окажется, что вам нужно будет пойти к Богу и попросить у Него чего-то, – вспомните, что вы же себя сделали мерзкой в глазах Бога. И стоит ли тогда удивляться, если вы просите и не получаете? И как вы будете приходить к Богу в таком состоянии?

Стоит ли ради сомнительного развлечения так уронить себя в глазах Бога?

И главное – чего ради так себя опускать? Ведь на самом деле к так называемым святочным гаданиям очень многие относятся как к некоему развлечению. Стоит ли ради весьма сомнительного развлечения так уронить себя в глазах Бога? – это если говорить по-современному, а если по-библейски, то превратить себя в мерзость перед Богом?

Читайте также:  «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

Здесь, конечно, вы вправе спросить: а почему это, казалось бы, невинное занятие делает человека мерзким перед Богом? Почему Бог настолько негативно относится к гаданиям? На этот вопрос есть ответ там же, в Слове Божием: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – это всё здесь перечислены различные варианты гаданий, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» (Ис. 8, 19).

То есть Господь четко говорит, что гадание Ему неугодно, и обращение ко всякого рода гаданиям – это обращение не к Нему. А к кому тогда? Святые отцы отвечают однозначно: к злым духам, то есть к бесам, демонам, тем падшим духовным силам, которые ненавидят Бога и враждуют против Него. И вот теперь представьте такую ситуацию: допустим, ваш родственник или человек, которого вы считали себе близким, прекрасно зная, что он может обратиться к вам и что он пользуется вашим расположением, вместо этого идёт и обращается к вашему врагу – к тому, кто вас ненавидит, кто с вами борется, кто очерняет ваше имя.

Как вы к этому отнесетесь? Не покажется ли вам мерзким этот поступок? Так в глазах Бога выглядит всякий, кто начинает посредством гадания обращаться к злым духам. Что же касается голоса Церкви, то, разумеется, Церковь не может (да и не хочет) отменять того, что говорит Бог. И поэтому, например, в 61-м правиле Шестого Вселенского Собора говорится о том, что тех, кто гадает о счастье, о судьбе и так далее, следует отлучать от Причастия на шесть лет – немалый срок, довольно серьезный. А в случае, если они упорствуют, и вовсе отлучать от Церкви.

То, что противно Богу во все остальные дни, с чего бы оказалось приятным Ему в эти дни?

И никаких исключений для Святок, разумеется, здесь нет и быть не может в принципе. Потому что то, что противно Богу во все остальные дни, с чего бы оказалось приятным Ему в эти дни?

Почему же нас подталкивают именно на Святки заниматься неугодными Богу делами? Да именно потому, что бесу, который за этим стоит, приятнее, чтобы христиане, – даже хотя бы и только по имени христиане, – именно в те дни, когда предполагается, что они будут вспоминать о Христе и искать возможность приблизить свою жизнь к Его нормам, – именно в эти дни обращались бы к Его врагам. Видите, какая здесь дьявольская логика?

О том, что далеко не все у нас занимались гаданиями и относились к этому нормально, свидетельствует наличие в нашем народе поговорки: «гадать – судьбу прогадать». О чём она говорит? О том же, что выражает немножко другими словами святитель Иоанн Златоуст: «Если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».

И хорошо бы после этих слов задуматься: а действительно ли это то, что мне нужно – многочисленные бедствия в моей жизни? И, кстати говоря, этот принцип, выраженный и в пословице нашего народа, и в этих словах святого Иоанна Златоуста, очень хорошо прослеживается в жизни многих увлекающихся гаданиями. Вот, например, одна девушка пишет: «я гадала, и все гадания мне показывали, что – да, этот парень твой суженый, ты ему нравишься, а все парни что-то отворачивались от меня после этого». И таких рассказов очень много. Но даже если бы это работало, задумайтесь: действительно ли Бог – это Тот, с Кем стоит портить отношения?

Во многих случаях гадание, которое начиналось как невинная забава, заканчивалось плачевно

Мне могут сказать: «Ну, мы же не относимся к этому всерьез, для нас это просто народный обычай, ни к каким бесам мы не обращаемся, мы к этому относимся просто как к шутке». Может быть, такая позиция более извинительна по сравнению с тем случаем, когда сознательно обращаются к злым духам. Однако стоит задуматься: а что, если, несмотря на то, что вы не относитесь серьезно к этим призывам, те, к кому вы обращаетесь посредством гаданий, отнесутся к этому всерьёз и ответят вам, и этот ответ вам не понравится? Я в конце статьи приведу ссылки на два рассказа женщин, которые вполне конкретно пострадали от гаданий. Вы посмотрите их, прежде чем гадать, и задайтесь вопросом: это ли то, что мне нужно в моей жизни? Не всегда, но во многих случаях гадание, которое начиналось как невинная забава, заканчивалось весьма плачевно. Я вам этого не желаю. Я желаю, чтобы вы провели эти Святки с рождественской радостью, с хорошим настроением и с помощью Божией.

Желаю всего самого доброго вам и вашим близким в эти святые дни.

Ну, а если вы уже гадали, то поспешите на Исповедь.

Можно ли гадать?

Мы собрали мнения разных священников, расспросив их, можно ли гадать вообще, есть ли какие-то исключения, допустимы ли гадания на Рождество, Святки и пост, и что об этом говорит Церковь.

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с.Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Отвечая на вопрос о том, можно ли гадать, начать придется с того, что гадание – это есть вопиющее безобразие и конечно же, грех. Любой грех вырастает на страстях людских, которые гнездятся в падшей человеческой природе. В основном, это конечно же, гордыня и проистекающее из нее любопытство. После грехопадения человек утратил возможность прямого общения с Богом, поэтому когда Господь хотел говорить с людьми, он делал это через тех, кого мы привыкли называть пророками. Несмотря на это дьявол достаточно скоро научил людей определенным манипуляциям, производя которые они могли налаживать непосредственную связь не с Богом, а с ним, с дьяволом, и с его приспешниками – злыми духами.

Такие манипуляции в основном легли в основу религиозных культов, которые не имеет никакого отношения к вере в истинного Бога. Среди прочего дьявол тешил человеческое любопытство, основанное на гордыне, поэтому уже с древних времен появилось особое «искусство» или «практика», дающие человеку знание о прошлом, будущем или о так называемой судьбе отдельного человека или целого народа. Что, собственно, мы и называем «гаданием».

Подобных приемов, которые налаживают связь с иной реальностью или сверхъестественными силами, бесчисленное множество, большинство из них дожило и до наших времен, начиная с наблюдения за светилами и природными явлениями и заканчивая гаданием на кофейной гуще или раскидыванием карт. На самом деле дьяволу все равно, какие манипуляции производит человек, главное – его добровольное согласие отвернуться от Бога и обратиться за помощью к нему, к дьяволу. И это не сулит человеку – верит он в него или нет – ничего хорошего. Даже если ты сможешь узнать какую-то информацию о прошлом или будущем, то он все равно тебя обманет, потому что по слову Священного Писания, дьявол есть отец лжи.

Здоровые в духовном смысле люди понимают, что гадания не имеют никакого отношения к истинной духовной жизни человека. Помните, как у классика: «раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Понятно дело, что это бесконечно далеко от истинной веры. Поэтому с древних времен люди, которые ожидали пришествия Христова, были верны Творцу вселенной, понимали, что практики, являющиеся неотъемлемой составляющей чужеродных культов, такие как колдовство, чародейство, волхвование, магия, в том числе и гадание, являются мерзостью пред Богом и отступлением от веры. Потому уже в Ветхом Завете такие действия запрещены: подтверждение тому можно найти в книгах Исход, Левит, Второзаконие.

В христианстве на все эти дьявольские, языческие практики налагается строгий запрет: решениями Церковных Соборов, правилами Святых отцов, Номоканоном (основном каноническом сборнике Православной Церкви), и даже Домостроем. Мало того, занимающиеся ими люди часто подвергались даже отлучению от причастия, на них накладывались епитимии – это такие прещения (церковные наказания), накладываемые Церковью для духовного исправления человека от тех или иных грехов, которые он совершил. Причем это все очень строго прописано. Например, в Номоканоне мы читаем, что те, кто обращаются к цыганкам, отлучались на 5 лет, а гадающих на бобах или ячмене – на 6 лет. Причем запрещены не только те гадания, о которых мы уже говорили, но даже и нововведения, вошедшие в практику у христиан – гадания по книгам Священного Писания (Псалтири, Евангелию).

Исходя из этого мы видим, что настоящий христианин не должен прибегать к гаданиям ни под каким предлогом, даже если очень хочется. Поэтому вопросы о том, можно ли гадать в Рождественский пост или на святки, неуместны. Нельзя гадать никогда и ни при каких обстоятельствах, потому что это является предательством Бога и обращением напрямую к дьяволу.

Людей, которые гадают в наш просвещенный век, можно поделить на две группы: одни точно знают, что они отвращаются от Бога и обращаются к сатане, но по какой-то причине, по маловерию или из-за отчаяния, они все равно это делают. Они подобны ребенку, который получает от отца помощь при первой его просьбе, однако, когда отца нет дома, норовит залезть в карман и достать кошелек. Вторая группа – это те, кто пребывают в блаженном неведении, не понимают, что творят. Их тоже можно сравнить с детьми, которые свободно могут спрашивать у родителей все, что угодно, но тем не менее точно также норовят подглядеть в замочную скважину.

Нам важно понять и запомнить, что гадание является страшным грехом. И даже если человек покаялся, Господь обязательно простит ему этот грех, но! Захочет ли дьявол так просто отпустить свою добычу? Скорее всего за этот грех человеку придется претерпеть какие-то страдания и болезни, потому что мы должны понимать: если смотрим в замочную скважину, то обязательно получим дверью в лоб.

Настоящим христианам нужно быть верными Богу, положиться на волю Божию, отдать себя в Его руки и тогда Он обязательно откроет нам все необходимое для спасения души и наследования Царствия небесного.

Можно ли гадать на Святки и Рождество?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице

– Почему современных людей все еще привлекает гадание на Рождество и Святки?

Потому что мы, современные люди (себя я тоже к ним отношу), не понимаем радости церковной жизни. Она для нас таинственна и мы пытаемся приоткрыть дверь в этот мир, но не смирением, не верой в Бога, а каким-то непонятным инструментом. Поэтому если есть период, который особым образом выделяет церковь, например, Святки, значит, нужно что-то в это время делать особенное. Мне кажется, это с одной стороны, просто не понимание и незнание церковной жизни, а с другой, желание быть причастным к тайне. Человек такое существо, которое не может жить только в этом мире, в плоскости жизни, без любви, без радости, поэтому он пытается эту радость получить полуязыческими способами.

– Почему нельзя гадать? Это опасно?

Человек вместо того, чтобы открыть для себя радость духовной жизни, начинает заглушать в себе голос христианской души и кормить ее всякими отбросами вместо того, чтобы пить живую воду церковных таинств.

– Ведь вся наша русская классическая литература в большинстве своем пропитана Православием. И мы еще со школьной программы помним о гаданиях как о традиции…

В нашей литературе очень много чего сказано, в том числе и то, о чем говорить не всегда прилично. Не все то, о чем говорили классики, является примером для подражания. Я больше чем уверен, что писатели таким образом пытались обличить невежество нашего народа.

Можно ли гадать беременным?


Протоиерей Алексий Спасский,

настоятель храма иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице г. Москвы

Начнем с того, что будущее не знает никто, кроме Бога, который существует вне категорий времени. А поскольку человек свободен, он сам творит свое будущее, то и узнать, как он поступит в той или мной ситуации, невозможно. Поэтом возникает вопрос – зачем вообще гадать? Совершенно бессмысленное занятие.

Поэтому все остальные вопросы, связанные с временем гадания (пост или святки), с состоянием гадающего (болеющий или беременная) теряют свой смысл, так как гадать в принципе не разрешается в нашей Церкви.

Беременные, конечно, особая категория, тем более когда мама впервые ожидает ребенка, и тем более если у нее нет уверенности в завтрашнем дне, если нет рядом любящего супруга (такое в наше время, к сожалению, все чаще происходит). Попробуем разобраться, зачем они обращаются к колдунам, какие вопросы их могут волновать? Если интересно, кто родится, мальчик или девочка, то сейчас существуют современные методы узи и можно вполне легко узнать, кто ожидает рождения. Возможно, беспокойство связано со страхом перед родами – за свою жизнь и за здоровье ребенка. Но и в этой ситуации стоит больше прислушиваться к себе, к рекомендациям врачей и молиться Богу о благополучном рождении ребенка. Не стоит участвовать в мрачных ритуалах.

Светлые и радостные дни Святок своим содержанием и глубиной значительно ближе состоянию беременной. Мы радуемся Рождеству Христову, Крещению Господню, памяти святого Василия Великого, времени каникул, когда можно больше бывать на службах, делать больше добрых дел – это праздничное и радостное время, которое не стоит омрачать гаданиями. Потому что в действиях, направленных на гадание, нет радости и праздника, они темные и мрачные. В язычестве многое в таком ритуале связано с принесением жертв животных, что вызывает скорее отторжение и отвращение.

Читайте также:  Молитвенное правило схимонахини Антонии об убиенных младенцах: читать или нет, особенности и основные ошибки

Дело в том, что этим желанием «узнать будущее» пользуются бесы – падшие духи, которые желая погубить человека, вводят его в заблуждение и обман. Через гадание они подсказывают человеку то, что нужно им для своих целей, стараясь погубить того, кто начинает верить их ответам на гадания. Поэтом если человек относится к этим предсказаниям серьезно, то он может попасть в беду. Если он считает это своего рода забавой, не придает никакого смысла, то в современном обществе такое развлечение представляется более или менее безобидным делом. Хотя, конечно, есть разница между прочитанным в газете от нечего делать астрологическим прогнозом и специальными действиями, направленными на гадания, которые прямо запрещены христианам как обращение к темным силам.

Цель зла в этом мире одна – погубить душу человека, вне зависимости, крещен он или нет. Конечно, крещеных охраняет благодать Божия от этой погибели, но все люди, особенно те, которые не просвещены светом Евангелия, в этой «игре в гадания» беззащитны, как слепые котята. Даже те, кто не признает никаких запретов, для кого нет авторитетов. Печальные последствия духовных ошибок ощущают все. Но тот, кто давал обещание в крещении жить по заповедям Божиим, конечно, больше виновен в том, что их нарушает, чем тот, кто еще не знает Бога.

Можно ли гадать в пост?

Владимир Стрелов, ректор колледжа библейских основ подготовки к церковным
служениям «Наследие»

Гадание – это попытка узнать будущее. Зачем оно нам нужно? Чтобы знать, как действовать, не попасть в трудную ситуацию. Человеком руководит страх, он хочет себя обезопасить.

Но смысл поста – приблизиться к Богу. Все, что нужно, Он сам откроет. И Он Отец, Он Сам защитит нас от того, что может повредить нашей вечной душе. Здесь уходят страхи, появляется доверие и радость. Нередко бывало так, что именно на молитве, за чтением Писания, из слов священника на исповеди или проповеди человек получал прозрение, как жить дальше. Бог не оставляет никакого человека без руководства. Но когда мы рассеяны (наше обычное состояние), мы просто ничего не можем услышать.

Важно искать ответы на свои вопросы, причем не окольными путями, с гаданиями и заигрываниями с темными силами. Обратимся к Евангелию: что выделяет Иисуса Христа среди современников? Он постоянно ищет возможности быть с Богом, но не демонстрирует свою религиозность напоказ. Он не будет навязывать Бога и Своим ученикам. Чтобы получить самую известную молитву, «Отче наш», ученикам придется просить Учителя. Звучит она так:

Отче наш, сущий на небесах!

да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф.6:9-13)

Не прошения и просьбы на первом месте, а прославление Бога и пожелания, чтобы Его Царство, наконец, наступило. Для обращения к Богу используется слово Отец. Не Творец, не Господь и Господин, а именно Отец. Во второй части молитвы Бог представляется как заботливый, любящий и прощающий, хранящий от искушений и избавляющий от лукавого. Такого Бога можно не только бояться, но и любить.

Христос устанавливает всего один ритуал – братскую трапезу, которая затем станет средоточием жизни Церкви. По-другому она называется вечерей Господней, или Евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение». Участие в такой трапезе – это настоящий праздник благодарности и радости быть вместе. Именно в этом смысл и цель поста, а не в гаданиях.

По словам митрополита Антония Сурожского, пост должен быть для человека временем ограничения себя во всем том, что не существенно нужно и необходимо. И делаем мы это для того, чтобы заставить себя стать перед лицом единственных подлинных ценностей, своей собственной совести, правды человеческой и правды Божией. И кроме этого, наше ограничение себя во всем излишнем должно принести пользу и радость другим людям. Пост – время собирания себя и приближения к Богу.

Читайте также:

Почему христиане не гадают на Рождество? Почему Церковь не принимает механизмы магии и кто стоит за колдунами и народными целителями

Можно ли гадать в Рождественский пост или Рождество?

Почему нельзя гадать?

Можно ли гадать в Святки?

Иллюстрация на заставке: Константин Маковский, “Святочные гадания”

Гадание ‭—‬ это большой грех? Какие могут быть последствия от гаданий

Казалось бы, какие последствия гаданий могут быть? Для многих — это способ интересно провести время, невинная забава. А разве не полезно знать, что ждет впереди и предотвратить плохие события? Мало кто знает, что желание заглянуть в будущее может обернуться огромными проблемами. Церковь однозначна в оценке, она считает гадание большим грехом.

Для многих гадание — невинное занятое, способ хорошо провести время. Однако церковь считает гадание большим грехом

К чему может привести гадание

Так устроен человек, ему хочется верить в чудо и чью-то высшую помощь.

В сложных жизненных ситуациях одни уповают на Бога, другие, пытаясь приоткрыть завесу будущего, обращаются к гадалкам и магам.

Такая ситуация опасна с нескольких сторон:

  • Неблагоприятный прогноз, даже если человек не легковерный, все равно отложиться в его подсознании. Мысль материальна, постоянно думая о предсказании, человек начинает притягивать в свою жизнь неприятности и несчастья.
  • Замечено, что систематическое желание погадать возникает у людей с повышенной внушаемостью, неспособных решить свои проблемы самостоятельно. Вместо того чтобы разобраться в причинах той или иной жизненной ситуации, они каждый раз ищут совета у карт или магических шаров. Так формируется зависимость от гадания, и человек уже боится сделать самостоятельный шаг, не посоветовавшись с магическими атрибутами.
  • При благоприятном прогнозе возможна другая ситуация, когда человек не видит смысла совершать какие-то важные поступки для достижения цели, ведь нагадали-то, что все будет хорошо. Такое отношение способно изменить его судьбу, отодвинув, а то и вовсе исключив некоторые события из жизни.

Церковь считает людей, зависимых от гаданий и оккультизма, подверженными смертному греху, поскольку такие занятия нарушают духовное равновесие и ведут к отдалению от Бога.

Как православие расценивает гадание

С точки зрения религии, греховным является само желание человека заглянуть в свою судьбу. Человека создал Бог, он же определил ему дорогу и испытания на ней. Попытки изменить предначертанное, это вмешательство в Божий промысел. Ни одна созидающая сила не будет помогать человеку в этом, поэтому гадателям в их ремесле помогает сила противная Богу, а гадание — большой грех.

Не имеет значения, в какой цвет окрашивает себя маг, белый или черный. Церковь так категорична в отношении гаданий, поскольку человек, прибегающий к магическим ритуалам, теряет веру в Бога. Он утрачивает способность смиренно воспринимать выпавшие на его долю испытания и, преодолевая их, расти духовно. Он становится подверженным худшему из грехов — гордыне, а та ведет к вероотступничеству.

Церковь считает, что гадающие люди теряют веру в Бога, не развиваются духовно

А как церковь относится к Крещенским и Святочным гаданиям, ведь этому занятию не одно столетие? Такого рода забавы считаются пережитком язычества, но официальная религия не одобряет их. Но следует различать такие полу шуточные традиции, как бросание сапога, наговор на сновидение и другие, от карточного расклада. Гадание на картах особенно осуждается церковью. Ведь утверждают, что через карты человек связывается с нечистой силой, способной повлиять на его судьбу.

Не приветствуется популярное гадание на Библии, ведь для того, чтобы понять Священное Писание, необходимо трудиться душевно. Эта книга не предназначена для сиюминутного решения житейских проблем, она может указать истинную дорогу, но лишь тем, кто готов работать над своей духовностью.

Гадания же предлагают заглянуть в будущее, не приложив никаких усилий. Как известно, быстрый результат оплачивается вдвойне, в данном случае человек откупается своим духовным и душевным здоровьем.

Что говорит Священное Писание

В Библии решительно осуждается занятие любыми формами оккультизма и колдовства, маги и гадалки называются пособниками темного мира. Священное Писание неоднократно называет их занятие «мерзостью» и предостерегает православных от обращения к медиумам за советом.

«Просить о помощи и искать совета, — сказано в Библии, — необходимо у Господа Бога». Кроме того, исповедующим языческую религию, грозит суровое наказание. В пример приводится Ханаан — земля обетованная — древнее государство, чьи жители погрязли в оккультных практиках, что привело их к падению.

Словом «блудодеяние» Библия обозначает словесный блуд лживых пророчеств, которые становятся причиной как личных катастроф, так и многих исторических драм.

«Не ворожите и не гадайте, — говорил Господь — а тем, кто предложит обратиться к шептунам и чародеям, ответьте: а не к Богу ли должен обращаться истинно верующий народ». К колдунам любого ранга Библия категорична: «Ворожеи не щадите».

Пути искупления

Осознав, на какой греховный путь встал, человек начинает искать возможность искупать содеянное. Что можно сделать для очищения души:

Если человек стал на греховный путь, то необходимо сходить в церковь, искренне покаяться

  • Самое важное в этом случае — покаяние, искреннее, с той же силою, с какой творился грех. Раскаянье не должно быть только словесным, это осознание своих ошибок, жгучее желание исправится, очиститься от скверны и никогда больше к ней не возвращаться. Человек, крещенный, должен прийти на исповедь, и как бы ни было стыдно, страшно, все рассказать батюшке без утайки. Таинство исповеди не терпит стыдливости и гордыни, чем более честно и искренне человек покается, тем больше очистится его душа. Утаенные грехи продолжают разъедать своего носителя изнутри, подтачивая духовное и физическое здоровье.
  • Советуется также, придя в храм, поставить свечи за упокой души всех родственников и заказать панихиду. Чем больше близких людей будет упомянуто, тем лучше.
  • По истечении девяти дней, следует вновь прийти в церковь и поставить свечи во здравие всех живых родственников, близких людей, друзей и врагов. Мысленно попросить у них прощения и пожелать здоровья. Через семь дней в третье посещение ставится свеча за свое здоровье. Затем следует набрать освященной воды, принести ее домой. Это вода пьется каждое утро по несколько глотков в течение 40 дней и проводится умывание, смывающее грех гадания.

Поскольку в православии оккультные практики считаются одним из смертных грехов, на покаявшегося может быть наложена епитимья. Следует понимать, что это не наказание, епитимья не преследует целью покарать ослушавшегося. Совершая пост и ежедневные молитвы, человек переосмысливает свою жизнь, освобождается от душевных оков, приближается к общению со Всевышним.

Как бы ни хотелось, совершенное деяние невозможно изменить. Его можно признать, искренне покаяться, просить прощения у Бога, изменить свое отношение к жизни и навсегда отказаться от мерзкого дела. Как любящий родитель не наказывает свое чадо за одну и ту же провинность всю жизнь, так и Господь понимает и прощает раскаявшихся грешников.

Мнение психологов

Психологи, так же как и священнослужители, обеспокоены поголовным увлечением магией и оккультизмом. Гадание — уверяют психотерапевты — один из способов программирования судьбы, и хорошо, если предсказание окажется удачным. Вот какие опасности для людей, часто прибегающих к гаданиям, выделяют специалисты:

  • К специалистам и магам чаще всего обращаются люди, имеющие внутренний неразрешенный конфликт. Вместо того чтобы эффективно поработать над собой, человек полагается на то, что скажут ему карты или кофейная гуща. В результате личные проблемы оказываются запрятанными вглубь, что еще больше усугубляет положение.
  • Еще одним результатом частых гаданий становится инфантильность. Если человеку нагадали крах в бизнесе, он даже не будет пытаться его спасти. Все происходящие события воспринимаются, как знаки судьбы, с которыми спорить бесполезно. Такой человек скорее будет плыть по течению, чем попытается что-то изменить.
  • Изменение оценки реальности в народе называется просто — «прогадать свою судьбу». Проявляется это тем, что человек на уровне подсознания программирует сам себя (при самогадании) или получает программу, часто негативную, от гадающего. Под воздействием мыслей и поведения изменяется судьба человека.
  • Одним из негативных последствий становится появление навязчивых страхов. Например, кому-то нагадали крупную автокатастрофу, в результате человек боится даже проходить рядом с дорогой.

Появление навязчивого страха — негативное последствие похода к магу, по мнению психологов

Точка зрения самих эзотериков

Почему гадание — опасное занятие даже с точки зрения людей, занимающихся этим ремеслом? Грех, в более широком значении, это действие, результатом которого становится нарушение душевного равновесия, ущерб духовному здоровью, сбой в энергообмене с окружающей средой. Что происходит при гадании?

Для того чтобы получить информацию из прошлого или из будущего, гадающий должен изменить свое подсознание, становясь проводником между информационным полем и магическим атрибутом.

Перемещение в иную часть пространства для получения нужных сведений всегда проходит при столкновении двух энергий: собственной и чужеродной, что не проходит бесследно для гадающего.

Кроме того, полученная информация не всегда четкая и понятная, чтобы магические предметы отразили ее, она должна быть усилена собственной энергетикой ворожеи. В результате происходит потеря энергетических сил, ослабление как на физическом, так и на тонком духовном уровне.

Вот такая бездумная растрата, причиняющая ущерб энергетической оболочке, называется смертным грехом.

Замечено, что люди, профессионально занимающиеся ворожбой, часто несчастливы, их преследуют болезни, катастрофы, одиночество. Гадание рассматривается, как разрушительный акт в религии, в науке, в биоэнергетике. Стоит ли пытаться заглянуть в будущее, гадать или нет, каждый решает сам, но не стоит забывать, что многое зависит от того, какие шаги мы предпримем в настоящем.

Ссылка на основную публикацию