Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Врачевание души: истинное и ложное: Гипноз

Гипноз

К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные – считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.

Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику (“без тормозов”), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.

Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то “польза” от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем.… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.

Гипноз – это насилие над душой человека. К примеру, в 3-ей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему “гуру”: может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время после проведения сеанса.

Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек – величайшая тайна, и нам грешным просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.

Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать “необыкновенные” состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.

В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.

Оптинские старцы о гипнозе

“Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу” (преподобный Нектарий).

“И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу” (он же).

“Гипноз – злая, нехристианская сила” (преподобный Варсонофий).

“Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму – противоестественному средству, – то я уже ничего не могу вам сказать” (преподобный Макарий).

Влияние гипноза на детей

Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: “Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации.

Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского”.

Аутогенная тренировка
(как вид самогипноза)

С позиции православной духовности занятия аутотренингом недушеполезны. Автор этого метода психотерапии немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой, синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил свой метод для профилактики и лечения большого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния.

Характеризуя суть аутогенной тренировки, следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему очищению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление – скорее уход от действительности, иллюзия благополучия. О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что метод имеет йоговские (читай буддийские) корни.

Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А далее, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-то образов или картин. Основа второй ступени – чувственное воображение. Святые отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, мечтательности, фантазирований. Таким образом, метод аутогенной тренировки надо отложить за ненадобностью и в виду опасности повредить своей душе.

Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым сейчас многие увлечены?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса»: «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений).

С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.

Слово гипноз (греч. hypnos – сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795-1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.

Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (Втор.18:10-11). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (Иер.50:36; Дан.2:27; 4:4 и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar. У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять. Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).

Православная церковь о гипнозе: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Гипноз довольно широко применяется официальной медициной, хотя его действие не изучено до конца, и не во всех случаях бывает понятно, действительно ли он принесет пользу и не причинит ли вреда. Однако люди часто испытывают какое-то инстинктивное отвращение к таким манипуляциям с сознанием, чувствуют, что в этом есть что-то неправильное.

У православных возникают вопросы, каково отношение церкви к гипнозу, позволительно ли такое ментальное воздействие с христианской точки зрения?

Допустим ли гипноз

Однозначного ответа у Церкви на этот вопрос нет. Священниками же высказываются разные мнения.

Кто-то полагает, что гипнотизирование — это насилие над человеческой душой, которую Бог создал свободной. С этой точки зрения, любые методы внушения недопустимы.

Но есть и менее радикальный взгляд у ряда священников. Они обращают внимание на то, что виды и цели гипноза бывают разные, и если одни из них, вроде НЛП, допускать не следует, то другие, скажем, кодирование от пьянства, еще приемлемы. Согласно этому мнению, гипноз сам по себе не хорош и не плох, все зависит от того, как его используют.

В самом деле, вопрос довольно сложен. То же кодирование, когда пациенту в состоянии гипноза внушают, что алкоголь вызывает у него отвращение. С одной стороны, это грубая манипуляция над сознанием, но с другой, если это действительно поможет человеку избавиться от разрушающей его личность зависимости, то, возможно, стоит выбрать из двух зол меньшее. Ведь пьянство — смертный грех, который погубит человеку и жизнь, и душу.

А вот кодирование грехом никто не называет. Хотя у гипноза есть сомнительные стороны, но никогда Церковь не говорила, будто подвергнувшись гипнотическому воздействию православный согрешит.

Что касается самих гипнологов, мотивы их деятельности могут быть разными. От искреннего желания помочь больному, до наслаждения властью над чужим сознанием.

Нельзя дать одинаковую нравственную оценку, скажем, сеансам Кашпировского, где над людьми просто издевались, и лечебной помощи гипнолога, который, например, помогает человеку снять тяжелый приступ астмы.

В каких случаях гипноз осуждается христианством

Когда его применение неэтично. Например, есть довольно популярное движение, называемое нейро-лингвистическим программированием (НЛП), суть которого в том, чтобы использовать различные жесты, мимику, интонации, чтобы манипулировать людьми. По мнению сторонников НЛП, с помощью этих техник, можно приобрести власть над настроением, мышлением и поведением окружающих.

Подобные желания явно направляются гордыней и эгоизмом, что никак не может быть одобрено Церковью.

Важно! Гипноз вообще не допустим, если его целью является не помощь людям, а манипуляция.

Но и лечение гипнозом должно быть оправдано. Например, одно дело, когда человеку, страдающему тяжелой бессонницей, проводят сеанс гипноза, чтобы он заснул. Это терапия действительно может оказать значительную помощь и заменить собой вредные снотворные лекарства.

Другое дело, если гипноз применяют в таких случаях, когда он вовсе не нужен и вместо пользы может только вызвать у человека невроз. Например, использование гипнотической терапии для похудения, когда введенному в транс человеку внушают отвращение к пирожным и шоколаду.

Лишает ли гипноз человека воли

Для религиозных людей это весьма важный вопрос, ведь в христианстве очень ценится нравственная свобода человека, и верующие, узнавшие о гипнозе, могут обеспокоиться, не дает ли этот метод возможность лишить человека воли?

Психотерапевты говорят, что такое невозможно. Человеку нельзя внушить то, чего он не хочет. Даже находясь в глубоком трансе, он не примет того, что противоречит его желаниям и нравственным установкам.

Об этом свидетельствует несколько экспериментов, проведенных еще в советское время. Например, в одном из них загипнотизированному мужчине приказали вытащить у человека из кармана кошелек, но он не послушался, а когда приказ повторили, проснулся.

По этой же причине, далеко не на всех действует кодирование. У пациента должно быть желание порвать с алкоголизмом, иначе, несмотря на пройденную терапию, пить он все равно начнет.

Важно! Таким образом, вопрос о допустимости гипноза остается до конца не решенным в православии. В целом, отношение к нему скорее негативное, но и как грех сама по себе гипнотерапия тоже не оценивается, это зависит от ее целей и мотивов.

Стоит ли соглашаться на лечение гипнозом, каждому христианину придется решать самому. Однако, если нет крайней необходимости, то лучше не соглашаться.


Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

Читайте также:  Креационист: отношение христианства, список известных ученых

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Читайте также:  Служба в церкви: сколько длится и как проходит, какие и когда идут

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

НЛП и Православие

Очень часто мне задаётся вопрос – как Православие относится к НЛП?

На самом деле, это сложный вопрос, также как и отношение Православия к психологии. Очень многие мои друзья и знакомые стали с недоверием теперь смотреть в мою сторону! “Ведь ЭТО манипуляции, программирование, т.е. использование, навязывание своё мнения другому и влияние на него без ЕГО ведома!?”. Так ли ЭТО на самом деле? Можно много рассуждать на данную тему. К сожалению, даже ТО, что я знала об НЛП до знакомства с Оксаной Болотовой, было очень похоже на сказанное мною выше. Ведь другого я НЕ ЗНАЛА.

К счастью, несмотря на трагические обстоятельства в стране, судьба свела меня с удивительным человеком – Оксаной Николаевной, которая “несёт в мир” совсем иные знания и техники, помогающие людям, меняющие своё мышление, взгляды, мировоззрения. Меняющие свою жизнь – без манипуляций и внушений – добровольно, только изменяя и расширяя границы своих убеждений, глядя на себя со стороны, своих родных и близких, отношения, да и вообще, осознание СЕБЯ в этом мире. И ЭТО научные знания, соединяющие в себе массу предметов от философии, психологии до кибернетики. Противоречит ли ЭТО религии?

Я задалась целью “докопаться” до истины. Хотя, что значит ИСТИНА? Всё в мире меняется, всё подвластно времени, а ИСТИНУ знает действительно только БОГ!

Я православный и воцерковленный человек еще с 90-х годов. Ниже я опубликую разные мнения и ссылки на тему НЛП и Православие. Для размышления, анализа.

И всегда придерживаюсь принципа “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!” – главное правильно запятую поставить. Ведь для того, чтобы сделать ПРАВИЛЬНЫЕ выводы, а не поверхностные, типа “кто-то сказал. я слышал. где-то читал. ” – нужно самому вникнуть в проблему, получить знания и полагаясь на свой собственный ум, знания и опыт выносить суждения и осуждения!

Пройдя полный курс обучения НЛП от практика к тренеру – моё краткое мнение следующее: “НЛП и его техники – это ИНСТРУМЕНТ, как нож! Хирург ЭТИМ ножом может СПАСТИ человека. А убийца – ЛИШИТЬ ЖИЗНИ! В чьих руках находятся ЭТИ знания – тот так ими и распоряжается!” А в Школе НЛП-Одесса Оксаны Болотовой принцип – “помоги себе СПАСТИСЬ и потом ПОМОГИ ближнему!”. Этот принцип положен и в основу “НЛП-Практик. Первая психологическая помощь”, как часть курса “Трёхуровневой системы психологической помощи”, который предлагается пройти психологам и всем желающим, имеющим диплом об высшем образовании, в качестве курса повышения квалификации при ОНУ им.Мечникова.

И кстати, нужно всегда помнить слова классиков – “владеющий информацией – владеет миром!”. “Кто информирован – тот вооружен!”

П.С. Кстати, НЛП-технологии очень “успешно” применяются для нас в СМИ! Так что мой совет – изучайте НЛП – чтоб понимать, кто и как вами манипулирует и в ЧЬИХ РУКАХ ЭТОТ ИНСТРУМЕНТ!

ПРИЛОЖЕНИЯ и ссылки по теме

Взгляд православного психолога на НЛП

Посмотрите квалифицированный анализ православного специалиста “Взляд православного психолога на НЛП”., где подчеркивается следующее:

– Мировоззренческая направленность НЛП носит характер агностической всеядности, вплоть до включения элементов оккультного знания. Поэтому православному психологу и психотерапевту следует воздержаться от апелляции к НЛП подходу.

– Теория и концепции используемые в НЛП носят, в основном, гипотетический характер и не могут рассматриваться в качестве окончательно научно доказанных.

– Рассматриваемые внутри православного мировоззренческого контекста, практические методы, приемы и образцы, собранные в литературе по НЛП, за исключением направленных на использование бессознательного, могут быть использованы православным психотерапевтом, психологом и педагогом для повышения квалификации в сфере общения. Адекватность использования конкретного приема должна быть обусловлена ценностным контекстом.

– Использование психотехник НЛП в ситуациях психотерапевтического, педагогического или иного взаимодействия, вне системы единых мировоззренческих ценностей придает общению манипулятивный характер.

На основании этих выводов предполагаю, что вы ошибаетесь, предвзято определив в методических элементах исповеди уколонение священника в оккультное мировоззрение. Как известно, о.Иоанна Кроншатадского преследовали толпы восторженных женщин-иоанниток, которых сам святой многократно пытался безуспешно вразумить, хотя никакого факта гипноза здесь и в помине не было. Подобные факты “самовнушения” паствы известны практически любому священнику.

Продолжение темы Техника НЛП!

Многоуважаемый от.диакон Сергий Шаберов опубликовал моё личное к нему сообщение. И при этом почему-то запретил мне отвечать в той теме.
Это “бомба” товарищи! Действие происходит на данный момент в стольном граде Питере, откуда вещаем я, и отец диакон.
. Вот сообщенице оттуда, кому некогда всё читать:
“Приведу один замечательный эпизод. Один из моих коллег – настоятель православного монастыря – специалист в области НЛП и эриксоновского гипноза. Из лучших побуждений он занимается со своими монахами. Поскольку он работает с ними хорошо и добросовестно, они уходят из монастыря. Почему? Потому, что люди, достигающие определенного уровня личностного благополучия, в местах для людей неблагополучных не остаются.”
Братия и сестры далеко НЕ ВСЕ батюшки “такие”!! Будьте пожалуйста осторожны,полезно почитать о технике и методах приёма НЛП,чтобы не угодить в ловушку.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные.» (Евангелие от Матфея 7, 15-17).

Из православного Форума:

=Я бы добавил к словам Николая следующее:

НЛП в психологии занимает примерно такое же место, как химия в медицине. . Химия – наука точная по сравнению с медициной в целом. Вот если ставить диагноз на основе жалоб пациента – это что-то типа психоанализа или других разделов психологии. А если на основе химического анализа крови – это что-то типа НЛП.

То есть, НЛП – попытка подойти к психологии со стороны более точных наук, в первую очередь – со стороны некоторых разделов математики – той же упомянутой теории управления, например. Я по своему образованию нашел в НЛП многое от кибертеники, теории информации и от математической формальной логики. Я слышал, что отцы-основатели НЛП были обычными компьютерными программистами – если это правда, то тогда становятся понятными причины.

=”Какое может быть добро, когда человека учат убивать не рассуждая? У этих методов совсем другие цели” – спасибо, Николай, с удовольствием поразмышляю с Вами о цели того или иного метода, например, о цели убийства.

С одной стороны, убийство является прямой формой насилия (цель – насилие).
С другой стороны, убийство является прямой формой защиты добра от зла (цель – защита).

Значит, в одном и том же методе могут быть описаны как принципы насилия, так и принципы защиты, а сама цель выходит за рамки метода.
Тогда получается, что цель следует искать в намерении человека применить тот или иной метод.
Поэтому, лучше перенести акцент с взгляда на методы на взгляд о намерениях человека, использующего методы.
С моей дилетантской точки зрения, если использование человеком НЛП и гештальтпсихотерапии не противоречит Библии, то такое использование можно считать православным.

P.S. В современном мире насилие приобретает скрытые формы, значит, НЛП и гештальтпсихотерапию специалист может использовать в общении с клиентом, преследуя скрытые цели.

Читайте также:  Захоронение домашнего животного у православных: можно ли хоронить на кладбище или нет, особенности процедуры

Вы можете оценочно прокомментировать вклад уже не молодой(!) системы под названием “НЛП” в ОБЩУЮ психологическую копилку знаний ?

Вы можете определить “собственное место” НЛП в научном пространстве психологии?

За все пространство психологии я рассказывать не могу, поскольку не обладаю столь обширными знаниями. 🙂

Но общую идею попробую изложить.

Что такое НЛП в моем понимании?
Разные авторы пытались сформулировать свое вИдение этого вопроса, поэтому я в чем-то воспользуюсь уже имеющимися трактовками.

1) НЛП – это междисциплинарный язык описания.

Какие это дисциплины?
Этот язык связывает несколько разных областей знания (прежде почти не соприкасавшихся):

– собственно психология,
– нейрофизиология,
– лингвистика,
– теория оптимального управления.
(может быть, и еще что-то).

Этот язык лично мне вначале показался несколько непривычным, поскольку многие термины, имеющиеся в нем, отличались от уже привычных мне, например, по риторике, или психологии.
Ну, например, в психологии известно понятие “шаблон, стереотип” – а в НЛП предлагается “паттерн”. В риторике – аналогия, в НЛП – метафора.

Но потом я понял, что пользы больше, чем неудобств.
Действительно, если отдавать предпочтение уже имеющейся терминологии из какой-то одной из этих дисциплин, то ее термины будут непонятны в другой дисциплине (если там уже есть то же понятие, но под другим названием). Так что логичнее ввести новые.

Лично для меня наиболее полезной оказалась возможность соединять психологию с теорией управления.

Одним из наиболее важных следствий появления такого языка оказалась возможность описывать, сохранять, передавать, анализировать – ДЕЙСТВИЯ участников коммуникации (например, практикующих психологов). Именно это и было основной сферой применения НЛП в первые годы.
Это позволяет передавать и изучать СТРУКТУРУ любого личного ОПЫТА (а не только психологов), что и стало основной сферой уже нынешнего применения НЛП.

2) НЛП – это описание структуры психики и поведения человека, в первую очередь с точки зрения теории управления.

Иными словами, объекты, процессы, связи, на которые “раскладывается” психика и поведение человека, ИМХО, могут чем-то отличаться от принятого ранее в психологии, или медицине, или еще где. Но зато они прекрасно решают большинство задач анализа поведения человека, или выстраивания нового.

Очень важно при этом, что НЛП рассматривает тело, нервную систему, и психику человека – как ЕДИНУЮ систему (как я понимаю, это заимствовано из Гештальт-терапии).
То есть, условно говоря, не отделяет сознание и память (программу и информацию) – от носителя и его личного опыта взаимодействия с окружающей средой.

3) Не берусь судить, из каких именно психологических школ что пришло в НЛП, но НЛП “снимает” информацию о состоянии человека по всем каналам восприятия (с точки зрения наблюдателя – объединяя их в зрительный, слуховой и кинестетический каналы, а с точки зрения объекта – анализируя все реакции, включая физиологические). (Чем, как я понимаю, например, отличается от психоанализа, где все общение ведется исключительно на вербальном уровне.)
В то же время, видимо, из нейро-лингвистики (и риторики) заимствованы методы анализа структуры речи собеседника (как источник информации, в том числе, о личности, о подсознании, о скрытых нарушениях психики), и использования речи же для целенаправленного воздействия на собеседника.

4) Наконец, НЛП включает в себя большой арсенал ГОТОВЫХ приемов (методик) анализа и управления поведением. Обычно их не отделяют от “теоретической части” НЛП, хотя разница между ними примерно такая же, как собственно физика – и “физика для электро- и радио-инженеров”.
Часть из этих методик, как я уже говорил, появилась в результате работы авторов НЛП с практикующими психологами. Отсюда, например, в арсенале появились приемы использования Эриксоновского гипноза.
Другая часть появилась уже как результат применения “теоретической” части НЛП (возможностей анализа) к деятельности и поведению тех людей, которых на Западе принято называть “успешными”. Отсюда – стратегии Диснея, SCORE, TOTE и другие. Они уже имеют другие области применения, чем чисто психотерапия: личностный рост, бизнес, консалтинг, решение личных поведенческих проблем (например, РМЭС – Российская методика эффективного соблазнения, или “пикап”).
Ну, и вообще любые сферы передачи навыков и опыта, преподавание, тренировки и т.д.

5) В том числе, и возможность “снятия” любых новых стратегий поведения с любого человека, их формализация и передача другим людям, в виде готовой методики обучения (ИМХО, практически чему угодно, в пределах нормы).

Из вышесказанного должно быть видно, что собственно в психологию НЛП практически ничего нового не принесла. Это не ее задача.
Наоборот, это было целенаправленное заимствование, отбор, компиляция, переосмысление из уже имеющихся философских школ.

Единственный, ИМХО, вклад НЛП в психологию – это эффективный инструментарий для работы психолога с клиентом (и для преподавания психологии). А уж насколько готовы им пользоваться сами психологи – вопрос отдельный.

Я люблю сравнивать НЛП с такой дисциплиной, как “Исследование операций”.
Это – прикладная дисциплина, возникшая в начале 40-х годов, и объединившая в себе теорию вероятностей, теорию оптимального управления, теорию игр и решений, системный анализ, теорию массового обслуживания, (может, что-то и пропустил).
Из всех этих дисциплин были отобраны в первую очередь эффективные практические методы решения задач, и объединены общей методологией и общим понятийным аппаратом.
А потребителем этой новой дисциплины стали военные (отсюда и название). В свое время в ее продвижение большой вклад внесла покойная Елена Сергеевна Вентцель.

Зависимость. Взгляд священника

Мы попросили ответить на это письмо психотерапевта Константина Ольхового – Что делать, если любимый человек оказался во власти зависимости?, исполнительного директора благотворительного фонда «Диакония» Елену Рыдалевскую – Помощь зависимому. Пошаговое руководство, и протоиерея Андрея Лоргуса.

На вопрос читателя отвечает протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва)

Проблема зависимости имеет много разных сторон. Одно дело, когда человек имеет дурную наследственность, когда в его роду есть алкоголики, и он рождается уже с предрасположенностью к алкоголизму, с потенциальной зависимостью, которая может впоследствии проявиться. Зависимость здесь воспринимается как беда, в которой человек частично не виноват. Хотя и в такой ситуации он очень многое может сделать, чтобы не стать алкоголиком.

И совсем другое дело, когда здоровый человек, которого не толкала никакая наследственность, сам начал выпивать и скатился до алкоголизма, сам предпочел такой образ жизни. Он сделал свой духовный выбор и несет за него полную ответственность.

Зависимость — это типичная страсть. Но все-таки страсть — понятие более широкое, включающее в себя целый комплекс антропологических свойств и качеств личности. А в зависимости превалирует психологический аспект, определяющий отношение человека к тому или иному объекту. С аскетической точки зрения зависимость — это пленение. Человек, который становится рабом алкоголя, курения, наркотиков, отказывается от своей свободы — от свободы выбора, чувств, оценок, действий, попадает в плен, в ловушку.

Церковь стремится помочь зависимым людям сразу по нескольким направлениям. Первое — это, конечно, духовная помощь зависимым и членам их семей. Очень важно поддержать больного алкоголизмом или наркоманией пастырским словом, поддержать в церковных таинствах, включить его в евхаристическую жизнь.

Но этого недостаточно, потому что зависимому человеку необходима социальная реабилитация. Дело в том, что мы часто таким образом устраиваем свою жизнь, начиная от распорядка дня, заканчивая друзьями, которыми мы себя окружаем, что, даже если мы и захотим вырваться из своей зависимости, наша среда не позволит нам этого сделать. Поэтому Церковь организует всевозможные общества трезвости, реабилитационные центры, общества анонимных алкоголиков, наркоманов, которые действуют при храмах и монастырях. Часто люди приезжают в такие центры издалека, многие центры находятся в удалении от городской среды — и это позволяет человеку оторваться от привычного образа жизни, помогает укрепиться в своем стремлении вылечиться, помогает вернуться обратно уже другим человеком.

Проблема алкогольной зависимости — мы все люди грешные — увы, распространена и в священнической среде. Церковь этого не скрывает и тоже стремится бороться с этим пороком. Поэтому уже много лет существуют отдельные общества анонимных алкоголиков-священнослужителей.

Следующее направление, по которому в Церкви ведется борьба с зависимостью, тоже очень важное. Это духовная проповедь и работа по просвещению людей. В России существует целый культ алкоголизма. Он проявляется во всех сферах культуры и искусства — в литературе, в кино, в рекламе, он поддерживается в народе. Народ сверхлояльно относится к алкоголику, которому часто прощается то, что не прощается трезвому.

Сегодня очень важно вывести алкоголизм за рамки приемлемого в нашей культуре. И, слава Богу, в этом вопросе люди ждут от Церкви строгости. Мы пытаемся донести до людей, что подобное отношение к алкоголю и к другим психоактивным веществам — это ненормально, что нельзя обращать употребление алкоголя в национальный вид спорта или в образец правильного времяпрепровождения. Церковь должна внушать людям, что алкоголизм — это страшное зло, к которому невозможно относиться лояльно. И свидетельство Церкви о том, что алкоголизм — это тяжкий порок, должно звучать все громче и громче.

Что касается письма, которое «Фоме» прислала читательница, то в нем есть целая человеческая драма. Совершенно очевидно, что жить с алкоголиком — это настоящий ад, это чудовищно. И то, что женщины оставляют своих мужей-алкоголиков или, наоборот, мужчины оставляют своих жен-алкоголичек — такое тоже бывает, совершенно объяснимо, в этом нет ничего предосудительного. Даже если они любят друг друга, любят своего ребенка, жить вместе все равно невозможно. Но могу ли я посоветовать развестись читательнице, которая пишет, что не может оставить своего мужа? Разумеется, нет.

Чтобы давать конкретные советы, нужно видеть человека лично, нужно знать его историю как можно подробнее, нужно во многом вместе разбираться. В данном же случае, когда передо мной только одно письмо, состоящее из нескольких предложений, любой совет окажется грубейшим вмешательством в личную жизнь.

Именно поэтому Церковь всегда призывает искать опытного духовника, который будет близко знаком с жизнью человека, с его семьей, который будет смотреть на его проблемы с открытыми глазами. Потому что очень часто бывает следующая ситуация. Женщина приходит к батюшке и говорит: «Батюшка, у меня муж — алкоголик. Что мне делать — бросить его или остаться с ним?» И священник отвечает: «Ну конечно, надо остаться и бороться за достоинство этого человека и за спасение его души». Через два года эта женщина приходит к священнику совершенно изможденная и говорит: «Вот, батюшка, вы сказали остаться с мужем. Посмотрите, как он нас с ребенком измучил своим пьянством, посмотрите, на кого мы теперь похожи». Кто тут неправ — священник, который, возможно, не до конца разобрался в ситуации, или женщина, которая всю ответственность переложила с себя на того, кто взялся ей что-то советовать, — непонятно. Но очевидно, что всякий конкретный совет в такой ситуации — лишний.

Единственное, что я могу сказать Анастасии, исходя из ее письма, — что ей нужно максимально прояснять отношения между ней и мужем, прояснять чувства, которые они друг к другу испытывают, положение, в котором находится их семья, динамику алкогольной зависимости мужа. Они должны понимать, что с ними происходит. Для этого надо обращаться за психологической и духовной поддержкой. Письмо девушки вызывает у меня много вопросов: к примеру, я очень сомневаюсь, что психологи стали бы называть человека животным и убеждать, что нужно развестись, — потому что профессиональные психологи так не говорят. Ни в одной группе психологической помощи созависимым вы такого не услышите. Возможно, Анастасии стоит тщательнее отнестись к выбору специалистов, к которым она обращается. Но при этом ни психолог, ни врач, ни священник, ни родственник — никто не может взять на себя ответственность за то, чтобы советовать человеку расходиться или оставаться. Решение о своей жизни — это свободная воля человека.

И вот что еще очень важно. Конечно, зависимость — это грех, но надо не забывать, что это еще и болезнь. И, независимо от выбора — расходиться или бороться за спасение человека, очень важно крепко молиться за него как за болящего. И, возможно, как бы ни сложилась семейная жизнь Анастасии и ее мужа, молитва даст свои плоды.

Проект “Общее дело”

Именно Церковь в 2009 году стала организатором одной из самых масштабных антиалкогольных кампаний. Благодаря проекту «Общее дело», инициатором которого стал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), по телевидению впервые за многие годы был показан альтернативный взгляд на алкоголь. На Первом канале, а затем и на уличных рекламных поверхностях по всей России были размещены материалы, которые со всей откровенностью показывали катастрофическое влияние алкоголя на организм человека. За эти годы к акции присоединились многие активные люди в десятках регионов России, которые стараются сделать все для того, чтобы через просвещение сформировать отрицательное отношение людей к алкоголю и наркотическим веществам.

Узнать больше о масштабах трагедии, а также стать участником проекта можно, посетив сайт общее-дело.рф

Текст подготовила Дарья Баринова

Ссылка на основную публикацию