Православие и инопланетяне: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Православная Жизнь

Если инопланетяне всё-таки существуют — как относиться к ним человеку верующему? Что делать, если встретил на своём пути представителя внеземной цивилизации? Возможно ли, что где-то во вселенной существуют такие же люди, которые верят в то же, что и мы? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.

Церковь к инопланетянам не относится

Честно говоря, я не знаю, как на эту тему можно говорить серьёзно, потому что все научные, а вернее, псевдонаучные наработки по вопросу общения с инопланетными существами на поверку оказываются пустым местом. Как Церковь относится к инопланетянам? — да никак. Священное Писание ничего не говорит нам о сотворении жизни на каких-то других планетах, кроме нашей. Оно рассказывает о сотворении видимого и невидимого мира. Невидимый — это мир ангелов и духов злобы поднебесных, которые от ангелов отпали. Видимый — тот, в котором мы с вами живём.

Как отбиться от «инопланетянина»

Мне понравилось, как на подобный вопрос лет десять назад ответил известный священник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров. Дети спросили, что он скажет, если встретит инопланетянина. Отец Артемий ответил, что ничего не скажет, поскольку там, где появляются батюшки, инопланетяне исчезают, потому что не любят священнических бород. Дело в том, что в христианстве есть довольно твёрдое убеждение в том, что НЛО — это бесы. С этой точки зрения отец Артемий абсолютно прав: общаться с такими «инопланетянами» — дело вредное, и если доведётся встретиться с одним из них — перекрестите его, и он исчезнет. А если не исчезнет, можете бить его прямо промеж рог.

Контакты со внеземными цивилизациями и официальная наука

Когда мы видим какие-то передачи или фильмы о пришельцах и тому подобном, то на поверку это всё оказывается вымыслом. Когда говорят, что был получен ответ на отправленный в космос сигнал, это не имеет отношения к правде, поскольку на протяжении многих лет таких ответов не было. Ещё я заметил, что в русскоязычном интернете очень мало информации о всевозможных контактах с инопланетянами и тому подобном. Думаю, такая ситуация сложилась потому, что серьёзные учёные такие «контакты» не рассматривают, поскольку рассматривать нечего.

Всевозможные теории о том, что где-то есть планета, где живут люди, у которых тоже есть христианство, любопытны только как теории. В любом случае, на сегодняшний день всё это остаётся областью домыслов и фантастики. Начиная с 1960-х годов эта тема набирала актуальность, что неудивительно: с момента выхода человека в космос люди стали интересоваться вселенной и её тайнами.

Одиноко во вселенной

Думаю, если бы другие цивилизации существовали, то это было бы оговорено Спасителем, апостолами или святыми. Мы ничего не можем сказать об этом, поскольку не знаем даже о природе ангельского мира. Рассуждать и философствовать можно о чём угодно, но в этих размышлениях надо на что-то опираться, а нам опираться не на что. Человеку сложно представить, что в огромной вселенной больше нет никого, кроме жителей Земли. От этого возникает ощущение одиночества, очень тяжело переносимого. Человеку это ощущение знакомо, и оно малоприятно. Бывает ведь, что и среди людей мы чувствуем себя одиноко. Одиночество тяготит, и потому не исключено, что отчасти и по этой причине возникают слухи и домыслы об инопланетянах.

Люди порой думают: как здорово было бы, если бы кто-то пришёл и научил нас, как жить без войны. Каждый был бы рад обрести друга-трансформера, но вряд ли захотел бы пережить нашествие чужих. Нам не хватает общения и друзей, и оттого мы порой хотим найти кого-то извне, кто принял бы нас. С другой стороны — Тот, Кто учил жить без войны, уже приходил, и какова была Его участь?

Подтверждения существования инопланетян у серьёзных учёных пока что нет, то, что преподносится как доказательства, — фейки. Как бы ни старались уфологии подогревать наш интерес, пока им похвастаться нечем. Если бы что-то действительно подтвердилось на уровне серьёзной науки, представляете, какой это был бы фурор?

Не одиночество, а уникальность и ценность

То, что мы одни на нашем маленьком шарике во всей необъятной вселенной — это и страшно, но и удивительно, и здорово. Это показывает, какая мы ценность в глазах Божьих. «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс. 143:3) — можем воскликнуть мы вслед за псалмопевцем Давидом. Господь показывает нам: посмотрите, как велик мир, а человеческая душа дороже всего для Бога. Как ты, человек, распоряжаешься ей? Бог переживает о тебе — переживаешь ли ты о себе? Мы привыкли думать, что Бог нас наказывает, но забываем, что Он нас любит, всегда рядом и ищет, за что нас помиловать. Только обращаясь к Нему за помощью, мы можем изменить что-то в себе.

Недавно я перечитывал евангельскую притчу о благоразумном рабе. «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:45-51).

В этой притче ничего не говорится о том, как жил этот раб и как вёл себя на протяжении всего периода служения. Сказано, что блажен тот, которого хозяин, придя, найдёт поступающим хорошо. Иначе говоря — в чём Господь застанет нас, в том и судить будет. Бог каждый день даёт нам шанс исправить свою жизнь к лучшему, и только от нас зависит, воспользуемся мы им или нет. Мне бы очень хотелось, чтобы размышления о бесконечности вселенной и нашем в ней одиночестве привели нас в итоге к этим мыслям.

Записала Екатерина Щербакова

Об НЛО – мнение православного священника

НЛО — популярная тема прошлых лет. Мнения о “летающих тарелках” многообразны и противоречивы до сих пор.

Однажды мне довелось побеседовать на тему НЛО с православным священником Андреем Березиным. Он так же является преподавателем Духовной семинарии в Нижнем Новгороде.

Я попросил отца Андрея объяснить, как относится к феномену НЛО православная церковь.

– Отец Андрей, наверное, с развитием космонавтики люди стали чаще задумываться о том, что где-то во вселенной тоже могут быть разумные цивилизации? А тут как раз НЛО. Многие увидели в них братьев по разуму.

– Ну, потом даже какой-то бум разгорелся. Об этом очень много говорили. Были периоды затишья темы НЛО в нашей печати, потом интерес к этому феномену снова возрастал. На западе это муссировалось порой очень обширно. Бог есть творец всего, и кроме того, что он создал, ничто более не существует. Мне кажется, что если в Священном Писании прямо не говорится о существовании, кроме ангелов и людей, еще каких-то разумных существ, созданных Богом, это нас должно насторожить: а все ли мы здесь воспринимаем правильно?

– А как вы относитесь к тому, что многие исследователи пытались найти скрытое описание НЛО в Библии: различные знамения в видео огненных столбов, сигарообразных облаков и тому подобное? Так, например, этот феномен часто пытаются увидеть в явлении Бога Моисею на горе Синай в дыму и огне (книга Исход, гл., 19, ст. 16, 18-20).

– Те ссылки на Священное Писание, которые некоторые уфологи пытаются приспособить к своим теориям, по-моему, совершенно несостоятельны, потому что они ссылаются на определенные второстепенные моменты и на этом основании пытаются что-то подогнать под свою идею. Огненный столб может образоваться и от взрыва, а дымное облако химическим путем. Я не вижу вообще никаких аналогий в данных ссылках на Библию и считаю, что в ней таких ссылок нет.

– Вы хотите сказать, что в Библии вообще каждый может найти все, что захочет?

– Может быть, это и так, если будут искать то, что захотят, а не то. Что следует. Но так делать нельзя. Священное Писание должно пониматься не так, как каждому захочется, а так, как Господь велит его понимать. У нас есть Священное Предание на основе ветхозаветных пророков, а также отцов церкви. Там говорится о том, как нужно понимать Библию.

– Понятно. А если, не имея ввиду НЛО, предположить, что где-то в космосе существуют некие разумные существа? Каково будет к ним отношение Православной Церкви?

– Если бы Господь создал где-то еще, помимо ангельского и человеческого мира, мир других разумных существ и если бы их бытие пересекалось с человеческим бытием, то я думаю, что об этом все равно упоминалось бы в Священном Писании. А раз этого нет, то лучше не фантазировать на данную тему.

– В последнее время НЛО превращается в своеобразный культ. Например, в популярном фильме американского режиссера Стивена Спилберга “Тесные контакты третьего рода” эта вера в пришельцев становится почти религиозной.
– Массовые явления НЛО стали наблюдаться не столь уж давно. В истории мы может найти нечто подобное, но это были какие-то единичные факты. А в от такого массового их явления еще никогда не было. Могу порекомендовать книгу современного американского православного ученого иеромонаха Серафима Роуза “Православие и “религии будущего”. Там он достаточно исчерпывающе пишет об этом. То есть при соответствующем анализе пришли к выводу, что феномен НЛО никак не связан с инопланетянами, что он отрицателен, судя по его действиям от контактов с ним. Более того, добросовестные исследователи, которые многие годы занимались этим феноменом, сделали очень интересный вывод: феномен НЛО нематериален. Хотя как будто бы действительно: материальный объект, места посадок НЛО и так далее.

Но ведь. бесы тоже нематериальны, понимаете? Церковь нам говорит однозначно, что все эти НЛО — проявление бесовщины. Можно задаваться вопросом, а на сколько оправданы такие выводы? Ну, оправданы, конечно. Об этом очень многое написано. Бесы могут материализоваться. Бес — это падший ангел, это духовное существо, но со знаком “-“. И если в былые времена они принимали вид каких-то неприятных животных или даже человека, то сегодня, похоже, просто идет подыгрывание под то, что человечеству больше импонирует. Приятно думать об инопланетянах, о том, что они сыграют какую-то роль в спасении человечества. Это, естественно, не отрицает само по себе Господа Бога. Но получается, что они идут параллельными путями? Уж если бы Богу угодно было с помощью неких разумных существ сделать нечто для человечества, неужели бы об этом не было написано в Библии? Было бы, конечно. А если понимать это так, что они независимо от Бога хотят что-то сделать. Это абсурд. Сейчас, вы знаете, есть НЛО-контактеры. Они общаются с высшим, по их словам, разумом, записывают, что он им говорит. Личные контакты, другое какое-то общение с НЛО — это всегда печальный результат. Серафим Роуз об этом же говорил в своей книге. Поэтому можно сделать вывод: бесы просто подыгрывают под то, на что больше всего клюнет человек. Когда-то это был спиритизм, сейчас НЛО. И все это вредно для человека. И при желании узнать что-то большее нужно обращаться к православным источниками. Там есть мнение и компетентных ученых, и богословов. Все сказанное об НЛО — не только моя точка зрения, это точка зрения всей Православной Церкви.

– А вы в своих проповедях говорите о подобной опасности для человека?
– Ну, конечно, говорил в свое время. Но я, думаю, что сейчас люди такими вопросами не задаются. По-моему, для них все понятно.

– Спасибо. Будем надеяться, что этот разговор будет интересен читателям.

Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Читайте также:  Прощает ли Бог убийство: простить ли Господь убийцу или нет, как добиться прощения

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Читайте также:  Священное писание: что это такое, понятие и значение в православии, авторы и канон священного писания

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Что Православная Церковь о таких явлениях, как НЛО?

Вопрос задан:
30 марта 2016

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Вопрос об отношении Православной Церкви к феномену НЛО весьма основательно разобран в книгах иеромонаха Серафима (Роуза): «Православие и религия будущего», священника Алексия Мороза: «Люди и демоны», игумена «Н»: «От чего нас хотят спасти?». Существует также богатейшая сокровищница святоотеческих творений, житий святых, древних патериков, где содержится опыт борьбы православных подвижников благочестия с падшими духами и их явлениями. В этом опыте можно заметить многочисленные аналогии с явлениями НЛО современным «контактёрам».

На основании знакомства с книгами церковных авторов, а также светских исследователей (уфологов), у меня сложилось впечатление, что НЛО – это, по крайней мере, двухсоставный феномен: с одной стороны, некий процент замечаемых в небе летательных аппаратов имеет вполне земное и материальное происхождение. Во многих современных документальных фильмах и книгах приоткрываются секретные сведения о том, что ещё в годы Второй мировой войны, нацисты занимались разработкой боевых летающих дисков на основе антигравитационных двигателей, достигнув в этом немалых результатов и собрав несколько действующих образцов. В послевоенное время, Советский Союз и США, как страны – победители, вывезли из Германии и поделили секретные чертежи (возможно, и сами модели). Нацистские конструкторы, избежав правосудия, переехали в Соединённые Штаты, и продолжили там свои исследования. Некоторые из них, например, принимали участие в американской «Лунной программе» – подготовке полёта первых космонавтов на Луну. И в США, и в СССР проводились (а возможно, и сейчас проводятся) соответствующие исследования и конструировались летающие диски. С другой стороны, большая часть НЛО, представляют из себя проявления тонкого, параллельного мира, говоря языком Церкви – мира падших духов. Не даром, в Священном Писании, они именуются «духами злобы поднебесными» (Еф. 6,12), а сам диавол «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2, 2), ибо местом их обитания является поднебесное пространство, или земная атмосфера. Многие уфологи с мировым именем пришли к заключению о том, НЛО – вовсе не «космические пришельцы с далёких планет». Из числа зарубежных исследователей, высказывавших подобное мнение, можно привести наиболее известных ученых, таких как: Аллен Хайнек (автор проекта «Голубая книга», в рамках которого в США в 50-е годы было собрано большое количество материалов об НЛО), Жак Валле (написал книги: «Невидимый колледж» и «Параллельный мир»), Джон Киль (автор книги «Операция: Троянский конь»). Из числа отечественных ученых: академик Виктор Вейник (изучал НЛО более тридцати лет, в результате – принял Православие), доктор технических наук, Матфей Варлаамов (был неверующим человеком, впоследствии – крестился). Все вышеперечисленные представители уфологии проводили самые серьёзные и всесторонние исследования «летающих тарелок», потратив на это десятки лет своей жизни. Сделанные ими выводы – впечатляют: НЛО – явления паранормальные, то есть, они состоят не из металла, а имеют структуру плазмы. Этим объясняется их необычное поведение: внезапное появление «из ниоткуда» и исчезновение, огромные скорости, с которыми материальные объекты не могут двигаться в земной атмосфере, резкое изменение траектории полёта, «разделение» одного предмета на несколько маленьких, и наоборот, а также запечатление НЛО на фото и видеоплёнку в тех местах, где видимым глазом они не наблюдались. Ещё в семидесятые годы 20 века, итальянский учёный Лючиано Бокони экспериментально доказал существование параллельного мира, находящегося рядом с нами и населённого разумными, небелковыми (энергетическими) формами жизни. Он наименовал их: «Криторы», что значит: «твари». Криторы, по его мнению, разумны и высокоорганизованы. Они постоянно вмешиваются в жизнь людей. Бокони, при помощи чувствительных к инфракрасному и ультрафиолетовому диапазонам фото и видеокамер, сделал десятки снимков этих самых Криторов. Сегодня их без труда можно просмотреть в сети Интернет. Так вот, эти существа, называемые на языке Христианства бесами, и принимают формы «братьев по разуму», якобы прибывших «спасать» Землю из далёких галактик. По словам Джона Киля, из его книги «Операция: Троянский конь», эти существа живут рядом с нами изначально, но пытаются скрыть своё истинное местопребывание и подлинные намерения, прикидываясь «пришельцами из космоса». При этом многие исследователи, действительно, отмечают любопытную деталь: НЛОнавты постоянно пользуются обманом и дезинформацией, выдавая своим земным «контактёрам» явно антинаучные сообщения. Не это ли имел ввиду Иисус, сказав о диаволе, что «он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Конечной целью деятельности злых духов, маскирующихся под «инопланетян», по словам иеромонаха Серафима (Роуза), является их «легализация» в мире людей, вступление жителей Земли в самые тесные контакты с ними и демонизация человечества, то есть, подчинение и нравственное уподобление людей падшим духам через формирование, так называемой, расы «сверхчеловеков», наделенных оккультными способностями. Феномен НЛО, также является одним из элементов формирования на Земле единой, универсальной мировой религии, которая будет религией Антихриста.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Православная церковь о кремации — отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

Кремация – один из видов погребения

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

  • ислам;
  • иудаизм;
  • греческая православная церковь.

Кремация не является православной традицией

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Как Церковь относится к кремации

В середине 2015 года Священный синод Русской православной церкви принял официальный документ «О христианском погребении усопших», в тексте которого обозначена официальная позиция РПЦ в отношении допустимости сжигания православных христиан.

Согласно тексту означенного документа, РПЦ категорически не одобряет кремацию, поскольку она нарушает православный погребальный канон и библейские догматы в отношении захоронения умерших людей.

Наряду с этим кремация не возбраняется и не считается поводом для отлучения умершего либо его родственников от Церкви.

Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту сожжения тела усопшего.

Однако, необходимость сжигания должна быть доказана объективными причинами, препятствующими традиционному захоронению.

Согласно документу, Церковь допускает кремацию в следующих ситуациях:

  1. Законодательство государства, на территории которого происходят похороны, препятствует погребению тела человека в землю (как в Японии).
  2. Тело усопшего не может быть погребено в землю по иным объективным обстоятельствам (например, из-за транспортировки умершего на дальнее расстояние).

В документе РПЦ также выдвигает условия кремации православных христиан.

Пастырь должен напомнить родственникам (либо иным близким) усопшего о негативном отношении Церкви к кремации.

Урна с прахом обязательно хоронится в землю.

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Православная церковь рекомендует традиционный способ погребения

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Когда проводить отпевание — после или перед кремацией

Согласно православной похоронной традиции, отпевание происходит очно – т.е. священник совершает ритуал в присутствии тела умершего.

Прах считается останками и не отпевается.

Заочное (т.е. проведенное после похорон и/или при отсутствии тела умершего) отпевание допускается Церковью в случае объективной невозможности проведения обряда по всем канонам (например, после захоронения погибших военнослужащих в братской могиле).

Кремация, проводимая по воле усопшего (либо его близких), к уважительным причинам для заочного отпевания не относится.

Резюмируя вышесказанное, единственный способ проведения отпевания, допустимый при кремации – очный, священник совершает таинство над телом умершего строго перед сожжением.

Отпевание происходит в церкви или в крематории. На территории подобных организаций действуют церкви, служители которых могут совершить обряды.

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Кремация. Православный взгляд

Мнения священнослужителей о кремации православного

Оно соответствует вышесказанной официальной позиции РПЦ.

Священнослужители не поощряют проведение такой процедуры, обуславливая такую позицию словами библейского учения (о воскрешении погребенных) и требованиями православной традиции – уважительного отношения к останкам усопшего.

Также кремация не поощряется священнослужителями из-за сходства с языческими похоронными обрядами.

Однако священники понимают, что иногда традиционная для православного христианства погребальная церемония не может быть совершена должным образом по разным на то причинам.

По мнению церковных служителей, истинно православный человек должен приложить все усилия, чтобы соблюсти церковные нормы и традиции.

Осознанное желание православного христианина прибегнуть к кремации считается греховным.

📹 Протоиерей Андрей Ткачев об отношении Церкви к кремации — видео

Как проходит кремация

Сегодня эта процедура проделывается в крематориях – сложных инженерных сооружениях, состоящих из промышленных печей, в которых тело умершего полностью сгорает под воздействием высокой температуры (от 900 до 1100 °C).

📌 Стандартная процедура кремации состоит из этапов:

  1. Доставка гроба с телом покойного в специально оборудованный зал крематория.
  2. Отпевание (если этого не сделали до доставки в крематорий).
  3. Церемония прощания с покойным.
  4. Перемещение гроба в транзитное помещение (большинство крематориев имеют автоматические транспортеры).
  5. Сжигание гроба в кремационной печи (в зависимости от характеристик и конструкции крематория, время полного сгорания занимает от полутора до двух часов).
  6. Извлечение праха усопшего, запайка его в специальную металлическую капсулу (объем праха взрослого человека со средним телосложением занимает от 0,002 до 0,0025 м³).

Капсула с прахом хранится в крематории до 12 месяцев, затем (при ее невостребованности) подлежит захоронению в общем колумбарии.

Близкие покойного забирают прах прямо в капсуле либо покупают в магазине ритуальных товаров урну и просят сотрудников крематория переложить прах в нее.

Дальнейшие действия близких покойного соответствуют его предсмертной воле – прах хоронят (в могиле или колумбарии) или развеивают.

По христианскому обычаю любые останки умершего человека должны быть преданы земле. При захоронении урны присутствие священника не потребуется. На месте захоронения нужно ставят надгробный памятник или крест.

3. Что вообще Церковь думает об инопланетянах?

3. Что вообще Церковь думает об инопланетянах?

Вопрос:Что вообще Церковь думает об инопланетянах?

Отвечает диакон Андрей Кураев:

Если можно, я отвечу не своими словами, а словами из писем святителя Феофана Затворника, которые я сейчас читаю.

В 1863 году он написал:

“С удовольствием готов сказать Вам слово-другое в устранение Ваших недоразумений.

Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами, что эти разумные существа подобно нам, по склонности ко злу (уж почему бы не сказать, как падшие), имеют нужду в средствах ко спасению, что средство это и для них одно: изумительное строительство смерти и Воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у Вас неразрешимое недоумение: как мог Господь Иисус Христос быть для них Спасителем? Неужели мог Он в каждом из этих миров воплощаться, страдать и умирать? Неумение решить этот вопрос беспокоит и колеблет веру Вашу в Божественность домостроительства нашего спасения.

Что такие мысли колеблют и беспокоят Вас – это по собственной Вашей вине, а не по свойству мыслей. Эти мысли – цепь мечтаний, не представляющих ничего несомненно верного, а домостроительство спасения есть дело несомненно верное, доказавшее и постоянно доказывающее свою Божественность. Можно ли позволять, чтоб эту твердыню колебали мечтательные предположения?

Хоть Вы издавна содержите мысль о бытии разумных существ на других мирах и хотя она имеет много за себя,– но все же она не выходит из области вероятных предположений. Очень вероятно, что там есть жители– но все только вероятно. Сказать “есть” не имеете права, пока не удостоверитесь делом, что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нету. Мореплаватель подъезжает к острову: все признаки показывают, что там есть жители,– но всходит на него, и ничего не видит. Да что о мореплавателях! Перенеситесь мыслию к первому времени, когда люди еще не размножились: на каждом почти шагу Вы встретили бы местность с признаками несомненной обитаемости, а, между тем, жителей не было нигде. Так и относительно тел небесных много имеется намеков, будто они обитаемы. Что удивительного, если они еще ждут своих обитателей, или их совсем там не будет: кто знает, чего хочет Господь относительно их! Надо бы побывать там, посмотреть и удостовериться делом – тогда, пожалуй, смело можно говорить, что “есть”, а без того нельзя больше сказать, как – “может быть”. Но то, что “может быть”, нельзя ставить в возражение против того, что фактически, верно “есть”.

Защищать истину против придумываемых вероятностей есть то же, что бороться с призраками. Вот почему Вы ни в одной богословской солидной книге не найдете опровержения своему возражению. Богословы не считали разумным делом опровергать мечты. Вот теперь у нас польское восстание. Вы командуете отрядом, подходите к лесу, слышите шум, видите дым кое-где и людей с топорами. По всему видно, что тут мятежники. Однако ж если бы ни с того ни с сего Вы начали правильную атаку,– Вас не похвалили бы. Вы могли атаковать мирных жителей, рубящих лес. Вам надо наперед удостовериться, что там мятежники, разведать их число и положение,– и тогда уже действовать против них. Зачем вступать в борьбу, когда нет нападений действительных, а только кажущиеся?

Так и здесь: доведите до очевидности, что есть жители на телах небесных, тогда и начнем опровергать все возникающие из того возражения против святой веры нашей.

Так как существование жителей на планетах есть только вероятность, а область вероятности неизмерима, то относительно их открывается охотникам мечтать широкий простор. Вот и Вы, сами, может быть, не замечая того, пустились в мечты, лишь только дали силу предположению. Предположив, что есть разумные твари на других мирах, Вы начинаете рисовать их быт, не имея к тому никаких данных. Вам следовало остановиться на предположении о существовании, на которое есть намеки, и сказать, что далее идти нельзя по недостатку данных; а Вы пошли далее. Дух пытливый покою вам не давал и увлек вас. Но пусть и так – бедЫ еще нет большой – помечтать, но поддаваться влиянию мечты – опасно. Следовало бы, по крайней мере, правильно вести свои мечты. Сказали бы себе, примером, так: существование разумных тварей на планетах очень вероятно, но что бы такое они были и каково им там. Решая это, Вам следовало придумывать разные предположения, не останавливаясь ни на одном, а считая вероятным и то, и другое, и третье, потому что нет никакого основания останавливаться на одном каком-либо. А Вы взяли одно предположение, заимствовав его от нас, да и стали на нем. У нас было падение – ну и там, мы склонны ко греху – ну и те; у нас нужно домостроительство спасения – нужно и там; у нас Единородный Сын Божий благоволил воплотиться – и там уместен только этот способ спасения.

А Вам следовало бы идти в своих предположениях так: положим, что есть разумные жители на других мирах; что ж они, соблюли ли заповеди, пребыли ли покорными воле Божией или преступили заповеди и оказались непокорными? Вы не можете сказать ни того, ни другого; а я думаю, что или согрешили, или не согрешили, ибо и наших прародителей грех не был необходимостью, а зависел от их свободы. Они пали, но могли и не пасть. Так и жители других планет: могли сохранить заповедь, могли и не сохранить. Если они сохранили, то все дальнейшие мечты о способах их спасения прекращаются сами собою: они пребывают в первобытном общении с Богом и святыми Ангелами и блаженствуют, находясь в том состоянии, какого чаем и мы по воскресении. Но Вы признали их падение несомненным и пошли далее по этой дороге. Хорошо, положим, что и там было падение; но, не зная меры их греха, можем ли мы сказать что-нибудь и о способах восстановления их и спасения? Может быть, их грех так мал, что обошелся легкою мерою исправления; а может быть, так велик, что исключает всякую возможность поправить дело. Пример мы видим на нечистых духах. Все такие случаи надлежало иметь вам в виду и все-таки не останавливаться ни на одном, так как они все лишь вероятны.

Наконец, способ восстановления у Вас один: воплощение Бога, Его крестная смерть и Воскресение. Мы веруем, что и у нас домостроительство спасения было свободным делом Божественной благости, а не делом какой-либо вынужденной необходимости. Чрезвычайный образ восстановления у нас приспособлен к обстоятельствам нашим: но все же мы не можем сказать, чтоб он был актом необходимым. У Бога бездна премудрости. Церковь поет: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься. Стало быть, возможно было и ходатаю, и Ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а там, может быть, совершил дело спасения ходатай, или Ангел, или еще кто. Если Вы потрудитесь пройти всю эту цепь мечтаний, то, конечно, не придете к вопросу: как же и там возможно спасение чрез Господа Иисуса Христа? Ужели и там Он воплощался? Если трудно решить этот вопрос, то признайте там уместность другого способа восстановления падших; ведь нет никакой необходимости стоять на одном. В нашей воле остановиться мысленно на том или другом предположении. Но и при этом держИтесь той мысли, что все эти предположения – мечты, в которых нет ничего несомненно верного. Следовательно, и возражение, идущее от таких мыслей против святой веры, основанной на действительных фактах, состояться никак не может. Дойдите прежде сами и затем доведите нас до верного познания о бытии и состоянии жителей других миров, тогда мы займемся с Вами и решением вопроса о их спасении; тогда, если Вы построите возражение против нас,– оно будет возражение дельное, стОящее опровержения; а до тех пор – что себя беспокоить?

Вы приняли и остановились на одном течении мыслей; а их возможно множество. Допустив населенность разумными существами других миров, Вы полагаете, что они там тоже сотворены; а может быть, не сотворены, но переводятся туда именно с Земли? Земля определена быть рассадником жизни для всех планет. Как на Земле первоначально из одного места расселились люди по всем обитаемым странам Земли, так с Земли наполняются жителями все тела небесные. В дому Отца Моего, сказал Господь, обители многи суть (Ин. 14, 2). Почему не признать этими обителями небесные тела? Почему не допустить, что люди по смерти живут на той или другой планете, на том или на другом солнце и по Страшном Суде водворятся там вечно со своими телами? Скажете: отчего же такая честь маленькой Земле? Для Бога в тварях нет ничего ни большого, ни маленького. Он всех тварей Своих любит и о всех них равно печется. Если Он положил, чтобы на одной какой-либо планете был рассадник жителей, то для Него все равно какую бы ни избрать для этого. И какое тело Вы ни возьмите, все останется вопрос: почему оно избрано? Ибо всякое из них, в сравнении с целым мирозданием, будет ничто. Против такого предположения, как предположения, сказать нечего.

Далее, предположив бытие жителей на других мирах, ничто не мешает предположить, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушали заповеди Божией и не взбунтовались против Бога, как это случилось на нашей планете. Взбунтовалась одна Земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но Бог, Которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который приемля благоговейною верою мы спасаемся. В притче пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну. Но нельзя допускать и ту мысль, что когда о Земле такое попечение, то другие миры забыты, и что, после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Цель творения есть слава Божия, или явление беспредельных совершенств Божества. У нас они явлены наипаче в домостроительстве спасения, а на других мирах они являются другими способами. Если предположить другой образ бытия разумных тварей и облаженствование их, то уж прямее предположить устояние их в своем чине, светлое состояние блаженных.

Но пусть и пали. Нет основания думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтоб оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения и искупительная жертва спасают нас чрез усвоение их верою. Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою и таким образом спасаются? В способах сообщения и произведения веры у Господа не может быть недостатка: есть даже Ангелы, в служение посылаемые для хотящих наследовать спасение. Все планеты состоят между собою в связи и взаимовлиянии, для нас неведомом. Чтобы какая-нибудь из них была исключена из этого союза, этого предположить нельзя. Если физически существует такой союз – то почему же не предположить нравственного? Если в физическом отношении одно тело влияет на все прочие, с какими оно состоит в связи, то отчего же не допустить того же и в отношении нравственном?

Вот все, что пришло мне в голову сказать Вам в успокоение Ваше; и однако ж не забывайте, что все это лишь предположительные мысли, без которых не только можно, но и должно обходиться. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании; а узрим лицем к лицу тогда! (ср.: 1 Кор. 13, 12). Вышших себе не ищи, говорит Премудрый; а яже ти повеленна, сия разумевай; несть бо ти потреба тайных. Многи бо прельсти мнение их, и мнение лукавно погуби мысль их (ср.: Сир. 3, 21, 22, 24)”.

Читайте также:  Почитай отца и мать: значение и толкование заповеди, понятие высказывания
Ссылка на основную публикацию