Православие и интернет: отношение церкви и мнение священников, популярные сайты, мифы и реальность

«Батюшка онлайн» и православный поисковик. Как церковь покоряет интернет

Церковь закинула сети в Сеть: в последние годы в интернете массово возникают православные сайты знакомств, поисковики и сервисы вопрос-ответ. «Сноб» узнал, как РПЦ ищет паству в интернете и хорошо ли у нее это получается

Поделиться:

Стендап для воцерковленных

— Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, я влюбилась в фонарный столб!» Я ей: «Да как же так?», а она мне: «Он единственный, кто мне подмигивает, когда я вечером иду по улице».

Зал заливается смехом, а человек на сцене улыбается и ждет, когда можно будет рассказывать следующую шутку. Это похоже на стендап-шоу, только актер — в рясе, а бокам сцены стенды с иконами.

— Меня вот спрашивают: «Есть ли жизнь на Марсе?», — продолжает отец Артемий. — Но ведь на Марсе нет любви между мужчиной и женщиной, а значит, и жизни тоже нет.

Вокруг влюбленные. Парочка справа держится за руки. Слева девушка положила голову на плечо молодому человеку. Присматриваюсь: у всех четверых на пальцах — обручальные кольца. По-другому здесь быть не может. Я под Можайском, на православном молодежном фестивале «Братья». Каждый год воцерковленные юноши и девушки приезжают сюда, чтобы участвовать во всенощном бдении на открытом воздухе, читать вечерние молитвы и находить свою любовь. На сцене — не юмористическое шоу, а офлайн-версия интернет-проекта «Батюшка онлайн», где пользователи интернета могут задать любые интересующие их вопросы священнику.

Записка из зала: девушка пишет, что уже несколько лет ездит на этот фестиваль, повстречала тут свою судьбу и скоро выходит замуж. За лучшие записки священник дарит книги, и он просит счастливую невесту подойти к сцене за наградой. На вид ей не больше 18.

Следующая записка: «Почему говорят, что браки, которые заключают девственники, быстро разваливаются?»

С этим тезисом отец Артемий готов поспорить:

— Божий замысел — в том, чтобы супруги никого не знали, друг кроме друга. А если она в интимный момент вдруг вспоминает своего бывшего, это, знаете ли, уже моветон.

После выступления гости фестиваля бегут к сцене за автографом и благословением. Отец Артемий — звезда православной молодежи. Встречу с публикой он заканчивает неожиданно:

— Я понимаю, что у нас, православных людей, особенная психология, но давайте попробуем жить в этом мире так, чтобы всем остальным наша вера не казалась смешной. Совершенный христианин — это не человек в футляре. Вера — горячая, разумная и зрячая — делает христианина мудрым, и он умеет общаться с каждым на его языке, так же как, например, с ребенком — по-детски. Сегодня миссионеру и проповеднику нельзя быть слоном в посудной лавке. Если человек воодушевлен подлинной любовью к своим собеседникам, он должен уметь под них подстраиваться. Но это вовсе не значит быть хамелеоном.

Все, что вы хотели знать о боге, но боялись спросить

«Батюшка онлайн» считается одним из самых успешных медийных проектов РПЦ. На страницу «ВКонтакте» подписаны 62 тысячи человек, на вопросы читателей отвечают православные священники со всех концов света: из США, Канады, Германии. Люди спрашивают, как правильно готовиться к причастию и соблюдать пост и простит ли им Господь, что по работе им приходится обманывать людей. Есть и те, кто просто просит благословить их, например, на продажу дома или на долгую поездку.

«Здравствуйте, батюшка Сергей! Как должен молодой христианин знакомиться с девушкой для построения отношений? И как правильно их строить в нашем современном мире? Ведь православному христианину нельзя до брака предаваться интиму с девушкой», — спрашивает священника из Америки Никита Червинский. Ему отвечают, что не обязательно вступать в интимные отношения с каждой девушкой, с которой он знакомится.

«Батюшка, добрый вечер. Благословите, пожалуйста. Завтра у меня серьезный экзамен, хочу успешно сдать с Божьей помощью», — пишет другому священнику Любовь Бабенко, и тот отвечает: «Помощи Божией вам».

Часто задают вопросы на профессиональные темы. Например, Мария Николаева пишет: «Доброго Вам здоровья, батюшка! У меня к Вам вопрос, который стал волновать меня сравнительно недавно. Говорят, что от Бога есть три профессии: врач, учитель и судья! Меня же волнует профессия бухгалтера, экономиста. Говорят, что это профессия от дьявола. Так душа стала болеть, что выбрала эту профессию». Священник не дает ей конкретного ответа, объясняет лишь, что главное — быть чистой сердцем.

На сообщения читателей отвечают полсотни батюшек. Абсолютный рекордсмен проекта — протоиерей Димитрий Савельев, который за четыре года ответил примерно на восемь тысяч вопросов. При этом к интернету в целом он относится настороженно:

— Сам бы я этим заниматься не стал, но мне дал благословение владыка Прокл, который тогда был главой Симбирской митрополии. Так что я постарался быть полезным. В интернете много провокаций, часто встречаются негативные материалы, поэтому всегда есть опасность, что, пытаясь принести пользу, принесешь вред. Каждое неосторожно написанное слово могут понять превратно и растиражировать на огромную аудиторию. Я полностью это осознал, когда уже начал работать в «Батюшке онлайн». Здесь моя задача — не спорить, а рассказывать о Священном Писании и тех истинах, которые несет в себе церковь: это те вопросы, которые в свое время уже решила церковь, и дискутировать о них не стоит.

Отец Димитрий уверен, что интернет-проекты не помогут РПЦ исправить стереотипы о духовенстве, которые есть в светском обществе:

— Если человек хочет думать о чем-то плохо, он вряд ли воспримет какие-то аргументы. Можно сколько угодно объяснять, что церковь должна получать деньги, хотя бы чтобы содержать храмы в нормальном состоянии, но некоторые так и будут говорить, что высокопоставленные служители церкви просто пригрелись на теплом месте. Так что проект — это скорее удобная площадка, где церковь может общаться с населением, чем попытка кого-то в чем-то переубедить.

«Батюшку онлайн» придумали, чтобы помочь молодежи ответить на вопросы, с которыми трудно обратиться к родителям или друзьям. Все началось с ток-шоу, которые проводили в Ульяновском политехническом институте. Студенты выбирали острую тему, приглашали специалистов, чтобы обсудить ее в формате телепередачи. Часто на такие «ток-шоу» приходили священники. Автор проекта Надежда Земскова заметила, что аудитория испытывает к ним повышенный интерес, и придумала интернет-проект, в котором батюшки смогут общаться со всеми желающими.

— Мы больше ориентируемся на тех, кто пока еще не ходит в храм. Эти люди в первую очередь нуждаются в помощи и поддержке. Они часто спрашивают, как правильно молиться, как венчаться. В обществе сейчас не очень правильное представление о батюшках, а мы показываем, что они могут быть открытыми и современными. К каждому из священников, которые отвечают на вопросы, можно зайти на страничку, посмотреть, чем он живет.

Кроме паблика «ВКонтакте» у проекта есть страница в инстаграме. В июле она наделала много шума: авторы выложили фотографию Павла Астахова в рубрике «Православие в лицах», и под ней появилось столько гневных комментариев, что снимок удалили. Впрочем, Надежда Земскова так и не поняла, чем посетителям не угодил омбудсмен:

— В рубрике «Православие в лицах» мы знакомим читателей с известными и в то же время глубоко верующими людьми. Астахов как раз один из них. Там еще были Шевчук, Цыганова и многие другие. Всегда находятся люди, которые плохо знают героя и начинают злорадствовать. Про Астахова начали столько писать, что администраторы решили удалить его фотографию и не давать пищу для троллей. Но все-таки человек не может всем нравиться.

Мы попросили эксперта в области социальных сетей проанализировать страницу «Батюшка онлайн» и рассказать, отличается ли она чем-то от обычных пабликов, рассчитанных на коммерческую прибыль.

Василий Богданов, смм-специалист креативного агентства Red Keds:

В СММ для сообщества придумывается некая креативная идея, которая выгодно будет отличать бренд от конкурентов. Это, например, как если бы чай «Липтон» делал паблик, там бы все было про бодрость и хорошее настроение с утра. Но здесь, за неимением конкурентов, просто сделали вестник православной жизни. Есть система, и план публикаций тут явно есть. Есть и монетизация. Многие, говоря об СММ, спорят, приносят ли паблики деньги бренду, но в «Батюшке онлайн» мы через каждые несколько постов видим, как читателям предлагают что-то пожертвовать.

В принципе, для верующих людей это довольно полезный ресурс: он напоминает об актуальных событиях в православном мире через ленту новостей, публикует советы и полезные молитвы. Подписчики неплохо на это реагируют. Количество комментариев и лайков вполне нормальное относительно количества подписчиков, и накруток тут, судя по всему, никаких нет. Правда, я заметил, что контент поставляется не особенно качественно. Они часто повторяются. Есть, например, публикации с лидерами мнений, сделанные в одном и том же формате. Это похоже на всякие цитаты знаменитостей в коммерческих пабликах.

Конечно, не стоит от православного паблика ждать каких-то хороших картинок, прорисовок и выдающегося копирайта, но все-таки над этим стоило бы поработать, если они хотят привлекать молодую аудиторию. Сейчас это выглядит на уровне 1995 года.

Православие 2.0

В 2013 году глава РПЦ патриарх Кирилл высказывался об интернете очень критически и заявлял, что, например, монахи вообще не должны им пользоваться. «Когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?» — спрашивал он на встрече с братией Афонского монастыря.

Зимой 2015 года он называл интернет королевством кривых зеркал и говорил, что «этопорабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты».

Но уже весной 2015-го он поменял свое мнение и начал призывать священников активно участвовать в интернет-жизни:

— Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня в том числе и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы, — сказал он на заседании Высшего церковного совета Русской церкви, а летом намекнул, что и сам собирается общаться с читателями на своей странице «ВКонтакте», которую от его лица обычно ведут сотрудники синодального Информационного отдела.

Когда-то интернет и православная церковь казались почти несовместимыми явлениями, но сегодня в Сети появляется все больше сайтов для тех, кто живет по церковным канонам. В 2015 году заработал первый православный поисковик под названием «Рублев». В нем, кроме поисковой системы, есть и своя православная сеть для верующих. Правда, найти в поисковой системе можно не все. На запрос «порно», например, он выдает страницу седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй». Девиз сайта: «Ищите и обрящете».

Проектом православного поисковика два года занимался режиссер, сценарист и бывший генеральный продюсер телеканала «Дождь» Юрий Грымов. По его словам, интернет — это в первую очередь инструмент общения и познания, а не идеологическая машина.

— В среднем на сайт заходят 15–20 тысяч человек в день, но бывает и 50. Я думал, такая посещаемость у нас будет только через год, — рассказывает Грымов. — Есть такое частое заблуждение, будто бы церковь архаична и не может присутствовать в интернете. Но я знаю многих людей, которых можно назвать современными, даже модными. При этом они православные верующие. Так почему бы и церкви не быть современной? Когда-то ведь и книгопечатания не было, а потом оно появилось и стало развиваться. Нужно ведь разворачиваться к прямому контакту с людьми, к диалогу с коллегами. Сейчас, когда культ денег уже прошел, в стране есть тенденция к переоценке ценностей, и у многих есть потребность больше узнать о религии.

В мае 2014 года появилась социальная сеть «Елицы» «для общения православных людей и всех, кто хочет встать на путь христианского осмысления жизни». Она напоминает «ВКонтакте», но на своей странице можно указать, прихожанином какого храма вы являетесь, а вместе с датой рождения указать день ангела. На сайте зарегистрировано чуть больше 40 тысяч пользователей, 724 из них — священники.

Православные христиане ищут единомышленников на специальных сайтах знакомств. Есть, например, служба знакомств «Азбука верности». Авторы рассказывают, что «ставили себе задачу сделать службу знакомств без блуда, проституции и извращений, максимально чистую от соблазнов этого мира». Кстати, зарегистрироваться могут и невоцерковленные пользователи интернета. Еще один сайт знакомств называется «Прихожане» — это место для тех, кто хочет «создать православную семью с достойным человеком». Еще здесь можно найти компанию для путешествия к святым местам. И конечно, задать вопрос священнику — такая опция есть практически на всех интернет-ресурсах РПЦ.

Игорь Ганжа, директор стратегического департамента компании LMH consulting:

Церковь действительно пытается как-то идти в ногу со временем и осваивать новые каналы, чтобы общаться с прихожанами. Но нельзя сказать, чтобы она таким образом «раскручивалась». Это больше похоже на CRM — систему управления отношениями с клиентами. То есть заходить на сайт «Батюшка онлайн» и задавать вопросы будет тот, кто и так бы пошел в церковь и задал их, просто теперь ему не нужно для этого подниматься с дивана. Реализованы проекты довольно уныло, но поддержать отношения с уже существующей паствой они помогут, тем более что у нее уже снижен порог критичности по отношению к РПЦ. Чтобы привлечь новых людей, заинтересовать их в своей концепции, нужно конструктивно объяснять людям, чем эта концепция лучше других. А в данном случае духовенство просто пытается извлечь максимальную выгоду в рамках уже существующей концепции. Конечно, если появляются новые каналы для общения, вполне разумно их использовать. Но пока не похоже, чтобы при помощи этих каналов РПЦ могла устроить в интернете какую-либо революцию.

Василий Богданов, смм-специалист креативного агентства Red Keds:

Понятно, почему церковь, которая раньше высказывалась категорически против интернета, вдруг пришла в соцсети. Молодежь сегодня в них живет, интернет и соцсети — уже неразделимые понятия. В них и музыку слушают, и фильмы смотрят. А значит, зацепить молодую аудиторию можно только там. Так что площадку РПЦ выбрала правильную, в отличие от контентной политики.

Впрочем, самой релевантной площадкой для РПЦ должны, по идее, быть «Одноклассники»: там более взрослая аудитория и больше верующих людей. Но почему-то на странице «Батюшка онлайн» «ВКонтакте» 60 с лишним тысяч подписчиков, на Facebook — семь-восемь, а в «Одноклассниках» — около трех. Кажется, создатели намного больше сосредоточены на том, чтобы продвигать страницу «ВКонтакте». Видимо, они хотят воздействовать на молодую аудиторию и вербовать новых прихожан. Но чтобы привлечь новых людей, нужен более простой язык, а в постах часто встречаются выражения, которые понятны только воцерковленным людям.

Кстати, в твиттере есть аккаунт под названием «Иеродьякон Петр»: он существует в формате «Батюшка онлайн», но в шуточной форме, это такой стеб над РПЦ. Так вот, о нем, в отличие от «Батюшки онлайн» и «Елиц», не говорили ни на каких федеральных каналах, но у него больше 30 тысяч подписчиков — для твиттера это такая же значительная цифра, как 60 тысяч — для паблика «ВКонтакте». То есть получается, что потреблять православный контент у нас любят примерно так же, как и смеяться над ним.

В России становится все больше церквей: в 2010 году московское правительство утвердило программу «200 храмов», и теперь по всему городу спешно возводят храмы. Но, если внимательно приглядеться к тому, как РПЦ покоряет интернет, начинает казаться, что и в виртуальном мире церкви тоже скоро будут повсюду. Юрий Грымов в беседе со «Снобом» упомянул, что готовит новый большой проект, и посоветовал внимательно следить за происходящим в интернете осенью. Судя по всему, «Батюшкой онлайн», «Елицами» и сайтами православных знакомств РПЦ ограничиваться не собирается.

10 «православных» мифов

Представьте (или вспомните): вы впервые пришли в храм. Без посторонней помощи не сразу получилось разобраться, что там происходит и что нужно делать. Вероятно, вам повезло и нашлись люди, которые по своей душевной доброте все объяснили. И хорошо, если попались действительно сведущие прихожане. Но так как многим людям свойственно наделять скрытыми смыслами то, что на самом деле гораздо проще, возможно вы встретили других. Тех, благодаря которым церковная жизнь пропиталась заблуждениями. Давайте рассмотрим 10 самых распространенных «мифов», с которыми можно столкнуться в храме.

1. В церкви только несчастные и несвободные люди

Это одно из самых больших и часто встречающихся заблуждений. В обществе бытует мнение, что в церковь идут только люди, которые столкнулись с большим несчастьем. А так как религия — это «опиум для народа», то здесь они получают успокоение. В реальности на каждом приходе можно увидеть совершенно разных людей, объединенных своей верой. А если проследить за деятельностью православных молодежных проектов, можно убедиться, что прихожане очень даже счастливы и довольны своей жизнью.

Читайте также:  Поминки 40 дней после смерти: что значит, правила и особенности проведения, как и где поминать, что происходит с душой

2. Ад представляется горящими сковородками и котлами

Довольно часто можно услышать: «за такой грех я в аду на сковородке буду жариться». В некоторых художественных произведениях ад описывается как место, подконтрольное демонам и дьяволу, которые мучают грешников. В действительности сам ад изначально предназначен для падших духов, это место их страданий. Многие святые (например, Симеон Новый Богослов) считают, что ад является местом мучения, потому что находящиеся там души отлучены от Бога, что само по себе невыносимо для человека. Необходимо понимать, что и рай — это не картинка из рекламы «Bounty», оба этих состояния нетварные и в силу этого не могут быть поняты человеком.

Сандро Боттичелли

3. В воскресенье нельзя ни работать, ни заниматься чем-либо, что требует труда

Часто можно услышать, что для христиан воскресный день равен иудейскому шаббату, поэтому нельзя убирать дом, стирать вещи, готовить обед. Все это якобы противоречит воле Божьей. Но немало людей работают не по фиксированному графику, и для них воскресный день является рабочим днем. В этом случае важно помнить, что любая работа, и в воскресенье в том числе, не противоречит церковному учению, если в это время вы помните о Боге. Если вы вынуждены работать в «Божий» день, постарайтесь посетить богослужение в свой выходной и в течение дня попытайтесь молиться хотя бы своими словами. Если же у вас один-единственный выходной — воскресенье, и вам удалось сходить на службу, не спешите выкидывать веник и выключать стиральную машину: чистый пол не повредит вашей вере, чистый дом и чистые вещи не повредят вашей духовной жизни.

4. На Крещение — в прорубь, на Масленицу — блины, на Пасху — яйца и куличи

Все вышеперечисленное является благочестивой народной традицией, а не строгим правилом для православных христиан. Это может быть красивым и полезным «православным» дополнением, эдаким атрибутом для единения с окружающими, но если у вас не хватает смелости и вы уже много лет обходите прорубь стороной с пониманием, что и не в этом году, не расстраивайтесь! Для спасения души гораздо важнее участие в Праздничной Литургии, а не количество нырков в прорубь. И самые красивые яйца на освящении перед Пасхой не гарантируют попадания в рай.

5. Благодать, уходящая в землю

С этим заблуждением я сталкивалась лично, будучи подростком. И не раз. Мне категорически запрещалось ставить освященные корзины с куличами, яйцами, яблоками на пол или (не сметь даже подумать!) землю. После освящения окропленные куличи наделялись чуть ли не магическими свойствами. Так что, даже если тебе неудобно или тяжело нести корзину или у тебя их две, будь добра, страдай до ближайшей лавочки. А если на землю все-таки поставишь, то все, благодать уйдет.

В действительности куличи и другие продукты освящаются не ради придания им волшебных свойств. Эта традиция — акт благодарности Богу. После освящения всегда предлагается оставить часть продуктов в церкви, чтобы поделиться с людьми, у которых нет средств для их покупки.

6. Собака — нечистое животное

Продолжая тему освящения, рассмотрим еще один часто встречающийся «миф». В квартире, в которой был совершен соответствующий обряд, нельзя держать собаку, иначе придется освящать жилище заново.

В свое время бабушка запретила мне даже помышлять о собаке в квартире. Сказала, что эти «нечистые» животные должны жить только на улице. В ответ на это можно привести слова Святейшего Патриарха Кирилла:

«Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение».

Сейчас, когда большинство людей живут в квартирах и просто физически не имеют возможности держать животное на улице, не стоит отказывать себе в радости общения с четвероногим другом.

7. Круглое и запретное. Можно ли есть яблоки в день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи?!

Одно из самых моих любимых негласных «правил». На эту тему рекомендую почитать рассказ Натальи Климовой «Дыня»: и весело, и грустно, и жизненно. К сожалению, в народе все еще распространено мнение, что в этот праздник нельзя есть ничего круглого. Как нельзя есть яблоки до яблочного Спаса, например. Хотя, строго говоря, «яблочный Спас» не является церковным праздником. Официальное название его — Преображение Господне. Но даже сегодня многие приходят в церковь не на Преображение, а освящать яблоки на яблочный Спас. Как писал Иван Шмелёв в «Лете Господнем»:

«Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает».

Хотя изначально все три Спаса были связаны со временем сбора урожая, но в памяти у людей осталось лишь то, что до них есть неосвященные плоды ни-ни!

8. Креститься можно только правой рукой

В свое время в православных кругах «ходила» история о том, как некая благочестивая бабуля, праведно вознегодовав, что юноша со сломанной правой рукой решил положить крестное знамение левой, учила его креститься глазами, но ни в коем случае не «бесовской» рукой. В простонародье левую сторону часто связывают с нечистыми силами, да и в русской этимологии «право» означает «правда» и «правильно», а «левое» связывают с чем-то нехорошим. Но это вовсе не означает, что левой рукой крестятся те, кто призывает нечистых духов на помощь. Эти духи боятся любого крестного знамения, хоть левой рукой, хоть глазами. А Господу нет разницы, какой рукой мы крестимся. Это дело традиции.

9. Открытый рот при зевке — портал для бесов

В храмах на богослужениях иногда можно увидеть людей, которые, зевнув, рьяно перекрещивают рот. Особенно старательные делают это трижды. Сам жест относится к благочестивой традиции, но некоторые действительно считают, что во время зевка в рот влетает бес и ищет путь к сердцу человека. В такой ситуации главное помнить, что зло рождается в сердце человека и что бесам не нужно искать путь туда через наш открытый рот. Хотя крестное знамение лишним не бывает, только лучше накладывать его полностью, как нужно, а не только на рот.

10. Женская нечистота

Надеюсь, предыдущие мифы вас позабавили, но сейчас я хочу обсудить актуальную и важную для многих, в том числе моих знакомых христианок, тему. Немало женщин живут с ощущением своей «нечистоты» во время менструации. В церкви для них существуют разные «запреты»: не прикладываться к иконам, не трогать свечи, не целовать крест, не брать благословения, не находиться в храме во время Причастия.

Обратимся к истории. Само понятие женской нечистоты происходит из Ветхого Завета, где описываются многие состояние нечистоты человека. Менструация, как и иные «истечения», в т.ч. «болезнетворные», тогда воспринималась как напоминание о смертности человека. Бог же олицетворял Жизнь. В Новом Завете эта ситуация была переосмыслена. Так, например, кровоточивая женщина прикоснулась ко Господу и исцелилась.

Однако вопрос «нечистоты» будоражит умы верующих и по сей день. На этот счет можно обратиться к высказываниям уважаемых богословов.

«В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность».

Климент Римский «Апостольских постановления»

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли».

Григорий Двоеслов

Если же остаются сомнения, можно почитать другие работы священнослужителей на эту тему, а также вкратце обсудить вопрос со священником своего прихода. И перестать наконец лишать себя радости участия в церковной жизни.

Эти десять «мифов» — только верхушка айсберга. Можно вспомнить еще немало церковных поверий: купание в четыре утра на Чистый Четверг, запрет на передачу свечей левой рукой через левое плечо и др. Почему же они возникают?

Дело в том, что в церковь ходят люди, мы с вами! И в силу своей где-то необразованности, где-то по маловерию или просто из-за склонности к мистицизму мы заполняем пробелы в понимании смысла богослужения и церковных обрядов народными знаниями. Но если будем помнить, что во главе Церкви стоит Христос, одни пробелы улетучатся сами, а другие — заполнятся, когда начнем изучать нашу веру.

Давайте развивать в себе пытливый ум. А еще перестанем зевать на людях. Говорят, это неприлично, а еще очень заразительно.

Автор: Петросянц Елизавета ( @Klevaja )

«Где диавол с Богом борется»

Интернет глазами РПЦ и Ватикана

На этой неделе папа Римский Франциск, обращаясь к пастве по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций (World Day for Social Communications), назвал интернет божьим даром и воплощением подлинного добра. По мнению папы, хотя с интернетом связано множество проблем, это вовсе не означает, что верующим следует отказаться от его использования. Русская православная церковь и возглавляющий ее патриарх Кирилл во многом придерживаются противоположной точки зрения. «Лента.ру» решила разобраться в непростых отношениях двух церквей с Сетью.

Первым понтификом, всерьез и во всеуслышание заговорившим об интернете, стал папа Иоанн Павел II; это произошло в 2002 году. В то время Сетью пользовались всего около 550 миллионов человек, проводя онлайн в среднем не более 45 минут в день. В их распоряжении было в общей сложности около трех миллионов сайтов, о выборе браузера речи не шло и вовсе — в 95 процентах случаев в интернет выходили через Internet Explorer. На загрузку одной страницы уходило 16 секунд, при помощи модема со скоростью в 56 килобит за 12 минут можно было скачать одну (!) песню, а главным и самым модным социальным сервисом считался только что появившийся сайт Friendster. Несмотря на это, Иоанн Павел II, которому к тому времени исполнился 81 год, понял: за интернетом будущее, и именно там католическая церковь может найти новые возможности для распространения своего учения.

«Интернет — это новый горизонт, открывшийся перед человечеством в начале третьего тысячелетия. Он представляет собой сочетание великих возможностей и великой опасности», — писал в своем обращении к верующим Иоанн Павел II. Как утверждал папа, интернет может стать для католической церкви прекрасным средством распространения благой вести о боге по всему миру. «Именно в интернете к христианскому учению можно привлечь молодежь, для которой киберпространство все чаще становится первым окном в этот огромный мир», — заключал понтифик, подчеркивая, что если в Сети не будет места «голосу и слову Христа», не будет в нем места и самому человеку.

«Дружище Христос!»

Католическая церковь обратила внимание на интернет еще задолго до его массового распространения и появления социальных сетей. В 1997 году в Ватикане приняли решение найти для Сети своего отдельного святого-покровителя. Им стал святой Исидор Севильский, энциклопедист и религиозный деятель живший в VI веке в вестготской Испании. Перед канонизированным в 1598 году Исидором Севильским католики могут просить обо всем, что связано с компьютерной техникой и интернетом.

Преемником Иоанна Павла II на посту главы Римско-католической церкви стал папа Бенедикт XVI. Новый понтифик считался большим консерватором, однако ему предстояло стать первым в истории церкви «интернет-папой». Во многом интерес Бенедикта XVI к вебу был предопределен самим развитием Сети — понтифику, занявшему папский престол в 2005-м, с каждым годом становилось все труднее игнорировать интернет-бум.

Ставший свидетелем бурного роста социальных сетей, папа впервые обратился к теме христианской проповеди в интернете в 2009 году. «Молодые люди, я обращаюсь в первую очередь к вам. Станьте свидетелями и проповедниками веры в цифровом мире. Используйте цифровые технологии, чтобы донести Священное писание до максимального числа людей», — писал понтифик. Подкрепляя свои слова личным примером, в том же 2009 году Бенедикт XVI объявил о создании официального видеоканала католической церкви на Youtube.

В начале 2010-х слова «Фейсбук», «Твиттер» и «Ютьюб» уже прочно вошли в обиход даже самых консервативно настроенных католиков. Далеко не все верующие, имевшие доступ к интернету, пользовались соцсетями, но число пользователей, сочетавших религиозные убеждения и активную онлайн-деятельность, с каждым годом росло. В 2011-м папа Римский официально благословил общение в социальных сетях; а уже к 2012-му личная страница в Фейсбуке, по данным опросов, была более чем у 60 процентов американских католиков. Кроме того, как выяснили социологи, Твиттер есть у 25 процентов американских католиков младше 30 лет. В других социальных сетях молодых католиков меньше — профессиональной сетью LinkedIn пользуются около 15 процентов из них, 13 процентов зарегистрированы на фотосервисе Instagram.

Именно 2012 год во многом стал переломным в отношении Ватикана ко всему, что связано с интернетом. 3 декабря 2012-го папа Римский завел личный микроблог в Твиттере, взяв себе имя @pontifex; в присутствии журналистов и священников он опубликовал свой первый твит. О том, что подобная страница явно востребована, говорил хотя бы тот факт, что еще до появления в микроблоге первой записи на него подписались более 50 тысяч человек. В 2013 году отрекшийся от папства Бенедикт XVI попрощался с верующими в том числе и в Твиттере. «Спасибо за вашу любовь и поддержку. Пусть любовь Христа всегда пребудет в вашей жизни», — говорилось в последнем твите папы Бенедикта.

После отречения Бенедикта XVI папский престол (а вместе с ним и официальный папский Твиттер-аккаунт) перешел к новому главе церкви — папе Франциску. Новый понтифик продолжил курс на сближение церкви с миром интернета и социальных сетей. В одном из своих обращений к пастве Франциск даже назвал Сеть «новой надеждой», подчеркнув ее бесспорное значение для всего современного общества. «Конечно, церковь должна присутствовать в онлайн-среде. Это присутствие должно быть благим, направленным на пробуждение в человеческих сердцах вечных вопросов о смысле существования», — сказал папа, одновременно напомнив, что в Сети, полной иллюзий и опасных ловушек, ничего нельзя принимать на веру.

В конце января свод правил поведения духовенства в социальных сетях представил диоцез англиканской церкви в Бате и Уэллсе. Священники и светский штат должны воспринимать общение в социальных сетях как публичные выступления. Перед публикацией комментариев священнослужителей просят задумываться о том, хотят ли они, чтобы этот пост прочитала их мать. Кроме того, представителям церкви рекомендуется не оставлять анонимных записей, соблюдать профессиональную дистанцию и не делиться слишком активно личной информацией.

Пример, поданный главой католической церкви, не пропал даром: вслед за понтификом о богоугодности интернета, соцсетей и блогов стали говорить и другие влиятельные католические сановники. Глава папского совета по культуре архиепископ Джанфранко Равази и вовсе объявил Иисуса Христа первым в истории микроблогером. По мнению Равази, Христос часто пользовался в речи короткими фразами, которые отлично могли бы поместиться в длину твита. В качестве примера архиерей привел заповедь Христа «Любите друг друга».

Тем не менее далеко не все в католической церкви относятся к интернету столь же доброжелательно. Критика соцсетей и даже призывы запретить их периодически раздаются со стороны как европейских священнослужителей, так и их американских коллег. Одним из самых ярких примеров стало предложение итальянского архиепископа Доменико Помпили запретить верующим пользоваться Фейсбуком. «Отношения, которые завязываются между людьми онлайн, не могут быть признаны настоящими. Интернет развивает в человеке стремление к самолюбованию и эгоизм, заставляя его в конце концов предпочесть Сеть настоящему общению», — заявил Помпили. Один из соратников Помпили, отец Мариано Крочиата, в свою очередь, назвал соцсети сосредоточением «чрезмерного восторга и недоверия», подчеркнув, что обе эти крайности опасны для католиков, нуждающихся в «срединном пути».

Как можно догадаться, такая позиция ближе и православному клиру. Хотя, как правило, православное духовенство, оценивая Сеть, высказывается значительно резче, чем самые консервативно настроенные католики.

«Королевство кривых зеркал»

Отношения Русской православной церкви с интернетом трудно назвать простыми. В разное время представители РПЦ высказывали диаметрально противоположные взгляды на роль и место Сети в жизни современного общества.

Читайте также:  Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

Одну из первых официальных оценок онлайн-среде еще в 2004 году дал патриарх Алексий II. В своем послании российскому интернет-сообществу, опубликованном 26 ноября, во Всемирный день информации, он писал: «Благодаря интернету наша церковь имеет возможность широко информировать пользователей Сети о важнейших новостях внутрицерковной жизни, деятельности Священного Синода, о внешних церковных связях». Как отмечал патриарх, у церкви Христовой всегда было понимание того, что знание об истине должно распространяться максимально широко. «В настоящее время интернет предоставляет исключительные возможности в этом отношении, и церковь не вправе пренебрегать ими», — говорилось в обращении Алексия II. В поддержку своей позиции глава РПЦ тогда привел слова апостола Павла: «Горе мне, если не благовествую».

Спустя немногим более полугода, 1 июня 2005-го, в Международный день защиты детей, 76-летний патриарх представил свой личный интернет-проект — сайт «Патриарх — детям». Как сообщил предстоятель РПЦ на презентации ресурса в Даниловском монастыре в Москве, сайт прежде всего был призван рассказать подрастающему поколению о земной жизни и подвигах Христа и основах христианской веры.

Через несколько недель после запуска сайта в своем интервью агентству «Интерфакс» Алексий подробнее рассказал о том, какой он видит роль церкви в Сети. «Всемирная паутина давно стала средством христианского благовестия. Наши ресурсы в этом направлении далеко не исчерпаны, и церковь должна, как и во все времена, использовать каждую возможность для миссионерской работы», — заявил патриарх. При этом идея отказываться от использования Сети лишь потому, что порой там ведется пропаганда безнравственности, кажется ему неверной. «Совершенно очевидно, что интернет, как и телевидение, — лишь техническое средство, которое может использоваться по-разному. Недопустимо пренебрегать им только потому, что кто-то поставил его на служение греху и пороку», — пояснил Алексий II.

Таким образом, мнение патриарха по поводу Сети во многом совпадало со взглядами его католического визави — по крайней мере на словах. Однако после смерти Алексия II в феврале 2009 года и избрания на патриарший престол Кирилла отношение РПЦ к интернету стало стремительно меняться. К примеру, уже в марте того года митрополит Калужский и Боровский Климент назвал интернет-общение «показателем культурной деградации» россиян.

В 2011 году глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин указал в качестве главной «проблемы» интернета присущую ему анонимность. Он предложил «упрятать» анонимных участников интернет-сообщества в специальную «опасную зону», отметив, что общение в Сети «чудовищным образом разрушает культуру и правила человеческого общежития».

К 2012 году положительная оценка интернета и соцсетей окончательно стала редкостью для православного духовенства. Так, в интервью каналу «Россия 24» председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион определил интернет как «особое пространство, которое создает для людей возможность выплескивать свою агрессию». «Я читаю в интернете многих православных церковных людей и даже священнослужителей. В их блогах, на их страницах в Фейсбуке можно увидеть постоянное обличение всего и вся, бесконечное раздражение и бичевание всех. Но про любовь Христа — об этом пишут мало», — сетовал Иларион.

В феврале того же года на встрече с занимавшим тогда пост министра связи России Игорем Щеголевым сам патриарх Кирилл высказался еще жестче. Глава РПЦ заявил, что медийное пространство и интернет являются источниками влияния на душу человека и именно с их помощью и в их пространстве «диавол с Богом борется».

Жесткая риторика РПЦ во всем, что касается интернета, находит поддержку и у представителей российской власти. Свое отрицательное отношение к интернету и социальным сетям в последние годы неоднократно высказывали, в частности, в Государственной Думе. Так, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в середине января заявила, что «Сеть позволяет вторгаться в суверенные внутренние интересы России и нарушать принципы национальной безопасности». По мнению Яровой, защитить российский суверенитет от интернет-угрозы можно, только наделив ФСБ дополнительными полномочиями в сфере отслеживания безопасности в интернете.

Год спустя, выступая с докладом на Архиерейском соборе, патриарх развил ту же мысль, назвав соцсети одним из главных источников «клеветы и лжи, направленной против Церкви». «Разумеется, в интернет-пространстве существует множество людей, которые распространяют подлинную информацию о жизни Церкви, однако циников и любителей ложных разоблачений — в разы больше», — сказал Кирилл. По его словам, когда человек задает в поисковой интернет-системе запрос, связанный с церковной жизнью, в итоге он находит лишь множество лжи, лицемерия и ненависти. Все это, по мнению священнослужителя, есть «зримые результаты деятельности врага рода человеческого».

В начале 2014 года социальные сети и онлайн-среда в целом удостоились от православного патриарха еще одного яркого и образного сравнения — в своем рождественском интервью телеканалу «Россия» Кирилл назвал интернет «королевством кривых зеркал». «Это признак духовного кризиса людей. Это не что иное, как порабощение. Порабощение сознания и даже порабощение воли», — сказал глава РПЦ. По его словам, спасти людей в этой ситуации может именно церковь, которая несет ответственность за все, что связано с духовным состоянием общества.

Очевидно, что в отношении конфессий ко всему новому велика роль личного мнения предстоятеля. Католическая церковь — далеко не самая либеральная конфессия в мире, однако понтифики склонны воспринимать интернет доброжелательно и даже немного игриво, передавая это отношение другим сановникам и всей пастве. Русская православная церковь тоже всегда декларировала подчеркнуто консервативные ценности. Однако если патриарху Алексию II это нисколько не мешало воспринимать интернет конструктивно, то его преемник склонен выискивать в Сети дьявола — в полном соответствии с духом времени.

Мнения священнослужителей и мирян об интернет-увлеченности

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Погружение людей в информационный мир, в виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Запросто можно представить себе такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем, по сути, не общается. Если задают вопрос, человек отмахивается. А что он делает? А он общается через социальные сети. Живого общения нет, интереса к нему нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес.

Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности».

(Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве, 18 ноября 2014 года)

Архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии:

Интернет, соцсети, блоги… Они стали мощнейшим искушением нашего времени и оружием против человека, сравнимым, пожалуй, с атомным. Конечно, этот атом при желании можно направить и в мирное русло, но всё равно он таит в себе огромную опасность и при несоблюдении определенных правил и условий способен произвести не меньшие разрушения, чем Чернобыльская катастрофа. Если тщательно посчитать, сколько времени уходит на просиживание в интернете и бесцельное проведение времени в блогах и соцсетях, можно ужаснуться. Со временем могут накопиться месяцы, а то и годы жизни! И все они отобраны у нас же самих, у родных и близких. Но вот что еще опасно: жуткая привязанность. А впоследствии — зависимость не слабее наркотической. И лечиться от нее не так-то и просто. Не верите? А попробуйте, если не можете прожить дня, а то и часа без своего главного товарища и любимого друга — планшета, айфона…

Что же делать? У каждого может быть свой рецепт. Но есть и тот, который давно сформулировала и предложила Церковь для борьбы со своими греховными зависимостями. Э то аскетические упражнения: молитва, пост, воздержание. Есть у нас среда и пятница, многодневные посты, особые постные дни. Установите для себя правило: в эти дни не выходить в соцсети, не читать новости и блоги, по возможности — вообще не пользоваться гаджетами. По мере того как вы будете это делать, сами увидите, как преобразится ваша жизнь: родные и друзья получат от вас больше внимания и настоящего, а не виртуального человеческого участия и любви. Вы сможете сделать счастливыми других, и от этого сами станете счастливее! Не отбирайте добро, внимание, улыбку и радость у подлинной жизни и у настоящих друзей и близких и не дарите принадлежащее им виртуальности и дьяволу, который очень умело использует современные «достижения» человечества против нас с вами.

Лично я принципиально не завожу личных страничек в соцсетях. Для моей миссии в пространстве интернета мне достаточно сайта моей любимой духовной академии и ее же странички в соцсетях. А вот удержаться от длительного просмотра интернета мне бывает сложно. Я знаю, как могу увлечься и потерять очень много драгоценного времени. Поэтому запрещаю себе в определенные дни и периоды вообще выходить в интернет.

И еще, как мне кажется, важное замечание. Знаете, кто никогда и ничего не прощает человеку? Дьявол. И… интернет. Не прощает ни одного неосторожного слова, ни одной слабости и никакой виртуальной разнузданности! Все сохраняет в кэше, ничего не забывает, запоминает навсегда. Поэтому, если и пользуетесь этим достижением, делайте это только во благо себе, используйте как некую подпорку в добрых и праведных делах и помните, что настоящая жизнь не там, в виртуальном пространстве, а здесь, на земле, среди людей, которые так нуждаются в ваших настоящих слове, деле, любви и участии.

Иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино:

Думаю, что проблема гаджетомании — это очень серьезная проблема, глубину которой мы пока несколько недооцениваем. Что касается моего личного опыта, то в какой-то момент я понял, что трачу огромное количество времени и энергии на то, чтобы заглядывать в социальные сети, читать разные статьи. При этом я не могу правильно оценить, насколько мне нужна та информация, которую я получаю, не фильтрую ее и поэтому невольно отвлекаюсь на незначительные проблемы. Мой мозг включается в каждое сообщение, которое я читаю в фейсбуке или ЖЖ. То есть дополнительно к моим непосредственным семейным и пастырским обязанностям возникают еще десятки проблем, в которые я, быть может, вообще никак не должен включаться. И я для себя решил, что это совершенно недопустимо.

Теперь я никогда не оставляю никаких публичных сообщений в фейсбуке и ЖЖ, ничего не комментирую, а использую аккаунты в этих социальных сетях только для частной переписки. В некоторых случаях это действительно технически удобно, поскольку для части моих знакомых и коллег это самый привычный способ связи. Свою френдленту в фейсбуке я редактирую таким образом, чтобы видеть посты буквально двух-трех человек — именно для того, чтобы, когда я эту ленту почти случайно открываю, не отвлекаться на ненужную для меня информацию. Не потому, что ко всем остальным я плохо отношусь, а потому, что всю информацию невозможно вместить и это никому не приносит никакой пользы. Обо всем действительно важном люди мне расскажут и, если возникла какая-то проблема, спросят совета. Я очень рекомендую всем делать так же — тогда жизнь становится намного проще, высвобождается много сил, чтобы заниматься более полезными вещами.

Отдельная тема — гаджеты и дети. Мои старшие дети обычно смотрят кино на компьютере, общаются со своими знакомыми. Однажды я попросил сына связаться с одной его сверстницей и дал ему телефон, на что он сказал: «Папа, ну что ты, сейчас никто по телефону не звонит, мы только через фейсбук переписываемся». Я стараюсь как-то их в этом ограничивать, прошу, призываю заняться чем-то другим. Если вижу, что не помогает, отнимаю у детей компьютер.

Старшие все-таки умеют себя немного ограничивать. Например, они отказались от смартфонов и ходят с самыми простыми и дешевыми телефонами, хотя у них была возможность иметь более современные модели. Это было их желание, и я их в этом поддержал.

С младшим ребенком нам пришлось немножко повоевать. Видимо, это слабость, которая имеет корни в том числе и в среде общения. Если в школе все сидят в гаджетах, то и другому ребенку тоже хочется быть включенным в эту деятельность. И вот, сын сидел, подолгу играл в телефоне, а в его случае это плохо отразилось на зрении. Сейчас у нас действует категорический запрет на пользование телефоном. Сын этот запрет принял, и теперь, даже когда сверстники дают ему поиграть в телефон, он говорит: «Мне нельзя, мне родители не разрешают, у меня болят глаза».

Я призываю родителей внимательно наблюдать за тем, как дети пользуются гаджетами, чтобы вовремя забить тревогу. Думаю, что в каких-то случаях требуется жесткое родительское решение, что ребенок не может пользоваться устройством больше часа в день или больше десяти минут в день и только с разумными целями, например, если это нужно для учебы, для связи с каким-то знакомым. А если человек часами сидит и играет в игры в телефоне, то это может привести к очень тяжелым последствиям и для физического, и для душевного, и для духовного развития.

Проблемы современного православного Интернета

Что мешает православному Интернету развиваться, какие проблемы на сегодня являются самыми актуальными. Может ли работа православных сайтов порочить Церковь, чем чревата индивидуализация — над этими вопросами в докладе на Интернет-секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений размышляет главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова.

Православный Интернет сегодня – это один из самых развитых сегментов рунета: немного найдется других областей в некоммерческом сегменте, например образовательном, которые содержали бы такое разнообразие сайтов, жанров, информации всех типов – текстовой, аудио и визуальной, для такого широкого круга аудиторий. Растет профессионализм проектов и их посещаемость, опыт создания качественных сайтов без финансирования стремятся перенять и светские СМИ. Тематическим нишевым изданиям, пишущим о культуре и нравственности неимоверно сложнее сформировать постоянную и большую аудиторию, и тем не менее, сегодняшний уровень развития с успехом доказал востребованность
православного Интернета.

К основным проблемам православного Интернета, препятствующим его качественному развитию, можно отнести:

1. Порочащее Церковь и христианство поведение православных – мирян и священников – в Интернете;

2. Несоответствие проекта заявке;

3. Индивидуализация и неумение авторов проектов сотрудничать;

4. Появление лжеправославных сайтов и мошенничество;

5. Застой в развитии.

Порочащее Церковь и христианство поведение православных – мирян и
священников – в Интернете

«Вначале завоевать любовь, а потом нести слово», писал святитель Николай Японский, никогда не позволял он себе оскорбить религиозные чувства японцев и тем стяжал их глубокое уважение уже в молодые годы, до того, как его проповедь стала приводить ко Христу языческих жрецов. Увы, в православном рунете все сильнее тенденция ударить словом побольнее, вынеся любовь, от которой, по мнению некоторых, и до человекоугодия недалеко, за скобки.

— Незнание и несоблюдение законов полемики и риторики может приводить к тому, что материалы, которые должны обличать грех, грубо и незаслуженно оскорбляют людей, в зависимости от предмета публикации – от католиков и мусульман до, скажем, православных работающих матерей. Авторы подобных публикаций нередко не желают нести ответственности за свои слова. Так, некоторое время назад решением прокуратуры был закрыт просветительский сайт, разместивший неуважительный и грубый текст в отношении представителей другой религии. Тогда владельцы сайта
решили восстановить проект на другом хостинге и домене, но скрыв данные о владельце сайта, а из контактной информации оставив лишь адрес почты на бесплатном сервере, переложив, таким образом, всю ответственность за проект на провайдера.

— Остро стоит проблема поведения православных в комментариях, блогах и форумах: «Для проповеди Слова Божия надо использовать любые возможности, которые предоставляют современные технологии, в том числе и Интернет, в том числе и жанр «Живого журнала». И наверняка найдутся священнослужители, которые на высоком уровне будут осуществлять это свидетельство», сказал недавно Патриарх Кирилл. Однако не все участники дискуссий показывают высокий уровень. «Стеб, ироничное осмысление церковной жизни, а на самом деле — злоба, особенно разлиты в блогосфере, тон многих из этих дискуссий является «удобрением, которое порождает церковные конфликты «, — констатировал священник Владимир Вигилянский.

Здесь нельзя не отметить, что опыт нашей редакции в ведении английского сайта говорит о том, что иностранные читатели, часто протестанты и католики, оказываются на много ступеней выше нас в вежливости и доброжелательности.

Грубое слово, раздражение, осуждение, а еще и лицезрение этой грубости со стороны, в истеричной многостраничной ругани, может оттолкнуть человека от Церкви. Каждый христианин во всех сферах своей жизни должен помнить, что по его поведению будут судить о Церкви. Если это непросто в реальной жизни, то в Интернете, в условиях письменной коммуникации, нельзя не взвесить тщательно каждое слово, обдумав, чего будет больше от написанного текста, вреда или пользы, отложив написанное на несколько дней или хотя бы часов, чтобы перечитать на свежую голову. На Правмире целый раздела специально посвящен культуре ведения полемики и спора , правда большим спросом он пока не пользуется.

Тесно связана с этим проблема экспертности: «»Мнение рядового священника многие люди готовы отождествлять с мнением всей Церкви. И, несомненно, такая проблема может возникнуть и в связи с участием духовенства в такого рода
миссионерской работе», — подчеркнул Патриарх Кирилл. Более того, для светской аудитории часто и мнение обычного мирянина отождествляется с мнением Церкви. Издания, более Интернет, чем печатные, полагают нередко, что священный
сан означает экспертность во всех областях. Священники и миряне пишут статьи, выражающие, как им кажется, православный взгляд на проблемы физики, химии или военной истории, и эти материалы, воспринимаемые как мнение Церкви, вызывают недоумение светских специалистов. Эту ситуацию сможет исправить, с одной стороны, осознанием ответственности за свои слова, а с другой, указанием изданиями помимо сана основания экспертности.

Читайте также:  Староверы и православные: главные отличия и особенности, понятия, история и характеристики, обычаи и традиции староверов

Например читатели и издатели должны видеть разницу между «Протоиерей Иоанн Иванов, историк-любитель», или «Протоиерей Иоанн Иванов, доктор исторических наук».

Проблема несоответствия заявки и содержания

— Регулярно к различным церковным мероприятиям запускаются сайты, происходит их громкий запуск, рассылаются пресс-релизы, которые анонсируют эти сайты как уникальные проекты, и которые можно прочитать даже в федеральных СМИ, в
кратчайшие сроки сайт затухает, количество пресс-релизов превышает количество текстов на самом сайте.

Например, сайт проповеди по мобильному телефону «Узнай у священника» был запущен менее полутора лет назад: 86 материалов в СМИ, 19 000 страниц Яндексе. Сайт давно не работает, как и сама служба.

Это значит, что проект делается для галочки в системе отчета по гранту, или что организаторы не понимают, хотят ли они создать сайт для пресс-релизов, тогда он не нуждается в столь интенсивном освещении, или же это должен быть серьезный
проект, тогда каковы ресурсы для его продолжения?

Второй аспект этой проблемы – низкий уровень информирования о существующих сайтах:

Православных ресурсов – огромное количество, однако о большинстве из них знают немногие. Более того, в среднем человек может посетить 5-6 сайтов в день. Из-за этого развитие Интернета происходит экстенсивно – становится все больше частных проектов, а вместе с тем посещаемость православного рунета растет медленнее, чем Интернета в целом, посещаемость самых крупных ресурсов не дотягивает до посещаемости средних светских порталов. Давно пришло время для интенсивного развития и консолидации. И здесь мы наблюдаем почти полное фиаско. За исключением редких случаев поглощения одного проекта другим в интернете нет случаев объединения усилий нескольких проектов.

Эффективность нашей проповеди зависит от того, насколько мы сможем стать едиными, насколько мы готовы сделать сильными те сайты, которые должны стать лицом православного Интернета, и у которых не хватает ресурсов для развития. До тех пор, пока мы живем по законам индивидуализма, мы так и останемся второстепенными нишевыми проектами.

Индивидуализация приводит к еще одной проблеме: нужные проекты угасают. Существует посещаемый сайт, который вдруг исчезает из сети по личным обстоятельствам владельца, который решил его не поддерживать. Так произошло,
скажем, с сайтом http://pagez.ru/ — работающим с перебоями уже несколько месяцев, не доступный в настоящий момент. К администрации сайта обращались многие коллеги с предложением помощи или покупки – и портал «Богослов.ру», и
«Православие и мир» — скопировать контент несложно, но ведь люди приходят на ставший им нужным ресурс и оказываются перед грозной записью «аккаунт недоступен». Почему не предложить передать его другому сайту?

Мошенничество

Православная аудитория Интернета — хорошая мишень для мошенничества и обмана, это добрые люди, как правило, охотно готовые помочь. Поэтому все больше в сети случаев мошенничества.

— Создание коммерческих сайтов, которые от лица Церкви собирают деньги на строительство храмов. Яркий случай такого мошенничества – массовое распространение информации о проекте строительства русского православного храма
Преображения Господня в районе горы Фавор в Израиле, который осуществлял так называемый «Благотворительный фонд Символ-веры» под руководством некоего господина Бялика. Активная реакция православного сообщества
привела к тому, что на сайте было объявление о том, что к Духовной миссии в Иерусалиме сайт отношения не имеет. Однако прибыльный бизнес продажи записок и свечей остался, да и сколько еще таких проектов в сети? Что с этим делать? Можно создавать списки и реестры, но узнает ли о них аудитория?

— Нездоровые люди или провокаторы берут фото священников и от их имени создают свои блоги и ресурсы. Такие вопросы, чаще всего, легко решаются с помощью обращения к администраторам ресурсов, однако на установление таких провокаторов уходит немало времени.

— Мошенники рассылают по православным сайтам просьбы о финансовой помощи, и многие сайты публикуют эту информацию, не проверяя. Так, на «Православие и мир» приходит несколько таких просьб в неделю и всех мы адресуем на сайт miloserdie.ru, где специальная комиссия проверяет подлинность просьбы. Мы говорим, что если просьбу опубликует милосердие.ру, мы будем рады ее перепечатать. Ни одного раза нам даже не ответили на такое письмо. Это еще раз доказывает, что размещая просьбу о помощи авторы сайта также несут ответственность перед читателями за ее достоверность.

Застой в развитии

Возвращаясь к теме о расширении аудитории и том, как сделать православный сайт интересным более широким массам, подчеркнем необходимость поиска новых форматов текстов, мультимедийного развития, оперативности реагирования и умения подавать материал. Постоянно звучат сетования об отсутствии церковной аналитики. Действительно, светские СМИ быстро реагируют на все события, дают инсайд, справки, аналитические обзоры, видеокомментарии, а православные ресурсы нередко реагируют на событие републикацией сухого пресс-релиза или текста, не отвечающего на запросы аудитории. «Отвечать на вопросы людей, говорить о том, что волнует людей» – так была сформулирована основная задача церковных СМИ на прошедшем фестивале «Вера и слово» большинством участников, «и меньше бояться», отметил в интервью правмиру заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Мы должны уметь достойно и профессионально отвечать на вызовы журналистики, и уметь дать ответ на то, что волнует читателей, и так, чтобы доверие к православным изданиям возрастало. Это предполагает и минимизацию халтурного отношение к своему делу, нередко встречающееся у создателей Интернет-проектов, работающих за небольшие деньги (и реже у тех, кто работает совсем бесплатно!) – если мы взяли на себя ответственность, то должны доводить дело до конца, независимо от того, получаю ли я столько, сколько хочу за эту работу.

Резюмируя все сказанное выше, подчеркнем, что ответственность за свои слова и работа над профессиональным, взвешенным подходом к проектам и главное – стремление к единству и консолидации — приоритетная задача для
православного Интернета на сегодняшний день.

Завершая доклад, хочу рассказать о главной для нашего сайта новости на сегодняшний день.

Журнал о православной жизни «Нескучный сад» и портал «Православие и мир» решили объединить усилия в интернет-пространстве. Начиная с этой недели на портале pravmir.ru «Православие и мир» появится раздел

«НС-online», где будут публиковаться все свежие материалы бумажной версии «Нескучного сада».

Итак, сегодня «Нескучный сад» и «Православие и мир» стали единым

Интернет-проектом, приглашаем всех к сотрудничеству!

Фото © Олег Коновалов
fotogalereia.ru

Проверка домена

Проверить домен и произвести проверку того, кто является владельцем домена можно на соответствующих сервисах.

Церковь и интернет: 5 главных мифов

Гиперконсерваторы считают глобальную сеть «бесовским» изобретением человечества и призывают максимально дистанцироваться от ее использования. Для людей «научно-технического прогресса» Церковь видится сообществом довольно архаичным, а значит, в глобальной сети не нужным. И та, и другая позиция, на наш скромный взгляд не является верной. Русская православная церковь и ряд православных сообществ активно осваивают интернет-просторы. Мы попробуем развенчать 5 мифов о Церкви и интернете.

Миф 1: Проповедь Христа нельзя вести в интернете

Благую весть нужно нести всюду, куда это возможно. И мы, Церковь Христова, безусловно, будем продолжать это делать. В том числе и в сети Интернет.

Накануне вознесения Господь заповедовал своим ученикам:

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

В древнем мире для этого использовалось не только живое слово. Книги, одежда, архитектура… Все пронизывалось Божественной вестью. Интернет позволяет читать проповеди. Слушать записи проповедей. Смотреть проповеди популярных священнослужителей! Интернет может стать и местом обращения. В моей памяти свежи воспоминания о том, как американец принял Православие, познакомившись с ним в сети. Он читал, изучал, смотрел видеозаписи и проповеди. Уверовал и крестился. На мой взгляд, это довольно яркий пример пользы проповеди в сети.

Информационное общество живет в сети. Информация является продуктом потребления человечества. А значит, Церковь просто обязана и эту сферу человеческой жизни просвещать Светом Христовым.

Представьте на миг, берете вы утром смартфон, открываете окно браузера, а там… Нет ни слова о Боге. В таком случае я соглашусь с «гиперконсерваторами», интернет действительно в одночасье станет обителью врага рода человеческого. И многим душам будет причинен огромный вред.

Именно поэтому Церковь вместе со всем человечеством живет и в сети – облагораживая и это пространство людской жизни.

Миф 2: христианам не нужны свои СМИ, самое интересное расскажут в обычных новостях

Да-да. Там обязательно напишут о том, какой, оказывается, интересный приход со службами древнерусским чином есть в вашей епархии, сделают заметку про творчество воскресной школы и будут освещать все акции молодежного братства. А еще непременно вырежут половину (или две трети) места на сайте для отслеживания важных событий в огромном православном мире.

Верующих во Христа сегодня можно найти в любой части земного шара. Вера выходит за границы государств и этносов. Христиане задействованы во многих сферах человеческой жизни, они трудятся на благо своих приходов, нуждающихся людей, добросовестно выполняют свои обязанности на мирской работе и защищают родину с оружием в руках, добывают медали в спортивных состязаниях и участвуют в высокотехнологичных исследованиях. Вполне логично, что все это требует своей сегментированной информационной политики.

Христианские СМИ своевременно способны доносить пастве самую важную информацию. Прошел Архиерейский Собор? Вот, пожалуйста, документы и решения. Хочется обзора и экспертного мнения простым языком? По горячим следам православные журналисты «отрабатывают» насущную тему дня. Самое главное – на христианских сайтах подается не сухая констатация в стиле «решили-постановили». Любое событие освещается с церковной точки зрения, не забывая расставлять нужные акценты со ссылкой на Священное Писание и отцов Церкви. Что демонстрирует целостность подхода и в очередной раз напоминает: мы проповедуем Христа.

Не последнюю роль интернет-площадки играют в острых ситуациях «ответа вопрошающим». Исключая фильтры светских СМИ, имеющих привычку самоинтерпретации высказываний и событий, Церковь со своих медийных платформ делает нужные заявления в «первозданном виде». Разве это не высота порядочности – снять со светских журналистов нелегкое бремя «трудностей перевода»?

Церковь – это свой мир. И об этом мире кто-то должен рассказывать честно и непредвзято.

Миф 3: интернет вредит христианскому образованию

Скорее, является хорошим для него подспорьем.

Интернет позволил сделать качественный рывок в направлении доступности информации. Рядовой житель нашей страны лет 100 назад не имел возможности вот так запросто взять и добыть для себя духовную литературу (в деревенском доме – Евангелие, Псалтырь и Часослов были самым распространенным набором книг).

Сегодня без особого труда, в пару кликов, мы можем оказаться в самых разных виртуальных библиотеках России или мира. Древние тексты, само Священное Писание, Святые Отцы, исторические очерки, собрания сочинений… Не хочешь читать с экрана? Закажи за приемлемую цену любую из этих книг. Через интернет в те же пару кликов.

Да, глобальная сеть ведь не ограничивается сугубо безграничными хранилищами текстовых источников. Нет времени сидеть за чтением? Аудиокнига в помощь. К озвученным творениям, пронесенных сквозь тысячелетия, добавляются современные труды и образовательные лекции ученых мужей, старающихся говорить на языке своего времени.

А сколько полезных лекториев можно найти в том же православном Рунете? Сотни, если не тысячи. На любую тематику. Ты можешь освоить библеистику, катехизис, литургику, выучить устав и церковнославянский (и не только) язык, разобраться в иконописи, нырнуть в церковную историю, окунуться в практикум по миссионерской работе и апологетике. Информации для духовного развития – в достатке. Все, что сегодня нужно иметь для духовного образования (или самообразования) – твердое намерение и несгибаемую волю. Господь обязательно поможет. А интернет станет нужным для этого инструментом.

Миф 4: христианам нужно общаться только в реальной жизни

Христианам нужно общаться в реальной жизни. Безусловно. И не только.

Мессенджеры и соцсети – замечательное место для возможности быть на связи постоянно. Здесь всегда можно пообщаться, сообщить оперативную информацию, сказать доброе слово, которое кому-то может быть очень кстати именно в этот момент. Часто именно из соцсетей мы узнаем о ближайшем небольшом, но важном событии в жизни прихода/епархии. Маленькому храму нужно помочь в хозяйственном вопросе или подготовке к празднику, молодежь отправляется в паломническую поездку или на благотворительный концерт, срочно нужна помощь погорельцам или собирают деньги на подарки детям-сиротам.

Интернет сокращает время получения информации адресатами, следовательно, выступает помощником в решении задач Божьих дел.

Здорово, что социальные сети позволяют нам общаться с братьями и сестрами по вере в любом уголке земли — и в соседней епархии, и на другом континенте. Развивает кругозор, обеспечивает культурный диалог, а главное, дает радость во Христе от этого общения двух (или больше?) людей, верующих в Бога.

Православные соцсети сами по себе формируют тематическое пространство, свободное от грязи сетей публичных. Здесь люди объединяются по интересам и задачам. Пообщаться можно не просто с братом по вере, а, например, еще и с коллегой. Возникает возможность не просто разговаривать – размышлять о делах и делать их. Могут возникать профессиональные союзы с последующим коллективным трудом, образовательные и иные проекты. Все это – благодаря вовлеченности христиан в интернет.

Очень важно – иметь возможность с помощью интернета задать вопрос священнику. И может быть это как батюшка вашего прихода (которому пока вдруг, по какой-то причине, при встрече это вопрос задать вы стесняетесь), так и известный проповедник. Протоиерей Андрей Ткачев, иеромонах Макарий (Маркиш) и другие сумеют удовлетворить твой вопрос, будь ты от них хоть за тысячу километров. Возможность пообщаться со священником в сети помогает и людям нецерковным. Имея вопрос, человек всегда запросто может спросить ответ на него в сети у батюшки. Последствием маленького разговора в сети может стать и последующий визит в храм, и воцерковление. Таких случаев – более, чем достаточно.

Миф 5: реальную помощь христианин может оказать только «в реале»

Да? Наверное, вы забыли о тысячах акций по сбору средств больным на срочную операцию, нуждающимся на хлеб насущный, попавшим в трудную ситуацию на билет до дома…

Новость о том, что кому-то нужно помочь – это ведь и шанс христианину послужить ближнему. Бывает, что копейка на строительство храма, например, идет из Калининграда во Владивосток, но становится следствием найденного в сети сообщения.

У людей иногда вызывает вопросы подача виртуальных записок о здравии или упокоении. Для меня разница не совсем ясна. Ведь, как правило, поданная таким необычным образом записка направляется за самое настоящее пожертвование. Отправил список имен – у тебя его приняли и помолились. Сколько ты дал – дело твоей совести. И все. Никакой коммерции, очень «чистый» подход.

Важно отметить, что записки могут дойти и в особые, святые места. Например, к Гробу Господню в Иерусалим. Или к мироточивой иконе Божьей Матери в Москве. А может быть, в монастырь святого Пантелеимона на Афоне. А люди получат реальную молитвенную помощь. Все – благодаря коммуникации в сети интернет.

Помощь консультативного характера также оказывается в сети. Юристы, психологи, профессионалы своего дела – они доступны и на некоторых сайтах во славу Божию отвечают на вопросы, помогая людям. Выше уже говорилось и о священниках, их духовных советах и возможности пообщаться с ним онлайн. Стоит только представить, как интернет может помочь русскому человеку в нехристианской стране, вдали от православного храма, но при наличии доступа в сеть.

Рассмотрев основные мифы о Церкви и интернете, мы сделали логичный вывод:

интернет есть и будет важным инструментом служения Церкви.

Слово Божие, благую весть, проповедь Христа Его ученики просто обязаны нести по всему миру, заходя во все сферы и уголки общественной жизни. Виртуальная реальность – еще одно место, где человек может встретиться с Господом и наша задача – приложить к этому максимум усилий. Да поможет нам всем Бог.

Ссылка на основную публикацию