Православие и кредиты: отношение церкви и мнение священников, можно ли брать или нет

Стоит ли брать кредиты?

Советы пастырей

Мы живем в экономике, построенной на кредитах. Нас постоянно уговаривают взять кредит в банке, чтобы совершить те или иные нужные крупные покупки. Но у многих из нас есть знакомые, у которых уже большая часть зарплаты уходит только на расплату по кредитам. Так стоит или не стоит брать кредиты? Если нет, то почему? Что по этому поводу можно сказать с вероучительной точки зрения?

«Современное рабство — не железные цепи,
а финансовые кандалы и оковы»

— Брать или не брать кредиты — не сфера вероучения Церкви. Если ты взял кредит, то от этого не перестал быть православным. Равно и если ты не берешь кредиты, то от этого не становишься исповедником Православия. Однако этот вопрос напрямую относится к нашей духовной жизни, к сфере православной этики.

В этой связи выскажу свою позицию, которая, возможно, покажется радикальной. Прежде всего, кредиты — это приманка, как приманкой является сыр в мышеловке. Кредиты рекламируются как способ повысить уровень своей жизни, быстрее достичь желаемого, скорей приобрести то, на что у тебя нет средств сейчас, но чего тебе очень хочется. И всякий раз всякий кредит лишает человека свободы.

Что, собственно, означает собой кредит? Означает он элементарную истину — то, что у тебя нет тех денег, которые хотелось бы иметь. Тебе хочется что-то приобрести, но нет соответствующих средств. И вот ты их занимаешь у банка, однако вернуть должен непомерно больше, чем взял. Сколько людей надорвались, будучи уверены, что справятся с выплатой, но стали заложниками ситуации и больше потеряли, чем приобрели! Но даже если ты справишься с выплатой, над тобой кредит висит как дамоклов меч. В Священном Писании сказано, что должник делается рабом заимодавца (ср. Притч. 22, 7). Современное рабство выражается в том, что человек закован не в железные цепи, а в финансовые кандалы и оковы.

Есть люди, которые берут кредиты для подъема своего бизнеса. Это очень опасное и рискованное мероприятие, но, вероятно, бизнесмен не видит иного выхода на данный момент и надеется, что его прибыль покроет все проценты кредита. Иногда это получается, а иногда и нет. Мне время от времени приходится видеть предпринимателей, которые несвободны, закабалены своими кредитами, зачастую не знают, где бы еще достать средств, ибо ни одной свободной копейки у них нет, всё куда-то вложено или идет на погашение кредитов.

Кто-то берет огромные кредиты для покупки жилья и иной недвижимости. Возможно, что другого выхода нет, но люди идут на огромный риск. Знаю реальные случаи, когда кредит брали лет на двадцать, но за этот период жизнь так поменялась, что расплачиваться стало уже нечем.

Любое закабаление несет мучение, лишние страхи и переживания. Вместо того чтобы думать о спасении своей бессмертной души, человек бросает все силы на погашение кредита, боится неуплаты в срок и наложения штрафных санкций, работает день и ночь, забыв о семье и становясь неспособным молиться.

Кредиты — это не только ловушка, но и выражение современного потребительства, принципа «бери всё, что хочешь, и прямо сейчас». Они потворствуют похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и в каком-то смысле способствуют выстраиванию новой вавилонской башни, в которой всё земное быстро громоздится одно на другое, чтобы достичь до самых небес. Но в реальности всё это рушится, как и та самая башня.

Практика брать кредиты рождается из недовольства своим положением. Вот апостол Павел сказал: Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 6–10). Это напрямую относится к тем, кто берет кредиты.

В конечном итоге, кредиты воплощают в себе и наше тщеславие (потому что хочется показаться более обеспеченными), и сребролюбие (поскольку всё вертится вокруг денег), и неразумие (ибо человек трезво не осмысляет последствия), но завершается это однозначно унынием (ибо страхи и беспокойство лишают внутренних сил).

Надо ли делать покупки, на которые у тебя денег нет? Не лучше ли научиться жить по средствам, а не гнаться за тем, что не по карману? Это ведь самообольщение — желать приобрести то, на что ты не можешь заработать. Но главное, такой человек никогда не будет счастлив, он всегда будет думать, что ему чего-то не хватает. Как точно говорил святитель Иоанн Златоуст: «Богат не тот, кто имеет многое, а тот, кто не нуждается во многом».

«Отложи решение на неделю, а лучше — на месяц»

— С вероучительной точки зрения, можно сказать, что всякого рода попытки истолковать современную экономическую систему в контексте ветхозаветных указаний о кредиторах и давании денег взаем будут довольно неадекватным переносом одних исторических реалий на другие.

Я бы сказал, что если и приходится брать кредит в тех или иных жизненных обстоятельствах, то делать это следует строго в разумных пределах, чтобы не оказаться в дурной зависимости от современной банковской системы. Чтобы из-за легкомысленного желания получить дармовые, казалось бы, деньги сейчас — потом не страдали бы наши дети и близкие.

Ну, и простой совет, который давался уже много раз — никогда не брать кредит по первому побуждению. Тем более — по предложению от банка, которое навязчиво поступило тебе по телефону или электронной почте. Если в силу конкретных жизненных обстоятельств тебе нужен кредит на ипотеку или образование детей, а не на баловство какое-то, то отложи решение минимум на неделю, а лучше — на месяц. Не спеши, помолись, подумай, обсуди с теми, кто умнее тебя. Если и тогда решение не изменится и останется тем же, то ему можно и последовать.

«Лучше жить просто,
довольствуясь заработанным честным трудом»

— Более краткого, но точного высказывания о кредитах, чем известная шутка, я не знаю. Звучит она так: «Берешь чужие и на время — а отдаёшь свои и навсегда». А если серьезно, брать кредит — это очень рискованное дело со многими неизвестными. Я уже не говорю, что само по себе ростовщичество (а со стороны банков выдача кредитов — это не что иное, как ростовщичество) — это грех. И мы, получается, втягиваясь в кредитную историю, так или иначе становимся участниками порочной практики. Но даже если человек хочет начать собственное дело (а это без кредита довольно сложно), то всё равно надо помнить, что влезать в долги — это всегда большой риск, и можно, что называется, прогореть по-крупному, если бизнес не пойдет, а отдавать кредит будет нечем.

Мне это всё напоминает рулетку или игральные автоматы, которых, слава Богу, сейчас не стало на наших улицах, а в своё время в этих игральных залах разыгрывались настоящие трагедии, когда люди в желании быстро разбогатеть теряли всё и не только сами страдали, но ввергали в нищету, отчаяние и ужас свои семьи и близких… Не дай Бог! Вот такое возможно и с кредитами.

Мы все знаем эти душераздирающие истории, как люди берут вроде бы небольшие деньги, но в результате банковских манипуляций с процентами оказываются в отчаянном положении. Моё личное мнение, что лучше жить просто, довольствуясь малым, заработанным честным трудом, чем пускаться в сомнительные авантюры (а кредитная история почти всегда — это авантюра, игра, ставка «на удачу»). Кроме того, причиной того, что люди влезают в долги, становится зачастую пресловутая психология потребления, когда человеку кажется, что у него непременно должно быть «всё как у всех». Человек начинает гнаться за каким-то мифическим стандартом комфорта и обеспеченности, забывая зачастую о главном: полнота жизни, подлинное счастье состоит в согласии с Богом, собственной совестью, в добрых отношениях с ближними. На евангельском языке это звучит так: Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15).

Грех ли брать кредиты?

Я проживаю в Казахстане, бываю в России. Часто задаю себе вопрос: почему верующих стало больше, а нравственности меньше? Пожалуйста, напишите ваше мнение по данному вопросу.

Протоиерей Михаил Самохин

Причина проблемы мне видится в том, что называться верующим и жить по заповедям – вовсе не одно и то же. Кроме того, больше стало не только верующих, но и открытой пропаганды порока, что раньше было немыслимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Достоевский утверждал, что русским может считаться только православный. Патриарх Кирилл тоже рассказывал, что наши соотечественники, приехавшие в Индию заниматься йогой, фактически превратились там в индусов. Но если так рассуждать, то каждый русский, сменивший веру, впавший в атеизм или формально крещеный, но живущий не по-христиански – уже не наш человек.

Отождествление «русскости» и православия является личным мнением Федора Михайловича Достоевского, а не догматом Православной Церкви. Можно соглашаться или не соглашаться с данным мнением, но отрицать основополагающую роль религии в национальной культуре любого народа невозможно. В то же время возвышать себя перед другими, пусть и заблудшими, людьми, конечно, не православно.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

В статье «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» РПЦ определяет свое отношение к некоторым понятиям, которые извращают ценности человека и уводят его от пути спасения. Но почему бы не проповедовать о вреде этих и многих других понятий, к примеру, свобода слова – не что иное как свобода от ответственности за свои слова. Эти понятия приносят больше зла, чем все войны, которые когда-либо происходили.

Священник Филипп Парфенов

Далеко не все православные христиане так считают. Эти понятия не хуже и не лучше, чем многие другие. Исходите из того, что, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с другими (см. Лк. 6:31). И наоборот, не делайте и не желайте другим того, что не желаете себе самому.

Соответственно, если признаёте за собой свободу убеждений и высказываний, признавайте их и за другими. По-моему, тут всё просто!

Разумеется, свободу слова, как и вообще любую свободу выбора, можно употребить на благо, а можно на зло. Бог за нами оставил такой риск, всё-таки не сделав нас запрограммированными машинами, но уважая наш выбор. А вот как мы сами им распорядимся, это уже другой вопрос.

Евангелие призывает к ответственности за свои слова, и в проповедях многих священнослужителей, в том числе в указанном документе, об этом говорится достаточно.

С уважением, священник Филипп Парфенов

У меня есть несколько вопросов. Что входит в зону ответственности Русской Православной Церкви перед обществом? Какими ресурсами влияния на общество обладает РПЦ? В чем может проявляться интерес РПЦ в националистических идеях?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Основная задача Церкви – проповедь Слова Божьего, окормление верующих. За это она несет ответственность перед Господом нашим Иисусом Христом, Который и основал Церковь. Общество в самом широком смысле этого слова не может предъявлять к Церкви каких-то требований и возлагать на нее ответственность за что-либо, Церковь обществу не подотчетна.

Единственное средство влияние на людей у Церкви – это проповедь, которая ведется с апостольских времен. Проповедь и словом, и делом. В Церкви, как писал еще апостол Павел, «нет ни эллина, ни иудея», поэтому нет и понятия национализма. Церковь – над обществом, она объединяет всех людей, независимо от их национальности, социального положения, пола, возраста.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Я вижу, что Церковь рекомендует всем нам поддержать на выборах действующую власть. Если я не хочу этого и ходила на митинги – это грех?

Высказывания отдельных священнослужителей о необходимости поддерживать действующую власть – это их частное мнение, а не позиция Церкви в целом. Выражать свою гражданскую позицию, в том числе участвуя в митингах – не грех.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

В последнее время часто встречаю выражение «успешный человек», под которым люди обычно понимают успешную карьеру, богатство, власть, возможности и не более того. Интересно узнать ваше мнение, кто для вас «успешный человек» и что такое успех в христианском понимании?

Разумеется, с точки зрения вечности и евангельского духа это всё призраки. Или построение своего дома на песке, а не на камне. Успешным человеком с христианской точки зрения можно назвать святого. Который любит всех и любим многими другими, с которым легко и просто, но которому, однако, и завидовать могут черной завистью, как завидовали Христу. С точки зрения внешнего успеха, кстати, Христос был полный неудачник, но тут уж придется выбирать, за кем идти. Христос предупреждает об узком пути исполнения заповедей Божьих, но многие как раз подразумевают широкий путь, связанный с этим самым внешним успехом…

С уважением, священник Филипп Парфенов

Библия запрещает реализацию табака и алкоголя, почему тогда владельцы супермаркетов богаты и счастливы, развиваются и строят дальше?

Потому что, дорогой Виталий, реально по Библии стремится жить совсем небольшая доля от общего числа людей! И раз есть спрос на табак и алкоголь, то, естественно, будет и предложение.

С уважением, священник Филипп Парфенов

Собираются ли священники участвовать в комиссиях по условно-досрочному освобождению убийц и насильников? Спрашиваю потому, что люди из тех мест выходят не раскаявшись, а значит, общество должно быть готово потерять еще кого-нибудь, кто встанет на пути грешника.

Священник Антоний Скрынников

Такие комиссии есть при каждом главе региона, в какие-то из них входят священнослужители, может, даже во все, не интересовался этим вопросом. Почему вы решили, что условно-досрочное освобождение бывает только убийцам и насильникам? Как показывает практика, у нас на Ставрополье в первую очередь рассматриваются ситуации, не связанные с совершением тяжких преступлений.

С уважением, священник Антоний Скрынников

Как Церковь относится к судам, и может ли христианин идти на суд в качестве свидетеля?

Церковь с уважением относится к земному правосудию, если оно не заслоняет для верующего того, что Главный Судия – Господь наш Иисус Христос. Свидетелем быть можно, нельзя быть лжесвидетелем.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Согласно заповедям Божьим человек должен любить ближнего своего, прощать и не осуждать. Означает ли это, что верующий православный не должен подавать в суд на ближнего? Например, если человека ограбили или он пострадал в результате врачебной ошибки, будет ли на нём грех, если он обратится в судебные органы?

Нет, конечно, не значит. В подобных ситуациях каждый решает сам, как поступить, и здесь нет никаких общих рекомендаций. Осуждаем мы тогда, когда желаем зла человеку, ненавидим его, злословим, проклинаем и т.д. Если же мы пытаемся оградить себя и своих ближних от возможного зла и ущерба, который может быть нам нанесен от каких-то людей, то для этого как раз и существуют суды и полиция, а в общегосударственном и международном масштабе армия, которые это возможное зло ограничивают, локализуют, а с тех, кто навредил другим, могут потребовать возмещение ущерба.

С уважением, священник Филипп Парфенов

Можно ли православному христианину иметь паспорт и прочие документы?

Нет никакого греха в получении паспорта, других документов, в том числе электронных документов и ИНН, об этом неоднократно говорил еще Святейший Патриарх Алексий, это официальная позиция Церкви, узнать о которой подробнее Вы можете здесь. Нужно бояться не тотальной слежки со стороны государства, а греха в своей жизни, и тогда ничто не отлучит нас от Христа и Его к нам Любви.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Как относится Православная Церковь к кредитам? У нас семья не воцерковленных людей, но кредиты никогда не брали, и я знаю с детства, что это нехорошая затея. Мама мне говорит, что кредиты не одобряются верующими и Церковью. А я познакомилась с верующим православным парнем, который считает кредиты нормальным делом, особенно на жилье.

Православная традиция запрещает зарабатывать деньги, давая их под проценты. Однако ничего конкретного о том, можно ли пользоваться заемными средствами, Священное Писание не говорит. «Основы православного хозяйствования» таким образом говорят о ссудном капитале:

Читайте также:  Куда деть вербу: можно ли хранить дома и как правильно это делать

«Если вовсе изгнать из хозяйственной практики дачу ссуд под процент не удастся, то следует хотя бы ограничить разумный максимальный размер процента, выше которого брать запрещено по закону, как сделал в свое время великий князь Владимир Мономах. Но в сфере идеологии и пропаганды расставить акценты необходимо: ростовщичество – постыдное, душевредное дело».

СТОИТ ЛИ БРАТЬ КРЕДИТЫ? pravoslavie.ru

Проголосовать:

Советы священников

Мы живем в экономике, построенной на кредитах. Нас постоянно уговаривают взять кредит в банке, чтобы совершить те или иные нужные крупные покупки. Но у многих из нас есть знакомые, у которых уже большая часть зарплаты уходит только на расплату по кредитам. Так стоит или не стоит брать кредиты? Если нет, то почему? Что по этому поводу можно сказать с вероучительной точки зрения?

«Современное рабство — не железные цепи,
а финансовые кандалы и оковы»

— Брать или не брать кредиты — не сфера вероучения Церкви. Если ты взял кредит, то от этого не перестал быть православным. Равно и если ты не берешь кредиты, то от этого не становишься исповедником Православия. Однако этот вопрос напрямую относится к нашей духовной жизни, к сфере православной этики.

В этой связи выскажу свою позицию, которая, возможно, покажется радикальной. Прежде всего, кредиты — это приманка, как приманкой является сыр в мышеловке. Кредиты рекламируются как способ повысить уровень своей жизни, быстрее достичь желаемого, скорей приобрести то, на что у тебя нет средств сейчас, но чего тебе очень хочется. И всякий раз всякий кредит лишает человека свободы.

Что, собственно, означает собой кредит? Означает он элементарную истину — то, что у тебя нет тех денег, которые хотелось бы иметь. Тебе хочется что-то приобрести, но нет соответствующих средств. И вот ты их занимаешь у банка, однако вернуть должен непомерно больше, чем взял. Сколько людей надорвались, будучи уверены, что справятся с выплатой, но стали заложниками ситуации и больше потеряли, чем приобрели! Но даже если ты справишься с выплатой, над тобой кредит висит как дамоклов меч. В Священном Писании сказано, что должник делается рабом заимодавца (ср. Притч. 22, 7). Современное рабство выражается в том, что человек закован не в железные цепи, а в финансовые кандалы и оковы.

Есть люди, которые берут кредиты для подъема своего бизнеса. Это очень опасное и рискованное мероприятие, но, вероятно, бизнесмен не видит иного выхода на данный момент и надеется, что его прибыль покроет все проценты кредита. Иногда это получается, а иногда и нет. Мне время от времени приходится видеть предпринимателей, которые несвободны, закабалены своими кредитами, зачастую не знают, где бы еще достать средств, ибо ни одной свободной копейки у них нет, всё куда-то вложено или идет на погашение кредитов.

Кто-то берет огромные кредиты для покупки жилья и иной недвижимости. Возможно, что другого выхода нет, но люди идут на огромный риск. Знаю реальные случаи, когда кредит брали лет на двадцать, но за этот период жизнь так поменялась, что расплачиваться стало уже нечем.

Любое закабаление несет мучение, лишние страхи и переживания. Вместо того чтобы думать о спасении своей бессмертной души, человек бросает все силы на погашение кредита, боится неуплаты в срок и наложения штрафных санкций, работает день и ночь, забыв о семье и становясь неспособным молиться.

Кредиты — это не только ловушка, но и выражение современного потребительства, принципа «бери всё, что хочешь, и прямо сейчас». Они потворствуют похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и в каком-то смысле способствуют выстраиванию новой вавилонской башни, в которой всё земное быстро громоздится одно на другое, чтобы достичь до самых небес. Но в реальности всё это рушится, как и та самая башня.

Практика брать кредиты рождается из недовольства своим положением. Вот апостол Павел сказал: Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 6–10). Это напрямую относится к тем, кто берет кредиты.

В конечном итоге, кредиты воплощают в себе и наше тщеславие (потому что хочется показаться более обеспеченными), и сребролюбие (поскольку всё вертится вокруг денег), и неразумие (ибо человек трезво не осмысляет последствия), но завершается это однозначно унынием (ибо страхи и беспокойство лишают внутренних сил).

Надо ли делать покупки, на которые у тебя денег нет? Не лучше ли научиться жить по средствам, а не гнаться за тем, что не по карману? Это ведь самообольщение — желать приобрести то, на что ты не можешь заработать. Но главное, такой человек никогда не будет счастлив, он всегда будет думать, что ему чего-то не хватает. Как точно говорил святитель Иоанн Златоуст: «Богат не тот, кто имеет многое, а тот, кто не нуждается во многом».

«Отложи решение на неделю, а лучше — на месяц»

— С вероучительной точки зрения, можно сказать, что всякого рода попытки истолковать современную экономическую систему в контексте ветхозаветных указаний о кредиторах и давании денег взаем будут довольно неадекватным переносом одних исторических реалий на другие.

Я бы сказал, что если и приходится брать кредит в тех или иных жизненных обстоятельствах, то делать это следует строго в разумных пределах, чтобы не оказаться в дурной зависимости от современной банковской системы. Чтобы из-за легкомысленного желания получить дармовые, казалось бы, деньги сейчас — потом не страдали бы наши дети и близкие.

Ну, и простой совет, который давался уже много раз — никогда не брать кредит по первому побуждению. Тем более — по предложению от банка, которое навязчиво поступило тебе по телефону или электронной почте. Если в силу конкретных жизненных обстоятельств тебе нужен кредит на ипотеку или образование детей, а не на баловство какое-то, то отложи решение минимум на неделю, а лучше — на месяц. Не спеши, помолись, подумай, обсуди с теми, кто умнее тебя. Если и тогда решение не изменится и останется тем же, то ему можно и последовать.

«Лучше жить просто,
довольствуясь заработанным честным трудом»

— Более краткого, но точного высказывания о кредитах, чем известная шутка, я не знаю. Звучит она так: «Берешь чужие и на время — а отдаёшь свои и навсегда». А если серьезно, брать кредит — это очень рискованное дело со многими неизвестными. Я уже не говорю, что само по себе ростовщичество (а со стороны банков выдача кредитов — это не что иное, как ростовщичество) — это грех. И мы, получается, втягиваясь в кредитную историю, так или иначе становимся участниками порочной практики. Но даже если человек хочет начать собственное дело (а это без кредита довольно сложно), то всё равно надо помнить, что влезать в долги — это всегда большой риск, и можно, что называется, прогореть по-крупному, если бизнес не пойдет, а отдавать кредит будет нечем.

Мне это всё напоминает рулетку или игральные автоматы, которых, слава Богу, сейчас не стало на наших улицах, а в своё время в этих игральных залах разыгрывались настоящие трагедии, когда люди в желании быстро разбогатеть теряли всё и не только сами страдали, но ввергали в нищету, отчаяние и ужас свои семьи и близких… Не дай Бог! Вот такое возможно и с кредитами.

Мы все знаем эти душераздирающие истории, как люди берут вроде бы небольшие деньги, но в результате банковских манипуляций с процентами оказываются в отчаянном положении. Моё личное мнение, что лучше жить просто, довольствуясь малым, заработанным честным трудом, чем пускаться в сомнительные авантюры (а кредитная история почти всегда — это авантюра, игра, ставка «на удачу»). Кроме того, причиной того, что люди влезают в долги, становится зачастую пресловутая психология потребления, когда человеку кажется, что у него непременно должно быть «всё как у всех». Человек начинает гнаться за каким-то мифическим стандартом комфорта и обеспеченности, забывая зачастую о главном: полнота жизни, подлинное счастье состоит в согласии с Богом, собственной совестью, в добрых отношениях с ближними. На евангельском языке это звучит так: Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15).

Грех ли брать кредиты?

Я проживаю в Казахстане, бываю в России. Часто задаю себе вопрос: почему верующих стало больше, а нравственности меньше? Пожалуйста, напишите ваше мнение по данному вопросу.

Протоиерей Михаил Самохин

Причина проблемы мне видится в том, что называться верующим и жить по заповедям – вовсе не одно и то же. Кроме того, больше стало не только верующих, но и открытой пропаганды порока, что раньше было немыслимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Достоевский утверждал, что русским может считаться только православный. Патриарх Кирилл тоже рассказывал, что наши соотечественники, приехавшие в Индию заниматься йогой, фактически превратились там в индусов. Но если так рассуждать, то каждый русский, сменивший веру, впавший в атеизм или формально крещеный, но живущий не по-христиански – уже не наш человек.

Отождествление «русскости» и православия является личным мнением Федора Михайловича Достоевского, а не догматом Православной Церкви. Можно соглашаться или не соглашаться с данным мнением, но отрицать основополагающую роль религии в национальной культуре любого народа невозможно. В то же время возвышать себя перед другими, пусть и заблудшими, людьми, конечно, не православно.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

В статье «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» РПЦ определяет свое отношение к некоторым понятиям, которые извращают ценности человека и уводят его от пути спасения. Но почему бы не проповедовать о вреде этих и многих других понятий, к примеру, свобода слова – не что иное как свобода от ответственности за свои слова. Эти понятия приносят больше зла, чем все войны, которые когда-либо происходили.

Священник Филипп Парфенов

Далеко не все православные христиане так считают. Эти понятия не хуже и не лучше, чем многие другие. Исходите из того, что, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с другими (см. Лк. 6:31). И наоборот, не делайте и не желайте другим того, что не желаете себе самому.

Соответственно, если признаёте за собой свободу убеждений и высказываний, признавайте их и за другими. По-моему, тут всё просто!

Разумеется, свободу слова, как и вообще любую свободу выбора, можно употребить на благо, а можно на зло. Бог за нами оставил такой риск, всё-таки не сделав нас запрограммированными машинами, но уважая наш выбор. А вот как мы сами им распорядимся, это уже другой вопрос.

Евангелие призывает к ответственности за свои слова, и в проповедях многих священнослужителей, в том числе в указанном документе, об этом говорится достаточно.

С уважением, священник Филипп Парфенов

У меня есть несколько вопросов. Что входит в зону ответственности Русской Православной Церкви перед обществом? Какими ресурсами влияния на общество обладает РПЦ? В чем может проявляться интерес РПЦ в националистических идеях?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Основная задача Церкви – проповедь Слова Божьего, окормление верующих. За это она несет ответственность перед Господом нашим Иисусом Христом, Который и основал Церковь. Общество в самом широком смысле этого слова не может предъявлять к Церкви каких-то требований и возлагать на нее ответственность за что-либо, Церковь обществу не подотчетна.

Единственное средство влияние на людей у Церкви – это проповедь, которая ведется с апостольских времен. Проповедь и словом, и делом. В Церкви, как писал еще апостол Павел, «нет ни эллина, ни иудея», поэтому нет и понятия национализма. Церковь – над обществом, она объединяет всех людей, независимо от их национальности, социального положения, пола, возраста.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Я вижу, что Церковь рекомендует всем нам поддержать на выборах действующую власть. Если я не хочу этого и ходила на митинги – это грех?

Высказывания отдельных священнослужителей о необходимости поддерживать действующую власть – это их частное мнение, а не позиция Церкви в целом. Выражать свою гражданскую позицию, в том числе участвуя в митингах – не грех.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

В последнее время часто встречаю выражение «успешный человек», под которым люди обычно понимают успешную карьеру, богатство, власть, возможности и не более того. Интересно узнать ваше мнение, кто для вас «успешный человек» и что такое успех в христианском понимании?

Разумеется, с точки зрения вечности и евангельского духа это всё призраки. Или построение своего дома на песке, а не на камне. Успешным человеком с христианской точки зрения можно назвать святого. Который любит всех и любим многими другими, с которым легко и просто, но которому, однако, и завидовать могут черной завистью, как завидовали Христу. С точки зрения внешнего успеха, кстати, Христос был полный неудачник, но тут уж придется выбирать, за кем идти. Христос предупреждает об узком пути исполнения заповедей Божьих, но многие как раз подразумевают широкий путь, связанный с этим самым внешним успехом…

С уважением, священник Филипп Парфенов

Библия запрещает реализацию табака и алкоголя, почему тогда владельцы супермаркетов богаты и счастливы, развиваются и строят дальше?

Потому что, дорогой Виталий, реально по Библии стремится жить совсем небольшая доля от общего числа людей! И раз есть спрос на табак и алкоголь, то, естественно, будет и предложение.

С уважением, священник Филипп Парфенов

Собираются ли священники участвовать в комиссиях по условно-досрочному освобождению убийц и насильников? Спрашиваю потому, что люди из тех мест выходят не раскаявшись, а значит, общество должно быть готово потерять еще кого-нибудь, кто встанет на пути грешника.

Священник Антоний Скрынников

Такие комиссии есть при каждом главе региона, в какие-то из них входят священнослужители, может, даже во все, не интересовался этим вопросом. Почему вы решили, что условно-досрочное освобождение бывает только убийцам и насильникам? Как показывает практика, у нас на Ставрополье в первую очередь рассматриваются ситуации, не связанные с совершением тяжких преступлений.

С уважением, священник Антоний Скрынников

Как Церковь относится к судам, и может ли христианин идти на суд в качестве свидетеля?

Церковь с уважением относится к земному правосудию, если оно не заслоняет для верующего того, что Главный Судия – Господь наш Иисус Христос. Свидетелем быть можно, нельзя быть лжесвидетелем.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Согласно заповедям Божьим человек должен любить ближнего своего, прощать и не осуждать. Означает ли это, что верующий православный не должен подавать в суд на ближнего? Например, если человека ограбили или он пострадал в результате врачебной ошибки, будет ли на нём грех, если он обратится в судебные органы?

Нет, конечно, не значит. В подобных ситуациях каждый решает сам, как поступить, и здесь нет никаких общих рекомендаций. Осуждаем мы тогда, когда желаем зла человеку, ненавидим его, злословим, проклинаем и т.д. Если же мы пытаемся оградить себя и своих ближних от возможного зла и ущерба, который может быть нам нанесен от каких-то людей, то для этого как раз и существуют суды и полиция, а в общегосударственном и международном масштабе армия, которые это возможное зло ограничивают, локализуют, а с тех, кто навредил другим, могут потребовать возмещение ущерба.

С уважением, священник Филипп Парфенов

Можно ли православному христианину иметь паспорт и прочие документы?

Нет никакого греха в получении паспорта, других документов, в том числе электронных документов и ИНН, об этом неоднократно говорил еще Святейший Патриарх Алексий, это официальная позиция Церкви, узнать о которой подробнее Вы можете здесь. Нужно бояться не тотальной слежки со стороны государства, а греха в своей жизни, и тогда ничто не отлучит нас от Христа и Его к нам Любви.

Читайте также:  Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Как относится Православная Церковь к кредитам? У нас семья не воцерковленных людей, но кредиты никогда не брали, и я знаю с детства, что это нехорошая затея. Мама мне говорит, что кредиты не одобряются верующими и Церковью. А я познакомилась с верующим православным парнем, который считает кредиты нормальным делом, особенно на жилье.

Православная традиция запрещает зарабатывать деньги, давая их под проценты. Однако ничего конкретного о том, можно ли пользоваться заемными средствами, Священное Писание не говорит. «Основы православного хозяйствования» таким образом говорят о ссудном капитале:

«Если вовсе изгнать из хозяйственной практики дачу ссуд под процент не удастся, то следует хотя бы ограничить разумный максимальный размер процента, выше которого брать запрещено по закону, как сделал в свое время великий князь Владимир Мономах. Но в сфере идеологии и пропаганды расставить акценты необходимо: ростовщичество – постыдное, душевредное дело».

Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Читайте также:  Потерялся крестик: что значит и что делать, приметы и суеверия, ответы и советы священника

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Отношение церкви к кремации православных людей: разрешается ли это

Кремация – процесс сожжения тела почившего человека на костре или в печи. Практикуется с древних времен. Осуждается, но не запрещается православной религией. Многие верующие полагают, что кремация и православие несовместимы. Поговорим о том, можно ли кремировать православного человека, грешно ли это, более подробно.

История ритуала кремации

Впервые идея о кремации, как об одном из способов захоронения тела, избавления от него, после смерти, возникла у людей, живших еще в среднем палеолите (за 300-30 тыс. лет до современного нам мира). Случаи сожжения изначально, очевидно, были редкостью, но уже в железном веке (1200 г. до н.э.- 340 г. н.э.) людей кремируют едва ли не повсеместно. Ритуал этот даже превалирует над трупоположением:

  • Кремацию практиковали жители древней Индии (тело Будды было сожжено, прах помещен в ступы и разослан по разным уголкам страны).
  • Тела мертвых сжигали жители Древней Греции (они верили, что огонь даст человеку очиститься и жить дальше в загробном мире).
  • Традицию зажжения погребального костра от эллинов переняли римляне (прах они хранили в колумбарии).
  • Упоминание о кремации содержится в Ветхом Завете, но практиковалась она язычниками.

В наше время кремация также распространена, как и ранее. Но если греки и римляне чаще всего сжигали тела на кострах, то сейчас умерших помещают в специальную печь, отвозят в крематорий (исключение – жители Индии).

В 1869 г. во Флоренции собрались светила медицины со всего мира, чтобы принять резолюцию, призывающую к возобновлению практики кремации. Это было необходимо сделать для сохранения здоровья людей. Разлагающиеся тела являются источниками заразы. Высокая смертность привела к увеличению количества кладбищ. Они располагались в непосредственной близости от жилых строений. Спустя несколько лет была изобретена первая кремационная печь, англичане создали Ассоциацию крематоров, в Англии и Германии были построены первые крематории, в том числе и для сожжения животных.

Но христиане, и прежде всего, православные, к существованию печей для сжигания тел и к самому этому процессу относятся во многом негативно и настороженно. Православная религия выступает против кремации крещеных людей.

Хоронить нельзя кремировать: что думает о кремации Русская Православная Церковь

Представители большинства христианских конфессий стараются не критиковать обряд кремации и не запрещать проведение его верующими. Но католические и православные священники рекомендуют родственникам воздержаться от сжигания тела покойного, если в этом нет необходимости (покойный умер при странных обстоятельствах, возможно, его тело является источником заразы).

Трупоположение является более человечным способом захоронения. Упомянутых в Библии святых и простых людей хоронили в земле, а не сжигали (если бы тело Лазаря было сожжено, он едва ли мог воскреснуть). Захоронение покойника посредством перемещения его в могилу, вырытую в земле, представляется гуманным по отношению к его родным. Вопрос о том, как церковь относится к кремации, крайне спорный.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Архиерейским собором Русской православной церкви было постановлено, что кремация не может быть способом погребения православного.

Но церковь допускает, что в случае, когда тело было сожжено не по зависящим от родных усопшего обстоятельствам, покойный может рассчитывать на все причитающиеся случаю ритуалы (причащение, исповедь, отпевание).

Заседание синода Русской православной церкви по вопросам кремации

В мае 2005 г. состоялось заседание синода Русской православной церкви, посвященное вопросам кремации. Собравшиеся обсудили допустимость этого ритуала, как одной из форм погребения православного человека, поставив под сомнение его правильность с точки зрения христианских традиций.

По итогам обсуждения был принят специальный документ (меморандум) – «О христианском погребении усопших», которым могут руководствоваться все православные при выборе наиболее приемлемого для них способа погребения.

Суть документа «О христианском погребении усопших»

Погребение тела скончавшегося человека, так, как это принять с ранних времен существования Церкви, является одной из важнейших сторон ее бытия. Отталкиваясь от этого, Синод посредством меморандума «О христианском погребении усопших» провозглашает следующее:

  • тело христианина является храмом Божьим, отсюда и особое к нему отношение;
  • обычай хоронить христианина в земле связан с верой в воскрешение мертвых в их телесной (физической) оболочке, ему уже не одна тысяча лет:
  • Богу по силам вернуть к жизни всех людей, не зависимо от того сохранилось тело или нет (церковь не видит ничего плохого в кремации, но призывает верующих соблюдать устоявшиеся веками традиции);
  • кремация не считается желательной процедурой, она не одобряется, но допустима в ряде случаев (иной способ захоронения запрещен законом страны, где проживал покойный, тело невозможно перевезти на родину);
  • священнослужители обязаны рассказывать родственникам усопшего об отрицательном отношении православной религии к сожжению тела;
  • прах после кремации должен быть захоронен в земле;
  • Церковь не оставляет без молитв ни одного христианина, потому за людей, чьи тела были кремированы, священники молятся так же, как и за тех, чье тело не было обнаружено из-за наводнения, землетрясения, иной катастрофы.

Если отпевание невозможно совершить над телом покойного, оно может быть проведено заочно. Случаи такового обговариваются в меморандуме. Церковь призывает родственников покойного принять участие в совместной молитве в храме, если тело было преданно сожжению, иногда такая совместная молитва является первым опытом общения с Богом для человека.

Причины распространения кремации на русской земле

Первый крематорий в России появился до Революции. Власти Владивостока сжигали в нем тела убитых во время войны японцев, а также тех из них, кто проживал в городе на постоянной основе. В современном российском обществе традиция сожжения тела после смерти распространена достаточно широко, в особенности в больших городах. Причин для этого несколько:

  • нехватка места (урбанизация имеет свои отрицательные стороны, они касаются не только живых, но и мертвых, на кладбищах просто не хватает места, чтобы похоронить всех, как подобает);
  • родственники не могут ухаживать за могилой, проживают далеко, а то и вовсе в другой стране (приходится выбирать между кремацией или погребением);
  • похороны дорого стоят (фактически место для могилы предоставляется бесплатно, но это не всегда так, гроб и другие атрибуты погребения стоят немало, кремация дешевле);
  • люди забывают традиции (все больше современных жителей городов не соблюдают православных традиций, не знают их).

Как религия относится к отпеванию перед кремацией

Однозначного ответа на вопрос об отношении Церкви к отпеванию перед кремацией не существует. Официально священнослужители не одобряют такое решение, но запретить родственникам, решившим, что после отпевания можно и кремировать тело, сделать это никто не может. Огромную роль играет человеческий фактор. Все зависит от конкретного священнослужителя. Иногда в церкви отпевать отказываются, но священники действуют и при крематориях. Если приходской священнослужитель отказался проводить отпевание, скандалить не следует, церковь – не место для брани. Нужно обратиться к другому духовному лицу или настоять на своем, объяснив, что кремация в православии не запрещена, но сделав это вежливо.

Душа после кремации: вечный ад или способ очищения

На положение души кремация не влияет. Если человек вел праведный образ жизни, не грешил или раскаялся в грехах, у него есть такая же возможность попасть в Рай, как и у покойного, нашедшего последний приют в земле.

Душа покидает землю и расстается с телом окончательно на 3 день после смерти. Умершему уже не важно, что будет с его физической оболочкой. Его ожидает Царствие Небесное, с земными делами должны разбираться живые. Трупоположение – это древняя традиция, соблюдение которой придает уверенности в том, что ничего не заканчивается, родственникам покойного, но не ему самому. Процедура кремации и православная церковь вступают в бесконечный спор.

Огонь не очистит грешную душу, планируя совершить кремацию именно с этой целью, следует понимать, что христиане не воспринимают пламя, как способ освобождения от греха. Если покойный был большим грешником, то единственный способ заслужить прощение – это совершить покаяние в момент исповеди. Если человек скончался без покаяния и родные опасаются за участь его бессмертной души, то им следует неустанно молиться, ходить в церковь, ставить свечи за упокой.

Последствия для живых после кремации мертвых

На живых родственниках кремация покойного никак не отражается, поэтому беспокоиться о том, что скончавшийся будет кремирован во исполнение его последней воли и идти, из-за этого беспокойства, против таковой, нельзя.

Если сомнения все же не оставляют, православные священники рекомендуют обратиться в храм, совершить общую молитву с близкими и друзьями почившего, исповедаться, поговорить с батюшкой по этому поводу. Взгляд со стороны полезен.

Кремировать или хоронить?

Выбирать быть захороненным в земле или кремированным должен сам покойный или его родственники, если последняя воля не была озвучена. Православный человек преимущественно выбирает первый вариант. Он позволяет всем желающим проводить человека в последний путь, соблюдая старинные обычаи и традиции (похоронная процессия, возложение на могилу венков, особым образом завязывание несущих гроб людей, поминки, визиты на кладбище в день поминовения).

Если захоронение противоречит законам страны или невозможно по причине отсутствия у родных средств для проведения похорон, то усугублять и без того непростую ситуацию не следует. Кремация в православной религии не рассматривается как повод отлучения от Церкви. Говорить плохо, осуждать человека, кремировавшего родственника, нельзя.

Она может допускаться, стать единственным выходом, который Церковь не осудит. Покойному все равно, душа теряет связь с телом. После Страшного Суда Бог воскресит всех достойных, в том числе и тех, чьи тела были сожжены. На этом настаивают многие видные представители РПЦ. Но единого правильного решения все же нет. Разрешить кремацию церковь не согласна, но не разрешать не может.

Описание известных крематориев в истории и их особенности

Кремация, осуществляющаяся в специальной печи, проводится за счет подачи в нее раскаленного газа. Устройство работает в автоматическом режиме. Тело сжигают, а полученный прах упаковывают в специальные урны. Их передают родственникам.

Самым известным крематорием, действующим на территории России, был крематорий «Донской». Это было первое такое учреждение в СССР. Его открыли в 1927 г. и с этого времени начали активно продвигать среди населения идею о необходимости сожжения трупов. Колумбарии с урнами размещались в помещении и под открытым небом.

В Донском крематории сожгли тела Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова, Кирова. Он упоминается в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Второй крематорий был открыт в Ленинграде в годы ВОВ. Тела умерших от голода и ран невозможно было захоронить из-за отсутствия места, рабочей силы, родственников. Благодаря им эпидемиологическую обстановку в городе удалось значительно улучшить, покойников перестали хоронить в братских могилах, что лишало родных хоть какой-то надежды на получение сведений о судьбе почившего.

Наибольшее число крематориев находилось на территории, подконтрольной нацистской Германии. Эти учреждения стали неотъемлемой частью контрационных лагерей.

Захоронение праха на кладбище, как происходит процесс

Урну с прахом вручают родственникам в специальном траурном зале под траурную музыку. На церемонии могут присутствовать все желающие. После получения праха, родные могут воспользоваться колумбарием для его хранения или похоронить пепел в земле, организовав могилу с надгробием так, как это принято во время традиционных похорон. Избавиться от праха можно посредством развеивания.

Процесс захоронения урны ничем не отличается от захоронения тела. Обычно на кладбище под емкость с прахом выделяют столько же места, сколько и под тело. При желании можно поместить урну в обычный гроб и так захоронить. Но подобным образом поступают не часто, хоть это и не запрещено.

В похоронных традициях многих стран мира практикуется кремация. Это один из способов избавления от трупа. Но православная религия выступает против сожжения тела, являющегося согласно христианским верованиям, сосудом Божьим. Священники осуждают, но не запрещают обряд кремации, но вопрос о том, как поступить следует с телом христианина остается очень спорным. С одной стороны урну с прахом удобно хранить (стоимость процедуры на порядок ниже обычных похорон). А с другой, сожжение тела не является традиционным, из-за чего возникают споры, по поводу того, кремирование – это грех в православии или нет, как в церкви относятся к кремации умершего человека, не осудят ли знакомые (общественное мнение часто против проведения этой процедуры).

Ссылка на основную публикацию