Православие и кремация: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Кремация в Православии — почему Церковь против

Что такое кремация

Кремация – это процесс сожжения тел умерших людей. Сегодня тела сжигают в специально оборудованных учреждениях – крематориях. Тело умершего предварительно регистрируют с присвоением идентификатора, а затем сжигают вместе с гробом. Останки измельчаются в прах, который затем помещается в специальную урну. Место дальнейшего хранения погребальных урн называется колумбарием. Такие хранилища оборудуются на кладбищах и при крематориях. Кремация в Православии в последние годы стала особенно актуальной.

Кремация практиковалась еще с древности, зачастую как специальный обряд, связанный с языческими верованиями. Но в наше время кремация получает всё большее распространение, в том числе в России. У этой практики есть как сторонники, так и противники. Вопросом “можно ли кремировать православного человека” часто задаются люди, вынужденные хоронить своих близких.

Кремация в Православии

Русская Православная Церковь не одобряет кремацию и не признаёт её нормой погребения. В православной традиции приемлемым способом погребения является захоронение тела в земле. Чтобы понять, почему Церковь против кремации, нужно знать об отношении к телу человека в Православии.

Древняя христианская традиция рассматривает тело человека не просто как оболочку для души, а как храм Духа Святого, к которому следует относиться с благоговением. Созданное по образу и подобию Бога, наше тело свято и способно постигать Его благодать. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются именно над телом, а в Евхаристии через тело человек причащается Святых Христовых Таин. Причащается через тело не только как сотворённое Богом, но и как искуплённое Им.

Тело – это не материальная тюрьма для невещественной души, это одна из важнейших составляющих человека как сложного организма (дух, душа, тело). Человек – это задуманный Богом священный союз души и тела.

Одним из важнейших христианских догматов является воскресение всех мёртвых после Второго Пришествия Христа. Это будет воскресение не только души, но и тела, по образу Воскресения Спасителя. Таким образом, наши тела будут участвовать в Спасении, в нашем вступлении в вечную жизнь. Конечно, похороненные в земле тела превращается в прах, но Бог восстановит их, обновит и преобразит.

Почему нельзя кремировать православных христиан? Сжигая тело, мы проявляем неуважение к нему, участвуем в его сознательном разрушении, словно показывая своё равнодушие или неверие во всеобщее воскресение мёртвых.

Позиция Православной Церкви

Греческая Церковь бескомпромиссна: кремация в Православии абсолютно недопустима. Русская Православная Церковь в этом плане более снисходительна. Хотя также рассматривает кремацию как нежелательное явление, уходящее корнями в язычество.

Церковь не считает, что люди, чьи тела сожжены, не воскреснут, и не лишит поминовения христианина, тело которого по каким-то причинам было подвержено кремации. Особенно, если это случилось вопреки воле усопшего. В интернете довольно популярным остаётся поисковый запрос “кремация и Православная Церковь”. Это свидетельствует о том, что для многих людей немаловажно мнение Церкви по данному вопросу.

Православные аргументы против кремации

Кремация часто преподносится как современная, удобная и целесообразная с практической точки зрения процедура. Но в то же время умалчивается, что она неэкологична: продукты горения наносят вред окружающей среде. Задумайтесь, сколько дыма и копоти выводит в атмосферу обычный крематорий в течение хотя бы одного года.

Также кремация спорна с точки зрения морали даже без учёта того, что Церковь отрицательно относится к кремации. Так как кости не сгорают, их выгребают и перемалывают. Всё это походит, скорее, на утилизацию биологических отходов, а не на достойные проводы в иной мир близкого любимого человека. Иногда прах даже присыпают тальком для лучшего вида.

Сторонники кремации аргументируют её необходимость разрастанием кладбищ и более высокой стоимостью традиционного погребения. Но если нет мест на одном кладбище, можно обратиться к другому, третьему. Разница между стоимостью кремации и традиционного погребения преувеличена, и её всегда можно свести к минимуму.

На некоторых кладбищах, например, на Перепечинском кладбище в Московской области, власти предоставляют бесплатные участки для захоронения, платить там нужно лишь за выкапывание могилы (такие места есть и в других городах). Поиск места для захоронения в нашей необъятной стране не должен быть критической проблемой.

В конце концов, каждый решает сам, что ему важнее. С одной стороны, собственный комфорт с экономией времени и денег. С другой, уважение к человеку. Добрая традиция, которая призвана сделать человека более духовным, и благое соблюдение христианского обычая.

Отношение церкви к кремации православных людей: разрешается ли это

Кремация – процесс сожжения тела почившего человека на костре или в печи. Практикуется с древних времен. Осуждается, но не запрещается православной религией. Многие верующие полагают, что кремация и православие несовместимы. Поговорим о том, можно ли кремировать православного человека, грешно ли это, более подробно.

История ритуала кремации

Впервые идея о кремации, как об одном из способов захоронения тела, избавления от него, после смерти, возникла у людей, живших еще в среднем палеолите (за 300-30 тыс. лет до современного нам мира). Случаи сожжения изначально, очевидно, были редкостью, но уже в железном веке (1200 г. до н.э.- 340 г. н.э.) людей кремируют едва ли не повсеместно. Ритуал этот даже превалирует над трупоположением:

  • Кремацию практиковали жители древней Индии (тело Будды было сожжено, прах помещен в ступы и разослан по разным уголкам страны).
  • Тела мертвых сжигали жители Древней Греции (они верили, что огонь даст человеку очиститься и жить дальше в загробном мире).
  • Традицию зажжения погребального костра от эллинов переняли римляне (прах они хранили в колумбарии).
  • Упоминание о кремации содержится в Ветхом Завете, но практиковалась она язычниками.

В наше время кремация также распространена, как и ранее. Но если греки и римляне чаще всего сжигали тела на кострах, то сейчас умерших помещают в специальную печь, отвозят в крематорий (исключение – жители Индии).

В 1869 г. во Флоренции собрались светила медицины со всего мира, чтобы принять резолюцию, призывающую к возобновлению практики кремации. Это было необходимо сделать для сохранения здоровья людей. Разлагающиеся тела являются источниками заразы. Высокая смертность привела к увеличению количества кладбищ. Они располагались в непосредственной близости от жилых строений. Спустя несколько лет была изобретена первая кремационная печь, англичане создали Ассоциацию крематоров, в Англии и Германии были построены первые крематории, в том числе и для сожжения животных.

Но христиане, и прежде всего, православные, к существованию печей для сжигания тел и к самому этому процессу относятся во многом негативно и настороженно. Православная религия выступает против кремации крещеных людей.

Хоронить нельзя кремировать: что думает о кремации Русская Православная Церковь

Представители большинства христианских конфессий стараются не критиковать обряд кремации и не запрещать проведение его верующими. Но католические и православные священники рекомендуют родственникам воздержаться от сжигания тела покойного, если в этом нет необходимости (покойный умер при странных обстоятельствах, возможно, его тело является источником заразы).

Трупоположение является более человечным способом захоронения. Упомянутых в Библии святых и простых людей хоронили в земле, а не сжигали (если бы тело Лазаря было сожжено, он едва ли мог воскреснуть). Захоронение покойника посредством перемещения его в могилу, вырытую в земле, представляется гуманным по отношению к его родным. Вопрос о том, как церковь относится к кремации, крайне спорный.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Архиерейским собором Русской православной церкви было постановлено, что кремация не может быть способом погребения православного.

Но церковь допускает, что в случае, когда тело было сожжено не по зависящим от родных усопшего обстоятельствам, покойный может рассчитывать на все причитающиеся случаю ритуалы (причащение, исповедь, отпевание).

Заседание синода Русской православной церкви по вопросам кремации

В мае 2005 г. состоялось заседание синода Русской православной церкви, посвященное вопросам кремации. Собравшиеся обсудили допустимость этого ритуала, как одной из форм погребения православного человека, поставив под сомнение его правильность с точки зрения христианских традиций.

По итогам обсуждения был принят специальный документ (меморандум) – «О христианском погребении усопших», которым могут руководствоваться все православные при выборе наиболее приемлемого для них способа погребения.

Суть документа «О христианском погребении усопших»

Погребение тела скончавшегося человека, так, как это принять с ранних времен существования Церкви, является одной из важнейших сторон ее бытия. Отталкиваясь от этого, Синод посредством меморандума «О христианском погребении усопших» провозглашает следующее:

  • тело христианина является храмом Божьим, отсюда и особое к нему отношение;
  • обычай хоронить христианина в земле связан с верой в воскрешение мертвых в их телесной (физической) оболочке, ему уже не одна тысяча лет:
  • Богу по силам вернуть к жизни всех людей, не зависимо от того сохранилось тело или нет (церковь не видит ничего плохого в кремации, но призывает верующих соблюдать устоявшиеся веками традиции);
  • кремация не считается желательной процедурой, она не одобряется, но допустима в ряде случаев (иной способ захоронения запрещен законом страны, где проживал покойный, тело невозможно перевезти на родину);
  • священнослужители обязаны рассказывать родственникам усопшего об отрицательном отношении православной религии к сожжению тела;
  • прах после кремации должен быть захоронен в земле;
  • Церковь не оставляет без молитв ни одного христианина, потому за людей, чьи тела были кремированы, священники молятся так же, как и за тех, чье тело не было обнаружено из-за наводнения, землетрясения, иной катастрофы.

Если отпевание невозможно совершить над телом покойного, оно может быть проведено заочно. Случаи такового обговариваются в меморандуме. Церковь призывает родственников покойного принять участие в совместной молитве в храме, если тело было преданно сожжению, иногда такая совместная молитва является первым опытом общения с Богом для человека.

Причины распространения кремации на русской земле

Первый крематорий в России появился до Революции. Власти Владивостока сжигали в нем тела убитых во время войны японцев, а также тех из них, кто проживал в городе на постоянной основе. В современном российском обществе традиция сожжения тела после смерти распространена достаточно широко, в особенности в больших городах. Причин для этого несколько:

  • нехватка места (урбанизация имеет свои отрицательные стороны, они касаются не только живых, но и мертвых, на кладбищах просто не хватает места, чтобы похоронить всех, как подобает);
  • родственники не могут ухаживать за могилой, проживают далеко, а то и вовсе в другой стране (приходится выбирать между кремацией или погребением);
  • похороны дорого стоят (фактически место для могилы предоставляется бесплатно, но это не всегда так, гроб и другие атрибуты погребения стоят немало, кремация дешевле);
  • люди забывают традиции (все больше современных жителей городов не соблюдают православных традиций, не знают их).

Как религия относится к отпеванию перед кремацией

Однозначного ответа на вопрос об отношении Церкви к отпеванию перед кремацией не существует. Официально священнослужители не одобряют такое решение, но запретить родственникам, решившим, что после отпевания можно и кремировать тело, сделать это никто не может. Огромную роль играет человеческий фактор. Все зависит от конкретного священнослужителя. Иногда в церкви отпевать отказываются, но священники действуют и при крематориях. Если приходской священнослужитель отказался проводить отпевание, скандалить не следует, церковь – не место для брани. Нужно обратиться к другому духовному лицу или настоять на своем, объяснив, что кремация в православии не запрещена, но сделав это вежливо.

Душа после кремации: вечный ад или способ очищения

На положение души кремация не влияет. Если человек вел праведный образ жизни, не грешил или раскаялся в грехах, у него есть такая же возможность попасть в Рай, как и у покойного, нашедшего последний приют в земле.

Душа покидает землю и расстается с телом окончательно на 3 день после смерти. Умершему уже не важно, что будет с его физической оболочкой. Его ожидает Царствие Небесное, с земными делами должны разбираться живые. Трупоположение – это древняя традиция, соблюдение которой придает уверенности в том, что ничего не заканчивается, родственникам покойного, но не ему самому. Процедура кремации и православная церковь вступают в бесконечный спор.

Огонь не очистит грешную душу, планируя совершить кремацию именно с этой целью, следует понимать, что христиане не воспринимают пламя, как способ освобождения от греха. Если покойный был большим грешником, то единственный способ заслужить прощение – это совершить покаяние в момент исповеди. Если человек скончался без покаяния и родные опасаются за участь его бессмертной души, то им следует неустанно молиться, ходить в церковь, ставить свечи за упокой.

Последствия для живых после кремации мертвых

На живых родственниках кремация покойного никак не отражается, поэтому беспокоиться о том, что скончавшийся будет кремирован во исполнение его последней воли и идти, из-за этого беспокойства, против таковой, нельзя.

Если сомнения все же не оставляют, православные священники рекомендуют обратиться в храм, совершить общую молитву с близкими и друзьями почившего, исповедаться, поговорить с батюшкой по этому поводу. Взгляд со стороны полезен.

Кремировать или хоронить?

Выбирать быть захороненным в земле или кремированным должен сам покойный или его родственники, если последняя воля не была озвучена. Православный человек преимущественно выбирает первый вариант. Он позволяет всем желающим проводить человека в последний путь, соблюдая старинные обычаи и традиции (похоронная процессия, возложение на могилу венков, особым образом завязывание несущих гроб людей, поминки, визиты на кладбище в день поминовения).

Если захоронение противоречит законам страны или невозможно по причине отсутствия у родных средств для проведения похорон, то усугублять и без того непростую ситуацию не следует. Кремация в православной религии не рассматривается как повод отлучения от Церкви. Говорить плохо, осуждать человека, кремировавшего родственника, нельзя.

Она может допускаться, стать единственным выходом, который Церковь не осудит. Покойному все равно, душа теряет связь с телом. После Страшного Суда Бог воскресит всех достойных, в том числе и тех, чьи тела были сожжены. На этом настаивают многие видные представители РПЦ. Но единого правильного решения все же нет. Разрешить кремацию церковь не согласна, но не разрешать не может.

Описание известных крематориев в истории и их особенности

Кремация, осуществляющаяся в специальной печи, проводится за счет подачи в нее раскаленного газа. Устройство работает в автоматическом режиме. Тело сжигают, а полученный прах упаковывают в специальные урны. Их передают родственникам.

Самым известным крематорием, действующим на территории России, был крематорий «Донской». Это было первое такое учреждение в СССР. Его открыли в 1927 г. и с этого времени начали активно продвигать среди населения идею о необходимости сожжения трупов. Колумбарии с урнами размещались в помещении и под открытым небом.

В Донском крематории сожгли тела Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова, Кирова. Он упоминается в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Второй крематорий был открыт в Ленинграде в годы ВОВ. Тела умерших от голода и ран невозможно было захоронить из-за отсутствия места, рабочей силы, родственников. Благодаря им эпидемиологическую обстановку в городе удалось значительно улучшить, покойников перестали хоронить в братских могилах, что лишало родных хоть какой-то надежды на получение сведений о судьбе почившего.

Читайте также:  Православие и внематочная беременность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Наибольшее число крематориев находилось на территории, подконтрольной нацистской Германии. Эти учреждения стали неотъемлемой частью контрационных лагерей.

Захоронение праха на кладбище, как происходит процесс

Урну с прахом вручают родственникам в специальном траурном зале под траурную музыку. На церемонии могут присутствовать все желающие. После получения праха, родные могут воспользоваться колумбарием для его хранения или похоронить пепел в земле, организовав могилу с надгробием так, как это принято во время традиционных похорон. Избавиться от праха можно посредством развеивания.

Процесс захоронения урны ничем не отличается от захоронения тела. Обычно на кладбище под емкость с прахом выделяют столько же места, сколько и под тело. При желании можно поместить урну в обычный гроб и так захоронить. Но подобным образом поступают не часто, хоть это и не запрещено.

В похоронных традициях многих стран мира практикуется кремация. Это один из способов избавления от трупа. Но православная религия выступает против сожжения тела, являющегося согласно христианским верованиям, сосудом Божьим. Священники осуждают, но не запрещают обряд кремации, но вопрос о том, как поступить следует с телом христианина остается очень спорным. С одной стороны урну с прахом удобно хранить (стоимость процедуры на порядок ниже обычных похорон). А с другой, сожжение тела не является традиционным, из-за чего возникают споры, по поводу того, кремирование – это грех в православии или нет, как в церкви относятся к кремации умершего человека, не осудят ли знакомые (общественное мнение часто против проведения этой процедуры).

Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Читайте также:  Трезвение: святые отцы о добродетеле, значение в православии, виды и средства

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Можно ли кремировать православного человека

Выбор похоронного обряда нередко заводит в тупик людей, которые хотят погрести родного человека по канонам православной церкви. Есть вековая традиция — предавать земле тело после смерти. Как современный и экономически выгодный вариант, все чаще сегодня рассматривается практика кремации останков умершего. Как церковь разрешает дилемму, можно ли кремировать православного человека?

Со снисхождением

Точку зрения Русской православной религиозной организации выражает документ Священного синода, принятый на Архиерейском соборе в 2015 году. РПЦ не поощряет кремацию, но и не запрещает ее, не считая грехом, а также поводом для отлучения умершего или его родственников от Церкви. Согласно хартии синода, погребение в земле Церковь считает нормой, а к факту кремации тела умершего относится «со снисхождением».

Что происходит в крематории

Процедура сожжения останков умершего называется кремацией, слово возникло от латинского cremare, что означает «сжечь». Сегодня процесс проходит не на погребальных кострах, как в старину, а в профессиональных автоматизированных печах, куда подаются потоки раскаленного до 1000 градусов по Цельсию газа. За полтора-два часа пламя уничтожает тело усопшего до небольших фрагментов костей. Их ссыпают в кремулятор – приспособление, которое перемалывает костные остатки до состояния порошка. После этого прах упаковывают в капсулу и вручают родственникам покойного.

Почему люди выбирают кремацию

В современном мире этот способ распорядиться мертвым телом является практичным и гигиенически оправданным. В больших городах он экономит пространство и предупреждает возможное попадание бактерий разложения в систему подземных вод. Существует ряд объективных причин, по которым кремация остается единственно возможным способом похоронить человека:

  • законы государства, где умер человек, не разрешают погребение в землю;
  • транспортировка покойного к месту захоронения связана с большими трудностями или невозможна;
  • воля умирающего, завещание;
  • хоронить на кладбище с покупкой участка и копкой могилы – дороже, чем могут себе позволить близкие покойного;
  • намерение иметь единое семейное захоронение, куда после кончины будут помещены урны с прахом всех родственников.

Некоторым людям психологически тяжело смириться с тем, что тело будет долго тлеть и разлагаться в земле. Кремация представляется чище и эстетичней.

Культурная парадигма

Трупосожжение было распространено на территории языческой Руси, не знавшей еще Закона Божьего. Летописец Нестор рассказывает, как мертвецов сжигали на погребальных колодах. Душа вместе с дымом восходит к небесам – так объясняется древнерусский обычай. Не прогоревшие кости укладывали в сосуд и расставляли на столбах по дорогам.

В восточной традиции практикуют кремирование потому, что считают плоть тюрьмой для души, быстрей освободить ее – это благо, а позволить ей загнивать — грех.

В православии утверждается, что человек сотворен из такой же материи, как и земля, поэтому и хоронить его нужно там.

Почему православных не кремируют

Документ Священного синода объясняет, по каким причинам церковь отвергает кремацию.

Полное уничтожение тела противоречит христианскому представлению о посмертном воскрешении покойников. О грядущем возрождении говорится в Библии. Духовидец возвещает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Исайя, глава 26, ст. 19). После распятия тело Христа было погребено в пещере, на третьи сутки после распятия Он снова был жив и ученики увидели его во плоти.

Почтение или насилие?

В христианским канонам тело человека воспринимается как божий сосуд, в котором в дни земной жизни покоится душа. Небесное откровение приходит к человеку через тело. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам (глава 3, ст. 16) уподобляет телесную оболочку храму, в котором живет Бог. Отношение христианина к вместилищу души и Духа должно быть благоговейным. Предавая покойника земле, его близкие выражают подобающее почтение. Сожжение и измельчение останков в крематории священники расценивают как неуважение и даже насилие.

На последнюю битву

Внимание к русским традициям в обращении с умершими тоже является причиной, по которой кремация в православии не вызывает одобрения. Человека надо хоронить в том обличии, какое сотворил Всевышний. В традиционных похоронах гроб кладут в могилу так, чтобы усопший лежал ногами на восток, чтобы туда было обращено лицо. Это символ того, что покойный идет от заката к вечности и ожидает второго пришествия Господа. Восстав при воскресении мертвых, человек с крестом, что расположен на его могиле, идет в стане Христа на последнюю битву со злом.

Не судить, увещевать

Не правильно будет назвать отношение русской православной церкви к кремации нетерпимым, поскольку христиане верят в то, что Бог способен воскресить человека из любого состояния. Об этом говорится в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова.

Хоть РПЦ и не благословляет кремацию у православных, в послании Архиерейского собора она призывает священство не осуждать тех, кто выбрал сожжение как способ погребения.

Дорога в ад?

Не нужно думать, что кремируя покойного, его обрекают на адский огонь или потворствуют проискам дьявола. Такое заблуждение категорически расходится с христианской религией любви и заботы о ближнем. Русская православная церковь с милостью относится к заблуждающимся людям и не запрещает отпевания и поминовения на Литургиях и панихидах кремированных усопших.

Придет ли батюшка в крематорий

Священник отслужит погребальную службу, потому что главная условие похорон православного человека – молитва по покойному о прощении грехов и даровании небесного царства. Однако духовное лицо обязательно напомнит родственникам о том, как православная церковь относится к кремации умерших. В храм урну с прахом приносить запрещается. Если по каким-то причинам отпеть почившего не удалось перед кремированием, по нему заказывают заочное отпевание в церкви.

Что делать с прахом

По канонам православия урну с прахом покойного необходимо предать земле. Присутствие церковнослужителя в ходе этого действия не требуется. Ритуал должна сопровождать совместная молитва близких почившего.

Непреклонные

Позиция Русской зарубежной церкви отличается большей категоричностью. Проблема, можно ли кремировать православного христианина, решается однозначным запретом. Сожжение тел Архиерейский собор РПЦЗ объявил нехристианским актом и призвал духовенство не служить панихиду по мертвым, чью плоть собираются кремировать. Если покойник завещал себя сжечь, родственники освобождаются от обязательства специальной молитвой.

Бескомпромиссное отношение РПЦЗ согласуется с выбором Элладской православной организации, заявившей, что нельзя кремировать тела божьих чад и что отпевать завещавших богопротивный ритуал она не будет.

Вопрос веры

Истинный православный христианин, по утверждению духовенства, обязан в своем завещании заранее позаботиться о соблюдении церковных норм и правил и заявить о том, что его нельзя подвергать кремированию. Так он подтверждает свою веру и демонстрирует, что мнение Церкви для него авторитетно.

В других христианских конфессиях

Протестанты и католики не видят противоречий в вопросе кремации в христианстве. В обряде отпевания отказывают только тем, кто завещал кремацию из языческих соображений.

Мнения представителей Русской православной церкви

Знак доверия Богу

Патриарх Кирилл считает, что сжигать усопших не принято в христианстве, потому что этот акт символически выражает неверие в то, что мы тела воскреснут и преобразятся по образу Спасителя. Убежденные христиане не только сами не должны соглашаться на кремацию, но обязаны отговаривать от этого других.

Покойники нам не мешают

Протоиерей Владимир Головин видит в кремации желание избавиться от трупа быстро и без проблем. Он напоминает о том, что традиционно усопшего клали в красный угол и по очереди молились о нем, в этом была забота и выражалась любовь. Таковым и должен быть истинно христианское обращение.

Чья воля важнее

Священник Игорь Сильченков утверждает, что мода на сжигание тел – это богоборчество, попытка поставить свою собственную волю выше божественной. Задача каждого духовника – увещевать прихожан не совершать подобной ошибки.

Плоть не хочет гореть

Протоиерей Андрей Ткачев убежден в том, что кремировать усопшего – это совершить надругательство. В интервью во время встречи с читателями служитель алтаря вспомнил об эксперименте питерских исследователей, которые к черепу трупа, отправляемого в печь, прикрепили датчики и обнаружили, что тело посылает сигнал страха перед дверцами топки. «Вегетативно клетки покойника продолжают жить, именно поэтому у него растут ногти и волосы. Тело не хочет гореть, потому что создано не для этого, ибо из земли взят, в землю и вернешься», — заключил Андрей Ткачев.

Бог не покарает

Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что на загробную участь способ погребения никак не влияет. Каждый из нас будет отвечать за то, как жил и во что верил. Время вносит коррективы в наследие веков, непреходящим в христианстве остаются доверие к Спасителю, любовь и милосердие.

Грех Курения. Что происходит с душой во время курения?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и молитву помогающую бросить курить.

Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такой епископ в православной церкви

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Почему в современном мире многие курят?

Курение прочно вошло в повседневную жизнь человека. Происходит подмена понятий, зависимость от сигарет табачные компании пытаются представить, как модное и безвредное занятие. В СМИ постоянно культивируется тема курения, что особенно пагубно сказывается на неокрепшем сознании молодежи.

Табакокурение являет слабость человеческой души, которой легко пользуются дьявольские силы. В современном мире сложно перечислить все многообразие соблазнов, сбивающих человека с истинного пути.

Важно понимать, что православие по своей сути и в официальных заявлениях ни в каком виде не принимает порок курения, поэтому курение является грехом, от которого нужно немедленно избавляться, в эту же секунду.

Является ли курение грехом? Православный христианин не задается таким вопросом. Рассуждая о вреде табака, человек должен понимать, что вред физический не сравним с тяжестью греха духовного.

Ни одна пагубная страсть не приходит в одиночку, а всегда порождает новые. Чем дольше курильщик продолжает сохранять и оправдывать в себе грех, тем сильнее он стирает свой образ перед Господом.

Грех ли курить на самом деле православному человеку?

Русская православная церковь дает четкое определение курению, как тяжкому греху и препятствию в достижении спасения души человека. Искажая духовную природу, грех курения изменяет первозданный образ, созданный Богом.

Тяга к курению рождает в человеке идолопоклонство перед своими страстями. Притупляется воля и сознание человека, он становится заложником привычек.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Развивая вредными привычками эгоизм, человек ставит себя выше других, считает вправе подавать гиблый пример, оказывать пагубное влияние на неокрепшее сознание детей, которые во всем подражают взрослым.

Являясь раной на душе, курение вслед за собой порождает целую круг проблем, окутывающий человека. Разрушается здоровье, дарованное Господом, сокращается жизнь. Никто не в праве вмешиваться в Божий промысел.

Отдаление от Бога

По мнению служителей, курение – страшный грех, который отделяет человека от Бога. По церковным канонам каждый верующий должен принимать участие в таинствах. Это исповедование и причастие. Последнее действие совершается только натощак. Прихожанин должен отстоять всю службу и только потом принимает «вечерю», так называется церковное вино, символизирующее кровь Христа и пресный хлеб, олицетворяющий тело Мессии.

Понятно, что курить перед причастием нельзя. Но для курильщика, привыкшего начинать день с сигареты, это невозможно сделать. Человек намеренно отказывается от таинства в пользу курения.

Читайте также:  Православие и торги на бирже: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, грех или нет

Церковь наложила запрет на табак еще потому, что Бог повелел человеку хранить святость, чистоту души, совести и тела. Сигарета не позволяет соблюдать это предписание. На физическом уровне папироса загрязняет легкие, печень, желудок. Токсичные смолы оседают на стенках сосудов. На энергетическом уровне курение разрушает душу и порождает кучу духовных заболеваний.

Мусульманство

Множество религий существует и каждая из них имеет свои особенности. Однако в части курения ислам и христианство схожи. О сигаретах нет упоминания и в Коране, однако непрямые указания на запрет можно найти.

В этой же части можно рассмотреть призыв о не нанесении убытка. Еще одна цитата из Корана гласит: «Не убивайте себя, не очерняйте нутро запретным». Поэтому закурить в пост запрещается строжайше.

Известна особая любовь мусульман к кальяну. Мнения о его использовании в пост разнятся: часть представителей сообщества считает его небольшим грехом, однако большинство склоняется к мнению, что это серьезный грех.

Независимо от православия или ислама, уверенно можно сказать, можно ли курить кальян в пост. Кальянный и сигаретный дым наносят вред, поэтому привычки должны быть под запретом независимо от того, пост или нет.

Пост у мусульман протекает строже. В дневное время запрет накладывается на пищу, воду, половую близость, любые развлечения, спиртное. Разумеется, и курить в пост нельзя. Главным месяцем поста является Рамазан, хотя и в любой другой курение не допускается, ведь тело является собственностью Аллаха и осквернять его нельзя. Как и Великий пост у православных, Рамадан у мусульман – лучшее время, чтобы бросить курить.

Курение марихуаны, травы дает опьяняющий эффект, поэтому это харам (тяжелый грех) не только в пост. Аналогично запрещено оно в православной культуре.

Как видно, в любой религии пост – время воздержания и жесткого контроля над своими желаниями. Однако не следует относиться к нему как к пытке. Это возможность преодолеть себя, ощутить свою силу, преобладание духовного над физическим.

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное — вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека — сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность — приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

На АЗС видел, как священник покупал сигареты. Разве священники курят?

Есть много причин почему священник мог приобрести сигареты. Во-первых, на все Воля Божья, это стоит помнить. Очень много приходится времени проводить на службе, объяснять многим глупым прихожанам как себя вести в храме, ка петь, как стоять, много нужно читать молитв, знать их, соблюдать режим каждодневно, заниматься воздержанием, соблюдать длительно посты, крестить, исповедовать, выполнять всякую волю старшего батюшки, отпевать и жить на территории храма, совершая постоянные аскезы. Возможно он взял пачку сигарет, чтобы помолиться, чтобы кто-то бросил курить, а тот человек которому нужно помочь и курит именно ту самую марку. А может быть, на какой-то священной лекции показать всем прихожанам, что есть зло и показать их из своих рук, кто не видел еще и не догадывается о существовании такого яда. Вероятно так же, что в гости могла проникнуть всякая нечесть, которая закралась в его шкафу и обычным ладаном ее оттуда не выманишь, а может быть, он решил закурить вместо женщин и водки, прочитав в интернете комменты-советы, о том, что помогает избавиться от стресса, тем более Бог простит и на все его воля. История умалчивает, вы в следующий раз не стесняйтесь ему и батюшке этого храма задавать волнующие вопросы, ведь можно так и заповедь нарушить «не суди и…», на что вам, пожалуй будет ответ более логичный, исходя из этой истории. Я желаю всем здорового образа жизни, независимо оттого, какой пример нам подают «достойные».

Валерий Коновалов, Михаил Устюгов

Как себя вести прихожанину и священнику

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) – о церковном этикете и неписаных правилах для священства

Источник: Газета «Крестовский мост»

– Некоторые люди боятся заходить в храм, потому что не знают, как себя вести: боятся, что будут не вовремя кланяться, креститься, что не так обратятся к священнику… Эти опасения оправданны?

Архиепископ Егорьевский МАРК (ГОЛОВКОВ): Самое главное – человек должен понимать, что такое храм, зачем он туда приходит, осознавать свое место во взаимоотношениях с Богом. Сердце должно быть устремлено к Богу. Важно, чтобы посещение храма не ограничивалось только тем, что человек пришел, поставил свечки у иконы, перекрестился и ушел. Нельзя воспринимать только внешнюю сторону религии. Молиться надо искренне. Если будет такое представление, то остальные нюансы либо простительны, либо могут быть легко освоены.

– Но незнание каких-то правил может помешать и самому человеку, и окружающим. Как этого избежать?

– Прежде всего нужно вести себя скромно, спокойно, никому не мешать. Если вы оказались на богослужении и чего-то не знаете, старайтесь делать так же, как другие. К священнику можно обратиться: «Благословите», но если это непривычно, то обращайтесь иначе, только уважительно.

ГОЛ ЗАБИТЬ МОЖНО, «РАСПИСАТЬ ПУЛЮ» – НЕТ

– Надо ли нам всем знать о том, что позволительно священнику, а что – нет, чтобы не попасть впросак, приглашая батюшку, например, на концерт, на рыбалку, охоту или на футбол – поболеть за любимую команду?

– Священник всегда, в любой ситуации, и в семье, и в дружеской компании, и на летнем отдыхе, когда на нем нет облачения, остается священником и не должен нарушать некоторые нормы. Что это значит? Сходить в театр на какое-то пристойное зрелище ему можно, но только не в дни строгого поста. Раньше, в царской России во время Великого поста даже театры закрывались: не полагалось веселиться. Вряд ли нужно приглашать батюшку на стадион: многие болельщики, фанаты ведут себя так, что священник среди них будет выглядеть странно. Это касается и рок-концертов, дискотек. Священник может прийти на рок-фестиваль как миссионер, обратиться к слушателям, но не для того, чтобы «расслабиться», танцевать. На рыбалку его позвать можно, а на охоту лучше не приглашать: священник не может проливать кровь – ни человека, ни животного.

– Существует ли специальный регламент для священства: что можно, чего нельзя?

– Все регламентировать невозможно. К тому же жизнь меняется: было время, когда считалось неприличным для священника сходить в театр, а сегодня к этому иное отношение. Раньше не было дискотек, компьютерных игр и прочего. Сегодня все это есть и человек, как правило, сам может определить, что допустимо для священника, а что является грехом и может ввести в соблазн окружающих.

– Вопрос об играх – компьютерных, спортивных, домино, в казино: что позволительно для батюшки?

– В принципе то же, что и для верующих мирян. Поиграть с прихожанами в футбол, волейбол – пожалуйста. А домино, карты и вообще любые азартные игры надо исключить: грех. Тем более в казино. Даже участие в качестве статиста при игре в казино способно вызвать соблазн у паствы, а потому делать этого не нужно.

НЕ ВЕЗДЕ НАДО ЖДАТЬ КРЕСТ ДЛЯ ЦЕЛОВАНИЯ

– Может ли священник курить, употреблять алкоголь?

– Церковь не призывает всех быть абсолютными трезвенниками, как это предписывается в исламе. Священник может выпить немного вина. Но любой перебор, разумеется, недопустим. О табаке разговор особый. В XIX веке курение в России не считалось предосудительным. Это было чем-то вроде светской забавы, и некоторые люди даже духовного звания курили или нюхали табак. Позже, когда выяснилось, что это вредно, приводит к тяжелым болезням и по сути своей является формой самоубийства, отношение изменилось. У нас бывали случаи, когда исключали из духовной семинарии студентов, если узнавали, что они курят. В России курение сегодня несовместимо с духовным саном. А вот в Греции, в некоторых странах Ближнего Востока иначе. Я видел православных иереев, которые выходили подымить за территорию храма, у них это терпимо.

– Получается, что некоторые нормы поведения в разных православных церквях отличаются друг от друга. Российские паломники чаще всего ездят за рубеж в Грецию и Иерусалим. Что их там может удивить, к чему надо быть готовым?

– Проблема обычно возникает, когда наш паломник хочет причаститься и думает, что его пригласят на исповедь. И тут выясняется: в Греции нет традиции исповеди перед каждым причастием, то же самое в Иерусалиме. Об этом надо помнить. И еще особенность: после литургии в греческих храмах не выносят прихожанам крест для целования. А приезжие из России иногда этого ждут и уходят в некотором недоумении.

– Если наш паломник видит, что местные прихожане стали подходить к чаше без исповеди, может ли он к ним присоединиться?

– Лучше позаботиться заранее: найти батюшку, которому накануне можно исповедаться. Но если не нашли, то возможен другой вариант: исповедаться перед поездкой у себя на приходе, а потом уже смотреть по своему духовному состоянию. Или руководствоваться советом своего духовника.

Отношение церкви

Православная Церковь негативно относится к традиции курения, потому что табак вызывает зависимость, загрязняет смолами органы, разрушает нервную систему. Сигарета противоречит христианским обрядам, которые призывают верующих поддерживать чистоту оболочки и равновесие ума.

Курение — бессмысленное занятие, от которого совершенно никакого толку для людей и их окружения. Человек от этой пагубы не получает ничего доброго. Поэтому православные верующие должны сторониться этой пагубы, не несущей никакой пользы для становления личности.

Верующий обязан стремиться к вещам обстоятельным и полезным, потому что Господь, создавая мир, сотворил его правильным и рациональным. Отсюда получается, что курильщики, затягивая ежедневно в легкие ядовитый дым, разрушают тела, дарованные им Всевышним Творцом, и бессовестно противоречат изначальному замыслу Бога.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли кремировать православного человека

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Отношение православия к кремации

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Ссылка на основную публикацию