Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

Каково отношение Православной Церкви к медицине и врачам? Заранее спасибо!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Болезнь является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным Врачом является Бог: Я Господь, целитель твой (Исх. 15: 26). Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2 Пар. 16: 12). Святые отцы руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (преподобный Макарий Великий). Однако обращение к врачу не только не запрещено, но и необходимо, ибо Господь чаще всего исцеления подает прикровенно, через врачей. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его (Сир. 39: 1). Тот же благочестивый и мудрый Иисус Сирах говорит: Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его (Сир. 39: 6–7).

Когда в IV веке среди части христиан появились мнения, что обращение к земным врачам есть признак несовершенства и неполноты веры, то святитель Василий Великий и другие святые отцы выступили против таких взглядов. «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий). В числе доводов за то, чтобы обращаться к врачу, делалась ссылка на лекарственные растения: Творец наделил сугубо некоторые растения целительными свойствами.

Говоря о пользе врачей, святые отцы не упускали возможности указать на главную цель — здоровье души. «Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости» (Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). М., 1994. Т. 1. С. 99).

Рассказывается о преподобном Кирилле Белозерском: «Один поселянин просил Кирилла Белоезерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз, по духу прозорливости, не позволил больному находиться даже за оградой обители. Другу же, радевшему, сказал: “Поверь мне, чадо, что болезнь эта приключилась в наказание за его прелюбодейство. Если пообещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще горше пострадает”. Когда передано было это больному, он устрашился обличения и обещал исправиться. От чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и, по его молитве, исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов» (Отечник проповедника). Необходимо благодушно принимать и переносить болезни: «Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы» (Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Вып. 5. М., 1899. С. 100).

Наше духовное совершенство определяется умением искренне благодарить Бога за все, в том числе и за болезни. «Одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к мирянам).

Не надо лезть в духовные помойки!

Скажите, в чем причина столь негативного отношения официальной Церкви к народным целителям?

Я знаю, что Церковь по отношению к народной медицине занимает радикальную позицию. Она не призывает провести «чистку рядов» и изгнать лже-врачевателей — Церковь просто выражает свое негативное отношение к народной медицине в целом, давая понять, что это дело «небогоугодное».

В то же время целительство существует у нас уже много веков, услугами народных врачевателей пользовались многие православные люди. Почему же Церковь столь агрессивно настроена по отношению к тем, кто пытается облегчить муки других людей, сделать благородное и доброе дело?

Сейчас любая бабушка, владеющая секретами врачевания, выглядит в глазах Церкви как враг не меньший, чем деятели, берущиеся наводить сглаз или порчу.

Широкий пласт народной медицины базируется исключительно на знаниях о тех или иных свойствах природы и человеческого организма. То же лечение травами взять…

Все это исключительно область науки, неисследованных пластов фармакологии и психологии.

Куда яснее становится ситуация, когда речь заходить о всевозможных «ворожеях». Здесь все упирается исключительно в мистику, так что прислушиваться к голосу Церкви здесь стоит особенно внимательно.

И все равно. Со стороны большинства врачевателей никакой агрессии против христианства я не замечаю. Наоборот, многие из них используют христианские символы и молитвы, взывают исключительно к Богу или святым.

Мне кажется, что Церковь пытается решить проблему народной медицины «с наскока», отмахнувшись разом от всего, что предлагает нам богатый опыт человеческого прошлого. Но в то же время я просто уверен, что у подобной позиции должно быть четкое обоснование, которого я, к несчастью, пока не нахожу.

Владимир, город Солнечногорск.

Священник Даниил СЫСОЕВ, клирик храма Петра и Павла в Ясенево (г. Москва). Родился в 1974 году в г. Москве. В 2000 г. окончил Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. Рукоположен в сан священника в 2001 году. Женат, имеет двоих детей. Сотрудник Душепопечительского центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор нескольких книг и статей.

— Может быть, народные целители действительно используют неизвестные свойства растений? Или каждый народный целитель обязательно пользуется помощью бесов?

— Давайте определимся с терминологией. «Народный целитель» — это кто? Человек, который горчичники ставит по народному методу, ничего плохого не делает. Если человек делает травные сборы и этим ограничивается, здесь ничего плохого вообще нет. Но если он начинает шептать, наговаривать, т.е. ведет некую духовную работу, — значит, он связан с духами. А так как он ее ведет в противодействии Церкви — значит, это духи зла. Здесь очень четкая граница. В траволечении как таковом никакого зла нет, зло начинается вместе с духовными практиками. Иоанн Златоуст говорит, что даже если чародеи будут имена мучеников произносить, молитвы читать, — все равно беги от тех, кто пользуется «благотворными» бесами.

— В древней Церкви дар исцеления был весьма распространен. Может быть, и те, кто сейчас лечит с молитвой, обладают этим даром от Бога? Почему Церковь уверена, что это не так?

— Чтобы утверждать, что некий дар — от Бога, сперва надо обладать даром различения духов. Мы знаем, что есть духи разные, и есть принципы, по которым они различаются. Думать, что все духи хороши — это ошибка. Почему мы считаем, что именно Церковь обладает даром различения духов?

Это очень важно понимать читателям «Фомы». Согласно христианскому вероучению, Церковь — это не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная не на абстрактных умозаключениях, а на реальном опыте духовно-нравственной жизни. В Церкви таинственным образом живет Дух Святой, Церковь — это Тело Христово. Поэтому если Церковь говорит «Нельзя», это не прихоть и не ретроградство, а забота о духовной безопасности людей. Мы же не возмущаемся, если врач нам что-то запрещает. Почему? Потому что у него есть знание и опыт. Все это есть и у Церкви.

Исцеления в Церкви не прекратились, ежегодно происходят тысячи и тысячи случаев. Почему же мы уверены, что эти исцеления принципиально отличаются от тех, которые дают «народные целители»? В чем разница?

Есть принцип, сформулированный святым апостолом Иоанном Богословом: всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от антихриста (1 Ин., 4:3). То есть те целители, которые говорят: «я исцеляю», «я имею дар исцеления», «я являюсь посланником Бога», тем самым отвергают Христа. Они претендуют на некую мессианскую роль, они ставят себя наравне со Христом.

Никогда в Церкви не было принято исцелять своими силами, говорить, что «во мне есть дар исцеления». Апостолы Петр и Иоанн, когда они исцеляли хромого (известный случай, рассказанный в книге Деяний святых апостолов), говорили: «не думайте, что мы своей праведностью и своей силой достигли этого, но именем Иисуса Христа, Которого вы распяли…» И сегодня, когда православный священник совершает любое церковное таинство, он никогда не говорит, к примеру, «я крещу», «я венчаю» и т.д. Священник произносит: «венчается»… «крещается» – т.е. действие совершается Богом, а не священником. (Единственное исключение — разрешительная молитва на исповеди, когда священник говорит от первого лица. Но эта формулировка – западного происхождения.)

Главный признак истинного чудотворца — это, конечно же, смирение, понимание того, что все наши «достоинства» — это дар Божий. Посмотрите на нынешних целителей, на людей, которые утверждают, что они лечат молитвой, лечат своими силами и т.д. Они все горды до чрезвычайности. Мы многократно видели в нашем Центре людей, пострадавших от этих целителей, видели и самих экстрасенсов, они десятками приходят к нам. Мне пришлось помогать в воцерковлении более чем четырехсот человек, многие из которых занимались колдовством. Я не встречал среди них смиренных людей.

— В чем же именно состоит грех христианина, обращающегося за помощью к народным целителям? И в чем состоит грех самого целителя?

— Грех христианина в том, что он поступает вопреки заповеди Божией. Уже ветхозаветная книга Левит запрещает обращаться к магам, чародеям, обаятелям (Лев., 19:31, 20:27). А ведь «народные целители» именно так раньше и назывались. Точно так же и во Второзаконии (18:10-12) Бог говорит: «не обращайтесь к таковым, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это».

А грех целителя в том, что он осознанно или неосознанно служит князю тьмы, дьяволу. Иногда это действительно бывает неосознанно. Ведь вначале дьявол притворяется добрым.

Многие экстрасенсы, с которыми нам приходилось общаться, сперва чувствовали, как в них входит некая сила. Им казалось, что сила добрая, хорошая. Но это сопровождалось повышением их самооценки: они начинали гордиться. Потом человек, общаясь с этой силой, отдавшись ей, начинал чувствовать, что за этим минутным добром скрывается настоящее зло. И тогда человек осознавал, что служит дьяволу. Одних это отрезвляло, а другие настолько были охвачены гордыней, что решали: «а мы все равно с ним будем сотрудничать». Или говорили: «а дьявол и Бог — это одно и то же». Естественно, нет никакого сотрудничества между Богом и дьяволом и нет ничего общего между светом и тьмой.

— О некоторых целителях говорят, что их благословили на эту деятельность известные духовники. Чаще всего называют старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это может быть правдой? Сталкивались ли лично Вы как священник с такими ситуациями? Если да, то как реагировали?

— По поводу старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: речь, как правило, идет об архимандрите Кирилле (Павлове), имя которого чаще всего в данной ситуации привлекают. Или просто ссылаются на безымянных «старцев». Так вот, это неправда. У отца Кирилла есть несколько проповедей против народных целителей, чародеев. Эти люди лгут. Поэтому нельзя доверять практически ни одному их слову.

Приходили ли ко мне за благословением? Да, ко мне обращались за благословением на занятия так называемой «народной медициной». Нередко это тоже начинается со лжи. Сначала «благословите меня заниматься траволечением». Ну, Церковь ничего против лечения травами не имеет. А вот дальше получался примерно такой диалог:

— И каким же образом вы будете лечить?
— Будем лечить травками. Но чтобы они лучше действовали, мы молитовку над ними прочитаем.
— А кто вам дал такое право: молитовки читать? И что это за «молитовки»?
— А на нас некие духовные силы нашли, ангел к нам пришел, или святой.
— А вы уверены, что он пришел от Бога?
— Да как Вы можете думать, что ко мне не святой пришел?!

Естественно, никакого благословения я таким людям не давал.

Мне неизвестны случаи, когда священники давали бы такие благословения.

— А если народный целитель, работая с пациентом, настаивает, чтобы тот ходил в храм, исповедовался, причащался — не свидетельствует ли это о том, что никакой бесовщины он не применяет?

— Не свидетельствует хотя бы уже по той причине, что он же при этом советует врать на исповеди. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с пациентами таких целителей. Они приходят на исповедь, чтобы потом причаститься, и священнику, естественно, видно, что это люди весьма необычные, с поврежденной психикой. И мне потом приходилось выяснять: «А почему Вы пришли?» Они обычно начинали отвираться. Очень заметно было, что они ничего не знают в Церкви, не понимают, зачем им нужно причащаться. А потом я узнавал, что они посланы целителями. Я спрашивал: «Почему же вы врете-то?» — «А нам сказал вот так тот, кто нас послал». Может ли человек «от Бога» требовать, чтобы перед лицом Божиим Богу лгали?

Почему же посылают? Почему часто экстрасенсы требуют, чтобы окрестили ребенка, над которым затем прочитают заговор? Зачем требуют, чтобы исповедовались, причащались? А дело все в том, что дьявол дает свою силу в обмен на максимальный грех. Дьяволу нет ничего приятнее, чем поглумиться над святыней. Если человек причастился Святых Христовых Тайн, а потом идет к служителю дьявола, на кого он становится похож? На Иуду Искариота, который причастился и пошел предавать Христа. Именно поэтому многие экстрасенсы и колдуны (причем даже те, кто себя прямо колдунами называют) отправляют людей причащаться. Это свидетельствует лишь о том, что они сознательно служат Врагу.

— Церковь благословляет человека пользоваться помощью официальной медицины, при всех ее очевидных недостатках. Чем же самая «вменяемая» бабушка-целительница для Церкви страшнее самого худшего врача из районной поликлиники?

— Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Например, не может благословить фетальную терапию* (СНОСКА: фетальная терапия использует органы и ткани человеческих эмбрионов, тем самым способствуя распространению абортов.), клонирование. Не благословляет гипноз, который давно используется в официальной медицине. Церковь никогда не благословит шарлатанства ни в каком виде, потому что это ложь, не имеющая никакого отношения ни к настоящей науке, ни к настоящей медицине.

Конечно, официальная медицина Церковью признается. С медициной, как и с наукой, у Церкви нет проблем — пока нет выхода за рамки своей компетенции. Проблемы начинаются, если медицина перестает заниматься собственно материальным миром, пытается фактически заменить собою Бога.

А любая бабушка-целительница, самая хорошая, — она общается с духовным миром. Она скажет: я наговорю молитовку. Тем самым она обращается к духовным реальностям. Но эти реальности, давным-давно осуждены Церковь. И потому эта бабушка, вольно или невольно, общается с падшими духами.

— На какие методы лечения христианин не должен идти ни в коем случае, даже при несомненной угрозе жизни?

— Любые методы, которые поощряют убийство. Например, фетальная терапия. Методы, которые связаны с призываниями нечистых духов. Например, если тебе предложат принести в жертву младенца, чтобы выздороветь, предложат искупаться в кровяной ванне, как императору Тиберию… На это нельзя идти никогда. Если тебе предложат пойти к колдуну, который тебя мгновенно вылечит, а иначе ты помрешь — идти на это нельзя. Даже если излечишь тело, ты погубишь свою душу. Как сказал Господь, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф., 16:26). Поэтому здесь граница очень простая. Там, где речь идет о душе, о нарушении Божиих заповедей, там человек должен остановиться, даже если есть угроза жизни.

Церковь никогда не поддержит никаких методов, будут ли они называться народной или официальной медициной, связанных со взломом человеческой личности. Это кодирование, используемое в современной психиатрии, гипноз… Мы не поддержим никаких призываний никаких духов, хотя бы они и назывались иначе: торсионными полями или как-то еще. Мы утверждаем, что сфера деятельности науки — это чисто материальный мир. Если она лезет за пределы этого мира, она превышает свои полномочия. И тогда она только навредит. Вот прямая граница.

— Что бы Вы посоветовали автору письма, и не только ему, но и вообще всем нецерковным людям, проявляющим интерес к нетрадиционной медицине?

— Напомнил бы старую поговорку: не зная броду, не суйся в воду. Духовный мир разделен на две части. На ту, что служит Богу, и ту, что с Богом враждует. Граница для невоцерковленных людей чаще всего кажется размытой. Но она есть, и очень жесткая. Те духи, что воюют против Бога, никогда не скажут правды. И лучше с ними не экспериментировать. Как маленькому мальчику говорят, чтобы он пальчики в розетку не совал, так и я бы посоветовал: не надо лезть туда, куда не знаешь. Ведь в духовном плане мы все – «маленькие мальчики». А чтобы узнать — сначала узнайте Бога, а потом уж узнайте Его врагов.

Некоторые говорят: ну как же, я же должен все знать, я должен все попробовать. Но когда человек залезает в духовную помойку, он обязательно измажется. Его разум будет отравлен ложными идеями, ложными духовными практиками.

В наш центр однажды пришел человек, который попал в совершенно жуткую секту, сатанинскую, а началось все с того, что его потянуло на помойке поднять книгу. При том, что он был крайне брезгливым человеком. А тут ему захотелось поднять книгу, это был учебник «черной магии». Он начал читать, втянулся — и стал магом. Духовные причины были, конечно, и до того, но пойман он был именно на любопытстве. И он дошел до такой бездны, что еле-еле спасся. Так вот, не надо экспериментировать. Не суйте пальцы в духовные розетки. Целее будете.

v А вообще, случаев таких множество, и все они на одно лицо. Наш храм битком забит этими людьми. Схема стандартная: человек пошел «подлечиться». Есть такой тип людей, которые все время над своим здоровьем трясутся. И пошел такой человек «подлечиться» от каких-то проблем — беспокойства, бессонницы, т.е. обычных психических нарушений. И ему там говорят: «Нет, я никакой не колдун, я народный целитель, у меня все от Бога, вот иконки, свечки. Сейчас я тебя подлечу старым народным способом — свечкой повожу». И над ним поводили свечкой, почитали молитовку, дали ему выпить травочку. Потом приходит человек домой, а у него там всякие стуки начинаются, полтергейсты, квартира вдруг сама собой загорается… Потом у него маниакально-депрессивный психоз развивается, человек на всех бросается как крокодил. И если он потом приходит в храм Божий, то начинает на исповеди священника поучать: «А Вы неправильно, батюшка, о нем говорите, он очень хороший целитель, ну вот это он чуть-чуть неправильно сделал, а все остальное было у него хорошо». Увы, это тоже развитие болезни.

Но когда человек искренне покаялся в Церкви, полностью изменил образ своей жизни — все проходит. Потому что Господь гораздо сильнее, чем все эти целители, чародеи, ворожеи. И сколь бы глубоко ни погряз человек в этой темной трясине, у него до последнего мгновения жизни есть возможность вырваться. Было бы еще и желание…

Православие в медицине

Здоровье и вера в Бога, медицина и православие, история медицины и церкви, исцеление от различных заболеваний, роль врача и священнослужителя в жизни пациента

суббота, 12 января 2008 г.

“Церковь называют врачебницей души, а медицина – врачует тело. Некоторые из православных людей полагают, что если Господь попустил скорби и болезни, то надо принимать Его волю как должное. Так какое же отношение у Церкви к медицине? (Беседа о здоровье с настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино протоиереем Игорем Востриковым корреспондента журнала “Русский Дом”)


Фото сайта www.liturgy.ru

– В Священном Писании сказано, что врача тоже создал Бог, поэтому врачебную помощь человек отвергать не должен. Врачи, медицина, лекарства – ниспосланы нам Промыслом Божиим. Можно вспомнить и слова очень авторитетного среди верующих афонского старца Паисия, который пишет, что если человек заболел, он должен обращаться к врачу. Конечно, это не значит, что больной может перестать молиться. А вот если медицина не может помочь, то, конечно, тогда он должен уповать только на помощь Божию.
– Церковью принимается любая врачебная помощь или, всё-таки, есть исключения?
– Если говорить о медицине, которая была в советские времена, то в ней Церковью не отвергалось ничего. Если же говорить о современной медицине в широком её понимании, то, конечно, есть вещи, которые вызывают опасение и даже отвержение. Речь идёт о той современной медицине, которая, прикрываясь именем науки, воздействует на душу человека. Что я имею в виду? Например, практику врачей-экстрасенсов. Или такое влияние на человеческое подсознание, как гипноз. Все псевдонаучные разработки в этой области, конечно же, не принимаются Церковью”.
– “Отец Игорь, кроме традиционной медицины у нас есть и нетрадиционная. Это гомеопатия, китайская медицина, тибетская и прочие. Как относится Церковь к ним?
– Вопрос, на самом деле, непростой. Официальных суждений о такой медицине подобного рода у нашей Русской Православной Церкви нет. Известно, что Элладская Церковь настороженно относится к гомеопатии (этот вопрос даже рассматривался на заседании одного из Синодов). Если же предложить православному человеку воспользоваться тибетской медициной, то в 90 % случаев он откажется, потому что Тибет у него ассоциируется не с медициной, а с буддизмом. Здесь очень важно – кто является носителем знания. Например, я читал материалы одного православного врача, который очень серьёзно занимался вопросами китайской медицины, а поскольку в православной среде было отношение к ней неоднозначное, то он поехал к известному старцу с вопросом: можно ли этим заниматься в дальнейшем? Старец ответил замечательно: «Если китайцы хорошо научились осваивать травки и помогать человеку, то что же тут плохого? Травки – они Божии». Очень известный дореволюционный врач китайской медицины Бадмаев был не только замечательным специалистом, но и видным проповедником Православия, его деятельность одобрял св. праведный Иоанн Крондштадтский…
Кстати сказать, у современного человека понятия о традиционности медицины перевёрнуты. То, что называется традиционной медициной – вещь достаточно новая. Она возникла в эпоху Возрождения и укрепилась в XIX веке, когда стали активно использовать в качестве лекарств химические вещества. А вот траволечение, лечение природными средствами – это всегда было традиционной народной медициной. Так что можно смело говорить, что современная т.н. традиционная медицина – нетрадиционна.
– А лично Вы какой медицине больше доверяете?
– Я человек не очень здоровый в силу разных причин. 15 лет назад традиционные методы лечения не помогали мне. Жил на уколах. Как минимум два раза в год мне необходимо было ложиться в больницу, под капельницу. Пришлось искать выход… Сейчас вся наша семья почти не обращается к специалистам традиционной медицины. Только к стоматологу. Всё дело в том, что я познакомился с очень хорошими специалистами «нетрадиционного» направления, в первую очередь с врачом китайской медицины Андреем Вячеславовичем Карауловым. Он руководитель московской клиники, но теперь сам принимает больных и в Можайске. Есть и другие доктора, например, настоятель храма в Тропарёве (Можайский район), врач-гомеопат отец Александр Жемков. Но я еще раз повторяю: ни в коем случае нельзя отказываться от традиционной медицины.
– А Церковь может помочь больному человеку?
– Церковь благословляет и освящает все аспекты нашей жизни. Если человек заболел, то он должен обратиться к врачу, но при этом ему не нужно забывать и молиться. Например, человеку предстоит операция. Есть специальный молебен, который священник старается отслужить в тот день, а лучше – в то время, когда идёт операция. Священнослужитель молится о том, чтобы Господь просветил хирурга, чтобы Он помог ему и направил его руку. Говоря о союзе медицины и Церкви можно вспомнить, например, знаменитого профессора Боткина, глубоко верующего православного человека. Он не оперировал пациента, прежде чем тот не исповедуется и не причастится. Одно другому не только не противоречит, но дополняет и помогает. Лекарство помогает, а благодать Божия укрепляет действие лекарства, также и врача – просвещает и умудряет. Не случайно среди медиков так много верующих.
– Много говорят и пишут о церковных чудесах исцеления…
– Особенно когда речь идёт о тяжёлых недугах. Такие случаи были известны в Церкви с незапамятных времен, не редки они и сейчас. Я и сам бывал свидетелем такой благодатной помощи Божией. Бывали случаи, когда я соборовал человека, лежащего на смертном одре, а после соборования – он вставал. Дело не в том, что соборовал именно я, а в том, что это – Таинство. Не надо искать чудес, этого Бог не благословляет, не надо слушать невежественных верующих, неустанно твердящих о том, что не стоит обращаться к врачам и принимать лекарства, а надо только поститься и молиться. Это мнение опровергает Священное Писание, его также опровергают современные старцы. Я был свидетелем, как один человек, находящийся в тяжелейшей ситуации, писал письмо ныне почившему в Бозе отцу Иоанну Крестьянкину. Ответ старца был таков: “Как вам скажет ваш лечащий врач, так и поступите”.

Как Православная Церковь относится к врачам и медицине?

Телесный недуг может настигнуть человека внезапно. От болезни никто не застрахован, и различные недомогания могут случиться в любом возрасте. Некоторые верующие не знают, стоит ли им обращаться к современной медицине или лучше довериться Богу. На самом деле актуальны как молитвы об исцелении, так и медицинская помощь.

Иеромонах Иов (Гумеров) говорит, что пренебрегать медициной нельзя. Разумеется, в болезни человек должен, в первую очередь, уповать на Господа. Но от лечения отказываться не стоит.

Для сравнения в пример можно привести работу спасателей. Люди, потерпевшие катастрофу или пережившие землетрясение, должны надеяться на помощь Бога и молиться. Но, если на место прибыли спасатели, это не повод отказываться следовать за ними.

О чём говорит болезнь?

Болезни тела иногда необходимы. Чаще всего болезнь сигнализирует о скрытом грехе. Человек может укрыть его от людских глаз, но не от Всевышнего. Если самочувствие у грешника хорошее, то он может и не покаяться. Однако, когда его настигают страдания, он сразу вспоминает о том, что сотворил. Грехом, ставшим причиной болезни, может быть и маловерие. На одре болезни люди начинают верить и обращаться к Богу. Возможно, это единственная возможность обратить внимание смертных на Творца. Ведь здоровые люди заняты суетными мирскими вещами, а больной человек уже не может принимать участия в повседневной суете.

В Священном Писании неоднократно упоминается, что Господь является Целителем человека. Если православный при этом уповает только на Бога, но отвергает услуги медиков, то он ожидает от Всевышнего чуда. Такое в редких случаях происходит, но в земной жизни верующим надо уметь доверять ближним. Если Господу будет угодно, то человек поправится. Но, если у Бога другие планы, то больной умрет, даже если над ним будут работать высококлассные специалисты. Врачи не решают ничего, они лишь выполняют свой профессиональный долг.

Иногда люди винят медиков, когда на операционном столе умирает их близкий. Если со стороны врачей было сделано все возможное, но пациент не выжил, то люди здесь не виноваты. Лишь Бог, Создатель души и тела, распоряжается жизнями людей. Смертные не способны противостоять воле Господа. Иисус Сирах говорит, что врача нужно почитать, ибо знания ему даровал Господь.

Отказ от лечения – гордыня

В некоторых сектах вмешательство медиков считается недопустимым. Прихожане таких сект стремятся получить помощь непосредственно от Всевышнего путем молитв. Даже в самых тяжелых случаях они отказываются от вмешательства медицины. В результате смертность в организациях очень высока. Однако не надо считать это попустительством Божьим. На самом деле сектанты сами отказываются принять помощь Творца через медиков.

Упование на прямое вмешательство Бога – это гордыня. Заблудившись в своей ереси, сектанты готовы отказать в помощи своим близким и даже детям. Они не понимают, что иногда через болезнь детей Господь указывает родителям на их грехи.

Святые отцы указывают, что главное – здоровье душевное. Через болезнь грешники порой обретают чистоту души. Пройдя через страдания, они приближаются к Богу и оставляют свои греховные привычки. Больной должен понимать, что здоровье зависит только от Всевышнего. Обретя такой настрой, он мужественно перенесет болезнь. Страдания грешника – это плата за содеянное. Через боль приходит осознание вины и покаяние.

Современная медицина может предложить человеку многое. Но от развития науки и медицины в частности смертность не становится ниже, а страдания не уменьшаются. Едва человечество победит одну болезнь, на место ее приходит новая скорбь, как напоминание о том, что люди не всесильны.

Нужно ли при болезнях прибегать к врачам

Смотрите видео на эту тему:

Православный врач и современная медицина

Православный врач – сочетание, для нашего уха непривычное. Врачи лечат болезни, религия занимается спасением души, – казалось бы, что может их связывать между собой? Но такая связь реально существует, более того – ее отсутствие делает медицину односторонней и даже в чем-то неполноценной. На вопросы об отношении Православной церкви к медицине отвечает председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, кандидат медицинских наук, священник о. Сергий Филимонов.

Протоиерей Сергий Филимонов

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, в чем особенности православного отношения к болезням.

– В отличие от других тварей, человек органично сочетает в себе два мира – материальный и духовный. Разделите их, и человек перестанет быть человеком. В своей земной жизни душа так же нуждается в теле, как тело в душе.

В личностной структуре человека Церковь выделяет три уровня организации: телесный, душевный и духовный. В соответствии с ними и болезни подразделяются на телесные (соматические), душевные (психические) и духовные. Но поскольку болезни – это проявление общей греховной поврежденности человеческой природы, такое деление достаточно условно. Медицина облегчает, главным образом, телесные страдания.

Душевными болезнями занимается психиатрия, при том, что большинство психиатров даже не признает существования души. А ведь есть еще духовные болезни, при которых страдают и дух человека, и душа, а нередко и тело. К ним относятся грехи, страсти, пороки, отделяющие нас от Бога, например, гордость, тщеславие, гневливость, лень, чревоугодие, блудная страсть. Такие болезни лечатся только под покровом Церкви.

Когда здоровый дух повреждается, душа становится одержима нечистыми страстями, а тело наследует через это различные болезни. Понимание этой взаимосвязи отличает православного врача.

– Должен ли православный больной в процессе лечения подчиняться требованиям официальной медицины или ему позволено искать другие подходы?

– Все врачи работают на основании положений закона об охране здоровья граждан. Эти положения по многим пунктам отличаются от социальной доктрины Русской Православной Церкви в области медицины и биомедицинской этики, в частности, по вопросам экстракорпорального оплодотворения, лечения бесплодия, стерилизации и т.д. Официальная медицина представляет широкий спектр медицинских услуг, которые по некоторым пунктам находятся в противоречии с православной религиозной моралью, другие – с мусульманской или иудейской и т.д.

То, что устраивает одних, не подходит другим. Например, сроки беременности, при которых еще допустим аборт. В христианской традиции считается, что жизнь начинается с момента зачатия, поэтому с этого момента нельзя применять даже абортивных быстродействующих оральных контрацептивов, потому что возникает мини-аборт. Следовательно, верующий человек должен не покоряться любым требованиям Минздрава, а выбирать из них те, которые соответствуют его религиозным убеждениям.

– Расскажите, пожалуйста, о православном отношении к тем направлениям медицины, которые, так сказать, не лежат в ее «официальном» русле: гомеопатии, рефлексотерапии, биоэнергетике, йоге и т.д.

– Как православный врач, я приветствую любые методы лечения, если они не противоречат православной вероучительной истине. Это гомеопатия (за исключением использования препаратов зарубежных фирм, стоящих на по зициях антропософской или аюрведической медицины и враждебных православному христианству), фитотерапия – лечение травами, мануальная терапия, музыко- и цветотерапия (при условии, конечно, что они совершаются профессионально). К иглорефлексотерапии тоже следует относиться положительно, если ее проводят, во-первых, врачи-профессионалы, игло-рефлексотерапевты, которые не являются одновременно биоэнергетиками или экстрасенсами, а во-вторых, когда процедура проводится в рамках чистой физиологии – на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов биологически активных точек.

Никакие мантры или заклинания при этом недопустимы. Любые оккультные, биоэнергетические, экстрасенсорные, магические методы лечения, йога, все методы, связанные с активным внедрением в психику человека (то есть включающие гипноз, самогипноз, внушение, аутогенную тренировку, кодирование и т.п.), для православного христианина запрещены.

– Как Церковь относится к психиатрии, психологии, психотерапии, которые, судя по названию, тоже имеют дело с душой (“психэ” – по-гречески душа), как и религия?

– Психиатрия, психология и психотерапия – эти три науки вышли из лона Церкви.

В конце XIX века уже обсуждались проблемы пастырской психиатрии, психотерапии, психологии. Рассматривались формы взаимоотношений священнослужителя с пациентами, которые страдают шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и другими заболеваниями.

Наиболее крупные душевные лечебницы (они назывались именно душевными лечебницами, а не психиатрическими больницами) находились при самых крупных монастырях и храмах. Там проходило сочетанное лечение – как духовное, так и медицинское. Когда произошла секуляризация и Церковь была запрещена, психиатрия получила сильный толчок как медицинское направление, как наука, но без церковного осмысления. В результате психиатрия до сих пор не признает явления нечистых духов, нечистой силы, не признает бесоодержимость. Считается, что это различного рода галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные, то, что все это может происходить на самом деле и что существует потусторонний мир, современная психиатрия отрицает.

– Как соотносятся между собой исповедь и психотерапия?

– Конечно же, в исповеди обязательно присутствует психотерапевтический компонент. Священник при проведении исповеди может найти те или иные слова утешения, совета, построить свой разговор так, что в нем уже будет момент рациональной психотерапии. Но психотерапевт никак не может заменить священника, потому что исповедь – это не только психотерапия, это прежде всего таинство, в котором человек общается с Богом, испытывает глубокое покаяние, глубокие духовные переживания, и Бог отпускает ему грехи.

– Мы часто слышим о чудесах исцеления – по молитве, от чудотворной иконы и т. д. Стоит ли об этом всем рассказывать, сообщать в газете, давать советы болящим, что надо делать?

– Церковь всегда отрицательно относилась к афишированию чудес. Каждый акт чуда требует проверки и перепроверки, что бы не было всякого рода фальсификаций и т. д. Второе: Господь, когда исцелял, часто советовал исцеленным скрывать этот факт. Обычно, когда происходит исцеление, молящиеся скромно извещают об этом, оставляя цепочки, крестики, украшения свои на самой иконе, и уже другой верующий, подходя потом к иконе, видит, что икона чудотворная.

Разумеется, в каком-то своем узком кругу люди рассказывают, что с ними произошло, но чтобы везде звонить о чуде, афишировать и печатать – это нонсенс. Конечно, Бога надо прославлять и благодарить за свое излечение, но разумно, чтобы не было обратного результата.

– А как относиться к рекомендациям от такой-то болезни молиться такой-то иконе или такому-то святому?

– Да, этот подход популярен сегодня, он, так сказать, магический. Хотя, конечно, есть иконы, которые больше помогают при определенных болезнях. То есть та или иная икона, тот или иной святой получают свою особую благодать исцеления. Это известно и даже расписано во многих православных книгах и справочниках. Например, иконе Казанской Божьей Матери рекомендуется молиться при болезнях глаз. Св. Амвросий Оптинский в течение 50 лет практически был обездвижен, и он получил особую благодать исцеления именно при заболеваниях ног. У св. Серафима Саровского был асцит: вся брюшная полость заполнена жидкостью. Из Жития известно, что Божия Матерь прикоснулась к нему, и вся жидкость вытекла, поэтому он имеет особое заступление при подобных болезнях. Примеров можно привести много.

Однако в болезни с молитвенной просьбой надо прибегать прежде всего к Спасителю, к Божией Матери, к своему тезоименному святому, Ангелу Хранителю и св. целителю Пантелеймону, а потом уже к тем святым, которые ходатайствуют перед Богом об исцелении той или иной болезни.

Святой великомученик и целитель Пантелеимон

– Некоторые верующие отказываются лечиться, ссылаясь на слова св. Серафима Саровского: «Если Богу будет угодно, выздоровлю».

– Я бы продлил этот тезис:

«Если Богу будет угодно, выздоровлю, но к своему выздоровлению приложу все возможные усилия». Жизнь и здоровье – Божий дар, поэтому человек, заболев, обязан побеспокоиться, чтобы его тело, в котором он совершает добрые дела и молится, было в нормальном состоянии. Говорят «мое тело», но тело – это не достояние человека. Оно создано Богом и дано нам «в аренду» на время жизни.

Потом душа возвращается к Богу, а арендованное тело – туда, куда ему положено. Поэтому пренебрегать медициной, избегать возможности лечиться, проявлять халатное отношение к своему здоровью – это большой грех перед Богом и перед своими близкими, которые могут заразиться, остаться без кормильца, осиротеть и т.д. Святые Отцы осуждали пациентов, прибегающих только к помощи Божьей, и считали это знаком очень большой гордыни. Потому что человек не пользуется теми средствами, которые создал Бог в природе, то есть лекарствами -минералами, травами, водами, грязями и т.д., и не прибегает к помощи людей, которым Господь дал соответствующее медицинское образование. Об этом мы читаем и в «Добротолюбии», и в 38-й главе книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Людей, которые по их глубокой вере получают благословение духовника отказываться от медицинского лечения и целиком полагаться на волю Божию, очень немного.

бабушки лечащие молитвами,знахарки,любые целители-опасны для души,грех ходить к ним.

Опции темы
Поиск по теме

бабушки лечащие молитвами,знахарки,любые целители-опасны для души,грех ходить к ним.

Насчет «православных» целителей,бабушек лечащих молитвами,знахарок,и «православных» центров целительства.

Наверно вы не все знаете,что православная церковь запрещает лечиться у знахарок,бабушек лечащих молитвами,целителей(любых,в том чиле и православных),экстрасенсов и т.д.
Священники же говорят ,что это грех ходить к бабкам,знахаркам,бабушкам лечашим молитвами

Они от дьявола лечат, а душу калечат.
Знахарки,целители,экстрасенсы-это все слуги дьявола.

Церковь отрицательно относится к бабкам,знахаркам,бабушкам лечашим молитвами,и остальым целителям,т.к они лечат при помощи дьявола,а молитвы,иконы и т.д у них для маскировки, чтобы обмануть людей, особенно православных.
Ничего с церковью и православием такие целители не имеют общее,это ловушка!

Сами спросите у священников,как они к этому относятся.

Тут пишется отношение церкви к знахаркам,околоправославным целителям, бабушкам лечащим молитвами,и почему это грех обращаться к ним.

Насчет целителей с иконами,свечами,молитвами,как к ним относится церковь.
http://www.pravmir.ru/lukavaya-dobrota/

Почему церковь против лечащих молитвами бабушек,знахарок, «православных» целителей:
http://hramnagorke.ru/science/81/1035/

Кто обращался к экстрасенсам,знахаркам,бабушкам лечащим молитвами и заговорами,гадалкам,биоэнэргетикам, и прочим оккультистам,или сами занимались магией,целительством,оккультизмом.

Что-бы спасти свою душу,и все исправить,вам надо прийти в церковь на исповедь к священнику, рассказать ему обо всем,что вы обращались к оккультистам,смотрели передачи с ними,сами занимались оккультизмом.,и он скажет вам ,что делать.Так спасете душу,и все сиправите.

Перед исповедью надо почитать книжку “В помощь кающимся”,там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали.

Или позвоните в Епархию по этому поводу.Можно в поисковике набрать-как церковь относится к целителям,экстрасенсам,знахаркам,парапсихологии,биоэнергетике,� �адалкам,порче,сглазу-и вы поймете,что церковь относится ко всему этому как к дьявольскому явлению.

Лечить молитвами могут только православные святые.А их очень мало в нашей стране,в основном их в монастырях можно встретить.
Задумал человек строить часовню, открыть христианское кладбище, сиротский дом, приют, начать нетрадиционное лечение людей – он должен прийти на прием к правящему архиерею и получить его письменное благословение на данную деятельность. (О подлинности этого благословения можно узнать, позвонив в Епархию,от которой выдано благословение.) Никакие благословения неких старцев, монахов, батюшек или матушек тут недействительны.

А у знахарок нет таких благословений,и быть не может.
Они его и не могут получить, поскольку оккультное лечение, колдовство, биоэнергетическое лечение противоречат основам православной веры.
Тем более выкатывание яйца, сливание воска, ничего не имеют ничего общего с православием,это уже замаскированная магия,и церковь не признает выкатывание яйца и сливание воска.Да и святые никогда не лечили воском,яйцами.

Позиция церкви к знахарству, выкатывание яйца,и сливанию воска- все это грех.
Заговоры для ребенка от сглаза, от грыжи, от испуга, на крепкий сон,снятия порчи,заговоренная вода – тоже от дьявола.

А святые никогда не использовали воск для лечения,и не слышно,чтобы использовали яйца. Советую почитать житие святых. И увидите разницу между православными святыми и знахарками.

Если не верите-сами спросите у священников, поищите в поиковике, как православие относится к целителям.

А в Апостольских правилах даже сказано: “Все восколеи и оловолеи двадцать лет да не причастятся”.

Насчет того, что знахарки они направляют в церковь
Знахарки и целители вместо молитв читают языческие заговоры, похожие на православные молитвы, или что-нибудь свое все равно вставляют, а если и читают православные молитвы, о они их читают как заклинание, а не как обращение к богу.
Они хоть и отправляют человека в церковь-исповедоваться, причаститься, и как вам кажется приводят к Богу, знайте- что дьяволу радостно ,когда человек на крещении отрекается от сатаны, и тут-же идет к его слугам(целителям,магам,знахаркам..),человек причащается-и тут же идет от Бога к сатане. Таким образом человек бегает то к Богу, то к дьяволу,да в добавок еще верит приметам и суевериям. Цель дьявола-надругаться над святыней, и незаметно заставить человека согрешить, чтобы человек потом отвечал за такое надругателство. В этом и есть цель околоправославного целительства.

А посылают целители креститься, чтобы было легче работать с человеком, поскольку от крещенного человека демоны отходят, и целителю легче работать.А так многие целители просто не в силах совладать сразу с кучей демонов.
Иконы и православная атрибутика нужны лишь для того,заманить невоцерковленного человека к целителям,т.к воцерковленный человек или духовенство уже знают эту ловушку.

По правде они лечат магией, замаскированной под белую. Белая и черная магия является всего лишь рабочими цветами магии, а любая магия – обращение к демонам за услугами, и помощь вам оказывают демоны, от которых вы иногда и хотите избавиться.

Даже сами маги признаются, что черная и белая магия-всего лишь рабочие цвета. На одном конгрессе магов даже принималась новая палитра цветной магии.
Вы в данном случае даже платите не деньгами, а душой, помощь вы можете получить моментально, и жить хорошо, но на том свете человеку придется мучиться.

Демонам нужно как больше людей заставить себе поклониться, чтобы человек отвернулся от Бога,и пошел просить помощи у демонов. В данном случае цель демонов-побольше завести человеческих душ в ад. Они готовы выполнить любую просьбу, и даже дать человеку здоровья,детей,счастья и земного благополучия,лишь бы погубить душу человека.

Помощь, которую подавала Матрона Московская болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых “целитель” входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни.

А святых и прозорливых людей, как православный человек не отрицаю. Выше говорилось, насчет святой Матроны Московской, она запрещала колдовство.

Но святых у нас в стране думаю не очень много,встретить их можно чаще в монастырях.
Чтобы стать святым и удостоиться дара от бога, люди годами проводили время в молитвах,постах,нестяжании,отказывались от многих мирских благ,и даже раз в день вкушали стакан воды и и просфору. И никогда не брали за помощь ничего.
Целители должны брать благословение у духовенства, причем благословение должно быть в виде специального документа. И благословение нужно проверять самому,звонить в Епархию т.к целители любят обмануть на этот счет.

Почитайте житие православных святых(Ксеннии Петербургской,Иоанна Кронштадского,Серафима Саровского),и сравните образ жизни православных святых и знахарок.

Святые люди отказывались от мирских благ, имели смирение, день проводилит в молитвах, большинство времени соблюдали строгий пост,отказывались от супружеской близости.

Знахарки и целители разве отказываются от мирских благ, имеют смирение, день проводят в молитвах, большинство времени соблюдают строгий пост.

Тем более я знаю,что знахарки в основном читают не православные молитвы из православного молитвослова(купленного в православной церкви),а из всяких левых книжек, где напечатаны языческие заговоры ,замаскированные под молитвы.
И иногда можно услышать,как знахарки ругаются во время приема, и тут же обращаются, как они думают,к Богу. Бог таким людям не дал бы дар. Дар дается только смиренному и духовно очищенному человеку.

Насчет заговоров,которые часто встречаются заговоры на удачные роды, как заговоры “сибирских целительниц”,молитва на удачу,молитва чтобы не умереть во сне,заговор от грыжы и,ил т.п

Они выглядят как православные молитвы,но это это не православные молитвы,а заговоры,языческого типа,замаскированые под молитвы.
Вы лучше купите в церкви православный молитвослов,и увидите,что этих заговоров там нет.Или многие молитвы были изменены.
Поговорите о священниками на эту тему.
У них лучше узнавайте,где православная молитва,а где заговор подделанный под молитву.

Наберите в поисковике-как церковь относится к заговорам,и вы поймете,что заговоры-сатанинская ловушка.

Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях,позиция православной церкви:
http://www.k-istine.ru/occultism/occ. ant_father.htm

Если вы не верите мне, и считаете что я сектант, или из традиционной медицины-сами спросите у священников, они вам тоже скажут что это грех ,и объяснят почему.
Или поищите в интернете- как церковь относиться к экстрасенсам,целителям,гаданиям,приворотам,хиромантии,йоге,рейк и.

Кто пользовался заговорами,непонятными и самочиными молитвами,или распространяли их- вам надо прийти к священнику на исповедь, рассказать ему о том что вы использовали заговоры,и занимаетесь магией, и он скажет вам ,что делать, на исповеди любой грех прощается при искреннем покаянии.Так спасете душу.

Православие не ставит своей целью приобретение каких-либо сверхъестественных способностей, но ставит целью очищение души от грехов через покаяние, молитву, пост, воздержание, делание добрых дел, любовь к Богу и людям.
В основе христианской жизни лежат любовь и вера, добрые дела, аскеза (пост, воздержание). Христианский путь идет через нравственное совершенствование: “Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершенен есть”, а не через упражнения, развивающие сверхъестественные способности без очищения души (покаяния), любви, делания добрых дел. Такой путь опасен, погибелен.

Оккультисты же идут совсем другим путем- путем особых тренировок без очищения души и тела от грехов и ими развивают в себе имеющиеся у каждого человека сверхъестественные способности или получают их от дьявола.

В подтверждении выше написанного(это позиция православной церкви) Иеромонах Анатолий (Берестов),записки современного врача-священника об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье.:
http://www.zavet.ru/book/berestzv.htm

Матрона ни когда не одобряла лечение у бабушек и обращение к колдунам,и всегда ругала за это, и оккультисты ее не любили.
Если подробнее,почитайте житие Матроны Московской,там есть места,где Матрона запрещает народное целительство.

Сейчас,особенно с 90-х годов с запада и востока пошли языческие и оккультные науки,появилось много еретической и душеопасной литературы, люди даже стали отмечать год дракона-(хотя на русском гербе он изображается поверженым,и на Руси олицитворял символ зла и дьявола),и люди стали заниматься нетрадиционной медициной и восточными учениями.
А из за советских времен люди не помнят истины,и с охотой пошли на оккультный путь. Я и пытаюсь людям напомнить ,где православие, где язычество смешанное с православием а где сатанизм .

Да и сами бабушки иногда признаются,что всю энергию организма сливают на больной орган,и что ребенок с возрастом получит другие болезни.Одно лечим,другое калечим,разве это от Бога.

Тем кто считает,что экстрасенсорика и экстрасенсы от природы,привожу следующие аргументы:

Белые и черные маги, шептуны и бабки, а по-современному экстрасенсы, получают свои способности особым образом: по наследству, или же при встрече с очень сильным магом. Например, Джуна получила свои способности в наследство от своих прабабок. А Анатолий Гончаров утверждает, что он “колдун в четвертом поколении”. Юрий Лонго унаследовал свой дар от деда, известного в свое время мага. Среди колдунов есть такое поверье, они смогут лишь тогда спокойно умереть, если передадут свое умение кому-то дальше по наследству. Другие же колдуны и колдуньи получают свой дар через видение, появление некоего человека в белом. Например, Алан Чумак имеет своего “космического учителя”. Что сказать? Библия говорит, что и сатана может принимать облик ангела света (2 Кор. 11:14).

На Кашпировского ,и ему подобных целителей – целые судебные иски. Многие жалуются на недомогания после сеансов.

Ниже привожу ссылку. Там рассписано про бывших экстрасенов,как плохо заканчивается экстрасенсорика:

Письмо бывшей “целительницы,где демоны в открытую признаются,что экстрасенсорика не от Бога”: http://www.zavet.ru/a/post_993451452.html

Так, например, считает целитель-экстрасенс А.Бабич, экстрасенс с большим стажем Н.Е.Мареева прямо называет экстрасенсов, занимающихся “лечением” аурой (биополем), колдунами, а манипуляции экстрасенса – “колдовскими операциями” (Гареев З. Мама, не продавай меня экстрасенсу // Мегаполис-Экспресс. – 1996. – № 39). Колдун и маг В.М. Бедаш признается, что лечебная магия – экстрасенсорика или биоэнерготерапия – есть зеленая магия. Знаменитый в среде интеллигенции “целитель” С.Н. Лазарев, занимающийся диагностикой кармы и ее исправлением (заметим. что с точки зрения традиционного учения о карме он – еретик), неоднократно признавался в своей книге “Диагностика кармы”, что как экстрасенс он начинал в качестве мага и колдуна. Также он не отрицает, что и теперь периодически прибегает к колдовским приемам.

Советую вам поговорить на эту тему со священниками.

Кстати еще на эту тему: гороскопы,астрология,хиромантия,фен-шуй,йога,нумерология,выход в астрал,народные приметы и суеверия, тоже являются отступничеством от бога,и про эти занятия тоже надо рассказать на исповеди в церкви. Т.к эти увлечения ведут на контакт с демонами.

К духовенству у меня есть предложение: в храмах вашей епархии вывешивать объявление о том, что обращаться к знахаркам, целителям ,экстрасенсами им подобным нельзя. Поскольку многие прихожане не проходили оглашение,(т.к это оно было введено недавно), и не знают об этом, а некоторые знахарки посылают людей в церковь,и люди многие наверно так и ходят от знахарок в церковь и обратно.

Также предлагаю провести разьяснительную работу с прихожанами, или даже как-нибудь по возможности затронуть эту тему в СМИ.

Кто обращался к экстрасенсам,знахаркам,бабушкам лечащим молитвами и заговорами,гадалкам,биоэнэргетикам, и прочим оккультистам,или сами занимались магией,целительством,оккультизмом.

Что-бы спасти свою душу,и все исправить,вам надо прийти в церковь на исповедь к священнику, рассказать ему обо всем,что вы обращались к оккультистам,смотрели передачи с ними,сами занимались оккультизмом.,и он скажет вам ,что делать.

Перед исповедью надо почитать книжку “В помощь кающимся”,там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали.

Грехи надо исповедовать не утаивая ни одного,иначе даже если священник прочитает над вами разрешительную молитву,исповедь все равно не состоится

Таким образом вы спасете свою душу,ведь за оказанную помощь дьявол берет душу человека после смерти,и будет потом мучить человека,если человек не покается на исповеди.
На исповеди вы избавитесь от такого греха,т.к обращение к знахаркам и занятие магией и т.д -обращение к дьяволу и отступничество от Бога. Но при искреннем покаянии вам это все проститься,и вы спасете свою душу.
Таинство исповеди снимает с человека все исповеданные грехи,при искреннем покаянии.

На исповеди в церкви вы можете спасти свою душу.

После этого вам надо бросить оккультизм,и удалять оккультную информацию,которую вы распространяли,и других от этого отговаривать от занятия оккультизмом по возможности.

Читайте также:  Православие и астрология: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы
Ссылка на основную публикацию