Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Как Православие относится к понятию «биополя»?

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Такие понятия, как: биополе, энергетическая, или астральная оболочка, и прочее, – термины из области оккультного, пантеистического мировоззрения, предполагающего, что Бог – вовсе не Личностное, Трансцендентное, по отношению к материальному миру, Существо, а некая безликая энергия, разлитая в космосе, либо, циркулирующая внутри человеческого тела (биополе). При этом, задачей человека является «подпитываться» энергией космоса, либо восстанавливать и улучшать её токи внутри собственного организма, к примеру, для лечения от болезней (на чем основана биоэнерготерапия).

Существование биополя не подтверждает традиционная академическая наука. Приведу выдержку из статьи А. С. БАЗЯНА, доктора биологических наук, заведующего лабораторией нейрохимических механизмов обучения и памяти Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (Москва):

«Вообще, к публикациям во всевозможных популярных изданиях ученые относятся скептически. Они доверяют только статьям в журналах, которые проходят жесткую рецензию специалистов. Но даже такие сообщения не берутся на веру, а проверяются и перепроверяются.

Что же касается известного по некоторым публикациям «эффекта Кирлиан», т.е. фиксирования излучения от кончиков пальцев, а также так называемой ауры (определяемой как невидимое свечение живых тел) — все это совершенно не доказанные наукой и не относящиеся к научным разработкам плоды фантазии. Что такое «эффект Кирлиан»? Светочувствительную пластинку обрабатывают валиком, на который подается ток высокого напряжения и слабой силы. Между валиком и фотопластинкой помещают какой-нибудь предмет, к примеру, лист растения или палец человека. И там, где ток «пробивает» предмет, пластинка засвечивается. Таким образом, получается изображение, передающее форму предмета. А поскольку электрический пробой вызывает искру, то вокруг предмета появляются «лучики». Чистая физика, ничего мистического или «паранормального».

Может сложиться впечатление, что я просто такой «Фома неверующий», который никогда с этим не встречался и твердит: «Пока своими руками не пощупаю, не поверю». Щупал — врут. Среди целителей и экстрасенсов вообще очень много обманщиков, я с этим сталкивался несколько раз, когда сотрудники Роспатента просили меня дать отзыв на публикации, которые были представлены для получения патента.

У биологического тела множество различных выделений (СО2, влага, запахи и т.п.) и очень мало излучений. А работу нервной и мышечной систем людей и животных обеспечивает распространение по нервным и мышечным волокнам электрических импульсов с очень маленькими потенциалами (10-60 мВ). Естественно, это создает электромагнитное поле. Но оно настолько слабое, что не пробивает кожу и, значит, телом не излучается. Для того чтобы зарегистрировать этот нервный импульс, приходится его многократно усиливать с помощью различных приборов. И уж конечно, ни о каком электромагнитном излучении тела речи тут не идет.

Кроме того, есть еще один нюанс. Столь невысокая разность потенциалов на тонкой мембране нервного волокна обеспечивается очень высокой напряженностью электрического поля (более 1000 В/см). Напряженность естественного электрического поля у поверхности Земли намного меньше (около 1-3 В/см). Таким образом, система передачи сигналов в мозге, нервах и мышцах имеет высокую степень защиты от внешних электромагнитных воздействий, даже если они, как утверждают «экстрасенсы», очень сильные. Поэтому никакая передача энергии в виде электромагнитного излучения от целителя к пациенту невозможна. Иначе в потоке непрерывных электромагнитных воздействий мозг просто не смог бы работать.

Самое сильное излучение, которое свойственно человеческому телу — это тепло. Температуру тела, как известно, очень просто измерить термометром. Но есть и специальные приборы, которые регистрируют тепловое излучение человека на расстоянии. Например, тепловизор. Этот прибор делает тепловое излучение видимым, воспроизводя его на экране компьютера окрашенным в различные цвета, зависящие от интенсивности тепла. В течение нескольких лет специалисты пытались приспособить тепловизор к диагностике различных заболеваний. Но успеха не добились — слишком уж обобщающий показатель». https://foma.ru/aura-ili-nimb.html

Что же касается изображения на иконах святых нимба, это – вовсе не биополе, а сияние обожевающей человека благодати Святого Духа – нетварной Божественной энергии. Принципиальная разница благодати по сравнению с оккультным понятием «биополя», может быть выражена в двух моментах:

1. В оккультном мировоззрении, Бог – безликая космическая энергия. В Христианстве – Разумный, Личностный Творец мира.

2. В оккультизме, для приобщения к энергии космоса, нужны лишь технические навыки: медитация, ритуалы. В Христианстве – нравственное преображение, выражающееся в победе над страстями и уподоблении Богу в любви и смирении.

Теперь можно подвести итоги: поскольку термин «биополе» – оккультного происхождения, и само это понятие традиционной наукой отрицается, Православная Церковь также, не признаёт наличие у человека биополя, и, соответственно, возможностей каких-либо манипуляций с ним.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

Читайте также:  Православные детские школы: особенности и отличия от обычных школ, преимущества и недостатки, поступать или нет

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Беседы с батюшкой, ответы на вопросы прихожан

По своей духовной немощи и мало опытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» Этому мы можем научиться у тех, кто собственными страданиями стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передают нам свой опыт познания Бога.

На вопросы прихожан отвечает Иерей Георгий Боровиков, настоятель Дмитриевского прихода с. Яблоново Корочанского благочиния, Белгородской и Старооскольской Епархии. В рукоположении 4 года, до этого батюшка Георгий служил морским боевым офицером и Господь привел его своей милостью к архимандриту Ипполиту, настоятелю Свято-николаевского рыльского мужского монастыря в 2000 году. В паству многие люди не просто так попадают. Святые отцы научают, что в монашество стремиться почетно, а в священство надо только за послушание. Через это послушание о. Георгий и принял сан священника.

ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ ГЕОРГИЮ

Какие службы можно заказывать в храме?

служба, которая совершается в алтаре, подаются либо записки, либо список заносится в поминальную книгу. При службе вынимается частичка со служебной просфоры и опускается по окончании Божественной литургии в чашу с кровью Христа Бога нашего. Таким образом, Гоподь, прощает грехи тех, кого поминали;
Обедня – здесь для каждого имени вынимается частичка отдельной именной просфоры и тоже опускается в чашу по окончании литургии.

Молебны о здравии –

совершаются или до литургии или после. Молимся мы Господу Богу нашему и Богородице, святым угодникам божьим, просим их ходатайствовать перед Богом за наших близких живых.
Заупокойные службы совершаются как проскомидии и обедни, но еще совершаются панихида и лития – это отдельные службы, на которых мы поминаем наших умерших. Служатся они в конце службы или отдельно. Желательно на такой службе присутствовать родственникам, потому что души умерших, которых поминают, по упоминанию святых отцов, будут присутствовать.

это есть чин разлучения души от тела. Ангелы берут душу и относят ее к Богу. Но само отпевание не избавляет души от тяжести грехов. Освобождение от грехов есть покаяние, совершаемое перед Господом через исповедь священнику. Прощение упомянутых грехов Господь дает после разрешительной молитвы, которую прочитывает батюшка над исповедником. Забытые грехи, т.е. те грехи, которые не можем вспомнить, Господь прощает по совершению таинства Елеепомазывания или Соборования.

Прощение многих грехов душа человеческая получает при совершении проскомидии и обедни. В месте с этим и милостыня, розданная в поминание или во здравие имеет огромную силу. Но милостыня не такая, что дал у храма три копейки, а настоящая помощь, вещи, добрые дела, что-то нужное по-настоящему. При этом просим «помяни этого раба божьего». Человеку в ответ достаточно только сказать «Господи, упокой душу усопшего раба твоего (имя)». Это уже и есть поминание, совершение милости.

Каким образом душа карается за грехи?

Когда братия спрашивали у настоятеля рыльского монастыря батюшку Ипполита о мытарствах после смерти: «что же происходит на самом деле?», он улыбался и говорил: «отцы, мытарства у каждого свои». Есть канонически упоминания об ответе души за грехи свои, например 20 мытарств Феодоры, но это не значит, что у каждого они будут такими. Но то, что отвечать придется – это точно. Не очистив душу покаянием перед смертью, не причастившись и не пособоровавшись, мы весь груз грехов несем с собой к Богу. И Господь как судия взыскивает с нас то, что мы имеем недостойного.

А если смерть произошла внезапно, человек погиб в автокатастрофе?

– В православии всякое событие случайным не бывает. Фактор внезапности присущ, есть святые угодники, которые вымаливают душу у Бога тех, кто умер скоропостижно – великомученица Варвара, блаженная Ксения. К Богу мы обращаться должны не как в ларек, когда что-то случается. Православие сама по себе живая вера, подтверждение тому, что кто начинает Богу молиться, Бог устрояет ему все во благое, научает как молиться и через каких святых. Как молиться о живых, о мертвых. Кого как вымаливать. Результаты всех духовных трудов сказываются таким образом: когда благочестие в дом будет возвращаться, то и дети послушными будут, тогда Божье понимание в семье будет полным, желание ходить в храм наступит не по обязанности, а по велению сердца. К Богу тянуть будет, в роду все будет благодатно, благодать будет возвращаться. Пробелы богоборчества, неверия, будут стерты. Может Господь призовет кого-то из семьи в монашество, за род надо нести ответственность, чтобы спасти всех своих близких.

Получается, вера в Бога держится только на страхе кары за грехи?

– Мольба к Богу делится на три ступени: первая – самая низшая, как любит раб хозяина. А любит и угождает раб так, чтоб хозяин его не наказал.

Вторая ступень –– любовь наемника – за свой труд наемник ждет вознаграждения от Бога в виде даров, успехов, благополучия в жизни и спасение в жизни будущего века.

Самая высокая любовь – это любовь сыновья, когда душа любит Бога, не требуя и не ожидая от него ничего взамен совершенно, никакой благосклонности. Просто она рвется к Богу и в Боге соединяется всю свою жизнь. Святые угодники так любят Бога нашего. А Господь к такой душе приходит и претворяет все благое еще при жизни.

Что такое понятие веры? Какое значение играет вера в жизни человека?

– Само понятие веры, оно жизнеопределяющее для человека, потому что если человек живет без веры, он живет на уровне животного. Человек разумный задумывается – «Для чего я живу? Почему я живу? Как мне прожить? Что откуда всё произошло и как все заканчивается?». Мы все сейчас являемся, разумными, образованными, не только задаем себе эти вопросы, но и пытаемся найти на них ответы. Но без веры ответа никакого не будет, потому что Бог – творец всего сущего, и он открывается человеку ровно на столько, на сколько человек к нему идет. Чем сильнее человек Бога ищет, тем более Бог ему откроется. А когда человек почувствует в себе Бога, тогда и будет с радостью Бога в своей жизни исповедовать, по мере своего креста. Может совершать добрые дела во имя Бога нашего или помогать в храме будет. А может и в будущем православным сподвижником станет, монахом, как Господь покажет, как ему в жизни идти, какой у него крест.

Получается, мы живем, креста своего не зная?

– Мы наделены громаднейшей свободой и Бог человека к себе на аркане не тянет. То, что мы сподобились стать православными христианами – это заслуга наших предков, наших отцов, дедов, прадедов. Потому что они стяжали благодати духа святого, вымолили у Бога, чтоб мы родились православными. В большинстве случаев мы детей крестим еще во младенчестве и часто у неверующих возникает вопрос: «зачем? почему ребенку самому не избрать веру, когда вырастет?». Ответ здесь прост – мы являемся православным родом и живем на православной земле, которая православна 1025 лет. Потому Бог дал нам детей православных. Если бы ребенку суждено было быть иудеем, то он родился бы в Израиле, если буддистом, то в Китае. Но раз дети рождены в православной земле, то и крестим мы их в православие. Это Богом определяется, избранностью народа. Раньше избранным народом был еврейский, но по Новому Завету предав на распятие Христа-Бога, они от Бога отвернулись, потеряв свою избранность. Избранность перешла не просто на какую-то расу, а перешла на православных христиан. Когда Бога распинали на кресте, иудейский народ радовался. Бог сказал, что мира на этой земле не будет никогда, это проклятье действует поныне, они сами наложили его на себя. Как сказано в Писании: «глазами будете видеть и не увидите, ушами будете слышать и не услышите». То есть один человек может читать Библию и ничего в ней не понять, а другой по милости Божией будет Духом Святым знать все сущее… Это зависит от благодати рода, переданной по наследству от предков, называется благочестием. А благочестие рождает в человеке праведность или преподобность, если человек в монашеском постриге.

За подвиги, за благочестие открывается благодать духа. Господь дает силы на служение, ведь если почитать жития святых, какие скорби они несли, кажется что человеку это не под силу. Но это от любви к Господу. Такие люди особенные. Они с рождения носят в себе Бога. Это большая честь для всего рода – по своему благочестию семья заслуживает молитвенника, преподобного или праведного. Святые угодники вымаливают род до 14 колен назад и вперед, за их труды, за их святость.

Раньше на кладбищах ставили кресты, сейчас памятники, как правильно?

– Часто бывает, что светские имена отличаются от православных. И на памятнике пишут метрики светские, а по православному устроению кладбища, положено, чтоб на могилах кресты православные стояли. На кресте значится имя, записанное у Бога, а метрики пишут ниже. Это принято для того, чтоб усопшего поминали по-православному. Поминальные угощения оставляются на могиле не для мертвых, душа ничего не кушает, для того, чтобы малоимущий или нищий, взяв угощение, помянул усопшего: «упокой Господи душу раба или рабы твоей». Если креста на могиле нет, при поминании душа приходит в смущение.

Надо ли занавешивать зеркала, когда в доме покойник? кто-то говорит – предрассудки, кто-то боится, но мало кто знает, как правильно делать

Душа приходит в дом, когда ее поминают, отражения своего она не имеет и от этого может приходить в смущение. Канонически это нигде не прописано, но по старым поверьям, люди выполняют этот обряд. Хотя ровным счетом ничего страшного не произойдет, если его не выполнить.

Как поминать родственников, если не знаешь их имен, и были ли они крещенными?

Раньше на Руси брак для Бога считался только венчанный, остальное блуд. Поэтому если вы поминаете сродников в невенчанном браке, то отдельно надо поминать сродников мужа и жены. А если семья венчанная, то род поминается целиком. Можешь и не знать про своих предков, но Бог приоткроет, если молимся, просим, то непременно будет все открыто. Если сам не знаешь, через праведников откроется, духовника, которым Господь дает благодать Духа Святаго. Даже не зная, крещен ли сродник или нет, поминать его надо и за него молится, он все равно нашей крови, земля у нас православная.

Когда человек в храм приходит, вымаливает на четыре поколения вперед и три назад, даже если мы не знаем всех имен, заказываем службу «со сродниками». Наших умерших, мы можем вымаливать, понемногу, шаг за шагом. Есть такая молитва Чудового монастыря Архангелу Михаилу, который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его. Если преставится от жития сего, то и ад душу его не примет. Очень важно эту молитву читать 19 сентября в день памяти святого Архангела Михаила и 21 ноября – Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, также – всю страстную неделю Великого Поста. По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет. Называйте в эти в два дня усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада. Это канонически не прописано, но вера наша живая. Это монастырское откровение вселяет огромную надежду на величайшее милосердие Господа Бога нашего.

Можно молиться своими словами?

– Молиться можно и своими словами, но лучше сначала писанными. Молитвы составлены святыми отцами, теми, которые сподобились милости божьей и стали святыми. И мы, начав молиться, зажгли в себе факел духа святаго, мы как православные имеем у себя в сердце дух святый. Богу надо молиться не душою, а духом святым, а для этого его надо зажечь. Грамоте тоже можно учиться по буковке выискивая из газет, но все это долго будет. А если учиться по букварю, это гораздо быстрей и проще. На самом деле мы все младенцы в Иисусе Христе и чтобы нам это понять дух молитвы, основы православия, надо опираться на святых отцов.

Почему и молишься и в храм ходишь, а все равно болеешь?

– В Евангелии сказано: «Скорбями и болезнями спасать будете души ваши». К болезням православие относится так – немощь от многих грехов может избавить. Господь дает силы нести свою немощь всю жизнь. Бывает, человек в Бога не верит до конца, но ездит по святым местам и Господь дает ему чудо исцеления для укрепления веры. Тело не лечить нельзя – это грех. То есть скорби и болезни даются не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы к Богу приходили. Чтобы мы несли покаяние. И тогда мы понимаем, какой крест у нас в жизни есть. Ведь Бог креста, которого мы понести не можем не даст, все дается по мере наших сил. Так удивительно происходит, как говорится в Евангелии «духовных трудов». Кому на 20 , кому на 40, кому на 100. Только нужно эту меру подвигов духовных не только пронести, но и стяжать, преувеличивать их два раза. Не только иметь что есть, то и есть.

«Бог есть огнь, неугосаемый» Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает! Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет». Наставления преподобного Серафима Саровского. Надо нам в жизни жить так, чтобы мы стяжали прежде Царствие Божие. А все остальное нам приложится. Аминь.

Грех Курения. Что происходит с душой во время курения?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Читайте также:  Заповеди блаженства: толкование и объяснения, о чем говорится и где изложены

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и молитву помогающую бросить курить.

Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такой епископ в православной церкви

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Почему в современном мире многие курят?

Курение прочно вошло в повседневную жизнь человека. Происходит подмена понятий, зависимость от сигарет табачные компании пытаются представить, как модное и безвредное занятие. В СМИ постоянно культивируется тема курения, что особенно пагубно сказывается на неокрепшем сознании молодежи.

Табакокурение являет слабость человеческой души, которой легко пользуются дьявольские силы. В современном мире сложно перечислить все многообразие соблазнов, сбивающих человека с истинного пути.

Важно понимать, что православие по своей сути и в официальных заявлениях ни в каком виде не принимает порок курения, поэтому курение является грехом, от которого нужно немедленно избавляться, в эту же секунду.

Является ли курение грехом? Православный христианин не задается таким вопросом. Рассуждая о вреде табака, человек должен понимать, что вред физический не сравним с тяжестью греха духовного.

Ни одна пагубная страсть не приходит в одиночку, а всегда порождает новые. Чем дольше курильщик продолжает сохранять и оправдывать в себе грех, тем сильнее он стирает свой образ перед Господом.

Грех ли курить на самом деле православному человеку?

Русская православная церковь дает четкое определение курению, как тяжкому греху и препятствию в достижении спасения души человека. Искажая духовную природу, грех курения изменяет первозданный образ, созданный Богом.

Тяга к курению рождает в человеке идолопоклонство перед своими страстями. Притупляется воля и сознание человека, он становится заложником привычек.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Развивая вредными привычками эгоизм, человек ставит себя выше других, считает вправе подавать гиблый пример, оказывать пагубное влияние на неокрепшее сознание детей, которые во всем подражают взрослым.

Являясь раной на душе, курение вслед за собой порождает целую круг проблем, окутывающий человека. Разрушается здоровье, дарованное Господом, сокращается жизнь. Никто не в праве вмешиваться в Божий промысел.

Отдаление от Бога

По мнению служителей, курение – страшный грех, который отделяет человека от Бога. По церковным канонам каждый верующий должен принимать участие в таинствах. Это исповедование и причастие. Последнее действие совершается только натощак. Прихожанин должен отстоять всю службу и только потом принимает «вечерю», так называется церковное вино, символизирующее кровь Христа и пресный хлеб, олицетворяющий тело Мессии.

Понятно, что курить перед причастием нельзя. Но для курильщика, привыкшего начинать день с сигареты, это невозможно сделать. Человек намеренно отказывается от таинства в пользу курения.

Церковь наложила запрет на табак еще потому, что Бог повелел человеку хранить святость, чистоту души, совести и тела. Сигарета не позволяет соблюдать это предписание. На физическом уровне папироса загрязняет легкие, печень, желудок. Токсичные смолы оседают на стенках сосудов. На энергетическом уровне курение разрушает душу и порождает кучу духовных заболеваний.

Мусульманство

Множество религий существует и каждая из них имеет свои особенности. Однако в части курения ислам и христианство схожи. О сигаретах нет упоминания и в Коране, однако непрямые указания на запрет можно найти.

В этой же части можно рассмотреть призыв о не нанесении убытка. Еще одна цитата из Корана гласит: «Не убивайте себя, не очерняйте нутро запретным». Поэтому закурить в пост запрещается строжайше.

Известна особая любовь мусульман к кальяну. Мнения о его использовании в пост разнятся: часть представителей сообщества считает его небольшим грехом, однако большинство склоняется к мнению, что это серьезный грех.

Независимо от православия или ислама, уверенно можно сказать, можно ли курить кальян в пост. Кальянный и сигаретный дым наносят вред, поэтому привычки должны быть под запретом независимо от того, пост или нет.

Пост у мусульман протекает строже. В дневное время запрет накладывается на пищу, воду, половую близость, любые развлечения, спиртное. Разумеется, и курить в пост нельзя. Главным месяцем поста является Рамазан, хотя и в любой другой курение не допускается, ведь тело является собственностью Аллаха и осквернять его нельзя. Как и Великий пост у православных, Рамадан у мусульман – лучшее время, чтобы бросить курить.

Курение марихуаны, травы дает опьяняющий эффект, поэтому это харам (тяжелый грех) не только в пост. Аналогично запрещено оно в православной культуре.

Как видно, в любой религии пост – время воздержания и жесткого контроля над своими желаниями. Однако не следует относиться к нему как к пытке. Это возможность преодолеть себя, ощутить свою силу, преобладание духовного над физическим.

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное — вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека — сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность — приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

На АЗС видел, как священник покупал сигареты. Разве священники курят?

Есть много причин почему священник мог приобрести сигареты. Во-первых, на все Воля Божья, это стоит помнить. Очень много приходится времени проводить на службе, объяснять многим глупым прихожанам как себя вести в храме, ка петь, как стоять, много нужно читать молитв, знать их, соблюдать режим каждодневно, заниматься воздержанием, соблюдать длительно посты, крестить, исповедовать, выполнять всякую волю старшего батюшки, отпевать и жить на территории храма, совершая постоянные аскезы. Возможно он взял пачку сигарет, чтобы помолиться, чтобы кто-то бросил курить, а тот человек которому нужно помочь и курит именно ту самую марку. А может быть, на какой-то священной лекции показать всем прихожанам, что есть зло и показать их из своих рук, кто не видел еще и не догадывается о существовании такого яда. Вероятно так же, что в гости могла проникнуть всякая нечесть, которая закралась в его шкафу и обычным ладаном ее оттуда не выманишь, а может быть, он решил закурить вместо женщин и водки, прочитав в интернете комменты-советы, о том, что помогает избавиться от стресса, тем более Бог простит и на все его воля. История умалчивает, вы в следующий раз не стесняйтесь ему и батюшке этого храма задавать волнующие вопросы, ведь можно так и заповедь нарушить «не суди и…», на что вам, пожалуй будет ответ более логичный, исходя из этой истории. Я желаю всем здорового образа жизни, независимо оттого, какой пример нам подают «достойные».

Валерий Коновалов, Михаил Устюгов

Как себя вести прихожанину и священнику

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) – о церковном этикете и неписаных правилах для священства

Источник: Газета «Крестовский мост»

– Некоторые люди боятся заходить в храм, потому что не знают, как себя вести: боятся, что будут не вовремя кланяться, креститься, что не так обратятся к священнику… Эти опасения оправданны?

Архиепископ Егорьевский МАРК (ГОЛОВКОВ): Самое главное – человек должен понимать, что такое храм, зачем он туда приходит, осознавать свое место во взаимоотношениях с Богом. Сердце должно быть устремлено к Богу. Важно, чтобы посещение храма не ограничивалось только тем, что человек пришел, поставил свечки у иконы, перекрестился и ушел. Нельзя воспринимать только внешнюю сторону религии. Молиться надо искренне. Если будет такое представление, то остальные нюансы либо простительны, либо могут быть легко освоены.

– Но незнание каких-то правил может помешать и самому человеку, и окружающим. Как этого избежать?

– Прежде всего нужно вести себя скромно, спокойно, никому не мешать. Если вы оказались на богослужении и чего-то не знаете, старайтесь делать так же, как другие. К священнику можно обратиться: «Благословите», но если это непривычно, то обращайтесь иначе, только уважительно.

ГОЛ ЗАБИТЬ МОЖНО, «РАСПИСАТЬ ПУЛЮ» – НЕТ

– Надо ли нам всем знать о том, что позволительно священнику, а что – нет, чтобы не попасть впросак, приглашая батюшку, например, на концерт, на рыбалку, охоту или на футбол – поболеть за любимую команду?

– Священник всегда, в любой ситуации, и в семье, и в дружеской компании, и на летнем отдыхе, когда на нем нет облачения, остается священником и не должен нарушать некоторые нормы. Что это значит? Сходить в театр на какое-то пристойное зрелище ему можно, но только не в дни строгого поста. Раньше, в царской России во время Великого поста даже театры закрывались: не полагалось веселиться. Вряд ли нужно приглашать батюшку на стадион: многие болельщики, фанаты ведут себя так, что священник среди них будет выглядеть странно. Это касается и рок-концертов, дискотек. Священник может прийти на рок-фестиваль как миссионер, обратиться к слушателям, но не для того, чтобы «расслабиться», танцевать. На рыбалку его позвать можно, а на охоту лучше не приглашать: священник не может проливать кровь – ни человека, ни животного.

– Существует ли специальный регламент для священства: что можно, чего нельзя?

– Все регламентировать невозможно. К тому же жизнь меняется: было время, когда считалось неприличным для священника сходить в театр, а сегодня к этому иное отношение. Раньше не было дискотек, компьютерных игр и прочего. Сегодня все это есть и человек, как правило, сам может определить, что допустимо для священника, а что является грехом и может ввести в соблазн окружающих.

– Вопрос об играх – компьютерных, спортивных, домино, в казино: что позволительно для батюшки?

– В принципе то же, что и для верующих мирян. Поиграть с прихожанами в футбол, волейбол – пожалуйста. А домино, карты и вообще любые азартные игры надо исключить: грех. Тем более в казино. Даже участие в качестве статиста при игре в казино способно вызвать соблазн у паствы, а потому делать этого не нужно.

НЕ ВЕЗДЕ НАДО ЖДАТЬ КРЕСТ ДЛЯ ЦЕЛОВАНИЯ

– Может ли священник курить, употреблять алкоголь?

– Церковь не призывает всех быть абсолютными трезвенниками, как это предписывается в исламе. Священник может выпить немного вина. Но любой перебор, разумеется, недопустим. О табаке разговор особый. В XIX веке курение в России не считалось предосудительным. Это было чем-то вроде светской забавы, и некоторые люди даже духовного звания курили или нюхали табак. Позже, когда выяснилось, что это вредно, приводит к тяжелым болезням и по сути своей является формой самоубийства, отношение изменилось. У нас бывали случаи, когда исключали из духовной семинарии студентов, если узнавали, что они курят. В России курение сегодня несовместимо с духовным саном. А вот в Греции, в некоторых странах Ближнего Востока иначе. Я видел православных иереев, которые выходили подымить за территорию храма, у них это терпимо.

– Получается, что некоторые нормы поведения в разных православных церквях отличаются друг от друга. Российские паломники чаще всего ездят за рубеж в Грецию и Иерусалим. Что их там может удивить, к чему надо быть готовым?

– Проблема обычно возникает, когда наш паломник хочет причаститься и думает, что его пригласят на исповедь. И тут выясняется: в Греции нет традиции исповеди перед каждым причастием, то же самое в Иерусалиме. Об этом надо помнить. И еще особенность: после литургии в греческих храмах не выносят прихожанам крест для целования. А приезжие из России иногда этого ждут и уходят в некотором недоумении.

– Если наш паломник видит, что местные прихожане стали подходить к чаше без исповеди, может ли он к ним присоединиться?

– Лучше позаботиться заранее: найти батюшку, которому накануне можно исповедаться. Но если не нашли, то возможен другой вариант: исповедаться перед поездкой у себя на приходе, а потом уже смотреть по своему духовному состоянию. Или руководствоваться советом своего духовника.

Отношение церкви

Православная Церковь негативно относится к традиции курения, потому что табак вызывает зависимость, загрязняет смолами органы, разрушает нервную систему. Сигарета противоречит христианским обрядам, которые призывают верующих поддерживать чистоту оболочки и равновесие ума.

Курение — бессмысленное занятие, от которого совершенно никакого толку для людей и их окружения. Человек от этой пагубы не получает ничего доброго. Поэтому православные верующие должны сторониться этой пагубы, не несущей никакой пользы для становления личности.

Верующий обязан стремиться к вещам обстоятельным и полезным, потому что Господь, создавая мир, сотворил его правильным и рациональным. Отсюда получается, что курильщики, затягивая ежедневно в легкие ядовитый дым, разрушают тела, дарованные им Всевышним Творцом, и бессовестно противоречат изначальному замыслу Бога.

Неудобные вопросы или о плачевном состоянии церкви и веры…

В последнее время всё чаще можно слышать о том, что из церкви стало уходить очень много людей, причём, молодых и инициативных, которые разочаровались в духе и атмосфере современной церкви, изобилующей авторитарностью, формализмом, манипуляциями и прочими негативными явлениями. Чем можно было бы объяснить эту нездоровую ситуацию, складывающуюся в церкви и вокруг неё и можно ли её как-то изменить ?

Вопрос о том, что происходит сегодня с церкрвью и верой и почему так стремительно нарастает в последнее время антицерковная риторика, задаёт себе сегодня наверно каждый верующий, обеспокоенный состоянием православной церкви, которая буквально на глазах из института духовности и дома молитвы превращается в административно-хозяйственную артель или бизнес – корпорацию, обеспокоенную своим политическим имиджем, финансовым благополучием и внутрицерковной дисциплиной больше, чем состоянием самой веры у основной массы верующих.

Можно-ли эту ситуацию охарактеризовать кризисом церкви и современного православия ? В какой-то мере, наверно, можно, поскольку все признаки кризисной ситуации налицо – от появления т.н. группы «непоминающих» священников, до откровенно оппозиционных православных сайтов, критикующих состояние церкви и политику церковного руководства, из которых наиболее известным является сайт ahilla.ru

Насчёт кризиса всего православия ставить вопрос, наверно, не совсем корректно, поскольку проблема в большей степени касается не православия вообще, а преимущественно Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), где, действительно, в последнее время складывается сложная и отчасти тенденциозная ситуация, которую в значительной мере подогревают откровенные просчёты и ошибки церковного руководства, которое фактически узурпировало всю церковную власть, нарушив принцип православной соборности, введением принципа церковной «диктатуры», как в коммунистической партии.

Чего греха таить, высшее церковное руководство стало в последнее время по аналогии с политбюро ЦК практически неприкасаемым элитарным лобби, которое стремится к осуществлению тотального финансового и идеологического контроля над каждым священнослужителем и верующим. Но только это, простите, основной принцип «политической партии власти» в форме жёсткой патрийной диктатуры, который не имеет ничего общего с христианством и православием, а является скорее наследием и пережитком нашего недавнего коммунистического прошлого, только в церковном формате.

Это в корне порочная ситуация для церкви, всегда опиравшейся на монашество и рядовых священников на местах, а не на епархиальные управления, как преимущественно бюрократические структуры, наделённые необоснованно завышенными властными полномочиями. Дело в том, что любые права и полномочия, как мирские, так и церковные, должны всегда уравновешиваться обязанностями и ответственностью, а в церкви, как нигде, особенно важны принципы открытости, доверия и служения, которые всегда основывались на авторитете простого пастыря, а не важного епархиального чиновника.

За последние десять лет случилось нечто прямо противоположное, когда церковное чиновничество и клерикалы, сконцентрировав в своих руках всю полноту церковной власти, фактически обескровили церковь, лишив её исконного духа открытости, соборности и мира, сделав священников бесправными наёмными работниками и служащими не Церкви Христовой и Богу, а административной прослойке высшего церковного чиновничества, отождествившего себя с церковью и сосредоточившего в своих руках всю полноту церковной власти.

Но мы же помним слова Спасителя:

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20;28).

Таким образом, сегодня уже совершенно очевидно, что нужно отказываться от политики жёсткой церковно-идеологической диктатуры и освобождать простых пастырей и монашествующих от гнёта бюрократического аппарата церковного чиновничества, чтобы дух соборности, доверия и мира снова стал основой внутрицерковной жизни.

Неужели ситуация в церкви достигла такого состояния, что рядовое священство уже фактически не участвует в управлении церковью, а всем управляет только высшее церковное руководство ?

В этом, похоже, и состоит главный парадокс нынешней кризисной ситуации в церкви. Так случилось, что управленческий аппарат церкви за последние годы медленно, но уверенно оброс широкими властными полномочиями и привилегиями и стал абсолютно авторитарной и неприкасаемой кастой высших церковных управленцев, недоступных ни для какой критики и влияния с мест.

Эта ситуация, кстати, в значительной мере напоминает советскую модель общества накануне перестройки, когда дефицит элементарной правды, критики и гласности в обществе породил чудовищный авторитаризм и произвол, закончившийся перестройкой.

Нечто подобное сегодня происходит и в церкви и многочисленные скандалы от выходки Pussy Riot до Матильды, статуса Исаакиевского собора, идентификации царских останков, прижизненного памятника патриарху и его откровенно экуменической позиции только нагнетают страсти. При этом соответствующие провокационные вбросы архивных документов о создании Московского патриархата Сталиным в 1943 г. под контролем КГБ от выведенных за штат священников в лице того же Андрея Кураева и иже с ним «непоминающих» патриарха Ктрилла только усиливают общую нездоровую атмосферу.

Читайте также:  Каноническое право: история и понятие, источники и нормы, система и характер

Кстати, аналогичная ситуация имела место ровно 100 лет назад в канун Революции, что говорит о цикличности самого механизма стряхивания Церковью со своего тела многочисленной армии присосавшихся «бюрократов-клерикалов», которыми церковный корабль периодически обрастает по аналогии с судном, точно «рапой и ракушечником», затрудняющим движение и требующим регулярной очистки.

Если посмотреть на социальные фронты, где сегодня проходит передовая линия борьбы со злом, требующие социальных инициатив, добровольцев и активной позиции церкви, можно заметить, что церковь попросту ушла с этих фронтов социальной работы, оставив их на произвол ситуации, будучи озабочена спасением и пасением самой себя по слову пророка Иезекииля.

«Смертный человек, изреки пророчество о пастырях Израиля, возвести им, что говорит Владыка Господь: „Горе пастырям Израиля, которые пасут самих себя! Не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34, 1-2)

«Потому, пастыри, слушайте слово Господне! Жив Я, – клятвенно заверяет Владыка Господь, – за то, что у стада Моего не было пастыря и потому стало оно добычей и поживой диким зверям, за то, что пастыри Мои не искали овец Моих и самих себя пасли, а не стадо – за это слушайте, пастыри, слово Господне.

„Я иду против пастырей, – говорит Владыка Господь, – Я спрошу с них за Свое стадо, не доверю им впредь стада Своего, и не будут больше пастыри пасти самих себя; вырву овец Своих у них изо рта, и не будут более овцы Мои для них поживой!“ Господь – истинный пастырь. Так говорит Владыка Господь: „Я Сам отыщу Моих овец и буду заботиться о них.» (Иез. 34, 7-11)

Это более чем серьёзное предостережение и церкви и всем пастырям, заботящимся о собственном статусе и благополучии. В данной связи, многие активисты и подвижники социальной работы, которые ждали от церкви поддержки и активной позиции, оказались фактически брошенными церковным руководством на произвол судьбы и предоставленными самим себе. Многочисленные и крайне актуальные социальные проекты, которые фактически были закрыты и заблокированы консервативной и откровенно некомпетентной позицией церковного руководства говорят сами за себя.

Если говорить о проектах БПЦ, то среди них и обанкроченный социальный проект Издательства Белорусского Экзархата «Семья-Единение-Отечество», как мощнейший духовно-просветительский ресурс республиканского значения и проект Православного телеканала на БТ с пресс-медиа-центром на базе Дома православной книги и семейный проект «Сёмкого» со строительством крупнейшего реабилитационного центра семейной помощи и проект православная психология с созданием сети кризисных консультативных служб по всей республике и многие другие социальные проекты и инициативы, которые были заблокированы церковным руководством из-за элементарного недоверия их авторам и отсутствия в церкви соответствующих специалистов.

Это всё прекрасно чувствуют многие люди, приходящие в церковь и, прежде всего, молодые с достаточно высоким уровнем интеллекта и критического мышления, стремящиеся видеть в церкви и священнике прогрессивного и свободного человека, а не подневольного и безответственного работника некой церковно-бюрократической системы.

С другой стороны есть и так называемый глобальный тренд или склонность к схоластике, обмирщению и коммерциализации любой религии, а не только православия.

Говоря другими словами, мир всё больше погружается в ложь и инфернальность (демонизм), а на этом фоне неизбежно падает общий уровень человеческой нравственности, трезвости, осознанности и ответственности, а возрастает политизированность, идеологизированность, нетерпимость и недоверие ко всему с желанием найти внешнего врага и виновника всех проблем.

А самый главный враг испокон века не снаружи, а глубоко внутри в самом сердце у каждого человека и церковного чиновника и именуется этот враг пристрастностью каждого человеческого сердца

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15;12).

Таким образом, стремление видеть и искать врагов церкви только во вне, также в значительной мере способствует замкнутости церкви на себя и ужесточение мер в отношении тех, кто пытается подвергать сомнению или критиковать действия церковного руководства.

Реально больно видеть и осознавать то, сколько трезвых, искренних, неравнодушных и просто талантливых людей ушло из церкви или было отвергнуто за последние годы, а пришло откровенных карьеристов, озабоченных мирской славой и делающих себе успешную карьеру.

Отсев трезво и критически мыслящих людей – это, пожалуй, самая большая ошибка церковного руководства, которая может привести церковь к расколу, если уже не привела, поскольку только правда и есть тот инструмент, который лечит любые душевно-духовные раны любого организма и церковного в том числе.

Ведь сам Спаситель дал Церкви и всем верующим универсальный рецепт исцеления горькой правдой – «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5;44-47).

Согласитесь, несколько странно, что уча весь падший мир этому золотому принципу праведности и любви сама же церковь в лице РПЦ МП им и не пользуется.

Можно ли изменить сложившуюся в церкви ситуацию или нужна очередная революция?

Очень и очень сложный вопрос, находящийся выше одной лищь человеческой компетенции. Изменить сложившуюся ситуацию, наверно, всё же можно, но для этого необходимо глубокое отрезвление и покаяние для того, чтобы увидеть реальное состояние церкви, которое можно назвать плачевным.

Дело в том, что лечение любой болезни и церковной в т.ч. возможно лишь тогда, когда поставлен точный диагноз. Пока диагноз не поставлен, капитальная чистка «авгиевых конюшен» современного клерикализма и внутрицерковной бюрократии, которые не чистились ещё с конца 18-го века, невозможна.

Следиет отметить, что нынешнее плачевное состояние церкви, тесно связанной с государством, в значительной мере обусловлено ещё не ушедшим в историю периодом дикого имперского олигархизма и административного капитализма, который наложил свой тяжёлый коррупционный отпечаток на все социальные институты, включая и церковный.

Но почему-то всё же хочется надеяться, что дух исконно русского православия и подлинного христианства ещё восторжествует на Руси, возможно, на очень короткий промежуток времени, ведь по пророчеству Евангелие во всей полноте и силе должно быть проповедано миру перед окончательным его погружением во мрак рационального инфернализма.

Правда о деятельности РПЦ, которую должен знать каждый

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Итак по плодам их узна́ете их.

Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Евангелие от Матфея 7, 20-23

Предлагаю Вашему вниманию весьма интересную публикацию, в которой содержатся уникальные фотографии одного крайне важного документа. С этим документом необходимо ознакомиться каждому патриоту России.

Как РПЦ захватывает Тамбов

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Фото: Тамбовская епархия

Очень несладко живется Тамбовской епархии. Настолько несладко, что митрополит Тамбовский Феодосий даже решил написать губернатору Тамбовской области письмо. Спасибо, что передали нам два новых монастыря, говорит митрополит, только вот проблем нерешенных у нас еще остался огромный список. А обнаглевшие городские власти помогать не хотят, не воспринимают нас всерьез. И дальше увлекательный список просьб из 26 пунктов. Наслаждайтесь 😉

Вице-губернатор Наталья Астафьева отреагировала на просьбы митрополита как верный член православной паствы.

«По каждой теме, упомянутой в обращении, необходимо назначить ответственных лиц, выработать наиболее оптимальный путь решения, разработать план совместных действий. Системный подход с учетом бюджетных ресурсов, а также с привлечением спонсорских средств позволит в рамках церковно-государственного взаимодействия. сделать Тамбов и его окрестности лучше и красивее, позволит восстановить связь времен и поколений».

То есть некоторым жителям Тамбова уже можно потихоньку готовиться к тому, что дома, в которых они живут, и школы, в которых учатся их дети, у них отберет церковь во имя восстановления связи времен и поколений.

Когда я опубликовал одну из своих прошлых статей – «Вся правда о канонизации Николая II», были некоторые комментарии, о том, что я нападаю на РПЦ.

На самом деле никаких нападок на РПЦ в той статье не было: я просто изложил факты, из которых проистекали совершенно однозначные выводы. Только и всего. А если факты выглядят как нападки – то это лучшая характеристика тем, кто за эти факты ответственен.

То же самое касается фактов, изложенных в публикации Варламова (вне зависимости от отношения к самому Варламову). Факты – вещь упрямая. При такой деятельности РПЦ никаких нападок и дискредитации уже не надо.

Как к такой деятельности тамбовской епархии относиться? И только ли в Тамбове такое происходит? Увы, нет, такое происходит не только в Тамбове, такое происходит по всей стране. Исаакий, я полагаю, у всех на слуху.

Краткий экскурс в историю.

Некоторые могут спросить: как РПЦ дошла до жизни такой? Является ли такая деятельность общей политикой РПЦ или это «злоупотребление на местах»?

Ответ на многое дает речь патриарха Кирилла в 2013 году на 1025-летие крещения Руси, в которой он сказал, что 25 лет назад началось духовное возрождение России (кому интересно, могут прочитать об этом здесь).

Я думаю, все знают, что было тогда (то есть 25 лет назад от 2013 года) – горбачевская «перестройка». Для народа это было катастрофой, «перестройка» закончилась разрушением СССР. Почти 300 млн. людей лишились своей Родины – СССР. Резкое обнищание народа, кровавые конфликты и войны по местам, бандитизм и другие ужасы сопровождали распад СССР.

Но для кого война, для кого – мать родная. Для миллионов людей «перестройка» и распад СССР – великая трагедия и катастрофа, а для церкви – счастье и начало духовного возрождения России.

Назвав время «перестройки» началом духовного возрождения России патриарх Кирилл показал себя во всей красе. А поскольку ему никто из верховных иерархов РПЦ не возразил – получается, что РПЦ согласна с тем, что «перестройка» – это начало духовного возрождения России.

Как говорится, во истину по плодах их узнаете их. Это действительно очень важно узнать.

Огромные страдания принес народам распад СССР. Но на образовавшихся на месте СССР обломках Великой Державы к власти пришли жадные люди. Собственность, которая была достоянием всего народа – стала достоянием кучки богатеев, ограбивших народ.

И чью сторону приняла Церковь? Грабителей или ограбленных? Увы, грабителей. Это факт.

Более того, РПЦ не только стала на сторону грабителей – Церковь вместе с олигархами- кровопийцами стала рвать на куски истерзанную страну, вырывая куски пожирнее, пользуясь тем, что слабые разобщенные люди не могут защитить себя и свое имущество. Церковь продолжает грабить и обирать тех, кто уже ограблен и обобран.

«Слуги божьи» из РПЦ оказались рвачами, полностью лишенными совести, сочувствия и сострадания, как худшие из разбойников. И свои гнусные деяния РПЦ лицемерно пытается оправдать «службой богу», «исполнением воли божьей», «восстановлением исторической справедливости».

Что мы видим: руководство РПЦ купается в роскоши, в то самое время, как миллионы ограбленных людей находятся за чертой бедности, в нищете.

Кстати цена каждой из этих митр существенно превышает 100 тыс. рублей. Умножьте-ка, подсчитайте. И это только одни головные уборы…

Если бы эти «служители бога» действительно бы верили, что Иисус Христос придет судить живых и мертвых, ожидали бы воскресения мертвых и жизни будущего века, разве стали ли они столь дерзностно нарушать и попирать не только заповеди Божьи, но и элементарные человеческие приличия? Тем более, это касается тех, кто занимает высокие посты в церковной иерархии – ведь кому больше дано, с того больше и спросится.

То, что служители церкви творят свои подлые дела, прикрываясь именем Божьим, говорит, притом говорит совершенно однозначно об одном: сами служители РПЦ в Бога не верят, иначе бы не поступали так.

Об этом я уже писал в своей статье «Вся правда о канонизации Николая II» здесь.

Что ж, Библия дает четкий ответ об участи таких «слуг божьих».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Евангелие от Матфея (25, 41-46)

А давайте вспомним теперь, что делали проклинаемые РПЦ большевики, когда были у власти. Можно очень много говорить о тех благах, которые дали большевики народу, о тех благах, о которых народ в Российской империи не мог даже и мечтать.

Приведу только некоторые из них.

Это было действительно чудо: в СССР была ликвидирована безработица, ликвидирована нищета, каждый мог получить бесплатную медицинскую помощь, даже квартиры давались бесплатно.

И об этом тоже в Библии сказано:

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Евангелие от Матфея (25, 34-40)

И еще один немаловажный факт. Человека неграмотного, необразованного легче обмануть, легче сделать рабом, легче обобрать. Именно поэтому кровопийцы-эксплуататоры еще в Российской империи всячески противились народному образованию.

А что происходит с образованием сейчас? Страшная деградация сферы образование и все большее засилье попов в школах. Хищники во власти и церковные хищники действуют рука об руку, с обоюдной выгодой.

А как действовала Советская власть? Советскому государству нужны были образованные, разносторонне развитые люди, свободные Люди-Творцы. Поэтому образование, наука и культура взлетели в советское время на недосягаемую высоту, что до сих пор вызывает черную зависть и ненависть как у нынешней власти, так и у служителей РПЦ.

Без Меня не можете делать ничего!

Есть еще нечто крайне важное. В Библии приводятся слова Господа: «Без Меня не можете творить ничего!» (Ин. 15, 5)

И что же мы видим сейчас? Полнейшую разруху и деградацию везде: и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в науке и в образовании. А какова демографическая ситуация в России? Народ вымирает.

О чем это говорит? Да о том, что нет на нынешнюю власть и на нынешних служителей РПЦ Божьего благословения, поэтому все так деградирует и в таком страшном упадке находится. И никакие храмы, построенные на награбленное и отжатое, построенные ценой крови, слез и горя миллионов людей, милость Божью не заслужат.

А что было в СССР? Страна развивалась невиданными темпами, особенно в годы первых сталинских пятилеток. Такого быстрого, бурного роста промышленности не знала вся мировая история.

А через 12 лет после страшнейшей из войн СССР уже вывел в космос первый в мире искусственный спутник.

Вот и почувствуйте разницу: где была Божья искра и Божье благословение, а где его нет и быть не может.

Вот и исходят черной завистью нынешние власти и служители церкви и злятся: хотят повторить успехи хоть в чем-то, а не могут, хотят показать, что с ними Бог, а получается разруха и деградация, терние и волчцы.

И это мы тоже знаем: дьявол и его слуги не могут ничего творить, могут только оболгать и оклеветать то, что сделано с благословенья Божьего. И когда мы видим и слышим очередную клевету и обливание грязью всего советского от нынешней власти и служителей церкви – надо понимать это. Дьявол – это отец лжи, а во лжи-то как раз и преуспевают и нынешние власти и их союзники – служители РПЦ.

Как же так, автор, что Вы такое пишете, ведь большевики – материалисты, они отрицают бытие Божие, а тут у Вас получается, что праведниками оказываются именно они, а не служители Церкви, служители Бога? Получается, что большевики, отрицающие Бога, Ему ближе, чем служители Бога, почитающие его?

Задающимся такими вопросами полезно представить себе такую ситуацию.

Вы раз за разом видите такую ситуацию. Жестокая и беспринципная банда разбойников убивает, мучает, грабит людей, творит разные жестокости и непотребства. И при этом разбойники говорят, что все это делается во славу такого-то.

И как Вы к этому такому-то будете относиться? Подумайте.

Тоже самое и церковью. Не надо думать, что была тишь, гладь, да божья благодать, а потом пришли злые большевики, и выключили веру в Бога, как лампочку в комнате. Ничего подобного.

Народ просто видел, что творят служители церкви, прикрываясь именем божьим, и сделал естественный в такой ситуации вывод. Вот и все.

Потом, где-то с середины 50-х память поколений, к сожалению, начала утрачиваться. И люди перестали понимать, а с чего это большевики так взъелись на добрых и кротких «слуг божьих».

Что ж, урок истории, увы, не был усвоен. И все повторилось. И увидели мы «слуг божьих» во всей красе.

Ссылка на основную публикацию