Православие и политика: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Должен ли христианин участвовать в политической жизни?

Ответы пастырей

До какой степени христианин может и обязан участвовать в политической жизни? Скажем, ходить на выборы и голосовать – это обязанность или право, которым можно и не воспользоваться? И может ли христианин делать политическую карьеру? В целом чего от политики и политической сферы уместно ждать христианину, а чего нет? Что она дать не сможет?

Никого нельзя лишать права выбора

Степень участия в выборах для церковнослужителей, начиная с иподиаконов и заканчивая архиереем, определена решением Священного Синода от 4 октября 2012 года. Если кратко, то власть, если есть на то желание, выбираем, но во власти не участвуем, то бишь кесарю отдаем кесарево, но в кесари не баллотируемся.

Иное дело православный прихожанин. У каждого, кто подходит к исповедальному аналою, кого мы накрываем епитрахилью, свое отношение к власти, партиям, к политическим процессам, вокруг него происходящим. Эти отношения не внешний антураж или жизненное обрамление, это вполне реальные события, влияющие на его жизнь, на благополучие его семьи, на будущее его детей. Он имеет право выбора и право влияния (своим бюллетенем) на эти выборы, но не приведи Господь кому-то из рясоносящих указывать, за кого он должен проголосовать. Каждый на тот свет самостоятельно топает, по только ему принадлежащей тропинке, и лишать права выбора никто не в праве.

Совет типа: «Проголосуйте за Александра Ивановича, так как он нам колокольню построил!» – имеет страшные духовные последствия. Личность превращается в стадо, в одинаковые, безголосые, серые сущности, живущие не по своей воле. И тогда становится ненужным евангельский нелогичный поступок Пастыря (Христа) ради одной потерявшейся овечки.

Политика – это власть, одно из трех искушений, которыми диавол пытался совратить Сына Божьего. Христианство указало единственный путь спасения: оно преображает человека, при условии, если сам человек этого желает. И хотя политическая деятельность чревата великими соблазнами, но если у политика поступки и деятельность христоцентричны, если его обещания, программы и желания находятся в симфонии с реальным делом, то почему бы ему не стать власть предержащим?

Безусловно, так называемые «правила политической борьбы» далеки от постулатов законов Божьих, но что лучше: уйти во внешнюю гуманность и гедонизм, как предлагает сегодня мир, или все же стать тем, кто напомнит окружающим: ты Человек?

Так что, если среди ваших прихожан, православных друзей или знакомых есть тот, кто может реально, по-христиански творить нужное и полезное для общества и для вас лично, то пусть будет политиком. Не «подсвечником» (как мы не столь давно называли некоторых представителей власти, стоящих на почетных местах в храме на наших праздниках), а тем, кто на каждое свое действие испрашивает Божье благословение.

Важно правильно оценить свои духовные силы и чистоту намерений

Вопрос об отношении христиан к политике сложный и неоднозначный. Прежде всего, этот вопрос – не праздный. Мы, христиане, вынуждены на него отвечать в силу того, что так или иначе данная сфера общественной жизни влияет на нас. Имеет ли этот вопрос значение для духовной жизни? Думаю, да. Иначе данная тема не затрагивалась бы в Священном Писании. Мне кажется, здесь важно обобщить опыт новозаветных текстов. И первое, на что обращает внимание слово Божие, это то, что христиане не должны пренебрегать гражданскими обязанностями (см.: Мк.12:13-17). При этом главная цель участия последователей Христа в политической жизни страны – помощь в поддержании законности и порядка, о которых заботятся власти (см.: Рим. 13: 1-7). С другой стороны, пример святого Иоанна Крестителя, обличившего правителя, а также пример первохристианских мучеников, не покорившихся повелению властей воздать честь идолам, свидетельствуют о том, что на христианах лежит важное обязательство – в любой сфере личной и общественной жизни оставаться верными своему призванию, своему Богу. Пожалуй, эти две стороны отношения христиан к гражданской жизни и должны лежать в основе нашего участия в политике.

Где речь идет о судьбе Отечества – христиане не должны быть безучастны. Что же касается участия в политической жизни сверх гражданского долга (построения политической карьеры и проч.) – наверное, этот вопрос каждый христианин должен решить самостоятельно. Здесь важно правильно оценить свои духовные силы, а также чистоту намерений.

Мне кажется, что главная цель политики, в ее идеальном аспекте, создать такие условия гражданской жизни, которые будут по крайней мере не мешать духовной жизни человека, а в лучшем случае – способствовать ее развитию. Этого можно желать, к этому следует стремиться и, в рамках закона, стоит добиваться от властей. При этом важно помнить, что в конечном итоге спасение человека всецело находится во власти Бога, Который знает, как спасать любящих Его в любых условиях, и взаимоотношения с Которым куда важнее внешних обстоятельств.

Никто не может принудить христианина участвовать в политических процессах

Мы не можем выйти из отношений сего мира, поэтому падший мир и навязывает нам участие в политических процессах. Но если все верующие люди под предлогом отречения от мира страстей выйдут из политики, то там останутся одни безбожники. Последствия такой расстановки сил мы уже видели в ХХ веке.

Тем не менее никто не может принудить христианина участвовать в политических процессах. Если совесть ему говорит, что это приносит вред душе, то зачем идти наперекор совести?

На примерах других стран мы видим, что духовные лица прямо участвуют в политическом процессе. Например, в Великобританском парламенте издавна представлено духовенство Англиканской церкви. В настоящее время «духовные лорды» – это 26 человек, среди которых самые влиятельные прелаты церкви: архиепископ Кентерберийский, архиепископ Йоркский, епископ Лондона и другие. В то же время мы видим, что их членство в парламенте не дает гарантии непринятия антихристианских законов.

Я думаю, что логично, когда в парламенте интересы каждой значимой социальной группы кто-то представляет. Поэтому необходимо, чтобы и интересы православных христиан были представлены. Тогда есть большая вероятность появления продуманных и, насколько возможно, справедливых законов.

В политике, как нигде, христиане очень нужны

Политическая, как и всякая иная, деятельность может иметь место в жизни христианина. В одном из основных документов нашей Церкви, а именно в «Основах социальной концепции РПЦ», в главе «Церковь и политика», мы находим обоснование и нравственные предпосылки, которыми должен руководствоваться христианин, желающий участвовать в политической деятельности: «V. 3. Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства».

То есть не только сходить проголосовать, но и пытаться идти путем политической карьеры христианину позволено, но при этом он должен хорошо понимать, что свою деятельность должен будет выстраивать «в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами». Но… возможно ли это? Вот тот главный вопрос, на который должен сам себе ответить христианин, стремящийся найти себя в этой сфере. Возможно ли, будучи политиком, оставаться при этом добросовестным христианином? Если возможно, то на любом ли уровне? Не получится ли так, что для достижения следующей карьерной ступени необходимо будет пойти в чем-то против совести и ты не сможешь противостать этому искушению, так как стремился встать на эту ступень все предыдущие годы? Все эти вопросы представляются весьма актуальными всякому человеку, хоть сколько-нибудь знакомому с миром современной политики.

Но, с другой стороны, в политике, как нигде, христиане очень нужны. Если прав был К. Эттли, говоривший, что «политика — это искусство принимать важные решения при недостаточной информации и нехватке времени», то кому, как не христианину, осваивать это искусство, сопрягая этот труд с молитвой Богу о даровании мудрости в принятии важных решений, касающихся многих? Да и само поприще быть «слугой народа», думается, по-настоящему «по зубам» лишь добросовестному человеку, который сумеет «сорвать» с его наименования столь позорно усвоившиеся ему ковычки и иронию. И таковых среди христиан больше.

Христианину, волей Божией поставленному на путь политической деятельности, хочется пожелать, прежде всего, не терять верного ориентира. А он может быть только один: власть дарована тебе на время и лишь для того, чтобы ты добросовестно и на пределе своих сил служил ближнему.

Нам нужно сильное государство, чтобы Православие было сильным

Как ни крути, но политику невозможно обойти стороной. Политика во многом решает судьбу нашей Родины, а значит, и судьбу близких нам людей, наших детей и потомков. Разве можем мы быть равнодушными к тому, что ожидает родных нам людей?

Обычно мы слышим, что политика – грязное дело. Но всё зависит от того, кто приступает к политике. В руках одних политика – система манипуляций над народом для достижения своих эгоистических целей. В руках других политика есть инструмент служения Богу и ближним. Тогда в первом случае политика развращает того, кто и так был развратен. А во втором случае политика лишает последнего свободного времени тех, кто и так о себе не думал.

Отрадно видеть, что в последние годы среди наших политиков стало больше порядочных, честных людей. В каком-то смысле политика способна стать особым жертвенным служением, когда к этому служению приступает искренний христианин. Он чувствует ответственность за то доверие, которое оказывает ему народ. А сам опыт минувшей четверти столетия показал, что верность Отечеству более оправданна, более способствует даже авторитету политика, нежели поддакивание и слепое следование за лидерами западных держав.

Не политика делает человека грязным, но человек делает грязной политику – своим двуличием, обманом, своекорыстием. Воцерковленный человек воцерковит и политику. Если вспомнить историю христианства, то именно святые политики кардинально влияли на присутствие христианства в государстве и обществе. И император Константин, и князь Владимир Великий были сильными, мудрыми политиками, их обращение ко Христу влекло за собой обращение ко Христу целых народов.

Ослабление христианского государства, как правило, влекло за собой оскудение христианской жизни. Так что игнорировать эту сторону нашей земной жизни никак нельзя. Нам нужно сильное государство, чтобы Православие было сильным.

Что касается выборов, то это, конечно, дело добровольное. Если кто-то не примет участия в выборах, то он не перестанет быть чадом Церкви. Но в каком-то смысле это огорчительно, ведь решается судьба нашей Родины. Сейчас наступает тот момент, когда надо поддержать укрепление России на международной арене, не сдать позиции, а, наоборот, закрепить успехи и продвинуться дальше. Важно, чтобы каждый из нас стоял в этом ряду, делая честно свое дело и поддерживая тех, кто идет впереди, а не прятался равнодушно и недоверчиво в стороне. Думаю, что сейчас исторически очень важный момент. Дай Бог всем нам не ошибиться в выборе.

Православие в политике – это прекрасно, но политика в Православии недопустима

Политическая жизнь – это неотъемлемая часть жизни государства, связанная с программой реализации тех или иных национальных идей, носителем которых в идеале является сам народ.

Сказать, что православный человек обязан участвовать в политической жизни, конечно, нельзя. Но православный человек живёт не в безвоздушном пространстве. Здесь, на земле, он сын своего Отечества, гражданин, и если он болеет душой за свою Родину, если хочет, чтобы наша держава в совокупности своей жизни становилась всё более «приятной Богу», то он, конечно, может участвовать и в политической жизни в той мере, в какой сам для себя считает это возможным и нужным, и в той степени, в какой это предусмотрено конституцией. Более того, можно сказать, что великие святые Руси, такие как Сергий Радонежский и Серафим Саровский (в определенные периоды устранявшиеся от общественной жизни для «великого сосредоточения»), в конечном итоге своей духовной близостью к Богу, несомненно, влияли на формирование национальной политики Руси больше, чем иные государственные и политические деятели самого высокого уровня.

Отдельно скажем о людях, которые интересуются политикой профессионально, как отдельной областью общественной жизни. Является ли эта область человеческой деятельности заведомо греховной, неприемлемой с точки зрения православной веры и нравственности? Конечно, нет! И в политику могут идти православные люди и даже именно с тем, чтобы быть, насколько возможно, исполнителями заповедей Христовых и участниками деятельного воплощения моральных и нравственных принципов, согласных с православной верой. Можно сказать так: Православие в политике – это прекрасно, но политика в Православии недопустима.

Что я имею в виду? Духовная жизнь имеет целью своей обретение Царства Небесного, и это важнейшее восхождение человека осуществляется не иначе, как в Церкви, которая есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф.1: 23). В этом смысле к Церкви нельзя ничего прибавить, и нельзя ничего убавить от Неё. Прибавление возможно только за счет присоединения к Ней новых членов, а умаление (да и то только внешнее) за счет отпадения смертельно согрешающих. Можно сказать, что духовная, церковная жизнь первична по отношению к любой иной сфере человеческой деятельности. Это полнота, которая может изливаться, условно говоря, «во вне», то есть во все сферы человеческой жизни, согласные с Божиим Законом. Но сама полнота церковной жизни не нуждается ни в каких «дополнениях».

Если же возвращаться к политике, то само по себе это понятие очень широкое. Как минимум мы можем говорить о политике внешней и внутренней. То есть одно дело – защищать честь Отечества, как говорят сейчас, «на международной арене». И это прерогатива дипломатических работников всех уровней. Но есть и другая область – это политика внутренняя, со множеством институтов и направлений работы, главным образом социальной. Потому что своя политика существует и в сфере здравоохранения, и в сфере образования, и в сфере культуры… И вот возникает любопытный вопрос. А как вообще формируется государственная политика во всех областях общественной жизни? И ответ на всю его кажущуюся сложность окажется в основе своей простым. Эта политика формируется конкретными людьми. И если православные люди «гнушаются» политикой и уходят из этой сферы человеческой деятельности, никак не влияют на формирование повестки дня государственной жизни, то тогда не стоит нам и удивляться, что политика государства во всех областях жизни общества будет всё более удаляться от норм христианской морали и нравственности.

Если прямо отвечать на вопрос: чего не может дать политика? – то ответ очевиден: политика не может дать человеку полноту духовной жизни в согласии с Богом. То, что осуществляется в Церкви. Но выражением и воплощением этой жизни может служить организация нашей общей жизни на началах христианской духовности. И это то, к чему мы можем и должны стремиться.

Какова должна быть мера участия Церкви в политике?

Мнения пастырей

В определенных СМИ от Церкви требуют активного вовлечения в политические и экономические дела и и интриги. Как мы должны к этому относиться?

Соборная площадь московского кремля

Священнику нужно очень внимательно следить за своими суждениями и оценками

– Начнем с того, что интриги – это вообще не про нас. Если же говорить об участии в экономике, делах хозяйственных, то думаю, что всякого поощрения достойно то, чем занимаются некоторые монастыри, развивая сельскохозяйственное производство. Если по инициативе верующих будут создаваться какие-то малые предприятия по переработке той же сельхозпродукции, то почему бы и нет? Любая деятельность подобного рода должна только поощряться.

Если верующие люди трудятся где-то как наемные работники, то наравне со всеми им стоит принимать участие в профсоюзной деятельности. Не думаю, что в этом отношении нам нужно противопоставлять себя остальному коллективу. Наоборот, вопросы техники безопасности, оптимизация производства, справедливое распределение вознаграждения за труд – всё это должно находиться в сфере интересов христианина.

Священник Александр Дьяченко Говоря об участии в политике, думаю, мирянину в этом отношении разрешается любая позитивная деятельность. Единственно, что требуется от христианина, выдвигающегося на какую-то выборную должность, это не врать и держать данное перед выборами слово. Что касается священника, то для себя считаю невозможным участие в делах политических. Хотя по любому вопросу политики я могу иметь собственное мнение и даже высказывать его, но лишь в частной беседе и ни в коем случае не вести с амвона предвыборную пропаганду в пользу той или иной политической партии.

Священнику вообще нужно внимательно следить за своими суждениями и оценками той или иной политической проблемы и не высказываться о ней в интернете или в средствах массовой информации. Что бы о нас ни говорили, а к мнению священника люди прислушиваются. И любое наше необдуманное слово может послужить катализатором для каких-то непредвиденных событий. Вспомним известного священника Георгия Гапона, человека талантливого, харизматичного, и к каким печальным последствиям для государства Российского привело его участие в политических делах.

Читайте также:  Освящение квартиры: правила и особенности, способы и суеверия, смысл и значение в православии, молитвы

Церковь должна быть выше политики

Священник Валерий Духанин – Наша первая задача – никого не осуждать. Если кто-то из священноначалия вовлечен в общение с сильными мира сего, то значит, так надо и это тоже может иметь какую-то пользу для Церкви.

История знает ситуации, когда даже святые вынуждены были так или иначе участвовать в политической жизни страны. Так, святитель Алексий, митрополит Московский, будучи опекуном малолетнего Дмитрия Донского, занимался государственными делами, потому что Дмитрий стал князем в девять лет. Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, рассылал грамоты и сподвигал людей на мощное общественное движение против засилья интервенции. Вроде бы действия политические, но через них проглядывала пастырская забота о народе. Под политикой в данном случае я подразумеваю не интриги и продвижение кем-то своих личных амбиций, а служение народу, искреннее участие в созидании государства.

Наша беда – не в отсутствии сильных политиков, а в нехватке святых, чей пример становился бы мощной возрождающей силой

Конечно, обычно политика весьма и весьма приземлена. Она, например, отличается приспособленчеством, так что в какой-то период времени политик может говорить одно, а в другой период времени – прямо противоположное. В этом смысле Церковь должна быть выше политики, свободной и независимой от нее, чтобы во все века, невзирая на виды и способы государственного устройства, благовествовать одно и то же Евангелие, свидетельствовать о чистоте, нравственности, о высоких духовных идеалах.

Наша главная беда, наверное, не в отсутствии сильных политиков, а в нехватке святых, чей пример становился бы мощной возрождающей силой. Так, преподобный Сергий Радонежский в свое время послужил укреплению и возрождению Отечества, хотя сам всегда сторонился политики.

Государство крепко тогда, когда крепки его духовные основы. Дай Бог Православной Церкви всегда оставаться верной своим главным идеалам.

Влияние Церкви на политику желательно, но недопустимо влияние политики на Церковь

Священник Димитрий Шишкин – Ответ на вопрос, какова должна быть наша мера участия в политике, не может быть однозначным уже потому, что люди все разные. Для одного политика не имеет ровным счетом никакого значения, другой интересуется ею в меру своей гражданской ответственности, а третий прямо вовлечен в политическую деятельность, трудится в этой сфере. Ясно только одно: политика – это часть общественной, государственной жизни, часть неотъемлемая и необходимая. Поэтому удивляет, когда пытаются иногда «отлучить» политику от Церкви, утверждая, что Церковь к политике не имеет никакого отношения. Конечно, это не так. Просто потому, что Церковь объемлет собою всех своих членов, и среди них есть политики самого разного уровня и степени влияния на мировые и региональные процессы.

Церковный человек в политике, во всяком случае, будет в своей деятельности стремиться к исполнению евангельских заповедей, и это не может не сказаться положительно на общем состоянии духовной и нравственной жизни общества. В то же время недопустимо влияние политики на Церковь, вовлечение церковных деятелей и служителей в политические дрязги и борьбу. Да и мирянину православному не престало втягиваться в страстные противостояния и предпочитать ту или иную политическую парадигму надмирной правде Царствия Божиего. То есть, какой бы партийной программе ни симпатизировал православный христианин, он всё равно должен оставаться «над схваткой».

Какой бы партийной программе ни симпатизировал православный христианин, он всё равно должен оставаться «над схваткой»

Это тем более очевидно сейчас, когда политическое устройство ведущих мировых держав, основанное на системе либерально-демократических ценностей, буквально трещит по швам.

На прошлой неделе лондонский аукцион «Сотбис» за 12 миллионов долларов продал картину художника Бэнкси под названием «Деградация парламента». На ней изображена «колыбель» либерализма – британский парламент, в котором заседают… обезьяны. Здесь надо понять, кто такой Бэнкси и почему его картина была так высоко оценена. Бэнкси – это псевдоним анонимного уличного художника, который своими изображениями привлекает внимание к острейшим проблемам современности. Цена этой картины обусловлена, конечно, личностью самого Бэнкси, но и важностью запечатленного на ней явления.

Речь идет о том, что полотно Бэнкси не просто актуально, не просто отражает текущий парламентский кризис, но обозначает тупик, конец эпохи либерализма. Когда свобода самовыражения и прений привела общество не к познанию истины, а к полному духовному и нравственному распаду, выходом из которого может быть только покаянное преображение жизни.

К слову, любопытно высказывание святого преподобного Феодора Студита об одном из основополагающих принципов современного парламентаризма – многопартийности: «Глас Господа нашего Иисуса Христа изрек, что царство, разделившееся в себе, не устоит. Двоевластие уже и многовластие есть; многовластие же порождает партии, а партии – причина разделений и разложений» (Добротолюбие. Т. 4. Ст. 41/1).

Если же говорить о нашем Отечестве, перенявшем в свое время у западного сообщества «передовые» принципы политического устройства, то еще святитель Серафим (Соболев) точно подметил, что корень многих бед, постигших русский народ в XX веке, заключается в том, что мы «религиозно-нравственный идеал подменили политическим». То есть увлеклись построением «правильного» общественно-политического строя, вместо того чтобы озаботиться воспитанием сердец в евангельском духе.

Корень многих наших бед в том, что мы религиозно-нравственный идеал подменили политическим

Главным же ориентиром во внешней и внутренней политике для нас как для народа, стремящегося сохранить свою православную идентичность, могут служить слова апостола Павла: Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4: 17–19).

Словом, можно сказать, что влияние Церкви на политику – во всех отношения благотворно и желательно, в то время как влияние политики на Церковь – недопустимо, а прямо сказать, и невозможно. Потому что Церковь – это не просто собрание верующих людей, но столп и утверждение истины, полнота Наполняющего всё во всём (1 Тим. 3: 15; Еф. 1: 23). Церковь – это Сам Христос, а Он вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8).

Грех Курения. Что происходит с душой во время курения?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и молитву помогающую бросить курить.

Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такой епископ в православной церкви

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Почему в современном мире многие курят?

Курение прочно вошло в повседневную жизнь человека. Происходит подмена понятий, зависимость от сигарет табачные компании пытаются представить, как модное и безвредное занятие. В СМИ постоянно культивируется тема курения, что особенно пагубно сказывается на неокрепшем сознании молодежи.

Табакокурение являет слабость человеческой души, которой легко пользуются дьявольские силы. В современном мире сложно перечислить все многообразие соблазнов, сбивающих человека с истинного пути.

Важно понимать, что православие по своей сути и в официальных заявлениях ни в каком виде не принимает порок курения, поэтому курение является грехом, от которого нужно немедленно избавляться, в эту же секунду.

Является ли курение грехом? Православный христианин не задается таким вопросом. Рассуждая о вреде табака, человек должен понимать, что вред физический не сравним с тяжестью греха духовного.

Ни одна пагубная страсть не приходит в одиночку, а всегда порождает новые. Чем дольше курильщик продолжает сохранять и оправдывать в себе грех, тем сильнее он стирает свой образ перед Господом.

Грех ли курить на самом деле православному человеку?

Русская православная церковь дает четкое определение курению, как тяжкому греху и препятствию в достижении спасения души человека. Искажая духовную природу, грех курения изменяет первозданный образ, созданный Богом.

Тяга к курению рождает в человеке идолопоклонство перед своими страстями. Притупляется воля и сознание человека, он становится заложником привычек.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Развивая вредными привычками эгоизм, человек ставит себя выше других, считает вправе подавать гиблый пример, оказывать пагубное влияние на неокрепшее сознание детей, которые во всем подражают взрослым.

Являясь раной на душе, курение вслед за собой порождает целую круг проблем, окутывающий человека. Разрушается здоровье, дарованное Господом, сокращается жизнь. Никто не в праве вмешиваться в Божий промысел.

Отдаление от Бога

По мнению служителей, курение – страшный грех, который отделяет человека от Бога. По церковным канонам каждый верующий должен принимать участие в таинствах. Это исповедование и причастие. Последнее действие совершается только натощак. Прихожанин должен отстоять всю службу и только потом принимает «вечерю», так называется церковное вино, символизирующее кровь Христа и пресный хлеб, олицетворяющий тело Мессии.

Понятно, что курить перед причастием нельзя. Но для курильщика, привыкшего начинать день с сигареты, это невозможно сделать. Человек намеренно отказывается от таинства в пользу курения.

Церковь наложила запрет на табак еще потому, что Бог повелел человеку хранить святость, чистоту души, совести и тела. Сигарета не позволяет соблюдать это предписание. На физическом уровне папироса загрязняет легкие, печень, желудок. Токсичные смолы оседают на стенках сосудов. На энергетическом уровне курение разрушает душу и порождает кучу духовных заболеваний.

Мусульманство

Множество религий существует и каждая из них имеет свои особенности. Однако в части курения ислам и христианство схожи. О сигаретах нет упоминания и в Коране, однако непрямые указания на запрет можно найти.

В этой же части можно рассмотреть призыв о не нанесении убытка. Еще одна цитата из Корана гласит: «Не убивайте себя, не очерняйте нутро запретным». Поэтому закурить в пост запрещается строжайше.

Известна особая любовь мусульман к кальяну. Мнения о его использовании в пост разнятся: часть представителей сообщества считает его небольшим грехом, однако большинство склоняется к мнению, что это серьезный грех.

Независимо от православия или ислама, уверенно можно сказать, можно ли курить кальян в пост. Кальянный и сигаретный дым наносят вред, поэтому привычки должны быть под запретом независимо от того, пост или нет.

Пост у мусульман протекает строже. В дневное время запрет накладывается на пищу, воду, половую близость, любые развлечения, спиртное. Разумеется, и курить в пост нельзя. Главным месяцем поста является Рамазан, хотя и в любой другой курение не допускается, ведь тело является собственностью Аллаха и осквернять его нельзя. Как и Великий пост у православных, Рамадан у мусульман – лучшее время, чтобы бросить курить.

Курение марихуаны, травы дает опьяняющий эффект, поэтому это харам (тяжелый грех) не только в пост. Аналогично запрещено оно в православной культуре.

Как видно, в любой религии пост – время воздержания и жесткого контроля над своими желаниями. Однако не следует относиться к нему как к пытке. Это возможность преодолеть себя, ощутить свою силу, преобладание духовного над физическим.

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное — вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека — сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность — приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

На АЗС видел, как священник покупал сигареты. Разве священники курят?

Есть много причин почему священник мог приобрести сигареты. Во-первых, на все Воля Божья, это стоит помнить. Очень много приходится времени проводить на службе, объяснять многим глупым прихожанам как себя вести в храме, ка петь, как стоять, много нужно читать молитв, знать их, соблюдать режим каждодневно, заниматься воздержанием, соблюдать длительно посты, крестить, исповедовать, выполнять всякую волю старшего батюшки, отпевать и жить на территории храма, совершая постоянные аскезы. Возможно он взял пачку сигарет, чтобы помолиться, чтобы кто-то бросил курить, а тот человек которому нужно помочь и курит именно ту самую марку. А может быть, на какой-то священной лекции показать всем прихожанам, что есть зло и показать их из своих рук, кто не видел еще и не догадывается о существовании такого яда. Вероятно так же, что в гости могла проникнуть всякая нечесть, которая закралась в его шкафу и обычным ладаном ее оттуда не выманишь, а может быть, он решил закурить вместо женщин и водки, прочитав в интернете комменты-советы, о том, что помогает избавиться от стресса, тем более Бог простит и на все его воля. История умалчивает, вы в следующий раз не стесняйтесь ему и батюшке этого храма задавать волнующие вопросы, ведь можно так и заповедь нарушить «не суди и…», на что вам, пожалуй будет ответ более логичный, исходя из этой истории. Я желаю всем здорового образа жизни, независимо оттого, какой пример нам подают «достойные».

Валерий Коновалов, Михаил Устюгов

Как себя вести прихожанину и священнику

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) – о церковном этикете и неписаных правилах для священства

Источник: Газета «Крестовский мост»

– Некоторые люди боятся заходить в храм, потому что не знают, как себя вести: боятся, что будут не вовремя кланяться, креститься, что не так обратятся к священнику… Эти опасения оправданны?

Архиепископ Егорьевский МАРК (ГОЛОВКОВ): Самое главное – человек должен понимать, что такое храм, зачем он туда приходит, осознавать свое место во взаимоотношениях с Богом. Сердце должно быть устремлено к Богу. Важно, чтобы посещение храма не ограничивалось только тем, что человек пришел, поставил свечки у иконы, перекрестился и ушел. Нельзя воспринимать только внешнюю сторону религии. Молиться надо искренне. Если будет такое представление, то остальные нюансы либо простительны, либо могут быть легко освоены.

Читайте также:  Православие и Дед Мороз: хорошо ли верить или нет, отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

– Но незнание каких-то правил может помешать и самому человеку, и окружающим. Как этого избежать?

– Прежде всего нужно вести себя скромно, спокойно, никому не мешать. Если вы оказались на богослужении и чего-то не знаете, старайтесь делать так же, как другие. К священнику можно обратиться: «Благословите», но если это непривычно, то обращайтесь иначе, только уважительно.

ГОЛ ЗАБИТЬ МОЖНО, «РАСПИСАТЬ ПУЛЮ» – НЕТ

– Надо ли нам всем знать о том, что позволительно священнику, а что – нет, чтобы не попасть впросак, приглашая батюшку, например, на концерт, на рыбалку, охоту или на футбол – поболеть за любимую команду?

– Священник всегда, в любой ситуации, и в семье, и в дружеской компании, и на летнем отдыхе, когда на нем нет облачения, остается священником и не должен нарушать некоторые нормы. Что это значит? Сходить в театр на какое-то пристойное зрелище ему можно, но только не в дни строгого поста. Раньше, в царской России во время Великого поста даже театры закрывались: не полагалось веселиться. Вряд ли нужно приглашать батюшку на стадион: многие болельщики, фанаты ведут себя так, что священник среди них будет выглядеть странно. Это касается и рок-концертов, дискотек. Священник может прийти на рок-фестиваль как миссионер, обратиться к слушателям, но не для того, чтобы «расслабиться», танцевать. На рыбалку его позвать можно, а на охоту лучше не приглашать: священник не может проливать кровь – ни человека, ни животного.

– Существует ли специальный регламент для священства: что можно, чего нельзя?

– Все регламентировать невозможно. К тому же жизнь меняется: было время, когда считалось неприличным для священника сходить в театр, а сегодня к этому иное отношение. Раньше не было дискотек, компьютерных игр и прочего. Сегодня все это есть и человек, как правило, сам может определить, что допустимо для священника, а что является грехом и может ввести в соблазн окружающих.

– Вопрос об играх – компьютерных, спортивных, домино, в казино: что позволительно для батюшки?

– В принципе то же, что и для верующих мирян. Поиграть с прихожанами в футбол, волейбол – пожалуйста. А домино, карты и вообще любые азартные игры надо исключить: грех. Тем более в казино. Даже участие в качестве статиста при игре в казино способно вызвать соблазн у паствы, а потому делать этого не нужно.

НЕ ВЕЗДЕ НАДО ЖДАТЬ КРЕСТ ДЛЯ ЦЕЛОВАНИЯ

– Может ли священник курить, употреблять алкоголь?

– Церковь не призывает всех быть абсолютными трезвенниками, как это предписывается в исламе. Священник может выпить немного вина. Но любой перебор, разумеется, недопустим. О табаке разговор особый. В XIX веке курение в России не считалось предосудительным. Это было чем-то вроде светской забавы, и некоторые люди даже духовного звания курили или нюхали табак. Позже, когда выяснилось, что это вредно, приводит к тяжелым болезням и по сути своей является формой самоубийства, отношение изменилось. У нас бывали случаи, когда исключали из духовной семинарии студентов, если узнавали, что они курят. В России курение сегодня несовместимо с духовным саном. А вот в Греции, в некоторых странах Ближнего Востока иначе. Я видел православных иереев, которые выходили подымить за территорию храма, у них это терпимо.

– Получается, что некоторые нормы поведения в разных православных церквях отличаются друг от друга. Российские паломники чаще всего ездят за рубеж в Грецию и Иерусалим. Что их там может удивить, к чему надо быть готовым?

– Проблема обычно возникает, когда наш паломник хочет причаститься и думает, что его пригласят на исповедь. И тут выясняется: в Греции нет традиции исповеди перед каждым причастием, то же самое в Иерусалиме. Об этом надо помнить. И еще особенность: после литургии в греческих храмах не выносят прихожанам крест для целования. А приезжие из России иногда этого ждут и уходят в некотором недоумении.

– Если наш паломник видит, что местные прихожане стали подходить к чаше без исповеди, может ли он к ним присоединиться?

– Лучше позаботиться заранее: найти батюшку, которому накануне можно исповедаться. Но если не нашли, то возможен другой вариант: исповедаться перед поездкой у себя на приходе, а потом уже смотреть по своему духовному состоянию. Или руководствоваться советом своего духовника.

Отношение церкви

Православная Церковь негативно относится к традиции курения, потому что табак вызывает зависимость, загрязняет смолами органы, разрушает нервную систему. Сигарета противоречит христианским обрядам, которые призывают верующих поддерживать чистоту оболочки и равновесие ума.

Курение — бессмысленное занятие, от которого совершенно никакого толку для людей и их окружения. Человек от этой пагубы не получает ничего доброго. Поэтому православные верующие должны сторониться этой пагубы, не несущей никакой пользы для становления личности.

Верующий обязан стремиться к вещам обстоятельным и полезным, потому что Господь, создавая мир, сотворил его правильным и рациональным. Отсюда получается, что курильщики, затягивая ежедневно в легкие ядовитый дым, разрушают тела, дарованные им Всевышним Творцом, и бессовестно противоречат изначальному замыслу Бога.

Православный христианин на светской работе. Ответы священников на вопросы

Дорогие братья и сестры!

Мы начинаем новую рубрику, условное название которой можно сформулировать «православные в миру».

Главная задача рубрики – рассказать, как верующие люди живут в современном мире. Для многих наших читателей очень актуален вопрос: что делать вне храма? Как сочетать веру, православные традиции и современную жизнь? Как жить православным в миру? Где и как можно работать? Как сочетать работу и духовную жизнь? Может ли православный христианин «делать карьеру»?

Если о том, как вести себя в храме, литература существует уже в достаточном количестве, то о том, как вести себя, например, на работе, какую работу выбрать, как относиться к карьере, прочитать практически негде. В нашей рубрике мы познакомим вас с ответами священников на вопросы о работе, рассказами о том, как относились к работе наши деды, и о том, как живут наши современники – врачи, педагоги, инженеры, математики – словом, люди самых разных специальностей.

Конечно, все проблемы охватить невозможно, наша задача – осветить православный взгляд на основополагающие моменты отношения к работе. Мы постараемся найти ответы на самые актуальные и злободневные вопросы. Вы можете задавать свои вопросы, а также прислать нам рассказ о своей работе. Надеемся, что материалы новой рубрики будут Вам интересны и полезны!

Ведущая рубрики Екатерина Сысина

Здраствуйте! Я санитарный врач, и по долгу службы мне приходится выдавать «разрешительную» документацию на деятельность залов игровых автоматов и казино, получается я совершаю грех?? Как мне быть в этом случае, если я не могу отказаться от этой работы.

Даже библиотекарю, как «работнику бюджетной сферы», приходится выдавать те книги, которые не всегда соответствуют его мировоззрению, так что «убежать» от этого соблазна не получится. Старайтесь приносить больше пользы в остальных областях и не давайте разрешений там, где не следует – честно выполняйте свой долг и милость Божия с Вами да пребудет!

С уважением, священник Алексий Колосов

Скажите, является ли грехом получать и тратить заработную плату из так называемой «черной кассы». Сейчас по России распространена ситуация, когда крупные и мелкие фирмы уклоняются от всевозможных налогов и как бы обманывают государство. Не будут ли это неправедно заработанные деньги? Я понимаю что основной грех на главных руководителях и организаторах этого предприятия. Грех ли, если я у них работаю?

Здравствуйте, Максим! Если Вы получили деньги за свой добросовестный труд – они заработаны праведно. Но получение их из «черной кассы» есть соучастие в казнокрадстве. В этом необходимо каяться на исповеди, и, по возможности, изменить такую ситуацию. Во многих госучреждениях, например, зарплата «белая».

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания в Православной вере (пусть даже это будут второстепенные цели)? Например, интересная работа с нормальным заработком, совершенствование профессиональных навыков, спорт. Если Бог дал мне способности в области финансов, торговли, то наверно грех их не использовать?

Человек не может не иметь целей и планов на жизнь. Главное, чтобы они действительно оставались второстепенными по отношению к спасению собственной души. И использовать свои способности в экономике не грешно в той степени, в которой они не связаны с обманом ближних и другими нарушениями заповедей Божиих. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному человеку сочетать смирение, кротость, терпение и уверенность себе, твердость характера, целеустремленность. Подскажите, пожалуйста, как найти «золотую середину», скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы (будучи кротким) люди не «садились на шею» и не издевались. Заранее благодарю вас за ответ и искренне надеюсь на ваш совет, уповая на помощь Господа.

К сожалению, в наше время принято отождествлять смирение и кротость с мягкотелостью и бесхребетностью. Видимо, из-за того, что мы разучились отстаивать свои интересы иначе, чем с помощью морального или физического насилия над ближними. А потому человек кроткий и смиренный воспринимается именно как безответный член общества. Но кротость и смирение это не постоянное избегание конфликтов, а умение решать их без насилия над собой и окружающими. А на определенной стадии конфликты в жизни такого человека вовсе прекращаются.

Наверное, все вышеизложенное несколько трудно для понимания. В этом случае лучше обратиться к примерам из житий преподобных, святых в монашеском чине. Удивительная незлобивость сочеталась в них со смелостью, а кротость с духовной твердостью. Кроткие в отношении личных обидчиков, они были способны на гнев в отношении врагов веры и собственного спасения.

Так и Вам стоит определить те рубежи, за которыми оканчивается нормальное общение и начинается манипуляция и издевательство. И эти рубежи отстаивать. Но здесь нужно помнить, что такие рубежи не могут пролегать по линии мелких бытовых проблем. Отстаивать надо то, что действительно важно.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Я учусь в университете, профессионально занимаюсь шахматами, хожу на курсы по вождению… Имею веру и много работаю над собой, но не могу отстраниться от мира, достижений… В жизни мне нравиться выигрывать — оценки, турниры, хорошие отношения с начальством и т.д. Я хочу благосостояния, но заработать его честным трудом. Моя проблема в том, что , когда я задумываюсь о Боге, молюсь, пощусь, то не вижу смысла во всем, что делаю — выходит надо зарабатывать только на то, чтобы по минимуму хватало семье и себе. Но на полпути все бросить я не могу, и начинаю опять стараться и добиваться… Мечусь меж двух огней и в результате — ни рыба ни мясо. Понимаю, что служить двум господам нельзя, но как быть?

И не надо служить двум Господам – надо служить Господу в тех жизненных реалиях, какие есть, и стараться всё, что ни делаем, делать во имя Его, совершать как послушание Богу. Кроме того, в мирском успехе нет ничего предосудительного до тех пор, пока он не становится самоцелью – даже и мирскими нашими делами можно свидетельствовать Божью милость: главное, избегать тщеславия, зависти, осуждения, всякого зложелательства, лицемерия, угодничества и жадности. Помните: живя в миру, мы можем стремиться к достатку теми способами и путями, которые дозволены Законом Божиим – результат же трудов наших в руках Господа. Это нужно помнить каждому, чья жизненная стезя проходит через мир.

С уважением, священник Алексий Колосов

Я боюсь не распознать в себе талант от Бога быть предпринимателем, зарабатывать не 1500$ в месяц, а, скажем, 20000$ в месяц. Ведь при большом доходе будет возможность и в храм чаще ходить, и жертвовать больше денег. Также боюсь вопроса на Страшном Суде, почему я не зарабатывал 20000$ в месяц (при условии, что у меня есть этот талант)? Считаю уместным расширить вопрос: Почему бы всем православным мирянам не стать предпринимателями? Прошу не путать этот вопрос с вопросом «Как всем мирянам стать предпринимателями?» — это хороший вопрос, но сейчас я его не поднимаю. Да спасет всех Господь!

Из текста Евангелия мы имеем представление о том по каким критериям будет совершаться Страшный Суд. (Мф.25, 31-46) Заработок не входит в их число. Относительно чрезмерного увлечения богатством Господь Иисус Христос предостерегает нас: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф.19,23-24). Причина предостережения в человеческой привычке надеяться на богатство. Ничто не препятствует православным людям быть предпринимателями, если главной целью своей жизни они продолжают видеть спасение собственной души, а надежду возлагать на Господа.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Мне очень нужен совет от Вас. Я скоро оканчиваю школу и раньше я думал пойти на адвоката, но я очень колеблюсь. Мне кажется, что эта профессия не подходит для христианина. Хотя на Руси были адвокаты! В целом мне нравится эта профессия, но не хочу расплачиватся вечными муками после смерти! Ведь я буду защищать и людей виновных, которые сделали зло для других людей! Не будет ли грехом с моей стороны, что я защищаю преступника? скажите, что мне делать!?

Во-первых, адвокат далеко не всегда защищает виновных. Во-вторых, работа адвоката даёт даже и виновному некий шанс к исправлению – воспользуется он им или нет уже вторично. В остальном же, адвокат (впрочем, как и каждый из нас) должен поступать по совести и заповедям, а там будь что будет.

С уважением, священник Алексий Колосов

На работе часто сталкиваюсь с агрессивным поведением людей. Есть люди, которые грязно ругаются. В душе все восстает против этого, а скажешь — получишь больше агрессии в ответ. Как быть?

Да, сквернословие — один из распространенных пороков нашего времени, который многие и за порок не считают. Как быть Вам? Прежде всего не раздражаться, а помолиться. Разговаривайте со всеми спокойно и доброжелательно — это иногда помогает снять агрессию. Делать ли замечания — зависит от ситуации. Иногда можно и нужно сразу попросить человека не употреблять при Вас нецензурные выражения, иногда лучше подождать пока уйдет агрессивность.

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, как Церковь относится к проверке на детекторе лжи при приеме на работу в обычную коммерческую фирму? Спасибо.

Официального мнения Церкви по вопросу о применении детектора лжи не существует, поскольку такие проверки не касаются вопросов веры. Вы можете услышать только частные мнения различных священников. На мой взгляд, это некоторый перебор, однако, ничего плохого для христианина здесь нет: если совесть Ваша чиста, то чем Вам повредит такая проверка? Другое дело, что на этой фирме, возможно, настолько высокая секретность, что такие проверкам могут регулярно подвергаться и сотрудники, а, возможно, там в принципе не очень здоровая атмосфера.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я работаю в табачной компании (реклама сигарет). Раскаиваюсь и xочу найти другую работу. Сейчас я в декрете. Когда выxодишь из декрета — новую работу сразу искать сложно — никто не xочет брать с маленьким ребенком. Можно ли выйти на старую работу (табак) — работать и искать новую работу? Или надо срочно увольняться, чтобы не заниматься грешным делом ни дня? (здесь у меня просто страx, что новую работу буду искать долго, что уже не будет такой высокой зарплаты, на старой работе свободный график — смогу больше времени уделят ребенку…) Как вы рассудите?

Работу нужно пытаться найти уже сейчас, находясь в отпуске, но если найти ее не удастся можно выйти и на старую работу, с непременным намерением ее сменить. Не смущайтесь возможными проблемами. Господь, видя Ваше желание отойти от греховного дела, подаст Вам необходимое благосостояние.

Неудобные вопросы или о плачевном состоянии церкви и веры…

В последнее время всё чаще можно слышать о том, что из церкви стало уходить очень много людей, причём, молодых и инициативных, которые разочаровались в духе и атмосфере современной церкви, изобилующей авторитарностью, формализмом, манипуляциями и прочими негативными явлениями. Чем можно было бы объяснить эту нездоровую ситуацию, складывающуюся в церкви и вокруг неё и можно ли её как-то изменить ?

Вопрос о том, что происходит сегодня с церкрвью и верой и почему так стремительно нарастает в последнее время антицерковная риторика, задаёт себе сегодня наверно каждый верующий, обеспокоенный состоянием православной церкви, которая буквально на глазах из института духовности и дома молитвы превращается в административно-хозяйственную артель или бизнес – корпорацию, обеспокоенную своим политическим имиджем, финансовым благополучием и внутрицерковной дисциплиной больше, чем состоянием самой веры у основной массы верующих.

Читайте также:  Православие и внематочная беременность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Можно-ли эту ситуацию охарактеризовать кризисом церкви и современного православия ? В какой-то мере, наверно, можно, поскольку все признаки кризисной ситуации налицо – от появления т.н. группы «непоминающих» священников, до откровенно оппозиционных православных сайтов, критикующих состояние церкви и политику церковного руководства, из которых наиболее известным является сайт ahilla.ru

Насчёт кризиса всего православия ставить вопрос, наверно, не совсем корректно, поскольку проблема в большей степени касается не православия вообще, а преимущественно Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), где, действительно, в последнее время складывается сложная и отчасти тенденциозная ситуация, которую в значительной мере подогревают откровенные просчёты и ошибки церковного руководства, которое фактически узурпировало всю церковную власть, нарушив принцип православной соборности, введением принципа церковной «диктатуры», как в коммунистической партии.

Чего греха таить, высшее церковное руководство стало в последнее время по аналогии с политбюро ЦК практически неприкасаемым элитарным лобби, которое стремится к осуществлению тотального финансового и идеологического контроля над каждым священнослужителем и верующим. Но только это, простите, основной принцип «политической партии власти» в форме жёсткой патрийной диктатуры, который не имеет ничего общего с христианством и православием, а является скорее наследием и пережитком нашего недавнего коммунистического прошлого, только в церковном формате.

Это в корне порочная ситуация для церкви, всегда опиравшейся на монашество и рядовых священников на местах, а не на епархиальные управления, как преимущественно бюрократические структуры, наделённые необоснованно завышенными властными полномочиями. Дело в том, что любые права и полномочия, как мирские, так и церковные, должны всегда уравновешиваться обязанностями и ответственностью, а в церкви, как нигде, особенно важны принципы открытости, доверия и служения, которые всегда основывались на авторитете простого пастыря, а не важного епархиального чиновника.

За последние десять лет случилось нечто прямо противоположное, когда церковное чиновничество и клерикалы, сконцентрировав в своих руках всю полноту церковной власти, фактически обескровили церковь, лишив её исконного духа открытости, соборности и мира, сделав священников бесправными наёмными работниками и служащими не Церкви Христовой и Богу, а административной прослойке высшего церковного чиновничества, отождествившего себя с церковью и сосредоточившего в своих руках всю полноту церковной власти.

Но мы же помним слова Спасителя:

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20;28).

Таким образом, сегодня уже совершенно очевидно, что нужно отказываться от политики жёсткой церковно-идеологической диктатуры и освобождать простых пастырей и монашествующих от гнёта бюрократического аппарата церковного чиновничества, чтобы дух соборности, доверия и мира снова стал основой внутрицерковной жизни.

Неужели ситуация в церкви достигла такого состояния, что рядовое священство уже фактически не участвует в управлении церковью, а всем управляет только высшее церковное руководство ?

В этом, похоже, и состоит главный парадокс нынешней кризисной ситуации в церкви. Так случилось, что управленческий аппарат церкви за последние годы медленно, но уверенно оброс широкими властными полномочиями и привилегиями и стал абсолютно авторитарной и неприкасаемой кастой высших церковных управленцев, недоступных ни для какой критики и влияния с мест.

Эта ситуация, кстати, в значительной мере напоминает советскую модель общества накануне перестройки, когда дефицит элементарной правды, критики и гласности в обществе породил чудовищный авторитаризм и произвол, закончившийся перестройкой.

Нечто подобное сегодня происходит и в церкви и многочисленные скандалы от выходки Pussy Riot до Матильды, статуса Исаакиевского собора, идентификации царских останков, прижизненного памятника патриарху и его откровенно экуменической позиции только нагнетают страсти. При этом соответствующие провокационные вбросы архивных документов о создании Московского патриархата Сталиным в 1943 г. под контролем КГБ от выведенных за штат священников в лице того же Андрея Кураева и иже с ним «непоминающих» патриарха Ктрилла только усиливают общую нездоровую атмосферу.

Кстати, аналогичная ситуация имела место ровно 100 лет назад в канун Революции, что говорит о цикличности самого механизма стряхивания Церковью со своего тела многочисленной армии присосавшихся «бюрократов-клерикалов», которыми церковный корабль периодически обрастает по аналогии с судном, точно «рапой и ракушечником», затрудняющим движение и требующим регулярной очистки.

Если посмотреть на социальные фронты, где сегодня проходит передовая линия борьбы со злом, требующие социальных инициатив, добровольцев и активной позиции церкви, можно заметить, что церковь попросту ушла с этих фронтов социальной работы, оставив их на произвол ситуации, будучи озабочена спасением и пасением самой себя по слову пророка Иезекииля.

«Смертный человек, изреки пророчество о пастырях Израиля, возвести им, что говорит Владыка Господь: „Горе пастырям Израиля, которые пасут самих себя! Не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34, 1-2)

«Потому, пастыри, слушайте слово Господне! Жив Я, – клятвенно заверяет Владыка Господь, – за то, что у стада Моего не было пастыря и потому стало оно добычей и поживой диким зверям, за то, что пастыри Мои не искали овец Моих и самих себя пасли, а не стадо – за это слушайте, пастыри, слово Господне.

„Я иду против пастырей, – говорит Владыка Господь, – Я спрошу с них за Свое стадо, не доверю им впредь стада Своего, и не будут больше пастыри пасти самих себя; вырву овец Своих у них изо рта, и не будут более овцы Мои для них поживой!“ Господь – истинный пастырь. Так говорит Владыка Господь: „Я Сам отыщу Моих овец и буду заботиться о них.» (Иез. 34, 7-11)

Это более чем серьёзное предостережение и церкви и всем пастырям, заботящимся о собственном статусе и благополучии. В данной связи, многие активисты и подвижники социальной работы, которые ждали от церкви поддержки и активной позиции, оказались фактически брошенными церковным руководством на произвол судьбы и предоставленными самим себе. Многочисленные и крайне актуальные социальные проекты, которые фактически были закрыты и заблокированы консервативной и откровенно некомпетентной позицией церковного руководства говорят сами за себя.

Если говорить о проектах БПЦ, то среди них и обанкроченный социальный проект Издательства Белорусского Экзархата «Семья-Единение-Отечество», как мощнейший духовно-просветительский ресурс республиканского значения и проект Православного телеканала на БТ с пресс-медиа-центром на базе Дома православной книги и семейный проект «Сёмкого» со строительством крупнейшего реабилитационного центра семейной помощи и проект православная психология с созданием сети кризисных консультативных служб по всей республике и многие другие социальные проекты и инициативы, которые были заблокированы церковным руководством из-за элементарного недоверия их авторам и отсутствия в церкви соответствующих специалистов.

Это всё прекрасно чувствуют многие люди, приходящие в церковь и, прежде всего, молодые с достаточно высоким уровнем интеллекта и критического мышления, стремящиеся видеть в церкви и священнике прогрессивного и свободного человека, а не подневольного и безответственного работника некой церковно-бюрократической системы.

С другой стороны есть и так называемый глобальный тренд или склонность к схоластике, обмирщению и коммерциализации любой религии, а не только православия.

Говоря другими словами, мир всё больше погружается в ложь и инфернальность (демонизм), а на этом фоне неизбежно падает общий уровень человеческой нравственности, трезвости, осознанности и ответственности, а возрастает политизированность, идеологизированность, нетерпимость и недоверие ко всему с желанием найти внешнего врага и виновника всех проблем.

А самый главный враг испокон века не снаружи, а глубоко внутри в самом сердце у каждого человека и церковного чиновника и именуется этот враг пристрастностью каждого человеческого сердца

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15;12).

Таким образом, стремление видеть и искать врагов церкви только во вне, также в значительной мере способствует замкнутости церкви на себя и ужесточение мер в отношении тех, кто пытается подвергать сомнению или критиковать действия церковного руководства.

Реально больно видеть и осознавать то, сколько трезвых, искренних, неравнодушных и просто талантливых людей ушло из церкви или было отвергнуто за последние годы, а пришло откровенных карьеристов, озабоченных мирской славой и делающих себе успешную карьеру.

Отсев трезво и критически мыслящих людей – это, пожалуй, самая большая ошибка церковного руководства, которая может привести церковь к расколу, если уже не привела, поскольку только правда и есть тот инструмент, который лечит любые душевно-духовные раны любого организма и церковного в том числе.

Ведь сам Спаситель дал Церкви и всем верующим универсальный рецепт исцеления горькой правдой – «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5;44-47).

Согласитесь, несколько странно, что уча весь падший мир этому золотому принципу праведности и любви сама же церковь в лице РПЦ МП им и не пользуется.

Можно ли изменить сложившуюся в церкви ситуацию или нужна очередная революция?

Очень и очень сложный вопрос, находящийся выше одной лищь человеческой компетенции. Изменить сложившуюся ситуацию, наверно, всё же можно, но для этого необходимо глубокое отрезвление и покаяние для того, чтобы увидеть реальное состояние церкви, которое можно назвать плачевным.

Дело в том, что лечение любой болезни и церковной в т.ч. возможно лишь тогда, когда поставлен точный диагноз. Пока диагноз не поставлен, капитальная чистка «авгиевых конюшен» современного клерикализма и внутрицерковной бюрократии, которые не чистились ещё с конца 18-го века, невозможна.

Следиет отметить, что нынешнее плачевное состояние церкви, тесно связанной с государством, в значительной мере обусловлено ещё не ушедшим в историю периодом дикого имперского олигархизма и административного капитализма, который наложил свой тяжёлый коррупционный отпечаток на все социальные институты, включая и церковный.

Но почему-то всё же хочется надеяться, что дух исконно русского православия и подлинного христианства ещё восторжествует на Руси, возможно, на очень короткий промежуток времени, ведь по пророчеству Евангелие во всей полноте и силе должно быть проповедано миру перед окончательным его погружением во мрак рационального инфернализма.

Державный храм

города Фрязино Московской области

Православие и политика

Большинство людей, живущих в современном мире, так или иначе, находятся на поле военных действий, только борьба разворачивается не столько за власть над территориями и ресурсами, сколько за власть над человеческими умами. Разные политические силы стараются по-своему преподнести происходящие события, выставляя их в выгодном для себя свете. Когда верующий человек говорит о чем-либо происходящем в окружающем его мире, в том числе и о политических событиях, то обязательно старается соотносить правильность своих суждений со Священным Писанием. При этом в Евангелии нет прямых указаний ни на то, за кого голосовать, ни ответа на вопрос ходить ли христианину на митинги. Однако Евангелие, охватывая своей глубиной все стороны жизни человека, показывает правильный путь в решении любых вопросов, в том числе и политических.

Оживление политической активности в нашей стране в последние годы показало, что члены Церкви тоже граждане, склонные придерживаться тех или иных политических воззрений, поддерживать ту или иную сторону в гражданском разногласии со склонностью объявлять свои политические симпатии богоугодными и уверять всех (и прежде всего себя) что, выступая против своих политических противников, они выступают за правду Божию. Не обязательно дурные сами по себе, но полностью мирские соображения подкрепляются ссылками на веру: «Мы за правду, следовательно, Бог на нашей стороне». Незаметно сама вера оказывается в подчиненном положении. Явление это не новое, его хорошо описывает К.С. Льюис в «Письмах Баламута», где один бес наставляет другого: «Пусть он (человек) сочтет патриотизм или пацифизм частью своей религии, а под влиянием партийного духа пусть отнесется к нему как к самой важной ее части. Потом спокойно и постепенно подведи его к той стадии, когда религия просто станет частью «дела», а христианство он будет ценить главным образом за те блестящие доводы, которые можно надергать из его словаря… Если только митинги, брошюры, политические кампании, движения и дела значат для него больше, чем молитва, таинство и милосердие, — он наш. И чем больше он «религиозен» (в этом смысле), тем крепче мы его держим. Я мог бы показать тебе целую клетку таких у нас, внизу. Потешный уголок!»

Любой христианин живет при абсолютной монархии, так как «Господь — царь наш» (Ис.33:22). Поэтому в ситуации, когда требования каких-либо людей или групп приходят в столкновение с тем, о чем говорит Господь, христианин должен безусловно повиноваться лишь Богу. Иногда подобные столкновения носят открытый характер, когда христиан принуждают к чему-то явно противному требованиям Евангелия — идолослужению или прямому отречению от Бога. Но столкновения могут носить и не столь явный характер. Так, в силу различных жизненных обстоятельств все люди находятся в среде, где подразумевается определенное поведение, и в случае решения поступить иначе окружение, скорее всего, человека осудит и даже отвергнет.

Евангелие же говорит о том, что все человечество призвано к общению со Христом, и все люди являются нашими собратьями по воле и замыслу Божию. Они — наши родные и принадлежат к одной с нами семье, глава которой Христос (вне зависимости от того, насколько они нам симпатичны).

Часто сообщества ожидают демонстрации лояльности через отвержение оппонентов. То, что можно видеть в современных политических дебатах — это заявление своей политической позиции через обязательное, почти ритуальное злословие, когда требуется не просто сказать, что оппоненты неправы (это было бы совершенно понятно), но что они — дурные люди, достойные только презрения. Политическая деятельность, к сожалению, на три четверти состоит из злословия. Такое поведение отчасти понятно — позитивная самоидентификация требует определенных усилий, продумывания своих взглядов, согласования их с другими людьми, в то время как негативная — через общего врага — дается гораздо легче. К тому же человечество по своей натуре греховно и склонно видеть вокруг больше зло, нежели добро.

Вместе с тем, часто приводят и довод, что нравственная обязанность любого человека — обличать ложь и выступать за истину. Такая обязанность действительно есть, но ею часто прикрываются попытки использовать нравственную риторику во вненравственных целях: любой конфликт его участники, как правило, рассматривают с этической точки зрения — как столкновение добра и зла. Если соответствующая риторика приобретает религиозный оттенок, то обе стороны уверяют, что Бог на их стороне, то есть каждый из оппонентов буквально привлекает Господа в свои ряды.

Однако Господь, как и два тысячелетия назад, никому не отдает Своего голоса и ни от кого не принимает партийного билета, так как Он — Царь, безусловный Владыка мироздания. А таким Христос оказывается неприемлемым для подавляющего большинства и становится объектом всеобщей ненависти.

Ненависть – это топливо, на котором часто работает политика. Христианину же запрещена ненависть, которая несовместима с Евангелием, заповедующем любить своих врагов. И нельзя пытаться обойти это ссылкой на то, что ненависть обращена не к нашим личным врагам, а к врагам правды поддерживаемой партии, поэтому ненавидеть врагов партии позволено. В этом кроется самообман — Евангелие заповедует любить именно тех, кто враждебен к христианину из-за его верности правде Божией.

Любовь каждого христианина может проявляться по-разному, например, в отказе от ненависти, неприязни и враждебности, в отказе выдвигать недоказуемые или преувеличенные обвинения, в отказе от попыток разрушить чью-либо репутацию в целом — даже когда взгляды и действия этого человека не одобряются. Все, что делается без любви, по словам апостола Павла, пусто и бессмысленно (1Кор.13:1,2).

Таким образом, вера во Христа не определяет, за кого христианин голосует и ходит ли он на митинги, но определяет, как он относится к ближним — разделяют они его политические воззрения или нет.

Есть не только христианская, но и просто житейская мудрость, глубину которой сложно переоценить — нам гораздо чаще приходится сожалеть о наших словах, чем о нашем молчании. Если мы считаем, что наш собрат неправ, у нас есть четкая инструкция, как поступать (Мф.18:15-17). В крайнем случае, мы всегда можем сказать без презрения и враждебности: «я не разделяю этого мнения».

Ссылка на основную публикацию