Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Скажите, пожалуйста, православному христианину разрешается праздновать 8 марта? Есть ли какая-то связь между светским праздником и иудейским Пуримом? Спаси Господи за ответ.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Связи совершенно никакой нет. Пурим (см.: Есф. 9: 26, 28, 29, 31, 32) – еврейский праздник, начало которому было положено евреями диаспоры, жившими в рассеянии в Персидском царстве в V веке до Р.Х. Сначала это встретило сильное сопротивление в Иерусалиме старейшин, которые смотрели на это как на нежелательное новшество. Однако постепенно этот день стал общим для евреев праздником. Слово пурим (от аккадского пуру – жребий) означает жребии, которые метал суеверный Аман, чтобы назначить месяц для истребления евреев (см.: Есф. 3: 7). Самое древнее письменное свидетельство о нем встречается во 2 Мак. 15: 36 («день Мардохеев»). В сельской местности и в небольших городках праздновался 14 адара, а в укрепленных городах – 15 адара (см.: Есф. 9: 18–19).

Связь дня 8 марта с праздником пурим проводится совершенно искусственно. Проходившая в Копенгагене 27 августа Вторая международная социалистическая женская конференция постановила «учредить день борьбы за права женщин» 19 марта. Действительно, в 1911 году 19 марта было отмечено женскими манифестациями в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Однако в следующем 1912 году этот день отмечался 12 мая в тех же странах. В 1913 году женщины устроили митинги 12 марта в Германии, 9 марта в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии, а во Франции и России – 2 марта. Что касается праздника пурим, то евреи его отмечали: в 1911 году – 14 марта; в 1912 – 3 марта; в 1913 – 23 марта, а в 1914 – 12 марта.

1. Как видим, нет ни одного совпадения.

2. Праздник пурим вовсе не женский, а общий для мужчин и женщин. В некотором смысле это даже больше мужской праздник, так как сопровождался и сопровождается неумеренным винопитием. Как советовал влиятельный вавилонский законоучитель Рава бен Иосеф бен Хама (ок. 280–352 по РХ), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или похвалу Мардохею (Талмуд. Трактат Мегилла, 76).

3. Ошибочно утверждение, что инициатор международного женского дня Клара Цеткин была еврейкой. Родилась она 5 июля 1857 года в г. Видерау (Саксония). Отец ее, Готфрид Эйснер, был органистом в местной лютеранской кирхе. Мать, Жозефина, тоже немка. Она была дочерью адъютанта. Жозефина поддерживала идеи «женской эмансипации». На этих идеях она воспитала свою дочь Клару. Родители, пренебрегая традицией и увлекаясь «передовыми» идеями, не сознавали, какую трагедию они подготавливали для своих детей. Именно здесь, а не в пуриме, истоки социалистического феминизма Клары Цеткин. Фамилию она взяла у народовольца из России еврея Осипа Цеткина, с которым была в сожительстве (в так называемом «гражданском браке») до его смерти от туберкулеза в 1889 году. В 1923 году она приехала в Россию. Умерла под Москвой в 1933 году. Тело было предано огню, а пепел замурован в кремлевской стене.

Является ли день «международной солидарности женщин в борьбе за экономические, социальные и политические права» праздником? Инициаторы такой цели не ставили. В советское время только 8 мая 1965 года 8 марта был объявлен в СССР праздничным, нерабочим днем. Большинство людей в нашей стране, не придавая никакого значения идеологическим целям властей, пользовались этим днем, чтобы выразить симпатии и человеческое внимание близким и знакомым женщинам.

Христианам нет необходимости пользоваться днем 8 марта, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества, но и в третью неделю Пасхи, посвященной женам-мироносицам. Святое Евангелие открывает нам трогательную историю всепобеждающей любви жен-мироносиц к своему Божественному Учителю. Они первыми сподобились особой чести – увидеть Воскресшего Господа. Именно к ним первым было обращено великое слово: Радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости.

В праздник жен-мироносиц у христианина имеется возможность явить свое внимание и любовь ко всем знакомым женщинам и пожелать им, чтобы жизнь их была озарена теплым и радостным Светом Христовым, чтобы с помощью Божией постоянно было жизненное благополучие, мир и здоровье.

Как православие относится к 8 Марта?

Дополнительный выходной, улыбающиеся дамы с тюльпанами, поздравления и корпоративы — так обычно выглядит восьмой день весны. Но как этот праздник оценивает Церковь? Почему некоторые верующие так скептически к нему относятся? Каждый год священникам задают традиционный вопрос: отмечать или нет?

Историческая справка

Чтобы понять, почему 8 Марта в православии часто воспринимается негативно, надо обратиться к истории праздника.

В этот день 1908 года в Нью-Йорке состоялся митинг за равноправие женщин, которые в то время работали наравне с мужчинами, но получали значительно меньше. Также они не имели права голоса на выборах. В следующем году в США впервые отмечали женский день, тогда еще в последнее воскресенье зимы.

Но широкое распространение дамского праздника связано с немецкой коммунисткой Кларой Цеткин. В 1910 году она выступала на II Международной социалистической женской конференции в Копенгагене и предложила учредить женский день. Но не с тюльпанами, шампанским, корпоративами и поздравлениями.

Имелось в виду, что тогда дамы… будут выходить на митинги. В 1911-м это событие отмечалось 19 марта в Германии, Австро-Венгрии, Дании и Швейцарии, в следующем году — 12 мая. В 1913-м к митингующим добавились Россия и Франция. Правда, тогда их еще не объединяла общая дата. Лишь в 1914-м впервые женский день отмечали именно 8 марта.

Как видим, тогдашнее представление о новоиспеченном празднике имело социально-политическую окраску. О христианских идеалах женщины как матери и хранительницы домашнего очага не могло быть и речи. В среде феминисток начала XX века культивировался совсем иной образ — революционерки, «карьеристки», жаждущей равноправия и власти.

Правда, со временем праздник 8 Марта потерял свой социально-политический колорит и сегодня просто считается Международным женским днем.

Женский праздник ≠ Пурим

Но есть категория людей, которым показалось мало политического прошлого дамского дня. Они нашли более глубокий подтекст: якобы 8 Марта — это Пурим.

Основой еврейского праздника является ветхозаветная история о спасении израильтян, проживавших на территории Персии, от истребления их неким Аманом. Пурим был установлен еще в V веке до Р. Х., но не потерял своего значения и сегодня. Принято веселиться до упаду и угощать всех печеньем треугольной формы. Оно называется «уши Амана».

Но какое отношение он имеет к женскому дню? Искатели «глубоких» смыслов праздника утверждают, что Клара Цеткин была еврейкой и специально связала две даты.

Но давайте разберемся по порядку.

  1. Клара родилась в Германии, ее родители были немцами, об этом свидетельствует и девичья фамилия — Айсснер. От матери девушка впитала феминистические идеи, поэтому часть жизни посвятила борьбе за женское равноправие. Фамилию Цеткин она взяла от своего мужа Осипа — народовольца из России, еврея по национальности. Это, пожалуй, и все, что связывает ее с евреями.
  2. Если сравнить даты празднования Международного женского дня и Пурима, то версия об их связи терпит фиаско. Дамский праздник был установлен в 1914-м, а еврейский в том году выпал на 12-е число, а не на восьмое.

Почему 8 Марта в православии воспринимается негативно?

Но если дата потеряла политический окрас и не имеет никакого отношения к еврейской истории, откуда тогда критический настрой верующих?

Читайте также:  Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

Во-первых, это — чисто светский праздник. Он не имеет никакого отношения к Церкви. Православные христиане имеют свое женское торжество — жен-мироносиц.

В третье воскресенье после Пасхи верующие вспоминают, какую важную миссию всегда исполняли представительницы якобы «слабого» пола. На их плечах — забота о семейном уюте, воспитании детей. От Жены пришло спасение всему человечеству — родился Христос, мироносицы первыми узнали о воскресении Христа.

Во-вторых, неприемлемым для верующего считается превращение дамского праздника во всеобщее опьянение и разврат. К сожалению, лишний выходной очень часто становится поводом «оторваться по полной».

В-третьих, зачастую Международный женский день попадает на Великий пост — время сугубого покаяния. Как так: сегодня ты отбиваешь поклоны на покаянном каноне Андрея Критского, а завтра — распиваешь шампанское и вытанцовываешь на корпоративе? Именно такой подход и критикует Церковь.

Как «правильно» отметить дамский праздник?

Но в православии не отрицается иное видение 8 Марта — без легкомысленного поведения и алкоголя, но с любовью и милосердием. Разве есть что-то плохое в том, чтобы лишний раз поблагодарить маму, навестить бабушку и подарить ей букет тюльпанов? Стоит ли говорить колкости тем, кто далек от христианства, но искренне поздравил вас с Международным женским днем?

Не фарисействуем ли мы, когда противопоставляем нас, православных, неверующим коллегам? Когда думаем, что мы такие хорошие, в Великий пост не развлекаемся, а они — нераскаявшиеся грешники?

8 Марта дает нам лишний шанс проявить себя настоящими христианами. Но не в том смысле, чтобы на все стороны заявлять, что такого праздника мы не признаем. Нет. Эта дата — еще одна возможность уделить внимание дорогим людям, показать, как мы их любим. В кругу неверующих коллег мы имеем прекрасный шанс проявить смирение. А еще мы имеем дополнительную возможность непосредственно послужить Христу. Как? В выходной день сходить в храм и помолиться на Литургии.

Свое мнение о поздравлении с 8 Марта озвучивает протоиерей Димитрий Смирнов:

Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Итак, 8-го марта наши женщины принимают поздравления с Международным женским днем. Мужья поздравляют своих жен, дети дарят открытки мамам и бабушкам, все довольные и счастливые. И вроде бы, что тут плохого порадовать своих любимых женщин подарками в этот день. И мало кто задумывается почему православнвя церковь не признает 8 марта, как женский день.

Всем известно, что автором идеи Международного женского дня 8 марта есть некая Клара Цеткин – немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, активистка борьбы за права женщин. Она вошла в историю 20 века даже не как коммунистка, а как женщина-революционер, реформатор, сыгравший немаловажную роль в становлении европейского движения за равенство “слабого” пола над “сильным”.

В свою очередь, православная Церковь никогда не ставила вопрос о равенстве или неравенстве мужчин и женщин. Это просто потому, что у каждого из них в этой жизни свое важное назначение. Во все времена мужчинам приписывалась роль добытчика, кормильца, а женщинам отводилось место быть хранительницей домашнего очага. И кто, вообще, решил, что это место второе? Почему данная от природы возможность рожать и воспитывать детей, создавать семейный уют, поддерживать во всем мужа, дарить нежность и любовь своей семье считается дискриминацией и унижением женщины? Ведь это же естественно! Есть поговорка: что естественно, то не безобразно. Но активистки движения за права(!) женщины подвергают эту поговорку осуждению! Вот спросить бы у них, последователей Клары Цеткин, за какие права вы боретесь. Может, за то равенство, чтобы “слабые” женщины стояли наравне с “сильными” мужчинами на заводах за станками, или чтобы женщины вели и распоряжались семейным бюджетом? А может быть, лучше женщинам не рожать детей? Тогда они точно станут похожими на мужчин! Абсурд, правда?

Церковь никогда, ни в какое время, не умаляла роль женщины в этом мире и саму женщину в целом. Наоборот, во все эпохи воспевалось материнство, женская нежность, способность поддержать, понять, даже повести куда надо. В Библии приводится множество примеров мудрых, сильных духом и в тот же час смиренных женщин, которые вызывали восторг у мужчин, желание заботиться и опекать.

Какие чувства современные женщины, добившиеся равенства, вызывают у мужчин?

– никакой жалости
– никакой нежности
– никакого желания заботиться
– однако есть огромное желание вступить с нею в блудную связь.

И это понятно. Зачем заботиться, если она мне ровня, зачем любить, если добиться ее можно без любви? Вот такое потребительское отношение сформировалось у наших мужчин к женщинам. Последним это, наверное, нравится, раз они не хотят ничего менять.

В наше время женщина стала действительно похожа на мужчину. Это заметно как по ее внешнему виду, так и по внутреннему наполнению.

Некогда пышные, длинные платья сменились мини-юбками и брюками. Женская нежность, заботливость, да в конце концов, слабость перешла в черствость, железность и гордость (вспомним лицо современной бизнес-woman). А на самом-то деле, гордиться есть чем? Разве же может кот перебрать на себя роль собаки? Представим себе кота, бегающнго по двору и лающего, как щенок. По крайней мере, это выглядит нелепо. Вот такие сегодня и наши женщины. И роль “сильнейшего” им не подходит не потому, что они какие-то никчемные или “второсортные”, а потому, что Господь Бог их сотворил “нежным сосудом”, преисполненным любви, преданности и нежности. У разумной женщины никогда не возникнет вопросов по поводу равенства с мужем, потому что умом своим, верой и безграничной чуткостью она сможет вывести и себя, и мужа из любой трудной ситуации.

Но вернемся к “празднику” 8 марта, придуманному активистами защиты “прав” женщин. Когда мы будем поздравлять в этот день своих жен, что мы им пожелаем? Может, пожелать, чтобы они были похожи на современных последователей Клары Цеткин (я сейчас имею в виду группировку (по-другому не назовешь) “femen” или “pussi riot”). Чтобы они бегали обнаженными по городу, спиливали поклонные кресты (как было в Киеве), танцевали в храме (идет речь о “панк-молебне” в храме Христа Спасителя), выступали за аборты и делали прочую чушь, как эти бессовестные дамы.

Если Цеткин и ее последователи хотели разрушить образ женщины как таковой, то не нужна нам такая философия, такие псевдоценности и такой праздник!

Хочу заметить, что православная Церковь также имеет особый день, когда можно поздравить женщин. Это день памяти святых жен-мироносиц. Празднуется он на второй неделе после Пасхи (а именно 19 мая, для 2013 года). Святые жены-мироносицы были воплощением доброты, пламенно горели любовью к Господу, были смиренны и чисты. Святые жены принимали Иисуса Христа в своих домах, вместе с Ним шествовали на Голгофу, распинались на кресте с Богом, хоть и не физически, но духовно. И эти же жены мироносицы первыми сподобились узнать радостную весть о воскресшем Господе. На святой Руси этот проаздник чтился особо. Потому что наши предки (сейчас я имею ввиду женский пол) жили очень благочестиво, имели твердую веру и особую черту хранить целомудрие, причем не только до брака, но и замужем.

Православие во все времена чтило женщину-мать.

На сегодняшний день, к сожалению, термин “женщина-мать” пытаются растереть, размазать и, что самое страшное, даже искоренить. Сейчас ложное время – ложные и ценности.

Но вернемся к главному вопросу: “Можно ли православному отмечать 8 марта?”.

Читайте также:  Душа на 40 день после смерти: что происходит и куда уходит, как провожают

Верующий, ходящий в церковь человек, конечно же, живет по церковному календарю, он чтит церковные праздники и вряд ли будет кого-то поздравлять с днем 8го марта. Но в семьях бывают не все верующие. И тогда, чтобы не обидеть свою невоцерковленную родственницу, можно поздравить ее с женским днем. Хотя сделайте ей небольшой сюрприз: поздравьте ее еще и в неделю (воскресенье) святых жен-мироносиц. Пожелайте ей стараться быть похожей на святых жен, быть мудрой, иметь большое, полное любви, сердце и чистый ум. Ведь каждая женщина есть мироносица – она несет миру мир, свет и благодать.

Можно ли праздновать 8 марта?

Приближается день 8 марта, так называемый Маждународный женский день.
В преддверии этого праздника многие верующие спрашивают: можно ли православным людям отмечать этот день?
Предлагаю свои размышления на этот счет, написанные три года тому назад, по просьбе одного Интернет-портала.
Скорее всего, вы читали эту мою заметку, ее перепечатывали многие сайты. Но вот теперь она дошла и до читателей портала АЗБУКА ВЕРЫ

Приближается праздник 8 марта, как он торжественно называется: Международный женский день.
Насчет международности – не знаю. Однажды я был как раз в это время во Франции, в другой год – в Германии, и нигде не увидел не только никакого празднования, но и напоминания о нем. (Может быть, оно и было, но надо было очень постараться, чтобы его заметить.)
По правде говоря, именно в России этот день празднуется с особым размахом, потому что этот праздник пришел к нам из недавнего советского прошлого.

Идея праздника хороша. Женские праздники были и в Древнем Риме, и в Греции. Женщина – нежное, утонченное, прекрасное создание Божие, безусловно, заслуживает того, чтобы в году был день, в который бы воспевались идеи материнства, женственности.
Тем более этот праздник был уместен в стране, в которой между мужчиной и женщиной не делали различия. Женщины так же работали, ходили в забои, сидели за баранкой грузовика, клали рельсы и т.д. Эта советская «уравниловка», жестокая пародия на христианское: во Христе «нет мужескаго пола, ни женскаго» – выхолащивала все женское из женщины, лишала ее возможности, права быть женщиной!
И вот этот весенний праздник возвращал напоминание о женщине. Возвращал самим женщинам, которые хотя бы раз в году могли официально почувствовать себя слабыми, женственными… Возвращал это сознание мужчинам, которые в угаре от процентов, планов, задач Партии и Правительства видели в женщинах лишь винтиков гигантского механизма.
Бог с ним, что к созданию праздника приложили руку немецкие рабочие-большевики, едва ли многие женщины помнили, кто такая Клара Цеткин. Это был праздник весны, улыбок, женственности, ухаживаний за дамами.

В советское время это был безальтернативный праздник! Светлый и радостный. Новый год, с его бенгальскими огнями, мандаринным запахом, напоминал о мистике времени; 8 марта напоминало о женщине, весне, любви.

Для христианок, для которых каждый праздник, посвященный Божией Матери, – их, женский, день, нет нужды в празднике 8 марта. Но ведь не все россияне – в Церкви, не все воцерковлены. Или же воцерковляются сегодня, а за плечами – вся жизнь, связанная с этим праздником своими светлыми моментами. Можно ли лишить людей праздника? Нужно ли это?
В пору своего неофитства я высмеивал 8 марта перед своими не пришедшими к вере бабушками. Сегодня я думаю со стыдом: зачем я это делал? Зачем портил праздник, настроение?
Сегодня я бы бережнее отнесся к их воспоминаниям и чувствам. Из всех бабушек у меня в живых осталась одна, 1917 года рождения. Она, старая коммунистка, с большим трудом идет к вере, но уже учится молиться. Каждый год я поздравляю ее с 8 марта, и она расцветает и радуется.

Давайте будем терпимей и добрей к нашим дорогим соотечественникам, которые были на протяжении страшных 70 лет лишены веры, истины. Но которые прожили жизнь. Нелегкую, жуткую, но жизнь, со своими праздниками, радостями.
Я благословляю своих прихожан поздравлять их близких, коллег с этим днем. Сами – можем не праздновать, но и высмеивать что-то, с юности дорогое сердцу многих, – тоже не надо.

И последнее: Я за то, чтобы, по примеру многих стран, в России были введены и отмечались праздники: День отца, День бабушки, День матери и проч. Люди нуждаются в этих напоминаниях.
Воцерковленные христиане имеют массу дней, когда можно прославить (и прославляется) женщину. Это, как я уже отметил, Богородичные праздники, это день св. Жен Мироносиц. То есть для верующих людей такой проблемы нет. Но не будем забывать, что многие люди еще вне Церкви. И подобные праздники пробуждают в их часто сухих и грустных сердцах что-то теплое и светлое.

Бог да пребудет со всеми читателями!
Священник Константин Пархоменко

Вдогонку:
Иногда спрашивают: «Стоит ли верующему христианину отмечать этот праздник? Ведь это время приходится на время Великого поста. »
Отвечу так: Любой праздник, выпадающий на дни Великого поста, если вы его отмечаете (например, День Ангела), следует проводить скромно и чинно. Но желательно перенести праздник на послепостные дни.
Но если перенести невозможно – например, у вас на работе собираются устроить корпоративный праздник, – лучше, если христианин… туда пойдет.
Если дистанцироваться, обособляться от невоцерковленных коллег, тогда незаметно пробежит в отношениях трещина: ах вот они какие, эти святоши, считают себя лучше нас. И вместо того, чтобы быть другом и примером для остальных, вы незаметно станете в оппозицию.
Надо пойти на праздник, но участвовать в нем, не забывая, что вы – христианин и что все смотрят на вас. А Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Знаете, сколько раз епископу (митрополиту, Патриарху) или простому священнику приходится бывать на светских мероприятиях (и в дни Поста – тоже)? Дни рождения высоких лиц, юбилеи организаций и многое другое… Всегда надо идти к людям. Но вести себя даже в самом нецерковном обществе – по-христиански.
Как конкретно? Я даю прихожанам такие рекомендации:
Лучше всего: воздержаться от алкоголя (или выпить лишь один бокал шампанского), воздержаться от мясного. Остальное – умеренно.
Одна прихожанка говорит в прошлый Великий пост: «Так наплясалась на корпоративе, что ногу вывихнула…» Говорю: «А зачем вы так плясали?» «Так вы же благословили пойти…»
Пойти – благословляю (может быть, кроме первой и Страстной седмиц), но вести себя – всегда по-христиански. Благочинно и умеренно.

И в качестве приложения к очерку предлагаю две мои прошлогодние весенние фотографии.

Благочиние

Взрослым

Благотворительность

Международный женский день — наверное, один из самых немногих праздников, который остается любимым и дорогим нашему народу. Это не просто лишний выходной, это день радости для многих и многих людей. Однако отношение православных христиан к 8 марта неоднозначно. Кто-то от всего сердца дарит дорогим ему женщинам цветы и стремится оказать им внимание. Кто-то не только не признает женский день, но и активно выступает против. Каково же православное отношение к этому празднику?

Истоки 8 Марта не имеют никакого отношения к духу Православия. Этот праздник изначально задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки. Он появился чуть более ста лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток, подхваченных затем русскими революционерами. Именно этот праздник газета «Правда» на заре революции называла «днём женского Рабочего Интернационала» (отметим, что в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование 8 марта не прижилось). По мысли их организаторов, он посвящался женщине, освобожденной от гнета капитала, от «унижения», от «рабства», в котором ее якобы держала Церковь почти два тысячелетия.

Читайте также:  Пост в православии: что это такое, правила и особенности соблюдения, значение и традиции

Но может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине — Матери Иисуса Христа — говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы на веки вечные? О каком унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! История Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы.

Поэтому не случайно Православная Церковь считает женским днем не 8 Марта, а совсем иной праздник. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В первую очередь, он посвящен тем женщинам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

В то же время Церковь призывает помнить об особой роли женщин в обществе всегда, и в праздники, и в будни.

Хочется привести в этой связи слова и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священника Георгия Рябых:

«Светский праздник 8 Марта или церковный праздник жен-мироносиц — это повод задуматься об особом предназначении женщины. Всегда были люди, которые считали, «будто призвание женщины быть матерью, женой унизительно, поскольку якобы ставит ее в подчиненное положение по отношению к мужчине». При этом. сам он вполне естественно относится к тому, что современная женщина стремится быть успешной, достигнуть больших высот в профессиональном плане, однако призывает женщин помнить о первостепенной важности «быть матерью, хранительницей очага».

С позиции Православной Церкви этот женский праздник 8 марта для верующих людей не имеет никакого смысла, однако отмечать его с теми, для кого этот праздник значим, в неверующем коллективе, препятствий не чинится, исходя из принципа «с радующимся радуйся». Вполне допустимо подарить женщинам небольшие подарки и сказать им теплые слова. Но следует помнить, что 8 Марта практически всегда приходится на дни Великого поста. Это время лучше уделить молитве и размышлению о своих грехах, чем беззаботному сидению за праздничным столом. Такое застольное празднование для истинного христианина есть нарушение духовного настроя, связанного со временем покаяния и подготовкой к духовному переживанию Крестной Смерти Иисуса Христа и Его славного Воскресения.

Нельзя догматически отвергать этот праздник на том основании, что он имел изначально иной смысл, чем христианский. Современный православный верующий может наполнить празднование 8 марта своим смыслом. Ему есть, что сказать о женщинах и женщинам, и это будет не менее радостном и благородным, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего, напоминание о том, что Бог сотворил женщину и тем наполнил радостью жизни мужское бытие. Женщина — существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит и об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости.

Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и матерей — тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку. Но это надо делать всегда, независимо от праздников и каких — либо знаменательных дат в жизни женщины.

Можно ли православным отмечать 8 марта?

В Церкви есть свои замечательные праздники, в которые можно вспомнить добродетели, присущие женщинам, и поздравить мам, бабушек, жен и дочерей. Это день святых Жен-мироносиц, отмечаемый на третьей неделе после Пасхи. Это и день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который отмечается 30 сентября.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

Можно ли читать молитвы от женского лица?

Можно ли Христа и Его жизнь назвать легендой?

Дед умер на Благовещение. Что это значит?

Откуда жены у Каина и Сифа?

Комментарии

Думаю можно, это же не заповедь.

я для себя переименовала 8 марта из праздника трудящихся женщин в праздник женщины-труженицы и со спокойной душой принимаю поздравления и поздравляю близких и подруг. потому что даже если я не работаю на производстве это не значит что я и дома лежу на спине и ногой качаю. весь дом на женщине. причем чуть не с детства. девочке уже начинают говорить, что она хозяйка и мамина помощница и на деле у нее всегда есть какие-то обязанности (в отличие от мальчиков – БУДУЩИХ защитников Родины). так почему я должна отказываться от букетов и поздравлений и отказывать в них любимым женщинам, благодаря труду которых я выросла в любви, заботе, чистоте, уходе и уюте.

Смотря как отмечать. Не у всех же близкие женщины воцерковлённые. Думаю, если скромно посидеть за столом с близкими, не наедаясь и не напиваясь, ничего страшного для души не будет. И не грех, на мой взгляд, поздравить коллег по работе. Гораздо хуже выставлять напоказ свою “праведность”.

Извините, но я совершенно не понял ни вопроса, ни ответа, ни комментария. Что значит “праздновать 8 марта”, независимо на Пост оно приходится или нет. Хотите что-то подарить женщинам – что мешает? Если как повод напиться и обожраться – так у нас в России с такими “поводами” нет проблем – всегда найдем. Еще раз извините, но не могу избавиться от навязчивого вопроса (без отношения к 8 марта) только что прочитал интервью Андрея Кураева. Не хочу как-то обсуждать, но там он говорит, что осенью Патриарх вручил орден журналисту Киселеву. Не могли бы пояснить за что? Как я где-то уже писал, достаточно долго пришлось пробыть за границей. Оттуда, а теперь и отсюда его передачи и он сам выглядит как самый извращенный монстр из фильмов о “Планете обезьян”. Это когда человек в результате всяких перетурбаций попадает на планету, где власть у обезьян и ничего не понимает. Есть там еще его конкурент Соловьев, но так как он позиционирует себя как иудей, наградить, наверное, не решились. Я понимаю, что Вы мне не ответите и письмо удалите. Но это тоже будет ответом.

Можно ли праздновать во время поста. во время Великого поста? “Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от дьявола…” … и вот надо же в это время случиться празднику 8 марта! Какая неприятность.. По логике задающих вопросы о возможности попраздновать в пост, Господь пошёл в дом свой или в ту же Кану галилейскую, попраздновал, и вернулся в пустыню дальше поститься. А на самом деле: “… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал…”. И мы, вроде как, во время нашего поста должны помнить об этом.

Ссылка на основную публикацию