Православие и праздник Хэллоуин: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет, православные альтернативы праздника

О веселом празднике тыквы Halloween

Открытка, посвященная Хэллоуину 1912 г.

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине?

Отвечают пастыри

Чем праздник Хэллоуин плох, и почему христианину нельзя в нем участвовать? И что можно предложить детям взамен? Не секрет, что и детям, и взрослым иногда хочется подурачиться, прикоснуться к чему-то страшному, поиграть в игры с переодеванием.

Хэллоуин – это праздник христиан, которые перестали быть христианами

– Мы как христиане ни в коем случае не должны праздновать Хэллоуин, потому что никакое прикосновение к темной силе не проходит бесследно для человека, даже в шутливой форме. Поэтому нам, конечно, надо уберечь себя от злых духов.

Вообще Хэллоуин – это праздник христиан, которые перестали быть христианами. Изначально это ведь была «ночь всех святых», народный праздник, который сопровождался народными гуляниями и обрядами. Ими изгоняли всякую нечисть из пространства, из мест, в которых живут христиане. Здесь можно провести такую аналогию. В таких великих средневековых готических соборах, как Кельнский, Шартрский и т.д., есть статуи и изображения химер, демонов. Это не просто какая-то аллегория, а символ. Но что они символизируют? Они символизируют то, что внутреннее пространство храмов недоступно для нечистой силы и поэтому все демоны и химеры расположены снаружи.

Но если вдруг людям стали только демоны и интересны, значит, в них что-то сильно поменялось. И если весь акцент и весь интерес, как в Хэллоуине, сместился со всех святых на тех, кто этих святых ненавидел и с ними боролся, то, видимо, демоны победили в душах празднующих. Поэтому для нас, христиан, участие в этом празднике – предательство нашей веры.

Но если же отец или мать вместо Хэллоуина хотят поиграть с детьми, да так, чтобы они это запомнили, им, прежде всего, надо выяснить, что детям интересно, что они сами хотят. Потому что папа или мама часто используют совместно проведенное с детьми время только для назидания, а дети это лишь терпят, потому что им это просто неинтересно. Вы знаете, я, например, своим детям рассказываю многосерийные сказки, своего рода сериалы. Моему старшему сыну уже 26 лет, но и он, и другие дети это помнят. Когда что-то интересно ребенку, это составляет его счастье.

Ведь любовь не может быть без уважения к личности человека. И если папа занимается тем, что ему неинтересно, а ребенку интересно, то ребенок понимает, что это происходит потому, что его по-настоящему уважают и, значит, любят. И уже потом папа или мама могут вложить в эту сказку или игру что-то назидательное. Но самое главное – чтобы ребенку было интересно. Какое-то приключение, сходить в поход, испечь картошку в костре… Например, мы ходим в походы на байдарках с приходскими детьми, так они целый год этого ждут.

Зловещая ухмылка – вот личина Хэллоуина

– Хэллоуин пришел к нам с Запада, а в самих западных странах он тянется с языческих времен. Конечно, современные участники данного «праздника», как правило, открещиваются от какой-либо мистики. Но достаточно посмотреть на атрибуты и символы Хэллоуина, чтобы увидеть духовно отрицательную суть этого явления.

Основные символы Хэллоуина запечатлевают в себе ужас, страх. Наряды и маски изображают всякую нечисть, персонажей из фильмов ужасов, каких-то фантастических призраков. Традиционные для Хэллоуина светильники, изготавливаемые из тыкв, мягко говоря, выглядят жутковато. Зловещая ухмылка – вот личина Хэллоуина. Для православного человека это всё, конечно же, неприемлемо.

В каком-то смысле Хэллоуин – заигрывание с темной силой. Конечно, основная масса участников «праздника» думает просто пощекотать себе нервы, попугать друг друга, а потом весело посмеяться и вернуться к обычной жизни. Но упоминание темной силы, а тем более воплощение образов зла в нарядах и масках никогда просто так не проходит. Всё это вторгается внутрь и со временем произведет свое действие.

Человек – образ Божий и призван отражать в себе Божие, чистое, а не злое, инфернальное

Это ведь то же самое, как если произносить в шутку скверные, нечистые слова, упоминать лукавого. Человек – образ Божий и призван отражать в себе, своей жизни, своих трудах и досуге что-то Божие, чистое, доброе. Когда душа чиста, то и внутри больше радости, так что уже нет потребности в тематике зла, пусть даже с веселым контекстом.

Если кто-то принял участие в этом действе, надевал костюмы или маски монстров, страшилищ, то в этом надо исповедаться, покаяться, чтобы душа очистилась даже от малейших впечатлений и воспоминаний. И более к этому не возвращаться.

Насколько можно судить, в России данный «праздник» не прижился и не очень-то распространился. Кто-то пытается превратить его в мероприятие без темной символики. Но лучше этот западный день и его название вообще забыть.

В противовес этому «празднику» на Руси всегда было и есть множество добрых, светлых поводов и мотивов для празднования, веселья, игр. Причем наши праздники длятся дольше, чем какой-то одинокий западный день в конце октября. Святки – 12 дней, масленица – неделя, пасхальные торжества – неделя. На Руси тоже одевались в наряды, но не зловещие, а изображающие, например, волхвов, шествующих с Вифлеемской звездой ко Христу, устраивали игры, катания с гор, ходили по домам с песнями. Сейчас отчасти это возрождается. В наших праздниках больше и внутренней глубины, и душевной широты, и искреннего веселья со светлыми, чистыми мотивами.

Отличие наших праздников от упомянутого западного дня – радостная добрая улыбка, щедрая душа и – главное – чистые, святые образы, без какой-либо нечисти. Наши православные праздники питают душу, помогают отвлечься от дел, эмоционально разгрузиться и при этом всегда хранят в себе духовный смысл.

Это день памяти убиенного царевича Димитрия Угличского. Так уместен ли в этот день зловещий карнавал?

Хочется напомнить, что с вечера 31 октября и днем 1 ноября отмечается память таких святых, как мученик Уар, преподобный Иоанн Рыльский, а еще благоверный царевич Димитрий Угличский. Память царевича Димитрия отмечается трижды в году, и на упомянутое число приходится его день рождения. Это один из редких дней рождения святых, включенный в церковный календарь. Святой Димитрий Угличский был убит злодеями в детском возрасте. Задумаемся, насколько совместимо с его памятью устраивать карнавал в зловещих костюмах или одевать в такие костюмы своих детей?

По большому счету, Хэллоуин является навязанным России, чуждым нашей культуре и непонятным преобладающему большинству людей. Во многом он носит коммерческий характер, ибо к данному дню в магазинах продают соответствующую атрибутику. Мы вполне можем обойтись без этого «праздника». Постараемся переключить свое внимание на то, что возвышает, очищает и питает нашу душу.

Читайте также:  Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

И в игре человек должен оставаться христианином

Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло

– Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло. Все эти шуточки про ведьм и бесов делают инфернальный мир частью человеческого быта, хотя бы и на день, срывают табу в отношении общения с нечистой силой. Нельзя быть христианином весь год и при этом один день превращаться в служителя преисподней.

Очень хорошо, когда дети, да и взрослые, живут общиной вокруг своего прихода. Тогда им несложно найти альтернативу любому недопустимому развлечению. Если же этого нет, тогда в семье можно придумать такие игры, которые не связаны с грехом. Например, нет ничего греховного в простом костюмированном представлении и невинных шутках.

Если дети из православной семьи хотят принять участие в развлечениях их неверующих друзей, то они должны понимать ту грань, за которую не следует переступать. Например, тыква со свечкой внутри не обязательно символизирует духов зла, а вот костюм ведьмы – это уже не игрушки. Надо понимать, что и в игре человек должен оставаться христианином.

Если же христианин допустил в своей жизни грех, неважно, в какой это было день, то это повод для покаяния на исповеди.

Православные священники призывают учителей России не праздновать Хеллоуин

Правящие архиереи Православной Церкви призывают российских педагогов не праздновать Хеллоуин, который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября в канун католического праздника – Дня всех святых.

В США, Канаде, Великобритании, Ирландии, Испании, Латинской Америки, а теперь и в России люди, наряженные в страшные маски, шкуры животных, устраивают карнавальные шествия, сомнительные с нравственной точки зрения розыгрыши, безумствуют на улицах, в ночных клубах и даже в учебных заведениях.

Как сообщили в четверг корреспонденту Агентства национальных новостей в информационно-консультационном центре по вопросам сектантства при новосибирском соборе святого благоверного князя Александра Невского, преподаватели из города Карасука, где в одной из школ уже готовятся к празднованию Хеллоуина, попросили дать им всю информацию по этому празднику, а также поинтересовались, как относится к Хеллоуину Православная Церковь.

Хеллоуин – это языческий обряд. Язычники-кельты (населявшие когда-то Британские острова) считали, что 31 октября души умерших и темные силы приходят в мир живых. Общаясь с пришельцами из иного мира, волхвы предсказывали будущее, а простые люди, чтобы всякая нечисть их не пугала, представлялись злыми духами, прячась под страшными масками. А ночью на улицы выставлялись различные яства, чтобы умилостивить злых духов и, в конечном счете, самого бога смерти Самхаина.

На западе популярность Хеллоуина в начале прошлого века неожиданно резко возросла. Возможно, из-за того, что молодым людям, отошедшим от Церкви, просто не хватало острых ощущений. Им требовалась своеобразная психологическая разрядка, которую, как им казалось, можно было бы получить в этот день, веселясь сверх меры. Затем праздник стали отмечать и в Америке. Очень скоро Хеллоуин стал любимейшим праздником американских школьников.

В России о Хеллоуине узнали в основном от школьных и вузовских преподавателей английского языка, которые знакомили детей и студентов с традиционной культурой западных стран.

“Немногие задумываются о том, что, перенимая образы сатанинской нечисти, а с ними, в некоторой степени, и бесовское мироощущение, люди уподобляют себя бесам и тем самым унижают и уничтожают свой образ, данный им Богом! – считает настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. – Именно поэтому язычники, сатанисты, колдуны и ведьмы считают этот день своим. Религиозный сатанизм в содержании Хэеллоуина проявляется буквально во всем. К примеру, важным атрибутом современного беснования является такая “милая забава”, как выспрашивание и раздаривание конфет и прочих сладостей. По сути, это ритуал приношения темным силам. Но школьники об этом не знают. Как и их родители, с умилением смотрящие на детские забавы”.

По словам священника Александра Новопашина, праздник “выплескивается” на ночные улицы: юнцы, выпив пива, задирают прохожих, переворачивают урны, скамейки, разбивают застекленные рекламные щиты, прокалывают покрышки автомобилям, припаркованным ночью во дворах, перегораживают строительным мусором или упавшими деревьями проезжую часть дорог, скандируют непристойности.

Те же из них, кто знает, откуда у праздника “растут ноги”, нередко отправляются к православным храмам, оскверняя часовни и церкви, обливая настенные иконы краской, выводят на стенах храмов и часовен сатанинские знаки, на кладбищах глумятся над могилами, на которых установлены православные кресты.

Получило широкую известность воззвание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, в котором говорилось, что наше общество не слишком духовно и не совсем нравственно здорово, чтобы в местах получения образования и воспитания приобретать опыт баловства с инфернальными силами.

“Сцен насилия, жестокости, разнообразных по своему зверству убийств, молодой человек, к сожалению, может насмотреться по телевидению. Так зачем же еще дополнять эти ужасы школьными игрищами в вампиров, демонов, убийц и маньяков?”- говорилось в письме архиепископа, которое он направил министру общего и профессионального образования Свердловской области.

В ответ областное министерство образования направило руководителям муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений письмо, в котором сообщалось, что “празднование кануна Дня всех святых” сводится к пропаганде насилия, зла и страха, а отнюдь не к познанию культурных традиций стран изучаемого языка”.

Академик Российской академии образования (РАО), доктор философских наук профессор Г.Филонов несколько лет назад после проведенного им исследования сделал заключение: мероприятия Хеллоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования. Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный морально-психологический ущерб.

С ним согласны и другие специалисты. Согласно заключению доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора В.Слободчикова и доктора психологических наук, профессора В.Абраменковой, наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков.

Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, “голоса”, одержимость бесами – вот с чем сталкиваются детские врачи, психиатры, психологи, психотерапевты после празднования Хеллоуина.

С юридической точки зрения проведение Хеллоуина в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, Хеллоуин следует рассматривать как форму принудительного вовлечения учащихся в религиозные объединения сатанинского типа и обучение учащихся сатанинской религии. А это уже серьезное нарушение закона.

“Страшно становится, когда узнаешь, что вместо “Основ православной культуры” в школах насаждаются сатанинские праздники и наши дети вынуждены изучать обряды сатанистов”, – возмущен отец Александр.

В 2003 году в Москве празднование Хеллоуина было запрещено соответствующим распоряжением московских властей. В распоряжении говорится, что “наличие в мероприятиях Хеллоуина элементов религиозного содержания (культ смерти, глумление над смертью, олицетворение смерти и духов Зла и т.д.). разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся”.

Департамент образования и науки Краснодарского края, очевидно, по примеру Москвы, также запретил учебным заведениям края проводить празднование Хеллоуина. Соответствующий документ был разослан во все учебные заведения региона.

Пресс-служба Архангельской епархии выступила с предупреждением о негативном характере сатанинского праздника. Новосибирская епархия РПЦ также выражает обеспокоенность по поводу возможного проведения Хеллоуина в учебных заведениях города и области и предупреждает общественность о негативном характере этого мероприятия.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.

Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.

«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.

«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».

По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».

«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.

«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.

Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.

По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».

«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.

«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».

«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).

Кроме того, 2/15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

Читайте также:  Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Праздник Хэллоуин — нужно ли запрещать? (Опрос)

Несёт ли опасность праздник Хэллоуин? Нужно ли его запрещать? Об этом мы спросили представителей разных конфессий Российской Федерации. Подробнее в статье!

Региональные министерства образования не рекомендуют допускать празднование Хэллоуина в российских школах. Тем не менее, официального запрета на этот праздник нет. В сети предлагаются сценарии для «школьного Хэллоуина», а в магазинах появляются стенды с атрибутикой праздника. Нужно ли запрещать празднование Хэллоуина, и какую альтернативу предложить детям? Отвечают православные, католики и мусульмане.

Фото: Черкасская правда

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодёжной организации «Молодая Русь», отец 9 детей:

Заменить праздник Хэллоуин рождественскими колядками

У нас с Хэллоуином все тихо, никаких официальных празднований нет. Хотя в прошлом году я встретил в своем микрорайоне компанию детей возраста 10 лет, которая ходила по квартирам и, выражаясь по-нашему, колядовала. Это были милые и добрые детки, которые так праздновали Хэллоуин – уж не знаю, кем это было спровоцировано. Как православные с Рождественской звездой ходят, так они ходили с тыквой, поздравляли всех с Хэллоуином и собирали конфеты.

Я пошутил, видя, что они не настроены на какое-то серьезное общение, они были радостные, веселые, и в этой ситуации никакого смысла не имело серьезно их воспитывать. Я спросил, не страшно ли им самим с бесами по квартирам ходить, наверное, говорю, и в Бога верите, и крестики носите. Они ответили: «да, верим, носим». Такой разговор состоялся, в котором я обозначил некую позицию. Но ни в коем случае не делал это жестко, агрессивно или мрачно. Я попытался посмеяться.

На мой взгляд, запрещать напрямую, «арестовывать» организаторов, конечно не надо. Но что это сейчас запрещено в школах, я всячески приветствую. Потому что, одно дело – предписываемый, одобряемый праздник, а другое – когда он родителями и учителями не одобряется. Это нормальная, адекватная ситуация по отношению к этому празднику. Школа должна праздновать государственные праздники. Разумеется, по инициативе родительских комитетов, на уровне класса можно отпраздновать что угодно, как, например, празднуются дни рождения. Но ни в коем случае не должно быть, что администрация школы устраивает по этому поводу акции, действия и проводит информационную политику.

Каких-то серьезных альтернатив этому празднику я предложить не могу, просто потому, что не думал долго на эту тему. Но то, что я видел в прошлом году детей, колядовавших с тыквой, говорит о том, что у наших детей есть желание приобщиться к активному празднованию праздников, к каким-то действиям, выходящим за рамки класса, семьи, выходящим на улицу, в подъезды.

На мой взгляд, необходимо возрождать рождественские колядки на всевозможном уровне, тем более, что Рождество у нас – государственный праздник. И вполне можно было бы устраивать святочные Рождественские колядования, тем более, что каникулы в это время уже заканчиваются. Но, конечно, в христианском смысле, а не в языческом. И есть уже опыт, по крайней мере, у православных школ. Это позволяет включиться в праздник, разучивая колядки, думаю, это было бы очень здорово.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове:

Никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит

Прот. Кирилл Каледа

Мое мнение таково, что этот «праздник» ни в коем случае отмечать нельзя. Корни этого действа уходят в языческую культуру, причем не просто к язычеству, а к культу, мягко и осторожно говоря, недобрых богов.

Известно, что никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит. И даже вроде бы «невинно», безо всякой специальной мысли отмечая такие праздники, покупая тыквы с вырезанными глазами, устраивая пляски в костюмах ведьм, вампиров и прочей нечисти, на самом деле люди участвуют в языческом действе.

Удивительно, что наш народ так легко поддался, став усиленно перенимать чуждую ему традицию — тогда как у него есть своя глубокая культура праздников, которая предусматривает не только участие в богослужениях, в чисто религиозных, обрядовых действиях.

Русские праздники, в том числе религиозные, всегда сопровождались самими разными формами их отмечания. Имели место и ярмарки, и народные гулянья, и домашние празднества… Зачем нам нужно перенимать что-то еще, к тому же крайне сомнительного содержания?! Непонятно.

Тем более все это очень грустно выглядит на фоне того, что массовые приготовления к языческому празднику Хэллоуину происходят у нас 30 октября, в День политического заключенного, когда надо бы всем вместе вспоминать о многочисленных жертвах того строя, который был в нашей стране в XX веке.

В подготовке мероприятий, в самих мероприятиях, посвященных памяти миллионов этих людей, участвует очень мало граждан страны. Факт, что вместо того, чтобы думать о сохранении памяти миллионов пострадавших, люди готовятся к языческому празднику, говорит об ужасном духовном состоянии нашего народа.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:

Праздник Хэллоуин — предательство памяти Всех святых

Прот. Феодор Бородин

Считаю Хэллоуин крайне неполезным явлением в нашем обществе. Ведь это не просто некое карнавальное переодевание, а переодевание в нечистую силу. В этом и состоит главная опасность. Когда человек начинает играть с демонами, даже не отдавая себе отчета, что же происходит на самом деле, он открывает душу для их влияния, сам становится похожим на них, незаметно для себя.

Думаю, не нужно говорить, что христианину соприкасаться с подобными явлениями категорически не следует.

Кроме того, Хэллоуин — предательство памяти Всех святых. На следующий день после Хэллоуина у католиков день торжества Всех святых. Но постепенно обряды, изображавшие изгнание бесов святыми, как это было изначально, превратились в демонстрацию самих бесов и затмили истину праздничных дней.

Это примерно то же самое, если бы, допустим, на Рождество по украинским деревням ходили и колядовали ряженые, а потом все забыли о Рождестве и ограничились только играми в этих ряженых. Причем не просто ряженых в медведей или скоморохов, а — в бесов. С Хэллоуином именно это и произошло.

В Америке, по опросам общественного мнения, Рождество многими людьми воспринимается как день подарков, которому предшествуют дни покупок. И многие не знают, Кто в этот день родился.

Память Всех святых — это торжество Святого Духа, живущего в Церкви. Неслучайно мы поем «Дивен Бог во святых Своих». Если мы будем разрешать своим детям «праздновать» Хэллоуин или сами как-то в этом участвовать, к чему это приведет? Кого мы будем славить?

Какие-то другие праздники, не характерные для нашей традиции и пришедшие к нам недавно, может быть, и не очень нам приятные, еще как-то можно объяснить. Например, в день святого Валентина можно говорить о том, что такое влюбленность, любовь, семья, верность, акцентируя внимание на этих моментах.

В Хэллоуине никаких оправданий, адаптаций к нашей жизни найти невозможно. Ничего полезного для души там нет.

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское Богородского благочиния Московской епархии, преподаватель.

Праздник хэллоуин. Дьявол очень заинтересован в том, чтобы в него не верили

На самом деле этот «праздник» — откровенная чушь. И говорить о нем — все равно, что стучаться в открытую дверь, доказывать, что глупость — это глупость. Но, поскольку слишком много людей этой глупости поддаются, говорить приходится.

Есть в этом «празднике» нечто кощунственное. То, что он связывается с католическим Днем Всех святых, проходит в его канун, делает это соседство довольно странным и нелепым.

Все мы осознаем, чем для нас являются святые, с каким благоговением мы к ним относимся. И когда вдруг исторически устанавливается такое нелепое соседство, ничего, кроме недоумения и удивления это вызвать не может.

Присутствует какая-то символика Хэллоуина с явно сатанинским оттенком. Хотя некоторые готовы видеть в этом просто невинную шутку, мне кажется, что с темными силами даже в шутку заигрывать не стоит.

В Православной Церкви, когда мы крестим человека, мы просим повернуться его в сторону запада, плюнуть и дунуть на сатану. Это единственное отношение, которое может быть ко всем тем силам, которые, пусть даже в шутку, вспоминаются в Хэллоуин.

Когда подобным образом поминают нечистую силу, то оправдать это в какой-то степени, казалось бы, может только, если люди во все это не верят, для них все — игра. Но мы знаем, что дьявол как раз очень заинтересован в том, чтобы в него не верили. Это Бог хочет, чтобы в Него верили.

Когда в игровом виде темные силы вспоминаются, естественно, что никто не воспринимает всерьез: «Мы же просто так играем, а ничего на самом деле и нет». А оно на самом деле есть, и понятно, что любой верующий должен держаться подальше от подобного рода «праздников».

Но вот запрещать праздник Хэллоуин, думаю, не имеет смысла. Я вообще против каких бы то ни было официальных запретов. Кто может официально запретить? Государство? Мне кажется, Церковь должна как можно меньше прибегать к покровительству государства в каких бы то ни было вопросах.

Да и запретный плод — он всегда слаще.

Думаю, что вопрос решается проще: если родители верующие, православные, то они вполне могут сказать своим детям: «Вам в этом празднике участвовать нельзя». И объяснить, почему.

Священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве:

Праздник хэллоуин. Важно не заиграться

Озабоченность священников и светских властей можно понять. Говоря о Хэллоуине, они имеют в виду чисто светский фестиваль, который на Западе, например, в Америке, приобрел в последнее время характер настоящей истерии. Так, в прошлом году американцы потратили на наряды и на конфеты для Хэллоуина фантастическую сумму в 6,5 миллиардов долларов.

Налицо некая форма массового безумия, которая, как многократно отмечали представители Церкви и общественных организаций, носит порой не только гротескный, но и зловещий характер.

Хотя в большинстве случаев, конечно же, речь все-таки идет о невинных развлечениях, страшилках, которые всегда были популярны у детей и подростков.

Что же касается позиции Католической Церкви: если смотреть на ситуацию в контексте церковного года, то у этого празднования есть логическое обоснование, которое не все знают.

В российской прессе появляются выражения из серии — «Поздравляем с Хэллоуином — Днем всех святых». Но Хэллоуин — это канун Дня всех святых (именно так и расшифровывается это слово в переводе с английского — Evening before All Hallows). Он предшествует двум крупным церковным праздникам — Торжеству всех святых (1 ноября) и Дню поминовения всех усопших (2 ноября).

Это время верующие люди переживают как период, когда наше внимание больше обращается на незримое. Мы осознаем, что мир гораздо больше, чем мы привыкли задумываться, что существует сонм святых, которые молятся за нас и содействуют нам в этой жизни.

Второго октября мы молимся о людях, которые еще не достигли вечного лицезрения Бога, которые нуждаются в наших молитвах для того, чтобы пройти через это промежуточное состояние к окончательной цели своей жизни. Понятно, что эти идеи — нормальная составная часть христианской веры, но в эти дни мы размышляем о них с особым усердием и глубиной.

В этом контексте можно сказать, что Хэллоуин, не будучи, естественно, никаким церковным католическим праздником, напоминает о немаловажной вещи: о том, что нас окружают незримые силы, в том числе и такие, что искушают человека, пытаются ему повредить. Но Божьей помощью мы можем победить их и даже посмеяться над ними. Ведь мы знаем, что во Христе все бесовские, демонические силы уже потерпели поражение.

И эта идея праздника Хэллоуина активно используется Католической Церковью в катехизических целях. Если после этого светского фестиваля приходят в храм и молятся о торжестве Бога и царства святых, — в этом, безусловно, есть глубокий смысл.

Читайте также:  Православие и гражданский брак: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Отдельный вопрос — может ли христианин надевать на себя маску, личину злой силы? Традиционно, например, в Рождество устраиваются мистерии, в которых кому-то из участников порой приходится изображать злых духов — ведь они тоже играют свою роль в истории спасения. Люди, которым выпадает задача предстать на несколько минут в подобных ролях, признаются, что, благодаря этому они начинают глубже понимать трагедию греха и величие милосердия Божия, необратимость победы Бога над силами зла.

Но ничего хорошего нет, когда празднование оторвано от церковного и духовного контекста и, более того, является торжеством суеверий. Тем более, если человеку хочется на какое-то время вырваться за пределы привычных «условностей», отождествиться с силами зла, побыть на его стороне. Может оказаться так, что подобные «игры» изменят личность человека, его психологию. И этот выбор начинает воплощаться, часто помимо воли самого человека, в его настоящей, а не игровой жизни.

Но, как известно, если пытаться что-то запрещать, оно может приобрести еще большую популярность и притягательность. Так что в прямых запретах большого смысла нет. Да у нас в стране и не идет речь о запрете вообще, разговор касается только празднования в общественных организациях, например, в школах.

Кстати, несколько лет назад СМИ сообщили о том, что Папа Бенедикт XVI будто бы лично осудил Хэллоуин. Это не соответствует действительности: речь шла о высказывании известного испанского литургиста в статье в L’Osservatore Romano — газете, которая считается официальным печатным органом Святого Престола. Этот священник говорил о том, что Хэллоуин имеет ярко выраженный оккультный и антихристианский подтекст. Это мнение, к которому стоит прислушаться, но, конечно же, не учение Церкви.

Заместитель начальника Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов:

Вместо Хэллоуина нужно найти праздник, который объединил бы всех детей

Праздник Хэллоуин — то, что сегодня выдумано, искусственно занесено в нашу страну, и никак не связано с ее традициями, в веках складывающимся представлениями. Но о каком-то массовом официальном запрете «праздника» говорить сложно. Все-таки мы живем в светском государстве. Тем более нам нужно понимать, что подобного рода проблемы должны решать не религиозные деятели.

С другой стороны, мы, по мере сил, пытаемся бороться с какими-то проявлениями греха, будь то алкоголизм, гомосексуализм, увлечение «оккультными практиками» и так далее. То есть с тем, что чуждо нашему вероучению и является введением людей в заблуждение, ведением их ко греху.

Нужно внимательно относиться к сегодняшним явлениям, которые пропагандируют что-то нездоровое, (а атрибутику Хэллоуина здоровой никак не назовешь). Заигрывание с нечистой силой, даже если они не воспринимаются серьезно, уводят от веры в Единого Бога. Молодежь заблуждается, думая, что подобные празднества – не более чем веселое времяпровождение.

И своих детей (говорю это в том числе и как отец) мы будем стараться оберегать от подобного рода явлений. Чтобы они и сами поняли «ценность» подобных мероприятий, которые могут сбить человека с правильного пути.

Наверное, стоит задуматься об альтернативе Хэллоуина, который нам навязывается. Может быть, Межрелигиозному Совету России удастся найти какой-нибудь праздник, который бы сегодня объединял наших детей, невзирая на их религиозную и национальную принадлежность. Ведь мы все объединены нашим государством, испокон веков жили и живем в добрососедстве, нас объединяет общая история. И добрые объединяющие праздники нам всем очень нужны.

Вы прочитали статью Праздник Хэллоуин: нужно ли запрещать?

Читайте также про праздник Хэллоуин:

Вас может заинтересовать видео про праздник Хэллоуин:

Шутки в сторону. Мнения священников о «Хэллоуине»

Сейчас праздник «Хэллоуин», восходящий к традициям древних кельтских язычников, приобрел широкую популярность среди молодежи. И ежегодно привлекает к себе большое внимание. Мы попросили православных священников дать оценку данному явлению.

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района Крыма

Хэллоуин — это часть войны, наступление, если угодно на нашу христианскую идентичность, с очевидным стремлением её поглотить, переварить, уничтожить. Бесы создали псевдо-культуру под видом стёба, шутки, балагана, веселья и игры. В этом вроде бы нет ничего страшного, но если бы мы увидели, каковы на самом деле бесы и их истинные намерения и планы, нам было бы не до смеха и не до таких «праздников». Бесам нужно, чтобы этот «праздник» распространился как можно шире и влиял как можно больше на сознание народа. Как и многое другое.

Россия находится под жесточайшим прессом, потому что то, что от неё скрывали за железным занавесом на протяжении многих десятилетий, хлынуло в распахнутые ворота «демократизации» и затопило несусветной мутью, в которой и не разберёшься сразу. В этой мути есть всё: и хорошее, и удобное, и нейтральное, и то, от чего нам теперь не избавиться, потому что это везде: и в умах, и в сердцах, и в привычках. Вот так и с этим «праздником», который язык не поворачивается назвать праздником, разве что днем капитуляции человеческого разума перед бесами и днем признания собственного ничтожества. Нет ничего смешного в том, что человек проявляет полную солидарность с бесами. Тогда и мы не христиане, потому что «какое общение праведности с беззаконием, что общего между светом и тьмой?» ( 2Кор.6:14 ). И если в широкий обиход входят «дни святых валентинов» и неоязыческие «хэллоуины», значит сатана, как мороз-воевода, «дозором обходит» Россию, считая её своим владением и проверяет, кто тут «свой», а кто ещё, как старый ретроград и отставший от мира человек, кочевряжится. Вот что значит этот праздник недорезанной тыквы. Это очевидный знак нашего равнодушия к христианской вере и всецелого отступления от христианства в угоду псевдо секулярному мультикультурализму, а на деле — поклонению бесам под видом весёлой «игры», за которой стоит ад и предательство.

Что делать? Нужно говорить об этой проблеме открыто, в полный голос, называть вещи своими именами. Нужно оказывать воздействие на государство, чтобы оно трезвилось, защищало своих граждан от разлагающей мути, серьезно относилось к шуткам, в которых уже не осталось и доли шутки, потому что речь идёт о наших детях, о будущем, об опасности разрушения христианской веры и нравственности.

Иерей Виктор Гавриш, настоятель храма блаженной Матроны Московской в поселке Верея

Прежде всего, нужно самому не участвовать в этом «празднике» и постараться объяснить детям, что во время этого «праздника» призывается «нечистая сила». Если человек занимает должность учителя в школе, то он имеет возможность объяснить детям суть этого «праздника». А если он является еще и верующим человеком, то дети привыкнут относиться с доверием к его словам и не будут участвовать в этом «празднике». Если человек занимает должность директора школы или начальника предприятия, то в его власти не допустить проведения этого «праздника» в своем учреждении.

Лучший метод борьбы с чем-то — это объяснение сущности явления. Если родители говорят, что Хэллоуин — это плохо, а в школе во время этого праздника ребенку весело, ребенок не поймет, почему это плохо. А плохо это потому, что детей с самых юных лет приучают с юмором относиться к сатанинским вещам. Например, сейчас среди детей популярны такие куклы как Monster High — трупообразные девочки с формами взрослых женщин, к тому же вульгарно одетые, и некоторые не видят ничего плохого в этом. Но у детей под их влиянием сформируется определенный эстетический вкус, и когда они станут постарше, их мироощущение наложится на пропагандируемые в подростковой среде темы суицида, и мы получим человека с готовым мировоззрением. А в старших классах многие из этих детей, привыкнув к таким играм и праздникам, могут в шутку предложить принести в жертву кошку, петуха, собаку и, сами того не подозревая, начнут участвовать в реальном сатанинском деле, потому что именно через игровую форму детей втягивают в дьяволопоклонничество. Если бы кто-то откровенно сказал им, что Хэллоуин — это праздник поклонения дьяволу, многие бы просто не стали его отмечать, но когда Хэллоуин преподносится в качестве интересной шутливой традиции с тыквенной головой, никто не видит в этом ничего плохого.

По телевидению сейчас показывают много фильмов ужасов, массовая культура готовит приход антихриста. Эстетизация различных пороков (от каннибализма, однополых отношений, педофилии, скотоложства до откровенного сатанизма) началась не вчера. Например, у декадентов существовала эстетизация темы смерти и самоубийства, и поскольку дьявол живет дольше, чем обычный человек, он имеет возможность вбрасывать в мир свои идеи через режиссеров, поэтов и других «властителей дум». Заметьте, что вбросы подобных «праздников» идут через молодежь, потому что этим занимается молодежь — те, у кого мало жизненного опыта и они падки на все новое.

В жизни человека есть два важных момента. Первый — когда человек рождается, а второй — когда он понимает для чего. Смерть также является важным моментом в жизни человека, но когда смерть превращается либо в развлечение, либо в решение проблем, то есть суицид, это ненормально. Одним из шагов к такому пониманию смерти являются подобного рода «праздники». Смерть в христианстве воспринимается как Таинство и как нечто неестественное, преодолеваемое Христом. Нужно делать реальные шаги, чтобы отменить этот праздник, а когда сто блогеров напишут в интернете, как это плохо, и реально ничего не сделают, они только популяризируют эту тему.

Иерей Валентин Цикулаев, клирик храма блаженной Матроны Московской в поселке Верея

У Ивана Крылова есть хорошая басня про синицу, которая всем растрезвонила, что море сожжет. Все животные собрались смотреть, как будет гореть море, а в итоге ничего не получилось, море она не сожгла и опозоренная улетела. Если мы хотим сделать какие-то серьезные шаги по запрету Хэллоуина, то лучше делать это так, чтобы никто об этом не знал. Потому что если мы демонстративно будем показывать, что мы обращаемся к политикам, а потом эти политики нас обманут, мы сделаем очень большую, совершенно ненужную рекламу этому «празднику» и покажем, что и правительство на стороне этого беззакония. Поэтому не будем уподобляться этой синице.

У католиков Хэллоуин является Днем всех святых. Господь нас учит, что всякое дерево познается по плодам, и если католики празднуют День всех святых, изображая их тыквой с горящей пастью и треугольными глазами, то можно представить, какие у них святые и что является святостью в их понимании. Действительно, во многих американских фильмах ужасов обязательно присутствует этот образ тыквы. Это говорит о том, что этот «праздник» связан в их сознании с чем-то темным, но никак не с Днем всех святых. Если они считают это нормой, то мы должны этому сопротивляться и бороться, но не с праздником, потому что праздник — это всего лишь следствие, а не причина. Бороться надо с причиной, которая заключается в том, что наших подростков воспитывают на суррогатах и не прививают настоящие духовные ценности. Мы должны проповедовать им живое Евангелие, Слово Божие, православное. Если мы расскажем им, что Хэллоуин — это плохо, это ужас и бесопоклонство, они не поверят, потому что мы не предлагаем им альтернативы и ни к чему не зовем. Наша задача не в том, чтобы ходить и обивать пороги чиновников, призывая запретить Хэллоуин, а проповедовать Евангелие, тогда результаты будут совершенно другие.

У Достоевского есть произведение «Униженные и оскорбленные», которое начинается с того, что умирает старый дедушка, и только после его смерти люди обратили на него внимание, а до этого момента его все видели, но его никто не замечал. Вот так и с нашей молодежью. Мы их видим, но не замечаем, они растут, как сорняки, и никто не заботится об их духовном состоянии. Давайте проповедовать им Евангелие, а не проповедовать борьбу с Хэллоуином, и тогда все будет в порядке.

Ссылка на основную публикацию