Православие и Распутин: отношение церкви, мнение священников и старцев, ответы на частые вопросы, святой или нет

Протоиерей Андрей Ткачёв о Григории Распутине: “Что там цветёт на его могиле – это отдельный вопрос, а исторические документы уважать надо…”

В эфире радиостанции РТВ-Подмосковье известный церковный проповедник протоиерей Андрей Ткачёв противостоит давлению почитателей Григория Распутина, упорно стремящихся доказать, что он […]

В эфире радиостанции РТВ-Подмосковье известный церковный проповедник протоиерей Андрей Ткачёв противостоит давлению почитателей Григория Распутина, упорно стремящихся доказать, что он “святой мученик” и апеллирующих к памяти старца Николая Гурьянова.

В ходе беседы протоиерей Андрей Ткачёв рассказывает об опыте личного общения со старцем Николаем и аргументированно высказывается по вопросу “святости” Григория Ефимовича Распутина:

Радиослушатель:

– Добрый вечер. Санкт-Петербург, раб божий Иаков.

Протоиерей Андрей Такчёв:

– Батюшка, я по поводу того, что вы говорили о раскачивании трона государя Николая нашего святого царя-батюшки и упомянули имя Григория Ефимовича Распутина, который вот очень так что тоже помогал его раскачивать. Так вот.

Ну давайте всё-таки посмотрим, не будем умалять понимание наших святых – государя Николая Александровича. Это духовные люди. Они увидели в нём (в Распутине – ред.) действительно друга, как они пишут, духовного человека.

Послушайте батюшка! Приезжайте к нам в Санкт-Петербург, там где его похоронили – это в Царском селе. Каждый год в день его убиения на могилке рядом распускается верба, я это свидетельствую, постоянно езжу, в любой мороз…

Потом есть святой старец наш отец Николай Гурьянов. Наберите в интернете – он читает ему (Распутину – ред.) акафист…

– Слушайте, я был у отца Николая несколько раз на острове (Залит – ред.), был у него в келии. Мне не надо читать про Николая Гурьянова книжки особо, я был у отца Николая…

Я бы об этом не говорил, если бы вы сами об этом не сказали. То есть это не предмет гордости или похвалы, но я вас уверяю, что я говорил с отцом Николаем, между прочим, и о государе императоре, его супруге и детях ещё до их канонизации. Я спрашивал об этом и о многом другом спрашивал… Поэтому что касается светлой памяти отца Николая Гурьянова, то у меня есть собственное мнение об этом, вынесенное не из книжек и не из чужих мемуаров, а из собственных впечатлений.

Но давайте будем объективны. Давайте мы возьмём все эти многокилограммовые мемуары и свидетельства о том, что происходило в стране. Знаете что когда и графа Льва Николаевича Толстого когда Церковь дерзнула объявить чуждым Церкви, что нашлось очень много людей, которые сказали “Церковь не права, Церковь виновата”, что это великий гуманист, что это вообще лучший христианин на свете. Что и студенты, хоронившие его, громогласно пели: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный – помилуй нас!” и что его упруга Софья Андреевна имела причину глубоко обидеться, например, на митрополита Антония Петербургского и на весь Синод за отлучение: “Что вы сделали, он самый хороший был, он конечно заблуждался, но он вообще христианин” и так далее… То есть, лицом к лицу лица не разглядеть.

И что касается Григория Ефимовича, то там же ж много людей знало: и с Феофаном Быстровым эта история и с канонизацией Иоанна Тобольского и со всеми иерархами, которые были кто-то за, кто-то против, кто-то совсем против, кто-то был сначала за, а потом стал против. Интеллигенция и дворяне и вся эта камарилья, которая вокруг царя крутилась – там много интересного… Что там цветёт на его могиле – это уже отдельный вопрос, а исторические документы уважать надо и там есть много чего почитать и много о чём подумать…

И конечно Григорий Ефимыч и Лев Николаевич очень похожи. Барин, одевший лапти и пошедший землю пахать и тобольский мужик, залезший в высший двор, который писал с ошибками, но решил министров менять как перчатки, делать то, что ему вздумается. Это очень похожие вещи, это противоходы, это два лифта, пошедшие один вниз, другой вверх. Эти две фигуры – Григорий Ефимыч и Лев Николаевич – они очень симптоматичны для заката Российской империи.

Это две сильные личности: никто не говорит, что это был какой-то дядька с бугра, это были сильные личности, гипнотически действующие на миллионы людей. Это нестандартные люди были. Но, простите меня, давайте со святостью повременим, с разговорами о святости повременим. Это были очень странные два человека, каждый из которых серьёзнейшим образом расшатал трон последнего государя императора. уж в этом нет никаких сомнений.

Другой звонок на ту же тему:

– Здравствуйте ваше высокопреподобие! Хотелось бы всё-таки сказать: конечно у Бога прославленные люди и у нас непрославленные – это суд уже Божий.

Но просто хотелось бы вас призвать познакомиться с трудами ведущих наших русских историков: Александра Николаича Боханова, который много сделал для канонизации государя и писал обо всех наших царях, начина от Ивана Василича и Бориса Годунова и кончая всеми нашими Романовыми практически, это ведущий историк русский, который много лет работал в Институте российской истории, профессор, доктор наук; также, ведущего историка, занимающегося много лет царской тематикой, Владимира Хрусталёва; также нашего историка Олега Анатольевича Платонова, много книг уже вышло…

Батюшка, найдите пожалуйста время и труд ознакомится и там будет ясно, как делали и, по словам того же самого новопрославленного святого Евгения Боткина, тоже доктора, лейб-медика: он сказал: “Если бы не было Распутина, его бы сделали из меня…”

– Из Боткина Распутина сделать невозможно. Боткин, конечно, смиренный человек, но вы поймите: то, что выдумали про Гоголя нельзя выдумать про Пушкина – это кто-то сказал из биографов XIX века. Невозможно сделать из Боткина Распутина, понимаете, и из Распутина Боткина невозможно сделать. Давайте будем немножечко трезвее! Какой Боткин из Распутина и какой Распутин из Боткина, ну что вы!? Хлыст и доктор. Лейб-медик и харизматичный проповедник из деревни. Мы вернёмся к этой теме ещё. До свиданья.

Старцы о Григории Распутине. Кто почитал его святым

Писатель Игорь Евсин о почитании старца Григория, как святого мученика

Царственные мученики Николай II и Александра Федоровна всегда почитали Григория Распутина за праведника. Еще при жизни старца Григория, Царица Александра Федоровна и ее дети, царевны и царевич, вместе с нательным крестиком носили его образ, написанный на медальончиках. А когда Распутин был ритуально убит, Царь Николай II, как великую святыню надел на себя нательный крестик, снятый с убиенного мученика Григория. Когда же Царь находился в заточении в Тобольске, то хранил у себя, как святыню письма Распутина. Передавая для большей сохранности шкатулку с ними доктору Деревенко, чтобы он тайно ее вынес и спрятал, Царь-мученик сказал: «Здесь самое ценное для нас – письма Григория».

Царевич Алексий после гибели Григория Распутина говорил: «Был святой – Григорий Ефимович, но его убили». «Он мученик», – утверждала Государыня Александра Федоровна. По ее указанию, спустя месяц после убийства старца Григория, была издана небольшая книжечка под заголовком «Новый мученик». В ней излагалась биография Григория Ефимовича и проводилась мысль о том, что он был Божьим человеком и по роду своей смерти должен почитаться мучеником».

Это житие в многочисленных экземплярах мгновенно расходилось среди простого народа, который относился к Распутину как к чудотворцу. Об этом говорит тот факт, что узнав о его гибели, многие петербуржцы устремились к проруби в реке Неве, где старец Григорий был утоплен. «По донесениям полиции там они набирали воду, освящённую его кровью, и относили домой, как святыню».

Очевидец этого В. М. Пуришкевич писал о том, что к Неве «стали стекаться целыми вереницами, главным образом женщины, начиная с самых верхов и кончая низами, с кувшинами и бутылками в руках, чтобы запастись освященной распутинсками останками водой». Когда же старца Григория погребли в алтаре строившийся Серафимовской церкви, то люди приходили к ней и собирали вокруг неё снег.

Почитание Распутина, как святого праведника усилилось после того, когда в марте 1917 года по указанию Временного правительства был вскрыт гроб с останками Распутина. Очевидцы этого увидели, что они оказались нетленными и даже издавали лёгкое благоухание. Тогда народ стал стекаться ко гробу и разбирать его на кусочки, чтобы иметь у себя хоть малую частицу от последнего прибежища старца-мученика.

В наше время Григория Ефимовича почитал за праведника известный Санаксарский старец, приснопамятный схиигумен Иероним (Верендякин). Именно по его благословению и его молитвам я написал книжку «Оклеветанный старец». Работа над ней была закончена в 2001 г. По приезду в Санаксарский Рождества-Богородицкий монастырь я ознакомил старца Иеронима с книжкой «Оклеветанный старец». Прослушав текст, старец в присутствии своего келейника иеродиакона Амвросия (Черничука) дал своё благословение на ее издание, сказав, что Распутин был праведником, угодником Божиим.

Одним из первых, кто во всеуслышание заявил о праведности старца, был известный священник, духовный писатель и поэт, замечательный проповедник конца ХХ в. Димитрий Дудко. «Распутин стоял за православие, – писал он, – был сам глубоко православным и к этому призывал всех. Меня особенно поразило то, как он, будучи расстрелянным и брошенным в воду, держал пальцы сложенными в крестное знамение. Крест, как известно, означает победу над бесами. В лице Распутина я вижу весь русский народ – поверженный и расстрелянный, но сохранивший свою веру даже погибая. И сам он побеждает!».

Широкое почитание человека Божия Григория Распутина-Нового началось с приготовления к прославлению царской семьи во святых. Причём, как в народе, так и в среде священнослужителей. Один из членов комиссии по канонизации царственных мучеников отец Георгий (Тертышников) рассказывал протоиерею Валентину Асмусу, что когда на заседании Комиссии речь зашла о Распутине, и тех обвинениях, которые против него выдвигались, то обвинения падали одно за другим. И вот, в конце концов, кто-то из членов комиссии с улыбкой сказал: «А что, похоже, мы уже занимаемся не канонизацией Царской семьи, а канонизацией Григория Ефимовича?».

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) тщательно изучал материалы, связанные с Распутиным, поскольку имел послушание подготовить доклад на тему – не является ли личность Григория Ефимовича препятствием для прославления Царской семьи. Когда митрополит Коломенский Ювеналий ознакомился с этим докладом, то заметил отцу Георгию «Судя по вашим материалам, Распутина тоже надо прославить!».

Увы, на Архиерейском Соборе 2000 года канонизации Распутина не произошло. Однако, мнение о нём у многих изменилось в лучшую сторону. Так в 2002 г. бывший управляющий Ивановской и Кинешемской епархии архиепископ Амвросий (Щуров) на Царских православно-патриотических чтениях, проходивших в Иваново 18 мая заявил: «Многим нападкам со стороны врагов России подвергся Григорий Ефимович Распутин. Пресса воспитывала в людях отвращение к нему, стараясь таким образом бросить тень на Государя и его Августейшее семейство.

Кем же на самом деле был Григорий Ефимович Распутин? Он не был плохим человеком. Это крестьянин, трудолюбивый и очень благочестивый человек, большой молитвенник, много странствующий по святым местам. Такой благочестивый человек, как Григорий Ефимович, не мог, конечно творить всякие безобразия, которые ему приписывали. Был специальный двойник, который специально скандалил, пил в кабаках, вёл безнравственный образ жизни. А пресса это раздувала».

В 2008 г. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», отвечая на вопрос слушателя, почему около Святой Царской Семьи находился Григорий Распутин, заметил: «Царскую Семью оклеветали и очернили, обвинив во всяких грехах, а сейчас мы видим, что это неправда. Может быть, и с Григорием Распутиным что-то подобное было, потому что Царская Семья, Государь были очень чистой жизни и понимали ситуацию, людей. Они не могли приблизить к себе такого человека, каким представляют нам сейчас Григория Распутина».

По поводу действий прессы в отношении Распутина и фальсификации документов лично у меня хранится письмо старца архимандрита Кирилла (Павлова) написанное в 2001 г. моей супруге Ирине Евсиной с ответом на вопрос, как отец Кирилл относится к личности Григория Ефимовича. Вот что в нем пишется дословно:

«Досточтимая Ирина! В вашем ко мне письме содержится вопрос – моё мнение о личности Распутина Г. Скажу прямо – сейчас положительное, раньше я под влиянием всякой лжи и клеветы думал отрицательно. Прочитав в книге Яковлева об убийстве Распутина масонами, ритуальном убийстве, я в корне изменил своё отношение к нему.

Наш лаврский насельник, преподаватель Академии архимандрит Георгий (Тертышников), состоящий в комиссии по канонизации святых, был командирован в Питер познакомиться с архивными документами для канонизации Царской семьи, говорит, что в печати того времени и документах того времени одна ложь и клевета на Царя и его окружение. Может быть, какие-то слабости и немощи, свойственные каждому человеку, были и у Распутина, но не такие, какие ему приписывали. На страшном Суде Божием всё будет представлено в истинном виде. Да хранит вас Господь. С ув. Арх. Кирилл».

Как поразительно точно перекликаются слова прозорливого старца Кирилла (Павлова) со словами самого Григория Распутина, который говорил: «В чём обвиняют – невиновен, увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и вся колена земная».

Не знаю, не понимаю, не представляю, чем могут оправдаться те, кто до сих пор Друга святой Царской семьи мученика Григория подвергает клевете и наветам.

Известный старец нашего времени приснопамятный протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Епитимью несёт бедная Россия. Надо обязательно очистить память старца от клеветы. Это необходимо для духовной жизни всей Русской Церкви».

И разве мы не должны исполнять наказ праведника, Божьего человека, старца про которого архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «В наши последние времена старец Николай – светильник, подобный Серафиму Саровскому».

Автор Игорь Евсин.

Старец Николай Гурьянов о мученике Григории Распутине

Из беседы протоиерея Николая Гурьянова с духовными чадами.

6 августа 2000 года батюшка Николай благословил одну приехавшую к нему монахиню книгой «Мученик за Христа и за Царя. Человек Божий Григорий. Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока», со словами: «Храни. Это чудесная книга, благодатная». (скачать книгу можно http://lib.rus.ec/b/162489/read)

Эта монахиня в присутствии других духовных чад батюшки спросила:

– Скажите, как вы чувствуете, как вам Господь открывает, прославят когда-нибудь мученика Григория?

– Матушка, так он уже давно прославлен, – ответил отец Николай Гурьянов.

– Отче, я понимаю. Прославят ли на Соборе архиерейском у нас, в России?

– Я думаю, прославят. Этого Царственные Мученики желают, и многие духовные люди в нашей Церкви хотят этого. Вы молитесь, просите Господа, и будет радость для всех огромная – правда откроется. .

– Батюшка, отчего так скорбит Цесаревич? – спросила монахиня и протянула ему икону.

– А как же не скорбеть? Какие поношения, оскорбления он видит на Царя, Царицу и на старца Григория. Алексий знает его святость как никто другой, ведь сколько раз праведный Григорий его спасал от смерти, сколько раз. Помолится, перекрестит его, благословит. Ведь Григорий это чудо творил старец Григорий по милости Божией исцелял! А о нем такие глупости говорят!

– Отче, мне сказали, что была передача по «Радонежу», беседу вел священник, почитающий Царственных Мучеников. Когда его спросили именно об этой способности старца Григория – исцелять Наследника – он ответил, что Распутин лечил его как экстрасенс. Батюшка, что же это такое? Снова ложь?

– А вы знаете этого священника? – спросил отец Николай.

– Нет, только бывала несколько раз в храме на его службе и читала его проповеди.

– Вы ему от меня, тоже священника, любящего Царственных Мучеников, задайте вопрос: «А что они, старец Григорий и Царица Александра, вместе «колдовали»?! Грешно так говорить о Григории и об Императрице! Она духовно прозорлива была и видела сердца людей. Видно, тот священник себя выше и умнее Царя и Царицы считает?

– Не знаю, отче, просто он всегда говорит о Григории Ефимовиче страшные вещи, смеется над его святым житием: иронизирует, что святой Царь Николай преобучался Иисусовой молитве от Старца Григория.

– Как грешно! Это священник так говорит?!

– Царь Николай имел великую силу Иисусовой молитвы, и именно она, молитва эта, давала Ему духовный разум и Божественную мудрость, просвещала Его сердце и направляла, вразумляла, как поступить. А молитва Мученика Григория спасала Царевича столько раз от смерти, исцеляла. Ведь молился Григорий за Русь – и его Господь слышал.

Разговор прервался. Вспомнились клеветнические публикации о Григории Ефимовиче Распутине, «просветительские» передачи о нем по «Радонежу». Ничего светлого, правдивого, одна брань и хула, перепевы масонских книг и пересказы «свидетелей» жизни Старца Григория, его убийц. И все это внушают доверчивым людям и не дают опомниться, задуматься и самим, с Божией помощию, попытаться найти истину.

– Так значит, отче, прославят его?

– А вы посмотрите, что у вас в руках?

– Икона мученика Григория с Цесаревичем Алексием.

– Вот уже и прославили. Смотрите, иконочка ему есть, акафист написан, молитва. Мы уже молимся ему, и многие молились и молятся.

– Батюшка. Архиереи за это будут на нас серчать.

– За что? – спросил он. – Мы с вами их ничем не обидели и не обижаем.

– За то, что мы мученика Григория славим, святым почитаем.

– То, что мученик Григорий святой – это правда Божия. За правду нельзя серчать и архиереи это понимают.

Как известно отец Николай Гурьянов в своих молитвах, как и батюшка Серафим, беседовал со святыми. И он духовно прозрел, что Григорий Распутин – святой мученик и говорил, что об этом ему «было извещение от Господа и Царственных святых». Вот почему отец Николай говорил: «мученика Григория надо прославить», причем «чем быстрее, тем лучше».

Читайте также:  Теология в православии: определение и значение, место и роль в религии, история термина

Когда же Архиерейский Собор не канонизировал Распутина, отец Николай сильно огорчившись, сам предпринял действия для его прославления, как святого мученика.

Для нас же причинами почитания Распутина, как святого, должны стать очищенная от клеветы его праведная жизнь, мученическая кончина и многочисленные чудеса, которые совершались как при его жизни, так и после кончины.

По благословению отца Николая было написано Житие старца Григория и акафист ему. Кроме того он благословил написать его иконы. Эти иконы он держал в своей келье, а их фотографии дарил сотням своих духовных чад.

После блаженной кончины отца Николая почитатели написали его образ – в одной руке батюшка держит крест, а в другой небольшую икону мученика Григория. В сентябре 2002 г. образ обильно замироточил. Тогда же сделали фотографию этого чуда. На ней явно видны крупные капли мира. Фотографии мироточивого образа размножили. Одна из них попала в Екатеринбург к рабам Божиим Елене и Вере. Они очень почитают отца Николая и мученика Григория и потому стали молиться перед попавшим к ним образом. Прошло время и бумажная фотография в их доме замироточила.

В документальном фильме «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» (режиссёр Виктор Рыжко. 2009 г.) запечетлено обильное мироточение различных изображений старца Григория.

В 2004 г. в Иваново-Вознесенске иконой с батюшкой Николаем, Цесаревичем Алексеем и старцем Григорием был исцелён умирающий мужчина сорока лет, которому, по мнению врачей, оставались считанные часы жизни.

Так Сам Господь зримым образом прославил двух своих Угодников – старца Николая (Гурьянова) и мученика Григория Распутина-Нового.

Чудесным проявлением Божьего благоволения к памяти старца Григория является и то обстоятельство, что ежегодно, в декабре, не смотря ни на какую погоду, ни на какой мороз, у места захоронения Распутина расцветает верба. Происходит это в день убиения старца, а цветение продолжается всего пятнадцать минут.

Вопросы и ответы о духовниках и старцах

Вопросы и ответы о духовниках и старцах — отвечает прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Как быть, если при большом уважении и благодарности к духовнику, нет взаимопонимания с ним, и есть желание перейти к другому духовнику, к которому чувствуешь большую близость. Это неправильно?

Что значит, нет взаимопонимания с духовником? Это ведь может быть по-разному. Бывает, что у людей настолько разный темперамент,настроения, что они друг друга просто не понимают. Так в жизни бывает довольно часто. Духовники — это, по большей части, не святые люди, очень хорошие люди, но не святые, поэтому может быть не достигается такое взаимопонимание, какое хотелось бы достигнуть. Со святыми людьми это всегда легче, потому что у святых людей темперамент, характер уходят на второй план, сильнее действует благодать. Так что, такое может быть и может быть, что с другим священником легче возникает контакт, взаимопонимание.

Я думаю, что в ряде случаев можно откровенно сказать об этом духовнику и, по благословению, можно перейти к тому священнику, с которым есть контакт. Ведь отношения с духовником имеют очень большое значение для духовной жизни человека. Если не получается с этим духовником, а может получиться с другим, то из каких-то формальных запретов, что нельзя менять духовника (а такое мнение у нас распространено), из таких запретов исходить нельзя, мне так кажется.

Но дело в том, что духовник тебя обличает в каких-то недостатках, в каких-то страстях. Бывает, что духовник очень занят, у него не хватает времени, сил. А ты это воспринимаешь на свой счет: духовник относится ко мне плохо. И если человек по таким соображениям идет к другому духовнику, то это большая ошибка.

Если спросить своего духовника: «Батюшка, я не нахожу с вами взаимопонимания, а с другим батюшкой у меня полный контакт. Благословите уйти», и он скажет: «Конечно, иди и поскорее!» — это способ решения вопроса не очень подходящий. В таких случаях обычно ищут какого-то третейского совета. Если удастся найти духовного человека, старца (сейчас уже очень мало таких старцев), но надо найти третьего человека, который может понять, и с ним посоветоваться, как быть. Чтобы не полагаться на свои пристрастия, свои страстные душевные движения, чтобы основываться не на них, иначе может быть большая ошибка. Связь с духовником очень важна. Если ты ему очень благодарен, если он очень уважаем тобой, если тебя Господь к нему привел когда-то, то это не просто так. И рвать эту связь просто так, потому что что-то стало трудно, — нельзя. Трудности не значат, что надо сразу перебегать к другому, с которым может быть будет легче, а может быть и не будет. Так что торопиться в таких вещах не следует, а надо быть очень осторожным.
Но в принципе, я думаю, что такие случаи бывают, и это вполне естественно. И можно их решать.

Батюшка, а почему Вы ездили по разным старцам? Может быть Вас что-то не устраивало? Были ли у старцев друзья?

У старцев друзья, я думаю, могут быть. Почему бы нет. У святых бывали друзья, даже у Христа были друзья. Почему я ездил к старцам? Вы знаете, я мало ездил. Я вполне мог побывать еще у многих старцев-современников. Я мог побывать у владыки Афанасия (Сахарова). Я себе не могу простить до сих пор, что я к нему не поехал. Мог бы побывать еще у многих замечательных старцев. Но мне всегда было стыдно, я думал: «У меня есть духовный отец, он мне все говорит, у меня нет вопросов, которые я мог бы задать еще и старцу, что я буду старца отвлекать и собой нагружать?» Я поэтому не ехал. А теперь я очень жалею, потому что, если есть возможность увидеть святого человека, то никогда не упускайте эту возможность. Это самое дорогое в жизни. Даже хотя бы увидеть его, взглянуть на него, рядом постоять — это самый драгоценный опыт, который поставит все остальное на место в вашей душе и жизни. Поэтому я и ездил к старцам, когда можно было. Но я спрашивал отца Всеволода: «Можно ли мне поехать к отцу Тавриону?». Он благословлял: «Да-да, поезжай». Он никогда никакой ревности не проявлял и не думал, что я от него хочу уйти. Я еще не сказал про отца Тихона Пелиха, которого мы с отцом Аркадием тоже знали близко. Он тоже был замечательным старцем. Мне с ним пришлось долго тесно общаться еще при жизни отца Всеволода. Я думаю, если есть такая возможность, то нужно ездить к старцам, только это должны быть настоящие старцы. Не нужно подчиняться легкомысленному любопытству и действовать по принципу: куда народ идет, туда и я пойду. Так не нужно. Но если известно, что есть такой святой человек, то хорошо бы его увидеть.

Как Вам удалось познакомиться с теми людьми, о которых Вы сейчас рассказываете. Вы их как-то искали? А где сейчас найти старцев?

Я, например, видел прославленного недавно старца схиархимандрита Серафима (Романцова). Это Глинский старец, последние годы он провел в Сухуми. Это был великий старец, сейчас его на Украине причислили к лику святых. Как я его увидел? Очень просто. Мы летом поехали на Кавказ в путешествие, в конце перешли перевал и спустились в Сухуми, и естественно пришли в храм, а отец Серафим стоял в храме и исповедовал. Вот так я его увидел. К отцу Тихону я попал, когда учился в семинарии и к отцу Всеволоду попасть не мог. А отец Тихон тогда служил в Сергиевом Посаде и к нему можно было попасть. И я к нему стал ходить. К отцу Серафиму (Тяпочкину) я даже не помню как мы попали, специально или проездом. Но я о нем слышал от своих близких друзей и решил к нему поехать. У меня вопросов к нему никаких не было. Приехал, и там случайно оказались мои друзья – его духовные дети. Тогда еще молоденькая Наташа, теперь матушка Наталья Бояринцева, подвела меня к отцу Серафиму и говорит: «Батюшка, вот Володя. Мы давно знакомы». Он на меня смотрит и говорит: «Он священником будет, священником». Она говорит: «Володя мне книжки давал читать духовные». «Ну тем более». Конечно, для меня это запомнилось и много значило. А вопросов у меня не было, я ничего не спрашивал. Но, конечно, такое общение запоминается на всю жизнь.

А сегодня к кому Вы посоветуете обратиться из старцев? Очень нужно.

А сегодня я не знаю к кому обращаться. Вот к отцу Илию многие обращаются. Отец Илий – замечательный батюшка. Но он очень болеет и теперь трудно стало к нему попасть. Многие называют сейчас каких-то других старцев. Но я их не знаю. Так получилось, что я теперь никого не знаю. Поэтому посылать к кому-то не могу.

Надо ли относиться к духовнику, как к старцу? Нужно ли искать совета старцев, если есть духовник? И в каких случаях?

Нет, не нужно относиться к духовнику, как к старцу, если он не старец. Нужно относится к нему как к духовнику. Это очень непросто и важно научиться это делать. Духовник, хотя он не старец, но он дается человеку от Бога. И в наше время найти настоящего духовника это тоже совсем не просто. Если Господь приведет вас к настоящему духовнику, если сможете стать настоящим духовным чадом, то это величайший Божий дар. Если у вас правильное отношение к духовнику то, тогда Господь будет указывать вам через него духовный путь и может быть будет открывать через него волю Божию, хотя у него и нет дара прозорливости. А вот для вас будет открываться, по вашей вере, так бывает очень часто. Зависит это именно от того как вы к нему относитесь. К духовнику надо относиться с любовью ради Христа, а не с пристрастием. Относиться к духовнику с пристрастием — это грех. Это не только бесперспективно, но и очень опасно. Некоторые выбирают себе в качестве духовников тех батюшек, которые им почему-то больше нравятся. Иногда выбирают молодого и красивого, или еще почему-нибудь. Это неправильно. Отношения с духовником должны быть духовными, а не душевными. К духовнику нужно относиться с доверием, бескорыстно, т.е. не надеяться получить от него что-то. Я имею ввиду не деньги и не подарки. Часто мы хотим оказаться в церкви на особом положении: если я буду ближе к батюшке, я приду и буду главным или главной. Это тоже корысть. Отношения должны быть бескорыстными. К духовнику нужно относиться со смирением. Задача духовника прежде всего указывать нам наши грехи, недостатки. Это значит делать нам больно. Это можно сделать только тогда, когда человек приходит с доверием и со смирением. Вот вы приходите к врачу, врач говорит: «Вам нужно укол сделать или операцию». И вы ему верите, и начинаете по послушанию мучиться и страдать – вас колят, режут, процедуры неприятные делают, потому что вы верите врачу и верите, что он делает это для вашего здоровья. Так же и к духовнику нужно относиться. Вот врач говорит: «Вы знаете, у вас серьезная болезнь». Теперь даже говорят больному о том, что у него рак. Кому это приятно? Вдруг тебе сообщают, что у тебя рак. Но также духовник говорит: «Ты знаешь, у тебя гордыня. Ты не умеешь себя вести, ты ведешь себя по-хамски». Это неприятно слышать. Но духовник должен нам такое говорить. А мы должны принимать это с благодарностью, с доверием, с желанием исправиться. Вот тогда это будут настоящие отношения.

А когда вы любите чтобы вас по головке гладили, это не духовное отношение, это корысть. Мы хотим, чтобы батюшка только утешал, ободрял и никогда никаких замечаний не делал, а как только он скажет что-то неприятное, значит батюшка плохой. «Батюшка испортился», — это очень часто приходится слышать. Раньше батюшка был хороший, а теперь он испортился.

Если есть духовник, так и слава Богу. Но если есть возможность попасть к святому человеку, к старцу, то я думаю, настоящий духовник не будет против, он обязательно вас к нему пошлет.

Бывает так, что даже очень хороший духовник затрудняется ответить на какой-то вопрос, дать какой-то совет. Действительно трудно бывает сказать, выходить замуж за этого или не выходить. Подходят очень часто: «Батюшка, благословите замуж». «За кого?» «Вот за этого». Думаешь: «Ой, Господи помилуй! Что же будет-то из такого брака!». А у них уже все налажено, они уже о свадьбе договорились. И у священника очень трудное положение. И бывает так, что священник не выдерживает характера и идет на поводу у своих духовных чад. Он говорит не то, что он должен сказать, он просто не может отказать. Это плохо. Священником быть, к вашему сведению, очень трудно. Трудно делать человеку больно, трудно говорить людям не то, что они хотят услышать.

Что делать духовному чаду в случае смерти духовника? Моя подруга говорит, что несколько настоящих духовников быть не может. И теперь у нее нет духовника, она ходит в разные храмы. Мысль что духовник больше не нужен, мне кажется странной и неправильной. Правильно ли это?

Думаю, что вы совершенно правы. У человека в течение жизни может быть несколько духовников. У меня было несколько очень хороших духовников.

Когда нужно идти к старцу, а когда к своему приходскому священнику?

Приходской священник — это уже третья категория священников. Они бывают совсем разные. Одно дело – духовник, другое — приходской священник. Не всякий приходской священник может быть духовником. Духовник — это духовный отец, тот человек, которому открыто ваше сердце, который вас знает, который постоянно за вас молится и страдает вашими болезнями. Он за вас перед Богом предстоит. Он берет на себя ответственность за вас, он не просто так вам говорит: «Так нельзя поступать», он мучительно ищет правильный путь для вас. А приходской священник может быть совсем и не интересуется вами. Это разные вещи. Поэтому, к кому лучше идти? Лучше к тому, кто вами серьезней занимается. Если есть возможность поехать к старцу, к настоящему старцу, то это хорошо.

Если нет духовного отца, а нужно решить серьезный вопрос, к кому можно обратиться за духовным советом?

К духовному человеку, к духовному священнику. Нужно искать такого, наиболее опытного. Нужно помолиться, нужно поспрашивать, чтобы вам указали рассудительного, опытного духовника, который может посоветовать, и к нему можно пойти. Если вдруг никого не будет около вас… Я помню, спрашивал своего старца, а как быть, если совсем не к кому пойти, как, например, во время гонений. Он сказал так: «Помолись получше и потом начинай делать то, что тебе подскажет совесть, постарайся от всех страстей отрешиться и подумай, как по совести поступить. И начинай делать. И молись. Если будет что-то получаться, значит, есть воля Божья. А если молишься, начинаешь что-то делать и ничего не получается, значит воли Божьей нет». Мысль очень простая – если ты искренне от души, от всего сердца с сокрушением, с покаянием, со смирением молишься, просишь и стараешься, то Господь обязательно тебе укажет. Укажет просто в обстоятельствах жизни. Не оставит тебя в гибельном состоянии. Мы думаем, что вот все умерли, я один остался и погибну. Нет, Господь не оставит.

Как попасть к старцу, который принимает в настоящее время. И как не ошибиться. Обычно рассказывают об уже умерших. Это очень интересно, но нужен совет сейчас. Обратиться не к кому. Уже были скорби от неправильных советов.

Эта проблема была всегда и всегда будет. Могу вам сказать только по своему опыту одно. Я тоже в молодости много слышал о разных старцах и святых. Это были годы советской власти. И вокруг меня никого не было. Долгие годы у меня не было никакого духовника и я не знал, куда пойти. Я был верующим, но я даже не знал, в какой храм пойти. В те времена мы были очень запуганы. И родители нас пугали, говорили: «Будешь сейчас ходить в храм, выгонят из школы, из университета, а может и посадят». Так что мы боялись, священникам не доверялись, потому что среди них бывали осведомители. Смолоду я стал молиться: Господи: «Дай мне духовного отца». И потом еще просил, как я теперь понимаю, очень дерзновенно: «Покажи мне старца, у которого я могу узнать Твою волю. Я хочу поступать по Твоей воле. У кого мне спросить?» И я разделял духовного отца и старца. И молился я так много лет, и только потом, через десятки лет, я понял, что Господь буквально исполнил мою просьбу. У меня был и духовный отец, и был старец, который мне писал: «Такова воля Божия». И не какого-нибудь старца мне Господь дал, а именно такого, какого я просил, который мне волю Божию открывал. Бог милостив. Если мы будем искать и просить от всего сердца, если мы просим доброго, если мы хотим по-настоящему хорошо поступить, устроить свою жизнь духовно, то Господь обязательно ответит. Может быть не сразу. Может быть, нужно помолиться, потрудиться. Но не надо в этом сомневаться ни одной минуты. Но если у вас будет такое желание, я глубоко убежден, в том что Господь не оставит без ответа. Это нелегко, и это правильно, что нелегко. Если бы было легко, то мы бы это не ценили. Есть такая поговорка: «Что легко дается, то мало ценится».

Читайте также:  «Любите врагов ваших»: толкование заповеди, смысл и значение

Можно ли ездить к старцам и иметь желание исповедоваться у старца. Потому что они великие молитвенники.

Этот вопрос поставлен на мой взгляд немного легкомысленно. Такое доброе желание может быть и хорошо, но вы уже не понимаете что такое старец. Старец, в том смысле, в котором мы говорили сегодня, это прежде всего очень замученный человек. Мы как-то сказали отцу Иоанну Крестьянкину: «Батюшка, молиться совсем некогда». А он отвечает: «Какая уж тут молитва – весь день разговариваешь, разговариваешь, а потом только один поклон на завтра можешь сделать. Никакой молитвы». Не остается сил и времени. Старцы измучены до последней крайности, старцы не исповедуют, им исповедовать некогда. Они отвечают покороче и побыстрее, если вы к ним попадете. А исповедоваться – у своих духовников.

Как узнать волю Божью. Я не могу выйти замуж?

Нужно молиться. Поискать нужно волю Божью, поспрашивать.

Есть ли сейчас в России старцы, подобные Серафиму Саровскому или Оптинским старцам?

На этот вопрос, я думаю, никто вам ответить не сможет. Потому что, кто такой преподобный Серафим Саровский, люди поняли через много лет после его кончины. Его канонизировали только через 70 лет. И то по прямой воле Государя Николая II, а Cинод был против канонизации. Вот сейчас, когда весь мир чтит преподобного Серафима, когда столько чудес произошло, теперь мы знаем кто это такой.
Есть такой образ: чтобы гору увидеть, нужно отойти достаточно далеко, а вблизи она не видна. Находясь вблизи старца, очень часто ты не понимаешь, кто перед тобой. Известно, что у старцев бывают очень тяжелые келейники или келейницы, которые не понимают, кто перед ними находится. И своих старцев буквально мучают. А потом проходит время и оказывается, вот какой святой был. Бог открывает святость и величие таких подвижников не сразу. Может быть, пройдет время, и мы узнаем, что жили рядом с великим святым – отцом Иоанном Крестьянкиным, например. Или кем-то еще. Но сейчас ответить на этот вопрос невозможно.

Любому ли христианину нужен духовный руководитель?

Я думаю, чтобы у каждого был духовный руководитель. Другое дело, что не каждый человек этого хочет. Если человек не хочет, то насильно такое руководство ему навязать невозможно. Он просто не будет слушаться, не захочет, чтобы кто-то им управлял, командовал. Он же свободный гражданин свободной страны! А если человек искренне ищет духовной жизни, то руководитель нужен.

Что говорили или советовали старцы, когда у человека скорби: бедность, трудности в личной жизни, проблемы с окружающими людьми. Когда скорби давят со всех сторон. По человечески ждать улучшений не приходится.

Говорили всегда: терпи, смиряйся и молись.

Бывает ли у старцев иерархия?

Иерархия это когда ты — директор, ты — заместитель директора, а ты — начальник отдела.
Такой иерархии у старцев не бывает. Но, конечно, бывают более великие и менее великие старцы.

Если не можешь выполнить благословение, насколько это страшный грех.

Бывает по-разному, смотря какое благословение. Вообще-то настоящее благословение дается такое, которое можно выполнить.

Можно ли к духовному отцу относиться как к старцу или это ошибка?

Как вы относитесь к пророчествам преп. Паисия Святогорца о печати антихриста?

Вопрос задан:
05 июля 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

К сожалению, старцам не редко приписывают высказывания, которых они не говорили. Вот как об этом вопросе пишут сами святогоские насельники:

О ПРОРОЧЕСТВАХ ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

Источник: Святая Гора

Большой духовный вред наносят лжепророчества, приписываемые старцу Паисию Святогорцу и другим современным подвижникам нашей Церкви.

Что интересует многих современных христиан? Нужно ли запасаться продуктами из-за грядущей мировой войны, надо ли учить турецкий язык в связи с грядущем освобождением Константинополя, может ли быть печать антихриста нанесена каким-то невидимым образом и т.д…

Только спасением своей души и покаянием они совсем не интересуются. Предпочитают читать и находить ответы не на духовные, а на эсхатологические вопросы.

Поиск часто приводит этих людей к лжестарцам, которые подобно медиумам предсказывают будущее, а не говорят о покаянии и духовной жизни.

Сегодня многие тратят своё время и находят утешение только в рассуждениях на темы: когда начнётся война, родился или ещё нет антихрист, когда мы возьмём Константинополь.

Мы забыли о том, в чём состоит цель нашего земного существования, о духовной жизни, о своём спасении. Боимся каких-то событий и врагов из будущего, забывая, что в первую очередь мы должны противостоять врагам нашего Отечества и Церкви. Бороться за наши города, дома, народ, традиции и Предание.

Мы боимся карточек и новых электронных паспортов. Но сколь оправдано наше беспокойство, если мы уже позволили принять столько антихристианских законов? Кроме того, разве одно только беспокойство это выход из положения?

Мы должны быть всегда едины в рамках Святой Православной Церкви. Бороться и противостоять каждому, кто идёт против Святоотеческого предания, кем бы он ни был – архиереем, монахом или богословом.

Что касается пророчеств Паисия Святогорца и других современных подвижников, мы должны прекратить их вольно интерпретировать. Не будем становиться посмешищем для врагов Церкви и диавола. Мы должны избегать недостоверных книг, содержащих рассказ о якобы имевших место чудесах старца Паисия и приписываемых ему пророчествах. Пора прекратить сеять панику, а то уже даже от малых детей можно услышать: «меня не интересует будущее, так как всё равно будет война».

Нашей заботой должно быть сохранение Православия, нашего народа, наших ценностей и идеалов. Будем стремиться стать ближе к Богу. Что же касается пророчеств Святых, это дело Божие, а не наше, когда они действительно исполнятся.

Особо следует остановиться на вопросе о книгах, которые в неискажённом виде донесли до нас наследие старца Паисия Святогорца. К их числу относятся:

1. Творения и письма, написанные самим старцем

2. Его слова и беседы, издаваемые обителью Суроти.

3. Книга иеромонаха Исаака «Житие старца Паисия Святогорца», так как над ней работали все ученики старца, а её непосредственный составитель был ближайшим сподвижником Паисия Святогорца.

Все остальные книги, посвящённые старцу Паисию, в той или иной степени содержат:

1. Банальности и общие места. Старец Паисий изображается в этих изданиях как рассказчик занимательных историй и притч, а не человек глубокой духовной подвижнической жизни

2. Или же порождение фантазии святотатцев, ради собственной славы и успеха своих книг приписывающих старцу пророчества, которых он не произносил, и чудеса, которых он не совершал.

3. Или содержат высказывания, которые не только не соответствуют духу учения Старца, но и изображают его как своего рода медиума, который только и делал, что говорил на эсхатологические темы.

Слава Богу, что среди тех, кто лично был знаком со старцем, были не только святотатцы, неразумные и тщеславные гордецы, но и десятки тысяч людей, которые знают, что старец Паисий призывал к покаянию, говорил о духовной жизни, подвиге и борьбе с грехом.

А всевозможные предрекающие грядущие несчастья люди, которые любой ценой хотят навязать окружающим собственные идеи или попросту заработать на издании книг о старце Паисии, никоим образом не отбрасывают тень на Паисия Святогорца – великого подвижника нашего времени.

Источник: Святая Гора

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Как Православная Церковь относится к Распутину?

Спрашивает: Настя, Казань

Отвечает: редакция сайта

Здравствуйте! Как Православная церковь относится к Распутину? И действительно ли он помогал Цесаревичу преодолевать его болезнь(гемофилию)? Ведь я слышала, что он был не очень хорошим человеком!Заранее спасибо!

Хороший вопрос и чтобы в этом разобраться, предлагая Вам прочесть нижеследующее.

Царская семья и Г.Е. Распутин

Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых

Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.

Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).

Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?

Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).

В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).

Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).

До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А.А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного. Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят. к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).

В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский): «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным. нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).

Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).

Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.

Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом. Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).

Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».

Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее.

Читайте также:  Остромирово евангелие: годы написания 1056-1057, история и автор повести, где хранится

Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.

Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.

Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).

Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!

Библиография

1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.

3. Дневники императора Николая II. М., 1991.

4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.

6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.

7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII – XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.

Ответы священников на вопросы о жизни и вере

Здравствуйте, дорогие друзья! Очень часто мы задаемся вопросами, ответы на которые с одной стороны очевидны, но с другой – все равно оставляют место для сомнений. Особенно для людей православных, которые, как правило, не склонны доверять общепринятым мнениям, а опираются на советы священников.

В сегодняшней подборке ответы священников на жизненные вопросы о жизни и вере из сервиса сети Елицы “Вопросы батюшке”. Будем рады, если в нашей подборке вы найдете ответы в том числе и на свои вопросы!

Утоление голода и чревоугодие

– Можно ли получать удовольствие от пищи? Или это чревоугодие?

Отвечает Священник Александр Ермолин:
– Существует монашеская традиция перемешивать пищу разного вида чтобы не наслаждаться вкусом одного продукта. Но это монашеская традиция.
Если Вы мирянин и все это в меру, то никакого особого греха нет. Главное – не дать всему этому перерасти в чревоугодие.

Что делать с прочитанной церковной литературой?

– Можно ли выбрасывать прочитанные православные газеты?

Отвечает Священник Николай Каров:
– Нельзя – их лучше дать другим людям для прочтения или в крайнем случае отнесите в храм.

Внешний вид православной женщины

– Можно ли женщине не носить платок вне храма?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Можно или нельзя – это не про православие. “Все мне можно, но не все полезно” – говорит апостол Павел. Все зависит от вашего понимания православной веры. Платок на голове у женщины – это символ послушания Богу и мужу. В Священном Писании сказано, что женщина в церкви должна молиться с покрытой головой. А все остальное – это ваше личное дело. Главное, чтобы женщина, так же как и мужчина, не вызывали соблазна своей одеждой и чтобы одежда и поведение соответствовали званию – православный христианин.

Отвечает священник Александр Ермолин:
– Ношение платка в храме -это еще апостольское постановление (смотрите 11 главу 1 Послания к коринфянам). Если Ваша работа и условия жизни позволяют Вам носить платок вне храма -носите. Если не позволяют -нет в этом ничего страшного.

О татуировках

– Здравствуйте, я хотел сделать татуировку с изображением Архангела. Скажите как к этому относится Церковь?

Отвечает Священник Александр Ермолин:
– Негативно относится. Изображение архангела -это практически икона и эту икону Вы будете носить на себе постоянно. То есть она у Вас побывает во всех средах: и в грязи, и в поту, и т.д. Если хотите иметь изображение архангела, то лучше просто носите на цепочке иконку с его изображением.

Прежде чем судить…

– Здравствуйте! Как отличить осуждение от обличения греха? Например, отец Андрей Ткачев в своем выступлении призывал обличать гомосексуализм. Я на каком-то сайте пыталась вразумлять грешников и объяснять им, что с т.з. Церкви и Писания гомосексуализм – это грех. А один из них сказал, что я осуждаю.Так согрешила ли я осуждением или я правильно делала, что обличала гомосексуализм, я не могу все-таки понять.

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Чтобы не запутаться с обличением и осуждением, пробуйте молиться о вразумлении самой себя и тех, кто ошибается

О зависти

– Как побороть в своей душе гордость? Мешает жить, не дает радоваться с другими людьми обычным вещам. У людей свадьба, у девушки красивая сумочка и туфельки, у кого то свой взгляд на вещи – всё приносит боль. Трудно и причащаться в такие моменты, как будто чирий в душе, мама со мной рядом стоит – она причастилась, а я даже не видела причастия, как будто Господь мне глаза закрывает. Как молиться, как бороться с этим?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Прежде всего нужно понять, что ничего вы сами в себе не поборите. Очищение и избавление от грехов и страстей происходит по мере приобщения к благодати Божией. А мы можем только каяться искренне и от всего сердца, молиться, причащаться и делать наперекор нашим чувствам и желаниям. Нужно разговаривать с Богом, просить Его от всего ума и сердца избавить вас от страсти зависти и гордыни, а не вычитывать разные правила и молитвословия.

То что вы описываете, больше похоже не на гордость, а на зависть. Хотя зависть, конечно, от гордости. Нужно научиться просеивать помыслы, а не останавливаться на них. Приходят помыслы зависти и гордыни, не обращайте на них внимания, а наоборот, помолитесь за того, кому завидуете, или на кого злитесь. Делайте добро людям не смотря ни на какие злые мысли, а злые мысли отвергайте и переводите ум на доброе и хорошее. Не загоняйте себя в уныние и злобу. Радуйтесь жизни, а все плохое – вон из головы. Все страсти лечатся противоположными действиями. Завидуете, подойдите и пожелайте человеку добра, помолитесь за него и подарите ему что – нибудь, например. И учитесь просеивать помыслы. Если помыслы приходят против вашей воли и они вам не нравятся, значит это не ваши мысли и не ваша зависть и гордыня, это работа бесов. Не обращайте на них внимания, делайте добро и думайте о хорошем.

Делиться ли чудом?

– Стоит ли ОТКРЫТО рассказывать своим друзья и знакомым близким и не очень о чуде, произошедшем в моей жизни по милости Божией? Ведь у христианина же есть задача свидетельствовать о Христе и о чудесах, произошедших в нашей жизни.Однако скажите, не приведут ли такие вещи к негативу со стороны моих знакомых? Или во мне говорит малодушие и боязнь быть осмеянной?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Свидетельствовать надо так, чтобы доходило. Рассказы о чудесах имеют противоположный эффект. Свидетельствуйте своей жизнью о том, какое воздействие оказало на Вас это чудо – дабы друзья и знакомые убедились воочию насколько у Вас в результате прибавилось рассудительности, доброты, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.


***

Промысел божий и несправедливость

Я верю в бога и в промысел его.Все что происходит с людьми не случайно. Но не могу только понять смерть детей и смириться с этим. Очень много детей пропадает без вести и погибает.От рук злых и нечестивых людей.Страшной смертью, через боль и страдания проходят маленькие ни в чём не повинные создания.Не понимаю Бога вообще. Почему это допускается на земле? С этим невозможно смириться!

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время, как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно.

Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил:

– Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божии – бездна. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймёшь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божие во всём.

Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришёл к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалёку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.

Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелёк с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счёт, хотел положить его на своё место, однако не заметил, как кошелёк выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришёл другой прохожий к источнику, нашёл кошелёк с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушка из платка, и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъярённый, и с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он, чтобы тот отдал ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашёл, и ушёл огорчённый.

Старец же тот всё видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говорил:
– Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашёл, а иной был убит неправедно.

В то время, как старец молился со слезами, сошёл Ангел Господень и сказал ему:
– Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай: Тот, кто потерял дукаты, – сосед того, кто их нашёл. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомлённый, который ничего не нашёл и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся, и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: “Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!” Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идёт стать монахом! Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: “Праведен еси, Господи, и правы суды Твои” (Пс. 118, 137).

В чем смысл освящения?

– Если случайных смертей не бывает для чего тогда освещать автомобиль?

Отвечает Священник Василий Краев:
– Вопрос такой, который требует для разных людей разных вариантов ответа для лучшего понимания.

Вариант I. В Священном Писаниии сказано: “Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30, 19). Христиане освящают автомобиль не для того, чтобы продлить свою земную жизнь, а для того, чтобы благословение Божие распространялось на дом и на имущество, в том числе и автомобиль.

Вариант II. Душа человека обречена на жизнь вечную, предметы временного земного бытия, в том числе автомобиль, принадлежат тленному миру, обреченному на смерть. Автомобиль и другие вещи освящаются для того, чтобы и они несли печать Дара Духа Святого и не оказывали пагубного влияния на бессмертную душу христианина.

Принимать помощь современной медицины?

– Подскажите пожалуйста если человек осознано отказывается от медицинской помощи, зная что она может помочь – это самоубийство или свобода выбора?

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Это членовредительство и гордыня, отрицание помощи Божией через врачей.

Об исповеди и истинном расскаянии

– Здравствуйте, сегодня прочитал такую информацию: “Разрешенные грехи и не повторенные не помянутся на Страшном Суде”. Получается что, если повторить грех, то он будет препятствовать дороге В Царствие Небесное? То есть прощаются ли на исповеди повторные грехи, ранее исповеданные?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Ни в коем случае нельзя подходить к вере как к юридически-формальным вопросам. Страшный Суд заключается в суде нашей совести над нами. Бог никого мучить не будет. Он не мучитель, не палач и не садист. Он всем желает спасения и любви. Он есть ЛЮБОВЬ. А страшный суд заключается в том, что мы сами по своей собственной воле отказываемся от Бога, живем вопреки установленным духовным законам и этим самым сами отлучаем от Бога и ввергаем себя в руки диавола и его слуг – бесов.

Бог все прощает. Но если мы сознательно идем грешить, значит настоящей исповеди, то есть искреннего и сердечного покаяния с твердым желанием больше не грешить – не было. А значит мы обманываем и Бога и себя. Грех – это рана. Как можно залечить рану, если все время резать руку. Лечить, а потом опять резать. Никак. Так же и с грехом.

Если мы искренне каемся, плачем и молим изо всех сил Бога нам помочь, очистить, и излечить от грехов и страстей, и искренне стараемся сами научиться жить по Его заповедям, то Бог обязательно нас вытащит. Он видит наше сердце и спасает по искренности, а не по результату, повторам или еще чему-то. Другого ответа нет.

Ссылка на основную публикацию