Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

Православная Жизнь

Отвечает иеродиакон Иоанн (Курмояров) .

Казалось бы, о чем тут говорить? Рок-музыка – явление, не имеющее никакого отношения к христианству, а зачастую в некоторых своих проявлениях и откровенно антихристианское. Как можно к ней относиться, нежели как сугубо отрицательно?

Думаю, я не ошибусь, если скажу, что такая позиция по отношению к рок-музыке является наиболее распространенной в православной среде. Именно поэтому мы постоянно видим в православной прессе упоминания о том, как Оззи Осборн отрывает на сцене голову петуху или как музыканты группы The Who разбивают инструменты во время концерта. А о поведении Джима Моррисона (лидера группы The Doors) на концерте вообще и писать не хочется. Точно так же можно вспомнить нашумевшие случаи смертей известных рок-музыкантов от СПИДа или передозировки наркотиков.

В этом контексте оправданными выглядят следующие характеристики этого музыкального явления в православной прессе:

«Рок-музыка – органическое порождение западной молодежной контркультуры, впитавшее в себя весь нравственно-эстетический мировоззренческий кругозор контркультурного движения, имевшего немалый антибуржуазный заряд. Понять рок-музыку вне ее социально-психологических корней просто невозможно. Эмоциональный комплекс (агрессивность, наступательность, жесткость и наоборот: подавленность, безысходность, негативное настроение), визуальный образ агрессивного поведения – все это тоже важнейший, внутренне ей присущий содержательный “слойˮ… В рок-музыке мощь и возможности технических средств усиливают беспомощность слушателей перед лицом звуковой агрессии. Возможности, представленные техникой, способствуют задалбливанию, внушению слушателям звуковых штампов, которые становятся определяющими, эталонными элементами его музыкального сознания… Звуковой нажим на концертах рок-музыки способен привести даже к физиологическим изменениям органа слуха, когда слушатель не только не хочет, но уже и не может физически воспринимать более тонкие, дифференцированные звучания…”[1]

Уверен, большинство читателей не смутила данная цитата, которая, как кажется на первый взгляд, написана в сугубо православном духе. А зря? На самом деле она взята из журнала «Молодой коммунист» за 1988 год. И действительно: большинство православных материалов, посвященных рок-музыке, как будто под копирку списаны с советских образцов перестроечного периода. Именно поэтому все до единой негативные оценки рок-музыки, а также негативные примеры поведения рок-музыкантов во время концертов дружно перекочевали из советских газет и журналов в православную прессу.

О чем это говорит? Конечно не о том, что рок-музыку нужно воцерковлять, а лишь о том, что мы никогда не пытались осмыслить и понять феномен рок-музыки по-настоящему. И это понятно: редко кто из священников и мирян, имеющих богословское образование, в молодости увлекался рок-музыкой. Обычно такие люди являются выходцами из благочестивой среды (в чем им можно только позавидовать) и, как правило, не интересуются феноменами современной молодежной субкультуры.

И все же, кроме преимущества такого положения, в нем кроется и недостаток, а именно: начиная писать о рок-музыке, православные люди нередко рассуждают о феномене, которого не знают. Это особенно бросается в глаза, когда пытаешься взглянуть на данную проблему как бы со стороны.

Подумайте сами, а разве такие жанры в музыке, как шансон, советская эстрада, какая-нибудь попса в стиле «Пающие трусы», не менее пагубны? Я знаю многих людей, которые после увлечения рок-музыкой (но, конечно же, не благодаря ей) приходили в церковь. Хотя людей, любящих слушать шансон или «Пающие трусы», в церкви никогда не встречал. Настолько такие жанры развращают душу, что дадут фору даже тяжелому року. Так почему мы не пишем об этом? Почему молчим по этому поводу? Или не говорим о том, что и многие великие музыканты и композиторы, написавшие бессмертные произведения музыкальной классики, отличались безнравственным, а нередко и откровенно развратным поведением?

На мой взгляд, в этом состоит главная наша ошибка в оценке феномена рок-музыки. А точнее – в том, что мы выхватили рок-музыку из общего культурно-социального контекста, демонизировали ее, а о других антихристианских явлениях в истории секулярной культуры предпочитаем умалчивать.

Увы, но таким образом мы просто отталкиваем от Церкви тех молодых людей, которые по тем или иным причинам не смогли устоять перед соблазнами современной молодежной субкультуры, потому что предвзятое отношение всегда отталкивает своей неискренностью (а мы демонстрируем именно предвзятое отношение к рок-музыке). И чудо, когда некоторые из них, переболев этим недугом, возвращаются в Церковь. Лично мне подобная позиция по отношению к этим людям кажется абсолютно неверной. Церковь – это больница, и поэтому мы должны не выгонять тех, кого поразил данный недуг, а оказать им пастырскую, братскую заботу, направленную на преодоление болезни.

Тем более что сделать это не так уж и трудно: как правило, увлечение рок-музыкой появляется у молодежи во время взросления, когда, выходя из детского возраста, они сталкиваются с несправедливостью, равнодушием, а нередко и жестокостью окружающих. Да, рок-музыка – это в первую очередь протест. И, кстати, вполне обоснованный. Ущербна, а лучше сказать – неполноценна, только форма этого протеста. Но подсознательно он является реакцией на то глубокое повреждение нашего общества в целом и каждого конкретного человека в отдельности, о котором так ярко и убедительно говорит нам Евангелие.

Поэтому наша задача и заключается в том, чтобы направить этот протест в нужное евангельское русло, где он станет заявлением против греха, поселившегося в нашей душе, являющегося корнем всех бед и зол, которые преследуют людей на протяжении всей жизни и человеческой истории.

Да и практика показывает, что чаще всего увлечение рок-музыкой – это увлечение для подростков и молодых людей, что с возрастом человек перерастает это увлечение и начинает развиваться (или деградировать) в соответствии с тем направлением, которое он смог для себя осмыслить (не выбрать, а именно осмыслить, ибо мы выбираем то, что кажется нам наиболее осмысленным).

В своей жизни я встречал несколько вариантов выхода людей, увлекавшихся рок-музыкой, из состояния блуждания, состояния неприятия несправедливости этого падшего мира, состояния осознания своей идентичности и поиска своего места в окружающем мире.

В первом случае, переболев увлечением роком, человек становился таким, «как все»: чаще всего неверующим циником, живущим ради приобретения материальных благ, или в лучшем случае – «теплохладным». В реальности это состояние разрушает духовную жизнь каждого и всегда ведет к деградации личности: осознавая невозможность сопротивляться злу, такие люди опускают руки и предпочитают «плыть по течению». И беда, когда этому способствуют наши (т. е. православные) резкие оценки рок-музыки, особенно ранящие молодые неокрепшие души, навсегда отталкивая их от Церкви.

Второй вариант характерен для образованных людей, которые не смогли выйти за рамки светской культуры. Да, они тонко чувствуют фальшь, разбираются во многих нюансах искусства, но над ними всегда находится «потолок», выстроенный из высочайших произведений человеческого гения, «потолок», выше которого они не могут подняться, ибо никто и никогда не рассказал им о том (а ведь вера от слышания), что это не «потолок», а просто «картонная перегородка», которую можно и нужно убрать. Именно поэтому так трудно бывает разговаривать о вере, например с дамой преклонного возраста (особенно когда процесс необратим), которая замирает на концертах классической музыки, а дома поедом ест своих ближних.

Но очень часто встречаются и примеры того, как умные люди не спешили отталкивать молодежь из-за их увлечений. Вдумчиво они пытались понять того, кто перед ними, грамотно разобраться, что послужило толчком к данному увлечению, умели показать своему собеседнику весь спектр музыкальной культуры и место рок-музыки в ее контексте, разнообразие рока (в котором присутствуют не только негативные примеры), отметить редкие образцы, достойные внимания образованного и эрудированного человека. Другими словами, они помогали молодым людям направить свой эстетический взор на лучшее с целью постоянного совершенствования, указывали на то, что настоящая жизнь человеческого духа (в христианском ее понимании) возможна только в Боге и с Богом. И потому не удивительно, что многие из любителей рок-музыки, выходя из трудного возраста, продолжали искать то, что по-настоящему сможет наполнить их души гармонией, в результате чего приходили в Церковь и находили Христа!

Насколько я помню, еще Тертуллиан говорил о том, что каждая человеческая душа по сути своей – христианка. Вот и ищет душа того, кто даст ей ощущение счастья, гармонии и красоты. И мы-то уж знаем, что именно Бог есть Абсолютная Гармония! Абсолютная Красота! И Абсолютное Благо!

А нам, христианам, в случае, когда имеем дело с человеком, увлекающимся рок-музыкой, нужно понять, что он находится в поиске. И поэтому следует постараться ему помочь. Конечно, это дело нелегкое, требующее времени, особого терпения, снисходительности и эрудиции. И если вы чувствуете, что у вас это может и не получиться, то в любом случае лучше не очернять человека и действовать по принципу «Не навреди!»

[1] Молодой коммунист. № 1. 1988. С. 52–53.

Совместима ли рок-музыка

Своими истоками рок-музыка уходит в блюз, через который имеет «генетическую» связь с ритуальными ритмами религии Вуду. Эти ритмы плохи не просто тем, что берут оттуда начало, а тем, что имеют аналогичное воздействие.

Нашу беседу с главным редактором интернет-сайта «Anti-Rock-Cult – за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур» Антоном Тарасюковым разместили на своих страницах в интернете многие православные СМИ, и она вызвала активную дискуссию среди противников и защитников рока. Учитывая это обстоятельство, мы решили продолжить разговор и рассмотреть затронутые в интернет-полемике проблемы и аргументы, к которым наиболее часто прибегают любители тяжелой музыки.

– Уважаемый Антон! Так получилось, что в прошлый раз мы с Вами говорили в основном о рок-миссионерстве, священнослужителях, оправдывающих и даже пропагандирующих увлечение рок-музыкой. Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на том, что собой представляет рок с музыкальной и духовной точек зрения.

– Рок-музыка появилась и начала популяризироваться в 50-х годах прошлого века. Отличительные признаки этого музыкального жанра – жесткие напористые гитары вкупе с барабанами на переднем плане, наличие драйва, экспрессивный вокал. Она легко узнается на слух. Приведу определение из Современного толкового словаря русского языка Т.Ф. Еремовой: «Рок-музыка – один из видов эстрадной музыки 2-й половины XX века, включающий элементы фольклора, электронные эффекты – при доминирующей роли ритма – и характеризующийся своеобразной манерой вокализации». А в интернет-энциклопедии «Википедия» по поводу рока сказано: «Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию». Именно такая музыка и называется роком. На этом придется остановиться поподробнее, поскольку понятием рок-музыки часто спекулируют ее фанаты и защитники. Они намеренно создают проблему вокруг определения рок-музыки, с видом знатоков заявляя, что она включает в себя множество направлений и ее невозможно определить конкретно, а, следовательно, нельзя и критиковать.

Но эти заявления несостоятельны. Если послушать песни таких направлений данного жанра как хард-рок, металл, панк, гранж, металкор и т.д, то будет очевидно, что у них одна музыкальная основа и отличаются они лишь во второстепенном. Более того, защитники рока сами слушают музыку, полностью соответствующую приведенным нами характеристикам, а не неведомые уникальные стили. И если термин «рок-музыка» ничего определенного не выражает, как в таком случае они осознают, что защищают? Когда они слушают свои любимые песни, как они вообще понимают, рок это или нет, если что такое рок никак нельзя установить? Своими истоками рок-музыка уходит в блюз, через который имеет «генетическую» связь с ритуальными ритмами религии Буду. Эти ритмы плохи не просто тем, что берут оттуда начало, а тем, что имеют аналогичное воздействие. Как и на языческих камланиях (ритуалах, сопровождающихся пением и ударами в бубен, во время которого шаман, приходящий в экстатическое состояние, якобы общается с духами. – Примеч. ред.), на рок-концертах музыка доводит людей до агрессии, до звериного состояния, они прыгают и орут, трясут конечностями, сжимая «козы», предаются неистовству и разврату, употребляют наркотики и алкоголь. Рок-музыка вводит в «измененные состояния сознания», в экстаз.

Завороженный кайфом (а отнюдь не эстетическим великолепием) от прослушивания «крутых» риффов и «соляков», человек входит в зависимость от музыки данного типа, от подобного рода ритмов, и ему хочется еще больше и тяжелее. Рок-музыка разрушительно действует на психику и нервную систему – об этом свидетельствуют медики-специалисты.

Читайте также:  Православие и ЭКО: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Какой «спектр чувств» передает рок, как влияет на душевное состояние и настроение? Хаос, агрессия, блудное разжжение, мрак, отчаяние, опустошенность, подавленность или же языческая эйфория, если брать что-нибудь «позитивное».

Кроме того, нужно понимать, что, будучи одним из направлений популярной музыки, рок-музыка является частью массовой культуры. Это шоу-бизнес, на котором делаются большие деньги и слава. Помимо музыкальной продукции и различных шоу, выпускаются вещи с символикой, логотипами и изображениями рок-групп и прочее. Потому совершенно неверно и наивно противопоставлять рок масс-культу, как поступают защитники и поклонники данного жанра.

Хочется также отметить, что говорить: «Рок – это сатанизм», в том смысле, что непосредственно все рокеры – сатанисты и каждая рок-песня прославляет сатану, неверно, однако подразумевать сатанизм как устойчивую тенденцию, проявляющуюся в символике, в текстах отдельных групп и целых рок-направлений, указывать на демонический дух этой музыки -будет правильным.

– Как Вы считаете, можно ли с уверенностью утверждать, что исполнение и прослушивание рок-музыки -грех? Существуют ли обоснования такой позиции в церковных правилах, творениях Святых Отцов и у православных подвижников благочестия?

– Поскольку рок-н-ролл возник совсем недавно, каких-либо канонов или церковных постановлений, где было бы указание конкретно на это явление, конечно, нет. Однако существует ряд церковных правил, запрещающих православным христианам участвовать в различных зрелищах и посещать их. Так, Правило 51 Шестого Вселенского Собора строго возбраняет «плясания на позорищи». В толковании к этому правилу епископ Никодим (Милош) пишет: «Воспрещает правило “плясания на позорищи”, пляску на сцене, так как это неприлично, и особенно если участвуют женщины, ибо этим возбуждаются у зрителей страсти и похоть». А правило 15 (18) Карфагенского Собора гласит: «Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления». А вот правило, касающееся рок-миссионеров: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен» (Правило 24 Шестого Вселенского Собора).

В толковании к данному правилу читаем: «В виду такого наказания, само собой понятно, насколько отцы этого Собора считали несогласным со священным саном и с обетами монахов увеселения, о которых упоминает правило. Посещение подобных игр и театров Церковь, разумеется, должна была воспретить окончательно и не только духовенству, но и верующим мирянам».

Святые Отцы и подвижники благочестия также оставили немало наставлений на тему мирских увеселений. В частности, святитель Иоанн Златоуст писал: «Никто из наслаждающихся здешнею Трапезою (Таинствами в храме. – Примеч. ред.) да не растлевает души своей теми пагубными зрелищами. Все, что там ни говорится и ни делается, есть сатанинская гордыня. Знаете вы, сподобившиеся Таинства (Крещения), какие между нами положены обеты, или лучше сказать, в какой завет вы вступили со Христом, когда Он сподоблял вас Своих Таинств? Что вы пред Ним говорили? Что вы сказали Ему о гордыне сатанинской? Как вы, с отречением от сатаны и ангелов его, отреклись и от всей гордыни его и обещали более уже не уклоняться к ней? Итак, немало нужно заботиться, чтобы не забывать столь великих обетов и не делать себя недостойным таких Таинств» (О зрелищах. Беседа 1 на Евангелие от Иоанна).

Приведу также слова владыки-исповедника Василия Кинешемского: «Только в одном случае служение науке и искусству является плодотворным и полно захватывает человека – это тогда, когда оно связывается с религиозной идеей; когда, занимаясь наукой, человек смотрит на нее как на средство выяснить и понять тайны Божиего мироздания и открыть его вечные законы; когда искусством пользуется как средством пробудить в душе человека чувства высшего порядка – любовь к Богу или к Его земным проявлениям в истине, добре и красоте; другими словами, когда занятия наукой и искусством в действительности являются служением единому истинному Богу, представляя лишь особую форму религиозной жизни. Вслед за искусством и наукой и все формы общественной деятельности оживают и дают человеку наивысшее удовлетворение только в связи с религией. А если так, то какой смысл подменять идею Бога человеческими кумирами? Если эти кумиры высшего порядка, они не дают полного и всестороннего удовлетворения, если низшего, то они только разрушают жизнь и вредят человеку. “Не сотвори себе кумира”».

Кроме того, нужно принять во внимание опыт и аргументированную позицию людей, прошедших через увлечение роком, авторов в сане и без, самостоятельно изучивших вопрос, профессионалов в разных областях (музыкантов, ученых и прочих). Среди них много известных пастырей: архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Владимир Переслегин и другие. Есть высказывания против рок-музыки и у старца отца Иоанна (Крестьянкина). Говоря о вреде рока, он подчеркивал его несовместимость с Православием.

– Но наряду с рокерами, афиширующими свой аморальный образ жизни и противные христианству убеждения, есть рок-музыканты, позиционирующие себя православными. Что Вы можете сказать о них и их творчестве?

– Исполнители и поклонники рок-музыки – не просто разные люди, каждый со своими взглядами и принципами. Они все принадлежат к рок-культуре, в той или иной мере разделяют ее ценности и атрибуты, и между рокером-христианином и рокером-сатанистом есть много общего, несмотря на разность убеждений. Это горделивый протест (причем протест не как форма проявления единичного несогласия, а как фактор мировоззрения), вызов общепринятому, либеральная борьба за свободу и индивидуальность. Отсюда соответствующая тематика песен: обличение, недовольство, конфликты, противостояние с кем-либо. Для рока характерны саморазрушительные депрессивные мотивы, порой доходящие до суицидальности, уклон в демонизм (вплоть до язычества и сатанизма), культ рок-н-ролла и рок-кумиров, также разврат и наркотики.

Сравним тексты песен «православных рокеров» и других рок-групп, в том числе и не скрывающих своей принадлежности к сатанизму.

1. Горделивый протест: «Православный рокер» Константин Кинчев (рок-группа «Алиса»): «Мои песни для мертвых – облом, я пол века мешаю им спать»; «Всем важно, что о них скажут, мне важно, как отпоют. Все захлебнулись в обиде, когда я встал на пути». Сатанинская группа «Slipknot»: «Я угроза попсе, и я еще не умер! Меня не купишь ни за какие деньги в мире. Я хочу знать, как ты следовал своим же собственным приказам. У тебя есть мечта, но она – ничто!»

2. Вызов общепринятому: К. Кинчев: «И если долог день, то ночь коротка, но часы мне говорят: „Нет”, и поэтому я не ношу часов». «Slipknot»: «Если вы – 555, то я- 666».

3. Либеральное восприятие свободы, причем как чего-то неизбежно недостижимого: «Христианская» рок-группа «Черный кофе»: «Но для каждого из нас сердцу мил свободы час, и порой не жалко жизни, чтоб хлебнуть ее хоть раз». «Metallica»: «Они посвятили свои жизни тому, чтобы подавлять его, он пытается угодить им всем, он так жалок, вся его жизнь – постоянная битва. Все, что я чувствовал, все, что я знал, я никогда не показывал, несвободный, сам не свой».

4. Культ рок-н-ролла и рок-кумиров: «Православная» рок-группа «Северный крест», воспитанники игумена Сергия (Рыбко): «Семь поколений рок-н-ролла. Рок – это не просто слово. Рок – это жизнь»; «Они устроили бунт и протест, взорвали мозги. “Nirvana”, “Deep Purple”, “Pistols”, “Битлы”». Группа «Louna», выступившая в защиту панк-группы, совершившей кощунственную акцию в храме Христа Спасителя: «Мама, я прошу, не ругай меня, если я ложусь спать в начале дня. Я открыла дверь, он в нее вошел, жизнь моя теперь – это рок-н-ролл. Это Хэт-филд и Мастейн, Это “Deftones” и “Mudvayne”, это шаг в опасный путь и назад не повернуть».

Таким образом, направленность текстов рокеров-христиан не отличается от текстов других рокеров, кроме того, они зачастую смешивают христианство и рок-н-ролл самым чудовищным образом и, позиционируя себя верующими, не перестают пропагандировать противные Православию взгляды и ценности. Например, «православный рокер» К. Кинчев в 2011 году громко отпраздновал 20-летие своего язычески-сатанинского альбома «Шабаш» и на концертах в Москве и Санкт-Петербурге исполнил все его композиции.

Однако даже если не рассматривать идеологическую сторону, никакими самыми правильными текстами сущность рок-музыки не изменить, и накладывать православную лирику на оргиастический темный музыкальный ряд – значит заниматься кощунством и подменой. Такое творчество прививает его слушателям извращенное и демонизированное восприятие Православия, ложную духовность. На мой взгляд, это то же самое, что «хорошая» белая магия.

– Что, по Вашему мнению, можно посоветовать музыканту, игравшему рок или иную современную музыку, но осознавшему ее душе-вредность? Может ли он как-то употребить свои навыки и способности во славу Божию?

– Музыкантам лично от себя могу посоветовать попробовать себя вне современных популярных жанров.

Возможно, получится нечто стоящее. Вероятно, нужно будет взять перерыв, чтобы отойти от прежних увлечений, измениться, чтобы впоследствии изменилась и сама музыка.

Что касается перенаправления своего творчества во славу Божию, то надо определиться, что мы под этим подразумеваем. Если речь идет о переориентации его на сугубо духовную тематику, то будьте внимательны, остерегайтесь профанации. У светского и церковного искусства различное назначение, и лучше не соединять несоединимое. Не уместнее ли тогда обратиться к церковному искусству?

Можно, думаю, поднимать в творчестве вопросы и темы, волнующие православного, но не напрямую, тем самым профанируя их, а аккуратно, соблюдая грань и вкус. Насчет конкретно этого советовать что-либо не дерзаю, тем более обобщающе, для всех.

– А как быть слушателю, поклоннику рока? Что бы Вы порекомендовали человеку, тяготеющему к этому жанру, но осознающему его пагубность? Существует ли какая-нибудь альтернатива для тех, кому трудно сразу отказаться от современной музыки в пользу церковной, православной?

– Не нужно отчаиваться, ибо отвыкнуть от увлечения тяжелой музыкой, как и от любой другой страсти, не так уж легко, но и нельзя оставлять все как есть. Альтернатива, конечно же, существует. Классическая и народная музыка, кантри, например. Я не говорю, что там все без исключения безупречно, нужно также смотреть и отсекать вредное, если оно есть. Но в целом и по сути эта музыка не содержит в себе того несомненного вреда, какой несет рок, и представляет куда большую эстетическую ценность.

Беседовала Анна Самсонова

Информационный вестник «Православный крест» № 4 (76), 2013 г.

Рок и Православие: что общего?

Священник Алексий Уминский: —. Я могу высказать лишь свое личное мнение о рок музыке, а потом, может быть, Владимир Николаевич как-то меня опровергнет или что-то добавит.

Я люблю музыку группы «ДДТ», мне нравятся песни, которые поет Юрий Шевчук. Более того, мне нравится не только группа «ДДТ», но и, я думаю, в рок-музыке есть много хорошего и красивого. Отвергать рок-музыку как нечто не принадлежащее к культуре вообще – нельзя. Надо просто понимать, что рок-музыка – явление сложное и противоречивое само по себе. Не вся рок-музыка, конечно, может быть одобрена Церковью, потому что в музыке ряда групп много инфернального и сатанинского. Но есть очень честная, хорошая и добрая музыка, которую волне могут слушать православные христиане. Ваше мнение, Владимир Николаевич?

В.Н.Минин, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора: — Я хочу зацепиться за Ваше слово «добрая» музыка. Я бы добавил, что когда есть добрая и национальная основа, то я принимаю эту музыку. Каждое поколение людей увлекается своей легкой музыкой, и это естественное, нормальное явление. Но когда нет творчества, а только подражание иноземным и не самым лучшим образцам, моя душа восстает против этого. Почему-то русский человек, в особенности, живущий в городе, способен себя унижать, отвергать данные ему Богом землю, историю, культуру, и думать, что все американское и заграничное – это замечательно.

Священник Алексий Уминский: — Однако рок-музыка пришла к нам, конечно, все же с Запада. И хотим мы того или не хотим, мы слушаем все-таки западную рок-музыку. Я, конечно, имею в виду не только себя и других священников, но, прежде всего, нашу молодежь.

Читайте также:  Православные и церкви других религий: можно ли заходить или нет, особенности и правила поведения

Недавно в прессе прошло интересное сообщение: известный рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев вместе с диаконом Андреем Кураевым проводили рок-турне в Екатеринбурге и на Урале. На рок-концертах они занимались проповедью Православия. Они пытались рассказать о Христе через рок-музыку. Как Вы думаете, насколько это оправдано? Это первый вопрос. Второй вопрос: пытаетесь ли и Вы каким-либо образом приобщить молодежь, то новое поколение, которое мы видели в сюжете, к церковной музыке?

В.Н.Минин: – В Вашем сюжете показаны фрагменты концерта-лекции Светланы Виноградовой, в котором мы принимали участие. Я был поражен тем, сколько было людей в зале и как они слушали церковную музыку. А вообще темой лекции была «Молитва» – и западная молитва, и православная молитва.

Можно ли выразить то же самое через рок-музыку? Например, слушая рок-оперу «Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос Суперзвезда»), я не нашел для себя ничего такого, что могло бы меня увлечь и привести мою душу к вере. Ничего я не нашел там, извините.

Священник Алексий Уминский: — Да, рок и духовная классика – разные культуры и разные мировосприятия. Даже язык нашего с Вами поколения немного отличается от того, на котором говорит современная молодежь. И, наверное, именно поэтому могут быть оправданы попытки церковных людей научится говорить с молодежью на одном языке. Как Вы думаете?

В.Н.Минин: — Я согласен, но ведь рок-, поп- и т.п. культура хороша только до определенного физического и духовного возраста. Если дальше человек не начинает ценить Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, не начинает читать Достоевского, Пушкина и Толстого, значит, он остановился в своем развитии, так и не стал по-настоящему взрослым.

Священник Алексий Уминский: — Понятно, спасибо. Тогда ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: каким образом современной молодежи привить иммунитет против пошлости и псевдокультуры, навязываемых и культивируемых СМИ, против массовой культуры, которая со всех сторон наc окружает?

В.Н.Минин: — Колыбельной матери. Когда мать качает своего ребенка и поет ему колыбельную, с этого и начинается прививка. А дальше должен быть детский сад, школа, ВУЗ и так далее. Прививка должна быть составлена на основе народной песни, на основе классики и церковной музыки. Если вовремя человека не привить, то он сильно рискует заболеть.

Священник Алексий Уминский: — Мы сейчас часто говорим о религиозном и духовном подъеме. Но почему-то вместе с подъемом веры мы не наблюдаем подъема культуры, не только духовной, но и даже культуры в общем смысле этого слова. Как Вы думаете, почему?

В.Н.Минин: — Потому что культура прививается с детства – когда тебе 5 или 6 лет, ты все впитываешь как губка, а уже в 25 лет ты увлекаешься тем, что модно, внешними формами. Сегодняшний религиозный подъем пока еще не перерос за пределы внешних форм.

Священник Алексий Уминский: — Каким образом привить человеку духовную культуру с детства? Что для этого необходимо?

В.Н.Минин: — Только через воцерковление, ведь наше общество – больное, и современная семья – это не семья.

Священник Алексий Уминский: — Но ведь Церковь отделена от школы.

В.Н.Минин: — У Церкви есть воскресные школы, а в храмах Церкви есть клиросы. Моя единственная надежда на возрождение русской нравственной культуры – это Церковь. Государство не в состоянии справится с этой задачей.

Священник Алексий Уминский: — Церковь не так давно подняла вопрос о преподавании «Основ Православной культуры» в общеобразовательных школах. И этот проект был, к сожалению, отвергнут. Как Вы думаете, может быть, государству все же имеет смысл задуматься о том, как освободить наше поколение от засилья поп-культуры?

В.Н.Минин: — Если государство всерьез, я подчеркиваю, всерьез озабочено этим вопросом, тогда оно будет обязано ввести предмет «Основы Православной культуры» в школах, хотя бы в виде факультативов. Если же государство только делает вид, что оно озабочено этой проблемой, тогда все ограничится болтовней.

Священник Алексий Уминский: — Сейчас появилось такое явление как православная эстрада, когда поют слащавые песни на благочестивые темы. Обычно, это довольно заунывное пение под гитару и колокольный звон. Как Вы думаете, это нормальное явление? Надо ли с этим бороться, или, наоборот, поддерживать, или как-то видоизменять? Нужна ли православная эстрада?

В.Н.Минин: — Если говорить о православной песне вообще, то она была исторически, люди издавна пели так называемые духовные стихи. Музыкальный материал, который использовался в этом жанре, был невысокого уровня. Никто с этим явлением не боролся. Оно отмирало постепенно, само по себе, просто потому, что было невысокого уровня. А сейчас оно перешло и в еще более легкий жанр.

Полную расшифровку телепрограммы «Православная энциклопедия» (прямой эфир на ТВЦ 13 декабря 2003 года) – “Прививка от пошлости” – вы можете прочитать ЗДЕСЬ

Читайте также:
“Русская линия”: Все ли можно воцерковить?
Д.Андрей Кураев: РУГАНЬ КАК ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ

Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке?

Спросил Гость N

Вопрос

Гость N

Гость N

  • Гости

Я, многогрешный мирянин N, обращаюсь к братии Оптиной Пустыни с надеждой получить ответ (с доказательством) на нижеизложенные вопросы по поводу отношения Православной Церкви к музыкальному искусству.

I. Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке? (слово светская употребляю в значении не предназначенная для богослужения и не имеющая официально зафиксированной в нотной записи религиозной программы).

Во многих книгах(особенно средневековых) по вопросам религии я читал, что инструментальную музыку слушать, исполнять, тем более сочинять – грешно. В качестве аргумента приводились факты, что святые видели вдохновителей игры на музыкальных инструментах. С другой стороны, царь Давид призывал славить Господа на самых разных инструментах (см. Псалом 150) и сам воплощал это на практике. Известно также, что ранние христиане использовали инструменты на богослужении.

Теперь о светских композиторах. Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) вначале был скептиком, но после многих жизненных испытаний уверовал. Он писал “Я чувствую, что начинаю уметь любить бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том. что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня премудростью божьею. Я часто со слезами молюсь ему (где он, кто он?—я не знаю, но знаю, что он есть) и прошу его-дать мне смирение и любовь, прошу его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить ему: господи, да будет воля твоя, ибо я знаю, что воля его святая. Еще скажу Вам, милый друг, что часто, вдумываясь в свою жизнь, я начинаю видеть перст божий, явно указывающий мне-путь мой и оберегающий меня от бедствий. Почему вышней воле нужно оберегать именно меня, этого я не знаю. Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо бог все свои творения любит одинаково, но я знаю только, что бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то и они в сущности ведут к благу. Я хочу любить бога всегда: и тогда, когда он посылает мне счастье, и когда наступят испытания. Ибо где-нибудь да должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить. что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно.” (Письмо Н. Ф. фон Мекк от 16/28 марта 1881 г.)

Программа его 5-й симфонии (1888), записанная в дневнике, опубликованном в прошлом веке, говорит об отражении в данном произведении религиозных переживаний автора. Вместе с тем не ясно, избавился ли он от пагубной страсти мужеложства, имевшей место в его жизни (судя по документам). Более вероятно, что избавился (тоже по документам) Так, знаменитая 6-я его симфония (“Патетическая”) посвящена племяннику Давыдову, и некоторые музыковеды склонны видеть в ней его чувства к племяннику, будто бы бывшие проявлением вышеуказанной страсти (что не доказано). С другой стороны, есть свидетельства других, более посвящённых в его творчества, что он изобразил в симфониии свою жизнь. Между прочим, на титульном листе этого сочинения он написал “Господи, благослови”, а в конце – “Господи, благодарю Тебя. “. Просто так, я думаю он бы это не написал. Многих озадачивал скорбный финал симфонии, будто бы выражавший предчувствие смерти (он умер через 2 месяца после окончания этого произведения), а то и суицидные намерения (последняя версия абсолютно несостоятельна). Вместе с тем он написал несколько сочинений с ярко выраженными страстными мотивами, напр., увертюру “Ромео и Джульетта” (1869 -1880).

Ещё вопросы (с учётом вышеизложенного),

II. 1) Имеет ли инструментальная музыка страстный характер, способна ли она привести человека к греху, или, напротив носит характер Божественный и способна привести человека к Богу? 2) И можно ли слушать балетную музыку?

III. Надо ли относиться к Чайковскому с насторожением

1) если нет данных, что он причащался (хотя много ходил в церковь) и перед смертью не смог сделать это, будучи в бессознательном состоянии и

2) если есть данные о его мужеложстве.

IV. Как относится церковь к творчеству Александра Николаевича Скрябина?

V. Как надо относиться к католическим и протестантским композиторам?

Заранее благодарю за внимание. Прошу прощения, если в чем-то ошибся.

КАКУЮ МУЗЫКУ МОЖНО СЛУШАТЬ ХРИСТИАНАМ?

Разрешается ли христианам слушать мирскую музыку (не христианскую)? Как и книги, журналы, фильмы, живопись и т.д.

Музыка является продуктом человеческого творчества. Она может быть хорошей и плохой. Мы не можем судить о продукте, является ли он хорошим или плохим, только по религии человека, который создал этот продукт. На счет музыки — она несет в себе послание, которое влияет на слушателя и это влияние может быть хорошим или плохим.

Если музыка или песни противоречат здравому учению Священного Писания, христиане не должны слушать такую музыку. Слово Божье призывает нас так:

… Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. (1 Фессалоникийцам 5:21-22)

Мне нравятся мелодии и народные песни моего народа, но я вижу, что есть много песен, которые представляют пьянство и блуд в хорошем свете, и я не хочу слушать эти песни. Я заметил, что именно эти песни стали очень популярны и большинство радиостанций постоянно ставят их. Например, песня Яна Райбурга «Выпьем!». Учитывая, что пьянство создает серьезные проблемы в последнее время, может быть, лучше чаще пели бы песню «Жена плачет на холме» Зинаиды Жули, которая рассказывает о трагедии алкоголизма.

Является ли музыка христианской и не христианской? Какую музыку должны слушать дети Божьи? Разрешает ли Бог, чтобы христианин слушал такую же музыку, что и не христианин, например, как Павел Стратан, Аура, Здоб и Здуб, Николай Гуцэ и другие? А что на счет христианского рока, христианского хип-хопа, или других стилей, менее принимаемых в христианской среде, но которые имеют полностью библейские слова? Можем ли мы слушать музыку, посвященную маме, папе, или другим, но которые не содержат строго библейские слова? Где ИСТИНА во всем этом? Проблема в том, что некоторых осуждают за консерватизм ( то есть, если там нет религиозных слов, то я не слушаю), а другие слишком либеральны (потому что слушают хип-хоп или другие популярные мелодии). Что делать?

БИБЛИЯ НЕ СОВЕТУЕТ И НЕ ЗАПРЕЩАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ

Я не помню, чтобы в Священном Писании были определенные заповеди или упоминания о музыкальных стилях, которые можно или нельзя слушать. Думаю, что музыкальные стили также входят в «спорные мнения», которые не играю главную роль в нашем спасении и о которых Апостол Павел сказал:

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. (Римлянам 14:1)

Читайте также:  Православные фильмы для детей: список лучших христианских фильмов, которые нужно посмотреть каждому

Один думает, что определенный музыкальный стиль приемлем, а другой думает по-другому. Думаю, что мы должны научиться принимать и уважать даже тогда, когда музыкальный стиль, который нравится другим, нам не нравится. Я вспоминаю, как однажды в Пакистане я был во время Праздника Въезд Иисуса в Иерусалим в одной настолько бедной церкви, что у них даже не было музыкального инструмента, но только клещи, чтобы доставать уголь из огня. Они использовали эти клещи, чтобы поклоняться Богу, но они делали это с такой радостью и вдохновением, хлопая в ладоши и радуясь перед Богом. Для простого христианина с нашим поклонением этот музыкальный стиль покажется довольно странным, но Бог принимает их такими, как они есть и радуется, глядя на них. И я радовался с моими братьями во Христе.

ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ МУЗЫКОЙ И БРЕДОМ

Когда язычники поклонялись идолам, они также использовали музыку и песни. Мы не можем принять их песни из-за содержания, но мы не можем принять и музыку, которая вводит человека в бред, то есть вводит человека в состояния транса. Когда описывается противостояние Илии со священниками Ваала на горе Кармил, Библии говорит об этих языческих пророках:

И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. (3 Царств 18:28-29)

Я не хорошо разбираюсь в музыкальных стилях, но точно знаю и видел, что есть такие, которые заставляют слушателей бредить, то есть вводить в этот состояние транса, когда сознание уже не без контроля и когда человек становится одержимый этой музыкой. Я заметил, что обычно это музыка слишком громкая.

ДАВАЙТЕ ПЕТЬ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ

Когда ученики попросили Иисуса Христа научить их молиться, Он сказал:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (Матфея 6:7-8)

Думаю, что этот же принцип действителен и в отношении песен, которыми мы поклоняемся Богу. В последнее время я видел, что появились некоторые песни с очень бедным содержанием, в которых повторяются одни и те же слова. Давайте будем брать во внимание и содержание песен.

КАКАЯ МУЗЫКА ВДОХНОВЛЯЕТ?

На ряду с тем фактом, что она нам приносит наслаждение, ведет нас в прославлении, музыка вдохновляет нас на ежедневную жизнь. Вот как мы должны выбирать то, что вдохновляет нас, включая и музыку:

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. (Филиппийцам 4:8)

УДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ТОГО, ЧТО КАЖЕТСЯ ЗЛОМ

Апостол Павел написал: Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь.

Удерживайтесь от всякого рода зла. (1 Фессалоникийцам 5:20-22)

Каждая песня несет в себе или воспитательную или разрушающую весть. Другими словами, каждая песня тебя на что-то побуждает. Есть очень известные народные песни, особенно старые, ретро, лирика и т.д., которые пропагандируют правильные вещи, прекрасные отношения, уважение, любовь, верность и т.п. Вчера я слушал по радио интервью с Анастасией Лазарюк, а затем ее несколько прекрасных песен. Нам необходимо пропускать все песни, музыку, журналы, газеты, телевизионные программы, фильмы, спектакли и т.д. через призму здравого учения Священного Писания, если они побуждают ко злу, или нам так кажется, мы должны удаляться от этих вещей, не слушать больше и предупреждать других от их злого влияния. Одним из таких примеров был спектакль «Монологи влагалища», книга и фильм «Код Да Винчи» и другие подобные.

Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

Опубликовано:
СПб. Газета “Смена”, 13 января 1995 г.

“Галактическая федерация” – так называется музыкальная рок-группа, которая играет “православный рок” и рассматривает свою работу и свое творчество как христианскую проповедь (gfrock.ru).

Помню, с большим трудом церковь принимала песни псковского монаха, построенные на синтезе авторской песни и церковного пения. Сегодня творчество иеромонаха Романа (Матюшина) признано и “канонизировано”. Мелодии Визбора, темы Высоцкого в сочетании с каноном Андрея Критского уже никого не шокируют. Никто не возмущается любовной лирикой (а без нее не бывает поэта!), вышедшей из-под пера монаха. Талант преодолевает все препятствия. Но если тихий монашеский голос несколько лет подряд вызывал споры, то можно представить, насколько трудно православным принять сплав церковной культуры с культурой рок-н-ролла.

Носители рок-культуры вместе со всеми осваивают православие и привносят в него нечто совершенно неожиданное. Это пугает, заставляет прибегать к гиперболам и искать “сатанизм” в музыке неуправляемых неофитов. Болезненный анархизм “системщиков” из рок-клубов невероятным образом переплетается с православным юношеским максимализмом. Он сродни монашескому аскетизму, не терпящему теплохладности. Половина Галактической федерации “сидит на четках”. Если перевести с арго – стремится приблизить личное молитвенное правило к суровым монашеским образцам. Среди православных фенечек видел я на музыкантах и настоящие вериги.

Веселые ребята, открытые и приветливые. Приезжайте в Питер, найдите старенький дом культуры поселка Левашово и в холодном зале встретите членов (музыкантов и немузыкантов) Музыкального православного центра, которых собрал вокруг себя его бесспорный духовный и музыкальный лидер – Анатолий Вишняков. Музыкальный центр – не что иное, как православная религиозная община.

Музыканты не горазды говорить – их дело “музыку играть”. Но поскольку мне хочется, чтобы читатель максимально точно почувствовал новое явление при невозможности услышать сами песни, я решил остановиться на жанре интервью и дать слово автору всех песен “Галактической федерации”.

– Анатолий, что такое “православный рок”?

– Форма проповеди. Проповедь православия через музыку, исполняемую в стиле рок. Рок – это современный язык общения молодежи. Апостол Павел сказал: если я говорю на чужом языке и меня никто не понимает, какой смысл от моей проповеди? Я выбрал свою форму общения – рок. Собственно, каждый музыкант – проповедник. Вопрос заключается в том, что он проповедует. Мы проповедуем православие.

– Как ты стал музыкантом?

– Так же, как и все мое поколение. В беззаконии был зачат и во грехе рожден. Мы жили на Сахалине, на берегу моря. Я пел с детства. Закончил училище при консерватории. Работал в филармониях, кабаках. Пел о любви и природе. Ничего не получалось. Меня учили: пиши злее, пиши злее. Я писал злее и потом пил. Уже будучи профессиональным музыкантом, в зрелом возрасте я повстречал схимонаха, который и ввел меня в православную церковь. Это был настоящий старец, мощный проповедник, жил на юге России, его многие знали.

Бог просветил меня, и я полностью изменил жизнь, мое творчество наполнилось смыслом. Мы даже не стали менять название группы. Просто “Галактическая федерация” оставила прошлое навсегда и начала славить Бога и проповедовать православие.

– Славить грохотом динамиков под ор стадионов?

– Ты, чем язвить, – открой псалтырь на сто пятидесятом псалме. Что Давид говорит? Хвалите Бога, со звуком трубным, на струнах и органе, с тимпаном и на кимвалах громогласных! Тимпан – что такое? Это барабан, по которому бьешь, и его слышно за километры, а кимвалы – это медные тарелки. То есть “громогласная” ударная установка, глас которой подобен грому. Вот как можно хвалить Бога! Хотя в посту мы только акустику играем, очень-то не шумим. По словам апостола Павла, чтобы привести язычников к вере, нужно стать подобным язычнику, то есть идти к ним и говорить на их языке. Попробуйте сегодня прийти на стадион с гуслями – никто слушать не будет. Молодежь с детства привыкла к музыке андеграунда, но то, что сегодня играется в роке, – действительно чаще всего уходит под землю. В звуке тоже есть земное притяжение. И его нужно вырвать из земли. А рок-музыканты по большей части заколачивают звук, и этим он страшен.

Ты встаешь утром и вместо того, чтобы лоб перекрестить, врубаешь магнитофон. И это сумасшествие длится целый день, вколачивая тебя в подземелье. Девяносто процентов этих ребят никогда не зайдут в храм. К ним нужно идти самим, но священники не идут. Они загружены требами, службами, ремонтом куполов. Я не знаю причины, я не разбирался, потому что я не судья, а музыкант. Я хочу петь о Боге, я умею это делать, и я должен это делать. Мы выходим на эстраду, где никто не говорит о Боге, а если и говорит, то в извращенной форме. Мы играем на хорошем уровне, и никогда зал не остается равнодушным. Дело не в том, что мы крутые музыканты, у нас нет супервиртуозов, но мы объединены верой. Мы складываемся в единый инструмент, и возникает полет, во время которого мы отрываем звук от земли, извлекаем его наверх. Зал летит вместе с нами, и слушатели, хотят они этого или нет, хвалят Бога вместе с нами. Небо ликует.

– Когда говорят, что рок-музыка – это порождение сатаны, то имеют в виду в первую очередь ритм, который вводит человека в состояние экстаза.

– И музыка, и ритм даны нам Богом как инструмент общения. Вопрос в том, как мы этим инструментом пользуемся, кому служим. Рок – это качели, раскрученные до колеса. Вода в природе тоже движется в определенном ритме – то прилив, то отлив. Это и есть наша качель. Но всему должна быть мера. Можно волну раскачать так, что всех стошнит. Так же и ритм. Если ты даешь его в дозволенных мерах, то людям хорошо. Они понимают, что ты хочешь сказать. Если же ты работаешь под иглой, наркотой или от злости, то нет сомнения – пользуешься сатанинским методом. Святой Феофан Затворник говорил: если поешь о Боге, то это самая крутая проповедь. Я Феофану Затворнику верю.

Чтобы проповедовать, рок-музыкант сам должен пройти крутой православный путь, и тогда он будет крутым проповедником. Я впервые почувствовал всю энергию музыкальной проповеди, когда вышел на десятитысячный стадион. Вот твой выход, публика начинает реветь, впечатление такое, что на тебя направлено 150 прожекторов и тебя жгут и палят. Энергия немыслимая, без благодати Божией управлять ею невозможно, невозможно без чистоты в сердце ее отфильтровать и вернуть залу. Многие великие музыканты не выдерживали этот энергетический обмен, скатывались и спивались.

Ты говоришь: рок называют сатанизмом. Так все что угодно можно назвать сатанизмом, включая нынешнее политическое реформаторство. Все должно быть в меру, как в православии. Можно ли назвать нашу музыку сатанинской, если она приводит в церковь бывших панков, наркоманов и проституток? Из двенадцати апостолов один оказался предателем, из этого не следует, что все они предатели. Среди рок-музыкантов есть те, кто работает сатане. Из этого не следует, что все рок-музыканты – сатанисты.

– Я часто встречаю тебя и всю команду “Галактической федерации” то в Казанском соборе, то в Николе Морском. Как духовенство относится к вашей деятельности?

– Каждый священник волен иметь свое собственное мнение, мы же должны делать свое дело. Получали мы тычки, получали и благословения. По-разному бывало. Знаю только, что многие бати слушают наши записи. Значит, любят. Кроме того, в отличие от других конфессий, мы свою музыку в храм не вносим. Мы в храм молиться ходим, а не бренчать на гитарах. Всему свое место. Из наших ребят многие в церковных хорах поют.

Все мы стремимся к максимальной церковной дисциплине: посту, молитве, соблюдению заповедей. Ясное дело, сходу не получается. Когда становишься христианином враз начинаются искушения. Бороться приходится постепенно, поочередно, шаг за шагом, отказываясь от вина, от курева. Широко шагать нельзя – штаны порвешь. Сломаешься. Тут требуется разумная постепенность и помощь духовника. Все это помогает нам играть наш православный рок. Приходите послушать, денег-то за вход мы не берем.

Ссылка на основную публикацию