Православие и секта: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Христианство и Православие: есть ли разница

Что такое Христианство

Более 2000 лет назад был распят на Кресте и Воскрес из мертвых Иисус Христос, пришедший в мир, чтобы искупить грехи рода человеческого через смерть и Воскресение. Он сказал: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф., 16:18). Главой Христианской Церкви всегда был, остается и будет Сам Спаситель Иисус Христос. После Вознесения Христа его ученики-апостолы отправились в различные уголки земли для проповеди Евангелия. И, несмотря на гонения и казни первых христиан в Римской Империи и других языческих странах, Христианская Церковь разрасталась. В то время не было разделения понятий»Христианство» и «Православие».

В 301 году Христианство стало государственной религией в Великой Армении. При императоре Константине Великом в 313 году закончились гонения на христиан в Римской Империи. Христианская Церковь получила свободу в распространении своего вероучения. В настоящее время христианство является самой распространенной религией в мире (около 2,4 миллиардов человек). Практически в каждой стране существуют различные христианские общины.

Разделение на Католичество и Православие

1000 лет с момента основания Христианская Церковь была единой, святой, соборной и апостольской, что и было закреплено в Символе веры. Но в 1054 году при Папе Римском Льве IX и Патриархе Михаиле Керуларии произошел раскол на Православную и Католическую Церковь. Это произошло из-за притязаний Папы на главенство над всеми Христианскими Церквями. Также сыграли роль расхождения в трактовке вероучения.

Одним из главных толчков в сторону раскола послужил догмат о Троице (Филиокве). Католическая Церковь утверждает, что Троица – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Но при этом Бог Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. Православная Церковь не согласилась с этим утверждением. В своём мнении она опирается на Евангелие, где сказано: “Дух истины…от Отца исходит” (Ин., 15:26). Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. В противном случае Учение о Святой Троице превращается в языческое представление о Боге.

Основные различия Православной и Католической Церквей

В Православии главой Церкви является Сам Иисус Христос, так как апостол Павел в своих посланиях пишет, что Бог Отец “поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его” (Еф., 1:22-23). Главой Католической Церкви объявлен Папа Римский. Он считается наместником Христа на земле и якобы обладает непогрешимостью (безошибочностью) в суждениях о вере и нравственности.

Православная Церковь не разделяет католического учения о чистилище (место между адом и раем, где человек может искупить грехи) и индульгенции (освобождение от наказания за грехи). Некоторое время такое освобождение было широко распространено в Католической Церкви.

В Православии не принимается догмат о непорочном зачатии Богородицы. Католики утверждают, что на Деве Марии не было первородного греха, свойственного всем родившимся людям.

Также существует разница в Таинстве Причастия. В Православии причащают Телом и Кровью и мирян, и священнослужителей. В Католичестве мирян причащают только Телом, а священнослужителей – Телом и Кровью.

Отличается и Крестное Знамение: православные крестятся троеперстием, сложив три пальца правой руки вместе, справа налево. Католики – всей ладонью и слева направо.

Возникновение протестантизма

Но на этом разделения Христианства не закончились. В XVI веке от Католической Церкви отделилась часть верующих под предводительством бывшего католического монаха и богослова Мартина Лютера. Свою критику Католичества Мартин Лютер изложил в своих знаменитых “95 тезисов” (1517год)”. Многие католики, несогласные с действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой, поддержали этот документ. После огласки этих тезисов Лютер был отлучен от Католической Церкви как еретик.

В результате образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста новое религиозное движение получило название “протестантизм”.

Протестанты исключили из источников учения Церкви Священное Предание, оставив только Священное Писание – Библию. По их мнению, трактовать Библию может каждый член общины, не опираясь на мнения Святых Отцов. В результате протестантская община разделилась на тысячи церквей, вероучение которых значительно расходится между собой.

Протестанты не признают священство, считая, что посредник между Богом и человеком не нужен. Также не почитаются Богородица, святые и их изображения (иконы), это считается идолопоклонством.

Основные отличия Протестантства и Православия

Протестанты не считают Причастие таинством, а лишь символическим воспоминанием о Тайной Вечери. Для православных Причастие является главным Таинством Церкви, без которого невозможно спасение души человека.

Традиционное Христианство и Православие считают заблуждением отказ протестантов от Священного Предания. Из-за своевольной трактовки Библии учение Церкви искажается иногда до диаметрально противоположного. Разрушается духовная традиция, соответственно, деформируется и жизнь человека .

Православные христиане почитают Богородицу и святых как пример истинной веры в Бога, любви и служения ближним. Протестанты такое поклонение называют идолопоклонством.

В Православной Церкви установлены четыре основных поста, а также пост в среду и пятницу, в воспоминание о крестных страданиях Спасителя. Протестанты могут поститься по желанию, без всяких правил.

Православные христиане молятся за умерших, чтобы облегчить их посмертную участь. Протестанты считают, что место пребывания души человека (рай или ад) определяется сразу после смерти.

Протестанты считают, что между Богом и человеком не должно быть посредников (священнослужителей). У протестантов на месте священников пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди.

Кого считают христианами

Христианство за всю свою более чем 2000-летнюю историю разделилось на три основные ветви:

Все эти религиозные течения исповедуют Иисуса Христа, распятого для искупления грехов человека и воскресшего в третий день. Все христиане верят в грядущее Второе Пришествие Христа, воскресение мёртвых и Страшный Суд, по итогам которого будет определена вечная участь каждого человека. Признают Священное Писание (Библию) как главную священную книгу, но при этом существенно различаются в трактовке Писания, догматах и вероучительных тезисах.

Православие – это Христианство

Православное Христианство – это Церковь, которая сохранила неповрежденной истину, открытую апостолам Иисусом Христом, она берет свое начало с самого момента Воскресения Спасителя, не изменяя вероучения апостолов. С канонической точки зрение Христианство и Православие это синонимы.

Святитель Феофан Затворник выразил православную позицию следующими словами: “Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения, – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает этих благ. Так благоволил устроить Сам Он. Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет” (Из писем святителя Феофана Затворника: “3-е и 5-ое письма в С.-Петербург по поводу ереси тамошней”).

Христианство и православие: в чем разница, основные отличия

Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.

Христианство

Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.

Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.

Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.

Православие

Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.

Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:

  • одежде священников;
  • чину богослужений;
  • убранству церкви;
  • способу наложения креста;
  • звуковому сопровождению литургий.

Православные священники не бреют бороду.

Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.

Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.

Основные положения православия:

  • бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
  • Святой Дух равен богу Отцу;
  • Иисус является единородным Сыном бога Отца;
  • Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
  • воскресение истинно, как и Второе пришествие Христа;
  • главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
  • крещение освобождает человека от грехов;
  • верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.

Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.

Католицизм

Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.

Основы вероучения католиков:

  • Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
  • после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
  • Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
  • католики верят, что Дева Мария была вознесена на небеса, не увидев смерти;
  • широко развито почитание святых;
  • индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
  • причастие совершается пресным хлебом.

Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).

Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.

Католики уверены, что она была зачата непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал бог для рождения богочеловека.

Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).

Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.

Протестантизм

В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.

Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранской движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.

Читайте также:  Грех сребролюбия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных Таинства — крещение и причастие. Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время, протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.

Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует Таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует евангелие людям (миссионерство).

Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.

В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.

Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство не однородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.

В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако, различия в богослужениях и догматах сохранились.


Theme

воскресенье, 1 июля 2012 г.

Чем секта отличается от религии

Иногда можно услышать, что традиционные религии называют сектами, а секты религиями. Оставляя в стороне тех, кто поступает так сознательно, попробуем разобраться в рассматриваемом вопросе по мере сил.

В современном мире существует множество сект различных типов – классические, психокульты, коммерческие, экологические, оккультные, педагогические, псевдорелигиозные, UFO-культы и другие. В классическом смысле секта – община, отколовшаяся от традиционной религии. Это происходит в том случае, когда некая группа лиц выбирает из того или иного учения определенные фрагменты, порой второстепенные, а не рассматривает его целиком, либо строит свое вероучение на понимании первоисточников, отличающемся от понимания первенствующей религии. Обычно это является следствием человеческого фактора, изменением догматической части под предлогом улучшения и модернизации. Такие секты не оказывают резко выраженного деструктивного воздействия на психику адептов, однако, если говорить с точки зрения православия, сообщают им не точные и, даже, ошибочные понятия о пути спасения, о добродетелях и пороках, о Боге. Взращивая в своих членах искаженные понятия, эти секты искажают и путь по которому они могут придти к Богу и, в результате, не приводят к Нему. Деятельность человека на Земле зависит от образа мыслей. Если он правильный – человек в течение жизни приобретает качества, необходимые для наследия вечности. Если образ мыслей ложный – человек впустую тратит драгоценное время, не имея точного понятия об упомянутых качествах, заостряет внимание на мелочах или вовсе, приобретая пороки и падая в пропасть, думает, что движется вперед.

В этом основное отличие классической секты от религии – в искаженном понимании учения последней. Поэтому такого типа секты всегда будут позже религии, от которой они откололись, и за основу будут брать ее источники. Так, например, секты, возникшие в 19-20 веке и отвергающие православное понимание Священного Писания, используют Евангелие, составленное и сохраненное Православной Церковью. (Подробнее об этом см. Формирование корпуса новозаветных текстов и Уточненная датировка книг Нового Завета)

Больше всего существует сект, порожденных протестантизмом, который, провозглашая, что все должно быть по Писанию, отверг апостольское понимание христианства, и каждая протестантская группа стала понимать Евангелие как ей удобно. Так появилось женское и гомосексуальное священство, “венчание” однополых браков, отмена церковных таинств и прочее, вплоть до смеха, истеричных телодвижений и катания по полу во время т. н. богослужений. Все это делалось ради пользы, ради улучшения христианства.

Следующий тип сект – тоталитарные. Этот термин введен религиоведом А. Л. Дворкиным в 90-х годах, и с тех пор успешно прижился. Тоталитарная секта отличается от классической тем, что оказывает более ощутимое воздействие на психику адепта. Термины “зомбирование” и “эффект магнитофона” как раз относятся к этому виду сект. Тоталитарные секты имеют целью полную власть над своими адептами и их материальную и физическую эксплуатацию, что достигается за счет обмана, сокрытия информации, контроля сознания, поведения, информации и регламентации всех сторон жизни. Например, муниты, живут по двадцать человек в квартире, спят на полу, попрошайничают на улицах, соревнуясь друг с другом, а перед этим забрасывают институт, уходят из дома и уезжают в другой город. Но при вербовке новичков все это скрывается, даже название самой организации. Если бы они сообщали все подробности пребывания в своей секте, никто бы к ним не пошел, поэтому они прибегают к такому приему, как обман при вербовке. Например, приглашают на бесплатные курсы английского или предлагают пройти бесплатный “оксфордский тест”, не имеющий никакого отношения к Оксфорду и результат которого не зависит от того, что вы там напишете.

Другой прием используемый тоталитарными сектами – контроль сознания, или, говоря по простому, промывка мозгов, зомбирование. Дело в том, что доктрины многих сект довольно убоги. Чего стоят утверждения саентологов о том, что посредственный писатель-фантаст Рон Хаббард – самый выдающийся человек из когда-либо живших на земле и все его сочинения и аудио-записи являются “священным писанием”. Если кому-нибудь сообщить эти истины прямо в лоб, он может просто усмехнуться и уйти. Поэтому в сектах применяются определенные психологические методики, встраиваемые в обучающие курсы – например, курс “как научиться больше зарабатывать”, – которые влияют на сознание человека, устраняют критический подход к материалу и заставляют его поверить в свои доктрины в обход логики и свободной воли. В этом заключается насилие над свободным выбором. Как пример, хочется привести фрагмент статьи “Контроль сознания в Саентологии”:

Первое тренировочное упражнение, называемое “ТУ 0”, требует от студента сидеть на стуле перед партнёром, сначала с закрытыми глазами, а затем с открытыми, и “просто быть там”. Это упражнение делается не менее двух часов, часто дольше. Однажды, будучи саентологом, я делала ТУ 0 на протяжении двенадцати часов подряд. Во время ТУ 0 человеку не разрешают двигаться, улыбаться, говорить и вообще иметь любые проявления. Данный процесс крайне гипнотичен, поскольку один из самых легких способов войти в транс – это держать глаза неподвижными.

Далее следует ТУ 0 “Травля быка”, где партнер говорит студенту какие-то вещи, заставляющие его реагировать. Это называется “находить кнопки”. Когда человек проявляет реакцию, ему говорят “фланк”, и объясняют, что он сделал. Затем фраза, которая заставила его реагировать, повторяется до тех пор, пока человек не перестанет выражать в отношении неё каких-либо проявлений. Это очень эффективный метод контроля поведения человека, выключающий его сознание, когда кто-то начинает делать негативные высказывания о саентологии.

Затем идут ТУ 1 и 2, где читаются реплики из “Алисы в стране чудес”. Почему именно это произведение? Задумайтесь, какие ассоциации “Алиса в стране чудес” вызывает у Вас? Конечно же, это книга, которую большинство из нас читали в детстве, поэтому возвращением человека в этот возраст создаётся еще одна возможность для легкого манипулирования.

ТУ 3 и 4 учат человека повторять вопрос, до тех пор, пока не получен ответ, таким образом, загоняя его мышление в рамки единственно правильной, ограниченной колеи. Имеются и другие ТУ (иронически названные самим Хаббардом “тренировочными упражнениями высшего уровня внушения”), где пепельнице нужно давать команды “встаньте” и “сядьте на этот стул”, но ТУ с 0 по 4 делаются наиболее часто.

После тренировочных упражнений следуют “объективы”. Цель объективов заключается в том, чтобы человек научился пассивно воспринимать контроль. Например, в одном процессе, одитор даёт команды: “Посмотрите на эту стену”, “Подойдите к этой стене”, “Прикоснитесь к этой стене”, “Развернитесь”, и повторяет их в течение многих часов. В случае неподчинения одитор физически заставляет человека выполнить его указания. Как правило, человек, проходящий этот процесс, испытывает гнев и другие эмоции, вызванные навязанным контролем, но в итоге он сдаётся и подчиняется. К этому моменту наступает эйфорическое состояние транса и человек ощущает себя счастливым.

ТУ и Объективы – это база, которую должен получить каждый саентолог, поэтому именно они создают благоприятную почву для дальнейшей идеологической обработки.

Более всего запомнилось мне начало занятий. Во-первых, дверь в класс заперли изнутри, и все, кто там был, встали со своих мест, чтобы поприветствовать какого-то молодого человека с бородкой, и наступил момент напряженного внимания, так что стало тихо.

– Вы готовы к началу занятий?! – буквально заорал тот, что с бородкой.

-Да. – рявкнули в ответ присутствующие.

Но супервайзеру такой ответ понравился не вполне. Он крикнул громче:

– Готовы. – ответил хор голосов, к которым невольно присоединился и я.

– Посмотрите на своего соседа. – последовала новая команда. Глупо, конечно, но приходится подчиняться. .

– Пожмите друг другу руки.

. Еле вытерпел – честное слово. Ощущение такое, словно валяешь дурака в присутствии глазеющего народа. Кое-кто из “студентов” тоже ощущает себя неловко, но стараются сломать в себе остатки сопротивления, стараясь быть похожими на большинство.

Следующий день занятий. Снова – приветствие супервайзера при закрытой двери в учебную аудиторию. На сей раз это была девушка, и она задала всем жару:

– Пожмите руки сразу трем соседям. Потрогайте сразу четыре предмета на столах. Громко поздоровайтесь друг с другом!”

В конце занятия я уже смотрел на буклет со смесью замешательства и суеверного страха. . Возникает впечатление, что вся творческая энергия создателей данной методической работы ушла на то, чтобы исключить всякую самостоятельность в подходе к рассмотрению книги Хаббарда, словно это и не книга вовсе, а нечто вроде священного писания, к которому нельзя ничего прибавить, в котором ничего нельзя упустить из виду.

В том числе к контролю сознания относится сектантский язык: используя их терминологию, человек принимает для себя и те несуществующие предметы, которые она описывает.

Но главное зло тоталитарных сект, как мне кажется, состоит даже не в том, что они могут выжать из человека все силы и деньги, а потом выбросить его за ненадобностью. Главная их опасность – изменение нравственной шкалы, понятий о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Адепты ряда сект готовы нарушить не только общепринятые морально-этические нормы, но и совершать уголовные преступления, если это нужно секте. Этот принцип называется цель оправдывает средства. Соврать, запугать, украсть, распространять наркотики, заниматься проституцией, даже убить – все это будет “правильными” поступками, если ведет к пользе организации. Конечно, далеко не каждый, попав в секту, готов совершить что-либо из упомянутого, поэтому секты имеют двойное учение: одно – для внешнего мира и новичков, другое – для продвинутых. Например, новичкам говорят, что нарушать закон ни в коем случае нельзя, но в последствии они узнают, что закон написан “внешними” людьми, не просветленными учением секты, следовательно, он не идеален и даже ошибочен, поэтому, если никто не узнает, нарушать его можно, а иногда и нужно.

Если рассматривать традиционные религии и тоталитарные секты, можно отметить следующее кардинальное отличие. Когда какой-либо безнравственный поступок совершает представитель традиционной религии, это является следствием его несоответствия ее учению. Плохой православный является таким не потому, что так поступать его учит Евангелие, а как раз наоборот: он не придает никакого значения тому, что там написано. И если он раскается и начнет жить согласно своей вере, его жизнь изменится. В сектах же, безнравственные поступки оправдываются учением и в них происходит обратный процесс: то, что человек до секты считал для себя недопустимым, попав в секту может начать считать вполне естественным.

Читайте также:  Православие и телегония: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Таким образом, возвращаясь к классическим сектам, можно сказать, что они находятся в компетенции историков и богословов, в то время как тоталитарные секты должны находится в компетенции правоохранительных органов.

Другие признаки тоталитарных сект: запрет на чтение критики в адрес секты, что называется контролем информации, невозможность критически оценить действия руководства секты, невосприимчивость к фактам, разоблачающим секту и неспособность разобраться в них – своеобразная “упертость”, “ничего не вижу, ничего не слышу”. Также во многих сектах у адептов намеренно культивируют гордость по отношению к людям, не принадлежащим секте и мысль, что сектанты делают великое и полезное дело, находясь в организации. Одна знакомая рассказывала мне про свою подругу, которая пыталась завербовать ее в какую-то коммерческую секту по продаже моющих средств (скорее всего, это был AMWAY). Узнав, что подруга, ездя по стране и продавая эти средства, практически ничего не заработала и спросив о смысле такого бизнеса, моя знакомая получила ответ, что это уже само по себе доброе дело – продавать такое хорошее моющее средство.

Если мы присмотримся к признакам тоталитарных сект, то, скорее всего, заметим, что те или иные из них иногда встречаются в поведении окружающих нас людей, не состоящих ни в каких сектах. А если попробуем честно взглянуть на самих себя, то поймем, что и нам не совсем чужды вещи, описанные здесь. Кто-то склонен к ним больше, кто-то меньше, но, в обычной жизни, они, хотя и могут сделать характер человека сложным, все-таки остаются в неких рамках. Секты же буквально гипертрофируют их. Гипертрофируют “упертость” и гордость, превращая их в фанатизм; искажают и эксплуатируют стремление бескорыстно сделать добро, помочь другим. В результате человек, думая, что “спасает планету”, может не только соврать, украсть или убить, но и будет считать при этом, что он лучше других и поступает правильно: этакий сверхчеловек, освободившийся от морально-этических условностей темного общества. Т.е. секты меняют личность адепта и, как правило, форматируют ее по образу основателя культа. А что представляет собой классический основатель тоталитарной секты, можно понять из следующей цитаты:

“В дополнение к злоупотреблениям и нарушению гражданских прав своих собственных последователей, эта организация на протяжении многих лет, согласно своей доктрине “честной игры”, преследует людей не из церкви, которых она воспринимает как врагов. Она отчетливо шизофренична и параноидна, и это странное сочетание, похоже, является отражением ее основателя ЛРХ [Л. Рона Хаббарда]. Свидетельские показания дают нам ясное представление об этом человеке, который был патологическим лгуном в том, что касается его истории, биографии и достижений. Кроме того, документы и прочие письменные свидетельства отражают его эгоизм, жадность, алчность, стремление к власти, мстительность и агрессивность против любого, кого он считает нелояльным или враждебным”.

Судья Пол Г. Брекенридж Мл.
Лос-Анджелеский Калифорнийскиий Верховный суд, 1984

Можно привести еще один тип сект – психокульты, строящиеся на основании различных психологических тренингов. Такие секты возникают в том случае, когда проводящему их психологу или считающему себя таковым не хватает положительных нравственных качеств, он побеждается различными пороками – сребролюбием, блудом, властолюбием, тщеславием – и начинает удовлетворять их посредством своих учеников, одновременно строя идеологическую базу, оправдывающую его поведение. Соответственно, эта база переходит из его головы в головы его последователей. Как пример можно привести секту-психокульт Михаила Лежепекова.

Надо сказать, что секту, как сказал А. Л. Дворкин, можно создать вокруг чего угодно, хотя бы вокруг лампочки, и она совсем не обязана иметь отчетливые религиозные черты. Однако, человек такое существо, что он может наполнить пускай даже не осознаваемым религиозным смыслом сферу своих интересов. Например, такая коммерческая секта, как Гербалайф, имеет все сектантские атрибуты – обман при вербовке, контроль сознания, почитание основателя и “продукта”, который он изобрел.

История и сравнение религий. Отличие Православия.

Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия.

После того, как мы узнали о религиозном опыте, разобрались что «что-то там есть», давайте рассмотрим, а что же такое вообще «религия», какая она бывает, и почему христианство претендует на звание истинной религии, а Православие — на звание истинного христианства?
Проблема сравнения религий — это практическая проблема, поскольку в нашей стране каждому человеку на выбор предлагается несколько вер. При этом сравнивать их необходимо с позиции разума, так как, во-первых, в нашем сознании и в нашей культуре есть много ложных, искаженных идеологией представлений о религии вообще и о конкретных религиях, а для честной и беспристрастной оценки какого-либо религиозного учения эти идеологические помехи нужно преодолеть. Во-вторых, верующему человеку часто приходится защищать свою веру от таких представлений, апеллируя к разуму оппонента.
Религия в самом общем смысле — это организованное поклонение высшим силам. «Организованное» означает, что в поклонении участвуют много людей; оно проходит по строгой схеме, в форме определенных обрядов. «Поклонение» предполагает не просто допущение существования, признание власти, а почтительное общение, корыстное или бескорыстное. «Высшие силы» — это силы, которые, безусловно, существуют и определяют бытие мира и человека. Религия существовала у всех народов, которые когда-либо населяли нашу планету. Это исторический факт. И он, несомненно, призывает нас обратить внимание на опыт наших предков, которые, очевидно, не все подряд были отсталыми, сумасшедшими, фантазерами и проч. Хорошо, допустим, что высшие силы есть. Но тогда какая религия говорит о них правду? Все традиционные религии похожи внешне — есть священные книги, храмы, священнослужители, праздники. Все традиционные религии призывают к праведной жизни. Во всех них есть методы совершенствования человека (посты, воздержания, техники сосредоточения сознания). Различия лежат на уровне глубокого внутреннего содержания этих учений, которое может также ощущаться верующими.
Безрелигиозному человеку, который только начал искать свой путь к Богу, легко запутаться: каждый проповедник предлагает что-то свое, и определить Истину очень трудно. Главное — не поддаться искушению начать выбирать веру как товар: «а вот это мне больше по душе, а вот тут удовольствия разрешают, а вот эта древнее — значит качественнее». Прежде чем идти к Богу, человек должен проверить себя, убедиться в своей готовности к тому, чтобы изучать историю мировых религий ответственно, добросовестно и непредвзято – как хороший ученый. По-научному беспристрастное изучение исторических документов дает нам примерно такую картину. Можно достаточно уверенно предполагать, что в древнейшие времена существовал монотеизм — вера в Единого Бога-Творца, даже в наше время ее остатки находят у диких племен. Постепенно монотеизм деградирует, наступает эпоха язычества, как примитивного (тотемизм, шаманизм), так и сложного (индуизм, верования древних Египта и Греции). При этом в море язычества все же остается островок единобожия — ветхозаветный Израиль, который заключил Завет с Самим Богом. Параллельно с этим человек пытается самостоятельно прорваться в духовный мир, преодолеть бессмысленность своего существования, в результате чего возникает буддизм, даосизм, иные религиозно-философские системы. В эпоху расцвета языческой Римской империи в мир приходит Иисус Христос – и это, без сомнения, стало величайшим событием в истории человечества, о чем говорит хотя бы тот факт, что сейчас вся цивилизация ведет летоисчисление от Его Рождества. За какие-то несколько десятков лет ученики Христа — горстка неграмотных рыбаков, их последователи, взбудораживают всю Империю своим учением, чудесами, бесстрашным мученичеством. Через три века жесточайших гонений, которых не знала никакая другая религия, христианство не исчезает, а наоборот, торжествует, покорив себе все слои общества, вплоть до императора. С появлением христианства ветхозаветная религия Израиля, по пророчествам, исчезает, точнее трансформируется почти до неузнаваемости в современный иудаизм, отвергший Христа. Через шестьсот лет после Рождества Христова в аравийской пустыне возникает учение, во многом связанное с Библией, которое можно было бы даже сначала назвать христианской сектой — ислам. Божиим Промыслом христиане оставляют последователей этого учения без внимания, дав им укрепиться в своей религии, и вскоре те военными действиями начинают захватывать окружающие территории, насаждая свою веру не кротостью и смирением, но огнем и мечом. В начале второго тысячелетия западный христианский мир откалывается от восточного под тяжестью отличия менталитета, исторических, политических, а позже и догматических расхождений. Появляется католичество. В средние века множество западных христиан, чувствуя сердцем заблуждения этого пути, «поднимают бунт», пытаются изменить Церковь, стать ближе к Богу — возникает Протестантизм. Но попытки эти не были основаны на возвращении к исторической Апостольской Церкви, было отвергнуто Священное Предание и духовный опыт Святых Отцов. И до сих пор появляются те, кто хочет что-то изменить, обновить, укрепить в христианстве — именно так, как он сам считает правильным. В результате этого появляются многочисленные секты.
В Православии же все это время неукоснительно сохраняется, и во внешней жизни, и в духовной, точное следование апостольскому учению, учению Святых Отцов. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, православные — «старообрядцы Европы». И это ревностное сохранение исконного строя христианской жизни проявляется в необычайной духовной мощи Православной Церкви. Она являет собой нравственное и сущностное совершенство христианства. Если человек ищет Истину и идеал, жаждет трезвости и объективности – его выбор, скорее всего, остановится на христианстве. Если христианин горячо любит Иисуса и ревнует о духовном совершенстве – его выбор, скорее всего, остановится на Православии. Так, мы знаем много случаев, когда, скажем, протестанты, через желание углубления в христианстве, изучение его истории, переходили в Православие.
Как мы уже знаем, для укрепления в Истине недостаточно лишь нашего слабого человеческого разума, недостаточно даже фактов истории и науки. Важно иметь и личный духовный опыт. Конечно, не следует пытаться «попробовать духовность» каждой из религий, трудно представить себе более опасное занятие. Проще будет присмотреться к тем, кто весьма преуспел в своей религии, посмотреть на те плоды, которые они получили, и понять, лежит ли к ним наше сердце. Скорее всего, после такого анализа мы сможем остановиться только на Православии. Только в нем существовало и поныне существует подлинная святость, запечатленная удивительными чудесами, глубиной мудрости и смирения, совершенством любви. Да, безусловно, и другие религии могут представить нам людей, успешно шедших по своему пути духовного подвига, таких как йоги, дервиши, буддийские монахи, католические святые. Но, если сравнивать их жизнеописания и писания, то человек с незамутненным духом, несомненно, признает подлинно пребывающего в Боге и с Богом только православного. Кроме всего отмеченного, если сравнивать Православие с другими религиями, оно, согласно проф. А.И.Осипову, имеет одну уникальную особенность — объективные (!) признаки истинной религии, которые не может дать никакая другая. Во-первых, это история первых веков христианства, явления массового чудотворства и жесточайшего мученичества, при котором по всем законам логики не могло бы выжить никакое земное учение. Во-вторых, это совершенно новое и не выводимое из существовавших на тот момент, учение, парадоксальное, но непогрешимое и действенное, перевернувшее весь мир, давшее невиданный толчок человеческой культуре. В-третьих, это разработанная, известная и вполне научная «система спасения», реальная возможность для каждого убедиться что Бог есть, и что Он — Христос. Речь идет об аскетическом пути «очищения сердца», согласно опыту православных подвижников всех времен и народов. Агностики верно утверждают, что нельзя доказать, что Бога нет. Но они неправы в том, что нельзя доказать, что Бог есть. Можно. Спросите атеиста: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Никто никогда не ответит вам на такой вопрос. А православный может легко ответить, если у него спросят: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бог есть?», — и тем самым доказать существование Бога: нужно очистить свое сердце. Потому что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Для начала можно хотя бы предложить оппоненту попробовать побороть свою гордость и скептицизм, обратить внимание на то, как живут те люди, которые думают иначе, чем он, поехать в те регионы мира, где живут близкие к святости люди и где происходят чудеса — на Афон, в Иерусалим. Попробовать помолиться искренне к неведомому еще Богу, чтобы Он открыл Себя. Опыт показывает, что такая молитва не остается без ответа. Еще не было на земле таких, кто посрамился бы и покаялся в своей искренней вере во Христа и в уповании на Него. Однако, множество посрамилось в своем неверии и маловерии, когда Христос уходил на задний план, а на передний вылезала гордость со своей человеческой правдой, амбициями, умствованиями.
Православие — религия, содержащая полноту Истины, Которая есть Христос (Ин.14:6). В других религиях и конфессиях может содержаться какая-то доля этой Истины, в них Она так или иначе искажена, недоговорена, оболгана. А Истина, смешанная с ложью уже не несет спасения, как мед в бочке, в который влита ложка дегтя, становится уже несъедобным. Нам необходимо это понимать, и, следуя заповедям Господним, с любовью и уважением относиться к представителям иных религий как к личностям, но с бескомпромиссным неприятием того, что они исповедуют. А потому, наша любовь будет проявляться, в том числе, в попытках освободить человека от его заблуждения, явить ему полноту Истины. Для этого же требуется во-первых, самому ей обладать, во-вторых, являть ее не столько словом, сколько своей жизнью, в-третьих, уметь использовать те доли Истины, которые содержатся в религии, с представителем которой идет общение.
Источник Православный Интернет-Курс.

Читайте также:  Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые

Отличия секты от других типов религиозных организаций

В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).

Основные особенности

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Существует постановление суда ([http://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm]), гласящего, что “…слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством”.

Таким образом, предствители христианской общины в буддистском государстве являются сектантами, и наоборот, в православном государстве сектантами будут считаться мусульмане.

Отсутствие четких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.

Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII—XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.

Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси» (в других переводах — секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.

То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).

Отношение секты и исходной религиозной организации

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии — например, старообрядцы.
  2. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  3. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией — например, бахаисты.
  4. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.

15 неприятных фактов о религии, православии и христианстве

1.99 % православных даже не подозревают, что мы, евреи и мусульмане верим в одного бога. Зовут его Элохим (Аллах)
Несмотря на то, что у этого бога есть название, имени собственного у него нет. То есть, слово Элохим (Аллах) –просто означает «бог».

2. Некоторые православные даже не догадываются, что к христианам относятся все люди, которые верят, что Иисус существовал. И католики, и протестанты, и православные.
Но на сегодняшний день нет ни одного достоверного подтверждения существования Иисуса, однако Магомет был исторической личностью.

3.Мифический Иисус был иудеем по вере и евреем по национальности. Умные евреи, которым не давало покоя, что еврейской паствой рулят только кланы коганов и левитов, решили отпочковаться и создать свою контору, которую впоследствии назвали “христианством.”

4.Любая религия имеет целью своего существования всего две вещи. Их следует помнить, кто бы вам какой лапши на уши не вешал.
Первая –это обогащение.
Второй –обыдление (уточнение значение слова “быдло” здесь)
Обогащаются священнослужители того или иного культа. Обыдляется народ. Любое государство поддерживает основную религию, потому что церковь помогает превращать людей в стадо.
В христианстве так и говорится –паства, то есть стадо. Стадо, которое пасёт пастух или пастырь.
Пастырь стрижет с барашка шерсть и увещевает перед тем, как сделать из него люля-кебаб.

5.Как только человек при помощи религии загнан в стадо, у него появляются стадные чувства и стадные мысли. Он перестает думать логически и перестает использовать органы восприятия. Все, что он видит, слышит и говорит –есть набор штампов, используемых в стаде.

6.В 1054 году произошло разделение христианской Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.
Все теории и обоснования почему это случилось не стоят и выеденного яйца (мы позже к этому вернемся) главная проблема заключалась в первенстве. Кто должен верховодить –папа римский или патриарх.
В итоге, каждый стал считать себя главным.
Ребята рассудили так, дружба дружбой, а табачок врозь. Деньги счет любят.

7. в 988 году киевский князь Владимир принимает решение креститься от Константинопольской Церкви. На протяжение многих веков, церковь огнем и мечом выжигает на Руси инакомыслие и многобожие.
Почти подчистую были уничтожены все документы, относящиеся к дохристианскому периоду.
Был почти полностью уничтожен целый класс людей, называвшихся на Руси волхвами, ведунами, ведьмами, колдунами.
То есть, пласт древнейших знаний и умений, первозданный язык на котором люди общались с природой и богами, весь опыт, которые копил народ в течении столетий был стерт из людской памяти.

8.Считается, что ведуны (от санскритского слова «ведать», «знать») были своего рода совестью племени, его нравственным и духовным ориентиром: “со-” + “-весть”, т.е. “совместная весть”, “совместное знание”
Совесть – это способ общения человека с Богом с помощью сравнения своих нравственных стандартов со стандартами окружающих людей и, с опытом предков.
Народ, обладающий совестью, не нуждалось в таких инструментах, как государство, религия, пропаганда, смертная казнь.
Есть мнение, что ввиду огромной территории евразийского континента, остатки совести сохранились где-то в глубинке России.
Поэтому генетическая память русских свято хранит веру в существование справедливости (корень «вед», кстати) совести и правды.
За злобный нрав, алчность и черные рясы поповство на Руси прозвали «вороньём».

9.Уничтожение христианством «совести» на Западе происходило много позже, было более тотально и технологично.
Лагеря смерти начались именно с европейской инквизиции, когда колдуны и ведьмы на всей территории Европы были выявлены, зафиксированы, приговорены и сожжены. Все, без остатка.
Правду и совесть на Западе заменили «правом». Западный человек не верит ни в какую гипотетическую справедливость, зато верит законам, да еще и придерживается их.

10. Первый крестовый поход начался в 1096, а последний закончился в 1444. 350 лет миролюбивое христианство, именем Иисуса уничтожало страны, города и целые народы. И этим занималось, как вы наверное понимаете, не только католичество или какой-нибудь тевтонский орден. Десятки племен существоваших на территории Московии так же были насильно обращены в православие или стерты с лица земли.

11.В зарубежных источниках «православная» церковь пишется, как «ортодоксальная». Мы с вами ортодоксы, ребята.

12.В 1650-х — 1660-х в Московии происходит так называемый «раскол». Не будем сильно углубляться в детали, скажем лишь, что причиной церковных реформ, проведенных патриархом Никоном было всего две вещи – резкое отличие церковных порядков в Московии и в греческой церкви.
По сути, московская церковь превратилась в самочинную религиозную организацию, поражавших своей дикостью заезжих греческих священников.
Особенно это стало явно видно ввиду присоединения Малороссии. Малороссия отделилась от Польши, признала своим царем Алексея Михайловича и вошла в состав Московского государства как его нераздельная часть, но церковно-обрядовая практика южноруссов сходилась с тогдашнею греческою и разнилась от московской.
Нужно было срочно все это унифицировать.
И второе. Главный политический аспект реформы заключался в «византийской прелести», то есть завоевании Константинополя и возрождении Византийской империи с помощью и за счёт России. В этой связи, царь Алексей хотел наследовать со временем престол византийских императоров, а патриарх Никон хотел стать Вселенским патриархом.
Вот так. Жажда власти. Жажда первенства.
Благодаря этому православная паства (помните, что означает паства?) во главе с пастырями еще триста лет охотилась на раскольников, которые не хотели перестраиваться.
Так что, перестройка, это не только подрывная деятельность херра Питера и Михаила Горбачева.

13. Если кто не знает, сообщу. Единственной вещью, которая отличает католическую церковь от православной называется «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
То есть, иудейский Элохим в православии является единственным источником святого духа. А вот католики полагают, что святой дух исходит еще и от иудея Иисуса из Назарета.
Это конечно формальности, всё всегда упирается в деньги и власть.

14. Но вот в чем проблема.
В 1438—1445 проходит XVII Вселенский собор, названный Ферраро-Флорентийским собором. Вселенскими такие соборы называются потому что на них присутствуют представители всех христианских церквей.
Решения вселенских соборов обязательны для всех (как решения Гаагского суда) и для католиков, и для православных.
На этом соборе долго обсуждались разногласия между западной и восточной церковью, а в итоге было принято решение об объединении. Собор закончился подписанием унии.
Отгадайте, кто через несколько лет открестился от решения собора?
Правильно, Московия.

15. А какой смысл отдавать первенство? Так мы сами своё стадо пасём, сами себе начальники, а тут Папа римский будет рулить.
Итого.
К двум главным целям любой религии –обогащению церковников, обыдлению (оболваниванию) масс, мы добавляем третью, выявленную эмпирическим путем –жажда власти.
В христианстве, самым главным из смертных грехов, является «гордыня».
Жажда власти –это и есть гордыня.

Ссылка на основную публикацию