Православие и соцсети: отношение церкви и мнение священников, можно ли регистрироваться или нет, ответы на частые и популярные вопросы, популярные православные соцсети

6 мнений «за» и «против» социальных сетей

29 января – международный День без интернета. Кто-то откажется от всемирной паутины, а кто-то по традиции пойдет в Фэйсбук читать ленту новостей. «Фома» попросил ряд близких для редакции людей рассказать о том, что их сподвигло отказаться или наоборот, активно использовать социальные сети.

Почему в моей жизни есть соцсети

Жизнь глазами друзей

Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде

Не зависать в социальных сетях достаточно просто— надо крепче зависать в реальной жизни. И тогда ни времени, ни желания заниматься таким вот эскапизмом, в общем-то, не будет.

Первая причина, почему в моей жизни есть соцсети, — для меня это специфический срез текущей жизни глазами моих друзей. В последнее время я практически совсем не захожу на новостные сайты, потому что все интересное и значимое, что происходит в мире, обязательно будет отражено в моей ленте, будет отрефлексировано моими друзьями. А если не будет — значит, это пустое, это не цепляет. То есть в социальных сетях я нахожу новости с человеческим лицом— не формальные, как в информагенствах, а уже отчасти переваренные теми людьми, с которыми меня что-то соединяет.

Вторая причина: социальные сети — это возможность предметного разговора на разные темы, который невозможно вести другим образом; возможность достаточно быстро получить внятную и выраженную в словах и эмоциях реакцию на то или иное сообщение.

Третья причина: поскольку круг моих друзей в соцсетях так или иначе коррелирует с моими интересами, то шанс встретить там важную для меня информацию выше, нежели чем я просто буду бродить по каким-то просторам интернета в надежде найти то, что меня интересует.

Четвертая причина. Соцсети для меня — это возможность быстро получить грамотный ответ или совет из той области, в которой иногда даже не знаешь, кого спросить. В моей жизни случались ситуации, когда я буквально в воздух бросал вопрос — и очень быстро и неожиданно получал ответ высокого уровня компетентности из круга моих друзей или просто внешних людей. Хотя среди тех друзей, с которыми я общаюсь, например, по телефону, такого человека точно бы не нашлось. То есть социальные сети помогают мне выстраивать иногдасовершенно неожиданные отношения.

Пожалуй, самое неожиданное, что произошло со мной благодаря социальным сетям, — там я встретил настоящего друга. Однажды я, находясь в такой сложной ситуации, которая казалась мне практически безвыходной, буквально с криком о помощи обратился к своим друзьям в Фейсбуке. И через их посредничество я познакомился с человеком, который для меня, для нашей семьи теперь является очень близким другом, с которым мы уже не первый год находимся в очень теплых отношениях.

Социальные сети — инструмент для работы

Лосева Наталья Геннадьевна, медиа-продюсер, журналист

Для меня социальные сети — это в первую очередь инструмент для работы. Одна моя специальность связана с исследованием поведения аудитории, которая проводит все больше времени в социальных сетях, используя их не только для развлечений, но и довольно утилитарно. Социальные сети связаны и с другим занятием: я работаю с детьми и родителями, которые получают социальную услугу детского отдыха. Сегодня информирование родителей, работа с какими-то сложными ситуациями — все типы коммуникаций сопряжены с социальными сетями и мессенджерами. Именно они становятся средой и инструментом наиболее близкого к бытовым интересам аудитории, доступного и удобного обмена информацией. Поэтому для меня социальная сеть — это просто часть информационного коммуникативного пространства, в котором я существую без какого-то особо выделенного места.

Я пишу посты и выкладываю фотографии достаточно часто не только по работе: когда меня что-то задевает, когда считаю нужным поделиться своими эмоциями, мнением или впечатлением с достаточно большой аудиторией. Другое дело, что мой «Фейсбук» — очень посещаемый, там много тысяч подписчиков. Я понимаю, что несу какую-то ответственность за ту информацию, которую выкладываю в открытом доступе. Это не просто моя личная страничка, а уже некая площадка, и я могу вольно или невольно воздействовать на аудиторию, формировать мнение, задевать чьи-то интересы. В более свободной манере я публикую посты, которые находятся в режиме «только для друзей». Мессенджеры я использую примерно так же, как мы используем телефон, — это такая вполне себе интимная и комфортная зона общения.

Когда просишь у людей деньги, важно не быть анонимным

Владимир Берхин, руководитель Благотворительного фонда «Предание»

Но для того, чтобы меня услышали, необходимо, чтобы людям хотелось читать именно то, что пишу я. А значит, надо регулярно чем-то радовать своих читателей, привлекать их внимание, разным способами добиваться доверия и устойчивой связи. А так как кроме, собственно, своей личности, своей жизни и своей работы у меня ничего нет, то именно их я использую для привлечения внимания.

Когда просишь у людей деньги, важно не быть анонимным, иметь определенное лицо, такое, чтобы люди не сомневались, что деньги, за которые ты берешь ответственность, дойдут по назначению. А раз так, то в социальных сетях надо быть живым человеком.

Люди ничего не жаждут сильнее, чем почувствовать связь с другими живыми людьми, преодолеть одиночество. Поэтому совершенно естественно делиться спонтанными мыслями, реагировать на «то, что обсуждают все», выкладывать фотографии детей, жаловаться на плохое настроение и задавать справочные вопросы в стиле «кто знает, где можно вкусно поесть в Воронеже?» . Всё это —нормальное поведение нормального человека, который доверяет тем, кто вокруг и пользуется их доверием.

Сегодня мы поспорили о политике, завтра обсудилифильм, послезавтра —чей-то развод, затем спорт или какой-то духовный вопрос, а потом я попросил помочь деньгами девочке, которая нуждается в сложной операции. Помощь в такой ситуации естественна, как естественно скинуться по 300 рублей на общак в студенческой общаге, потому что мы все вместе и разделяем общие беды и общие радости.

И да, именно таким способом можно добиваться совершенно удивительных результатов. В 2014 году, например, с помощью, по сути, одних только социальных сетей мы последовательно собрали по 4 миллиона рублей трем женщинам, которым нужны были страшно дороге операции в Швейцарии. Причем последней, Ольге Галимовой,—уже во время новогодних каникул, когда традиционно всякая активность в сети замирает.

Ради такого результата совершенно естественно работать. «Фейсбук»—это место работы для меня.

Кроме того, именно через сети «Фейсбук» или «Вконтакте» можно в наше время найти огромное количество людей, которых иначе не найти. По сути, мы все живем как будто в одном пространстве, где можно любому человеку написать и рассчитывать на ответ независимо от разницы в статусах. Социальные сети в этом смысле крайне демократичная вещь. В обычной жизни, чтобы поговорить с Владимиром Романовичем Легойдой, мне надо записываться на прием. А в «Фейсбуке» он отвечает на комментарии.

Почему я живу без соцсетей

Сказанное остается навсегда

Евгений Водолазкин, писатель

Вообще же, опасность социальных сетей, помимо всего прочего, состоит в мгновенности публикации. Это неестественно: человек должен подождать, чтобы мысль отстоялась, приняла нужную форму — или вообще ушла. Такая возможность прежде обеспечивалась техническими условиями: никто не мог опубликовать свои высказывания молниеносно. А теперь люди, не подумав, публикуют всякие глупости. Из-за этого рушатся семьи, дружбы, карьеры и так далее. Сколько известно случаев, когда, опубликовав что-то в Интернете, люди позже хватались за голову. Иногда человек, поддавшись минутной эмоции, говорит ужасные вещи — и выглядит гораздо хуже, чем есть на самом деле, только потому, что был в дурном настроении, нетрезв и тому подобное. Вспомним разбившийся над Сочи самолет — какие страшные комментарии тогда давались в соцсетях разными лицами. Эти комментарии были впоследствии удалены, но удалить-то из Интернета ничего нельзя. Да и вообще: сказанное остается в ноосфере.

Ужасно также то, что для многих пользователей соцсетей стерлась граница между приватной и общественной жизнью. Люди публично выясняют отношения, делятся интимными подробностями. Мне кажется, всем нам следует взять себя в руки.

Опасность параллельной жизни

Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви

Первое: когда-то ЖЖ (Живой журнал) давал иллюзию непосредственного искреннего общения, которая быстро вылилась в анонимную безответственность. Оказалось, что уменьшение дистанции между высказыванием и его письменной фиксацией — вещь скорее вредная. Раньше, пока человеку нужно было подумать, написать если не гусиным пером, то хотя бы ручкой или набрать на компьютере, послать, опубликовать — было время подумать: а стоит ли вообще это делать?

Сейчас в соцсетях возникла ситуация, схожая с устными высказываниями: сначала написал, а потом подумал – а нужно ли было? А кто-то уже обижен, соблазн уже произошел. Это преждевременные решения, вызванные эмоциями. Отсутствие реального собеседника рядом с тобой, живого человека, глаза которого ты видишь, сокращает сдерживающий момент, обезличивает общение.

Дистанция компьютерной переписки создает иллюзию, что я говорю напрямую не с человеком или людьми, а с неким достаточно абстрактным сообществом где-то там по ту сторону экрана. Это дурной соблазн, с которым справляются немногие.

Второе: создается опасная для христианина ситуация — параллельная жизнь. Когда наиболее интересное, привлекательное, вызывающее отклик в моей душе происходит не в моей семье, не с моими коллегами, не с теми, по отношению к которым я несу реальные социальные и жизненные обязательства, а с некой абстрактной группой лиц. Происходит такое погружение в виртуальную жизнь, когда человек не почитав френдленту утром или вечером, начинает ощущать себя как курильщик без сигареты — неполноценным. Возникает реальная зависимость широкого круга лиц от соцсетей.

Третье: эта зависимость большого числа людей превращается в желание создать некий образ, имидж того, как нужно выглядеть. Начиная с фотографий: я и моя семья, я и мой муж, я и мой ребенок, мы на отдыхе, что в тарелке, какой остров виден, какой океан, какой автомобиль. Это наивная тщеславность, но лучше она от этого не становится. И заканчивая псевдо-интеллектуальными рассуждениями, необходимостью высказать «экспертную оценку» о всех и вся. Причем, желая принадлежать к определенной социально-мировоззренческой группе, я должен высказаться в определенном ключе. Даже если на самом деле ничего по этому поводу не думаю или думаю что-то противоположное — должен соответствовать. Здесь возникает влияние стада, клана, в соответствии с нормами которого мои высказывания должны находиться.

Среди людей сколько-нибудь статусных и известных — это особенно сейчас по «Фейсбуку» стало заметно, — вопиющая неискренность. Они пишут то, что подразумевается их статусом. Это даже не обязательно ложь, но правда присутствует в текстах таких людей на 5-10 % от общей картины собственного мировидения. В результате: чиновник какого-то уровня, неважно — государственного или церковного, пишет на соответствующие темы соответствующие тексты. И уже заранее можно представлять, что он напишет по такому-то поводу и какой повод он наверняка проигнорирует, потому что это не вписывается в его статус и линию поведения. И даже тот, кто ведет их сам, предстает в виде бронзовой статуи или информбюро, которое всегда расскажет о наших победах и преуменьшит наши поражения, проигнорирует неприятные новости, пока не выяснится позиция совсем большого начальства о том, как эти новости нужно освещать.

Я вижу возможное применение этой коммуникации для профессионального общения, для получения научной, учебной или рабочей информации. Но и для этого не обязательно быть в соцсетях —можно создать рассылку. Среди коллег — внутреннее сообщество, которое незачем читать всему миру. Или другие формы корпоративной, социальной, семейной коммуникации, которые не выводятся на всеобщее обозрение.

Я вижу в соцсетях некую новую болезнь нашего общества. Это своего рода виртуальный эксгибиционизм, выворачивание себя наружу перед всем миром. Раньше христианам было понятно, что своего «внутреннего человека» нужно беречь. Святые отцы советовали даже о веянии благодати в жизни не рассказывать слишком много, потому что с каждым рассказом то, что было живым опытом, объективизируется и отходит от тебя в повествовании, которым ты перестаешь жить. Поделись этим только тогда, когда можешь принести реальную пользу человеку. Не выворачивай себя наизнанку перед всем миром. Как говорил святитель Филарет Московский: «Служи всем и будь сокрыт ото всех».

В свое время я вышел из всех соцсетей и очень этому рад. Я не ощущаю никакой неполноценности, более того — у меня нет проблемы в получении актуальной информации. Старая мудрость говорила: «Не нужно читать новостей и смотреть телевизор — тебе сегодня расскажут обо всем, что действительно важно». А то, что ты узнаешь о каком-то мировом катаклизме на полтора часа позже, не нанесет тебе никакого ущерба.

Идеальный вариант удаленного общения — электронная почта. Общайтесь в почте! До адресата дойдет быстро, тебе ответят, и видеть это будешь только ты.

Боюсь увлечься

Павел Крючков, сотрудник Государственного литературного музея, журналов «Новый мир» и «Фома», Радио Вера и еще много чего

Никаких твиттеров, вконтактов и одноклассников. Ни живого ни мертвого журналов.

Плохо это, хорошо или никак — не знаю. Правда, не знаю.

Иногда вдруг хочется. Еду, бывает, в метро и придумываю себе никнейм, позабористее. Например, «bbgon» — по ассоциации с B. B. King.

Ну, я же люблю весь этот блюз и его короля, да к тому же тысячу лет работаю в Доме-музее Корнея Чуковского, где написана единственная сказка. «Бибигон», то есть.

Меня и самого дразнили Бибигоном — за хвастовство, болтовню и некоторую отвагу.

Я, знаете ли, жену свою по-настоящему ревную только к одной сущности мужского рода. К Фейсбуку. Поэтому, как сказала в одном из своих интервью великая Умка, то есть Анна Георгиевна Герасимова — «о запрете Фейсбука мечтаю с вожделением».

Что-то я никак не могу сообразить, в каком жанре пишу сейчас свои заметки? В жанре объяснительной записки что ли? О, Господи! …И ведь есть, есть же у чудесных молодых священников, например, или у моих коллег-товарищей по журналу «Фома» и Радио «Вера» все эти фейсбуки. И они в них прекрасно участвуют. А я? А я — ничего. Не получается.

Словом, из десяти моих добрых знакомых — в соцсетях нету лишь одного. Меня самого — и нету. Недавно мой друг по «Новому миру» сказал в сердцах: «Вечно тебя никогда нельзя найти — приходится звонить или писать по электронке, как в старину. В наше время надо уже как-то социализироваться, Павел». Надо, надо. Или не надо.

Есть у меня одна старинная знакомая, помоложе. Мы с ней при встречах шутливо разыгрываем такой застарело-безнадежный «роман». Когда прощаемся, я обычно говорю: «Ну, пока». Она — мне: «а поцелуй?» Я — ей: «боюсь увлечься». Вот-вот.

…Была в Московском университете легендарная преподавательница античности — Царствие ей Небесное! — Елизавета Петровна Кучборская. И была у нее такая присказка: оставьте мне мою идеальную жизнь. Вот и оставьте, пожалуйста. А если кого вдруг расстроил — простите великодушно.

Православный в соцсетях. Опыт священника Святослава Шевченко

Куда уходит время в социальных сетях? Банить кого-то в фейсбуке — это грех? А если ли вообще какие-то специфические «интернетные» грехи? Можно ли воспринимать фейсбук как платформу для проповеди? О своем опыте общения в интернете рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии священник Святослав Шевченко.

В интернете я начал активно присутствовать с 2002 года. Сначала освоил региональные ресурсы в виде различных форумов, а затем принялся за блогосферу российского масштаба. И пошло-поехало…

— В каких социальных сетях у вас есть аккаунты?

— У меня открыты аккаунты во всех популярных социальных сетях. Это Фейсбук, Твиттер, Вконтакте, Одноклассники, Мой мир, Я.ру, Гугл-плюс и Живой журнал. Не случайно включил блогоплатформу Livejournal в список соцсетей, поскольку она в полной мере выполняет функции социальных связей. Каждая из перечисленных площадок имеет свою специфику. Например, в Одноклассниках общаюсь в основном с одноклассниками и однокашниками по университету. Кстати, это первая соцсеть, в которой у меня появилась своя страница. Остальные платформы, честно признаюсь, открыл, чтобы через них посредством кросспостинга транслировать свои записи из ЖЖ.

В Живой журнал я пришел делиться своими мыслями, которые буквально разрывали меня изнутри. Страницу в ЖЖ открыл после опыта форумной жизни на портале kuraev.ru, где являюсь глобальным модератором. Там отец Андрей Кураев доверил мне реализовать на его форуме проект «Бюро православных идей». Постепенно появилась внутренняя потребность открытия своего блога. Тем более, коллеги по модераторскому корпусу в ЖЖ таковые уже имели.

Затем, обосновавшись в «уютной жэжэшечке», узнал о массовом исходе православных блогеров в Фейсбук. Мне ничего не оставалось, как только усилить там свое личное присутствие. Ведь для меня главное в интернете — живое общение, обмен мыслями с близкими по духу людьми.

Твиттер начал осваивать, как только понял, что в нем сидит львиная доля амурских журналистов, а мне, как руководителю епархиальной пресс-службы грех было не воспользоваться этой трибуной. Вконтакте стал для меня ближе совсем недавно.

— Много говорится об Интернете как месте проповеди. Используют ли православные священники свои аккаунты для проповеди?

— О том, что присутствие православных священников в сети очень востребовано, узнал очень скоро. Как только у меня появился Мэйл.Агент с привязкой к мэйловской соцсети «Мой мир» — ко мне стали стучаться пользователи, прознав, что я священнослужитель. Хотя тогда был еще диаконом. Мне стали задавать различные жизненные вопросы: по темам от «парень в армию ушел» до «меня бросил муж». По мере своего духовного разумения старался всем отвечать.

А также через систему личных сообщений ко мне посыпались вопросы в Одноклассниках. Кого-то мирил с парнем, кого-то отговаривал от аборта, суицида. Честно признаться, доподлинно не знаю результатов моих потуг.

Мое интернет-общение вышло на новый уровень, когда в ЖЖ у меня стало прибавляться читателей. Главной целью моего там пребывания стало желание показать, как работает мысль православного христианина, а также была и подспудная задача: представить альтернативную точку зрения на события, происходящие в России и мире. Хотелось разбавить похабщину и нецензурщину, распространенные в сети, духовно-нравственной тематикой.

Позже до меня дошло, что Живой журнал давно превратился в социальные средства массовой информации. Это случилось, когда мои посты в блоге стали сначала публиковать местные СМИ, а затем такие электронные таблоиды, как Лента.ру, Взгляд.ру, Аргументы и факты, Дейта.ру, Город 812, SmartNews, Грани.ру и другие

А однажды я опубликовался в сообществе «Один мой день», где рассказал об одном своем богослужебном дне. Запись вышла в топ рейтинга Livejournal. И что удивительно, в большинстве своем комментарии были положительные. Многие из прочитавших мой пост добавили меня в друзья и стали обращаться с жизненными проблемами в личку.

На V фестивале православных СМИ «Вера и Слово» познакомился с руководителем проекта «Батюшки онлайн» в соцсети Вконтакте Надеждой Земсковой. Она пригласила меня принять в нем участие. Теперь для меня еще и Вконтакте стала реальной площадкой для проповеди. А недавно оказался приглашенным тренером в социальном сообществе «Марта-клуб», где вместе с коллегами имею честь вести проект «Воскресная школа онлайн».

Читайте также:  Евфросиния Суздальская: житие преподобной, мощи и день памяти, о чем молятся

— Надо ли вводить интернет-грехи в общий чин исповеди? Если да — то какие?

— Грехов, которые появились с развитием интернета, действительно, немало. В первую очередь, это тщеславие, которое обуревает любого блогера или пользователя соцсетей, когда он высказывает свои мысли на широкую аудиторию.

В отдельную категорию нужно выделить интернет-зависимость, которая приравнивается к праздному времяпрепровождению. Эта зараза как снежный ком наматывает на себя невнимание к воспитанию детей, неисполнение обязанностей по дому и даже семейные скандалы на этой почве. Плюс ко всему, просиживание часами за компьютером влечет за собой хронический недосып, и как последствие — раздражительность и быструю утомляемость на работе.

Кроме этого, почему-то некоторые не считают грехом оскорбительные слова в виртуальном пространстве. Полная безнаказанность пользователя, скрывающегося за ником и аватаром, порождает иллюзию вседозволенности. Увы, к сожалению, такое случается и с православными людьми.

Нередко мы можем и нечаянно обидеть человека своими высказываниями. Это обусловлено еще и тем, что собеседник не видит нашего лица и не слышит тональности нашего голоса. К сожалению, смайлики тоже не всегда решают эту проблему. Двоеточие и закрывающую скобочку оппонент может воспринять как насмешку, издевательство.

В связи с этим, пытаюсь пользоваться правилами, которые для себя определил при общении в интернете:

1. Перед написанием важных сообщений или комментариев стараюсь прочитать краткую молитву и перекреститься;
2. В интернет-пространстве пытаюсь писать только то, что смогу сказать человеку лично в глаза при встрече;
3. Стараюсь общаться в интернете максимально искренно, насколько это возможно. Поскольку любая фальшь сведет на нет доверие собеседника;
4. Пытаюсь не отвечать сразу на оскорбительные выпады. Даю время своим эмоциям остынуть, и только спустя какой-то период пишу спокойный и взвешенный ответ. Нередко выпады и вовсе стоит проигнорировать;
5. В случае, если мое мнение по какому-то вопросу изменилось — не стесняюсь это признать. Людям свойственно взрослеть не только телом, но и мировоззрением;
6. Если чувствую, что в чем-то был неправ, то стараюсь заставить себя в этом признаться. Ведь человеку свойственно ошибаться;
7. Если чувствую, что кого-то в сети явно обидел, то пытаюсь найти в себе силы попросить прощения. Пусть не сразу, но обязательно примириться.

— Банить человека — грех? Просить ли у него прощения?

— Вообще, сам редко отправляю в бан-лист. Только в случае, если пользователь перешел границы дозволенного. Для меня это — откровенное хамство, нецензурщина и оскорбление того, что для меня свято. В этом случаю баню без угрызений совести. На мой взгляд, это тоже самое, что закрыть дверь в свой дом перед носом наглого грубияна. И нет в этом никакого греха.

Желание прекратить общение с неприятным человеком, для которого нет ничего святого, вполне естественно. А вот вопрос относительно того, чтобы просить прощения в таких ситуациях нужно целиком доверять своей совести. И не нужно исключать возможность того, что благородный порыв может превратиться в евангельский «бисер», при метании которого перед «свиньями» может их разозлить.

— Куда уходит время в фейсбуке? И как лично Вы с этим боретесь?

— Время в социальных сетях, в том же Фейсбуке, уходит на чтение километровой ленты своих друзей. Потребление многотонного объема информации занимает основное время. Начинаешь прыгать по многочисленным ссылкам и уходишь в непрекрасное далеко действительности.

Кто-то купил туфли, кто-то варит борщ, кто-то умер, кто-то родился… Приходится пропускать через себя сотни чужих жизней. Ощущение после чтения френд-лент выразил в фантасмагории, которую выложил в Твиттере в уходящем 2012-м году:

«2092 год. Люди сходят с ума от биотвиттеров, вживленных в мозг. В живых остаются носители биогаджетов с наименьшим количеством фолловеров».

Хотя, бывает, попадается и полезная информация, из которой словно из отдельных пазлов складывается твое мировоззрение, точка зрения на то или иное событие. Наверное, не будет большим преувеличением, если скажу, что сегодня социальные сети нас формируют. Именно поэтому так важна проповедь в сетях.

Бороться с «зависанием» в соцсетях нужно таким же способом, как с любой другой страстью — через личный подвиг. Определить себе время пребывания в интернете и заставить себя по истечении этого периода выключить компьютер. Ну, и конечно, просить у Бога помощи в этом.

PRAVSL Правильное славление

ВОПРОС: Батюшка, вот я листаю ленту в Instagram, и она просто пестрит бесконечными селфи гламурных красавиц, у которых, кажется, и без Церкви всё хорошо. Выходит люди счастливы без Бога? И ещё вопрос. А можно выкладывать фото семьи в соцсети? У меня все подруги выкладывают! Вроде тоже хочется и есть чем похвалиться, но муж не разрешает.

ОТВЕТ: Муж прав. Но давайте обо всем по порядку. Во-первых, не всегда можно верить страницам, как Вы говорите, гламурных красавиц. Всё это зачастую ложь. Они обманывают сами себя и врут окружающим, внушая миф о том, что безумно “счастливы, успешны и любимы”. Но это как в пословице: “Без Бога счастья не добудешь!” Поэтому и остаётся только играть роль и претворяться. Мне в “личку” приходит очень много сообщений! Посмотришь аккаунт и душа радуется – кажется внешне у человека все хорошо, а при этом у него такие скорби, такое горе и отчаяние, что плакать хочется.

И потом, действительно счастливый человек вряд ли будет выставлять своё счастье, личную и семейную жизнь напоказ, обнажаясь в прямом и в переносном смысле. Ох, если бы мы знали, насколько это опасно – делиться интимным, самым дорогим и сокровенным с совершенно чужими людьми, показывая свои фото в просторах глобальной сети. Для чего это? Зачем это нужно? Цель то одна чаще всего – заполнить пустоту в душе, свою гордыню потешить, дать людям возможность все узнать о себе, посплетничать, чтобы все восхищались и завидовали. Но вызывать зависть – это ущербная позиция людей, у которых чаще всего есть всё, кроме счастья.

Интернет – идеальный инструмент для того, чтобы беспощадно губить наши души. Но не Интернет – зло, а то, как мы его используем. Если он нам нужен для того, чтобы хвастаться и самолюбованием заниматься – это очень страшно. Вроде казалось бы, это так безобидно – выставлять свою личную жизнь на показ. Подумаешь, все так делают! А что если весь мир сходит с ума и падает в пропасть греха и нам туда же? Да, конечно, бывают примеры светлых миссионерских страничек в соцсетях, но это большая редкость и я бы сказал – нелегкий крест. Но в основном “хвастограм” какой-то получается. Святые хранили себя в чистоте и молчании, а мы на весь мир трубим о своей жизни и потом удивляемся, почему мы так несчастны. Напрасная публичность опустошает и далеко не все обладают такой духовной силой, чтобы выдержать возникающие в этой связи искушения.

Но почему же за желанием со всем миром поделиться своим счастьем, приходят слезы и страдания? Потому что счастье любит тишину и тот, кто по-настоящему счастлив бережно хранит его, не провоцирует зависть у людей и более того молится о том, чтобы ему никто не завидовал. А плоды хвастовства, самолюбия и гордости – это скорби и всегда несчастная жизнь. Отчего так происходит? Попробую объяснить. Ну вот Вы рассказали миру о своём счастье и вроде бы вполне искренне. Как итог – Вам, скорее всего, позавидовали. И, того страшнее, – сглазили, а, возможно, и прокляли. На тех, кто церковной жизнью не живёт, не причащается – колдовство, проклятие, порча, сглаз и другие проделки сатаны ДЕЙСТВУЮТ МОЛНИЕНОСНО! Враг, конечно, сделает все, чтобы мы в это не верили и исполняли его волю, удаляясь от Господа. Но духовные законы работают не зависимо от нас. Есть Бог и есть дьявол. Есть добро и есть зло. Можно верить, можно не верить, но силы тьмы никогда не спят и имеют полное влияние над человеком, который не ходит в храм и не имеет никакой защиты от зла. Поэтому не стоит удивляться чувству одиночества и необъяснимой печали – это чаще всего наших же рук дело. Люди порой словно поголовно зомбированные выкладывают отчёт о себе во все социальные сети, а погоня за лайками и комментами уже стала зависимостью. Вроде поделились чем-то личным, а на душе вместо радости в сто раз хуже стало.

К сожалению, сейчас немало тех, кто живет бессмысленно и безрассудно, и одержимы одним желанием, чтобы все им завидовали, считая это показателем какого-то там “успеха”. Но разве имеет значение мнение людей о нас? Разве они нам судьи? Сегодня хвалят, завтра свалят. Главное жить благочестиво и тихо в доброй совести и быть честным перед Господом, ведь только Он наш судья и Спаситель. ​Поэтому если не хотите страдать, НИКОГДА И НИКОМУ (кроме духовника и ближайших людей, кто действительно может помочь, порадоваться, а главное помолиться) НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО говорить о своей личной семейной жизни, а особенно в соцсетях. А чтобы защитить себя от зла, будьте благоразумны не только в интернете, но и в реальной жизни. По-меньше языком болтайте, о себе не рассказывайте, по-больше молчите, а главное – чаще ходите в храм и регулярно причащайтесь. Берегите себя от зла. Да будет милостив к Вам Господь! Священник Петр Гурьянов.

Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.
Читайте также:  Долгопрудненское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Ответы священников на вопросы

Заинтересовалась на старости лет Священным Писанием, и узнала, что многие богословы – заблуждаются. Если уж Осипов и Кураев заблудились, то что нам простым смертным делать?

28 января 2020 г. 19:54

Отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

В одном вопросе Вы задали несколько вопросов. Постараюсь отвечать по порядку.

Первое. Православная Церковь отличается от прочих христианских направлений тем, что своё понимание Писания и истин веры (догматического и нравственного учения) она строит на авторитете святых Отцов, которые являются выразителями апостольского Предания. Поэтому, Отцы для каждого православного христианина – бесспорный авторитет. Вот у кого, дорогая Светлана, и нужно искать правильное понимание Библии, и другие ответы вероучительного и нравственного характера. Конечно, читать Отцов не так просто: они жили в других исторических и культурных условиях. Их язык и изложение весьма отличен от современного. Однако, без них никак не обойтись. Начните с чтения толкований на Четвероевангелие блаж. Феофилакта Болгарского https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/ Его толкования наиболее просты в понимании, и кратки.

Второе. По поводу А.И. Осипова, А. Кураева, Головина, Ткачева, Моленко. Здесь нужно разбираться с каждым именем индивидуально. Например, Алексей Ильич является действующим преподавателем МДА, наиболее известным и авторитетным современным богословом и миссионером Русской Православной Церкви. Он никак не находится ни в какой опале. Лично я (и не только) считаю его высказывания вполне соответствующими Православию. Его книги получили гриф: «Одобрено Издательским Советом РПЦ», а значит, прошли цензуру на соответствие святоотеческому учению. Протодиакон Андрей Кураев, к сожалению, во многом сам виноват, что находится сейчас в таком «задвинутом» положении. Начав бороться с реальными грехами внутри РПЦ, он, к великому сожалению, перешел к борьбе с самой Церковью, что для православного верующего совершенно не допустимо. Стоит вспомнить его громкие высказывания по поводу одобрения Критского собора, раскола в Украине, и пр. Хотя книги и лекции о. Андрея являются вполне доброкачественными. Вы можете их читать и слушать. О Андрей Ткачев – действующий клирик РПЦ. Не запрещен, не подвергается «гонениям». Очень популярный проповедник. Его выступления Вы так – же можете слушать. Что касается бывшего священника Владимира Головина из г. Болгар, за деструктивную деятельность сектантского характера, он был законно лишен священного сана. Если хотите, можете познакомиться с материалами о его деятельности на сайте свт. Иринея Лионского https://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/ Естественно, после всего происшедшего, слушать его выступления, и читать книги (с которых, кстати, был снят гриф Издательского Совета), нельзя. Олег Моленко, является бывшим священником Русской Православной Зарубежной Церкви. Лишен священства потому, что основал собственную секту, именуемую им «Вселенской Церковью Иоанна Богослова». В качестве архиерея этой «Церкви» он поминает самого апостола Иоанна, который «воскрес вторым всеобщим воскресением сразу по своей смерти, и помимо небесных обителей, он имеет на земле Богом дарованную резиденцию в горах Гималаях» https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/4621/22699/raskolnik-oleg-molenko-i-ego-knigi Судите сами, можно – ли после таких высказываний доверять содержимому его публикаций?

Третье. Что касается вопроса о раздрае среди богословов Церкви, здесь исполняется пророчество апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Так что, не удивляйтесь этому процессу. Опять – же, чтобы не ошибиться в выборе наставника, нужно прежде всего, ориентироваться на творения людей, имеющих в Церкви бесспорный авторитет: на святых Отцов. И уже по их книгам судить о доброкачественности учений современных богословов.

Четвёртое. Вы ставите под сомнение не поврежденность Библии, предполагая: не «отредактировали» ли её? Отвечаю: это – не возможно технически. До нас дошло более пяти тысяч древних манускриптов книг Нового Завета. Это говорит о том, что оригиналы Евангелий и апостольских Посланий в древней Церкви были многократно скопированы, и распространялись на больших территориях. И для того, чтобы их «отредактировать» злоумышленникам понадобилось – бы все эти списки отыскать, изъять, уничтожить, и заменить новыми. Вы считаете, что такая деятельность могла – бы пройти для древних христиан не замеченной? Но в истории Церкви нет даже намёков на то, чтобы верующие когда – то, где – то, возмущались подобной «редакцией». Так что, по поводу чистоты библейского текста можете не сомневаться.

Что касается вопроса о том, что, якобы, у мусульман, по сравнению с православными «трава – зеленее»: нет никаких разделений, у них всё «гладенько», Вы сильно ошибаетесь. Там тоже есть разделения, противостояния между разными течениями, и отдельными богословами. В Исламе нет твёрдой догматики, нет никаких аналогов христианским Вселенским Соборам для выражения четкого и общеобязательного учения. Поэтому, многое зависит от каждого конкретного проповедника. Мусульмане, как и прочие люди, тоже подвержены последствиям падения Адама. А значит, и грехи здесь ничем не отличаются от грехов в прочих религиях. Разница между Православием и Исламом лишь в том, что у нас есть средства борьбы с грехом (правда, не все христиане хотят ими пользоваться), а там – нет.

Поэтому, дорогая Светлана, по мере сил, двигайтесь вперед в познании Господа Нашего Иисуса Христа, и учения Его Церкви, научаясь отсеивать ложные учения от верных. Ориентир – есть. Бог Вам в помощь.

Я изменил жене. Помогите. Могу ли я заслужить прощение перед Богом и всё сохранить, получить второй шанс?

22 января 2020 г. 05:24

Отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Да, это возможно, но потребует от Вас не малого труда. Начните с покаяния. На греческом языке «покаяние» звучит как «метанойя», и буквально переводится, как «изменение ума». Другими словами, покаяться, значит развернуться на 180 градусов: встать спиной ко греху, а лицом – к Богу. Почему я упоминаю здесь Господа? Неужели нельзя всё сделать без Него, одними своими силами? Бог, по учению Церкви, Источник нравственного закона, написанного в сердцах всех людей, а так – же в Евангелиях. И для того, чтобы исправить последствия нарушения этого закона, не обойтись без помощи Источника.

Как научиться каяться? Покаяние включает в себя несколько важных элементов:

1.Осознание человеком своего падения, или нарушения нравственного закона.

2.Искреннее сожаление о содеянном.

3.Ненависть ко греху, и, как говорят святые, «сжигание» мостов: решимость впредь к нему не возвращаться.

4.Неоднократное молитвенное обращение к Богу с просьбой простить грех и исцелить душу от его последствий.

Своё завершение личное покаяние человека получает в Таинстве Исповеди, установленном Самим Иисусом Христом. Властью вязать и решить человеческие грехи, Он наделил апостолов, а те, через рукоположение, передали её своим приемникам – пастырям Церкви: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22 – 23). Пройдя вышеперечисленные этапы покаяния, воспользуйтесь и Вы Таинством Исповеди, откройте свой грех Богу в присутствии священника, и его рукой получите от Самого Бога прощение. Затем, обязательно примите участие в другом Таинстве Церкви – Причащении, чтобы Христос соединился с Вами и исцелил душу от ран, нанесенных грехом.

Однако, этого будет не достаточно. Грех может снова возвращаться, и потому с ним необходима систематическая борьба. И здесь Вам не обойтись без воцерковления, ибо Церковь бережно хранит и преподаёт своим верным чадам Таинства, для победы над грехом, и аскетику – науку, выработанную подвижниками веры, для успешной борьбы с греховными наклонностями, и достижению нравственной чистоты, свободы от греха. Как пособие к покаянию и воцерковлению хочу порекомендовать Вам к прочтению книги: «Плоды истинного покаяния» схиигумена Саввы (Остапенко) https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/blizok-k-nam-gospod-zhizneopisanie-vospominanija-duhovnyh-chad-i-trudy-shiigumena-savvy-ostapenko/3 и книгу: «Зачем человек живёт?» А. И. Осипова https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/zachem-chelovek-zhivyet/ Ну а после, Вы уже сами сможете найти на сайте того – же Алексея Ильича богатый выбор книг, видео лекций о важных вопросах веры и благочестия. Бог Вам в помощь.

Хотела бы принять обряд крещения! Что для этого нужно?

20 января 2020 г. 21:35

Отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогая Анастасия! Для принятия Таинства Крещения Вам потребуется основательная интеллектуальная и духовная подготовка.

Интеллектуальную подготовку начните с чтения книги А. И. Осипова: «Таинство Крещения» https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/tainstvo-kreshcheniya/ Советую так – же, на его сайте заглянуть в раздел видео лекций. Они очень интересны и актуальны. Например: «В чем смысл жизни?», «Есть – ли Бог?», «Почему Православие – истинная вера?», и т.д. Обязательно посмотрите эти материалы. В них Вы найдете ответы на многие важные вопросы. Кроме домашней подготовки, Вам необходимо прослушать цикл Огласительных бесед перед Крещением, которые сейчас проводятся во всех храмах епархии. Эти занятия Вам очень пригодятся: здесь Вы сможете познакомиться с основами Православной веры, задать священнику интересующие Вас вопросы.

Духовная подготовка к Таинству Крещения заключается в том, чтобы научиться вести правильную христианскую жизнь (прочтите книгу: «Жизнь духовная» https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/zhizn-dukhovnaya/ ), вступить с Богом в живое общение через молитву, побороться со своими греховными привычками, научиться любить храм и богослужение. Как видите, человек не принявший Крещения, уже может делать почти всё, что и полноценные члены Церкви. Не может лишь участвовать в Таинствах (исповедоваться, причащаться), поскольку пока не крещен.

Интеллектуальная и духовная подготовка имеют целью подвести Вас к тому, чтобы Вы научились любить Бога и воцерковились ДО КРЕЩЕНИЯ. Иначе, если принятие Таинства произойдёт лишь по внешней форме, без решимости стать ученицей Христа, оно может оказаться бесполезным. Бог Вам в помощь.

Читайте также:  Православие и ислам: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Есть – ли на территории Кыргызстана православные мужские монастыри?

20 января 2020 г. 01:29

Отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Да, мужской монастырь располагается на территории г. Кара – Балта.

Настоятель: иеромонах Серафим (Шаталин)

Духовник: иеромонах Ираклий (Коростелев)

Адрес: Кыргызская Республика, Чуйская обл., Жайыльский р-н, к. Кара-Балта, ул. Центральная, 164

Контакты: 0555795297; 0773795297

Электронный адрес: sch_19_82@mail.ru

Я из секты возвратилась в Православную Церковь. Но в храме мне почему – то одиноко. Как попытаться для себя решить эту проблему?

12 января 2020 г. 23:11

Отвечает: Протоирей Димитрий Шушпанов

Проблема, возникшая у Вас, дорогая Людмила, заключается вот в чем: к великому сожалению, не во всех приходах Русской Православной Церкви есть ОБЩИННАЯ ЖИЗНЬ, которая выражается во внебогослужебной деятельности прихожан, общении между собою, в организации и посещении каких – то Библейских кружков, где, за чашкой чая, верующие сами, или вместе со священником, могут непринуждённо беседовать о духовной жизни, о Боге, о правильном понимании Писания, могут оказывать друг другу духовную, или даже материальную поддержку. Отсутствие общинности, конечно – же, не нормально. Поэтому, по возвращении из инославной конфессии, где такая жизнь кипит, Вам и одиноко в Православии. Как попытаться решить эту проблему?

Если в Вашем городе не один, а несколько храмов, разузнайте, в котором из них есть общинная жизнь, и перейдите окормляться в этот храм. Если храм только один, и, как Вы пишете, среди его прихожан нет общения, нельзя подойти к священнику, нет Евангельских чтений и Огласительных бесед, попробуйте познакомиться и подружиться с прихожанами, близкими Вам по возрасту, по интересам (прежде всего, духовным). Поговорите со священником: не сможет – ли он уделять Вам какое – то время для бесед? Может быть, он даст Вам какое – то посильное послушание в храме, или в Воскресной школе, которое сможет заполнить появившуюся в душе пустоту. Конечно, в идеале, миряне, народ Божий, может и должен активно соучаствовать в приходской жизни. Народ, наряду со священством, является хранителем Истины: неповреждённого учения Церкви. И главное Таинство Церкви – Евхаристия, не может быть совершено, если священник в храме один. Но на практике, к сожалению, не всё так гладко: ведь все мы, и батюшка в том числе, больны грехом, как потомки падшего Адама. И эти болезни могут негативно влиять на приходскую жизнь. В этом случае, Вам, дорогая Людмила, нужно попытаться перестроить себя, по возможности компенсировав отутстствие в Вашем храме общиннной жизни. Что можно – было – бы для этого посоветовать? Во – первых, чтение духовной литературы, особенно, святых Отцов (можно найти в интернете, при многих храмах сейчас устроини библиотеки). Во – вторых, налаживание регулярной молитвы: домашней и церковной. В – третьих, попытаться завязать дружбу с кем – то из прихожан, ревнующих о духовной жизни, любящих читать, с целью общения. Помоги Вам Бог.

10 января 2020 г. 21:58

Отвечает: Протоирей Димитрий Шушпанов

Вы вполне можете, не боясь греха, сделать эту операцию. Помоги Вам Господь.

«Батюшка онлайн» и православный поисковик. Как церковь покоряет интернет

Церковь закинула сети в Сеть: в последние годы в интернете массово возникают православные сайты знакомств, поисковики и сервисы вопрос-ответ. «Сноб» узнал, как РПЦ ищет паству в интернете и хорошо ли у нее это получается

Поделиться:

Стендап для воцерковленных

— Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, я влюбилась в фонарный столб!» Я ей: «Да как же так?», а она мне: «Он единственный, кто мне подмигивает, когда я вечером иду по улице».

Зал заливается смехом, а человек на сцене улыбается и ждет, когда можно будет рассказывать следующую шутку. Это похоже на стендап-шоу, только актер — в рясе, а бокам сцены стенды с иконами.

— Меня вот спрашивают: «Есть ли жизнь на Марсе?», — продолжает отец Артемий. — Но ведь на Марсе нет любви между мужчиной и женщиной, а значит, и жизни тоже нет.

Вокруг влюбленные. Парочка справа держится за руки. Слева девушка положила голову на плечо молодому человеку. Присматриваюсь: у всех четверых на пальцах — обручальные кольца. По-другому здесь быть не может. Я под Можайском, на православном молодежном фестивале «Братья». Каждый год воцерковленные юноши и девушки приезжают сюда, чтобы участвовать во всенощном бдении на открытом воздухе, читать вечерние молитвы и находить свою любовь. На сцене — не юмористическое шоу, а офлайн-версия интернет-проекта «Батюшка онлайн», где пользователи интернета могут задать любые интересующие их вопросы священнику.

Записка из зала: девушка пишет, что уже несколько лет ездит на этот фестиваль, повстречала тут свою судьбу и скоро выходит замуж. За лучшие записки священник дарит книги, и он просит счастливую невесту подойти к сцене за наградой. На вид ей не больше 18.

Следующая записка: «Почему говорят, что браки, которые заключают девственники, быстро разваливаются?»

С этим тезисом отец Артемий готов поспорить:

— Божий замысел — в том, чтобы супруги никого не знали, друг кроме друга. А если она в интимный момент вдруг вспоминает своего бывшего, это, знаете ли, уже моветон.

После выступления гости фестиваля бегут к сцене за автографом и благословением. Отец Артемий — звезда православной молодежи. Встречу с публикой он заканчивает неожиданно:

— Я понимаю, что у нас, православных людей, особенная психология, но давайте попробуем жить в этом мире так, чтобы всем остальным наша вера не казалась смешной. Совершенный христианин — это не человек в футляре. Вера — горячая, разумная и зрячая — делает христианина мудрым, и он умеет общаться с каждым на его языке, так же как, например, с ребенком — по-детски. Сегодня миссионеру и проповеднику нельзя быть слоном в посудной лавке. Если человек воодушевлен подлинной любовью к своим собеседникам, он должен уметь под них подстраиваться. Но это вовсе не значит быть хамелеоном.

Все, что вы хотели знать о боге, но боялись спросить

«Батюшка онлайн» считается одним из самых успешных медийных проектов РПЦ. На страницу «ВКонтакте» подписаны 62 тысячи человек, на вопросы читателей отвечают православные священники со всех концов света: из США, Канады, Германии. Люди спрашивают, как правильно готовиться к причастию и соблюдать пост и простит ли им Господь, что по работе им приходится обманывать людей. Есть и те, кто просто просит благословить их, например, на продажу дома или на долгую поездку.

«Здравствуйте, батюшка Сергей! Как должен молодой христианин знакомиться с девушкой для построения отношений? И как правильно их строить в нашем современном мире? Ведь православному христианину нельзя до брака предаваться интиму с девушкой», — спрашивает священника из Америки Никита Червинский. Ему отвечают, что не обязательно вступать в интимные отношения с каждой девушкой, с которой он знакомится.

«Батюшка, добрый вечер. Благословите, пожалуйста. Завтра у меня серьезный экзамен, хочу успешно сдать с Божьей помощью», — пишет другому священнику Любовь Бабенко, и тот отвечает: «Помощи Божией вам».

Часто задают вопросы на профессиональные темы. Например, Мария Николаева пишет: «Доброго Вам здоровья, батюшка! У меня к Вам вопрос, который стал волновать меня сравнительно недавно. Говорят, что от Бога есть три профессии: врач, учитель и судья! Меня же волнует профессия бухгалтера, экономиста. Говорят, что это профессия от дьявола. Так душа стала болеть, что выбрала эту профессию». Священник не дает ей конкретного ответа, объясняет лишь, что главное — быть чистой сердцем.

На сообщения читателей отвечают полсотни батюшек. Абсолютный рекордсмен проекта — протоиерей Димитрий Савельев, который за четыре года ответил примерно на восемь тысяч вопросов. При этом к интернету в целом он относится настороженно:

— Сам бы я этим заниматься не стал, но мне дал благословение владыка Прокл, который тогда был главой Симбирской митрополии. Так что я постарался быть полезным. В интернете много провокаций, часто встречаются негативные материалы, поэтому всегда есть опасность, что, пытаясь принести пользу, принесешь вред. Каждое неосторожно написанное слово могут понять превратно и растиражировать на огромную аудиторию. Я полностью это осознал, когда уже начал работать в «Батюшке онлайн». Здесь моя задача — не спорить, а рассказывать о Священном Писании и тех истинах, которые несет в себе церковь: это те вопросы, которые в свое время уже решила церковь, и дискутировать о них не стоит.

Отец Димитрий уверен, что интернет-проекты не помогут РПЦ исправить стереотипы о духовенстве, которые есть в светском обществе:

— Если человек хочет думать о чем-то плохо, он вряд ли воспримет какие-то аргументы. Можно сколько угодно объяснять, что церковь должна получать деньги, хотя бы чтобы содержать храмы в нормальном состоянии, но некоторые так и будут говорить, что высокопоставленные служители церкви просто пригрелись на теплом месте. Так что проект — это скорее удобная площадка, где церковь может общаться с населением, чем попытка кого-то в чем-то переубедить.

«Батюшку онлайн» придумали, чтобы помочь молодежи ответить на вопросы, с которыми трудно обратиться к родителям или друзьям. Все началось с ток-шоу, которые проводили в Ульяновском политехническом институте. Студенты выбирали острую тему, приглашали специалистов, чтобы обсудить ее в формате телепередачи. Часто на такие «ток-шоу» приходили священники. Автор проекта Надежда Земскова заметила, что аудитория испытывает к ним повышенный интерес, и придумала интернет-проект, в котором батюшки смогут общаться со всеми желающими.

— Мы больше ориентируемся на тех, кто пока еще не ходит в храм. Эти люди в первую очередь нуждаются в помощи и поддержке. Они часто спрашивают, как правильно молиться, как венчаться. В обществе сейчас не очень правильное представление о батюшках, а мы показываем, что они могут быть открытыми и современными. К каждому из священников, которые отвечают на вопросы, можно зайти на страничку, посмотреть, чем он живет.

Кроме паблика «ВКонтакте» у проекта есть страница в инстаграме. В июле она наделала много шума: авторы выложили фотографию Павла Астахова в рубрике «Православие в лицах», и под ней появилось столько гневных комментариев, что снимок удалили. Впрочем, Надежда Земскова так и не поняла, чем посетителям не угодил омбудсмен:

— В рубрике «Православие в лицах» мы знакомим читателей с известными и в то же время глубоко верующими людьми. Астахов как раз один из них. Там еще были Шевчук, Цыганова и многие другие. Всегда находятся люди, которые плохо знают героя и начинают злорадствовать. Про Астахова начали столько писать, что администраторы решили удалить его фотографию и не давать пищу для троллей. Но все-таки человек не может всем нравиться.

Мы попросили эксперта в области социальных сетей проанализировать страницу «Батюшка онлайн» и рассказать, отличается ли она чем-то от обычных пабликов, рассчитанных на коммерческую прибыль.

Василий Богданов, смм-специалист креативного агентства Red Keds:

В СММ для сообщества придумывается некая креативная идея, которая выгодно будет отличать бренд от конкурентов. Это, например, как если бы чай «Липтон» делал паблик, там бы все было про бодрость и хорошее настроение с утра. Но здесь, за неимением конкурентов, просто сделали вестник православной жизни. Есть система, и план публикаций тут явно есть. Есть и монетизация. Многие, говоря об СММ, спорят, приносят ли паблики деньги бренду, но в «Батюшке онлайн» мы через каждые несколько постов видим, как читателям предлагают что-то пожертвовать.

В принципе, для верующих людей это довольно полезный ресурс: он напоминает об актуальных событиях в православном мире через ленту новостей, публикует советы и полезные молитвы. Подписчики неплохо на это реагируют. Количество комментариев и лайков вполне нормальное относительно количества подписчиков, и накруток тут, судя по всему, никаких нет. Правда, я заметил, что контент поставляется не особенно качественно. Они часто повторяются. Есть, например, публикации с лидерами мнений, сделанные в одном и том же формате. Это похоже на всякие цитаты знаменитостей в коммерческих пабликах.

Конечно, не стоит от православного паблика ждать каких-то хороших картинок, прорисовок и выдающегося копирайта, но все-таки над этим стоило бы поработать, если они хотят привлекать молодую аудиторию. Сейчас это выглядит на уровне 1995 года.

Православие 2.0

В 2013 году глава РПЦ патриарх Кирилл высказывался об интернете очень критически и заявлял, что, например, монахи вообще не должны им пользоваться. «Когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?» — спрашивал он на встрече с братией Афонского монастыря.

Зимой 2015 года он называл интернет королевством кривых зеркал и говорил, что «этопорабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты».

Но уже весной 2015-го он поменял свое мнение и начал призывать священников активно участвовать в интернет-жизни:

— Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня в том числе и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы, — сказал он на заседании Высшего церковного совета Русской церкви, а летом намекнул, что и сам собирается общаться с читателями на своей странице «ВКонтакте», которую от его лица обычно ведут сотрудники синодального Информационного отдела.

Когда-то интернет и православная церковь казались почти несовместимыми явлениями, но сегодня в Сети появляется все больше сайтов для тех, кто живет по церковным канонам. В 2015 году заработал первый православный поисковик под названием «Рублев». В нем, кроме поисковой системы, есть и своя православная сеть для верующих. Правда, найти в поисковой системе можно не все. На запрос «порно», например, он выдает страницу седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй». Девиз сайта: «Ищите и обрящете».

Проектом православного поисковика два года занимался режиссер, сценарист и бывший генеральный продюсер телеканала «Дождь» Юрий Грымов. По его словам, интернет — это в первую очередь инструмент общения и познания, а не идеологическая машина.

— В среднем на сайт заходят 15–20 тысяч человек в день, но бывает и 50. Я думал, такая посещаемость у нас будет только через год, — рассказывает Грымов. — Есть такое частое заблуждение, будто бы церковь архаична и не может присутствовать в интернете. Но я знаю многих людей, которых можно назвать современными, даже модными. При этом они православные верующие. Так почему бы и церкви не быть современной? Когда-то ведь и книгопечатания не было, а потом оно появилось и стало развиваться. Нужно ведь разворачиваться к прямому контакту с людьми, к диалогу с коллегами. Сейчас, когда культ денег уже прошел, в стране есть тенденция к переоценке ценностей, и у многих есть потребность больше узнать о религии.

В мае 2014 года появилась социальная сеть «Елицы» «для общения православных людей и всех, кто хочет встать на путь христианского осмысления жизни». Она напоминает «ВКонтакте», но на своей странице можно указать, прихожанином какого храма вы являетесь, а вместе с датой рождения указать день ангела. На сайте зарегистрировано чуть больше 40 тысяч пользователей, 724 из них — священники.

Православные христиане ищут единомышленников на специальных сайтах знакомств. Есть, например, служба знакомств «Азбука верности». Авторы рассказывают, что «ставили себе задачу сделать службу знакомств без блуда, проституции и извращений, максимально чистую от соблазнов этого мира». Кстати, зарегистрироваться могут и невоцерковленные пользователи интернета. Еще один сайт знакомств называется «Прихожане» — это место для тех, кто хочет «создать православную семью с достойным человеком». Еще здесь можно найти компанию для путешествия к святым местам. И конечно, задать вопрос священнику — такая опция есть практически на всех интернет-ресурсах РПЦ.

Игорь Ганжа, директор стратегического департамента компании LMH consulting:

Церковь действительно пытается как-то идти в ногу со временем и осваивать новые каналы, чтобы общаться с прихожанами. Но нельзя сказать, чтобы она таким образом «раскручивалась». Это больше похоже на CRM — систему управления отношениями с клиентами. То есть заходить на сайт «Батюшка онлайн» и задавать вопросы будет тот, кто и так бы пошел в церковь и задал их, просто теперь ему не нужно для этого подниматься с дивана. Реализованы проекты довольно уныло, но поддержать отношения с уже существующей паствой они помогут, тем более что у нее уже снижен порог критичности по отношению к РПЦ. Чтобы привлечь новых людей, заинтересовать их в своей концепции, нужно конструктивно объяснять людям, чем эта концепция лучше других. А в данном случае духовенство просто пытается извлечь максимальную выгоду в рамках уже существующей концепции. Конечно, если появляются новые каналы для общения, вполне разумно их использовать. Но пока не похоже, чтобы при помощи этих каналов РПЦ могла устроить в интернете какую-либо революцию.

Василий Богданов, смм-специалист креативного агентства Red Keds:

Понятно, почему церковь, которая раньше высказывалась категорически против интернета, вдруг пришла в соцсети. Молодежь сегодня в них живет, интернет и соцсети — уже неразделимые понятия. В них и музыку слушают, и фильмы смотрят. А значит, зацепить молодую аудиторию можно только там. Так что площадку РПЦ выбрала правильную, в отличие от контентной политики.

Впрочем, самой релевантной площадкой для РПЦ должны, по идее, быть «Одноклассники»: там более взрослая аудитория и больше верующих людей. Но почему-то на странице «Батюшка онлайн» «ВКонтакте» 60 с лишним тысяч подписчиков, на Facebook — семь-восемь, а в «Одноклассниках» — около трех. Кажется, создатели намного больше сосредоточены на том, чтобы продвигать страницу «ВКонтакте». Видимо, они хотят воздействовать на молодую аудиторию и вербовать новых прихожан. Но чтобы привлечь новых людей, нужен более простой язык, а в постах часто встречаются выражения, которые понятны только воцерковленным людям.

Кстати, в твиттере есть аккаунт под названием «Иеродьякон Петр»: он существует в формате «Батюшка онлайн», но в шуточной форме, это такой стеб над РПЦ. Так вот, о нем, в отличие от «Батюшки онлайн» и «Елиц», не говорили ни на каких федеральных каналах, но у него больше 30 тысяч подписчиков — для твиттера это такая же значительная цифра, как 60 тысяч — для паблика «ВКонтакте». То есть получается, что потреблять православный контент у нас любят примерно так же, как и смеяться над ним.

В России становится все больше церквей: в 2010 году московское правительство утвердило программу «200 храмов», и теперь по всему городу спешно возводят храмы. Но, если внимательно приглядеться к тому, как РПЦ покоряет интернет, начинает казаться, что и в виртуальном мире церкви тоже скоро будут повсюду. Юрий Грымов в беседе со «Снобом» упомянул, что готовит новый большой проект, и посоветовал внимательно следить за происходящим в интернете осенью. Судя по всему, «Батюшкой онлайн», «Елицами» и сайтами православных знакомств РПЦ ограничиваться не собирается.

Ссылка на основную публикацию