Православие и танцы: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, можно ли заниматься танцами или нет

Танцы-за и против

За советом к батюшке. Архив. Прихожанка.ру – женский православный форум

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

За советом к батюшке. Архив ⇒ Танцы-за и против

Сообщение Ира Мартыненко » 19 дек 2011, 19:52

Сообщение Катруся » 20 дек 2011, 16:49

Сообщение Селеста » 20 дек 2011, 22:44

Сообщение Иерей J » 22 дек 2011, 18:45

Нет ни одного канона в Православной Церкви запрещающего заниматься танцами. Но Церковь призывает прихожан везде и всегда проявлять трезвомыслие. Танцы, сами по себе не несут ничего плохого, все зависит от того, с какой целью человек ими занимается.
Важно при занятии танцами следить за своими внутренними чувствами, чтобы не было смущения совести вашими делами. Если совесть начнет беспокоить, то нужно идти на исповедь и спрашивать совета лично у священника.
Если же посмотреть в Священное Писание то там тоже нет однозначного ответа, с одной стороны похваляется танец царя Давида «перед Господом» (2 Цар.6:16), жена Давида при этом укоряла его за это, он ответил ей: «пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6:21). А Мелхола за свои несправедливые упреки была наказана тем, что не имела детей до дня своей смерти (2Цар.6:23)! Конечно, танец Давида перед Ковчегом был выражением его радости и благоговения перед Богом. Но с другой стороны однозначно осуждается танец Саломеи, ну оно то и понятно, ведь это был отнюдь не гопак, и даже не ирландский стэп, а самый что ни на есть зажигательный сирийский танец с элементами обнажения.
Если посмотреть на отношение святых к танцам, то, монахи понятное дело не танцевали, а вот скажем святые князья или цари, безусловно этим промышляли, и при чем не только бальным однообразием. Так вот например св. Николай II еще до женитьбы несколько часов к ряду танцевал с английской принцессой современный модный танец с платочком. И дело не в том как к этому относился сам Николай, понятное дело, что это не был сухой танец, здесь без пристрастий не обошлось, а в том, что Церковь его за это не осуждала.

В вашем случае речь идет о таком классическом танце как балет, да еще и со спортивным уклоном. Здесь тем более нет ни какого осуждения со стороны Церкви. Главное что бы танцы не заняли в душе место Бога, и не было единственной целью в жизни, иначе это будет точно грехом.

Сообщение Соломинка » 23 дек 2011, 04:01

Как я понимаю, речь идет о спортивном бальном танце.

Ира Мартыненко, У меня возник вопрос: а почему спортивные бальные танцы? почему не спортивная стрельба, бег, лыжи, плавание, самбо??

Вообще если считать все за и против, что перевесит? Вам решать.
Из положительных моментов могу привести, что занятие спорт. б. танцами :
1) хорошо влияют на мышцы, укрепляется спина, ноги, приобретается ровная осанка, развивают гибкость и пластику, движение-это жизнь .
2) человеку помогает непринужденно общаться, соответствующе себя вести.
3) помогают приучиться следить за своим внешним видом, главное, чтобы это не было гипертрофированно потом.
Если бы это были не спортивные б.т. а например русские народные, другие исторические танцы -полька, гапак и пр, или какие-нибудь ирландские или просто занятия хореографией, я бы нашла еще больше плюсов. Потому что если заниматься этим с детства нельзя не признать, что это будет влиять на формирование отношения вашего сына к женщинам(потому что танцы проходят в паре). Какое оно будет-джентельменское, уважительное или потребительское. При том я не умаляю роль родителей в воспитании, их пример.

Если исходить из теории “из двух зол меньшее”(мы не знаем ситуацию в вашей семье, может быть-это лучший вариант на данный момент, если сравнивать, например, с болтанием по улице, возможным попаданием в плохую компанию, тогда уж лучше б.танцы
*****************
Но хотелось бы немного Вас предостеречь и рассказать об отрицательных моментах.
Есть небольшая разница- стандартная программа это будет(медленный вальс, венский вальс, фокстрот, танго, квикстеп) или латиноамериканская программа-самба, румба, ча-ча-ча, джайв, пасодобль.
1)В латине -Вашему сыну с детства придется лицезреть-от этого никуда не деться , стоять в паре с девочкой, девушкой- в облегающем, очень коротком костюме, который только едва закрывает ягодицы, присутствуют открытые спины.
2)Даже девочки уже в маленьком возрасте на выступлениях там крясятся, взрослые красятся так, что за км видно, килограмм грима. При том латина в исполнении деток( а это ведь взрослые танцы) – мне просто плакать хочется, движения бедрами извращение какое-то, слишком раннее формирование сексуальности у детей. имхо.
3)В латине все танцы отражают в движениях отношения между мужчиной и женщиной, румба-вообще танец любви и движения там весьма эротические- смысл- один—- и это делается в паре с партнером(гляньте в ютьюбе ролики)-хорошо, если партнер супруг(супруга). хорошо если они поженятся допустим впоследствии, а если нет. Как их вторая половина будет реагировать на то, что например Ваш сын будет танцевать с другой девушкой.
Если поженятся, а потом не дай Бог разведутся, смогут ли успешно потом всеже продолжать тренироваться? зачастую развод влечет распад пары, это годы-коту под хвост. С новой партнершей вставать в пару станцовываться.
6)В стандарте-платья, конечно у женщин длинные(спины голые правда часто) у детей более закрытые, но основное положение в танцах- это когда низ живота плотно прижат к низу живота партнера, ну т.е. на высоте бедер.
Из этих двух видов-более приемлем стандарт. на мой взгляд потому, что все же прививают культуру общения(отчасти): как девушку пригласить на танец, как обращаться с ней. как держаться, движения в танцах сами по себе- сдержанные, если сравнивать с латиной.
7) Но “закулисная” т.ск. жизнь танцевальной тусовки(прошу прощения за сленг) особо не радует, зависть, склоки, подкупленные судьи(редко бывает так что безденежная пара выигрывает соревнования, это надо быть гением танца ) или просто кто-то имеет своих любимчиков, все очень субективно здесь оценивается. более субьективно чем в другом виде спорта.

Спорт. б. т. являются своего рода рассадником для взращивания в душе страстей, себялюбия, гордыни, тщеславия и т.п., также и разжигания плотских страстей, это я сейчас по прошествии времени понимаю, (после начала воцерковления)
Если молодому человеку надо до брака хранить себя, то занимаясь этим видом спорта- ооочень сомнительно, как это будет, как он будет на тренировках хранить свои глаза, тело, не обращать внимание на чуть одетых девиц, крутящих бедрами.
Вспомним- какими танцами занимались в императорской России в гимназиях, кадетских корпусах. какое отношение к дамам воспитывали. какие были наряды. а теперь сравним с латиной

Танцы-это красиво, прекрасно, если они не приводят к развращению души, а в области спортивных бальных танцев это как раз и имеет место быть.
НО, одно дело если человек формируется как личность в этой среде с детства и другое-когда приходит в более взрослом возрасте, имея стержень, духовный багаж – он буде более защищен от отрицательных сторон этой “медали”.
Кас кружков, спрот секций вообще: надо смотреть по ребенку-нравится ли ему, не навязывать, не заставлять. постараться познакомить его с разными видами творчесва, спорта, и пр.
Попробовать, конечно, можно-чтобы это было- как опыт, как маленький отрезок(часть в жизни), но так чтобы танцы сами по себе не превратились в страсть-а они ведь захватывают.
.
Может случиться и так, что он бросит эти танцы не вскоре, а через много лет, но какой багаж духовный он за собой унесет, в сравнении с тем, допустим, если бы он занимался бы чем-то другим(как в положительном смысле, так и в отрицательном).
Решать Вам.

Какое отношение церкви к танцам

«Не предавайся большим рассеянностям, которые бывают часто сопряжены с потерею интересов и нравственности», — писал оптинский старец Макарий о развлечениях. Недолгие и невинные удовольствия и развлечения, как дань человеческой слабости, не возбраняются православному человеку. Они дают передышку нашим мышцам и нервам, способствуют большей работоспособности. Но развлечения рассеивают сознание, в это время оно подобно заболтавшемуся с прохожим часовому, и греху легче проскользнуть мимо стражи. Поэтому выбор развлечений следует строго определить для себя, и не нужно смущаться принятыми в мире нормами, но ориентироваться только на Божьи заповеди. «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), — говорит апостол Иоанн Богослов и ласково назидает: «Возлюбленный! Не подражай злу, но добру» (3 Ин. 1, 11).

Каково отношение церкви к танцевальному искусству?

Об одном таком «неблагополучном» развлечении — танцах — есть смысл поговорить особо. Танцы существуют у всех народов. Изначально эти ритмические движения разделялись на несколько видов — в зависимости от целей, которые они преследовали. Танцы, возбуждающие чувственное желание, предшествующие соитию; военные танцы, сообщающие боевой дух, и особые ритуальные танцы, используемые жрецами или их окружением для оккультных целей: вызывания духов и т.п. Из этого набора наиболее употребляемыми и получившими развитие оказались чувственные танцы. Они-то и легли в основу всех современных как народных, так и классических танцев, а также балета. Да-да, балета! Вся эстетика балетного искусства основана на возбуждении и удовлетворении чувственной, похотной стороны человеческой личности. Об это откровенно говорят движения и сами костюмы танцоров. В сознании наших соотечественников понятия балет и разврат долгое время непременно соседствовали. У А.Н. Островского в одной из пьес есть замечательная фраза: «Кто в продолжении двадцати лет не пропустил ни одного балета, тот в мужья не годится» («Бешеные деньги»).

Что касается танцев как бытового развлечения, то это собственно игра в «любовь» на своем уровне. Небольшой театр. В танцах незаметно растворяется и теряется стыдливость. В танце на вполне «законном» основании можно обнять, приласкать малознакомого, а то и вовсе незнакомого человека. Не случайно различные развращающие программы для подростков рекомендуют танцы и совместные спортивные занятия как «средство преодоления стыдливости», а мы называем это разрушением целомудрия. Святые отцы всегда советовали избегать касания как возможного побуждения ко греху.

«Всякое прикосновение мужчины и женщины неприлично, всякое сладострастие под тенью великих крыльев любви — целомудренно», — говорит святитель Григорий Богослов. Имеется в виду, конечно, брачная любовь. Одна девушка-студентка рассказывала, что среди ее многочисленных знакомых лишь один юноша имеет привычку деликатно отодвигать локоть или колено, когда рядом за столом или на занятиях оказывается девушка. Остальные молодые люди совершенно не озадачивают себя такими тонкостями и не меняют ни позы, ни лексики в присутствии сокурсниц. Видимо, это и есть результат такого танцевально-спортивного воспитания — вести себя со всеми, как с близкими родственниками, и дай Бог, чтобы такая фамильарность, или семейственность, закончилась на этом уровне.

«Так же и танцы, которые назвал один мудрый проповедник «Иродиадино искусство» и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности оные греховны», — писал преподобный Макарий Оптинский одной матери, воспитывающей сыновей.

В жизни приснопамятного владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, был такой случай. Вскоре после войны он попал как-то на танцплощадку. Встал в стороне и смотрел на танцующих. Вдруг перед глазами его слева направо как бы развернули свиток, и он увидел танцующих с собачьими и свиными рылами вместо лиц. Это было необычайно страшное зрелище: танцующие бесы. Длилось такое видение недолго, свиток вновь свернулся, теперь уже справа налево, и перед будущим владыкой опять танцевали люди. В эти мгновения, как рассказывал владыка Иоанн, решилась его дальнейшая судьба.

«Горе миру от соблазнов… — говорит Спаситель. — Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф. 18, 7-8).

Читайте также:  Почему болит душа: что делать в православии, советы священника, причины

Православие и танцы

В храмовом служении представлены все виды искусства, кроме танцев. Так можно ли православному человеку танцевать?

Протоиерей Андрей Лебедев (г. Уржум):

– У нас, например, в воскресной Аркульской школе дети вместо дискотек ходят на хороводы, знают их уже около шестидесяти. Это один из разделов изучения русского рукопашного боя. Любая девушка или юноша, которые умеют водить хоровод, способны постоять за себя. Но главное, конечно, то, что танец – это средство знакомства. В Уржуме мы тоже возрождаем хороводы, в Кирове некоторые отцы пытаются это делать, в православных молодёжных лагерях нашей епархии хороводы завоёвывают всё большую популярность. В некоторых православных школах проводятся балы, как современный способ знакомства молодых людей. В Москве даже обсуждается вопрос создания православных танц-клубов, но эта идея не находит поддержки. Никто не знает, как их проводить, чем наполнять, чем они будут отличаться от светских оргий.

Православие и танцы – тема интересная. В Латинской Америке, я знаю, православные во время крестных ходов пританцовывают под местные, национальные мелодии. Карнавалы, кстати, возникли именно на церковной почве – люди танцевали во время каких-то христианских шествий, ходов. В Иерусалиме православные палестинцы исполняют что-то вроде танца на Пасху, радуясь схождению Благодатного огня. Здесь, конечно, должны быть границы. Протестанты пытаются плясать или, во всяком случае, приплясывать во время богослужений – это для нас однозначно неприемлемо. Танец и богослужение в русском православии несовместимы, но в то же время одно никогда не исключало у нас другое. Наши национальные танцы очень целомудренны и помогали парню, девушке понять друг друга. То есть показывали характер человека, в танце проявлялись его душа, внутренний мир. Какой человек в танце, таким будет и в семейной жизни.

Иеромонах Александр (Митрофанов) (г. Сыктывкар):

– Сначала небольшое отступление. Действительно, в русской церковной традиции мы не увидим во время богослужения танца. Но не везде так, в православных церквях Африки вполне можно увидеть картину, когда после службы под бой барабанов священник со всем народом, пританцовывая, обходят храм изнутри. Так местный менталитет сказался на богослужении. И никого это не смущает. Т.е. мы на примере можем показать, что Церковь не видит в танце ничего неприемлемого. Опять же и в Ветхом Завете мы встречаем царя Давида, «скачущего и пляшущего пред Господом» (2 Цар. 6, 16).

А негативное отношение некоторых христиан к танцам связанно с тем, что танцы в большинстве своём, особенно современные, выглядят далеко не целомудренно. Но танец танцу рознь. Так что не стоит налагать табу на всю танцевальную культуру. Танец, как любое явление или предмет, скорее, нейтрален, а для каких целей мы его используем – зависит от нас. Той же лопатой можно сажать картошку, а можно людей убивать.

Мудро в любом подобном вопросе руководствоваться словами апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно…» (1 Кор. 10, 23). Т.е. надо подумать, какие чувства может вызвать танец. И если танец направлен на то, чтобы вызвать чувство похоти и вожделения или чего-либо подобного, то такие танцы для христианина, конечно, неприемлемы. Если во мне самом танец вызывает какие-то нехристианские чувства – тоже надо бы от такого танца отказаться. Если же всё скромно и эстетично, почему бы не потанцевать людям?

Сам я к танцам отношусь довольно прохладно, но и меня иногда радуют хорошо поставленные русские народные танцы, где зрителям сообщаются задор и хорошее настроение. Из современных направлений танца всегда с интересом наблюдаю за брейк-дансом, где молодые люди под музыку исполняют своеобразные акробатические номера.

А то, что большинство танцев в наше время направлено на пробуждение низменных чувств, – это проблема не танца, это проблема всеобщего упадка нравственности. Так уж устроен современный мир, что блуд теперь для многих не считается чем-то зазорным. И это отражается на всей культуре в целом и на танце в частности. Поэтому бояться надо не танца – бояться надо греха.

Протоиерей Евгений Соколов (настоятель храма прав. Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете, г. Архангельск):

– Довольно вспомнить, что балы любил наш Государь Император, ныне причисленный к лику святых. Для чего нужны танцы, почему мы, христиане, не считаем их чем-то зазорным? «Самая великая роскошь на земле – это человеческое общение», – сказал Антуан Экзюпери. Именно как средство общения танцы вошли в жизнь русского общества. Например, в XVII – XVIII вв. правила хорошего тона не позволяли юноше из благородной семьи просто так подойти к незнакомой девице, заговорить с ней. Девушка тем более не могла этого сделать. Поэтому знакомились они под звуки полонеза или менуэта. Хотя танцы того времени не предполагали физического контакта, у людей была возможность познакомиться, поговорить. Со столбом не танцуют: пригласил девушку – постарайся порадовать её хорошим разговором. Вальсы, фокстроты – почти все танцы до недавнего времени исполняли эту роль средства знакомства. И, конечно, танец, способный смутить, для этого не годится. Современная дискотека практически исключает общение, это скорее африканская медитация. Человек погружается в некий ритм, транс примерно с той же целью, с которой принимает алкоголь или наркотики, – он пытается отключить свой разум. Танцевальная культура отсутствует здесь в принципе: нет ни правил, ни мелодии, ни гармонии, лишь глумление над своей душой, телом, которое заставляют принимать неестественные позы. И что же делать, вообще не танцевать? – могут задать мне резонный вопрос молодые люди. В нашей студенческой общине мы попытались ответить на это, устраивая балы. Заранее объявляли об этом, приглашали учителя танцев, вместе с которым разучивали вальсы – венский, фигурный, польку, медленный фокстрот. Многие старые песни, например «Эти глаза напротив», написаны так, что под них можно вальсировать. Задолго до бала подбирается одежда, нужно привыкнуть носить платья «в пол», то есть до пола. Кроме собственно танца, нужно учиться разговаривать во время него, уметь найти интересную тему для беседы.

Это одна сторона подготовки бала. Другая – как всё устроить. Бал – это ведь не только танцы. В перерывах между ними у нас звучат романсы и классические музыкальные произведения. Какие-то игры проводятся, например «ручеёк», но не в примитивной его форме, а в умной, богатой. Действует почта, когда молодые люди обмениваются письмами. Ректор Поморского университета, побывав у нас, сказала, что ничего более интересного в своей жизни не видела. Что замечательно, здесь у неё полное единодушие со студентами. Человек после такого бала на дискотеку просто не пойдёт: вкусив что-то настоящее, как ему вытерпеть убогую пародию – что за радость вместо общения под красивую, возвышающую музыку кривляться и подёргиваться? Часто мы балы не устраиваем, лишь дважды в год, на Святки и на Светлой седмице. Ребята просят: «Давайте почаще!» – но я против этого. Каждый бал требует большой подготовки, отдачи сил. Если увлечься этим, можно забыть о христианской практике, что бал – это всё-таки не главное в жизни христианина, я уже не говорю о том, что нужно учиться, у нас ведь студенческий храм. Делу время, потехе час. Но и этот час должен быть чем-то освящён, проведён красиво.

Позволю себе, как ведущий рубрики, добавить небольшой комментарий к вышесказанному от себя, мирянина. В 90-е годы в Церковь пришли миллионы людей, которые выросли вне Церкви. Их дети стали первым, после долгого перерыва, поколением русских людей, которое выросло в убеждении: «Мы – христиане». Более того, многие юноши и девушки из неверующих семей испытывают сегодня неприятие той мерзости, в которой страна захлёбывается с начала 90-х.

Что мы можем им предложить взамен? Очень распространённый ответ: веру. Но веру никто, кроме Господа, вдохнуть в человека не в состоянии. В наших силах, однако, помочь детям так устроить свою жизнь, чтобы препятствий для веры было как можно меньше. Попробую пояснить на таком примере.

Дискотеки сегодня – это территория, где потребляются наркотики, особенно «лёгкие», вроде «эсктази», завязываются романы, которые нельзя назвать даже однодневками, счёт идёт на час-другой. Музыка и телодвижения соответствующие. В годы моей юности, в начале – середине 80-х, дискотеки были намного невиннее, хотя принцип был тот же – и наркотики, и алкоголь, и всё остальное уже присутствовало.

Но, как известно, мода возвращается через поколение. И если говорить о молодости моих родителей, то танцплощадки в то время были прекрасными местами, где звучала хорошая музыка, завязывались бесчисленные, крепкие супружества. Когда пытаюсь представить себя 16-летним, танцующим вальс, – не получается представить. Хотя под попсу, которую я, мягко говоря, не любил, плясал с памятным по сей день отвращением к нудному, некрасивому топанью и перебору ног. И предложили б нам в то время полонез, например, – одни бы это высмеяли, другие безнадёжно махнули рукой, мол, жаль, что это ушло, но во вчерашний день не вскочишь.

Сегодня, однако, ситуация другая. Ретро вновь полно обаяния, а дискотеки настолько деградировали, что у молодых чаще, чем прежде, начал включаться инстинкт самосохранения. Им можно предложить взамен и вальс, и полонез, это так или иначе уже происходит, иногда в чистых, красивых формах, но настоящий прорыв может произойти, если мы, православные, возьмём на себя подобный труд. При каждом приходе, в каждой школе мы в силах вернуть к жизни мелодии 30-х – 60-х годов и тех эпох, которые не застали даже наши бабушки. Нам отпущен, быть может, короткий период, когда это будет с интересом воспринято, может закрепиться.

Храм или балаган?

Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.

В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.

Читайте также:  Рецепты кухни второй недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.

А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – Совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?

Греческое слово άγιος (святой) понималось, как «Отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.

Шаманы, развратные пляски, вульгарное поведение – есть самое настоящее кощунство и осквернение храмов. Возникает вопрос: чем эти действия отличаются от того, что сделали Pussy Riot и Соколовский? Только тем, что последние совершили свои акции без благословения? А суть то одна и та же! Еще раз повторим: не может быть никакой миссии там, где утрачивается чувство благоговения. Как можно привести человека в Церковь посредством превращения Церкви в цирк? И как будут относиться к священному те дети, которые являются подчас невольными зрителями или участниками этих безобразий? В наши дни, когда и так ребенок может спокойно нахамить взрослому, а подросток – распивать пиво и курить на ступеньках храма, очень важно прививать подрастающему поколению чувство уважения, благоговения. Однако некоторые наши настоятели шагают в ногу со временем, с духом этого времени – «нет ничего святого», все превратим в веселье – show must go on! И каково будущее этих детей? Там, где сакральное профанируется – нет религии, нет миссии – там только пуськи, соколовские, кощунство и хамство! Более того, в результате таких «миссионерских акций» Церковь подвергается осмеянию, глумлению и т.п.

Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, Церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!

Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».

Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6: 21).

Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.

Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!

Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха.

Православие и танцы: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, можно ли заниматься танцами или нет

«Подлинно, где пляска, там и диавол. Не для того Бог дал нам ноги, чтобы безчинствовать, но для того, чтобы ходить чинно; не для того, чтобы прыгать, подобно верблюдам (и они, а не только женщины, отвратительны, когда пляшут), но для того, чтобы ликовать с ангелами». (Свт. Иоанн Златоуст, «Толкование на Мф.», т. Vll )

Любители танцев нередко ссылаются на пример царя Давида, как он плясал пред Ковчегом. Но, пляска Давида пред Ковчегом не может служить примером для оправдания светских танцев или плясок. Дело в том, что одним и тем же словом «пляска» или «танец» в том и в другом случае обозначаются разные явления.

В случае с Давидом первичен восторг. Причём, восторг духовный. И он порождает движения. Причём, движения спонтанные, которые специально не отрабатываются, т. е. не рассчитанные на зрелище. Здесь тело следует за душой, которая в свою очередь следует за духом. Соблюдается естественный иерархический порядок природы человека. В данном случае просто проявляется заложенная Богом в человеческую природу способность проявлять свои чувства через телесные движения.

В светских (эстрадных, сценических, бальных, народных и т. д.) танцах или плясках этот порядок извращается, всё ровно наоборот. Здесь первичны движения. Которые отрабатываются специально, т. е. рассчитаны на зрелище. И они призваны породить восторг. Причём, восторг чувственный, а не духовный. Здесь, напротив, тело ведёт душу. Т. е. извращается иерархический порядок природы человека. Танец превращается в систему, специально отработанную игру плоти, рассчитанную на зрелище.

Т. о., при одном и том же названии и внешней схожести в том и в другом случае мы видим принципиально разные, совершенно противоположные явления, с разницей в точности наоборот.

Если искать аналогию светских танцев и плясок в Священном Писании, то это вовсе не пляска Давида, а пляска Саломии, дочери Иродиады, на дне рождения царя Ирода. За которую она попросила в награду голову Пророка Иоанна Предтечи.

А если искать аналог пляски царя Давида перед Ковчегом в наше время, то это пляска православных арабов в Храме Гроба Господня во время схождения Благодатного Огня.

Итак, что из себя представляла пляска Давида? Это бурное внешнее выражение духовного восторга посредством спонтанных, не рассчитанных на зрелище движений, подобно выражению детской радости.

А что такое светский танец или пляска? Это систематические, специально отработанные движения плоти, рассчитанные на зрелище, направленные на возбуждение чувственного восторга.

Этого определения достаточно, чтобы, во-первых, оставить в покое Давида. И чтобы уяснить, почему, собственно, греховны светские танцы и пляски.

Так вот. Свт. Василий Великий писал: «Нет добродетели монашеской, и нет добродетели мирской, есть только один вид добродетели – добродетель Христианская» (цитирую по памяти – не помню, откуда). Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Так. взирающий на женщину ко еже вожделети ея, будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (Мф.5:22,28)» (т. l , «К верующему отцу»). Он же: «Мирянин не должен ничем отличаться от монаха, кроме одного только сожительства с женою; на это он имеет позволение, а на всё прочее нет, но во всём должен поступать одинаково с монахом» (т. Xll , «Толкование на послание к Евреям»). Об этом же писал сщмч. Иларион (Троицкий) («Единство идеала Христова. Письмо к Другу»). Т. о., принципы аскетики – это не только монашеская норма, это норма Христианская, общая и для монахов, и для мирян. Другое дело, что миряне зачастую на практике не выполняют нормы аскетики в той степени как монахи. Но это разница именно степени практического иполнения принципа, а не самого принципа. А принципы аскетики обязательны и для мирян.

Читайте также:  Пост перед причастием: правила и особенности питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост, смысл и традиции

Так вот, один из основополагающих принципов аскетики – хранение чувств (через органы чувств), в т. ч. хранение зрения, хранение осязания и т. д.

Соответственно, взгляд на женщину, которая совершает движения, рассчитанные на зрелище, направленные на возбуждение чувственного восторга (т. е. танцует или пляшет), очевиднейшим образом противоречит принципу хранения чувств. Поскольку через зрение открывает дорогу блудной страсти. А сама женщина, которая совершает такие движения (т. е. танцует или пляшет), подпадает осуждению соблазнительницы «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7) и блудницы «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28).

Также. Прикосновение к лицу противоположного пола во время совместных движений, направленных на возбуждение чувственного восторга (т. е. во время совместного танца – видите, даже просто назвав вещи своими именами, видим, что совместный танец – это в принципе та же любовная игра, отличие от постельных отношений только в степени), очевиднейшим образом противоречит принципу хранения чувств. Поскольку через осязание открывает дорогу блудной страсти. А сами танцующие подпадают осуждению блудников или прелюбодеев. А если танцуют публично, то ещё и соблазнителей.

Т. о., светские танцы и пляски противоречат духовной жизни, противоположны добродетели целомудрия, поскольку служат возбуждению блудной страсти. Т. е. попросту греховны.

Ведь, очевидно, что если пренебрежение хранением ума от помыслов (т. е. вещь более тонкая) ведёт ко греху, то тем более ведёт ко греху такая грубая небрежность в духовной жизни как пренебрежение хранением чувств, нарочное направление органов чувств на восприятие соблазнов.

Только, не надо выдумывать о «чистоте помыслов» и «отсутствии грязных мыслей» во время танцев. Это просто смешно и нелепо, когда некоторые начинают рассуждать о «бесстрастии» во время танца. Для чего женщина исполняет танец, как не для того, чтобы на её телодвижения смотрели и любовались?! Почему человек смотрит танец, как не потому, что ему нравятся эти телодвижения?! Т. е. испытывает чувственное удовольствие от этого. Почему не состоящие в браке мужчина и женщина исполняют совместный танец, как не потому, что получают чувственное удовольствие от совместных движений и взаимного прикосновения?! Иначе, кто когда стал бы заниматься всей этой ерундой, т. е. исполнять танец или смотреть на танец при отсутствии волнения чувств? Вот и не надо себе лгать.

Итак, пусть любители танцев перестанут лицемерить и прекратят ссылаться на царя Давида и в упор незамечать, что, мол, здесь греховного. Ведь, что такое фарисейство? Это не обязательно упор на строгость. Это вообще пренебрежение сутью за счёт формы ради угождения себе, основанное на лицемерии. В случае со ссылкой на пляску Давида оно проявляется как отказ от исследования сути при довольстве схожестью названия и внешней формы. А в случае с танцами вообще (и не только, это касается многих сторон мирской жизни, всего, что человек хотел бы себе разрешить, как то: пляжный отдых, театры и т. д.) фарисейство проявляется как поиски (в надежде не найти, конечно) формальных запретов на то, что и так очевидно греховно. Ведь известно, что формальные запреты нетрудно обойти. «Объяснив» себе, что именно в «наше» время (ну конечно, в какое же ещё?) данный запрет по какой-либо причине «утратил» свою актуальность. Или просто придравшись к формулировкам. Ведь любая формулировка небезупречна, всегда можно найти изъян в желаемом направлении. Вопрос только в том, будет ли это убедительным для Бога?!

Впрочем, Церковь позаботилась и о фарисеях. Для тех, кто хронически и в упор не хочет понимать сути, почему танцы это грех, кто апеллирует к формальным запретам, в надежде на их отсутствие, есть формальные запреты на светские танцы и пляски:

51 прав. Шестого Вселенского Собора запрещает «плясание на позорищи». Т. е. « пляску на сцене (τ?ς ?πι σκηνης ορχ?σεις, in scena saltationes), так как это неприлично, и особенно если участвуют женщины, ибо этим возбуждаются у зрителей страсти и похоть» (Толкование еп. Никодима (Милоша)).

62 прав. Шестого Вселенского Собора запрещает «всенародные женские плясания» (т. е., понятно, что и народные гулянья и хороводы в том числе) как «великий вред и пагубу наносити могущие». Здесь, кстати, следует понять, что всякое там «возрождение национальных традиций» в виде народных танцев, плясок, хороводов, гуляний и этно-маскарадов никаким боком к Православию не относится. Это ни что иное как реанимация культурной оболочки язычества.

Также: «Не подобает Христианам, на браки ходящим, скакати или плясати. » (Лаод., 53).

«Детям священников не представляти мирских позорищ и не зрети оных. Сие же и всем Христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления.» (Карф., 18).

Итак, светские танцы и пляски не только по сути греховны, но и канонически недопустимы.

Это относится ко всем видам шоу, балета, художественной гимнастики, фигурного катания, сценических, эстрадных, бальных, молодёжных, фольклорных, народных, бытовых и др. танцев и плясок. Все они рассчитаны на зрелище и возбуждение чувственного восторга, т. е. все они в принципе относятся к тому же явлению, что и пляска дочери Иродиады. «Диавол, плясавший тогда в ней, и ныне управляет пляшущими» (Свт. Иоанн Златоуст, «Толкование на Мф.»). Разница между ними только в степени разврата.

Православная церковь о танцевальном искусстве: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Есть в церковном учении вопросы, которые вызывают активные дискуссии и не всегда приводят к какому-то конкретному ответу, поскольку в Писании его также нет. К таким вопросам относится и вопрос танцев, а именно: можно ли танцевать православному человеку? Следует постараться разобраться в этом, чтобы не впасть в искушение или вовсе грех.

Почему танец может быть запрещен

Если рассмотреть историю этого искусства, то оно зародилось достаточно давно — еще в VI–VII веке до н.э., но, безусловно, не в том виде, какой существует сегодня. Тогда танцами считались хороводы, какие-то групповые пляски, которые стали одной из разновидностей искусства. При королевских дворах жили учителя, и представители знати обязаны были знать танцы и уметь их поддержать. Это было признаком воспитанности и образованности, но при этом оставалось коллективным занятием.

Позже стал популярен вальс и другие разновидности пляски для пар, которые все же держали их на расстоянии и не позволяли слишком тесно стоять, т.е. между мужчиной и женщиной оставалось приличное расстояние в 50-60 см. Именно тогда это стало не только искусством, но и способом флирта.

Современные танцы зародились в 50-е годы прошлого века, когда появился рок-н-ролл и начал настоящую музыкальную революцию. Сексуальная же революция прошлого века проникла во все сферы жизни и исказила их весьма существенно. Особенно это касается танцев и отношений между мужчиной и женщиной.

Итак, плохо или хорошо танцевать? Все зависит от двух вещей:

Однозначного ответа Православная Церковь не дает относительно этих занятий. Нет четкого запрета, но участие в них могут не поощряться священнослужителями. Отчего так? Дело все в виде танца, если говорить о красивых бальных произведения, в которых партнеры целомудренно относятся друг к другу и не позволяют вольностей, то это прекрасное хобби или род занятий.

А вот если это сальса или другие бразильские сексуальные движения, в которых партнеры страстно обнимаются и гладят друг друга по всему телу, то разве можно их назвать целомудренными? Конечно нет, и вот такие занятия церковь однозначно не поощряет. Для примера можно рассмотреть балет, это великое искусство, но не все его произведения Церковь одобряет.

Важно! Занятия подобные греховны тогда, когда они наполнены развратом и похотью. Красивые целомудренные движения, наподобие вальса или какие-то коллективных хороводов, не будут являться грехом.

Отношение православной церкви

Если рассмотреть и найти места в Писании, то можно увидеть, что царь Давид от радости и во славу Господа танцевал так, что его жена сделала ему замечание.

Как же отреагировал Господь? Он наказал женщину тем, что она никогда не рожала более детей. То есть Господь поощрил танец? Нет, скорее всего, Он поощрил желание и радость царя, который настолько был влюблен в Господа и возвеличивал Его, что от восхищения и радости пустился в пляс. Очень важно смотреть на мотивы сердца человека, как и в любом другом вопросе.

Если девушка, идет на дискотеку с целью развлечься там, как она говорит близким, а на деле — это лишь желание страстно обниматься и развратно себя вести с представителями противоположного пола, то хорошо ли это? Какое изначальное желание лежит в сердце девушки, зачем это ей? Важно ответить на этот вопрос, прежде чем начать двигаться под музыку.

Если же ребенок хочет пойти в кружок бальных танцев, чтобы научиться красиво двигаться, занять свое время и освоить такой вид искусства, при этом танцы целомудренные и исключают развратные и похотливые движения, то почему запрещать ему это? Мотивы сердца — вот что важно в этом и любом другом подобном вопросе.

Представители иудаизма всегда крайне эмоционально проводят свои богослужения, частью которого может стать и танец, но он осуществляется во Славу Бога. Существуют танцевальные христианские постановки, в которых участники рассказывают поучительные движения в танце, и это также хорошо.

Важно! Ради чего танцевать и для чего? — ответив на этот вопрос, можно понять, будет ли грехом это или нет.

Мнение священников

Мнение священнослужителей разнится в этом вопросе, но полезно будет узнать их, для более углубленного понимания вопроса.

Иеромонах Александр из г. Сыктывкар считает важным культурные различия. Он рассказывает, что, несмотря на отсутствие танцевальных элементов русских православных богослужениях, в церквях Африки проведение хороводов вполне нормально и, естественно, поскольку это одна из культурных их особенностей. Негативное отношение в нашей стране к танцу обусловлено тем, что современные движения не выглядят целомудренно. Не стоит налагать табу на все виды плясок.

Протоиерей Евгений из г. Архангельск вспоминает увлечение танцами последнего Государя Императора, который причислен к лику православных святых. В XVII — XVIII вв. пляска стала одним из видов общения, поскольку молодые люди противоположного пола не могли просто заговорить друг с другом, и менуэт стал возможностью диалога, несмотря на отсутствие физического контакта. То же самое касается полонеза, вальса или фокстрота — средство общения молодежи. Современная дискотека исключает разговор и направлен на погружение человека в некий транс, с отключением сознания.

В современной танцевальной культуре нет правил или гармонии — это лишь издевательство над душой и телом, которое заставляют принимать странные позы. Мы в университете устраиваем балы, готовим приличные «в пол» наряды, подбираем вальсы и музыку, готовим темы для бесед и танцуем. Это не грех, когда все прилично и направлено на развитие тела и души. А вот посещать современные клубы и дискотеки, где полно выпивки, наркотиков и разврата, безусловно, болезненно для души и тела и пользы не приносит.

Важно! Как и вопрос спиртного, одежды или поцелуев, вопрос танцев не имеет однозначного ответа или запрета. Христианин, совершенствуясь и заботясь о своем целомудрии, должен отказываться от вещей, которые его развращают и пользы не приносят.


Ссылка на основную публикацию